Руководство художественно творческим коллективом

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный институт
культуры»

Контрольная
работа

по дисциплине:
«Педагогика народного художественного творчества»

на тему: «Функции
руководителя коллектива НХТ»

                                                   
                            Выполнила: студентка 3курса

                                                         
       группы ЗХП-13

                                           
                    Сафина К. С.

                                                                                      
Проверила:
Бородина Е.А.

Пермь 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества………………………………………………………………………..3

Заключение………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………11

Введение

Руководитель
коллектива народного художественного творчества осуществляет целенаправленную
регуляцию художественной деятельности участников коллектива. Деятельность
руководителя художественного коллектива многофункциональна, она включает в себя
все аспекты работы с коллективом. Основные функции руководителя творческого
коллектива могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия
видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей
творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности,
мы выделяем следующие основные функции —  организационную, образовательную,
художественно-творческую,  воспитательную, социально-психологическую.

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества

Важной составной
частью деятельности руководителя является организационное обеспечение работы
коллектива. Организационная  работа относиться к числу наиболее сложных, потому
что затрагивает все аспекты работы  художественного коллектива и его
участников. Она распадается  на несколько направлений: педагогическое,
техническое, художественно-исполнительское.

Педагогическая
организация имеет всепроникающий характер. Она может рассматриваться как
самостоятельное направление в деятельности руководителя, и как составная часть
других форм организационной работы.

Под технической
организацией понимается обеспечение  широкого круга вопросов, не связанных
непосредственно с творческо-исполнительской деятельностью. Сюда входит создание
и формирование коллектива до условий существования и его творческой деятельности, а также создание условий для саморазвития
и самореализации личности в коллективе, его успешной социализации в обществе.

Художественно-исполнительская
организация включает в себя обеспечение  творческого процесса, всех условий для
создания концертных произведений, начиная от рождения и до выпуска его на
зрительскую аудиторию. И конечно, прежде всего, это зависит от руководителя,
который должен уметь организовать исполнителей и работать  над художественным
материалом.

Конечно, деление
организации на все эти типы условны и относительны, так как все они работают
одновременно и в неразрывном единстве. И поэтому руководитель коллектива должен
помнить, что организационный аспект его деятельности выступает зачастую
определяющим для всей остальной работы. Поэтому так высоки требования к его
организаторской подготовке и овладению соответствующих навыков и умения.

Основной задачей руководителя
художественного коллектива считается передача  знаний, опыта, культуры, 
художественное и эстетическое развитие участников коллектива, средствами
искусства. И эта задача реализуется  во время учебных, репетиционных занятий и
концертных выступлений. И опирается на систему форм, методов и средств,
которыми должен владеть руководитель-профессионал.  Благодаря им участники
коллектива овладевают знаниями и навыками в конкретном виде искусства.
Систематические занятия способствуют повышению исполнительского мастерства,
слаженности исполнения, натренированности участников коллектива. Выстраивая
учебный процесс, руководитель должен опираться на дидактические принципы,
которые выступают нормами, правилами  регулирующие этот процесс. Принципы
дидактики определяют систему требований к содержанию, организации и методике
обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения. В
дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы
организации учебной деятельности, которые прошли соответствующую научную
проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и
педагогики. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных
предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в
воспитании и обучении участников коллектива может быть достигнут при условии
соблюдения системы дидактических принципов. Анализ педагогической литературы
показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и
неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также
общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются. Говоря о
значимости  образовательной функции, надо сказать о художественно-творческой
функции, с которой она тесно связана и неразделима. Задачей
художественно-творческой функции является формирование высокой нравственной и
поведенческой культуры личности, общим эстетическим развитием участника
коллектива. Формы художественно-творческой работы можно условно разделить:
основные и дополнительные. К основным формам относятся все средства,
способствующие художественно-творческому развитию участников коллектива.
Тематика может быть самой разнообразной — от творчества композитора,
драматурга, постановщика, исполнителя и художника до общих проблем музыкального,
драматического, хореографического и инструментального творчества.

Дополнительные
формы включают в себя посещение выставок, концертов, спектаклей, балетов, опер,
экскурсий. С обязательным обсуждением и анализом в коллективе.

