Руководство экспертной службы

Система экспертных органов и порядок проведения экспертизы ценности документов.

Система экспертных
органов

Для
организации и проведения работ по
экспертизе ценности документов,
образующихся в деятельности любой
организации, независимо от формы
собственности или функций, приказом
директора (президента, начальника)
создается постоянно действующая
экспертная комиссия (ЭК), в состав которой
входят квалифицированные специалисты
основных структурных подразделений
(не менее трех-девяти человек).

Председателем ЭК
назначается один из руководителей
организации, курирующий вопросы
делопроизводства и архива, секретарем
— сотрудник службы документационного
обеспечения управления (ДОУ).

Функции и права
экспертной комиссии, организация ее
работы определяются положением об
экспертной комиссии. При разработке
этого положения следует руководствоваться
«Примерным положением об экспертной
комиссии (ЭК) организации» (утв. Приказом
Росархива от 10 мая 1995г. № 32 «Об утверждении
примерных положений о дирекции,
экспертно-методической комиссии
государственного архива, центра хранения
документации республики, края, области,
города федерального значения, автономной
области, автономного округа»).

В организациях,
имеющих подведомственную сеть, создаются
Центральные экспертные комиссии (ЦЭК),
а при необходимости и экспертные комиссии
структурных подразделений.

В состав ЭК и ЦЭК
входят:

  1. экономист или
    работник бухгалтерии (учетно-финансовая
    документация составляет значительный
    процент в общей массе документов);

  2. работник
    делопроизводственной службы;

  3. руководитель
    архива организации или должностное
    лицо, ответственное за архив;

  4. специалист по
    научной, производственной и другим
    видам документации;

  5. специалист по
    обеспечению защиты информации.

Федеральной
архивной службой разработано и
опубликовано в 1998г. примерное Положение
о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК)
Министерства, ведомства Российской
Федерации (утв. Приказом Федеральной
архивной службы России от 17 марта 1998г.
№ 19 «Об утверждении Примерного положения
о ЦЭК Министерства (ведомства) Российской
Федерации»).

ЭК и ЦЭК —
совещательные органы при руководителе
организации, заседания которых проводятся
по мере необходимости.

Все решения
экспертной комиссии фиксируются в
протоколах, которые подписывают
председатель и секретарь комиссии. Эти
решения вступают в силу после утверждения
протоколов ЭК и ЦЭК руководителем
организации.

ЦЭК осуществляет
методическое руководство работой
экспертных комиссий структурных
подразделений и подведомственных
организаций. Протоколы, содержащие
решения о типовых и примерных номенклатурах
дел, утверждаются руководителем
организации после их рассмотрения ЭПК
соответствующего архивного учреждения.

Методическое
руководство работой экспертных комиссий
также осуществляют экспертно-проверочные
комиссии (ЭПК), созданные в органах
архивного управления при администрации
края, области, города, а также в федеральных
государственных архивах.

Если ЭК и ЦЭК —
первая, то ЭПК — вторая инстанция
контроля над отбором документов на
хранение и уничтожение.

При Росархиве и
архивных управлениях и комитетах
автономных республик созданы Центральные
экспертно-проверочные комиссии — это
высшая инстанция по вопросам экспертизы
ценности документов.

В государственных
архивах есть экспертно-методические
комиссии (ЭМК); в их ведении находятся:

  • экспертиза ценности
    документов внутри госархива;

  • рассмотрение
    разработанных в архиве методических
    пособий;

  • работа по
    комплектованию госархива.

Таким
образом, система
экспертной службы
состоит
из:

  • архивных учреждений
    — ЦЭПК, ЭПК, ЭМК;

  • прочих учреждений
    — ЭК, ЦЭК.

Основными функциями
ЦЭК и ЭК являются:

  1. рассмотрение,
    вынесение на утверждение и согласование
    с экспертно-проверочной комиссией
    (ЭПК) архивного учреждения проектов
    сводной номенклатуры дел организации,
    если архив организации является
    источником комплектования Архивного
    фонда Российской Федерации;

  2. организация и
    проведение совместно с делопроизводственной
    и архивной службами ежегодного отбора
    дел для дальнейшего хранения или
    выделения к уничтожению;

  3. рассмотрение,
    представление на утверждение руководителю
    организации и на одобрение ЭПК описей
    дел постоянного и временного (свыше
    10 лет) хранения и актов о выделении к
    уничтожению дел, не подлежащих хранению;

  4. рассмотрение и
    согласование с госархивом графиков
    передачи документов из структурных
    подразделений в архив организации и
    графиков передачи дел постоянного
    хранения из архива организации в
    госархив;

  5. рассмотрение
    вопросов приема на ведомственное
    хранение документов личного происхождения.

Порядок проведения
экспертизы ценности документов

В течение года
весь комплекс дел минувшего года должен
находиться в структурном подразделении,
так как эти документы могут быть нужны
в процессе деятельности организации.

В это же время в
структурных подразделениях проводится
подготовка дел к последующему хранению
в архиве, то есть второй этап экспертизы
ценности документов.

Сдача дел в архив
организации проводится не позднее, чем
через год после окончания их
делопроизводством.

Экспертизе
ценности подлежит весь
комплекс документов,
образовавшихся
в деятельности организации.

Методика
проведения первого этапа экспертизы
ценности требует начинать изучение
документов с ведущих структурных
подразделений, а в пределах каждого
структурного подразделения с дела № 1
по номенклатуре, то есть с вопросов:
руководства, планирования, финансирования,
контроля работы организации, деятельности
подведомственных организаций, результатов
этой работы. Только при такой
последовательности можно изучить весь
комплекс документов.

Второй
этап экспертизы ценности начинается в
структурных подразделениях с разделения
годового
комплекса дел на
группы

по
срокам хранения: постоянного, длительного
(свыше 10 лет), временного (до 10 лет
включительно).

Ответственный
момент экспертизы — выявление документов,
содержащих повторяющуюся информацию.
На постоянное хранение оставляют
документы, содержащие наиболее полную
информацию.

Не допускается
отбор документов для хранения и выделения
к уничтожению только на основании
заголовка дела. Необходимо просмотреть
полистно все дела постоянного хранения
и с отметкой ЭПК в целях выявления и
изъятия ошибочно попавших в дело
малоценных документов. Такие документы
нужно выделить к уничтожению или
обосновать их хранение.

Дела
с отметкой ЭПК, содержащие документы
постоянного хранения, подлежат
переформированию.
Выделенные
из их состава документы постоянного
хранения присоединяются к однородным
делам или оформляются в самостоятельные
дела.

Подшивка вновь
сформированных дел производится только
после завершения экспертизы ценности
документов.

Окончательное
решение по результатам экспертизы
принимает ЭК или ЦЭК организации.

