Руководство для учителя программа лидерство учителя в школе

Рефлексивный
отчет о внедрении изменений в преподавание и учение.

В школе мы часто
вспоминаем советскую систему образования, которая обеспечивала своим
выпускникам основательный багаж знаний. Правда большинство из них являлось лишь
эрудицией  и не использовалось в повседневной жизни. Разговоры о том, что
система простой передачи знаний устарела, велись давно.

Программа
«Лидерство учителя в школе» отмечает, что «Принципиальным отличием современных
процессов преподавания и учения является их приоритетность в формировании
готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний»
(«Руководство для учителя/ Почему необходимо изменить подходы в преподавании и
учении?», стр. 132).

Необходимость
изменить систему обучения актуальна как никогда. В наше время учащиеся имеют
свои особенности. Они с легкостью обращаются с разными  гаджетами,
ориентируются в Интернете, но у большинства из них преобладает кратковременная
память. Поступив после школы в другие учебные заведения, вчерашние школьники
начинают испытывать трудности – другой подход к обучению, часть знаний нужно
добывать самим. Вывод: современных школьников нужно научить учиться.   Динамика
жизни, появление более совершенных технологий ведут к тому, что умение учиться
современному человеку требуется на протяжении всей жизни.

Внедрение в
процесс обучения семи модулей Программы позволит достигнуть не только повышения
интереса к учебе и качества знания, но и поможет выпускникам  без особых
затруднений  интегрироваться в современное общество.

 Семь модулей
Программы мне предстоит опробовать на практике. Идея модуля «Управление и
лидерство в обучении»
направлена на «… повышение качества практики
преподавания и учения,.. является инструментом совершенствования практики»
(«Руководство для учителя/ Управление и лидерство в обучении», стр. 145).
Реализацию данного модуля планирую осуществить на практике через проведение
коучингов и менторинга. Как классный руководитель буду посещать уроки своих
шестиклассников с целью наблюдения за процессом обучения. Это поможет выявить
проблемы коллег  и учащихся, пересмотреть свой подход к обучению. Сделав упор
на семь модулей Программы, буду менять свой стиль преподавания.

 Для ССП я
взяла уроки биологии  в 6 классе. В классе 10  учащихся, из них  2  — с высоким
уровнем обученности, 1 – с низкой мотивацией к обучению, 2 – имеют способности,
но полное отсутствие интереса к учебе. Класс очень контактный, хорошо работают
в группах и самостоятельно, большая часть учащихся обладает повышенной
ответственностью.

Для серии уроков в
6 классе мной взята тема «Класс Однодольные», которая завершает раздел
«Покрытосеменные растения». 
Цель: «Учащиеся, проанализируют знания о
классах растений и признаках семейств, на их основе составят обобщающую
таблицу, где отобразят особенности строения и области применения».
  

Серия включает 4
урока, из которых 3 урока – направлены на изучение нового материала, а 4-й урок
является подведением итогов не только всего раздела, но учебной четверти. При
планировании серии уроков я постаралась учесть все 7 модулей Программы.
Применить их в рамках отдельно взятого урока не получилось, но на протяжении 
серии они прослеживаются. 

Реализуя  модуль «Обучение
критическому мышлению»,
попробую отработать постановку целей урока,
ориентируясь на таксономию Блума, а именно – на высокий уровень.

 Модуль  «Обучение
талантливых и одаренных учеников»
для меня самый проблемный. Его реализацию
попробую через  дифференциацию заданий ученикам с высоким уровнем обученности.

В рамках модуля  «Преподавание
и учение в соответствии с возрастными особенностями учеников»
 буду 
уделять внимание развитию речевых навыков и строить урок таким образом, чтобы
он был интересным для учащихся. Попытаюсь добиться этого через подбор заданий.

 Модуль  «Обучение
тому, как учиться»
, пожалуй, самый актуальный. «Информация передается, но
знание и понимание формируются у самого учащегося, и учитель должен оказывать
помощь в этом процессе» («Руководство для учителя/ Обучение тому, как учиться»,
стр. 202).  До сих пор я много внимания уделяла работе с текстом – умению
находить и выделять главное, обобщать информацию в виде схем и таблиц.
Занимаемая мною позиция на уроке – доминирующая, а это неверно. Буду
перестраивать свои уроки, больше внимания уделять взаимообучению. Диалог на
уроке у меня проходит по схеме «учитель – ученик». Теперь возьму упор на схему
«ученик – ученик».

Модуль  «Оценивание
для обучения и оценивание учения»
мне очень нравится. На практике
обязательно попробую критериальное оценивание, тем более, что этому  сейчас
придается очень большое значение. На курсах узнала много техник формативного
оценивания. Обязательно опробую «формативный опрос», «измерение температуры»,
«письменный комментарий».

Модуль «Использование
информационно-коммуникационных технологий в преподавании и учении»
у меня
сводился, в основном, к демонстрации и подготовки к ЕНТ (через выполнение
тестов). Попробую больше внимания уделить виртуальной лаборатории.

 Для КСП мной взят
1-й урок  в серии. Тема урока: «Семейство Лилейные». Цель:
«Определение основных признаков растений семейства Лилейные».  В плане урока
отражены 5 модулей Программы и будут реализовываться следующим образом:

1) «Обучение талантливых и одаренных
учеников».
Учащиеся уровня А на уроке выполняют задания повышенной
сложности, направленные на синтез по таксономии Блума, а так же получают
домашнее задание отличное от других и имеющее творческую направленность.

2)  «Преподавание и учение в
соответствии с возрастными особенностями учеников».
Выполняемые задания
соответствуют возрастным особенностям. В течение урока меняются формы работы –
индивидуальная, групповая. Используемые ресурсы интересны именно для возраста
12 – 13 лет.

3)  «Обучение тому, как учиться». Групповая
работа, самостоятельная работа, «толстые и тонкие» вопросы, разные роли в
течение урока.

