Руководство фрг сейчас

Политика ,

09 дек 2021, 01:00 

0 

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Олаф Шольц официально стал новым канцлером ФРГ, сменив на этом посту Ангелу Меркель. Правительство под его руководством впервые будет трехпартийным. Как распределены в нем министерские портфели — в материале РБК

Олаф Шольц позирует со своим кабинетом министров


Олаф Шольц позирует со своим кабинетом министров

8 декабря представитель Социал-демократической партии Германии Олаф Шольц был приведен к присяге в качестве нового канцлера ФРГ. В возглавляемом им правительстве, сформированном коалицией «светофор» (согласно фирменным цветам входящих в нее политических партий), будут также представители Свободно-демократической партии Германии (СвДП) и «Зеленых» — всего 16 членов кабинета. Это на одного больше, чем при Ангеле Меркель, поскольку появилось Министерство экономики и защиты климата. Вице-канцлером стал сопредседатель «Зеленых» Роберт Хабек.

Министерские посты участники правящей коалиции распределили следующим образом: СДПГ досталось шесть портфелей, «Зеленым» — пять, СвДП — четыре. По инициативе Шольца должности в новом кабинете были распределены поровну между мужчинами и женщинами.

Новое правительство будет немного моложе всех предыдущих кабинетов, 63-летний канцлер станет самым возрастным его участником. Самые молодые министры — по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи Анне Шпигель и Анналена Бербок, экс-кандидат в канцлеры от «Зеленых», возглавившая МИД. Им по 40 лет.

Доверенное лицо Шольца во главе аппарата

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Главой канцелярии и министром по особым поручениям назначен Вольфганг Шмидт, соратник и доверенное лицо Шольца, работавший на него в течение последних двадцати лет. Их пути сошлись еще в Гамбурге, где Шольц начинал свою политическую карьеру и, как и Шмидт, какое-то время работал юристом. Новый глава канцелярии прежде занимал пост статс-секретаря в Министерстве финансов, которое возглавлял Шольц, и теперь продолжит координировать работу его аппарата на более высоком уровне.

Шмидт известен в политических кругах как хороший политтехнолог и человек, умеющий вести «закулисную работу». Такие профессиональные качества востребованы при координации деятельности правительства, впервые состоящего из представителей трех партий. Журнал Stern предполагает, что с приходом Шмидта должность главы канцелярии станет более значимой, чем во времена его предшественников в правительствах Меркель.

Критики России во главе Минобороны и МИДа

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Пост министра обороны также традиционно занимает представитель лидирующей партии коалиции. В этот раз портфель отошел Кристине Ламбрехт, ранее занимавшей пост министра юстиции. Таким образом продолжена традиция назначения женщин в Министерство обороны, которое прежде возглавляла Аннегрет Крамп-Карренбауэр, а до нее Урсула фон дер Ляйен (ныне глава Еврокомиссии). Ламбрехт с 2020 года занимает довольно жесткую позицию в отношении России: она неоднократно призывала Кремль к расследованию инцидента с оппозиционером Алексеем Навальным (именно Министерство юстиции отвечало за судьбу российских запросов о взаимной правовой помощи по данному вопросу). Также Ламбрехт резко критиковала аресты во время мирных акций протеста в России и преследование журналистов. По ее мнению, подобные действия нарушают Европейскую конвенцию по правам человека и Конституцию России.

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Анналена Бербок получила первый в жизни министерский портфель и будет отвечать за внешнюю политику ФРГ. Эту должность ей прочили еще с лета, когда правительство «светофора» под руководством СДПГ стало казаться реальным исходом коалиционных переговоров. При этом российские эксперты утверждали, что ее приход в МИД Германии затруднит диалог с Москвой. Такая позиция объясняется тем, что Бербок не только противник проекта газопровода «Северный поток-2» и сторонница жесткого курса в отношении России, но и активный защитник прав человека. В частности, она высказывалась в поддержку правозащитного общества «Мемориал» (признано российскими властями иноагентом), когда Генпрокуратура России потребовала его закрытия, отмечая, что подобные решения лишь отдалят Россию от «европейского канона ценностей». Тем не менее она также говорила о необходимости вывода ядерных арсеналов США с территории Германии и о том, что членство Украины в НАТО — не перспектива ближайшего времени.

Медийный эпидемиолог во главе Минздрава

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Врач-эпидемиолог Карл Лаутербах занял пост министра здравоохранения. С начала пандемии коронавируса в Германии он стал одной из самых узнаваемых медийных персон — его высказывания регулярно появлялись на первых полосах СМИ, а лицо — на экранах телевизоров. В отличие от своего предшественника Йенса Шпана Лаутербах глубоко погружен в специфику борьбы с коронавирусом, регулярно читает новые научные работы по теме вакцинации и особенностях распространения болезней. Такой подход и стал залогом его успеха — свою точку зрения Лаутербах всегда подкрепляет проверенными данными. Он сторонник жестких мер в борьбе с пандемией, который регулярно подмечал промахи своего предшественника Шпана. Во многом радикальная позиция Лаутербаха сделала его неоднозначной личностью: у него немало как сторонников, так и противников даже в рядах собственной партии.

