Руководство экономикой страны снг

Председатель Экономического совета Содружества Независимых Государств, Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики КАСЫМАЛИЕВ
Адылбек Алешович
Первый заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики ЭЮБОВ
Ягуб Абдулла оглы
Вице-премьер-министр Республики Армения ГРИГОРЯН
Мгер Гербертович
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь ПЕТРИШЕНКО
Игорь Викторович
Заместитель Премьер-Министра – Министр торговли и интеграции Республики Казахстан

ЖУМАНГАРИН
Серик Макашевич

Заместитель Премьер-министра, Министр экономического развития и цифровизации Республика Молдова АЛАЙБА
Думитру
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
ОВЕРЧУК

Алексей Логвинович 
Республика Таджикистан
Заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана ГЕЛЬДИМЫРАДОВ
Ходжамырат
Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан КУЧКАРОВ 
Джамшид Анварович
Украина

Экономическое сотрудничество как локомотив развития стран СНГ

28 октября 2022 года состоялось очередное заседание Совета глав правительств (СГП) Содружества Независимых Государств – органа, традиционно фокусирующегося на социально-экономической проблематике. На прошедшем заседании наряду с крупным социальным блоком главы правительств рассмотрели очередной пакет стратегических и концепуальных экономических вопросов, решения по которым предопределят характер экономического взаимодействия на ближайшие годы. Особое внимание, в частности, было уделено расширению режима свободной торговли, цифровой трансформации отраслей химического комплекса, вопросам научно-технического, технологического и инновационного сотрудничества.

В целом же экономическое сотрудничество является ключевым приоритетом СНГ, на что прямо указывает Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, обновленная Решением Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года. При этом, согласно Концепции, полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств – участников СНГ выступает необходимым условием их устойчивого развития.

Как влияет углубление экономических отношений между странами Содружества на темпы их развития?

Среди наиболее мощных стимулов развития государств – участников СНГ особое место занимает созданная между ними зона свободной торговли. Договор о ней был подписан в 2011 году восемью странами Содружества. 31 мая 2013 года подписан протокол, предусматривающий применение Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан. Зона свободной торговли таким образом охватила 9 государств – участников СНГ.

Ее главным преимуществом является обнуление таможенных пошлин по подавляющему большинству категорий товаров, устранение иных барьеров и ограничений во взаимной торговле. Таким образом, товар, экспортируемый одной страной СНГ в другую, становится более доступным по цене и более конкурентоспособным на территории страны-импортера. Это позволяет наращивать объемы реализации продукции национальных производителей в страны Содружества, и, соответственно, наращивать объемы производства, что способствует росту валового внутреннего продукта (ВВП), налоговых поступлений, доходов населения и дает другие ощутимые результаты.

Зона свободной торговли СНГ стала одним из важнейших факторов преодоления отрицательной динамики в доле взаимного внешнеторгового оборота стран Содружества в общем обороте. На протяжении 2000-х годов удельный вес стран СНГ в их внешнеторговом обороте сокращался. Если в 2000 году в целом по Содружеству на входящие в него страны приходилось 28 % внешнеторгового оборота, то в 2005 году – 23 %, в 2010 году – 22 %. В 2015, 2020 и 2021 годах этот показатель оставался стабильным на уровне 19 %[1].

На фоне роста общих объемов внешнеторгового оборота государств – участников СНГ сохранение в нем за странами Содружества стабильной доли сопровождается существенным ростом стоимостных показателей взаимной торговли. Если в 2000 году взаимный экспорт в страны СНГ составлял всего 27,0 млрд долларов США, то в кризисном 2020 году – 88,2 млрд долларов США, в 2021 году – 117,2 млрд долларов США[2].

В 2022 году торговые отношения между государствами – участниками Содружества получили дополнительный импульс, смягчивший экономическое давление западных стран. По оценке Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С.Лебедева, «Запад сам толкает страны Содружества на активизацию взаимной торговли»[3]. При вынужденном снижении объема товарооборота с дальним зарубежьем, государства СНГ быстро среагировали на эти негативные тенденции и наращивают взаимный товарооборот.

В ходе заседания Совета глав государств (СГГ) Содружества 14 октября 2022 года Президент Российской Федерации В.Путин отметил, что в первом полугодии текущего года товарооборот России с государствами СНГ вырос на 7 %, до 46 млрд долларов США[4]. Внешнеторговый оборот Республики Беларусь со странами СНГ в первом полугодии 2022 года составил 26,47 млрд долларов США, увеличившись на 2,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[5]. Стратегический курс Республики Узбекистан на расширение экономического сотрудничества в рамках СНГ также приносит свои плоды. По заявлению Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева на этом же заседании СГГ, «товарооборот Узбекистана с государствами Содружества по итогам прошлого года (прим. – 2021 года) увеличился на 35 %, а с начала этого года вырос еще на треть»[6].

Преимущества зоны свободной торговли СНГ не сводятся только к наращиванию объемов реализации продукции и товарооборота. Среди ее существенных достоинств следует отметить повышение инвестиционной привлекательности стран Содружества для иностранного капитала. Создавая предприятие на территории любого государства в пределах зоны свободной торговли, зарубежный инвестор принимает в расчет, что общий рынок, на который он выходит, включает не одну, а восемь стран[7] СНГ численностью населения 231,1 млн человек (на начало 2022 года)[8].

Новый этап в развитии общего экономического пространства призвано открыть Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций государств – участников Содружества Независимых Государств, работа над которым начата в 2012 году. 14 октября 2022 года главы государств поручили правительствам стран Содружества завершить внутригосударственное согласование проекта этого Соглашения для его дальнейшего подписания в рамках СГП СНГ. Его введение в действие расширит поле экономического сотрудничества сторон еще на один крупный сегмент экономикисферу услуг, обеспечивая формирование их общего рынка и свободу движения капитала.

Режим свободной торговли товарами и услугами серьезно стимулирует развитие транспортной инфраструктуры. Трансформация сети транзитных железных дорог и автомагистралей в пределах Содружества в 2010-е годы значительно ускорилась под влиянием целого ряда факторов. Ключевую роль в этом сыграли лавинообразный рост грузопотока по маршруту Китай – Европа – Китай и создание в пределах СНГ благоприятных условий для транзитных перевозок. Наряду с углублением экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и выдвижением масштабной китайской инфраструктурной инициативы «Пояс и путь» значительная часть таких условий создана непосредственно в результате функционирования Содружества. К ним относится не только свобода транзита товаров и транспортных средств, предусмотренная Договором о зоне свободной торговли, но и последовательная реализация соглашений СНГ в области транспорта, а также постоянное взаимодействие профильных структур государств – участников СНГ в ходе работы соответствующих органов отраслевого сотрудничества.

