Руководство исполнительной службой функции

9 марта 2004 года N 314


УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649,

от 14.11.2005 N 1319, от 23.12.2005 N 1522, от 15.02.2007 N 174,

от 24.09.2007 N 1274, от 12.05.2008 N 724, от 07.10.2008 N 1445,

от 25.12.2008 N 1847, от 22.06.2010 N 773, от 12.05.2016 N 224,

от 23.11.2016 N 620, от 07.12.2016 N 656, от 28.09.2017 N 448,

от 12.04.2019 N 161, от 20.11.2020 N 719, от 27.03.2023 N 202,

с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 N 295,

от 27.03.2006 N 261, от 22.06.2009 N 710)

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.

Для целей настоящего Указа:

а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

б) под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

в) утратил силу. — Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649;

г) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

(пп. «д» в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

3. Установить, что федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

(пп. «в» в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

абзац утратил силу. — Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 12 мая 2016 года. — Указ Президента РФ от 12.05.2016 N 224;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Руководитель Федеральной налоговой службы осуществляет назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, за исключением руководителей территориальных органов по субъектам Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15.03.2005 N 295).

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

вносит в Правительство Российской Федерации предложения о кандидатурах для назначения Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации на должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 12.05.2016 N 224)

вносит в Правительство Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 12.05.2016 N 224)

КонсультантПлюс: примечание.

Положение подпункта «д» в части, касающейся принятия федеральным министром нормативных правовых актов по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов, вступает в силу с 1 января 2005 года (пункт 26 данного документа).

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

4. Установить, что федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

5. Установить, что федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) утратил силу. — Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

6. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Установленные пунктами 3 — 5 настоящего Указа ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

7. Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Руководители (заместители руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

(в ред. Указа Президента РФ от 12.05.2016 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 12 мая 2016 года. — Указ Президента РФ от 12.05.2016 N 224.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

8. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649.

11. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Упразднить:

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство имущественных отношений Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство образования Российской Федерации;

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;

Министерство путей сообщения Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту;

Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;

Федеральную службу геодезии и картографии России;

Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы железнодорожных войск РФ, вступают в силу после вступления в силу соответствующего Федерального закона (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации;

Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству;

Российское агентство по боеприпасам;

Российское агентство по обычным вооружениям;

Российское агентство по системам управления;

Российское агентство по судостроению.

13. Образовать:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений;

Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 5 п. 13 утратил силу в части передачи Минпромэнерго России функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемых Госстроя России и Росавиакосмоса (Указы Президента РФ от 27.03.2006 N 261, от 12.04.2019 N 161).

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, за исключением функций в сфере науки, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления, Российского агентства по судостроению, преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России и Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, а также преобразуемых Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российского авиационно-космического агентства;

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Министерство транспорта и связи РФ преобразовано в Министерство транспорта РФ и Министерство информационных технологий и связи РФ. Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ с передачей ему функции преобразуемого Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных).

Министерство транспорта и связи Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации;

Федеральную антимонопольную службу, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации;

Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, передав ей функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы исполнения наказаний, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Федеральную службу исполнения наказаний, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов;

абзац утратил силу с 7 декабря 2016 года. — Указ Президента РФ от 07.12.2016 N 656;

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, за исключением функций, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по контролю и надзору в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования, передав ей функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

Федеральную службу по надзору в сфере связи, передав ей функции по контролю в сфере связи упраздняемого Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, а также функцию по государственному надзору в этой сфере;

Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также функции по техническому надзору за спортивными судами упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту;

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, передав ей функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке — Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей — упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Федеральной регистрационной службы, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Федеральную регистрационную службу, передав ей функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политических партий, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры и нотариата Министерства юстиции Российской Федерации, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

(в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 23.12.2005 N 1522)

Федеральную службу страхового надзора, передав ей функции страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы судебных приставов, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Федеральную службу судебных приставов, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

Федеральную службу по труду и занятости, передав ей правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, передав ей функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской Федерации;

Федеральную службу по финансовым рынкам, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации;

Федеральное агентство по атомной энергии, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

Федеральное агентство водных ресурсов, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере водных ресурсов;

Федеральное агентство воздушного транспорта, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере воздушного транспорта упраздняемого Министерства транспорта Российской Федерации;

Федеральное дорожное агентство, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере дорожного хозяйства упраздняемого Министерства транспорта Российской Федерации;

