Руководство экологическим службам по обеспечению экологической безопасности

Система ведомственных нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации объектов Министерства обороны Российской Федерации

Ведомственный руководящий документ системы

РУКОВОДСТВО по обеспечению экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации

ВРДС 12-03-03 МО РФ

Издание официальное

НАЧАЛЬНИК СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва — 2003 г.

П1»ЛС 12-03-03 МО РФ

2

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.    РАЗРАБОТАН 26 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации с участием Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации и Военного инженерно-технического университета.

В разработке ВРДС приняли участие:

от 26 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации: д/г.н. Латушкин С.Н., к.т.н. Ковалев А.И., к.т.н. Малофеев Ю.В.;

от Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации Фиделин В.С.;

от Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации: к.т.н. Левчук В.О., к.т.н. Гаврилов Н.Т., Захаров С.П., Кашина Г.М.;

от Военного инженерно-технического университета: д.т.н. Ильин Ю.Н., д.т.н. Костыря А.М., к.х.н. Зенкевич М.Ю.

ВНЕСЕН Центральным организационно-плановым управлением капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.

2.    УТВЕРЖДЕН начальником строительства и расквартирования войск — заместителем Министра обороны Российской Федерации.

3.    В В ЕДЕН впервые.

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Военнонаучного комитета начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.

ВРДС 12-03-03 МОРФ

11

температуре нагрева воды более 115°С; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Отходы производства и потребления (отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Очистка окружающей среды — устранение посторонних и нежелательных (вредных) веществ с поверхности или из объема природного (природно-антропогенного, антропогенного) объекта.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

12

Потенциально опасных! объект — объект, авария или иное происшествие на котором, в т.ч. от негативных внешних воздействий различного характера, может повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей, значительные вред природной среде и материальные потери, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей.

Предельно допустимый выброс — объем (количество) выбрасываемого загрязняющего (вредного) вещества за единицу времени из источника (или совокупности источников) в окружающую среду (атмосферу), превышение которого ведет к загрязнению приземного слоя воздуха и создает опасность для здоровья человека, животного и растительного мира (ведет к превышению предельно допустимых концентраций в среде, окружающей источник загрязнения).

Предельно допустимая концентрация — максимальное количество загрязняющего вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте человека со средой практически не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Предельно допустимый сброс — масса загрязняющих веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Природная среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

13

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Рекультивация земель — комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земедь.

Сброс “ любое действие или процесс, приведший к поступлению в водный объект загрязняющих веществ.

Сточные воды — воды, отводимые после использования в бытовой, производственной и иной деятельности человека, а также прошедшие через какую-либо загрязненную территорию (ливневые и другие воды).

Технологический (технический) норматив — норматив допустимых выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления или по иным причинам, которые создали угрозу жизни и здоровью людей, могут повлечь или повлекли за собой вред природной среде, значительные материальные потери и нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей.

ВРДС (2-03-03 МОРФ

14

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного (неблагоприятного) воздействия экологических факторов хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологическая обстановка — совокупность условий, природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность и здоровье людей, состояние окружающей среды.

Экологическая сертификация —    процедура    подтверждения

соответствия сертифицируемого объекта (производства, вида деятельности предприятия, организации; продукции,    товаров,    услуг, работ)

предъявляемым к нему установленным в законодательных и нормативных документах экологическим требованиям, которая осуществляется по определенным правилам независимым органом по экологической сертификации той или иной системы обязательной или добровольной экологической сертификации, зарегистрированной в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Экологические требования — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, запреты, ограничения или их совокупность, установленные законодательными, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологический ущерб — характеристика экономических и внеэкономических (биологических, земельных, водных и других) потерь, связанных с прямыми и косвенными последствиями негативного воздействия на окружающую среду.

ВРЛС 12-03-03 МО РФ

15

Экологический фактор — фактор природного или техногенного происхождения, влияние которого изменяет или может изменить состояние окружающей среды и протекающие в ней процессы, а также состояние здоровья людей.

РФ — Российская Федерация;

МО “ Министерство обороны;

ВС — Вооруженные Силы;

ОС — окружающая среда;

ЛРО — лимит на размещение отходов;

ПДВ — предельно допустимый выброс;

ПДС — предельно допустимый сброс;

ВСС — временно согласованный сброс;

ВСВ — временно согласованный выброс;

ПДК — предельно допустимая концентрация;

ПДУ — предельно допустимый уровень;

ОБУВ — ориентировочный безопасный уровень воздействия;

ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду;

ЧС — чрезвычайная ситуация;

ЭА — экологический аудит;

ЭС — экологическая служба;

СУ ОС — система управления окружающей средой;

СВВ — системы водоснабжения и водоотведения;

ГСМ — горюче-смазочные материалы;

РИП — радиационно-ионные параметры;

ДПР — дочерний продукт распада;

ЕРН — естественный радионуклид;

ЭМИ РЧ — электромагнитные излучения радиочастотного диапазона.

16

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1    Обеспечение экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск МО РФ включает систему мер правового, нормативного, организационного, технического, экономического, научного, воспитательного и иного характера, направленных на защиту личного состава, гражданского персонала, населения, имущества и природной среды от негативного (неблагоприятного) воздействия экологических факторов природного и техногенного характера при создании, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов МО.

3.2    В своей деятельности должностные лица, личный состав и гражданский персонал органов военного управления, организаций и воинских частей руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и директивами Министра обороны РФ и его заместителей, директивами Генерального штаба ВС РФ, приказами и распоряжениями начальника строительства и расквартирования войск — заместителя Министра обороны РФ и его заместителей, настоящим Руководством, указаниями начальника экологической безопасности ВС РФ, приказами и распоряжениями соответствующих начальников органов военного управления и другими нормативными и руководящими документами по охране ОС и экологической безопасности деятельности войск (сил).