Подготовка
электронных документов при отборе их
к передаче в архив организации состоит
из следующих этапов:

  1. составление описей
    дел постоянного хранения, временного
    хранения (свыше 10 лет) и по личному
    составу (в зависимости от состава и
    объема электронных документов (ЭД),
    отнесенных к составу Архивного фонда
    Российской Федерации);

  2. проверка физического
    состояния машинных носителей,
    предназначенных для передачи в архив;

  3. запись ЭД на
    машинные носители;

  4. проверка качества
    записи;

  5. описание ЭД;

  6. проставление
    архивных шифров на единицах хранения
    (на футлярах) в соответствии с архивной
    описью электронных документов постоянного
    хранения и по личному составу;

  7. подготовка
    комплекта сопроводительной документации.

Результатом
экспертизы ценности документов в
структурном подразделении являются
годовые разделы описи дел постоянного,
долговременного хранения и по личному
составу, а также акты о выделении к
уничтожению дел данного структурного
подразделения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Экспертиза. Организационная структура в РФ

Судебная экспертиза состоит из руководства и регионально подчиненных отделений. Руководство судебно-медицинской службой осуществляет Главный судебно-медицинский эксперт Минздравсоцразвития РФ. Административно он подчинён министру Минздравсоцразвития РФ, в научно-практическом отношении Главный судебно-медицинский эксперт Минздравсоцразвития РФ является одновременно директором ФГУ Республиканского центра СМЭ.

Главному судебно-медицинскому эксперту МЗ РФ в научно-практическом отношении подчиняются главные и старшие судебно-медицинские эксперты субъектов РФ, а им, в свою очередь, подчинены межрайонные, районные и городские эксперты. В административном отношении все они подчиняются соответствующим органам здравоохранения на местах. Главные (внештатные) судебно-медицинские эксперты субъектов РФ являются начальниками Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Экспертиза. Структура бюро судебно-медицинской экспертизы:

  1. Судебно-медицинская амбулатория (отдел освидетельствования потерпевших, подозреваемых и других лиц).
  2. Отдел судебно-медицинского исследования трупов с судебно-гистологическим отделением.
  3. Отдел исследования вещественных доказательств, включающий 3 отделения:
    • судебно-биологическое,
    • судебно-химическое,
    • медико-криминалистическое.
    • Отдел сложных экспертиз.
  4. Отдел сложных экспертиз.

Судебно-химические исследования (экспертизы) проводятся в судебно-химическом отделении.

Порядок назначения судебной химической экспертизы предусмотрен Уголовно-процессуальным Кодексом РФ.

Экспертиза. Правовые и методологические основы
Правовые и методологические основы химической судебной экспертизы в настоящее время регламентируются Федеральным Законом РФ от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», приказом Минздрава РФ от 24 апреля 2003 года № 161 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы».

Другими нормативными документами являются действующие Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой Кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Законы РФ, Приказы Минздрава, Минздравсоцразвития РФ, Минздрава СССР.

Наиболее важные нормативные акты, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ:

  • Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ»;
  • Постановление Правительства РФ № 681 от 30.06.98 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;
  •  Приказ МЗ РФ № 289 от 05.10.98 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека».

Правила изъятия и направления объектов на судебно-химическое исследование, а также порядок проведения исследований изложены в приказе Минздрава РФ от 24 апреля 2003 года № 161 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы». Права, обязанности экспертов изложены в Федеральном Законе РФ от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Экспертиза. Производство экспертных исследований в Бюро СМЭ

Основания для производства судебно-химической экспертизы (исследования):
Судебно-химическая экспертиза вещественных доказательств проводится на основании постановления органов дознания и следствия (органы внутренних дел, прокуратура, Следственные отделы Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ), определения суда. После проведения экспертизы лицу, назначившему её проведение, выдаётся «Заключение эксперта (Экспертиза вещественных доказательств)»

Судебно-химическое исследование внутренних органов, тканей, биологических жидкостей трупов могут проводиться по письменным направлениям судебно-медицинских экспертов, судебно-химическое исследование биологических жидкостей, выделений человека, придатков кожи, смывов с поверхности кожи при подозрении на отравление или немедицинское употребление наркотических и других средств проводятся по письменным направлениям врачей лечебно-профилактических учреждений. После проведения исследования лицу, назначившему его проведение, выдаётся «Акт судебно-химического исследования».

Права и обязанности лиц, допущенных к производству химических судебных экспертиз

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке проведения своих должностных обязанностей (ст. 12 ФЗ РФ от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной специальности в порядке, установленном правовыми актами (ст. 13 ФЗ РФ от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Обязанности эксперта (ст. 16 ФЗ РФ от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»):

Эксперт обязан:

  • принять к производству порученную ему экспертизу,
  • провести полное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам,
  • составить мотивированное письменное заключение о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта,
  • не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы,
  • обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт не вправе:

  • принимать поручения о производстве судебных экспертиз от кого-либо, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения,
  • осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта,
  • вступать в личные контакты с участниками процесса, самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы,
  • сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, её назначивших,
  • уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, её назначивших.

Права эксперта(ст. 17 ФЗ РФ от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно экспертной деятельности в Российской Федерации»):

Эксперт в праве:       

  • ходатайствовать перед руководителем государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству экспертизы других экспертов, если это необходимо,
  • делать заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний,
  • обжаловать действия органов или лиц, назначивших экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также исполняет обязанности и имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Экспертиза. Требования, предъявляемые к помещениям судебно-медицинской лаборатории.
Судебно-химические исследования проводятся в специально оборудованных для химических работ помещениях. Доступ в помещение должен быть ограничен для посторонних лиц.

Помещение должно соответствовать санитарным нормам, нормам техники безопасности, пожарной безопасности, должно быть изолировано от других отделений Бюро, оборудовано охранно-пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения. Обязательно наличие металлических сейфов и холодильников с низкотемпературными отделениями (-18оС) для хранения биологического материала. После окончания работы помещение запирается и опечатывается.

Судебно-химическая экспертиза. Порядок проведения
Порядок проведения судебно-химической экспертизы регламентирован приказом Минздрава РФ от 24 апреля 2003 года № 161 «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы».

Важно помнить, что необоснованная поспешность может принести непоправимый вред и направить по ложному пути все следствие, хотя всегда нужно стремиться не задерживать полученные результаты.

Судебно-химические исследования очень ответственны. Поэтому на всех стадиях производства они оформляются соответствующими документами.

Судебно-химическая экспертиза. Документация при производстве

Документация оформляется в соответствии с УПК РФ и другими действующими нормативными актами.

Первая стадия. Основанием для производства судебно-химической экспертизы внутренних органов, тканей и биологических жидкостей трупов являются:

а) постановление (письменное) следователя или судебно-следственных органов о назначении судебной химической экспертизы;

В постановлении о проведении судебно-химической экспертизы указывают фамилию эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, формулируют вопросы, поставленные перед экспертом, и перечисляют материалы, предоставляемые в его распоряжение. Следователь обязан ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы

б) определение суда.

