Руководство экономического субъекта при аудите бухгалтерской отчетности обязано содействовать

Данный документ фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 N 523, которым утверждено Правило (стандарт) N 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность».


Одобрено
Комиссией по аудиторской де‡тельности
при Президенте Российской Федерации
20 августа 1999 г.
Протокол N 5

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263.

1.2. Целью правила (стандарта) является определение действий аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, в отношении прочей информации, включенной в документ, содержащий бухгалтерскую отчетность, аудит которой проводит (провела) данная аудиторская организация (далее — «проаудированная бухгалтерская отчетность»).

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) установление ответственности аудиторской организации в отношении прочей информации;

б) описание действий аудиторской организации в отношении прочей информации;

в) определение действий аудиторской организации при выявлении противоречий между проаудированной бухгалтерской отчетностью и прочей информацией.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации.

1.6. Настоящее правило (стандарт) не применяется при проведении проверок, целью которых является выражение мнения аудиторской организации об информации об экономическом субъекте, отличной от бухгалтерской отчетности этого субъекта.

2. Действия аудиторской организации в отношении прочей информации

2.1. Когда проаудированная бухгалтерская отчетность экономического субъекта является частью документа, содержащего помимо этой отчетности прочую информацию, аудиторская организация должна рассмотреть такую прочую информацию на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, проаудированной бухгалтерской отчетности.

2.1.1. В настоящем правиле (стандарте) под документом, содержащим проаудированную бухгалтерскую отчетность, понимается предусмотренный законодательством или иными нормативными актами либо подготовленный по инициативе экономического субъекта с целью предоставления заинтересованным пользователям документ (кроме документов в электронной форме), в состав которого включается проаудированная бухгалтерская отчетность экономического субъекта. Документом, содержащим проаудированную бухгалтерскую отчетность, может быть, в частности, годовой отчет акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) или проспект эмиссии.

2.1.2. В настоящем правиле (стандарте) под прочей информацией понимаются любые включенные в документ, указанный в пункте 2.1.1 настоящего правила (стандарта), данные (сведения), отличные от бухгалтерской отчетности экономического субъекта, содержащейся в этом же документе.

Примеры прочей информации в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность, приведены в приложении 1 к настоящему правилу (стандарту).

2.2. При проведении аудита, целью которого является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская организация не несет ответственность за достоверность прочей информации, включенной в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность.

Предусмотренное пунктом 2.1 настоящего правила (стандарта) рассмотрение аудиторской организацией прочей информации, включенной в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, не может и не должно трактоваться экономическим субъектом, а также заинтересованными пользователями аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и документа, содержащего проаудированную бухгалтерскую отчетность (включая уполномоченные государственные органы), как мнение аудиторской организации о достоверности прочей информации или документа в целом.

2.3. Аудиторская организация должна заблаговременно сообщить руководству экономического субъекта о необходимости своевременно предоставить ей прочую информацию для рассмотрения.

2.3.1. Прочая информация подлежит рассмотрению аудиторской организацией, как правило, до даты подписания аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

2.3.2. Когда прочая информация не может быть получена аудиторской организацией для рассмотрения до даты подписания аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, она подлежит рассмотрению сразу после получения от экономического субъекта.

2.4. Руководство экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого аудиторская организация проводит (проводила) аудит, обязано создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного рассмотрения прочей информации.

Если руководство экономического субъекта отказывается предоставить аудиторской организации прочую информацию и документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, для рассмотрения в соответствии с настоящим правилом (стандартом), то аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о принятии соответствующих мер (см. пункт 3.3.2 настоящего правила (стандарта)).

2.5. Аудиторская организация документирует рассмотрение прочей информации в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

2.6. При необходимости вопросы, связанные с рассмотрением прочей информации, аудиторская организация включает в письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

2.7. Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности не должно содержать указаний на рассмотрение аудиторской организацией прочей информации, кроме случаев, предусмотренных настоящим правилом (стандартом).

2.8. Документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, должен включать аудиторское заключение о достоверности этой отчетности, если иное не предусмотрено законодательством и иными нормативными актами.

2.9. В случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативными актами, аудиторская организация делает соответствующую отметку на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность. Отметка аудиторской организации на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность, делается в форме, предусмотренной законодательством и иными нормативными актами (подпись уполномоченного лица аудиторской организации, оттиск печати аудиторской организации и т.п.).

Сделанная в любой форме и выраженная любым содержанием отметка аудиторской организации на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность, означает, что аудиторская организация рассмотрела прочую информацию на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, проаудированной бухгалтерской отчетности. Отметка аудиторской организации на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность, не может и не должна трактоваться экономическим субъектом, а также заинтересованными пользователями аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и документа, содержащего проаудированную бухгалтерскую отчетность (включая уполномоченные государственные органы), как-либо иначе.

