Руководство для операционных систем

Рекомендации

  • Новинки
  • Рекомендации

только полные версии книг

Тюнинг Windows 7

Леонов Василий Севостьянович

С помощью этой книги вы поймете, как ускорить работу новейшей операционной системы Windows 7, узнаете ее секреты и хитрости. Автор расскажет, как следует работать с двумя наиболее популярными…

Подробнее

Основы Windows Workflow Foundation

Шукла ДхармаШмидт Боб

Книга посвящена новейшей технологии разработки программ, включенной в состав каркаса .NET Framework 3.0. Речь идет о реактивных возобновляемых программах, которые выполняются эпизодически в ответ на…

Подробнее

Работаем на ноутбуке в Windows 7. Самоучитель

Артемьев Александр

Вы собираетесь приобрести ноутбук или только что купили его? Причем для вас это первый компьютер? Тогда данная книга – то, что вам нужно. Прочитав ее, вы узнаете, как правильно выбрать ноутбук. Вы…

Подробнее

Microsoft Windows Vista

Фейли Крис

Предлагаемая книга адресована прежде всего тем, кто впервые приступает к работе на компьютере под управлением новейшей операционной системы Windows Vista. Начинающие узнают о том, как установить ОС и…

Подробнее

Секреты Windows XP. 500 лучших приемов и советов

Стефенсон Клебер

Если вы решили повысить эффективность работы на компьютере, без советов спецалиста не обойтись. Клебер Стефенсон, президент американской компании U.S. Diginet – Interactive Communications, поставщика…

Подробнее

Компьютер для женщин. Изучаем Windows Vista

Пастернак Евгения Борисовна

Дорогие женщины, что я хочу вам сказать. Чтобы научиться работать на компьютере, нужно сделать только одно – сесть за него и включить его самой. В книге, несмотря на ее веселый тон, написана правда,…

Подробнее

Понятный самоучитель Windows Vista

Волков Владимир Борисович

С помощью этой книги вы быстро освоите работу в операционной системе Windows Vista. Девятилетний преподавательский опыт автора позволил создать эффективную систему обучения компьютерной грамотности,…

Подробнее

Linux. Установка, настройка, администрирование

Кофлер Михаэль

Linux, наряду с Microsoft Windows и Apple OS X, является одной из важнейших операционных систем для ПК. Системы Linux установлены на многих крупных серверах и применяются на многочисленных смартфонах…

Подробнее

Microsoft SQL Server 2008. Руководство для начинающих

Петкович Душан

Просто и доступно рассмотрены теоретические основы СУБД SQL Server 2008. Показана установка, конфигурирование и поддержка MS SQL Server 2008. Описан язык манипулирования данными Transact-SQL….

Подробнее

Защищенный код для Windows Vista

Ховард МайклЛебланк Дэвид

Эта книга – подробное руководство по применению средств безопасности в Windows Vista – новейшей операционной системы семейства Windows. В ней рассказывается обо всех изменениях, внесенных на уровне…

Подробнее

Microsoft Windows 8. Справочник администратора

Уильям Р. Станек

Данная книга – краткий и исчерпывающий справочник по администрированию Windows 8. Здесь описаны настройка рабочего стола и нового пользовательского интерфейса, профилей пользователей, управление…

Подробнее

Развертывание и настройка Windows Server 2008

Макин Дж. К.Десаи Анил

Эта книга – подробное руководство по развертыванию и поддержке операционной системы Windows Server 2008. В книге даны пошаговые инструкции, описан механизм развертывания и процессы настройки новой ОС,…

Подробнее

Ноутбук без страха для тех, кому за...

Виннер Марина

Ноутбук в последние годы перестал быть предметом роскоши. Так что при выборе, настольный компьютер или ноутбук, решение очевидно. Но многим ноутбук кажется безумно сложным устройством, мышь и…

Подробнее

Разработка распределенных приложений на платформе Microsoft .Net Framework

Морган СараРайан БиллХорн Шеннон

Этот учебный курс посвящен разработке распределенных приложений на платформе .NET Framework. Здесь подробно рассматриваются конфигурирование и развертывание веб-сервисов, расширение веб-сервисов XML с…

Подробнее

Цветной самоучитель работы на компьютере

Леонов Василий Севостьянович

Windows 7 продолжает свое победоносное шествие по планете: уже который год она не перестает удивлять компьютерный мир настоящим прорывом, который совершила эта операционная система. Уверяем вас, что…

Подробнее

Математика для экономистов на базе Mathcad

Черняк АркадийМельников Олег

Учебное пособие охватывает следующие разделы: основы компьютерного пакета Mathcad, линейную алгебру, математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели,…

Подробнее

Windows Vista. Самоучитель

Солоницын Юрий Александрович

Для многих пользователей Windows Vista становится первой операционной системой, с которой они начинают свое знакомство с современными компьютерными технологиями. Им предстоит найти ответы на множество…

Подробнее

Разработка клиентских Windows-приложений на платформе Microsoft.Net Framework

Нортроп ТониСтэкер А. МэтьюСтэйн Дж. Стивен

Этот учебный курс посвящен передовым методам разработки клиентских Windows-приложений с использованием .NET Framework (любой версии). Значительное внимание уделяется проблемам развертывания и доступа…

Подробнее

Windows Vista. Для профессионалов

Клименко Роман Александрович

Книга посвящена описанию новых возможностей Windows Vista, а также изменению стандартных функций данной операционной системы. Если вы являетесь опытным пользователем Windows ХР и раздумываете о том,…

Подробнее

Время на прочтение
14 мин

Количество просмотров 178K

Привет, Хабр!

В последние несколько лет все больше и больше людей ищут возможность войти в ИТ или поглубже изучить Linux, повысив уровень своей квалификации. Вместе с тем полноценных обзоров с практическим уклоном по типу «все и сразу» написано не так уж и много (особенно на русском языке).

Главная задача данной статьи – указать начинающим специалистам направление развития, дать ключевые понятия для дальнейшего изучения и показать несколько простых практических приемов. По этой причине (а еще, безусловно, вследствие недостаточной квалификации автора) теоретический материал достаточно сильно упрощен.

Что такое Linux?

История и определение

В 1969 году в дочернем подразделении компании AT&T – Bell Laboratories – была выпущена операционная система Unix, которая стала основной для большого количества операционных систем того времени. UNIX была проприетарной системой, лицензия на нее стоила порядка 40 000 долларов. Таким образом, позволить себе ее покупку могли только крупные компании. Это послужило толчком для старта в 1983 году проекта GNU – GNU is Not Unix. Его основоположник, Ричард Столлман, объявил целью проекта создание свободно распространяемой операционной системы. Чуть позже Столлманом был написан знаменитый манифест GNU, который стал основой для лицензии GPL (GNU General Public License), актуальной и по сей день. К началу 1990-х годов в рамках проекта GNU было написано большинство компонентов ОС – оболочка bash, компиляторы, отладчик, текстовый редактор и др. Не хватало лишь ядра операционной системы.

В 1991 году Линус Торвальдс, будучи студентом финского университета, увлекся идеей написания ядра операционной системы для своего персонального компьютера с процессором Intel. Вдохновлением и прототипом для будущего Linux стала совместимая с Unix операционная система для персональных компьютеров Minix. Уже в августе 1991 года было написано ядро операционной системы, в нее были портированы оболочка bash и компилятор gсс из проекта GNU. По признанию самого Линуса, изначально это было не более, чем хобби, однако проект оказался весьма востребованным, к нему начали присоединяться разработчики со всего мира. Дополненная массой программ, разработанных в рамках проекта GNU, ОС Linux стала пригодна для практического использования. При этом ядро системы распространялось под лицензией GNU General Public License, что гарантировало свободное распространение кода ядра системы. 

Читать подробнее: История Linux. Вкратце о главном

Итак, сегодня Linux (или GNU/Linux) – семейство Unix-подобных операционных систем на базе ядра Linux, включающих тот или иной набор утилит и программ проекта GNU. Linux-системы распространяются в виде различных дистрибутивов, имеющих свой набор системных и прикладных компонентов (как свободных, так и проприетарных).

Серверные дистрибутивы

Дистрибутив Linux — это операционная система, созданная на основе ядра Linux, которая включает в себя набор библиотек и утилит (пакетов), разработанных в рамках проекта GNU, а также систему управления пакетами (менеджер пакетов). В настоящее время существует более 500 различных дистрибутивов, разрабатываемых как при коммерческой поддержке (Red Hat / Fedora, SLED / OpenSUSE, Ubuntu и др.), так и исключительно усилиями добровольцев (Debian, Slackware, Gentoo, ArchLinux и др.). 

Дистрибутивы делятся на несколько типов в зависимости от базового дистрибутива и системы управления пакетами. Вот несколько примеров наиболее популярных серверных дистрибутивов двух типов:

  • RPM-based (используют формат пакетов .rpm)
    RedHat Enterprise Linux, CentOS, Fedora

  • DEB-based (используют формат пакетов .deb)
    Debian, Ubuntu, Astra Linux

Стоит отметить, что существует великое множество различных дистрибутивов на любой вкус и цвет. Их невозможно даже сосчитать, так как практически каждый представитель сообщества может собрать свой собственный дистрибутив на основе ядра Linux.

Работа с Linux

Загрузка

Алгоритм включения сервера и загрузки Linux в большинстве случаев выглядит следующим образом:

  • BIOS / UEFI → MBR / GPT
    Выполняется код, заложенный производителем аппаратного обеспечения. Этот код проводит тестирование системы POST (Power On Self Test) и передает управление загрузчику в MBR (Master Boot Record) / GPT (GUID Partition Table)

  • MBR / GPT → GRUB2 (существуют и другие загрузчики)
    Загрузчик из MBR / GPT очень простой – он способен только найти на диске и запустить следующий загрузчик. Как правило это GRUB2, но существуют и другие загрузчики, например LILO (в настоящее время практически не используется)

  • GRUB2 → Kernel
    GRUB2 расположен на разделе жесткого диска в каталоге /boot. GRUB2 загружает ядро Linux (vmlinuz)

  • Kernel → Init
    Ядро запускает процесс инициализации операционной системы. Как правило это SystemD, но существуют и другие системы инициализации, например SystemV (в настоящее время практически не используется). Процесс инициализации запускает все остальные процессы в системе

Читать подробнее: Алгоритм загрузки Linux (BIOS / UEFI)

Подключение

Командная оболочка

Подключиться к Linux для управления можно в интерфейсе командной строки (command-line interface, CLI) или в графическом интерфейсе (graphical user interface, GUI). При работе с серверной инфраструктурой в подавляющем числе случаев GUI отсутствует и взаимодействие с сервером осуществляется в CLI. При входе пользователя на сервер в CLI запускается командная оболочка (в GUI командную оболочку можно запустить через эмулятор, например Terminal). Командная оболочка (shell) – это программа, которая принимает команды с клавиатуры и передает их операционной системе для выполнения. Наиболее распространенной командной оболочкой в Linux является GNU bash (Bourne Again SHell). bash основывается на другой легковесной оболочке-предшественнике – sh (Bourne sh), созданной Стефеном Борном.

Команды можно выполнять с помощью командной строки, указав имя двоичного (бинарного, bin) исполняемого файла или сценария. По умолчанию в Linux много команд, которые позволяют перемещаться по файловой системе, устанавливать ПО, конфигурировать его и выполнять другие действия. Каждая запущенная команда является отдельным процессом. Важно отметить, что в Linux (в отличие от Windows) почти всегда учитывается регистр, включая имена файлов и каталогов, команды, аргументы и опции.

Читать подробнее: Основы работы с терминалом Linux

SSH

Подключаться к Linux и работать с командной оболочкой можно локально (например включив ПК дома или подойдя к серверу в центре обработки данных), однако гораздо чаще работать с системой требуется удаленно. Для этого необходимо настроить SSH и подключаться через него. SSH (Secure SHell) – это протокол, позволяющий производить удаленное управление операционной системой и туннелирование TCP-соединений (например, для копирования файлов). SSH основан на клиент-серверной архитектуре, которая организует защищенное (зашифрованное) соединение поверх небезопасных каналов связи. Серверная часть устанавливается на удаленном сервере, а клиентская на компьютере, с которого осуществляется подключение.

Существует много клиентов для удаленного подключения к серверу по SSH. Вот несколько примеров для различных операционных систем:

  • Windows
    PuTTY – выбор новичка, PowerShell (команда ssh), Xshell – выбор автора, MobaXterm, mRemoteNG

  • Linux
    Terminal (команда ssh) – выбор новичка и автора, Asbru Connection Manager

  • MacOS
    Terminal (команда ssh) – выбор новичка и автора, Core Shell

Читать подробнее: 

  • SSH

  • Как подключиться по SSH

  • Лучшие SSH клиенты для Windows, Linux и MacOS

Установка программ (утилит) пакетным менеджером

Зачем нужны пакетные менеджеры?

На заре развития Linux установить приложение (утилиту) можно было только путем скачивания исходного кода программы и компиляции. Это не практично и не слишком удобно для пользователей, поэтому были разработаны пакетные менеджеры. Установка приложений в них производится из пакетов – архивов с файлами скомпилированной программы. Большинство популярных дистрибутивов Linux содержат пакетные менеджеры, способные устанавливать любое программное обеспечение. Пакетные менеджеры имеют свой список репозиториев – серверов с базой пакетов. Во время установки алгоритм менеджера находит необходимый пакет в базе и производит автоматическое скачивание, установку и настройку.

Существует несколько форматов пакетов, однако наибольшее распространение получили .deb и .rpm. Рассмотрим операционные системы и менеджеры пакетов для данных форматов:

  • DEB (.deb)
    ОС – DEB-based, например Debian, Ubuntu, AstraLinux
    Система управления пакетами – DPKG (работает только с локальными пакетами)
    Пакетный менеджер – apt

  • RPM (.rpm)
    ОС – RPM-based, например RedHat Enterprise Linux, Fedora, CentOS
    Система управления пакетами – RPM (работает только с локальными пакетами) 
    Пакетный менеджер – yum (в последних дистрибутивах заменен на dnf)

Читать подробнее: Популярные пакетные менеджеры Linux

Практика

На практике пользователю необходимо уметь взаимодействовать с пакетными менеджерами – устанавливать и удалять пакеты.

Ниже приведены несколько примеров команд:

# руководство (справочная информация)
man <utility> # просмотр справочной информации по утилите
<utility> --help # просмотр справочной информации по утилите

# менеджер пакетов apt (.deb)
sudo apt install nano # установка пакета
sudo apt remove nano # удаление пакета
sudo apt autoclean # удаление кэша пакетов

# менеджер пакетов yum (.rpm) - для dnf команды полностью аналогичны
sudo yum install nano # установка пакета
sudo yum remove nano # удаление пакета
sudo yum clean all # удаление кэша пакетов

При необходимости уточняйте описание утилит и ключей выполнения в Интернете или в руководстве man.

Структура файловой системы и работа с файлами

Типы файлов

Все объекты в Linux являются файлами. Существуют следующие типы файлов:

  • Обычные файлы 
    Символьные и двоичные данные (текст, картинки, программы и др.)

  • Каталог (директория) d
    Список ссылок на файлы или другие каталоги

  • Символьные ссылки l
    Ссылки на другие файлы по имени

  • Блочные устройства b, символьные устройства c
    Интерфейсы для взаимодействия с аппаратным обеспечением (диски, терминалы, клавиатуры, принтеры и др.). Когда происходит обращение к файлу устройства, ядро операционной системы передает запрос драйверу этого устройства

  • Сокеты s и каналы p
    Интерфейсы для взаимодействия процессов

Читать подробнее: Типы файлов в Linux

Структура файловой системы

Структура файловой системы представляет собой дерево, корнем которой является каталог /.

Рассмотрим подробно структуру и назначение каталогов:

  • /bin (binaries) – исполняемые файлы самых необходимых утилит. Может быть символьной ссылкой на /usr/bin

  • /boot – файлы, необходимые для самого первого этапа загрузки – загрузки ядра (и обычно само ядро)

  • /dev (devices) – блочные и символьные файлы устройств (диски, терминалы, клавиатуры, принтеры и др.)

  • /etc (etcetera) – конфигурационные файлы системы и различных программ

  • /home – домашние каталоги пользователей для хранения «личных» файлов

  • /lib (libraries) – файлы библиотек (стандартных функций, необходимых многим программам), необходимых для работы утилит. Может быть символьной ссылкой на /usr/bin

  • /mnt (mount) – каталог для подключения файловых систем (съемных носителей и др.)

  • /opt (optional) – каталог для дополнительных программ (проприетарных драйверов, агентов мониторинга и др.)

  • /proc (process) – файлы в оперативной памяти, в которых содержится информация о выполняемых в системе процессах

  • /root – домашний каталог пользователя root

  • /sbin (system binaries) – файлы системных утилит, необходимые для загрузки, резервного копирования и восстановления системы. Может быть символьной ссылкой на /usr/sbin

  • /sys (system) – виртуальная файловая система sysfs, которая содержит информацию об аппаратном обеспечении (ЦПУ, ОЗУ, дисках, сетевых устройствах), драйверах, ядре системы и др.

  • /tmp – каталог для временных файлов, обычно зачищается при каждой загрузке системы

  • /usr – пользовательский каталог, который содержит каталоги исполняемых файлов и конфигурационных файлов

  • /var (variable) – файлы, создаваемые или используемые различными программами (логи, очереди, идентификаторы процессов, БД и др.)

Читать подробнее: Структура файловой системы Linux

Права доступа

В Linux права доступа к файлам (в том числе к каталогам) задаются для трех видов пользователей – владельца, группы владельца и остальных. Также есть три типа доступа к файлу – чтение r (Read), запись w (Write) и исполнение x (eXecution), которые задаются для каждого из видов пользователей. Прочерк  означает отсутствие доступа.

Таким образом, права доступа к файлу выглядят следующим образом:

  • права для владельца (u, user) – read, write, execution

  • права для группы владельца (g, group) – read, write, execution

  • права для остальных пользователей (o, other) – read, write, execution

Пример: rwx r— — означает, что у владельца есть права на все, у группы владельца доступ только на чтение, а у остальных доступа нет. В двоичной системе счисления эти права выглядят как три группы цифр – 111 100 000, что равносильно трем цифрам 7 4 0 в восьмеричной и десятичной системах счисления.

Читать подробнее: 

  • Владельцы файлов и папок в Linux

  • Команда chmod в Linux

Практика

На практике пользователю необходимо осуществлять навигацию по системе, просматривать, создавать, редактировать и удалять файлы, настраивать права доступа.

Ниже приведены несколько примеров наиболее часто используемых команд:

# руководство (справочная информация)
man <utility> # просмотр справочной информации по утилите
<utility> --help # просмотр справочной информации по утилите

# навигация
ls -la <dir> # просмотр содержимого каталога (в том числе прав доступа)
cd <dir> # переход в каталог

# каталоги
mkdir <dir> # создание каталога
rmdir <dir> # удаление пустого каталога
rm -rf <dir> # удаление каталога с файлами

# файлы
cat <file> # вывод файла в консоль
less <file> # постраничный вывод файла
tail <file> # вывод последних строк («хвоста») файла
vi <file> # редактиврование файла текстовым редактором vi
nano <file> # редактирование файла текстовым редактором nano
cp <file> <dir> # копирование файла в каталог
mv <file> <dir> # перемещение файла в каталог (для переименования переместите файл в тот же каталог)
rm <file> # удаление файла
rm -rf <dir>/* # удаление всех файлов в каталоге

# права доступа
chown <user> <dir> # установить пользователя владельцем каталога
chown <user>:<group> <dir> # установить владельца и группу владельца каталога
chmod 644 <file> # установить права доступа rw- r-- r-- (чтение и запись для владельца, чтение для группы владельца, чтение для остальных пользователей)
сhmod 740 <file> # установить права доступа rwx r-- --- (чтение, запись и исполнение для владельца, чтение для группы владельца)
chmod u+w <file> # добавить владельцу право на запись файла

При необходимости уточняйте описание утилит и ключей выполнения в Интернете или в руководстве man.

Процессы и потребление ресурсов сервера

Процессы

Если предельно упростить, то процесс – это любая программа, которая выполняется в системе. В ходе работы с системой может быть запущено множество программ, которые, в свою очередь, могут запустить множество процессов. Простейший пример процесса – командная оболочка bash. Каждому процессу в Linux присваивается уникальный идентификатор процесса (PID), который используется ядром для управления процессом до завершения программы или команды, с которой он связан.

Процесс может находиться в следующих статусах:

  • Выполнение (R, Running)
    Выполнение или ожидание ЦПУ для выполнения

  • Сон (S, Sleep)
    Прерываемое программно ожидание

  • Непрерываемый сон (D, Direct)
    Ожидание «прямого» сигнала от аппаратной части для прерывания

  • Приостановлен (T, Tracing)
    Отладка

  • Зомби (Z, Zombie)
    Выполнение завершено, однако ресурсы не освобождены

Почти любой процесс (кроме процесса в статусе D) может быть принудительно прерван администратором в случае необходимости («убит»). Это не всегда безопасно, однако возможно.

Запущенные процессы требуют использования аппаратных ресурсов сервера – ЦПУ, ОЗУ, дисков, сетевых интерфейсов.

Читать подробнее: Процессы в Linux

Практика

На практике пользователю необходимо просматривать списки процессов и останавливать процессы, а также просматривать имеющиеся и потребляемые ресурсы сервера в системе.

Ниже приведены несколько примеров наиболее часто используемых команд:

# руководство (справочная информация)
man <utility> # просмотр справочной информации по утилите
<utility> --help # просмотр справочной информации по утилите

# процессы
top
sudo ps aux
sudo kill -9 <pid> # убийство процесса по PID
sudo killall -s 9 <name> # убийство всех процессов по имени

# утилиты для мониторинга использования ресурсов
htop # использование ресурсов по процессам (может потребоваться установка пакета htop)
nmon # использование процессора по ядрам, памяти, дисков и др. (может потребоваться установка пакета nmon)
iostat # использование процессора в среднем по ядрам и чтение/запись по дискам

# ЦПУ
lscpu # общая информация
cat /proc/cpuinfo # подробная информация

# ОЗУ
cat /proc/meminfo # общая информация и потребление
free -h # удобное представление на основе данных из файла meminfo
ps aux --sort -rss # использование памяти по процессам

# диски
lsblk # общая информация
df -h # просмотр занятного места по разделам
du -сh <dir> # просмотр занятого места в каталоге

# сеть
/sys/class/net/<interface>/speed # просмотр максимальной скорости интерфейса

При необходимости уточняйте описание утилит и ключей выполнения в Интернете или в руководстве man.

Программный комплекс systemd

Зачем нужен systemd?

SystemD – это программный комплекс, состоящий из системных компонентов Linux. Основным компонентом является система инициализации системы SystemD, которая пришла на смену SystemV в большинстве современных дистрибутивов. Ядро Linux запускает процесс systemd, который, в свою очередь, запускает все остальные процессы системы.

