Руководство игрой ребенка в семье

Консультация учителя-логопеда-дефектолога

Памятка о руководстве  игрой ребенка в семье

·       Для всестороннего развития ребенка надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей дома  были   интересны,   стремитесь   приобретать  игрушки   в соответствии с возрастом вашего ребенка.

·        Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для  девочек.   Куклам,   мишкам   и  другим   игрушкам, изображающим   человека  или животных, следует подобрать для хранения определенное место отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в естественном положении  (сидя, стоя).

 ·        Купив   новую   игрушку,   покажите, ребенку,   как   с   ней. играть, подскажите,   что   каждую   игрушку   можно   использовать   в   разных   играх,   поиграйте вместе   с   ребенком.   Приглашайте   по   возможности, сверстников   для, совместных игр. Наблюдайте за играми.

 ·      От взрослых зависит, как ребенок будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться как со своими друзьями или наоборот, равнодушно.

 ·      Приучайте   детей   к   порядку   и   бережливости.   Для   хранения   игрушек выделите ребенку удобную, полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках. Хорошо, если у сына или дочери есть отдельный уголок.

 ·        Книги,  карандаши,  пластилин  не  игрушки.   Это  учебные      пособия,  которые надо, хранить отдельно.        

 ·       Приучите, ребенка  к тому, что каждая вещь,  включая игрушки, должна иметь свое место.        

 ·      Если  игрушек много, их   надо   периодически   менять.   Неупотребляемые игрушки временно хранятся отдельно

·       С двух лет приучайте малыша с вашей помощью наводить порядок в игровом хозяйстве.

·    Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от их педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры — обилие игрушек не улучшает детские, игры.  

 ·   Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребенка  (подержать, принести). Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.

·     Совместные игры, взрослых с ребенком’ не только обогащают игровой
опыт детей, но и повышают их эмоциональные проявления; взрослым общениес ребенком, в игре помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.        

Чему обучается ребенок в игре?

 Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.

 Переживать  жизненные   ситуации других людей как свои собственные.

 Осознавать свое реальное место средидругих людей.

 Сделать для себя открытие: желанияи стремления других людей не всегда совпадают с моими.

 Уважать себя и верить в себя.

Надеяться на собственные силы пристолкновении с проблемами.

 Свободно выражать свои чувства.

 Говорить с самим собой, интуитивнопознавать себя.

 Переживать свой гнев, зависть, тревогу ибеспокойство.

 Делать выбор.


                     Какие игрушки нужны вашим детям?

Игрушка — это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Виды игрушек:

∙   Сюжетные (образные) — куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

  Технические  — транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.

  Забавы — смешные фигурки зверей, животных,  человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).

   Маскарадно-елочные (связаны с празднованием Нового года).

  Спортивно-моторные — способствуют       повышению  двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

  Театральные — имеют особое значение,служат целям эстетического воспитания,развития речи, воображения (куклы бибабо).

  Музыкальные — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.

  Дидактические — с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и  т.д. (разноцветные вкладыши, ящички с
прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др.).

  Строительные (состоят из геометрических тел).

Вместе мы многое сможем

        Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

— Говорить с ребенком на его языке.

— Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).

— Оживлять в себе детские черты: непосредственность,   искренность,   свежесть эмоций.

— Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

— Любить детей такими, какие они есть.


Играя, мы можем научить детей

—  Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.

—  Предвидеть стратегию ролевого поведения.

— Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

— Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

—  Доверять друг другу.

Советы взрослым

 Обратите особое внимание на неиграющих детей.

 Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

 Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

 Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №
80 комбинированного вида»

Игровая деятельность

 в семье

(консультация
для родителей)

                 
Составитель: воспитатель Попкова Ю.А.

Саранск
2016

Роль игры в развитии ребёнка

Игра занимает важное место в
жизни ребенка. Игровая
деятельность — это ведущая деятельность
 в дошкольном возрасте. Играть ребенок
учится в процессе своего развития. Если ребёнок играет, он правильно
развивается. Игра — это то, как ребёнок относится к миру и мир к ребенку,
ребенок к взрослому и взрослый к ребенку, ребенок к сверстнику и сверстник к нему.