4)  «Оценивание для обучения и
оценивание учения».
Самопроверка, взаимопроверка, разные  техники
формативного оценивания.

5)   «Использование
информационно-коммуникационных технологий в преподавании и учении»
. Презентация
 Power Point для 
отображения этапов урока, создания психологического комфорта (настрой на урок),
ЗОЖ (физминутка).

Наиболее выражен
модуль «Обучение тому, как учиться».  При  помощи идей этого модуля я планирую,
в рамках данного урока, развивать самостоятельность учащихся, умение
планировать свою работу через исследовательскую деятельность, которая на уроке
представлена в виде лабораторной работы. В течение урока им предстоит
самостоятельная работа по инструкции, направленная на анализ материала. Ученики
уровня А выступят экспертами. Всем, без исключения, придется принимать
самостоятельные решения. На обратную связь раньше я не обращала внимания, этап
рефлексии казался лишним. Теперь для меня стала понятна важность этого момента
и обязательность не только в конце урока, но и на разных этапах. К концу
практики хотелось бы, чтобы каждый ученик в классе не только улучшил свои
достижения, но и почувствовал вкус к учебе, перестал считать процесс обучения
нудным и скучным. В течении практики особое внимание буду уделять постановке 
SMART- целей. На курсовых занятиях имела возможность убедиться в важности
поставленной цели и ее практической направленности. Так же осознала
необходимость уточнения цели для учащихся разного уровня обученности. Такой
подход к уроку не даст возможности учащимся уровня А скучать на уроке и будет
способствовать раскрытию потенциала учащихся. А совместная постановка с
учащимися  целей урока позволит им понять  значимость обучения и измерить свои
достижения. Кроме того буду в обязательном порядке  разрабатывать критерии
оценки и доводить их до учащихся. Все это позволит мне сравнить результаты 
обучения до и после курсов.

Список
литературы.

1.
Руководство
для учителя, стр. 132.

2.
Руководство для учителя, стр. 145.

3.
Руководство для учителя, стр. 202

Среднесрочное планирование по биологии 6
класс

Учитель: Алексеева Ольга Николаевна

Раздел: Покрытосеменные (Цветковые)
растения.

Тема: Класс Однодольные.

Цель: Учащиеся, проанализируют знания о
классах растений и признаках семейств, на их основе составят обобщающую
таблицу, где отобразят особенности строения и области применения.

Основные
цели обучения

Результаты
обучения

Формы
работы, используемые при активном обучении

Оценивание,
включая оценку в  целях обучения

Включая
всех

Основные
ресурсы

Семейство Лилейные.

Лабораторная
работа

№ 27
.
Строение цветка и плода растений семейства Лилейных
.

Цель: Учащиеся
определят основные признаки растений семейства Лилейные.


«Измерение температуры».


Мини-тест.


Групповая работа.


«Толстые» и «тонкие» вопросы.

— Работа
в парах.

.Учащиеся 
знают характерные признаки  растений семейства Лилейные, умеют их различать, проводят
классификацию растений.


Формативный опрос.

— «Измерение
температуры».


Самопроверка.


Словесная оценка.

А.-
Составят черновую версию опорного конспект.

В. —
Смогут описать систематическое положение выданных растений.

С. — Смогут
выявить общие признаки семейства и определить гербарные образцы.

Гербарий
растений семейства Лилейные с определительными карточками. Презентация
«Лилейные».

Семейства Луковые.

Лабораторная
работа

№ 28
.

Строение
цветка и плода растений семейства Луковых
.

Цель:
Учащиеся определят основные признаки  растений семейства Луковые и определят
их сходство с Лилейными.

Учащиеся 
знают характерные признаки  растений семейства Луковые, умеют их различать,
проводят морфологический анализ растений.


«Измерение температуры».


Мозговой штурм.

 —
«Толстые» и «тонкие» вопросы.

— «Шесть
шляп».


Диаграмма Венна.

— «Горячий
стул».

— «Думай
в паре делись».


«Верно-неверно».


«Обобщение в одном предложении».


Взаимопроверка.

А.-
Составят опорный конспект.

В. –
Составят морфологическую характеристику выданных растений.

 С. –
Составят кластер «Значение луковых».

Гербарные
образцы. Презентация «Луковые».

Семейства Злаки.

 Лабораторная работа№ 29. Строение
цветка и плода растений семейства Злаки
.

Цель: Учащиеся
определят основные признаки растений семейства Злаки, обоснуют их
использование в связи с распространением по материкам.

Учащиеся 
знают характерные признаки  растений семейства Злаки, умеют их различать.
проводят морфологический анализ растений и находят взаимосвязи между
строением и использованием растений.


«Измерение температуры».


Фишбоун.


Групповая работа.


«Толстые» и «тонкие» вопросы.

— Работа
в парах.


Авторский стул.

— «Древо
мудрости».


Самооценивание.


Взаимооценка.

А.- Составят
опорный конспект.

В.-
Выполнят морфологическую характеристику растений.

С.-
Определят взаимосвязь злак – получаемый продукт. Определят гербарные образцы.

Гербарий
растений семейства Злаки с определительными карточками. Презентация «Злаки».

Обобщение
материала по разделу Покрытосеменные растения.

Цель: 
Учащиеся смогут разделить гербарные образцы растений на классы Двудольные и
Однодольные, определить; семейства растения по внешнему виду, составить
обобщающую таблицу.


Учащиеся определяют признаки классов и семейств отдела Покрытосеменные,
делают обоснование областей применения данных растений, составляют обобщающую
таблицу по разделу «Покрытосеменные растения».


Обобщающая таблица.


«Мозаика».

— Работа
в парах.


Групповая работа.

— Биологические
задачи


Самопроверка.


Формативный опрос.


Взаимопроверка.

А.-
Обоснуют особенности  растений, определяющие их применение человеком.

В.-
Смогут разделить гербарные образцы по семействам растений.