Эколог на защите климата

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Роберт Хабек, который, как и Бербок, руководит партией «Зеленых», вместе с должностью вице-канцлера получил новое Министерство экономики и защиты климата — его создание было одним из главных предвыборных проектов экологов и условием вхождения в коалицию. Решение сделать его вице-канцлером объясняется тем, что Бербок не смогла оправдать надежд однопартийцев и из-за череды личных ошибок превратилась из лидера предвыборной гонки в замыкающего. Оба сопредседателя «Зеленых» тем не менее указывали, что итоговое распределение постов произошло при обоюдном согласии. Хабеку придется заниматься приоритетной для «Зеленых» задачей, а именно преобразованием немецкой экономики в «экологически дружелюбную». Таким образом, России, крупнейшему поставщику энергоресурсов в ФРГ, придется вести диалог по повестке «зеленого» перехода с ведомством, во главе которого стоит человек, которого также можно назвать критиком Кремля, хотя и более умеренным, чем Бербок. Однако именно Хабек выступал с инициативой поставок оружия на Украину.

Минфин в «свободных» руках

Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии

Глава СвДП Кристиан Линдер еще летом понимал, что его партия вне зависимости от того, кто победит на выборах, скорее всего, войдет в правительство. Тогда же в качестве условия присоединения СвДП к коалиции он обозначил получение портфеля министра финансов. Линдер известен тем, что ему удалось вернуть либералов в бундестаг в 2017 году — тогда его партия смогла преодолеть 5-процентный барьер, а на выборах 2021 года — 10-процентный. После выборов Линдер выступал за формирование правящей коалиции во главе с Христианско-демократическим союзом, в том числе из-за хороших личных отношений с кандидатом в канцлеры Армином Лашетом, но изменил свое мнение после первой стадии переговоров.

From Wikipedia, the free encyclopedia

«German Government» redirects here. For political system in Germany, see Politics of Germany.

Federal Government

Bundesregierung

Die Bundesregierung Logo.svg

Logo of the Federal Government

Polity type Federal parliamentary republic
Constitution Basic Law for the Federal Republic of Germany
Formation 15 September 1949; 73 years ago
Legislative branch
Name Bundestag
Meeting place Reichstag
Upper house
Name Bundesrat
Lower house
Name Bundestag
Executive branch
Head of State
Title Federal President
Currently Frank-Walter Steinmeier
Appointer Federal Convention
Head of Government
Title Federal Chancellor
Currently Olaf Scholz
Appointer Federal President
Cabinet
Name Federal Government
Leader Federal Chancellor
Appointer Federal President (on advice of the Federal Chancellor)
Headquarters Federal Chancellery
Judicial branch
Federal Constitutional Court
Seat Karlsruhe

The Federal Cabinet or Federal Government (German: Bundeskabinett or Bundesregierung) is the chief executive body of the Federal Republic of Germany. It consists of the Federal Chancellor and cabinet ministers. The fundamentals of the cabinet’s organisation as well as the method of its election and appointment as well as the procedure for its dismissal are set down in articles 62 through 69 of the Basic Law for the Federal Republic of Germany (Grundgesetz).

In contrast to the system under the Weimar Republic, the Bundestag may only dismiss the Chancellor with a constructive vote of no confidence (electing a new Chancellor at the same time) and can thereby only choose to dismiss the Chancellor with their entire cabinet and not simply individual ministers. These procedures and mechanisms were put in place by the authors of the Basic Law to both prevent another dictatorship and to ensure that there will not be a political vacuum left by the removal of Chancellor through a vote of confidence and the failure to elect a new one in their place, as had happened during the Weimar period with the Reichstag removing Chancellors but failing to agree on the election of a new one.

If the Chancellor loses a simple confidence motion (without the election of a new Chancellor by the Bundestag), this does not force them out of office, but allows the Chancellor, if they wish to do so, to ask the President of Germany for the dissolution of the Bundestag, triggering a snap election within 60 days (this happened in 1972, 1983 and 2005), or to ask the President to declare a legislative state of emergency, which allows the cabinet to use a simplified legislative procedure, in which bills proposed by the cabinet only need the consent of the Bundesrat (as yet, this has never been applied). The President is, however, not bound to follow the Chancellor’s request in both cases.