Взрослые часто стараются
окружить своего ребёнка любовью, заботой и вниманием. Они учат его получать
радость от жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Всё это происходит в
игре, потому что именно игра незаменима в дошкольном детстве. Являясь ведущей
формой жизнедеятельности
ребенка
, она развивает физические, психические,
интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра
способствует сообразительности, наблюдательности, ловкости, выносливости,
умению общаться. Детская игровая культура приобщает ребенка к миру
людей — взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность развивает у детей навыки творческой деятельности.

 Об особой роли игры в семье

Играя и общаясь с ребёнком в семье, взрослые
заботятся о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создавая благоприятную игровую среду дома, родители позволяют ребенку передавать знания об окружающей
действительности, полученные вне дома. Необходимо, чтобы взрослые в семье больше играли с ребенком, показывая
малышу игровые
способы
. Выполняя игровую
роль
, осуществляется связь ребенка с окружающим миром.
Именно игровая роль предполагает связь ребенка с
обществом.

Игра проникает в жизнь ребёнка,
особенно дома. Поэтому нужно использовать её, как средство воспитания в семье. Но, воспитание в
игре требует от родителей постоянных наблюдений,
размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем.

Через игру можно развить
познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном
обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Для растущего ребенка игра
является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как
его личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с
окружающими людьми.

Играя, ребенок удовлетворяет
важную потребность быть похожим на взрослого, свободно выражать свои желания,
воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными
словами, вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему
приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и
чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.

Но если сами взрослые не
показывают малышу игровые способы овладения связями и
отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от
этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации. Вот почему так важно
повышать компетентность родителей
во взглядах на игру
, ее роль в развитии ребенка, помогать
осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье — это забота о его развитии,
эмоциональном и психологическом здоровье.

Условия, необходимые для
организации игровой деятельности в семье

В любой семье родителям, конечно, по
мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для
разнообразной игровой
деятельности
. В сюжетных играх можно без особого труда
обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового
образа
 (мастерить
вместе, или использовать предметы гардероба, и позволять использовать предметы,
специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т.
п.)

Не бойтесь вспоминать свое детство и
рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Ребёнок
учится не только играя и манипулируя предметами сам, но и на опыте окружающих,
тем более близких людей.

Главное проявлять уважение к
личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее
ускорить.

Взрослым важно проявлять
инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. В случае
непонимания ситуации и желаний ребенка, старайтесь уточнить у него важные для
развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его
поведением и т. п. («А
какой я буду лисой — доброй или злой?»
).

Действуя в роли, родителям важно проявлять инициативу и
самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль они
исполняют. В случае затруднений не нужно теряться, прекращать игру, а нужно
спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»).

В процессе совместной игры старайтесь побуждать
ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на
привлекающую его роль. Необходимо стимулировать речевую активность детей,
включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять
ролевой диалог.

Постарайтесь положительно
относиться к появлению в рассказах и играх детей воображаемых партнеров.
Полезно серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком приключения, которые
якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком,  роботом или
милиционером и т. п.

Участие взрослых в играх детей
может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей
играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро
опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь
старших, подсказать новое игровое
действие
, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя
вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный,
спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку
уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Чем больше выпадает
дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих
интересов, любви между ними в дальнейшем.

ПАМЯТКА О РУКОВОДСТВЕ
ИГРОЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1. Для всестороннего развития ребёнка
надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем
разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей дома были интересны, стремитесь
приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребёнка.

2. Не следует иметь специальные
игрушки только для мальчиков или только для девочек. Куклам, мишкам и другим
игрушкам, изображающим человека или животных, следует подобрать для хранения
определённое место отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в
естественном положении (сидя, стоя).

3. Купив новую игрушку, покажите
ребёнку, как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в
разных играх, поиграйте вместе с ребёнком. Приглашайте по возможности сверстников
для совместных игр. Наблюдайте за играми.

4. От взрослых зависит, как ребёнок
будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться как со своими друзьями или,
наоборот, равнодушно проходить мимо.

