Руководство дпд мвд россии

Александр Геннадьевич Авдейко родился 9 октября 1958 года в селе Ярмолинцы Хмельницкой области СССР. В средней школе учился в городах Москве и Петропавловске-Камчатском. В 1980 году окончил Хабаровский государственный институт физической культуры, после чего проходил срочную службу в Вооруженных Силах, работал в Камчатском областном совете ВФСО «Динамо», районном и областном комитетах ВЛКСМ Камчатской области.

В 1987 году направлен на службу в органы внутренних дел. После окончания в 1988 году Киевских высших курсов МВД СССР проходил службу на различных должностях в Управлении внутренних дел Камчатского облисполкома. Одновременно в 1994 году окончил Хабаровскую высшую школу МВД СССР. 

В 1997 году с золотой медалью окончил Академию управления МВД России. Для прохождения дальнейшей службы был направлен в Правовое управление Главного штаба МВД России, где последовательно занимал должности инспектора по особым поручениям, начальника отделения правового информирования, заместителя начальника административно-правового отдела, начальника регионально-правового отдела, заместителя начальника правового управления Главного управления правовой работы и внешних связей МВД России, начальника управления подзаконных актов Главного правового управления МВД России.

В апреле 2004 года назначен на должность заместителя начальника Главного правового управления МВД России, а затем – Правового департамента МВД России. С августа 2008 года – первый заместитель начальника Правового департамента МВД России.

С июля 2011 года исполнял обязанности начальника Договорно-правового департамента МВД России.

17 декабря 2011 года Указом Президента Российской Федерации Авдейко Александр Геннадьевич назначен начальником Договорно-правового департамента МВД России.

Заслуженный юрист Российской Федерации.

17 июля 2015 года состоялось интервью с начальником Договорно-правового департамента МВД России, генерал-лейтенантом внутренней службы Александром Геннадьевичем Авдейко, в ходе которого он рассказал о приоритетных направлениях работы юридической службы МВД России, наиболее значимых законодательных инициативах, планах международного сотрудничества с правоохранительными структурами других государств, а также ответил на поступившие вопросы посетителей сайта.

КонсультантПлюс: Александр Геннадьевич, возглавляемый Вами департамент обеспечивает комплексную правовую поддержку деятельности такой сложной и многофункциональной структуры, как МВД России. Огромный пласт работы был проделан Вашими сотрудниками и при подготовке одного из самых резонансных законов текущего десятилетия — Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Если давать оценку текущему периоду развития в истории юридической службы МВД России, как бы Вы его описали — как трудный и непростой или, напротив, успешный и результативный?

3Александр Геннадьевич Авдейко: Договорно-правовой департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, внутренних войск МВД России, а также координации международного сотрудничества по соблюдению основных положений государственного протокола и общепризнанных в международной протокольной практике норм.

Вы затронули в своем вопросе Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Действительно, этот закон дал старт значительной работе по созданию специальной нормативной правовой базы в сфере внутренних дел. Были приняты Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

За короткий период с момента принятия законов была сформирована вся подзаконная база по их реализации. Но мы на этом не остановились. Работа по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность полиции, идет в постоянном режиме. В 2014 году при участии МВД России приняты 140 федеральных законов, 58 актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1281 приказ МВД России, из которых 715 содержат нормативные предписания. В первом полугодии 2015 года подписано 73 федеральных закона, 28 актов Президента и Правительства Российской Федерации, издано 483 приказа МВД России, содержащих нормативные предписания.

Совершенствуется международно-правовой сектор нашей работы, в рамках которого в 2014 году принят Федеральный закон «О ратификации Договора государств — участников СНГ о межгосударственном розыске лиц». Ранее были подписаны соглашения, направленные на защиту несовершеннолетних от преступных посягательств, и соглашения о взаимодействии с иностранными государствами в сфере борьбы с преступностью.

Большие усилия требуются для организации и проведения работы по защите интересов МВД России в судах. Например, в 2014 году судами приняты в нашу пользу решения, предотвратившие выплату из казны Российской Федерации более девятнадцати миллиардов рублей. Значительных успехов достигла наша деятельность по информированию сотрудников министерства и граждан о новеллах в законодательстве и нормативных актах министерства, что позволяет повысить качество служебной деятельности. Уже простое перечисление направлений нашей работы и наших достижений говорит о ее результативности и о том, что труд наш хоть и трудный, и непростой, но при этом, на мой взгляд, успешный.

КонсультантПлюс: Сколько сейчас юристов работает в структуре МВД России? Насколько сильно поменялся численный и кадровый состав сотрудников юридической службы в ходе прошедшей реформы? Наш читатель, Андрей из Дивногорска, жалуется, что, несмотря на существующий приказ об обязательной ротации кадров, руководители долгое время остаются на одном и том же месте. Почему это происходит и как часто, на Ваш взгляд, необходимо производить ротацию руководящего состава?

Александр Геннадьевич: В период реализации мероприятий по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации была заложена основа для создания новой системы органов правопорядка, соответствующей современным требованиям к правоохранительным институтам. В качестве позитивного можно отметить работу по укреплению правовых подразделений, которая осуществлена в территориальных органах МВД России. В сравнении с периодом начала реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации (1 января 2011 года) общая численность юридической службы МВД России увеличилась более чем на полторы тысячи единиц. Всего же по состоянию на 1 января 2015 года в правовых подразделениях системы МВД России трудится более семи тысяч юристов, из них более пяти с половиной тысяч юристов в правовых подразделениях территориальных органов МВД России на региональном уровне и  чуть менее двух тысяч человек на районном уровне.

