Руководство для профессиональных родителей

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

10 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендовано представителем Министерства здравоохранения и социального развития России в Северо-Западном федеральном округе Отделом по координации взаимодействия по вопросам здравоохранения в СЗФО

К ЗДОРОВОЙ РОССИИ

Санкт-Петербург Фолиант 2004
Рецензенты: Суслова Г. А.

зав. каф. реабилитологии ФПК и ПП СПбГПМА, д. м. н. Баласанян В. Г.

проф. д. м. н. кафедры детской и подростковой гинекологии СПбГПМА Шеховцова Л. Ф. проф. д. психол. н. кафедры психологии СПбАППО

Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен­ка / Под научной ред. к. м. н., доц. В. С. Коваленко. — СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. — 416 с.

ISBN 5-93929-109-0

Руководство содержит учебно-методические материалы 10 занятий цикла обучения «Школа родителей» оздоровительной экологической программы «К здоровой семье через дет­ский сад» (СПб., 2000) для подготовки родителей, беременных женщин к рождению и воспи­танию здорового ребенка. Все тексты занятий адаптированы для понимания учащихся, не имеющих медицинской подготовки. Оно содержит описание безопасных новейших техноло­гий экологической реабилитации и развития детей от 0 до 18 лет в семье.

УДК 613.9+618.2:37.01(075) Р 84
Программа создана ведущими специалистами России в рамках Международной програм­мы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний ВОЗ — CINDI Children на основе многолетнего опыта «Школы родителей» женских консультаций и детских садов Санкт-Петербурга.

ISBN 5-93929-109-0
Данное руководство предназначено для медицинских работников, психологов, педагогов, социальных работников, осуществляющих подготовку беременных женщин, супружеских пар, родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка, а также для самостоятельного изучения родителями основ оздоровления и воспитания детей от 0 до 18 лет в современных не­благоприятных экологических условиях.

© Коллектив авторов, 2004 © ООО «Издательство Фолиант», 2004
Издание организовано Санкт-Петербургским филиалом Общественной палаты при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе,

Санкт-Петербургским фондом социально-экономических программ

при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (проект реализован на средства гранта СПб),

Председателя Совета Федерации ФС РФ, председателя Российской партии Жизни Миронова С. М,

Программы МАТРА МИДа Королевства Нидерланды

Контактные телефоны Информация по всем вопросам программы «К здоровой семье через детский сад»: координатор программы Коваленко Татьяна Владиславовна (зав. Николаева Людмила Сергеевна)

р. т. (812) 352-87-95

Обучение врачей и мед. сестер по программе: научный руководитель программы — Коваленко Вячеслав Семенович, к.м.н., доцент СПбМАПО, директор детского компонента Северо-Западного регионального центра СПбМАПОCINDI р. т. (812) 446-17-96, email:

vjacheslav@mail.admiral.ru

Обучение педагогов и других специалистов: руководитель проекта «Университет родительской культуры» СПб АППО Казанцева Ирина Викторовна р. т. (812) 113-34-33

Стажировка на рабочем месте: тел. (812)444-15-46; 444-05-06

«Городской центр мониторинга здоровья детей»: экспресс-оценка здоровья детей, организация реализации программы (для старших мед. сестер), прак­тическое освоение гимнастических комплексов из учебных фильмов программы

Учебные семинары по традиционной народной культуре: эксперт по традиционной народной культуре Мехова Татьяна Анатольевна тел. (812) 350-21-60; 251-75-04 или Email:

eremin@peterlink.ru

Подготовка родителей к воспитанию приемных детей: Гйдителы’.кий СПб Общественный благотворительный фонд «Родительский мост» тел. (812) 116-16-69 (информационный отдел)

Центр информации РОО «Здоровый подросток» Обеспечение учебными материалами: Александрова Валентина Алексеевна тел. (812) 572-27-88 (с 16 до 18 часов)

Аптека госпиталя ВВ (отдел заказа экологического защитного комплекса) тел. (812) 447-77-53 (с 9 до 16 часов)

Аптека Центра гомеопатии — ул. Полярников д. 15. Тел. 560-00-12

Видеопрограмма — Субботин Игорь Сергеевич тел. (812)245-20-47
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

СПб Медицинская академия последипломного образования, Санкт-Петербург

Коваленко В. С., к.м.н., доцент каф. сестринского дела, зав. курсом гомеопатии Малахова М. Я., д.м.н., проф., отдел экспериментальной патологии Федоров Ю. А., академик РАТН, д.м.н., проф. каф. терапевтической стоматологии № 1 Щербо А. П., член-корр. РАМН, д.м.н., проф. проректор по учебной работе, зав. каф. медицинской экологии

Казнин Ю. Ф., к.м.н., доцент каф. военной и экстремальной медицины Добряков И. В., к.м.н., доцент каф. психотерапии, курс детско-подростковой терапии Коваленко Т. В., координатор детской профилактической программы CINDIChildren, «К здоровой семье через детский сад»

ГосНИИ Семьи и воспитания РАО, Москва

Потаповская О. М, науч. сотр. лаборатории прогнозирования и развития обществен­ного и семейного воспитания

Государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Потапчук А. А, к.м.н., доц. каф. адаптивной физкультуры Московская медицинская академия им. Сеченова Смирнова Л. М, д.м.н., проф. каф. акушерства и гинекологии СПб Государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова (СПбГМА) Маймулов В. Г., член-корр. РАЕН, д.м.н., проф., зав. каф. профилактической медицины ФДПО, проректор по научной работе (факультет дополнительного профессионального об­разования)

Якубова И. Ш., д.м.н., проф. каф. профилактической медицины Чернякина Т. С., к.м.н., доцент каф. профилактической медицины Блинова Л. Т., к.м.н., доцент каф. профилактической медицины Ловцевич С. М. — врач

СПб государственная педиатрическая медицинская академия

Зарина Н. Н, асс. кафедры реабилитологии Снигирева С. Я., к.м.н., асс. кафедры педиатрии № 3 Кириченко В.Ф., к.м.н., зав. курсом перинатологии

Гайдуков С. Н., д.м.н., проф., зав. каф. акушерства и гинекологии СПбГПМА Российский государственный медицинский университет, Москва Ильенко Л. И., д.м.н., проф. каф. детских болезней № 3 Женская консультация № 22 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Королева Л. Н., врач

Детская поликлиника Медицинского центра Управления делами Президента РФ, Москва

Смирнова Т. Н., главный врач

НОУ «Институт биологической обратной связи»

Сметанкин А. А., ректор института, к.б.н.

Дурнов О. В., врач акушер-гинеколог, преподаватель НОУ

Отдел социальной защиты населения Фрунзенского р-на, Санкт-Петербург

Лисина Е. А., главный специалист по семье и детству

ГДОУ ЦРР детский сад № 32 УОК Василеостровского р-на, Санкт-Петербург

Николаева Л. С., заведующая Лоза Л. П., педагог Хусаинова З. Б., педагог

Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Берсенева Т. А., к.п.н., методист Центра обеспечения безопасности жизнедеятельности Захарченко М. В., к.ф.н., доц. каф. истории педагогики

Казанцева И. В., к.б.н., отдел маркетинга и организации платных образовательных услуг

Арзамасцева Л. С., методист кафедры истории педагогики Пиляева Ж. В., психолог, специалист по раннему развитию Ленинградский областной институт развития образования

Попова М. Н, к.п.н., доцент каф. дошкольного и начального школьного образования

СПб Медицинский университет им. акад. И. П. Павлова

Сергеева К. М, д.м.н., проф., з.д.н. РФ, зав. каф. детских болезней

Коваленко М. В., студентка III курса леч. ф-та

Лелеткина Н. А., асс. каф. терапевтической стоматологии

Буракова З. Ф., логопед, клиника кафедры неврологии

Детская поликлиника № 24 В.О. района СПб

Гинсбург Н. Г., врач-аллерголог

Научно-педагогический фольклорно-этнографический коллетив «Домострой»

Мехова Т. А.

С.-Петербургский НИИ физической культуры

Комков А. Г., к.п.н., зав. сектором социально-педагогических проблем оздоровительной физической культуры

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА — это действительно уникальная книга. Ничего похожего вы не встретите ни в одном пособии по подготовке к родам и уходу за малышом. Потому что на самом деле, это — учебник, специально разработанный для того, чтобы обучить человека новой профессии – родитель.
uchebnik

Да-да, не удивляйтесь! Чтобы добиться значительных успехов в родительстве, нужно этому профессионально учиться. Никого ведь не удивляет, что люди много лет учатся, чтобы стать воспитателем в детском саду, учителем в школе, врачом, психологом. А хорошие мама и папа для ребенка и первые, и самые важные педагоги, психологи и лекари. Только родители-профессионалы сегодня могут воспитать телесно, душевно и духовно здорового ребенка.

Зачем становиться родителем-профессионалом?

Обширные знания, которые родители почерпнут из этой книги, станут для них неоценимой опорой. Они смогутдействовать уверенно и добиваться прекрасных результатов: отменного здоровья детей, физического и психологического благополучия, гармонии в семьи и успехов в современной и такой непростой жизни. Правильное формирование эмоционального ядра личности и физического здоровья ребенка происходит в самом раннем возрасте. И именно оно является лучшим иммунитетом против наркомании, алкоголизма, асоциального поведения детей. Такой ребенок будет любить своих родителей, сумеет создать крепкую семью и добиться успехов в жизни.

Что внутри?

«Руководство…» содержит учебно-методические материалы 10 занятий для подготовки родителей, беременных женщин к рождению и воспитанию здорового ребенка. С его помощью женские консультации Санкт-Петербурга ведут курсы по подготовке к родам. Оно также прекрасно подходит для самостоятельного изучения родителями. Оно позволяет досконально изучить основы оздоровления и воспитания детей от 0 до 18 лет в современных не благоприятных экологических условиях. «Руководство…» подготовлено учеными и врачами 42 кафедр научных институтов России (один только список авторов занимает 2 страницы). В течение 12 лет ведущие специалистыанализировали все существующие методы рождения и воспитания здоровых детей, чтобы отсеять мифы и оставить научно-доказанную информацию. Хотя текст в основном написан научным языком, он понятен, даже если у читателя нет медицинской подготовки.

Все данные в «Руководстве» научно обоснованы, даны в краткой систематизированной форме. Книга многократно дорабатывалась и переиздавалась, дополнялась, вернее, уточнялись, расширялись некоторые темы. Все основные положения, пройдя проверку временем, остались неизменны.

Читаем и применяем!

Как и любой профессиональный учебник, «Руководство» не рассчитано на то, чтобы развлекать читателя. С ним необходимо вдумчиво и методично работать. Никто не обещает, что будет легко, особенно по началу. Чаще всего вы будете пользоваться книгой как справочником, обращаясь к ней по мере возникновения вопросов. Но поверьте,результат стоит затраченных усилий! А когда оздоровительная программа станет частью вашей повседневной жизни, вы удивитесь, как раньше могли обходиться без нее.

Многолетний опыт обучения беременных женщин в Санкт-Петербурге по этой программе дал поразительные результаты: в 2 раза снизилась частота осложнений в родах; в 4 раза меньше детей родилось с низкой оценкой по шкале Апгар; в 2 раза ниже была их заболеваемость повторными острыми респираторными заболеваниями и экссудативным диатезом до 1 года и в 10 раз меньше было детей с перинатальной энцефалопатией, находящихся на диспансерном учете у невропатолога в возрасте 1 года, чем в среднем по городу.

Станьте родителем-профессионалом!

Благодаря этой книге уже появилось новое поколение родителей-профессионалов. Эти родители понимают свое родительство как науку, творчество и искусство, требующее профессиональной подготовки.
Всем, кто хочет вырастить таких детей, не подверженных наркомании, курению, злоупотреблению алкоголем, сквернословию и прочим болезням современного общества, — посвящена эта книга. Возможно, она станет семейной реликвией, которую будут передавать бабушки своим дочкам, а дочки — внучкам, чтобы род не прервался, чтобы сохранились здоровые дети России.

Познакомьтесь с содержанием книги:

http://www.proroditelstvo.ru/rukovodstvo-dlya-professionalnykh-roditelej

Скачать бесплатно книгу: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка, Коваленко В.С.Год выпуска: 2004

Автор: Коваленко В.С.

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Книга «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка» содержит учебно-методические материалы 10 занятий цикла обучения «Школа родителей» оздоровительной экологической программы «К здоровой семье через детский сад» (СПб., 2000) для подготовки родителей, беременных женщин к рождению и воспитанию здорового ребенка. Все тексты занятий адаптированы для понимания учащихся, не имеющих медицинской подготовки. Оно содержит описание безопасных новейших технологий экологической реабилитации и развития детей от 0 до 18 лет в семье.

