Руководство дежурством в уголке природы

Тема «Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Ушакова Александрина Валентиновна

План:

  1. Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста
  2. Практическое задание: составить перспективное планирование организации труда на участке детского сада в старшем дошкольном возрасте.

Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Технология экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям — в форме рассказов и рисунков;

• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита — приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

• еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущего года. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения — не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах, но созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота к животным и к их потомству могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Например, создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут дела, доступные для детей 5-7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

Дежурства — это организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке, по очереди. Дежурство допускает известное разделение труда. В дежурства дети вовлекаются постепенно, так как для несения их у ребенка должно быть воспитано элементарное чувство обязательности возложенных на него дел. К дежурствам дети подводятся через отдельные поручения.

 Вводить новые виды дежурств нужно продуманно и обоснованно, чтобы путем дежурства выполнялась реальная работа, нужная для коллектива группы, а не выдуманная, сводящаяся к контролю одних детей за другими.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство в уголке природы – вводится в средней группе. Этот вид дежурств ценен не только в воспитательном, но и в образовательном отношении. В процессе ухода за растениями и животными дети наблюдают за их жизнью и развитием, усваивают способы ухода (поливка, рыхление растений) и кормления; воспитатель помогает детям устанавливать взаимосвязь между состоянием растений и животных и правильностью ухода за ними.

Выделяются двое дежурных, при этом возможно разделение труда между ними: один ухаживает за растениями, другой -за животными. Тот, кто раньше освободится, помогает второму. Это дает возможность укреплять взаимопомощь среди детей.

Дежурство по уголку природы вводится организованно. Воспитатель проводит с детьми своей группы небольшую беседу о том, что имеется в уголке природы; вспоминает, как дети вместе с ним кормят животных, поливают растения; указывает, что обитателей уголка надо кормить правильно и ежедневно, растения поливать и мыть, обрезать у них сухие ветки и листья и т. д.; здесь же назначаются первые дежурные; воспитатель показывает им приемы работы.

Во время этих дежурств очень важно учить детей наблюдать за объектами уголка природы, замечать изменения (появление новых листьев, ростков, цветов, пожелтение листьев, состояние животных).

Воспитатель учит детей заботливо ухаживать за растениями и животными, бережно с ними обращаться, воспитывает интерес к уголку природы.

Основная задача, которую ставит перед собой педагог, — тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Решению этих задач способствует объединение ребят на длительное время в небольшие подгруппы. Опыт показывает, что такое объединение ведет к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения.

Трудовое воспитание немыслимо без активного ручного труда. Это воспитывает стремление поддерживать порядок в «своем хозяйстве».

Фундаментом воспитания и образования детей являются впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития, воспитания. Этому нужно уделять особое внимание: знакомить детей с окружающими предметами и явлениями, учить любить природу, познать ее жизнь.

Перспективное планирование организации труда на участке детского сада в старшем дошкольном возрасте

Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.

Сентябрь – адаптационный период.

Октябрь:

«Поможем дворнику»

Задачи:

Приучать детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями, вызывать желание трудиться.

Содержание работы:

-уборка осенних листьев вместе с воспитателем,

-сбор листьев для гербария.

Ноябрь:

«Ах, какая осень!»

Задачи:

Закреплять умение выполнять поделки из природного материала, в процессе деятельности работать аккуратно.

Содержание работы:

-сбор семян и шишек для изготовления поделок;

— изготовление поделок из природного материала;

-оформление выставки «Ах, какая осень!»

Декабрь:

«Кормушки для птиц»

Задачи:

Формировать положительное отношение к труду и совместной работе ребенка со взрослым.

Содержание работы:

— чтение произведений о зимующих птицах;

-рассматривание иллюстраций;

-изготовление детьми кормушек для птиц совместно с родителями.

Январь:

«Кормим зимующих птиц»

Задачи:

Формировать умение принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнять трудовой процесс.

Содержание работы:

— чтение произведений о зимующих птицах;

-показ способов действия;

-выполнение детьми кормления птиц.

