Руководство групп групповой процесс

Успешное
развертывание группового процесса
требует немалых уси­лий по его
организации, поддержанию целевой
направлен­ности, координации
индивидуальных действий и т.д. — сло­вом,
нуждается в эффективном управлении.
Существенное
значение в социальной психологии и
жизни групп имеют феномены
лидерства
и руководства
,
от
которых зависит, кто берет на себя
функции сплочения, развития и организации
группы.

Главные
различия между лидером и руководителем
:
1)
лидер
в основном осуществляет регуляцию
межличностных отношений в группе, в то
время как руководитель
регулирует официальные отношения
группы; 2) лидерство
проявляется

в условиях микросреды (малой группы),
руководство
— элемент макросреды, т. е. оно связано
со всей системой общественных отношений

(руководитель
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе);
3) лидерство
возникает

стихийно, руководитель
же реальной социальной группы либо
избирается, либо назначается,
но так или иначе этот процесс не является
стихийным, а, напротив, является
целенаправленным, 4) явление
лидерства

менее
стабильно
,
выдвижение лидера в большой степени
зависит от настроения группы,
в то время как руководство
— явление более стабильное; 5) руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет.

Руководство
— процесс управления группой, осуществляемый
руководителем как посредником между
социальной властью (государством) и
членами общности на основе правовых
полномочий и норм, данных ему.

Лидер

член малой группы, который имеет
наибольшее влияние на других членов
группы в совместной деятельности и за
которым признается право принимать
ответственные решения в значимых для
группы ситуациях.

Лидер
проявляет более высокий, чем другие
члены группы, уровень активности,
участия, влияния в решении данной задачи.
Он выдвигается в конкретной ситуации,
принимая на себя определенные функции.
Остальные члены группы принимают
лидерство и изъявляют готовность
добровольно подчиняться лидеру. Лидерство
— явление групповое
,
поскольку в одиночку лидер немыслим.
Поэтому феномен лидерства относится к
динамическим процессам малой группы.

Выделяют
две основные
функции лидера
:
1) организовать решение какой-то задачи,
2) устранить мешающие делу конфликты и
напряжения, активизировать хорошее
настроение.

В
объяснении процесса и механизмов
возникновения лидерства есть три
подхода.

Первый подход представляет «теория
черт»

(иногда называется «харизматической
теорией»). Представители этого подхода
считают, что лидером
может быть человек, обладающий от
рождения определенным набором личностных
качеств, психологических черт.

Второй
подход можно назвать «ситуационной
теорией лидерства»
.
Считается, что в основном лидерство
— продукт ситуации
.
В повседневной групповой жизни возникают
ситуации, в которых должны проявиться
определенные качества личности, способной
стать лидером. Человек, обладающий
качествами, необходимыми в данной
ситуации и превосходящий в этом других
людей, становится лидером.

Третий
подход представляет собой комплексный
вариант

и получил название «системной
теории лидерства»
.
Лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом.
Такой
подход к проблеме лидерства более
адекватен реальной действительности
и является ныне основным.

В
группе одновременно могут активно
реализовывать свои функции несколько
лидеров. Предлагаются различные
классификации лидеров
.

По
содержанию деятельности выделяют
лидера-вдохновителя и лидера-исполнителя.

По
характеру деятельности
:
универсальный
лидер

(это лидер широкого спектра воз­можностей,
сохраняющий свои статусные позиции в
разных групповых ситуациях) и ситуационный
лидер

(это — «узконаправленный» лидер,
выдвигаемый группой на эту роль в
конкретный момент функционирования.
Н-р,
лидер — мастер в определенном виде
труда).

По
направленности деятельности:

Деловой
(инструментальный) лидер преимущественно
включает в себя действия, направленные
на достижение стоящей перед группой
цели, он организует работу группы.

Эмоциональный
(экспрессивный) лидер — поддерживает
внутренний клима­т, занимается
групповой интеграцией: сплачивает
группу, улаживает конфликты и оказывает
поддержку.

Информационный
лидер

– «мозг» группы: к нему обращаются за
советом, он все знает, может объяснить
и помочь.

Для
руководителя наилучший вариант –
совмещение всех трех параметров лидера:
делового, эмоционального и информационного
.
Чаще всего в реально действующей группе
присутствуют два лидера: деятельность
одного из них ориентирована на управление
деловой активностью, дея­тельность
другого — на управление эмоциональной.

