Руководство государственного заказчика

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие и типы заказчиков
  • Права и ответственность заказчика
  • Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика
  • Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ
  • 6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ имеет свои подводные камни. В сфере закупок, согласно действующему законодательству, ключевой фигурой является именно заказчик. Существует несколько разных его типов, на основе которых закон использует различные уровни финансирования.

Любой заказчик наделен конкретными правами и ответственностью. Однако они были слегка изменены в 2020 году в рамках 44-ФЗ. Правки коснулись именно передачи полномочий. Если перед заказчиком стоит такая потребность, то стоит тщательно разобраться в данном вопросе, чтобы не заработать штраф за неверные действия. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Понятие и типы заказчиков

Перечень экономических субъектов в России, которые могут осуществлять закупки за бюджетные средства, приводится в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок». В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, заказчики подразделяются на государственных и муниципальных. Такая классификация установлена статьей 3 закона 44-ФЗ. Понятие и типы заказчиков

Но законом предусмотрен еще один тип классификации заказчиков на основании их организационно-правовой формы. Это позволяет более точно определить полномочия различных категорий организаторов закупок.

Каждому типу заказчиков присущи свои характеристики и особенности, позволяющие определить их к конкретной категории.

1. Государственный заказчик

Таковым является юридическое лицо, действующее от имени Российской Федерации или ее субъекта. Государственный заказчик организует закупки, на которые деньги выделяются из федерального и регионального бюджетов.

2. Муниципальный заказчик

Это также организация, имеющая статус юридического лица, которая действует от имени муниципальных властных структур и осуществляет закупки для своих нужд. Источник финансирования в данном случае – муниципальный бюджет.

3. Бюджетное учреждение

Эта категория экономических агентов, имеющая полномочия осуществлять закупки за бюджетные средства на основании Федерального закона № 44-ФЗ. Причем деньги выделяются в ограниченном количестве из государственных или муниципальных бюджетов в виде субсидий и грантов. В связи с этим бюджетные учреждения привлекают дополнительное финансирование и при закупках руководствуются нормами Федерального закона № 223-ФЗ. Указанный закон устанавливает порядок проведения закупок для определенных категорий юридических лиц.

4. Унитарное и автономное предприятие

Для данных экономических субъектов закон устанавливает необходимость придерживаться положений 44-ФЗ при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд в следующих случаях:

  • предмет закупки является капитальным вложением в государственную или муниципальную собственность, а сделка финансируется из государственного или муниципального бюджета;
  • закупка финансируется из бюджета соответствующего уровня и реализуется для нужд бюджетного учреждения, которое передает право осуществлять закупки унитарному или автономному предприятию, действующему на основании безвозмездного социального соглашения.

5. Юридическое лицо с государственным инвестированием

Данные организации государственного либо муниципального уровня признаются участниками контрактной системы в том случае, если получили государственные инвестиции либо становятся участниками инвестиционного проекта, целью которого является строительство, техническое перевооружение или реконструкции действующих объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. Еще одно обязательное условие – данные экономические агенты не должны являться властными структурами.

Права и ответственность заказчика

Права и ответственность заказчика

Контрактная система предусматривает, что любой экономический агент, осуществляющий закупку в соответствии с законом 44-ФЗ, наделен определенными полномочиями:

  • составление планов закупок на основании выделенных из бюджета средств и реальных потребностей субъекта;
  • организация конкурентных процедур для выбора исполнителя заказа в целях удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика или реализация закупки неконкурентным способом;
  • заключение контракта с выбранным исполнителем;
  • организация надзорных мероприятий для обеспечения соблюдения требований закона при осуществлении закупок для нужд бюджетных организаций;
  • реализация аудита и внутреннего контроля для обеспечения соблюдения принципов контрактной системы.

Все заказчики, работающие на основании закона 44-ФЗ, обязаны составлять отчеты и публиковать сведения по закупкам в Единой информационной системе, а именно:

  • вносить данные в реестр контрактов в ЕИС по факту заключения контракта или группы контрактов;
  • составлять обоснование закупок у единственного поставщика с объяснением невозможности или нецелесообразности выбора исполнителя через конкурентную процедуру;
  • делать отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Все указанные выше сведения готовятся на основании требований закона и направляются в контролирующие органы, а также размещаются в ЕИС в определенные сроки.

Особо следует подчеркнуть, что вся информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Таким образом реализуется один из принципов контрактной системы – ее открытость и прозрачность. Потенциальные исполнители на основании этих сведений могут составить собственное мнение о заказчике, принимая решение об участии в тендере.

