119034 г. Москва, Пречистенка ул., д. 22/2, стр.1
gu_moscov@mchs.gov.ru
Направить обращение в МЧС России
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8-499-244-81-05
Приемная начальника Главного управления МЧС России по г. Москве
8-495-637-22-22
Телефон доверия Главного управления МЧС России по г. Москве
8-926-630-93-88
Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции
Основные разделы
- Главное управление
- Деятельность
- Противодействие терроризму
- Противодействие коррупции
- Контакты
- Карта сайта
Ссылки
- Президент Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
Дополнительные возможности
- Версия для слабовидящих
- Статистика посещаемости сайта от Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности персональных данных
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная
3 августа отмечается 82 года со дня создания Местной противовоздушной обороны Москвы (МПВО Москвы) – предшественницы Штаба Гражданской обороны (ГО) столицы и нынешнего Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы (Департамент ГОЧСиПБ Москвы). Так что сегодня с праздником можно поздравить и современных московских спасателей. Ведь методы и средства защиты гражданского населения, пройдя свой долгий путь (по человеческим меркам – целая жизнь!) тесно связаны и с вехами истории, и с техническим прогрессом, и с развитием государства.
Наш собеседник – первый заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы Владимир Счеснович – профессиональный спасатель. Его биография – частица истории Гражданской обороны страны.
Вот только некоторые штрихи: более 38 лет проходил службу в системе ГО, в том числе 20 лет в Москве; руководил разработкой Правил пожарной безопасности в природных, озелененных и особо охраняемых территориях столицы; был одним из непосредственных участников создания подразделений противопожарной службы города Москвы.
«Опасность нападения на нашу матушку Русь была всегда», – говорит Владимир Сергеевич. – С развитием авиации средства доставки оружия стали другими, поэтому постановление Совета народных комиссаров о местной противовоздушной обороне от 20 июня 1937 года «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева» явилось основой всей нашей системы. Сегодня все структуры власти участвуют в какой-то мере в этой общегосударственной системе, которая прошла долгий путь своего развития.
Не могут не впечатлять масштабы и скорость, с которыми страна создавала свой оборонительный щит в то далекое от нас время. И причины тому были: все понимали, что потенциальная угроза войны существует.
В августе 1937 был создан штаб МПВО Москвы, а уже в 1939 году проведено более 3,6 тысяч учений групп самозащиты, около 600 объектовых, свыше 1 тысячи квартальных и более 500 участковых учений. В течение 1940 года по нормам противовоздушной и химической обороны было подготовлено 773 тысяч человек. Для безопасности создавались специальные формирования противовоздушной обороны, связи, химзащиты, аварийно- спасательные, противопожарные и медицинские. За два предвоенных года в Москве было построено и оборудовано более 700 газоубежищ и более 2600 бомбоубежищ общей вместимостью 400 тысяч человек.
Под укрытия были приспособлены станции метрополитена, вмещающие до 500 тысяч человек.
«В предвоенные годы начала развиваться целая наука по защите населения, предприятий, социальных объектов в тылу страны. Но люди всегда были и остаются главной заботой руководства страны».
Общая численность личного состава формирований МПВО Москвы составляла около 650 тысяч человек. К концу 1941 года, когда начались массированные воздушные налеты противника, в городе было подготовлено 1029 газоубежищ, 6 215 бомбоубежищ, 19,5 тысяч землянок и щелей. 23,3 км линий метрополитена были приспособлены под убежища, что позволяло укрыть до 1,6 млн. человек, из оставшихся в городе 2,5 млн. человек.
Пожарные команды МПВО Москвы отстояли от огня 203 промышленных предприятия, 384 крупных жилых дома, 179 учреждений культуры и здравоохранения. Были спасены Государственная библиотека им. В. И.Ленина, комплекс зданий МГУ, издательства газет «Правда», «Известия», завод «Динамо» и сотни других объектов.
В послевоенные годы значительная часть сил и средств местной ПВО привлекалась к восстановлению народного хозяйства.
Владимир Сченснович: «В дальнейшем специфика работы комплекса Гражданской обороны (ГО) связана с изменениями видов оружия и опасностями их применения, с которыми могут столкнуться люди. В первую очередь это было связано с тем, что в 50-х годах появилась ядерное оружие, стали меняться задачи защиты населения и способы их решения».
В 1961 году на базе МПВО была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система – Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР».
«В соответствии с этим документом, Гражданская оборона Москвы создавалась как составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Это было время создания общегосударственной системы ГО», – говорит Владимир Сченснович.
В предшествующие годы силы ГО создавались, технически оснащались и готовились в основном к решению задач военного времени и только часть из них содержалась в повышенной готовности на случай внезапного нападения противника. На данном этапе значительная часть сил содержалась в состоянии реальной постоянной готовности к действиям в ЧС мирного времени.
Силы и средства Штаба гражданской обороны Москвы, аварийно-спасательные формирования принимали активное участие в ликвидации ряда чрезвычайных ситуаций и их последствий, в том числе, аварии на атомной станции в Чернобыле (1986 год), землетрясения в городе Спитак (Армения, 1988 год).
– Эти масштабные разрушения стали уроком для системы ГОЧС? – задаю вопрос Владимиру Сченсновичу, который принимал участие в ликвидации последствий спитакского землетрясения.
«В дальнейшем эта система показала свою эффективность, но и выявила часть недостатков на примере ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке. Привлекались войска, т. к. Гражданская оборона была в составе Министерства обороны. Основной задачей ГО было проведение комплекса мер по сохранению жизни людей и работы народного хозяйства в военное время. Эти чрезвычайные ситуации показали, что нужно разделять задачи Министерства обороны и ГО, мирного и военного времени. Везде нужны свои специалисты. В ликвидации последствий ЧС нужна определенная специфика работы по спасению людей. А таких специалистов не было: ведь задача стояла не просто быстро разобрать завал, а извлечь из-под обломков людей, спасти уникальное оборудование. Для этого нужны свои методики, своя техника и т.д. И такие меры были приняты».