В
психологии изучались также различные
стили руководства и лидерства.

Под
индивидуальным стилем

руководителя понимают самобытный,
свойственный только данной личности
способ обра­щения с людьми для
реализации поставленных целей и решения
те­кущих задач. К.
Ле­виным

и его сотруд­никами были выделены три
стиля руководства

(которые
в зарубежной психологии именуются
стилями лидерства
):
демо­кратический,
авторитарный, либеральный.

Данные
стили различаются порядком распределения
обязан­ностей, методами разработки
и выполнения решений, формами контактов
руководителей с исполнителями, контроля
за их деятельностью.

В
чем же конкретно проявляется специфика
каж­дого из стилей руководства?

1.
Авторитарный
(директивный)

стиль характеризуется чрезмерной
концентрацией вла­сти в одних руках.
Руководитель сам прини­мает решения
и волевым порядком проводит их в жизнь.
Он сам подбирает себе помощников, но
исполь­зует их не как советчиков, а
только как исполнителей своей воли. Он
держит всю власть в своих руках; требу­ет
дисциплины и идеального порядка; берет
на себя всю ответственность за результаты
деятельности; дер­жится отчужденно
от рядовых исполнителей. К подчиненным
он требователен без снисхождения,
насаждает суровый психологический
климат в группе. Руководитель такого
типа опти­мален там, где необходимо
принимать быстрые реше­ния, где нет
времени на совещания и обсуждения
ситу­ации, где необходимо проявить
волю и решительность, взять на себя всю
ответственность за последствия при­нятых
решений.

2.
Демократический
(коллегиальный)
стиль руко­водства строится на двойной
основе: делового
и
личного
авторитета.
Руководитель-демократ умеет использовать
свою власть, не апеллируя к ней. Он
предпочитает ак­тивное участие своих
помощников (инициативной груп­пы) в
принятии решений, однако право
окончательного выбора оставляет за
собой. Такой руководитель заботится о
развитии личной деловой инициативы
подчиненных, контактен с ними, тактичен,
терпелив, опти­мистичен.

3.
Либеральный
стиль
руковод­ства строится на полном
доверии к исполнителям. Руководитель-либерал
допускает полную свободу дей­ствий
своих подчиненных в пределах их
функциональ­ных обязанностей. Такой
стиль допустим в творческих коллективах
(ар­тистов, сотрудников вузовских
кафедр, в НИИ и т. п.), где он может выступать
опытным консультантом, по­ощряя
творчество подчиненных. Если
ру­ководитель-либерал лишен творческих
способностей, то он стремится соблюдать
только формальности, содер­жать в
порядке бумаги, избегать конфликтов,
действо­вать по указанию сверху, не
проявлять инициативы. Такой стиль
управления не эффективен в сложных
экстремальных ситуациях.

Исследования,
проведенные к настоящему времени
показывают, что наиболее эффективным
является сочетание указанных стилей
руководства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Групповой процесс

Причины положительной динамики индивидуальнопсихологических характеристик членов группы со всей определенностью сегодня еще не поняты. Выше уже отмечались показатели обеспечения эффективности группового процесса, зависящие от состава групп, типов руководства и многообразных личностных аспектов участников. В групповом процессе существуют определенные факторы, помогающие достижению целей терапии. Фактически все группы стремятся к продуцированию в групповых условиях эмоциональных конфликтов клиентов и к увеличению степени их открытости новому опыту (Parloff, 1970). Руководители используют методики, полезные, по их мнению, для достижения этих стремлений, а способ действия руководителей зависит от их теоретической ориентации. Так, в группах встреч руководители склонны прибегать ко множеству вербальных и невербальных упражнений с целью усиления межличностной чувствительности и развития умений устанавливать взаимоотношения. В практике групповой психотерапевтической работы могут использоваться как некоторые из этих методик, так и методики, функции которых состоят в ослаблении дискомфорта участников и помощи им в более эффективном функционировании. Хотя содержание занятий может меняться от группы к группе, в процессе их работы существует значительное сходство.

Келман (Kelman, 1963) приводит один из наиболее интересных способов анализа группового процесса. Он рассматривает групповую терапию как «ситуацию социального влияния «. При этом решающими для любой группы оказываются три процесса: податливость, идентификация и присвоение. Вопервых, члены группы податливы влиянию руководителя и других участников и включению в терапевтическую работу. Вовторых, участники идентифицируются друг с другом и с руководителем группы. Идентификация происходит, когда участники стремятся к установлению желательных взаимоотношений в фуппе. Втретьих,участники присваивают групповой опыт. Присвоение осуществляется через «корригирующие эмоциональные переживания «, вытекающие из работы с эмоциональными проблемами участников и их решения.