С.-
Смогут разделить гербарные образцы по классам растений.

-Гербарные
образцы.


Таблицы семейств.


Презентация.

Тема урока:

Семейство
Лилейные.

Школа: ГУ «Двуреченская
средняя школа отдела образования Есильского района»

Дата:

ФИО учителя:

 Алексеева Ольга Николаевна

КЛАСС:  6

Количество присутствующих: 10

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые этот урок вносит свой вклад

Цели обучения

Все учащиеся смогут: Смогут выявить
общие признаки семейства  и определить гербарные образцы.

Большинство учащихся будут уметь: Смогут
описать систематическое положение выданных растений.

Некоторые учащиеся смогут: Составят
черновую версию опорного конспекта.

Языковая цель (СМАРТ)

Учащиеся могут: : использовать по назначению терминологию
– таксономические понятия «вид, род, семейство, класс, отдел».

Ключевые слова и фразы: Вид. род. семейство, класс,
отдел; морфологический анализ; систематизация Вид. род. семейство, класс,
отдел; морфологический анализ; систематизация

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
разговорный, научный

Вопросы для
обсуждения:

К какому классу относятся данные растения?

— Какие категории мы используем, составляя
систематическое описание растений?

— На какие смысловые части можно разделить текст? —
К какому классу относятся данные растения?

— Какие категории мы используем, составляя
систематическое описание растений?


На какие смысловые части можно разделить текст?

Можете
ли вы сказать почему….?

изученное семейство растений относят к классу Однодольных

Подсказки: Классовые признаки растений;
систематические таксоны.

Предыдущее обучение

Повторение
признаков классов растений  и группы растений по использованию.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже
запланированными действиями)

Ресурсы

Деятельностьучителя

Деятельность ученика

Оценивание

Начало урока

1.Приветствие,
психологический настрой

2
мин

Приветствует
учащихся. Включает презентацию

Приветствуют учителя, смотрят презентацию.

Приветствуют учителя, смотрят презентацию.

Презентация Power Point
«Цветы»

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа.

5 мин.

Определяет задания учащимся  по уровню
обученности.     

 Дает инструктаж по выполнению работы:

1) Учащиеся уровня С выполняют тест: Выбрать
признаки растений семейства сложноцветные.

 2) Учащиеся  уровня В работают с гербарием –
определяют  растений семейства сложноцветных.

3) Уровень А контролирует алгоритм работы и
определяет правильность выполнения задания.

Выполняют тест учащиеся уровня С.

Работают с гербарием – определяют растения.

Контролируют, определяют правильность работы.

Самопроверка
по образцу.

Проверка
экспертом (сильный ученик)

Наводящие вопросы (по необходимости)

 Словесная
оценка.

Презентация (Power Point)
учителя к уроку. Слайд 3 — тест

Ответы – слайд 4.

Гербарий
с определительными карточками.

Середина урока

3.Определение темы и целей урока.

3 мин.

4.
Деление на группы.

2 мин.

5.
Изучение нового материала

7 мин.

6.
Проверка лабораторной  работы.

3 мин.

7.
Физминутка

2 мин.

8. Деление на группы .

2 мин

9.
Отработка практических навыков.

10 мин.

Конец урока

10. Закрепление материала

2 мин.

11. Рефлексия

2 мин.

12. Домашнее задание.

2 мин.

13. Итог урока.

1 мин.

Демонстрирует слайд 5  презентации. Задает вопросы.

— К какому классу относятся данные растения?

— По каким признакам вы это определили?

— Знакомы ли вам какие-либо из представленных
растений?

— Что, по-вашему мнению, мы сегодня будем делать на
уроке?

 Делит  класс на две группы – по пять человек
(смешанного  уровня обученности).

Инструктаж по выполнению лабораторной работы. Ссылка
на учебник.

Лабораторная работа
№ 27
. Строение цветка и
плода растений семейства Лилейных
.

Задает вопросы:

Опишите строение цветка лилейных.

— Какие плоды характерны для
данного семейства?

— Кто смог составить формулу
цветка?

— Почему семейство Лилейных
относят к классу Однодольных?

 Включает видеоролик с разминкой.
Выполняет упражнения  с учащимися.

Делит учащихся на три группы
равной степени обученности, демонстрируют слайд 9 со списком групп.

Объясняет работу каждой группы:

1) Определить по два растения.

2)  Описать систематическое
положение определенных растений.

3) Составление опорного
конспекта.

— Правила ОК.

— На какие смысловые части
разделите параграф?

Демонстрирует слайд 10 с
заданием: «Закончите предложение»

Проводит рефлексию « Знаю. Умею. Применяю».

Проводит инструктаж домашнего задания.

Д/з: § 47; схема «Использование
Лилейных» (В и С), закончить опорный конспект (А).

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Рассматривают фотографии растений на слайде.

Отвечают на вопросы.

Делятся на группы.

 Состав групп – слайд 6.

Слушают
инструктаж.

Выполняют
лабораторную работу в группах.

 Отвечают
на вопросы.

Выполняют
упражнения

Делятся
на группы: гр. А – 3 человека, гр. В – 4 человека, гр. С – 3 человека

Индивидуальная
работа.( ученики В и С)

Ученики
В – озвучивают таксоны, описывают систематическое положение определенных
растений.

Ученики
А.

 Отвечают на вопросы – слайд 10 презентации.

 Лесенка
«Знаю. Умею. Применяю»

 Записывают
д/з.

 Самооценка

Словесная оценка

«Измерение температуры»

Словесная
оценка.

Демонстрация
правильного ответа на слайдах.

Визуальный
контроль

Словесное
поощрение. Визуальный контроль

«Измерение
температуры»

Проверка
учителем – словесная оценка.

Устный
комментарий.

Наводящие
вопросы.

Словесная оценка.

Комментирование.

«Волшебная линеечка» Словесная оценка.

