Руководство для мотоблока луч


 
Мой мотоблок, после двух капитальных ремонтов двигателя пролдолжает
работать.
Постоянно приходиться менять только ремни и смазку. Глушитель заменил
по собственной инициативе. С 1992 года выполнял самую различную
работу, даже перевозил грузы более 900 килограмм. Перегрузки
сказываются на работе двигателя и креплениях. В 2014 году вскрыл
редуктор, цепи даже не вытянулись, износились подшипники вала
переключения передач. При нормальном режиме
работы, мотоблока хватает на всю жизнь. Пермское Государственное
предприятие «МОТОРОСТРОИТЕЛЬ» в начале 1990-х, когда двигатели для
самолетов государство перестало покупать, предприятие спасли мотоблоки
«Луч» — они имели стабильный спрос. С 2009 года Пермский
моторный завод является основным участником крупнейшего проекта в
истории современной отечественной авиации — создание
семейства двигателей нового поколения на базе унифицированного
газогенератора. На рынке промышленных газотурбинных установок ОАО
«Пермский моторный завод» является одним из ведущих
предприятий. Стали появляться новинки мотоблоков Луч и приспособления
для выполнения всевозможных работ. Появились аналоги, выполненные по
лицензии, мотоблоки Каскад, Ока, Нева.

Содержание:

1. 
Основные
технические данные

2.  Требования
по технике безопасности


3.
 
Устройство
мотоблока

4.
 

Подготовка
к работе

5.  
Техническое
обслуживание

6.
 
Возможные
неиспровности

7.
 Регулировка

8. 

Каталог
деталей

Пермское
Государственное предприятие «МОТОРОСТРОИТЕЛЬ».
(Копия книги инструкций и рекомендаций, прилагаемых к мотоблоку Луч при
покупке.)

1.
 Основные
технические данные:

Габаритные размеры, масса,
мощность, масло, бензин, и другое:

Длина                
…………………………………………………………………………………

Ширина                
……………………………..…………………………………………………

Высота                  
………………………………………………………………………………

Сухая
масса (вес)   …..……………………………………………………………………………

Скорость км/час:   ………………………………………………………………………

Первая
передача    …………………………………………………………………

Вторая
передача………………………………………………………………

Задний
ход        
…………………………………………………………………

Колёсная
трансмиссия:
……………………..…………………………………………………. 

Без
удлинителей          …………………………………………………………………………..

С
удлинителем             ……………………………………………………………….

Радиус
поворота          ……………………………………………………………

Дорожный
просвет     ………………………………………………………….

Работоспособность
мотоблока обеспечивается при температуре воздуха

ДВИГАТЕЛЬ
МОДЕЛИ дм50 тип ………………………………………………………………

Автомобильное топливо бензин ………………….……………………………………

Масло ……………………………………………………………………………

 
Число цилиндров     
 ………………………………………………………………

Диаметр
цилиндра    …………………………………………………………………

Ход
поршня                
………………………………………………………………

Рабочий
объём цилиндра   ………………………………………………………

Степень
сжатия (расчётная)        
…………………………………………………

Количество
масла в двигателе   
………………………………………………

Свеча             …………………………………………………

Частота
вращения      ……………………………………………………………………………………….
                                                                                                                      

Мощность
 ……………………………………………………………………………………………………….

Часовой
расход топлива на режиме максимальной мощности 
………

Вместительность
топливного бака  ………………………………………………………

Зажигание
…………………………………………………………………………………

Пусковое
устройство  ……………………….…………………………………………

 
Ходовая система колёсная тип  …….……………………………………………………

Механизм
сцепления           ………………………………………………………………                      

 Редуктор ……………………………………………………………………………………

Число
передач: ………………………………………………………………………

Передняя 
 ………….………………………………………………………………………

Задняя
       ……………………………….………………………………………………

Шины ……………………………………………………………………………………

 Рулевое
управление  …………..…………………………………………………….

 Работоспособность
редуктора обеспечивается маслом  ……………………….

 
Количество масла в редукторе     
…………………………………………………….

Культиватор               
…………………………………………………………………………….

Ширина
захвата ………………………………………………………………………………….

Диаметр            ……………………………………………………………………………

Глубина
роторной культивации   
………………………………………………………….

 

Правельное обслуживание всех
узлов и механизмов увеличивает срок работы.

Легко обслуживается в полевых
условиях.

 Максимальная нагрузка на
тележку с мотоблоком 9 тонн.

۩۞۩ 

1500

600

1150

100 кг.

…………..

3,6

9

3,6

………………

310 мм

590 мм

1,1 м

140 мм

От -30
до +35.°С

Одноцилиндровый,
четырёх тканый, карбюраторный, воздушного охлаждения.

А-72,
А76, А80

Гост
2084-77 (старый)

М-12
ГИ, М-10 ГИ,

ТУ
38.10148-85

М
63/10Г 1

ГОСТ
10541-78 (старый)

1

76 мм

70 мм

317,4
см. в кубе

6,64

0,9
литра

А17В    
А11-1  

ОСТ
37.003.081-87 

2750-3250
об/мин  

 4
квт 5,5 л.с.

2
кг/час

 
3,5 литров

Электронное

Ручное,
с вытяжным шнуром 

2+2

За счёт натяжения ремней клиноременной передачи
2-скоростной 

механический цепной

срок
годности более 30 лет
   

2

1

 Литые
массивные со сквозными
каналами
5,00L-12  модели
Ф 232 или 4,00-10 НС 4 ГОСТ 7463-89

 
Штанговое, регулируемое по высоте 

  Масло
трансмиссионное по Гост 23652-79 (старый)

1 литр

 ۞ 

290
– 850 мм

 
360 мм

100…200….
Может углубиться до мотора.

2.
 Требования
по технике безопасности.

При всех
регулировочных, монтажных и других работах с мотоблоком, а также при
его мойке
и чистке, двигатель должен быть остановлен. Эксплуатируйте мотоблок
только с
установленными защитными кожухами.

Не оставляйте
мотоблок с работающим двигателем без присмотра

Запрещается:


запускать двигатель
и работать в закрытом помещении;


касаться
провода зажигания или наконечника свечи при работающем двигателе;


заправлять
топливный бак при работающем двигателе;

——
разбирать
колеса с литыми массивными шинами, т. к. сборка колес производится на
прессовом
оборудовании под усилием около 2тонн.

При работе с
культиватором запрещается:        

—находиться
посторонним лицам в зоне работы фрез;


перемещать
мотоблок на себя с помощью заднего хода;

—приближаться
к фрезам, особенно на поворотах, на расстояние, не обеспечивающее
безопасность;


передвижение мотоблока собственным ходом с участка на участок с
культиватором.

При работе
на мотоблоке необходимо применять

средства
индивидуальной
защиты от шума: противошумные

вкладыши
многократного пользования или противошумные наушники. 
(Лучше заменить глушитель
старого типа на новый тип.
)

3.
 Устройство
мотоблока

Мотоблок состоит
из следующих основных частей; двигателя, редуктора, сцепления, органов
управления, двух колее. Вместо двух колес устанавливаются 4
культиватора.

Двигатель
состоит из;


цилиндропоршневой
группы  с
кривошипно-шатунным механизмом;

—газораспределительного
механизма;


системы топливо
питания;


системы
запуска;


системы
зажигания;


системы
охлаждения;


глушителя;


системы
облегченного запуска (для моделей ДМ52, ДМ54)


системы
принудительной  смазки
(для моделей ДМ53),

Кривошипно-шатунный
механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное  движение
поршня, во время
движения коленчатого
вала.

1 — вал
коленчатый; 2 — шпонка маховика; 3 — подшипник 60206; 4 — крышка
шатуна; 5 —
шатун; 6 — кольцо поршневое маслосъемное; 7 — кольцо компрессионное
нижнее; 8 —
кольцо компрессионное верхнее; 9 — кольцо стопорное; 10 — палец поршня;
11 —
поршень; 12 — маслоразбрызгивагель; 13 — шайба котировочная; 14 — болт;
15 —
вал распределительный с декомпрессором механизма газораспределения.

Газораспределительный
механизм обеспечивает своевременное поступление в цилиндр двигателя
топливовоздушной смеси и выпуск отработавших газов.

Система
топливопитания предназначена для приготовления топливно-воздушной смеси
состоит
из топливного бака, краника отстойника, топливного шланга, воздушного
фильтра,
карбюратора.

Система
запуска двигателя — стартер предназначен для раскрутки
коленчатого вала и
состоит из защитного кожуха, храповика, шести шариков, пружины

храповика,
барабана стартера, шнура, втулки опорной, пружины стартера, корпуса
муфты.     

Электронная
система
зажигания обеспечивает искрообразование на свече зажигания

Система
Охлаждения предназначена для отвода тепла блока цилиндра двигателя,
состоит из
моховика, корпуса вентилятора, ребер блока цилиндра, головки цилиндра.

Глушитель
предназначен для снижения шума и направленного выпуска отработавших
газов.

Система
облегченного запуска, предназначена для снижения усилия запуска
двигателя.