В успешно работающих группах происшедшие изменения распространяются на внешний мир. Келман считает, что для генерализации изменений недостаточно простой податливости групповым правилам и нормам: необходимо присвоение выученного. Более того, члены группы должны опробовать новые действия (податливость), вставать на позицию группы и руководителя (идентификация) и применять терапевтический подход к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение). На этих последних стадиях психотерапевт служит ролевой моделью, устанавливает нормы и руководит, а члены группы поддерживают процесс и образуют репрезентативный микрокосм общества.

В процессе достижения участниками индивидуальных и групповых целей психокоррекционная группа последовательно проходит определенные стадии развития. Некоторые исследователи предложили свои версии последовательности группового процесса. Большинство соглашается с тем, что групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрешение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем (Тиckman, 1965). Такое характерное описание этого процесса вытекает из теории межличностных отношении (FIRO) Уильяма Шутца (Schutz, 1958). На ранних стадиях развития группы участники испытывают стремление к включению в ситуацию: начинает формироваться чувство принадлежности к группе и возникает желание устанавливать отношения с другими участниками. Позднее вперед выдвигается потребность в контроле: проявляется соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. Наконец, на стадиях зрелости группы доминирует потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости.

В большинстве психокорреционных групп члены группы усваивают, что, хотя руководители присутствуют на занятиях, чтобы руководить и направлять группу и помогать ей, нельзя рассчитывать на то, что они будут выполнять работу вместо участников. Участники должны выработать способы установления отношения как с участниками, занимающими позицию лидера, так и с группой в целом. В’ поведении одних участников наблюдается сильная зависимость от руководителя и выделяющихся лидеров группы. Другие, напротив, управляют своей зависимостью через «противозависимое » поведение, проявляющееся в намеренном стремлении к конфронтации. Некоторые так называемые «надличностные » участники с готовностью жертвуют своей идентичностью, объединяя свои интересы с интересами других. В то же время «контрличностные » участники испытывают сложности при сближении и с осторожностью идут на согласование своих индивидуальных установок с установками других.

Беннис и Шепард (Bennis & Shepard, 1974) рассматривали влияние внутренней неопределенности, переживаемой участниками, на развитие психокоррекционных групп. На ранних стадиях группового процесса участники склонны испытывать тревогу и стараются с помощью устанавливаемых правил добиться чувства большей психологической безопасности. Участники могут, испытав силу воздействия руководителей, или искать их одобрения, или ожидать от них советов, как себя вести. Чувства тревоги и зависимости особенно проявляются в неструктурированных группах, где руководитель не дает ясного определения целей и норм. Если участники не придут к согласию относительно процедуры, структуры и, возможно, потребности в руководстве, ситуация в группе может стать напряженной. Этот период в групповом процессе может быть преодолен путем принятия на себя лидерства участниками, наименее конфликтными в вопросах власти. Испытывая меньше сложностей в вопросах зависимости, они берут на себя ответственность за положительное групповое движение, так как достаточно объективны для создания гармоничной атмосферы, для развития в группе ответственности, разделяемой всеми участниками.

Следующий период характеризуется созданием в группе атмосферы непринужденного общения. Общительность маскирует тот факт, что основные проблемы и разногласия еще не нашли адекватного решения. На этой стадии наиболее важны потребности участников в близости. Одни участники ищут большей близости для понимания и решения групповых целей, другие устраняются от таких межличностных обязательств. Группа снова распадается на подгруппы на этот раз из-за складывающейся зависимости друг от друга.

Помощь членов группы, характеризующихся наименьшим противоречием между надличностным и контрличностным, наиболее полезна группе для решения новой дилеммы. Эту финальную стадию группового процесса проходят те группы, участники которых близки, но способны сознавать свои отличия друг от друга; взаимоотношения в них полны значения, но не подавляют активности, разрешение конфликтов и достижение соглашения происходит на прочной разумной основе. Группа становится зрелой социальной системой.