Презентация (Power Point)
«Семейство лилейные»

Слайд 5- растения

Слайд 6- список групп

Гербарий
, лупы, тетрадь для лабораторных работ; учебник – стр. …

Слайд7 – плоды лилейных

Слайд
8- формула цветка

Видеоролик

Слайд
9- список групп

Гербарий с
определительными карточками.

Слайд
10 — задание

Учебник
§47.

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете собирать доказательства обучения учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

Межпредметные связи.

ИКТ компетентность

Связи с ценностями (креативное мышление, критическое
мышление, коммуникативные навыки, уважение к другим точкам зрения,
ответственность, дружелюбие, готовность обучаться в течение всей жизни,
саморегуляция)

·                   
Ученики
уровня А выполняют задания повышенной сложности.

·                   
Устное
поощрение.

Подчеркивать
необходимость поддержания высокой планки, напоминание о подготовке к обучению
в ВУЗе.

·                   
Ученики
уровня А выполняют задания повышенной сложности.

·                   
Устное
поощрение.

Подчеркивать
необходимость поддержания высокой планки, напоминание о подготовке к обучению
в ВУЗе.

·                   
География.

·                   
Психологический
настрой на урок. Физминутка.

Умение
работать в группе.

Рефлексия

Были
ли цели обучения реалистичными?

Что
учащиеся сегодня изучили?

На
что была направлено обучение?

Хорошо
ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось
ли время обучения?

Какие
изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги
урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

тема:  Введение. Содержание программы. 
Блок А
1. На решении какого вопроса сконцентрировано содержание «Программы повышения 
квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Лидерство учителя 
в школе»?
A. Что подлежит изучению учащимися в 21­м веке?
B. Каким образом учителя подготовят учащихся к 21­му веку?
C. Как обучать учащихся?
D. Какие использовать средства обучения?
E. Как научить учиться?
2. Что является моделью навыков 21­го века?
A.  Программа «Лидерство учителя в школе».
B.  Проект «Определение и отбор ключевых компетенций.»
C.  Выбор учащимися решений и действий.
D. Организация экономического сотрудничества и развития.
E. Система ключевых компетенций. 
3. Что необходимо делать учителям в ходе своей практики для того, чтобы учиться на 
своем опыте? 
A. ставить СМАРТ цели
B. анализировать работу
C. делать умозаключения
D. проводить самопроверку  
E. непрерывно рефлексировать
4. Какие навыки являлись составляющими человеческого прогресса на протяжении 
всей его истории?
A.  навыки критического мышления  
B. функциональные навыки
C. навыки приобретения знаний
D. верно А и В
E. верно В и С
5. В работе какого автора можно обнаружить идею многоаспектного развития 
интеллекта?
A. Опфер и Педдер «Непрерывное профессиональное развитие в Великобритании»
B. Макбет «Обучающаяся школа»
C. Платон » Республика »
D.  Макет «Распределенное лидерство в действии»
E. Фонд Карнеги «Грант в сфере преподавания»
Блок В.
1. Установи соответствие 3х3 1.  Цели программы:
2.  Задачи программы:
3. Ожидаемые результаты обучения по 
программе
А. Сформированность основ 
концептуального понимания и 
практических навыков учителя в 
контексте семи модулей, составляющих 
основу программы. Наличие у учителя 
навыков рефлексивного мышления о своей
практике…Владение учителем 
способности к реализации процессов 
коучинга и менторинга. Готовность 
учителей к организации 
профессионального сообщества учителей 
школы. 
В. совершенствование профессионального 
развития учителя с целью реализации 
профессиональной компетентности к 
сотрудничеству с коллегами и развития 
лидерства в школе.
С. Сформировать концептуальное 
понимание Программы в контексте семи 
ее модулей. Обеспечить успешную 
практическую реализацию ключевых идей 
Программы… сформированность у 
учителей навыков. Подготовить 
казахстанских учителей к организации 
профессионального сообщества учителей 
школы. 
2.  Программа разработана в рамках двух приоритетных направлений. Установи 
соответствие 2х3
1. Первое направление.
2.Второе направление.
А. формирование его практики коучинга 
для содействия в профессиональном 
развитии своих коллег.
В. овладение учителями широким 
спектром знаний..
С. концентрация внимания на 
взаимосвязанных процессах 
совершенствования компетентности 
учителя
3. Установи соответствие 2х3
1. Ожидаемый результат Программы
2. Наибольшее воздействие на 
результативность процесса обучения 
А. повседневная работа учителя в классе, 
направленная на воспитание и развитие 
учащихся.
В. готовность учителей к обучению 
учеников тому, как учиться. учеников имеет…
4. Установи соответствие 3х3
1. Современные исследования убедительно
показывают, что
2. С целью воздействия на коллег, 
оказания разносторонней поддержки в 
исследовании и развитии их практики 
преподавания и учения,
3. Программа основывается 
5. Установи соответствие 3х3
1. Конструктивистская теория
2. Цель преподавания, основанная на 
конструктивистской теории,
3. Важными приоритетами в деятельности 
учителя являются
С.  сформированность,  как независимых, 
самомотивированных, увлеченных, 
уверенных личностей с развитым 
критическим мышлением, проявляющих. 
компетентность в цифровых технологиях
А. на результатах комплекса научных 
исследований.
В. профессиональное развитие требует от 
учителя позиционирование себя в 
условиях образовательного сообщества, в 
котором практика преподавания и учения 
формируется при непосредственном 
участии самого учителя, на основе 
результатов проведенных им 
исследований.
С.  более успешные учителя реализуют 
процессы коучинга и менторинга.
А. заключается в развитии глубокого 
понимания предмета учеником, 
сформированности у него навыков 
дальнейшего применения полученных 
знаний вне класса.
В. стремление к пониманию способов 
постижения отдельными учениками 
конкретных тем учебных занятий, 
осознание необходимости 
соответствующей работы с учениками в 
целях корректировки или модификации их
знаний, а также понимание того, что 
отдельными учениками восприятие темы 
может происходить довольно уникальным 
способом.
С.  базируется на утверждении о том, что 
развитие мышления учащихся происходит 
в условиях взаимодействия имеющихся 
знаний с новыми, либо со знаниями, 
полученными в классе, из различных 
источников, в качестве которых могут 
выступать как учителя, сверстники, так и 
учебники, информационные сайты и тд. Ключи: 
блок А
1­В, 2­В, 3­Е, 4­ D, 5­С, 
блок В
1) 1­В,2­С,3­А
2) 1­В, 2­С и А
3) 1­ В и С, 2­А
4)  1­В, 2­С, 3­А
5)  1­С, 2­А, 3­В № п/п
1
2
3
4
5
6
Ресурс, страница Ответ 
Руководство для 
учителя стр 149­
150
Образ мышления, 
методы и подходы, 
инструментарий
Руководство для 
учителя стр 145
6
Руководство для 
учителя стр 144
Коучинг и 
менторинг
Руководство для 
учителя стр 142
Опфер и Педдер
Руководство для 
учителя стр 145
Инструменты 
совершенствования
практики
Руководство для 
учителя стр 141
Носитель 
инновационной 
деятельности
Вопрос 
Какие 
принципиальные 
основы 
структурирования 
содержания 
программы 
«ЛУШ»?
Сколько факторов 
успешности 
лидерства выделила
Макбет?
Что является 
ключевыми 
приоритетами 
Программы «Луш»?
Кто определил 
шесть факторов, 
способствующих 
профессиональному
обучению учителей 
и повышению 
результативности 
обучения учеников?
А. Дарлинг – 
Хамонд
В. Опфер и Педдер
С. Сильва
Д. Макбет
Что такое 
лидерство? 
А. убеждение 
учителя
В. Инструмент 
совершенствования 
практики
С. Стремление 
учащихся 
Д. все ответы верны
Какую позицию 
занимает учитель в 
мировой 
образовательной 
практике?
А. носитель инновационной 
деятельности
В. Инструмент
С. Источник знаний
Д. нет верного 
ответа