Федеральное агентство железнодорожного транспорта, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта упраздняемого Министерства путей сообщения Российской Федерации;

абзацы двадцать восьмой — двадцать девятый утратили силу. — Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное агентство лесного хозяйства, передав ему функции в сфере лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и функций по контролю и надзору;

Федеральное агентство морского и речного транспорта, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере морского и речного транспорта упраздняемого Министерства транспорта Российской Федерации;

абзац утратил силу с 22 июня 2010 года. — Указ Президента РФ от 22.06.2010 N 773;

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное агентство по недропользованию, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

абзац утратил силу с 22 июня 2010 года. — Указ Президента РФ от 22.06.2010 N 773;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719;

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное агентство по рыболовству, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;

абзац утратил силу с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 03.10.2005 N 1158 Федеральное агентство по сельскому хозяйству упразднено, а его функции возложены на Министерство сельского хозяйства РФ.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства имущественных отношений Российской Федерации, а также часть функций упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству;

абзац утратил силу с 7 октября 2008 года. — Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное казначейство, придав ему для целей настоящего Указа статус федеральной службы и передав правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.

14. Передать:

функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;

абзац утратил силу. — Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649;

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы железнодорожных войск РФ, вступают в силу после вступления в силу соответствующего Федерального закона (абзац 2 пункта 26 данного документа).

функции упраздняемой Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации;

функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства — Федеральной налоговой службе.

15. Преобразовать:

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Министерства РФ по налогам и сборам, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации;

Государственный комитет Российской Федерации по статистике в Федеральную службу государственной статистики, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации;

абзац утратил силу. — Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 11.05.2006 N 473 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела были переданы Федеральной таможенной службе РФ.

КонсультантПлюс: примечание.

Абзац шестой пункта 15 утратил силу с 22 июня 2009 года в части, касающейся передачи Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Государственного таможенного комитета Российской Федерации (Указ Президента РФ от 22.06.2009 N 710).

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Федеральной таможенной службы, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Государственный таможенный комитет Российской Федерации в Федеральную таможенную службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации;

Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации в Федеральную службу по тарифам, передав ее функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функции по контролю и надзору — Федеральной антимонопольной службе, а функции по установлению тарифов упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации — указанной Службе;

Федеральную архивную службу России в Федеральное архивное агентство, передав ее функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;

абзац утратил силу с 1 марта 2009 года. — Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 12 апреля 2019 года. — Указ Президента РФ от 12.04.2019 N 161;

(см. текст в предыдущей редакции)

Российское агентство по государственным резервам в Федеральное агентство по государственным резервам;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.11.2016 N 620)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 24.05.2011 N 673 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, определены функции, возложенные на новую службу.

Российское агентство по патентам и товарным знакам в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству образования и науки Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Федеральная служба по технологическому надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральный горный и промышленный надзор России в Федеральную службу по технологическому надзору, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и передав ему функции по контролю и надзору преобразуемого Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и упраздняемого Министерства энергетики Российской Федерации;

КонсультантПлюс: примечание.

Положения данного документа, касающиеся Государственной технической комиссии при Президенте РФ, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, передав ей функции по экспортному контролю Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству обороны Российской Федерации;

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в Федеральную службу по финансовому мониторингу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству финансов Российской Федерации;

Государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации в Федеральную службу по оборонному заказу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству обороны Российской Федерации.

16. Переименовать:

абзац утратил силу с 7 декабря 2016 года. — Указ Президента РФ от 07.12.2016 N 656;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 28 сентября 2017 года. — Указ Президента РФ от 28.09.2017 N 448;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Федеральная служба по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в Федеральную службу по атомному надзору.

17. Для целей настоящего Указа придать Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации статус федеральной службы, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и Управлению делами Президента Российской Федерации — статус федерального агентства.

18. Установить, что переименование федеральных органов исполнительной власти, названных в пункте 16 настоящего Указа, и придание федеральным органам исполнительной власти, названным в пункте 17 настоящего Указа, статуса федеральной службы и федерального агентства осуществляются без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения их сотрудников, кроме сотрудников федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации.

19. Утратил силу с 27 марта 2023 года. — Указ Президента РФ от 27.03.2023 N 202.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Установить, что впредь до внесения изменений в соответствующие федеральные законы наименования федеральных органов исполнительной власти определяются настоящим Указом.