Система
принудительной смазки предназначена для подачи масла в соединение
шатунной
шейки коленчатого вала с большой головкой шатуна и центробежной его
части.

Редуктор
предназначен для
изменения угловой
скорости при передаче вращения от ведомого шкива к колесам
(культиватору)

Сцепление
предназначено для разъединения двигателя и редуктора во время
переключения
передач и вновь плавного соединения их, не допуская резкого приложения
нагрузки, а также для обеспечения плавного трогания мотоблока с места и
его
остановки без остановки двигателя.

Система
управления мотоблоком — совокупность механизмов
обеспечивающих изменение
скорости и направление движения мотоблока.

4.
  Подготовка
к работе:

Рис.
6.2 —
Вставьте руль в вилку руля и закрепите его болтами, причем направляющую
прикрепите к рулю в последовательности: болт 1, труба руля 6,

моя фотографиянаправляющая
5, шайба пружинная 3, гайка 4.

моя фотография

Отвернув две
гайки и болт, снимите щиток.  Закрепите
руль четырьмя болтами к угольникам редуктора и отрегулируйте его высоту
по
росту работающего

счет
перестановки болтов в одно из трех отверстий планки. Подсоедините тяги
управления к рычагам на левой ручке руля. Один конец тяги переднего
хода присоедините
к рычагу переднего хода, с помощью цепочки к пружине;                
один конец тяги заднего
хода  присоедините к
рычагу заднего хода
с помощью цепочки и пружинки. Нажмите поочередно на рычаг 
переднего, а затем рычаг
заднего  хода и
проверьте натяжение ремня переднего
хода и ремня заднего хода. При свободном положении рычагов и ремни
должны
свободно провисать, а шкив редуктора  при
работающем двигателе не должен иметь вращение.

При
необходимости отрегулируйте натяжение ремня переднего хода изменением
длины
цепочки, и ремня заднего хода — изменением длины цепочки.
Уменьшение длины цепочки  увеличивает
натяжение ремня, а
увеличение — уменьшает. Установите щиток. Закрепите двумя
гайками и болтом. Подсоедините
к рычагу управления «газом» двигателя, 
трос газа (рис.5.7).

1) отверните
винт 10;

2)
подсоедините трос газа 9 к рычагу управления
«газом» двигателя 8;                       

3)
установите рычаг управления «газом» двигателя 8 в
корпус 11 и заверните винт
10.

Расконсервируйте
мотоблок, протрите наружные детали от консервационной смазки. Особенно
тщательно
— ребра охлаждения двигателя, уродуйте и промойте бензином
топливный кран 2
(рис. 7.1). Отсоедините от свечи-14 (рис. 5.2) наконечник, выверните
свечу и
залейте в отверстие под нее 20—30 г бензина, рычаг управления
«газом» двигателя
8 (рис. 5.7) установите в положение СТОП (крайнее положение
«от себя» по движению
мотоблока) и 5—6 раз прокрутите двигатель стартёром. Протрите
следы от брызг
бензина с консервационным маслом на деталях мотоблока, установите свечу
и
наконечник на место. Проверьте наличие масла в редукторе.

Проверьте
уровень масла в двигателе согласно п. 8.8. При необходимости
дозаправьте.
Заправьте топливный бак чистым бензином. Перед началом эксплуатации
мотоблока
на колесах, проверьте крепление колес и давление в шинах.

моя фотография

Подготовка
мотоблока к работе культиватором.
Соберите два
блока, состоящие из двух фрез культиваторов и
валика в следующей последовательности:  

вставьте
валик 2 (рис. 13.1) во втулку фрезы культиватора 1, совместив отверстие
валика
2 с отверстием во втулке фрезы культиватора 1, вставьте стопор 4 и
зафиксируйте. Расположите  
фрезу
культиватора 3 так, чтобы острые кромки ножей фрез культиваторов 1 и 3
были
направлены по движению мотоблока, вставьте валик 
2 во втулку фрезы культиватора 3, совместив
отверстия в валике 2 и во втулке фрезы культиватора 3, вставьте стопор
4 и
зафиксируйте его. Подвесьте  мотоблок
на
устойчивые подставки и вынув стопор 2 (рис. 6.3), снимите колесо 1 с
выходного
вила редуктора.

 Установите
блоки культиваторов так, чтобы  при
движении мотоблока острые кромки ножей
культиваторов располагались по ходу вращения выходного вала редуктора,
и с двух
сторон совместите отверстия во втулке фрезы культиватора и выходного
вала редуктора,
вставьте стопор и зафиксируйте его. Можно установить по одному
культиватору с
двух сторон выходного вала редуктора. Установите ограничитель 7 (рис.
6.1) в
крайний задний паз кронштейна 1, зафиксируйте ограничитель по высоте
фиксатором
6, учитывая глубину культивации.

Безотказная
и долговечная работа мотоблока зависит от правильной эксплуатации в
начальный
период. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей
деталей.
Продолжительность обкатки двигателя должно 
быть не менее 30 часов. На период обкатки
между
верхним фланцем
карбюратора и фланцем патрубка установлена прокладка (рис. 6.4)
ограничивающая
мощность двигателя до 4 л. с. В период обкатки мотоблока необходимо
выполнять
следующие требования:

1. Регулярно
через 5—7 часов работы проверять уровень масла.

2. Не нагружать
непрогретый двигатель. Прогрев производить на средних оборотах без
нагрузки в
течение 3—5 минут.

3.
Эксплуатировать мотоблок только при включенном редукторе на первую
передачу,
избегая работы на максимальной мощности.

4. Не
допускать больших оборотов двигателя без нагрузки.

5. После
обкатки мотоблока проверить затяжку болтовых соединений.
Масла в двигателе, после обкатки может оказаться черным с
мелкодисперсной стружкой. Лучше его заменить. Сейчас в 2013 году
продают
хорошие промывочные жидкости для двигателей. В 1992 году такие
промывочные
жидкости разъедали сальники и из двигателя, потом, после такой
промывки, текло
масло.

Внимание!
Блок
цилиндра выполнен
из алюминиевого сплава. Запрещается применять чрезмерные усилия, при
затягивании
болтов головки цилиндра (крутящий момент затяжки 1,5 – 2
кг/см).

Внимание!
Между
входным фланцем
карбюратора 1 и патрубка 2 установлена дополнительная прокладка 3,
ограничивающая мощность двигателя, на период обкатки. После обкатки 30
часов,
убрать ограничительную прокладку вторая прокладка с большим сечением,
находившаяся вместе с ограничительной прокладкой, оставляется на месте.

Порядок
работы
 

Убедитесь,
что рядом с мотоблоком и вблизи его вращающихся частей и рабочих

органов навесных
агрегатов нет посторонних лиц. Установите ручку переключения передач
(рис. 7.1)
в положение НЕЙТРАЛЬ.

Запуск
двигателя:

1) откройте
топливный кран 2 (рис. 7.1);

2) прикройте
воздушную заслонку карбюратора, повернув рычаг воздушной заслонки 1 до
горизонтального положения; (при горячем двигателе эту операцию не
выполняете).

3)
установите рычаг управления «газом» двигателя 8
(рис. 5.7) в положение ГАЗ;

4) потянув
заручку
стартера 5 (рис. 7.1), проверните двигатель. Прокачайте бензин в
карбюратор,
затем резко дерните за шнур пускового устройства так, чтобы не порвался
шнур и
двигатель прокрутился на один или несколько тактов. После начала работы
двигателя по возможности  быстрее
откройте
воздушную заслонку, повернув рычаг воздушной заслонки 1 (рис. 7.1), и
установите рычаг управления «газом» двигателя 8
(рис. 5-7) в положение малого
газа. Прогрейте двигатель в течение 2—3 минут на режиме
малого газа. Включите
ручкой 6 нужную Вам передачу редуктора (одно из крайних положений),
установите
рычаг управления двигателем в среднее положение, нажмите рычаг
переднего хода 4
для движения мотоблока вперед.

Внимание!
Нажимать
рычаги
переднего и заднего хода одновременно или переключать (включать)
передачи
ручкой 6 при нажатом рычаге переднего хода 4 или рычаге заднего хода 3 запрещается.  

Изменение
скорости движения производиться  перемещением
рычага управления
«газом» двигателя. Для переключения передачи
отпустите рычаг переднего хода 4 или рычаг заднего хода 3 и переключите
передачу
ручкой 6.

Для
остановки двигателя переведите рычаг управления двигателем в положение
СТОП
(крайнее положение от себя) или закроите воздушную заслонку.
На современном зажигании есть специальный
отвод провода, достаточно его заземлить на корпус двигателя и двигатель
остановиться
.

5.
 Техническое
обслуживание.

Для
поддержания мотоблока в технически исправном состоянии выполняйте
следующие
виды технического обслуживания после 5 часов работы, после 30 часов, 50
часов,
100 часов работы мотоблока по карте технического обслуживания:

моя фотография

Ослабьте
винт зажима А на плате карбюратора. Переместите трос управления Б в
зажиме А
таким образом, чтобы рычаг В с обратной стороны платы карбюратора
касался
кнопки СТОП, при этом рычаг управления газом двигателя должен быть в
положении
СТОП — как показано на рисунке 11.1. Затяните винт зажима А.
Перемещением рычага
управления дроссельной заслонкой проверьте работу дистанционного
управления.

