Руководство к действию психология

Предисловие

Какими бы ни были базисные знания и опыт, полученные в ВУЗе и студенческой практике, они же, полученные в реальной профессиональной деятельности, основанной на эмоционально-чувственном каркасе удачных проб и ошибок, закрепляются гораздо лучше.

И поэтому нет ничего предосудительного в том, что начинающие специалисты, поступая в дошкольное учреждение на должность педагог-психолог, озадачиваются с чего и как правильно начать свою трудовую деятельность.

На интернет просторах и книжных полках магазинов можно найти много методической литературы и различных статей на эту тему, но далеко не все они действительно соответствуют данному запросу. Согласитесь, что формальное перечисление документации, методик, наборов средств, направлений и форм работы недостаточно. И даже когда, приобретая практические пособия, с которыми вы получаете в свой арсенал структуру и образцы заполнения отчетной документации и различные диагностические и развивающие методики, программы и другой необходимый для работы инструментарий, это не в состоянии заполнить тот желательный пробел практического опыта, который позволит пойти коротким и эффективным путем.

Ну что ж, уважаемые коллеги, пристегните ремни – мы начинаем!

Глава I

«Самопрезентация»

Эта глава посвящена тому читателю, который только собирается вступить на профессиональный путь, либо, по каким-либо причинам, желает сменить место работы не меняя, при этом, сферу деятельности.

Опустим подробности поиска и начнем с назначения Вам даты собеседования. Обязательным условием успешного исхода собеседования, является грамотная самопрезентация.

Самопрезентация – это презентация возможностей и способностей претендента на интересующую должность. Основной ошибкой на этом этапе является отсутствие четкого понимания, что и как необходимо донести до работодателя, чтобы он не сомневался в выборе вашей кандидатуры. Поэтому к предстоящей встрече нужно надлежащим образом подготовиться и в деталях проработать все нюансы, ведь, скорее всего, второй возможности произвести правильное впечатление у Вас не будет.

Чего не следует делать:

– готовить длинный текс представления (рассказ о себе должен быть продолжительностью до 5 минут);

– начинать с вопросов, до того, как представили рассказ о себе;

– употреблять в речи жаргонизмы и слова паразиты;

– проявлять несдержанность недослушав или перебивая собеседника, а также быть излишне эмоциональным при ответах;

– декларировать неискренность (завышение своих профессиональных знаний и качеств личности);

– имитировать, в стремлении понравиться, положительные эмоциональные состояния и оценки, использовав приемы суггестии, нарочитость и лесть;

– проявлять стремление к оправданиям или вербальную неуверенность (например, в ответе на неожиданный вопрос);

– сутулиться, постоянно топтаться или ерзать на стуле, перебирать предметы в руках, кусать губы, почесываться, кашлять, чихать, а также скрещивать руки или ноги, чересчур активно жестикулировать;

– бояться критики и провала.

Что желательно предпринять и как себя правильно представить:

– ознакомиться в авторитетных источниках (например, на сайте «Федерация психологов образования России»)1 с требованиями к профессиональным компетенциям и примерной должностной инструкцией педагога-психолога;

– проанализировать полученную информацию, соизмерить ее со своими реальными активами в виде собственных знаний, навыков и умений, выделить в этом активе слабые и сильные позиции;

– запланировать, с опорой на свои характерологические особенности личности, дальнейшие теоретические и практические траектории профессиональной деятельности в отношении слабых позиций в сторону их обогащения знаниями и умениями (предусмотрительно включив их в самопрезентацию); 2

– в самопрезентации, нужно обратить внимание работодателя на свои преимущества; 3

– составить структурированный план рассказа о себе, который поможет не только лучше написать, но и запомнить свою самопрезентацию (текст должен быть акцентирован на конкретных фактах, а не на пространных размышлениях); 4

– правильно эмоционально настроиться на предстоящую встречу – держаться спокойно и уверенно (для этого необходимо четко осознавать, чего Вы хотите и безусловно верить в то, что Вы транслируете потенциальному работодателю);

– после приветствия, сопровождающегося доброжелательной улыбкой, необходимо представить самого себя, запомнить имя собеседника и не забывать его периодически произносить;

– контролировать осанку, держать голову прямо, а при разговоре следить за интонацией и смотреть собеседнику в глаза (эффективным подспорьем к самопрезентации будет адекватный ситуации внешний вид);