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны» были определены задачи ГО в мирное время и во время войны.
После образования в 1990 году Российского корпуса спасателей, преобразованного затем в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Штаб гражданской обороны города Москвы с 1991 года был передан в подчинение ГКЧС РФ.
В Москве вышло соответствующее распоряжение Премьера правительства Москвы от 13 сентября 1991 года № 276-РП «О создании комиссий по чрезвычайным ситуациям».
Одним из этапов становления работоспособной системы защиты населения и территорий стало создание в 1992 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Основной целью ее создания было объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС в мирное время и преодоление последствий военных действий. Органичной частью РСЧС стала ее Московская городская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС).
В 1993 году Штаб гражданской обороны города Москвы был преобразован в Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы. После образования в 1994 году Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы был реорганизован с 1997 года в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы.
В соответствии с принятым в 2004 году постановлением Правительства РФ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ в январе 2005 года было создано Главное управление МЧС России по городу Москве (структурное подразделение МЧС России), а 15 апреля 2005 года Главное управление ГОЧС Москвы реформировано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы (структурное подразделение Правительства Москвы, которое согласно Постановлению Правительства Москвы от 15 марта 2005 года № 127-ПП является правопреемником Главного управления ГОЧС Москвы).
В 2015 году Управление гражданской защиты Москвы, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2015 года № 131-ПП, преобразовано в Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы. Таким образом, правопреемником исторического наследия Местной противовоздушной обороны Москвы стал Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы.
«Сегодня руководство гражданской обороны в городе осуществляет мэр Москвы Сергей Собянин, являющийся руководителем гражданской обороны Москвы. Он же возглавляет и Комиссию по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы. Заместитель мэра Москвы Петр Бирюков организует работу комиссии», – поясняет Владимир Сченснович.
Сегодня Департамент ГОЧСиПБ в режиме постоянной готовности обеспечивает комплексную безопасность растущего мегаполиса, используя новейшие технологии и современное оборудование.
Владимир Сченснович: «Сегодня в состав Департамента входят: 30 самостоятельных управлений, отделов, служб, 11 управлений в административных округах и 7 подведомственных учреждений: Пожарно-спасательный центр, Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах, Московский авиационный центр, Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы, Специальное предприятие, обслуживающее объекты гражданской обороны, Служба 112 по приему экстренных звонков от населения, Технический центр пожарной и аварийно-спасательной техники. Общая численность Департамента составляет около 5,5 тыс. человек».
В условиях огромного мегаполиса всегда присутствует возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому московские пожарные и спасатели являются надежным щитом для города.
Они всегда – в эпицентре событий, и сегодня, обладая самыми современными средствами для спасения, приходят на помощь в считанные минуты.
История МПВО – ГО Москвы продолжается в развитии Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, а также в защите столицы и ее жителей от различных возникающих опасностей.
Нина ДОНСКИХ.
Фото автора и из открытых источников.
Читайте также:
Московские спасатели: — Безопасность – превыше всего
На помощь москвичам спешат спасатели на мотоциклах
— обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
— усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
— обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
— создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
— создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
— создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
— создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
3.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
— заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
— создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
— оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
— организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
— организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.
3.14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
— создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти и организациях города Москвы комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций;
— рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
— планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;
— разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;
— разработка и реализация в мирное и военное время инженернотехнических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
— планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
— заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
— создание территориального страхового фонда документации;
— осуществление модернизации технологических процессов, направленной на снижение ущерба производственным фондам при воздействии на них поражающих факторов современных средств поражения.
3.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
— создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
— проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
— создание и планирование применения группировки сил гражданской обороны;
— разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий на маршрутах выдвижения и в очагах поражения.
4. Руководство гражданской обороной в городе Москве и ее организационная структура
4.1. Гражданская оборона в городе Москве организуется по территориально-производственному принципу.
4.2. Руководитель гражданской обороны города Москвы — Мэр Москвы осуществляет руководство гражданской обороной в городе Москве через территориальный орган федерального органа исполнительной власти — орган, уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве.
4.3. Руководство гражданской обороной в административных округах города Москвы осуществляют префекты административных округов города Москвы, в районах города Москвы — главы управ районов города Москвы.
4.4. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют руководители этих организаций.
4.5. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней издают приказы руководителей гражданской обороны.
Приказы руководителей гражданской обороны в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
4.6. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие координационные органы гражданской обороны, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, спасательные службы, эвакуационные органы и комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций города Москвы в военное время.
4.7. Координационными органами гражданской обороны города Москвы являются:
— заседание Правительства Москвы;
— штабы гражданской обороны территориальных, функциональных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы и организаций.
4.8. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории города являются:
— территориальный орган федерального органа исполнительной власти — орган, уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве;
— управления по административным округам территориального органа федерального органа исполнительной власти — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве;
— структурные подразделения (работники) по гражданской обороне территориальных, функциональных, отраслевых органов исполнительной власти города Москвы и организаций.
4.9. Начальник территориального органа федерального органа исполнительной власти — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, является по должности первым заместителем руководителя гражданской обороны города Москвы и имеет право отдавать от его имени распоряжения по вопросам гражданской обороны.
4.10. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы и организаций в области гражданской обороны определяются в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.11. Для подготовки руководящего состава и специалистов по гражданской обороне в городе Москве создаются специализированные образовательные учреждения — учебно-методические центры по гражданской обороне города:
— Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы;