Руководство деятельностью системы коллегий реформа местного управления

Реформа местного самоуправления Петра I – это целый комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию административного управления страны: образование новых территориальных единиц, систематизация управления этими новыми единицами и подчинение местных органов власти вновь образованным центральным.

Петр 1 первый Император России

Предпосылки реформ местного управления

Система административного деления и местного управления в России в конце XVII – начале XVIII века была крайне сложной, громоздкой и малоэффективной, а существующий бюрократический аппарат зачастую не исполнял возложенные на него задачи. Именно поэтому Петр I решился на ее модернизацию и унификацию по европейскому образцу.

Органы местного самоуправления при Петре 1 схема

Подготовка реформы началась сразу после завершения заграничного вояжа государя, в 1698 году. К этому моменту уже было понятно, что Россия начнет войну со Швецией за выход в Балтийское море.

Петр Алексеевич, познакомившись с западноевропейскими системами местного самоуправления, решил апробировать их на территории своего государства по ряду следующих причин:

  • устаревшая воеводско-приказная система тормозила экономическое развитие страны;
  • укрепление вертикали власти должно было обеспечить спокойствие регионов государства, предотвратить возможные народные волнения.

Интересно. За образец Петр I взял шведскую модель административно-территориального устройства; многие термины, введенные в оборот в это время, также были взяты из шведского и немецкого языков.

Цель реформ

Основной целью реформы, если говорить кратко, было упорядочение системы налогообложения на местах и выстраивание новой вертикали власти, при которой центральная опирается на местную. Петр I в условиях войны, реорганизации армии и постройки фактически с нуля флота, остро нуждался в средствах, в бесперебойных поступлениях в казну государства.

Потешные полки Петра 1

Интересно. Целью реформы стало также и регулярное пополнение армии рекрутами. При упорядочивании власти на местах вновь призванные на государственною военную службу лица могли быть централизованно и быстро переброшены в действующую армию.

Содержание реформ

Реформу местного управления при Петре Первом, ее содержание, условно можно разделить на две части:

  • городская реформа 1699-1720 года;
  • губернская реформа 1708-1718 года.

Городская реформа

В 1699 году для систематизации сбора налогов на местах Петром I были созданы Бурмистрские палаты в городах, или Ратуши (переименование прошло в том же 1699 году), которым подчинялись земские избы. В 1702 году были введены должности «воеводских товарищей» (взамен губных старост), которых выбирали из местного дворянства.

Городская реформа

В результате воеводы были фактически отстранены от сбора финансовых средств и судебной деятельности, так как Ратуши и новые чиновники, выбранные для работы в них, занимались

  • сбором налогов;
  • организацией «постоя» армии;
  • судебными делами (кроме политических дел) и сыском;
  • общим надзором за исполнением приказов органов центральной власти.

Интересно. Вначале государь сделал выборы в городские Ратуши, местные органы власти, добровольными, а налоги поднял более чем в два раза, но после отказа ряда городов исполнять положения реформы, вынужден был снизить уровень налогообложения и сделать в 1705 году выборы в Ратуши обязательными для всех городов государства.

После губернской реформы Ратуши фактически утратили свое значение. Все административные полномочия сосредоточились в руках губернаторов.

Губернская реформа

Петр I, понимая, что городу все равно нужны свои собственные органы самоуправления, создал в 1720 году Главные Магистраты, подчиняющиеся непосредственно Сенату и приравненные по своим правам и обязанностям к коллегиям, а в 172-ом издал Регламент Главного Магистрата, по которому города были разделены на несколько разрядов в зависимости от численности населения:

  • 3 тысячи дворов – большие города;
  • 1,5 тысячи дворов – внутренние города;
  • 1 тысяча дворов – город средних размеров;
  • 500 дворов – малое территориальное образование;
  • 250 дворов – самое малое городское образование.

Жители также делились на категории и подкатегории в зависимости от возможности участвовать в городском самоуправлении (таблица).

Категория Подкатегория Сословия Участие в городском самоуправлении
Неподатные (освобожденные от уплаты налогов в казну) Дворяне, духовенство (к этой же категории относились иностранные граждане-«гости») Участвовали в городском самоуправлении (на уровне сословных учреждений)
Податные (платящие налоги) Регулярные Богатые купцы, финансисты, интеллигенция (ученые, музыканты, художники), торговцы и ремесленники Участвовали в городском самоуправлении
Подлые Чернорабочие, наемные работники Не участвовали в городском самоуправлении

Регулярные граждане, избиравшие бурмистров в Городские Магистраты, в свою очередь, делились на две гильдии в зависимости от уровня доходов.

Основные функции Магистратов заключались в:

  • составлении списков налогоплательщиков и сборе налогов;
  • ведении уголовных и гражданских дел;
  • обеспечении безопасности городских жителей (в том числе пожарной безопасности);
  • обеспечении сыска беглых крестьян и «тунеядцев», приставлении их к работам на благо государства;
  • организации слободских (мирских) сходов и контроля за деятельностью слободских старост;
  • контроле за «социальной сферой», организации домов призрения и приютов.

Губернская реформа

Губернскую реформу, которая проходила одновременно с формированием коллегий и стала зависимой от коллежского распорядка, также можно разделить на два этапа:

  • I этап – с 1708-го по 1711год (согласно некоторым исследователям по 1714-ый);
  • II этап – с 1718-го по 1720 год.

На первом этапе указом от 29 декабря 1708 года создавалось 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, назначавшиеся лично государем:

  • Московская;
  • Ингерманландская;
  • Киевская;
  • Смоленская;
  • Казанская;
  • Азовская;
  • Архангельская (или Архангелогородская);
  • Сибирская.