– использовать деловой формат речи (желательно употребление глаголов, указывающих на ваши профессионализм и активность: умею, знаю, владею, получил, улучшил, участвовал, добился, разработал, внедрил и т.п.);

– обязательно подготовить ряд вопросов, которые стоит задать работодателю, когда об этом Вас попросят, либо самостоятельно взяв инициативу в конце собеседования (об уточнении обязанностей, организационных моментах, имеющимся специальном инструментарии, зарплате и т.п.), при этом вопросы не должны насторожить работодателя и помешать сделать выбор в Вашу пользу; 5

– после обмена вопросами и заключительных слов, наберитесь смелости и спросите работодателя, как он оценивает вашу кандидатуру (если Вы почувствовали, что Ваши шансы невелики все равно, не постесняйтесь выразить энтузиазм и заинтересованность в вакансии);

– ритуал прощания должен, как и вначале встречи, сопровождаться доброжелательной улыбкой, вне зависимости от ее исхода (последние слова встречи и прощание важны не менее, чем приветствие или ведение беседы);

– сохраняйте позитивный настрой до конца собеседования и уходите уверенно (смотрите на это как на вариант оттачивания навыка самопрезентации, ведь именно этот опыт повысит, в дальнейшем, Ваши шансы на победу). 6

Помните! Негативный опыт – наш главный учитель и справедливый страж с ключами от дверей в переходе на другой, более высокий уровень. Поэтому отнеситесь к нему с должным пониманием и почтением.

Тем, кто решил сменить место работы, уже имея за плечами профессиональный опыт, могут стать полезными следующие рекомендации:

Итак, первый вопрос, который Вам, обязательно, зададут: – «Почему Вы решили поменять место работы?», может стать настоящим камнем преткновения на собеседовании. Поэтому отвечать на него стоит предельно откровенно, ведь, со временем, все тайное …. (дальше сами знаете), и уж тем более, когда обе организации находятся в одном населенном пункте.

Если поводом сменить место работы оказались обстоятельства личностно-бытового характера, то и озвучивать их, потенциальному работодателю, Вы можете без всякого риска недоверия к Вашему решению. Однако, соблюдать определенные условия, все же, необходимо. А именно:

– обязательный зрительный контакт;

– тон должен быть спокойным и ровным:

– речь убедительна;

– ответ лаконичным.

Например: – «Ввиду переезда в другой район, мне стало неудобно добираться до прежнего места работы, так как времени на это уходило неоправданно много».

Помните! Не стоит, на собеседовании, нагружать работодателя подробностями своей личной жизни, и уж тем более, обозначать проблемы.

Однако, в том случае, если Ваше увольнение оказалось условно-вынужденным,7 существуют весьма неоднозначные нюансы. Правдивый ответ, при таком варианте развития событий, в глазах нанимателя, может характеризовать Вас не с лучшей стороны, а неправдивый, значительно уменьшит шансы на победу. 8

А как правильно на него отвечать? Дело в том, что «правдивый» и «неправдивый», весьма субъективные понятия, суть которых сводится к не к тому как это воспринимают окружающие, а к тому, во что верите Вы сами, ведь спрашивают именно Вас.9 Поэтому, при условии искренней убежденности, в том, что Вы говорите, необходимо назвать истинную причину увольнения, но не допуская негатива. Другими словами, нужно перевести негатив в позитив.

Так, например:

– вместо: – «Педагоги, работающие с воспитанниками с ЗПР не желали прислушиваться к моим рекомендациям, в результате чего у нас возникли недружелюбные отношения»;

– говорим: – «Я могу и хочу, добиваться максимальной результативности в коррекционной работе с воспитанниками с ЗПР, использовав, при этом, инновационные технологии, однако коллеги, работающие с данной категорией детей, моей активной позиции не разделяли, предпочитая работать привычными, устоявшимися методами»;

– вместо: – «Прошлая работа не оправдала моих ожиданий, так как мне неоправданно мало платили»;

– говорим: – «Несмотря на приятную общую атмосферу и интересную работу, мои индивидуальные достижения продолжительное время, никак не отражались на материальном стимулировании»;

– вместо: – «Руководство навязывало мне использовать в работе диагностический инструментарий, с которым я была не соглас(ен)на и это повлияло на дальнейшие деловые отношения»;

– говорим: – «Руководство настаивало на том, чтобы в своей работе я использовал(а) тот диагностический инструментарий, который я считаю менее информативным. Такой подход не дает мне возможности в полной мере реализоваться как специалисту».