Что касается вопроса о ротации сотрудников, то можно отметить следующее. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) предусмотрена возможность проведения ротации сотрудников, замещающих должности руководителей. Так, частью 12 статьи 30 Закона о службе предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода — на иную равнозначную должность в другую местность. В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в той же местности, а в случае отказа — уволен со службы в органах внутренних дел.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность перевода в порядке ротации сотрудников, замещающих должности руководителей территориальных органов, если они непрерывно замещают должности в органах внутренних дел в течение шести лет. Кроме того, Законом о службе определены руководители, уполномоченные на принятие решения о переводе сотрудников в порядке ротации. При этом решение о переводе в порядке ротации может приниматься индивидуально в каждом случае такого перевода. Указанный шестилетний срок, по истечении которого может быть принято решение о переводе руководителя в порядке ротации, представляется на настоящий момент оптимальным.

7 февраля 2011 года был принят Федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции». После принятия закона «О полиции» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» проведена внеочередная аттестация сотрудников. Кроме того, в 2011 году система МВД России была реорганизована. Сотрудники, прошедшие внеочередную аттестацию, были назначены на новые должности в органах внутренних дел. В этой связи предусмотренный Законом о службе шестилетний срок непрерывного замещения должности, по истечении которого сотрудник может быть переведен на иную должность в органах внутренних дел в порядке ротации, до настоящего времени не истек.

КонсультантПлюс: В обязанности Договорно-правового департамента МВД России входит мониторинг правоприменительной практики действующего законодательства, регулирующего сферу деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Можете ли Вы рассказать о приоритетных направлениях нормотворческой деятельности министерства и наиболее значимых законодательных инициативах, которые могут быть реализованы в ближайшее время?

Александр Геннадьевич: Мы говорили уже о том, что законы рождаются не сами по себе. Это коллективный труд, анализ каких-то явлений и оценка их изложения в четких предписаниях законодательных нормативных правовых актов. Дело в том, что, когда принимается тот или иной нормативный правовой акт, он всегда вызывает двойственную реакцию в обществе. Так, если взять, в качестве примера, область законодательства об ответственности, то всегда найдутся люди, которые будут соблюдать положения нового нормативного правового акта, а также люди, нарушающие и находящие способ обойти данные положения. Для решения этой проблемы правоприменители, которые работают с нормативным актом, должны постоянно изучать практику его применения.

Можно сказать, что закон — живой организм. Потому что принимают и применяют его живые люди. И именно от их деятельности зависит, как будет работать тот или иной закон. Естественно, для того чтобы правильно применять нормативные правовые акты любого уровня, будь то закон, указ, постановление или распоряжение, нужно постоянно анализировать правоприменительную практику. В необходимости такого анализа министерство убедилось достаточно давно. Еще до издания Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» министерством в 2008 году был издан приказ МВД России, регламентирующий процесс осуществления мониторинга правоприменения в системе МВД России, начиная от районных органов и заканчивая центральным аппаратом МВД России. Это означает, что каждый участковый, оперативник, следователь или представитель другого подразделения органа внутренних дел, выявив неправильное трактование нормативного правового акта, может внести предложение по решению данной проблемы своему непосредственному руководству, либо в вышестоящую инстанцию — вплоть до центрального аппарата МВД России.

Для понимания, что же делать дальше с этой информацией, уже с 2008 года и по настоящий момент Департаментом было организовано обучение юристов правовых подразделений территориальных органов на региональном уровне. На базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России наши юристы обучаются навыкам работы со специально созданными программами и формами подачи материалов. После прохождения обучения, они,  в случае выявления пробелов в законодательстве, имеют возможность направить данную информацию в автоматизированном режиме к нам в департамент для оценки и поиска дальнейшего решения.

Специалисты нашего департамента изучают направленные предложения по совершенствованию законодательства, дают им оценку, а также распределяют их в профильные подразделения центрального аппарата МВД России. После окончательной оценки специалистами центрального аппарата МВД России указанные предложения включаются в соответствующие планы для дальнейшей реализации. Безусловно, с изданием Указа Президента Российской Федерации N 657 в 2011 году данная работа приобрела новое дыхание и новый импульс. Доказательством этому служит то, что вышеупомянутые предложения вносятся на рассмотрение Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

Порядок осуществления мониторинга правоприменения, который был структурирован и официально утвержден Указом Президента Российской Федерации N 657, уже существовал в департаменте, поэтому нам было проще на этой базе готовить акты. И когда началась работа по подготовке закона «О полиции», благодаря созданной системе мониторинга, мы были готовы к организации процедуры сбора и учета мнений граждан. И это единственный факт всенародного обсуждения законопроекта, когда между первым и вторым чтением в Государственной думе, мнения  поступали по каждой его норме.  Был создан специальный сайт для сбора предложений. Для подачи предложений необходимо было зарегистрироваться на данном сайте, и только на следующий день гражданам предоставлялось право внести свои  замечания. Такая форма позволила отфильтровать неконструктивные вопросы.