Теоретические основы программы

«Семь модулей успешности современного учителя »

Программа направленна на повышения функциональной грамотности и мастерства учителей в процессе преподавания и обучения.

Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистской теории (Hattie, 2009). В основу Программы 7 модулей, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, в качестве которых выступают учителя, сверстники, учебники. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями. Знания, получаемые в рамках «традиционной», основаны на трансляции готовых знаний. Получаемая подобным способом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но, при этом, прочно не усвоена учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в дальнейшем, в жизненных ситуациях. Ключевым показателем успешности преподавания учителя является реализация им процессов исследования и оценивания самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение. Адекватное осознание и принятие этой ответственности учеником в немалой степени зависит от созданной учителем среды на учебных занятиях. Проводя аналогию с теорией Шульмана, думается, что успешным учитель станет при условии наличия того, что исследователь именовал как «тpи помощника учителя».

Три помощника учителя

Характерные признаки успешного учителя

голова

Профессиональное понимание

Основано на концептуальной теоретической базе и предполагает наличие методологических знаний о преподавании и обучении, а также, о личности ученика. Кроме того, профессиональное понимание предполагает наличие знания методики использования доказательств/результатов исследования с целью понимания и дальнейшего совершенствования/развития практики

рука

Практические навыки

Наличие технических и практических навыков; владение различными способами и достаточным диапазоном методов и подходов для разъяснения ключевых профессиональных идей в процессе реализации, корректирования и оценивания обучения. Кроме того, необходимо владение методиками поощрения, вознаграждения, оценивания учащихся, разработки перспективного планирования учебных занятий и отдельных их этапов.

сердце

Профессионально – нравственная ценность

Учителя придерживаются этических и моральных ценностей профессии: они честны, смелы и терпимы, сострадательны, справедливы и уважительны к ученикам.

Краткий обзор содержания программы

«Семь модулей успешности современного учителя»

1 модуль: Обучение критическому мышлению:

Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. Исследование убеждений, сложившихся у учителей об идеальном учителе, ученике. Развитие критического мышления. Барьеры в обучении. Как повысить мотивацию учащихся к обучению. Диалоговое обучение

Обучение развитию критического мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

2 модуль: Критериальное оценивание. Оценивание обучения (ОО) и оценивание для обучения (ОдО)

Изучение и внедрение в образовательный процесс критериального, сумативного и формативного оценивания на уроке.

3 модуль: Обучение талантливых, одаренных и способных учеников. Диалоговое обучение.

Каждый учитель, как правило, стремится к созданию благоприятной среды, способствующей достижению максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных учеников данная задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Необходимы различные теории и стратегии используются для определения содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы.

4 модуль :Инструменты для работы учителя (ИКТ). Сетевое сообщество учителей.

5 модуль: Лидерство, содружество. Рефлексивное обучение

Создание и поддержка лидерской позиции учителя. Лидерская позиция учителя неразрывно связана с обучением и представляет собой весьма действенную форму профессионального развития. Лидерство учителя предоставляет возможности сотрудничества, профессионального обучения и позитивно влияет на преобразование класса и школы в целом. Эта форма лидерства способствует устойчивому развитию процесса улучшения школьной системы при условии вовлечения учителей в принятие профессиональных решений в школе.

6 модуль : Мотивирование учащихся. Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах. Мотивация учащихся.

7 модуль: Барьеры в обучении. Выявление барьеров в обучении. Выбор и конкретизация педагогических подходов в целях преодоления барьеров в обучении. Способности учеников и позитивное отношение к обучению.

ПЛАН

работы с инициативной группой творчески работающих учителей

на 2020/2021 учебный год

Мероприятие

Вид работы

Срок

1.

Ознакомление с идеями программы . Почему необходимо изменение подхода в преподавании и обучении?