Руководитель должен
обладать творческой фантазией, которая помогает ему раскрыть творческий
потенциал каждого участника художественного коллектива. Он должен хорошо
владеть основами режиссуры и актёрского мастерства, обладать хорошей зрительной
памятью, музыкальностью, чувством ритма, образным и ассоциативным мышлением,
все то, что относиться к его деятельности. Чтобы возглавить весь процесс работы
над выпуском вокального, хореографического номеров, спектакля руководитель
должен быть хорошим организатором, научиться использовать в своей теоретической
и практической деятельности опыт смежных искусств. Творчество руководителя
коллектива немыслимо без постоянного поиска. Поиск новых сюжетов и композиций,
песен, пьес предполагает изучение жизни и творчества композиторов, писателей,
знание литературных произведений, живописи, скульптуры, музыки.

Основной социальной
функцией руководителя художественного коллектива является воспитательная
функция. Целевой установкой должно быть не столько повышение профессионального
мастерства, сколько формирование духовно-нравственной  личности, воспитание
нравственно-эстетической культуры у участников коллектива. Воспитание — это
формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и
общения внутри и вне коллектива. Решая специфические задачи воспитания
средствами искусства, педагог-руководитель рассматривает их как составную часть
комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Рассмотрим
основные направления воспитательной работы. В процессе обучения руководитель решает
разнообразные задачи по эстетическому воспитанию: формирование эстетического
вкуса, знакомство с лучшими образцами мировой и российской культуры. Расширяет
кругозор участников коллектива, включая в образовательный процесс информацию о
истории,  нравах, манерах, костюмах разных эпох. Нравственное воспитание должно
органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи
— это формирование норм и правил поведения детей и подростков в коллективе, в
местах проведения отдыха, развитие у них коллективизма и товарищеской
взаимопомощи и взаимовыручки, честности и правдивости, нравственной чистоты и
скромности.  Ф
ормирование у  участников коллектива
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе. 
Важно сказать, что руководитель
коллектива большое внимание уделяет этическим нормам, чтобы дети и подростки были
внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями,
но и в любом обществе.

Специфика
воспитательной работы в художественном коллективе обусловлена органичным
сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных
моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия руководителя-педагога направлены
на формирование у детей и подростков мировоззрения, на воспитание высокой
нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи
решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с
организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания в художественном
коллективе — это образование и обучение ребенка и подростка, как исполнителя.
Второй уровень воспитания — это формирование как личности, развития в них
гражданских
, нравственно-эстетических качеств, а
также общей  культуры.

Художественно –
коммуникативная функция представляет собой процесс межличностного общения на
материале искусства: повышение качества художественного общения, развитие на
материале и средствами искусства бесконфликтного культурно-национального
общения, социально- психологическое руководство внутригрупповым общением и
взаимодействием, обеспечение социально психологической саморегуляции
любительского коллектива

Для руководителя художественного
коллектива важна функция психолога.
Задачи руководителя –
психолога заключаются в следующем:  развитие человеческих задатков: природные
физические и психические данные. К ним относятся музыкальный слух,
хореографические данные, координация движений, дисциплинированность, ответственность,
любознательность.  Превращение их в способности: способность соотносить свои
движения с музыкой, развитие координации движений, выразительность исполнения,
сознательная дисциплина.  Применение дифференцированного обучения: умение
определить уровень психического развития ребенка (иногда уровень психического
развития не соответствует возрасту). Умение решать конфликты, возникающие между
детьми и подростками внутри коллектива. Все это, конечно же,
 подразумевает под собой знание основ психологии.

Заключение

Деятельность руководителя
коллектива — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на
основе устава учреждения дополнительного образования,  позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода к участникам
с учетом актуальных задач, стоящих перед  ним. Функции руководителя сложны и
многогранны, они заключаются в создании и сохранении  коллектива, планировании и
осуществлении учебно-воспитательного работы в нем. Поэтому на первый план
выступает, прежде всего, профессионализм руководителя, именно от него зависит,
как будет существовать и развивать художественный коллектив. Поэтому
руководитель  должен владеть методикой преподавания, терминологией,
специальными знаниями согласно профилю коллектива. Ему необходимо правильно выстроить
учебный процесс, принимая во внимание специфику занятий с участниками разных
возрастов, разного уровня подготовки, разных эстетических задач. Руководитель
должен создать творческую атмосферу на занятие, чтобы работа приносила радость,
а участники коллектива видели и осознавали цель, к которой должны прийти в
результате занятий. Желательно после каждого занятия подводить итог, обсуждать
с участниками чего они достигли, что удалось, а над чем ещё надо поработать.
Участники должны уходить с занятия с чувством удовлетворения от проделанной
работы. Для качественного выполнения всех функций руководителю коллектива
необходимо постоянно самосовершенствоваться. В этом ему помогают курсы повышения
квалификации, семинары, творческие встречи с профессионалами, с коллегами, участие
в конкурсах, фестивалях, мероприятиях разного уровня.