Показательно, что только в рамках работы АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» – совместного белорусско-казахстанско-российского сервиса по транзитной железнодорожной перевозке контейнеров из Китая в Европу и обратно – объем перевозок с 2016 года по 2021 год вырос почти в 7 раз (с 100,5 тыс. ДФЭ до 692,5 тыс. ДФЭ) и продолжает оставаться на высоком уровне в 2022 году (на 31 октября 2022 года – 556,1 тыс. ДФЭ), несмотря на санкционные ограничения в отношении Беларуси и России[9]. И это – не единственный крупный логистический коридор в пределах Содружества, где продолжают набирать обороты транскаспийские маршруты, а также ряд других проектов в Центральной Азии.

Не случайно, выступая на заседании СГГ 14 октября 2022 года, Президент России В.Путин подчеркнул, что на текущем этапе «ключевой задачей видится обустройство проходящих через территорию государств СНГ трансъевразийских логистических коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг»[4]. При этом введение санкций, нарушающих сложившиеся цепочки поставок и ограничивающих работу успешно функционировавших транзитных маршрутов, актуализирует реализацию транспортных проектов, которые способствуют расширению доступа товаров стран Содружества на Ближний Восток и в Африку, в Южную и Юго-Восточную Азию.

В этом контексте Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев обращает внимание на критическую важность совместного развития новых логистических коридоров. В частности, он заявил: «Речь идет о проектах строительства железных дорог Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, а также Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Эти дороги будут органично дополнять действующие маршруты, способствуя превращению СНГ в ключевое звено трансконтинентальных транспортных перевозок, сокращая в разы их сроки и стоимость»[6].

Преимущества зоны свободной торговли, развитая транспортно-логистическая инфраструктура и динамично развивающееся сотрудничество стран Содружества в сфере сельского хозяйства создают прочный фундамент для обеспечения продовольственной безопасности всех государств – участников СНГ и доступности продуктов питания. Экономическое пространство Содружества в наименьшей степени подвержено влиянию факторов, спровоцировавших развитие глобального продовольственного кризиса, прежде всего роста цен на энергоносители и удобрения, а также сокращения объемов предложения сельхозпродукции на мировом рынке.

В странах СНГ в полном объеме обеспечивается бесперебойное и доступное снабжение внутренних рынков топливно-энергетическими ресурсами, которое осуществляется на основе долгосрочных соглашений и контрактов. Национальные аграрные сектора в СНГ также в малой степени затронуты кризисными тенденциями на глобальном рынке удобрений, в том числе потому, что санкционное давление на их производство в России и Беларуси не оказывает негативное влияние на их поставки партнерам из стран Содружества.

Заслуживает внимания также тот факт, что возможности государств Содружества позволяют в полном объеме удовлетворять спрос на продукты питания в его пределах. Например, Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств – участников СНГ на 2022 год предусматривает, что по мясу и пищевым мясным субпродуктам 41,67 % импорта в страны Содружества будет осуществляться из других государств – участников СНГ, причем планируемый экспорт этой продукции из стран СНГ в целом на 25 % превышает потребности в ее импорте в Содружество. По зерну (без зернобобовых) страны Содружества будут удовлетворять взаимные потребности в импорте на 94,64 %, а его планируемый экспорт в целом в 20,8 раза превышает потребность в импорте в СНГ[10].

Не менее значимым для экономического развития государств – участников СНГ стало их сотрудничество в области промышленной политики. Его ключевыми направлениями выступают расширение взаимовыгодных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами отраслей промышленности, формирование и реализация совместных проектов и программ, создание совместных производств и благоприятных условий для инновационного промышленного развития, повышение конкурентоспособности производимых товаров. Существенным является вклад стран Содружества в решение вопросов импортозамещения, тесно взаимосвязанных с укреплением их экономической независимости.

Соглашение о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств – участников СНГ было подписано еще в 2012 году. Наиболее заметны результаты его реализации в областях развития цифровой экономики и цифровизации ряда отраслей промышленности, химического и энергетического машиностроения, автомобилестроения, горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов (ТЭК). Одно из центральных мест в работе профильного совета принадлежит промышленной кооперации, концепция развития которой и соответствующий комплекс мер, разработанные по инициативе Республики Узбекистан, будут приняты в ближайшее время.

Сотрудничество в СНГ в области промышленности на сегодняшний день – это десятки тысяч рабочих мест, созданных партнерами по Содружеству, взаимные инвестиции, обмен технологиями и инновациями и, в конечном итоге, весомые объемы произведенной продукции и рост ВВП. Страны СНГ активно реализуют совместные промышленные проекты. При этом, следует отметить, что с учетом масштабов экономики и колоссального инвестиционного потенциала наибольшую активность в создании совместных производств на пространстве СНГ проявляет Россия.

В Азербайджане действует около 1000 компаний с российским капиталом в авиации, автомобилестроении, фармацевтике, судостроении, химической промышленности. Так, например, российский ЛУКОЙЛ участвует в разработке месторождения «Шах-Дениз», ОАО «КАМАЗ» продолжает сборку автомобилей КАМАЗ и «Урал» на Гянджинском автомобильном заводе, успешно реализуется первый российско-азербайджанский фармацевтический проект – запущено производство на заводе «Р-Фарм» в Пираллахинском промышленном парке.

В Армении российской компанией РУСАЛ осуществляется производство алюминиевой фольги в Арабкирском районе Еревана, а ОАО «ГеоПромМайнинг» модернизирует медно-молибденовый комбинат с учетом новых технологических решений.

Перечень двусторонних проектов Беларуси и России в промышленном сотрудничестве затрагивает широкий круг отраслей: микроэлектроника, машиностроение для ТЭК, сельскохозяйственное и дорожное машиностроение, двигателестроение и другие. Сейчас готовится к подписанию межправительственное соглашение о сотрудничестве в области развития микроэлектронных технологий, а также межправительственное соглашение о единой промышленной политике.