В Федеральном законе о контрактной системе 44-ФЗ установлены также санкции за нарушение его требований. Государственные и муниципальные учреждения, а также должностные лица, не соблюдающие законодательство при проведении закупок, несут ответственность и наказываются в административном и даже уголовном порядке.

Если контролирующие органы выявляют нарушения закона, то заключенный контракт может быть расторгнут, а на виновных накладываются санкции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий для покупателя и государства.

Суммы штрафов за несоблюдение закона установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Помимо этого, могут применяться и иные санкции, такие как, например, дисквалификация на определенный срок.

Размер штрафа определяется тяжестью нарушения, а также статусом субъекта, к которому он применяется.

Должностные лица организатора закупок, виновные в допущенных нарушениях, наказываются штрафами от 3000 руб. Такое минимальное наказание следует за несвоевременную публикацию информации в Единой информационной системе в нарушение требований закона 44-ФЗ. Для юридических лиц в этом случае штраф составляет 10 000 руб. – это наименьшая сумма штрафных санкций, предусмотренная кодексом для организаций.

Наибольший размер штрафа, который может быть взыскан с должностного лица, составляет 50 000 руб., а с юридического – 500 000 руб. Подобные санкции применяются при выявлении существенных нарушений законодательства. Таковым, например, считается несоблюдение требований закона при проведении процедуры выбора поставщика.

Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика

Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика

В целом в свете законодательства о контрактной системе передача полномочий заказчика по 44-ФЗ является скорее исключительным действием. В ходе реализации контракта, могут возникнуть обстоятельства, когда права и обязанности заказчика переходят к иному юридическому лицу. В связи с этим на основании статьи 95 закона 44-ФЗ в контракт вносятся изменения путем заключения дополнительного соглашения. В данном документе должно быть прописано, что все права и обязанности прежнего заказчика по контракту в полном объеме передаются его правопреемнику.

В каких случаях возможна передача полномочий заказчика по 44-ФЗ? Как правило, это реорганизация покупателя или его слияние с другим экономическим субъектом, при этом образуется новое юридическое лицо. Также необходимость в передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ возникает в том случае, когда закупка проводилась с целью использования имущества (движимого либо недвижимого), права на которое впоследствии передаются другому юридическому лицу.

Процедура смены заказчика по актуальному контракту проводится следующим образом:

  • стороны договора проводят обсуждение изменений к контракту для передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ другому юридическому лицу, вырабатывают схему реализации, которая будет удобна всем, и на ее основе составляют дополнительное соглашение;
  • контрагенты подписывают дополнительное соглашение, в котором содержатся все достигнутые договоренности;
  • составляется протокол, которым прежний покупатель передается права и полномочия по имеющемуся контракту новому заказчику. При этом исполнитель обязан заверить данное действие.

Федеральный закон 44-ФЗ признает заказчиков одним из основных звеньев контрактной системы, наделяя их широкими полномочиями. Но одновременно с этим статус заказчика накладывает серьезные обязательства и соответствующую ответственность за несоблюдение требований закона. За нарушение его положений административная ответственность в виде штрафа предусмотрена как для самого юридического лица, так и для должностных лиц – контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы, по вине которых допущены нелегитимные действия.

Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ

Если вы попробуете найти практические рекомендации, как именно проводить закупки по 44-ФЗ, что по большей части обнаружите некие рассуждения по поводу функционирования контрактной системы и распределения обязанностей при организации закупок, при этом в пример приводятся совершенно нереальные организации, в огромном штате которых есть какие угодно специалисты.

Отдел планирования составит все нужные планы, другие сотрудники обоснуют закупки, еще один отдел займется непосредственно проведением конкурсных процедур. И вся эта деятельность проходит под бдительным надзором юридической службы, которая контролирует все этапы и документы на предмет соблюдения закона, помогая при необходимости решать проблемы. Есть и специалисты, которые заключают контракт, а на бухгалтерию возложена функция проводить платежи и следить за исполнением договора. Есть также ответственный за публикацию данных в ЕИС.

То есть целый огромный аппарат, действующий подобно отлаженному механизму, где каждый своевременно выполняет свой участок работы и передает ее следующему отделу. При этом все отлично разбираются не только в своих обязанностях, но и в нормах закона 44-ФЗ непосредственно по своей деятельности, а также четко представляют себе степень ответственности.

Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ

Но увы, в реальности вы такого не встретите. Даже на крупных предприятиях, имеющих контрактную службу, работа строится совсем по-другому. А в большинстве случаев, как правило, у заказчика есть должность контрактного управляющего, и чаще всего ее занимает человек, у которого есть, помимо этой, другая работа – он может быть экономистом, юристом или даже завхозом.