Февраль:

«Посадка лука»

Задачи:

Учить готовить землю для посадки лука, воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Содержание работы:

— подготовка земли и ящика для посадки;

— показ способа посадки

— показ способов полива.

Март:

«Дежурство в уголке природы»

Задачи:

Совершенствовать умения самостоятельно поливать растения, рыхлить почву, протирать листочки.

Содержание работы:

— беседа с детьми о способах ухода за комнатными растениями;

— показ способов действия.

Апрель:

«Весенняя уборка на участке детского сада»

Задачи:

Учить готовить землю для посадки лука, воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Содержание работы:

— подготовка земли и ящика для посадки;

— показ способа посадки;

— показ способов полива.

Май:

«Посадим цветы на клумбе»

Задачи:

воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы, приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы

Содержание работы:

— подготовка земли для посадки;

— показ способа посадки;

— показ способов полива.

НОД «Работа дежурных в уголке природы» (подготовительная к школе
группа)

Цель.

Совершенствовать знания
детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями.

Задачи.

Образовательная. Уточнить
и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности
выполнения работы, уточнить обязанности дежурных в уголке природы.

Развивающая. Развивать
интерес, любознательность, желание ухаживать за растениями уголка природы.

Речевая. Формировать
умение вести диалог с воспитателем, правильно строить сложноподчинённые
предложения.

Воспитательная. Воспитывать
ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Образовательные
области развития:

— речевое развитие;

— познавательное развитие;


социально-коммуникативное развитие.

Методы
обучения:

— словесный;

— практический;

— наглядный.

Формы
работы:
 показ, объяснение, беседа, рассказ, рассматривание,
вопросы, указания.

Материал: лейки,
пульверизатор, заострённые деревянные палочки для рыхления земли в горшочках,
растения: амариллис, традесканция, плющ, аспарагус, бегония вечноцветущая,
фиалка узамбарская, листик фиалки с корешком в тёмном пузырьке на каждого
ребёнка.

Организация
НОД. 
Посадить детей полукругом так, чтобы каждому был хорошо виден
уголок природы.

Предварительная
работа.

Дидактическая
игра
 «Моё любимое комнатное растение».

За несколько дней до
проведения игры воспитатель предупредила детей о том, что на предстоящей
образовательной деятельности каждый расскажет о своём любимом растении.

Ход
НОД

Мотивация

Воспитатель: «Ребята,
вы теперь самые старшие в детском саду. А раз так, то вам, как старшим,
поручаем самостоятельно, по двое, дежурить в уголке природы.

Кого же назначим первыми?
Обратите внимание: в уголке дежурных появилась новая картинка – цветущее растение,
а под картинкой – свободные клеточки для флажка, обозначающие дежурных. Кто из
вас сегодня лучше всех поработает, тот и будет первым дежурным.

Совместная деятельность
воспитателя и детей.

Итак, какие растения есть
у нас в уголке? Как они называются?

(Дети перечисляют и
называют растения).

Воспитатель: «Как
мы ухаживаем за растениями?»

Дети: «Поливаем,
рыхлим землю, обрезаем сухие листья, опрыскиваем».

Воспитатель: «Как
правильно поливать растения? (Ответы детей).

Артём, покажи, пожалуйста.

Посмотрите, ребята, как
правильно поливает растения Артём: носик лейки касается края горшка.

А какие растения мы
поливаем не сверху, а в поддонник?»

София Т. : «Фиалку,
цикламен, амариллис».

Воспитатель: Покажи,
Игорь, как ты будешь поливать растение в поддон.

Воспитатель: «Эти
растения любят выпивать воду из поддонника и совсем не любят, когда сверху
заливают их луковицу или клубень.

— Какой водой мы поливаем
наших зелёных друзей? Из-под крана?»

Настя: «Нет!
Поливаем отстоянной водой».

Воспитатель: «Почему?»

Кристина: «Вода
из-под крана холодная и растениям будет очень плохо. У нас в умывальной комнате
в пластиковых бутылках всегда есть вода для поливки растений».