Всего нам поступило порядка 30 тысяч предложений. Один раз в два дня в специально созданную рабочую группу, которая работала над проектом закона, поступали сводные журналы предложений по каждой отдельно взятой норме. Из этого количества предложений были отобраны наиболее важные. Все они обсуждались и проходили обработку во ВНИИ МВД России. Работа по мониторингу в целом предполагает учет мнений очень многих сотрудников, и в этом ее достоинство и большой плюс. Например, в рамках мониторинга правоприменения был собран ряд предложений по совершенствованию федеральных законов «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты» и «О полиции». Ряд предложений, которые были получены в результате мониторинга, мы передали в Комитет по безопасности Государственной думы. Результатом этой работы стал проект федерального закона. Итак, в целом мы проводим активную работу по всем направлениям мониторинга правоприменения в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Говоря о наиболее значимых законодательных инициативах, которые являются важными вехами в нормотворческой деятельности министерства, хотелось бы остановиться на следующих проектах федеральных законов:

N 302261-6 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» (по вопросу обеспечения служебными помещениями подразделений транспортной полиции) (принят в первом чтении 15 ноября 2013 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (принят в первом чтении 12 марта 2014 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 421486-6 «О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят в первом чтении 12 марта 2014 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 555400-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, обвинительным постановлением» (принят в первом чтении 17 октября 2014 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 667444-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в части установления административного надзора за лицами, судимыми за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; террористического и экстремистского характера; сопряженных с посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов) (принят в первом чтении 17 февраля 2015 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 679268-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» (принят в первом чтении 27 марта 2015 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 691842-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность» (принят в первом чтении 17 июня 2015 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 771851-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» — 17 апреля 2015 года внесен на рассмотрение в Государственную думу.

N 773987-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания» (принят в первом чтении 17 июня 2015 года). Рассмотрение во втором чтении планируется после утверждения поправок профильным комитетом.

N 792112-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с передачей части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения органу исполнительной власти столицы Российской Федерации города федерального значения Москвы» — 14 мая 2015 года внесен на рассмотрение в Государственную думу.

N 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — 1 июля 2015 года внесен на рассмотрение в Государственную думу.

N 816299-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления административной ответственности за незаконное использование наименований государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов» — 16 июня 2015 года внесен на рассмотрение в Государственную думу.

КонсультантПлюс: В условиях обострения международной напряженности и продления санкций в отношении нашей страны, каковы, на Ваш взгляд, перспективы дальнейшего сотрудничества с правоохранительными органами других государств?

1Александр Геннадьевич: За последние полтора года международная ситуация серьезно обострилась. К многолетним хроническим конфликтам добавились новые кризисы и очаги напряженности, в том числе непосредственно на границах России. Проводимая в этих условиях многовекторная внешняя политика нашего государства, направленная на стабилизацию международной обстановки, выстраивание коллективных действий по поиску позитивных решений глобальных и региональных проблем, отразилась и на международной деятельности МВД России.

В настоящее время активно развивается сотрудничество министерства с правоохранительными структурами стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Интенсивно взаимодействуем с нашими постоянными партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, в том числе в контексте председательства России в ШОС в 2014 — 2015 гг. Ведущим приоритетом остается укрепление тесных связей с государствами на пространстве СНГ. На новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вышли отношения между Россией и Китаем. Контактам с китайскими коллегами мы уделяем особое внимание, поскольку сотрудничество Министерства внутренних дел Российской Федерации с Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики уже на протяжении многих лет плодотворно осуществляется по всем направлениям оперативно-служебной деятельности.

При этом нельзя сказать, что сотрудничество с нашими партнерами из стран Европы и США приостановилось. Мы сохраняем готовность к конструктивному взаимодействию с западными государствами на равноправной, взаимоуважительной основе, в том числе в интересах выработки адекватных ответов на современные вызовы и угрозы. Санкции санкциями, но есть вопросы, в первую очередь оперативного характера, которые следует решать незамедлительно. Министерство по-прежнему активно сотрудничает с правоохранительными ведомствами Германии, Испании, Франции, Чехии. Уже в условиях действующих санкций нашими европейскими коллегами задержаны и выданы Российской Федерации криминальные элементы, объявленные российскими правоохранительными органами в международный розыск за совершение преступлений на территории Российской Федерации, в том числе и особо тяжких.

Кроме того, в рамках председательства Российской Федерации в Группе личных представителей глав правительств стран-участниц Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью (Россия председательствует в Группе в 2015 — 2016 гг.) активизировано сотрудничество по линии противодействия трансграничной организованной преступности, распространению новых психоактивных веществ в регионе Балтийского моря, борьбы с таможенными правонарушениями. Разрабатывается проект «дорожной карты» по борьбе с преступностью, таможенными правонарушениями, экстремизмом и терроризмом, которая после утверждения личными представителями будет представлять собой конкретный план совместной оперативной деятельности в регионе Балтийского моря. Личным представителем Председателя Правительства Российской Федерации является статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубов. Подход Российской Федерации к председательству в Группе личных представителей и организация мероприятий получили высокие оценки заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и иностранных партнеров, в том числе Интерпола и Европола, поддержавших многие российские инициативы.

Так что мы весьма оптимистично оцениваем перспективы дальнейшего сотрудничества министерства с зарубежными партнерами и открыты к объединению усилий со всеми, кто проявляет встречную готовность сотрудничать на основе принципов равноправия, взаимного уважения и выгоды с опорой на международное право.

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Сергей из Москвы интересуется: «Планируется ли увеличить заработную плату работникам юридической службы системы МВД России с учетом экономической ситуации в нашей стране?»

Александр Геннадьевич: По информации, полученной из ФЭД МВД России, увеличение заработной платы работникам юридической службы системы МВД России в 2015 году не планируется.

Сокращая штат сотрудников, объясняя это экономией бюджета страны, ухудшается работоспособность сотрудников правоохранительных органов. Около 90% сотрудников раньше 7 часов не приходят домой. Может, для городов федерального значения сделать исключение? — Дмитрий (г. Москва)

Александр Геннадьевич: Сокращение штата сотрудников — это всегда вынужденная мера, которая зависит от финансовых возможностей для содержания соответствующей численности. Рассматривая Ваш вопрос, необходимо учитывать следующие положения.