в) направление судебно-медицинских экспертов, врачей ЛПУ.

Эксперт чаще всего имеет дело с направлением.

Вместе с вещественными доказательствами, постановлением органов дознания или следствия о назначении экспертизы, направлением судмедэксперта или врача направляют другие сопроводительные документы:

а) протокол осмотра места происшествия и изъятия вещественных доказательств;
б) копию карты стационарного больного;
в) выписку из акта медицинского исследования трупа;
г) выписка из протокола допроса и др.

При повторных экспертизах направляют заверенную копию первичного «Акта судебно-химического исследования» (или заключения эксперта). В случае необходимости эксперт-химик может запросить другие документы.

Вторая стадия. Все данные о вещественных доказательствах и документах к ним регистрируют в регистрационном и рабочем журналах.

Журнал регистрации — юридический документ. Журнал должен быть прошнурованным и содержать пронумерованные страницы, разграфлен, опечатан печатью и подписан начальником бюро судебно-медицинской экспертизы. Регистрационный журнал обеспечивает строгий учет вещественных доказательств, помогает эксперту-химику быстро ориентироваться в ответах на запросы по экспертизам, составлять отчеты.

Рабочий журнал — также должен быть пронумерован, прошнурован, опечатан печатью и подписан начальником бюро судебно-медицинской экспертизы, каждому эксперту-химику выдается под расписку, по использовании сдается на хранение в канцелярию бюро.

В рабочий журнал вносятся все записи, связанные с осмотром вещественных доказательств и производством судебно-химического исследования. Недопустимо делать записи на каких-либо отдельных листах, в черновиках и т.п. Рабочий журнал является прототипом акта.

Третья стадия. По результатам экспертизы (исследования) составляют документы в 2 экземплярах: «Акт судебно-химического исследования» (если материалы на экспертизу направлял судебно-медицинский эксперт или врач ЛПУ) или «Заключение эксперта» (если экспертиза проводилась на основании постановления органов дознания, определения суда).

«Акт судебно-химической экспертизы» составляют по определенной форме, он состоит из вводной части, описания объектов исследования, исследовательской части и заключения. Перед составлением «Заключения эксперта» судебно-медицинский эксперт расписывается в том, что в соответствии со ст. 307 УК РФ он несет административную и уголовную ответственность за уклонение или отказ от проведения экспертизы или заведомо ложные результаты экспертного исследования.

«Акт судебно-химического исследования» или «Заключение эксперта» являются заключительными документами, пишутся на основании записей в рабочем журнале.

Во введении указывается:

  1. время (начало и окончание исследования, дата, часы);
  2. основание для производства экспертизы (постановление о назначении судебно-химической экспертизы с указанием фамилии следователя и даты), номер и дата сопроводительного документа;
  3. место производства экспертизы;
  4. кем выполнена экспертиза (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, степень, звание и квалификационная категория, занимаемая должность);
  5. какие вещественные доказательства и по какому делу подверглись экспертизе;
  6. кто присутствовал при производстве экспертизы;
  7. цель экспертизы или вопросы, поставленные на разрешение экспертизы;
  8. под заголовком «Обстоятельства дела» кратко излагают содержание материалов дела.

В разделе «Наружный осмотр» подробно описывают вещественные доказательства: упаковку, надписи на банках, склянках, ящиках, коробках, морфологический состав объекта, массу, цвет, запах, реакцию среды на лакмус и другие индикаторы, наличие консервантов.

В разделе «Химическое исследование» даётся детальное описание применённых методов, техники исследования вещественных доказательств и результатов исследований. Подробно описывают весь ход судебно-химического анализа: методы изолирования, обнаружения (наблюдавшиеся при этом явления: цвет, осадок, образование кристаллов и т.д.) и количественного определения ядовитых и сильнодействующих веществ (начиная от количества взятого объекта и заканчивая расчетами).

В заключении (выводах) перечисляют найденные вещества с указанием их количества, затем ненайденные вещества, далее по пунктам приводят ответы на вопросы (в пределах компетенции эксперта-химика), поставленные органами дознания, следствия и суда.

Если в процессе работы эксперт-химик установит обстоятельства, имеющие значение для дела, но по которому ему не были поставлены вопросы, он указывает на это в заключении.

«Заключение эксперта» («Акт судебно-химического исследования») подписывает эксперт-химик, производивший экспертизу (исследование), который несёт за ответы в акте ответственность.

При оформлении акта следует учесть следующее:

  • акт пишется на обеих страницах листа. Для удобного брошюрования поля на первой странице оставляют слева, на второй — справа;
  • пропуски прочеркивают;
  • слова нельзя сокращать, вводить условные обозначения, сокращать предложения (допускаются только общепринятые сокращения);
  • в разделе «Химическое исследование» не допускаются выражения: «получалась положительная реакция», «результат реакции отрицательный», «испытание кислотой хлороводородной показало наличие солей серебра» и т.д.;
  • нельзя ссылаться на автора того или иного метода, приводить формулы и уравнения реакций;
  • количественное определение ядовитых и сильнодействующих веществ должно быть изложено так, чтобы описанная методика и расчеты давали возможность судить о достоверности результатов определения;
  • в местах исправлений на полях следует писать: «исправленному верить» и ставить подпись;
  • в заключении в строчку сначала пишут: обнаружено и перечисляют все обнаруженные вещества; затем не обнаружено, перечисляют вещества, на которые выполняли исследование, но которые не были обнаружены.

Экспертиза. Система и функции учреждений

Экспертиза. Процессуальное законодательство допускает привлечение в качестве экспертов не только сотрудников экспертных учреждений, но и других лиц, обладающих специальными знаниями.

Как показывает практика большинство судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях, поскольку выполнение экспертиз в подобных учреждениях обладает рядом преимуществ перед производством этих экспертиз “частными” экспертами, в частности, в государственных экспертных учреждениях:

  • имеется соответствующее оборудование, без которого зачастую невозможно производство экспертиз на современном научном уровне;
  • организована подготовка экспертных кадров и контроль за качеством выполняемых исследований;
  • возможно проведение сложных комплексных и комиссионных экспертиз;
  • осуществляются научные разработки новых методик экспертного исследования.

Организация производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях существенно облегчает для органов расследования и судов подбор экспертов и проверку их компетентности, т.к. это гарантируется системой подготовки экспертов по определенным направлениям с выдачей им квалификационных свидетельств на право производства экспертиз.

В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения.

Экспертиза. Судебно-экспертные учреждения МВД РФ
Централизованное организационно-методическое руководство экспертными подразделениями осуществляет Государственное учреждение Экспертно-криминалистический центр (ГУ ЭКЦ) МВД России. Он функционирует на правах Главного управления министерства и относится, согласно приказу № 330 (1998), к подразделениям, непосредственно подчиненным Министерству внутренних дел.

Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации — области или республике. Первичным звеном являются отделы, отделения, группы, которые входят с организационно-штатную структуру районных (городских) отделов внутренних дел.

Система экспертно-криминалистических подразделений на транспорте и в режимных населенных пунктах совпадает со структурой этих органов внутренних дел, высшим уровнем для них являются соответствующие отделы ГУВДТ или 8-го Главного управления МВД России.

Согласно Положению об ЭКЦ МВД России, утвержденному Приказом МВД России № 835 (1998), основными задачами Центра являются:

  • организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими подразделениями министерств внутренних дел республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономных образований, а также гг. Москва и Санкт-Петербург;
  • непосредственное использование сотрудниками Центра специальных познаний в деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • организация, проведение и координация прикладных научных исследований.

В ЭКЦ производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается следственный комитет МВД России.

Наряду с этим, в научно-исследовательской лаборатории ЭКЦ осуществляются разработки, направленные на совершенствование существующих и создание новых методов и методик предварительных и экспертных исследований. ЭКЦ, выполняя свои организационно-методические функции, внедряет разработанные методики в экспертную и следственную практику.

В экспертно-криминалистических подразделениях выполняются судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, технические исследования документов, фоно- и видеофонографические, баллистические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожаро- и взрывотехнические.

Экспертиза выполняются с использованием методик, аппаратуры и других средств, принятых в отечественной и зарубежной судебно-экспертной практике.

Наряду с производством судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий, прежде всего в осмотрах мест происшествий.

Кроме процессуальной деятельности они проводят в установленном порядке экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции; разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Экспертно-криминалистические подразделения оказывают практическую и методическую помощь следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

Экспертно-криминалистические подразделения осуществляют также профилактическую деятельность, выявляя на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм своей деятельности условия, способствующие совершению преступлений, и разрабатывая предложения, направленные на их устранение.

Ряд криминалистических подразделений выполняют функции межрайонных и создаются либо для экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов, не имеющих в своем составе соответствующих подразделений, либо для выполнения отдельных видов экспертно-криминалистической деятельности (выезды на места происшествий, производство отдельных видов экспертиз) по поручению органов, возможности экспертно-криминалистических подразделений которых ограничены.

Межрайонные подразделения организуются в составе существующих районных криминалистических подразделений, организационно подчиняются начальнику экспертно-криминалистического подразделения соответствующего областного уровня.

Для получения свидетельства необходимо пройти подготовку по специальной программе, стажировку в экспертно-криминалистическом подразделении, в ходе которой под руководством опытного сотрудника подразделения выполнить несколько экспертиз, выдержать необходимые экзамены и при наличии положительных заключений по их результатам представить документы на рассмотрение экспертно-квалификационной комиссии ЭКЦ МВД России, имеющей право выдавать свидетельство единой формы.

По ряду традиционных видов криминалистических экспертиз право допуска предоставлено ряду крупных экспертно-криминалистических подразделений (в Москве, Санкт-Петербурге и др.).

Правом предоставления допусков к производству всех видов традиционных криминалистических экспертиз наделены высшие учебные заведения МВД России экспертного профиля (в Волгограде, Саратове, Москве).

Экспертная подготовка является многоступенчатой (первоначальная, повышение квалификации, переподготовка, стажировка) и ведется как в органах внутренних дел, так и учебных заведениях МВД, на курсах повышения квалификации при этих учебных заведениях, специальных курсах первоначальной подготовки экспертов. Ежегодно проводятся десятки семинаров, стажировок по освоению экспертных методик, разработана система самостоятельной подготовки под руководством экспертов-наставников.

Одним из важнейших направлений организационно-методического руководства службой является повышение качества заключений экспертов, соблюдение принципа законности в деятельности экспертных подразделений, отдельных сотрудников.

С этой целью осуществляется контроль и оказание помощи вышестоящими подразделениями подчиненным, а также рецензирование заключений экспертов.

Экспертно-криминалистические подразделения МВД России, ведущие свою историю с марта 1919 г., достаточно авторитетны у следственных и судебных органов: на долю экспертов органов внутренних дел приходится более 80 % всех проводимых по уголовным делам экспертиз, ежегодно через суды проходит более полумиллиона уголовных дел, по которым экспертизы выполнялись экспертами органов внутренних дел, более 750 тыс. дел, при расследовании которых сотрудники участвовали в качестве специалистов.

Экспертиза. Судебно-экспертные учреждения МинЮстРФ
Данные учреждения создавались главным образом для обслуживания судов и органов прокуратуры.

Головным экспертным учреждением является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ), где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе традиционные криминалистические экспертизы всех видов (почерковедческая, автороведческая, техническая экспертиза документов, фототехническая, трасологическая, фоноскопическая, портретная, баллистическая, восстановления уничтоженных маркировочных обозначений); судебные экспертизы веществ и материалов, почвоведческие, биологические, экономические, инженерно-технические (автотехническая, пожарно-техническая, взрывотехническая и технологическая).

РФЦСЭ, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов во многих регионах.

Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений Министерства юстиции является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

Специалисты СЭУ ежегодно исследуют до 2,5 млн. объектов, решают многие сотни тысяч экспертных задач. Наряду с этим некоторые ЛСЭ, особенно центральные, постоянно участвуют в научно-исследовательской работе и тем самым способствуют совершенствованию научно-методической базы в области судебной экспертизы.

Кроме того, центральные лаборатории выступают в качестве экспертных учреждений для выполнения судебных экспертиз по новым родам и видам, а также редко встречающихся в следственной и судебной практике видам исследований. При этом они обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями, входящими в зону деятельности Центральной ЛСЭ.

Для каждого экспертного учреждения Министерства юстиции России установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (до четырех) областей, краев, республик в составе Российской Федерации. В целях приближения экспертной службы к судебно-следственным органам в некоторых крупных городах образованы филиалы, отделы либо экспертные группы, которые по мере развития преобразуются в самостоятельные ЛСЭ.

Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

Важным направлением работы Центра является подготовка научных и экспертных кадров. Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды и юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.

Экспертиза. Система судебно-медицинских учреждений РФ
Функции судебно-медицинского учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации выполняет Российский федеральный центр судебной медицины (РФЦСМ), начальник которого является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

В Российской Федерации судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) является государственной и входит в систему органов здравоохранения. К ее компетенции относятся:

  • экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;
  • судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельствах, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;
  • экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;
  • экспертиза вещественных доказательств;
  • экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Судебно-медицинские экспертизы проводятся в областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, районных, межрайонных и городских отделениях судебно-медицинской экспертизы.