Воспитатель: «Дети,
а для чего мы рыхлим землю в вазонах?»

Ваня: «Чтобы
лучше поступали к корням растений воздух и вода».

Воспитатель: «А
как нужно рыхлить?»

Даша: «Рыхлить
нужно осторожно, от середины к краю горшка, по ходу корней, чтобы не повредить
корни. Повреждённые корни начнут загнивать, и растение может погибнуть».

Воспитатель: «Пожалуйста,
Таня и Лиза, покажите, как правильно рыхлить землю».

А какие растения любят,
чтобы их каждое утро опрыскивали?»

София М. : «Традесканция,
плющ, бегония вечноцветущая».

Воспитатель: «Правильно,
эти растения дежурные будут опрыскивать из пульверизатора каждый день.

Девочки не только сверху,
но и сбоку, и снизу опрыскивает правильно!

Ребята, а вы заметили
новое растение в нашем уголке? Оно небольшое, необычное растение. Листья у него
толстые, сочные, по краям колючие, на рога похожие, а само растение, как маленькое
деревцо. Это алоэ древовидное. Поливают алоэ изредка, 1-2 раза в неделю, когда
земля в горшке совсем просохла. Ведь это растение жаркой пустыни, а там очень
редко идут дожди.

— А теперь скажите, как
называется новое растение. Кто запомнил?»

Матвей: «Новое
растение называется алоэ».

Воспитатель: «А
теперь все встанем, кто, где хочет, и поиграем.

Динамическая
пауза.

•Меж
еловых мягких лап дождик кап, кап, кап! (дети поочерёдно то поднимают, то опускают руки перед собой
ладонями вверх).

Где сучок
давно засох, вырос серый мох, мох, мох! (дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками.
Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз).

Где
листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб 
(дети
медленно поднимаются, держась за голову, как за шляпку).

Кто нашёл
его, друзья? (Дети
стоят прямо, пожимая плечами).

Это я,
это я, это я! (Дети
прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой).

Самостоятельная
деятельность детей.

Воспитатель:
«Немного отдохнули и продолжаем наше общение. Ребята, я знаю, — вы любите
комнатные растения и знаете о них много интересного. Сейчас мы поиграем в
необычную игру. Каждый из вас должен рассказать о своём любимом растении: как
оно называется, откуда к нам пришло, какие у него стебли, листья, цветы и как
за ним нужно ухаживать. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым интересным.
Награда – листик фиалки с корешками для самостоятельного выращивания
дома». 
Рассказы детей о растениях.

Воспитатель: «Молодцы,
ребята! Ваши рассказы о растениях очень интересны и настолько, что каждому я
даю листочек фиалки с корешками.

Вы вырастите цветок
самостоятельно дома. Мне очень хочется, ребята, чтобы вы никогда не
расставались со своими зелёными друзьями.

Ребята, посмотрите на наш
природный уголок. Растения как будто улыбаются, почва мягкая, пушистая, цветам
легко дышится. Листья чистые, блестящие.

А теперь вы сами выберите
двух дежурных».

(Дети предлагают самых
активных детей).

Рефлексия.

— Что мы с вами сегодня
делали? (Ответы детей).

— Перечислите растения.
(Дети перечисляют растения)

— Что вам понравилось
больше всего? (Ответы детей)

— Кто на ваш взгляд был
самым внимательным? (Ответы детей)

Вы сегодня молодцы! Мне
очень понравилось наше с вами общение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеёк»

Технологическая карта

По ознакомлению с миром природы

На тему: «Дежурство в уголке природы»

Подготовила воспитатель:

Тицкая И.А.

п.Зимовники

декабрь 2021г.

Возраст: 4-5 лет

Задачи: 

Образовательная: Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями уголка природы.

Воспитательная: Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Воспитывать любовь и интерес к растениям, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их роста.

Развивающая: Развивать интерес, трудолюбие, любознательность, желание ухаживать за растениями уголке природы.