Индивидуальное собеседование.

1.10

2.

Тренинг 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах.

Тренинг

8.10

3.

Тренинг 2: Исследование убеждений, сложившихся у учителей об идеальном учителе, ученике.

Тренинг

9.10

4.

Тренинг 3 Развитие критического мышления

Тренинг

15.10

5.

Тренинг 4 «Барьеры в обучении»

Тренинг

6.

Тренинг 5 Как повысить мотивацию учащихся

Тренинг

16.10

7.

Коучинг 6 «Критическое мышление»

Ряд занятий

22.10

Серия планирования и проведения открытых уроков

По плану

23.10

6.

Тренинг 7 «Талантливые и одаренные дети»

Ряд занятий

29.10

7.

Тренинг 8 «Преподавание и обучение в соответсвии с возрастными особенностями учеников»

Индивидуальный коучинг

30.10

8.

Коучинг9 «Диалоговое обучение»

Посещение урока.

4.11

9.

Коучинг 10 «Оценивание обучения, оценивание для обучения»

Посещение урока

5.11

10

Тренинг 11«ИКТ»

Посещение урока

11.11

11

Тренинг 12 «lesson Study»

Индивидуальный тренинг

12.11

12

Работа по планирования урока

Практическое занятие

18.11

13

Разработка и посещение уроков с последующим анализом

Урок, доверительная беседа

18-24.11

14

Разбор урока с полным анализом и самоанализом

Практическое занятие.

Доверительная беседа

26.11

15

Рефлексия в действии

Уроки

2-8.12

16

Самоанализ и анализ урока

Практическое занятие.

10-15.12

17

Отработка с учителями модуля: «Управление и лидерство в преподавании и обучении».

Индивидуальный коучинг

16-22.12

18

Завершение работы с обучаемыми

Рефлексивный отчет

23-25.12

19

Завершение работы с обучаемыми

Творческий отчет

20

Обоснование и отражение внедрения семи модулей в серию последовательных уроков ГУ «Школа – интернат общего типа г. Щучинска ОО Бурабайского района Акмолинской области» Внедрение семи модулей Программы в серию последовательных уроков Интеграция одного из модулей в урок из запланированной серии Обучение коллег в период реализации процесса коучинга Эффективность процесса менторинга класс : 4  предмет : РУССКИЙ ЯЗЫК  тема: Предложение. Знаки препинания. Развитие речи.   цель серии уроков : учащиеся смогут составлять нераспространенные и распространенные предложения, основываясь на знания о главных и второстепенных членах предложения. Громак Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов

Обоснование и отражение внедрения семи модулей в серию последовательных уроков

ГУ «Школа – интернат общего типа г. Щучинска

ОО Бурабайского района Акмолинской области»

Внедрение семи модулей Программы в серию последовательных уроков

Интеграция одного из модулей в урок из запланированной серии

Обучение коллег в период реализации процесса коучинга

Эффективность процесса менторинга

класс : 4 предмет : РУССКИЙ ЯЗЫК тема: Предложение. Знаки препинания. Развитие речи. цель серии уроков : учащиеся смогут составлять нераспространенные и распространенные предложения, основываясь на знания о главных и второстепенных членах предложения.

Громак Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов

Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой. Интеграция одного из модулей в урок из запланированной серии Рефлексия. Словарно-орфографическая работа. класс : 4 предмет : РУССКИЙ ЯЗЫК  тема : Нераспространенные и распространенные предложения.  цель :  учащиеся  смогут  углубить знания о нераспространенных и распространенных предложениях, будут уметь отличать распространенные предложения от нераспространенных, графически обозначать главные и второстепенные члены предложения,  смогут самостоятельно конструировать распространенные и нераспространенные предложения. Мотивация к деятельности. Итог урока. Учебно-познавательная деятельность. Интеллектуальные преобразования. физминута

Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

Интеграция одного из модулей в урок из запланированной серии

Рефлексия.

Словарно-орфографическая работа.

класс : 4

предмет : РУССКИЙ ЯЗЫК тема : Нераспространенные и распространенные предложения. цель : учащиеся смогут углубить знания о нераспространенных и распространенных предложениях, будут уметь отличать распространенные предложения от нераспространенных, графически обозначать главные и второстепенные члены предложения, смогут самостоятельно конструировать распространенные и нераспространенные предложения.

Мотивация к деятельности.

Итог урока.

Учебно-познавательная деятельность.

Интеллектуальные преобразования.

физминута

ТЕМА

  • » Приемы и инструменты формативного оценивания»
  • » Приемы и инструменты формативного оценивания»

ЦЕЛЬ

  • Участники коучинг — занятия, познакомившись с приемами и инструментами формативного оценивания, смогут охарактеризовать приёмы ФО и аргументировать их использование в своей практике.
  • Участники коучинг — занятия, познакомившись с приемами и инструментами формативного оценивания, смогут охарактеризовать приёмы ФО и аргументировать их использование в своей практике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Учителя знают различные приемы и инструменты ФО, понимают значимость использования в практике разнообразных приемов и инструментов ФО и аргументируют выбор некоторых приемов в свою практику.
  • Учителя знают различные приемы и инструменты ФО, понимают значимость использования в практике разнообразных приемов и инструментов ФО и аргументируют выбор некоторых приемов в свою практику.

Обоснование внедрения изменений на уровне МО и оценивание эффективности коучинг-занятия

Динамичность происходящих в современном мире перемен.

Почему?

Как?

Изучая и применяя в своей практике модули программы «ЛУШ» повышать уровень развития учащихся.

Что?

Обоснование необходимости внедрения изменений в практику одного из коллег через процесс менторинга. Планирование урок а Создание коллаборативной среды Цель:  : к концу процесса менторинга учитель формулирует основные аспекты Программы, использует идеи модулей ИКТ и диалогического обучения в планировании уроков. Внедрение идей модулей Программы в практику

Обоснование необходимости внедрения изменений в практику одного из коллег через процесс менторинга.