5. Приучайте детей к порядку и
бережливости. Для хранения игрушек выделите ребёнку удобную полку или ящик с
отделениями, ящик на колесиках. Хорошо, если у сына или дочери есть отдельный
уголок.

6. Книги, карандаши, пластилин не
игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.

7. Приучите ребёнка к тому, что
каждая вещь, включая игрушки, должна иметь своё место.

8. Если игрушек много, их надо
периодически менять. Неупотребляемые игрушки временно хранятся отдельно.

9. Приучайте малыша с вашей помощью
наводить порядок в игровом хозяйстве.

10. Помните, что приобретение игрушек
должно зависеть не от бюджета семьи, а от их педагогической целесообразности.
Соблюдайте чувство меры – обилие игрушек не улучшает детские игры.

11. Сломавшуюся игрушку следует
починить, привлекая к посильной помощи ребёнка  (подержать, принести). Это
воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.

12. Совместные игры взрослых с
ребёнком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышают их эмоциональные
проявления; взрослым общение с ребёнком в игре помогает лучше понять его
потребности, интересы, умения, черты характера.

ПРИМЕРЫ ИГР, ИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ ВСЕХ
ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Сказка по кругу
.
В эту игру можно играть, уютно расположившись дома, а можно и в дороге, и тогда
путешествие будет совсем не утомительным. Итак, первый участник игры произносит
первую фразу. Например, такую: «Жила-была одна маленькая девочка». Следующий
участник подхватывает: «И была у нее пушистая собачка». Каждый вносит по
очереди свою лепту в развитие сюжета. Порой сказка заканчивается через пять
минут, а порой – продолжается в течение нескольких дней.

·       
Рассказ по картинкам. Это чуть усложненный
вариант «Сказки по кругу». Для него придется кое-что подготовить. Вам
понадобится 10-20 карточек, на которых изображены самые разные вещи. Это могут
быть люди,  дома,  мебель, пейзажи,  натюрморты – все, что угодно. Для самых
маленьких желательно, чтобы предметы были легко узнаваемыми, а для детей
постарше можно выбрать фантастических персонажей или причудливые линии,
складывающиеся в разные фигуры. Перед началом игры каждому участнику раздается,
допустим, по 5 карточек. Задача игрока – продолжить фразу своего
предшественника, используя любую свою карточку так, чтобы получилась связная
история.

·       
Сказки про все на свете. Говорят, что великий
сказочник Андерсен мог придумать удивительную историю абсолютно о каждом
предмете, который попадался ему на глаза:
от швейной иголки до подорожника во дворе. Если вашему карапузу   не нравится, например, лечиться
во время болезни, придумайте всей семьей сказку про зловредного гномика,
который во время прогулки залетает детям в носик и своим длинным колпачком
щекочет нос и царапает горлышко. Боится он, понятное дело, соленой воды,
которую на специальном вертолете доставили для такого случая Крокодил Гена и
Чебурашка. Нужно только залить эту воду в носик и как следует высморкаться. А,
быть может, у вас будет совсем другой герой?

·       
Ассоциации. Один участник временно
удаляется из комнаты, а остальные игроки задумывают какого-нибудь общего
знакомого. Задача ведущего – отгадать, о ком идет речь. Он имеет право
спрашивать только об ассоциациях с этим человеком. «На какое время года он
похож?», «С каким цветом он у тебя ассоциируется?», «Если бы этот человек
превратился в книгу, какая это была бы книга?», «А если он превратится в
детскую игрушку?». Варианты бесконечны. Игра отлично развивает образное
мышление, да и заставляет внимательнее присматриваться к людям. И будьте готовы
к тому, что ваш ребенок будет порой поражать вас точными и небанальными ассоциациями.

·       
Мемори (что в переводе значит
«память»). Игра представляет собой набор парных картинок с одинаковыми
рубашками. В зависимости от возраста игроков, в наборе может быть от 6 до 64
картинок. Все карты выкладываются на стол рубашками кверху. Первый игрок
переворачивает две любые карточки. Если они оказались одинаковыми, он берет их
себе, если нет – переворачивает опять рубашкой вверх. Теперь ход делает
следующий игрок. Задача каждого участника – запомнить, где лежит какая карта,
чтобы открыть ее в нужный момент. В эту игру с успехом играют уже двухлетки, но
и для взрослых она не менее интересна. Специальные карточки для «Мемори» можно
купить, а можно сделать самостоятельно. Понадобится для этого, например, два
одинаковых рекламных проспекта или два набора наклеек. На картонные карточки
останется лишь наклеить парные картинки, и можно играть!