Таким образом, специфика
работы руководителя в художественном коллективе заключается в органическом сочетании
художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических
моментов, что должно обеспечить не только высокий профессионально-технический
уровень, но и формирование высокого уровня общей культуры, эстетического
развития участников коллектива.

Литература

Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном
художественном коллективе: учебное пособие. Москва. Просвещение, 1984.

Гоноболин Ф.Н. Психология. 
Москва. Просвещение, 1973.

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное
пособие. Москва. МГУКИ, 2000.

Беляев С.Е. Музыкальная дидактика: учебное пособие.
Екатеринбург, 2008.

Бакланова Т.И. Народная художественная культура:
учебное пособие. Москва. МГИК, 1994.

Разумный  В.А.  Творчество народа и современность

Опубликовано 2015-01-22 12:34 пользователем

В этой статье Вы узнаете

  • Особенности управления творческим коллективом
  • 3 больших ошибки в мотивации творческой личности
  • Условия, необходимые для эффективного руководства творческим коллективом

Творческие коллективы не ограничиваются лишь рекламными агентствами, они также представлены разными музыкальными группами, создателями фильмов и прочих произведений. Креативные сотрудники работают в разных сферах, они и считаются главными авторами, разработчиками идей.

Но результат деятельности принадлежит не только компании. Когда человек создает произведение, оно принадлежит компании лишь частично, оставаясь в полной собственности создателя. В этом и заключаются возможные риски при работе с творческим коллективом – когда удержать творческих людей в штате не удается, бизнес может столкнуться с серьезными последствиями в дальнейшем. Поэтому руководство творческим коллективом должно строиться на учете определенных нюансов и правил.

Для максимальной выгоды от творческого потенциала своей команды, рекомендуем учитывать тонкости деятельности креативных сотрудников, чтобы добиться гармонии рисков и пользы.

Особенности руководства творческим коллективом

Не нужно досконально контролировать творческого работника. На самом деле во время выполнения творческих заданий гораздо сложнее схалтурить, чем при рутинных поручениях. Поэтому злоупотреблять постоянным контролем и формальной отчетностью не стоит – в творческой работе важнее результат (также и соблюдение временных сроков). Основным контролером работы становится сам работник – его чувство удовлетворения результатом и личная ответственность. Не стоит бояться наделять ответственностью своих сотрудников, обеспечивая для них свободу действий, с соответствующей поддержкой и достаточным инструментарием.

Развивайтесь с коллективом. Креативные сотрудники работают над проектом и в команде, пока им будет интересно. Когда такие работники перерастают возможности компании и руководства, их сложно сохранить в коллективе даже серьезными вознаграждениями. Поэтому, если руководите творческим коллективом, всегда нужно оставаться выше своих сотрудников хотя бы на одну ступень. 

Делегируйте руководство творческим коллективом такой же  творческой личности. Творческим людям не свойственна готовность подчиняться, они не признают формальных авторитетов. Готовы всегда оспаривать и сомневаться в используемых методах, стратегиях и принятых решениях. Поэтому готовы работать под начальством только тех людей, которые смогли заслужить их доверие. Оптимальный вариант, когда в коллективе действует экспертная власть. Следовательно, гендиректор должен делегировать оперативное управление творческой персоне (признанному профессионалу в своей сфере), сохраняя при этом за собой функции контроля, оценки, решение административных вопросов. Довольно распространенной практикой в различных сферах является разделение функций управления между администратором (гендиректором) и творческим руководителем (например, главный редактор, художественный руководитель либо режиссер). Хотя некоторые компании придерживаются принципа концентрации всех рычагов управления в одних руках.

Говорит Генеральный Директор

Ирина Никифорова, Президент торгового дома «Зималетто», Москва

В московском офисе Zimaletto, что на Большой Академической, располагается дизайн-бюро, где под руководством арт-директора Юрия Новикова и президента торгового дома «Зималетто» Ирины Никифоровой ведется работа по созданию коллекций бренда, которые обновляются четыре раза в год (сезоны осень-зима и весна-лето).

Я решаю административные вопросы и оцениваю работу дизайнерского бюро, то есть совмещаю функции менеджера и руководителя творческим коллективом.