3.3    Соблюдение требований законодательных и нормативных актов в области охраны ОС и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства является обязательным для должностных лиц, личного состава и гражданского персонала органов военного управления, организаций и воинских частей.

ВРДС 12-03-03 МОРФ

17

За экологические правонарушения, то есть противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред ОС и здоровью человека, должностные лица, военнослужащие и лица гражданского персонала несут дисциплинарную, административную0 либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а органы военного управления, организации и воинские части — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательными актами РФ и ее субъектов.

3.4 Финансирование расходов на реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности деятельности на объектах МО, установленных нормативными документами и указанных в Руководстве, осуществляется:

в организациях и воинских частях, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет источников, по которым содержатся соответствующие    объекты (согласно

соответствующим статьям сметы МО РФ);

в хозрасчетных организациях (государственных унитарных предприятиях) за счет средств их основной деятельности’.

11 В соответствии с законодательством РФ военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

BMC 12-03-03 МОРФ

1$

4 ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК

4.1    Задачи и обязанности должностных лиц органов военного управления

4.1.1    Начальники центральных органов военного управления и начальники органов военного управления регионального уровня (квартирноэксплуатационных управлений военных округов, региональных строительных управлений и т. п.) несут ответственность за обеспечение экологической безопасности деятельности подчиненных органов военного управления, организаций и воинских частей.

4.1.2    Организацию, координацию и непосредственное руководство по обеспечению экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей осуществляют экологические службы при центральных органах военного управления и экологические подразделения0 в органах военного управления регионального уровня в пределах их компетенции.

4.1.3    Экологические службы при центральных органах военного управления непосредственно подчиняются начальникам соответствующих центральных органов военного управления и по вопросам обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил) взаимодействуют с Управлением начальника экологической безопасности ВС РФ (далее — УНЭБ ВС РФ), соответствующими по подчиненности центральным органам военного управления экологическими подразделениями в органах военного управления регионального уровня, организациями и воинскими частями, а также государственными органами исполнительной власти по охране ОС.

]) Экологические группы, отделения охраны ОС и т. п.

ВРДС 12-03-03 МОРФ

19

4 Л .4 Положения об экологических службах при центральных органах военного управления разрабатываются на основе Положения об Экологической службе ВС РФ [1], согласовываются с начальником экологической безопасности ВС РФ и утверждаются начальниками соответствующих центральных органов военного управления.

4.1.5 На экологические службы при центральных органах военного управления в пределах их компетенции возлагаются:

управление обеспечением экологической безопасности деятельности соответствующих органов военного управления, организаций и воинских частей;

контроль в соответствующих органах военного управления, организациях и воинских частях за выполнением требований законодательных и нормативных актов, приказов и директив Министра обороны РФ и его заместителей (приложение 1 к Руководству), указаний соответствующих военачальников, руководящих документов по вопросам охраны ОС и защиты личного состава и гражданского персонала от негативных экологических воздействий;

организационно-методическое    обеспечение    деятельности

соответствующих экологических подразделений в органах военного управления регионального уровня, организаций и воинских частей по вопросам обеспечения экологической безопасности;

выявление загрязнений ОС, организация осуществления мероприятий по устранению их причин и проведения работ по ликвидации загрязнений, очистке и восстановлению ОС;

обеспечение оперативного информирования командования об экологической обстановке и нарушениях экологических требований действующих нормативных актов в органах военного управления, организациях и воинских частях;

20

организация ведения статистической отчетности по вопросам охраны ОС и рационального использования природных ресурсов; ведение кадастра загрязненности территорий, регистра экологически опасных объектов; ведение документации, приведенной в приложении 2 к Руководству;

организация и осуществление ведомственных донесений, докладов и отчетов по вопросам экологической безопасности в установленном порядке;

взаимодействие и сотрудничество с органами Экологической службы ВС РФ, государственными природоохранными органами и организациями, службами и подразделениями других министерств и ведомств в области охраны ОС;

участие в подготовке титульных списков капитального строительства объектов МО в части природоохранных сооружений и систем;

формирование нормативно-методической базы и организация научно-исследовательских работ в области обеспечения экологической безопасности деятельности организаций и воинских частей;

организация экологического обучения и воспитания военнослужащих и гражданского персонала органов военного управления, организаций и воинских частей;

участие в обеспечении функционирования и развития функциональной подсистемы ВС РФ единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в планировании и организации финансового обеспечения экологической безопасности деятельности соответствующих организаций и воинских частей;

анализ, оценка и совершенствование обеспечения экологической безопасности деятельности соответствующих организаций и воинских частей.

4.1.6 Начальники экологических служб при центральных органах военного управления непосредственно подчиняются начальникам

ВРДС 12-03-03 МОРФ

3

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…….*………………………………………………………….. 5

1    Область применения………………………………………………….. 6

2    Термины и их определения. Сокращения………………………….. 7

3    Общие положения……………………………………………………… 16

4    Задачи и обязанности должностных лиц органов военного

управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск………………………………….. 18

4.1    Задачи и обязанности должностных лиц органов военного

управления……………………………………………………………….. 18

4.2    Задачи и обязанности должностных лиц организаций и воинских

частей…………………………………………………………………….. 25

5    Основные меры, направленные на обеспечение    экологической

безопасности при разработке предпроектной и проектной документации на строительство объектов Министерства обороны РФ…………………………………………………………….. 37

6    Мероприятия по обеспечению экологической безопасности при

строительстве и вводе в эксплуатацию объектов Министерства обороны РФ…………………………………………………………….. 40

6.1    Основные экологические требования законодательных и

нормативных актов……………………………………………………… 40

6.2 Планирование мероприятий, отчетность и доклады по обеспечению экологической безопасности……………………………. 42

6.3    Влияние работ на окружающую среду. Меры по

предотвращению загрязнений и минимизации негативных экологических воздействий при производстве работ…………………. 44