К каждой губернии приписывались определенные полки и верфи с целью их содержания и регулярного снабжения.

Губернии при Петре первом

Все реорганизации на первом этапе напрямую были связаны с Северной войной, в ходе которой Петр предпринял реформу: децентрализация системы местного самоуправления и одновременно централизация всей системы управления государствам привели к бесперебойному поступлению финансов в казну и рекрутов в армию и на флот.

На втором этапе преобразования были связаны с постепенным переходом к мирной жизни (Северная война была практически закончена). 17 декабря 1718 года был издан указ о новом административно-территориальном делении государства (таблица).

Губерния (с 1718 года – 11 губерний; к вышеуказанным добавились Московская, Рижская и Астраханская губернии)во главе с генерал-губернатором, руководившим Губернской коллегией
Провинция (с 1718 года – 50 провинций)во главе с воеводой, руководившим Провинциальной земской канцелярией
Уезд (дистрикт)во главе с земскими комиссарами, руководившими Земскими канцеляриями

Все органы местного самоуправления находились в подчинении у соответствующих коллегий и отчитывались перед ними. Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная коллегии имели на местах собственных представителей, входивших в органы местного самоуправления. Первое время при губернаторе существовал совет «ландратов», которых должны были избирать из местного дворянства, но через пять лет эти «советы» были упразднены указом императора.

Губернатор имел в своем подчинении помощников, ведавших:

  • сбором налогов и другими финансовыми вопросами (обер-комиссар и обер-провиантмейстер, обер-инспектор);
  • военными вопросами (обер-комендант);
  • судебными делами и юстицией в целом (ландрихтер).

Губернаторы несли прямую ответственность за своевременное поступление средств в государственную казну и рекрутов в армию и на флот. За невыполнение поставленных задач им грозил в лучшем случае штраф, в худшем – опала, увольнение с должности и конфискация имущества в пользу государства.

А. Д. Меншиков

А. Д. Меншиков

Если губернаторы подчинялись непосредственно императору и избирались из его ближайшего окружения (например, главой Ингерманландской губернии был А. Д. Меньшиков), то воеводы – Сенату.

Они ведали:

  • строительством (улучшение инфраструктуры городов, возведение новых крепостей);
  • розыском беглых крестьян и солдат;
  • безопасностью провинций.

Земские комиссары также ведали определенными юридическими, полицейскими и финансовыми вопросами; отчитывались непосредственно перед воеводами.

Интересно. Согласно реформе 1718 года, административные и судебные органы местной власти были разделены, а с 1724 года наряду с гражданскими дистриктами появились дистрикты военные.

Отдельно необходимо сказать о Малороссии, система которая в принципе не подвергалась изменениям. В ней было сохранено гетманское управление, но в военном отношении она подчинялась российским губернаторам, которые в большинстве случаев были людьми военными.

Итоги и результаты

Так как реформа проводилась в два этапа (первый этап – до войны и в ходе войны, а второй этап – после войны, то есть активной ее фазы), то итоги и результаты для каждого этапа следует рассматривать отдельно (таблица).

I этапа II этапа
Упорядочение системы налогообложения, обеспечение бесперебойного поступления финансовых средств в казну государстваОрганизация системы рекрутских наборов.Организация системы снабжения армии и флота через «приписание» к губерниям отдельных полков и других воинских образований.Начало формирования системы полицейского контроля на местах с целью обеспечения общественного порядка и предотвращения народных восстаний и бунтов, а также для поиска беглых крестьян и солдат (приставление первых к работам и возвращение в армию вторых). Снижение уровня дефицита государственного бюджета в целом.Обеспечение системы общественного порядка на местах за счет усиления полицейского надзора.Приведение к единообразию социальной структуры губернии и города.Разделение всех жителей на категории по профессиональному признаку, как в Западной Европе, на цеха и гильдии.Развитие городской инфраструктуры (появление большого количества новых мануфактур и фабрик в разных городах Империи).

Главным итогом реформ можно считать изменение всего принципа административно-территориального деления государства, уход от устаревшей и малоэффективной воеводско-приказной системы.

Интересно. По мнению ряда исследователей, вновь созданная система «приживалась» достаточно долго. Только иностранцы на русской службе и самые образованные люди государства понимали всю необходимость преобразований и четко следовали указаниям государя. Большая же часть российских чиновников еще долгое время ратовала за возвращение к старой, воеводско-приказной и уездной системе администрирования.

Значение реформ местного самоуправления

Основное значение реформы, ее суть заключалась в следующем: в ходе модернизации местного самоуправления (и в целом всех административных реформ Петра I) происходило постепенное выстраивание абсолютистской модели управления государством: абсолютная монархия предполагала усиление вертикали власти с опорой на местное самоуправление.

Значение реформ местного самоуправления

Также наблюдались:

  • бюрократизация жизни по западноевропейскому образцу;
  • разделение административной и судебной власти;
  • разделение военной и гражданской государственной службы.

Важно также отметить, что проведенная реформа стала своевременной; обеспечила все нужды (как финансовые, так и рекрутские) реорганизованной армии и создающегося флота и сыграла важную роль в победе России в Северной войне.

Интересно. В органах местного самоуправления большей частью было представлено дворянство, которое таким образом еще более упрочило свое положение. Также увеличение числа госслужащих, а значит, и затрат на их содержание, стало основными минусами проведенной реформы (хотя нужно отметить, что Петру Алексеевичу удалось значительно сократить количество чиновников по сравнению со шведской системой, которую он взял за основу для своих преобразований).

Историография:

  1. Ключевский В. О. Курс русской истории, М.: 1984 год.
  2. Фоккеродт И. Г. Россия при Петре Первом, М.: 2000 год.
  3. Исаев И. А. История государства и права, М.: 2006 год.