Понятия «творческая личность» и «творческая профессия» — разные вещи. Управлять творческим коллективом может только творческая личность, вместе с тем этот человек должен быть менеджером, иметь управленческое образование. Дело в том, что людям, получившим творческие специальности, бывает неудобно сделать замечание коллеге, указать на ошибку, поскольку они сами знают, как тяжело иногда дается создание чего-либо креативного. Менеджер же всегда скажет, что так делать нельзя, и при этом объяснит, почему именно нельзя. И, конечно, менеджер должен уметь творчески мыслить. Иначе будут штампы, которые не будут пользоваться устойчивым спросом, — бизнес окажется краткосрочным.

Олег Желтов, Генеральный Директор ЗАО «СВР-Медиа», Москва

Мы с главным редактором — единомышленники, поэтому безболезненно разделили функции: я руковожу дирекцией, а он — редакцией. Думаю, теоретически и он, и я могли бы совмещать функции администратора с функциями творческого руководителя. Однако в этом случае существует вероятность снижения эффективности работы. Каждый должен максимально сосредоточиться на тех вопросах, в которых лучше разбирается.

В начале 1990-х Генеральный Директор нередко был одновременно и главным редактором. Удавалось это единицам. Хорошие примеры — Владислав Старков из «АиФ», Владимир Сунгоркин из «Комсомольской правды». Однако большинство случаев совмещения функций заканчивались печально. Многие редакторы, создавая продукт, были уверены в его гениальности и не воспринимали критику, которая может идти только от менеджера.

Сегодня на Западе издательский бизнес организован по принципу develop media — центров управления большим количеством проектов. У каждого проекта есть издатель, координирующий работу и коммерческих структур, и редакции. Издатель отвечает за конечный результат перед акционерами. У нас другая схема, и пока есть все основания считать ее эффективной, поскольку нам удалось собрать миллионную аудиторию за десять месяцев.

9 условий для эффективного управления творческим коллективом

Время для размышлений. Следует учитывать простое правило. Можно заставить человека качественно поклеить обои, но заставить создать прекрасную симфонию не удастся. Для созидания необходимо время на работу мысли. Если человеку приходится всё время активно бегать и решать массу вопросов, он просто лишается достаточного времени для поиска творческих решений. Это вовсе не значит, что нужно постоянно предоставлять дополнительные выходные либо отпуск, просто дозируйте нагрузку должным образом, чтобы человек располагал временем для размышлений и общения с коллегами.

Отсутствие формальных заданий. Существует работа, с которой креативному человеку не под силу качественно справиться. В частности, не сможет идеально решать слишком простые задачи – банальные звонки, заполнение формуляра, сведение данных в таблицу, составление договора. Подобные задачи будут откладываться сотрудником до последнего, выполняться с отвращением. Если такие задачи будут часто повторяться, сотрудник предпочтет трудоустроиться в другом месте.

Заданные алгоритмы действий. Бизнес должен получать доход благодаря работе творческого коллектива. Чтобы результаты работы соответствовали вашим ожиданиям и требованиям клиентов, нужно придерживаться определенных стандартов работы. Если сначала внедрение таких стандартов и приведет к сопротивлению творческих натур, они со временем всё же привыкнут к новшеству, воспринимая изменения как повседневный распорядок. После резкого неприятия изменений творческие натуры затем вновь смогут вернуться к вдохновению и достижению новых результатов.

Дисциплина. Она считается обязательным условием для эффективной работы творческих коллективов. Конечно, творческим натурам свойственно нарушать заданные правила, но всё же они нуждаются в компании и будут придерживаться её требований. Они могут достичь эффективной работы, если в компании сформированы благоприятные для этого условия и ресурсы. Грамотная организация будет не мешать, а лишь способствовать вдохновению

Порядок. Гении, быть может, и не терпят дисциплину, но она необходима для творческих сотрудников – ради эффективной и организованной работы.

Соответствующие ресурсы, инструменты, материалы.

Свободное время. Вдохновение и отличные идеи не могут приходить по заказу. Поэтому следование графику еще не гарантирует креативный продукт. Возможно появление идеи в неформальной атмосфере. Сотрудничество с творческими натурами основано на принципе проектов либо заказов, оплата каждого из них производится отдельно. Например, сотрудникам компании Google предоставляются по часу в день и по дню в неделю «для собственных разработок». Такой формат предполагает, что 80% времени сотрудник проводит на своем рабочем месте, а оставшееся – на его усмотрение.