С 1990 г. в России происходит непрерывное увеличение общей, младенческой и материнской смертности. Смертность детей первого года жизни в 2—4 раза выше, а показатель материнской смертности в 5—10 раз выше, чем в экономически развитых странах мира. В течение года от осложнений беременности, родов и послеродового периода умирает 560—570 женщин. Удельный вес здоровых детей среди новорожденных к 1999 г. снизился до 36,0% и, по прогнозам специалистов, к 2015 г. может снизиться до 15,0—20,0%. Здоровье детей, подростков и юношей продолжает ухудшаться в процессе обучения. Растет число женского и мужского бесплодия.
Жизнь показала, что расходы на здравоохранение по мере их увеличения не гарантируют улучшение состояния здоровья населения.
Сложившаяся в стране ситуация настоятельно диктует необходимость привлечения населения к охране здоровья, формирования престижа здорового образа жизни. Каждый гражданин должен быть ответственным за состояние своего здоровья и здоровья своих детей. Важнейшим элементом современной политики здравоохранения является формирование у людей потребности быть здоровым.
В рамках государственной политики охраны здоровья населения каждая страна развивает систему медицинской, санитарной и профилактической помощи в соответствии с существующими потребностями. Общей тенденцией является включение направлений охраны здоровья в национальные программы, основанные на широком вовлечении населения, по оздоровлению условий и образа жизни. Без этого невозможно успешно бороться с болезнями, проводить санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия. Коррекция здоровья путем сознательного и грамотного подхода к нему, осуществляемая через всевозможные лектории, курсы, клубы и школы здоровья, может принести колоссальный положительный результат, о чем свидетельствует опыт США и других стран в борьбе с курением и гипертонической болезнью.
В Законе РФ от 12.01.1996 г. «Об образовании» (Статья 18, п. 1) сказано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Однако выполнять эту обязанность родители могут тогда, когда они имеют достаточный уровень знаний и владеют необходимыми навыками подготовки к рождению и воспитанию здорового ребенка при воздействии комплекса факторов риска в современных неблагоприятных экологических условиях.
В соответствии с Законом РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Статья 36): «Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны и направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, осуществляются в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке и переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана… с воспитанием и обучением детей… »
Назревшая необходимость разъяснения населению преимуществ здоровой семьи потребовала разработки оздоровительной экологической программы «К здоровой семье через детский сад» и цикла книг о воспитании детей «Школа родителей» для гигиенического образования и воспитания родителей и супружеских пар, ожидающих ребенка, по формированию здорового образа жизни семьи и оздоровлению детей до и после рождения.

Программа создана ведущими специалистами России в рамках Международной программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний ВОЗ — CINDI Children на основе многолетнего опыта «Школы родителей» женских консультаций и детских садов Санкт-Петербурга.
Книга «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка» предназначена для медицинских работников, психологов, педагогов, социальных работников, осуществляющих подготовку беременных женщин, супружеских пар, родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка, а также для самостоятельного изучения родителями основ оздоровления и воспитания детей от 0 до 18 лет в современных неблагоприятных экологических условиях.


Содержание книги

«Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка»

Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин

  1. Условия здорового зачатия
  2. Структура оздоровительной программы
  3. Азбука беременности и родов
  4. Структура экологической оздоровительной программы для беременных женщин и будущих младенцев
    1. Физическое воспитание
      1. Адаптационный гимнастический комплекс
      2. Остеопатия — новый взгляд на беременность и роды
      3. Комплекс остеопатической гимнастики
      4. Отдых и расслабление между схватками
      5. Гимнастика по триместрам
      6. Традиционная пластика для будущей матери
      7. Психофизиологический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения
    2. Обеспечение экологической безопасности
      1. Дренажная терапия
      2. Гомеопатия: аптека внутри нас
      3. Профилактические мероприятия по обеспечению экологической безопасности
  5. Как выполнять домашнее задание

Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин

  1. Питание
    1. Специализированные продукты питания для беременных женщин и кормящих матерей
    2. Биологически активные добавки (БАД) из растительного сырья
    3. О витаминах
    4. О минеральных веществах
    5. Рекомендации по правильному питанию
    6. Рекомендации по обеспечению качества и безопасности пищи
    7. Советы аллерголога будущей матери
  2. Закаливание
  3. Стоматологическая профилактика во время беременности
  4. Повышение сопротивляемости организма
    1. Ароматерапия
    2. Профилактика образования «растяжек» кожи у беременных
    3. Профилактика варикозного расширения вен
    4. Применение биологической обратной связи (БОС) для нормализации психофизиологических процессов организма беременных и подготовки к родам
    5. Коррекционно-оздоровительный курс для беременных методом БОС
    6. Курс индивидуальной подготовки к родам

Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин

  1. Нормализация психологического микроклимата
    1. Визуализация
    2. Традиции переживания утраты
    3. Факторы, влияющие на здоровье будущего ребенка во время беременности матери
  2. О жизни и воспитании ребенка до рождения
  3. Воспитание в утробе
    1. Беседы — письма
    2. Музыкотерапия
  4. Пестование младенцев в традиционной народной культуре
  5. Ношение младенцев
  6. Методика взятия ребенка на руки
  7. Комплекс «Пестование младенцев»

Роды

  1. Подготовка к родам
  2. Рекомендации по успешным родам
  3. Естественные методы обезболивания в родах
  4. Оптимальное поведение в различные периоды родов
    1. Предвестники родов
    2. Первый период родов — период раскрытия
    3. Второй период — период изгнания
    4. Третий период — последовый период
  5. Первые часы после рождения — импритинг
    1. Первичный импритинг
    2. Вторичный импритинг
  6. Что необходимо взять в роддом?
  7. Что приготовить дома для новорожденного
  8. Нравственная психология и педагогика во время беременности и родов

Послеродовая экологическая оздоровительная программа

  1. Гимнастика после родов
  2. Некоторые особенности новорожденного
  3. Врожденные рефлексы у новорожденных
  4. Уход за новорожденным
  5. Сон малыша
    1. Приемы, помогающие малышу заснуть
    2. Позы ребенка во время сна
    3. Безутешный плач ребенка
  6. Питание ребенка
    1. Грудное вскармливание
    2. Классификация грудного вскармливания
    3. Важность грудного вскармливания для матери
  7. Питание кормящей матери Режим дня для кормящей матери
  8. Программа Всемирной организации здравоохранения «Больница улыбается ребенку»
  9. Первое прикладывание к груди
  10. Позы при кормлении
  11. Техника кормления
  12. Проблемы, связанные с грудным вскармливанием
    1. Трещины сосков
    2. Нагрубание молочных желез
    3. Недостаток молока (гипогалактия)
  13. Признаки достаточного получения молока
  14. Объем молока
  15. Частота питания
  16. Кризис трех месяцев: отказ ребенка от груди
  17. Прекращение грудного вскармливания
  18. Дополнение к грудному вскармливанию
    1. Тактика введения прикорма
  19. Смешанное и искусственное вскармливание
    1. Адаптированные молочные смеси для детей
  20. Варианты режима дня
  21. Советы аллерголога кормящей матери
  22. Послеродовая депрессия
  23. Метод сближения
  24. Подготовка старших детей
  25. Супружеские отношения
  26. Методы контрацепции

