Руководство детским театром

Руководителю актерской студии: как детскому театральному коллективу стать успешным?

Хотите сделать свой коллектив узнаваемым и добиться профессиональных высот в творчестве? Мы собрали 23 практических правила и совета , которые помогут вам достичь фантастического результата в этом увлекательном деле – построении успешного детского театра. Читайте и воплощайте ваши мечты в жизнь!

1. Стратегически двигайтесь к цели

Театр начинается…с цели! Нарисуйте вместе с коллективом «Дерево целей» и изобразите вашу мечту на самом верху. Проведите «ветви» – это второстепенные задачи, которые помогут вам достичь успеха. Этот способ поможет наглядно оценить весь масштаб работы, а также выделить все проблемные места. Воспользуйтесь сервисами mindmeister.com и app.lucidchart.com для составления шагов на пути к вашей цели.

В конце месяца обсудите с учениками прогресс. Если в древе остались невыполненные задачи, то закрасьте их красным цветом и работайте с ними. Не забывайте после каждого триумфа подводить итоги проделанной работы и мотивировать детей на достижение новых целей. 

1.jpg

Пример Дерева целей

2. Участвуйте в фестивалях и конкурсах

подать.jpg

Конкурсная сцена – это площадка, которая позволяет коллективу стать успешнее и выявить конкурентное преимущество:

  • Советы от профессионального жюри помогают устранять недочеты. 

  • Мастер-классы и творческие встречи с именитыми гостями расширяют кругозор детей. Участники находят друзей из разных городов, а педагоги – новые профессиональные знакомства.

  • Совместное путешествие укрепляет командный дух, а общая победа дарит воспоминание на всю жизнь.

Творческие конкурсы всегда улучшают последующие номера коллективов и предоставляют новые возможности. Например, нашим победителям-Лауреатам I степени ежегодно выпадает счастливый шанс заявить о своем таланте на многотысячную аудиторию со сцены БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге – на Международной Премии ARTIS.

3. Работайте над имиджем коллектива в социальных сетях

Нередко театральную студию приглашают выступить на различных мероприятиях и площадках города. Очень важно иметь страницу для связи с вами. Делитесь на ней успехами, видео-номерами, фотографиями с репетиций и прочими материалами из жизни коллектива.

Придумайте общий стиль вашей группы или сайта, выберите цвета и символы, которые бы могли ассоциироваться с вами, и ведите страницу в единой стилистике. Положительно созданный образ коллектива в социальных сетях позволит вам расширить спектр возможностей – получить внимание и поддержку общественности, обсудить театральные постановки со своей аудиторией, проводить собственные мастер- классы в онлайн-формате и многое другое. 

Как ведут социальные сети известные российские театры? Познакомьтесь с их аккаунтами и берите за пример:

4. Посещайте театр вместе

театр-6.jpg

Составьте список театров, в которых вы хотите побывать, а затем отслеживайте их программу на сайтах. Перед посещением обязательно расскажите предысторию постановки, но не раскрывайте весь смысл и сюжет. После просмотра поделитесь друг с другом впечатлениями. А чтобы попасть в театр недорого, следуйте простым правилам:

  • Подпишитесь на рассылки и соц.сети театров и следите за новостями на официальных сайтах;

  • Следите за такими площадками, как «Яндекс.Афиша» или «Концерт.ру»;

  • Делайте групповой заказ – иногда он может предполагать скидку;

  • Отправляйтесь на спектакль днем или в будние дни;

Кроме того, в открытом доступе в Интернете находится множество классических и современных постановок. Смотрите спектакли на сайте Культуры РФ   – там вы найдете более 500 различных спектаклей в записи!

5. Создайте систему поощрения

жетоны.jpg

Изготовьте коллекцию жетонов с лицами известных актеров и выдавайте их ребятам за заслуженные успехи в работе над ролью. Это могут быть разнообразные фишки, карточки – на ваше усмотрение. И, конечно же, не забывайте хвалить за заслуги весь коллектив, а не только отдельных ребят. Но не перехвалите. Помните, что поощрение необходимо дозировать.

6. Научите детей видеть постановку со стороны

Снимайте ваши выступления на видео и разбирайте ошибки вместе – дайте детям возможность самостоятельно подметить успешные или не очень удачные моменты. Спрашивайте у них, как можно сделать номер лучше. Ведь дети являются главным звеном в постановке, и нужно уважать их мнение. Видеозапись спектакля научит ребят оценивать свою игру со стороны, а также поможет увидеть постановку в совокупности с музыкой, светом и игрой других участников.

7. Участвуйте в конкурсном отборе на получение государственного гранта

ПЕРЕЙТИ

Ежегодно Министерство культуры России отбирает лучшие государственные и независимые театральные коллективы и выделяет им средства для реализации творческих проектов. Это отличная возможность воплотить все ваши фантазии в реальность – следите за информацией на сайте и обязательно попытайте удачу!

8. Наблюдайте за постановками других коллективов

Нет ничего страшного в том, чтобы копировать отдельные элементы постановок других авторов в своих номерах.

Основная мысль книги «Кради как художник» заключается в следующем: «…Копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих – проводите исследование».

Поэтому изучайте чужие постановки и извлекайте из них максимум идей. А вот некоторые источники, которые могут вам пригодиться:

  • MAAM.RU – сценарии спектаклей для детей

  • Детский музыкальный театр им. Наталии Сац – идеи постановок образовательного онлайн-проекта, первого и единственного в мире профессионального театра оперы и балета для детей

  • Проект «БЕЗ АНТРАКТА» – онлайн-фестиваль, в рамках которого можно посмотреть интересные спектакли для детей

  • КУЛЬТУРА РФ – онлайн-проект, на сайте которого вы найдете архивные записи спектаклей, интервью с известными деятелями театра и статьи

  • Драматешка – множество разнообразных пьес с участием детей

  • Театр – детям! – сайт с бесплатными спектаклями для детей от взрослых

9. Работайте над разнообразным репертуаром

театр.jpg

Не останавливайтесь на одном или двух театральных жанрах. Ставьте разнообразные номера: от комедийных до драматургических спектаклей с элементами вокального исполнения. Попробуйте себя в клоун-мим-театре, театре кукол или теней, или же в иммерсивном театре, основанном на полном погружении зрителя в мир постановки. Умение работать с разноплановым репертуаром сделает из вас настоящего мастера  своего дела.

10. Участвуйте в образовательных программах

Педагог должен расти и развиваться вместе с детьми. Для повышения профессиональных навыков педагогов, работающих с детскими творческими театральными коллективами, мы разработали онлайн-курс по актерскому мастерству (72 часа). Воспользуйтесь возможностью научиться новому в сфере театральной педагогики, подайте заявку на курс повышения квалификации на сайте и начинайте развиваться уже сегодня!