Беларусь, Россия и Казахстан в начале июля приняли решение о создании единой авиационной технологической платформы в Ульяновской области, в рамках которой Ульяновск может стать хабом для обслуживания самолетов из ЕАЭС и Узбекистана. Соглашение заключили авиаремонтный завод города Барановичи и ТОО «Казахстанская авиационная индустрия», а на территории Ульяновской области расположены ключевые российские предприятия в сфере разработки и производства авиационной техники и авиакомпонентов.

Все более важную роль играет промышленная кооперация между субъектами хозяйствования Казахстана и России. В июле 2022 года премьер-министры двух стран подписали новую программу действий по расширению промкооперации стоимостью в 6,5 млрд долларов США, которая включает более 20 проектов в сферах электротехники, автомобильной электроники, удобрений, полимеров и прочего и создаст в Казахстане 12,6 тыс. рабочих мест. Всего же промышленная кооперация двух стран – это 62 проекта (уже реализованных и будущих) на сумму 22,2 млрд долларов США.

Кыргызстан совместно с Россией осуществляет проект строительства и эксплуатации золоторудного комбината на месторождении «Джеруй» Таласской области. Запуск предприятия состоялся в марте 2021 года, а всего в развитие месторождения инвестировано более 600 млн долларов США.

В Таджикистане объем российских инвестиций достиг 1,6 млрд долларов США, что составило 16 % от общего объема иностранных инвестиций. На начало 2022 года в стране работало свыше 300 российских компаний в таких сферах как строительство, связь, геологоразведка и добыча, энергетика и другие. Перспективными сферами взаимодействия признаны металлургия, горнодобывающая промышленность, фармацевтика.

Сотрудничество Туркменистана и России в рамках промышленной кооперации особенно рельефно проявляется в области судостроения. В тесном взаимодействии российского АО «Объединенная судостроительная корпорация» и туркменского АООТ «Судостроительный и судоремонтный завод «Балкан» в республике динамично развивается, по сути, новая отрасль. «ЛУКОЙЛ» ведет переговоры об условиях участия в качестве оператора проекта освоения нефтегазоконденсатного месторождения «Достлук» в Каспийском море. Давно и успешно в Туркменистане работает «Татнефть», занимающаяся ремонтом и обслуживанием нефтяных скважин.

Устойчиво и весьма продуктивно в последние годы развивается также кооперация России с Узбекистаном. Оба государства сейчас активно обсуждают формирование общих производственных цепочек в автопроме и авиастроении, фармацевтике, химической промышленности, металлургии, горно-шахтном машиностроении. По словам Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева, «только за последние месяцы с партнерами из стран СНГ запущено более 800 новых предприятий»6.

В российском Минпромторге отмечают, что Россией по состоянию на июль 2022 года со странами СНГ реализуются 215 совместных промышленных проектов, причем все они представляют собой взаимовыгодное сотрудничество.

Промышленная кооперация стран Содружества нацелена, кроме всего прочего, и на решение более глобальной задачи, имеющей стратегическое значение для экономик государств СНГ, – импортозамещения. Эта задача всегда стояла на повестке дня, но в последнее время приобрела особую актуальность.

Здесь, прежде всего, речь идет о переориентации имеющихся товарных потоков. Так, Минпромторг России видит потенциал в диверсификации товарной структуры импорта за счет поставок из стран Центральной Азии чугуна, стального проката, цветных и редкоземельных металлов, каучуков, шин, битумов, пищевой и сельскохозяйственной продукции. Уже налажены поставки рыбы из Приморского края в Беларусь и обратные поставки белорусской сельскохозяйственной продукции рефрижераторами на Дальний Восток. Когда после февраля 2022 года в России возникли сложности с глиноземом, необходимым для выплавки алюминия, то помог Казахстан, увеличив за полугодие поставки вдвое – до 400 тонн.

Узбекистан будет поставлять в Россию подшипники, с которыми сейчас сложился дефицит, – соответствующее соглашение подписано в рамках «ИННОПРОМА» в Екатеринбурге между компаниями SPZ Bearings и «Желдормаш», причем планируются поставки 200 тыс. штук продукции в год. По данным ряда российских СМИ, некоторые российские ретейлеры из-за дефицита определенных брендов стали расширять ассортимент за счет производителей из Узбекистана.

Как отметил в июле 2022 года вице-премьер России А.Оверчук, Беларусь и Россия договорились о 14 совместных проектах по импортозамещению. Они будут осуществляться на территории Беларуси, а Россия будет предоставлять финансирование. Эти проекты будут нацелены на создание выпадающих комплектующих, в частности в лесозаготовительном, сельскохозяйственном машиностроении, автопроизводстве. Предложено также построить в Беларуси литейное производство, которое удовлетворит потребности как Минского тракторного завода, так и российских машиностроителей, например КАМАЗа. При этом российский вице-премьер подчеркнул, что по целому ряду направлений будут создаваться абсолютно новые производства с нуля, чтобы ни от кого не зависеть. До конца 2022 года завершится проработка семи таких проектов, после чего страны планируют приступить к их реализации. Россия выделила на участие Беларуси в этих программах 1,5 млрд долларов США.

Естественно, что обозначенными направлениями развитие экономического сотрудничества в Содружестве далеко не ограничивается. Взаимовыгодное взаимодействие продолжается и наращивается в самых различных отраслях экономики и финансов. Здесь уместно будет упомянуть и увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах в рамках СНГ. Помимо обеспечения большей самостоятельности финансовых систем, а также ограничения возможностей осуществления любых сделок под фактическим надзором зарубежных, прежде всего американских институтов[11], проведение расчетов в национальных валютах сокращает порочную практику дотирования американской экономики за счет необходимости использования долларов США для осуществления транзакций.

Наглядным показателем и одновременно яркой иллюстрацией востребованности экономического сотрудничества выступает, по оценке Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С.Лебедева, сохранение позитивной динамики развития государств участников СНГ, несмотря на все нынешние экономические трудности и прогнозы ряда влиятельных международных организаций. По сведениям Статкомитета Содружества, в 2021 году объем ВВП наших стран возрос на 4,6 %. За первое полугодие 2022 года подавляющее большинство государств – участников СНГ обеспечило внушительный рост ВВП: Азербайджан – на 6,2 %, Армения – на 8,6 %, Казахстан – на 4,6 %, Кыргызстан – на 6,3 %, Таджикистан – на 7,4 %, Туркменистан – на 6 %, Узбекистан – на 5,4 %[12].