Группы различаются по тому, как они проходят свои Жизненные циклы, но нет основания считать, что члены групп реально осознают последовательность, присущую групповому развитию. Однако участники с неизбежностью познают, что в совместной борьбе за достижение своих целей они не могут избежать коммуникативных процессов и перемен, происходящих в их личностных структурах. С начала и до конца цикла каждый отдельный участник имеет дело с вопросами идентичности, власти и влияния, целей и потребностей, принятия и близости. В конечном итоге успех группового опыта зависит от способности участников решать эти вопросы.

Ялом (Yalom, 1975) выделил десять лечебных факторов, характерных для большинства групп:

1. Сплоченность. Эта характеристика прочности, единства межличностных взаимодействий в группе была описана выше как условие, способствующее достижению успеха.

2. Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса или надежда на возможность достижения благополучия оказывают сами по себе терапевтическое воздействие.

3. Обобщение. До прихода в группу люди склонны считать свои проблемы уникальными, но в процессе группового развития начинают осознавать, что и другие имеют похожие проблемы, также испытывают чувство неполноценности и межличностное отчуждение.

4. Альтруизм. Сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим, оказывает эффективное терапевтическое воздействие.

5. Предоставление информации/рассуждения. В некоторых группах используются дидактическое инструктирование и информирование участников.

6. Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детерминированы событиями настоящего или прошлого, особенно эмоциональными нарушениями в семье, проявляются в группе, которая сама, согласно психодинамической теории, становится похожей на семью. Эмоциональная привязанность участника к руководителю, другим участникам или группе в целом рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается более рациональной и реалистичной оценке.

7. Межличностное обучение. Группа служит испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакции и опробования новых видов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи и поддержке и приходить в состояние аффекта, ведущее к корригирующим эмоциональным переживаниям.

8. Развитие межличностных умении. Явно или скрыто участники совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.

9. Имитирующее поведение. Часто люди учатся вести себя, наблюдая поведение других. В начале группового процесса поведение руководителя или других популярных членов группы может имитироваться для получения одобрения. Постепенно участники начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предла! аемых в группе.

10. Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных «неприемлемых » потребностей, сосредоточение внимания на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведет к психологическому очищению, облегчению и свободе. Однако реальной пользой катарсиса может явиться усиление сплоченности вследствие интенсивного взаимодействия в безопасном, принимающем окружении.

Согласно Ялому, эти десять факторов, оказывающие эффективное психотерапевтическое воздействие и характерные для большинства групп, взаимозависимы, действуют совместно друг с другом. Вопрос о том, какие из них являются жизненно необходимыми, усложняется еще и потому, что разные теоретики групп выделяют одни и пренебрегают другими.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия »

источник: azps.ru

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

28. Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях
В организациях существует различие между повторными, «рекуррентными», и «девственными» проблемами. Различные типы проблем задействуют различные типы проблемных пространств.Повторные проблемы – это непрерывные ситуации,

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии, пожалуй, как нигде

Специфика работы в разных группах

Специфика работы в разных группах
Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами.Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному

19. Понятие о группах и коллективах

19. Понятие о группах и коллективах
Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии,

Сочетание цветов в группах душ

Сочетание цветов в группах душ
Когда люди, находящиеся в состоянии транса, покидают пространства восстановления энергии, ориентирующей настройки души и Библиотеку и начинают активно взаимодействовать с другими душами, их контрастирующие цвета становятся более

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не написал ни единой строчки. С 1940 году он работал в военном госпитале в оккупированном Парижа. После окончания войны Лакан погружается в проблему индивидуального и

Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах

Приложение Г
Вопросы для обсуждения в группах
Регулярное обсуждение поможет вам лучше разобраться в том, что такое серьезная ответственность. Организуйте небольшую группу из членов семьи, друзей, сотрудников или коллег и проводите еженедельные дискуссии. Прилагаем

Кто нуждается в группах поддержки?

Кто нуждается в группах поддержки?
Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

‘’ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ”

ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ им.Д.И.Менделеева

ФИЛИАЛ ТюмГУ в г.Тобольске

Социально-педагогический
факультет
Кафедра педагогики, психологии и соц.образования

                             
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Групповые процессы:
психология лидерства и руководства в группе

44.03.01
Педагогическое образование

Профиль
« Физическая культура»

Выполнил                              
                                                                Боярчук
студент 2
курса                                                                                     
Александр                                 заочной формы
обучения                         (Подпись)                           Владимирович

Проверил       
                                                                                        Кожевникова 

Доцент                                                                                                    Эльвира 

                                                                    (Подпись)                          
Петровна

                                                                 
г.Тобольск
2017

Содержание

Введение

1. Понятие лидерство

2. Характеристики лидера

3. Основные различия между
лидерством и руководством

Заключение

Список литературы

Введение

 

При характеристике
динамических процессов в группах, естественно, возникает вопрос о том, как
группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков
психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства
и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо
оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой
деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда
проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань
социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена.
В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как
проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать, прежде всего,
терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

Цель контрольной работы рассмотреть процессы группового взаимодействия.