Атмосфера приятия, поощрения. Генри Форд выступал с поддержкой творческих инициатив работников – давая каждому, кто предложит новую идею, по доллару. При этом деньги давал даже в случае, если не планировал  воплощать предложенную идею.

Отсутствие иерархических барьеров. Иерархия коллектива построена на предельно линейной структуре.

Говорит Генеральный Директор

Ирина Никифорова, Президент торгового дома «Зималетто», Москва

Творческому человеку ставить дедлайн1 бесполезно. У нас есть дизайнеры, очень талантливые люди, с которыми другие руководители отказывались работать именно по причине срыва сроков. Нам пока удается договориться благодаря соблюдению следующих простых условий:

Первое — творческому работнику нужно всегда объяснить, что он должен сделать задание быстро (к определенному сроку). У него должна возникнуть внутренняя потребность сделать работу красиво, креативно и быстро, то есть его нужно зажечь, вдохновить. Творческие сотрудники (дизайнеры) должны понимать вынужденность жестких мер, на которые идет Генеральный Директор. Например, фабрика может объявить, что на производство ткани под определенный артикул уйдет три месяца. Модель не попадает в сезон и поэтому не будет продаваться (пальто должно поступить на склад не позднее августа, а в торговый зал — в августе-сентябре, иначе есть риск не попасть в пик продаж перед началом сезона: начиная с ноября пальто не покупают). Снятие модели с производства в данной ситуации — объективная необходимость, которую должны понимать сотрудники, тогда они будут уважительно относиться к Вашим решениям.

Второе — творческому сотруднику нельзя давать слишком много времени на выполнение задания. Иначе он перегорит, переключится на другую идею, ему станет неинтересно.

Третье — творческому человеку очень сложно переделывать однажды сделанную работу. Поэтому надо оценивать не только конечный результат, но и поэтапно контролировать весь процесс работы. Например, я прохожу все стадии создания модели — от рисунка до образца из реальной ткани и затем производства — вместе с дизайнером.

Четвертое — руководитель творческого коллектива должен быть готов принимать людей такими, какие они есть. Никто не будет срывать сроки специально. Бывает, что есть идея и дизайнеру нужно время для ее реализации, и я даю ему такую возможность. Твердость нужно проявлять, когда дизайнер вмешивается в работу над моделью на поздних стадиях. От рисунка до готовой модели, запущенной в производство, проходит год. Творческие люди всегда хотят что-то улучшить. Однако небольшое исправление деталей модели отбрасывает работу всего коллектива на несколько этапов (месяцев) назад. Желание воплотить появившиеся слишком поздно идеи надо пресекать, иначе результата можно так и не дождаться.

Наконец, в бизнесе интереснее работать с дизайнерами талантливыми, но признания еще не получившими. Мотивация к работе у них изначально выше, так как им хочется добиться успеха с помощью нашего бренда.

Олег Желтов, Генеральный Директор ЗАО «СВР-Медиа», Москва

В творческом коллективе обязательно следует поддерживать дисциплину. Должны действовать регламенты, иначе все сроки будут срываться. Минимум требований предъявляется только к внештатным авторам. Их дисциплинирует желание получить свой гонорар. Коллектив лучше формировать не из творческих людей, а из менеджеров. В этом смысле менеджером является и редактор, который, выполняя свою работу, должен отсекать в тексте все лишнее и выстраивать его в рамках концепции СМИ даже в ущерб красоте изложения и художественному замыслу. А творческие сотрудники пусть работают по свободному графику и наслаждаются свободомыслием.

Дисциплина — не единственная проблема в работе с творческими людьми. Нередко у журналистского коллектива возникают трения с другими подразделениями компании (маркетингом, службой распространения и т. д.). Обычно это спор на уровне личных отношений. Журналисты говорят, что газета плохо продается, потому что менеджеры по распространению не могут наладить сбыт. А дистрибьюторы отвечают: «Какие материалы пишете, так они и продаются». Надо информировать сотрудников о работе друг друга. Пятнадцать лет в издательском бизнесе научили меня, что люди, которые занимаются чисто технологическими вопросами, должны видеть, насколько трудно делать газету, насколько сложен творческий процесс. Иногда полезно приглашать их на планерки, чтобы они поняли, как непросто придумать интересную тему. С другой стороны, я часто приглашаю журналистов посидеть в киоске. Если ты считаешь, что менеджер по распространению недостаточно эффективен, попробуй сам продать продукт, который считаешь шедевром. Ситуация, когда клиент у тебя на глазах выбирает газету конкурента, быстро отрезвляет. Чтобы разрешить такого рода конфликты, полезно заменить перепалки в кабинете работой на чужом участке. Это помогает обрести взаимопонимание, проникнуться уважением друг к другу. Мы стараемся, чтобы редакция и административные сотрудники даже сидели рядом, это принципиально важно для создания атмосферы сотрудничества.

Мотивация творческой личности

Благодаря достойному компенсационному пакету удается привлекать талантливых сотрудников. Однако для сохранения талантливого специалиста в коллективе таких мер будет недостаточно. Должна быть сформирована эффективная система нематериальной мотивации и управления творческим коллективом. Главным мотивом для творческих личностей становятся возможности самореализации. Данный мотив должен обязательно применяться. Сложность заключается в том, что нужен индивидуальный подход при создании условий самореализации для каждого сотрудника.

Талантливые люди важное значение отводят признанию со стороны окружающих. Руководитель должен поддерживать мотивацию и драйв сотрудников, с энтузиазмом ища новые инициативы и предложения. Однако здесь важно быть честным. Когда идея недостаточно проработана либо не подходит, следует так и говорить, приводя аргументы своего мнения. Достичь мотивации творческих личностей за счет отрицательных стимулов (угроза понижения, увольнения, выговор и пр.) не удастся.

Творческая личность без особого пиетета относится к внутренней иерархии компании. Формальная должность в компании для творческих натур значит меньше, чем прочие факторы – к примеру, размер оплаты. Они предпочитают подчеркивать свой статус другими способами – принадлежность к сообществам профессионалов и пр. Их статус в компании определяется ценностью для организации (размером зарплаты), особым положением в коллективе, уважением коллег и пр. Им необходимо иметь прямой доступ для общения с руководителем. Немногие из творческих личностей смогут стать эффективными менеджерами, далеко не всем им нравится заниматься административными рутинными задачами. Поэтому вряд ли повышение по должностной лестнице будет мотивировать сотрудника на достижение новых целей.

3 больших ошибки в мотивации творческих сотрудников

Ирина Никифорова, Президент торгового дома «Зималетто», Москва

В управлении творческим коллективом следует избегать ошибок, которые могут привести к демотивации работников.

Ошибка 1. Сложная иерархия. Небольшому творческому коллективу больше всего подходит линейная структура (например, у нас все дизайнеры подчиняются мне). Отсутствие главных и неглавных дизайнеров — залог того, что сотрудники не будут демотивированы взаимными оценками. Нельзя, чтобы оценку работы давали сами члены творческого коллектива. Оценивать работу должен менеджер — у нас это происходит коллективно на художественном совете (президент, коммерческий директор, арт-директор, дизайнеры).

Ошибка 2. Большое количество творческих людей. Над высококачественным продуктом, выдержанном в строгом стиле, не должен работать слишком большой коллектив разных дизайнеров. Например, нам для выпуска качественной коллекции (250 артикулов) в нужные сроки достаточно трех дизайнеров, которые подчиняются лично мне. Все должно проходить через одни руки: ткани, палитра, фактура. Если задействовать 12 дизайнеров, создать единую коллекцию будет уже сложно — каждый сделает по пять артикулов, и получится не коллекция, а набор моделей. Если в будущем возникнет необходимость расширять штат, то я буду увеличивать не количество дизайнеров одежды (людей, занимающих должности одного типа), а усиливать сопровождение — может появиться дизайнер по аксессуарам, например, и т. п. При этом структура останется линейной, а оценивать результат также будет художественный совет.

У компаний, где количество артикулов достигает полутора тысяч, а модели выпускаются огромными тиражами, структура, конечно, не может быть линейной. Но нужно учитывать, что работа дизайнеров там не творческая, а ремесленная, творит только главный дизайнер.

Ошибка 3. Нечеткие критерии оценки результатов. Никогда не следует говорить: «Нет, это плохо». Нужно объяснить, почему это так. Тогда сотрудник может исправить ошибку. Он будет уважать руководителя и в следующий раз придет за советом. Если непонятно, почему результат признан неудовлетворительным, возникают обида и нежелание творить.

