Руководство государственно архивными учреждениями

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики.

2. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

(в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.

5. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

(в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страница для печативерсия PDF

Утверждена
приказом Росархива № 104 от 27.10.2016
с изменениями, внесенными
приказом Росархива № 30 от 13.03.2018

Структура Федерального архивного агентства
 

Руководство

Руководитель Федерального архивного агентства – А.Н. Артизов

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального архивного агентства – О.В. Наумов

Заместитель руководителя Федерального архивного агентства – А.В. Юрасов


Общий отдел с режимно-секретной частью

Задачи отдела

  • Документационное обеспечение деятельности Росархива.

  • Обеспечение защиты государственной тайны в служебной деятельности Росархива, в том числе в организации и ведении секретного делопроизводства.

  • Оказание необходимой организационной и методической помощи подведомственным Росархиву федеральным государственным учреждениям в обеспечении защиты государственной тайны.

  • Обеспечение Росархива оборудованием (кроме компьютерного) и инвентарем.

 
Начальник общего отдела
с режимно-секретной частью

Аракчеева Галина Владимировна


Отдел государственной службы, кадров и наград

Задачи отдела

  • Реализация законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации в Росархиве обеспечение ее необходимой локальной правовой и методической базой. Контроль соблюдения государственными гражданскими служащими (далее – гражданские служащие) Росархива законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.

  • Организация и непосредственное осуществление кадровой работы в интересах структурных подразделений Росархива и организаций, подведомственных Росархиву.

  • Изучение и подготовка предложений по подбору и расстановке кадров аппарата Росархива, руководящих кадров организаций, подведомственных Росархиву.

  • Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий Росархива по вопросам государственной гражданской службы и кадровой работы.

  • Организация профессиональной подготовки дополнительного профессионального образования гражданских служащих Росархива, формирование и исполнение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

  • Организация и проведение работы по награждению работников Росархива, организаций, подведомственных Росархиву, других органов, организаций и граждан Российской Федерации государственными и правительственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами Росархива.

  • Оказание методической помощи организациям, подведомственным Росархиву и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, ведение справочной работы по профильным Отделу направлениям.

  • Основными задачами Отдела по профилактике коррупционных правонарушений являются: формирование у гражданских служащих Росархива нетерпимости к коррупционному поведению; профилактика коррупционных правонарушений в Росархиве; разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения гражданскими служащими Росархива запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения руководящими работниками подведомственных федеральных государственных учреждений запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

 
Начальник отдела государственной службы, кадров и наград

Бочарова Елена Викторовна


Управление государственной политики и нормативно-правового регулирования

Начальник Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования

Грошев Александр Владимирович

Заместитель начальника Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования

Зулькарнаев Андрей Батыргараевич

Юридический отдел

Задачи отдела

  • Правовое обеспечение деятельности Росархива.

  • Осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию Росархива.

  • Улучшение качества принятия нормативных правовых (правовых) актов Росархива.

 
Начальник юридического отдела

Канищева Светлана Юрьевна

Отдел организационной работы и мониторинга

Задачи отдела

  • Организационное обеспечение деятельности руководителя Росархива по руководству деятельностью центрального аппарата и подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе осуществлению планирования работы Росархива, подготовки проектов управленческих решений, ведению контроля за реализацией плановых мероприятий, относящихся к компетенции Отдела.

  • Организационное обеспечение деятельности коллегии Росархива, Совета по архивному делу при Росархиве, Комиссии по научно-исследовательской и методической работе Росархива, Общественного совета при Росархиве.

  • Изучение в пределах компетенции Отдела тенденций и закономерностей архивного дела на основе мониторинга его развития, подготовка прогнозов с учетом результатов деятельности архивных учреждений Российской Федерации.

  • Подготовка предложений к документам стратегического планирования федерального и ведомственного уровней.

  • Разработка единых принципов информатизации архивного дела.

  • Координация в пределах компетенции Отдела деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений и научно- методических советов архивных учреждений федеральных округов.

  • Обобщение и распространение передового опыта работы подведомственных федеральных государственных учреждений, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственных и муниципальных архивов по профильным Отделу направлениям деятельности.