11. Подбирайте репертуар согласно возрасту артиста

театр-2.jpg

Младший школьный возраст: пьесы должны быть простыми и понятными для детей этого возраста и всегда нести положительную нравственную окраску.

Сценарный материал и пьесы для младшего школьного возраста можно найти в «методическом бестселлере» и репертуарном сборнике «Праздник в школе» – трехтомнике книг М. А. Давыдовой и И. А. Агаповой . При постановке детских пьес можно использовать таких авторов как Е.Л. Шварц, инсценировать произведение К. И. Чуковского, Агнии Барто и Аркадия Гайдара.

Подростковый возраст: в пьесах не только должны с особой яркостью раскрываться положительные черты характера человека, но и отрицательные.

Могут использоваться пьесы таких авторов, как Александр Володин «С любимыми не расставайтесь», А. Вампилов «Прощание в июне», «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота», А. Арбузов «Город на заре».

12. Забудьте о слишком ярком гриме

Смысл грима – помочь актеру почувствовать себя действующим лицом спектакля. Даже в самых сатирических пьесах и водевилях не следует делать нарочно смешной грим (например, в виде толстых губ). Чем тоньше юмор внешнего оформления образа, тем лучше. Он должен быть реалистичным и жизненно правдивым. Также нельзя пренебрегать гримом, его отсутствие может испортить долгие часы работы над спектаклем.

13. Учитывайте все нюансы на генеральной репетиции

театр-3.jpg

Соберите постановочную часть, «проиграйте» от начала до конца все театрализованное представление, обратите внимание на незащищенные места. Хорошо иметь рядом с собой ассистента, который бы фиксировал по секундомеру хронометраж каждого эпизода и записывал замечания, которые возникнут в ходе просмотра. Обязательно перед премьерой проведите репетицию со светом и звуком.

Перед конкурсом внимательно ознакомьтесь с регламентом выступления и репетиции, обсудите с организаторами примерное время на расстановку декораций – важно учесть все нюансы, чтобы ваше выступление не задерживало выход других коллективов и само мероприятие.

14. Не стесняйтесь просить о помощи

Привлекайте к некоторым постановкам концертмейстера или музыканта. Это заметно украсит театральное представление и позволит еще сильнее погрузить зрителя в атмосферу спектакля. Также не забывайте приглашать фотографа на выступления – детям будет интересно найти себя на фото и посмотреть, как они выглядят со стороны, когда выступают на сцене. Кроме того, фотоснимки понадобятся вам для наполнения страницы коллектива в социальных сетях.

15. Проводите тренинги на развитие актерского голоса

Систематически выполняйте с детьми эти упражнения на каждом занятии, и вы заметите, как их голоса становятся более выразительными и уверенными:

Упражнение 1. 

Чтобы убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла , нужно поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!». Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз. Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

Упражнение 2.

Дети должны потренироваться обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать. Попросите ребят громко и выразительно называть имена друг друга.

Упражнение 3. 

Это упражнение для тех, кто говорит «в себя». «Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!». Зачем это делать? Чтобы дети поняли: мы не говорим «в пространство», у наших слов есть адресат.

16. Соблюдайте дисциплину на занятиях

Попросите детей выключать телефоны во время репетиций и не разговаривать не по делу во время упражнений. Объясните, что для обсуждения есть всегда 5 минут в начале и конце занятия, когда вы можете ответить на все вопросы.  

17. Вносите разнообразие в занятия

театр-4.jpg

Если детям будет на уроке интересно, то они не потянутся за гаджетом и не будут беседовать друг с другом, поэтому позаботьтесь о том, чтобы каждое занятие для учеников стало новым и увлекательным открытием.

Проводите уроки грима или рассказывайте интересные факты об истории театра, приглашайте на репетиции театральных деятелей или актеров, с которыми ребята смогут пообщаться и задать свои вопросы. Так вы не будете давать ученикам заскучать и навсегда «подогреете» интерес к искусству. 

18. Попросите детей завести творческие дневники

Часто дети забывают об упражнениях, которые им советует выполнить дома педагог. Для устранения этой проблемы воспользуйтесь методом творческих дневников. Обратитесь к коллективу с просьбой завести тетрадь или блокнот, в котором они смогут фиксировать важные упражнения и идеи с занятия. Кроме того, дети могут оставлять собственные заметки, а вы – творческую оценку в виде информативного комментария.

19. Объясните детям, как правильно нужно относиться к неудачам

Если кто-то совершил ошибку на выступлении, забыл текст и подвел весь коллектив, то поддержите этого человека и напомните ему о том, что любая неудача на пути – это обязательное условие достижения успеха и роста личности. Скажите ему, что неудачи и проигрыши иногда случаются, и отчаиваться из-за этого не надо.

20. Проводите поэтические вечера

театр-5.jpg

Позвольте каждому ощутить себя звездой! Задайте тему вечера и выберите день, к которому дети должны подготовить выбранное ими стихотворения. Создайте атмосферу таинства, попросите соблюдать тишину и проведите вечер любимой поэзии в общем кругу. Это мероприятие не только сплотит ваш коллектив, но и научит ребят слышать и слушать друг друга, что очень важно в совместной деятельности. К тому же, выразительное чтение стихов – любимое занятие многих детей, увлекающихся театром.

21. Дайте детям возможность фантазировать

Попросите ребят выполнить упражнение «Говорим по-болтунски!». Оно заключается в том, что ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню, а потом пересказывает ее своими словами на языке, которого не существует (болтунский). Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. 

Сделайте ваш кабинет площадкой, где рождаются гениальные идеи. Установите в вашем классе «Чемодан чепухи», в который ребята смогут помещать интересные находки: рисунки, карикатуры, рекламные брошюры, листочки с записями цитат и пословиц – словом, все, что покажется вам оригинальным и сможет вызвать необычные ассоциации. Когда потребуется новая идея, достаньте из коробки то, что попадется под руку, а затем попытайтесь установить связи между случайно выбранным предметом и вашей задачей. Часто это приводит к удивительным результатам!

22. Уделяйте время упражнениям на снятие внутренних зажимов

Общее правило для большинства упражнений по снятию мышечного напряжения — это чередование напряжения и расслабления разных групп мышц. Предложите детям выполнить этот комплекс упражнений на каждом занятии:

Упражнение 1.

Участники садятся на стулья, напрягают все мышцы тела и стараются последовательно их расслаблять. Порядок: пальцы рук, кисти рук, плечи и предплечья, голова, тело, колени, стопы, пальцы ног. Затем в обратном порядке начинают напрягать мышцы. Комментируйте процесс вслух, чтобы ребята выполняли упражнение одновременно.

Упражнение 2.

Упражнение «Рубка дров» поможет переключить детей на активную деятельность, позволит выплеснуть свою агрессию в игре. Скажите им: «Вы когда-нибудь видели, как рубят дрова? Можете показать? Поставьте бревно на пень, встаньте прямо, занесите топор над головой и со всей силы опустите его на бревно с криком «Ха!», чтобы облегчить себе работу».