Экологическая оздоровительная программа для детей первого года жизни

  1. Закаливание Физическое воспитание Контуры развития ребенка
    1. Методика использования контрольного листа развития ребенка в семье
    2. Структура контура развития ребенка
    3. Плавание
    4. Трек для ползания
    5. Шейный воротник для младенца
    6. Гимнастические комплексы
  2. Стоматологическая профилактика у детей первого года жизни
  3. Обеспечение экологической безопасности
  4. Повышение сопротивляемости организма ребенка
    1. Ароматерапия
    2. Вакцинация
  5. Нормализация психологического микроклимата Консультирование родителей (медицинское и педагогическое)
    1. Безопасное окружение ребенка
    2. Экстренная доврачебная помощь ребенку до 1 года
  6. Советы специалистов по воспитанию детей раннего возраста
    1. Система Никитиных
    2. Игры с младенцем от 0 до 3 месяцев
    3. Оформление развивающей среды для младенца. Мобиль
    4. Развитие интеллекта
    5. Советы логопеда
  7. Организация групповых занятий родителей с младенцами

Экологическая оздоровительная программа для детей старше года и подростков. Оказание доврачебной медицинской помощи

  1. Экологическая оздоровительная программа для детей старше одного года и подростков
    1. Режим дня детей от 2 до 7 лет
    2. Питание или где заказать детский торт
    3. Закаливание
    4. Физическое воспитание
  2. Методика проведения гимнастических комплексов
    1. Адаптационная гимнастика для детей старше трех лет и взрослых
    2. Гимнастика Воробьева
    3. Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы
    4. Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения (Руденко А.С.)
    5. Глазная гимнастика
    6. Остеопатическая дыхательная гимнастика для детей и взрослых
    7. Тренажерный путь
  3. Стоматологическая профилактика у детей дошкольного возраста и школьниковОбеспечение экологической безопасности
    1. Прием гомеопатических средств
  4. Повышение сопротивляемости организма ребенка Консультирование родителей: доврачебная медицинская помощь
    1. Рекомендации для родителей по лечению острых респираторных заболеваний у детей
    2. Рекомендации для родителей по лечению острых желудочно-кишечных расстройств
    3. Детские инфекционные болезни
    4. Гомеопатическая аптечка скорой помощи
    5. Оказание экстренной доврачебной помощи

Нормализация психологического микроклимата в семье. Воспитание детей старше года и подростков в семье

  1. Нравственная психология в педагогике
    1. Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей
  2. Консультирование родителей: воспитание детей старше 1 года и подростков (опыт педагогов и психологов)
    1. Познавательная активность младенца
    2. Развитие ребенка по системе Монтессори
  3. Опыт современных родителей по воспитанию детей
  4. Принципы позитивного воспитания
    1. Инструменты (методы) для работы
  5. Контуры развития ребенка
  6. Обучение чтению детей от 0 до 7 лет

Экологическая оздоровительная программа для подростков и молодежи от 14 до 19 лет

  1. Питание Закаливание Физическое воспитание
  2. Стоматологическая профилактика у подростков и молодежи
  3. Обеспечение экологической безопасности
  4. Повышение общей сопротивляемости организма
    1. Вакцинопрофилактика
  5. Нормализация психологического микроклимата
  6. Факторы, негативно влияющие на здоровье молодежи и их будущего потомства
    1. Алкоголь и курение
    2. Контркультура XXI века
    3. «Свободная» любовь
  7. Советы психолога по общению с ребенком
  8. О свободе и дисциплине при воспитании детей

Особенности традиционной культуры подготовки к рождению и воспитанию детей в семьях различного вероисповедания

  1. Православная религия
    1. Из опыта воспитания в православных семьях
    2. Из истории педагогики
  2. Инославные религии
    1. Иудейское вероисповедание
    2. Мусульманское вероисповедание
    3. Буддийское вероисповедание
  3. Методические материалы для обеспечения учебного процесса в «Школе родителей»

скачать книгу: «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка»

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

10 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендовано представителем Министерства здравоохранения и социального развития России в Северо-Западном федеральном округе Отделом по координации взаимодействия по вопросам здравоохранения в СЗФО

К ЗДОРОВОЙ РОССИИ

Санкт-Петербург Фолиант 2004
Рецензенты: Суслова Г. А.

зав. каф. реабилитологии ФПК и ПП СПбГПМА, д. м. н. Баласанян В. Г.

проф. д. м. н. кафедры детской и подростковой гинекологии СПбГПМА Шеховцова Л. Ф. проф. д. психол. н. кафедры психологии СПбАППО

Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен­ка / Под научной ред. к. м. н., доц. В. С. Коваленко. — СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. — 416 с.

ISBN 5-93929-109-0

Руководство содержит учебно-методические материалы 10 занятий цикла обучения «Школа родителей» оздоровительной экологической программы «К здоровой семье через дет­ский сад» (СПб., 2000) для подготовки родителей, беременных женщин к рождению и воспи­танию здорового ребенка. Все тексты занятий адаптированы для понимания учащихся, не имеющих медицинской подготовки. Оно содержит описание безопасных новейших техноло­гий экологической реабилитации и развития детей от 0 до 18 лет в семье.

УДК 613.9+618.2:37.01(075) Р 84
Программа создана ведущими специалистами России в рамках Международной програм­мы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний ВОЗ — CINDI Children на основе многолетнего опыта «Школы родителей» женских консультаций и детских садов Санкт-Петербурга.

ISBN 5-93929-109-0
Данное руководство предназначено для медицинских работников, психологов, педагогов, социальных работников, осуществляющих подготовку беременных женщин, супружеских пар, родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка, а также для самостоятельного изучения родителями основ оздоровления и воспитания детей от 0 до 18 лет в современных не­благоприятных экологических условиях.

© Коллектив авторов, 2004 © ООО «Издательство Фолиант», 2004
Издание организовано Санкт-Петербургским филиалом Общественной палаты при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе,

Санкт-Петербургским фондом социально-экономических программ

при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (проект реализован на средства гранта СПб),

Председателя Совета Федерации ФС РФ, председателя Российской партии Жизни Миронова С. М,

Программы МАТРА МИДа Королевства Нидерланды

Контактные телефоны Информация по всем вопросам программы «К здоровой семье через детский сад»: координатор программы Коваленко Татьяна Владиславовна (зав. Николаева Людмила Сергеевна)

р. т. (812) 352-87-95

Обучение врачей и мед. сестер по программе: научный руководитель программы — Коваленко Вячеслав Семенович, к.м.н., доцент СПбМАПО, директор детского компонента Северо-Западного регионального центра СПбМАПОCINDI р. т. (812) 446-17-96, email:

vjacheslav@mail.admiral.ru

Обучение педагогов и других специалистов: руководитель проекта «Университет родительской культуры» СПб АППО Казанцева Ирина Викторовна р. т. (812) 113-34-33

Стажировка на рабочем месте: тел. (812)444-15-46; 444-05-06

«Городской центр мониторинга здоровья детей»: экспресс-оценка здоровья детей, организация реализации программы (для старших мед. сестер), прак­тическое освоение гимнастических комплексов из учебных фильмов программы