6.4    Ликвидация загрязнений окружающей среды…………………….. 51

6.5    Контроль за обеспечением экологической безопасности

(экологический контроль)………………………………………………. 51

6.6    Экологический мониторинг…………………………………………. 56

6.7    Экологические обследования и аудит……………………………… 56

6.8    Экологическое страхование………………………………………… 57

6.9    Экологическая сертификация……………………………………….. 57

7    Мероприятия по обеспечению экологической безопасности при

эксплуатации объектов Министерства обороны РФ……………… 58

7.1    Общая часть…………………………………………………………. 58

7.2    Правовое оформление природопользования………………………. 58

7.3    Планирование мероприятий по обеспечению экологической

безопасности…………………………………………………………….. 59

7.4 Отчетность и доклады по обеспечению экологической безопасности……………………………………………………………… 61

ВРДС 12-03-03 МОРФ

21

соответствующих центральных органов военного управления и в своей деятельности руководствуются также указаниями начальника экологической безопасности ВС РФ.

4.1.7 Должностные лица экологических служб при центральных органах военного управления в пределах их компетенции обязаны:

планировать, организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности соответствующих органов военного управления, организаций и воинских частей;

организовывать и осуществлять контроль за соблюдением требований законодательных и нормативных актов, приказов и директив Министра обороны РФ и его заместителей, указаний соответствующих военачальников, руководящих документов по вопросам обеспечения экологической безопасности;

осуществлять проверки состояния обеспечения экологической безопасности деятельности соответствующих организаций и воинских частей, анализировать и обобщать их результаты, разрабатывать предложения по совершенствованию обеспечения их экологической безопасности;

участвовать в обеспечении организаций и воинских частей техническими средствами и информационно-методическими материалами для осуществления природоохранных мероприятий;

анализировать и обобщать донесения, доклады и отчеты соответствующих организаций и воинских частей, вести установленную документацию и отчетность по обеспечению экологической безопасности в соответствии с директивами Генерального штаба ВС РФ и указаниями начальника экологической безопасности ВС РФ;

организовывать мероприятия по ликвидации загрязнений ОС, экологических последствий возможных аварий и ЧС;

4

7.5    Экологическое нормирование…………………………………….. 62

7.6    Разработка и ведение экологического паспорта…………………… 70

7.7    Экологические обследования. Экологический аудит…………….. 71

7.8    Экологический мониторинг…………………………………………. 75

7.9    Предотвращение негативных экологических воздействий и

загрязнений окружающей среды……………………………………….. 78

7.10    Ликвидация загрязнений, очистка и восстановление

окружающей среды………………………………………………………. 82

7.11    Экологический контроль…………………………………………… 87

7.12    Экологическое страхование……………………………. 87

7.13    Экологическая сертификация……………………………………… 88

8 Экологическое обучение и воспитание. Научные экологические

исследования…………………………………………………………….. 91

8.1    Экологическое обучение и воспитание…………………………….. 91

8.2    Научные экологические исследования……………………………. 96

Приложение 1. Перечень основных приказов и директив Министра обороны РФ и его заместителей по обеспечению экологической

безопасности войск (сил)………………………………………………… 100

Приложение 2. Перечень документов, которые необходимо иметь в органах военного управления (экологическим службам

(экологическим подразделениям))…………………………………….. 103

Приложение 3. Перечень документации по обеспечению экологической безопасности деятельности организации (воинской

части)…………………………………………………………………….. 105

Приложение 4. Примерный план работы по обеспечению

экологической безопасности…………………………………………… 108

Приложение 6. Рекомендации по оценке и обоснованию экологической безопасности технических систем объектов МО РФ ..    122

Приложение 7. Рекомендации по контролю и обследованию химических и радиационно-ионных факторов и обеспечению обитаемости в помещениях зданий и сооружений объектов МО РФ .. 152

Приложение 5. Рекомендации по составу и содержанию раздела «Охрана окружающей среды» и других разделов проектной документации……………………………………………………………. N2

Приложение 8. Платежи за загрязнение окружающей среды………… 191

Приложение 9. Рекомендации по содержанию специальных

экологических образовательных программ…………………………… 197

Приложение 10. Библиография…………………………………………. 200

ВРДС 12-03-03 МОРФ

5

ВВЕДЕНИЕ

Основанием для разработки «Руководства по обеспечению экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации» (далее — Руководство) явилось техническое задание на разработку ведомственного руководящего документа Системы нормативных документов в капитальном строительстве Министерства обороны Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы «Эколог — КС — 2», утвержденное заместителем начальника Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации и председателем Военно-научного комитета начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с планом научных работ строительно-квартирных органов Министерства обороны Российской Федерации на 2002 год.

Руководство разработано в целях организационно-методического обеспечения экологической безопасности повседневной деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ

РУКОВОДСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения    2003-05-12

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Руководство предназначено для использования в практической работе должностными лицами органов военного управления и воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями строительства и расквартирования войск МО РФ (далее -организации и воинские части) при размещении, проектировании, строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов МО РФ (далее — объекты МО) в части планирования, организации, осуществления и контроля за проведением мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, защите личного состава, гражданского персонала, населения и имущества от негативного (неблагоприятного) воздействия экологических факторов природного и техногенного характера.

Руководство также рекомендуется использовать в ходе экологического обучения и воспитания военнослужащих и гражданского персонала, а также подготовки профессиональных военных кадров по военно-строительным специальностям.

Издание официальное

ВРДС 12-03-03 МО РФ

7

2 ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СОКРАЩЕНИЯ

Авария — локальное техногенное происшествие* в результате которого создается угроза жизни и здоровью людей, и которое может повлечь за собой вред природной среде и материальные потери.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Вред природной среде — негативное изменение природной среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Вредное вещество — любое вещество, которое при попадании в воду, атмосферу, землю способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред природным объектам, ухудшить условия жизнедеятельности людей.

