Руководство для посольств

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Международные отношения»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Общие сведения о российском посольстве в зарубежных странах

Определение 1

Российское посольство – это государственный орган внешних сношений за рубежом высшего класса, осуществляющий представительство России в стране пребывания.

Российские посольства в зарубежных государствах создаются по решению Правительства. Основным поводом к их учреждению считается установление на уровне посольств по указу Президента страны дипломатических отношений с тем или иным государством. Посольство включается в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации.

На этапе открытия посольства в зарубежной стране туда для аккредитования направляют специальную «передовую группу», которая должна подыскать временное или постоянное здание для размещения представительства. В состав группы обычно входят специалисты, знакомые с требованиями, предъявляемыми к служебным помещениями представительств и размещению в них соответствующих служб. Возглавляет такую группу опытный дипломатический работник.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Создание посольства считается обоюдным шагом в развитии дипломатических отношений между странами и свидетельствует о серьезности намерений в части развития сотрудничества между странами.

Структура российского посольства в зарубежных странах

Структура российских посольств в зарубежных странах в значительной степени определяется штатно-финансовыми возможностями. Многое также зависит от политического режима и характера страны, с которой у России установлены дипломатические отношения, а также от степени их развитости в социально-культурном и экономическом плате, места и роли в мировом сообществе.

Единой общепринятой структуры российских посольств за рубежом не существует. Ее примерные элементы при условии достаточного штата представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее

Основные компоненты российского посольства . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные компоненты российского посольства . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Структура и основные формы деятельности российских посольств в зарубежных государствах» 👇

Высшим представителем России за рубежом, аккредитованным в стране пребывания, является Полномочный или Чрезвычайный Посол. Именно он возглавляет российское посольство в зарубежном государстве. В перечень его задач входит определение структуры российского посольства в стране пребывания и распределение должностных обязанностей между сотрудниками. Кроме того, он несет персональную ответственность за деятельность посольства и каждого его служащего.

Основу функционирования российского посольства в зарубежной стране составляет дипломатический персонал.

Советник-посланник в случае отсутствия в стране пребывания Посла выполняет функции временного поверенного в делах. Он может руководить одной из групп, например, группой отношений со страной пребывания.

В структуре посольства обязательно предусмотрены должности нескольких советников, каждый из которых руководит свое группой. Это может быть группа, занимающаяся изучением внутреннего положения или внешней политики страны пребывания. Также группа под руководством советника может изучать экономику страны пребывания, ее внешнеэкономические связи и перспективы развития Россией отношений с ней.

Также в посольстве работают первые секретари. Один из них руководит группой культурных связей со страной пребывания, другой руководит пресс-группой. Иначе его называют пресс-атташе посольства. Первый или второй секретарь руководит консульским отделом посольства.

Атташе осуществляет руководство группой, которая занимается вопросами дипломатического протокола. Нередко такие вопросы поручаются помощнику Посла. В крупных посольствах протокольная работа может возглавляться дипломатом более высокого ранга – вторым или даже первым секретарем.

Прочие члены дипломатического персонала включены в состав групп. Права, обязанности и статусы дипломатических служащих посольства фиксируются в соответствующих должностных инструкциях, утверждаемых руководителем посольства.

Представленная структура отражает одно из возможных распределения обязанностей между дипломатическими работниками посольства. В том случае, когда штатная численность работники дипслужбы невелика, одним и тем же дипломатическим работникам приходится заниматься различными вопросами одновременно. Штат посольства утверждается МИДом РФ.

Основные формы деятельности российского посольства в зарубежных странах

Российское посольство в зарубежных странах имеет высокую функциональную нагрузку и решает множество задач. Основными направлениями его деятельности являются:

  • представительство России в иностранном государстве;
  • защита и обеспечение национальных интересов;
  • защита интересов и прав российских граждан и юридических лиц в иностранном государстве;
  • выполнение прямых поручения Президента РФ, Министерства иностранных дел и иных профильных министерств, передаваемых через МИД РФ;
  • сбор информации о положении дел в стране пребывания, ее внешней и внутренней политике;
  • распространение официальной информации о России, ее внешней и внутренней политике в стране пребывания;
  • обеспечение развития сотрудничества России и страны пребывания и пр.

Работа в рамках заданных направлений осуществляется посредством реализации работниками посольства определенных форм деятельности. Основными из них считаются изучение страны пребывания, сбор и анализ всей необходимой информации, в том числе посредством работы с прессой и посетителями. Не менее важную роль играет внутренняя работа в посольстве. Она включает в себя переписку с Министерством иностранных дел страны пребывания, с иностранными посольствами и иными учреждениями и частными лицами. Важно, чтобы переписка была тщательно организована, так как каждый документ, исходящий из посольства, носит официальный характер.