Руководителю творческого коллектива нужны четкие критерии оценки, в основе которых — удобство потребителя. Дизайнер всегда хочет сделать что-то очень креативное и красивое, а для потребителя важно, чтобы вещь была удобной и простой в эксплуатации. Модные коллекции должны быть одновременно и коммерческими. Поэтому дизайнеру надо, с одной стороны, дать свободу, чтобы ему хотелось работать, а с другой — добиться от него понимания предпочтений потребителя. Творческим людям станет скучно, если их постоянно одергивать, напоминать, что так делать нельзя. Человеку надо дать возможность наиболее полно реализовать себя.

1Дедлайн (от англ. dead line) — предельный срок выполнения какого-либо задания.

gd.ru/

Рубрика: 

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова: 

  • Лидерство
  • Мотивация персонала
  • креативные сотрудники

Функции: художественно-творческая,
воспитательная, организаторская, функция
планирования и контроля.

Требования:

1.компетентность необходимо пополнять
свои знания. Рук-ль не может позволить
себе учиться на своих ошибках.

  1. достоинство и ответственность,включая
    пунктуальность.

3.чувство нового и умение рисковать. Это
кач-во сочетается с с умением планировпать
и смотреть вперед.

  1. 4. чувствительность и подвижность.
    Рук-ль должен уметь чувствовать окр-ие,
    уважать мнение других, и постоянно
    стремиться к саморазвитию.

5.высшая работоспособность, постоянное
стремление в лучшее и делать все наилучшим
образом.

Руководитель колл-ва нхт это: опганизатор,
плановик, политик( устанавливает цели
и линию поведения в группе), эксперт(
обращаются кк к лицу, обладающему
достовепной информацией), представитель
колл-ва во внешней среде, регулятор
отношений внутри группы, источник
идей,информации, диктатор, отец, мать,козел
отпущения.

Сущ-т 3 класс-их стиля рук-ва. Еще в 1930-х
были выделены, три основных стиля рук-ва:
авторитарный (один), демократический (
решение принимают все) и либеральный
( все решается само собой это грубо
говоря)))))) Кач-ом рук-ля яв-ся владение
разными чтилями рук-ва, использование
их в зависимости от ситуации и обстановки.

Область профессиональной деятельности
— руководитель

коллектива, студии или центра народного
художественного

творчества (в соответствии с квалификацией),
преподаватель

этнокультурных, этнохудожественных
дисциплин, сотрудник

культурно-досуговых и образовательных
учреждений, включая

Дома народного творчества, этнокультурные
центры, клубные

учреждения, учреждения общего и
дополнительного образования,

высшие и средние специальные учебные
заведения, учреждения

системы повышения квалификации кадров
культуры; органы

управления культурой, курирующие сферу
народного

художественного творчества.

Задачи профессиональной деятельности
— сохранение и

развитие в современном российском
обществе лучших

отечественных художественно-просветительных
и

национально-культурных традиций,
самобытных явлений

народного художественного творчества;
приобщение

широких слоев населения к фольклору,
шедеврам

классического и современного искусства;
развитие массовых

форм художественного воспитания,
образования и

творчества; межнациональное и
международное культурное

сотрудничество в области изучения,
сохранения и

трансляции в современное мировое
культурно-

информационное пространство ценностей
народного

художественного творчества, а также
многообразного

художественного наследия народов
России.

Объекты профессиональной деятельности
— региональные,

федеральные и международные программы
сохранения и развития

отечественной культуры и искусства,
возрождения народного

художественного творчества, поддержки
народных мастеров как

национального достояния;
художественно-творческие коллективы;

система руководства и научно-методического
обеспечения

народного художественного творчества;
система подготовки и

переподготовки кадров для учреждений
культуры и искусства, а

также общего, дополнительного и
профессионального

художественного образования.

Виды профессиональной деятельности —
художественно-

творческая; педагогическая;
научно-методическая; организационно-

управленческая; экспертно-консультационная;
научно-

исследовательская.

Профессионально важные
качества
:

— одаренность
в избранном виде искусства;

— творческие,
музыкальные и организаторские
способности;

— художественно-образное
мышление;

— воображение, фантазия;


общая культура и эрудиция;


организованность;

— умение устанавливать
доверительную атмосферу;

— создавать
коллектив единомышленников;


доброжелательность;

— тактичность;


коммуникабельность.

4.1. Непосредственное руководство народным
коллективом осуществляет штатный
работ-ник — режиссер, дирижер, хормейстер,
балетмейстер, руководитель студии,
назначае-мый и освобождаемый от должности
руководителем учреждения культуры.