2.10. Когда документ содержит проаудированную бухгалтерскую отчетность экономического субъекта за несколько отчетных периодов (в том числе отчетность, аудит которой проводила другая аудиторская организация), аудиторская организация должна рассмотреть прочую информацию на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, проаудированной бухгалтерской отчетности за каждый отчетный период.

2.10.1. Если документ содержит бухгалтерскую отчетность за несколько отчетных периодов, аудит которой проводили разные аудиторские организации, то обязанность рассмотреть прочую информацию на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, проаудированной бухгалтерской отчетности за каждый отчетный период несет аудиторская организация, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период, кроме случаев, когда между экономическим субъектом и аудиторскими организациями существует соглашение о том, что каждая аудиторская организация самостоятельно рассматривает прочую информацию на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, проаудированной бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период.

Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, бухгалтерской отчетности, аудит которой проводила другая аудиторская организация, не может и не должно трактоваться экономическим субъектом, заинтересованными пользователями и другой аудиторской организацией как выражение мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудит которой проводила другая аудиторская организация, равно как о работе другой аудиторской организации.

2.10.2. Если законодательством или иными нормативными актами предусмотрена отметка на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность, то такая отметка должна быть сделана аудиторской организацией, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период.

Если по соглашению между экономическим субъектом и аудиторскими организациями, проводившими аудит бухгалтерской отчетности, включенной в документ, каждая аудиторская организация рассматривает прочую информацию, то отметка на документе делается каждой аудиторской организацией либо аудиторской организацией, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период. В последнем случае каждая аудиторская организация должна письменно уполномочить аудиторскую организацию, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период, сделать отметку на документе. Примерная форма письменного уполномочения сделать соответствующую отметку на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность, приведена в приложении 2 к настоящему правилу (стандарту).

3. Установление непротиворечивости прочей информации проаудированной бухгалтерской отчетности

3.1. Прочая информация считается не противоречащей во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности, если в ней отсутствуют существенные данные (сведения), прямо или косвенно противоречащие данным, содержащимся в проаудированной бухгалтерской отчетности или вытекающим из нее.

3.2. Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации включает ознакомление с ее содержанием, сравнение данных (сведений), проверку сделанных экономическим субъектом на основе проаудированной бухгалтерской отчетности расчетов, результаты которых отражены в прочей информации, и другие необходимые действия.

Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации не является аудиторской процедурой, в результате которой могут быть получены аудиторские доказательства в смысле правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства».

3.3. Если при рассмотрении прочей информации обнаруживается существенное противоречие между прочей информацией и проаудированной бухгалтерской отчетностью, то аудиторская организация:

а) определяет, должна ли быть скорректирована прочая информация или проаудированная бухгалтерская отчетность;

б) уведомляет руководство экономического субъекта о необходимых корректировках.

3.3.1. Если корректировке подлежит проаудированная бухгалтерская отчетность, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, то аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта условно положительного аудиторского заключения или отказе в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

3.3.2. Когда корректировке подлежит прочая информация, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о включении в аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности специального поясняющего параграфа или предпринять иные соответствующие меры.

Специальный поясняющий параграф в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской отчетности должен раскрывать все существенные противоречия между прочей информацией и проаудированной бухгалтерской отчетностью. В аудиторском заключении этот параграф помещают после параграфа, выражающего мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Примерная форма специального поясняющего параграфа приведена в приложении 3 к настоящему правилу (стандарту).

Иные меры, которые аудиторская организация может предпринять, определяются конкретной ситуацией, характером и существенностью противоречия. Они могут заключаться, в частности, в задержке предоставления экономическому субъекту аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, рассмотрении вопроса о расторжении договора об оказании аудиторских услуг, передаче вопроса для юридического рассмотрения.

3.4. Если при рассмотрении прочей информации в ней обнаруживается существенное искажение какого-то факта (неверное отражение или представление в прочей информации данных (сведений), не связанных прямо или косвенно с проаудированной бухгалтерской отчетностью экономического субъекта), то аудиторская организация должна обсудить это с руководством экономического субъекта.

3.4.1. При наличии разногласий между руководством экономического субъекта и аудиторской организацией по поводу обнаруженного в прочей информации существенного искажения факта аудиторская организация должна предложить руководству экономического субъекта передать данный вопрос на рассмотрение независимому эксперту (например, юридическому консультанту экономического субъекта) или соответствующему третьему лицу и принять во внимание результаты такого рассмотрения.

3.4.2. Когда, по мнению аудиторской организации, прочая информация подлежит корректировке в связи с существенным искажением факта, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о принятии дальнейших соответствующих мер. Они могут заключаться, в частности, в письменном уведомлении органа (должностных лиц) экономического субъекта, осуществляющего общее руководство деятельностью этого субъекта, о сложившейся ситуации, в получении соответствующей юридической консультации.

