Руководство деловыми играми

При разработке и
проведении деловых игр
следует учитывать ряд принципов, обеспечивающих
эффективность их применения.

1.
Репрезентативность
и достаточность элементов игровой
си­
туации.
Это означает,
что составные части, или компоненты,
игры должны достаточно полно представлять
имитируемую ситуацию в аспекте,
соответствующем целям деловой игры, и
содержать ин­формацию, позволяющую
понять суть проблемы и принять адек

ватное
решение. При моделировании конкретной
ситуации приходится сокращать информацию
о ней, выбирать и отображать глав­ным
образом лишь существенные для принятия
решений факторы и фрагменты действительности.

2. Модульный
характер игры.
Сравнительно
новое для российского научно-учебного
лексикона понятие «модуль»
означает
комплекс материалов, служащих одной,
имеющей прикладное значение учебной
цели. В этот комплекс обычно входят:
теоретическая часть, описание ситуации
(кейса), примеры, иллюстрации, схемы,
вопросы, ответы, методические рекомендации.
Модульный подход способствует глубокому,
всестороннему и активному усвоению
материала. Применительно к структуре
деловой игры обычно выделяют несколько
сравнительно простых модулей,
каждый из
которых представляет собой комплекс
элементов, образующих организационное
и или функциональное единство. Это могут
бытьследующие модули:

□ организационные
модули:

  • модуль участника
    игры. Он содержит всю информацию,
    необходимую для игрока, которым может
    быть целая ко­манда;

  • модуль руководителя
    игры, характеризующий весь ком­плекс
    действий (в том числе расчетов)
    руководителя;

  • функциональные
    модули деловой игры. Они имитируют
    отдельную, относительно автономную
    функцию или область деятельности
    (например, оценку персонала, освобождение
    кадров и т.п.);

  • этапные модули,
    характеризующие комплекс задач и
    дей­ствий определенного, относительно
    завершенного этапа игры.

Модульная структура
деловой игры позволяет отрабатывать
ее отдельные элементы, или фрагменты,
в зависимости от целей обу­чения,
интересов участника и темпов усвоения
материала каждым обучаемым.

3. Системность
использования деловой игры, ее включенность
в
обучающую
программу.
Деловая
игра приносит желаемый эффект лишь
тогда, когда она опирается на теоретические
знания, ясные

представления о той
области деятельности, которую она
имитирует, и является логическим
продолжением учебного процесса, его
переходящим в практическую поведенческую
стадию заключени­ем. В современных
условиях желательна компьютеризация
деловой игры или ее фрагментов. Это
заметно расширяет ее обучающие
возможности.

Основные аспекты
деловой игры. Подготовка игры.

Проведение деловой
игры должно базироваться на принципах
эффективности(реализации
цели) и экономии,
т.е.достижении
максимальных результатов при минимальных
временных, финан­совых и других
расходах. Организация деловой игры как
специфи­ческого активного метода
обучения включает ряд аспектов. Важ­нейшие
из них:

  1. подготовка игры,

  2. формирование
    игровой группы,

  3. руководство игрой,
    контроль за ее процессом,

  4. подведение итогов
    и оценка результатов.

Подготовка игры
включает ряд мероприятий, обеспечивающих
создание общих условий ее эффективности.
К ним относятся:

  • обеспечение
    соответствия выбранной игровой методики
    учебным целям и уровню подготовленности
    участников;

  • проверка пригодности
    аудиторий для занятий;

  • использование
    адекватных характеру игры способов
    фик­сации ее процесса, поведения
    игроков. Это могут быть за­писи
    руководителя и других участников (в
    том числе на­блюдателей) игры, видео-
    и/или аудиозаписи и др.;

  • определение
    способов анализа игрового процесса. К
    ним относятся: периодические спонтанные
    замечания и реко­мендации руководителя;
    детальная проработка важнейших эпизодов
    и ролей; сопоставление собственных
    пережива­ний игроков и характеристик
    наблюдателей; оценка дей­ствий игроков
    с помощью заранее известной системы
    кри­териев или оценочных шкал и т.д.;

  • обеспечение
    содержательной насыщенности и целевой
    на­правленности мероприятия. Эпизоды
    игры должны рабо­тать на реализацию
    общей цели. Обеспечивая спонтанность,
    естественность поведения участников,
    процедура игры вме­сте с тем не должна
    быть слишком затянутой или уходить
    слишком далеко от поставленных целей;

  • оптимизация
    требований к участникам — от них не
    следу­ет требовать слишком много или
    слишком мало;

  • структурирование
    игры во времени, обеспечение пример­ного
    соблюдения ее временного регламента
    при начале, продолжительности пауз,
    завершении этапов и всего про­цесса
    игры;

  • определение форм
    оценочных коммуникаций с игроками. Это
    могут быть констатация правильных и
    неправильных


действий,
вопросы, предложения альтернативных
вариан­тов поведения, обмен мнениями
между игроками и наблю­дателями и
т.п.; □ соразмерное использование
технических средств обучения, особенно
при анализе поведения игроков и подведении
итогов.

Большие возможности
для повышения эффективности игро­вого
обучения и выходящего за пределы игровой
процедуры дальнейшего самопознания ее
участников дает видеозапись.
С ее помощью
становится возможным для участников
игры:

— посмотреть и
проанализировать свое поведение как
бы со

стороны,

а для руководителя
и всех участников:

  • отобрать, отдельно
    рассмотреть и детально обсудить
    наибо­лее важные эпизоды игры,
    подобрать оптимальные вариан­ты
    поведения;

  • проверить
    правильность самооценок игроков, а
    также оце­нок наблюдателей и
    руководителя;

  • установить степень
    успеха обучаемых посредством
    сопос­тавления фрагментов первого
    и повторных проигрываний ими одних и
    тех же ролей или ситуативных действий.