Безусловно, принимая во внимание достаточно прогрессивную экономическую политику в странах Содружества, каждая из них имеет колоссальный собственный потенциал развития. Но сотрудничество в рамках СНГ и других интеграционных образований, созданных на его пространстве, выступает мультипликатором роста, способствующим дальнейшему укреплению национальных экономик. При этом Содружество имеет все возможности не только для смягчения неблагоприятных изменений внешнеэкономической конъюнктуры, но и для усиления влияния входящих в него стран на глобальные экономические процессы и самостоятельного определения своих экономических и политических приоритетов.

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ

 


[1] Содружество Независимых Государств в 2021 г. Краткий сборник предварительных статистических итогов / Статкомитет СНГ. – М., 2022. Стр. 134.

[2] Там же. Стр. 123.

[3] Страны СНГ вырабатывают предложения по совместным мерам реагирования на экономические вызовы [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/23315. Дата доступа: 28.10.2022.

[7] Исключая Украину с учетом приостановления Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговле с 1 января 2016 года в отношении Украины.

[8] Расчет по данным на начало 2022 года, за исключением Республики Таджикистан с данными на начало 2021 года: Международные сравнения / Статистика СНГ (Статистический бюллетень). – 2022. – № 1 (566) / Статкомитет СНГ. – Стр. 181.

[9] Объем перевозок // ОТЛК ЕРА. – Режим доступа: https://www.utlc.com/. Дата доступа: 18.10.2022

[11] Формальным основанием для осуществления такого надзора выступают межгосударственные соглашения, регулирующие трансграничное предоставление отчётности в рамках американского Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), к заключению которых США под различными предлогами склонили многие страны, включая государства – участники СНГ.

[12] Социально-экономическое положение стран Содружества Независимых Государств в I полугодии 2022 года (по данным национальных статистических служб). Доклад. / Статкомитет СНГ. – М., 2022. Стр. 6.

Изучив путь развития экономики стран СНГ за 10 предыдущих лет (1991-2021г.г), установлено, что содружество прошло многоступенчатый процесс своего формирования. Это был путь от создания, созидания до различных преобразований, кризисных ситуаций, многочисленных переговорных процедур.

экономика снг

Все это продолжительное время страны СНГ создавали общие стандарты, единые системы, занимались интеграцией экономик своих государств. Как итог этой большой деятельности, возникли и успешно функционируют: Единое экономическое пространство, Евразийское сообщество экономики, Таможенный союз.

В результате упростились нормативные требования в экономических взаимоотношениях членов СНГ,  в частности, таможенного режима по ввозу и вывозу товаров, их взаимное сотрудничество стало только укрепляться.

Страны Содружества независимых государств имеют разный уровень развития. Лидирующее положение занимает Российская Федерация, следом идет Казахстан, за Казахстаном Беларусь.

К лидирующим станам СНГ придвигается Азербайджан, который имеет большое количество добывающих и перерабатывающих предприятий газовой и нефтяной отрасли, что усиливает финансовые обороты этого государства.

экономика снг

Азербайджан, Баку — город нефтяных магнатов

Проводником и основным звеном в создании и расширении внешнеэкономических связей, вхождении в мировые рынки, интеграции членов СНГ в мировое сообщество считается Российская Федерация — самое большое и самое богатое государство Содружества. От РФ, как основного инвестора, зависят другие страны СНГ.

Основные тенденции экономики

  • Переустройство экономики для достижения большей эффективности. Происходит в странах по-разному, отличается непохожестью и национальной индивидуальностью.
  • Укрепление взаимных отношений, дополнение друг друга.
  • Поставлена задача создать единый комплекс народного и сельского хозяйства. Неэффективность выпуска сельскохозяйственной продукции подводит к объединению этой отрасли для достижения более выгодных показателей. Невыгодные на сегодня условия привели к падению объемов продукции сельскохозяйственного сектора. Например, в России он снизился до 67 %, в Казахстане-48%, в Беларуси-16%.
  •  Пересматривается экспорт сырья, топлива, энергоресурсов на мировые рынки, включая Европу, Азию, Ближний Восток, Кавказ. Так как часть стран задолжали России в значительных суммах, в том числе за поставку газа, сотрудничество подлежит пересмотру, вплоть до отказа от активных действий в этой сфере с некоторыми странами,  поэтому меняются цены на газ.
  •  Идет тенденция сокращения предприятий, работающих в рамках Таможенного союза, до объемов производства, не превышающих требований рынка.
  • Основываясь однотипностью экономик в странах Содружества, разрабатываются общие положения, чтобы упростить задачу в продвижении товаров и услуг на внешних рынках.
  • Необходимо ставить цели и задачи, обеспечивающие дальнейшее развитие экономики членов СНГ:
  • Активнее вступать в мировые рынки всем Содружеством или индивидуально.
  • Направить усилия на поступательный рост ВВП.
  • Исключить предпосылки для кризисных ситуаций, остановить инфляцию и перейти к наполнению  бюджетов стран Таможенного союза.
  • Возродить и реконструировать утратившую свои позиции промышленность.
  • Улучшить внешнеэкономические связи, активизировать импорт.

снг

Страны СНГ в большей степени выступают как сырьевой придаток в экономиках Северной и Южной Америки, Европы, Австралии, Азии. Но идет большая работа в вопросе улучшения позиций Содружества в сотрудничестве с мировым экономическим сообществом на более выгодных условиях.

Среди стран СНГ не все государства имеют одинаковые показатели экономики, впереди других идут РФ, Казахстан, далее — Беларусь, Армения, Азербайджан.

Эти государства имеют сравнительно стабильный рост ВВП, увеличивают производственные объемы в промышленности, демонстрируют рост темпов интеграции.

Немного ближе стал к этому перечню Узбекистан. Страны, не вошедшие в этот список, имеют низкие показатели национальных экономик и характеризуются постоянными кризисами в хозяйственной деятельности.

график

Экономика стран СНГ в 2020-2021 годах: сравнение уровня и стратегий развития

Товары, которые экспортируются странами СНГ на мировых рынках, в большей степени являются сырьевыми. Из России и Казахстана на экспорт качают нефть; природный газ идет по трубам в мировое сообщество из России, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана; уголь экспортируют из Казахстана и России; лес – из России и Беларуси; цветные и редкие металлы тоже поставляют Россия и Беларусь; полезные ископаемые экспортируются Казахстаном, Россией, Беларусью.

Имея большой потенциал в энергоресурсах и дешевой рабочей силе, страны СНГ не используют широко эти статьи экспорта в своей внешнеэкономической деятельности.