Задачи: раскрыть

понятие лидерство;

охарактеризовать лидера;

показать основные
различия между лидерством и руководством .

1. Понятие лидерство

Практика
показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации,
чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для
организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и
выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно,
что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо
быстрее, чем организации без лидеров [1,
c. 56].

Слово лидер
происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий
впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом,
оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов
какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют,
как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия
подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс
оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение
целей. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя
определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с
лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут
ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер
немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство
есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к
динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно
противоречивым: мера притязаний лидера, и мера готовности других членов группы
принять его ведущую роль могут не совпадат.[10,
c. 45].

Лидер – это
человек, способный объединить людей для достижения определённой цели. Тип
лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной
ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяется три
типа лидеров, соответствующие различным формам авторитета (харизматический,
традиционный и легальный). В рамках исследования лидерства в малых группах
различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или
избирается, приобретая таким путём статус руководителя.

Неформальный
лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного
влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по
двум типам: руководитель – подчиненные или лидер – последователи. Эти типы
лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо
вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации [16,
c. 39].

Выяснить
действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера
другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной
постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут
возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера
отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер
выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает
лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то
задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как
пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен
лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими
понятиями [4,
c. 40].

Основные функции
лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах,
выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во
взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты
групповой

По стилю
различают: авторитарное лидерство, демократическое, вовлекающее в управление
членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных
типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в
разной степени.

Четкость
выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и
ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой
групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных
элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же
усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных
действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация
функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются [7,
c. 50].

В группах,
основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация
лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются
индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее
за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий
которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а
также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и
формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их
сравнительно большими властными полномочиями обязательны [2,
c. 67].

Именно к такому
типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные,
достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий
многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда.

Анализ природы
лидерства показывает, что оно происходит из определенных потребностей людей и
их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

2. Характеристики лидера

Выработка
организаторских, управленческих качеств лидера – это уже проблема его
собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее,
определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью)
необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу – таковы
современные требования к политику.

В малой группе роль
лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От
него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом
выявляются и играют организующую роль его личные качества [19,
c. 68].

Умение владеть
ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный
политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно
лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и
гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний.
На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный
стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический) [11,
c. 76].

Лидер не только
должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми
качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им
программу. Одно из условий лидерства – получение максимальной информации в
минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают
этому требованию.

К числу наиболее
часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся:
интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе,
эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к
достижению, надежность, ответственность,

Отношения лидера
и его коллектива – важный аспект новой, лидерской организации.
Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом
(или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются
неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти
качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать
стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно
относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и
своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их
профессионального роста, использовать их способности и возможности [14,
c. 29].

Управление
различными программами и процессами настолько связано с управлением кадрами,
что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения
оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен
иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и
считаться с их настроениями.

3. Основные различия между лидерством и
руководством

 

Специфика
понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при
анализе и сравнении двух феноменов – лидерства и руководства. Под
лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос
обычно имели в виду
характеристику психологических
отношении. Понятие же руководства относится к организации группы к
процессу управления ею.

1.
Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных
отношений в группе, в то время как руководитель
осуществляет организацию
официальных
отношений группы как социальной организации.

2.
Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и
является малая группа). Руководство – это элемент макросреды, т.е. оно
связано системой общественных отношений.

3.
Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе,
этот
процесс не является стихийным, а,
напротив, целенаправленно осуществляемым
под
контролем различных элементов социальной структуры.

4.
Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения в группе, в то время как
руководитель –
явление более стабильное.

5.
Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо
более определенной системой различных санкций, которых
нет в руках лидера.

6.
Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован
множеством различных обстоятельств, в то время как
лидер принимает более
непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности [15,
c.
80].