Учебные семинары по традиционной народной культуре: эксперт по традиционной народной культуре Мехова Татьяна Анатольевна тел. (812) 350-21-60; 251-75-04 или Email:

eremin@peterlink.ru

Подготовка родителей к воспитанию приемных детей: Гйдителы’.кий СПб Общественный благотворительный фонд «Родительский мост» тел. (812) 116-16-69 (информационный отдел)

Центр информации РОО «Здоровый подросток» Обеспечение учебными материалами: Александрова Валентина Алексеевна тел. (812) 572-27-88 (с 16 до 18 часов)

Аптека госпиталя ВВ (отдел заказа экологического защитного комплекса) тел. (812) 447-77-53 (с 9 до 16 часов)

Аптека Центра гомеопатии — ул. Полярников д. 15. Тел. 560-00-12

Видеопрограмма — Субботин Игорь Сергеевич тел. (812)245-20-47
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

СПб Медицинская академия последипломного образования, Санкт-Петербург

Коваленко В. С., к.м.н., доцент каф. сестринского дела, зав. курсом гомеопатии Малахова М. Я., д.м.н., проф., отдел экспериментальной патологии Федоров Ю. А., академик РАТН, д.м.н., проф. каф. терапевтической стоматологии № 1 Щербо А. П., член-корр. РАМН, д.м.н., проф. проректор по учебной работе, зав. каф. медицинской экологии

Казнин Ю. Ф., к.м.н., доцент каф. военной и экстремальной медицины Добряков И. В., к.м.н., доцент каф. психотерапии, курс детско-подростковой терапии Коваленко Т. В., координатор детской профилактической программы CINDIChildren, «К здоровой семье через детский сад»

ГосНИИ Семьи и воспитания РАО, Москва

Потаповская О. М, науч. сотр. лаборатории прогнозирования и развития обществен­ного и семейного воспитания

Государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Потапчук А. А, к.м.н., доц. каф. адаптивной физкультуры Московская медицинская академия им. Сеченова Смирнова Л. М, д.м.н., проф. каф. акушерства и гинекологии СПб Государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова (СПбГМА) Маймулов В. Г., член-корр. РАЕН, д.м.н., проф., зав. каф. профилактической медицины ФДПО, проректор по научной работе (факультет дополнительного профессионального об­разования)

Якубова И. Ш., д.м.н., проф. каф. профилактической медицины Чернякина Т. С., к.м.н., доцент каф. профилактической медицины Блинова Л. Т., к.м.н., доцент каф. профилактической медицины Ловцевич С. М. — врач

СПб государственная педиатрическая медицинская академия

Зарина Н. Н, асс. кафедры реабилитологии Снигирева С. Я., к.м.н., асс. кафедры педиатрии № 3 Кириченко В.Ф., к.м.н., зав. курсом перинатологии

Гайдуков С. Н., д.м.н., проф., зав. каф. акушерства и гинекологии СПбГПМА Российский государственный медицинский университет, Москва Ильенко Л. И., д.м.н., проф. каф. детских болезней № 3 Женская консультация № 22 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Королева Л. Н., врач

Детская поликлиника Медицинского центра Управления делами Президента РФ, Москва

Смирнова Т. Н., главный врач

НОУ «Институт биологической обратной связи»

Сметанкин А. А., ректор института, к.б.н.

Дурнов О. В., врач акушер-гинеколог, преподаватель НОУ

Отдел социальной защиты населения Фрунзенского р-на, Санкт-Петербург

Лисина Е. А., главный специалист по семье и детству

ГДОУ ЦРР детский сад № 32 УОК Василеостровского р-на, Санкт-Петербург

Николаева Л. С., заведующая Лоза Л. П., педагог Хусаинова З. Б., педагог

Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Берсенева Т. А., к.п.н., методист Центра обеспечения безопасности жизнедеятельности Захарченко М. В., к.ф.н., доц. каф. истории педагогики

Казанцева И. В., к.б.н., отдел маркетинга и организации платных образовательных услуг

Арзамасцева Л. С., методист кафедры истории педагогики Пиляева Ж. В., психолог, специалист по раннему развитию Ленинградский областной институт развития образования

Попова М. Н, к.п.н., доцент каф. дошкольного и начального школьного образования

СПб Медицинский университет им. акад. И. П. Павлова

Сергеева К. М, д.м.н., проф., з.д.н. РФ, зав. каф. детских болезней

Коваленко М. В., студентка III курса леч. ф-та

Лелеткина Н. А., асс. каф. терапевтической стоматологии

Буракова З. Ф., логопед, клиника кафедры неврологии

Детская поликлиника № 24 В.О. района СПб

Гинсбург Н. Г., врач-аллерголог

Научно-педагогический фольклорно-этнографический коллетив «Домострой»

Мехова Т. А.

С.-Петербургский НИИ физической культуры

Комков А. Г., к.п.н., зав. сектором социально-педагогических проблем оздоровительной физической культуры

  • 2009-09-16 12:48
    ����������� �� ���������� ��������� � �������� � ���������� ��������� ��£���
  • 2009-09-16 15:13
    ������������ ������� №8 2007
  • 2009-09-16 15:51
    �������������� ����������� � �����������������
  • 2009-09-16 16:21
    Animal vaccination. Part 1: development, production and use of vaccines (Scientific and technical review, vol. 26(1), April 2007)
  • 2009-09-16 16:53
    ������ ������������� �������� ����������� ��������
  • 2009-09-16 17:52
    �������, ���������, ������� � �����������-���������� ���������� ��� ������ �������������������� ��������
  • 2009-09-16 18:09
    ��������������������� ����������� �������� ����
  • 2009-09-16 18:32
    ������� ���������� ���� �� 24 ���� ��������-�����

 ������������ ��������� ����������!

�������� �����: 331

���� �������������� ��� �� �������� ���������� ���������� �����������
���������� www.kodges.ru


��� ���� ����� ������������� ����� � ������, ����� ������ �����������
�������� ����, ����������� ��� ������ �� �����, ��� � ��������� ������
�����, ����������� ������������ � ���� �� ���� ��������������, ��� ��� �
������ ������ � ���������� ���������� www.kodges.ru.

������������ �� ��� �� ������! �������� � ������� ����� ������!!!

������� � ������:

����������� �� ���������� ��������� � �������� � ���������� ��������� ��£���

2009-09-16 12:48 PluPlu

alt �����: ����������� �� ���������� ��������� � �������� � ���������� ��������� ��£���
�����: ��������� ������� ������ � ������� ������� ������, ��� ���. �.�.�., ���. �.�.���������
������������: ���������
�������: 434
������: TXT
������: 2,39 Mb
��������: ��������
����: �������
��� �������: 2006

��������� ������� �������� ������������� ������ � ������ ������������� ��������� ������������ �������������� ����������� ��� — CINDI Children.