Временно согласованный выброс — согласованные со специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти по охране окружающей среды параметры и условия выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферу на определённый срок действия для отдельных объектов (источников), для которых в данное время по объективным причинам не могут быть обеспечены нормативы предельно допустимых выбросов.

Временно согласованный сброс — согласованные со специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти по охране окружающей среды параметры и условия сбросов загрязняющих веществ со сточными водами на определённый срок действия для отдельных объектов, для которых в данное время по объективным причинам не могут быть обеспечены нормативы предельно допустимых сбросов.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

8

Выброс — выделение в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ отдельным объектом или группой объектов.

Естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии (их появление в среде), свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, и иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в природную среду.

Использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Источник загрязнения — объект (в том числе военный, хозяйственный или природный), выделяющий вещество и (или) энергию, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное

ВРДС 12-03-03 МОРФ

9

космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Лимиты на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти по охране окружающей среды размещать определенным способом на устанавливаемый им срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Нарушенные земли — земли, изменившие свое качество в связи с разрушением на них почвенного покрова и (или) растительности, изменением гидрогеологического режима и (или) образованием техногенного рельефа в результате хозяйственной или иной деятельности человека.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов -нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических (технических) нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимых физических воздействий — нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

10

Обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Обитаемость — условия жизни, деятельности, быта людей, обеспечивающие сохранение их здоровья и работоспособности (боеспособности).

Объект Министерства обороны РФ — находящаяся под юридической ответственностью Министерства обороны РФ территория (акватория) с объектом военной инфраструктуры (или без него), который представляет собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, сооружений и систем или отдельное здание (сооружение), предназначенных для выполнения задач по управлению войсками, боевого применения, хранения, подготовки, обслуживания и перемещения средств вооружения, военной и другой техники, расквартирования, обустройства и жизнеобеспечения войск, а также решения других задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Опасные производственные объекты — предприятия или их цехи, участки, площадки и иные производственные объекты, определенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для природной среды; используется оборудование, работающие под давлением более 0,07 Мпа или при

Обеспечение
экологической безопасности АТК
является
сложной и ресурсо­емкой работой,
требующей системного подхода, основанного
на четком опре­делении целей системы
и подсистем, способов, методов и сроков
их достижения и необходимых ресурсов.
Поэтому для решения такой задачи,
например, на уровне региона, города,
группы АТП или владельцев транспортных
средств целесообразно разрабатывать
целевую экологическую программу,
представляющую собой ком­плекс
факторов и мероприятий, обеспечивающих
достижение поставленных перед АТК целей
(рис. 27.2).

При
этом вышестоящей системой является
регион (город) с его экологической
обстановкой, а подсистемой — АТК,
оказывающий наряду с другими подсистемами
(промышленность, коммунальное хозяйство
и др.) влияние на окружающую среду.

Вышестоящая
система устанавливает для АТК и для
других подсистем цель первого уровня
ЦН° и время ее достижения в виде допустимых
годовых суммарных и покомпонентных
выбросов, сбросов и отходов. АТК как
подсистема второго

уровня
устанавливает свои цели Ц) для стационарных
и передвижных источников загрязнения
таким образом, чтобы было обеспечено
достижение генеральной цели ЦН° в
заданное время.

Далее
осуществляется декомпозиция целей,
например, по схеме: регион (ЦН°) —

АТК
()
— парк автомобилей (
парк легковых автомобилей ()
-легковой автомобиль конкретной модели
()
— конкретный источник загрязнения ();

или:
город (ЦН0)-
АТК ())
— производственно-техническая база
()-СТО
()
— малярный участок ()
— конкретный технологический процесс

().

Это
позволяет для всех уровней АТК назначить
свои управляемые, понятные и контролируемые
целевые нормативы, оценить их влияние
на достижение по­ставленной цели и
определить способы (мероприятия)
достижения поставленных целей, например
улучшение технического состояния
автомобилей, применение топлива с
улучшенными экологическими характеристиками,
утилизация и вторич­ное использование
отработанных масел, аккумуляторов и
т.д.

Таким
образом, на третьем уровне дерева систем
появляется достаточно боль­шой
перечень мероприятий, которые могут в
принципе благоприятно сказаться на
повышении экологической безопасности
АТК и улучшении экологической си­туации
в регионе (городе).

Очевидно,
что по организационным, ресурсным и
другим ограничениям практически
одновременно задействовать все
мероприятия невозможно. Они со­ставляют
лишь потенциальный перечень, из которого
при формировании про­граммы для
конкретного региона (города), АТП, СТО
выбирается некоторая группа мероприятий.

Механизм
формирования, корректирования и
реализации мероприятий эколо­гической
программы представленный на рис. 27.3,
учитывает динамичность из­менения
структуры и условий работы АТК, методов
ресурсосбережения, развитие рыночных
отношений и других факторов, влияющих
на масштабы, содержание и эффективность
мероприятий программы, а также наличие
обратных связей.