Помните! В вашем ответе важна не только причина увольнения, но и то, как вы ее преподнесете. Не допускайте критики в адрес предыдущего начальника, не демонстрируйте свою нелояльность к коллегам и стремление избегать трудностей. Напротив, постарайтесь так выстроить свои ответы, чтобы подчеркнуть в них свои достижения. Подготовьте примеры, которые, расскажут о результатах вашей профессиональной деятельности, продемонстрируют ваши знания и опыт.

Иначе говоря, правильно сформулированными ответами вы продемонстрируете не только ваше умение достойно выходить из непростой ситуации, а также свой профессионализм, владение деловым этикетом и заинтересованность в эффективной работе.

Если же причиной Вашего увольнения стали какие-либо серьезные нарушения, об этом тем более стоит сказать в правдивой формулировке:

Например: – «На своей прошлой работе, я совершил(а) очень оплошный поступок, который обернулся серьезным разбирательством и, в последствии, предложением мне уволиться «по хорошему». Я раскрыл(а), воспитателям группы, результаты диагностики ребенка с проблемным поведением и это стало обсуждаться ими с родителями ребенка. Я полностью поддерживаю своего начальника в решении предложить мне уволиться, так как родители ребенка поставили его перед жестким выбором – уволить меня и замять это дело, либо придать широкой огласке этот факт и тогда пострадает не только моя репутация. В свою очередь, брать на себя смелость обвинять воспитателей, я тоже не берусь, считая все произошедшее только своей профессиональной ошибкой».10

Не прибегайте к оправданиям. Напротив, в конце повествования, обязательно подчеркните, что Вы полностью осознали свой неправомерный поступок, сделали соответствующие выводы и сполна научены этим неприятным опытом. И если Вы действительно говорили откровенно, это не останется не подмеченным.

Помните! Не осознавший причин своих прошлых ошибок не избежит их в будущем. Но осознав их – не присваивайте себе ярлыки, и тем более, не занимайтесь самобичеванием. Сделайте выводы и смело идите дальше!

Не даром говорят, что за одного битого двух небитых дают.

Глава II

«Начни с начала или сратегия успеха»

А начало, это где? Ну, что ж, давайте разбираться.

Представьте себе, что это не ваш первый рабочий день и вхождение в новый коллектив, а ваш первый визит в детский сад в качестве родителя ребенка. И кроме направления и медицинской карты малыша, у вас ничего на руках нет, равно как и информации. Нет, конечно в общих чертах, Вам, многое известно. Вы добросовестно изучали сведения о том, какие услуги предоставляет ДОУ, как они реализуются, кто там работает, и кто за что отвечает и многое другое, но на практике каким окажется ваш первый шаг? На практике, Вам безусловно нужна будет конкретика в отношении именно этого детского учреждения. И для того, чтобы ее получить Вы должны заранее определиться, о чем и кого будете спрашивать, не так ли?

В качестве отступления позволю себе напомнить, вдумчивому читателю, что дошкольные образовательные учреждения делятся на 5 видов, но, для удобства дальнейшего детального рассмотрения заявленной, в этой главе, тематики мы возьмем за образец детский сад комбинированного вида.

С началом определились, а теперь, по существу. Как Вы уже поняли, в свой первый рабочий день Вы приходите, вооружившись вопросами уточняющего характера. И для этого Вам опять потребуется выполнить домашнее задание. На этот раз необходимо будет обстоятельно изучить профессиональный стандарт педагога-психолога образовательного учреждения, в котором подробно прописано все, чем должен заниматься педагог-психолог ДОУ.

Что необходимо уточнять:

Шаг 1

Вам обязательно следует детально разобрать и обсудить все пункты трудового договора и должностной инструкции с заведующим учреждения, до их подписания.

В трудовом договоре (эффективном контракте) будет прописан испытательный срок, если он будет установлен, режим работы и отдыха, а также размер оплаты труда с полной выкладкой всех компенсаторных и стимулирующих выплат.

Будет не лишним уточнить каких, в первую очередь, результатов ожидают от Вас за время испытательного срока? Кто и как будет это оценивать?

Если рабочий кабинет придется делить с другим специалистом, важно обсудить график работы непосредственно в кабинете для каждого специалиста.

Стоит обратить внимание на указанные в договоре дни отпуска, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», Вы, при условии работы с детьми с ОВЗ, имеете право на удлиненный отпуск.

Можете, также, заранее обговорить и попросить внести в договор методические часы/методический день с возможностью работать, в это время, вне образовательного учреждения. Напомню: педагог-психолог должен работать 36 часов в неделю, 18 из них считаются методическими и используются для подготовки к индивидуальной и групповой работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации. Работа входящая в методические часы может осуществляться как в организации, так и за ее пределами – это указано в пункте VIII, Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N536. И, хотя, никаких слов – «на усмотрение администрации» в законе нет, на практике это уточнение носит лишь рекомендательный характер. Поэтому, если Вы решите, что такие часы, вне учреждения Вам наверняка понадобятся в процессе работы, это обязательно должно быть отображено в трудовом договоре. И Ваши аргументы, в пользу методических часов, должны быть, для работодателя, весьма убедительными (например, отсутствие интернета, личного кабинета, необходимой методической литературы, оборудования для изготовления развивающих и диагностических пособий и т.п.).

Таким образом, весомые и грамотно выстроенные аргументы позволят Вам бесконфликтно отстоять свои права в кабинете заведующего ДОУ.

В должностной инструкции педагога-психолога будут прописаны все ваши обязанности относительно всех участников образовательного процесса в данном учреждении. Однако, как часто бывает, пишутся они по шаблону и включают в себя максимальный перечень, без опоры на расчет реальных временных соотношений.11 Другими словами, прописанных запросов гораздо больше, чем возможности их реализации в рамках 36 часовой рабочей недели (18 из которых уходит на методическую работу) и это без учета дополнительно возникающих ситуативных задач, не включенных в план работы. Бывает и так, что педагога-психолога используют, как якобы наиболее свободную штатную единицу (что совершенно не соответствует реальной действительности) для замены воспитателей групп. Такой подход не может не сказаться на качестве выполняемой специалистом работы, так как ломает всю систему выстроенных коррекционно-развивающих, профилактических и других видов деятельности психологического сопровождения. Соответственно не торопитесь подписывать свои должностные инструкции, если обнаружите в них излишнее нагромождение. Попросите заведующего дать Вам некоторое время на ознакомление с этим документом.

Правильно учесть, обозначить и конкретизировать все должностные обязанности Вам поможет следующий шаг.

Шаг 2

Далее Вас ждет беседа в кабинете старшего воспитателя, у которого Вы уточняете:

– приоритетное направление и приоритетные задачи ДОУ (т.к. свои задачи, включенные в перспективный план, необходимо выстаивать с учетом задач ДОУ);

– сколько в ДОУ групп раннего возраста, количество в них воспитанников и их возраст;

– сколько в ДОУ подготовительных групп;

– есть ли разновозрастные общеразвивающие группы;

– количество групп общеразвивающей, компенсирующей и, если имеются, оздоровительной и комбинированной направленности;

– какой конкретно категорией «особых» детей (нозологических групп) укомплектованы группы перечисленных направленностей, кроме общеразвивающих (например, с ТНР, с ЗПР, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д);

– как осуществляется доступ к локальным актам учреждения;

– внесены ли часы занятий педагога-психолога с воспитанниками в общую сетку НОД в ДОУ;

– состав ППк ДОУ и ФИО его председателя;

– работает ли в ДОУ психологическая служба; кто ведет отчетную документацию по работе службы;

– какой видит работу педагога-психолога ст. воспитатель; какие задачи считает первостепенными и наиболее актуальными.

Основываясь на поступившей информации, исходя из полученных ранее знаний и опыта, а также своих личностных качеств, предложите свой вариант деятельности и обсудите его со ст. воспитателем.12 Подчеркните свое право, как специалиста, самостоятельно расставлять приоритеты в работе, формулировать задачи, подбирать методы и формы взаимодействия с воспитанниками, коллегами и родителями.