� ����� ������� ��������� ������������ ���� — �� �������� ���������� �� ���������� � �����, ������������ ����� �� ����������, ����������� ������������ ����� �� 0 �� 18 ���, � ������������� ������������ �� ������������ ����������� ��������������. 

������������ ������� №8 2007

2009-09-16 15:13 kotatos

alt �����: ������������ �������, № 8, 2007
�����: ��������� �������
������������: ����������, ������������
�������: 36
������: PDF
������: 2,5 mb
��������: ��������
����: �������
��� �������: 2007

������ ��� ������������ ������������ ������. � ������ ������ ��������� ����������� ������������� �������, �������������� ���������, ������������ � ����� � �������� ������� �������.

�������������� ����������� � �����������������

2009-09-16 15:51 kotatos

alt �����: �������������� ����������� � �����������������
�����: ������ �.�., �������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�.
������������: ����, �����-���������
�������: 83
������: PDF
������: 2 mb
��������: ��������
����: �������
��� �������: 2003

� ������-������������ ������� ������������ ����������� ����������� ������� ������������ ��������������� ��������� ������� ���������������� ������.

Animal vaccination. Part 1: development, production and use of vaccines (Scientific and technical review, vol. 26(1), April 2007)

2009-09-16 16:21 kotatos

alt �����: Animal vaccination. Part 1: development, production and use of vaccines (Scientific and technical review, vol. 26(1), April 2007)
�����: OIE
������������: OIE
�������: 296
������: PDF
������: 1,7 mb
��������: ��������
����: ����������
��� �������: 2007

��������� ������ �������, ����������� ������������� �������������� ����, �������� ����������, ������������ � ������������� ������� ������, ����������� � ������������ ��������.

������ ������������� �������� ����������� ��������

2009-09-16 16:53 kotatos

alt �����: ������ ������������� �������� ����������� ��������
�����: ����������� �.�.
������������: ��������� �����
�������: 541
������: DJVU
������: 11 mb
��������: ��������
����: �������
��� �������: 1947

����� ������������ ����� ��������� ������� ���������� ����������� ������������� �������� ��������� �. �. ������������. � ���� �������� ������������ ����� �����, ���������� ������ ������� ������������� ��������, ����������� �������� �� ������� � ����������� �������� ��������� ����������������� �������������� �������. ����� ����, ��� ������� ����� ��������� � �������������� ������ � �������������������� ��������������� ��������.

�������, ���������, ������� � �����������-���������� ���������� ��� ������ �������������������� ��������

2009-09-16 17:52 kotatos

alt �����: �������, ���������, ������� � �����������-���������� ���������� ��� ������ �������������������� ��������
�����: ���������� �.�., ��������� �.�.
������������: ���������������
�������: 65
������: DJVU
������: 1,3 mb
��������: ��������
����: �������
��� �������: 1968

��������������� ������� ���������, ����������, ������������ ����������, ������� � �����������-���������� ������ ��� ������ � �������������������� ��������, ���������� ������������� ������ � ����� �������.

��������������������� ����������� �������� ����

2009-09-16 18:09 kotatos

alt �����: ��������������������� ����������� �������� ����
�����: ��� ���. ������� �.�.
������������: �����
�������: 440
������: DJVU
������: 6,4 mb
��������: ��������
����: �������
��� �������: 1978

� ����� �������� ��������� �� ����������� ������������, ����������� � ���������� �������� ����. ���� ������� ���������, �������� � ��������� ��������������� ��������� ��� ������������ ������������. ������� ��������������������� �������� ��������, ������������� � ����������� ��������, ��������, ������� � ��������������, ������-���������, ������������, ���������� � �������� ���������.

������� ���������� ���� �� 24 ���� ��������-�����

2009-09-16 18:32 natashapug

alt �����: ������� ���������� ���� �� 24 ���� ��������-�����
�����: ����� ��.������, ������ �.�������
������������: ��� «��� «�����»
�������: 255
������: DJVU
������: 16.59 M�
��������: ��������
����: �������
��� �������: 2008

�������� ���������� ������� � �������� ����, ����������� �������� ���� � ����� � ����������, � ������ � ������ � ������ ������ ����, ������ � ��������� ����� ��������� ������� ����� ������������, ������������� �� ��������� ������ � �����������, ���������� ������� ����� ���� ����������� ������� ���������.
������������ � ����� ����� ������� ����, ���������� ������� �, ��� ��������������� ���� �������, �����������, ����� ����������� ������� �� ������ ��� �����, ���������� ������� �����, �� � ��� ������� — ������������ � ������������.

����� ��� ���� ������ ����������� � �������� �� �������, ���������� ������� � ���������� ������������� � �������!!!

_______________________________________

������ ��������� ������!

� ���������,

������������� www.kodges.ru

В России постепенно увеличивается количество так называемых профессиональных, или ресурсных, семей, готовых брать на воспитание сирот. Маленьких детей, таким образом, можно спасти от попадания в интернат, а подросткам — дать шанс хотя бы пару лет провести в домашней атмосфере и подготовиться к взрослой жизни. Справиться с такой задачей может не каждая семья, но даже подходящим кандидатам нужны дополнительная подготовка и сопровождение специалистов после того, как ребенок попадет к ним в дом. Оказывают такую поддержку и помогают подходящим семьям и детям находить друг друга, как правило, общественные организации. В середине апреля о подготовке к запуску программы подготовки профессиональных родителей объявила автономная некоммерческая организация «Партнерство каждому ребенку» из Петербурга. «Известия» поговорили с представителями этой и еще нескольких НКО о том, что отличает ресурсного родителя, в чем заключается специфика такой работы и почему доверить ее могут не каждому.

Элемент самореализации

Ресурсные, или профессиональные, семьи — это семьи, которые готовы брать к себе детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе если налаживание контакта и воспитание этого ребенка могут быть связаны с дополнительными трудностями, например из-за его возраста или травмирующего прошлого.

— Термин «профессиональные» у нас практически не используется прежде всего потому, что в нашем законодательстве официально такое понятие не закреплено, — объясняет Римма Лаптева, руководитель проекта «Ресурсные родители» фонда «Арифметика добра». — Но тем не менее есть приемные семьи, которые обладают достаточным опытом в воспитании детей, и при этом для них это важный элемент самореализации.

Родители в таких семьях обычно готовы принять к себе детей, которые относятся к так называемым трудноустраиваемым категориям и подолгу остаются в детском доме. Это, в частности, подростки, которых не готовы брать люди без опыта воспитания детей или те, кто хочет взять ребенка, чтобы воспитать его с младенчества, а также сиблинги — братья или сестры (нередко это двое, трое или даже четверо детей).

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

— Часто именно в такие семьи принимают детей, имеющих особенности развития, генетические или хронические заболевания, детей после возврата из других приемных семей, — перечисляет Елена Кандыбина, куратор направления по работе с родителями, методист учебных программ помогающего центра благотворительного фонда «Здесь и сейчас».