Поскольку экспорт членов СНГ основывается на сырьевых товарах, а цены на сырье в мире то и дело меняются, это подрывает стабильность экономики, приводит к снижению ее   эффективности в целом, следовательно, влияет на показатели ВВП почти во всех членах СНГ.

На рынки СНГ 94 % всей продукции производят и поставляют Россия, Казахстан, Беларусь, Узбекистан.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

снг

В первые годы образования СНГ, в результате проведенных реформ, произошли структурные изменения внешнего и внутреннего рынка государств, входящих в это сообщество.

ВВП падал. Даже в РФ, которая всегда была лидирующим членом Содружества, реформы шли с большими трудностями,  страна оказалась в зависимом положении от импорта, увеличивался государственный долг, появилась угроза вывода российского капитала за рубеж.

Конечно, такое положение негативно повлияли на товарные взаимоотношения между членами Содружества. Объемы продаж Российской Федерации партнерам по СНГ снизился до 19 миллиардов долларов США, что не соответствовало настоящим возможностям в этой отрасли хозяйствования.

Падение масштабов торговли не могло не вызывать обеспокоенность о стороны участников СНГ, это не в малой степени подтолкнуло к образованию Таможенного союза.  Состояние торговли стало меняться в лучшую сторону после создания Таможенного союза и  ТС ЕАЭС.

Территория таможенного союза ЕАЭС

Территория таможенного союза ЕАЭС

Оживились торговые отношения между Россией, Беларусью и Казахстаном. Увеличились импортно-экспортные поставки между этими странами. Рыночная конкуренция обязала поставлять товары более высокого качества, что повысило их востребованность на внутреннем и внешнем рынке.

На рынке Содружества ключевыми импортно-экспортными товарами выступают нефтепродукты, целлюлоза, автомобили, сливочное масло, сахар. РФ и другие страны СНГ считают приоритетным приобретать продукцию и услуги не на мировом рынке, а у государств Содружества.

Но внешние торговые сделки РФ по объемам превышают торговые операции со странами СНГ. Для Беларуси, Молдовы, стран Средней Азии основным импортером является РФ, которая поставляет им энергоресурсы, технику, сырье.

Поставка товаров из России в страны Содружества составляет от 54% до 88% от общего объема.   Страны, не входящие в состав Содружества, имеют значительные товарообороты с государствами СНГ, в большей степени с РФ. Внешнеторговые операции по экспорту составляют 78% , а по импорту -57%.

Внешняя торговля товарами России со странами СНГ

Внешняя торговля товарами России со странами СНГ в 2010-2019 гг

Уже к 2000 году рынок стран Содружества наращивает свои объемы, это дает возможность для пошаговой интеграции в торговые площадки стран дальнего зарубежья: Америки, Азии, Европы. Экспорт товаров из стран СНГ в другие мировые державы достигают до 80 миллиардов долларов США.

Потенциал же этих стран позволяет постепенно увеличивать товарообороты внешнего рынка. Актуальным остается тот факт, что для внешней торговли типичны такие факторы, как: падение экспорта готовых товаров и услуг; уменьшились поставки комплектующих частей; увеличился вывоз необработанного сырья и материалов.

В двухтысячные годы доля экспорта участников СНГ выглядела в таких цифрах:

  • Поставки сырой нефти и природного газа из России  составляла  более 40%;
  • Экспорт сырой нефти из Беларуси – 30%;
  • Продажи нефти и нефтепродуктов из Азербайджана были на уровне 80%;
  • Цветные металлы, железо, нефть и нефтепродукты, каменный уголь — все это экспортировалось из Казахстана, в процентном выражении составляло более 50%;
  • Экспорт хлопка из стран Средней и Центральной Азии составлял на внешнем рынке 50%.

хлопок

В период снижения объемов товаров собственного производства, на торговых площадках Содружества в большем количестве стал появляться импорт из стран дальнего  зарубежья. Их объем увеличился от 60% до 80%. В большей степени это был импорт товаров легкой промышленности, например, одежда, обувь и прочее.

Начался период роста зависимости национальных экономик стран СНГ от влияния иностранных государств. В большей степени зависимое положение проявлялось в высокотехнологическом уровне производства потребительских товаров, которые стали ввозиться более активно и выталкивать отечественные, менее технологичные аналоги, с рынков Содружества.

импорт

Ввоз импорта продовольствия и товаров народного потребления, конечно, представлял опасность для экономики, но, как показала практика, товары зарубежных поставщиков являлись стимулирующим фактором для стабилизации рынка в плане достижения выпуска более технологичной и качественной продукции.

Государства внутри Содружества значительно  увеличили поставки потребительских товаров. Что несколько изменило внутренний и внешний рынок. В дальнее зарубежье по-прежнему продают сырьевые ресурсы — нефть, уголь, газ.

Для государств СНГ еще предстоит большая работа для перестройки своего рынка из внешнего влияния в русло доминирования национальных производств. Еще существуют за рамками Содружества работа в оффшорах его участников.

Это влияет на стабилизацию и укрепление производственных отраслей по выпуску готовой конкурентной продукции.

Инвестиции в экономику

металлург

Изначально инвестиционная политика государств СНГ была довольно слабой и не популярной. В конце прошлого тысячелетия инвестирование внутри Содружества сначала составляло от 21 до 30% от ВВП, но с каждым годом, начиная 1997, положение улучшалось: рос ВВП и стали расти инвестиции, приблизительно до 1% в год.

Правила для притока инвестиций и с охранения величины импорта:

  • увеличение  экспорта востребованной продукции из добывающих отраслей хозяйствования;
  •  обновление энергетической и топливной промышленности;
  • расширение металлургического и машиностроительного сектора производства, вложения в легкую промышленность;
  • Руководства независимых государств Содружества должны приветствовать российский вклад в рынок и  экономику, что воспринимается отдельными государствами как вторжение РФ в их   суверенитет.
  • Необходимо осуществлять реализацию проектов надгосударственной формы.

график

Динамика накопленных взаимных прямых иностранных инвестиций основных стран-инвесторов в СНГ, $ млрд.

Все страны СНГ заинтересованы не только сохранить устоявшиеся товарные рынки, но и поступательно покорять новые. Большую часть своих товаров государства продают через сырьевые биржи, поэтому есть большой потенциал для расширения ассортимента в виде потребительских товаров, продовольствия.