Такому специалисту приходится самостоятельно налаживать закупочную деятельность своей организации на основании требований контрактной системы. Надо сказать, что создать эффективный работающий механизм не так просто.

Чаще всего препятствием в данной работе становятся следующие обстоятельства:

  • Поскольку назначен контрактный управляющий, то все остальные сотрудники стараются по возможности устраниться от закупочной деятельности, искренне считая, что она к ним никоим образом не относится.
  • За любые нарушения ответственность несет только контрактный управляющий, другие работники совсем не озабочены своевременностью предоставления информации, сдачи отчетов и пр., даже если от них зависят окончательные сроки, установленные в законе 44-ФЗ.
  • Контрактный управляющий не имеет права требовать от других работников ни выполнения определенных действий, ни соблюдения сроков передачи информации, так как они ему не подчиняются.
  • Очень часто директор, назначив контрактного управляющего, полностью устраняется от закупочной деятельности, взваливая все на данного специалиста. И весь прочий персонал полностью разделяет такую позицию.

Получается, что контрактный управляющий в одиночку вынужден разбираться с нюансами закона и практической стороной проведения закупок. Такая ситуация существует в подавляющем большинстве учреждений, участвующих в закупочной деятельности. В результате контрактному управляющему в сжатые сроки приходится осваивать тонкости самой контрактной системы (что само по себе непросто) плюс разбираться в специфике товаров, работ и услуг, которые предстоит закупать.

Ведь закон требует при проведении закупки составить техническое задание, обоснование, провести конкурсную процедуру, разместить информацию в Единой информационной системе, подписать контракт. А после этого нужно принять результаты, возможно, понадобится экспертиза. И это далеко не полный перечень работ, которыми вынужден заниматься контрактный управляющий.

Фактически специалист оказывается в ситуации, когда он пытается объять необъятное. Для того чтобы закупки проводились эффективно, покупателю необходимо оптимально распределить полномочия и обязанности в своей организации.

6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

  1. Прежде всего проблему должен увидеть и осознать директор учреждения. Ему следует проявить инициативу и распределить между подразделениями своей организации обязанности по проведению закупок. Только таким образом можно обеспечить оптимальное взаимодействие отделов и специалистов в рамках закупочной деятельности. Ведь никто из работников, имея определенные обязанности, не захочет добровольно взваливать на себя дополнительные, еще и весьма ответственные. Поэтому потребуется волевое решение руководства по передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ разным сотрудникам, а следовательно, нужно убедить директора в необходимости подобных действий.
  2. Ответственность за деятельность в рамках закона 44-ФЗ возлагается в том числе и на организацию-заказчика, поэтому руководитель должен понимать, что не следует все взваливать на одного контрактного управляющего. Всему коллективу надо принимать посильное участие в закупочной деятельности, потому что контрактный управляющий не в состоянии обеспечить стопроцентное соблюдение закона, если все остальные полностью устранятся.
  3. Правильно организованная закупочная деятельность начинается с создания локального акта, в котором расписаны функции и передача полномочий заказчика по 44-ФЗ различным отделам и специалистам. Соответственно распределяется и ответственность, поэтому при выявлении ошибок и претензий со стороны контрольных органов можно установить виновного, допустившего нарушение на определенном этапе.
  4. Задача контрактного управляющего – аккумулировать и анализировать информацию по закупкам, распределять задачи. Именно это специалист лучше всех разбирается в требованиях закона 44-ФЗ, работает в Единой информационной системе, поэтому он должен координировать всю деятельность. От директора требуется наладить взаимодействие между контрактным управляющим и остальными отделами и специалистами, чтобы последние выполняли поручения первого, в срок передавали нужные данные.
  5. Каким бы грамотными ни был контрактный управляющий, охватить все сферы деятельности одному человеку не под силу. Поэтому имеет прямой смысл привлекать других сотрудников по профилю закупки для создания приемочных и экспертных комиссий. Это позволит заказчику заручиться профессиональным мнением при приемке ТРУ по контракту, что полностью соответствует как интересам самого покупателя, так и требованиям закона 44-ФЗ.
  6. Реализуя передачу полномочий заказчика по 44-ФЗ структурным подразделениям, необходимо руководствоваться следующим основным принципом: работники привлекаются к закупочной деятельности в той части, которая максимально соответствует их основным обязанностям в организации. То есть нет смысла поручать работу тем специалистам, которые понятия о ней не имеют, а, наоборот, следует задействовать наиболее компетентных сотрудников.