3.5. Если аудиторская организация рассматривает прочую информацию после даты подписания аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и обнаруживает существенное противоречие между прочей информацией и проаудированной бухгалтерской отчетностью или существенное искажение в прочей информации какого-либо факта, то аудиторская организация определяет, должна ли быть скорректирована прочая информация или проаудированная бухгалтерская отчетность.

3.5.1. При необходимости скорректировать проаудированную бухгалтерскую отчетность аудиторская организация руководствуется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности».

3.5.2. При корректировке прочей информации аудиторская организация должна предпринять меры, обеспечивающие достаточную уверенность в том, что руководство экономического субъекта внесло необходимые исправления и заинтересованные пользователи документа, содержащего проаудированную бухгалтерскую отчетность, уведомлены об этом.

3.5.3. Если, по мнению аудиторской организации, прочая информация подлежит корректировке, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, то аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о принятии дальнейших соответствующих мер. Они могут заключаться, в частности, в письменном уведомлении органа (должностных лиц) экономического субъекта, осуществляющего общее руководство деятельностью этого субъекта, о сложившейся ситуации, в получении соответствующей юридической консультации.

Приложение 1

ПРИМЕРЫ
ПРОЧЕЙ ИНФОРМАЦИИ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

1. Отчет исполнительного органа экономического субъекта, сопровождающий бухгалтерскую отчетность этого экономического субъекта за отчетный год.

2. В годовом отчете акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) — характеристика и результаты деятельности общества за отчетный год.

3. В проспекте эмиссии — данные об эмитенте, сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг, сведения о размещаемых ценных бумагах.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ПИСЬМЕННОГО УПОЛНОМОЧЕНИЯ СДЕЛАТЬ ОТМЕТКУ НА ДОКУМЕНТЕ, СОДЕРЖАЩЕМ ПРОАУДИРОВАННУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

[Бланк или угловой штамп другой

аудиторской организации]

[Адресуется соответствующему должностному лицу

аудиторской организации, уполномочиваемой сделать отметку]

В соответствии с соглашением между [наименование экономического субъекта] и нашими аудиторскими организациями мы рассмотрели прочую информацию, включенную в проспект эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта], на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 199[ ] год, аудит которой проводила наша аудиторская организация.

Рассмотрение прочей информации, включенной в проспект эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта], проводилось в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность». В соответствии с этим правилом (стандартом) рассмотрение нами прочей информации, включенной в проспект эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта], не может и не должно трактоваться [наименование экономического субъекта], а также заинтересованными пользователями аудиторского заключения о достоверности проаудированной нами бухгалтерской отчетности и проспекта эмиссии облигаций (включая уполномоченные государственные органы), как мнение нашей аудиторской организации о достоверности прочей информации или проспекта эмиссии облигаций в целом. Рассмотрение нами прочей информации не является аудиторской процедурой в смысле правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства». Мы не несем ответственность за достоверность прочей информации, включенной в проспект эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта], содержащий проаудированную нами бухгалтерскую отчетность [наименование экономического субъекта] за 199[ ] год.

При рассмотрении прочей информации, включенной в проспект эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта], нами не обнаружены никакие существенные данные (сведения), прямо или косвенно противоречащие данным, содержащимся в проаудированной нами бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 199[ ] год, а также существенные искажения фактов.

Настоящим письмом уполномочиваем Вас, не возлагая при этом на Вас никакой ответственности, сделать отметку на проспекте эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта], предусмотренную [наименование соответствующего нормативного акта], по форме, установленной данным нормативным актом. Сделанная Вами отметка на проспекте эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта] будет означать, что мы рассмотрели прочую информацию на предмет ее непротиворечивости, во всех существенных аспектах, проаудированной нами бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 199[ ] год. Сделанная Вами отметка на проспекте эмиссии облигаций [наименование экономического субъекта] не может и не должна трактоваться [наименование экономического субъекта], а также заинтересованными пользователями аудиторского заключения о достоверности проаудированной нами бухгалтерской отчетности и проспекта эмиссии облигаций (включая уполномоченные государственные органы), как-либо иначе.

Руководитель другой аудиторской организации

(аудитор, работающий самостоятельно)

Дата

Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
СПЕЦИАЛЬНОГО ПОЯСНЯЮЩЕГО ПАРАГРАФА В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ О СУЩЕСТВЕННОМ ПРОТИВОРЕЧИИ МЕЖДУ ПРОЧЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И ПРОАУДИРОВАННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ

Прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность включена руководством [наименование экономического субъекта] в годовой отчет общества за 199[ ] год общему собранию акционеров. Среди прочего в этом годовом отчете приведена оценка ликвидности [наименование экономического субъекта] по состоянию на 31 декабря 199[ ] года, сделанная руководством его. Однако оценка ликвидности [наименование экономического субъекта] в годовом отчете общества не подтверждается данными бухгалтерской отчетности, прилагаемой к настоящему Заключению.

Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение. Это заключение входит в состав годовой отчетности для утверждения на собрании участников.

Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:

  • собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
  • зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.

extern

Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать

Аудит бывает обязательным и инициативным.

Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.

Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.

В ходе инициативного аудита можно:

  • Проверить достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности. Это поможет выявить слабые места и ошибки в документации, вовремя скорректировать учет.  Безопаснее найти и устранить ошибки до того, как придет налоговый инспектор. Кроме того, с аудиторским заключением на руках проще привлечь инвесторов.
  • Проверить знания и квалификацию бухгалтерской службы предприятия. При необходимости направить сотрудников на повышение квалификации, запланировать обучающие семинары.
  • Проанализировать налоговые риски и снизить их до минимума.

Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.

Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:

  1. Организация имеет форму акционерного общества.
  2. Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
  3. Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
  4. Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
  6. Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.

Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.

Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:

  1. Анализ задач и определение стоимости аудита.
  2. Утверждение сроков проверки.
  3. Формирование группы аудиторов.
  4. Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
  5. Составление отчета и рекомендаций.
  6. Оформление аудиторского заключения.
  7. Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.

До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.

Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.

Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.

Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.

Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.

До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.

extern

Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать

При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.

В частности, аудиторы могут запросить:

  • первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
  • инвентаризационные ведомости;
  • документы по созданным резервам;
  • договоры;
  • учредительные документы;
  • выписки банка;
  • бухгалтерскую отчетность и декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
  • кадровые приказы;
  • авансовые отчеты;
  • штатное расписание и др.

Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.

Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:

  • неверные расчеты налоговых платежей;
  • расхождения отчетных показателей;
  • отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
  • неверное заполнение реквизитов;
  • арифметические ошибки;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании; 
  • уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
  • отсутствуют первичные документы;
  • не начислены положенные резервы;
  • нарушается лимит кассы и т.д.

Нарушения по основным средствам:

  • не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
  • не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
  • отсутствует аналитический учет;
  • расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
  • документооборот разных операций нарушен.

Налоговые нарушения

  • в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
  • необоснованное занижение налогов; 
  • НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
  • не отражены пени, штрафы по налогам;
  • неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
  • не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.

extern

Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать

За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.

Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.

Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).

Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России. Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей. Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).

Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО). За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.

Готовую бухгалтерскую отчетность можно отправить с помощью системы Контур. Экстерн. Также здесь можно заполнить и отправить в контролирующие органы декларации, налоговые и статистические отчеты. Сервис автоматически проверит контрольные соотношения в формах и укажет на недочеты. Вы сможете отследить прием отчетности. При положительном исходе в системе появится уведомление о приеме. Если отчет не примут, вы узнаете об этом из уведомления.

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Добавить в «Нужное»

Аудит бухгалтерской отчетности

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ). Посмотрим, что проверяется в ходе аудита бухгалтерской отчетности, каким бывает аудит и что выдается по его результатам.

Бухгалтерская отчетность – что это

Как мы сказали выше, аудиторской проверке подвергается бухгалтерская отчетность. А под ней понимается отчетность (или ее часть), формируемая в соответствии с Законом о бухучете (Закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами (в частности, ПБУ). Также в качестве проверяемой бухгалтерской отчетности может выступать аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация (ч. 3 ст. 1 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Виды аудита: обязательный аудит и инициативный

Аудиторские проверки бывают:

  • обязательные. Обязательный аудит проводится в отношении отдельных организаций, критерии и сроки проведения аудита устанавливаются в этом случае государственными правовыми актами и/или международными договорами РФ. О том, кто обязан в 2021 году проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности по итогам 2020 г., читайте в отдельной консультации;
  • инициативные. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые устанавливает сама организация либо предприниматель (если он захочет сделать такую проверку). Инициативный аудит проводится по решению руководства организации. Основная цель – выявить ошибки в ведении учета и составлении отчетности, провести анализ финансового состояния организации.

Кстати, аудит также делят на:

  • внешний — когда организацию проверяет независимая аудиторская организация или аудитор на договорной основе с целью объективной оценки достоверности учета и отчетности;
  • внутренний — когда проверка проводится штатными внутренними аудиторами или также на договорной основе сторонними аудиторами в интересах руководства организации и с целью помощи сотрудникам бухгалтерии.