Необходимо улучшать технологическую базу, достигать выпуска конкурентных товаров. Такую работу надо проводить постоянно для увеличения прибыльности и вложение средств в  изменение структуры экономики.

Перед каждым государством СНГ есть обязанность вносить денежные средства, составляющие  2-3%  от ВВП, на  реформы.

Роль мигрантов в развитии экономики

мигранты

Перемещение граждан с целью поиска работы или миграция в  странах СНГ явление значительное и актуальное. В основном миграция носит внешний характер, а в Казахстане -внутренняя миграция.

Еще во времена СССР существовали трудовые миграции с целью развития экономики и совершенствования рынков торговли. Когда образовалось СНГ, то каждое государство, входившее в его состав, стало воплощать собственную миграционную стратегию, в тоже время разрабатывались программы общего управления миграционными потоками.

В Россию мигранты прибывают из Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Туркменистана.

География трудовой миграции расширяется, некоторым образом, преображается. Большой поток мигрантов осуществляется из Китая и Вьетнама, эти страны считаются поставщиками недорогой рабочей силы.

график

Рынок трудовой силы всегда являлся важной составляющей экономики государства, поэтому миграционная политика стран СНГ претерпела некоторую реформацию по формированию этого сектора.

Основные причины привлечения мигрантов в страны Содружества: устойчивый дефицит представителей рабочих профессий; нежелание местных жителей занимать должности с невысокой зарплатой; постоянный дефицит персонала в промышленности, строительстве, в сельскохозяйственном секторе; подкреплять устойчивый уровень рейтинга в нефтегазовой и нефтедобывающей отрасли; большое преимущество в использовании недорогой рабочей силы в приграничных территориях.

Большая часть мигрантов трудится нелегально, официальное оформление на работу имеет небольшая часть прибывших людей. Поскольку легальное трудоустройство подразумевает наличие социальных гарантий: страховки, отчисления в пенсионный фонд и другие налоги, многие работодатели используют приезжих работников без оформления.

мигранты

Основная часть мигрантов прибывает для работы в Российскую Федерацию, именно в этой стране имеется наибольшая возможность трудоустроиться. Оплата труда в РФ также выше, чем в других государствах СНГ. Некоторая часть людей, ищущих работу, направляются в Казахстан и Беларусь.

Мигранты приезжают главным образом в Россию, где существует огромное количество возможностей найти работу. Кроме того, зарплата по предлагаемым вакансиям будет выше, чем в Азербайджане или Туркмении.

А также потоки мигрантов направлены в Казахстан и Беларусь. Часть приезжих остается, а другие едут дальше — в Европу или Америку.

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие экономического развития

Основной целью существования экономической науки является поиск методов обеспечения стабильного роста и развития экономических систем в условиях ограниченности ресурсов. Эти системы могут быть образованы отдельными субъектами хозяйствования или их группами. Еще одной особенностью современных экономических структур можно назвать рыночную модель отношений, которая предполагает свободу экономических субъектов, обособленность их действий, а также стремление к индивидуальной выгоде.

Замечание 1

Экономическое развитие представляет собой качественные изменения в структуре народного хозяйства, которые оказывают воздействие на все сферы жизни общества – социальную, культурную, производственную, научную и другие.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Экономические развитие и рост часто рассматривают в качестве схожих понятий. Однако, рост предполагает количественное изменение результатов хозяйственной деятельности субъекта или системы. А развитие создает новые свойства устоявшихся отношений и систем. Можно сказать, что развитие становится фундаментом экономического роста. В свою очередь рост создает благоприятные условия для совершения качественного скачка в развитии экономики.

В соответствии с уровнем экономического развития все страны делят на три группы. Основным источником информации является внутренний валовый продукт на душу населения, хотя понятие экономического развития намного шире и включает в себя большое количество элементов. Все страны делят на:

  1. Развивающиеся. Они базируются на развитой промышленности с элементами инноваций и постепенным развитием наукоемких отраслей.
  2. Слаборазвитые. Строятся на сельском хозяйстве, уровень жизни населения, а также уровень индустриализации достаточно низкие.
  3. Развитые. Являются передовыми по совокупным экономическим показателям и уровню жизни населения. Совершают переход к постиндустриальному обществу.

«Экономическое развитие стран СНГ» 👇

Развитые страны составляют количественное меньшинство, хотя формируют более половины общемирового дохода. Их экономическая сила позволяет им вмешиваться в геополитические события в мире.

Сущность Содружества Независимых Государств

СНГ или Содружество Независимых Государств представляет собой добровольное объединение стран-участниц Советского Союза. В него входят не все бывшие Республики. В основе сотрудничества лежит международный договор.

В 1991 году между странами РСФСР было утверждено соглашение о формировании СНГ. К этому времени СССР перестал существовать как геополитическая и юридическая единица. Путем заключения договора страны стремились экономические, политические, культурные, научные, военные и другие отношения. Соглашение изначально было утверждено Украиной, Белоруссией и Россией. Чуть позже к нему присоединились Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Туркмения и Таджикистан. Грузия, Литва, Латвия и Эстония от участия в союзе отказались.

Основным принципом соглашения было равноправие всех его участников. Так же утверждались следующие положения:

  1. Совместное командование вооруженными силами.
  2. Единство поведения относительно ядерного вооружения.
  3. Образование эффективного экономического пространства.

К 2011 году данный Союз перерос в зону свободной торговли для восьми стран-участниц. Он базируется на едином документе, объединившем все более ста документов, существовавших до этого.

Для того, чтобы страна могла стать участницей СНГ она должна разделять основные принципы и положения, прописанные в официальном уставном документе. Так же в Союз разрешается принимать ассоциированных участников, которые действуют только в отдельных сферах договорных отношений. Существуют и наблюдатели, которые могут присутствовать на заседаниях органов Содружества.

На текущий момент Украина, в связи с геополитическими событиями, отказалась от участия в СНГ. При этом сохраняет статус страны-учредителя данного межгосударственного образования.

Экономическое развитие СНГ

Замечание 2

В основе Союза лежит суверенное равенство всех его участников, с сохранением их независимого статуса в международной деятельности. Само содружество не имеет национальных полномочий, единой валюты и не представляет из себя государство.

Главная цель СНГ – обеспечение сотрудничества в экономической, политической, экологической, производственной и других областях общественной жизни стран-участниц. Сюда же относят создание единого экономического пространство и совместные усилия над его экономическим развитием. Страны оказывают взаимную правовую помощь, поддерживают свободы личности, стремятся к мирному урегулированию возникающих споров.