21. Правительству Российской Федерации:

распределить в месячный срок функции упраздняемых федеральных органов исполнительной власти, исходя из положений настоящего Указа, и установить необходимую для их исполнения штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общей штатной численности федеральных органов исполнительной власти, действовавшей на день издания настоящего Указа;

утвердить до 1 сентября 2004 г. положения о федеральных органах исполнительной власти и внести предложения по внесению изменений в соответствующие акты Президента Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

утвердить в месячный срок предельную штатную численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и фонд оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»;

подготовить в 2-месячный срок предложения по установлению дифференцированной системы оплаты труда в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах в целях сохранения кадрового потенциала и недопущения ухудшения материального положения федеральных государственных служащих;

обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур и предоставление высвобождаемым работникам льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представить до 1 сентября 2004 г. предложения по внесению соответствующих изменений в акты Президента Российской Федерации о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

22. Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации до 1 декабря 2004 г. внести предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

(п. 22 в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

23. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4081);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 1234 «Об Управлении делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4152);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. N 1326 «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 37, ст. 4264);

Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 21, ст. 2168);

Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2000 г. N 1678 «О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 39, ст. 3856);

пункт 2 перечня изменений и дополнений, вносимых в некоторые акты Президента Российской Федерации (приложение к Указу Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. N 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами») (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4799);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 г. N 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4071);

пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 45, ст. 4251; 2003, N 15, ст. 1346);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 439 «О Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и спорту» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1750);

пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12, ст. 1099);

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 311 «О Государственном комитете Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12, ст. 1102);

Указ Президента Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 676 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 25, ст. 2513);

пункт 31 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 1365 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст. 4520);

пункт 16 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4659).

24. Впредь до вступления в силу федерального закона о внесении изменений в действующие федеральные законы по вопросам лицензирования установить, что лицензирование видов деятельности, осуществлявшееся федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией на день вступления в силу настоящего Указа, может по решению Правительства Российской Федерации производиться федеральным министерством или федеральным агентством.

25. Установить, что медицинские, санаторно-курортные и образовательные федеральные государственные учреждения (предприятия), подведомственные министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти на день вступления в силу настоящего Указа, продолжают свою деятельность, а их финансирование осуществляется в ранее установленном порядке до принятия Правительством Российской Федерации решения об их передаче в ведение соответствующего федерального агентства, но не позднее 1 января 2005 г.

26. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

положений настоящего Указа в отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, которые вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

положения настоящего Указа в отношении порядка назначения федеральным министром заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, кроме руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, которое вступает в силу со дня вступления в силу федерального конституционного закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;

положения подпункта «д» пункта 3 настоящего Указа в части, касающейся принятия федеральным министром нормативных правовых актов по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов, которое вступает в силу с 1 января 2005 г.;

положения абзаца сорок третьего пункта 13 настоящего Указа, которое вступает в силу с 1 января 2005 г.

(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

9 марта 2004 года

N 314

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:

1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
    • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
    • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
    • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
    • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
    • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации
    • Министерство культуры Российской Федерации
    • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
    • Министерство спорта Российской Федерации
    • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
    • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
    • Федеральная таможенная служба
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
    • Федеральное агентство по туризму
    • Министерство энергетики Российской Федерации.

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Федеральная антимонопольная служба
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное медико-биологическое агентство
    • Федеральное агентство по делам молодежи
    • Федеральное агентство по делам национальностей.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.07.2013 № 462

г. Ростов-на-Дону

О юридических службах

исполнительных органов Ростовской области

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», Уставом Ростовской области, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 № 207 «Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти», в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности исполнительных органов Ростовской области, улучшения качества подготовки проектов правовых актов Правительство Ростовской  области постановляет:

1. Утвердить Типовое положение о юридической службе исполнительного органа Ростовской области согласно приложению № 1.

2. Установить, что:

2.1. Юридические службы исполнительных органов Ростовской области (далее – юридическая служба) образуются в исполнительных органах Ростовской области в качестве самостоятельных структурных подразделений (управлений, отделов, секторов) и подчиняются непосредственно руководителям этих органов. По решению руководителя исполнительного органа Ростовской области исполнение функций юридической службы может быть возложено на работника исполнительного органа Ростовской области. В этом случае функции по ведению кадровой работы на данного работника не возлагаются.

2.2. Возложение на юридические службы функций, не относящихся к правовой  и кадровой работе, не допускается.

2.3. Претенденты на замещение вакантных должностей (на включение в кадровый резерв) в юридической службе (в том числе на должности руководителя юридической службы и работника исполнительного органа Ростовской области – при возложении на него функций юридической службы) проходят собеседование в правовом управлении при Губернаторе Ростовской области:

перед проведением конкурсов на замещение указанных должностей и на включение в кадровый резерв;

перед назначением на указанные должности – в случае осуществления назначения на вакантные должности в юридической службе без проведения конкурса в случаях, установленных законодательством.

3. Руководителям исполнительных органов Ростовской области:

3.1. В месячный срок с даты принятия настоящего постановления привести положения о юридических службах, должностные регламенты работников юридических служб, работников исполнительных органов Ростовской области (в случае возложения на них обязанностей по исполнению функций юридических служб) в соответствие с Типовым положением о юридической службе исполнительного органа Ростовской области.

3.2. Представлять в правовое управление при Губернаторе Ростовской области информацию:

о наличии юридических служб и их составе – ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;

об организационно-правовых изменениях, касающихся юридических служб и их состава, – в пятидневный срок со дня проведения указанных изменений по форме согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

3.3. Предусмотреть в должностных регламентах руководителей юридических служб обязанность по осуществлению мониторинга правоприменения отраслевого федерального и областного законодательства в порядке, предусмотренном правовыми актами Ростовской области.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – руководителя аппарата Правительства Ростовской области Артемова В.В.

Губернатор

Ростовской области                                                                        В.Ю. Голубев

Постановление вносит

служба по обеспечению

деятельности комиссии по

проведению административной

реформы в Ростовской области

Правительства Ростовской области

Приложение № 1

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 26.07.2013 № 462

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о юридической службе

исполнительного органа Ростовской области

1. Общие положения

1.1. Юридическая служба исполнительного органа Ростовской области (далее соответственно – юридическая служба, исполнительный орган) осуществляет правовое обеспечение его деятельности.

Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области, иными областными законами и правовыми актами Ростовской области, положением об исполнительном органе, правовыми актами исполнительного органа.

1.2. Основными задачами юридической службы являются: правовое обеспечение деятельности исполнительного органа, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Ростовской области, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию исполнительного органа, а также повышение качества проектов правовых актов.

1.3. Юридическая служба образуется в форме самостоятельного структурного подразделения исполнительного органа и возглавляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном действующим законодательством порядке. По решению руководителя исполнительного органа исполнение функций юридической службы может быть возложено на работника исполнительного органа.

Структура юридической службы и ее штатная численность определяются руководителем исполнительного органа.

1.4. Юридическая служба (работник, на которого возложено исполнение функции юридической службы) подчиняется непосредственно руководителю исполнительного органа.

2. Функции и права юридической службы

2.1. Для выполнения возложенных на нее задач юридическая служба осуществляет следующие функции:

подготовка проектов областных законов, указов и распоряжений Губернатора Ростовской области, постановлений и распоряжений Правительства Ростовской области, договоров (соглашений), заключаемых от имени Ростовской области и Правительства Ростовской области, по вопросам, относящимся к компетенции исполнительного органа;

проведение правовой экспертизы проектов областных законов, указов и распоряжений Губернатора Ростовской области, постановлений и распоряжений Правительства Ростовской области по вопросам, относящимся к компетенции исполнительного органа;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) подготовки проектов правовых актов исполнительного органа, а также договоров (соглашений), заключаемых от имени исполнительного органа;

проведение правовой экспертизы проектов правовых актов исполнительного органа, а также договоров (соглашений), заключаемых от имени исполнительного органа;

одновременно с проведением правовой экспертизы проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительного органа, а также действующих нормативных правовых актов исполнительного органа и, в случае выявления в указанных правовых актах коррупциогенных факторов, подготовка мотивированных заключений;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) направления разработанных исполнительным органом проектов нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, исполнительного органа для предварительного изучения в прокуратуру Ростовской области, а также в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в случае, если направление проекта правового акта предусмотрено соглашением между Правительством Ростовской области и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) рассмотрения заключений к проектам нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области, поступивших в исполнительный орган из прокуратуры Ростовской области и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, а также поступивших в исполнительный орган заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы указанных проектов нормативных правовых актов (включая в соответствующих случаях подготовку ответов на данные заключения);