The Chancellor and the other members of the cabinet are allowed to be also members of the Bundestag (though they are not required to be).

Process of nomination and appointment[edit]

The Chancellor is elected by the federal parliament (Bundestag) on proposal of the President of Germany with a majority of all members of the Bundestag (Chancellor-majority). However, the Bundestag is free to disregard the President’s proposal (which has, as of 2021, never happened), in which case the parliament may within 14 days hold further ballots and try to elect another individual, which the parties in the Bundestag can now propose themselves, to the post with the same so called Chancellor-majority, whom the President is then obliged to appoint. If the Bundestag fails to do so, a last ballot will be held on the 15th day (again the parties in the Bundestag may field candidates): If an individual is elected with the Chancellor-majority, the President must appoint them as Chancellor. If not, the President is free to either appoint the individual, who received a plurality of votes on this last ballot, as Chancellor or to dissolve the Bundestag and call a snap election within 60 days.

Following their election in the Bundestag, the Chancellor-elect will visit Bellevue Palace, the residence of the President, to receive a certificate of appointment. This is the moment, the elected individual actually enters office. After this short appointment-ceremony, the Chancellor returns to the Bundestag, in order to take the oath of office. Having taken the oath, the Chancellor will once again visit Bellevue Palace, this time joined by the individuals the Chancellor intends to propose as members of the cabinet. The President will officially appoint the new cabinet members, again handing over certificates of appointment. After the ministers are appointed, they return to the Bundestag and take their oaths of office, completing the appointment-process.

Functioning[edit]

The Chancellor is the chief executive leader. Therefore, the whole cabinet’s tenure is linked to the Chancellor’s tenure: The Chancellor’s (and the cabinet’s) term automatically ends, if a newly elected Bundestag sits for the first time, if they are replaced by a constructive vote of no confidence, or if the Chancellor resigns or dies. Nevertheless, apart from the case of a constructive vote of no confidence, which by nature instantly invests a new Chancellor (and a new cabinet), the Chancellor and their ministers stay in office as an acting cabinet on the President’s request, until the Bundestag has elected a new Chancellor. An acting cabinet and its members have (theoretically) the same powers as an ordinary cabinet, but the Chancellor may not ask the Bundestag for a motion of confidence or ask the President for the appointment of new ministers. If an acting minister leaves the cabinet, another member of government has to take over their department.

The Chancellor is responsible for guiding the cabinet and deciding its political direction (Richtlinienkompetenz). According to the principle of departmentalization (Ressortprinzip), the cabinet ministers are free to carry out their duties independently within the boundaries set by the Chancellor’s political directives. The Chancellor may at any time ask the President to dismiss a minister or to appoint a new minister; the President’s appointment is only a formality, he may not refuse a Chancellors request for dismissal or appointment of a minister. The Chancellor also decides the scope of each minister’s duties and can at his own discretion nominate ministers heading a department and so called ministers for special affairs without an own department. He can also lead a department himself, if he decides so.

The Chancellor’s freedom to shape his cabinet is only limited by some constitutional provisions: The Chancellor has to appoint a Minister of Defence, a Minister of Economic Affairs and a Minister of Justice and is implicitly forbidden to head one of these departments himself, as the constitution invests these ministers with some special powers. For example, the Minister of Defence is commander-in-chief during peacetime (only in wartime does the Chancellor becomes supreme commander), the Minister of Economic Affairs may veto decisions by the Federal Cartel Office and the Minister of Justice appoints and dismisses the Public Prosecutor General. If two ministers disagree on a particular point, the cabinet resolves the conflict by a majority vote (Kollegialprinzip or principle of deference) or the Chancellor decides the case themselves. This often depends on the Chancellor’s governing style.

The Chancellor has to appoint one of the cabinet ministers as Vice Chancellor, who may deputise for the Chancellor in their absence. In coalition governments the Vice Chancellor is usually the highest ranking minister of the second biggest coalition party. If the Chancellor dies or is unwilling or unable to act as Chancellor after the end of their term, until a new Chancellor has been elected, the Vice Chancellor becomes Acting Chancellor until the election of a new Chancellor by the Bundestag, who then has to form a new government. (To date, this has happened once: On 7 May 1974 Chancellor Willy Brandt resigned and declared his refusal to act as Chancellor until his successor’s election. Vice Chancellor Walter Scheel was appointed as Acting Chancellor and served until the election of Helmut Schmidt on 16 May.)

The Chancellor is in charge of the government’s administrative affairs, which are usually delegated to the Head of staff of the Chancellery, who is usually also appointed as minister for special affairs. Details are laid down in the government’s rules for internal procedures (Geschäftsordnung). These state, for example, that the cabinet is quorate only if at least half of the ministers including the chair (the Chancellor or in their absence the Vice Chancellor) are present. The cabinet regularly convenes on Wednesday mornings in the Chancellery.