Задачами СНГ на современном этапе являются:

  • взаимодействие в экономической сфере;
  • формирование единой таможенной политики;
  • совместное развитие транспортной сети и связи;
  • обеспечение должного уровня экологической безопасности;
  • борьба с криминалом;
  • сотрудничество в сфере оборонного комплекса и обеспечения защиты территориальных границ и интересов.

Главным прорывом в экономическом развитии СНГ стало формирование единого экономического пространства. Для облегчения хозяйственного взаимодействия так же был сформирован Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество. Определяющим звеном СНГ на текущий момент является Россия. Она способствует интеграции СНГ в международную экономическую систему, а также обеспечивает инвестиционными средства экономики других стран-участниц.

Тенденции в экономическом развитии СНГ сохраняются в неравномерности роста всех стран-участниц, при условии взаимозависимости и дополняемости. В части развития сельского хозяйства объединение стран показало, что индивидуальное создание продукции данной сферы является более затратным. Объем выпуска сельскохозяйственной продукции падает.

Снижается интенсивность сотрудничества в сфере энергоносителей. Большинство стран-участниц не выполняет долговые обязательства по оплате поставок сырья, поэтому тарифы на газ и нефть со стороны России для них пересматриваются. Так же экспорт энергоносителей переориентируется на страны Европы, Азии и Ближнего Востока.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Экономическое развитие стран СНГ - проблемы, концепция и характер

Содержание:

В 1991 году во всех странах СНГ начались экономические реформы, характеризующиеся как общими (либерализация цен и внешней торговли, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация государственного имущества), так и конкретными мерами (преодоление внешней зависимости в сырьевой, пищевой, военной и других областях). Однако либерализация цен привела к неэффективности многих кооперативных связей, в то время как либерализация внешней торговли выявила недостаточную конкурентоспособность большинства отраслей. Приватизация собственности привела к неуправляемости и безответственности в экономической сфере.

Возникающие экономические и социальные условия в странах Содружества существенно ограничивают возможности интеграции: неравномерное распределение экономического потенциала, усугубляемое нехваткой топливно-энергетических ресурсов и продовольствия; военные конфликты на территории отдельных стран Содружества; противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Всемирного банка; унификация национальных правовых основ.

Объем валового внутреннего продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции, уровень инвестиций упал, резко сократились транспортные потоки, снизились реальные доходы населения, выросла безработица и усилились инфляционные тенденции. В то же время глубина спада была больше в промышленности, чем в сельском хозяйстве, что свидетельствует о деиндустриализации производства и снижении его эффективности. Это стало основным фактором снижения доходов населения, или потребления, которое было обусловлено снижением розничных продаж в СНГ.

Проблемы развития экономик СНГ и проблемы внешней торговли

Экономический рост, наметившийся в последние годы в странах СНГ, пока не в состоянии преодолеть деформации сформировавшегося в них воспроизводственного процесса. Их негативное влияние на макроэкономику лишь несколько ослабло за последнее десятилетие. В среднем за период с 1991 по 2000 год ВВП стран СНГ сократился на 34 процента. ВВП сократился на 34 процента, промышленное производство — на 40 процентов, сельскохозяйственное производство — на 28 процентов и инвестиции в основной капитал — на 67 процентов. Почти все страны СНГ еще не достигли дореформенных уровней по ключевым экономическим показателям. Так, в 2000 г. ВВП в России составил 68% от уровня 1991 г., в Беларуси — 90, Казахстане — 78, Кыргызстане — 72, Украине — 47, Молдове — 60, Азербайджане — 60%. В среднем объем ВВП в странах СНГ в 2000 г. составил 66% от уровня 1991 г. Все страны сформировали дефицитные бюджеты и озаботились погашением внешнего долга с 1998 г. Иностранные инвестиции так и не достигли больших объемов, промышленность оставалась на низком технологическом уровне и не смогла вывести на рынок конкурентоспособную продукцию. Только в последние годы рост ВВП стабилизировался.

Одним из последствий структурной деформации производства и инвестиций стало чрезмерное развитие добывающей промышленности. Это превращает страны Содружества в ресурсные сегменты мирового рынка, лишает их экономики взаимозависимости и взаимодополняемости и, соответственно, является объективным препятствием на пути их интеграции, поскольку для добывающих монопромышленных стран она бессмысленна.

В России усиление товарной специализации промышленности и структуры внутреннего экспорта привело к чрезмерной импортной зависимости внутреннего рынка, зловещему росту государственного внешнего долга, сопровождаемому неконтролируемым оттоком российского капитала за рубеж.

Большинство стран Содружества Независимых Государств (СНГ) ориентировали свои внешнеэкономические отношения на третьи страны. Так, российская торговля со странами Содружества сократилась с 138,1 млрд. долл. в 1991 г. до 19 млрд. долл. в 1999 г. В 2000 г. наибольшая доля экспортно-импортных операций приходилась на Беларусь и Таджикистан. Стоимость взаимных поставок товаров продолжает расти, в то время как их физический объем уменьшается. Для ряда важных товаров (нефтепродукты, алюминий, целлюлоза, сахар, масло, автомобили и т.д.) цены в торговле между странами СНГ выше мирового уровня, поэтому зачастую дешевле покупать их за пределами группировки. Россия, например, упускает преимущества для некоторых товаров в торговле с ближним зарубежьем. Переход к мировым ценам дал большой дисбаланс в структуре промышленности, создал благоприятные условия для развития базовых отраслей и неблагоприятные для обрабатывающих производств, особенно машиностроения, легкой и пищевой промышленности.

Несмотря на то, что доля взаимной торговли в некоторых случаях достаточно высока, ее общий объем в рамках Содружества по-прежнему ниже, чем объем торговли со странами дальнего зарубежья. Для большинства стран Содружества Россия остается важнейшим партнером, главным образом, из-за ее зависимости от поставок энергоресурсов, отдельных видов сырья, машин и технических средств. Доля России во внешнеторговом обороте некоторых стран СНГ составляет от 54 до 88%. Значительна также доля в торговле со странами дальнего зарубежья (78% экспорта и 57% импорта).