К числу прочих форм деятельности могут быть отнесены:

  • обмен культурными ценностями;
  • работа со средствами массовой информации.

Особое внимание в работе посольства отводится интервью, пресс-конференциям и публичным выступлениям посла, советников и пресс-атташе. Нередко практикуется выпуск бюллетеня посольства, книг и журналов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Посо́льство — дипломатическое представительство (орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними) высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом[1]. К посольствам приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества.

Содержание

  • 1 Структура посольства
    • 1.1 Руководитель посольства
    • 1.2 Заместитель посла (второе лицо)
    • 1.3 Сотрудники посольства
  • 2 Группы
  • 3 Постоянные представительства
  • 4 Венская конвенция о дипломатических сношениях
  • 5 Венская конвенция о консульских сношениях
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Структура посольства

Организационная структура любого посольства строится по давно сложившейся схеме, хотя сильно зависит от размера самого посольства, числа сотрудников, финансирования и т. д.

Руководитель посольства

Обычно должность занимает Чрезвычайный полномочный посол. В его обязанности входит: переговоры от имени своего государства, подписание договоров.

Заместитель посла (второе лицо)

Второе лицо исполняет обязанности главы дипмиссии в случае отсутствия посла в стране и замещает посла, когда его нет. В таком случае второе лицо обладает всеми обязанностями посла, но без ряда присущих только послам прав и привилегий (например, к нему не могут обращаться «ваше превосходительство», в дипломатической службе это обращение только к послу). В крупном посольстве, как правило, роль второго лица выполняет сотрудник в должности советника-посланника (англ. Minister-Counsellor). В наиболее крупных посольствах советников-посланников может быть два и больше, но только один из них официально является заместителем главы дип.миссии.

Но в маленьких посольствах, где могут быть всего 3-4 дипломата, должности советника-посланника может не существовать и тогда вторым лицом является сотрудник, следующий за послом по должности. Это обычно советник или старший советник, но иногда даже первый секретарь. В российской дипломатической службе случаи, когда вторым лицом является дипломат в должности ниже советника, весьма редки, но в посольствах других государств, особенно небольших, это бывает довольно часто.

Сотрудники посольства

Важно иметь в виду, что далеко не каждый сотрудник посольства — дипломат. В любом посольстве обязательно присутствует большое количество вспомогательного, технического состава (рабочие высокой квалификации, охрана, служащие хозяйственной части, водители, в крупных посольствах ещё и повара и т. д.). В любом посольстве также присутствует несколько человек, обслуживающих передачу шифрованной информации. Соответственно, дипломатов, то есть сотрудников МИД, имеющих дипломатические паспорта и облечённых дипломатическим иммунитетом, в посольстве обычно бывает не больше трети от общей численности сотрудников (не считая, разумеется, членов семей). Наименее ответственные технические должности — уборщиков, рабочих невысокой квалификации — могут занимать как граждане страны пребывания, так и члены семей сотрудников, принятые на эту работу уже «на месте».

Дипломатические должности в посольстве, в соответствии с устоявшейся международной практикой, следующие (в порядке убывания старшинства), помимо посла и следующего за ним советника-посланника:

  • старший советник.
  • советник.
  • первый секретарь.
  • второй секретарь.
  • третий секретарь.
  • атташе.
  • секретарь-референт — не имеет дипломатического паспорта, но обладает дип. иммунитетом. Это должность, с которой молодой сотрудник МИД часто начинает свою карьеру. В дип.службе большинства стран такой должности не существует. В советское время в дипломатической службе СССР существовали также ещё более младшие должности дежурного референта и референта-переводчика, но в настоящее время они фактически отменены (для перевода привлекается обычно кто-то из младших дипломатов, в российских посольствах специальной должности переводчика нет).

В дипломатической службе некоторых государств (в основном небольших и/или слаборазвитых) должностей ниже второго секретаря часто нет вообще.