According to established practice, decisions on important armaments exports are made by the Federal Security Council [de] (Bundessicherheitsrat), a cabinet committee chaired by the Chancellor. Pursuant to its (classified) rules of procedure, its sessions are confidential. According to practice, the Federal Government presents an annual report on arms exports, which contains statistical information on export permits issued and gives figures for the types of arms concerned as well as their destination. As a general rule, the Federal Government, if asked, is required to inform the Bundestag that the Federal Security Council has approved a given armaments export transaction or not.[1]

Current cabinet[edit]

The current and 24th federal cabinet of Germany has been in office since 8 December 2021. It currently consists of the following ministers:[2]

Order Office Portrait Minister Party Took office
1 Bundesadler Bundesorgane.svg
Chancellor
Sánchez se reunió con el nuevo canciller alemán Olaf Scholz en La Moncloa 20220117 (8) (cropped).jpg Olaf Scholz SPD 8 December 2021
2 Bundesadler Bundesorgane.svg
Vice Chancellor
BMWi Logo 2021.svg
Federal Minister for Economic Affairs and Climate Action
2021-12-07 Unterzeichnung des Koalitionsvertrages der 20. Wahlperiode des Bundestages by Sandro Halank–018 (cropped).jpg Robert Habeck Greens 8 December 2021
3 BMF Logo.svg
Federal Minister of Finance
2020-02-14 Christian Lindner (Bundestagsprojekt 2020) by Sandro Halank–2.jpg Christian Lindner FDP 8 December 2021
4 BMI Logo.svg
Federal Minister of the Interior and Community
2019-01-18 Konstituierende Sitzung Hessischer Landtag SPD Faeser 3863 (cropped).jpg Nancy Faeser SPD 8 December 2021
5 Auswärtiges Amt Logo.svg
Federal Minister for Foreign Affairs
Annalena Baerbock (2021) cropped.jpg Annalena Baerbock Greens 8 December 2021
6 Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz logo.svg
Federal Minister of Justice
Marco Buschmann 2.jpg Marco Buschmann FDP 8 December 2021
7 BMAS Logo.svg
Federal Minister of Labour and Social Affairs
2020-07-02 Bundesminister Hubertus Heil by OlafKosinsky MG 1922.jpg Hubertus Heil SPD 14 March 2018
8 BMVG Logo.svg
Federal Minister of Defence
Boris Pistorius (2019) (cropped).jpg Boris Pistorius SPD 19 January 2023
9 BMEL Logo.svg
Federal Minister of Food and Agriculture
Hart aber fair - 2020-02-10-4295.jpg Cem Özdemir Greens 8 December 2021
10 BMFSFJ Logo.svg
Federal Minister for Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth
2020-02-14 Lisa Paus (KPFC) 03 (cropped).jpg Lisa Paus Greens 25 April 2022
11 BMG Logo.svg
Federal Minister of Health
MJK 67604 Karl Lauterbach (Bundestag 2020).jpg Karl Lauterbach SPD 8 December 2021
12 BMDV 2021 Logo.svg
Federal Ministry for Digital and Transport
2020-08-18 Minister Volker Wissing by OlafKosinsky MG 3165.jpg Volker Wissing FDP 8 December 2021
13 Bundesministerium fuer Umwelt, Naturschutz, Bau und Reaktorsicherheit Logo.svg
Federal Minister for the Environment, Nature Conservation, Nuclear Safety, and Consumer Protection
WLP14-ri-0759- Steffi Lemke (Bündnis 90-Die Grünen).jpg Steffi Lemke Greens 8 December 2021
14 BMBF Logo.svg
Federal Minister of Education and Research
2018-05-10 Bettina Stark-Watzinger-7710.jpg Bettina Stark-Watzinger FDP 8 December 2021
15 BMZ Logo.svg
Federal Minister for Economic Cooperation and Development
2493ri SPD, Svenja Schulze.jpg Svenja Schulze SPD 8 December 2021
16 BMWSB Logo.svg
Federal Minister for Housing, Urban Development and Building
16-03-09-Klara-Geywitz RR26591.jpg Klara Geywitz SPD 8 December 2021
17 DEgov-BKAmt-Logo.svg
Federal Minister for Special Affairs &
Head of the Chancellery
Wolfgang Schmidt, Kimberly Emerson, and John B. Emerson, 4th of July 2014 (cropped).jpg Wolfgang Schmidt SPD 8 December 2021

See also[edit]

  • Council of Ministers (Ministerrat) of the German Democratic Republic (former East Germany)
  • Federal Constitutional Court of Germany
  • German federal election, 2021
  • List of ministers of the Federal Republic of Germany — an alphabetical list of former ministers
  • List of Federal Republic of Germany governments

References[edit]

  1. ^ [2 BvE 5/11, Judgment of 21 October 2014: Right of Bundestag Members to be Informed of Exports of Military Equipment After the Federal Security Council Grants Permits] Federal Constitutional Court of Germany, Press Release No. 91/2014 of 21 October 2014.
  2. ^ German Chancellery (8 December 2021). «Liste der Bundesministerinnen und Bundesminister» [List of Federal Ministers]. Protokoll Inland der Bundesregierung (in German). German Federal Ministry of the Interior and Community. Retrieved 12 December 2021.