Конечно, при
просмотре видеозаписи следует обращать
осо­бое внимание на корректность ее
использования. Так, например, многократные
показ и публичное обсуждение ошибочных
форм поведения отдельных игроков может
задевать их чувство собствен­ного
достоинства.

Формирование
игровой группы

Исходный момент
практической работы по организации
деловой игры —формирование
игровой группы. Последняя
включает
всех участников игры и мо­жет состоять
из нескольких команд. Деятельность по
формирова­нию игровой группы
предполагает оценку индивидуальных
ка­честв обучаемых, степени их
подготовленности к деловой игре, их
игровой мотивации (формальное участие
или искренняя заин­тересованность,
стремление отличиться или же научиться
ново­му).
Цель
игры должна соответствовать потребностям
ее участни­
ков.
Эффективность
игры резко снижается из-за участия в
ней некомпетентных людей, незнакомых
с ее теоретическими осно­вами и тем
родом деятельности, который она имитирует.

Все участники
должны хорошо знать условия и правила
игры и соблюдать их. Для большинства
игр желателен однородный по уровню
знаний, опыта и компетентности состав
участников. Не менее важно, чтобы между
ними установились отношения доверия и
открытости. Только в этом случае оценки,
советы, замечания и критика будут
правильно восприниматься и окажут
обучаемым реальную
помощь. Вышеназванные требования
относятся не только к
непосредственным участникам — игрокам,
но к зрителям, ко­торые также входят
в круг обучаемых, выполняют в процессе
игры роли наблюдателей, аналитиков,
оценщиков и др.

Многие деловые
игры предусматривают формирование
команд. Обычно команда состоит из 5—6
участников. В рамках одной ко­манды
целесообразно распределение участников
по выполняемым ролям или функциям.
Команде следует работать на коллегиальной
основе, избегая авторитарных методов
принятия решений. В зак­рытых играх
командам-участницам категорически
запрещается обмениваться в процессе
игры информацией и коллективно об­суждать
принимаемые решения.

Руководство
игрой
и
подведение
ее итогов

Один из важнейших
факторов успеха деловой
игры — это руководство
игрой,

контроль за ее
процессом.
Руководство
может быть индивидуальным — в про­стых
играх, и коллективным — в сложных
(например, в плановых играх). Руководитель
выполняет в организации игры следующие
функции:

  • оценивает
    целесообразность проведения игры и
    формирует

    (лучше на основе
    добровольности) состав ее участников;

  • знакомит с условиями
    и правилами игры, консультирует
    участников;

  • готовит или
    адаптирует применительно к конкретным
    ус­ловиям базу данных для начального
    периода игры; устанав­ливает ее
    регламент;

  • осуществляет
    текущий контроль за соблюдением правил
    игры;

  • следит за соблюдением
    в процессе игры этических норм, защищает
    «меньшинство» от группового давления
    и пре­дотвращает возможные личные
    обиды и конфликты;

  • помогает выявлять
    и анализировать неэффективные способы
    действий и овладевать эффективными
    моделями поведения;

  • следит за
    ориентацией игрового процесса на
    достижение

    поставленных целей,
    предотвращает возможные отклоне­ния
    и «заносы» (например, переход участников
    ролевой игры к
    выяснению личных взаимоотношений);



  • собирает
    по завершению игры ее рабочие документы
    (ре­шения задач, отчеты и т.п.) и
    проверяет правильность их заполнения;

  • оценивает результаты
    выполнения заданий, поведение уча­стников
    и т.п., делает общие выводы, дает частные
    реко­мендации конкретным участникам
    игры.

Для выполнения
этих и некоторых других функций
руководи­тель должен обладать
соответствующими качествами:

  • чувствовать
    состояние участников и обладать
    коммуника­ционными способностями;

  • уметь вербализировать
    (точно выражать в словах) чувства и
    поведение участников и делать обобщения;

  • быть объективным,
    не стоять на стороне какого-либо
    учас­тника или команды;

  • уметь корректно
    сопоставлять правильные и неправильные
    позиции участников, не задевая чувство
    собственного дос­тоинства их носителей;

  • быть внимательным
    к каждому участнику, учитывать инте­ресы
    отдельных игроков и всей группы;

  • уметь понятно
    представить ситуацию, обрисовать и
    пока­зать правильные образцы поведения;

  • быть готовым
    находиться в тени, на заднем плане игры,
    удерживаться от чрезмерного вмешательства
    в ее процесс, предоставляя тем самым
    широкую свободу действий ее уча­стникам.

В полной мере
удовлетворять этим и некоторым другим
требо­ваниям может лишь квалифицированный
и опытный руководи­тель.

Подведение
итогов и оценка результатов деловой
игры
являются
ее
заключительным и чрезвычайно важным
для реализации целей игры моментом. В
процессе оценки следует руководствоваться
в первую очередь заранее установленными
критериями. Грамотное подведение итогов
помогает участникам адекватно оценить
свои сильные и слабые стороны, утвердиться
в собственном мнении, сделать
соответствующие выводы относительно
дальнейшего зак­репления изученных
образцов поведения и их внедрения в
по­вседневную деятельность. При
подведении итогов игры желатель­но
ранжировать ее участников в зависимости
от достижений, ана­лизировать и
объяснять причины успеха лидеров и
отставания аутсайдеров.

Важнейшие виды
деловых игр,

используемых в
управлении персоналом

Рассмотренная
выше общая классификация деловых игр
осно-нывается главным образом на их
формальных признаках и не явля­ется
исчерпывающей. В зависимости от
содержательной конструк­ции
и целей среди
деловых игр, наиболее широко используемых
в уп­
равлении
персоналом, можно выделить:

  • ролевые игры, в
    том числе психодраму и социодраму,

  • групподинамические
    упражнения,

  • плановые игры,

  • групповые дискуссии,

  • метод (изучения)
    конкретной ситуации.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Организация и проведение

деловой игры.