  • Оказание организационно-методической помощи подведомственным федеральным государственным учреждениям, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела по профильным Отделу направлениям деятельности.

  • Организация разработки, внедрения и ведения отраслевых и межотраслевых информационных систем, баз и банков данных, архивных справочников по фондам и документам Архивного фонда Российской Федерации.

  • Организация информационной безопасности Росархива в части обеспечения программно-аппаратной защиты.

 
Заместитель начальника управления –
начальник отдела организационной работы и мониторинга

Лисицына Ирина Анатольевна

Финансово-экономический отдел

Задачи отдела

  • Подготовка предложений к документам стратегического планирования федерального и ведомственного уровней.

  • Реализация мероприятий Росархива; по осуществлению государственной финансовой, экономической и социальной политики в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях.

  • Планирование финансовых ресурсов на содержание аппарата Росархива и подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений, обеспечение их финансированием.

  • Организация бухгалтерского учета и отчетности в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях, осуществление контрольно-ревизионной работы в соответствии с действующим законодательством.

  • Организация финансово-экономической работы в подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждениях, оказание им методической помощи.

  • Организация обеспечения бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива.

 
Заместитель начальника управления –
начальник финансово-экономического отдела

Андреюца Ирина Анатольевна


Управление комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования

Начальник Управления комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования

Ефименко Андрей Русланович

Отдел использования и международных связей

Задачи отдела

  • Организация информационного обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, государственных органов и органов местного самоуправления на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

  • Организация обеспечения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений к документам Архивного фонда Российской Федерации и другим архивным документам, находящимся на хранении в подведомственных организациях, в том числе с использованием информационных поисковых систем.

  • Организация исполнения запросов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

  • Организация исполнения запросов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства.

  • Координация работы по подготовке подведомственными организациями документальных публикаций, историко-документальных выставок на основе документов Архивного фонда Российской Федерации.

  • Организация работы подведомственных организаций по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну.

  • Взаимодействие с государственными органами иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

  • Подготовка мероприятий, связанных с урегулированием проблемы архивных документов, перемещенных на территорию России в результате Второй мировой войны.

  • Оказание организационно-методической помощи подведомственным организациям, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственным и муниципальным архивам по профильным Отделу направлениям деятельности.

  • Обобщение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта по профильным Отделу направлениям деятельности.

 
Заместитель начальника управления –
начальник отдела использования и международных связей

Занина Татьяна Геннадьевна

Отдел обеспечения сохранности и учета

Задачи отдела

  • Разработка предложений к основным направлениям государственной политики в области организации хранения и учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, а также реализация государственной политики по указанным направлениям архивного дела.

  • Организация централизованного государственного учёта документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, и уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, научных организациях, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.

  • Контроль за временным вывозом за пределы Российской Федерации документов Архивного фонда Российской Федерации.

  • Координация деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Росархиву, по профильным Отделу направлениям.

  • Оказание методической помощи федеральным государственным учреждениям, подведомственным Росархиву, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственным и муниципальным архивам по профильным Отделу направлениям деятельности.

  • Изучение отечественного и зарубежного опыта работы в области обеспечения сохранности и государственного учета документов.

 
Заместитель начальника управления –
начальник отдела обеспечения сохранности и учета

Хабибулина Галина Александровна

Отдел комплектования и делопроизводства

Задачи отдела

  • Выявление и изучение тенденций и закономерностей развития архивного дела в области комплектования, состояния делопроизводства и внедрения электронного документооборота, подготовка предложений по их совершенствованию с учетом существующих особенностей и состояния архивного дела и делопроизводства в субъектах Российской Федерации.

  • Организация комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации.

  • Координация деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Росархиву, по профильным Отделу направлениям.

  • Оказание методической помощи по вопросам архивного дела и делопроизводства государственным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области архивного дела, государственным и муниципальным архивам по профильным Отделу направлениям деятельности.

  • Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями по вопросам архивного дела, внедрения, развития и совершенствования делопроизводства и электронного документооборота.

  • Изучение отечественного и зарубежного опыта работы в области комплектования и экспертизы ценности архивных документов, а также делопроизводства.