Во-первых, частью 2 статьи 53 Закона о службе определено, что нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, — 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

При этом из указанного общего правила, предусматривающего для сотрудника органов внутренних дел восьмичасовой служебный день, устанавливается ряд исключений. Так, например, согласно части 5 статьи 53 Закона о службе предусмотрено, что для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Перечень таких должностей утвержден Приказом МВД России от 6 сентября 2012 г. N 849 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2012 года, регистрационный N 25640).

При этом сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона. Кроме того, сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом МВД России (часть 6 статьи 53 Закона о службе). В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.

Во-вторых, руководителям территориальных органов МВД России на региональном уровне в настоящее время предоставлено право утверждения штатных расписаний соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне, а также подчиненных территориальных органов МВД России, подчиненных учреждений (пункт 20 Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 29 декабря 2012 г. N 1155). Названные руководители обладают полномочиями по распределению выделенной МВД России штатной численности.

Сокращение штатной численности подразделений МВД России проводится в том числе в соответствии с принципом, который подразумевает использование научных и экспертно-аналитических методов в определении обобщающих критериев, показателей и нормативов, на основе которых определяется штатная численность и разрабатываются проекты организационно-штатных документов. В этой связи в МВД России проводятся соответствующие исследования и разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие типовые структуры, типовые штатные расписания и нормативы формирования территориальных органов МВД России и отдельных подразделений.

Указанные нормативные правовые акты позволяют учитывать специфику служебной деятельности различных подразделений органов внутренних дел, а также формировать структуры подразделений с учетом складывающейся оперативной обстановки и уровня ресурсного обеспечения. Так, например, 6 октября 2014 года издан Приказ МВД России N 859 «Об утверждении примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации», содержащий расчетные нормативы численности для некоторых подразделений органов внутренних дел. Полагаем, что руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководствуясь при проведении организационно-штатных мероприятий такими нормативными правовыми актами, могут достичь оптимальных результатов служебной деятельности при минимальном ресурсном обеспечении.

Выплачивается или нет единовременное пособие в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей на основании статьи 43 «Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590? Основанием для выплаты является заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Нижегородской области» N 3399 от 16.10.2014. — Самсонов Олег Евгеньевич (Нижегородская область, г. Кулебаки)

Александр Геннадьевич: В соответствии с Приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» (далее — Инструкция) решение вопроса о выплате единовременного пособия относится к исключительной компетенции соответствующей комиссии. Пунктом 22 Инструкции предусмотрен перечень документов, необходимых соответствующей комиссии для рассмотрения вопроса о назначении и выплате единовременного пособия в случае причинения вреда здоровью.

Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается при наличии совокупности условий: получение сотрудником увечья или иного причинения вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей (военная травма); полученные увечье или иное причинение вреда здоровью должны исключать возможность дальнейшего прохождения службы; в результате получения увечья или иного причинения вреда здоровью гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, должна быть установлена соответствующая группа инвалидности вследствие военной травмы. При наличии обозначенных условий ежемесячная денежная компенсация подлежит назначению и выплате.

Предоставляется ли ежегодный отпуск сотруднику, приступившему к работе после выхода из отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет? — Ирина Николаевна (г. Москва)

Александр Геннадьевич: В соответствии с частью 8 статьи 56 Закона о службе сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей Закону о службе, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством. Частью 1 статьи 57 Закона о службе предусмотрено, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск.

Вместе с тем Законом о службе порядок исчисления стажа службы, дающего право на основной отпуск, в году выхода сотрудника из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не урегулирован. При этом частью 2 статьи 3 Закона о службе установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В этой связи при решении вопроса о предоставлении основного отпуска сотруднику в году выхода его из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет необходимо руководствоваться статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК), согласно которой в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста. Кроме того, частью 3 статьи 93 ТК установлено, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Почему департаментом не было проведено никакой работы по недопущению приостановления индексации пенсий пенсионеров МВД России? Всем пенсионерам были проиндексированы пенсии, а пенсионеры МВД России остались опять на обочине в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Если и сейчас руководство МВД России не предпримет никаких мер по отмене продления действия данного закона, то финансовый кризис приведет к обнищанию вышеуказанной категории лиц. А ведь предпосылки к этому имеются. Как будет реагировать МВД России на данные обстоятельства? — Ечина Наталья Викторовна (г. Владимир)

Александр Геннадьевич: В части 2 статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1) установлено то, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на
2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции потребительских цен на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем 2 процента.

В настоящее время действие части 2 статьи 43 Закона N 4468-1 приостановлено (часть 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Закон N 397-ФЗ).

Вместе с тем часть 2 Закона N 397-ФЗ предусматривает, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 года — 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия. Таким образом, несмотря на приостановление индексации, предусмотренной частью 2 статьи 43 Закона N 4468-1, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, в 2015 году фактически увеличивается.

В мой адрес из МВД по Республике Чувашия был направлен письменный ответ за исходящим N 36.2-П-69 от 10.04.2015. Из изложенного видно, что один из доводов, явившийся основанием для отказа в выплате мне ежемесячной денежной компенсации при наличии установления инвалидности по причине «военной травмы», — это то, что «на момент увольнения Вы являлись майором милиции, в установленном законом порядке внеочередную аттестацию не проходили, специальное звание сотрудника полиции Вам не присваивалось». Полагаю, что, излагая указанный довод, лицо, готовившее данный ответ, расписалось в собственной некомпетентности. Данное лицо не могло не знать, а по сути по долгу исполнения своих служебных обязанностей, возложенных государством, обязано было знать правовые документы, регламентирующие деятельность МВД в данной сфере. И то, что норма требования части 2 статьи 56 Закона «О полиции» гласит следующее: «Действие положений статей 43-46 настоящего федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (в ред. Федерального закона от 12.02.2015 N 16-ФЗ)». То есть она распространяется и на сотрудников милиции, уволенных на основании действовавшего на момент увольнения Закона «О милиции». Данная норма широко применяется в судебной практике по признанию действий МВД незаконными. И поэтому от Вас хочется узнать, как такие сотрудники, не знающие нормы Закона «О полиции», прошли переаттестацию и продолжают службу в системе МВД. Следует отметить, что данная порочная практика применяется по всей России. И это можно легко проверить и убедиться в этом лишь посредством ознакомления с судебными решениями Верховного Суда Российской Федерации. Делается ли что-нибудь вышестоящим органом, чтобы искоренить указанную выше практику? Юрий Алексеевич Петров (Чувашия)