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) рассмотрения заключений к проектам нормативных правовых актов исполнительного органа и к действующим нормативным правовым актам исполнительного органа, поступивших из прокуратуры Ростовской области и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, а также поступивших в исполнительный орган заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов или действующих нормативных правовых актов исполнительного органа (включая в соответствующих случаях подготовку ответов на указанные заключения);

организация и обеспечение осуществления (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) мониторинга отраслевого законодательства Российской Федерации и Ростовской области, мониторинга правоприменения отраслевого законодательства Российской Федерации и Ростовской области;

организация и обеспечение осуществления (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) подготовки проектов правовых актов, направленных на развитие положений законодательства Российской Федерации и Ростовской области и (или) приведение правовых актов (правовых актов исполнительного органа, а также правовых актов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, подготовку (разработку) которых осуществлял исполнительный орган) в соответствие с принятым: федеральным законом – в течение трех месяцев после дня его официального опубликования; областным законом – в течение трех месяцев со дня его вступления в силу, если иной срок не установлен самим областным законом; правовым актом Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области – в течение трех месяцев со дня его вступления в силу, если иной срок не установлен принятым правовым актом Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) подготовки заключений к проектам правовых актов, поступающим в исполнительный орган;

визирование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых исполнительным органом, проектов иных правовых актов и заключений к проектам правовых актов, представляемых на согласование руководителю исполнительного органа;

участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности исполнительного органа и по уточнению полномочий исполнительного органа;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) обобщения практики применения законодательства Российской Федерации и Ростовской области, разработка предложений по его совершенствованию и внесение их на рассмотрение руководителя исполнительного органа;

представление интересов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области в судах (включая правовую защиту оспариваемых правовых актов), иных органах и организациях на основании соответствующего поручения Губернатора Ростовской области, заместителя Губернатора Ростовской области (в том числе первого), курирующего деятельность исполнительного органа;

представление интересов исполнительного органа в судах (включая правовую защиту оспариваемых правовых актов), иных органах и организациях, в соответствии с решением руководителя исполнительного органа – представление в судах, иных органах и организациях интересов должностных лиц исполнительного органа;

организация и обеспечение взаимодействия с правовым управлением при Губернаторе Ростовской области в формах и порядке, установленных правовым актом Правительства Ростовской области о порядке организации взаимодействия и координации деятельности правового управления при Губернаторе Ростовской области и юридических служб исполнительных органов по защите прав и интересов Ростовской области;

организация и обеспечение (самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа – в соответствии с решением руководителя исполнительного органа) исполнения вступивших в законную силу судебных актов (включая судебные акты по административным делам об оспаривании правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области, об оспаривании действий или бездействия Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области в сфере компетенции исполнительного органа) в соответствии с федеральным законодательством об исполнительном производстве (в том числе организация и обеспечение процессуального взаимодействия с судами и подразделениями Федеральной службы судебных приставов в целях правильного и своевременного исполнения судебных решений);

методическое руководство правовой работой организаций, подведомственных исполнительному органу;

оказание работникам исполнительного органа и организаций, подведомственных исполнительному органу, правового содействия по вопросам, относящимся к их компетенции;

подготовка для руководителя исполнительного органа информационно-справочных и (или) аналитических материалов по действующему законодательству, проектов решений и документов правового характера;

подготовка по поручению руководителя исполнительного органа разъяснений и ответов на поступившие в исполнительный орган обращения по вопросам правового характера;

организация и обеспечение систематизации и ведения актуальных экземпляров правовых актов исполнительного органа;

иные функции по правовому обеспечению деятельности исполнительного органа, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

2.2. При осуществлении функций юридическая служба имеет право:

разрабатывать проекты правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы;

разрабатывать проекты ответов на акты прокурорского реагирования, на заключения прокуратуры Ростовской области и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в отношении проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, исполнительного органа, а также на заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы соответствующих проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов;

составлять предусмотренные процессуальным законодательством документы при представительстве интересов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, исполнительного органа и должностных лиц исполнительного органа в судах, иных органах и организациях, представлять указанные документы в суд, иные органы и организации и направлять их в адрес участвующих в делах лиц согласно установленным процессуальным законодательством требованиям;

составлять необходимые в соответствующих случаях документы при представительстве интересов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, исполнительного органа и должностных лиц исполнительного органа в иных (за исключением судов) органах, организациях, представлять указанные документы в данные органы, организации;

разрабатывать проекты разъяснений и ответов на поступившие в исполнительный орган обращения по вопросам правового характера при наличии соответствующего поручения руководителя исполнительного органа;

запрашивать у структурных подразделений исполнительного органа, а также организаций, подведомственных исполнительному органу, иных органов и организаций в порядке, установленном действующим законодательством, информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций;

привлекать с согласия руководителей структурных подразделений исполнительного органа работников этих структурных подразделений для подготовки проектов правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее функциями (кроме случаев совместного выполнения поручений руководителя исполнительного органа);

взаимодействовать с правовым управлением при Губернаторе Ростовской области и иными структурными подразделениями Правительства Ростовской области по вопросам осуществления функций юридической службы, включая представление и запрос документов и информации в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами;

взаимодействовать с судебными органами, органами прокуратуры, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления, гражданами и организациями по вопросам осуществления функций юридической службы, включая представление (направление) и запрос документов и информации в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами;

взаимодействовать при представительстве интересов Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, исполнительного органа и должностных лиц исполнительного органа в судах с участвующими в деле лицами и иными участниками судебного процесса в порядке, установленном соответствующим законодательством;

систематизировать документы, образующиеся в процессе деятельности юридической службы и поступающие в юридическую службу в ходе выполнения возложенных на нее функций;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области, правовыми актами исполнительного органа.

2.3. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой (правовой и кадровой) работе, не допускается.

3. Руководство юридической службой

3.1. Руководство юридической службой осуществляет руководитель юридической службы, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем исполнительного органа.

3.2. Руководитель юридической службы в своей деятельности непосредственно подчиняется руководителю исполнительного органа.

3.3. Руководитель юридической службы вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководителем исполнительного органа, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и Ростовской области, а также иных участков правовой работы.

3.4. В период временного отсутствия руководителя юридической службы его должностные обязанности исполняет работник юридической службы, определяемый руководителем исполнительного органа. В случае временного отсутствия работника, на которого возложено исполнение функции юридической службы, его должностные обязанности исполняет работник исполнительного органа, определяемый руководителем исполнительного органа.

4. Ответственность работников юридической службы

4.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на юридическую службу, несет руководитель юридической службы (работник исполнительного органа – при возложении на него исполнения функций юридической службы).

4.2. Работники юридической службы несут персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных лично на них, при этом степень ответственности устанавливается должностными регламентами работников юридической службы.

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области                                            В.В. Лозин

       В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Руководитель Исполнительного комитета:

   осуществляет общее руководство деятельности Исполнительного комитета, его структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Исполнительного комитета;

— заключает от имени Исполнительного комитета договоры в пределах своей компетенции;

   разрабатывает и представляет на утверждение Совету муниципального района структуру Исполнительного комитета, самостоятельно формирует штат Исполнительного комитета в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание Исполнительного комитета;

— утверждает положение о структурных подразделениях аппарата Исполнительного комитета, должностных инструкции работников аппарата Исполнительного комитета, распределение обязанностей между Руководителем Исполнительного комитета, заместителями Исполнительного комитета и секретарем Исполнительного комитета;

— осуществляет функции распорядителя бюджетных средств, при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета муниципального района и депутатов);

— отменяет акты руководителей структурных подразделений Исполнительного комитета, противоречащие законодательству Российской Федерации, Республики Татарстан или нормативно-правовым актам, принятым на местном референдуме, Советом муниципального района или Главой муниципального района;

— организует разработку и вносит в Совет муниципального района на утверждение проект местного бюджета муниципального района, планы и программы социально-экономического развития муниципального района, а также отчеты об их исполнении;

— назначает на должность и освобождает от должности заместителей Руководителя Исполнительного комитета, секретаря, руководителей структурных подразделений Исполнительного комитета по согласованию с Главой муниципального района, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности, в случае возникновения спорных вопросов о назначении, выносит их на рассмотрение Совета муниципального района. Самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности иных работников Исполнительного комитета, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности;

   осуществляет иные полномочия, предусмотренные   федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан, Уставом муниципального района и настоящим Положением. 

Последнее обновление: 18 сентября 2019 г., 16:39

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство при устройстве траншеи
  • Образец инструкции по безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением
  • Гис тэк официальный сайт формы отчетности инструкция
  • Требования восстания под руководством булавина таблица 8 класс
  • Амиксин инструкция цена в красноярске по применению