External links[edit]

  • Official English names of German ministers and ministries (German Foreign Office)
  • German cabinet website (in German)
  • German cabinet website Archived 27 October 2021 at the Wayback Machine (in English)

13 февраля 2022 года в Германии состоялись очередные выборы Президента. Право определять нового главу государства предоставляется членам Федерального собрания, которые собираются именно с этой целью. И если немцам понятно, какие функции предоставляются старому-новому президенту Франку-Вальтеру Штайнмайеру, для граждан других стран его полномочия являются загадкой. В этом материале мы попытаемся разобраться, какие бразды правления передаются лидеру Германии, а какими наделен канцлер.

Зачастую на межгосударственном уровне проходят круглые столы, переговоры и саммиты. Как правило, на них приглашают канцлера Германии. Ведь на главу правительства возлагаются основные функции в государстве, несмотря на официальный статус лишь третьего лица в стране. Считается, вторым по значимости после президента является председатель Бундестага. Поэтому имея ограниченные полномочия, лидером немцев все равно остается президент. И 13 февраля этот пост повторно занял Франк-Вальтер Штайнмайер.

Президент Германии Штайнмайер, но кто важнее — канцлер или президент?

На пост президента страны может претендовать любой гражданин в возрасте от 40 лет, если он имеет избирательное право. Президент может быть избран на два срока. В Германии глава государства очень ограничен в полномочиях, и этим он отличается от лидеров Франции, России или США. В ФРГ данная должность скорее репутационная, поэтому реальная власть находится в руках канцлера. Президенту доверены политически нейтральные задачи, поэтому на период пребывания в должности он отказывается от членства в каких-либо партиях.

Глава ФРГ должен представлять страну на международных переговорах, подписывать соглашения с другими государствами, принимать послов. Кроме этого, он имеет право принимать участие в формировании правительства. По его инициативе вносится кандидатура федерального канцлера, а также распускается парламент, если трижды кандидатуры на главу правительства не находят поддержки у абсолютного большинства.

Президентом Германии снова стал Штайнмайер, но кто важнее — канцлер или президент?

Президент имеет право назначать и увольнять министров, если на то есть предложение канцлера. Но зачастую эта процедура — лишь формальность, поэтому глава государства не оказывает существенного влияния на формирование правительства. Также он назначает и снимает с должности федеральных судей, офицеров и чиновников государственного уровня. Под любым федеральным законом последней стоит подпись президента, после чего они вступают в силу. При этом в истории ФРГ было лишь восемь случаев, когда глава государства отказывался оставлять автограф под законопроектом.

Еще одна опция президента — возможность помилования на государственном уровне. Правда, речь идет о частном случае, тогда как амнистию он объявить не может. В военный период лидер немецкого народа не может стать главнокомандующим — эти функции выполняет федеральный канцлер, тогда как в мирное время полномочия возложены на Министра обороны. Если президент идет на нарушение действующих законов, бундестаг может опротестовать его действия в Федеральном конституционном суде. Также данный орган имеет право вовсе отстранить главу государства от исполнения полномочий, если доказано умышленное нарушение пунктов Конституции. Но таких случаев история ФРГ не знает.

«Бимарк рекомендовал Германии никогда не воевать с Россией. Однако эта рекомендация оказалась невостребованной в XX веке, что очень дорого стоило Германии и фактически привело к крушению Германской империи. И сейчас Германия, уже следуя указаниям Соединенных Штатов, вновь вступает на путь обострения отношений с Россией», – отмечает он.

Политолог добавляет, что в последние десятилетия Вашингтон очень боялся сближения РФ и ФРГ, которые могли бы создать совершенно другую Европу.

«Вот для того, чтобы этого не было, США необходимо, чтобы Германия была на острие атаки против России. Именно поэтому ни Польша, ни Франция, ни Англия, а именно Германия устраивает скандал с российскими дипломатами и высылает их в рекордном количестве», – отметил Колташов.

По его словам, Россия, конечно же, симметрично ответит на действия ФРГ, но ситуация указывает на то, что отношения РФ и ФРГ пытаются портиться.