Понятие  формы – деловая игра.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру ют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра — это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в ли цах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ре бенка, его родителей, заведующей или коллеги.

По определению А.А. Балуева (А.А. Балуев. Методы активного обучения». — М.: Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, рассмотрим две из них.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, то есть как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли
какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал.

В этих играх может быть отработано поведение педагога в опреде ленных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

Деловыми играми часто называют также игры, основанные на телевизионных передачах: КВН, «Поле чу дес», «Счастливый случай», различные викторины, а также разрабо танные ими или адаптированные к педагогическим проблемам дет ского сада игровые приемы (они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастер ства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомы шленников).

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в дет ском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и вос питательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практи ческому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отра жения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, лег кости и указывает на связь этого процесса с положительными эмо циями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.

Требования по организации и проведению деловой игры.

 «Как часто мож но проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год. Хорошо, если старший воспитатель сам поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнут ри» и только затем приступит к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.

В методической работе деловая игра является  частью единой системы.

Подготовка и проведение деловой игры — процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить ее отдельные элементы или содержание без изменения модели.

Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се минары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:

  1. создание проекта деловой игры;
  2. описание последовательности действий;
  3. описание организации проведения игры;
  4. составление заданий для участников;
  5. подготовка оборудования.

Проект деловой игры

  1. Название деловой игры, ее цели.
  2. Состав участников.
  3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
  4. Суть проблемы, подлежащей решению.
  5. Состояние исследуемого вопроса.
  6. Руководство деловой игрой.
  7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.

Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.  

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.

Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.

 Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».

Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом

 Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

Приложение.

Сценарий деловой игры

на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

1.        Цель:

          — уточнение знаний педагогов, компетентность в осуществле нии ведущих задач учебного года;

  1. развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные во просы;
  2. контроль за соблюдением педагогами правил культуры рече вого общения, тактичного поведения.

2.        Правила игры:

  1. уметь слушать других;
  2. вырабатывать общее решение вопроса;
  3. принимать активное участие в игре;
  4. не оспаривать оценку жюри;
  5. соблюдать культуру речи и тактичность;
  6. придерживаться регламента.

3.        Атрибуты игры:

  — эмблема команды;

—        значки капитанов;

         — большой куб с цифрами;

—        колокольчик;

           — песочные часы;

—        аудиокассета с записью легкой музыки;

  1. воздушные шары с листами-вопросами внутри;
  2. табло для демонстрации результатов;
  3. бланки-протоколы у жюри.

4.        Ход игры:

Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра на чинается.

Разминка

Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получа ют для своей команды вопрос.

  1. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
  2. Что в первую очередь влияет на формирование человеческой лич ности? (Воспитание, социальная и природная среда, наыедственность.)

Рубрика «Говори правильно»

I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.

  1. В живом уголке жили ежи да ужи.
  2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

II.        Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.

III.        Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каж дой команды.

1.        Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

2.        Назовите главные задачи познавательного развития.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблю дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб ственной деятельности и т.д.

3.        Перечислите функции речи старшего дошкольника.

  1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
  2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
  3. Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.
  4. Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

4.        Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи тания патриотических чувств.

•        Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.

« Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну».

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше ний и т.д.

IV.        Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает отве ты и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

V.        Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие суве ниры, благодарит за участие.

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

метод деловой игры

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Признак

Виды игр

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

примеры деловых игр

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Эмоционально-деятельностная игра

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

деловая игра примеры для студентов

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

деловая игра по менеджменту пример

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

сценарий деловой игры

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

темы деловых игр

Примерные темы игр по менеджменту

Форма

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

проведение деловой игры

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ
ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)

План
— конспект

открытого
занятия

Тема:  Деловая
игра.

Формы и
методические особенности игры

Разработана: Баисовой М, И.,
педагогом

дополнительного образования

Объединение: Лидер +

Программа: Школа лидера

Возраст обучающихся:

13-14  лет

г.
Новый Уренгой

2020

План-конспект
открытого учебного занятия

1.     
 

Образовательная область(направленность)

социально-педагогическая

2.     
 

Дата и время проведения

23.01.2020г.. в 15.30

3.     
 

Раздел, тема занятия

  Деловая игра. Формы и методические
особенности игры

4.     
 

Цель:

   -Ознакомить
с моделями,  формами и структурой  проведения деловой игры.

1.     

5.     
 

Задачи:

  Развитие навыка
самостоятельного принятия решения и ответственности.

  Формирование социально продуктивных
форм  деятельности.

  Умение организовать самостоятельную
деятельность.

6.     
 

Образовательные

— формирование знаний (техники публичных
выступлений)

-формирование умений (строить диалоги, 
уметь строить свою речь)

-специальные умения (решение
ситуационных задач, строить выступление экспромтом);

-общеучебные умения (например, умение
логически и полно выстраивать ответ).

7.     
 

Воспитательные

-нравственные и
эстетические представления, системы взгля­дов на мир, способность следовать
нормам поведения, испол­нять законы;

-потребности
личности, мотивация социального поведения, дея­тельности, ценности и
ценностная ориентация, мировоззрение.

8.     
 

Развивающие

-развитие речи, мышления,

-анализ, синтез, классификация,
способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки
объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее
результаты, выдвигать гипотезы.

9.     
 

Материально-техническое оснащение занятия

 Технические
средства обучения (ТСО),  (диапроектор,  компьютер).

10. 
 

Учебно-методическое оснащение занятия

Дидактический материал для педагога: образовательная
программа, методическая литература.

1.Дидактический материал
для детей: пособий (карточки, презентация).

2.Лист оценки защиты деловых качеств  участников

3.Сводная таблица оценок.

4.Раздаточный материал для оценки знаний.

11. 
 

Тип учебного занятия

Изложения нового материала; повторения и закрепления знаний, умений,
навыков; самостоятельной работы; практической работы;

12. 
 

Используемые методы и приемы обучения

Словесные: 
рассказ, объяснение, беседа, диалог.

Наглядные: 
метод демонстраций (презентация).

Практические: упражнения, практические работы, мозговой штурм, игровые методы, обмен мнениями, самопрезентация.

13. 
 

Используемые педагогические технологии

Технология развивающего обучения,
личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная,  игровая.

14. 
 

Формы организации занятия:

групповая

15. 
 

Предварительная работа

— Составление плана конспекта занятия;

— Работа с литературой;

— Подготовка презентации.

16. 
 

Используемая литература

— Дудина И.А.
Деловые переговоры. Искусство и ремесло: Санкт-Петербург, Феникс, ВолГУ,  2010
г.

—  Кипнис М.
«Тренируем умение влиять на людей в любом режиме общения» М. ООО Издательство
АСТ- 2010г.

-Ковалев А.;  
Морев  Б.  «Арсенал  оратора»  Альпина Паблишер  М.-2012г.

— Платов В.Я. Деловые игры: разработка
организация,

проведение. — М.: Профиздат, 1991.

Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.

— Организационное поведение. Практикум. Деловые

игры, тесты, конкретные ситуации. – М.: ИНФРА-М,  2006.

— Смирнов Т.М. Методические рекомендации по подготовке и
проведению деловых игр. – М.: ИМХО, 2004

— Фопель  К. Создание команды. Психологические игры и упражнения.
– М.: Генезис, 2002.

— Шаппо  Н.П., Мельников Н.К. По лестнице к успеху (деловые игры
и конкурсы для школьников 9-11 классов). — Пособие для преподавателей. –
Минск: Тесей, 2000.

— Маковецкий Н., Реферат по «Игротехника и игротехнологии» «Основные
виды
 
деловых игр и их характеристика»Москва
2009 г

Деловая игра как одна из форм методической работы

kopilkaurokov.ru…prochee/dielovaia…form…raboty-v…;          diplomba.ruwork/101165;   infourok.rudelovaya-igra-kak-     forma…metodicheskoy.

№ п/п

Этап занятия

Время, мин.

1

1  
Вводная  часть

2 мин.

2

Теоретическая часть

12 минут

3

Практическая работа

18 минут

Подведение итогов

8 минут

Слайд 1

              «Деловая
игра: формы и методические особенности»

 Слайд 2

Цели и задачи
занятия:

ознакомить с
моделями,  формами и структурой проведения деловой игры.  


Способствовать позитивным изменениям в лидерской позиции ученика, в ходе   организации
деловой игры.


Развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности.

 -Умение
организовать самостоятельную деятельность

—   снизить
чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь» и
«сейчас»;

—  обратить
внимание участников друг на друга, объединив их партнерским соревнованием.

Слайд
3

      
План занятия:

  
1. Вводная  часть- 2 мин.

  
2. Теоретическая часть — 12 минут

  
3. Практическая работа- 18 минут

 
4.  Подведение итогов- 8 минут

Слайд
4

 Содержание:

1.      Понятие деловой игры.

2.      История
возникновения деловых игр.

3.      Сравнение 
деловых игр  с  традиционными методами обучения.

4.      Формы  деловых игр. 

5.      Структуры
деловой игры.

6.      Закрепление.
Практическая работа.  Деловая игра «Я лидер».

Слайд 5

Педагог: 
Здравствуйте  ребята, уважаемые гости.   Тема  нашего занятия: «
Деловая 
игра. Формы и методические особенности игры».

1.Понятие деловой игры.

Слайд 6

Деловая игра  — средство моделирования
разнообразных условий деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых
способов ее выполнения. Игра также является методом эффективного обучения,
поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и
реальным характером учебной деятельности.

Деловая игра — это групповое
упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных
условиях, имитирующих реальную обстановку.

              
Сложность понятия «деловая игра» привела к согласованности в многочисленных
попытках его определения. В настоящее время  деловую игру можно рассматривать и
как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный
эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.
Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих
определениях деловой игры.

         Деловая игра – это имитация реальной
производственной(управленческой или экономической)  или учебной ситуации.
Создание упрощенной модели рабочего или учебного процесса позволяет каждому
участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо
роль, принять решение, совершить действия.

2.История  возникновения
деловых игр

Слайд 7

      Истоки
деловой игры восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным
танцам охотников, вос­производившим процесс охоты до ее начала и выполняв­шим
не только магические, но и учебные функции. Не­посредственный предшественник
деловой игры — военная игра, зародившаяся в XVII веке.

«Потешные
полки» юно­го Петра I и их военные забавы — предтеча маневров, ставших деловыми
учебными играми в армии. Первая де­ловая игра, названная
организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932
г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических при­чин она была забыта в
СССР и возродилась в 1957 г. в США.
В 1955 г. Американская ассоциация
управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и
испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак  Лейк в 1957 г.  Там впервые
появился термин «деловая игра».  Уже через 10 лет они применялись почти
во всех школах бизнеса. В советской педагогической
науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться начиная с 60-х годов.
В на­стоящее
время
деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации,
на науч­но-методических конференциях и в учебном процессе как в высших, средних
специальных, общеобразовательных  учебных заведе­ниях, так и на занятиях
дополнительного образования.