Поскольку у большинства бюджетных учреждений всегда небольшой штат, они не могут позволить себе специальную контрактную службу, ограничиваясь одним управляющим. Но если весь коллектив будет по мере сил и компетенций оказывать ему содействие (что не так сложно), то от этого выиграет вся организация. Есть наглядные примеры эффективного сотрудничества не только внутри одной организации, но и разных ведомств.

Практика многих учреждений говорит о том, что подобный подход позволяет эффективно организовать закупочную деятельность. Следует признать, что на сегодняшний день такое решение является самым целесообразным.

Как работать с гособоронзаказом

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Требования законодательства

Удачный опыт участия в госзакупках окрыляет руководителей компаний. Не смотря на сложные процедуры и строгости законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ для бизнеса главное: соблюсти эти процедуры и уложиться в сроки.

При грамотном планировании и хорошем управлении выполнить требования заказчиков реально.

Приобретенные навыки взаимодействия с заказчиками руководитель компании готов реализовать при работе с ГОЗ. Но эту работу приходится начинать с чистого листа.

ГОЗ регламентирован законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который является по отношению к № 44-ФЗ и № 223-ФЗ специальным нормативным правовым актом.

Закон № 275-ФЗ вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;

  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;

  • описания объектов закупок;

  • определения цены госконтракта на товары (работы, услуги);

  • установления дополнительных требований к экспертам и организациям, которые привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;

  • обеспечения исполнения контракта.

Действия участников ГОЗ также регламентированы постановлениями Правительства, Министерства обороны, Федерального казначейства и других федеральных ведомств.

Положения этих документов надо внимательно изучить и следить за изменениями.

Так, например, 6 февраля 2023 года Минюст зарегистрировал (№ 72262) приказ Роскосмоса от 21.12.2022 № 505, которым утверждена форма заключения о цене на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, госзаказчиком которой является Роскосмос.

В таком заключении госзаказчик указывает результаты проведенного анализа материалов единственного поставщика, представленных в обоснование цены единицы продукции.

Компаниям, впервые участвующим в ГОЗ, непросто сразу перестроиться и понять особенности участия в закупках и исполнения контрактов по ГОЗ.

Реальность ГОЗ

В отличии от № 44-ФЗ и № 223-ФЗ участие в ГОЗ накладывает на бизнес особые обязанности.

Прежде всего надо быть готовым в течение 5 дней предоставить по запросу госорганов:

  • любые документы в рамках контракта;

  • информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Если компания является подрядчиком, то привлекая субподрядчиков, еще до заключенияконтракта обязательно:

  • предупредить, что работаете с ними в рамках ГОЗ;

  • сообщить им о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта компании необходимо:

  • соблюдать гостайну и более строго относиться к субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ;

  • набраться терпения и давать отвечать на 100500 вопросов контролирующих органов.

Бухгалтерия обязана будет организовать ведение раздельного учета финансового результата.

Например, компании нужно в рамках ГОЗ купить 5 кг саморезов, которые продаются ящиках по 20 кг. Отнести на расходы по ГОЗ компания сможет только 5 кг. саморезов, даже если остальные 15 кг. больше не потребуются.

Причем создание главбухом дополнительной аналитики к счетам бухучета недостаточно. Компании нужно будет разработать и утвердить целый «пакет» локальных нормативных актов, которые раскрывают:

  • ведение раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;

  • особенности раздельного учета в учетной политике;

  • состав и требования к оформлению первичных документов и документооборота;

  • составление плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;

  • обоснование (нормирования) затрат;

  • распределение накладных и коммерческих расходов;

  • нормативы прибыли (рентабельности);

  • составление отчета об исполнении государственного контракта;

  • разработку и обоснование основных экономических нормативов ГОЗ;

  • границы зон ответственности должностных лиц и работников и т. д.

Все это необходимо, чтобы на компанию и должностных лиц (в том числе главного бухгалтера) не наложили административные штрафы за правонарушения, предусмотренные статьей 15.37 КоАП.

Важным инструментом контроля выполнения обязательств участником в рамках ГОЗ является идентификатор контракта, который придется указыватьво всех документах, связанных с его исполнением (в договорах с субподрядчиками, в счетах-фактурах и других бухгалтерских документах).

Если подрядчик не укажет идентификатор в платежных документах, то он не сможет получить деньги от заказчика.

Идентификатор – это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Разряды идентификатора означают, в частности:

  • способ, которым определяют исполнителя;

  • год, в котором заключен госконтракт;

  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;

  • порядковый номер госконтракта;

  • код государственного заказчика.