Группы

Сотрудники крупного посольства разделены, как правило, на несколько групп (иногда называемых секциями), занимающихся определённой проблематикой страны, в которой находится посольство. Как правило, существуют группы:

  • внешней политики
  • экономических вопросов
  • внутренней политики
  • двусторонних отношений, то есть отношений страны пребывания со своей страной
  • двустороннего культурного сотрудничества
  • консульский отдел, занимающийся обслуживанием граждан своей страны на территории страны пребывания, решением их проблем в рамках законодательства и оформлением документов (паспорта, нотариальные документы, справки и др.) и выдачей виз. Консульский отдел посольства следует отличать от консульства, которое является отдельным от посольства учреждением. Если посольство находится в столице, то консульство — в другом крупном городе, но не в том, в котором посольство. Так, например, в Канаде существует посольство России в Оттаве, в котором есть консульский отдел, но генеральные консульства России находятся в Монреале и Торонто. Консульский отдел посольства может находиться в отдельном здании, часто далеко от основного здания посольства, но даже в этом случае он не называется консульством.

Во главе группы стоит сотрудник как правило в должности старшего советника, советника или первого секретаря (опять же, дипломатический ранг может отличаться от занимаемой должности, например у советника может быть ранг первого секретаря первого или второго класса. При назначении руководителем группы играет роль только должность, а старшинство по рангу может приниматься в расчёт лишь иногда, только при наличии других сотрудников с такой же должностью). В группы обычно входят, помимо руководителя, 3-5 сотрудников в различных должностях, редко больше.

Если посольство небольшое, с малым числом персонала (это относится обычно к посольствам в маленьких странах, не имеющих большого политико-экономического значения), то групп может быть меньше, или не быть вовсе — в таком случае один и тот же сотрудник может заниматься самым широким кругом вопросов. Однако консульскими вопросами всё равно занимается, как правило, специально выделенный сотрудник, свободный от остальных поручений.

Аппарат военного атташе (военный атташат) также является частью посольства. Общее руководство военным атташатом осуществляет посол, но непосредственное — военный атташе. В данном случае атташе — обозначение высшего военного представителя. Эту должность следует отличать от дипломатического атташе — самой низкой дипломатической должности (однако главу группы культурного сотрудничества в должности, скажем, советника, могут называть атташе по культуре).

Постоянные представительства

Помимо посольств, существует и другой вид дипломатических миссий — постоянные представительства при крупных международных организациях. Так, у России есть постоянное представительство при ООН в Нью-Йорке, постоянное представительство при международных организациях в Вене и т. д.

Структура постоянных представительств в целом та же, что и у посольств, только занимаются они проблемами не страны пребывания, а деятельности соответствующей международной организации. Во главе такой дипмиссии стоит постоянный представитель России — на практике, как правило, приравнивающийся к послу.

Венская конвенция о дипломатических сношениях

Посольство США на Новинском бульваре в Москве, фото 2008

Венская конвенция о дипломатических сношениях принята 18 апреля 1961 года в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам. Вступила в силу 24 апреля 1964 года.

Венская конвенция определяет порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомление МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств, определяет дипломатические привилегии и иммунитеты и т. д.

Китай присоединился к Венской конвенции 25 ноября 1975 года с оговоркой по статьям 14 и 16 относительно вопроса о дипломатическом представительстве Ватикана.

Венская конвенция о консульских сношениях

s: Венская конвенция о консульских сношениях в Викитеке
commons: Венская конвенция о консульских сношениях на Викискладе
n: Венская конвенция о консульских сношениях в Викиновостях

Венская конвенция о консульских сношениях принята на Конференции ООН по консульским сношениям в Вене 24 апреля 1963 года, вступила в силу 19 марта 1967 года.

Следуя сложившейся в международных отношениях практике, Венская конвенция предусматривает, что установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию между ними.

Конвенция определяет, что согласие на установление дипломатических отношений означает (если иное не оговорено) согласие также и на установление консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой в силу только этого факта разрыв консульских отношений.[2]
Если дипломатические отношения отсутствуют, для установления консульских отношений требуется специальное соглашение между государствами.

Консульские отношения с иностранными государствами регулируются двусторонними консульскими конвенциями, а также внутренними законодательствами государств.

Венская конвенция 1963 года определяет консульские функции: защита интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в государстве пребывания; содействие развитию торговых, экономических, научных и культурных связей между двумя государствами; оказание необходимого содействия в выполнении служебных обязанностей находящимся на территории государства пребывания представителям министерств и организаций и другим гражданам своего государства; информирование граждан представляемого государства о законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных обычаях; оформление виз, совершение нотариальных действий, консульская легализация документов, учёт граждан представляемого государства, проживающих в государстве пребывания; оказание содействия эмигрантам из представляемого государства, а также воздушным и морским судам и их персоналу на территории государства пребывания и др.

Венская конвенция определяет четыре консульских класса: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент.

Консульские учреждения, консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений обладают консульскими привилегиями и иммунитетами.