Важной особенностью ресурсных семей является то, что они готовы и не боятся брать детей подросткового возраста, говорит Римма Лаптева.

— У нас есть опыт пристройства детей и в возрасте 15+, 16+ и 17+. Это самые непопулярные категории у тех, кто хочет усыновить ребенка. Детей такого возраста практически невозможно пристроить, потому что с подростками здесь возникает такая двойственность: ребенок в это время, как известно, входит в стадию конфликта и ему нужно помочь, с одной стороны, сформировать привязанность, с другой — пройти этот этап сепарации.

Важной особенностью таких семей является то, что они, как правило, не стремятся закрыть какую-то свою потребность за счет усыновления (например, это одиночество, невозможность иметь собственных детей или даже смерть ребенка). Даже если речь идет о неполной семье (например, о матери и взрослых детях) или о женщине, ее родителях и детях: там всегда уже присутствуют прочные и доверительные отношения с кем-то из близких.

Это в том числе позволяет таким людям выступать в роли замещающих семей, то есть принимать к себе детей на время, когда тем особенно требуется помощь. Помимо подростков, которые таким образом могут прожить в семье полтора или два года до совершеннолетия, это касается и совсем маленьких детей. Благодаря замещающим родителям они могут избежать длительного нахождения в интернате до момента, когда их передадут оформившим опеку родственникам или им подберут для них «постоянных» приемных родителей.

— Профессиональные родители оказывают поддержку кровным семьям в самых непростых ситуациях, когда родитель временно не может сам заботиться о своем ребенке. — говорит Юлия Гонтаренко, директор АНО «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку» из Петербурга. — Для детей, особенно раннего возраста, наличие рядом внимательного, доступного, теплого человека в момент разлучения с родителями чрезвычайно важно! Это, без преувеличения, залог нормального развития ребенка. И этого, к сожалению, не обеспечит ни один интернат.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Программу подготовки для профессиональных семей в центре планируют запустить в мае этого года. Она рассчитана на 24 часа, обучение включает несколько основных блоков: знакомство с самой услугой и алгоритмом работы, изучение юридических аспектов, знакомство с особенностями развития ребенка раннего возраста и тонкостями ухода за детьми в этом возрасте, а также вопрос поддержания контакта с биологическими родителями ребенка.

Также с потенциальными родителями разберут механизм возвращения детей в родные семьи и профилактику психологической травмы при расставании с малышом.

Ресурсные семьи, как правило, готовы к многократному приему детей, поясняет Римма Лаптева: «Они берут ребенка подросткового возраста, например 16+, полтора года его воспитывают и уже на фазе выпуска готовы принять следующего ребенка. У нас есть семьи, которые уже в круг взяли детей второй, третий раз».

Родитель с особой подготовкой

Запрос на временное размещение детей в семьях очень высок, рассказывает Юлия Гонтаренко. Только за прошлый год центр «Партнерство каждому ребенку» разместил в профессиональных семьях 15 детей: «И чтобы своевременно оказывать такую поддержку, профессиональных семей должно быть больше».

В проекте «Ресурсные родители» фонда «Арифметика добра» костяк таких ресурсных семей сейчас составляет 33 семьи, говорит Римма Лаптева. При этом в фонде рассчитывают постепенно увеличить их численность до 40, особенно с учетом того, что иногда семьи бывают вынуждены выйти из программы из-за болезни кого-то из родителей, смерти близких или других жизненных обстоятельств.

Но существенно расширять количество участников там не хотят сознательно. Чтобы убедиться, что та или иная семья действительно готова стать ресурсной, на входе в проект предусмотрен серьезный фильтр — родители сначала проходят интервью со специалистами, а затем сотрудники фонда приезжают к ним домой, чтобы посмотреть на то, как на самом деле строится жизнь семьи и с кем из взрослых ребенку предстоит взаимодействовать. Значительно увеличить количество семей без набора дополнительных специалистов будет просто невозможно.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Для потенциальных ресурсных семей есть вполне определенные критерии. Так, семья должна состоять как минимум из двух взрослых вне зависимости от того, будет ли это семейная пара, мать и взрослый ребенок или женщина и ее родители, перечисляют в АНО «Партнерство каждому ребенку». Каждого из взрослых внесут в договор при оформлении документов. Все, кто будет проживать с ребенком на одной территории, также должен будет подписать письменное согласие на то, чтобы его принять.

Основной ухаживающий должен быть гражданином РФ в возрасте от 18 до 60 лет и располагать житьем, подходящим для того, чтобы принять ребенка. Он должен быть дееспособен, ранее не судим и не может состоять на учете в наркологическом, психоневрологическом, противотуберкулезном диспансерах.

Также необходим личный опыт воспитания детей — даже если это был не собственный ребенок, а кто-то из родственников. При этом к моменту заключения договора в семье не должно быть детей младше трех лет.

— Ключевым моментом является наличие у профессиональных родителей личной мотивации, высокого уровня эмпатии и внутренних ресурсов для того, чтобы не просто ухаживать за ребенком, но и в полном смысле обеспечивать ему семейную атмосферу, — подчеркивает директор АНО «Партнерства каждому ребенку» Юлия Гонтаренко.

Именно наличие мотивации и внутренней готовности к воспитанию ребенка проверяют специалисты на «входных» этапах.

Кроме того, все, кто собирается принять в семью ребенка, по закону в обязательном порядке проходят обучение в одной из школ приемных родителей, напоминает Елена Кандыбина. А тем, кто хочет заключить договор о приемной семье, часто предлагают дополнительные курсы, например модули, связанные с воспитанием особого ребенка, психологические тестирования или психообразовательные встречи с психологом, перечисляет собеседница издания.

— Многочисленные очные и онлайн-программы для потенциальных и уже действующих приемных родителей предлагают НКО. Таким образом, стоит сказать, что многие из тех, кто хочет получить дополнительные знания об особенностях воспитания приемного ребенка, может это сделать, — обращает внимание она.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Но опыт работы благотворительного фонда «Здесь и сейчас», как и других некоммерческих организаций, занятых в этом секторе, показывает, что едва ли не еще большее значение имеет поддержка семьи после принятия ребенка, подчеркивает собеседница издания.

Родитель в роли реабилитолога

Фактически приемный родитель выступает в роли реабилитолога, рассказывает Римма Лаптева: «Конечно, мы где-то помогаем специалистами, психологами. Но приемный родитель находится с ребенком 24/7. При этом само присутствие в детском доме для ребенка — это травма потери, а многие из них перед этим и вовсе проходят через тяжелые испытания, даже выслушивать которые бывает тяжело».

В проекте «Ресурсные семьи» родителей предварительно учат основам, например умению правильно определять эмоциональное состояние ребенка, оказывать базовую психологическую поддержку и помощь и выстраивать конструктивный диалог, в том числе в конфликтных ситуациях.