·       
Лото пользуется
неизменной популярностью у многих поколений. Можно играть в классическое
«Русское лото» с бочонками и цифрами, а можно опять же сделать его
самостоятельно из одинаковых старых журналов, открыток и пр. Лото может быть
универсальной игрой: ведь тему для него выбираете вы сами. Что в данный момент
интересно для вас и ваших детей? География, музыкальная грамота, английские
слова или картины французских импрессионистов? Любой предмет может стать
сюжетом для карточки лото.

·       
Что изменилось? Классическая
игра на внимательность и память. Для самых маленьких можно поставить в ряд
несколько игрушек, а потом, когда кроха закроет глаза, убрать одну из них или
поменять местами. Теперь ваша очередь закрывать глаза, а малыш будет менять
изначальную расстановку. Ребятишки, поднаторевшие в этом искусстве, ставят
порой для родителей весьма непростые задачи. Весь мир – театр

 «Крокодил».
Для игры требуется как минимум четыре человека. Игроки делятся на две команды.
Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, «самолет». Затем они
вызывают одного любого игрока из противоположной команды и сообщают ему
загаданное слово. Задача этого участника игры – не произнося ни единого слова,
в пантомиме изобразить для своей команды загаданный предмет так, чтобы она его
угадала. Отгадывающая команда может задавать вопросы, на которые можно ответить
«да» или «нет». Игрок делает это кивком головы. Когда слово угадано, команды
меняются ролями.

Коллаж. Он не требует выдающихся
художественных способностей, и принимать участие в его создании могут все – от
мала до велика. Для начала приготовьте все, что вам может понадобиться во время
работы: большой лист ватмана, старые журналы с качественными картинками или
фотографиями, клей, ножницы, пластилин, наклейки, нитки, зубочистки… В общем,
все, что считается дома ненужными мелочами. Теперь осталось вместе выбрать тему
вашей будущей работы. Может быть, это будет мечта о поездке к морю или впечатления
от похода в соседний лес? Или неведомый зверь «с десятью ногами, десятью
рогами»? Дайте волю своей фантазии, и результат вас поразит до глубины души.

Но главное, вечера, проведенные
вместе, и вы, и ваши дети будут вспоминать всю жизнь. Ощущение сплоченной
семьи, членам которой так хорошо друг с другом, обеспечивает самый надежный тыл
в трудных жизненных ситуациях. Одним словом, «не хлебом единым»…

Руководство игрой ребенка в семье

Консультация для родителей. Руководство игрой ребенка в семье. Для всестороннего развития ребенка надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Приобретайте игрушки соответствующие возрасту ребенка. Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребенком. От взрослых зависит, как ребенок будет относиться к игрушкам. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек выделите ребенку удобную полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках. Книги, карандаши, пластилин не игрушки. Их надо хранить отдельно. Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для девочек. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место. Если игрушек много, их надо периодически менять. Неупотребляемые игрушки временно хранятся отдельно. С двух лет приучайте малыша с вашей помощью наводить порядок в игровом уголке. Соблюдайте чувство меры – обилие игрушек не улучшает детские игры. Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребенка( подержать, принести) . Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям. Совместные игры взрослых с ребенком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышают их эмоциональные проявления; взрослым общение с ребенком в игре помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.

Предыдущие материалы

  • Консультация для родителей «НАСМОРК — ПРОФИЛАКТИКА»
  • Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
  • Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ»
  • Педагогический совет ДОУ
  • Технологическая карта по организации с-р игры

Консультация для родителей.

«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.»