Причины и предпосылки реформы

Административно-территориальное деление Российского государства к концу XVII века представляло собой деление на уезды и разряды.

Уезд — это одна из наиболее древних территориальная единиц России, первоначально представлявшая собой отдельные земельные угодья. Позже уезды стали предшественниками районов.

До XVI века уездами руководили княжеские наместники, с XVII века — воеводы. В их руках были не только административные полномочия, но также военные и судебные.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В XVI—XVII веках с целью более успешного управления государством и войском создаются разряды. Вначале они были образованы только на приграничных землях, позже их количество увеличилось.

Пример 1

В XVI веке был создан Украинный разряд с центом в городе Тула. В 1615 году количество разрядов увеличилось до пяти: Степной, Низовой и др.

По реформе 1680 года к разрядам были приписаны отдельные полки: Московский, Владимирский, Смоленский и т.д.

Разряды представляли собой нечто вроде военных округов и послужили предпосылкой для создания губерний.

Губерния — это высшая административно-территориальная единица Российской империи. В годы советской власти губернии были преобразованы в области и края.

К началу XVIII века система местного управления устарела и не могла отвечать вызовам времени. Петр I интересовался всеми эффективными инструментами, которые использовались в Европе. Это касалось и управленческих решений. Более всего ему по душе пришлась шведская система местного самоуправления, которую он попытался воспроизвести в России. При этом не полностью копировались шведские учреждения, а создавалось их подобие с учетом российской специфики.

Причины проведения реформы:

  1. Прежняя система деления государства на разряды и уезды устарела.
  2. Повсеместно наблюдались злоупотребления со стороны воевод и других чиновников.
  3. Связи между центром и местами были сложными и запутанными.
  4. Уезды были очень разными по размеру, требовалась их унификация.
  5. Существовали большие сложности со сбором налогов и содержанием армии.

Цель

На первом этапе проведения реформы ее главной целью было создание эффективной системы получения налогов из провинций. Шла Северная война и существовала острая потребность в улучшении финансирования армии и флота. Необходимо было наладить быстрый приток средств из мест в центр для закупки снаряжения, обмундирования и продовольствия для войска.

Примечание 1

Северная война длилась чуть более 20 лет — с 1700 по 1721 год. Россия в ходе этой войны стремилась вернуть выход к Балтийскому морю. Ее главный соперник — Швеция — пыталась сохранить господство в прибалтийском регионе. Завершилась война убедительной победой России.

В 1718—1719 годах, когда Северная война уже шла к завершению и все основные битвы были выиграны, Петр 1 задумался о более эффективном управлении в условиях мирного времени. В это время проходил второй этап реформы, в ходе которого учреждались коллегии и вводились губернии. Целью второго этапа реформы было создание современной и эффективной системы местного управления по лучшим европейским образцам.

Суть

Содержание реформы заключалось в упразднении неэффективных элементов старой системы управления и внедрении новых государственных учреждений по европейскому типу. За основу преимущественно бралась шведская модель местного управления.

Губернская реформа

В 1708 году территория Российского государства была поделена на восемь крупных губерний. Во главе новых административно-территориальных единиц Петр 1 поставил своих ближайших сподвижников, которые были его доверенными лицами.

Таблица «Первые губернии России»

губернии

Позже было образовано еще три губернии:

  • Рижская (1713);
  • Нижегородская (1714);
  • Астраханская (1717).

Смоленская губерния в 1713 году была упразднена. Отдельные ее части вошли в состав Московской и Рижской губернии. Восстановлена она была уже после смерти Петра 1.

Примечание 2

В 1710 году Ингерманландская губерния стала называться Санкт-Петербургской.

Первоначально в обязанности губернаторов не входило благоустройство вверенных им земель. Главное их предназначение заключалось в выполнении следующих функций:

  • своевременный и эффективный сбор налогов;
  • поставка в армию положенного числа рекрутов;
  • обеспечение армии продовольствием;
  • в случае необходимости — расквартирование и содержание войска;
  • поиск и доставка необходимых работников для нужд государства — например, на строительные работы в Санкт-Петербурге;
  • недопущение волнений и бунтов.

Петр 1 благоволил к тем губернаторам, которые поставляли рекрутов и работников сверх нормы, а также вовремя справлялись с доставкой финансирования и продовольствия. В случае недобора губернатора могли ждать разные взыскания вплоть до конфискации имения.

С целью внедрения элементов самоуправления и ограничения губернаторской власти с 1712 года учреждался институт ландратов. Предполагалось, что это будет совет при губернаторе, состоящий из дворян, избираемых в городах или провинциях.

Ландраты — в России так назывались советники при губернаторе, которые заседали в специально созданных коллегиях и принимали решение путем голосования.

Формально ландраты не подчинялись губернатору и должны были представлять собой противовес всесилию губернаторской власти. На деле распоряжение Петра выполнено не было — Сенат утверждал списки ландратов, которые подавали сами губернаторы. Реального политического веса ландраты не имели и фактически представляли собой доверенное лицо губернатора в уезде.

Примечание 3

В 1719 году должность ландратов была упразднена. Их функции перешли к воеводам, которые назначались правительством.

Второй этап губернской реформы проходил одновременно с преобразованием всей системы государственного управления. На смену отжившим свой век приказам пришли учреждения нового типа — коллегии. Это потребовало изменений и в системе местного управления.

Указом от 26 ноября (7 декабря) 1718 года в России вводилось административно-территориальное деление по шведской модели. Вся территория страны делилась на административно-территориальные единицы трех уровней: губернии, провинции и дистрикты. При каждой ступени создавалась соответствующие местные органы управления.