Интеграция стран СНГ в мировую экономику является главным достижением их независимых экономик. Общий объем экспорта стран СНГ в остальные страны мира в середине 1990-х годов составил 80 млрд долларов. Однако общий объем внешней торговли не соответствует их экономическому потенциалу. На страны СНГ приходилось лишь 4,5% мировой торговли. Экспорт товаров и услуг на душу населения за пределами СНГ в среднем по странам Содружества в середине 1990-х годов составлял лишь 2777 долларов в год (Россия — 443 доллара, Беларусь — 72, Казахстан — 141, Туркменистан — 125, Украина — 108, Таджикистан — 85, Узбекистан — 75, Молдова — 64, Азербайджан — 44, Кыргызстан — 31, Армения — 28, Грузия — 13).

Концепция экономического развития

Основной целью экономической науки является поиск методов, обеспечивающих стабильный рост и развитие экономических систем в условиях ограниченных ресурсов. Эти системы могут быть сформированы отдельными экономическими субъектами или их группами. Другой особенностью современных экономических структур можно назвать рыночную модель отношений, которая предполагает свободу экономических агентов, изолированность их действий, а также стремление к индивидуальным выгодам.

Экономическое развитие — это качественное изменение структуры национальной экономики, которое затрагивает все сферы общества — социальную, культурную, производственную, научную и другие.

Экономическое развитие и рост часто рассматриваются как схожие понятия. Однако рост подразумевает количественное изменение результатов хозяйственной деятельности единицы или системы. А развитие создает новые свойства сложившихся отношений и систем. Можно сказать, что развитие является основой экономического роста. Рост, в свою очередь, создает благоприятные условия для качественного скачка в развитии экономики.

В зависимости от степени экономического развития все страны делятся на три группы. Основным источником информации является валовой внутренний продукт на душу населения, хотя концепция экономического развития гораздо шире и включает большое количество элементов. Все страны разделены:

Развивающийся. Они основаны на развитых отраслях промышленности, с элементами инновационной деятельности и постепенного развития наукоемких производств.
Недоразвитый. Они основаны на сельском хозяйстве, имеют низкое качество жизни и низкий уровень индустриализации.
Разработано. Прогрессивные с точки зрения макроэкономических показателей и уровня жизни. Переход к постиндустриальному обществу.
Развитые страны являются количественным меньшинством, хотя они обеспечивают более половины мирового дохода. Их экономическая мощь позволяет им вмешиваться в геополитические события в мире.

Экономическое развитие СНГ

Союз основывается на суверенном равенстве всех своих участников, сохраняя при этом свой независимый статус в международной деятельности. Содружество само по себе не имеет национальной власти, единой валюты и не является государством.

Основной целью СНГ является обеспечение сотрудничества в экономической, политической, экологической, производственной и других сферах общественной жизни стран-участниц. Это включает в себя создание единого экономического пространства и совместные усилия по его экономическому развитию. Страны оказывают взаимную правовую помощь, поддерживают индивидуальные свободы и стремятся к мирному урегулированию споров.

Задачи СНГ на современном этапе:

  • Взаимодействие в экономической сфере;
  • формирование единой таможенной политики;
  • совместное развитие сетей транспорта и связи;
  • обеспечение надлежащего уровня экологической безопасности;
  • бороться с преступностью;
  • Оборонное сотрудничество и защита территориальных границ и интересов.

Важнейшим прорывом в экономическом развитии СНГ стало формирование единого экономического пространства. Для облегчения экономического взаимодействия были также сформированы Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество. Определяющим звеном СНГ в настоящее время является Россия. Он способствует интеграции СНГ в международную экономическую систему и предоставляет инвестиционные фонды для экономик других государств-членов.

Тенденции экономического развития СНГ остаются в условиях неравномерного роста всех стран-участниц, подверженных взаимозависимости и взаимодополняемости. В части развития сельского хозяйства объединение стран показало, что индивидуальное формирование производства этой сферы обходится дороже. Сокращается объем сельскохозяйственного производства.

Интенсивность сотрудничества в области энергетики снижается. Большинство стран-участниц не выполняют свои платежные обязательства по поставкам сырья, поэтому тарифы на газ и нефть из России для них пересматриваются. Экспорт энергии также переориентируется на Европу, Азию и Ближний Восток.

Характер Содружества Независимых Государств (СНГ)

СНГ или Содружество Независимых Государств является добровольным объединением стран-членов Советского Союза. В него входят не все бывшие республики. Сотрудничество основано на международном договоре.

В 1991 году между странами РСФСР было принято соглашение об образовании СНГ. В то время СССР перестал существовать как геополитическое и юридическое лицо. Заключая договор, страны стремились к экономическим, политическим, культурным, научным, военным и другим отношениям. Первоначально соглашение было одобрено Украиной, Беларусью и Россией. Чуть позже к ним присоединились Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан и Таджикистан. Грузия, Литва, Латвия и Эстония отказались от участия в Союзе.

Основным принципом соглашения было равенство всех участников. Он также утвердил следующие положения:

  • Объединенное командование вооруженными силами.
  • Унифицированное поведение в отношении ядерного оружия.
  • Формирование эффективного экономического пространства.

К 2011 году Союз стал зоной свободной торговли для восьми государств-членов. Он основан на едином документе, который объединяет все более ста ранее существовавших документов.

Для того чтобы страна стала членом СНГ, она должна разделять основные принципы и положения, изложенные в официальном уставном документе. Кроме того, профсоюзу разрешается иметь ассоциированных членов, которые работают только в определенных областях договорных отношений. Есть также наблюдатели, которые могут участвовать в заседаниях Содружества Независимых Государств.

На сегодняшний день Украина отказалась от участия в СНГ в связи с геополитическими событиями. Однако она сохраняет статус страны-основателя.

  • Национальная конкуренция — влияние и суть
  • Экономическое обеспечение торговли — история, особенности, механизм и отношения
  • Плановая экономика в Китае — история возникновения, современный взгляд и общие черты
  • Традиционная экономика Бангладеш — факторы, концепция и характеристики
  • Капитал и его формы. Процент как доход на капитал — функции, суть и формы
  • Предпосылки экономической интеграции — понятия, процесс становления и условия
  • Финансовая политика Франции — развитие, принципы и особенности
  • Особенности векселя — суть, характеристики и классификация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ws 618 type инструкция по применению на русском
  • Дорсапласт инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Black snail all in one cream инструкция по применению
  • Инструкция к фотоаппарату nikon d3200 на русском языке
  • Стиральная машина daewoo nano silver dwf 806wps инструкция