Политолог указал на то, что почему-то ФРГ не последовала таким же действиям в отношении американских дипломатов ни после подрывов «Северных потоков», ни после уничтожения немецкой промышленности, за которыми также стоят Штаты.

«В этом смысле нынешний скандал, который сейчас устраивает Германия, он находится в одном ряду с закрытием, например, последних атомных электростанций в Германии. Это все процесс уничтожения Германии. Это все подается как действия против России, но на самом деле это все направлено против Германии для того, чтобы превратить ее в нечто ничтожное, сделать из страны, которая могла бы вместе с Россией определить будущее других европейских стран, создать вместе новый вектор европейского развития, из нее делается просто бедная, бесправная, глупая американская колония», – отметил эксперт.

По его словам, конечно, это все не говорит о немецком народе, которому придется еще постичь то, что произошло, а затем их ждет тяжелый путь сопротивления.

Напомним, что 22 апреля стало известно о том, что Германия приняла решение о массовой высылке российских дипломатов. 

Ранее в МИД РФ сообщили, что Россия зеркально ответит на массовую высылку дипломатов.

Германия официально попрощалась с Ангелой Меркель — место федерального канцлера Германии занял Олаф Шольц, опытный политик и сторонник идей социального прогресса. У руля главной экономики Евросоюза впервые за долгое время оказался социалист, лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ), и ждут от него всего того, что свойственно современным левым: либеральной внутренней политики, защиты меньшинств и борьбы против изменений климата. Жителям страны предстоят перемены, а вот резкой смены внешнего курса вряд ли стоит ждать — новую немецкую власть устраивают как сотрудничество с США, так и затяжной клинч с восточным партнером — Россией. Куда Шольц поведет Европу, как справится с COVID-19, легализует ли марихуану и почему он так любит ветряки — разбиралась «Лента.ру».

Прощание восточной немки

Факелы, приземистые каски, серые шинели и портупеи. Строй немецких солдат вызывает неуместные ассоциации, ведь торжественные военные традиции в германском государстве установились задолго до того, как к власти в нем пришли нацисты. Традиционным было и расставание с Ангелой Меркель после 16 лет, что она провела на посту: во дворе генштаба Бундесвера в Берлине она в начале декабря принимала «торжественный отбой» — знак высшей чести для государственного лидера.

Военный оркестр сыграл мелодию по выбору Меркель — песню «Ты забыл цветную пленку» панк-рокерши из ГДР Нины Хаген. Героиня смешной и легкомысленной композиции жалеет о некачественных фотографиях из отпуска. Действительно ли песня — просто напоминание о восточногерманской юности бывшего канцлера или же в ее задорных словах спрятан посыл для преемника — наверное, не знает даже Олаф Шольц. Также не вполне ясно, действительно ли Меркель чуть не расплакалась, уезжая с церемонии, — может быть, это был просто насморк.

Зато понятен свершившийся факт: эра Меркель закончилась, политическая долгожительница уходит со сцены, и для Германии наступают новые времена.

Фото: Fabrizio Bensch / Reuters

Кто вы, герр Шольц?

Лицо Олафа Шольца знакомо не только немцам, но и их торговым партнерам: в качестве министра финансов ФРГ он бывал во многих странах мира, налаживая связи в том числе и с Россией. До этого занимал пост министра труда, управлял Гамбургом — одним из ключевых немецких торговых городов, а когда у его партии хватило голосов избирателей, стал вице-канцлером страны.

Хотя именно Меркель выросла в коммунистической ГДР и была верной соратницей социал-демократа Герхарда Шрёдера, Шольц во многом оказался более «красным» политиком: карьеру он начинал среди молодых социалистов 1980-х годов. Ни для кого не секрет, что взгляды у будущего главы государства тогда были вполне марксистские, и такая молодость, конечно, сказалась на его дальнейшей политической траектории. Воспитанный марксистами канцлер написал заметно левую программу и собрал соответствующий кабинет министров.

Олаф Шольц и Герхард Шредер, 2005 год

Олаф Шольц и Герхард Шредер, 2005 год

Фото: Fabian Bimmer / AP

Решающее большинство в парламенте он получил при участии леволиберальных «Зеленых» и либералов-рыночников из Свободной демократической партии (СвДП). Получившуюся коалицию называют «светофором», по цветам трех партий — красному, желтому и зеленому. Как указал политолог и председатель Общества Бисмарка в Москве Михаил Голованов в разговоре с «Лентой.ру», от нового правительства стоит ждать радикально леволиберальных и прогрессистских мер — в частности, либерализации миграционной и гендерной политики. «Правительство Шольца форсирует необратимые изменения, по итогам которых, не исключено, мы увидим другую страну», — заявил эксперт.