Цель: Познакомить детей с особенностями дежурства в уголке природы. Формировать ответственность к уходу за растениями.

Способы деятельности:

  1. Мотивация: «Посылка от старичка-Лесовичка».

  2. Игра: «Хорошо-плохо».

  3. Правила ухода за растениями.

  4. Физкультминутка: «Наши алые цветки».

  5. Практическая работа детей.

  6. Пословицы о труде.

  7. Релаксация.

  8. Рефлексия.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы (леечка с водой, пульверизатор, палочки для рыхления почвы, тряпочки); музыкальный цент, флеш-накопитель USB с аудиозаписью, проектор, экран,

Ход занятия

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Слайд 1

Организационный момент

Приветствие

Введение с ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. Заинтересовать.

Загадка

Слайд 2

Игра «Хорошо-плохо»

Постановка проблемы

Мотивация детей.

Правила ухода за растениями

Вывод

Слайд 3

— Здравствуйте ребята! Я хочу пожелать вам хорошего настроения на весь день. С добрым утром, с новым днем, С новым солнцем за окном! Утро доброе встречайте, день хороший начинайте!

— Ребята , а вы хотите поиграть, для этого встаньте ,пожалуйста, в круг. «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся , и друг другу улыбнемся…А теперь, мы повернемся и нашим гостям улыбнемся, передадим им нашу улыбку и теплоту»

-Настроение у всех хорошее? Замечательно и пусть хорошее настроение не покидает нас с вами и наших гостей целый день.

— Ребята, я совсем забыла, я сегодня утром  получила посылку.  Вы хотите узнать от кого? Давайте посмотрим.  

Посылка от  нашего друга старичка — Лесовика.

Ребята, вы хотите узнать, что в посылке? Давайте откроем. Что это?

Давайте рассмотрим инструменты, которые прислал нам старичек-Лесовичек, и определим,  для чего они нужны:

Лейка – поливать,

Деревянная палочка — рыхлить,

Пульверизатор — опрыскивать,

Тряпочки — стирать пыль с листочков.

А вот еще какая-то бумажка. 

 «Воздух очищают, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут».

-Правильно — это комнатные цветы. А для чего нам  нужны инструменты?

А  сейчас,   я предлагаю пройти на стульчики и поиграть в игру  “Хорошо — плохо”.

1.Комнатные растения – это хорошо? Для чего выращивают комнатные цветы?

 2.Но комнатные растения – это и плохо. Почему как вы думаете?

Ребята, а  мы можем помочь растениям в нашем уголке природы?

— Как мы можем помочь? Что мы можем сделать?» (Полить цветы,  по рыхлить  землю, протереть листья тряпочкой).

Давайте вначале познакомимся с правилами ухода за растениями.

-Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

 Полив. Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.  

Протирание  листьев от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Ребята, а если мы не будем ухаживать за цветами, что произойдет?

-Посмотрите, на экран, что может произойти.

Дети входят в зал.

Выполняют движения с воспитателем, здороваются с гостями.

ответ детей

ответы детей (инструменты)

Дети помогают отвечать.

Ответ детей (комнатные цветы)

Ответы детей (Инструменты  для ухода за комнатными цветами.)

Предполагаемые ответы детей (Они дарят нам свою красоту; украшают нашу группу; они выделяют кислород; очищают воздух от пыли.)

Предполагаемые ответы детей (От сухих листьев остаётся мусор;  цветок может упасть и будет грязь-земля, когда ухаживаешь за растениями, остаётся грязная вода, мусор, нужно убирать; на листиках собирается пыль.)

Ответы дентей.

Ответы детей (они погибнут и  засохнут)

Основная часть

Слайд 4

Физкультминутка «Наши алые цветки».

Работа детей с растениями.

Слайд 5

Пословицы о труде.

Слайд 6

Релаксация.

Звучит музыка «Одинокий пастух».

— Итак, давайте наденем фартуки и приступим к спасению наших растений.  Мы будем протирать пыль с листьев, рыхлить почву, поливать цветы, опрыскивать листья.