моя фотография

Проверка
и регулировка
карбюратора.

Если во
время проверки мотоблока перед сезоном обнаружен плохой запуск, не
спешите начинать
регулировку карбюратора. Чтобы правильно определить причину плохого
запуска,
выверните запальную свечу, и осмотрите ее. Если свеча сырая, то причина
плохого
запуска в системе зажигания, так как смесь в цилиндр двигателя
поступает, но не воспламеняется. Или дозирующая игла, в попловковой
камере, плохо перекрывает поступление бензина. Если свеча сухая,
следует осмотреть карбюратор и прежде всего его
систему
холостого хода, воздушную заслонку. Первоначальная регулировка
карбюратора
производится на заводе-изготовителе при изготовлении. Может
производиться 
под регулировка
карбюратора на предприятии,
выпускающем мотоблоки и двигатели к ним, при проверке работы под
регулировка  карбюратора
у потребителя в основном производится
на режиме холостого хода. Максимальный режим обеспечивается
регулировкой на предприятии
— изготовителе мотоблока иглой полного газа 9
(рис. 12,2) карбюратора
из
условия обеспечения переходных режимов, мощности, экономичности
двигателя, и
эту регулировку желательно сохранять.

моя фотография

Регулировку
карбюратора
производить в следующей последовательности:                              

—завернуть
до упора винт главного жиклера 1, винт

жиклера
малого газа 2 (рис. 12.1);


отвернуть
оба винта на 1,4 оборота;


запустить
двигатель и прогреть его;   

—установить
рычаг управления дроссельной заслонки в положение, соответствующее
минимальным
оборотам


винтом з
установить минимальные устойчивые обороты холостого хода;


винтом 2
установить максимальные обороты холостого хода;


винтом з
откорректировать минимальные устойчивые обороты холостого хода;


повторять
две последние операции до тех пор, пока не будет получена устойчивая,
бесперебойная работа двигателя на холостом ходу с минимально возможными
оборотами;


перевести
рычаг управления дроссельной заслонкой в положение максимальных
оборотов
двигателя;

— при
перебоях в работе двигателя отвернуть или завернуть винт главного
жиклера 1 до
получения устойчивой работы. Суммарное выворачивание винта главного
жиклёра 1
от положения «полностью завернут» должно быть не
более 1,3/4 оборота;


провести
дополнительно регулировку карбюратора на минимальных оборотах холостого
хода.

При
многолетней эксплуатации по мере выработки рычага 17,
(рис. 12,2) поплавка 11
требуется
регулировка уровня топлива, которая осуществляется подгибкой рычага 17.
Эта
операция должна производиться в специализированной мастерской. От
правильной
регулировки карбюратора зависит экономичность работы двигателя,
мощьность и его запуск.

Установка 
фрез культиватора и работа с ними.

Перед началом
работы с фрезой-культиватором необходимо ознакомиться с
требованиями, по технике безопасности изложенными в. д. 4.3 на рисунке
13.1, 13.2.

Перед
началом работы мотоблока необходимо провести его регулировку. Плохая
или
неправильная настройка вызывает большое утомление работающего и снижает
качеств
обработки почвы. Мотоблок с культиватором должен быть установлен
параллельно земле.
При необходимости руль управления урегулируется до необходимой рабочей
высоты
рассчитанной на определенного человека. В настройку культиватора входит
правильная установка ограничителя глубины обработки, которая
осуществляется после
выбора необходимой глубины культивации почвы. Благодаря мощному
двигателю и
наличию центробежного регулятора оборотов культивацию можно проводить
при наполовину
прикрытой дроссельной заслонке как на 1-й так и на 2-й передачах, но
надо иметь
в виду, что при культивации каменистых почв необходимо пользоваться
только первой
(более медленной) передачей: это уменьшит вероятность поломки ножей
культиватора. Необходим учитывать, что работа па повышенной передаче
требует и
большего открытия дроссельной заслонки 
(увеличивается скорость обработки земли и
износ
всего мотоблока). Глубина
культивации за один проход 10—20 см., при необходимости более
глубокой
обработки почвы культивацию проводят за 2-3 прохода, и каждый раз
увеличивая глубину
культивации. Глубина культивации обеспечивается за счет соответствующей
установки  по высоте
ограничителя и
величины его заглубления усилием работающего. На легких, рыхлых почвах
ограничитель используется как полоз. На твердых, более тяжелых почвах
ограничитель выполняет роль тормоза, обеспечивая обработку почвы слоями.

моя фотография

Особенности
зимней
эксплуатации мотоблока.

Мотоблок
рассчитан
для работы при температуре окружающего воздуха до минус 30°С. В
случае
затруднительного запуска, при отрицательных   
температурах окружающего воздуха примените
один из
следующих способов
его облегчения.

                       
1-й способ

Накануне
работы выдержите мотоблок не менее 10 часов в теплом помещении. После
этого,
выкатив мотоблок на улицу, по возможности быстрее запустите двигатель.

                       
2-й способ

Залейте в
двигатель масло, подогретое до температуры

50 –
60°С. Для
этого необходимо слить имеющееся в двигателе масло в соответствующую
металлическую посуду, (лучше это делать накануне, после работы, пока
масло
жидкое) и разогреть его. После заливки горячего масла дайте время
прогреться деталям
двигателя.

От
себя
добавлю,
что
я
не
когда
не
завожу
мотоблок
более
10-15
 градусов
холода.
В
мороз
плохо
работать,
пальцы
рук
и
другие
конечности
обмораживаются,
в
пылу
труда
не
замечаешь.
Также
и
мотоблок,
двигатель
работает
хорошо,
потому
что
он
горячий,
а
насадки
к
нему
начинает
прихватывать
морозом
и
ломаться.

Гарантийные
обязательства 1992 года.

моя фотография

Завод-изготовитель
гарантирует соответствие качества мотоблока требованиям действующей
технической
документации при соблюдении потребителем условий и правил хранения,
транспортирование
и эксплуатации. Установленных в эксплуатационной документации.  Гарантийный
срок
эксплуатации — 12 месяцев со
дня продажи мотоблока через торговую сеть. Гарантийный срок хранения
— 12
месяцев со дня приемки ОТК завода-изготовителя. Мотоблок, проданный по
истечении,
срока хранения в магазине, гарантийному ремонту не подлежит. Обмен
неисправных
мотоблоков, вышедших из строя в период гарантийного срока,
осуществляется в
соответствии с действующими республиканскими правилами обмена
промышленных
товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и
кооперативной
торговли. Владелец теряет право на гарантию до истечения гарантийного
срока в
следующих случаях:

1) при
использовании мотоблока не по прямому назначению;

2) при
эксплуатации с нарушением указаний настоящего

руководства;

3) при
замене владельцем деталей, узлов и агрегатов на нестандартные или в
конструкцию
которых, внесены изменения;

4) при
наличии механических повреждений в результате аварий не по вине завода,
которые
повлекли за собой нарушение работоспособности деталей, узлов и
агрегатов.


Первый серийный образец советского мотоблока сошел с конвейера Пермского производственного объединения «Моторостроитель» имени Я. М. Свердлова» в 1985 году.

В период производства мотоблока появилось большое число модификаций этой техники. Основным отличием каждой из них является силовая установка и навесное оборудование производства российских и зарубежных производителей.

С 1991 года агрегат выпускается акционерным обществом «Калужский двигатель» (АО «КАДВИ»). С 2011 года и по сей день оборудование выпускается под названием «Ока».

Мотоблок Луч МБ-1

Ремень заднего хода

В то время как на современных мотоблоках задняя передача выключается с помощью редуктора, который напрямую связан с двигателем, на «Луче» для передачи крутящего момента используется ремень.

Фактически, он является одной из тех деталей, которыми от современной техники отличается мотоблок «Луч».

Ремень заднего хода подвергается повышенному износу, и потому опытный владелец луча всегда держит про запас несколько ремней сразу – иногда их бывает сложно приобрести, несмотря на то, что этот мотоблок достаточно распространен.

Его маркировка – Z(0)- 1400 и его проще заказать через интернет-магазин, где есть услуга предварительного заказа.

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»

Основными узлами аппарата являются:

  • Силовой агрегат.
  • Редуктор.
  • Сцепление.
  • Система управления.
  • Ходовая часть.

Устройство мотоблока Луч МБ-1

Двигатель

В качестве силовой установки на «Луч МБ-1» применяется одноцилиндровый четырехтактный двигатель отечественных и зарубежных производителей.

Внимание! При работе с мотоблоком необходимо устанавливать защитные кожухи и специальные крылья. Запрещается эксплуатация техники без защиты основных агрегатов и движущихся элементов.

На отечественных модификациях используются моторы серии «ДМ» и «КАДВИ 168F-2А» производства АО «Калужский двигатель». Мощность силовых установок составляет от 4,4 до 4,8 кВт.