Ковидные времена

Впрочем, во многом страну не узнать уже сейчас. Германию, как и весь мир, сотрясает коронавирусный кризис, который Меркель называла не иначе как «труднейшим испытанием со времен Второй мировой войны». Новая власть, видимо, относится к COVID-19 еще серьезнее: Шольц намеревается на уровне законов обязать каждого немца сделать прививку.

До этого о законном обязательстве речи не шло: государство раз за разом подчеркивало, что не планирует делать прививку обязанностью каждого гражданина. Однако вскоре после того, как стало известно об опасностях дельта-штамма, соседняя Австрия решила ввести крупные штрафы для тех, кто не хочет вакцинироваться без веских причин. Новый канцлер собирается последовать примеру Вены не позже марта 2022 года, и соответствующие законодательные процессы уже стартовали.

«Если бы привилось больше людей, положение было бы совсем иным. Но сейчас невозможно смотреть без сострадания на то, какая сложилась ситуация», — такими словами Шольц обосновал свое решение.

Центр вакцинации в Кельне

Центр вакцинации в Кельне

Фото: Wolfgang Rattay / Reuters

Австрийцы многотысячными толпами выходят митинговать против обязательной прививки. В Германии такого не будет, считает Голованов. Шольцу хватит маневренности и авторитета для продвижения любых ограничений, полагает он. «В силу менталитета немецкого общества — высокого доверия к властям и слабости критического мышления — у правительства Шольца есть шансы принять жесткие непопулярные меры без роковых политических последствий», — подчеркивает Голованов.

Не менее жесткой обещает быть и остальная антикоронавирусная политика: когда врачи по всему миру заговорили об омикрон-штамме COVID-19, Верховный суд постановил, что локдауны, закрытие школ и запрет на личные контакты не противоречат основному закону страны из-за экстремальной ситуации. Любопытно, что спорить с этими мерами пытались представители СвДП — либеральной партии-союзницы Шольца. Вопреки их представлениям о федеративном устройстве страны в Берлине решили ужесточить политику и ввести ограничительные меры по всей Германии, вне зависимости от мнения властей федеральных земель. «Зеленые» это решение, напротив, поддержали.

Левый уклон

Партия «Зеленые» во главе с Анналеной Бербок играет большую роль в правящей коалиции: на прошедших выборах ей удалось получить третье место по числу кресел в бундестаге, и теперь более умеренной СДПГ приходится с ней считаться. Впрочем, выглядит это так, будто расхождений между «красными» и «зелеными» не так уж много — их взгляды на прогресс в основном сходятся.

Новое правительство собирается вложиться в социальную политику и позаботиться о беднейших слоях населения: минимальный размер оплаты труда установят на отметке 12 евро в час (сейчас он составляет 9,6 евро); жилищный кризис хотят преодолеть ударным строительством: по 400 тысяч новых квартир каждый год, четверть из которых — социальное жилье.

Электорату, голосовавшему за «зеленых», — молодежи из крупных городов — нравятся планы Шольца. В частности, новая власть планирует легализовать торговлю марихуаной: раздавать на нее лицензии, контролировать качество и облагать торговцев налогом.

Олаф Шольц

Фото: Hannibal Hanschke / Reuters

Кроме того, в планах у коалиции понижение минимального возраста голосования с 18 до 16 лет. Впрочем, на то, чтобы пустить несовершеннолетних на выборы, может не хватить сил — для таких законодательных изменений нужна поддержка двух третей парламента.

Программа касается и поддержки этнических меньшинств: Шольц хочет облегчить жизнь иммигрантам и позволить им подавать документы на гражданство уже через пять лет пребывания в стране вместо нынешних восьми.

Правда, есть одна проблема: социалистам не хватает денег на исполнение их масштабных планов. В ноябре сообщалось, что Шольц планирует задействовать крупный национальный бизнес в своих реформах и изыскать для государственного бюджета дополнительные 50 миллиардов евро. Рыночники из СвДП не поддерживают такой подход, призывают сконцентрироваться на частных инвестициях и усиливать таким образом средний класс, однако их партнеров он интересует не в первую очередь.

Как отмечает германист Голованов, в кабинете министров Шольца — в основном такие же, как он, выходцы из некогда крайне левых кругов. Как правило, они гуманитарии, а не технократы.

Независимые наблюдатели говорят о рисках непрофессионализма, приводя в пример кандидатов от партии «Зеленые». Так, косноязычная Анналена Бербок несколько странно выглядит в роли главы МИД Германии, неожиданно и выдвижение на пост министра продовольствия и сельского хозяйства турка Джема Оздемира — убежденного противника мясоедения

Климатический интернационал

Центральным вопросом для новой верхушки немецкого государства остается климатическая повестка — глобальное противодействие изменению климата. Шольц подчеркивает, что в его приоритетах — «суверенитет Европы». На практике это значит, что национальным правительствам придется считаться с интересами климатического клуба и его вполне глобалистскими взглядами.