 
Заместитель начальника управления –
начальник отдела комплектования и делопроизводства

Тиханович Светлана Владимировна

Задачи и функции структурных подразделений Росархива предусмотрены следующими нормативными правовыми актами:

  • Приказ Росархива от 06.12.2016 № 137 «Об утверждении положений об управлениях Росархива и их структурных подразделениях»

  • Приказ Росархива от 14.03.2018 № 31 «О внесении изменений в приказ Росархива от 06.12.2016 № 137 «Об утверждении положений об управлениях Росархива и их структурных подразделениях»»

  • Приказ Росархива от 27.06.2018 № 71 «О внесении изменений в приказ Росархива от 06.12.2016 № 137 «Об утверждении положений об управлениях Росархива и их структурных подразделениях»»

Главное управление архивным делом
начало свою работу в очень сложной
политической обстановке. Не было
Положения о порядке деятельности:
структуру органа управления архивным
делом пришлось выстраивать буквально
на ходу, с огромным трудом завоевать
авторитет у местных властей.

По Ленинскому декрету перед ГУАД стояли
следующие задачи:

  • обеспечение
    сохранности документов, находящихся
    в национализированных архивохранилищах
    (бывшие исторические архивы и архивы
    центральных правительственных
    учреждений);

  • учет документов,
    подлежащих концентрации в ЕГАФ,
    обеспечение их сохранности и организация
    перевозки в государственные архивы;

  • организация
    использования документов;

  • контроль за
    сохранностью документов в учреждениях;

  • организация
    обработки документов, поступающих в
    архивы.

В декрете от 1 июня говорилось, что
будет издано положение о ГУАД и его
местных управлениях. Но пока оно не было
издано положение на местах оставалось
сложным.

Постепенно центр тяжести научной и
организационно-практической работы
переместился в Москву. Здесь группа
историков и архивистов образовала
«деловое ядро» вокруг профессора
Московского университета М.К. Любавского.
В их числе были историки Ю.В. Готье, А.Н.
Филиппов, а также архивисты – представители
крупнейших московских архивов – С.А.
Белокуров, Н.Б. Рождественский и Ю.В.
Сергиевский (архив Комиссариата
иностранных дел), Д.В. Цветаев и пр. Именно
они разработали собственное Положение
о порядке деятельности ГУАД: уточнялись
полномочия ГУАД, прежде всего по отношению
к местным (областным и губернским)
архивам, говорилось о необходимости
подготовки и подбора «нового кадра
работников» для осуществления
централизации архивного дела в
общероссийском масштабе. Новые кадры
должны были обладать, «кроме высшего
исторического или филологического
образования», еще и опытом «прохождения
специальных наук в архивной школе».

Этот вопрос, как и многие другие, вскоре
обозначившиеся проблемы взаимоотношения
ГУАД и органов власти разного уровня,
потребовало вмешательства авторитета
Рязанова. В последних числах июня 1918 г.
заведующий Главным управлением архивным
делом Д.Б. Рязанов созвал в Москве особое
совещание для окончательной выработки
Положения о ГУАД и подведомственных
ему управлениях. Было принято решение
о создании Коллегии ГУАД, которая
осуществляла постоянное общее руководство
архивным делом, а также были учреждены
должности инспекторов, которые занимались
контролем за деятельностью местных
архивов.

Коллегия ГУАД была сформирована в
составе: Д.Б. Рязанов, В.Н. Сторожев, М.К.
Любавский, С.Б. Веселовский, А.М. Полянский.
Она сразу же начала активные действия
по спасению архивного достояния страны.

2.4. Борьба Главархива за сохранность отечественных архивов в условиях Гражданской войны и разрухи.

Прежде всего, Главархиву необходимо
было решить проблему безопасности
местных архивов. В некоторых губерниях
отделы Народного образования губисполкомов
взяли в свои руки работу по устройству
архивов, они поручали архивное дело
второстепенным подотделам и отделам
губернских отделов народного образования.

В начале своей деятельности ГУАД пыталось
возложить устройство местных архивов
на губернские ученые архивные комиссии.
Циркуляром в августе 1918 г. ГУАД известило
архивные комиссии, что они переходят в
его ведение и должны продолжать свою
деятельность. Работа комиссий должны
выражаться в охране документов местных
архивов и образование Единого губернского
архивного фонда. Комиссиям отпускались
необходимые средства. Но этого было
мало. Необходимо было создать в каждом
губернском центре постоянно действующее
архивное управление.

Впредь до разрешения вопроса об
организации таких учреждений ГУАД
приступило к созданию в губернских
городах института уполномоченных.
Инструкция ГУАД обязывала уполномоченных
выявить архивные фонды в губернии,
особое внимание уполномоченные должны
были обращать наорганизацию охраны
«бесхозяйных» и частных архивов.
Уполномоченные были ориентированы на
создание архивных учреждений, опирающихся
на научные и общественные организации
в виде ученых архивных комиссий,
археологических и этнографических
обществ.

31 марта 1919 г. СНК издал декрет за подписью
В.И. Ленина «О губернских архивных
фондах»
. Этим декретом все архивы и
делопроизводства, находящиеся в
губернских городах и уездах, были
объявленыгубернским архивным фондом.
В составГубернского архивного фондавходили архивы губернских, уездных,
волостных и других учреждений губернии.
Во главе Губернских архивных фондов
по Положению должен быть заведующий,
назначенный ГУАД.

Однако меры эти не приносили нужных
результатов: местные архивы гибли.

4 апреля, 12 апреля и 23 июня 1919 г., последовал
целый ряд циркуляров и предписаний
ГУАД, которые были адресованы местным
отделам народного образования,
уполномоченным ГУАД и ГУАК. В этих
документа очень настоятельно указывалось
на «необходимость в целях охраны
исторических документов» особо строго
наблюдать за тем «чтобы никакие дела и
документы ни под каким видом, угрозой
судебной ответственности по декрету 1
июня 1918 года, не подвергались уничтожению
без письменного разрешения Главархива».

На заседаниях коллегии ГУАД беспрерывно
рассматривались практически одинаковые
по сути доклады инспекторов и уполномоченных
с мест. Все они касались вопросов о
несанкционированных случаях уничтожения
документов и произволе местных властей
по отношению к местной интеллигенции,
и к архивистам в частности. Особенно
тяжелая ситуация складывалась в
отдаленных провинциях. Командированный
для обследования архивов Приуралья
А.А. Введенский докладывал: «Пермский
губархив не имеет сколько-нибудь знающих
и даже просто интеллигентных работников.
Ко времени моего приезда, он лишился
даже своего руководителя, вследствие
ареста его местной Ч.К. без соблюдения
порядка, предписанного декретом об
аресте ответственных, незаменимых
советских работников… Мне, приехавшему
для научной работы по архивам, властями
было предписано исполнять обязанности
заведующего губархивом, так как только
при этом условии я мог бы получить
фактически допуск к архивам. Пермский
губархив почти бессилен предотвратить
гибель архивов… Местные волисполкомы,
нуждаясь для своих текущих нужд в чистой
бумаге, предпринимают систематическую
добычу чистой бумаги простым вырыванием
ее из архивных дел, причем самые дела,
как ненужный хлам, идут на растопку, на
клейку конвертов и обертку… Представитель
власти мне не без гордости заметил, что
в Советской России ничего даром не
пропадает… Угрозы судом не действуют».

Сложное положение провинциальных
архивов стало основной темой съезда
губернских уполномоченных Главархива
11 июня 1919 г. В докладе старшего инспектора
А.Ф. Изюмова, посвященного деятельности
инспекций и уполномоченных Главархива
было высказано горькое, но вполне
объективное мнение о том, что «все
декреты и постановления проходили для
провинции мало замеченными и узнавалось
про них лишь по приезде того или иного
инспектора».
Изюмов же назвал Главархив
«пасынком среди других советских
учреждений даже в центре, не говоря уже
о провинциальных органах» советской
власти.«Главной причиной, часто
тормозящей успех работы, — считал Изюмов,
— было недоверие со стороны властей…
От представителей губисполкомов
приходилось слушать слова о ненужности
национальных архивов, в то время когда
проводиться интренационализм».

Главный инспектор Пичета, выступая от
имени Коллегии Главархива, попробовал
успокоить собравшихся: беды архивов
временные, поскольку «все подчинено
интересам нашего торжества в гражданской
войне».