Таблица «Административно-территориальное деление России по указу от 1718 года»

1718

Во главе дистриктов стояли земские комиссары. Решение об их назначении принималось в Камер-коллегии. С 1724 года часть комиссаров стала избираться на местных уездных собраниях.

Камер-коллегия — высшее государственное учреждение при Петре 1, ответственное за сбор налогов.

Основные задачи земских комиссаров:

  • сбор подушной подати и других повинностей;
  • рекрутский набор;
  • наблюдение за состоянием дорог и мостов;
  • сбор провианта и фуража для военных;
  • содействие поимке преступников;
  • выполнение распоряжений воеводы и камерира.

Камерир — чиновник из Камер-коллегии, который направлялся на места с целью ведения податного дела.

Провинции возглавлялись воеводами. Они назначались в Сенате и должны были отчитываться перед ним, а также перед соответствующими коллегиями. Губернатору они должны были подчиняться только в военном деле.

Обязанности воевод:

  • наблюдение за внешней и внутренней безопасностью в провинции;
  • помощь камериру в сборе налогов;
  • обеспечение эффективности набора рекрутов;
  • надзор за финансовым управлением;
  • выявление вражеских шпионов;
  • внесение предложений по поводу развития промышленности и торговли.

Губернаторы назначались императором и подчинялись лично ему. Они не только возглавляли гражданское управление, но были командующими войсками, расположенными в их губернии.

Городская реформа

Преобразования в управлении городами Петр 1 начал еще в 1699 году. Он вернулся из путешествия по Европе и решил внедрить множество нововведений. Первым изменением стало переименование земских старост в земских бурмистров и учреждение Бурмистерской палаты.

Бурмистерская палата — выборный орган городского самоуправления, учрежденный Петром 1 в Москве в 1699. Позже была переименована в Ратушу.

Функции Бурмистерской палаты:

  • сбор податей и пошлин с посадского населения;
  • справедливое распределение повинностей;
  • хранение собранных средств и своевременная их выдача на государственные нужды царю;
  • продажа гербовой бумаги;
  • контроль над городским самоуправлением;
  • разрешение споров посадских людей по гражданским и торговым искам.

Посадские люди — податное население городов. К концу XVIII века этот термин вытесняется наименованием «мещане».

В зависимости от способности платить налоги посадские люди делились на две большие категории:

  1. Регулярные — горожане, способные на постоянной основе нести возложенные на них повинности (купцы, ремесленники).
  2. Подлые — люди, работающие по найму и не имеющие стабильного заработка (чернорабочие, работники низких квалификаций).

Значение Бурмистерской палаты падает после введения в 1708 году губерний. Сбор налогов и многие другие функции Ратуши переходят к губернским учреждениям.

Главные преобразования в области городского самоуправления происходили в 1720—1724 годах. В 1720 году был создан Главный магистрат, который должен был курировать самоуправление во всех городах. Его первым президентом стал князь Юрий Юрьевич Трубецкой.

трубецкой

Источник: rus.team

Задачи Главного магистрата:

  1. Учреждение магистратов во всех городах.
  2. Снабжение магистратов уставами.
  3. Контроль над сбором налогов и работой полиции в городах.
  4. Утверждение решений по уголовным и гражданским делам, которые принимались на уровне городовых магистратов.
  5. Содействие увеличение количества мануфактур.

Примечание 4

Главный магистрат одновременно являлся городовым магистратом для города Санкт-Петербурга и выполнял соответствующие функции по городскому управлению.

В зависимости от размера городов они делились на пять разрядов. Городовые магистраты с выборными должностями и сложным устройством предполагалось учредить только в крупнейших городах. В более мелких — только вводились должности бургомистров и отдельные элементы самоуправления.

Таблица «Деление городов на разряды по городской реформе Петра I»

разряд

Функции городовых магистратов:

  1. Исполнение распоряжений Главного магистрата.
  2. Учреждение полиции и надзор за ее деятельностью.
  3. Осуществление судебной власти над посадским населением (за исключением политических дел).
  4. Обустройство госпиталей, учебных и благотворительных заведений.
  5. Обеспечение пожарной безопасности городов.

В крупных городах в магистраты входили:

  • президент;
  • три бургомистра;
  • шесть ратманов.

Ратманы — помощники бургомистров, первоначально избираемые на три года из числа достойных горожан.

Как восприняли

Реформа местного самоуправления была воспринята населением неоднозначно. Консервативно настроенная часть публики всячески сопротивлялась переменам. Трудности с внедрением нововведений осознавал и Петр 1. По его указу половина выборных членов Главного магистрата должны были быть иностранцы, хорошо владеющие русским языком. Это говорило о том, что сложно было найти достаточное количество прогрессивных людей среди местного населения, которые были бы эффективными проводниками реформ царя.

Пример 2

Ярким примером того, как люди противились переменам, был царевич Алексей Петрович. Он приходился родным сыном Петру 1, но не унаследовал его тяги к преобразованиям и возглавил консервативное крыло сопротивления. В 1718 году он был осужден за измену и погиб в заточении.

Чиновники на местах старались управлять по-прежнему в традиционном административно-командном стиле. Независимость отдельных выборных должностей от губернаторов была только формальной. Одновременно с этим сохранились традиционные элементы самоуправления — например, старинные мирские сходы. Городовые магистраты часто становились только «прослойкой» по передаче распоряжений от центральной власти к традиционному посадскому самоуправлению.

Итоги

К положительным итогам проведенных реформ можно отнести следующие:

  1. Возросла эффективность сбора налогов.
  2. Улучшилось снабжение армии и флота.
  3. Были введены отдельные элементы самоуправления.
  4. Произошло укрепление вертикали власти, усилилась связь центра и провинций.
  5. Произведено более удобное административно-территориальное деление государства.