SystemD предоставляет следующий функционал:

  • Запуск служб при старте системы (по возможности параллельно) по различным таргетам (target, аналог уровней загрузки в SystemV)
    Обеспечивается обратная совместимость с системами инициализации SystemV и LSB

  • Контроль состояния запущенных служб

  • Управление устройствами, входом в систему, сетевыми подключениями, ведение журнала событий

  • Интерфейсы для реализации функциональных возможностей ядра – cgroups, autofs, kdbus

  • Набор утилит для управления системой – systemctl, journalctl и др.

Что такое systemd unit?

SystemD Unit – это обычный текстовый файл в стиле ini, который декларативно описывает информацию о службах .service, устройствах .device, целях запуска .target и других типах модулей systemd.

Описание юнита состоих из нескольких секций:

  • Unit
    Description (краткое описание), After (ожидание запуска), Requires (обязательная зависимость) и др.

  • Service
    Type (тип) – по умолчанию Simple, ExecStart (команда для запуска), ExecStop (команда для остановки) и др.

  • Install
    WantedBy (таргет или уровень запуска, на котором юнит должен запуститься)

Файлы systemd unit располагаются в следующих каталогах:

  • /etc/systemd/system – юниты, создаваемые администраторами

  • /usr/lib/systemd/system – юниты из установленых пакетов

  • /run/systemd/system – юниты, создаваемые во время работы системы (в runtime)

Редактировать и создавать юниты можно с помощью текстового редактора (например vi или nano).

Читать подробнее:

  • Применение systemd: только самое главное

  • Понимание systemd юнитов

  • Примеры systemd unit – NGINX, Apache

Практика

На практике пользователю необходимо просматривать различные systemd unit, просматривать их содержимое и управлять сервисами, а также читать журналы логов.

Ниже приведены несколько примеров наиболее часто используемых команд:

# руководство (справочная информация)
man <utility> # просмотр справочной информации по утилите
<utility> --help # просмотр справочной информации по утилите

# просмотр юнитов
systemctl # список юнитов (это псевдоним команды systemctl list-units)
systemctl --type=service # юниты типа сервисы
systemct | grep <keyword> # юниты, содержащие ключевое слово (полезно для быстрого поиска)
systemctl cat <unit> # описание юнита

# управление юнитами
systemctl status <unit> # статус (состояние) юнита
sudo systemctl daemon-reload # перезагрузка конфигурационных файлов в systemd
sudo systemctl enable <unit> # включение сервиса в автозагрузку
sudo systemctl disable <unit> # отключение сервиса из автозагрузки
sudo systemctl start <unit> # запуск
sudo systemctl stop <unit> # остановка

# журналы логов
journalctl -u <unit> # чтение логов по юниту
journalctl -u <unit> --since today # чтение логов по юниту со смены дня 

При необходимости уточняйте описание утилит и ключей выполнения в Интернете или в руководстве man.

Сеть

На практике пользователю необходимо уметь просматривать сетевые настройки сервера, а также уметь проводить простейшую диагностику сетевых проблем.

Ниже приведены несколько примеров наиболее часто используемых команд:

# руководство (справочная информация)
man <utility> # просмотр справочной информации по утилите
<utility> --help # просмотр справочной информации по утилите

# просмотр сетевых настроек сервера
ip a # IP адреса
ip n # ARP таблица
cat /etc/resolv.conf # конфигурация DNS
sudo netstat -tulpn # открытые порты
sudo ss -tulpn # открытые порты (молодежный вариант)

# диагностика сетевых проблем
nslookup <hostname> # проверка разрешения DNS имени
ping <host> # отправка ICMP пакетов до хоста
traceroute <host> # трассировка до хоста UDP пакетами
telnet <host> <port> # проверка доступности TCP порта на хосте
nmap <host> # сетевое сканирование хоста
nmap -p T:<port> <host> # проверка доступности TCP порта на хосте (молодежный вариант)
nmap -p U:<port> <host> # проверка доступности UDP порта на хосте (молодежный вариант)

При необходимости уточняйте описание утилит и ключей выполнения в Интернете или в руководстве man.


Все статьи серии:

  1. Основы Linux (обзор с практическим уклоном)

  2. Основы виртуализации (обзор)

  3. Основы контейнеризации (обзор Docker и Podman)

  4. Основы мониторинга (обзор Prometheus и Grafana)

I. Astra Linux

1. Включаем компьютер

Из первого урока вы узнаете:

1. Как подготовить компьютер к работе.

2. Какой вид будет иметь экран после включения компьютера.

3. Как устроены окна в Astra Linux и основные операции с ними.

4. Как правильно выключить компьютер.

Подготовка компьютера к работе

С того момента, как вы нажали на кнопку включения компьютера, и до момента, когда можно приступить непосредственно к работе, система выполняет подготовку компьютера. Подготовка производится в три этапа (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Этапы подготовки компьютера к работе

На первом этапе производится контроль аппаратуры, после чего управление передается программе-загрузчику. Система предлагает выбрать вариант загрузки из числа перечисленных (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Варианты загрузки системы

По умолчанию запускается вариант generic, помеченный звездочкой и выделенный цветом. Система немного подождет и продолжит работу по этому варианту загрузки без вашего участия.

Если вам нужен другой режим, придется самостоятельно указать на нужную строку. Подсказка, как это сделать, высвечивается у нижней границы экрана.

Режим hardened более защищенный, но и более медленный, generic менее защищенный, но более быстрый.

Режимы, в названии которых присутствует фраза recovery mode, предназначены для запуска системы после сбоя.

Во время загрузки на экран выводятся диагностические сообщения — бегущие строки на черном фоне. По окончании загрузки системы экран компьютера «успокаивается» и на него выводится приглашение к началу работы (рис. 1.4). Это уже второй подготовительный этап.

Рис. 1.4. Область ввода имени и пароля при запуске системы

На втором этапе пользователь компьютера вводит свое имя, под которым он работает в системе, и пароль. Но перед этим, возможно, вам будет необходимо выполнить некоторые настройки. Мы рассматриваем вход в систему с так называемым отключенным мандатным контролем целостности — самый простой вариант.

Настройка языка входа в систему

В правом нижнем углу экрана находится переключатель раскладки клавиатуры. Щелкнув по нему, вы измените язык ввода.

Вывод на экран виртуальной клавиатуры

В левом нижнем углу находится значок вывода на экран виртуальной (экранной) клавиатуры. Вы можете с ее помощью ввести Имя и Пароль. Экранная клавиатура используется в планшетном варианте операционной системы. Также она полезна с точки зрения секретности в случае, если на клавиатуру направлена камера.

Ввод имени и пароля завершается щелчком по кнопке со стрелкой справа от области ввода. Начинается третий подготовительный этап — создание сеанса пользователя.

Сеанс — это группа процессов (более простыми словами — задач), работающих под управлением одного пользователя. Пользователь может войти в систему, создав собственный сеанс, когда в ней еще существует сеанс другого пользователя (например, другой человек забыл завершить свой сеанс). В каждый момент времени для одного пользователя активен только один сеанс, но каждый пользователь может иметь несколько сеансов, переключаясь при необходимости между ними.

Признак создания сеанса — появление на экране рабочего стола (рис. 1.5) — пространства, в котором происходит работа пользователя в операционной системе Astra Linux.

Рис. 1.5. Рабочий стол Astra Linux после запуска компьютера

Вид экрана после запуска

РАБОЧИЙ СТОЛ

Основной экран Astra Linux называется рабочим столом. На нем расположены значки-пиктограммы, предназначенные для вызова программ или папок с данными.

Замечание. На экране нет ни одной пиктограммы? Щелкните правой кнопкой мыши по пустому пространству рабочего стола. В открывшемся окне найдите строку Значки скрыты и проверьте, стоит ли галочка слева от нее. Скорее всего, строка помечена. Щелчком кнопки мыши по строке снимите отметку. На рабочем столе появятся пиктограммы.

Обычно на рабочий стол выкладываются пиктограммы, соответствующие наиболее часто используемым в работе документам, программам, папкам (грубо говоря, папка — хранилище данных). Этим и объясняется название «рабочий стол»: на его поверхности разложены наиболее необходимые в работе объекты.

Количество и номенклатуру пиктограмм на рабочем столе определяете вы сами. Позднее вы узнаете, как положить на рабочий стол нужную вам в работе пиктограмму или как убрать ее оттуда. Расположив пиктограммы на рабочем столе, вы обеспечите себе удобный доступ к объекту, которому соответствует пиктограмма.

Пиктограммы можно передвигать по поверхности рабочего стола. Это кажется неактуальным, когда на экране присутствуют всего три пиктограммы. Если же их число достигнет десятка, от расположения пиктограмм на рабочем столе будет зависеть, как быстро вы сможете выполнять самые элементарные операции.

Пробуем сами

1. Установите курсор на пиктограмму. Например, на пиктограмму «Корзина».

2. Нажмите кнопку мыши (конечно же, левую) и, не отпуская ее, перемещайте мышь. Вместе с ней по экрану передвигается курсор и пиктограмма. Вы заметили, что подпись к пиктограмме изменила свой цвет?

3. Установив пиктограмму в требуемом положении, отпустите кнопку мыши.

4. Передвигать пиктограммы можно целыми группами. Давайте потренируемся. Сначала надо выделить группу пиктограмм. Для этого существует два способа, и оба следует попробовать.

• Щелкните кнопкой мыши по первой пиктограмме. Она выделится. Левой рукой нажмите на клавишу <Ctrl> (она находится в левом нижнем углу клавиатуры, во втором ряду снизу) и, не отпуская ее, щелкните по второй пиктограмме, затем по третьей и т. д.

• Второй способ применяется в случае, когда объекты образуют одну группу, которую можно заключить в прямоугольник, причем ни одна «посторонняя» пиктограмма не попадает в него полностью (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Выделение группы пиктограмм с помощью контура

Установите курсор в любой вершине этого прямоугольника, но обязательно в точке, в которой не располагается ни один из объектов. Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, передвигайте указатель по диагонали. За курсором тянется неяркий контур. Когда все нужные пиктограммы будут охвачены контуром, отпустите кнопку мыши.

Теперь, попробовав передвинуть любую выделенную пиктограмму, вы переместите всю группу.

Отмена выделения производится щелчком по свободному пространству рабочего стола.

5. Вы можете «разбросать» пиктограммы по рабочему столу, как пожелает ваша душа. Но если вы целиком и полностью решили довериться системе, выполните следующие действия: щелкните правой кнопкой мыши по пустому месту рабочего стола, в открывшемся списке команд выберите строку Упорядочить в колонки.

ПАНЕЛЬ ЗАДАЧ

Нижнюю границу экрана занимает полоса, называемая панелью задач. Когда вы начнете работать с какой-либо программой или откроете папку, информация о ней появится на панели задач в виде кнопки-надписи с названием программы/папки.

Замечание. На вашем экране панель задач отсутствует? Значит, на вашем компьютере установлен такой режим работы. Чтобы панель появилась на экране, щелкните правой кнопкой мыши по рабочему столу и найдите строку Панель задач. Затем выполните одно из следующих двух действий.

• Если рядом с этой строкой не стоит символ «галочка» (строка не помечена), щелкните по ней.

• Если строка помечена, опустите курсор к нижней границе окна — панель задач появится. Но если курсор опять поднять, она исчезнет. Всплывающая панель задач — так называется этот режим отображения. Чтобы его отменить, щелкните правой кнопкой по панели задач и выберите Свойства. Открылся еще один список команд, в котором щелчком надо снять пометку со строки Автоскрытие.

В нижнем левом углу рабочего стола располагается кнопка Пуск , которая является своеобразным меню для запуска программ. В правом углу экрана на панели задач отображаются текущее время и дата. Подробно о свойствах панели задач вы узнаете из следующих уроков.

Работа с окнами

Все общение пользователя с Astra Linux происходит посредством так называемых окон. Рассмотрим правила работы с окнами на примере пиктограммы «Корзина», которая постоянно присутствует на рабочем столе. Корзина — это специально выделенная память (папка) для временного хранения удаленной информации.

Пробуем сами

1. Дважды щелкните по пиктограмме «Корзина» .

2. На экране появилось окно Корзина (рис. 1.7). Одновременно на панели задач появилась кнопка с надписью, совпадающей с названием раскрытого окна.

Рис. 1.7. Структура окна на примере Корзины

Замечание. Быть может, внешний вид раскрытого окна на вашем экране отличается от изображенного на рисунке. Это естественно, и на это не стоит обращать внимания.

В верхней части окна находится строка с заголовком. Правый верхний угол занимают кнопки управления видом окна.

ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРОВ ОКНА

Изменить размеры окна можно несколькими способами. Во-первых, с помощью кнопок управления видом окна (рис. 1.5).

Пробуем сами

1. Установите курсор на кнопку Максимизировать и щелкните. Окно распахнулось во весь экран.

2. В распахнутом окне кнопку . Чтобы вернуть окно в прежнее состояние, щелкните по ней.

3. А теперь щелкните по кнопке Минимизировать . Окно исчезло. О былом присутствии его на экране говорит только надпись в панели задач.

4. Чтобы вернуть окно на экран, установите курсор на эту надпись и щелкните кнопкой мыши.

5. Кнопка Закрыть закрывает окно, но пока по ней лучше не щелкать, так как окно нам еще понадобится для дальнейшей работы.

Второй способ связан с «ручным» растягиванием/сжатием границ окна. Окно при этом не должно занимать целый экран.

1. Установите указатель мыши точно на границе окна. В первый раз это сделать непросто — нужна большая точность в движениях. При попадании на границу указатель мыши превращается в двунаправленную вертикальную или горизонтальную стрелку.

2. Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, передвигайте мышь в нужном направлении. Вместе со стрелкой перемещается и граница окна.

Аналогично можно перемещать вертикальную границу окна. Если «захватить» указателем мыши не граничную линию окна, а его угол (указатель при этом превратится в наклонную двунаправленную стрелку), то можно одновременно изменять и высоту, и ширину окна.

3. Добившись нужного размера, отпустите кнопку.

ПРОСМОТР СОДЕРЖИМОГО ОКНА

В видимой части окна папки Корзина просматривается далеко не вся содержащаяся в ней информация. Полностью ее можно увидеть, если раскрыть окно во весь экран либо воспользоваться полосами прокрутки. Этим мы сейчас и займемся.

Полосы прокрутки (рис. 1.8) расположены по правому и/или нижнему краю окна. В окне Корзины две горизонтальные полосы прокрутки и одна вертикальная. Полос больше, так как окно разделено на две половины. Полосы бледно-серого цвета; активная часть полосы более темная.

Рис. 1.8. Полосы прокрутки в окне Корзина

Отсутствие полос прокрутки означает, что в видимой части окна поместилась вся содержащаяся в нем информация.

Пробуем сами

1. Установите указатель мыши на активную часть полосы прокрутки (она стала более яркой). Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте. Содержимое окна меняется.

2. Добившись нужного результата, отпустите кнопку мыши.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОКНА

Окна можно двигать по экрану при помощи мыши.

Пробуем сами

1. Поместите указатель мыши на заголовок окна. Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте окно на новое место.

2. Достигнув нужного положения, отпустите кнопку мыши.

Размещение окон на экране

Откроем еще одно окно. На этот раз это будет окно программы Калькулятор Speedcrunch. Маловероятно, что на вашем рабочем столе присутствует пиктограмма этой программы. Предлагаем другой способ запуска.

Пробуем сами

1. Щелкните мышью по кнопке Пуск в левом нижнем углу экрана.