7.
Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он
является лидером, сфера деятельности руководителя
шире, так как он
представляет малую
группу в более широкой социальной системе.

В
этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1.
Руководство и лидерство – средства координации отношений членов

социальной
группы.

2.
Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3.
Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В
первом случае отношения четко определены и закреплены
должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

Нередко
лидерство способно переходить в руководство, а руководство
часто становится лидерством.

Как видно из
приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с
однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу,
нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи
которых эти задачи могут быть решены [6, c. 49].

Лидерство есть
чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы,
руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в
группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и
подчинения. Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно
такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем
интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя
[20,
c. 45].

Лидерство в группе
– это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и
поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных
качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.
Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических
механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит
использование экономических, организационных и командно-административных
методов воздействия.

Основными референтами
(признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида
при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой
задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность
оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения
социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая
выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции
лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах,
выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях
с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой
деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических
отношений в группе [13,
c. 49].

В соответствии с
выделением двух основных сфер жизнедеятельности группы: деловой, связанной с
осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и
эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических
отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство
в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство
в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут
быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными
членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или
иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров,
ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение
и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер
групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли:
лидер – организатор, лидер – специалист, лидер – мотиватор, лидер – генератор
эмоционального настроя и т.д.

Заключение

руководство
лидер неформальный организационный

Человек, желающий стать
лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных
ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно
научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и
сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество
социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков.
Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются:
утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение
эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление
ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских
отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление
изменениями.
Лидерство и
руководство присутствуют везде, где есть власть и организация.

В
заключении можно сказать, что любому руководителю для успешного осуществления
своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных проявляя себя как лидера в
группе.

Список литературы

1.      Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять
лидер. навыки / Д. Адаир Д. — М. : Эксмо , 2003. — 318 с.

2.      3.      Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства //
Вопр. психологии. – 2000. — N 1. — С. 87-95

4.      Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций
и групп / Э. Берн. — Екатеринбург : Литур , 2000. — 319 с.

5.      Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления
лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. — N
1. — С. 19-29

6.      Вагин И. О. Как стать первым. Практ. коучинг по-русски /
И. О. Вагин. — М. — Кызыл : Астрель : Ермак : АСТ , 2003. — 277 с.

7.      Ершов А. А. Психология соактивности людей / А. А. Ершов А.
А. — СПб. : Б. и. , 1992. — 32 с.

8.      Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы
/ Ф. Д. Карделл. — СПб. : Невский проспект , 2001. — 180 с.

9.      Кови С. Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Р.
Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс , 2008. — 300 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр
88; Авторский знак К566; Инв. номер 2288261-ЕФ

10.    Кричевский Р. А. Психология руководства и лидерства в
спортивном коллективе / Р. А. Кричевский. — М. : Изд-во МГУ , 1985. — 223 с.

11.    Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М.
Ландсберг. — М. : ЭКСМО , 2004. — 215 с.

12.    Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития
потенциала лидерства в юношеском возрасте // Среднее проф. образование. – 2005.
— N 6. — С. 24-25

13.    Менегетти А. Психология лидера. перевод с итальянского / А.
Менегетти. – М. : Онтопсихология , 2007. — 264 с.

14.    Михайлов Г. Прфессиональное самосознание руководителя //
Прикладная психология и психоанализ. – 2004. — N 2. — С. 20-29

15.    Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности //
Вестн. Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия:
Гуманитарные науки. – 2004. — N 5. — С. 179-182

16.    Нефф Т.Д. Уроки лидеров / Т. Д. Нефф. — М. : АСТ , 2003. —
492 с.

17.    Нзабонимпа Ж. Психологические особенности формирования
политического лидерства в Руанде [Электронный ресурс]: дис. … канд. психолог.
наук / Нзабонимпа Ж. – СПб., [2004]. — 155 с.

18.    Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности //
Аспирант и соискатель. – 2006. — N 5. — С. 118-120

19.    Попов Б. Психологическая подготовка лидера // Кадры
предприятия. – 2004. — N 12. — С. 58-63

20.    Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. – М. : ВЛАДОС ,
2007. — 430 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Холодильник lg linear compressor smart thinq инструкция
  • Dsg руководство по эксплуатации
  • Juno by janome 2015 инструкция по применению
  • Мануал к вилке rst
  • Солгар простата плюс инструкция по применению для мужчин