Давайте распределим обязанности. (распределение детей, кто поливает, кто рыхлит, кто протирает листики)

Перед тем, как мы с вами начнём трудиться, давайте разомнёмся.

— Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Головой качают, тихо засыпают.

— А сейчас приступаем к работе.

 Ребята мы вместе смогли помочь растениям в нашем уголке природы. Вы все молодцы хорошо потрудились и от наших цветов вам большая благодарность.

Ребята, а вы знаете пословицы о труде?

— Сделал дело, гуляй смело.

— Терпение и труд всё перетрут.

— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

— Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

— Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

— Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться.

Сядьте на свои стульчики, закройте глаза и  расслабьтесь.

-Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Открываем глаза, тихо встаем.

Дети надевают фартуки.

(Плавно поднимаем руки вверх.)

(Качание руками влево — вправо.)

(Присели, спрятались.)

(Движения головой влево — вправо.)

(дети ухаживают за цветами)

(воспитатель начинает пословицу, дети продолжают, если знают)

(дети присаживаются и закрывают глаза)

Заключительная часть

Рефлексия

Слайд 7

— Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны.  

Ой — посмотрите,  фиалочка  улыбнулась (имя ребенка) и (имя) за рыхление, а фикус улыбнулся (имена)за хорошо протертые листочки от пыли, а  (имена) за опрыскивание. Герань говорит спасибо (имена) за водичку.

Молодцы ребята!

Ребята,  поднимите руку,  кому понравилось занятие, а кому не понравилось занятие.

 Занятие окончено.

(дети поднимают или не поднимают руки)

Полный текст материала Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Дежурство в уголке природы» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Создание поддержание условий для жизни живых существ — является главным методом экологическом воспитании. Методом становится совместной деятельности воспитателей и детей в том случае, если выполняется совместно если воспитатель все делает сам по созданию условий для жизни растений и животных, то развивает в детях равнодушие и не внимательность к живым существам. Совместная трудовая деятельность (выращивания растений забота о животных) могут принимать самой разнообразной формы: стать участником через рассказ воспитателя через наблюдение за деятельностью взрослого воспитатель должен рассказывать о жизни растений и животных в детском саду, и дети является участником процесса хотя часто не участвуют. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействии с природой неравнодушное отношение к ней демонстрирует необходимость и значимость всего того что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность воспитателей и детей совершается в любом экологическом пространстве, но самой распространенной формой является создание поддержание условий необходимых обитателя уголка природы. В младшей группе дети являются в основном наблюдателями именно в этом образец взаимодействии с природой имеет решимость значение дети слышат разговор взрослого с растениями животными пояснения о том, что и как надо делать. С возрастом функции воспитателя и детей остается. В средней группе воспитатели и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым. В старшей группе самостоятельность детей возрастает и роли меняются дети делают сами, а воспитатель им помогает.
Организации методика проведения дежурство уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста.

Методика проведения дежурство заключается в следующем:

1)осмотр обитателя уголка природы и выявления

а) их состояния

б) недостатков компонентов жизненно важных условий (корм, вода)

2)практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий (смены воды и корма)

3) кратковременное наблюдения за животными их поведением во вновь созданных условиях.

Важный метод методике — предварительный осмотр обитателей уголка. это позволяет выявить как выглядит и чувствует себя питомец, определить набор трудовых операций и воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому.

1 этап

при организации дежурство воспитатель сначала сам показывает, как надо делать осмотр, как себя чувствуют животные.

2 этап

трудовые операции по улучшению жизни живых существ. для этого подготовить все оборудование, воспитатель учит детей все выполнять спокойно, осторожно, не торопясь.

3 этап

заключительные осмотры позволяют увидеть целесообразность проведения труда. такая совместная деятельность одних и тех же детей с воспитателем проводится несколько дней. за это время дети приобретают начальные практические навыки.

процесс организации дежурств можно разделить на 3 периода:

начальный — осенние месяцы

средний — с декабря по март

завершающий — апрель, май.