Задача аудита бухгалтерской отчетности

В ходе аудиторской проверки подтверждается достоверность отчетности. То есть можно назвать следующие задачи аудита бухгалтерской отчетности:

  • проверка соответствия данных бухгалтерской отчетности требованиям нормативных документов;
  • формирование мнения о степени непрерывности деятельности проверяемого лица;
  • формулирование мнения аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчетности.

Основные этапы аудиторской проверки отчетности

Можно назвать 3 основных этапа аудиторской проверки:

  • планирование. На этом этапе составляются программа аудита и общий план, формируется перечень нормативно-правовых актов, регулирующих ведение учета и составление отчетности;
  • сбор аудиторских доказательств. Для этого анализируется учетная политика организации на предмет соответствия нормативно-правовым актам, проверяется полнота отражения результатов инвентаризации имущества организации в соответствии с нормативными актами, производится проверка совершенных хозяйственных операций на соответствие нормативным актам;
  • обобщение результатов проверки и формулирование мнения в аудиторском заключении. На этом этапе описываются выявленные ошибки и нарушения, составляется заключение для собственников и руководства проверяемой организации, формируется мнение относительно соответствия отчетных данных нормативным актам и по итогам формируется аудиторское заключение в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Форум для бухгалтера:

КонсультантПлюс: примечание.

Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.

1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3 ст. 5 применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Содержание страницы

  1. Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
  2. Какие компании должны проходить аудит обязательно
  3. Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
  4. Какие документы проверяют
  5. Результат
  6. Типичные ошибки и нарушения
  7. Ответственность за непроведение

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Кто должен проходить обязательный аудит?

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Как пройти обязательный аудит?

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Зачем нужен аудит бухгалтерской отчетности?

Проведение обязательного аудита регулируется п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и требуется, в том числе, от следующих организаций:

  • акционерных обществ (п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ);
  • организаций любых форм собственности за некоторым исключением, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в соответствии с налоговым законодательством превысил за предыдущий год 800 млн. руб. (в расчет берется сумма выручки из декларации по налогу на прибыль, внереализационные доходы, а также доходы по прочим режимам) (пп. 4а п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • организаций, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествующего отчетному года превысила 400 млн. руб. (пп. 4б п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • организаций, составляющих сводную (консолидированную) отчётность (ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»);
  • застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства (п. 5 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • унитарных предприятий в случаях, определённых собственником (п. 1 ст. 26 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • саморегулируемых организаций (п. 4 ст. 12 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
  • жилищных накопительных кооперативов (п. 1 ст. 54 ФЗ от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Следовательно, для таких организаций проведение обязательного аудита необходимо для соблюдения требований законодательства. Но этим польза аудита не ограничивается. Ошибки в бухгалтерской отчетности, которые согласно официальным правилам признаются несущественными для изменения безусловно положительного вывода в аудиторском заключении, могут оказаться важными для самой организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности.

Например, для организации могут быть важными почти все суммы недоплат налогов либо, наоборот, случаи их переплаты.

Также «взгляд со стороны» на бухгалтерскую отчетность, каким по сути является взгляд аудитора, может оказаться крайне полезным в вопросах организации учёта и контроля за проведением хозяйственных операций, потому что недостатки, которые ещё не привели к возникновению существенной ошибки или других сложностей, могут привести к таковым в будущем и далее к нежелательным последствиям, которые можно было бы избежать.

Примерами могут быть:

  • организация учета и инвентаризация товарно-материальных запасов;
  • организация документооборота и оформление документов кадрового учёта;
  • соблюдение требований трудового или гражданского кодекса, валютного законодательства.

Недостаточно большие по размеру выручки или активов организации, для которых обязательный аудит не требуется, нередко его не проводят. По прошествии времени их показатели растут и они сталкиваются с необходимостью обязательно провести аудит. В таких компаниях по причине их ранее небольшого размера, скорее всего, отсутствовал какой-либо внутренний мониторинг не только в части достоверности отчётности и соблюдения применимого к ним законодательства, но и мониторинг качества и эффективности применяемых способов ведения учёта и осуществления контроля.

В режиме крайней ограниченности времени после завершения отчётного года такая организация может столкнуться с тем, что в её отчётности содержатся существенные ошибки.

Характер таких ошибок может быть очень разный, и может затрагивать действительно большое число операций. Часто ошибки могут содержаться не только в отчётном, но и в прошлых периодах, и не только в учёте и отчётности, но и в налоговых декларациях. Если же организация по причине недостаточно больших размеров выручки или активов ещё не была объектом выездной налоговой проверки, то такая проверка с течением времени становится всё более вероятной и может быть назначена в любой момент. И не исключена ситуация, когда объём работ для исправлений оказывается слишком большим и на него уже не хватает времени, учитывая, что сотрудникам бухгалтерии приходится параллельно оформлять операции текущего периода.

В дополнение к индивидуальным ошибкам может выясниться, что практика ведения учёта и составления отчётности без бухгалтерских аудитов не была корректной или эффективной. Изменение такой практики в начале периода деятельности всегда дешевле по затратам ресурсов, чем по прошествии многих лет (на протяжении которых делалось иначе), когда исправить сделанное оказывается достаточно затруднительно.

Юлия Суслова
Ведущий аудитор

Поэтому до того, как возникнет необходимость обязательного аудита, для организации целесообразно получение независимого профессионального взгляда на способы ведения учета, составление отчётности, исчисление налогов и осуществление контроля внутри организации. Для этого даже не требуется проводить аудит и получать аудиторское заключение. Такой профессиональный взгляд на бухгалтерскую отчетность может быть получен в другой форме:

  • для узконаправленных и уже сформулированных вопросов это могут быть консультации на основе абонемента;
  • либо выполнение аудиторской компанией чётко обозначенных процедур, согласованных с организацией;
  • для более широкого круга задач — выполнение обзорной проверки одного или нескольких разделов учёта и отчётности, а также исчисления налогов.

Времени для таких форм выполнения работ, скорее всего, потребуется меньше, чем для аудита, а значит и их стоимость также окажется меньше. При этом работы могут быть проведены в наиболее удобное для организации время в течение года, когда нет максимальной загрузки, что позволит более эффективно взаимодействовать для получения наиболее полного эффекта.

Финансовый аудит  — Независимая проверка

Проверим правильность и полноту формирования бухгалтерских записей, первичных документов и корректность их оформления, достоверность
и правильность формирования бухгалтерской отчетности.

Рассчитать стоимость

Как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности?

Чтобы уменьшить расходы организации на проведение такой проверки, стандартами аудита предусматривается изучение не каждой хозяйственной операции и документа, а части из них. Выборка операций и документов производится таким образом, чтобы возможная ошибка, если таковая оказалась бы не выявленной по причине выборочного подхода, не повлияла бы на мнение вероятного пользователя отчетности.

Проверка операций может включать не только изучение того, соответствует ли операция в учёте подтверждающим её документам, но и анализ процедур проведения операций. Нередко такой анализ позволяет выявить бухгалтерский недочёт, который может привести к появлению ошибки определённого характера. Направленный поиск такой индивидуальной ошибки помогает выявить её ещё до начала частичной проверки.

Здесь следует отметить один действительно непростой для понимания аспект. Объём хозяйственных операций для указанной частичной проверки может быть в несколько раз меньше объёма всех операций в организации. И чем больше по масштабам организация, тем меньшая доля операций проверяется аудитором. Если бы аудитор проверял все или почти все операции, то состав аудиторской команды должен был бы быть сопоставим с числом сотрудников организации, участвовавшими в их отражении в учёте, а также сопоставимо время на такое исследование со временем, затраченным сотрудниками организации. Поэтому для таких больших объёмов начинает «работать» математическая статистика, когда для получения вывода о всех операциях в бухгалтерской отчетности достаточно проверить относительно небольшую часть из них.

При этом проверяемое количество операций рассчитывается таким образом, чтобы вывод, сделанный на основании проверенной части операций, статистически распространялся бы на все операции. Использование такого подхода означает, что вывод в отношении всех операций, сделанный на основе относительно небольшой части, тоже подвержен правилам теории вероятности, и поэтому гарантирует его безошибочность также с определённой степенью вероятности. Официальные правила проведения аудита содержат требования для такого уровня уверенности и гарантируют, что он является достаточно высоким, хотя и не стопроцентным (Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка» введён в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н).

Например, в каком-нибудь публичном акционерном обществе могут быть миллионы операций за год, которые совершаются огромным количеством сотрудников. При этом аудитором во время бухгалтерского аудита проверяются не все такие операции, а только часть (иначе время такой проверки заняло бы многие месяцы). При этом разница между суммой проверенных операций и суммой всех операций (то есть сумма непроверенных операций) будет существенной. Но количество выбранных операций для проверки в совокупности с методами выборки гарантируют, что с высокой вероятностью в непроверенных операциях не окажется существенной ошибки. При обнаружении же ошибки такие случаи рассматриваются индивидуально, чтобы определить, является ли такая ошибка повторяющейся, либо это был единичный случай. Для повторяющихся ошибок рассчитывается их общая ошибка для года.

Юлия Суслова
Ведущий аудитор

До начала определения части операций для исследования от аудитора требуется выполнить предварительную работу. Эта работа, в частности, включает проверку выполнения соотношений итоговых сумм для разных групп бухгалтерских операций. Это контроль выполнения своего рода ожиданий на основании понимания специфики бизнеса организации, применяемых правил учёта и знаний аудитором законодательства, применимого к организации. При невыполнении какого-либо соотношения аудитор отмечает эту область для более подробного изучения. Такой подход, или «взгляд сверху», помогает выделить области, которые могут содержать ошибку.
Также аудитор выделяет области или типы хозяйственных операций, которые, исходя из практического опыта аудитора или в силу своей сложности, могут содержать ошибку. Такие области также рассматриваются отдельно.

При обнаружении ошибок аудитор сообщает о них, иногда ещё во время работы, и тогда организация имеет возможность внести исправления сразу после бухгалтерского аудита либо оставить всё без изменений. Аудитор же, согласно требованиям к аудиторскому заключению, оценивает, являются ли существенными оставшиеся ошибки, и соответствующим образом формирует текстовую часть аудиторского заключения.

Подробнее об аудите:

Выбор аудиторской компании в 2019 году. На что обращать внимание.

Аудит и консалтинг — разбираемся с границей понятий

Новый штраф 700 тысяч из-за бухотчётности и аудиторского заключения: как избежать?

Защитите себя и свою компанию уже сейчас «Правовест Аудит» рекомендует начинать первый этап аудита уже сейчас 

Это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.

Задать вопрос

Особенности аудита в «Правовест Аудит»

При проведении аудита «Правовест Аудит» ставит задачей не только выполнение работ, необходимых для формирования вывода в аудиторском заключении, но и проверку дополнительных областей, результаты которой могут принести пользу бизнесу.

Одной из таких областей традиционно является проверка исчисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п. Учитывая сложность и постоянные изменения налогового законодательства, практически всегда удаётся найти налоговые риски, а также переплаты налогов, по своей сумме превышающие стоимость наших услуг.

Сильной стороной «Правовест Аудит» также является проверка соблюдения трудового законодательства. Нередко кадровые вопросы и связанные с ними вопросы налога на доходы физических лиц и страховых взносов приводят к налоговой недоимке и административным штрафам либо создают риски в отношениях с работниками или проверяющими органами.

Структура «Правовест Аудит» включает департамент аудита, департамент налогового консультирования и департамент юридического сопровождения, с обширной практикой досудебных разбирательств и ведением судебных дел, что позволяет нашим командам и нашим клиентам оперативно получать высокопрофессиональный взгляд в разных ситуациях, и таким образом помогать клиентам в самых сложных вопросах налогообложения, учёта, оформления сделок и прочего. Постоянный штат сотрудников всех отделов позволяет сохранять преемственность и высокое качество выполнения работ.

Что такое аудит и почему его не стоит бояться?

Опубликовано 13.09.2021 09:27
Автор: Administrator
Просмотров: 8899

Друзья, у нас для вас потрясающая новость! Теперь помимо подробных публикаций на тему ведения учета мы будем публиковать статьи и про аудиторскую проверку каждого из участков работы бухгалтера с подробным разбором типичных ошибок! Ведь к какой бы сфере деятельности не относилась ваша организация, есть большая вероятность, что ей рано или поздно может потребоваться внешняя аудиторская проверка. В этой статье мы поговорим в целом об аудите: кто его должен проводить, из скольки этапов состоит проверка и каковы штрафные санкции за ее отсутствие. 

 Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2021 году?

Необходимость аудита определяется важностью достоверности и прозрачности финансовой информации для принятия решений заинтересованными пользователями, собственниками имущества экономического субъекта. 

Аудит – это независимая проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний, осуществляемая в целях выражения мнения о ее достоверности.

Его проведение касается не только крупных предприятий с большим количеством сотрудников, но и относительно маленьких компаний, если они подлежат обязательному аудиту (ежегодная проверка, проведение которой определяется прямым указанием в нормативных актах).

Для того, чтобы понять какие организации точно попадают под обязательный аудит стоит воспользоваться критериями, установленными п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ в эту норму внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2021 года.

Итак, с 2021 года (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит необходим следующим организациям:

• получившим за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. (ранее – 400 млн руб.) или имеющим по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. (ранее – 60 млн руб.);

• ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

• являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;

• являющимся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);

• иным организациям в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год (согласно законодательству Российской Федерации) можно найти на сайте Минфина России.

Может ли аудит быть добровольным?

Да, конечно же, проведение аудита может быть добровольным, то есть инициировано собственником в определенных интересах.

Например, при смене руководителя, главного бухгалтера или сомнениях в правильности и достоверности учета.

Нередко собственники заказывают аудит с целью проверки работы бухгалтерии, чтобы оценить возможные риски.

Кто проводит аудит?

Аудит осуществляется независимыми аудиторскими компаниями, сотрудники которых являются аудиторами.

Не каждый человек, обладающий экономическим образованием, имеет право проведения аудита. Для осуществления такой деятельности он обязан пройти экзамен для получения специального аттестата и состоять в СРО.