Упражнение 3.

Спрашиваем у ребят, знают ли они, как отряхиваются щенки. Обращаем внимание на то, что они отряхиваются всем телом — от носа до хвоста. Показываем, как это происходит, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторяем с детьми, упражнение можно повторить несколько раз. Оно хорошо подойдёт для завершения занятия.

23. Внедряйте традиции

Придумайте мероприятие, которое будет традиционно проходить внутри вашего коллектива и собирать всех вокруг одной идеи. Например, отметьте завершение учебного года проведением Театральной Премии!

Суть Премии заключается в демонстрации ваших лучших постановок родителям и друзьям участников коллектива. Выберите «журналиста», который будет освещать событие на камеру и комментировать все происходящее. Попросите помощи в организации мероприятия у родителей. После мероприятия вручите всем детям памятные призы в виде статуэток. Создайте атмосферу настоящей Премии и проводите мероприятие каждый год – эта традиция сблизит вас с ребятами и подарит им счастливые воспоминания на всю жизнь!

Кроме вышеупомянутых правил стоит отметить, что успех коллектива, в первую очередь, зависит от слаженной работы и понимания между педагогом и детьми. Главное – внимательно прислушивайтесь ко всем участникам, будьте влюблены в свое дело, и ребята точно последуют вашему примеру. Желаем вашему коллективу успешной актерской реализации и интересного совместного движения к вашей общей мечте!

Организация театрализованной деятельности в детском саду.

Методические рекомендации к организации театральных занятий

         Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
        Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского театра (
режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).
       Педагог детского театра помогает 
воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель – не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а  через все виды деятельности способствовать формированию  в детях творческого начала.
Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Задачи педагога.

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям;
  • включение в спектакли детей с речевыми трудностями;
  •  обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);
  •  побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний;
  • выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,  с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
  •  создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.);
  • правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.


Методические рекомендации к организации театральных занятий.

Во время театрализованной деятельности необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей; 
  •  если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  •  при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
  •  в заключении различными способами вызывать у детей радость. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):
    1. Содержание и разнообразие тематики.
    2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. 
    3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
    4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
    Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М.В.Ермолаева):
        1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм. 
        2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства,  восприятие создаваемых образов.
        3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
        4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
        5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных  воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
        6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
        Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.

    Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).
    На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.
    На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
              Во время изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
    Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

    Регламентация деятельности.
            Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей.  Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г.Чурилова).
           Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.
    Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
             Н.Ф.Сорокина рекомендует проводить  занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели – одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.
    Театрализованная деятельность детей  по 
    программе «Москвичок» осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т.д.) и как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Работа идет в подгруппах, участники которых могут меняться в зависимости от содержания деятельности.
               Для правильной организации театральной деятельности с дошкольниками  рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).
    1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
    2.  Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
    3.  Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
    4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
    5.  Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

    Вопросы:
    1.    Какими качествами должен обладать педагог, занимающийся театрализованной деятельностью с детьми?
    2.    На каких принципах базируется организация театральных занятий в детском саду? Ответ обоснуйте.

    Задание для самостоятельной работы:
    Подготовьте эссе на тему «Я – педагог детского театрального коллектива».

    Литература
    1.    Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-194с.
    2.    Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
    3.    Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996.
    4.    Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание. – 1980. №10.
    5.    Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.
    6.    Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. — №8.
    7.    Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.: МИОО, 1995.
    8.    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
    9.    Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. – 1991. — №7.