Для участия в закупках по ГОЗ, также, как и в госзакупках, подрядчик в ряде случае должен предоставитьобеспечение заявки. Для этого ему нужно будет перечислить деньги на спецсчет.

А в случае победы он должен открыть другой спецсчет, уже в казначействе, куда заказчик перечислит аванс. Контроль со стороны заказчика и казначейства будет жесткий.

Закупки в рамках ГОЗ часто бываютзакрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, а приглашенному в закупку участнику ее предоставляют по запросу.

Закупочную документацию заказчик может разместить на специальной площадке ЭТП АСТ ГОЗ. Если компания планирует участвовать в торгах ГОЗ, то лучше пройти регистрацию на этой площадке заранее.

Для участия в ряде закупок компании потребуется лицензия ФСБ на работу с гостайной. Получение такой лицензии – отдельная история, сделать это непросто.

Товар должен на 100% соответствовать требованиям заказчика.

На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Пример

Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 27.01.2022 по делу № А65-24615/2021 рассматривал иск АО к УФАС об отмене административного штрафа в размере 350 000 руб., предусмотренном ст. 14.49 КоАП.

Согласно материалам дела заказчик приостановил приемку продукции АО, после обнаружения дефектов и отрицательного результата ее испытаний. При этом суд не принял доводы АО о своевременном устранении дефектов продукции и положительных результатов повторных испытаний. С учетом этих и других обстоятельств суд оставил исковые требования АО без удовлетворения.

Кроме того, исполнители не должны предлагать иностранный товар заказчику. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим.

Постановление Правительства от 14.01.2017 № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств для участия в ГОЗ. Исключение допускается только для товаров, произведенных на территории ЕЭС.

Пример

Согласно материалам дела № А21-3806/2022 ЗАО заключило контракт с заказчиком на поставку автоматических выключателем и гарантировало, что они будут российского производства. Однако в ходе проведения входного контроля должностными лицами заказчика было выявлено, что часть автоматических выключателей произведена на территории Украины. Чтобы скрыть этот факт, ЗАО закрасило черной краской название и данные производителя в верхнем углу автоматических выключателей.

С учетом этих и других обстоятельств решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2022 на ЗАО был наложен штраф в размере 700 000 руб. за правонарушения, предусмотренные ст. 14.49 КоАП.

Не зависимо от предмета закупки, расчеты в рамках ГОЗ имеют свои особенности:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный спецсчет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;

  • деньги, поступающие от госзаказчика являются целевыми и должны быть направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это ветошь для уборки помещений;

  • за использование целевых средств не по назначению привлекут к административной или уголовной ответственности;

  • после того как контракт будет исполнен, спецсчет в уполномоченном банке будет закрыт.

Цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, регулирует государство.

Под госрегулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по ГОЗ на очередной год и плановый период (то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовка предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком);

  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении ГОЗ путем использования конкурентных способов определения поставщиков (цены госконтракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика, а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя госконтракта по ГОЗ);

  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;

  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;

  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены госконтракта, заключенного с единственным поставщиком.

Так порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос» установлены постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Наиболее существенный аргумент в пользу участия компании в ГОЗ – это практические полноеотсутствие конкурентов.

Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т. д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Если глава компании готов к работе с госорганами и его не пугают дополнительные трудовые и временные затраты, то он смело может поручить специалистам поиск заказов и регистрацию компании на соответствующих площадках.

Площадки ГОЗ

Заказы ГОЗ можно найти на ЭТП АСТ ГОЗ (закрытые закупки) и на «обычных» площадках для открытых закупок в рамках № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

АСТ ГОЗ (Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа) – единственная электронная торговая площадка (ЭТП), отобранная Правительством для проведения закупокдля ГОЗ и торгов закрытого типа в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Обмен конфиденциальной информацией и документами на АСТ ГОЗ проходит по защищенным каналам связи.

Работать на площадке могут юридические и физические лица, ИП и самозанятые. Однако принимать участие в некоторых закупках для государственного оборонного заказа могут только юрлица.

АСТ ГОЗ – закрытая площадка.

Это значит, что без регистрации и ее подтверждения (аккредитации) нельзя увидеть опубликованные на ЭТП закупки, подать заявку на участие и выиграть контракт.

Получить доступ на площадке АСТ ГОЗ немного сложнее, чем зарегистрироваться на любой другой площадке.