От аудиторов требуется высокий уровень компетентности и знаний законодательства бухгалтерского и налогового учета в разных сферах и отраслях деятельности. При выполнении профессиональных обязанностей важную роль играют правила этики, независимости и конфиденциальность.

Как происходит аудиторская проверка?

Проверка может происходить в один этап, или поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

Плюсы поэтапного проведения в оперативном устранении некоторых ошибок и неточностей до окончания проверки.

Аудиторская проверка касается всех аспектов деятельности той или иной компании. Во время поведения проверки проверяются не только документация предприятия, но также проводится анализ особенностей её работы.

Она включает в себя несколько этапов:

• Подготовительный (ознакомительный анализ деятельности аудируемого лица и принятие решения о заключении договора);

• Планирование (заключение договора, составление плана и стратегии проверки, формирование аудиторской группы);

• Основной (непосредственно проведение проверки, изучение бухгалтерского учета и отчетности, сбор аудиторских доказательств);

• Заключительный (документирование доказательств, подготовка заключения, передача заказчику).

По окончанию выдается аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности отчетности, и отчет (если составление отчета предусмотрено условием договора), содержащий замечания по вопросам системы внутреннего контроля, соблюдения законодательства и достоверности бухгалтерской отчетности, ссылку с указанием нормативных актов, которые были нарушены.

Полученные результаты отражают выводы о правильности ведения бухучета, а также корректности информации в финансовой отчетности организации, предназначенной для всех заинтересованных пользователей.

Есть ли штрафы за непрохождение аудиторской проверки?

Да, есть.

В КоАП (ст. 15.11) предусмотрены штрафы за отсутствие аудиторского заключения (от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц); повторное деяние – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет). Срок давности 2 года с момента совершения правонарушения.

Кроме того организация должна направить заключение в налоговый орган для размещения на ресурсе ГИРБО https://bo.nalog.ru/. Подается оно вместе с отчетностью или в течение 10 дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря.

По итогам обязательного аудита в течение трех дней компания также обязана его результаты разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности экономических субъектов https://fedresurs.ru/?attempt=1.

Размещение информации платное.

За непредставление или несвоевременное раскрытие сведений предусмотрен штраф (от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение –от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет) (ст. 14.25 КоАП РФ).

Многие руководители и бухгалтеры негативно воспринимают проверку, предполагая, что ее результаты могут отрицательно отразиться на деятельности компании. Однако не стоит путать с налоговой поверкой, аудитор действует всегда в интересах клиента, и никакой карательной функции не несет.

Как подготовиться к аудиту?

Хочется отметить, что не стоит несерьезно относиться или совсем игнорировать требования законодательства о проведении аудиторской проверки, а также воспринимать аудит как личный экзамен по бухгалтерскому учету.

Более того, проведенная аудиторская проверка часто оказывается крайне полезной, так как в ходе неё могут быть выявлены нарушения, способные повлечь за собой возникновение существенной ошибки, а своевременное обнаружение позволит избежать таких ситуаций в дальнейшем.

А как приятно бывает осознавать, что по результатам проведенной проверки установлено, что в учете всё в порядке, и ваши труды и время потрачены не зря!

Чтобы подготовиться к проверке следует привести в соответствие всю первичную документацию, подготовить бухгалтерскую отчетность и проверить в ней наличие всех форм. Законодательно закрепленного перечня документов, представляемых для проведения ежегодного обязательного аудита нет. Аудиторы могут запросить абсолютно любые документы аудируемого лиц. Перед проведением аудиторской проверки аудиторы предоставят список необходимых документов.

Какие ошибки чаще всего находят аудиторы?

Приведем несколько распространенных нарушений, выявляемых в ходе проведения аудита:

1. Недостаточный контроль за формированием бухгалтерской отчетности;

2. Непроведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или аудируемым лицом не соблюдаются сроки и периодичность проведения инвентаризации, и порядок отражения ее результатов;

3. Способы ведения учета, закрепленные в учетной политике организации, не соблюдаются фактически;

4. Отсутствуют резервы (под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, по отпускам);

5. Не создан резервный капитал (для акционерных обществ, и иных организаций, уставом, которых предусмотрено формирование фонда).

Ну а в следующих публикациях вас ждут подробные разборы аудиторской проверки каждого из разделов учета с описанием ошибок и рекомендациями к их устранению.

Автор статьи: Евгения Тарасова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Добавить комментарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эколаб агат вич 1 2 инструкция
  • Ацетилсалициловая кислота инструкция детям от температуры дозировка в таблетках
  • Бушдм 1 руководство по эксплуатации
  • Пермакультура руководств дизайнера
  • Элетриптан инструкция по применению цена отзывы аналоги