Страница 6 из 18

§ 1.5.Руководитель театрального коллектива – педагог, лидер, организатор

В современной России руководителей любительского театра готовят специально на кафедрах режиссуры вузов культуры и искусств, в колледжах культуры. Готовили их и в эпоху СССР. Так и 80-е годы в СССР работало 17 вузов культуры и искусств, 5 их филиалов, 11 культурно-просветительных факультетов в вузах искусств и педагогических институтах, 141 культурно-просветительное училище, и везде были режиссёрские кафедры, выпускающие руководителей самодеятельных театральных коллективов.
У каждого режиссёра-педагога есть свой индивидуальный стиль работы, своя харизма. «Влюблённость» в педагога-режиссёра чуть ли не обязательное условие для формирования театрального коллектива, тем более любительского, в деятельности которого принимаю! участие «по любви», где не получают зарплату, а только удовлетворяют свои насущные потребности в художественном творчестве, самовыражении, в общении. Личное общение с педагогом в любительском коллективе очень важно для его участника, это и общение с мастером, и с другом, и с наставником. Это общение часто происходит во время индивидуальных репетиций с исполнителем роли. «Индивидуальная репетиция, – писал З.Я.Корогодский, – это, по существу, разговор с актёром по душам». Такое общение оставляет, как правило, глубокий след на всю жизнь, поскольку окрашено эмоционально-позитивными воспоминаниями (без получения позитивных эмоций человек покинет самодеятельный коллектив).
Руководитель Должен постоянно вести беседы, которые выходят за тематические рамки репетиционного процесса. Вызывать на непосредственный диалог-обсуждение произведений искусства, актуальных проблем современности, нравственных тем повседневной жизни.
С восторженной любовью, например, вспоминает о руководителе детского театра при саратовском Дворце пионеров Наталье Иосифовне Сухостав О.П.Табаков, называвший её своей крёстной матерью в актёрской профессии: «Наталья Иосифовна – человек, показавшая нам «систему координат», прежде всего человеческих, в театре. То есть взаимозависимость, взаимовыручаемость, необходимость людей театра друг дружке, невозможность подвести товарищей. Пару раз я опоздал на репетиции, и она при всех устроила мне такие executions, что это навсегда запечатлелось в моём премьерском умишке.
Сухостав была настолько старше нас и столь безусловно авторитетна, что воспитательных мер воздействия почти не применяла. Любое её слово воспринималось как директива. Замечания её касались не столько профессии, сколько вопросов жизни, этики, что для меня было очень важно, потому что моё представление о демонстрации актёрской свободы отличалось от того, каким оно должно быть на самом деле. Её влияние на меня было столь сильно, что и подумать не мог, что я стану кем-нибудь ещё, а не артистом». Табаков справедливо называет феноменальным то, что из школьного театра Сухостав вышло сто шестьдесят актёров! Но, очевидно, что результат деятельности этого педагога вовсе не ограничивается этим профориентационным фактом, так как понятно насколько эффективно сказывалось участие в таком кружке на становлении личности подрастающего человека, стал ли он впоследствии служить на театральном поприще или нет.
«Для режиссёра самодеятельного театра важнее всего умение организовать коллективное творчество, разбудить инициативу, включить в работу всех участников, каждому найти дело, «завлечь» людей в коллективную игру.
Руководитель самодеятельного коллектива всегда, по крайней мере, «на пол-уха» впереди своих питомцев. Он, как опытный психолог, должен находить разные манки, чтобы поддерживать в труппе «температуру горения». Есть множество способов для этого, но принцип один: коллектив должен верить, что сегодня, сейчас он создаёт нечто истинное, высокое, своё».
А.С.Каргин сформулировал некоторые важнейшие нравственные положения и принципы, которым должен следовать руководитель самодеятельного, художественного коллектива в своей повседневной практике:
• «не повторять критические замечания участнику о допущенных промахах, которые он исправил;
• без нужды не вмешиваться в действия участников, предоставлять им возможность проявить себя, самостоятельность в решении задач коллектива;
• соблюдать в разговоре, объяснениях краткость, не подавлять своими знаниями и опытом, чаще говорить «мы», нежели «я», «наше», чем «моё»;
• согласовывать интересы каждого и всех, сегодняшнее и на отдалённую перспективу;
• не игнорировать знания о жизни, интересах отдельного участника, но не выставлять их на показ и не использовать в личных интересах;
• помнить о том, что изъяны, несовершенство руководителя отражаются на участниках. Заметив в них недостатки, посмотреть, не проявление ли это твоего влияния;
• уметь выслушивать, говорить;
• воспитывать в себе терпение и терпимость к слабостям и несовершенству человека;
• быть всегда ровным, дружелюбным;
• руководитель не имеет права обижаться, обижать, пользоваться преимуществом своего положения;
• научиться благодарить участников не голько за хорошую работу, но и за хорошее отношение к занятиям, за желание выполнить порученное, не забывая, что для этого они тратят личное время;
• уметь Поощрить, убеждать, помогать, наказывать;
• помнить: чтобы участник оставался в коллективе, есть одно средство – уважать его; чтобы он покинул коллектив – сотни причин».
Роль художественного руководителя коллектива в процессе формирования коллектива огромна. Он должен прежде всего установить атмосферу взаимного уважения и доверия, то есть совместный с коллективом способ существования. Он должен воспитать уважение к слову, к точному смыслу сказанного. Это одно из самых важных условий для создания атмосферы взаимного доверия и уважения. Уважение к слову в жизни переходит в отношение к слову на сцене, то есть к словесному действию. Свойство слова-действия – одно из коренных свойств природы актерского искусства. Он должен обеспечить индивидуальный подход к каждому и вместе с тем равенство всех перед художественным руководителем, перед искусством. Не надо забывать о педагогическом такте при оценке игры и поступков участников, развивать и укреплять в каждом чувство подлинного человеческого достоинства. Он должен проявлять ровное и равное отношение к своим питомцам в сочетании с подлинной заинтересованностью их человеческой и творческой личностью. Вряд ли при этом следует быть на короткой ноге с кем-нибудь из членов коллектива или с отдельной группой участников. Это порождает обиды, отчужденность, ведет к разобщенности в коллективе.
Руководитель любительского театра должен проявлять страстное отношение к делу, увлеченность работой, влюбленность в выбранную пьесу. Это сразу заражает коллектив. Он должен добиться четкого расписания и столь же четкого его выполнения.
Руководитель должен учитывать особенности коллектива, находить индивидуальный подход к каждому, иметь план работы не только на текущее время, но и план работы стратегического характера. Руководитель любительского театра сочетает в себе функции режиссёра, педагога, психолога, организатора, духовного лидера. Для того, чтобы быть способным выполнять эти функции, нужно иметь не только природные способности, но и специальные знания, которые нужно усвоить и постоянно пополнять. «Самого руководителя при этом должны отличать творческое отношение к делу, компетентность и инициативность, чувство ответственности, простота и доступность в общении с людьми, глубокое знание их интересов и запросов, честность, принципиальность, скромность. Такой руководитель способен вести за собой коллектив, ставить перед ним сложные задачи».

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему руководитель самодеятельного театрального коллектива должен постоянно вести беседы, которые выходят за рамки репетиционного процесса?
2. Перечислите важнейшие нравственные положения и принципы, которым должен следовать руководитель самодеятельного художественного коллектива в своей повседневной практике.
3. Какое умение режиссёра самодеятельного театрального коллектива З.Я.Корогодский называл важнейшим?

Как собрать театральную студию в
школе? Как заинтересовать детей на первом этапе
работы и вырастить из них настоящий творческий
коллектив? Какие трудности могут встретиться на
этом пути? Ответы на все эти вопросы автору
статьи пришлось искать на собственном опыте,
методом «проб и ошибок». Многие подсказки и
советы из предлагаемого материала помогут
учителям не только при постановке спектакля в
классе, но и при организации праздников, массовых
мероприятий, налаживании отношений между
ребятами.

Первая встреча

В 1994 году стоял теплый солнечный
сентябрь. Золотились еще «неокультуренные»
аллеи парка «Коломенское», москвичи щеголяли в
летней одежде, ветер носил по улице новинки –
первые желтые листья и кусочки рваных газет,
деловитые тетки тащили с дач цветы и полные сумки
фруктов. И на все это великолепие с тоской
смотрела из окна актового зала обычной
школы-«самолетика» двадцатичетырехлетняя
девчонка. А перед ней…

А перед ней шумела, галдела, смеялась и
носилась несметная толпа детей всех школьных
возрастов, совершенно не обращая внимания на
муки неумехи, потерявшей надежду их унять и из
последних сил пытающейся «сохранить лицо». И так
же суматошно носились в ее голове панические
мысли: «Господи, что я здесь делаю? Что я теперь
буду делать с ними?! Зачем я во все это
ввязалась?!!»

В тот день мне как-то удалось их
успокоить и, повинуясь небывалому порыву
вдохновения, разделить на возрастные группы. Их
действительно нужно было как-то разделить, с
такой толпой я бы тогда нипочем не справилась, а
возрастной принцип казался самым очевидным.

Сейчас-то я знаю, что работа в
разновозрастных группах имеет массу
преимуществ. Однако тогда для меня возможен был
только эмпирический способ приобретения нового
театрального педагогического опыта. Несмотря на
педагогическое образование и уже имевшийся опыт
хоровой работы с детьми, в новом деле я могла
руководствоваться только собственными детскими
воспоминаниями о занятиях в очень хорошей
театральной студии Городского дворца пионеров.

Самое удивительное, что я сделала все
правильно для успешного набора ребят в новую
театральную студию. Сперва я прошла по всем
родительским собраниям и очень серьезно
сообщила там, что буду «заниматься с детьми
актерским мастерством, пластикой и сценречью»
(последнее слово в конце похода давалось уже с
большим трудом). Затем повторила это на всех
классных часах. И в дополнение повесила на стенде
около входа яркое объявление, где были указаны
место и время первого занятия. Конечно, можно
было раздать детям и родителям информационные
флаеры, но тогда я еще этого не знала. В
результате дети пришли. 85 человек! С третьего по
десятый класс!