4.2.
Руководитель учреждения культуры, где
имеется народный коллектив:

— определяет
необходимую численность работников
коллектива и утверждает штат;


выделяет помещение для регулярной
репетиционной, исполнительской, другой
творческой деятельности, наделяет
оборудованием, техническими средствами,
не-обходимыми для поддержания высокого
уровня работы;

— содействует в
организации спектаклей, концертов,
представлений, выставок, предназначенных
для публичного исполнения.

4.3. Народные
(образцовые) коллективы работают по
перспективным и текущим планам
организационно–творческой работы,
утверждаемым руководителем учреждения
культу-ры;

4.4. В годовом плане работы
народного (образцового) коллектива
должны быть отраже-ны:

— выпуск новых
работ, произведений, проведение репетиций,
творческой учебы, выступления перед
зрителями, участие в конкурсах, смотрах,
фестивалях, в об-щих программах и акциях
культурно – досугового учреждения;


участие в проведении учебно – методических
мероприятий для руководителей и
участников сельских коллективов
художественного творчества (показательных
за-нятий и открытых уроков, мастер-классов,
творческих мастерских и т.д.);


мероприятия по созданию в коллективе
творческой атмосферы, взаимной
ответственности, воспитанию добросовестного
отношения участников к поручениям,
бережного отношения к имуществу
коллектива, учреждения;

— проведение
общих собраний участников коллектива;


накопление методических материалов,
документов, отражающих историю развития
коллектива (планов, дневников, отчетов,
альбомов, эскизов, макетов, афиш, программ
и т.д.);

— оказание платных услуг:
спектаклей, концертов, выставок,
представлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кто такой художественный руководитель (худрук)?

худрук владимир гурфинкель

Источник фото wirestock/freepik

Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.

Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.

Чем занимается худрук

Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:

  • для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;

  • он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;

  • заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.

В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.

Довольно часто худруками называют и театральных режиссеров, дирижеров, известных хорегорафов. Поэтому художественный руководитель — это скорее административная должность, нежели профессия.

Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:

  • дети;

  • лица старше 18 лет;

  • люди пенсионного возраста.

При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:

  1. хореография;

  2. народное творчество;

  3. эстрадное пение;

  4. театральное мастерство.

Зарплата худрука

Источник фото freepik

Обязанности художественного руководителя

У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:

  1. осуществлять отбор участников в творческий коллектив;

  2. проводить обучение и репетиции;

  3. создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;

  4. заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;

  5. отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;

  6. решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;

  7. работать с бухгалтерией и специальной документацией.

Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:

  • педагога;

  • администратора;

  • бухгалтера;

  • менеджера.

Требования к худруку

Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование в области культуры или искусства;

  • педагогический опыт;

  • навыки ведения деловой переписки и общения;

  • знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.

Трудоустройство художественного руководителя

Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:

  1. дома культуры;

  2. центры творчества;

  3. творческие мастерские;

  4. танцевальные студии.

Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.

Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.

Обучение худруков

Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.

У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.

Карьерные перспективы художественного руководителя

Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.

Зарплата художественного руководителя

Источник фото senivpetro/freepik

Личностные качества художественных руководителей

От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:

  1. креативность;

  2. творческий потенциал;

  3. целеустремленность;

  4. амбициозность;

  5. навыки руководителя, организатора и лидера;

  6. художественный вкус;

  7. стрессоустойчивость;

  8. трудолюбие;

  9. умение строить отношения с коллективом;

  10. эмоциональная и физическая выносливость.

Сколько зарабатывают худруки

Самый большой достаток имеют художественные руководители, которые работают в крупных городах с большими и известными коллективами. Так, например, столичный худрук с опытом работы более трех лет может иметь заработную платы в районе 45 000 рублей.

Если же брать регионы, то худрук любительского коллектива в среднем зарабатывает 19 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии художественный руководитель

К положительным моментам профессии художественный руководитель следует отнести:

  • большие возможности для творческого развития;

  • возможность воплощать собственные идеи и задумки.

Минусами профессии стоит считать:

  • широкий перечень должностных обязанностей;

  • высокий уровень ответственности;

  • насыщенный рабочий график;

  • возможны стрессовые и конфликтные ситуации.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колибак инструкция по применению в ветеринарии
  • Сурфагон для коров инструкция цена по применению в ветеринарии
  • Специалист по учету гсм должностная инструкция
  • Смекта показания к применению инструкция по применению взрослым
  • Iso 21502 2020 руководство по проектному менеджменту