2.    
Сравнение  деловых игр  с  традиционными методами обучения

Слайд
8

  Педагог:
 
Существуют 
традиционные и творческие методы обучения. Одним из методов  активного обучения является деловая игра.
Рассмотрим
преимущества деловых игр перед традиционными методами обучения.
 Метод ДИ  позволяет
соединить

широкий охват проблем и глубину их осмысливания,  игровой
компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.  Деловая игра
насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с
применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки деятельности,
легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные
методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется
вся личность.

Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет
возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
 Деловые игры (ДИ) являются эффективным
методом практического обучения и применяются довольно широко. Они
используются как средство познания в менеджменте, экономике, образовании,
экологии, медицине и других областях.

      Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата
действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают
возможность проверить альтернативные решения.
Информация, которой
пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется
хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным
результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

  Как вывод,
можно отметить, что деловые игры в отличие от традиционных методов
обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность игроков, выявлять
затруднения и причины появления проблем
.  Деловые игры позволяют
разобраться в своих ошибках и ошибках других, выслушать различные мнения и
советы со стороны.

       
Это перспективная форма обучения используется наряду с традиционной формой. Но
хочется сказать, что широкое распространение попыток применения дело­вых игр
имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и
противников. Появи­лись две противоположные тенденции ее осмысления. По­зитивная
— подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности и
акти­визации учебного процесса.

Негативная
— связана с недо­статочно пониманием сущности деловой игры, главное в ко­тором
не внешняя форма, а сложные психологические факторы, действующие через нее и
благодаря ей.
Итак!

Слайд

Разработку
деловой игры начинают с создания двух моделей — имитационной и игровой,
которые встро­ены в единый сценарий. Первый принцип ДИ реализуется на
начальном этапе ее разработки.  

Имитаци­онная
модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели,
предмет игры, графи­ческая модель взаимодействия участников, система оце­нивания
.

Игровая
модель состоит из следующих компонентов: цели, ролей и функций игро­ков,
сценария, правил игры.

Слайд
10

3.     
Формы  деловых
игр  
(раздаточный
материал)

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия 

Формирует навыки работы группе. Игроки
выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По
истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну»,
«Совещание», «Координационный Совет» 

Ролевая игра 

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль,
смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и
сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или
поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются. 

«Поле чудес»,  шахматы, «Монополия», «Своя
игра»

Эмоционально- деятельностная  игра

Является формой тренинга, моделирует ситуацию
человеческих отношений без жестких правил. 

«Конфликт» и другая имитация конкурентных,
партнерских, зависимых отношений 

Блиц-игра  

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма,
ролевых игр и анализа ситуаций

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто
больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

 Имитация практики. Участники вместе или
индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как
удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»  

Инновационная.

Направлена на генерацию новых идей в
нестандартной ситуации

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития
ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые
рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр
взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной
практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

4.    
Структуры деловой игры

Слайд
11

Что
касается структуры деловой игры, то
 единой концепции нет. Выводом
может послужить то, что деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных
решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической
деятельности.

Объектом
имитации обычно выбирается наиболее ти­пичный фрагмент деятельности, тре­бующей
системного применения
разнообразных умений и навыков,
которыми должен овладеть участник за пери­од, предшествующий игре.

Слайд
12

С
точки зрения руководителя (модератора) модель деловой игры, имеет две группы
целей — обучающие и воспитательные.  Предмет игры — это предмет деятельности
участников игры, он зависит от профессиональной компетенции организатора
деловой игры.

Слайд
13

Так,
например, схема  деловой игры «Лекция», которую целесообразно проводить со
слушателями  высших учебных, средних заведений или курсов повышения
квалификации имеет  следующий вид.

      
Схема игры «Лекция».

Этапы

Операции

I этап — информационно-теоретический

1. Вводная лекция

2. Исходная информация о ДИ

II — организационный

3. Трехступенчатые выборы 2-х лекторов и 2-х экспертов 4.
Ознакомление с ролями 3-го этапа

Этапы

Операции

III- чтение и оценка лекции

5. Чтение 1-й лекции

6.Оценка 1-й лекции

7. Чтение 2-й лекции

8. Оценка 2-й лекции

IV — заключительная дискуссия

9. Обсуждение в группах

10. Выступление лекторов

11. Выступление экспертов

12. Выступление преподавателя — руководите­ля игры

   Вы увидели, что
даже лекцию можно проводить в форме деловой игры. Скажите пожалуйста где вы 
познакомились с разными формами деловой игры? Вспомнили?!  Молодцы!

Слайд 14

Самое главное в разработке деловой игры – это сценарий — это базовый элемент
игровой процедуры. В сценарии отображается общая последовательность игры,
разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде
блок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную
картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в
игре.

Правила игры — отражают характеристики реальных
процессов и явлений.

Слайд 15

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества
принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности,
а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

5.     
Закрепление материала:

 Слайд 16

          
Итак,  деловая игра 
— воображаемая реальность. Его
используют во всех видах человеческой деятельности : в школе при проведении
уроков- они  носят
обучающие и воспитательные характер;  в бизнесе,
где  большая часть деловых игр — рыночные игры. Они, как правило, моделируют  деятельность
нескольких фирм производящих какой-либо один продукт и сбывающих его на рынке-
ценовая политика, спрос.  Широкое распространение получили внутрифирменные
игры, включающие
более
выраженный драматический компонент. В них участники получают возможность
развить управленческие навыки, обучиться принимать решения в сложных ситуациях
с учетом многих факторов; в переговорах разных уровней для принятия оптимальных
решений и т.д.).

           С
одной стороны ДИ позволяет использовать все виды деятельности, используя 
необычные ситуации; эта новая возможность достижения решения той  цели, которую
ставят организаторы игры. Например:  придя  в младшие классы вы можете им
объяснить как хорошо быть лидером, волонтером или провести какую –то игру для
выявления тех качеств, которые необходимы лидеру и вы уже с первого занятия
сможете набрать команду для работы.