Уважаемые папы и мамы, мы хотим раскрыть перед вами значение дидактических игр в обучении и воспитании детей и подчеркнуть, что в таких играх у ребят развивается не только психические процессы: мышление, память, речь, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и социальные чувства: как сопереживание, умение прийти на помощь, дружба и другие. Желательно, чтобы дети играли помимо детского сада -дома, в семье.  Тем более подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому важно помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей.                                                                    

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения надо всегда находить время. Например, вы едите в машине 30 – 40мин., сколько игр можно вспомнить за это время: «Найди такую же», «Где это можно купить?», «Из чего сделано?» и т. д. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих. И ребенок незаметно для себя учится думать, говорить, общаться.

Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, пока вы готовите обед, поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы, сделанные из разных материалов. Мама загадывает загадку, о каком – либо из них, выделяя главный признак предмета – его качество. Ребенок находит этот предмет или наоборот: ребенок загадывает, а мама отгадывает. Эта игра не мешает матери готовить обед. Сколько полезных задач решено! Вы радуетесь, и незаметно для малыша многому его обучаете.

Также, по дороге в детский сад, или из детского сада, обратите внимание на красоту природы и поиграйте в такие игры: «Когда это бывает?», «Где, что растет?», «Чьи это детки?» и т. д.

Поиграйте с детьми в словесные игры  (детям эти игры очень нравятся, которые проводятся не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, узкое, высокое, низкое?», «А что потом?»

Таким образом, у детей постоянно накапливаются качества логического мышления. И этому во многом способствуют дидактические игры.

Советуем Вам, родители, по чаще обращайте внимание и на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Иногда ребят привлекает в игрушке ее новизна. Удовлетворяя просьбы своих детей, Вы приобретаете для забавы и развлечений все новые и новые игрушки. Воспитывать интерес к игрушкам можно с помощью дидактической игры: «Из чего и кем сделано?». Предложите ребенку разложить все игрушки на полу. Спросить у сына (дочки) – «Как ты думаешь, из чего они сделаны, из какого материала?». Если ребенок затрудняется отвечать, то надо ему помочь. Рассказать, как много людей трудилось, чтобы сделать такую машину, робота и т. д. Предложить ему игру, например: «Деревянные игрушки – справа, мягкие – слева, металлические – перед собой.

В ходе игры у ребенка развивается внимание, наблюдательность, сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, формируется бережное отношение к ним. А также понимание, что с игрушками можно играть по — разному.

Руководство дидактическими играми детей в семье.

Родителям, слишком возбудимым, подвижным детям советуем чаще предлагать настольно-печатные игры, такие, как «Лото», «Мозаика», Разрезные картинки», «Кубики» и т.д. Детям с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например: «Кто быстрее назовет?», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др.

В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого можно использовать в играх овощи, фрукты, ягоды ( «Угадай на вкус»), семена кустарников, деревья ( «Чьи это детки?»), предметы обихода ( «Покажи, о чем я скажу»), игрушки. Родителям более старшего возраста чаще надо использовать предметы, отличающиеся друг от друга по материалу, из которого они сделаны. Это поможет учить ребят группировать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, деревянные, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования – кто больше найдет, заметит предметов определенного качества.

Также можно использовать с детьми словесные дидактические игры. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в нем можно выбрать любую игру в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.

Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать ребенку содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, ваши дети знают многие мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей. Вы, можете поиграть с детьми в игру «Отгадай, откуда этот герой» или провести викторину по сказкам, в которой в двух – трех предложениях дети рассказывают о названии сказки, ее героях.

Совет    родителям!

по изготовлению некоторых настольно — печатных игр дома, в семье, привлекать к этому детей.

Советуем Вам сделать хотя бы одну игру совместно с ребенком. Да, сейчас в магазинах много разнообразных, красочных настольно – печатных игр, но сделанные своими руками, да еще вместе с папой, мамой это дороже всего.

Например: игра – «Собери картинку», делается просто. На плотную бумагу или картон наклеивается картина, затем разрезается на части (6, 8 частей). Чтобы интерес ребенка к игре не пропадал, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет картинку. Выполнять задание надо по сигналу и победителей поощрить.

Уважаемые родители, играя вместе с детьми или делая поделку, Вы ближе узнаете ребят, их возможность, интересы и с помощью игр формировать личностные качества, способности.