Основное отличие заключается в покупке и установке специального программного обеспечения. На практике весь процесс занимает от 6 до 25 рабочих дней и укладывается в 5 этапов:

  1. Получить ЭП для АСТ ГОЗ

  2. Зарегистрироваться на АСТ ГОЗ

  3. Получить и установить ПО ViPNet

  4. Подключиться к защищенной сети

  5. Пройти аккредитацию на АСТ ГОЗ

На сайте АСТ ГОЗ можно найти подробные инструкции для каждого этапа.

Открытые закупки проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что данная процедура проводится в рамках ГОЗ.

Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный ч. 3 ст. 24.1 № 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 № 223-ФЗ утвержден распоряжением Правительства от 12.07.2018 № 1447-р.

Трудовые отношения с сотрудниками, выполняющих ГОЗ

Правительство постановлением от 01.08.2022 г. № 1365 утвердило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях ОПК и на производственных объектах, участвующих в госконтрактах по ГОЗ.

В развитие этого постановления приказом Минпромторга и Минтруда от 02.09.2022 № 3750/508 для работодателей утверждены Методические рекомендации по порядку применения данного постановления.

Так, работодателю разрешено, в частности, привлекать сотрудников без их согласия:

  • к сверхурочной работе,

  • к работе в праздничные и выходные дни.

Приэтом сверхурочная работа не должна превышать 4 часов в день, а число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Исключение сделано для работников с медицинскими противопоказаниями и с малолетними детьми, а также для сотрудников, которых нельзя привлекать к соответствующим работам без письменного согласия согласно ТК.

Работодателям рекомендовано издать локальный нормативный акт, раскрывающий:

  • перечень работников, на которых распространяется особое регулирование трудовых отношений;

  • дату начала и период действия документа;

  • прочие условия, в том числе порядок доведения графика сменности до сведения работников, порядок уведомления об отзыве из отпуска, гарантии и компенсации работникам.

Кроме того, работодатель должен усилить мероприятия по защите от травматизма и организации отдыха работников.

Если компания не относится к ОПК, то менять режим работы сотрудников ей не нужно. Однако, целесообразно проанализировать условия контракта в части соблюдения сроков и объема поставок заказчику.

Если для соблюдения условий контракта необходимо организовать дополнительные смены и привлечь работников к сверхурочным работам, то положения Методических рекомендаций по реализации положений постановления № 1365 можно взять за основу.

Уголовная ответственность по ГОЗ

Работников компаний за преступления в сфере ГОЗ могут привлечь к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 201.1 УК сотрудника, который использует свои полномочия вопреки законным интересам работодателя и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это повлекло существенный вред интересам общества или государства при выполнении ГОЗ, могут наказать:

  • штрафом от 1 млн руб до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;

  • лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то эти лица наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 201.1 УК).

В соответствии с ч. 1 ст. 285.4 УК, если должностное лицо использует служебные полномочия вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение интересов общества или государства при выполнении ГОЗ, оно может быть наказано:

  • штрафом в размере от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 1-3 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;

  • лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб.или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 3-4 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же самые действия, которые были совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, наказание для должностных лиц – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 285.4 УК).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена ст. 201.3 УК и ст. 285.6 УК за отказ или уклонение от заключения госконтракта.

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Нормативное регулирование ГОЗ

Особенности закупок по 275-ФЗ

Порядок открытия лицевых счетов

Идентификатор как обязательный элемент

Порядок расчетов по госконтракту

Права и обязанности сторон

Государственное регулирование

Изменения в сфере ГОЗ в 2022 году

Ответственность по ГОЗ

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), нужно понять соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен Законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять особенности участия в закупках по ГОЗ, а также исполнения контрактов. Поэтому мы подготовили полезную статью, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи вы найдете перечень нормативно-правовой базы, регулирующей закупки в рамках гособоронзаказа, а также основные понятия по теме ГОЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на электронной площадке АСТ ГОЗ.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Обратите внимание: в некоторых ситуациях выбор исполнителя производится не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения. Например, такого поставщика устанавливает постановление Правительства РФ или указ Президента РФ.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, государственный заказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Экспресс-курс

ГОЗ: особенности формирования и размещения по 275-ФЗ. Видео. Онлайн-тест. Электронный сертификат

Узнать подробнее

Хотя Законом № 275-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда документы, являющиеся основанием для составления распоряжений при списании денежных средств, могут не содержать идентификатор государственного контракта. Например, это оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, оплата труда, оплата головным исполнителем расходов на сумму не более
5 млн  руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц и др. (ч. 2.1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код государственного заказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Например, заказчик обязан:

  • разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
  • организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
  • заключать государственные контракты и принимать необходимые меры по их исполнению;
  • присваивать каждому государственному контракту идентификатор и указывать его в государственном контракте;
  • включать в государственный контракт условие о расчетах по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, и др.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон № 275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст. 7.2 Закона № 275-ФЗ).