Планирование

урок а

Создание коллаборативной среды

  • Цель: : к концу процесса менторинга учитель формулирует основные аспекты Программы, использует идеи модулей ИКТ и диалогического обучения в планировании уроков.

Внедрение идей модулей Программы в практику

Создание коллаборативной среды Составление синквейна Инклюзивный подход в обучении Представление составленного синквейна Подведение итога урока Тематическая физминутка

Создание коллаборативной среды

Составление синквейна

Инклюзивный подход в обучении

Представление составленного синквейна

Подведение итога урока

Тематическая физминутка

ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ   - Учитывать при планировании личностные качества каждого учащегося;     - Корректировать процесс обучения с учетом анализа результатов урока и коучинга; - Стараться постоянно внедрять в свою практику элементы изученных семи модулей Программы.           НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЛОСЬ  - Быстро и качественно составить среднесрочное, краткосрочное, планирование;   - Критериально оценивать работу учащихся в группе; - Соблюдать время, отведенное на этапы урока; ПОЛУЧИЛОСЬ - Вырабатывать у учащихся средней и слабой мотивации учения четкого высказывания своих мнений , а также ставить цели для предстоящей работы . - Показать учащимся со средней и слабой мотивации, что можно самостоятельно изучать некоторые учебные предметы; - Применить элементы диалогического модуля для активизации речи учащихся с ослабленным здоровьем; - В группах организовать работу учащихся на уроке, а также коллег на коучинг-занятии; - Научить рефлексировать учащихся и коллег после выполнения заданий урока и профессиональных встреч.

ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ

— Учитывать при планировании личностные качества каждого учащегося;

— Корректировать процесс обучения с учетом анализа результатов урока и коучинга;

— Стараться постоянно внедрять в свою практику элементы изученных семи модулей Программы.

НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЛОСЬ

— Быстро и качественно составить среднесрочное, краткосрочное, планирование;

— Критериально оценивать работу учащихся в группе;

— Соблюдать время, отведенное на этапы урока;

ПОЛУЧИЛОСЬ

— Вырабатывать у учащихся средней и слабой мотивации учения четкого высказывания своих мнений , а также ставить цели для предстоящей работы .

— Показать учащимся со средней и слабой мотивации, что можно самостоятельно изучать некоторые учебные предметы;

— Применить элементы диалогического модуля для активизации речи учащихся с ослабленным здоровьем;

— В группах организовать работу учащихся на уроке, а также коллег на коучинг-занятии;

— Научить рефлексировать учащихся и коллег после выполнения заданий урока и профессиональных встреч.

«У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей» Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции

Очень много сегодня говорят о воспитании лидеров, которые смогут в будущем улучшить жизнь нашей страны, вывести ее на мировые позиции по многим показателям, о будущих поколениях. Но сегодня речь пойдет не о будущих лидерах, а о тех, кто живет и работает сейчас, кто этих лидеров воспитывает. Только обладая лидерскими качествами, представляя себе специфику мышления, действий и особенностей жизни лидеров, можно говорить о воспитании себе подобных.

Реформа образования идет полным ходом и не только у нас в стране. Кто стоит за этими реформами? Мы в вами привыкли, что преобразования делаются людьми, стоящими сверху, над нами, нам очень удобен такой «восточный путь» преобразований, когда ответственность лежит на тех, кто наверху, кто затеял эти изменения и, в случае неудачи, мы не отвечаем за происходящее.

Но в демократическом мире такой путь не является действенным и продуктивным. Мы сами в ответе за все, что делается в нашем мире, в нашем окружении. Учителя, именно учителя, знающие и понимающие все процессы образования изнутри могут и должны проводить реформы в образовании. Мы не просто призываем к этому, мы этому учим. Обучение проходит в рамках Первого (продвинутого) уровня повышения квалификации педагогических работников PK, по Программам созданным Центром педагогического мастерства AOO «Назарбаев интеллектуальные школы» при содействии Факультета образования Кембриджского университета.

Учителя первого уровня на наших курсах учатся быть нацеленными не только на индивидуальное развитие, они становятся заинтересованы в том, чтобы помочь коллегам реализовать новые идеи. Все великие лидеры, добившиеся успеха, знают один главный секрет: чтобы быть лидером, нужно найти и удержать возле себя нужных людей, единомышленников. В одиночку лидер не может достичь результата, он должен развивать лидеров вокруг себя. Лидер видит картину изменений в целом, в системе, но необходимы другие лидеры, которые помогут превратить мысленную картину в реальность.

В чем же меняется роль учителя, когда он становится лидером? Прежде всего учитель становится ответственным не только за свой профессиональный рост, но и за профессиональный рост и развитие своих коллег. Учителю-лидеру не все- равно, кто работает рядом. Обладая определенными навыками учитель-лидер становится добровольным ментором, наставником, методистом для своих соратников. Учитель- лидер умеет анализировать, выявлять проблемы преподавания и обучения, инициирует совершенствование того или иного педагогического действия. Например, учитель химии, работая на уроках со старшеклассниками, констатирует, что для них проблемой являетсярешение математических задач «на пропорцию». Учитель-лидер, не дожидаясь распоряжения завучей и директора, в малой группе, в своем профессиональном сообществе, совместно с коллегами принимает решение улучшить обучение детей по данному вопросу. Учителя изучают ситуацию, выявляют какие пробелы были сделаны в пятом классе при изучении «пропорции», на каких предметах еще необходим навык решения таких задач. Учителя совместно планируют действия по улучшению своей практики и достигают успеха. В чем преимущество такого подхода: нет довлеющей руки администрации, простота общения между коллегами, коллективная ответственность за результат.