2. Открылось окно со списком программ, которые вы можете запустить. Названия программ разбиты на группы. Найдите строку Научные и щелкните по ней.

3. Открылся еще один короткий список, в котором надо щелкнуть по строке Калькулятор Speedcrunch (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Запуск программы Калькулятор

Далее с целью сокращения записи команда, состоящая из нескольких шагов, будет изображаться так: Пуск/Научные/Калькулятор Speedcrunch

Вполне вероятно, что, пробуя самостоятельно изменять размеры окон, перемещая их и свертывая до пиктограмм, вы навели на своем экране «художественный» беспорядок. Такой вид имеет рабочий стол после частого перекладывания деловых бумаг в конце рабочего дня. Не исключено, что самый важный лист оказывается под кипой ненужных бумаг и в любой момент может быть выброшен вместе с мусором в корзину. В системе Astra Linux имеются средства, позволяющие без труда упорядочивать окна на экране.

Сейчас на вашем экране открыты два окна: Корзина и Калькулятор (рис. 1.10). Одно из них частично или полностью перекрывает другое. Как перевести на первый план то окно, которое находится на заднем плане?

Рис. 1.10. Способы переключения между открытыми окнами

Не спешите читать дальше и немного подумайте. На данный момент вы обладаете достаточным объемом знаний, чтобы решить эту задачу. А сделать надо следующее.

ПЕРЕНОС ОКНА НА ПЕРЕДНИЙ ПЛАН (ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУ ОКНАМИ)

На переднем плане находится так называемое активное окно — окно, в котором в данный момент ведется работа. Его заголовок подсвечен. Несколько окон не могут одновременно быть в активном состоянии.

На панели задач высвечиваются имена окон. Имя активного окна также подсвечено.

Способ 1

Чтобы перевести окно на передний план, надо щелкнуть мышкой в любом месте видимой части окна. Окно станет активным и целиком появится на экране. Описанный способ можно использовать только в том случае, если нужное в данный момент окно «выглядывает» из-под других окон.

Способ 2

Если окно полностью скрыто, вы можете щелкнуть по названию окна в панели задач.

Способ 3

В левом верхнем углу любого окна находится системная кнопка, щелчок по которой вызывает целый список доступных команд (рис. 1.11). Вид кнопки зависит от того, какое окно открыто. Одна из этих команд — На задний план — переводит текущее окно на задний план.

Рис. 1.11. Список команд системной кнопки

Способ 4

Для перехода в другое окно можно воспользоваться комбинацией клавиш <Alt> и <Tab>. Удерживая клавишу <Alt>, последовательно щелкайте по клавише <Tab>. Каждый щелчок выводит на экран название очередного неактивного окна. Добравшись до нужного, отпустите клавиши.

Далее с целью сокращения записи одновременное нажатие клавиш будет изображаться так: <Alt+Tab>.

УПОРЯДОЧЕНИЕ ОКОН

Хаотичное нагромождение окон на экране мешает работать. Достать нужный документ из-под вороха других бумаг еще не значит навести порядок. В оболочке Astra Linux свои представления о порядке. Попробуем привести рабочий стол, изображенный на рис. 1.9, к удобному для работы виду.

Пробуем сами

1. Щелкните правой кнопкой мыши по свободному пространству на панели задач или на рабочем столе. Откроется контекстное меню, целый раздел которого содержит команды, обеспечивающие разные варианты размещения окон на экране (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Команды управления окнами

2. Щелчком по соответствующей строке левой кнопкой мыши выберите один из четырех вариантов.

Окна каскадом — расположение окон уступами с наложением таким образом, что будут видны только их заголовки.

Сверху вниз — расположение окон равномерными вертикальными полосами.

Слева направо — расположение окон равномерными горизонтальными полосами.

Матрицей — окна замостят все пространство рабочего стола без наложения. Этот тип размещения имеет смысл, если окон больше двух.

В контекстном меню присутствуют еще две команды, относящиеся к окнам.

Закрыть все — закрытие всех окон на рабочем столе.

Свернуть-развернуть все — все окна сворачиваются, их присутствие выдают пиктограммы в панели задач. Если на рабочем столе нет открытых окон, но информация в панели задач говорит о том, что программы или папки находятся в свернутом состоянии, все они откроются.

Пример работы с простейшей программой

Даже если вы впервые оказались за компьютером, вы сможете использовать его как специалист, например в качестве калькулятора. Окно программы Калькулятор Speedcrunch открыто и ждет, когда вы начнете с ним работать (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Окно программы Калькулятор

Пробуем сами

1. Принципы работы с программой точно такие же, как и с обычным калькулятором. Вводить данные можно как с обычной клавиатуры, так и с экранной — с помощью мыши.

2. Закончив работу, щелкните по кнопке в правом верхнем углу окна.

Выключение компьютера

Ваш первый практический урок подходит к концу. Пришло время завершить работу и выключить компьютер. Операция эта проста, но отнюдь не примитивна. Есть закон, который необходимо строго соблюдать.

Не советуем завершать работу на компьютере простым нажатием кнопки на системном блоке.

Такое действие может привести к потере или порче данных и образованию на жестком диске сбойных файлов, засоряющих память и тем самым замедляющих работу компьютера.

Если вы решили закончить работу на компьютере, строго соблюдайте следующую последовательность действий.

Пробуем сами

1. Выполните команду Пуск/Завершение работы.

2. В открывшемся окне (рис. 1.14) представлено несколько вариантов выхода из системы. Нормальная ситуация — щелкнуть по варианту Выключение.

Рис. 1.14. Окно завершения работы

Вариант Перезагрузка перезапустит компьютер без выключения питания.

Подробно о способах завершения работы вы узнаете из других уроков.

2. Начинаем вводить текст

Этот урок поможет вам освоить основные принципы работы с клавиатурой, а также вы узнаете:

1. Что такое текстовый редактор.

2. Как создавать текстовый файл и вводить текстовую информацию.

3. Как редактировать уже существующий файл.

Любой текст можно ввести с клавиатуры в память компьютера и хранить в виде файла. Файл, содержащий алфавитно-цифровые символы, называется текстовым.

Для создания нового файла или редактирования уже существующего используются специальные программы — текстовые редакторы. Изучать простейшие принципы работы в текстовом редакторе мы будем на примере редактора LibreOffice Writer.

Если на вашем компьютере редактор LibreOffice Writer не установлен, используйте встроенный в систему Astra Linux простейший текстовый редактор Kate. Такое может случиться, если при установке операционной системы была снята галочка (пометка) с соответствующего пункта.

Все текстовые редакторы выполняют в общем одни и те же действия, поэтому, разобравшись и освоив один из них, вы с легкостью освоите и любой другой редактор.

Запуск редактора LibreOffice Writer

Запуск программы LibreOffice Writer производится обычным образом — двойным щелчком по пиктограмме на рабочем столе или панели задач.

Если пиктограммы отсутствуют, щелкните сначала по кнопке Пуск , в открывшемся списке — по строке Офис и выберите строку, в которой написано Текст LibreOffice.

Для запуска редактора Kate выполните команду Пуск/Офис/Редактор Kate.

Общий вид экрана

Перед вами открылось окно, содержащее пустой документ (рис. 2.1). Оно имеет стандартную структуру. В строке заголовка указано имя нового документа «Без имени 1», а за ним — название системы. Это имя сохранится до того момента, пока вы не запишете введенный текст в память компьютера под своим именем.

Рис. 2.1. Окно редактора LibreOffice Writer после запуска системы

Под заголовком расположена строка меню, в которой за каждым элементом закреплена группа команд или установок. Их список появляется в раскрывающемся окне при щелчке кнопкой мыши по пункту меню.

Под строкой меню могут находиться еще несколько строк с изображениями кнопок. Это так называемые панели инструментов. Подробно о них вы узнаете из уроков, посвященных специально текстовому редактору LibreOffice Writer.