Рис.
27.2.
Экологическая безопасность АТК региона
Фрагмент
дерева
систем

Рис.
27.3.
Схема
формирования, корректирования и
реализации программы снижения вредного
воздействия АТК на окружающую среду
региона

На
основе федеральных и региональных
(городских) законов, нормативов,
стандартов, постановлений, директив
(1-4), обобщения отечественного и
зарубеж­ного опыта (6)
и
результатов НИОКР (7),
а
также результатов мониторинга окру­жающей
среды и вклада АТК в ее загрязнение
(11,12) для данного региона (города)
определяется генеральный целевой
норматив для АТК; формируются потенциальные
направления и мероприятия по повышению
экологической безопасности АТК (9);
определяется концепция программы (10);
разрабатывается методика оценки
приоритетности предлагаемых мероприятий
(13). Затем, используя методику (13), концепцию
(10), целевые показатели загрязнения
окружающей среды АТК (12), производятся
анализ и классификация предложений по
мероприя­тиям (14); их ранжирование по
приоритетности и формирование стандартного
банка мероприятий (15), из которых затем
выбираются достоверные и перво­очередные
мероприятия (16.1), имеющие максимальный
ранг и являющиеся осно­вой программы
краткосрочных мер (19); достоверные и
перспективные (16.2), составляющие группу
средне- и долгосрочных мероприятий
(17), реализуемых, как правило, на федеральном
(1) и региональном (2) уровнях; и недостоверные
или требующие уточнения показатели
(16.3), которые возвращаются для уточнения
в банк (15) или для дополнительного
исследования (7).

Обязательным
элементом таких программ являются
целевые нормативы

ЦН/
(20), Определяющие конкретные уровни
сокращения загрязнений окружаю­щей
среды после реализации намеченных
мероприятий в течение заданного вре­мени.
Периодическое сопоставление целевых
нормативов (20) и целевых показа­телей
(12), полученных на основании объективного
мониторинга окружающей среды (11), даст
возможность установить уровень выполнения
мероприятий программы.

Природоохранная
деятельность
на
АТП
организуется
и осуществляется в соответствии с
действующим законодательством,
подзаконными актами, а также экологическими
программами вышестоящей системы и
нормативными доку­ментами. Ответственность
за соблюдение установленных правил и
требований несет руководитель (владелец)
предприятия. Основные из них приведены
ниже. АТП, располагающее собственной
ПТБ, должно иметь

  • экологический
    паспорт, утвержденный и зарегистрированный
    подразделе­нием Роскомприроды
    (расчеты предельно допустимых выбросов
    в атмосферу, предельно допустимых
    сбросов в водоемы, объемов образующихся
    отходов);

  • разрешения
    на ПДВ, водопользование и сброс воды,
    на хранение и вывоз отходов;

  • подлинники
    актов, протоколов, предписаний, выданных
    государственными органами по контролю
    за состоянием окружающей среды;

  • государственную
    отчетность о природоохранной деятельности;

  • государственные
    стандарты на токсичность ОГ автомобилей
    и другую тех­ническую и нормативную
    документацию.

Экологический
паспорт является документом, характеризующим
состояние природоохранных работ на
АТП, и оформляется в соответствии с ГОСТ
17.0.0.04-90.

Расчет
ПДВ выполняется в соответствии с
«Рекомендациями по оформлению и
содержанию проектов ПДВ в атмосферу
для предприятий» и согласовывается
с местными органами Госкомсанэпиднадзора.
После утверждения расчета в терри­ториальном
отделении Роскомприроды АТП получает
разрешение на ПДВ уста­новленной
формы.

Расчет
ПДС выполняется в соответствии с
«Методикой расчета ПДС в водные
объекты со сточными водами»,
согласовывается с местными органами
Госкомсан­эпиднадзора и территориальным
отделением Роскомприроды. Затем АТП
заклю­чает договор с региональным
органом, контролирующим охрану водных
ресурсов, и получает разрешение на
водопользование с указанием лимитов
водопотреблення и водоотведения.

Расчет
объемов образующихся на предприятии
отходов выполняется в соот­ветствии
с «Методикой оценки объемов образования
отходов производства и потребления».
На его основе АТП разрабатывает «Проект
размещения лимитов промышленных
отходов», представляет его в орган
Госкомсанэпиднадзора и полу­чает от
него разрешение на хранение и вывоз
промышленных отходов, в котором указан
их перечень, объемы хранения и место
утилизации.

АТП
должно располагать необходимыми
производственными помещениями,
оснащенными оборудованием в соответствии
с существующими нормами, приме­нять
технологии, обеспечивающие высокое
качество ТО и TP,
и поддерживать ПС в технически исправном
состоянии. Кроме того, предприятие
должно быть осна­щено приборами для
контроля токсичности автомобилей: 1
газоанализатор на 50 бензиновых автомобилей
и 1 дымомер — на 50 дизельных.

Малые
АТП и владельцы автомобилей, не имеющие
ПТБ, обязаны проводить ТО и TP,
а также проверку и регулировку токсичности
своего ПС на крупных оснащенных АТП или
на специализированных предприятиях и
СТО.

Выпускаемые
на линию автомобили должны быть технически
исправны, а токсичность их ОГ соответствовать
действующим экологическим стандартам.

Предприятие
обязано проводить организационно-технические
и другие меро­приятия, обеспечивающие
снижение загрязнения окружающей среды
и рацио­нальное потребление природных
ресурсов, и силами ИТС вести экологическое
обучение и повышение квалификации
персонала.

АТП
должно быть отделено от жилой застройки
санитарно-защитными зонами. Трубы
котельных и вентиляционные выводы
производственных участков, выбрасывающих
вредные вещества (сварочный, аккумуляторный,
окрасочный и др.), должны быть оборудованы
специальными улавливающими фильтрами.
Кон­центрации загрязняющих веществ,
выбрасываемых ПТБ в атмосферу, на границе
санитарно-защитной зоны не должны
превышать установленные ПДК вредных
веществ в воздухе населенных пунктов.
Уровни создаваемого предприятием шума
также не должны превышать значений,
регламентированных санитарными нор­мами.

Необходимо
соблюдать установленные нормы
водопотребления и водоотве-дения,
содержать в исправном состоянии очистные
сооружения и обеспечивать очистку
стоков до уровней, оговоренных в
разрешении на ПДС. Следует также строго
соблюдать правила сбора, хранения и
утилизации промышленных отходов. Приемка
и выдача ТСМ должна быть организована
таким образом, чтобы исключалась
возможность их попадания на почву и в
канализацию.