2Александр Геннадьевич: Вопросы государственного страхования и возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудников милиции были урегулированы статьей 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции». В настоящее время аналогичные социальные гарантии предусмотрены статьей 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Как уже указывалось ранее, в соответствии с положениями Инструкции решение вопроса о выплате единовременного пособия относится к исключительной компетенции соответствующей комиссии. При наличии документов, предусмотренных пунктом 23 Инструкции, ежемесячная денежная компенсация выплачивается вне зависимости от специального звания.

В целях формирования единообразной практики применения положений части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» ФЭД МВД России совместно с ДПД МВД России подготовлены и направлены в территориальные подразделения МВД России соответствующие разъяснения (исх. N 25/2031 от 02.03.2013, исх. N 31.9-1118 от 02.03.2015). Праворазъяснительная работа, в том числе в части поставленного вопроса, ДПД МВД России осуществляется в рамках рассмотрения обращений граждан и территориальных подразделений МВД России. Ответ по указанному вопросу Петрову Ю.А. был дан МВД по Чувашской Республике, при этом в ДПД МВД России указанный гражданин не обращался. Вместе с тем в целях получения разъяснения по существу поставленного вопроса Петров Ю.А. вправе обратиться в соответствующее подразделение центрального аппарата МВД России.

Многих волнует следующий вопрос: как Вам известно, в феврале Конституционный Суд Российской Федерации признал незаконными некоторые нормы закона и правоприменительную практику, ограничивающие назначение ежемесячной денежной компенсации сотрудникам ОВД при установлении инвалидности по причине «военной травмы» в случаях получения пенсии по выслуге лет. Многим сотрудникам и пенсионерам по причине получения пенсии по выслуге лет было отказано в назначении ЕДК. В том числе и судами. Президентом Российской Федерации был подписан закон, вносящий изменения в ранее принятые нормы. Вопрос: что делается МВД для устранения незаконных отказов в назначении ЕДК инвалидам по «военной травме» по причине получения пенсии по выслуге лет, а не по инвалидности, тогда как они участниками конституционного судопроизводства не являлись, а суды отказывают в пересмотре судебных решений по этому основанию? — Юрий Алексеевич Петров (Чувашия)

Александр Геннадьевич: Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N 1-П часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» была признана не соответствующей статьям 19 (часть 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел — инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

12 февраля 2015 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции», которым закреплен новый механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации. При этом ежемесячная денежная компенсация должна выплачиваться вне зависимости от вида получаемой пенсии. В целях формирования единообразной практики применения положений части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» ФЭД МВД России совместно с ДПД МВД России подготовлены и направлены в территориальные подразделения МВД России соответствующие разъяснения (исх. N 25/2031 от 02.03.2013, исх. N 31.9-1118 от 02.03.2015). Праворазъяснительная работа, в том числе в части поставленного вопроса, ДПД МВД России осуществляется в рамках рассмотрения обращений граждан и территориальных подразделений МВД России.

В правоприменительной практике по спорам о выплатах единовременных денежных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при получении телесных повреждений в ходе исполнения служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ОВД, представители кадровых служб МВД нередко предоставляют рапорты сотрудников об отказе от предложенных им вакантных должностей, составленные в ходе увольнения данных сотрудников из ОВД по состоянию здоровья. Составление рапортов происходит зачастую без ознакомления сотрудников с полным перечнем вакантных должностей с обязательным проставлением их подписи. Но, по моему мнению, при перемещении по службе по состоянию здоровья не требуется согласия сотрудников. Существует иная процедура перемещения. А согласие сотрудников требуется при переводе в другую местность. Прокомментируйте, пожалуйста. — Юрий Алексеевич Петров (Чувашия)

Александр Геннадьевич: Во-первых, согласно пункту 8 части 2 статьи 82 Закона о службе контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

Частью 7 статьи 82 Закона о службе предусмотрено, что расторжение контракта по названному основанию осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел. Согласно пункту 1 части 3 статьи 82 Закона о службе контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел — увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. В этой связи Законом о службе предусмотрены различные процедуры увольнения сотрудников органов внутренних дел в зависимости от состояния их здоровья.

Во-вторых, согласно части 1 статьи 30 Закона о службе перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования системы МВД России допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено Законом о службе. Частью 8 статьи 30 Закона о службе предусмотрено, что перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел по состоянию здоровья допускается в случае невозможности его перевода на равнозначную должность.

КонсультантПлюс: Александр Геннадьевич, благодарим Вас за подробные ответы и участие в нашем интернет-интервью. И последнее. Что бы Вы могли пожелать своим коллегам-юристам в профессиональный праздник — День юридической службы системы МВД России?

Александр Геннадьевич: Уважаемые коллеги, поздравляю всех сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников  с профессиональным праздником — Днем юридической службы МВД России!