В состав бюро СМЭ входят следующие структурные подразделения:

  • отделы: тонатологический (экспертиза и судебно-медицинское освидетельствование трупа); по освидетельствованию потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц; особо сложных экспертиз; организационно-методический;
  • отделения: биологическое; судебно-химическое; гистологическое; цитологическое; медико-криминалистическое; геномной дактилоскопии (в республиканских и некоторых областных и краевых бюро).

Структура отделений судебно-медицинской экспертизы отличается от структуры бюро СМЭ. В их состав входят лишь тонатологическое отделение и отделение по освидетельствованию потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц и обеспечивающие деятельность этих отделений гистологическая и судебно-химические лаборатории.

При большинстве бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых проводят в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов осмотр трупов на месте их обнаружения. В подразделениях судебно-медицинской экспертизы, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику.

Дежурные эксперты проводят также освидетельствование живых лиц преимущественно в целях экспресс-диагностики алкогольного опьянения и отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

Для работы в качестве судебно-медицинских экспертов привлекаются лица с высшим медицинским, биологическим, фармацевтическим и химическим образованием, прошедшие подготовку по той или иной судебно-медицинской специальности и получившие право самостоятельного производства экспертиз.

Подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется Российской медицинской академией последипломного образования в Москве, Государственным институтом усовершенствования врачей в Санкт-Петербурге и факультетами усовершенствования врачей при некоторых медицинских вузах страны.

Организация проведения судебно-химической экспертизы

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.

Правовой основой является федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Судебная экспертиза— процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором), в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу

Судебно-химическая экспертиза (исследование) производится с целью обнаружения и количественного определения или исключения веществ, которые при определенных условиях могут вызвать смерть человека или нарушение здоровья. Она может способствовать улучшению качества лечебной помощи при интоксикациях и профилактике отравлений некоторыми ядами в различных регионах страны.

Данный вид экспертизы, осуществляемый в судебно-химическом отделении бюро СМЭ, проводят с целью выделения, идентификации и количественного определения (или исключения) ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ, продуктов их превращения в органах и тканях человека, а также в фармацевтических препаратах, пищевых продуктах, напитках, табачных изделиях, окружающей человека среде и на предметах.

Для обнаружения и идентификации химических и лекарственных веществ применяются предварительные методы — цветные реакции, тонкослойная хроматография, иммуноферментный анализ, а также подтверждающие методы — спектрофотометрия в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях, атомно-абсорбционная спектрофотометрия, газожидкостная хроматография, хроматомасс-спектрометрия.

В последние годы широкое распространение в судебно-химических исследованиях приобрел комплекс методов биохимического анализа, результаты которого позволяют устанавливать определенные экспертные критерии диагностики, а также особенности танатогенеза при различных видах смерти.

Судебно-химическая экспертиза (исследование) вещественных доказательств производится на основании постановлений органов дознания и следствия или определения суда, а также по направлениям судебно-медицинских экспертов.

Отдельные исследования могут производиться по письменным направлениям лечебных учреждений с целью установления приема токсичного для организма человека вещества, для проведения и оценки эффективности лечения.

Судебно-химические экспертизы и исследования проводятся в судебно-химических отделениях судебно-медицинских лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы органов здравоохранения.

В судебно-химических отделениях судебно-медицинских лабораторий министерств здравоохранения союзных республик проводятся как первичные, так и повторные исследования.

В постановлении о назначении судебно-химической экспертизы должны быть указаны: краткие обстоятельства дела, объекты, направляемые на исследование, и точно сформулированные вопросы, требующие разрешения.

Вместе с постановлением обязательно направляются:

  • опись вещественных доказательств с подробным описанием каждого объекта, формы и объемов сосудов, укупорки, опечатывания и текста этикеток;
  • выписка из акта судебно-медицинского исследования трупа с изложением предварительных сведений и основных данных исследования трупа, подписанная судебно-медицинским экспертом;
  • заверенная копия истории болезни, если умерший находился на лечении.

Если необходимые материалы не были присланы, то они должны быть затребованы, а проведение исследования может быть задержано до их получения, за исключением случаев проведения анализа на быстроразлагающиеся ядовитые вещества.

При отсутствии отдельных объектов и при обнаружении объектов, не указанных в постановлении или сопроводительном документе, составляется акт.

Эксперт-химик отвечает за сохранность объектов исследования с момента их получения. Он ведет подробные записи в рабочем журнале, в который помимо описания вещественных доказательств ежедневно вносятся все данные о проведенных процессах, реакциях и полученных результатах, включая все материалы по количественному определению.

Эксперт-химик тщательно изучает все материалы по проводимой экспертизе и составляет план исследования. Судебно-химическое исследование производится на определенное соединение или группу веществ, указанных в постановлении или сопроводительном документе.

Если из материалов дела, данных изучения объектов вытекает необходимость в проведении анализа на другие вещества, то эксперт-химик обязан расширить исследование.

При отсутствии задания о проведении анализа на конкретное вещество исследование осуществляется по схеме общего судебно-химического исследования в соответствии с перечнем ядовитых веществ, определяемым приказом Минздрава СССР.

Для анализа используется лишь часть вещественных доказательств, вторая часть может быть использована для проверки результатов тем же экспертом-химиком, третья часть возвращается или хранится в лаборатории для повторного анализа, который проводят в другой лаборатории, если в нем возникает необходимость.

При получении ограниченных количеств вещественных доказательств они могут быть использованы полностью. Об этом указывается в сопроводительном документе к акту экспертизы.

Необходимо соблюдать особую бережливость при расходовании дистиллятов, минерализатов, вытяжек и других объектов.

Все судебно-химические исследования должны вестись как количественные, поскольку в такие они могут быть превращены в каждой стадии работы.

В судебно-химическом анализе для исследования всегда должны применять лишь те методы и реакции, с которыми эксперт ранее ознакомился, овладел ими, знает все условия их воспроизводства, может учесть все ошибки, которые могут возникнуть при их применении. На судебно-химических исследованиях нельзя учиться, а для их выполнения нужно применять уже изученные реакции и методы.

Нельзя делать заключение о наличии токсического вещества в объекте на основе одной реакции или на основе результата одного физико-химического метода. Заключение должно базироваться на результатах нескольких реакций или на совокупности результатов химических реакций и физико-химических методов.

При наличии соответствующих методических рекомендаций, указаний или информационных писем главного судебно-медицинского эксперта Минздрава СССР их использование при проведении судебно-химических экспертиз должно быть обязательным.

Судебно-химическая экспертиза (исследование) по одному делу проводится одним экспертом-химиком. В порядке исключения отдельные экспертизы могут выполняться несколькими экспертами-химиками, но при строгом разграничении объектов исследования.

Одновременно эксперт-химик может проводить не более двух судебно-химических экспертиз (исследований), но при этом нельзя выполнять одинаковые операции по разным делам.