Значительную часть экрана занимает рабочее поле, отображающее содержимое документа, с которым вы работаете. В данный момент оно пустое. В левом верхнем углу рабочего поля находится мигающий курсор в виде вертикальной черты. Такой курсор указывает текущую позицию ввода текста и называется текстовым курсором.

Ввод информации с клавиатуры

Клавиши клавиатуры объединены в группы по своему назначению (рис. 2.2). В зависимости от типа клавиатуры возможно изменение числа и расположения групп клавиш. Вариант, который мы здесь рассматриваем, может немного отличаться от того, который имеется у вас.

Рис. 2.2. Клавиатура компьютера:

1 — функциональные клавиши

2 — клавиши специального назначения

3 — клавиши переключения режимов работы клавиатуры, текущее состояние режима индуцируется соответствующей лампочкой на клавиатуре

4 — основная клавиатура: клавиши с буквами, цифрами, знаками препинания

5 — клавиши управления курсором для передвижения его по экрану и прокрутки изображения

6 — дополнительная клавиатура

Назначение всех клавиш будет раскрываться постепенно по мере освоения компьютера. Для ввода символов используется группа клавиш 4.

Переключение между русским и латинским алфавитами. Какой знак будет введен, если на каждой клавише сверху написан символ латинского алфавита, а снизу — русского? На нашем компьютере переключение между английскими (верхними) и русскими (нижними) символами производится одновременным нажатием двух клавиш: левой клавиши <Alt> и клавиши <Shift> — <Alt+Shift>. Они расположены в нижнем левом углу клавиатуры. Чтобы нажать две клавиши одновременно, одним пальцем нажмите клавишу <Alt> и, не отпуская ее, другим пальцем (или другой рукой) — клавишу <Shift>.

Кроме указанной в системе Astra Linux может быть установлена и другая комбинация, например <Ctrl+Shift>. Таких вариантов несколько, и подробно о возможностях переключения между раскладками клавиатуры мы поговорим в других уроках.

Если вы не знаете, какие клавиши используются на вашем компьютере для переключения раскладки, переключиться на другой язык можно и другим способом. На панели задач есть значок, указывающий на текущий язык ввода (рис. 2.3). Щелчок по нему — и вы переключили язык.

Рис. 2.3. Переключатель клавиатуры на панели задач

Прописные буквы. Чтобы получить на экране прописную букву, одной рукой нажмите левую или правую клавишу <Shift> и, не отпуская ее, другой рукой — алфавитную клавишу.

Если необходимо постоянно набирать текст прописными буквами, нажмите клавишу <CapsLock>. Она находится у левого края группы 4. Щелчок по этой клавише зажигает лампочку CapsLock, расположенную в группе 3. Чтобы вернуться обратно к строчным буквам, повторно нажмите <CapsLock> — лампочка погаснет.

Пробуем сами

1. Переключитесь на русский алфавит и введите свое имя.

Если вы ошиблись при вводе символа, сотрите его.

Для удаления символа, расположенного слева от текстового курсора, используется клавиша <Backspace>. Для удаления текущего символа, расположенного справа от курсора, — клавиша <Del> или <Delete>.

Клавиша <Backspace> иногда обозначается как стрелка налево и расположена в верхнем правом углу группы клавиш 4.

Нажмите <Enter>. Текстовый курсор переходит на следующую строку, и начинается новый абзац.

Ввод каждого абзаца завершается нажатием клавиши <Enter>.

Если при наборе текста вы подошли к концу строки, но текст абзаца еще не закончился, ни в коем случае не нажимайте клавишу <Enter>. Редактор сам закончит текущую строку и переведет курсор на следующую.

2. Нажмите клавишу <Пробел> несколько раз, чтобы курсор отодвинулся дальше от начала строки с вашим именем. Введите свою фамилию. Нажмите <Enter>.

3. На некоторых клавишах основной клавиатуры написаны не два символа, а три. Переключение между символами осуществляется либо клавишами смены раскладки клавиатуры, либо клавишей <Shift> (нажимаете клавишу <Shift> и, не отпуская ее, нажимаете нужную клавишу).

Далее в каждой строке с самого ее начала вводите последовательно числа от 1 до 10 по одному числу в строке, ставя после каждого числа символ точки с запятой (;). В результате вы должны получить следующий текст.

Имя

Фамилия

1;

2;

3;

4;

5;

6;

7;

8;

9;

10;

4. Передвинуть курсор в границах набранного текста можно либо клавишами управления курсором (5), либо с помощью мыши. В последнем случае следует установить курсор в нужной позиции и щелкнуть левой кнопкой мыши, чтобы зафиксировать его.

Установите курсор на строке с вашей фамилией.

5. Сотрите свою фамилию. Напомним, что для этого вы можете воспользоваться клавишами <Backspace> или <Del>.

Теперь заново наберите свою фамилию, но уже прописными буквами.

6. Вставьте три пустые строки после второй строки с фамилией.

Для вставки пустой строки необходимо выполнить следующие действия.

Способ 1. Установите курсор после последнего символа строки и нажмите <Enter>.

Способ 2. Установите курсор в первую позицию строки, перед которой надо вставить пустую строку, и нажмите <Enter>.

Чтобы вставить три строки, нажмите клавишу <Enter> три раза.

7. Удалите вставленные пустые строки.

Для удаления пустой строки необходимо установить курсор в эту строку и нажать <Del> или <Backspace>.

8. Объедините первую и вторую строки.

Для объединения двух строк необходимо выполнить следующие действия.

Способ 1. Установите курсор в первую позицию второй строки, нажмите <Backspace>.

Способ 2. Установите курсор в конец первой строки и нажмите <Del>.

Имя ФАМИЛИЯ

1;

2;

3;

4;

5;

6;

7;

8;

9;

10;

9. После своего имени вставьте символ «запятая», а после фамилии — символ «точка».

Чтобы вставить символ, необходимо установить курсор в позицию, перед которой производится вставка, и ввести нужный символ.

Замечание. Старый символ, перед которым вы только что вставили новый символ, исчез? Значит, на вашем компьютере отменен режим вставки. Щелчок по клавише <Insert> вернет систему в нужное состояние.

10. Разделите первую строку на две, чтобы фамилия и имя начинались ровно с первой позиции строки.

Чтобы разделить строку на две, необходимо в этой строке установить курсор перед позицией, с которой будет начинаться вторая строка, и нажать <Enter>.

11. Вставьте после каждой строки вашего файла по две пустые строки. Скорее всего, ваш текст уже не помещается на экране. Увидеть «скрытые за кадром» строки вы сможете, используя клавиши управления курсором. Но есть и более быстрый способ (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Клавиши перемещения по документу

Чтобы увидеть на экране следующую страницу текста, нажмите клавишу <PgDn>.

Чтобы увидеть предыдущую страницу — клавишу <PgUp>.

Чтобы перевести курсор в начало файла, используйте комбинацию клавиш <Ctrl+Home>.

Чтобы перевести курсор в конец файла — комбинацию <Ctrl+End>.

Для перемещения по тексту, «спрятанному» за пределами экрана, удобно воспользоваться полосами прокрутки.

12. Редактор позволяет работать с несколькими подряд идущими символами, строками или вообще с частью текста как с единым целым. Перед такой «групповой» операцией текст, подлежащий обработке, необходимо выделить.

Чтобы выделить текст, надо:

• подвести указатель мыши к началу (или концу) области выделения;

• нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещать курсор, расширяя высвечиваемый участок до нужного размера.

Выделите строки, начиная с числа 7, до конца. Удалите выделенный участок с помощью клавиши <Backspace> или <Del>.

13. Объедините все строки файла. У вас получилась одна длинная строка.

Чтобы быстро перевести курсор в конец строки, нажмите клавишу <End>.

Чтобы перевести курсор в начало строки — клавишу <Home>.