Минусы:

  1. Усиление давление из центра на места.
  2. Повышение налогового бремени.
  3. Разрастание бюрократического аппарата.
  4. Формальный характер многих нововведений.
  5. Отсутствие четкого разделения между административной и судебной властью.

Значение

В результате преобразований Петра 1 была заложена основа государственного и местного самоуправления, которая с небольшими изменениями просуществовала до реформ Екатерины Великой. Была сделана попытка улучшить систему управления в России за счет внедрения лучших европейских образцов.

Примечание 5

Многие свои идеи Петр 1 черпал из наблюдений за работой государственных и муниципальных учреждений в Швеции, Голландии, Германии.

Реформаторский энтузиазм прогрессивного царя столкнулся с суровой объективной реальностью. Многие слои населения были не готовы к переменам, поэтому ряд нововведений остался только на бумаге, часть распоряжений трактовалась в формальном или волюнтаристском ключе.

В ходе реформы укрепилась вертикаль власти, Россия получила необходимые средства для ведения успешной внешней политики и продвинулась на пути к установлению абсолютизма.

Петру
I нужен был такой аппарат управления,
который быстро и качественно мог
исполнять его волю. Огромное государство
требовало усовершенствования систем
управления. Также Россия отставала в
своем развитии потому, что в ней плохое
управление, чтобы исправить это, было
необходимо ввести государственное
регулирование торговли, ремесел и
художеств, контролировать соблюдение
законности вплоть до регламентирования
одежды и поведения людей. Административные
реформы Петра были направлены на то,
чтобы создать для регулярного государства
идеальный исполнительский аппарат,
действующий строго по регламентам и
инструкциям.

3.
Реформа государственного управления

3.1.
Реформа центрального управления

Последнее
упоминание о последнем заседании
Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая
в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение,
осуществлявшее административно-финансовый
контроль в государстве) приобрела
первостепенное значение. Реальной
властью обладала заседавшая в здании
Ближней канцелярии Консилия министров
— совет глав важнейших ведомств при
царе, управлявший приказами и канцеляриями,
обеспечивавший армию и флот всем
необходимым, ведавший финансами и
строительством (после образования
Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия
министров (1711) прекращают свое
существование).

Следующим
этапом в реформе центральных органов
власти стало создание Сената. Формальной
причиной послужил отъезд Петра на войну
с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр
собственноручно написал указ о составе
Сената, который начинался фразой:
«Определили быть для отлучек Наших
Правительствующий Сенат для управления».
Содержание этой фразы дало повод
историкам до сих пор спорить о том, каким
учреждением представлялся Петру Сенат:
временным или постоянным. 2 марта 1711 г.
царь издал несколько указов: о компетенции
Сената и правосудия, об устройстве
государственных доходов, торговли и
других отраслей государственного
хозяйства. Сенату предписывалось:

«Суд
иметь нелицемерный, и неправедных судей
наказывать отнятием чести и всего
имения, то ж и ябедникам да последует»;

«Смотреть
во всем государстве расходов, и ненужные,
а особливо напрасные, оставить»;

«Денег,
как возможно, собирать, понеже деньги
суть артерия войны».

Члены
Сената назначались царем. В его состав
первоначально входило всего девять
человек, которые решали дела коллективно.
В основу комплектования Сената был
положен не принцип знатности, а
компетентности, выслуги и близости к
царю.

С
1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием
президентов коллегий. В 1722 г. он был
реформирован тремя указами императора.
Изменен состав, включающий как президентов
коллегий, так и сенаторов, коллегиям
чуждых. Указом «О должности Сената»
Сенат получил право издавать собственные
указы.

Круг
вопросов, которые находились в его
ведении, был достаточно широк: вопросы
правосудия, расходы казны и налоги,
торговля, контроль за администрацией
разных уровней. Сразу же вновь созданное
учреждение получило канцелярию с
многочисленными отделами — «столами»,
где работали подьячие. Реформа 1722 г.
превратила Сенат в высший орган
центрального управления, вставший над
всем государственным аппаратом.

Своеобразие
эпохи петровских реформ состояло в
усилении органов и средств государственного
контроля. А для надзора за деятельностью
администрации при Сенате была учреждена
должность обер-фискала, которому должны
быть подчинены провинциал-фискалы
(1711). Недостаточная надежность фискалитета
привела в свою очередь к возникновению
в 1715 г. при Сенате должности генерального
ревизора, или надзирателя указов. Главное
дело ревизора — «чтобы все исполнено
было». В 1720 г. сделан был более сильный
нажим на Сенат: предписано было наблюдать,
чтобы здесь «все было сделано порядочно,
и суетных разговоров, крика и прочего
не было». Когда и это не помогло, через
год обязанности и генерального прокурора
и 

обер-секретаря возложили на
военных: один из штаб-офицеров армии
дежурил в Сенате помесячно для наблюдения
за порядком, а «кто из сенаторов
бранился или невежливо поступал, того
дежурный офицер арестовывал и отводил
в крепость, давая, разумеется, знать
государю».

Наконец
в 1722 г. эти функции возложили на специально
назначенного генерал прокурора,
который «должен был накрепко смотреть,
дабы Сенат в своем звании праведно и
нелицемерно поступал», иметь надзор
над прокурорами и фискалами и вообще
быть «оком государевым» и «стряпчим
в делах государственных».

Таким
образом, царь-реформатор вынужден был
постоянно расширять созданную им
специальную систему организованного
недоверия и доносительства, дополняя
существующие органы контроля новыми.