Предприятия,
расположенные в регионах, где температура
самого холодного месяца достигает -15
°С, должны оснащать открытые стоянки
устройствами подо­грева или разогрева
двигателей.

Государственная
отчетность о природоохранной деятельности
на АТП, имею­щим ПТБ, ведется по
следующим формам Госкомстата:

— «Отчет
об охране атмосферного воздуха»,
форма 2-тп (воздух);

  • «Отчет
    об использовании воды (при заборе воды
    из собственных водоемов)», форма 2-тп
    (водхоз);

  • «Отчет
    о ходе строительства водоохранных
    объектов» (предприятия, имеющие
    предписания от административных органов
    о таком строительстве), форма 3-ос;

  • «Отчет
    о текущих затратах на охрану природы»
    (покупка оборудования, приборов,
    специальной тары для отходов,
    нейтрализаторов и др.), форма 4-ос;

— «Капитальные
вложения на природоохранные цели»,
форма 18-кс. Оформленные на специальных
бланках отчеты в установленные сроки
на­правляются органам местной
администрации.

• Государственный
экологический контроль за соблюдением
АТП природо­охранных требований
осуществляют территориальные органы
Роскомпри­роды, Госкомсанэпиднадзора
и органы местной администрации, а
контроль за

соблюдением
лицензионных требований, в том числе
экологических, — Рос­сийская транспортная
инспекция. Руководство АТП обязано
создавать им условия для проведения
осмотров и замеров и предоставлять всю
необхо­димую документацию.

• Для
природоохранной работы на крупных и
средних АТП целесообразно создавать
специальное структурное подразделение
или экологическую группу в составе
технического отдела или отдела
безопасности движения, а на малых
предприятиях приказом руководителя
назначать ответственного за эту работу.

В
обязанности экологической службы АТП
входит систематический контроль
токсичности автомобилей, принятие
оперативных решений по приведению парка
в соответствие с действующими
экологическими стандартами; выбор
необходимых организационно-технических
мероприятий, проверка работы очистных
сооружений и соблюдения правил хранения
отходов, ведение экологической
документации, осуществление контактов
с государственными экологическими
службами региона. План природоохранных
мероприятий АТП должен составляться
на основании целевой экологической
программы региона и данных о фактическом
размере за­грязнений, образующихся
на данном предприятии.

ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ШЕСТОМУ РАЗДЕЛУ

1. Перечислите
виды воздействия автотранспортного
комплекса на окружающую среду.

  1. Назовите
    токсичные компоненты отработавших
    газов бензиновых и дизельных автомобилей.

  2. Объясните
    понятие «предельно допустимые
    концентрации токсичных веществ».
    Пе­речислите их виды.

  3. Каков
    состав и масса токсичных веществ,
    выбрасываемых в атмосферу с отра­ботавшими
    газами бензинового и дизельного
    автомобилей?

  4. Что
    такое массовые выбросы вредных веществ
    и чем они отличаются от приведенных
    выбросов?

6. Как
рассчитываются приведенные выбросы?

  1. Как
    определяется относительная опасность
    токсичных выбросов отработавших газов
    автомобиля?

  2. Как
    определяется относительная агрессивность
    токсичных выбросов отработавших газов
    автомобиля?

  3. Какие
    вещества в отработавших газах бензиновых
    и дизельных автомобилей представляют
    наибольшую опасность?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

02 июля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

В нем, в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

Целью работы является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.

Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе, снижение их качества.

«Развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам — один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами», — констатировано в стратегии.

На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 № 176.

Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.

Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.

Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определён Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «…контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной

Экологический контроль на предприятии можно разделит на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.

В сегодняшнем материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля, как успешной составной части единого механизма работы предприятия.

 Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.

Требования экологической безопасности на предприятии.

В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду обязано:

1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии;

2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита, и документы;

3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет;

4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования;

5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы;

6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;

7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.

Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, это экологический аудит.

Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.

Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Главными целями экологического аудита являются:

  • Сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте;
  • Проверку соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать);
  • Разработку грамотной экологической политики;
  • Повышение конкурентоспособности, развития производства;
  • Увеличение привлекательности для инвесторов.

При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить на государственный учет. 

Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».

Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.

Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».

В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:

  • I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
  • II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
  • III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
  • IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.

В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.

Так, например, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого

 является производство безалкогольных напитков; минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.

В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено 6 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (5 источников организованных, 1  не организованный).

В данной связи, ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.

Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.

Также, например, в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не обеспечено проведение в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве 2 шт., по факту их количество составляет 11 шт.).

В данной связи прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Разрешительная документация.

Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации.

Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как её отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс

Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

  • лицензии на все виды деятельности предприятия, связанные с природопользованием и обращением с отходами;
  • разрешения на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения на предельно допустимые сбросы вредных (загрязняющих) веществ в наземные и подземные водные объекты;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • паспорта опасных отходов;
  • договоры и разрешения на использование воды;
  • СЭЗ – санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • сертификаты соответствия топлива, сырья, оборудования и т. д.

Последствия неполучения разрешительной документации.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.

Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8.1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух.

В связи с чем, по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона.

Вместе с тем, ввиду неисполнения предписания Обществом в добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.

Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду. 

Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии, обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы с одной стороны, а с другой – уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.

В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Виды экологической отчетности:

  • Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
  • Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)
  • Форма 2-ТП (отходы)
  • Форма 2-ТП (воздух)
  • Форма 2-ТП (водхоз)
  • Отчет по форме 4 – ОС (текущие затраты)
  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Отчет по программе ПЭК
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

10. Инвентаризация выбросов и т.д.

Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).

В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.

Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, Обществом приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.

За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.

При определении платы учитываются объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности;
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации, необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д.

Производственный контроль и экологический мониторинг.

Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.

Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.

Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии является непременным условием природопользования.

Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Производственный контроль и экологический мониторинг является необходимым условием для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.

Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга – обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.

Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.

В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:

  • Разработка программы производственного контроля;
  • Разработка программы мониторинга;
  • Разработка программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • Разработка программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
  • Разработка программа производственного контроля качества питьевой воды;
  • Отбор проб воды и их лабораторные исследования;
  • Отбор проб воздуха и их лабораторные исследования;
  • Мониторинг грунтовых вод;
  • Мониторинг растительного и животного мира;
  • Отбор проб почвы, грунтов и их лабораторные исследования
  • Анализ состояния окружающей среды и прогноз её изменения в будущем.

Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.

Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.

Последнее обновление: 29 июня 2022 г., 21:48

Модуль 1. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды.


1.1.Окружающая среда: фундаментальные понятия, проблемы и аспекты изучения.


1.2.Природоохранное законодательство и международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.


1.3.Государственное управление в области охраны окружающей среды.


1.4.Обеспечение экологической безопасности.


1.5.Экологический контроль и надзор.


1.6.Ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического преступления.


1.7.Экологическая экспертиза.

Модуль 2. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.


2.1.Методы экономического регулирования.


2.2.Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Модуль 3. Управление охраной окружающей среды природопользователями.


3.1.Требования природоохранного законодательства для объектов каждой категории.


3.2.Общие требования к организации управления охраной окружающей среды на предприятии.

Модуль 4. Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности на предприятии.


4.1.Документация предприятия по вопросам охраны окружающей среды.


4.2.Отчетность предприятия по охране окружающей среды.

Модуль 5. Экологический менеджмент и аудит.


5.1.Экологический менеджмент на предприятии.


5.2.Экологический аудит.

Модуль 6. Безопасное обращение с отходами на производстве.


6.1.Основы законодательства в области обращения с отходами в Российской Федерации.


6.2.Обращение с опасными отходами.


6.3.Контроль за деятельностью в области обращения с отходами.


6.4.Использование и обезвреживание отходов.


6.5.Эксплуатация полигонов по захоронению отходов, их закрытие и рекультивация.

Итоговая аттестация.

Программа повышения квалификации руководителей и специалистов по экологической безопасности

Программа подготовки руководителей и специалистов экологических служб включает в себя следующие тематические разделы:

  • Законодательная база, регулирующая вопросы экологии;
  • Экологический контроль и нормирование в сфере природопользования;
  • Минимизация воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды и лимитирование допустимых промышленных загрязнений; 
  • Документация, регулирующая деятельность предприятий в сфере обеспечения экологической безопасности;
  • Вопросы воздухоохранной деятельности, использования водных ресурсов, обращения с отходами;
  • Экономические методы регулирования, компенсирующие промышленное воздействие на окружающую среду;
  • Оценка степени воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.

Срок обучения

Продолжительность обучения по программе составляет 40 часов.

Форма обучения

Очная – в классах «ЦОПО» или с выездом на территорию вашего предприятия.
Электронное обучение.

Выдаваемые документы

По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

руководителей и специалистов экологических служб 

по  обеспечению  экологической безопасности

Общее количество часов – 40.

Теоретическое обучение, 38 часов (очно/дистанционно):

  1. Российское законодательство и система государственного управления в области  экологической безопасности и  охраны окружающей среды, 2 часа;
  2. Природопользование, экологическая безопасность и  охрана окружающей среды, 2 часа;
  3. Экологический контроль, 4 часа;
  4. Системы обеспечения экологической безопасности. Методы минимизации воздействия промышленных предприятий на объекты окружающей среды, 2 часа;
  5. Нормирование в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Нормирование и лимитирование деятельности предприятий, получение разрешений, 4 часа;
  6. Система документации по вопросам охраны окружающей среды. Разрешительная документация на предприятии. Государственная статистическая отчетность по вопросам охраны окружающей среды, 4 часа;
  7. Воздухоохранная деятельность на предприятии. Учет источников воздействия и отчетность в области охраны атмосферного воздуха. Контроль и надзор в сфере охраны атмосферного воздуха, 4 часа;
  8. Порядок использования водных ресурсов на предприятии. Права и обязанности водопользователей. Учет источников воздействия и отчетность в области охраны водных объектов. Контроль и надзор за соблюдением водного законодательства, 4 часа;
  9. Безопасное обращение с отходами на предприятии. Учет образования отходов, отчетность в области обращения с отходами. Контроль и надзор за соблюдением законодательства по обращению с отходами, 4 часа;
  10. Экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, 2 часа;
  11. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза, 4 часа;
  12. Экологический менеджмент и аудит на предприятии, 2 часа. 

Итоговая аттестация (зачет), 2 часа.

АННОТАЦИЯ

     Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и специалистов экологических служб по  обеспечению  экологической безопасности разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства  образования и науки  Российской  Федерации от 01.07.2013 г. № 499 «Об  утверждении  Порядка организации  и осуществления  образовательной  деятельности  по дополнительным профессиональным программам»;
    1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7  — ФЗ «Об охране окружающей среды»;
    2. Приказ Минтруда России от 31.10.2016 N 591н  «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)»

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации   руководителей и специалистов экологических служб по  обеспечению  экологической безопасности  разработана и утверждена ООО «Центр Оперативного Профессионального Обучения» с учетом требований рынка труда на основе квалификационных требований, установленных Профессиональным стандартом «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)»

   Настоящая программа предназначена для получения компетенций руководителями и специалистами организаций необходимых им для обеспечения экологической безопасности на предприятии.

 В  разделах  программы  предусмотрено   изучение Федеральных  Законов,   Постановлений Правительства Российской  Федерации  и  нормативных документов в области экологической безопасности.

IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Цель реализации программы: приобретение и обновление руководителями и специалистами экологических служб профессиональных компетенций, необходимых им для обеспечения экологической безопасности на предприятии.