Двигатель ДМ-1К

На зарубежных моделях применяются силовые установки производства , «TECUMSEH» и «Vanguard» (США), «Honda» и «Subaru» (Япония), «Lianlong» и «Lifan» (Китай). Мощность моторов составляет от 4,0 до 5,2 кВт.

Редуктор

Ремонт редуктора мотоблока

Редуктор техники «Луч МБ-1» предназначен для преобразования вращательного движения вала двигателя к колесам (культиватору). Устройство оснащено цепным двухскоростным редуктором.

Внимание! Коробка передач изначально заправляется необходимым количеством масла. Дополнительная заливка производится по истечении 25–30 часов работы агрегата.

Для равномерной передачи вращательного движения установлен механизм разблокировки вала. Наличие этого механизма повышает маневренность устройства на прямых и кривых участках при нагрузке до 350 кг и скорости до 12 км/час.

Блок сцепления

Система предназначена для перевода вращения от коленчатого вала двигателя на звёздочки редуктора. Позволяет передвигаться на переднем и заднем ходу. Для управления сцепления служит рычаг на ручке.

Сцепление мотоблока Луч МБ-1

Система управления

Предназначена для изменения режимов действия, скорости и направления движения механического средства. Состоит из руля, рычагов управления и ручки переключения передач.

На правой ручке штурвала установлен рычаг управления мотором. На левой ручке установлены рычаги переключения скоростей. Регулировка руля по высоте осуществляется гаечным соединением.

Рычаги управления мотоблоком

Ходовая часть

В качестве элементов ходовой части Луч МБ-1 установлены колеса или культиватор. Колеса могут быть пневматическими либо из цельнолитой резины. Они предназначены для перемещения механизма по ровной поверхности. Для лучшего зацепления применяются стальные штампованные колеса (грунтозацепы).

Для рыхления земли и удаления сорняков используется культиватор. Устройство оборудовано двумя почвенными фрезами и двумя культиваторами на основе болтового соединения. Устанавливается на выходной вал редуктора вместо колес.

Фреза для мотоблока

Мотоблок Луч

Мотоблок Луч МБ 1 применяется для эксплуатации на некрупных приусадебных хозяйствах, огородах и садах индивидуального пользования, а опять же на территориях, расположенных на болотистых участках, мелкоконтурных лесных районах и в пригородной зоне. Данная модель производится в России и является не слишком распространенной. спецтехника подойдет для работы с легкими почвами.

Модель Луч МБ 1 отличают простота в эксплуатации и некрупные размеры. Экономичный и мощный мотор, устанавливаемый в мотоблок, позволяет применять его для выполнения многообразных операций. Модель агрегатируется с многообразными навесными орудиями, которые позволяют:

  • прочищать и делать борозды;
  • пахать;
  • бороновать;
  • выкапывать и окучивать корнеплоды;
  • производить полив;
  • опрыскивать растения;
  • убирать снег;
  • рыхлить грунт;
  • косить траву;
  • транспортировать грузы;
  • опрыскивать растения.

Работа с техникой Луч МБ 1 специализированной подготовки не требует. Однако каждое навесное оснащение придется осмотреть и изучить (правило использования подробно описаны в руководстве по эксплуатации). В противном случае при работе с мотоблоком возможны проблемы.

В заводской комплектации спецтехника идет с культиваторами, предназначенными для переворачивания и рыхления грунта, удлинителями и специализированными колесами. многообразные модификации модели Луч МБ 1 отличаются установленными двигателями, которые могут быть как импортного, так и отечественного производства.

Среди особенностей модели следует выделить:

  • легкость в управлении мотоблоком. Серьезных физических усилий работа с ним не требует;
  • наличие цепного редуктора с клиноременной передачей, обеспечивающей плавность движений техники;
  • быстросъемные колеса и съемный руль делают устройство очень компактным и существенно облегчают его транспортировку;
  • руль регулируется по вертикали;
  • колеса с пневматическими резиновыми шинами и большим протектором обеспечивают хорошее сцепление с почвой;
  • защитные крылья, установленные на колесах, предохраняют от попадания грязи, продлевая срок службы техники;
  • надежная трансмиссия с 2 фронтальными и 2 задними передачами;
  • мощные двигатели обеспечивают эффективную и производительную работу мотоблока.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 0,316 л;
  • номинальная мощность – 3,7 (5) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 3200 об/мин;
  • допускаемый угол наклона мотора – 8 градусов;
  • диаметр цилиндра – 76 мм.

Агрегат мотоблока Луч МБ 1 неприхотлив и работает на бензине марок А-76, А-80 и АИ-92.

При работе с двигателем есть определенные правила. Производитель не рекомендует при включенном моторе заправлять бак и касаться угольника свечи или провода зажигания.

Отзывы

Мотоблок Луч МБ 1 в России не слишком распространен, потому отзывов о данной технике накопилось сравнительно немного. Однако они преимущественно положительные. Многие собственники модели покупали ее в поддержанном состоянии, но после этого мотоблок еще долгие годы служил им, не доставляя особых проблем.

Чинить модель Луч МБ 1 приходится по «большим праздникам». При этом спецтехника легко справляется с многообразным типом почв, что позволяет быстрее отработать вложенные в нее средства. Мотоблок хорошо работает в паре с плугом, культиватором и телегой. Некоторые владельцы машины Луч МБ 1 применяют ее и зимой.

Проблемы с двигателем у техники возникают крайне редко. Здесь основным моментом является контроль уровня масла. Важно, чтобы он оставался не ниже минимальной отметки, в противном случае мотор начинает стучать.

Иногда возникают проблемы с натяжным роликом. Данный элемент может просто расколоться. Среди недостатков модели опять же является некоторая незаконченность конструкции.

Мотоблок отлично работает на сложной почве и рядом с деревьями. Помогает в этом прочность конструкции и отличная маневренность. В качестве транспортировщика Луч МБ 1 опять же достойно справляется со своими обязанностями.

Сама спецтехника занимает немного места, потому ее удобно перевозить на легковом автомобиле и хранить в некрупным гараже. При этом она незаменима на участке малой площади.

Управлять мотоблоком Луч МБ 1 довольно просто. Рычаги А и Б, расположенные на левой ручке руля, позволяют двигаться вперед и назад соответственно. Одновременно нажимать два рычага запрещается, поскольку спецтехника может выйти из строя.

Проскальзывание сцепление, опять же нередко возникающее в данной модели, регулируется укорачиванием цепи.

Стоимость нового и б/у

Ценник на мотоблок Луч МБ 1 не является запредельно большим. В настоящее время купить данную модель без наработанных часов практически невозможно. При этом поддержанные варианты пользуются активным спросом. Луч МБ 1 в хорошем состоянии можно приобрести за 15000-17000 рублей.

Аналоги

Ближайшим аналогом модели Луч МБ 1 считается мотоблок Нева МБ2 Н.

Источник: https://TraktorBook.com/motoblok-luch/

Преимущества мотоблока Луч МБ-1

Луч МБ-1 служит для производства сельскохозяйственных работ на фермерских предприятиях и личных приусадебных участках. Отличается многофункциональностью, большой мощностью, маневренностью и удобством в эксплуатации.

Для выполнения большого диапазона задач устанавливается различное навесное оборудование. С помощью навесных орудий осуществляют:

Мотоблок Луч МБ-1 в работе

  • вспашку почвы;
  • боронование и культивирование земли;
  • окучивание и выкапывание корнеплодов;
  • транспортировку грузов.

Внимание! Правилами эксплуатации запрещено движение аппарата своим ходом по центральным магистралям и дорогам общего пользования.

Для пользования устройством не требуется специальных технических навыков. Определенные знания и опыт необходимы для использования навесного оборудования.

Допускается эксплуатация агрегата при температуре наружного воздуха до -5° C. Для облегчения запуска при отрицательных температурах добавляют предварительно разогретое машинное масло.

Как нужно регулировать карбюратор

Еще один вид настройки, которую необходимо будет проводить, это регулировка карбюратора мотоблока «Луч».

Для стабильной роботы двигателя внутреннего сгорания, умеренного потребления им топлива и плавного ходи при возрастании нагрузки, необходима тонкая настройка карбюратора.

После нее вы заметите изменения в работе мотоблока, и они будут в лучшую сторону, поскольку впрыск стабилизируется.

  • Перед тем, как отрегулировать карбюратор вам необходимо с большой осторожностью до упора завернуть два винта – главного жиклера и жиклера холостого хода.
  • Затем их нужно отвернуть в обратном направлении, примерно на один с четвертью оборота.
  • Далее необходимо запустить двигатель, для того что бы он прогрелся. Обычной рабочей температуры он достигнет уже через двадцать минут. Когда это произойдет, нужно перевести рычаг дроссельной заслонки в положение «мин».
  • С помощью винта нужно выставить самую минимальную, но устойчивую частоту вращения на холостом ходу. Это же действие нужно повторить и для максимальной частоты вращения.
  • Снова повторить настройку минимальной частоты, которая будет стабильной.
  • Далее – снова повторить настройку максимальной частоты хода, обеспечив, таким образом, бесперебойную стабильную работу всего механизма.