Следуя идее американского лауреата Нобелевской премии Уильяма Нордхауса, новый немецкий канцлер хочет от других государств того же, чего от Германии — перехода на возобновляемую энергию и борьбы с выбросами CO2. Красно-желто-зеленая коалиция мечтает избавить ФРГ от использования угольного топлива к 2030 году, хотя ранее это планировалось сделать на 15 лет позже — к 2045 году. Поможет им в этом довольно радикальная мера:

2%

площади страны предлагается отдать под размещение ветрогенераторов

К тому же сроку планируется получать 80 процентов всей энергии от возобновляемых источников, на дорогах Германии должно набраться уже около 15 миллионов автомобилей с электрическими двигателями (сейчас их всего около 350 тысяч, или в районе 1 миллиона, если считать гибриды).

Акция протеста против газопровода «Северный поток-2», Мекленбург — Передняя Померания, январь 2021 года

Фото: Jens Büttner / dpa-Zentralbild / Getty Images

Того же ФРГ будет ждать от 16 стран-участниц климатического клуба — и его состав предполагает расширение. Консервативная оппозиция в ЕС видит в этом угрозу для национального суверенитета: как считает венгерский министр по делам семьи, молодежи и международных отношений Каталин Новак, новое немецкое правительство собирается активнее, чем прежнее, навязывать другим европейским нациям свое мировоззрение и свой набор идей, не ограничиваясь борьбой за чистоту природы. По ее словам, этому нужно противодействовать: каждая страна в блоке имеет право решать, как распоряжаться своими ресурсами.

Как считает Голованов, европоцентризм Шольца останется на уровне деклараций — проевропейская риторика требуется из-за того, что интеграционные процессы ЕС пострадали от COVID-19. Он напомнил, что интересы США почти в любой конфигурации играют ключевую роль для немецкого правительства, в том числе и тогда, когда его возглавляют сторонники справедливости и прогресса. Так уже было с бомбардировками Югославии НАТО: во время авианалетов во главе с США Германией управляла красно-зеленая коалиция. «Пацифизм не помешал тогдашнему главе МИД Йошке Фишеру — кстати, тоже представителю Партии зеленых — стать одним из главных застрельщиков кампании по демонизации сербов и идеологическому обоснованию агрессии», — напомнил эксперт.

Неудобное партнерство

В ходе предвыборной кампании новый канцлер подчеркивал, что диалог с Россией необходим, и заявлял о планах по перезагрузке партнерства с восточным соседом. На министерском посту он лично занимался переговорами по «Северному потоку-2» с США и неоднократно говорил, что противостояние с Россией бессмысленно и не нужно европейским народам. На практике он, однако, оказывается сторонником той же единой позиции Запада, что и его предшественница.

Олаф Шольц и Ангела Меркель

Фото: Annegret Hilse / Reuters

Единство Германии с партнерами по НАТО основано не на риторике о дружественном отношении, а на военных базах на немецкой территории и плотном экономическом сотрудничестве. Насколько это сказывается на отношении к России — заметно уже сейчас. За последнее время Шольц предостерег Россию от «военного давления» на Украину, потребовал сохранить транзит газа через украинскую территорию, несмотря на новую ветку газопровода, и жестко раскритиковал российского союзника Александра Лукашенко: назвал президента Белоруссии диктатором и пообещал новые санкции из-за спровоцированного им миграционного кризиса.

Он также критиковал внутреннюю политику российских властей: говорил об автократическом характере власти, критиковал ее нелюбовь к сексуальным меньшинствам, боязнь либеральной демократии и открытого общества. Он сравнивал российское правительство со своими идеологическими антиподами — национал-популистской партией «Альтернатива для Германии», не вошедшей в правящую коалицию.

Впрочем, агрессивная риторика тоже не означает реального противостояния. Несмотря на левые взгляды, Шольц не станет бороться со свободным рынком в ФРГ, а возмущение из-за якобы незаконного присоединения Крыма к РФ не помешает сырьевым и другим сделкам, необходимым Москве и Берлину. Было бы напрасно надеяться, что с уходом Меркель — давней знакомой российского президента — отношения между двумя странами потеплеют. Однако и резкого ухудшения ждать не стоит: Германия продолжит действовать в своих интересах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иноседа сироп для детей инструкция по применению
  • Типовая инструкция по охране труда для водителя погрузчика 2021
  • Превикур инструкция по применению для рассады томатов отзывы
  • Компливит кальций д3 инструкция детский инструкция по применению
  • Селеномарин инструкция по применению цена где купить