Слайд 17

Исходя из
полученного теоретического материала, мы можем сделать вывод, что деловая игра
дает возможность достижения целей и задач быстрее, чем традиционная форма-
лекции беседы и т.д. Что деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных
решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической
деятельности. Я считаю, что это очень эффективный и полезный вид деятельности
для учащихся, студентов и работников в настоящее время.

Деловая игра
позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил
обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью
специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с
помощью модеративной  работы  психологов-игротехников, обеспечивающих
продуктивное общение.

Слайд 18

Подводя
итоги:   скажем, что каждая деловая игра имеет свою форму, структуру, в
некоторых случаях структура различна, но в основном имеются обязательные общие
этапы,
такие, как: имитационная модель, игровая модель, цели игры,
сценарий, распределение ролей, правила игры и подведение  итогов. А главная особенность деловой
игры – это «смоделированная» действительность»,  ситуации или имитационной
модели
, максимально приближены к жизненной ситуации. Весь полученный
опыт можно было «перенести» в реальную жизнь и там использовать.

6.     
Практическая часть.  Деловая игра «Я лидер».

Слайд
19

Сегодня
мы проведем еще одно задание для  закрепления   занятия, в виде деловой игры, в
ходе которой вам необходимо будет показать, чему вы научились на занятиях
«Школы лидера»  изучая раздел «Игротехника:
творческие игры, 
подвижные игры,  игровая деятельность».

Мы
попробуем  смоделировать  следующую ситуацию деловой игры. Вы  молодые люди,
после окончания университетов пришли на собеседование фирмы,  у  которой
возникла необходимость набрать на работу молодых перспективных сотрудников. Я
пригласила себе в помощь специалистов – экспертов по работе с кадрами и
технических секретарей. Две недели назад компания объявила о конкурсе на
вакантные места.

Предлагаю вам 
поделится на 2 группы.

Внимание! 
Инструкция: В ходе игры вы должны помнить, что наши эксперты- это представители
фирмы и по вашим деловым,  лидерским качествам они подбирают сотрудника фирмы. Претенденты должны знать основы организаторской
деятельности, основы публичных выступлений,  умение работать в команде,
проектную деятельность.
А наши педагоги  будут в роли   представителей
лаборатории общественного мнения. Оценивать вас будут
индивидуально по вашим личностным качествам: кто из вас сможет реализовать себя
в  игре: как организатор, как генератор идей, как исполнитель и в результате 
выведут абсолютного лидер

Сегодня на роль
экспертов я пригласила_____________________

Слово экспертам-
они называют какие фирмы они представляют и направление
деятельности________________________________________________________

Внимание!

Слайд 20

Права и
обязанности эксперта фирмы

1.Внимательно
следить за ходом игровой  деятельности и не  вмешиваться.

2. Оценивает
деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными
критериями;

3.Готовит
заключение по оценке деятельности команд.

4. Выступает с результатами
оценки деятельности команд;

Права и
обязанности технического секретаря

1.    
По
ходу игры после выполнения каждого  задания  разноцветные жетоны-

наклеить
каждому участнику команды на чистый лист. И по
окончание игры передать подсчитанные баллы экспертам.

2.    
Слайд
21

ОБЩИЕ
ПРАВИЛА для игроков:

1.Каждый
участник обязан действовать в соответствии с правилами игры,

выполнят
задания и обсуждать проблемы в соответствии с элементами  сотрудничества в
командах.

2. Строго
соблюдают регламент

3. Доброжелательно
выслушивают мнения;

4. Активно
участвуют в работе команд.

Внимание! Ребята. Вы-
группой  пройдете несколько   этапа. На каждом этапе будут оценивать вас будут
индивидуально, и по результатам-   эксперты и представителей лаборатории
общественного мнения определять абсолютного лидера сегодняшней игры — готового
стать сотрудником фирмы.

Эксперты-
специалисты  готовы, представители лаборатории общественного мнения готовы, и
мы приступаем к игре.

Слайд 22

1  этап.  Задание.  «Давайте познакомимся!»- Здесь
вы должные показать свои умения презентовать себя. ( чистые листы и ручки)

Самопрезентация –
коллективное. (защитить так,  чтобы заинтересовать
представителей  компанию — общий портрет группы- словесный
)
(3
минуты)
  

Слайд 23

2  этап. Задание – умение мыслить креативно.

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и
спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки
черчения? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое.
Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Перед вами
на столе предметы: мандарин, вода, коробка, и.т.д. Эти предметы –обязательное
условие  заказчика, которому вы проектируете дом. Вы пожжете использовать
цветовую гамму, объем, форму этих предметов. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте
и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни. (5 минут). (карандаши,
чистые листы, бутылка с водой, бумажные цветы, апельсин, яблоко,  огурец,
коробка, линейки, стерки).

Слайд 24

3  этап.
 
Задание – умение работать в
команде.

«Групповая скульптура»

Каждый участник одновременно и скульптор и
глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием
композиции. Вся работа происходит в полном молчании.

В центр комнаты выходит первый участник (это
может быть любой желающий или назначенный ведущим человек)
и принимает
какую-то позу.

Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к
общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение,
необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся
композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга

фигур. Вариант: «застывшая»
скульптура может «ожить». А второй команде дать название скульптуре. (3
минуты)

(умение работать в команде)

Педагог:
Дорогие  участники игры. Пока эксперты готовятся, мы с вами подведем  итоги
нашего занятия: Давайте вспомним и еще раз  теоретическую часть и повторим: деловые
игры  имеют форму (сегодня у нас была ролевая игра) структуру,  этапы, правила
для каждого участника, систему оценивания (эксперты), а также  служат развитию
и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в
принятии решений
. Сегодняшняя ДИ показала, то что строение  игры,
отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются
не только эффективным средством усвоения знаний и формированием умений, но и
способом подготовки к профессиональному общению.