Все операции и процессы, связанные с изолированием, обнаружением и количественным определением ядовитых веществ, выполняются лично экспертом-химиком, и он несет полную ответственность за правильность проведения всех операций.

Эксперт-химик имеет книгу актов, в которой по окончании экспертизы (исследования) пишет заключение по форме, утвержденной Минздравом СССР, или акт судебно-химического исследования по утвержденной форме.

Книга актов с пронумерованными листами прошнуровывается, опечатывается печатью бюро судебно-медицинской экспертизы, подписывается начальником бюро и выдается канцелярией бюропод расписку. Использованные книги актов сдаются под расписку в канцелярию бюро.

Выдача выписок из актов судебно-химического исследования не допускается.

Судебно-химические исследования могут проводиться в качестве как основной, так и дополнительной экспертизы.

Основная судебно-химическая экспертиза проводится при наличии:

  1. постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи;
  2. определения суда;
  3. определения лица, рассматривающего дело об административных правонарушениях.

Как дополнительная экспертиза судебно-химические исследования производятся в процессе экспертизы трупа или живого лица по письменному направлению судебно-медицинского эксперта или постановлению лица, назначившего экспертизу.

Объекты судебно-химической экспертизы изымаются по возможности целиком, либо с них делают соскоб. Материал для химической экспертизы упаковывают так, чтобы он не был загрязнен посторонними примесями. Подлежащую исследованию жидкость направляют на экспертизу в чистой стеклянной таре с притертой пробкой.

Твердые вещества необходимо завернуть в чистую бумагу. Влажные предметы для предупреждения загнивания во время перевозки рекомендуется подсушить при комнатной температуре. На упаковке указывают наименование содержимого, место и время его изъятия.

В судебно-химическое отделение бюро СМЭ вместе с объектами исследования направляют:

1) сопроводительное отношение, в котором указывается кому, с какой целью и что именно направляется;

2) постановление о назначении судебно-химической экспертизы вещественных доказательств, в котором излагаются обстоятельства дела
(предварительные сведения), формулируются вопросы, подлежащие разрешению, перечисляются направляемые объекты исследования;

3) выписку из акта судебно-медицинского исследования трупа, содержащую сведения об основных результатах вскрытия и указания на цель судебно-химического исследования;

4) копию медицинской карты стационарного или амбулаторного больного, если потерпевшему оказывалась медицинская помощь;

5) при повторных исследованиях — копию заключения эксперта или акта первичного судебно-химического исследования.

Перечень вопросов, разрешаемых при назначении основной судебно-химической экспертизы

  1. Каковы состав и название представленного вещества?
  2. Однородны ли исследованный объект и образец по своему составу?
  3. Относится ли представленный на экспертизу объект к определенной группе веществ (наркотических, сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых и т. д.)? Не содержит ли он каких-либо примесей?
  4. Содержится ли в исследуемом объекте вещество, которое при определенных условиях может быть ядом? Если да, то какое именно и в каком количестве?
  5. Имеются ли в исследуемом материале (пищевом продукте, напитке) вредные для здоровья вещества? Если да, то какие именно?
  6. Продуктом сгорания какого материала является представленное на экспертизу вещество?

При назначении судебно-химической экспертизы необходимо предоставить исследуемые объекты в упаковке, исключающей их порчу или возможность подмены, а также постановление о назначении экспертизы в 2-х экземплярах. При необходимости — предоставить образцы сравнения или необходимую техническую документацию.

В настоящее время в Российской Федерации отмечено сохранение негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.

Отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.

В стране происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков. Высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, кокаин и синтетические наркотики вытесняют широко распространенные прежде наркотики растительного происхождения.

В связи с увеличением распространения наркотических и сильнодействующих психотропных веществ, ростом количества правонарушений среди лиц, употребляющих наркотические средства, а также увеличением разнообразия употребляемых наркоманами химических веществ, все большее значение приобретает судебно-химическая экспертиза, обеспечивающая получение надежных и имеющих юридическую силу результатов.

Руководитель экспертного учреждения и его роль при проведении экспертизы в суде

Аветов Г.Н., аспирант Санкт-Петербургского ЮИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Как известно, назначение судебной экспертизы по уголовному делу в стадии судебного разбирательства осуществляется в условиях гласности, непосредственности и состязательности. Сложившийся на практике порядок вызова эксперта в суд и дачи им экспертного заключения в ходе судебного заседания вызывает ряд вопросов, требующих внимания в связи с их процессуальной и административной неурегулированностью. Одним из проблемных моментов является порядок взаимоотношения руководителя экспертного учреждения и эксперта. Неурегулированность касается как процессуальной стороны, так и непосредственно административной, касающейся исполнения руководителем экспертного учреждения, а также самим экспертом своих должностных обязанностей, вытекающих из требований Закона об экспертной деятельности. В соответствии со ст. 16 эксперт не вправе: принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Как известно, при производстве экспертизы в суде данная норма Закона не соблюдается. Судья, вынося определение о назначении экспертизы, вручает его непосредственно эксперту, находящемуся в зале судебных заседаний, т.е. минуя руководителя экспертного учреждения. В настоящей статье мы не будем затрагивать другие немаловажные аспекты, касающиеся судебно-экспертной деятельности в суде, такие как: обеспечение соблюдения независимости эксперта, права на личную инициативу при проведении экспертизы в суде. Эти вопросы также важны и требуют отдельного изучения. Хотелось бы попытаться найти пути законного взаимоотношения руководителя экспертного учреждения и эксперта при проведении экспертизы в суде. В научной литературе данному вопросу уделялось определенное внимание. Так, нельзя не согласиться с выводом А.Р. Шляхова о том, что в связи с производством судебных экспертиз руководитель экспертного учреждения осуществляет двоякого рода функции — процессуальные и административные, причем вторые производны от первых и подчинены процессуальным требованиям и условиям <1>.

<1> См.: Шляхов А.Р. Процессуальные и организационные основы криминалистической экспертизы. М., 1972. С. 86.

Более того, в соответствии со ст. 14 Закона об экспертной деятельности руководитель экспертного учреждения, помимо всего прочего, обязан при получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту, обладающему специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы; разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права; по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта; обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов.

При вызове эксперта в судебное заседание и проведении экспертизы в суде руководитель экспертного учреждения объективно лишен возможности полноценного выполнения своих обязанностей. Часть его функций, а именно процессуального характера, руководителя экспертного учреждения, берет на себя суд, который разъясняет эксперту процессуальные права и обязанности, предупреждает его об уголовной ответственности. Между тем вопросы административно-организационного характера в связи с обеспечением эксперту должных условий для проведения экспертизы, как правило, остаются нерешенными. Не во всех случаях (а как правило, почти никогда) судом обеспечиваются необходимые условия для проведения экспертизы в суде. Практика показывает, что судом на период проведения экспертизы объявляется перерыв, эксперту предоставляются необходимые материалы, и он проводит экспертное исследование, подготавливает заключение непосредственно в зале судебных заседаний. То есть не в полной мере соблюдаются принципы независимости эксперта, а также не обеспечивается конфиденциальность исследований.