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю,
что совершила тогда только одну ошибку – позвала
их всех вместе, назначив лишь один день и час
приема. Ведь принцип был – «все, кто хочет», без
всякого конкурса. Но кто же мог предполагать, что
их придет так много?!

Вот так началась история, которая
длится по сей день.

Заповеди театрального педагога

Заниматься с детьми театром –
благодарное занятие. Единение в творчестве,
доверие, взаимопонимание, сознание того, что
вместе мы делаем одно большое и интересное дело,
способны принести огромную радость и педагогу, и
детям. Но ошибкой было бы думать, что детский
театр – это просто. Прежде всего – это огромная
ответственность взрослого человека перед
детьми. Ведь театр предполагает высокую степень
эмоциональной открытости, а значит, –
уязвимости. Наверняка каждый из нас может
припомнить случай из своего опыта, когда одно
неосторожное слово учителя навсегда отвращало
нас от какого-то вида деятельности или убеждало в
нашей полной неспособности. Каждый промах
педагога может нанести ребенку серьезную
психологическую травму, последствия которой –
непредсказуемы.

Основная задача педагога,
занимающегося детским театром, на мой взгляд, –
помочь ребятам избавиться от уже существующих
комплексов, убедиться в своей нужности и
уникальности, поверить в себя. А основной
принцип – «не навреди!». Это сложно, особенно
если педагог – начинающий, незнакомый с
методиками театральной педагогики.

Правда, есть один секрет, который
поможет справиться со всеми проблемами и
сложностями: надо просто очень любить свое дело и
детей, вместе с которыми ты его делаешь. Если этой
любви нет – то не стоит и браться. Надо искренне
хотеть этим заниматься и постепенно открывать,
что детский театр – это целая отдельная область
педагогики, имеющая свои определенные законы,
которые можно постичь.

И еще: театральный педагог не может
быть «училкой». Если уж Учителем, то только с
большой буквы. А так как это трудно достижимо, то
лучше всего, если он будет другом. Взрослым,
знающим и умеющим больше, но – другом. Тут важна
позиция: не обучать чему-нибудь, и, тем более, не
поучать, а быть готовым поделиться всем, что
имеешь сам, и учиться новому вместе с ребятами.
Это вообще очень важно в творческой педагогике, в
педагогике искусства – ежедневно вместе
узнавать новое!

Заразительным на этом этапе может
стать только искреннее увлечение педагога,
малейший намек на «обязаловку» способен
разрушить строящееся здание совместного
творчества.

Как заинтересовать

Чуть позже ребята поймут, что театр
невозможен без коллективной ответственности. Но
это будет потом, а как сейчас заинтересовать
ребят, удержать в новом коллективе? Очень просто:
нужно идти от них, предложить каждому ребенку
именно то, что ему больше всего нужно. Мотивация
детей может быть разной: одни приходят в
театральную студию спасаться от одиночества,
другие – «за компанию», третьи –
«поприкалываться», и немногие – по причине
страстной любви к театру.

Но есть среди причин одна, единая для
всех, хотя и неосознанная. Каждому ребенку очень
важно быть значимым, интересным и особенным.
Пусть кто-то в него поверит, пусть кто-то
разглядит в нем одаренность!

Для детей, особенно в подростковом
возрасте, особенно нужен человек, готовый их
оценить и поверить в них. Почти всегда дети
сначала приходят к нам «погреться у костра» и,
если костер действительно греет, – остаются. А
потом им самим тоже начинает хотеться обогреть
кого-то. Вот тут-то и рождается совместное
творчество. Любовь – это, прежде всего, внимание
друг к другу. Чтобы заинтересовать детей, сначала
нужно заинтересоваться ими. Что нравится каждому
из них? Что для каждого жизненно важно? Что
получается у них хорошо, а что – нет?

Театр – искусство синтетическое, и
неверно думать, что постановка спектакля – это
только работа с актерами. Равно важны люди,
обеспечивающие музыкальное и световое
оформление, шьющие костюмы и создающие
декорации. И если мы сумеем понять предпочтения
каждого ребенка, то сможем предложить ему то
дело, которое он станет делать с удовольствием и
где он важен и незаменим.

Итак, принцип распределения такой:
каждый должен заниматься тем, что ему по вкусу.
Если хочешь играть на сцене – играй, если тебе
нравится делать что-то руками – собирай
декорации, если увлечен музыкой – стань
звукооператором. Главное, чтобы каждый понимал
необходимость и важность своей работы. А если ты
пришел просто пообщаться – обеспечь комфортные
условия для общения: приберись в гримерке и
поставь чайник. Ведь вовремя напоить чаем
уставших после репетиции товарищей тоже бывает
ох как важно!

Как решить проблему недостатка ролей

Есть одна проблема, с которой
сталкивается почти каждый детский театральный
педагог, – состав коллектива. Здесь есть два
особенно болезненных вопроса: его
неравномерность и характеры ребят, их отношения
друг с другом. Остановимся сначала на первом.
Зачастую в театральный кружок приходит очень
много девочек и очень мало мальчишек. Это
неудивительно, ведь девочки эмоционально более
подвижны, да и театр – не самое престижное
занятие для мальчиков, которые традиционно
отдают предпочтение спорту или туризму.

Во время набора в студию можно
специально обратить внимание детей на то, что
один из важнейших театральных предметов –
сценическое движение. Что тут надо уметь прыгать,
кувыркаться, делать рискованные акробатические
трюки, владеть искусством сценического боя, в том
числе на шпагах. Но это может позволить себе
только тот педагог, который сам все это умеет.
Можно сказать, что без мужчин театральной студии
не под силу собрать осветительную и звуковую
аппаратуру, сконструировать декорации. И
какое-то количество мальчишек обязательно
появится. Но девочек, скорее всего, будет все-таки
больше. И скоро выяснится, что нет ну просто ни
одной пьесы, где так много девочек и так мало
мальчиков. А педагогу необходимо занять ВСЕХ,
причем так, чтобы каждый чувствовал себя нужным.

Каждому желающему проявить себя на
сцене нужна пусть маленькая, но интересная роль,
а не просто минутный выход «в массовке». Для
решения этой задачи существует два пути: или
приспособить для постановки более-менее
подходящее произведение, добавив и сократив
какие-то роли, или сделать распределение «на два
состава». Во втором случае необходимо объяснить
ребятам, что оба состава – равнозначны, а
играющие одну роль – не конкуренты, а союзники,
помогающие друг другу в создании образа. Хорошо,
когда составы именуются не «первый» и «второй»,
а, например, «синий» и «зеленый». Ведь никто не
сможет определить, какой цвет лучше!

Конечно, работа в два состава сильно
увеличивает репетиционное время: педагогу
приходится ставить по одной и той же пьесе не
один, а несколько спектаклей, порой достаточно
сильно отличающихся друг от друга. Разумеется,
если его цель – максимальная реализация
потенциальных способностей каждого. Однако
результаты того стоят: все актеры могут проявить
себя в творчестве, каждый из них привыкает к
возможной вариативности действий на сцене, а сам
спектакль получается «живым», «дышащим» и
интересным.

К тому же, само присутствие товарищей
по творчеству в зале во время репетиций – это
очень важный момент. Глядя друг на друга, они
могут учиться у своих товарищей и помогать им.
Ведь при зрительском просмотре значительно
проще заметить какие-то нюансы, которые
невозможно отследить, находясь на сцене или
руководя репетицией. Часто идеи, поданные таким
образом ребятами, оказываются очень
плодотворными.

И еще: детям очень важно иметь
позитивно настроенного зрителя даже на этапе
репетиций. И очень хорошо, когда самыми первыми
зрителями оказываются свои же товарищи. Сидящие
в зале ребята подспудно овладевают элементарной
зрительской культурой: ведь все они оказываются
в положении актеров на сцене и при чутком
руководстве педагога начинают понимать, что
может им помешать, а что – помочь.

Как работать с «трудными» детьми

В первый период работы особенно важно,
чтобы педагог ощущал грань между своим
стремлением к творческой реализации и
возможностями творческой реализацией детей.
Конечно, каждому из нас хочется сказать зрителям
что-то очень серьезное, личное. Однако совершенно
недопустимо при работе с детьми осуществлять
собственные потребности, игнорируя детские
творческие импульсы. Здесь должны высказываться,
прежде всего, они. А реализация интересов
режиссера возможна лишь в том объеме, в каком они
совпадают с интересами детей. Мы должны дать
ребятам возможность работать над интересной и
важной именно для них темой, приняв и поняв ее как
свою.

На этапе создания коллектива сложной
проблемой могут оказаться характеры ребят и их
отношения друг с другом. Наверное, многие из тех,
кто уже имеет опыт театральной работы с детьми,
замечали, что в студию часто приходят так
называемые «трудные» дети. Это закономерно.

«Трудные» студийцы делятся на
несколько основных категорий. Первые – это
ребята, имеющие огромный энергетический
потенциал, «не умещающийся» в рамки школьных
правил. Они к тому же, как правило, обладают
оригинальным складом мышления и не прочь
эпатировать взрослых. Это творчески одаренные
дети. Часто специфически актерски одаренные
ребята еще и демонстративны, эмоционально
неустойчивы и чаще всего обладают повышенной
потребностью в телесном движении.

Но бывает и иная категория детей –
из неполных или неблагополучных семей, иногда
многодетных, имеющих весьма скромный бюджет. Эти
ребята не имеют возможности пойти в платные
школы искусств или иностранных языков, и в то же
время им, как никому другому, нужно
самоутвердиться. В силу нередко имеющегося
негативного опыта общения со взрослыми и
сверстниками, они так же склонны к эпатажу и
демонстративности.

Со временем как у первых, так и у вторых
появляется определенная система защиты от
попыток их образумить, выражающаяся во
внутренней и внешней декларации: «Я не такой как
все. Я, наверное, хуже других. Изменить себя я не
могу и не хочу. Ну, тогда – получайте!» Такие дети
чувствуют, что театр позволит им «дурить»
легально. И самое замечательное, что, если задача
педагога состоит в реализации творческого
потенциала воспитанников, их «дурь» довольно
скоро переплавляется в самое настоящее
творчество. Сдерживаемая энергия находит
направление приложения в тренинге, неординарное
мышление помогает создавать интересные образы,
свою потребность и страх проявить себя ребенок
реализует в создании персонажей, – поглядите-ка!
– ему уже не нужно «выпендриваться» в
повседневной жизни. Отношения с окружающими
налаживаются, повышается интерес к учебе, а,
может, и успеваемость – появляется цель в жизни!

Результаты творческой деятельности
«трудных» детей зачастую гораздо выше, чем у
ребят «благополучных». Может быть, это
происходит потому, что последние не бросаются в
творчество безоглядно, а воспринимают занятия
театром как развлечение или еще одно полезное
дело. Во многих отношениях «трудные» дети для
театральной студии – благо. Но агрессивные формы
их поведения способны сильно накалить атмосферу
в коллективе, особенно когда он почти весь
состоит из «горячек». И вот тут педагог должен
быть особенно внимательным.

Как разрешать конфликты

Если конфликты внутри коллектива
возникают в период подготовки спектакля, можно
поручить подросткам определенные роли, где от
лица своих персонажей они могли бы «проиграть» и
таким образом изжить конфликтные ситуации. А
можно создать им условия тесного сотрудничества
– предложить сыграть друзей или одну роль в двух
составах, чтобы совместное творчество помогло им
сблизиться и понять друг друга.

В практике работы «Детского театра
“Мы”» был случай, когда две четырнадцатилетние
девочки (кстати, действительно очень одаренные)
вдруг решили доказать друг другу, кто из них –
лучшая актриса коллектива. Неприятная ситуация,
так как ревность – «чувство дрянной категории»,
антагонистичное творчеству как таковому. К тому
же сама постановка вопроса подразумевала, что
если эти двое – лучшие, значит, остальные –
худшие. Обстановка накалилась, испортились
отношения не только между «главными героинями»
конфликта, но и между ними и всем коллективом.

Нам удалось решить эту проблему
достаточно просто: девчонкам было поручено
сыграть одну и ту же роль в разных составах.
Каждой из них удалось создать особенный образ,
непохожий на другой. Никто не мог сказать, какая
работа лучше, – и стало понятно, что каждая из
девочек талантлива по-своему (впрочем, как все
остальные) и глупо спорить о сравнительных
характеристиках совершенно разных дарований.
Инцидент оказался исчерпанным, дружеские
творческие отношения в коллективе
восстановились. Ребята снова стали с
удовольствием общаться друг с другом.

Нельзя допустить, чтобы занятия стали
полем выяснения отношений. Ведь коллективное
творчество возможно только в позитивной
атмосфере, где все доверяют друг другу,
внимательны и необходимы. Актерский тренинг во
многом направлен как раз на воспитание такого
доверия и внимания. Об этом можно прочитать в
книге К.Е. Антаровой «Беседы
К.С. Станиславского в Студии Большого театра в
1918–1922 гг.» и в дневниках занятий Первой студии
МХТ под руководством Л.А. Сулержицкого («И
вновь о Художественном театре. МХТ в дневниках и
записях». – М.: Авантитул, 2004). О тренингах на
доверие можно прочитать и в литературе,
специально обращенной к детским театральным
педагогам, например, в сборнике «Театр:
практические занятия в детском театральном
коллективе» (№ 6. – М.: ВЦХТ, 2001), «Театр-студия
Дали. Уроки – программы – репертуар» (М.: ВЦХТ,
1998), «Театр, где играют дети» (М.: Владос, 2001).

Как удержать дисциплину на репетициях

Яркие темпераменты и демонстративные
формы поведения могут создавать проблемы в
коллективе и тогда, когда отношения в целом –
прекрасные. Никто никого не хочет обидеть, и все
жаждут общаться. Вот тут-то и проявляются вовсю
шумящие, галдящие, смеющиеся и носящиеся толпы
детей. Часто ребята, не участвующие в
репетируемой в данный момент сцене, напрочь
забывают, где и зачем они находятся. Это мешает
работать «актерам». Что делать? Строго запрещать
болтовню во время репетиции? Но без общения
ребятам скучно. Надо же поделиться
впечатлениями! А скука способна оттолкнуть от
самого благородного интересного дела.

И потом дети по объективным
физиологическим и психологическим причинам не
способны и не должны долго находиться в статике.
Долгое сидение за партой в первой половине дня и
так причиняет серьезный вред их здоровью и
развитию. Да и попросту бесполезно запрещать
детям говорить и двигаться – все равно будут!
Если запрет подействует – не надолго. И что же?
Ребята шалят, педагог ругается, в конце концов
выходит из себя, и… Прощайте, установившиеся
отношения дружбы и уважения, мы снова
возвращаемся к обычной школьной ситуации
«училка – ученик».

Значит, в театральной студии должны
быть другие приемы. И они – есть. Если дети сейчас
не участвуют в процессе коллективного
творчества в качестве сорежиссеров или критиков,
они должны заняться другими важными делами,
которых в студии всегда много: готовить костюмы,
придумывать дизайн программок, выбирать
подходящую музыку и т.д.

Если же по каким-то причинам
заниматься чем-нибудь стоящим сейчас
действительно невозможно, то можно просто
отправить свободных от репетиции ребят готовить
уроки и пить чай в другое помещение. И то, и
другое, как ни странно, важно. Театральная студия
занимает у детей больше времени, чем многие
другие кружки, а учиться нужно достойно. Дети в
студии разные и часто успешно помогают друг
другу овладевать трудными предметами. И чай
попить не вредно – для грядущей репетиции нужно
успокоиться и собраться с силами.

Как создавать традиции

Кроме работы над спектаклем, у кружка
обязательно должны быть какие-то еще интересы.
Ведь всем известно: коллектив невозможен без
общей жизни вне дела, без любимых всеми традиций.
Конечно, для того, чтобы традиции возникли, их
нужно сначала придумать. Если традиции не
выдумываются случайно, педагогу стоит выставить
свою идею на обсуждение ребят, а приживется
только то, что вызовет у них интерес и одобрение.

Начать можно с придумывания имени
коллектива. Ведь для детей это не только
отличительное наименование, но и символ
единения, принадлежности к единому делу,
особенному миру. Иметь возможность сказать: «Мы
из …» для них – очень важно. Здесь же могут
фигурировать и эмблема коллектива, девиз,
талисман (например, какая-то игрушка, приносящая
удачу на спектакле) или гимн.

Очень хорошей традицией может стать
привычка держаться всем вместе в кругу за руки
перед выходом на сцену – чтобы почувствовать
себя единым, теплым, верным. Радуют также
всевозможные самодельные газеты или «перловки»
(блокноты, где записываются «перлы» – смешные
случаи или фразы, произнесенные во время
репетиций). Иногда приживаются дневники, где
каждый может зафиксировать волнующие его мысли,
обратиться с посланием о театральном деле ко
всем или к кому-то отдельно.

Здорово, когда в жизни коллектива
существуют традиционные праздники, которые
отмечаются всеми вместе (Новый год, День театра,
начало и конец сезона, День рождения студии, дни
рождения руководителя и воспитанников). Здесь
ребята могут вволю пообщаться друг с другом и со
старшими.

Во время таких праздников можно поиграть в
различные игры (в том числе и театральные, типа
«Ассоциации» или «Превращения»), устроить
дискотеку или конкурсы. Особенно нравится
ребятам конкурс «Что я могу», где каждый может
продемонстрировать свои умения в любой области,
не относящейся напрямую к театру. Другая любимая
игра – «Оправдание костюма». Это когда в зал
можно войти только в театральном костюме,
которым может стать любой аксессуар (банальный
бантик или черточка на щеке). Главное, чтобы
хозяин сумел это «оправдать» в действии, то есть
актерскими средствами продемонстрировать
задуманный смысл. Здесь же возможен сценический
вариант, когда ребята заранее готовят сольные
или командные номера, где костюмы
«оправдываются» уже в общем сюжетном действии.
Большой плюс этого варианта – самостоятельная
творческая работа.

Особенный восторг у ребят, как правило,
вызывают «капустники» – самостоятельно
придуманные сюжетные номера, где они могут
продемонстрировать пародии на самих себя, друг
на друга, на педагога, на репетиции и спектакли, а
также на любую интересующую их тему – от
современной эстрады и кино до изучаемого в школе
материала. Правда, здесь педагогу стоит обращать
внимание на корректность выступлений по
отношению к объекту пародии. Иногда стоит ввести
правило: «шутим только над теми, кого любим».

Кстати, не стоит бояться пародий на
себя. Ведь это – знак доверия ребят. Одна моя
знакомая, маститый и очень опытный театральный
педагог, говорила: «Я удостоилась пародии!
Значит, мы подружились!» Да и самим педагогам
неплохо бы поучаствовать в «капустнике» – это
прекрасная возможность поддержать ощущение
равенства с ребятами. К тому же и для детей, и для
взрослых пародия является самым действенным
противоядием от «звездной болезни».

У праздничных конкурсов могут быть
призы, которые присуждаются голосованием всего
коллектива и (если таковые имеются) зрителей.
Однако во время праздника необходима
положительная оценка всех представленных
творческих сюрпризов. Само собой, что участие в
подобных мероприятиях детей не может быть
обязательным, а только – по желанию. Во всех
случаях подготовки ребят к предложенным
«капустникам» и сценическим конкурсам педагог
может вмешиваться только по их просьбе,
ограничивая свое участие самыми необходимыми
моментами.

Еще один хороший повод для общения –
совместные выезды и прогулки. Они могут быть
тематические (походы в театр или, например, в лес
или в зоопарк – для наблюдений, необходимых в
этюдной или репетиционной работе) или
спонтанными. Вот пришли ребята на репетицию, а на
улице – весна, солнце, и хочется – туда. Ну и
замечательно! Можно пойти погулять всем вместе,
поесть мороженого в кафе или просто побродить по
улицам своего города. Пользы будет больше, чем от
нежеланной репетиции.

Однажды я спросила своих
повзрослевших бывших студийцев (кстати,
создавших ряд прекрасных спектаклей, которые
получили множество призов), что им вспоминается
прежде всего, когда они думают о нашей студии. И
даже не была удивлена их ответом, когда они
взахлеб стали рассказывать, как мы неожиданно
отправились в «Мак Доналдс» и фотографировались
там с игрушечным клоуном! А ведь им было тогда по
14 лет, и клоуна этого они к тому времени видели не
единожды.