Клавишами <Home>, <End>, <PgUp>, <PgDn> удобно пользоваться в случае очень длинных строк и больших текстов.

Сохранение документа в файле

Информация, вводимая вами с клавиатуры, сохранится после выхода из программы Writer только тогда, когда вы выполните специальную команду сохранения (или записи) документа. На диске этот текст будет храниться как независимая единица информации со своим именем, которое вы ему дадите. После записи в память компьютера текст будет оформлен в виде файла.

Пробуем сами

В строке меню щелкните по пункту Файл, а затем в открывшемся подменю — по пункту Сохранить или Сохранить как. Другими словами — выполните команду Файл/Сохранить.

Открылось окно (рис. 2.5), в котором вы должны указать имя файла для записи информации, а также выбрать папку, где этот файл будет располагаться. Для этого выполните следующие действия.

Рис. 2.5. Окно сохранения файла

1. Первым делом вам необходимо указать, где будет храниться ваш файл. Для этого используется поле Папка. В данный момент там высвечивается имя папки Documents. О том, что такое папки и зачем они нужны, вы узнаете в следующем уроке. В указанную папку мы и запишем наш первый пробный документ. Как записать документ в произвольную папку, вы подробно узнаете в разделе, посвященном работе в редакторе Writer.

В области окна под полем Папка, в правой половине, высвечивается содержимое текущей папки.

2. В поле Путь введите имя файла. Назовем этот файл «Ввод текста».

3. Завершает выполнение команды щелчок по кнопке Сохранить. Если вы раздумали записывать файл, щелкните по кнопке Отмена. Окно закроется.

В следующий раз, когда вы захотите сохранить этот файл, используйте команду Файл/Сохранить. Для существующего файла окно записи открываться уже не будет, по умолчанию запись будет производиться в этот же файл. Если же у вас появилась потребность сохранить документ в файле с другим именем, используйте команду Файл/Сохранить как.

Настоятельно рекомендуется сохранять текст периодически, после ввода одного-двух абзацев, а не только по окончании всей работы. Это делается, чтобы обезопасить себя от крупной потери информации в случае сбоя компьютера.

Закрытие документа

Когда вы закончили работать с документом, его надо закрыть. Выполните команду Файл/Закрыть.

Если перед закрытием файла вы редактировали его и не сохранили результат, система вас спросит, сохранять ли последнюю версию файла. Если вы дадите положительный ответ, на экран выведется стандартное окно сохранения файла (см. рис. 2.5).

Редактирование текстового файла

Создав однажды файл, вы, возможно, вернетесь к нему — внести изменения в текст или в оформление. Все эти действия также производятся в редакторе. Самое главное, на что мы сейчас обращаем ваше внимание, — это как открыть уже существующий файл и что будет, если вы попытаетесь закрыть его, внеся в него изменения и не сохранив их.

Пробуем сами

1. Чтобы открыть для редактирования уже существующий файл, выполните команду Файл/Открыть.

На экране появится окно (рис. 2.6), имеющее такую же структуру, как в команде сохранения файла.

Рис. 2.6. Окно открытия файла

2. Место хранения вашего файла — папка Documents. В правой половине окна найдите только что созданный вами файл. Переведите на него курсор мыши и щелкните — его имя появится в поле Путь.

3. Щелкните по кнопке Открыть. На экране появится текст, с которым вы только что работали.

4. Перейдите в конец текста файла, используя комбинацию клавиш <Ctrl+End>. В последнюю строку текстового файла введите фразу «До скорой встречи!».

5. Редактирование закончено. Сохраните файл.

Выход из редактора Writer

Пробуем сами

Для выхода из редактора щелкните по кнопке в правом верхнем углу окна. Если последние изменения документа не были сохранены, на экране появится окно с вопросом «Сохранить изменения документа перед закрытием?» и несколькими вариантами ответов:

Не сохранять — последний вариант файла не сохранять.

Отменить — отменить команду выхода из программы Writer.

Сохранить — последний вариант файла сохранить.

Нам нужно файл Сохранить.

3. Как организовано хранение информации в компьютере

Из этого урока вы узнаете:

1. Что такое файлы и каталоги/папки.

2. Как организовано структурированное хранение данных.

3. Как просматривать информацию в программе Менеджер файлов.

Необходимая пользователю информация хранится в компьютере на специальных устройствах:

• на диске SSD, принципы хранения данных на котором такие же, как на известных всем флеш-накопителях;

• на жестком магнитном диске — винчестере (HDD);

• на различных съемных устройствах.

Все они являются устройствами долговременного хранения информации.

Файлы

Предположим, что вы желаете ввести с клавиатуры какой-либо текст или нарисовать картинку, а результат вашего труда — сохранить в памяти компьютера. Этот текст или изображение будут храниться как независимые единицы информации под своими именами. Имена дадите вы сами. После записи в память компьютера текст или картинка будут называться файлами.

Файл — это независимая смысловая единица информации, имеющая собственное имя и хранящаяся в памяти компьютера.

Файл может быть программой, таблицей, текстом, графическим изображением, фильмом, звуковым файлом и т. д.

Файл обладает свойствами, среди которых самые важные следующие:

• Имя файла

• Тип файла

• Расположение

• Размер

• Время создания

• Защита

• Владелец

Для доступа к данным, хранящимся в файле, необходимо знать имя этого файла. Имя файла состоит из двух частей: самого имени и расширения имени. Имя и расширение отделяются друг от друга точкой. Имя может содержать несколько точек, но расширением считается часть после последней точки. Например: «name.odt», где «name» — имя; «odt» — расширение.

Расширение определяет тип файла.

Файлы, имеющие одинаковые имена, но разные расширения, — это разные объекты. Например, «name.odt» — это текстовый файл, а «name.jpg» — файл, содержащий изображение.

В именах файлов рекомендуется использовать латинские и кириллические буквы, цифры и символы «» (пробел), «.» (точка), «_» (подчеркивание) и «—» (тире). Имена файлов вместе с расширением могут занимать не более 255 байт и содержать до 255 символов, если это латинские буквы, цифры и знаки «», «.», «_» и «—». Если же в имени файла используются символы кириллицы, каждый из которых занимает 2 байта, то допустимая длина имени файла будет меньше 255 символов.

Не все символы, расположенные на клавиатуре, могут входить в состав имени. Нельзя использовать символ с кодом 0, слэш (/). Ряд символов в системе имеют особое значение, их не стоит включать в имена. Эти символы стоит запомнить:

! @ # $ & ~ % * () [] { } ‘»:; > < `

Если вы поставите символ «точка» (.) в начале имени файла, файл превратится в «скрытый» и вы его даже не увидите в списке файлов.

Очень важно: в именах различаются символы верхнего и нижнего регистров (большие и маленькие буквы). Это означает, что файлы с именами «name.txt», «Name.txt», «NAME.TXT» — это три разных объекта.

В системе Astra Linux допускаются имена файлов без указания расширения. Здесь надо быть осторожными. Некоторые программы определяют тип файла по признакам, записанным внутри файла, но ряд программ ориентируются только на расширение имени, и если оно отсутствует, файл может не открыться. Советуем указывать тип файла, присваивая ему имя. Впоследствии это поможет операционным системам, в том числе Windows, правильно определить, какую программу запустить для обработки этого файла.

Каталоги/папки — структурирование информации

Если на вашем диске записано несколько сотен файлов, очень трудно найти в «общей куче» то, что вам нужно. Трудно придумывать новые имена, отличные от существующих. Выход из сложной ситуации — организовать структурированное хранение информации. Как это сделать, подсказывают примеры из других областей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство страны россии сейчас
  • Витамин с драже инструкция по применению взрослым дозировка взрослым
  • Бальзам биттнера инструкция по применению отзывы цена в аптеках
  • Климадинон таблетки инструкция по применению отзывы женщин после 50 лет
  • Таблетки консилер д24 инструкция по применению