Какие пути выхода имеются в этом случае? Казалось, нет ничего проще, как утвердить такой порядок вызова эксперта в судебное заседание для дачи заключения, при котором вынесенное судом определение направлялось бы руководителю экспертного учреждения, который был бы в определенной мере в курсе предстоящей экспертизы. В криминалистической литературе подобная точка зрения уже высказывалась. Так, Ю.К. Орлов считает, что суд должен вынести два определения. Первое — о назначении экспертизы, но без конкретной постановки вопросов. Этим документом эксперт «вводится в дело», приобретает соответствующие права и обязанности, в том числе может участвовать в исследовании обстоятельств дела, необходимых ему для дачи заключения. И второе определение — после выполнения всех описанных выше процедур — о постановке вопросов перед экспертом, где формулируются конкретные вопросы, подлежащие разрешению <2>.

<2> См.: Орлов Ю.К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве. М., 2005. С. 101.

Представляется, что подобная ступенчатость привлечения эксперта к делу несколько противоречит процессуальному порядку назначения экспертизы. По смыслу ч. 1 ст. 195 УПК РФ в определении о назначении судебной экспертизы в обязательном порядке указываются: основания назначения судебной экспертизы; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Поэтому считаем, что в нашем случае необходимо поступить несколько иначе. Несомненно, чтобы не нарушать требования федерального законодательства, регулирующего взаимоотношения руководителя экспертного учреждения и эксперта, суд обязан оповестить руководителя экспертного учреждения о намерении производства экспертизы по конкретному делу с вызовом эксперта и проведения экспертизы в судебном заседании. Необходимо ли для этого вынесение какого-либо процессуального акта? Полагаем, что нет.

Но вместе с тем согласимся с уважаемыми авторами, что при возникновении судебно-экспертной ситуации и необходимости вызова эксперта для исследования доказательств, касающихся предмета экспертизы, суд не должен ограничиваться формальным вызовом эксперта по повестке. Без сомнения, закон предоставляет суду право вызова любого лица для дачи показаний или проведения иных процессуальных действий с его участием. Но с учетом необходимости создания условий, направленных на вовлечение руководителя экспертного учреждения в процесс контроля за экспертом, считаем, что необходимо направлять вместе с повесткой письменное отношение, в котором в подробной форме излагалось бы обоснование экспертизы. Такое отношение могло бы содержать фактические данные, указываемые обычно в мотивировочно-описательной части определения о назначении судебной экспертизы. По получении подобного отношения руководитель экспертного учреждения определяет эксперта, который будет направлен в суд, обсуждает с ним методику исследований.

В случае если речь идет о дополнительной экспертизе, руководитель направляет именно того эксперта, который проводил первичную экспертизу. Если речь идет о первичной экспертизе, то руководитель экспертного учреждения имеет возможность направить эксперта с более высокой квалификацией и с учетом его психофизиологических качеств. Последнее является немаловажным, поскольку проведение экспертизы в суде происходит в условиях гласности, непосредственности, оторванности от привычной рабочей среды. Принцип непосредственности судебного исследования предполагает критическое изучение, оценку и использование заключения эксперта, данного им в суде. Особенности назначения экспертизы в судебном заседании обусловлены тем, что в формулировании вопросов, определении объема исследуемых обстоятельств принимают участие обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; по всем поставленным эксперту вопросам заслушивается мнение участников судебного разбирательства.

В таких условиях могут возникнуть определенные моменты субординации между экспертом, с одной стороны, и другими участниками судебного разбирательства — с другой. Это, в свою очередь, может повлиять на процесс формирования внутреннего убеждения эксперта, который может поддаться влиянию более активной стороны процесса и дать заключение конформистского характера. Эксперт в непривычных для себя условиях должен отрешиться от умышленных и неумышленных воздействий сторон и подготовить заключение, отвечающее принципам законности, научной обоснованности, относимости и допустимости.

Думается, что в связи с этим роль руководителя является во многом определяющей в организации взаимоотношений и взаимодействия между экспертом и судом. Поэтому очень важно, чтобы суд, пусть даже в непроцессуальной форме, в общих чертах изложил руководителю экспертного учреждения суть предстоящей экспертизы. Поручая проведение экспертизы в суде эксперту, руководитель мог бы проконсультировать его по проблемным вопросам, дать определенные профессиональные установки. Это особенно важно для направляемых в суд экспертов с небольшим опытом работы. Подобный подход вселил бы в эксперта чувство уверенности и создал бы наиболее благоприятные условия для полноценной реализации им своих служебных обязанностей в суде.

И наконец, считаем, что для полноты контроля необходимо нормативно закрепить в обязанности эксперта составление подробной справки о проведенной им в суде экспертизе и предоставление ее руководителю экспертного учреждения в кратчайшие сроки. Предложенный нами порядок никак не нарушает принципы уголовно-процессуального закона и дает некоторую возможность руководителю экспертного учреждения более эффективно исполнять свои обязанности.

Факт вовлечения руководителя экспертного учреждения в судебно-экспертную деятельность, осуществляемую подчиненным ему экспертом вне экспертного учреждения, оказал бы положительную динамику на количество экспертных ошибок. Представляется, что значимость своевременного выявления экспертных ошибок по уголовным делам в стадии судебного разбирательства высока. Речь идет, конечно, о тех ошибках, которые повлекли неправильный вывод эксперта и остались незамеченными судом при оценке заключения. Если такое заключение легло в основу процессуального решения, определяющего судьбу дела (постановление о прекращении дела, приговор), руководитель экспертного учреждения получил бы возможность поставить в известность об обнаруженной экспертной ошибке суд, рассматривающий дело по существу.

Таковы, на наш взгляд, некоторые аспекты взаимоотношения руководителя экспертного учреждения и эксперта при проведении последним экспертизы в суде.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (его начальник, заведующий или директор, абз. 5 ст. 9 ФЗ ГСЭД) имеет особый статус, закрепленный в ст. 14, 15 ФЗ ГСЭД.

Ключевая обязанность руководителя — поручение производства судебной экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения. 

Требования к руководителю госэкспертизы

  • высшая экспертная квалификация;
  • широкий кругозор и специальные знания в различных родах или видах экспертиз
  • знание и практический навык в использовании различных судебно-экспертных методик
  • способность правильно оценить сложность предстоящего исследования. Особенно это важно при решении вопроса, в каком случае экспертиза будет выполняться единолично, а когда комиссией экспертов. Если по одному объекту назначен комплекс экспертиз, руководитель решает, какова оптимальная последовательность их производства. В случае необходимости назначения комиссионной или комплексной экспертизы руководитель назначает эксперта-организатора, координирующего процесс экспертного исследования.