Однако
создание Сената не могло завершить
реформы управления, так как отсутствовало
промежуточное звено между Сенатом и
губерниями, продолжали действовать
многие приказы. В 1717 — 1722 гг. на смену 44
приказам конца XVII в. пришли коллегии. В
отличие от приказов, коллегиальная
система (1717 — 1719 гг.) предусматривала
систематическое разделение администрации
на определенное количество ведомств,
что само по себе создавало более высокий
уровень централизации.

Сенат
назначил президентов и вице-президентов,
определил штаты и порядок работы. Кроме
руководителей, в состав коллегий входили
четыре советника, четыре асессора
(заседателя), секретарь, актуариус,
регистратор, переводчик и подьячие.
Специальным указам предписывалось с
1720 г. начать производство дел новым
порядком.

В
1721 г. была создана Вотчинная коллегия,
заменившая Поместный приказ, в ведении
которой находилось дворянское
землевладение. На правах коллегий были
Главный магистрат, который управлял
городским сословием, и Святейший
правительствующий Синод. Его появление
свидетельствовало о ликвидации автономии
церкви.

В
1699 г. с целью улучшить поступление в
казну прямых налогов была учреждена
Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708
г. она превратилась в центральное
казначейство, заменив Приказ большой
казны. В нее вошли двенадцать старых
финансовых приказов. В 1722 г. из единой
Берг-мануфактур-коллегии выделилась
Мануфактур-коллегия, на которую, кроме
функций управления промышленностью,
были возложены задачи экономической
политики и финансирования. За Берг-коллегией
остались функции горнодобычи и монетного
дела.

В
отличие от приказов, действовавших на
основании обычая и прецедента, коллегии
должны были руководствоваться четкими
правовыми нормами и должностными
инструкциями. Наиболее общим законодательным
актом в этой области был Генеральный
регламент (1720), представлявший собой
устав деятельности государственных
коллегий, канцелярий и контор и
определявший состав их членов, компетенцию,
функции, порядок деятельности. Последующее
развитие принципа чиновной, бюрократической
выслуги нашло отражение в петровской
«Табели о рангах» (1722). Новый закон
разделил службу на гражданскую и военную.
В нем было определено 14 классов, или
рангов, чиновников. Всякий получивший
чин 8-го класса становился потомственным
дворянином. Чины с 14 го по 9-й тоже
давали дворянство, но только личное.

Принятие
«Табели о рангах» свидетельствовало
о том, что бюрократическое начало в
формировании государственного аппарата,
несомненно, победило начало
аристократическое. Профессиональные
качества, личная преданность и выслуга
становятся определяющими для продвижения
по службе. Признаком бюрократии как
системы управления являются вписанность
каждого чиновника в четкую иерархическую
структуру власти (по вертикали) и
руководство им в своей деятельности
строгими и точными предписаниями закона,
регламента, инструкции. Положительными
чертами нового бюрократического аппарата
стали профессионализм, специализация,
нормативность, отрицательными — его
сложность, дороговизна, работа на себя,
негибкость.

3.2.
Реформа местного управления

Петр
I в начале своего царствования пытался
использовать прежнюю систему местного
управления, постепенно вводя вместо
земских, выборные элементы управления.
Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось
участие в управлении с главными
традиционными администраторами
(воеводами) выборных представителей
дворянства. В 1705 г. этот порядок стал
обязательным и повсеместным, что должно
было усилить контроль за старой
администрацией.

18
декабря 1708 был издан указ «Об учреждении
губерний и о росписании к ним городов».
Это была реформа, которая совершенно
изменила систему местного управления.
Основная цель этой реформы — обеспечение
армии всем необходимым: с полками армии,
распределенными по губерниям,
устанавливалась прямая связь губерний
через специально созданный институт
кригскомиссаров. Согласно этому указу
вся территория страны была разделена
на восемь губерний:

Московская
включала в свой состав 39 городов,

Ингерманландская
(позднее С.- Петербургская) — 29 городов
(еще два города этой губернии — Ям-бург
и Копорье были отданы во владение князю
Меньшикову),

К
Киевской губернии было приписано 56
городов,

К
Смоленской — 17 городов,

К
Архангелогородской (позднее Архангельской)
— 20 городов,

К
Казанской — 71 городской и сельский
населенный пункт,

К
Азовской губернии, кроме 52 городов, были
отнесены 25 городов, приписных к корабельным
делам

К
Сибирской губернии было приписано 26
городов, «да к Вятке 4 пригородка».

В
1711 г. группа городов Азовской губернии,
приписанная к корабельным делам в
Воронеже, стала Воронежской губернией.
Губерний стало 9. В 1713-1714 гг. число губерний
возросло до 11.

Так
началась реформа областного управления.
В окончательном виде она сформировалась
только к 1719 г., накануне второй областной
реформы.

По
второй реформе одиннадцать губерний
были разделены на 45 провинций, во главе
которых были поставлены губернаторы,
вице-губернаторы или воеводы. Провинции
делились на округа — дистрикты.
Администрация провинций подчинялась
непосредственно коллегиям. Четыре
коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции
и Вотчинная) располагали на местах
собственным аппаратом из камеристов,
комендантов и казначеев. В 1713 г. в
областное управление было введено
коллегиальное начало: при губернаторах
учреждены коллегии ландратов (от 8 до
12 человек на губернию), избираемых
местным дворянством.

Областная
реформа, отвечая наиболее актуальным
потребностям самодержавной власти,
была в то же время следствием развития
бюрократической тенденции, характерной
уже для предшествующего периода. Именно
с помощью усиления бюрократического
элемента в правлении Петр намеревался
решать все государственные вопросы.
Реформа привела не только к сосредоточению
финансовых и административных полномочий
в руках нескольких губернаторов —
представителей центральной власти, но
и к созданию на местах разветвленной
иерархической сети бюрократических
учреждений с большим штатом чиновников.
Прежняя система «приказ-уезд» была
удвоена: «приказ (или канцелярия) —
губерния — провинция — уезд».