Например:

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа, и др.

Но, помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8  Закона № 275-ФЗ):

  • определять состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования поставок такой продукции в целом и по отдельным этапам;
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключать с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять до заключения контрактов исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдать режим использования отдельного счета и др.

Права и обязанности исполнителя

Также в законе предусмотрено понятие «исполнителя», им является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем.

В конце статьи вы найдете перечень нормативно-правовой базы, регулирующей закупки в рамках гособоронзаказа, а также основные понятия по теме ГОЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Исполнитель наделен такими же правами, что и головной исполнитель, а его обязанности определены в ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ. Исполнитель обязан, например:

  • обеспечивать соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;
  • заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
  • уведомлять до заключения контрактов других исполнителей о необходимости заключить с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открыть для каждого контракта отдельный счет;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
  • использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком.

Государственное регулирование

Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.

Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливает Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

Под государственным регулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по ГОЗ на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовка предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Изменения в сфере ГОЗ в 2022 году

  1. Государственные заказчики в сфере гособоронзаказа могут заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочной (уточняемой) цене. Об этом говорит Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 № 408-р.
    При заключении такого контракта следует использовать раздел VII Положения о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, установленного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.
  2. Изменился перечень обязанностей банков, уполномоченных на проведение операций по ГОЗ (Федеральный закон от 25.02. 2022 № 29-ФЗ).

Во первых, был исключен ряд обязанностей банков:

  • передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию об обязательстве уполномоченного банка, предусматривающем выплату процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, а также сроки установления, изменения обязательства по уплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на таком отдельном счете;
  • зачислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете;
  • в п. 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ отменили исключения, касающиеся операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.

Во-вторых, у банка появилась новая обязанность предоставлять головным исполнителям, исполнителям льготное финансирование на условиях, установленных Правительством РФ, в целях исполнения государственных контрактов, контрактов по гособоронзаказу.

Также после внесенных изменений проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, не начисляются.

Ответственность по ГОЗ

За нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа предусмотрена административная и уголовная ответственность как для заказчика, так и для исполнителя.

Меры ответственности для государственного заказчика:

  1. За нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа для должностного лица государственного заказчика предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 7.29.1 КоАП РФ).
  2. За нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров/выполнение работ/оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством РФ для должностных лиц заказчика, должностных лиц уполномоченного органа предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 15 ст. 7.30 КоАП РФ).
  3. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет административный штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., а для юридических лиц — 500 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ).
  4. За нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 7.32.1 КоАП РФ).
  5. Непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет административные штрафы для должностных лиц в размере 15 000 руб., а для юридических лиц — от 100 000 руб. до 500 000 руб. (ст. 19.7.2 КоАП РФ).
  6. Нарушение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.32.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 14.55 КоАП РФ).
  7. Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное должностным лицом государственного заказчика, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ).

Обучение по закупкам

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Для исполнителя Кодекс об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за нарушения, связанные с гособоронзаказом:

  1. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами РФ, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц, влечет административные штрафы для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 300 000 руб. до 1 млн руб. (ч. 1 ст. 7.29.2 КоАП РФ).
  2. Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, влечет административные штрафы для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 300 000 до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).
  3. За нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ).
  4. Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования влечет административный штраф для должностных лиц в размере от 50 000 руб. до 100 000 руб. (ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ).

Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное должностным лицом головного исполнителя, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ).

Обратите внимание: грубым нарушением условий контракта заказчиком или исполнителем по гособоронзаказу (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.06.2014 № 504) является:

  • повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб РФ на сумму не менее 5% (но не менее 5 млн руб.) цены государственного контракта;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполнение установленного задания по государственному оборонному заказу.
  1. Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу, в случае прекращения поставок такой продукции на очередной год и плановый период грозит административными штрафами для должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 руб. до 1 млн руб. (ст. 14.55.1 КоАП РФ).
  2. За совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.55.2, ст. 14.31 и ст. 14.55 КоАП РФ, ждут штрафы для должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 до 1 млн руб. (ч. 1 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
  3. Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ, грозит штрафом для должностных лиц в размере 50 000 руб. а для юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции (ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
  4. Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет административные штрафы для должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
  5. За грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере от 50 000 руб. до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, а для юридических лиц — от 500 000 руб. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.37 КоАП РФ).

Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — это искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10%.

В конце статьи вы найдете перечень нормативно-правовой базы, регулирующей закупки в рамках гособоронзаказа, а также основные понятия по теме ГОЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Также административная ответственность предусмотрена для банка, который уполномочен проводить операции в сфере гособоронзаказа:

  1. Если  уполномоченный банк проводит операции по счету, открытому головному исполнителю или исполнителю для расчетов по ГОЗ, проводить которые по такому счету не допускается, он получит административный штраф для должностных лиц в размере от 100 000 руб. до 1 млн руб. (ст. 15.40 КоАП РФ).
  2. За неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки, кроме случаев, предусмотренных ст. 15.40 КоАП РФ, предусмотрено предупреждение или административный штраф для должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб.

За преступления в сфере гособоронзаказа исполнителю установлена уголовная ответственность:

  1. Если сотрудник, выполняющий управленческие функции в коммерческой или иной организации, использует полномочия вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц и если это повлекло существенный вред интересам общества или государства при выполнении ГОЗ, он может быть наказан:
  • штрафом от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;
  • лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то эти лица наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 201.1 УК РФ)

  1. Если должностное лицо использует служебные полномочия вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение интересов общества или государства при выполнении ГОЗ, оно может быть наказано:
  • штрафом в размере от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;
  • лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то наказание для должностных лиц — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 285.4 УК РФ).

Чтобы участвовать в закупках в рамках государственного оборонного заказа, необходимо заранее учитывать все особенности и сложности. Нередко такое количество нюансов отпугивает потенциальных участников. Сфера ГОЗ хотя и накладывает серьезные ограничения, но в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия
    140.6 КБ

Скачать

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный заказчик:

1) разрабатывает с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;

2) организует и осуществляет размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;

3) формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) заключает государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;

5) присваивает каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;

6) включает в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) использует для расчетов по государственному контракту только отдельный счет, открытый в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;

8) обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов;

9) осуществляет контроль за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу;

10) осуществляет контроль за обеспечением головным исполнителем, а также исполнителями (при условии включения в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом, контрактом;

11) участвует в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

12) организует и проводит государственные испытания опытных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, подготавливает документацию для принятия их на вооружение, снабжение, в эксплуатацию;

13) осуществляет контроль качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;

14) обеспечивает приемку продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

15) утверждает техническую документацию, необходимую для создания и серийного производства вооружения, военной и специальной техники, военного имущества;

16) осуществляет государственный учет результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственного оборонного заказа за счет или с привлечением средств федерального бюджета;

17) направляет в установленном им порядке уведомление о полном исполнении государственного контракта в уполномоченный банк;

(п. 17 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) информирует не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, головного исполнителя о банках, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 481-ФЗ)

20) согласовывает головному исполнителю, с которым заключает государственный контракт, уполномоченный банк в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 20 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 517-ФЗ)

21) обеспечивает заключение государственных контрактов на сумму не менее суммы, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 6 настоящего Федерального закона, банковское сопровождение которых осуществляется опорным банком для оборонно-промышленного комплекса.

(п. 21 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 517-ФЗ)

ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта»

Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» осуществляет реализацию государственных программ в сфере морского транспорта и инфраструктуры.

Выполняя полномочия государственного заказчика по объектам судостроения, государственным заказчиком по которым определено Федеральное агентство морского и речного транспорта, учреждение обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на развитие современной и эффективной инфраструктуры морского транспорта.

Государственными программами таких мероприятий являются:

«Развитие транспортной системы»;

«Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя».

ФКУ «Дирекция госзаказчика» успешно сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными судостроительными предприятиями. Созданным 31 марта 1994 года Учреждением, за более чем 28-летнюю историю построен ряд инновационных судов, не имеющих мировых аналогов и по настоящее время.

Генеральный директор – Машаев Леонид Сергеевич

Юридический адрес: Большой Палашёвский переулок, д. 15 стр. 2, Москва

Почтовый адрес: ул. Петровка, д. 3/6, Москва, 125993

Фактический адрес: Большой Палашёвский переулок, д. 15 стр. 2, Москва

Тел. +7 495 604-40-04

e-mail: dgz@dgz.ru

web: http://dgz.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Современное руководство в коллективе
  • Tronsmart t6 max инструкция на русском
  • Монтаж террасной доски из дпк на деревянные лаги инструкция
  • Диктофон sk 892 инструкция на русском
  • Венелин лекарство инструкция по применению взрослым