Например, для игры, в которой требуется описание картинки, можно сделать большой круг, желательно из твердого картона, в центре прикрепить вращающуюся стрелку, а по краям круга сделать карманы для картинок. Диаметр круга – 50 см, размер карточки – 9×9 см. Карточки изготовить из плотной бумаги или картона. Содержание карточек разнообразное: труд взрослых, спорт, животные, растения, времена года.

Как организовать такую игру?

Дети садятся вокруг стола. Считалочкой выбирают водящего. Он поворачивает стрелочку так, чтобы она остановилась против какой – либо картинки. Тот, кто сидит ближе к этой картинки или напротив ее, рассказывает, что на ней изображено. Вынув из кармана картинку, ребенок внимательно ее рассматривает, а затем рассказывает. Если рассказ получился интересным, ребенок становится водящим. И так игра продолжается.

Для сбора картинок нужно завести папку, куда и взрослые и дети будут складывать интересные, яркие иллюстрации, картинки, содержание которых будет полезным в познавательной работе с детьми.

Для поддержания у ребенка положительного настроя необходимо пребывание его  среди других детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку заиметь друзей, хороших товарищей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения детьми. Продуманное содержание ее, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать всестороннему, гармоничному воспитанию социально активной личностями детей дошкольного возраста.

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши
дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры
воспитывают и как, а какие игры вредны?
Современные дети, те, для кого игра – жизненная
необходимость и условие для развития, перестают
играть. А те игры, в какие играют дети, стали
невеселые, агрессивные. Поэтому задача педагогов
и родителей – осторожно направлять детей на
гуманистический путь. Научить детей играть –
значит научить жить. Игра – что может быть
интереснее и значимее для ребенка? Это и радость,
и познание, и творчество. А.С. Макаренко писал:
“Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,
как у взрослого деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в
работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего в
игре”.

Игровая деятельность является ведущей для
дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его
существование, источник развития моральных
качеств личности, его развитие в целом.

— В игре формируется произвольное поведение,
активируются познавательные процессы.

— В игре развивается способность к воображению,
образному мышлению. Это происходит потому, что
ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с
помощью условных действий.

— В игре ребенок воссоздает действия взрослого
и приобретает опыт взаимодействия со
сверстниками.

— В игре он учится подчинять свои желания
определенным требованиям – это важнейшая
предпосылка воспитания воли.

— В игре ребенок развивается духовно.
В.А.Сухомлинский считал, что духовная жизнь
ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в
мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в
раннем возрасте. По мере взросления игры
становятся более сложными: дети подражают
профессии родителей, знакомых, сами “становятся
родителями”.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать
о его жизни, потому что все свои чувства,
переживания он переносит на игрушки. По играм
можно судить о взаимоотношениях в семье, об
интересах и склонностях ребенка. Все, что
необходимо человеку в жизни, обучении, общении,
творчестве, берет начало в детской игре. Игра –
путь к познанию ребенком самого себя, своих
возможностей, способностей, своих “пределов”.
Самопроверка всегда побуждает к
совершенствованию. Уже поэтому детские игры –
важное средство самовоспитания.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих
усилий, настоящих человеческих качеств, свойств,
а не воображаемых “понарошку”. Игра
преодолевают в игре иногда серьезные трудности,
тренируя свои силы и ловкость, развивая
способности и ум. Игра закрепляет у детей
полезные умения и привычки. Дети учатся понимать
друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и
ребенок, волю наигравшись в детстве, вступает во
взрослую жизнь не обремененный детскими
страхами и проблемами.

Игра – школа морали и действий. Можно сколько
угодно долго объяснять ребенку “что такое
хорошо и что такое плохо”, но лишь сказка и игра
способны через эмоциональное переживание, через
постановку себя на место другого научить его
действовать и поступать в соответствии с
нравственными требованиями. Игры при умелой
организации взрослых учат многим добродетелям:
терпимости к другим, доброте, отзывчивости,
взаимовыручке, честности, смирению…

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в
детском возрасте, деятельность, определяющая
развитие интеллектуальных, физических, и
моральных сил ребенка. С помощью игры
эффективнее идет обучение и воспитание ребенка.
Это и средство диагностики психического
состояния, и личностного развития ребенка. Это и
метод коррекции дефектов, недостатков,
отставания в развитии.