Как сохранять рабочую атмосферу
на каждой репетиции

Итак, если у коллектива существует богатая
жизнь помимо репетиций, это подкрепляет и
облегчает творческие занятия. Однако во время
самого репетиционного процесса, внутри работы
студии, должны быть твердые правила, выполнение
которых обязательно и для детей, и для педагога.
За пределами площадки мы можем шалить, но
творчество уважаем непременно и рабочую
атмосферу бережем.

Законы невозможно установить
«насильно», они могут быть продиктованы лишь
оправданной необходимостью и личным примером
педагога. Если мы хотим, чтобы ребята вели себя
дисциплинированно, – прежде всего, мы должны
быть скрупулезно дисциплинированны сами. Если мы
хотим, чтобы ребята не опаздывали на репетиции, –
значит, каждый день сами приходим за 15 минут до
начала занятий и начинаем их вовремя, даже с
двумя-тремя участниками.

У нас всегда готовы все материалы для
работы – распечатаны тексты, подобраны
фонограммы, заранее надета репетиционная одежда.
Тогда и дети не забывают реквизит и
переодеваются вовремя. Мы ничего не делаем за
них
, а все делаем вместе с ними:
ежедневно моем пол перед работой, готовим
выгородку на сцене, шьем костюмы и собираем
декорации (кстати, здорово, если к последнему
делу удается привлечь родителей и друзей
воспитанников). Мы можем требовать от ребят
только то, что требуем сами от себя. Но требовать
– от всех, без исключения. Если же кто-то по
какой-нибудь причине не может принимать участия
в каком-либо деле, значит, ему нужно придумать
другое, посильное и тоже очень важное задание.

Хорошо, когда у каждой группы есть
староста из числа ее участников. Это очень
ответственный человек, которому дети и педагог
могут доверить организацию серьезного дела. Но
староста ни в коем случае не начальник над
другими детьми, он – главный помощник для
педагога и товарищей. На долю старосты выпадает
координация действий всех ребят, когда речь
заходит о самостоятельной работе, например, о
подготовке капустников и чаепитий.

У каждого же из других ребят тоже
должна быть какая-то обязанность, которую
выполняет только он – и никто другой.
Например, один может отвечать за наличие моющих
средств, а другой – покупку чая и сахара, замену
перегоревших лампочек или разбитой посуды. Лучше
всего постепенно распределить заботы, исходя из
характера и увлечений каждого. Когда ребенок
знает, что у него есть пускай маленькое, но только
его дело, – он будет чувствовать себя нужным, а
боязнь подвести ребят и руководителя обострит
чувство ответственности.

Эпилог

Прошло время. И вот уже мокрая
московская осень хлюпала носом за окнами
нетопленого актового зала, где жил «Детский
театр “Мы”». Молодая «режиссерша» тоже хлюпала
носом: по Москве ходил сырой муторный грипп.
Настроение было – под стать погоде, моросящее.
Даже свет в зале зажигать не хотелось – зачем, до
начала занятий еще пятнадцать минут… Может,
наплевать на все и просто завалиться спать –
прямо тут, в гримерке? А детей – отпустить. Я тоже
человек, имею право на депрессию и плохое
самочувствие…

Но громкие голоса вырвали из уже
накатившей дремы. «Юля Никалавна, а че это вы в
темноте сидите? Давайте чаем греться? Еще успеем
до начала!» В зал ввалилась толпа подростков. И
вместе с ними ввалилось – не вошло, не
взошло! – Солнце! Огромное, пушистое, как
счастье, оно сразу заполнило весь зал, выгнав
прочь хандру и грипп. И включенный ребятами
электрический свет был тут совершенно ни при
чем…

Когда-то, 19 сентября 1994-го, она
растерянно стояла посреди неудержимой детской
толпы. И неизвестно, чем бы все закончилось, если
бы вдруг – ударом грома, землетрясением – не
обожгло сознание того, что вот это – и есть
настоящая жизнь. Мощная, первозданная,
неспособная умещаться ни в какие рамки, – жизнь и
радость жизни, плещущая из каждой клеточки тел
этих, неудержимых.

И, с головой бросившись в эту радость,
выбрав ее навсегда, она поняла, что больше не
сможет жить как-то иначе. И именно в этот момент –
не раньше, в стенах педагогического вуза, и не
позже, когда к интуиции уже прибавились опыт и
знания, – именно тогда родился детский
театральный педагог, давший своему коллективу
название «Детский театр “Мы”».

Описание программы

Образовательная программа по направлению подготовки «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» направленность «Руководство детским музыкальным театром» представляет сочетание академической и практической подготовки в сфере музыкального руководства.

В рамках освоения программы магистратуры выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: художественно-творческой; педагогической; организационно-управленческой.

Обучающиеся магистратуры изучают систему управления государственными учреждениями  и социальными проектами, осваивают систему научно-исследовательской деятельности, музыкального искусства в научных исследованиях, создают программы художественно-творческой, культурно-просветительной, культурно-досуговой, проектной, педагогической и других видов деятельности в сфере музыкального искусства.

Магистранты в процессе обучения постигают теорию, методологию и психологию музыкального искусства; осваивают философию и методологию науки, психологию управления и саморазвития, педагогику высшей школы, вопросы музыкальной педагогики и психологии; приобретают глубокие знания в области проектной и исследовательской деятельности, организации образовательного процесса; проходят учебную, производственную и преддипломную практику в ведущих учреждениях культуры, искусств и образования.

Основные учебные курсы

  • Массовая и элитарная музыкальная культура;

  • Деятельность культурных центров;

  • Педагогика исполнительского мастерства;

  • Педагогика искусства и музыкальное исполнительство;

  • Формирование афиши и план проката репертуара;

  • Постановка сказок народов мира;

  • Художественное руководство детским музыкальным театром;

  • Образы сказочных героев в музыкальном театре;

  • Репертуар детских музыкальных театров;

  • Декорации и атрибуты детского музыкального спектакля;

  • Организационные особенности гастролей;

  • Реализация театральных проектов в сфере музыкального искусства.

Перечень ключевых профессий

Результатом освоения магистерской программы является подготовка конкурентоспособных выпускников, реализующих управленческую деятельность в учреждениях культуры и образования, в общественных и социальных организациях, детских музыкальных театрах.

Выпускник может работать в качестве продюсера, организатора музыкальной деятельности, директора музыкального коллектива, руководителя детского музыкального театра, руководителя структурного подразделения учреждения культуры, вуза, преподавателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки метопролол инструкция по применению от чего взрослым помогает отзывы
  • Монтаж откосов qunell инструкция по установке
  • Установка встраиваемой духовки в шкаф своими руками пошаговая инструкция
  • Тактика врача хирурга практическое руководство шабунин а в
  • Лего френдс аквапарк инструкция по сборке по этапам