Шаг 3

Следующим шагом будет знакомство с медицинской сестрой ДОУ и обязательный вопрос: – «Как, в какое время и на каких условиях я могу брать, для работы, в рамках диагностического мониторинга, медицинские карты воспитанников?». А также предварительная беседа с медицинским работником учреждения, на предмет совместного планирования по дальнейшему взаимодействию в сопровождении воспитанников с ОВЗ.13

Послесловие к главе II

«Подводные камни»

Было бы совершенно неправильно, рассказывая, как достичь качественных результатов в профессии, не затронуть тему «подводных камней» на пути к этим результатам. Так вот, основными и самыми тяжелыми являются камни под названием: «Умение отстоять свои профессиональные права» и «Эмоциональное выгорание». Причем второе является закономерным следствием первого.

Умение отстоять свои права, опираясь на логически обоснованные аргументы, убедительно и четко доказывающие Ваше несгибаемое намерение в активной, результативной психологической работе (а не формальной, и тем более в качестве замещающего педагога), направленной на личностное развитие воспитанников в условиях ДОУ, пожалуй, одна из самых главных задач профессиональной этичности и продуктивности, если не сказать жестче – профпригодности.

Эта задача, является одновременно очень важной и одной из самых сложных, так как в нашем постсоветском обществе в целом и в образовательной среде, в частности, сложилось мнение, что функции педагога-психолога являются дополняющими образовательный процесс, поэтому второстепенные, а значит не столь обязательны. Следствием чего, деятельность психолога в образовательных учреждениях, в сравнении с остальными педагогами, считается не такой трудозатратной, а результаты весьма обесцениваются. А, между тем, это совершенно не соответствует реальной действительности.

В доказательство того факта, что эта проблема стала такой наболевшей и на протяжении многих лет она безостановочно муссируется в узких кругах педагогов-психологов, ниже я дословно процитирую высказывание коллеги, на которое я случайно наткнулась на страницах контакта. 14 Заранее прошу прощения у автора, что публикую изложенное без его согласия, однако, думаю, в виду того, что он пожелал остаться неизвестным – возражений не последует (публикуется как написано в оригинале, без текстовых исправлений).

«Прошу анонимно опубликовать, как вопрос подписчика.

Здравствуйте, коллеги!

Вас никогда не волновало, почему у педагога-психолога нагрузка больше, чем у логопеда или дефектолога (и по количеству детей и по часам)? Да, есть методическое время, и его якобы можно отработать вне учреждения. Но эти интересные формулировки «практическое время не меньше половины» (т.е меньше 18 ч не может быть, а больше – вполне возможно) и «по согласованию с руководством» (а оно редко у кого согласно на метод. время дома) не дают отстоять свои права, как будто их и нет! Чувствую себя каким-то незащищенным специалистом, который должен выдержать двойную нагрузку за ту же з/п. Остаётся только взывать руководство к благоразумию, что психологи не лошади, а метод. часы – это не праздное времяпрепровождение, которое можно урезать. Про то, что я имею право готовиться к занятиям и консультациям дома (где есть интернет, полезные программы на компьютере и элементарно мебель по росту (а не детская, за которой отнимается спина), в своё рабочее время, а не после него, даже заикаться бесполезно. При этом, так же работаем с детьми: конспекты, программы, занятия…

Неужели, на это, по-моему, несправедливое положение педагогов-психологов никак нельзя повлиять?».

А вот второе, не менее «кричащее» обращение к коллегам, взятое мной в «Одноклассниках» (фамилию, имя и свой населенный пункт автор просил не афишировать).15

Обращаюсь к коллегам и прошу профессионального совета.