Правила организации игры.

Игры – понятие многогранное. Существуют
различные игры. Одни развивают мышление и
кругозор детей ( игры на умственную
компетентность), другие – ловкость, силу
(подвижные игры, игры-эстафеты), третьи –
конструкторские навыки (конструктивные игры) и
т.д. Все игры индивидуальны и требуют
индивидуального подхода. (Приложение 1)

Творческая игра так захватывает ребенка, он
испытывает наслаждение от появления новой
фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда
он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей
жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки
зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он
плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в
разбойников. Будем очень осторожны, видя
маленького, захваченного игрой. Игра – это
свободная и самостоятельная деятельность,
возникающая по личной инициативе ребенка. В игре
ребенок исходит из своих непосредственных
потребностей и интересов, играет ради чувства
удовольствия, которое она доставляет. Однако,
учитывая её огромное воспитательное воздействие
на ребенка, взрослые должны руководить играми
детей, создавать условия для их возникновения и
развития.

Без руководства игра может принести вред
физическому развитию детей (переутомление,
статическая поза, чрезмерная подвижность).
Взрослые должны создать у детей радостное,
бодрое настроение в игре. Положительная эмоция –
это залог полноценного физического и
нервно-психического развития ребенка, а также
условие воспитания жизнерадостного,
доброжелательного характера.

Взрослые должны поощрять инициативные и
самостоятельные действия детей, по возможности
подчиняясь стремлениям и интересам ребенка,
стараясь максимально ограничивать его свободу.
Притом поощрение и поддержка используются чаще,
чем порицания и поощрения.

Родители должны учитывать возможности ребенка,
не допуская ощущения его несостоятельности:
приходить на помощь при затруднениях, не
навязывать сложных и непонятных действий,
стараться при взаимодействии в игре находиться
на уровне глаз ребенка.

Условия успешного руководства игрой:


  1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые
    замыслы, переживания.
  2. Это непросто: ребенок, особенно в младшем
    дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и
    не хочет делиться со взрослыми своими
    намерениями.

  3. Взрослым необходимо завоевать доверие детей,
    установить с ними контакт. Это легко достигается
    в том случае, если взрослый относится к детской
    игре серьезно, с искренним интересом, без
    обидного снисхождения, к которому дети весьма
    чувствительны.
  4. Необходимо опираться на психологию детей,
    считаться с детскими замыслами, бережно
    относиться к творческой выдумке, созданному
    ребенком образу.
  5. Заканчиваете игру ярко, эмоционально,
    результативно: победа, поражение, ничья. Помните,
    что состязательность в игре – это не самоцель, а
    лишь средство индивидуального самовыражения
    каждого ребенка.

Одним из важных педагогических условий,
способствующих развитию игры маленького
ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для
малыша игрушка – центр игры, материальная опора.
Она наталкивает его на тему игры, рождает новые
связи, вызывает желание действовать с ней,
обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые
нравятся взрослым, не всегда оказывают
воспитательное значение для детей. Иногда
простая коробка из-под обуви ценнее любой
заводной игрушки. Коробка может быть прицепом
для машины, в которой можно перевозить кубики,
солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску
для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные
руками родителей. Ребятам постоянно необходимо
иметь под руками кусочки меха, ткани, картона,
проволоки, дерева. Из них дети мастерят
недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и
т.п., что, несомненно, расширяет игровые
возможности детей, фантазию, формирует трудовые
навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные
игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей,
животных, предметы труда, быта, транспорт и др.),
двигательные (различные каталки, коляски, мячи,
скакалки, спортивные игрушки), строительные
наборы, дидактические (разнообразные башенки,
матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не
только на новизну, привлекательность, стоимость,
но и на педагогическую целесообразность. Прежде
чем сделать очередную покупку, неплохо
поговорить с сыном или дочерью о том, какая
игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки
играют только с куклами, поэтому часто они лишены
радости играть в такие игры, в которых
формируется смекалка, находчивость, творческие
способности. Девочки с куклами играют или в
одиночку, или только с девочками. С мальчиками у
них нет общих интересов и нет предпосылок для
возникновения дружеских взаимоотношений между
детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с
детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают
круг общения с девочками. Лучше, когда мы –
взрослые, не будем делить игрушки на
“девчоночьи” и на “мальчишечьи”.