Педагог:  Уважаемые эксперты вам слово. Я думаю, наша деловая игра
позволила вам  получить ясное представление о том, как наши ребята  ведут  себя
в команде. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором
идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.
Выбрали себе  специалиста достойного работать
в вашей фирме? (
рассказывают о результатах всех
участников,  и пробуют определить возможности детей и выявить лидера
).

Выступают
эксперты.

Уважаемые
коллеги ваши  результаты – результаты лаборатории общественного мнения мы
просим огласить в конце занятия.

  Спасибо!

7.      Подведение
итогов.

Слайд
25

Ход:   Проводиться
игра «Мое мнение…»

(Упражнение помогает участникам
вспомнить то, что происходило на занятии, соединить в единое целое свои
впечатления о нем и полученную информацию. Помогает завершить занятие  живой,
активной, запоминающейся манере).

Ход:   А теперь каждому из
вас я предлагаю придумать одно прилагательное- определение, которое отражает
суть нашего сегодняшнего занятия и прокомментировать.
Например,
активный, информативный и т.д.

Педагог:
 
Спасибо ребята!  А сейчас  я попрошу вас,  улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец и послушать рассказ:
 «Кот и колокольчик».

В
одном большом деревенском доме жила мышиная семья. Много лет мыши жили
счастливо и беззаботно, хозяйничали на кухне и съедали все, что могли найти.

Но
в один вовсе не прекрасный день  пришла беда. Хозяева устали от мышиных набегов
и купили кота. Кот хотел во что бы то ни стало доказать, чего он стоит, и стал
гонять мышей, поймал и съел несколько сородичей!.

Тогда
одна из мышей созвала кризисную встречу, чтобы обсудить, как справиться с
кризисной ситуацией. Эти мыши отличались прекрасными творческими способностями.
Они устроили «мозговой штурм» и придумали массу идей, как избавиться от кота-
«отравить», «застрелить», «до смерти напугать» и так далее.  Наконец 
заговорила одна мышь.

-Почему
бы не привязать на шею коту колокольчик? Тогда мы всегда будем слышать, где он,
успеем сбежать и спрятаться. Все решили, что эта чудесная идея, стали хлопать
умную мышь по спине и поздравлять с таким творческим решением. Но вдруг в
разгар поздравления самая маленькая мышка, которая сидела в темном уголке и
молчала, встала и подняла лапку.

-Можно
спросить? — робко пропищала она.

-Конечно-
сказала предводитель мышей- давай спрашивай.


Ну, я думаю, это прекрасная идея и все такое, и я не хочу портить вам
удовольствие, но… — мышка сглотнула, —  а кто из нас будет привязывать коту
колокольчик?

Слайд
26

Мораль.
  Творческие идеи прекрасны, но только если они продуманы до конца.  В
организации   деловой игры необходимо  продумать все детально, она будет
нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и
взаимосвязи участников, не автоматизированы рутинные операции, если ход игры
требует постоянного вмешательства ведущего.

Слайд
27

Ребята! Я думаю
для развития личностного роста, каждого из вас, и для достижения поставленной
цели вам нужно как можно чаще в своей работе в школе, как лидерам ученического
самоуправления необходимо использовать деловую игру. А рекомендации по форме и
структуре я вам сейчас раздам. И если вы готовы, то методическая и практическая
помощь будет всегда.

Успехов вам! И не
огорчайтесь, если что-то не получиться сразу. Неудачи — это прекрасный повод
подумать, сделать выводы. И идти дальше!

Помните!

«Тот, кто
хочет совершенствоваться, должен смотреть на свои проигрыши, как на уроки».                Касабланка

Наше занятие
подошло к концу.  Цели поставленные в начале занятия выполнены.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что
игра:

· хорошо
известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

· одно
из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую
деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное
вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре
значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические
барьеры;

· мотивационна
по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и
вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход,
воображение, устремленность;

· позволяет
решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного
личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет
оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в
некоторых случаях, и лечить;

· многофункциональна,
её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все
её возможные воздействия актуализируются одновременно;

· преимущественно
коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит
соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и
обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата);

·       
нивелирует
значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз:
материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление
результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и
другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через
призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный;

· в
обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей
педагогического результата [2].

Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества.
Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения. В
настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и
научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод
обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь основные атрибуты:

1)    Игра имитирует тот или иной аспект
целенаправленной человеческой деятельности.

2)    Участники игры получают роли, которые
определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3)    Игровые действия регламентируются
системой правил.

4)    В деловой игре преобразуются
пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5)    Игра носит условный характер.

Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального,
сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии,
судейского, блока обеспечения информацией [15].

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и
рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры [3]. 

Деловая игра предполагает практическую работу по моделированию различных
производственных и педагогических ситуации с помощью игротехнических средств.
Моделирование в игре – это структурный элемент, присущий исключительно деловым
и ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена
непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами
(макетами), замещающими реальный объект изучения. Модель реализуется через
правила.

Правила игры – это те положения, в которых отражаются сущность игры,
соотношения всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из
культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально для игры. В
зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, деловые игры
делятся на социально-экономические, производственные, социально-культурные,
управленческие, экономические, политические и др.