Чтобы помочь ребенку пережить травматичный опыт прошлого и адаптироваться к новой жизни, родителям могут понадобиться многие инструменты, включая травмо- и сказкотерапию, а также просто умение вовремя распознать эмоциональное состояние ребенка. Но помощь нужна и самим родителям.

— Все родители подвержены эмоциональному выгоранию, потому что это дети со сложными судьбами. Иногда просто слушаешь судьбу ребенка, и эмоционально это сложно переварить.

Приемные дети, пережившие травматический опыт, часто, попадая в семью, начинают вести себя неприемлемо, подтверждает Елена Кандыбина. Они берут чужое, проявляют агрессию, не могут соблюдать установленные в семье правила и полноценно находиться в детском коллективе, выполнять требования учебной программы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Это приводит к эмоциональному выгоранию родителей, школьной дезадаптации и социальной изоляции семьи, — рассказывает она. — Часто семья такого ребенка находится под социальным прессингом, вызывает недовольство окружающих людей, создает негативное впечатление о приемных семьях, затрудняет устройство в семью детей с особенностями.

Поэтому фонды, которые занимаются развитием института ресурсных семей и помощью в устройстве в семьи детей, которые в этом нуждаются, также учат родителей методам профилактики профессионального выгорания.

— Навыки, которые мы даем, — это навыки гармонизации своего состояния и умения вовремя пополнять свои ресурсы, — рассказывает Римма Лаптева.

«Сами нуждаются в поддержке»

Чаще всего родители в ресурсных семьях настроены на воспитание нескольких приемных детей, имеющих также травмирующий ранний опыт, задержки в развитии и различные заболевания или сложности поведения, но при этом не располагают такими материальными возможностями, чтобы осуществить это без поддержки государства.

— Однако существует договор о приемной семье, который предполагает выплаты приемному родителю и перечисление страховых выплат. По сути, такой договор предполагает оказание приемными родителями услуг по воспитанию ребенка, — объясняет Елена Кандыбина. — Для многих приемных родителей именно такая форма принятия ребенка в семью позволяет отказаться от дополнительной занятости и посвятить все свое время воспитанию ребенка с особенностями здоровья, развития и поведения.

Иногда, в том числе в СМИ, возникают разговоры о корыстных интересах и использовании этой опции для заработка, говорит Римма Лаптева. Но это ложная трактовка, потому что на все затраты, связанные с воспитанием ребенка, «не хватит никакой зарплаты приемного родителя», уверена она.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

— В среднем в Москве выплата составляет 35 тыс. рублей в месяц: 18 тыс. на содержание ребенка и еще 17 тыс. зарплата для родителя. Но ребенку могут быть нужны платные медицинские услуги, брекет-системы, бандажи для исправления осанки, которые стоят от 20 тыс., — считает она. — Кроме того, у многих детей чудовищные пробелы в знаниях, которые не соответствуют их классу, и им нужны репетиторы сразу по нескольким предметам. А мы все знаем, сколько в Москве стоят репетиторы.

Наконец, воспитание маленького ребенка, особенного ребенка или подростка с трудным прошлым, само по себе очень трудозатратно и часто просто не сочетается с работой, обращают внимание опрошенные «Известиями» эксперты.

— При этом приемные родители не могут, да и не должны заменять профессиональную комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, — уверена Елена Кандыбина. — Напротив, они сами нуждаются в поддержке специалиста, организации передышки, так как их труд по воспитанию детей осуществляется без перерывов и выходных. Нуждаются в организации социально-педагогических мероприятий, позволяющих ребенку и семье в целом улучшить социальные связи, несмотря на трудное поведение ребенка.

«Профессиональное родительство»

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осознание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании замещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказывать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Организация профессиональной замещающей заботы предполагает предварительное обучение. Однако, как показывает практика, не все замещающие родители готовы справляться с конкретными проблемами приемных детей, даже, если они знали об этом в теории. После того, как они взяли в семью ребенка, им крайне необходима поддержка и квалифицированная помощь многих специалистов. Им также необходимо общение с другими подобными семьями, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, возникающих при взаимодействии с приемными детьми. Кроме того, поскольку замещающий родитель, прошедший обучение, становится профессиональным родителем, как в любой профессии ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Основная форма работы на семинарах – групповая. Плюс к этому участникам группы предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Работа в группе дает возможность общения принимающих родителей друг с другом, позволяет поделиться опытом. Живое общение вызывает интерес и побуждает участников к действию, ориентируя на дальнейшее использование полученного опыта в реальных жизненных обстоятельствах. Это помогает участникам группы повысить свою самооценку, приобрести необходимые навыки и умения, необходимые для организации эффективного сотрудничества и взаимодействия с ребенком. Все это способствует улучшению психологической атмосферы в замещающей семье.

Приемный родитель – это не просто родитель, это профессионал. Важно, чтобы замещающие родители были готовы к сотрудничеству со специалистами, были открыты для обсуждения проблем, могли перестроить свой жизненный уклад соответственно нуждам ребенка.

Родители должны обладать соответствующими знаниями и умениями, для чего они и проходят подготовку и обучение до принятия ребенка в семью.

Родители должны знать:

— законодательство по проблемам защиты детства;

— нормативно-правовые акты организации и деятельности принимающей семьи;

— структуру учреждений защиты детства и место принимающей семьи в системе этих учреждений;

— основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;

— основы анатомии и возрастной физиологии; 

— особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— особенности образа жизни семей группы риска и специфику развития в них детей.

Родители должны уметь:

— осуществлять уход за детьми;

— организовывать совместный быт и досуг;

— создавать развивающую среду;

— создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;

— строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии (депривационные расстройства, интеллектуальные нарушения, шизофрения, психопатия, невроз, посттравматический стресс, педагогическая и социальная запущенность и пр.), а также строить отношения со специалистами и представителями государства;

— эффективно воздействовать на личность ребенка с целью ее гармонизации;

— реализовывать эффективный стиль воспитания;

— реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами семьи, иметь навык активного слушания, оказывать психологическую поддержку.

Кроме этого, на успешность приемных родителей наиболее благоприятно влияют следующие факторы:

— умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

— понимание родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

— отсутствие у родителей строгих и формальных религиозных ориентаций.

Особое значение имеют: ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. Родители должны обладать достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию ребенка в семье. Замещающая семья должна иметь возможность существовать на собственные доходы, не полагаясь на государственные выплаты.

Замещающим родителям необходимо обладать способностью выполнять обязанности по воспитанию принимаемых в семью детей, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения с членами своей семьи, с окружающими людьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Левомеколь 40г мазь инструкция по применению
  • Ципралекс инструкция по применению цена в москве
  • Автор правил для руководства ума
  • Петрель мануал на русском
  • Кагоцел инструкция по применению цена в ростове на дону