Венская конвенция определяет также порядок назначения и приёма консульских должностных лиц, включая выдачу экзекватуры, без чего невозможно выполнение ими своих служебных функций.

См. также

  • Дипломатический представитель
  • Консульское учреждение
  • Дипломатическая миссия

Примечания

  1. Посольство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Правотека.ру — РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Юридическая энциклопедия

Ссылки

  • Официальный сайт МИД России
  • Посольства и новости посольств, в Москве
  • Перечень посольств по странам

Структура Посольства
Российской Федерации как, впрочем, и
структура дипломатического представительства
любой страны за­висит от штатно-финансовых
возможностей. Многое определяется также
политическим режимом и характером
государства, с кото­рым установлены
дипломатические отношения, степенью
их раз­витости в экономическом и
социально-культурном плане, местом и
ролью в мировом сообществе.

Выше мы рассматривали
порядок установления дипломатичес­ких
отношений. После совершения всех
формальностей наступает подготовительный
период открытия посольства.

В этих случаях обычно принято
направлять в страну аккреди­тования
специальную «передовую группу», в
обязанности которой входит подыскание
временного или постоянного здания для
раз­мещения представительства. Иногда
передовой группе поручают решение
вопросов строительства здания
представительства с уче­том предъявляемых
к нему требований.

В такую группу, как правило,
возглавляемую опытным дипло­матическим
работником, входят специалисты, знакомые
с требова­ниями, которые предъявляются
к служебным помещениям пред­ставительства,
размещению в нем соответствующих служб.
Особое значение имеют вопросы, относящиеся
к обеспечению безопас­ности служебных
помещений. В такую группу может быть
вклю­чен и финансовый работник для
определения затрат, связанных с
организацией представительства и
финансовым обеспечением его нужд.

Работа передовой группы
должна быть рассчитана на короткие
сроки с тем, чтобы не задерживать приезда
главы представительст­ва и его
сотрудников. Разумеется, предполагается,
что группе будет оказано соответствующее
содействие со стороны властей страны
пребывания.

Примерная кадровая структура
посольства при наличии доста­точного
штата может быть следующей:

Чрезвычайный и Полномочный
Посол

высший официальный представитель
России, аккредитованный в государстве
пребыва­ния. Возглавляет посольство,
определяет его структуру, распреде­ляет
должностные обязанности между
сотрудниками, несет персо­нальную
ответственность за деятельность
посольства и каждого его служащего.

Дипломатический персонал:

советник-посланник
— как правило, в случае
отсутствия Посла в стране пребывания,
исполняет функции временного поверенного
в делах. Он может осуществлять руководство
одной из групп, например, группой
отношений со страной пребывания;

советник
руководит группой,
занимающейся изучением внешней политики
страны пребывания;

советник
— руководит группой,
изучающей внутреннее поло­жение в
стране пребывания (внутриполитическая
группа);

советник
— руководит экономической
группой, изучающей экономику страны
пребывания, ее внешнеэкономические
связи, перспективы развития отношений
с ней собственной страны;

1-й секретарь
руководит группой
культурных связей со стра­ной
пребывания;

1-й секретарь
— руководит пресс-группой
(пресс-атташе по­сольства);

1-й секретарь или 2-й
секретарь

руководит консульским от­делом
посольства;

атташе
— руководит группой,
занимающейся вопросами дипломатического
протокола. Нередко эти вопросы поручаются
помощнику Посла.В очень больших
посольствах протокольную работу может
возглавлять дипломат и более высокого
ранга: второй и даже первый секретарь.

Остальные члены дипломатического
персонала входят в состав групп.

Здесь указано только
возможное распределение основных
обя­занностей между дипломатическими
сотрудниками посольства, ис­ключая
представителей других ведомств, в том
числе военных ат­таше. Статус, права
и обязанности каждого дипломатического
слу­жащего посольства зафиксированы
в соответствующих должност­ных
инструкциях, которые утверждаются
руководителем посоль­ства.

Разумеется, в тех случаях,
когда штаты дипломатических
пред­ставительств не велики, такую
разбивку на отдельные группы сде­лать
не удается, в силу чего одним и тем же
дипломатическим со­трудникам приходится
заниматься различными вопросами
одно­временно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Водонагреватель электролюкс роял флеш 80 литров инструкция
  • Руководство по артиллерийско техническому обеспечению войск национальной гвардии
  • Asus p5ld2 vm руководство
  • Дирекция инфраструктуры всжд руководство
  • Виферон 3000 свечи инструкция по применению