Труд детей становится осмысленным, Экологический целесообразнее если прослеживается зависимость жизни и состоянии растения и животных от условий которое создается трудом людей.

Таким образом забота взрослых и детей о растениях и животных необходимые условия для их жизни является главным методом, который обеспечивает развитие начал и осознаний, и первых практических умений взаимодействии детей с природой.

Наблюдение

Поделитесь с Вашими друзьями:

Конспект беседы о работе дежурных по уголку природы (введение дежурств).

Цель.
Уточнить
полученные ранее знания о способах
ухода за растениями уголка природы (как
поливать растения, поддерживать их в
чистоте, рыхлить почву); учить детей
определять необходимый уход за растениями,
рыбами, попугайчиком как за живыми
организмами; формировать знания об
обязанностях дежурных в уголке природы;
воспитывать интерес к животным, желание
ухаживать за растениями и животными,
чтобы они хорошо себя чувствовали и
росли.

Предварительная
работа:
в
младшей и средней группах, используя
поручения, воспитатель привлекала детей
к уходу за обитателями уголка природы,
знакомила с правилами ухода, с признаками
хорошего и плохого состояния растений
и животных.

Материал:
какое-либо
новое оборудование для ухода за
обитателями, новые фартуки, карточки с
изображением приемов ухода за растениями.

Ход
занятия.

Воспитатель
предлагает детям посмотреть на уголок
природы.

Хорошо
растениям в нашем уголке природы? Как
вы узнаете, что растениям хорошо?
(Растения цветут, у них нет желтых листьев
и т.п.) Хорошо ли чувствует себя наш
попугайчик Кеша? Как вы об этом узнаете?
(Кеша красивый, веселый, хорошо ест,
поет.) Кто ухаживает за обитателями в
уголке природы?

В средней группе
вы были моими помощниками, вы научились
поливать растения, мыть поддоны, кормушки
для Кеши. Вы перешли в старшую группу и
теперь будете не просто помогать мне,
а будете дежурить в уголке природы. У
нас есть дежурные по столовой, по
подготовке к занятиям, будут еще дежурные
в уголке природы.

Дежурные должны
знать, что и как нужно делать. Сейчас об
этом поговорим. Что нужно сделать, прежде
чем приступить к уходу за растениями?
Посмотреть на все растения. Найти
растения, которые нужно поливать, рыхлить
и т.п.). Найдите растения, которым сейчас
требуется поливка. Расскажите, как вы
об этом узнали. Покажите, как нужно
правильно поливать. (2–3 детей показывают
и объясняют). Найдите растения, у которых
нужно рыхлить землю, обтирать или
опрыскивать листья. Как узнали об этом?
Зачем нужно поливать растения и рыхлить
землю? (У растения в земле корни, оно
корнями пьет воду, через рыхление земли
вода быстро проходит к корням.)

Что еще нужно
растению, чтобы оно было здоровое и
красивое? (Обтирать, опрыскивать листья.)
Зачем нужно содержать листья растений
в чистоте? (Растение дышит листьями.) Вы
хорошо запомнили, что растение живое,
оно, как и человек, дышит, пьет, берет из
земли питательные вещества, поворачивает
листья к свету, растет. От плохого ухода
может заболеть и даже погибнуть. Помните
ли, какой водой нужно поливать растения?
(Теплой, сразу из-под крана вода не
годится для поливки.) Весь уход за нашими
растениями будут выполнять дежурные.

В уголке природы
живет наш любимый попугай Кеша. Что
могут делать дежурные для Кеши? (Мыть
кормушку, поилку, наливать воду, насыпать
корм). Что еще любит есть Кеша? (Яблоко,
тертую морковку, яйцо.) Я рассказывала
вам, для чего нужно давать Кеше овощи и
фрукты. Расскажите об этом. (В овощах и
фруктах – витамины.) Некоторые ребята
помнят о Кеше и приносят ему из дома
что-нибудь вкусное и полезное. Наш Кеша
любит не только вкусно поесть. Что еще
он любит? (Чтобы с ним поговорили.) Как
дежурные должны разговаривать с Кешей?