Технические характеристики мотоблока Луч МБ – 1

Основные технические характеристики мотоблока Луч представлены в таблице.

Показатель Измеритель Количество
Габариты:
§ длина мм 1500
§ ширина мм 600
§ высота мм 1000
Вес кг 100
Скорость км/ч от 3,6 до 9,0
Колея мм 590
Дорожный просвет мм 330
Предельный угол наклона:
§ продольного град 20
§ поперечного град 24
Число передач:
§ Переднего хода 2
§ Заднего хода 2
Рулевое управление штанговое
Уровень звука за штурвалом дБа 92
Габариты культиватора:
§ ширина мм от 722 до 1133
§ диаметр мм 360

Для выполнения дополнительных задач агрегат комплектуется следующим оборудованием:

  • косилка роторная;
  • грунтозацепы;
  • плуг ПЦ-1-18;
  • снегоуборщик СМ-06;
  • тележка прицепная ТПМ-350;
  • щетка мотоблочная ЩМ-0,9;
  • окучники одно — и двухрядные;
  • картофелевыкапыватель КВ-2.

Как проверить катушку зажигания на мотоблоке?

Чаще всего проверка этого важного элемента зажигания мотоблока производится с использованием заведомо рабочего тестового образца. Если в процессе тестирования оказалось, что с установкой образца все начало работать так, как должно, значит штатная катушка зажигания мотоблока неисправна.

Однако, тестовый образец бывает под рукой далеко не у всех. Если его нет, значит необходимо попытаться проверить встроенную катушку другими способами. Перед этим нужно исключить любые поломки, которые могут появиться в кнопке запуска и высоковольтной проводке. Кроме того, пользователь должен внимательно изучить электрические схемы , в которых указано расположение элементов системы зажигания.

Дальнейшие способы проверки включают:

  • измерение сопротивления встроенной катушки зажигания. Стоит отметить, что он не всегда используется пользователями сельхозтехники. Во-первых, оператор должен знать точные параметры сопротивления, создаваемого штатной катушкой. Во-вторых, кроме катушки индуктивности в конструкции системы зажигания предусмотрены полупроводниковые комплектующие, требуемые для генерирования нужного электрического импульса. Проблемы со всеми этими элементами можно выявить только при их нагреве. Чтобы правильно проверить катушку зажигания, потребуется отключить от нее колпачок и штатный бронепровод. Зная о точных параметрах сопротивления встроенного элемента, оператор сможет понять, какая именно деталь системы неисправна;
  • проверку создаваемой искры при помощи специального прибора – он должен быть подключен к месту разрыва электрической цепи между высоковольтными проводами штатной катушки и свечи;
  • тестирование катушки при помощи встроенной в конструкцию свечи – для этого нужно вывернуть встроенную свечу и аккуратно приложить ее корпусом к цилиндру. Затем необходимо потянуть за ручку стартера и обратить внимание на искру, которая образуется между заводскими контактами свечи. Нужно отметить, что этот способ проверки имеющейся катушки приблизительный – свеча в этом случае находится не под нагрузкой, из-за чего в цилиндре ДВС отсутствует компрессия. В результате штатный маховик мотора будет вращаться быстрее.

Каждый из этих способов дает приблизительную информацию о состоянии катушки зажигания. Нужно помнить, что найти точную причину неисправности детали можно с использованием специализированных тестеров, которые есть только в специализированных мастерских.

Порядок работы с мотоблоком

Порядок работы и обслуживания механизма зависит от вида используемого шасси.

Аппарат на колесных шасси

При работе с механизмом Луч МБ-1 необходимо соблюдать следующий порядок действий:

  • Устанавливают рычаг переключения скоростей в среднее (нейтральное) положение.
  • Запускают силовой агрегат.

Руководство по эксплуатации мотоблока Луч МБ-1

Способ запуска зависит от модификации мотоблока.

  • На малом газу, в течение 3–4 минут, прогревают мотор.
  • С помощью рычагов управления включают необходимую скорость и направление движения.
  • Для переключения передачи мотоблок останавливают, отпускают рычаг переключения направлением движения и нажимают рычаг переключения скоростей с небольшим усилием.
  • Для остановки механизма передвигают рычаг управления двигателем в положение «Стоп».

Внимание! Запрещается одновременное нажатие рычагов управления передним и задним ходом. Несоблюдение данного условия может привести к выходу редуктора из строя.

Аппарат с культиватором

Культиватор для мотоблока в работе

Работа с культиватором заключается в регулировке его положения в зависимости от категории обрабатываемых земель. Для этого мотоблок устанавливают параллельно земной поверхности. Регулируют ограничитель заглубления фрез культиватора в почву.

Независимо от категории почвы, глубина заглубления не должна превышать 20 см – на песчаных почвах и 10 см – на глинистых почвах и суглинках. При рыхлении почвы агрегат захватывает полосу земли шириной до 1200 мм.

Мотоблок Луч МБ-1 является универсальным средством. Легкий агрегат является незаменимым помощником при возделывании целинных и пахотных земель.

Для доставки к месту производства работ инструмента и материалов используют прицепную тележку. Очистку снега в зимнее время года осуществляют с помощью дополнительного навесного оборудования.

Видео по теме: Мотоблок МБ-1 «Луч»

Публикации по теме

'Мотоблок

Самые мощные мотоблоки

Мотоблок Вейма (Weima) 1050

Как правильно выставить зажигание

Работа любого устройства начинается с пуска двигателя и система зажигания должна работать не хуже, чем швейцарские часы.

Но в том случае, если функциональность этого элемента, тем или иным образом нарушена, необходимо провести ее регулировку.

Перед тем, как выставить зажигание на мотоблоке Луч, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион нужно, в первую очередь:

  1. Проверить свечи. Именно они являются основной причиной отказа этой системы. Также всегда рекомендуется иметь с собой запасную свечу, на тот случай, если манипуляции, очистка, не помогут. Что бы разобраться со свечой необходимо ее вывернуть и протереть электроды и удалить с них нагар.
  2. Далее необходимо выставить между ними зазор.
  3. Дальше наденьте угольник провода на свечу, а ее корпус надежно прижмите к цилиндру, его головке, при этом развернув ее в сторону от ее же отверстия, которое находится в головке цилиндра.
  4. Необходимо прокрутить коленчатый вал. С этим можно справиться с помощью стартового шнура. В исправной системе искра, которая проскакивает между электродами, должна быть светло-синего цвета. Если же она отсутствует, или имеет бело – желтый окрас, система неисправна.

В этом случае можно проверить зазор между статором и магнитным башмаком маховика, он должен быть от 0,1 до 0,15 миллиметра.
После этих несложных манипуляций вы получите прекрасно работающий мотоблок «Луч». Установка зажигания на нем также проста, как и его настройка, поскольку оно состоит из нескольких деталей, которые соединяются наподобие деталей конструктора.

Все пазы разработаны таким образом, чтобы ничего нельзя было перепутать, вставить свечу не той стороной или неправильно подключить провода. После того как вами была произведена регулировка зажигания мотоблока «Луч», и эта его часть работает должным образом можно приступать к настройке следующего немаловажного узла двигателя.

Что делать, если нет искры на мотоблоке?

Если после проведенных тестов выяснилось, что пропала искра , то причину этой поломки нужно искать в главных элементах системы зажигания сельхозагрегата.

Для этого потребуется:

  • осмотреть свечу – ее нужно вывернуть, используя для этого специальный ключ;
  • свеча зажигания может быть полностью сухой – это свидетельствует о непопадании горючего в цилиндр двигателя, то есть о засорении топливных трубок или неисправности карбюратора;
  • в некоторых случаях деталь оказывается мокрой от бензина и моторного масла. Причины этому заключаются в переизбытке смазки, которая содержится в топливе, или о ее просачивании с масляного картера двигателя непосредственно в цилиндр. В этом случае оператор должен снять свечу и тщательно просушить ее. После этого нужно просушить цилиндр, несколько раз интенсивно потянуть на себя трос стартера на двигателе с вывернутой свечой;
  • реже всего из-за отсутствия правильного и своевременного обслуживания сельхозтехники на свече мотоблока образуется толстый сплошной слой нагара и высохших смолистых отложений. Чтобы восстановить свечу, нужно осторожно нагреть ее зажигалкой и смыть остатки смолы чистым бензином. После этого деталь потребуется просушить и вкрутить на место. Если это не помогло, значит свечу необходимо заменить.

Во время снятия, очистки и повторной установки свечи важно действовать предельно аккуратно. Любое неосторожное движение может повредить электроды детали, из-за чего она больше не сможет генерировать искру.

Мотоблок Луч


Год выпуска: 1993
Автор: АО «Пермские моторы»
Жанр: Руководство по эксплуатации
Формат: PDF / DjVu
Количество страниц: 96
Описание: Многофункциональный, легкий и компактный мотоблок «Луч» предназначен для выполнения различных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования.