Этап подготовки

Разработка игры


разработка сценария

— план
деловой игры

— общее
описание игры


содержание инструктажа


подготовка материального обеспечения

Ввод в игру


постановка проблемы, целей

—  условия, инструктаж


регламент, правила

—  распределение ролей


формирование групп

—  консультации

Этап проведения

Групповая
работа над заданием

— работа с
источниками

— тренинг

— мозговой
штурм

— работа с
игротехником

Межгрупповая
дискуссия


выступление групп

— защита
результатов

— правила
дискуссии

— работа
экспертов

Этап анализа и обобщения

— 
вывод из игры

 — анализ, рефлексия

 — оценка и самооценка работы

— 
выводы и обобщения

— рекомендации

Рис.1 Технологическая
схема деловой игры

Этап подготовки деловой игры. Подготовка деловой
игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и
объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой
проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание
процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется
режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка
проблемы и выбора ситуации. Выдаются материалы, инструкции, правил, установок.
Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к
учителю за консультацией. Допускаются предварительные контакты между
участниками игры. Запрещается отказываться
от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно
относиться к игре, подавлять активность, нарушать этику поведения. Этап
подготовки заключается:

Выбор темы и диагностика исходной
ситуации.

Разработка сценария и игрового контекста, являющегося специфическим и
обязательным компонентом в конструкции деловой игры. В содержание сценария
входят: определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов
(игровых и педагогических), описание изучаемой проблемы, обоснование
поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры,
содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Цели и задачи деловой игры формируются исходя из задач обучения,
содержания изучаемых теоретических проблем и тех умений, которые должны быть
обретены участниками в процессе обучения.

При конструировании деловой игры на занятиях в системе повышения
квалификации педагогов подбирают ситуации, наиболее типичные по структуре
деятельности для преподавателя, мастера производственного обучения,
классного руководителя и т.п., что и
обеспечивает профессиональный контекст игры.

Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и
обязанностей игроков и экспертов; введением персонажей, исполнением двойных
ролей; введением противоположных по интересам ролей; конструированием
поведенческих противоречий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий;
визуальным представлением результатов, что излагается в игровой документации.

Диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей
ролевых функции, объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

Введение в игру.

Ознакомление участников и экспертов с исходной информацией.

Формирование мини-групп (4 – 5 человек), создание арбитража (экспертов, 4
– 5 человек), информирование участников об условиях игры, введение игровых
правил, вручение игровых документов.

Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуждение режима
работы. Сбор дополнительной информации, изучение специальной литературы. При
необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

Распределение ролей. Запрещено отказываться от полученной роли, выходить
из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность участников, нарушать
регламент и этику поведения.

Этап проведения.

С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только
учитель может корректировать действие участников, если они уходят от главной
цели игры. В зависимости от вида деловой игры могут быть использованы различные
типы ролевых позиций участников (например, «генератор идей», «имитатор»,
«эрудит», «аналитик», «организатор», «инициатор», «программист», «лидер» и
т.д.).

Возможный ход деловой игры:

·       
анализ
исходной информации;

·       
подготовка
к выполнению ролевых функций и заданий;

·       
выполнение
участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий.

При проведении деловой игры часто используется соревнование между
микрогруппами. Состязательность – мощный побудительный фактор активизации
познавательной деятельности, поскольку в учебном процессе взрослых действуют
мотивы профессионально-престижного свойства. Никому не хочется «ударить в грязь
лицом» перед своими коллегами, каждый стремится показать, что и он «чего-то
стоит» в профессиональном смысле, готов поделиться опытом, продемонстрировать
глубину аналитического мышления, знания проблем и т.д. В этом случае для
усиления фактора состязательности применимы иногда и оценки в баллах.

            Этап подведения итогов. Основное внимание учитель должен уделить справедливой
оценке каждого ученика. Помимо воображаемых или предписанных правилами
отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда,
возникнувшие во время игры, могут переходить в повседневную жизнь учащихся.
Так, в конфликтном коллективе, нельзя проводить игры-соревнования.

В заключительном этапе проводятся выступления микрогрупп, обмен мнениями,
защита учащимися своих решений и выводов. В заключении учитель констатирует
достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог
занятия. Этап подведения итогов заключается:

Анализ результатов игры участниками.

Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участниками своих решений и
выводов.

Подведение итогов игры учителем, который отмечает достигнутые результаты,
ошибки, формулирует окончательный итог занятий.

Особое значение приобретает в деловой игре совместное обсуждение ее
результатов, анализ полученного опыта. При этом важно:

·       
установить
проблемы и явления, которые имели место в игре;

·       
определить
и показать соответствие игры реальной жизни;

·       
выявить
причины различного поведения участников;

·       
выяснить,
имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

·       
предложить,
что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата;

·       
предложить,
что следует изменить в реальной жизни.

В ходе игры учитель может занимать разные позиции: быть руководителем
игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли
помощника и консультанта; наблюдать и оценивать по окончании действия
участников (позиция эксперта).

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (количество
участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности
(конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени
импровизации участников (от заранее заданных действий до свободной
импровизации).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрослых к ним
необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в состоянии
эмоционального подъема прибегают к имитации, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого
взаимодействия, осуществляемого в соответствии с предписанными или принимаемыми
в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогике любые игры (деловые,
ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих.
Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ролевую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и
системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям
практической деятельности реальных работников некоторой функционирующей
социально-экономической системы. Это одно из важных отличий деловой игры от
оргдеятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы активного обучения.
Например, в процессе ее подготовки и обсуждения результатов используются методы
дискуссии, анализа конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты,
решения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр
синтезируются разнообразные методы обучения,
и при этом эффект от использования названных приемов в
комплексе с игровыми средствами значительно повышается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свд винтовка руководство
  • Белгоспищепром руководство концерн
  • Усер мануал что это такое
  • Вальсакор н80 инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Мануалы тойота скачать торрент