Статья 14 ФЗ ГСЭД предписывает руководителю государственного судебно-экспертного учреждения:

  • разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
  • по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу (ч. 2 ст. 80 ГПК РФ; ч. 4 ст. 82 АПК РФ; ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 199 «Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы» УПК РФ руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.

Перед тем, как отправить экспертное заключение своего подчиненного, руководитель государственного судебно-экспертного учреждения контролирует:

  • полноту и качество исследования, т.е. проверяет, все ли объекты, представленные на экспертизу, были изучены;
  • на все ли поставленные вопросы ответил судебный эксперт в заключении;
  • использовал ли эксперт необходимые методики и приборную базу;
  • соответствуют ли выводы эксперта содержанию исследовательской части, анализирует заключение эксперта с точки зрения ошибок объективного и субъективного характера.

Большое внимание уделяется приложениям к экспертному заключению: фототаблицам, спектрограммам, рентгенограммам и др., которые позволяют получить более полное представление о процессе исследования.

Согласно закону эксперт независим в своих суждениях, но это не означает, что руководитель судебно-экспертного учреждения не может указать ему на недостатки и вернуть заключение эксперта. Так, это может произойти, если не все объекты исследованы, не использована рекомендованная методика либо документ содержит ошибки. Однако, поскольку судебный эксперт — фигура процессуально самостоятельная и дает заключение от своего имени, он не обязан в спорных случаях учитывать замечания руководителя экспертного учреждения.

Вопрос о последствиях несогласия руководителя государственного судебно-экспертного учреждения с выводами государственного судебного эксперта, увы, недостаточно урегулирован в законодательстве. Важно: закон не наделяет руководителя государственного судебно-экспертного учреждения правом назначить другого эксперта, так как экспертизу уже провели. Если проводить ее вновь, то она фактически будет являться повторной. Однако, повторную судебную экспертизу может назначить только следователь, суд, иной субъект, но никак не руководитель государственного судебно-экспертного учреждения.

Как руководитель может высказать свое мнение по поводу заключения? Единственная возможность — отметить это в сопроводительном письме к экспертному заключению.

Может ли руководитель осуществлять свои контрольные функции по конкретной экспертизе и при этом не давать эксперту указания, предрешающие, как сказано в ст. 14 ФЗ ГСЭД, содержание выводов? Руководитель, давая вполне обоснованные и правильные указания эксперту, может в одних случаях предвидеть, что изменение методики исследования повлияет на вывод, а в других — не знать, каков будет этот вывод.

Как руководитель может улучшить качество экспертных заключений?

Действенным средством является их регулярное рецензирование как внутри данного учреждения, так и внутриведомственное и межведомственное рецензирование с последующим обсуждением выводов рецензента. Отрицательные рецензии на экспертные заключения данного сотрудника могут быть основанием для направления его на досрочную аттестацию.

Когда руководитель отправляет адресату заключение, он обязан проверить правильность упаковки и опечатывания вещественных доказательств после исследования. Этот контроль важен, поскольку на практике вещественные доказательства после экспертного исследования часто вообще не упаковываются и не опечатываются, хранятся небрежно. Вследствие этого материалы могут испортиться или потеряться, что приводит к необходимости проведения повторных и дополнительных экспертиз.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения также обязан проследить за соблюдением сроков производства экспертизы.

Руководитель государственного экспертного учреждения не должен разглашать сведений, ставших ему известными в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведений, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведений, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Это фактически может трактоваться как предупреждение о недопустимости разглашения данных предварительного расследования без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310 УК РФ).

Что обозначает обеспечение конфиденциальности экспертиз и их результатов? Это не только ограничение физического доступа к заключениям экспертов, наблюдательному производству и помещениям, где производятся экспертизы, к экспертной технике, но и создание компьютерной системы информационной безопасности. Поэтому копии заключений экспертов обычно хранятся не только в отпечатанном на бумаге виде в наблюдательном производстве экспертного учреждения, доступ к которому посторонних лиц практически исключен, но и в электронном виде на магнитных носителях компьютеров экспертов, их составивших.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения отвечает за соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации оборудования для экспертных исследований во вверенной ему организации.

Для обеспечения сохранности представленных объектов, что также является обязанностью руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, в каждом структурном подразделении этого учреждения должны быть предусмотрены специальные столы для осуществления экспертного осмотра. Объекты после экспертного исследования следует тщательно упаковать, снабдить пояснительными надписями и опечатать. Необходимы специальные помещения для хранения громоздких объектов, которые не могут быть отправлены лицу или органу, назначившему экспертизу, по почте.

До официального получения постановления или определения об проведении экспертизы рукводитель не вправе требовать объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы, ни для ускорения производства по делу, ни с какой-либо иной, пусть даже самой благой целью. Законодатель также запрещает руководителю государственного экспертного учреждения самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к производству этой экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении. 

В случае привлечения к производству судебной экспертизы частного эксперта или эксперта, который является сотрудником негосударственного экспертного учреждения, руководитель государственного экспертного учреждения в обязательном порядке должен уведомить об этом суд. Обычно суд соглашается с выбором руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, поскольку тот значительно лучше осведомлен об уровне профессиональной компетентности привлекаемых судебных экспертов, многие из которых постоянно сотрудничают с государственными экспертными учреждениями. Согласуются также условия оплаты труда эксперта.

При необходимости производства комплексной судебной экспертизы для решения нестандартных экспертных задач, требующих участия уникального специалиста, руководитель государственного экспертного учреждения либо сам находит такого специалиста (тогда вопрос должен быть согласован с лицом или органом, назначившим экспертизу), либо это делается по инициативе суда.

Руководителю государственного экспертного учреждения запрещено давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе, т.е. оказывать влияние на содержание экспертных выводов. Корыстное понуждение эксперта к даче определенного вывода по экспертизе со стороны руководителя государственного экспертного учреждения может быть квалифицировано как уголовное преступление по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или ст. 290 «Получение взятки» УК РФ.

Узнать больше о работе «руководитель экспертной службы» в Москве вы можете в разделе Карьера — руководитель экспертной службы. Также там представлена информация по другим профессиям, уровню зарплаты, работодателям и многое другое.

Для более гибкой настройки параметров поиска вы можете воспользоваться новым гибким поиском.

Для быстрого просмотра или подбора вакансии по текущему запросу (или любому иному) попробуйте раздел быстрого поиска.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кондиционер для аквариума sidex green инструкция
  • Как наказываются работники допустившие нарушение инструкции по охране труда
  • Руководство кпп 238 ямз
  • Мирена спираль инструкция отзывы для женщин после 40
  • Ксалатан глазные капли инструкция по применению цена отзывы аналоги цена