В комплекте с навесными орудиями мотоблоком можно пахать легкие почвы, культивировать, окучивать и выка­пывать корнеплоды, косить, дробить корма, перевозить грузы, пилить и строгать, убирать снег.

Работа на мотоблоке не требует специальной подго­товки, но следует иметь в виду, что при работе с каждым на­весным орудием необходимы определенные навыки.

Данное руководство по эксплуатации составлено на мотоблок, укомплектованный фрезой-культиватором.

Содержание:

1. Общие указания
2. Основные технические данные
3. Комплект поставки
4. Требования по технике безопасности
5. Устройство мотоблока
Общая часть
Двигатель
Редуктор
Сцепление
Органы управления
Культиватор
6. Подготовка к работе
7. Порядок работы
8. Техническое обслуживание
Виды и периодичность технического обслуживания
Ежедневное техническое обслуживание
Техническое обслуживание после первых 5 часов
Техническое обслуживание через 25—30 часов работы
Техническое обслуживание через 50 часов работы
Техническое обслуживание через 100 часов работы
Техническое обслуживание при хранении
Проверка уровня масла в двигателе
Замена масла и двигателе
Проверка и регулировка зазора между магнитным башмаком и статором
Очистка воздушного фильтра
Замена масла в редукторе
Консервация
9. Транспортирование и хранение
10. возможные неисправности и методы их устранения
11. Регулировка дистанционного управления
12. Проверка и регулировка карбюратора
13. Установка фрез культиватора
14. Работа мотоблока с культиватором
15. Особенности зимней эксплуатации мотоблока
16. Свидетельство о приемке
17. Гарантийные обязательства
18. Срок службы
Гарантийные талоны
Адреса ателье гарантийного ремонта
Спецификация основных сборочных единиц деталей и агрега­тов мотоблока модели МБ5040 «Луч»
Перечень деталей, выполненных из цветных сплавов
Навесные орудия к мотоблоку

Описание

Мотоблоки «Луч» прошли долгий путь от создания и до сегодняшнего дня. Изначально, производителем данный мотоблоков было предприятие ОАО «Пермские моторы», которое в 90-х годах вошло в состав Пермского моторостроительного комплекса.

Агрегаты пользуются заслуженной популярностью среди отечественных фермеров, имеют репутацию мощных, производительных, стойких к неисправностям устройств с различной мощностью. Каждый владелец может подобрать модель мотоблока, исходя из участка, объема работ, назначения.

Фото мотоблока «Луч» МБ-1

Фото мотоблока «Луч» МБ-1

Особенности мотоблоков «Луч» в следующем:

  • доступная цена и высокое качество сборки;
  • навесное оборудование, подходящее для множества других отечественных и китайских моделей;
  • выносливость, возможность эксплуатации в любой сезон;
  • способность работать на любом виде топлива (бензин АИ-92, АИ-76, АИ-82 и прочие виды бензина);
  • практически полное отсутствие плохих отзывов о мотоблоках (среди положительных отзывов много упоминаний о выносливости, хорошей сборке, надежности и мощности устройства).

Доступные модели «Луч» — типы двигателей, мощность

Модельный ряд мотоблоков «Луч» представлен такими позициями:

  • Луч МБ-1 (мощность 5 л.с, двигатель Кадви 168F-2A);
  • Луч МБ 5040 (серия мотоблоков с двигателями ДМ51, 52, 53 и 54, обладали функцией облегченного запуска и системой принудительной смазки, мощность мотоблоков данной серии составляла 5 л.с., фактически 5040 была более совершенной версией МБ-1);
  • Луч МБ 5141 (двигатель ДМ51, мощность 5 л.с.,модель, не ставшая популярной, представлена сейчас, в основном, моделями б/у, новые мотоблоки этой серии не производятся).

Из всех указанных представителей ряда мотоблоков выпускается в массовое потребление только «Луч» МБ-1.

Конструктивные особенности мотоблоков «Луч» в целом схожи, агрегаты похожи друг на друга, в разных сериях может лишь изменяться форма топливного бака, например, у мб 5040 бак квадратный, ближе расположен к мотору.

Мотоблок «Луч» МБ 5040

Мотоблок «Луч» МБ 5040

Обзор навесного оборудования

Популярность всех модификаций «Луч» связана, кроме прочих достоинств, с их агрегацией с большим количеством навесного оборудования. Удобно для владельцев и то, что мотоблок может работать с навесным от других аппаратов, таких как «Нева», «Угра», «Ока», «Фаворит», «Викинг», «Патриот», «Крот» и другие.

Практически любой отечественный новый или старый советский мотоблок может поделиться навесным с «Луч», и оно будет работать. Далее в обзоре мы более подробно изучим типы оборудования для мотоблока «Луч», ознакомимся с видео работы агрегатов.

 Фрезы

Классический тип фрез к мотоблоку Луч — серповидные. Сборку и монтаж на устройство нужно производить в тканевых рукавицах или перчатках. При монтаже и начале работы с фрезами владелец должен убедиться, что они установлены и закреплены правильно.

Более подробно о монтаже фрез можно прочитать в инструкции к мотоблоку. Допускается использование фрез «гусиная лапка», а также частичная установка с целью сужения полосы культивации.

Фото мотоблока «Луч» с фрезами

Фото мотоблока «Луч» с фрезами

Адаптер, прицеп

Мотоблок «Луч» обладает достаточной мощностью для подсоединения телеги, прицепа и даже адаптера. Адаптер отличается от телеги наличие сиденья для владельца. Это удобно для перевозки грузов, транспортировки урожая и перемещения по участку. Рекомендуемые виды тележек: ТМ-300, ТМ-500.

Прицепы к мотоблоку «Луч»: ТМ-250, прицеп «Салют» и другие. Адаптеры для «Луч»: Мотор Сич УУМП-2, адаптер Ярило, «БУТ», «АРА» и другие. В период обкатки запрещается использовать тележку или прицеп, редуктор и двигатель мотоблока должны адаптироваться к нагрузке.

Косилка

Любые виды косилок можно использовать для подсоединение к данному агрегату. Например, роторную косилку «Заря», или «Нева». Допускается работа с сегментными косилками малых размеров. Согласно инструкции, работать с мотоблоком и особенно с работающим от ВОМ навесным оборудованием, могут только лица старше 14 лет. Роторная косилка требуется соблюдения правил безопасной эксплуатации.

Грунтозацепы

Грунтозацепы используются для лучшего сцепления с почвой. Устройство может выполнять пахотные работы и без грунтозацепов, однако с этим навесным оборудованием мотоблок намного более эффективен на пахоте. Грунтозацепы могут быть металлическими или изготовленными из плотной резины (двойные резиновые).

Грунтозацепы

Грунтозацепы

Диаметр грунтозацепов различны: 350, 400, 500, 550 мм и прочие. Подбирайте этот вид вспомогательного инструментария, исходя из размеров колес вашего мотоблока.

Плуг

Чтобы пахать правильно, убедитесь, что плуг на мотоблоке закреплен должным образом. Отзывы фермеров дают основание полагать, что качественная вспашка невозможна без сошника (заглубителя). Используйте сошник для регуляции погружения плуга в почву. Рекомендованные плуги для мотоблоков «Луч»: ПНМ-1-20 Кентавр, плуг с колесом, ПЛН-2-25, Мотор Сич ПМ-1 и другие.

Снегоуборщик, лопата

Виды снегоуборщиков и лопат для мотоблока «Луч»: снегоуборщик шнековый на МБ с ременной передачей, отвал Володар ОМ 1000, Интертул, Хускварна, Сноулайн, Форте КСМ-21. Размеры лопат-отвалов: 1 м, 90 см, 80 см.

Картофелекопалка и картофелесажалка

Для эксплуатации мотоблока Луч в уборочный сезон используйте любые картофелекопатели: техника адаптирована под практически любой способ крепления, как на сцепку, так и болтовой. Виды картофелекопалок: «Премиум», Мастертул, Крот, копатель «Сердце» и прочие. Виды картофелесажалок: П-1ЦУ, АПК-3, К-1Л, КМБ-5, АПК-ЦМ.

Другие виды навесного оборудования, а именно: утяжелители, сцепки, колеса, гусеницы и прочее. Могут покупаться владельцем отдельно в случае необходимости. Данные агрегаты продаются как в интернете, так в обычных магазинах садовой техники и техники для огорода. Нередко можно встретить объявления о продаже Б/У навесок в хорошем состоянии.

Инструкция по эксплуатации, обслуживанию, основные неисправности и ремонт

Инструкция к мотоблоку «Луч» — важный документ, согласно которому нужно использовать данный агрегат, проводить пуск, обкатку, выполнять замену масла. При желании можно найти в сети инструкцию в электронном виде. Рассмотрим подробнее основные моменты технического обслуживания и эксплуатации мотоблока.

Масло и топливо

Характеристики работы мотоблока зависят, в первую очередь, от качества топлива и масла. Главное преимущество «Луча» — работа на любом бензине, от АИ-76 до АИ-95. В бензобак можно лить любой бензин. Какое же лучше использовать масло и когда выполнять его замену? Замена масла производится стандартно — раз в 50-100 моточасов, в зависимости от степени нагрузки на мотоблок.