Губернатору
подчинялись четыре его непосредственных
подчиненных:

обер-комендант
— отвечал за военные дела;

обер-комиссар
— за денежные сборы;

обер-правиантмейстер
— за хлебные сборы;

ландрихтер
— за судебные дела.

Во
главе провинции обычно стоял воевода,
в уезде финансовое и полицейское
управление возлагалось на земских
комиссаров, частично избираемых уездными
дворянами, частично назначаемых сверху.

Губернаторам
перешла часть функций приказов (особенно
территориальных), их количество было
сокращено.

Указ
об учреждении губерний завершил первый
этап реформы местного управления.
Губернское управление осуществлялось
губернаторами и вице губернаторами,
выполнявшими в основном военные и
финансовые функции управления. Однако
это деление оказалось слишком крупным
и не позволяло осуществлять на практике
управление губерниями, особенно при
существовавших тогда коммуникациях.
Поэтому в каждой губернии были крупные
города, в которых управление осуществляла
прежняя городская администрация.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Скачать материал

Реформы управленияПетра IИстория России, 8 класс



Скачать материал

  • Сейчас обучается 115 человек из 44 регионов

  • Сейчас обучается 1243 человека из 81 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Реформы управленияПетра IИстория России, 8 класс

    1 слайд

    Реформы управления
    Петра I

    История России, 8 класс

  • Основные вопросы изучения материалаСоздание Сената и коллегий.


Указ о едино...

    2 слайд

    Основные вопросы изучения материала
    Создание Сената и коллегий.

    Указ о единонаследии. Табель о рангах.

    Реформа местного управления.

  • Государственный аппаратРоссии в XVII в.

    3 слайд

    Государственный аппарат
    России в XVII в.

  • Создание Сената1699 г. – организация Ближней канцелярии вместо Боярской думы....

    4 слайд

    Создание Сената
    1699 г. – организация Ближней канцелярии вместо Боярской думы.

    1708 г. – переименование Ближней канцелярии в Консилию (Совет) министров.

    1711 г. – создание Правительствующего Сената.

    Сенат получил
    законосовещатель-
    ные, судебные и
    контролирующие
    функции.

  • Создание Сената
1711 г. – создание Правительствующего Сената.

1711 г. – учре...

    5 слайд

    Создание Сената

    1711 г. – создание Правительствующего Сената.

    1711 г. – учреждение системы надзора при Сенате (фискалы).
    Фискал – в России в 1711 – 1729 гг. – государственный служащий для тайного надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

    1722 г. – учреждение должности
    Генерал-прокурора Сената
    (первый Генерал-прокурор –
    Павел Иванович Ягужинский).

  • Создание коллегий	1718 – 1721 гг. – создание системы коллегий: Военная, Адмир...

    6 слайд

    Создание коллегий
    1718 – 1721 гг. – создание системы коллегий: Военная, Адмиралтейств-, Иностранных дел, Камер-, Штатс-, Ревизион-, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная, Главный магистрат).

    Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Подчинялись коллегии Сенату, который вместе с царём назначал их президентов.

    Коллегия – название правительственного учреждения в Российской империи XVIII в. Являлась центральным органом исполнительной власти.

  • Тайная полиция	
	1686 / 1695 / 1702 гг. – формирование Преображенского приказ...

    7 слайд

    Тайная полиция

    1686 / 1695 / 1702 гг. – формирование Преображенского приказа как специального органа политического сыска по делам о государственных преступлениях.

    1718 г. – учреждение Тайной канцелярии.

    Тайная канцелярия – орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. В первые годы существовала параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции.

  • СЕНАТ     ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРОрганы власти и управления Россией в 1-й четв. X...

    8 слайд

    СЕНАТ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР
    Органы власти и управления Россией в 1-й четв. XVIII в.

  • Указ о единонаследии	1714 г. – указ о единонаследии:

	… Всем недвижимых веще...

    9 слайд

    Указ о единонаследии
    1714 г. – указ о единонаследии:

    … Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет…

    В чьих интересах был издан Указ о единонаследии?
    Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

    Значение: закрепление земли за дворянами-помещиками в наследственную собственность, ликвидация разницы между вотчиной и поместьем.

  • Табель о рангах	1722 г. – утверждение Табели о рангах.

	Табель о рангах – за...

    10 слайд

    Табель о рангах
    1722 г. – утверждение Табели о рангах.

    Табель о рангах – законодательный акт Петра I, определивший порядок прохождения гражданской и военной службы чиновниками Российской империи.

    С 8-го класса давалось потомственное дворянство, с 14-го по 9-й – личное дворянство.

  • Реформа местного управления	
	1708 г. – губерния становится высшей единицей а...

    11 слайд

    Реформа местного управления

    1708 г. – губерния становится высшей единицей административно-территориального деления.

    Учреждено 8 губерний: Ингерманландская (с 1710 г. – Петербургская), Московская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Сибирская, Азовская.

    Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.

  • Реформа местного управления	
	Во главе каждой губернии стоял губернатор или г...

    12 слайд

    Реформа местного управления

    Во главе каждой губернии стоял губернатор или генерал-губернатор с административными, полицейскими, финансовыми, судебными и военными (генерал-губернаторы) функциями.

    1719 г. – губернии разделены на 50 провинций (во главе – воевода) как основных территориальных единиц, а провинции на дистрикты (во главе – земский комиссар). Губерния выполняет роль военного округа. Провинциальные воеводы подчиняются губернатору только в военных вопросах, в гражданских же делах – напрямую Сенату.

  • Реформа местного управления	
	Украина: особый режим местного самоуправления....