Если мальчик не играет с куклой, ему можно
приобрести мишку, куклу в образе мальчика,
малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно,
чтобы малыш получил возможность заботиться о
ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и
животных, радуют детей своим привлекательным
видом, вызывают положительные эмоции, желание
играть с ними, особенно если взрослые с ранних
лет приучают беречь игрушки, сохранять их
опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми
помощниками детей в приобретении опыта общения с
окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка
нет сестёр и братьев, то игрушки фактически
являются его партнёрами по играм, с которыми он
делит свои горести и радости. Игры со
строительным материалом развивают у детей
чувство формы, пространства, цвета, воображение,
конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту
или иную постройку, вместе подумать, какие детали
нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить
недостающие конструкции, как использовать
постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают
перед детьми возможность получать удовольствие
от игры, развивают память, внимание,
наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук,
учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют
организующее действие, поскольку предлагают
строго выполнять правила. Интересно играть в
такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры
были равными в правилах игры. Маленький также
привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая
правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с
театрализованными игрушками. Они привлекательны
своим внешним ярким видом, умением
“разговаривать”. Изготовление всей семьёй
плоских фигур из картона, других материалов дают
возможность детям самостоятельно разыграть
знакомые произведения художественной
литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть
разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и
он знает, как ей играть, лучше предоставить ему
возможность действовать самостоятельно. Но
скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка
становится не интересной. Здесь нужна помощь
старших, подсказать новое игровое действие,
показать их, предложить дополнительный игровой
материал к сложившейся игре. Играя вместе с
ребёнком, родителям важно следить за своим
планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон
равного по игре партнёра вселяет ребёнку
уверенность в том, что его понимают, с ним хотят
играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть
игровой уголок, то время от времени ему следует
разрешать играть в комнате, где собирается
вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где
новая обстановка, где всё интересно. Новая
обстановка рождает новые игровые действия,
сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему
родителями в игре. Общение в игре не бывает
бесплодно для малыша. Чем больше выпадает
дорогих минут в обществе близких ему людей, тем
больше взаимоотношения, общих интересов, любви
между ними в дальнейшем.

Литература.

  1. Абдулова Т. Игра: её развитие на современном
    этапе. Дошкольное воспитание, №8/2008.
  2. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в
    семье. М., 2001.
  3. Давидчук А. Обучение и игра. М., 2001.
  4. Скоролупова О.А. Играем? Играем! Педагогическое
    руководство играми детей. М., 2006.
  5. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском
    саду.  М., 2008.

Памятка для родителей с советами по проведению
игр.

Правило первое: игра не должна включать даже
малейшую возможность риска, угрожающего
здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из
неё трудные правила, выполнять которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и
осторожности. Детям свойственны азарт и
чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не
должна быть излишне азартной, унижать
достоинства играющих. Иногда дети придумывают
обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше
внедрение в мир детской игры – введение туда
новых, развивающих и обучающих элементов — должно
быть естественным и желанным. Не прерывайте, не
критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в
сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть
вместе с детьми, незаметно и постепенно
предлагая свои варианты какого-то интересного
дела, или оставьте их в покое. Добровольность –
основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка
быстрых и замечательных результатов. Может
случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не
торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.
Самое главное – это те счастливые минуты и часы,
что вы проводите со своим ребенком. Играйте,
радуйтесь открытиям и победам – разве не для
этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный,
творческий подход к игре. Дети большие фантазеры
и выдумщики. Они смело привносят в игру свои
правила, усложняют или упрощают содержание игры.
Но игра – дело серьезное и нельзя превращать её в
уступку ребенку, в милость по принципу “чем бы
дитя не тешилось”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Динамичное руководство это
  • Годы руководства ельцина руководство
  • Смекта для детей при рвоте 2 года доза инструкция
  • Йодомарин 200 инструкция по применению цена беременным
  • Левофлоксацин 500 инструкция это антибиотик или нет