  • Вид масла: М-12 ГИ, М-10 ГИ, ТУ 38.10148-85.
  • Тип свечи для мотоблока «Луч» — А17В или А11-1.

Первый запуск и обкатка

Первый пуск мотоблока разрешается проводить, если устройство находится в полностью собранном состоянии, с заправленным бензобаком. С момента первого включения и до 20 часов спустя происходит обкатка мотоблока. В это время редуктор и двигатель адаптируются к нагрузке. После истечения срока обкатки можно использовать технику на полной мощности и максимальных нагрузках.

Основные неисправности и ремонт

Основные неисправности мотоблоков «Луч» и методы их устранения

Неисправность Причина Устранение (ремонт)
1. Мотоблок не переключается на нужную передача Износился/порвался ремень Замена ремня
2. Мотоблок отключается во время работы Перегрев двигателя Снизьте нагрузку, проверьте уровень масла, если нужно, долейте масло
3. Дым выхлопа окрашен в черный/сизый цвет Подтекает масло Проверьте картер, установите место течи, устраните её

Видео обзор работы мотоблоков «Луч»

Работа двигателя мотоблока Луч

Отзывы владельцев

Роман:

«Отличный советский мотоблок, есть у меня с незапамятных времен, остался еще от прошлых хозяев дачи, когда дачу нам продали, вся техника с навесным шла, что называется, в нагрузку. Немного пришлось покопаться в начинке, восстановить старый добрый МБ-1, и заработал как новый! Использую для сезонных работ, зимой просто стоит на хранении.

Достоинства: мощный, после капремонта никаких проблем не доставил ни разу, уже 8 лет в эксплуатации.

Недостатки: новые модели покупать сейчас дорого, а так вполне приличный агрегат, достойный, с хорошей историей, думаю он еще послужит».

В настоящее время спецтехника используется повсеместно. Особенно ее присутствие необходимо в аграрном и сельскохозяйственном производстве. Здесь различные модели приобретаются как частными садоводами, так и коммерческими организациями. Наибольшей востребованностью пользуются мотоблоки, которые позволяют в полной мере обрабатывать пашню. В данном случае требуется подробно рассмотреть мотоблок Луч, а также узнать некоторые нюансы про ремонт и отзывы владельцев (хозяев).

луч

Мотоблок «Луч МБ-1» находится в одной линейке с ещё несколькими модификациями такой техники, которые отличаются только названиями, но очень похожи как внешне, так и конструкцией всех деталей и узлов. И заводской индекс у всех одинаковый – «МБ-1» (есть ещё абсолютно идентичный вариант, отличающийся только формой топливного бака – «МБ-5040»).

Названия же для своей продукции выбирали предприятия-изготовители, многие из которых относились к военно-промышленному комплексу и авиационной промышленности. Предприятием-изготовителем мотоблока «Луч МБ-1» было Пермское производственное объединение «Моторостроитель» имени Свердлова (ныне – АО «ОДК «Пермские моторы»), производитель авиационных двигателей.

О производителе и истории модели «Луч МБ-1»

Восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века стали для этого завода временем, когда его продукция «спустилась с небес на землю». Линейка выпускаемой техники пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций.

А также, в свете всеобщей «моды на конверсию» – товарами народного потребления, среди которых с 1985-го года оказался и «Луч МБ-1». В прежние годы производить мотоблоки в Советском Союзе не было никакого смысла: на них отсутствовал спрос на рынке. Личные огороды вспахивались и культивировались колхозными тракторами, либо бесплатно, либо за умеренную плату. Бензина и дизтоплива в хозяйствах всегда было много, и стоили они сущие копейки. Годы разрушения прежней системы сельского хозяйства в масштабах всей страны – вторая половина 80-х и все 90-е годы – стали временем распространения производства и применения отечественных мотоблоков.

О производителе и истории модели «Луч МБ-1»-01

Основная продукция .

В настоящее время (точнее, уже с начала 2000-х годов) мотоблоки «Луч» и прочая непрофильная «мелкая» техника выведена из списков выпускаемой пермским заводом продукции: оно снова делает только турбореактивные авиационные двигатели и промышленные газотурбинные механизмы. Это также общероссийская тенденция: от производства мотоблоков отказались повсюду на подобных предприятиях.

Однако многие из реализованных ещё в прошлом веке мотоблоков «Луч МБ-1» не только находятся в работоспособном состоянии, но и отрабатывают сезон за сезоном без серьёзных поломок; переходят из рук в руки, считаются привычным помощником в хозяйстве семей из разных регионов России и СНГ. Далеко не каждый механизм способен продемонстрировать подобную долговечность в использовании.

Конструкция данной техники настолько универсальна, что аналоги мотоблока «Луч МБ-1» до сих пор производят китайцы, а также несколько предприятий в России, которые, под видом собственного производства, делают данные мотоблоки из тех же китайских деталей и комплектующих.

Краткое описание мотоблока, его предназначение и сфера применения

Мотоблок «Луч МБ-1» представляет собой компактный, сравнительно лёгкий агрегат для обработки почвы на приусадебных участках и огородах, а также для некоторых других сельскохозяйственных работ. Он максимально прост по конструкции и достаточно удобен в эксплуатации. Обслуживание и ремонт также не являются чем-то сложным, требующим специальных знаний или подготовки. Достаточно будет только прочитать руководство по эксплуатации. А запасные части доступны и стоят недорого.

Краткое описание мотоблока, его предназначение и сфера применения

Изначально мотоблок «Луч МБ-1» укомплектован только почвенной фрезой-культиватором, предназначенным для рыхления и переворачивания земли. Но, в комплекте с другими дополнительными навесными орудиями, приобретаемыми отдельно, данный мотоблок может не только культивировать, но и вспахивать лёгкие «огородные» почвы; бороновать; нарезать и прочищать борозды, окучивать и пропалывать рядки; выкапывать картошку и прочие корнеплоды; косить; перевозить грузы.

Совместимость мотоблока с дополнительными навесными орудиями хорошая, но при их использовании с «МБ-1», разумеется, необходимо внимательно отнестись к указаниям, изложенным в руководстве по эксплуатации на каждое навесное орудие. Мощный и экономичный четырёхтактный двигатель позволяет использовать мотоблок в различных хозяйственных работах.

Навесное оборудование

Мотоблоки Кайман, Патриот, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза, Садко, Дон, Хутер, Профи представляют собой не только агрегаты, предназначенные для культивирования почвы. Большинство известных моделей обладают возможностью агрегации со специальным дополнительным оборудованием. Некоторые из них представлены на фото:

Навесное оборудование

В данном случае, навесное оборудование для мотоблока Луч способно существенно расширить потенциальный перечень работ, с которыми он может справиться.

В частности, благодаря такому оборудованию, мотоблок Луч может выполнять несколько дополнительных работ:

  • транспортировка грузов различной специфики;
  • уборка снежных масс;
  • уборка тротуаров и дорожек от грязи и пыли;
  • кошение травы для дальнейшей заготовки сена;
  • бурение ям и т.д.

Столь существенное расширение фронта работ было бы невозможным без агрегации с мотоблоком того навесного и прицепного оборудования, которое предназначено для этого:

  • Деревообрабатывающая приставка.
  • Снегоуборщик СМБ-1 – с выбросом снежной массы до 8 метров.
  • Рыхлитель.
  • Плуг.
  • Прицепная тележка – грузоподъемность составляет порядка 350 кг.
  • Косилка типа КН-1,1 – с шириной обрабатываемой полосы, равной 110 см.
  • Бур (шнековый и петловой) – глубина рытья до 60 см.

Стоит отметить, что все навесное оборудование реализуется отдельно от мотоблока. Иными словами, на их приобретение придется потратить дополнительные деньги.

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»

Конструктивно данный мотоблок состоит из следующих основных частей: двигателя; механизма сцепления; редуктора; рукояток с органами управления; двух ошинованных колёс (либо четырёх культиваторов). О двигателе подробности – далее по тексту. механизм сцепления предназначен для передачи энергии крутящего момента коленчатого вала от двигателя к редуктору и состоит из двух ремней; шкива переднего хода; шкива заднего хода; ведущего шкива; шкива редуктора, тяг; рычагов переднего хода и заднего хода, и пружин.

Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи энергии вращения от шкива редуктора к колёсам и рабочему оборудованию. Редуктор цепной состоит из двух половин корпуса; цепей; вала переключения; ручки переключения; трёх блоков звездочек и выходного вала.

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»

Органы управления, расположенные на рукоятках, используются для изменения режимов работы двигателя и направления движения мотоблока. Они состоят: собственно, из руля; рычага управления мотором; ручки переключения передач. Руль крепится четырьмя болтами к угольникам редуктора, и он снабжён регулировкой по высоте.