Позже советский архивист В.В. Максаков
будет обвинять этот съезд в преобладании
«антисоветски настроенных элементов».
На самом же деле, на съезд собрались те
архивисты, которые всеми силами пытались
уберечь независимость архивов от
нестабильной политической ситуации.
Они самоотверженно, иногда с риском для
здоровья, личной свободы и даже жизни
спасали бесценное документальное
наследие России.

В такой сложной обстановке архивисты
пытались действовать самостоятельно,
буквально через голову органов советской
власти, взывая прежде всего к патриотическим
чувствам соотечественников. Примером
таких действий служит выход в свет
брошюры об архивах «К русским культурным
слоям от ГУАД». Имени автора на брошюре
не значилось, но современные историки
выяснили, что написана она была архивистом
Виктором Владимировичем Снигиревым.
Очень просто и доходчиво Снигирев
объяснял ценность архивных документов
и просил своих читателей: «Читайте и
распространяйте ее среди грамотных,
втолковывайте детям и взрослым большую
важность сохранения документов и бумаг
ради возможности познакомиться из них
с прошлым… Твердо помните, что происходящая
на всем протяжении Республики огромная
работа по спасению архивов совершается
в ваших же интересах, в интересах всего
населения и даже будущих поколений…».

Этот призыв был услышан, но не
представителями официальных властей,
которые в массе своей к «допотопным
архивариусам» относились очень небрежно.
Призыв был услышан именно теми «культурными
людьми», к которым обращались, минуя
советское правительство, патриотически
настроенные историки и архивисты.

Вскоре у архивистов появились новые
проблемы: 27 ноября 1919 г. Бумажным отделом
Центроутиля ВСНХ был разослан циркуляр
с инструкцией об утилизации старых
архивов. Главархив обратился с протестом
в ВСНХ, где пояснили, что все архивы,
имеющие историческую и научную ценность,
могут передаваться на утилизацию только
после тщательно просмотра. Встал вопрос,
какие документы представляют для
советской власти «историческую или
деловую ценность».

Под вопрос был поставлен принцип
гласности в работе архивов. Советское
правительство уже не могло доверить
процесс допуска в архивы специалистам
из Главархива: по мере упрочения
однопартийной власти в общегосударственном
масштабе, в органах ЧК стала накапливаться
информация об «антисоветских» действиях
и высказываниях ответственных сотрудников
ГУАД и его «секций» в Петрограде и
Москве.

«Политически вредными» власти посчитали
лекции, с которыми выступали перед
слушателями архивных курсов в Петрограде
и Москве И.Л. Маяковский, Е.В. Тарле, а
также другие историки и архивисты. Так,
Маяковский убедительно доказывал идею
о преемственности архивной реформы в
России, исходя из трудов Н.В. Калачева
и Д.Я. Самоквасова. Впоследствии он будет
вынужден публично отречься от этой
точки зрения. А Е.В. Тарле позволил себе
проводить параллели и аналогии между
террором якобинцев в дни Великой
французской революции и красным террором
большевиков.

Под подозрение попал и Д.Б. Рязанов. В
1919 г. он произнес слова, из-за которых
он попал в опалу в 1931 г. и в 1938 г. расстрелян:
«Я не большевик и не ленинец. Я только
марксист, и как марксист я коммунист».

Все это не могло остаться не замеченным.
На историков и архивистов начинаются
политические гонения. Их обвинили в
политической нелояльности,
контрреволюционности и вредительстве
(этот пункт, был связан с указанным уже
требованием рязановской группы открыть
архивы для широкого круга читателей и
особенно исследователей). Период мирного
сосуществования науки и идеологии
подходил к концу.

В августе 1920 г. обязанности заведующего
Главархивом были возложены на его
давнего противника по архивным вопросам
и очень влиятельного во властных кругах
Михаила Николаевича Покровского. С
этого момента начинается новый период
в истории архивного дела в нашей стране.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Himomed cream от геморроя инструкция отзывы
  • Как выстраивать отношения с руководством
  • Ниссан теана 2010 руководство по эксплуатации
  • Двигатель 2az fe масло по мануалу
  • Лекарство амбробене инструкция по применению сироп для детей