Хочу пожелать, чтобы работа каждого из нас имела конкретный результат, помогала развитию и выполнению основного предназначения сотрудника органа внутренних дел — защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств. Благодарю всех Вас за добросовестную службу! Пусть Вам сопутствует личное благополучие и профессиональные успехи в благородном деле служения Отечеству! Всем сотрудникам правовых подразделений и их семьям — здоровья, счастья и всего самого наилучшего!


Интервью подготовлено корреспондентом компании «КонсультантПлюс» А. Епифановой
Фото — Т. Тверецкий 

Глебов Дмитрий Александрович

+ Добавить документ

Декларация, статус, учреждение Доход, руб. Недвижимость, м2 Транспорт, шт.

Антикоррупционная декларация 2018



Заместитель начальника ДПД МВД России — начальник организационного управления

Министерство внутренних дел

Показать подробности

2 223 968 руб.


2 149 м2.

1 шт.

Скрыть подробности

Антикоррупционная декларация 2018

Заместитель начальника ДПД МВД России — начальник организационного управления

Министерство внутренних дел

Показать подробности

2 223 968 руб.


2 149 м2.

1 шт.

Скрыть подробности

Правовой департамент министерства внутренних дел Российской Федерации
(Правовой департамент МВД России)
Общая информация
Дата создания 20.11.2004
Предшествующие ведомства Юридическая часть МВД СССР (1946—… )
Управлении правового обеспечения МВД России (…-1998)
Главное управления правовой работы и внешних связей МВД России (1998—2001)
Главное правовое управление Министерства внутренних дел (2001-2004)
Вышестоящее ведомство МВД России
Штаб-квартира 119049, Москва, Житная улица, 16
55°43′51″ с. ш. 37°36′50″ в. д. / 55.730833° с. ш. 37.613889° в. д. (G) (O)
Начальник правового департамента МВД России Валерий Васильевич Черников
Ключевой документ Приказ МВД России № 755 от 20.11.2004
Сайт
http://www.mvd.ru/content/3312/

Правовой департамент МВД России — головное правовое подразделение в системе МВД России, созданное 20 ноября 2004 года на основании приказа МВД России № 755 «Вопросы правового департамента МВД России и центра правовой информации МВД России»[1]. В его состав входит Центр правовой информации МВД России, занимающийся вопросами учёта и систематизации нормативных правовых актов, правовым информированием и правовой пропагандой, созданием и сопровождением автоматизированных баз данных правовой информации.

Основные задачи

Основными функциями правового департамента являются[2]:

  1. организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;
  2. обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, а также правовой основы международного сотрудничества МВД России;
  3. обеспечение законности в издаваемых МВД России актах управления; осуществление контроля за законностью издаваемых Федеральной миграционной службой актов управления;
  4. организация защиты и защита интересов Министерства в судах;
  5. организационно-методическое руководство правовой работой в системе МВД России.

Основные функции

Основными функциями правового департамента являются[2]:

  1. организация и реализация комплексного анализа состояния и реализации государственной политики по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
  2. участие в формировании федеральных целевых программ в части совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
  3. анализ и оценка состояния правовой работы в системе Министерства, определение приоритетных направлений ее совершенствования;
  4. анализ эффективности мер, принимаемых подразделениями системы Министерства по совершенствованию правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск;
  5. прогнозирование развития правовой основы деятельности системы Министерства и ФМС России и разработка предложений руководству Министерства по ее совершенствованию;
  6. организация и осуществление текущего и перспективного планирования нормотворческой деятельности Министерства;
  7. организация и осуществление контроля за нормотворческой деятельностью в Министерстве и ФМС России;
  8. разработка по поручению Министра проектов нормативных правовых актов, носящих комплексный характер, руководство рабочими группами по их подготовке;
  9. разработка либо участие в разработке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров Российской Федерации в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции;
  10. разработка либо участие в разработке межведомственных соглашений в сфере внутренних дел;
  11. подготовка или участие в подготовке отзывов и заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также по проектам международных договоров Российской Федерации;
  12. организация сопровождения и сопровождение в федеральных органах государственной власти проектов нормативных правовых актов, разработанных МВД России, а также — по соответствующим поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  13. информирование руководства Министерства о наиболее значимых мероприятиях, проводимых в федеральных органах государственной власти, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
  14. проведение правовой экспертизы представляемых на подпись (согласование) Министру проектов нормативных правовых актов, международных договоров и межведомственных соглашений;
  15. проведение правовой экспертизы проектов распоряжений, указаний и писем за подписью руководства Министерства по вопросам подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также по вопросам организации выполнения изданных нормативных правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел;
  16. проведение правовой экспертизы условий конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России на сумму 3 млн и более рублей, а также по поручению Министра — заключаемых по итогам таких конкурсов договоров и контрактов, предусматривающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг МВД России;
  17. согласование проектов приказов Министра по вопросам наложения дисциплинарных взысканий либо увольнения со службы (военной службы) по отрицательным мотивам сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы Министерства;
  18. оказание по поручению руководства Министерства или по обращениям оперативных подразделений Министерства правовой помощи соответствующим подразделениям Министерства в организации и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, осуществление правовой оценки получаемых при их проведении материалов;
  19. организация в Министерстве работы по отбору и направлению нормативных правовых актов МВД России на государственную регистрацию;
  20. осуществление по поручению Министра официального разъяснения отдельных положений ведомственных нормативных правовых актов;
  21. проведение анализа соответствия принимаемых в системе МВД России и ФМС России правовых актов Конституции Российской Федерации, конституционным федеральным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, международным обязательствам Российской Федерации; внесение Министру или Директору ФМС России предложений по отмене изданных в системе МВД России и ФМС России правовых актов, противоречащих федеральному законодательству;
  22. подготовка самостоятельно или с привлечением иных подразделений Министерства ответов на запросы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
  23. обеспечение представления и представление в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  24. осуществление выдачи и учёта доверенностей на заключение гражданско-правовых договоров, а также на представление интересов Министерства в судах;
  25. учёт судебных решений и иных судебных документов по искам, предъявленным к МВД России, и направление их в соответствующие подразделения системы Министерства для исполнения; контроль за исполнением данных документов;
  26. анализ состояния защиты имущественных интересов органов внутренних дел и внутренних войск в судах, разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности претензионно-исковой и судебно-правовой работы, оказание методической и практической помощи подразделениям правового обеспечения в ее осуществлении;
  27. координация и осуществление контроля за деятельностью подразделений системы МВД России в области правовой работы;
  28. обобщение положительного опыта правовой работы и обеспечение его внедрения в деятельность подразделений системы МВД России;
  29. разработка рекомендаций и методических пособий по вопросам организации и осуществления правовой работы в системе МВД России;
  30. осуществление в установленном порядке сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран по предмету ведения Департамента;
  31. участие в разработке единой политики в области правовой информатизации в системе МВД России;
  32. осуществление организационно-методического руководства и контроля за деятельностью Центра;
  33. осуществление правового обеспечения деятельности консультационных и совещательных органов при Министре;
  34. участие в подготовке ответов по запросам Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;
  35. обеспечение деятельности Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности;
  36. обеспечение подготовки материалов к заседаниям Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;
  37. рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности Департамента;
  38. выполнение иных функций по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел и организации правовой работы в системе Министерства, предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России.