Учитель-лидер готов и умеет выполнять и оперативные задачи: может провести конференцию, семинар, коучинг-сессию. Лидер не ждет подсказки, он берет ответственность на себя. Лидер осознает вклад собственной деятельности в общее дело. Он интересуется принципами работы всей организации, наблюдает за тем, как различные подразделения взаимодействуют ради достижения лучших результатов. Настоящие лидеры редко бывают довольны достигнутым, они постоянно думают о том, как работать лучше.

Учитель с 25-летним стажем открыл свой класс для своих коллег, чтобы они могли наблюдать как он вовлекает учеников в научные исследования. Вследствие этого, этот учитель и его коллеги обменялись материалом и стратегиями преподавания, это, в свою очередь, привело к значительному улучшению оценок учащихся 8 класса за тесты по биологии.

У читель-лидер является частью открывает свои группы по обсуждению проблем образования и состоит в группах других лидеров.

«Пусть были небольшие результаты по внедрению новых подходов, были отрицательные моменты, были маленькие шаги, но это шаги вперед, а не назад. Делая вывод, хочется сказать, что я и моя школа на пути развития!»

Из отчета учителя первого уровня.

сообщества профессионалов, он

Реформам нужны инициатива, энергия, порыв и предводители. Если учителям удастся создать в школах «критическую массу» лидеров, способных встать во главе преобразований, то образование получит гораздо больше шансов на успех. Технические условия современного мира позволяют людям общаться на больших расстояниях, использую компьютер, найти единомышленников на любом конце света. Учителя-лидеры, прошедшие обучение на Уровневых курсах имеют доступ с информационному Порталу cpm.kz, на котором в формате общения в тематических группах, в блоге, в чате получают необходимую информацию, поддержку от учителей всей страны и тренеров программы.

Как же развивать лидерские качества в условиях современной школы. Работа учителя наиболее эффективна тогда, когда его поддерживают коллеги, когда коллектив выступает как единое целое. Формирование команды — вот главное направление деятельности лидера. Так называемый, тимбилдинг (англ Teambuilding — построение команды), который активно используется в бизнесе сегодня стал и педагогическим термином. В процессе создания команды учителя должны быть готовы скоординировать свои цели и цели школьного коллектива, должны учиться принимать ответственность за результат команды в целом, должны уметь в нужное время взять лидерские позиции на себя.

Следовательно, первостепенная задача — это все-таки разобраться: кто такой лидер. Современные ученые не дают однозначного ответа на этот вопрос. Лидерские качества описываются как физиологическими причинами (энергия, харизма), так и интеллектуальными (инициатива, панорамность мышления). Лидерство — скорее качество приобретенное. Прежде лидер должен иметь интеллект, позитивное отношение и сочетать в себе такие качества, как смелость, трезвость и здравый смысл.

Итальянский психолог Антонио Менегетти, автор книги «Психология лидера», убежден, что лидер от рождения получает определенные наклонности, но это не значит, что этот человек станет лидером. По его мнению, факторы, создающие настоящего лидера это культура и образование, способность преодолевать стереотипы, для чего нужна внутренняя зрелость и умение подниматься над традиционными ценностями, а так же знание своего скрытого потенциала. Следовательно, создание в себе лидера это постоянный труд, работа над собой. Учитель, с его пониманием глобальных задач образования, вполне может стать лидером, воспитать в себе эти качества.

Развитие лидерских качеств может происходить как преподавание предмета «Лидерство». Учителя на своих совещаниях, собраниях, коучинг-сессиях вполне реально могут заняться изучением такого факультативного курса. Тренинги проявления лидерских качеств в той или иной ситуации очень помогают формированию навыков лидерства. Теоретические семинары и изучение литературы по психологии и философии станут залогом профессионального развития учителей в данной сфере.

Для того, чтобы создать больше возможностей для развития учителей-лидеровкоманда внутри школы должна во-первыхпризнать, что лидерство определенного учителя может реально привести к улучшению успеваемости учащихся.

«…наконец — то появилась команда, в которой будет работать намного легче, чем в одиночку».

Из отчета учителя первого уровня

Во-вторых, хорошо было бы предусмотреть специальное время, когда лидер выполняет роль учебного тренера, координатора учебной программы, помощника учителей и наставников, помимо своей основной педагогической деятельности. Этому может помочь эффективное планирование, овладение навыками менеджмента. Было бы хорошо, чтобы эти знания стали достоянием всего педагогического коллектива, планирование деятельности и навыки работы в сотрудничестве — основа командного успеха.

Hy и, наконец, в-третьих, школа должна продумать такую структуру руководства в школе, в которой будет место учителям-лидерам, в которой будет дана возможность учителю внести вклад в школьную политику, учебную программу и профессиональное развитие, так как часть функций администрации школы учителя- лидеры берут на себя.

Как мы можем улучшить обучающую среду и организационную структуру школы для поддержки лидерства учителя? Эта новая парадигма лидерства учителя требует трансформации культуры обучения и организационных структур школ. Учителя — лидеры это опытные профессионалы, которые заслужили уважение своих учеников и коллег, и приобрели набор навыков, которые позволят им работать эффективно и совместно с коллегами, тесно работатьс директорами. Однако, в реальности, учителя — лидеры часто чувствуют себя изолированными, если культура школы такова, что учителя ни ценят сотрудничество, ни поддерживают своих коллег в лидерских ролях.

Меняется мир, на смену административно-командной системе приходят отношения рыночной экономики. Меняется роль человека в организации, где он трудится. Это раньше он был «маленьким винтиком», исполняющим чужую волю. Сегодня функции учителя, как части педагогического коллектива, многогранны и разнообразны. Если этот коллектив является действительно командой, то каждый в коллективе воздействует на других, способствует их росту, достигая вместе единой цели.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как построить воронку продаж в инстаграм пошаговая инструкция
  • Денталь б 100 инструкция по применению
  • Нимид гранулы 2г инструкция по применению
  • Neoclima осушитель воздуха nd 10ah инструкция по эксплуатации
  • Кто осуществляет руководство деятельностью федерального архивного агентства