    13 слайд

    Реформа местного управления

    Украина: особый режим местного самоуправления. Власть принадлежит выборному (с 1722 г. – назначаемому) гетману Левобережной Украины.
    Для контроля за деятельностью гетмана создана Малороссийская коллегия во главе с царским офицером.

    Города: 1699 г. – начало городской реформы.
    В Москве создана Бурмистерская палата (впоследствии – Ратуша), которой подчинялись земские избы городов. В её состав вошли бурмистры – должностные лица, избиравшиеся посадским населением.

  • Реформа местного управления	Города: 1699 г. – начало городской реформы.
	В Мо...

    14 слайд

    Реформа местного управления
    Города: 1699 г. – начало городской реформы.
    В Москве создана Бурмистерская палата (впоследствии – Ратуша), которой подчинялись земские избы городов. В её состав вошли бурмистры – должностные лица, избиравшиеся посадским населением.

    Ратуша стала центральным государственным учреждением для управления городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и финансовым учреждением, и высшей судебной инстанцией для городского населения. Земские бурмистры все доходы и подати отправляли в Ратушу.

    В 1718 г. большинство полномочий Ратуши было сосредоточено в Коммерц-коллегии, которая должна была заботиться не только о развитии торговли и промышленности, но и о сословных интересах торгово-промышленного населения России. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата. Члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах.

  • Итоги и выводы	
	Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысили центра...

    15 слайд

    Итоги и выводы

    Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысили централизацию и эффективность государственного управления и способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии.

    Но, с другой стороны, они привели к формированию так называемого «регулярного государства», основанного на бюрократизации государственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 225 076 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

    «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

    Тема

    § 5. Реформы управления Петра I

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Проверочный тест по теме » Реформы Петра I »

  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • Тема: § 5. Реформы управления Петра I

Рейтинг:
5 из 5

  • 07.12.2019
  • 8380
  • 248

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Конспект урока 8 класс Петр великий

  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • Тема: § 5. Реформы управления Петра I
  • 29.11.2019
  • 2353
  • 62

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Презентация «Церковные реформы Петра 1»

  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • Тема: § 5. Реформы управления Петра I

Рейтинг:
5 из 5

  • 19.11.2019
  • 4550
  • 302

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Название, год Содержание и значение
1. Указ о единонаследии (1714 г.) Запрещал дробление дворянских имений, так как это часто приводило к разорению дворян. Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением
2. Табель о рангах (1722 г.) Старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников
3. Реформа местного управления (1708-1719 гг.) Россия первоначально в 1708 г. была разделена на 8 губерний с губернаторами во главе. Затем в 1719 г. губернии были подразделены на 50 провинций во главе воеводы, затем провинции на дистрикты во главе земского комиссара
4. Городская реформа (1699 г.) В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы города. Город стал более централизованным
5. Введена должность местоблюстителя патриаршего престола (1700 г.) (Стефан Яворский)
6. Издан «Духовный регламент», патриаршество отменялось, для управления надзора создавался Святейший Синод, во главе обер-прокурор (1721 г.)

Реформы управления Петра I

Дата Реформа
1711 г. Создание Правительствующего Сената: И. А. Мусин-Пушкин, Т. Н. Стрешнев, П. А. Голицын, М. В. Долгоруков, Г. А. Племянников, Г. И. Волконский, М. М. Самарин, В. А. Апухтин, Н. П. Мельницкий, А. Щукин. Приобретение законосовещательных, судебных и контролирующих функций. Учреждение должности фискалов (тайный надзор; сыск нарушителей государственного порядка, взяточников, воров)
1722 г. Введение должности генерал-прокурора (первый – П. И. Ягужинский). Посредник между Сенатом и государем, заведовал делопроизводством, руководил прокуратурой
1718-1721 гг. Создание системы коллегий: Иностранных дел (внешняя политика), Адмиралтейская (флот), Военная (сухопутные войска), Камер (доходы), Штатс (расходы), Мануфактур (промышленность), Главный магистрат (города), Преображенский приказ (политический сыск), Вотчинная (дворянское землевладение). Руководство – Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии
1714 г. Указ о единонаследии: запрет дробления дворянских имений, ликвидация различия между поместьями и вотчинами
1722 г. Табель о рангах: гражданская и военная служба (14 классов). Чиновники получали земли, крестьян и денежное содержание
1708 г. Губернская реформа (8 губерний): Ингерманландская, Московская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Сибирская, Азовская. Глава – губернатор или генерал-губернатор (административные, полицейские, финансовые, судебные функции). Губернии делились на 50 провинций (воевода), провинции – на дистрикты (земский комиссар). Отмена выборов гетмана (назначался царским указом)
1699-1721 гг. Городская реформа: в Москве создана Бурмистерская палата (Ратуша), которой подчинялись земские избы городов. Состав – бурмистры (избирались посадским населением). Управление городским торгово-промышленным населением России, финансовое учреждение, высшая судебная инстанция для городского населения. Полномочия сосредоточены в Коммерц-коллегии. Регламент Главного магистрата: члены магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах

Скачать

Таблицa на схожие темы

  • Государственные реформы Петра I

  • Реформы Петра I

  • Реформаторские проекты в России в XVII веке

  • Реформаторские проекты В. В. Голицына

  • Реформы Габсбургов

  • Реформы Екатерины II

  • Значение Петровских преобразований в истории страны

  • Предпосылки Петровских реформ

  • Реформаторы России в XVII веке

© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аэропорты регионов официальный сайт руководство
  • Инструкция по охране труда при работе на наждачном станке
  • Клофелин таблетки инструкция по применению цена для понижения давления
  • Лекарство асс 600 от кашля инструкция
  • Всу по зво руководство