Структура

В структуру правового департамента МВД России входят:[3]

  • Организационно-правовое управление;
  • Уголовно-правовое управление;
  • Административно-правовое управление;
  • Гражданско-правовое управление;
  • Организационно-правовое управление;

В структуру Центра правовой информации МВД России входят:

  • Отдел учёта и систематизации;
  • Отдел сопровождения автоматизированных банков правовых актов;
  • Отдел документального обеспечения.

Контакты

117049, г. Москва, ул. Житная, д. 16.

Приемная:(495)667-80-02, 667-88-13

Источники

  1. Текст приказа МВД России № 755.
  2. 1 2 Сайт МВД :: Структура министерства :: Общие данные
  3. Сайт МВД :: Структура министерства :: История создания правовой службы

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Вопросы правового департамента МВД России и центра правовой информации МВД России
  • Интервью заместителя начальника Правового департамента МВД России полковника милиции Геннадия Спирина газете «Щит и меч»

Правовые основы международного полицейского сотрудничества

Участие Российской Федерации в Совете Европы, ООН, а также других авторитетнейших организациях мирового уровня подразумевает участие в решении проблем регионального и мирового уровня.

В последнее время значительно увеличилось количество преступлений, совершаемых гражданами других стран и лиц, не имеющих гражданства, на территории России.

Замечание 1

Подавляющее количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, грабежи и убийства приходятся на долю граждан СНГ. В последние пятнадцать лет наблюдается почти тридцатикратный рост количества таких преступлений.

Подобная ситуации породила необходимость активного взаимодействия МВД РФ с иностранными правоохранителями. Данное взаимодействие регулируется региональными международными правовыми нормами. По вопросам взаимодействия Министерства внутренних дел России с правоохранительными органами стран-участниц СНГ в оперативно-служебной части заключено более десятка договоров. Правовой департамент МВД РФ провел большую работу в процессе подготовки и подписания Соглашения о сотрудничестве МВД государств-участников СНГ и проекта Соглашения о сотрудничестве МВД РФ и МВД других государств.

Задачи и функции Договорно-правового департамента МВД РФ

В процессе реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2011 году был создан Договорно-правовой департамент МВД РФ (ДПД МВД РФ), на который возложены функции по правовой работе, контролю и решению организационных и координационных вопросов сферы сотрудничества МВД РФ с компетентными органами других государств.

В число основных задач, возложенных на ДПД РФ, входят:

  • установление приоритетов в вопросах сотрудничества МВД РФ и правоохранительных органов других стран с целью формирования единой политики;
  • работа по совершенствованию правовых основ и норм регулирования деятельности МВД;
  • взаимодействие с компетентными органами государств-партнеров, международных организаций, дипломатических и консульских представительств по вопросам, находящимся в ведении МВД РФ;
  • контроль соответствия нормативно-правовых актов, изданных Министерством, управленческих актов, договоров и международных документов международного характера отечественному законодательству;
  • организация и методическое обеспечение правового и организационного взаимодействия МВД РФ на международном уровне.

В перечень основных функций Договорно-правового департамента входят:

  • комплексный анализ ситуации и реализация политики РФ в сфере совершенствования правового регулирования деятельности МВД и вопросов международных отношений;
  • работа по анализу и оценке ситуации в сфере организационно-правовой работы и сотрудничества МВД на международном уровне, а также установление приоритетов в вопросах его усовершенствования;
  • аналитика результативности решений, которые принимают органы, организации и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска МВД РФ, касающихся совершенствования процессов сотрудничества МВД на международном уровне;
  • составление прогнозов развития правовых основ функционирования МВД, сотрудничества органов МВД и внутренних войск на международном уровне, разработка предписаний по его усовершенствованию на имя заместителя министра;
  • работа по осуществлению и планированию развития правового обеспечения и деятельности Министерства в вопросах международного сотрудничества;
  • подготовка проектов международных договоров по поручению Министра внутренних дел или его заместителя;
  • подготовка и/или участие в подготовке при участии соответствующего подразделения МВД РФ или государственных органов власти международных соглашений по вопросам внутренних дел;
  • внесение на рассмотрение зам. министра кандидатур в представители и их заместители МВД за рубежом, а также участников от МВД России в мероприятиях на международной арене и в деятельности, касающейся поддержания и восстановления международной безопасности и мира в рамках компетенций МВД;
  • информирование руководящего состава МВД и его подразделений о текущем состоянии дел в вопросах международного сотрудничества и перспективах развития последних;
  • работа по установлению, поддержанию и развитию контактов, необходимых для осуществления сотрудничества, а также обмен информацией в вопросах, относящихся к компетенции МВД РФ;
  • организация, обеспечение и координация межгосударственных мероприятий, касающихся вопросов компетенции Министерства;
  • подготовка и согласование с зам. министра предписаний в вопросов целесообразности налаживания иностранных контактов сотрудниками, гос. служащими и работниками ОВД, военнослужащими и гражданским персоналом внутренних войск МВД РФ, в том числе в опросах участия в мероприятиях международного характера и заграничных служебных командировок;
  • анализ принимаемых МВД России актов правового характера и подписанных международных соглашений на соответствие положениям Конституции и федеральному законодательству РФ, а также обязательствам России на международной арене и внесение предложений, касающихся отмены не соответствующих этим нормам законов и договоров;
  • осуществление правовой экспертизы поданных на согласование министром проектов договоров в международной сфере;
  • внесение предложений в части ратификации международных соглашений, их подписания и присоединения к договорам, не предусматривающим ратификацию;
  • взаимодействие с государственными органами власти Российской Федерации по подготовке методичек и информационных справочников в сфере миротворческой деятельности;
  • работы по планированию и организации в рамках полномочий участия сотрудников ОВД и внутренних войск МВД РФ в мероприятиях на международной арене и в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности в рамках компетенций МВД;
  • обнаружение и систематизация положительных моментов в правовой работе и организации межгосударственного сотрудничества, и внедрение позитивного опыта в деятельность МВД и его подразделений;
  • систематизированный учет и хранение договоров международного и межведомственного уровня, которые относятся к деятельности МВД и нормативно-правовых документов межведомственного характера;
  • организация и методическое обеспечение правовой и организационной деятельности подразделений МВД РФ и деятельности на международном уровне;
  • обеспечение соответственно протоколу международных встреч руководящего состава МВД РФ, организации международных приемов и зарубежных командировок сотрудников и делегаций от лица МВД России;
  • устный и письменный перевод с русского на иностранный и в обратном порядке документации и служебных материалов, относящихся к международной деятельности Министерства;
  • оформление документов, необходимых для выезда сотрудников и делегаций МВД РФ в международные командировки;
  • сотрудничество со статс-секретарем в вопросах согласования кандидатур, направляемых от РФ для участия в мероприятиях, связанных с поддержанием и восстановлением мира и международной безопасности, контроль их деятельности;
  • участие в подборе и оформлении сотрудников ОВД в зарубежные командировки, связанные с участием в мероприятиях по подержанию мира и международной безопасности;
  • работа по обеспечению, координации и контролю деятельности представителей и их заместителей МВД РФ за границей, а также методическое, материально-техническое обеспечение деятельности последних;
  • сотрудничество с правоохранителями других государств по вопросам информирования через СМИ успешного опыта в работе МВД РФ в сфере предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, статистики преступлений в РФ, в том числе, совершенных гражданами других государств на территории России;
  • участие в процессах подготовки заключений и отзывов, касающихся законов, нормативно-правовых актов и договоров международного характера.
Замечание 2

Исходя из комплексного характера данной функции ДПД и того, что ее выполнение подразумевает тесное сотрудничество с целым рядом подразделений МВД РФ, нормативно-правовая документация Министерства, которая утверждает структуру ЦА и территориальных органов, предполагает наличие сотрудников и/или отделов, отвечающих за выполнение функций такого рода. К тому же данные специалисты в процессе выполнения своих проф. Обязанностей наделены правом полного доступа к базе данных МВД и его подразделений.

Межгосударственные соглашения в сфере полицейского сотрудничества

Ввиду того, что сотрудничество полиции на международном уровне не ограничивается взаимодействием на уровне ЦА МВД и его подразделений, но основывается еще и на договорах и соглашениях межгосударственного уровня, в существующей наработанной базе Министерства насчитывается более 7-ми сотен договоров и соглашений разного уровня, регулирующих вопросы такого сотрудничества.

Пример 1

В рамках одной только Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)заключено 6 договоров, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом, создания региональной антитеррористической структуры, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т.д.

Также подписаны международные соглашения, касающиеся вопросов борьбы с преступностью с правительствами Великобритании, Германии, Франции, Испании, Португалии, Венгрии, Греции, Египта, Израиля и других стран. Заключены соглашения по борьбе с терроризмом с правительствами США, Израиля и Великобритании. С правительствами Испании, Словении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, связанные с вопросами безопасности дорожного движения. В вопросах преступлений в экономической сфере МВД РФ сотрудничает с целым рядом международных организаций, таких как: Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, Комитет экспертов СЕ по оценке мер борьбы с отмыванием, Группа «Эгмонт» и другими, занимающимися вопросами из этой сферы международного сотрудничества.

На ряду с этим проводится совместная работа ДПД и других ведомств по подготовке и ратификации соглашений в сфере выдачи и правовой помощи в уголовных делах, взаимодействию в процессе борьбы с преступлениями и отмыванием денежных средств.

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как почистить лейку душа от известкового налета внутри пошаговая инструкция
  • Журавлик из бумаги своими руками пошаговая инструкция видео
  • Сколько получает руководство в газпроме
  • Инструкция по эксплуатации вейпа charon baby
  • Ремонт автомобилей бесплатное руководства по ремонту