На правой ручке руля винтом крепится рычаг управления двигателем, который тросом через рычаг и пружину соединяется с дроссельной заслонкой регулятора. На левой ручке руля, сверху, установлен рычаг переднего хода, который через тягу, цепочку и пружину соединяется со шкивом переднего хода. А снизу, на этой же левой рукоятке, установлен рычаг заднего хода, который через цепочку, тягу и пружину соединён с рычагом, на котором установлен шкив заднего хода. Трансмиссия обеспечивает работу на 2-х передних и 2-х задних передачах.

Устройство мотоблока «Луч МБ-1»-01

Колёса на мотоблоках «Луч МБ-1» бывают как пневматические, так и из литой резины, размер – 4,00×10″. Наружная часть протектора, чаще всего, выполнена в виде традиционной «ёлочки», и при установке на мотоблок таких колёс их нужно ставить углами вперёд. А для получения наилучших результатов при пахоте, окучивании и выкапывании корнеплодов есть смысл заменить резиновые колёса на металлические, с грунтозацепами. Вместо колёс на выходной вал редуктора можно устанавливать культиватор.

Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть

Мотоблок укомплектован двигателем марки «ДМ-1». Это четырёхтактный одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор воздушного охлаждения, рабочим объёмом 316 кубических сантиметров, мощностью 3,7 кВт (5 лошадиных сил). Диаметр поршня – 76 мм; ход поршня – 70 мм. Система смазки двигателя – разбрызгиванием и в масляном картере; система зажигания – бесконтактная, электронная, со свечой «А17В» (AII-I ГОСТ 2043-75).

Запуск осуществляется встроенным ручным стартером. Направление вращения коленчатого вала – против часовой стрелки (вид со стороны шкива коленчатого вала). Допускаемый угол наклона двигателя – не более восьми градусов.

Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть

Стрелкой указан винт регулировки подачи топлива в карбюратор мотоблока «Луч МБ-1».

Современные китайские аналоги «МБ-1» комплектуются двигателями «Лифан», «Лианлонг», «Вангуард», «Бриггс энд Страттон». А также мотором «КАДВИ 168F-2A» («Калужский двигатель»), который производится в Калуге из иностранных комплектующих и по своим техническим характеристикам аналогичен «ДМ-1». Вообще, для своего времени «ДМ-1» был очень прогрессивным вариантом двигателя для компактной сельхозтехники. Многие мотоблоки тех лет комплектовались не четырёх-, а двухтактными моторами.

Замену масла в двигателе нужно производить через первые пять часов работы. Далее – через каждые 25-30 часов работы. Для мотора мотоблока «Луч МБ-1» подходит масло моторное автомобильное минеральное для карбюраторных двигателей. Замена масла в трансмиссии мотоблока производится через каждые 100 часов работы.

Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть-01

Трансмиссия у «Луча», как и у всех старых мотоблоков – червячно-зубчатая. Это самый простой вариант, но именно он наиболее надёжный и долговечный.

Сцепление на мотоблоке ручное, с приводными клиновыми ремнями. Передача и oт двигателя к редуктору (передний и задний ход), и от двигателя к навесным орудиям – клиноременная. Цепной понижающий редуктор: I передача – 1:17, II передача – 1:7.

Инструкция по эксплуатации, обслуживанию, основные неисправности и ремонт

Инструкция к мотоблоку «Луч» — важный документ, согласно которому нужно использовать данный агрегат, проводить пуск, обкатку, выполнять замену масла. При желании можно найти в сети инструкцию в электронном виде. Рассмотрим подробнее основные моменты технического обслуживания и эксплуатации мотоблока.

Масло и топливо

Характеристики работы мотоблока зависят, в первую очередь, от качества топлива и масла. Главное преимущество «Луча» — работа на любом бензине, от АИ-76 до АИ-95. В бензобак можно лить любой бензин. Какое же лучше использовать масло и когда выполнять его замену? Замена масла производится стандартно — раз в 50-100 моточасов, в зависимости от степени нагрузки на мотоблок.

  • Вид масла: М-12 ГИ, М-10 ГИ, ТУ 38.10148-85.
  • Тип свечи для мотоблока «Луч» — А17В или А11-1.

Технические характеристики в цифрах

  • Масса мотоблока – 100 кг.
  • Скорость передвижения – от 3,6 до 9 км/час.
  • Габаритные размеры: длина – 1,5 м; ширина – 60 см; высота – 1,15 м.
  • Дорожный просвет – 140 мм.
  • Ширина рабочей колеи – 570 мм; транспортной колеи – 310 мм;
  • Минимальный радиус поворота – 1,1 м.
  • Тяговое усилие – не менее 100 кГс.
  • Ширина захвата культиватора техники – регулируемая, от 725 до 1200 мм; диаметр – 360 мм.
  • Среднее потребление топлива – от 1,5 до 2 литров бензина в час.
  • Объём топливного бака – 3,6 литра горючего.

Какую модель выбрать

Мотоблоки предлагаются к продаже в нескольких разновидностях. Они бывают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми. Первые способны обрабатывать землю площадью от 15 до 20 соток. С помощью вторых вы сможете осилить до 50 соток. Тяжелые мотоблоки справляются с 50 сотками и больше. Легкие мотоблоки обладают весьма ограниченными возможностями. У средних воздушная система охлаждения двигателя, они не предназначены для многочасовых и сложных задач.

мотоблок мб 1

Что касается тяжелой техники, то она обычно обладает внушительными габаритными размерами, эксплуатация предусматривает наличие технических и специальных знаний, а стоимость техники является довольно высокой. Исходя из характеристик, вы сможете выбрать оборудование, которое сможет выполнять поставленные перед ним задачи, а также будет соответствовать ожиданиям. Среди прочих предложений рынка следует особенно выделить мотоблок МБ-1, о котором и пойдет речь в статье.

Отзывы владельцев мотоблоков «Луч МБ-1»

Отзывы непосредственных пользователей советского мотоблока, в большинстве своём, сугубо положительные. Особенно импонирует людям его надёжность, неприхотливость, долговечность в использовании. Однако должного ухода данная техника требует.

Ничего сверхъестественного: следить за уровнем масла и не эксплуатировать мотоблок, если уровень масла в двигателе и редукторе меньше требуемого; не практиковать затяжную работу на максимальных оборотах и с максимальной нагрузкой; не нажимать одновременно рычаги переднего и заднего хода; не переключать передачи во время движения мотоблока, и тому подобное.

В смысле комфортности работы, мотоблок «Луч МБ-1», как и все аналогичные сельхозмашины его поколения, конечно, весьма далёк от идеала. Например, некоторые владельцы со временем поменяли глушитель на более тихий – изрядный шум во время работы действительно порядком мешает и «напрягает».

Отзывы владельцев мотоблоков «Луч МБ-1»

В целом, отмечается, что данный мотоблок подходит для некоммерческого использования на небольших участках земли – личных огородах и приусадебных участках. На сложных, примеру, глиняных почвах работает с трудом; сам «МБ-1» – довольно тяжёлый, малоустойчивый агрегат, поэтому возиться с ним получается весьма утомительным делом для спины и рук. Вообще, «ворочать» мотоблок «Луч МБ-1» по участку сможет только физически крепкий человек. Но обычные лёгкие почвы обрабатывает очень качественно и с минимальными трудозатратами со стороны оператора.

Есть положительный опыт использования мотоблока «Луч МБ-1» в качестве снегоуборщика, сенокосилки, транспортировщика грузов на тележке и даже приводного механизма для бура по рытью ям; кормодробилки.

Основные неисправности

Обслуживание мотоблоков «Луч» довольно просто; именно поэтому владельцам надо знать, как правильно выявлять причины проблем и устранять недостатки. Если блок не заводится, можно предполагать:

  • пропала искра (надо обследовать свечу и провода, аккумулятор);
  • приоткрыта заслонка для доступа воздуха;
  • израсходовано слишком много масла;
  • залит засоренный или некачественный бензин;
  • произошел сбой в системе подачи топлива.

Бывает так, что двигатель вроде бы работает, но недостаточно стабильно или с малой мощностью. Обычно это связано с исчерпанием запасов топлива в баке. Но также можно предполагать, что воздушный фильтр засорен, или что в бак попало много пыли, или что повреждены (изношены) топливные кольца. В норме «Луч» не должен сильно вибрировать. Если это все же происходит, надо проверять болтовые соединения, сцепку (фиксацию) навесного оборудования.

Использовать для замены запчасти китайского производства не рекомендуется. Желательно применять оригинальные детали, в том числе подшипники главного вала. Исключение составляют только ремни, поскольку их параметры унифицированы. Но обязательно нужно измерять размеры со всей тщательностью. Если ремонт и обслуживание выполняются по всем правилам, проблемы возникать не должны.

Как вспахать землю мотоблоком «Луч», вы узнаете из видео ниже.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Yamaha majesty 125 мануал
  • Визуальные заметки иллюстрированное руководство по скетчноутингу майк роуди
  • Удобрение ультрамаг кальций инструкция по применению
  • Хлоргексидин состав инструкция по применению цена
  • Фурацилин для полоскания инструкция по применению взрослым в таблетках рта