У нас в уголке
природы еще есть аквариум. Что могут
делать дежурные для рыбок, чтобы им было
хорошо? (Мыть кормушку, насыпать корм,
протирать переднее стекло аквариума,
если день пасмурный, включать рефлектор.
Все названные приемы ухода или некоторые
из них дети могут показывать.)

Что есть у нас для
работы дежурных? Где хранится? Я сшила
для дежурных новые фартучки (рассматривают
их) и приготовила новые палочки для
рыхления (лейки или что-то другое).

У дежурных много
работы. Они должны утром, когда придут
в детский сад, быстро раздеться, надеть
фартучки, посмотреть на всех обитателей
уголка природы, чтобы узнать, что нужно
делать, договориться между собой, что
будет делать каждый, и приступить к
работе. После работы все убрать на место,
вымыть руки. Я нарисовала карточки,
чтобы дежурные что-нибудь не забыли
сделать (рассматривают карточки). Можно
ли мешать дежурным в работе? Можно ли
помогать дежурным? Можно помогать, если
они об этом попросят. Дежурные во время
работы могут заметить что-нибудь
интересное в уголке природы и рассказать
нам об этом.

Воспитатель
называет первых дежурных и говорит о
том, как дежурные будут узнавать о
дежурстве.

Материалы обсуждаются
на практическом занятии (тема 21, раздел
7).

Форма отчетности:
анализ беседы.

Литература:

  1. Значение труда в
    природе и требования к его организации
    / Мир природы и ребенок: Методика
    экологического воспитания дошкольников.
    – СПб., 1998.

  2. Николаева С.Н.
    Совместная деятельность воспитателя
    и детей в эколого-развивающей среде
    ДОУ // Теория и методика экологического
    воспитания детей. М., 2002; 2005.

Задание № 2.
Разработка
конспекта повторной беседы о работе
дежурных в уголке природы.

Задачи изучения
темы:

        1. Расширить
          представления о методике организации
          и руководства дежурствами детей в
          уголке природы.

        2. Учиться
          разрабатывать конспект повторной
          беседы.

Студенты разрабатывают
конспект повторной беседы о работе
дежурных в уголке природы со следующим
программным содержанием
(проводится
в марте-апреле).

  1. Уточнить знания
    детей об обязанностях дежурных по
    уголку природы, выявить:

а) знания о признаках
хорошего состояния обитателей уголка
природы;

б) умения осознанно
применять способы ухода за растениями
и животными;

в) знания о
последовательности выполнения ухода
(первоначальный осмотр и выявление
самочувствия обитателей, трудовые
операции, заключительный осмотр-наблюдение
за животными в улучшенных условиях);

г) уровень
сформированности чувства ответственности
за порученное дело;

д) умение оценивать
работу дежурных.

  1. Познакомить детей
    с новым способом содержания растения
    в чистоте: чистить листья алоэ мягкой
    влажной кисточкой.

Материал: новое
растение алоэ, мягкая густая кисточка.

Мотивом беседы
может быть предложение рассказать
кому-либо (заведующей детским садом,
методисту, экологу, игровому персонажу)
о том, что узнали и чему научились в
процессе дежурств.

Материалы обсуждаются
на практическом занятии (тема 21, раздел
7).

Форма отчетности:
конспект повторной беседы.

Литература:

  1. Значение труда в
    природе и требования к его организации
    / Мир природы и ребенок: Методика
    экологического воспитания дошкольников.
    – СПб., 1998.

  2. Николаева С.Н.
    Совместная деятельность воспитателя
    и детей в эколого-развивающей среде
    ДОУ // Теория и методика экологического
    воспитания детей. М., 2002; 2005.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вебасто thermo top c дизель инструкция по эксплуатации
  • Как вести журнал учета выдачи инструкций по охране труда
  • Лоратадин инструкция по применению цена в воронеже
  • Укропная вода для новорожденных инструкция как сделать
  • Сделать вигвам для ребенка своими руками пошаговая инструкция