1.2         Характеристика квалификации; область, объекты и виды профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности:

— организация и управление природоохранной деятельностью на предприятиях и территориально-промышленных комплексах, обеспечение максимальной экологической безопасности на предприятии и минимизации антропогенного воздействия на окружающую природную среду, контроль за экологической безопасностью в районе расположения предприятия.

Объекты профессиональной деятельности:

— источники образования отходов различного генезиса (технологические аппараты, процессы, производства),

— потоки загрязняющих веществ, сточных вод, отходящих газов, твердых, жидких и газообразных отходов,

— системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, системы размещения, переработки или захоронения отходов,

— средства и методы экологического мониторинга,

— оборудование и технология для очистки вредных производственных выбросов в атмосферу и сточные воды,

— организационно-технические мероприятия по повышению экологической безопасности на предприятиях,

— учетная и отчётная документация в области охраны окружающей среды.

Виды профессиональной деятельности:

Руководство, организация и осуществление:

— контроля в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на предприятии;

— контроля входных и выходных потоков технологических процессов в производственных подразделениях и источников образования отходов, сбросов и выбросов загрязняющих веществ;

— анализа статистического состояния и динамики объектов деятельности (источников выделения загрязняющих веществ и образования отходов, источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ и образования отходов, источников  выбросов и сбросов загрязняющих веществ, средств инженерной защиты окружающей среды, систем экологического управления);

— эколого-экономической оценки эффективности мероприятий по защите окружающей среды;

— производственного экологического контроля на предприятии.

1.3.Планируемые результаты обучения.

Слушатель должен знать:

— Теоретические основы охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, современные концепции, методологию и методы оценки, нормирования и регуляции состояния окружающей среды в условиях воздействия предприятий на окружающую среду.

— Основные экологические проблемы, связанные с областью профессиональной деятельности, современные подходы к их решению, международный и российский опыт в этой области.

— Методы минимизации воздействия промышленных предприятий на объекты окружающей среды.

— Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.

— Систему документации в области охраны окружающей среды.

— Разрешительную документацию на предприятии.

— Государственную статистическую отчетность по вопросам охраны окружающей среды.

— Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды.

— Порядок проведения экологического мониторинга.

— Порядок производственного экологического контроля.

— Воздухоохранную деятельность на предприятии.

— Порядок использования водных ресурсов на предприятии.

— Безопасное обращение с отходами на предприятии.

— Систему экологического менеджмента и аудита на предприятии.

— Порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов, ОВОС.

— Экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды.

должен уметь: 

— Применять полученные знания для решения задач в области предупреждения угрозы вреда от хозяйственной или иной деятельности, в том числе для принятия управленческих решений.

— Осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, требований, стандартов и нормативов по обеспечению экологической безопасности, снижением негативного влияния на окружающую среду.

— Вести систему документации по вопросам охраны окружающей среды.

— Осуществлять разработку планов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на предприятии.

— Проводить работы по очистке промышленных сточных вод, выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов.

— Проводить проверку соответствия технического состояния оборудования требованиям экологической безопасности.

— Составлять установленную статистическую отчетность.

— Вести учет источников воздействия и осуществлять контроль за ними в области атмосферного воздуха, водных объектов, опасных отходов.

Профессиональные компетенции:

ПК.1. Обеспечениесоблюдения установленных природоохранных требований, действующих норм, правил и стандартов на предприятии;

ПК.2. Решение задач по снижению экологических рисков на предприятии, обеспечение осуществления производственного экологического контроля;

ПК.3. Разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;

ПК.4. Разрешение производственных конфликтов, связанных с экологической безопасностью в области профессиональной деятельности. 

1.4. Категория слушателей: руководители и специалисты экологических служб, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказываетили может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

1.5. Нормативный срок обучения: 40 часов.

1.6. Форма обучения:

— очная с применением дистанционных образовательных технологий;

— с применением электронного обучения.

Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля

Стоимость курса: 

6 500 рублей

Категория слушателей:

    • Специалисты, квалификационные характеристики которых содержат требования в области экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологического контроля и экологической безопасности

Программа разработана в целях осуществления единой государственной политики в области повышения квалификации руководящих работников и специалистов, субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, для обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области охраны окружающей среды, а также в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Цель реализации программы

Совершенствование профессиональных компетенций слушателей для их применения в практической деятельности с целью создания комплекса организационных и технических мер, направленных на обеспечение экологической безопасности, минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в промышленности на окружающую среду.

К освоению Программы обучения допускаются:

    • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование,
    • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Планируемые результаты обучения

Слушатели, успешно завершившие обучение, могут занимать должности специалистов экологических служб (отделов) хозяйствующих субъектов, непосредственно осуществляющих:

    • производственный экологический контроль,
    • экологическое проектирование,
    • работы и услуги природоохранного назначения,
    • функции по обеспечению систем управления экологической безопасностью хозяйствующих субъектов

Важно знать!

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Учебный план  

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час

Форма контроля знаний
1. Экологическое и природно-ресурсное законодательство 12 Тест
2. Экологический фактор. Экономическое развитие 14 Тест
3. Экологический контроль 12 Тест
4. Экологический менеджмент 10 Тест
5. Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности 12 Тест
6. Основы нормирования в области охраны окружающей среды.

Система природоохранных норм и нормативов. Документирование по обеспечению экологической безопасности

10 Тест
7. Экологическое проектирование и экспертиза 16 Тест
8. Компьютерная обработка данных учета и оценки техногенного воздействия на окружающую среду 8 Тест
Итоговая аттестация 2 Зачёт
ИТОГО 96

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шампунь алерана от выпадения волос для мужчин инструкция по применению
  • Тетис про руководство
  • Автомагнитола pioneer deh 1420ub инструкция на русском языке
  • Амоксикар 80 инструкция по применению в ветеринарии
  • Мульти табс тинейджер инструкция по применению цена