Живу в небольшом населенном пункте, где работаю педагогом-психологом в детском саду. У меня есть вопрос – это только у нас в области сложилось такое отношение к психологам или оно вообще такое в нашей стране? Что хочется пояснить: логопеду коррекционной группы слава и почет, воспитателям одобрение, а психолог может и в сторонке постоять – обойдется, ведь он с детьми коррекционной группы не каждый день занимается и не как воспитатели, каждый день обеспечивает обучение, присмотр и уход за таким количеством ребятишек. А то, что на нем дети всего детского сада в расчет не берется и замечу, не только дети. А что родители, подумаешь поговорил, язык ведь без костей. А родители идут на консультацию не дифирамбы петь, а с проблемами. Некоторым из них сразу вынь да положь. Исправьте мне ребенка и все тут, при этом своих ошибок не признают и сами работать не хотят. А психолог не волшебник. Вот и приходится тратить неимоверное количество эмоциональных сил. Да и педагоги не склонны работать в тандеме, рекомендации часто игнорируют. Могут одним резким замечанием ребенку всю твою работу с ним на нет свести, им ведь дисциплина нужна. Вот и получается, что берешь ребенка и опять вся работа сначала. В конце дня выжат как лимон, а документацию вообще проходится по выходным заполнять и не потому, что время неправильно распределяю, а потому, что «дыры» только мной и закрывают, ну ни логопеда же, или музыканта на группу ставить. Я не умаляю важности работы других специалистов, но помилуйте – то напряжение, которое испытывает психолог, пожалуй, сравнимо только с напряжением пожарного. Диагностики несравнимо больше чем у любого другого специалиста, документации тоже, да и занятий в целом не меньше. Только успевай дух перевести. Ведь работа разноплановая и разведенная по группам – туда зашел с ребенком поиграть и пообщаться, туда провести наблюдение, туда к воспитателям с беседой, туда уголок психолога пополнить и это не считая плановых занятий, консультаций, диагностик помимо наблюдения и многого чего еще. Со стороны может и кажется работа легкой, непонятно почему. Работать в таком режиме приходится от звонка до звонка и никаких тебе методических часов, а то не дай Бог зарплату урежут. И еще вопрос: кто писал эти нормы работ и часов сами то пробовали в них это все уложить? Вот и выходит – что, либо нужно на бумаге работать, а в реальности как получится и не расстраиваться за результат, либо жить на работе без семьи и собственных детей. А ведь мне уже почти тридцать. Нет я не жалуюсь, мне моя работа пока нравится, но не понимаю почему она не ценится. Как вы, коллеги, решаете эту проблему у себя в садах? Или у вас все по-другому?

Вот приблизительно так, как описано во второй истории, и выглядит второй подводный камень: «Эмоциональное выгорание».

Тема достаточно важная, актуальная, а, посему, объемная. Поэтому ей будет посвящена отдельная глава во второй части пособия.

Здесь же, я постаралась познакомить тебя проблемой, связанной с неумением отстаивать свои профессиональные права и интересы в кабинете начальника. В результате чего, проигранные тобой позиции могут привести к перечисленным ниже ситуациям:

– твой труд не приносит ожидаемых результатов;

– вложенных в дело сил и времени на порядок больше чем «продукта» на выходе;

– ты не чувствуешь эмоциональной отдачи;

– твой труд недооценен различными показателями;

– у тебя все чаще возникает ощущение недостатка поддержки со стороны коллег;

– твои профессиональные выводы или рекомендации игнорируются многими/ некоторыми из коллег;

– ты сталкиваешься с нехваткой условий для самовыражения;

– не поощряются, а подавляются твои предложения или инновации.

Если одна или более из перечисленных ситуаций не разрешена с положительным для тебя результатом, а вызывает в тебе растянутое по времени беспокойство – ты на пути к эмоциональному, профессиональному выгоранию.

Эмоциональное выгорание выражается симптомами похожими на симптомы депрессии, но депрессия и эмоциональное выгорание различны и требуют совершенно разного подхода к решению и восстановлению. Нам еще предстоит научиться в этом детально разбираться, а пока я предусмотрительно советую тебе, начинающий психолог, учесть все приведенные автором аргументы и заранее продумать свою опережающую стратегию, исходя из сильных и слабых сторон собственной личности, полученного или недополученного профессионального и жизненного опыта.

Помни! Каким бы сильным не являлось твое желание блеснуть профессионализмом на работе, это не в коей мере не должно затмевать твои важные жизненные потребности (завести семью, родить ребенка, отправиться в путешествие, провести время с друзьями и т.п.). Ибо такой подход нарушает баланс между работой и личной жизнью,16 что приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию.

У…упс, сама не заметила, как перешла на «ты». Что ж – значит мы уже стали друзьями!

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Там, где нет воли, нет и пути.

Б. ШОУ



СОВЕТЫ ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЕ, НО…

Это самая трудная вещь требование к себе.

А. МАКАРЕНКО

ЕСТЬ НАДО РАЗУМНО

Есть медленно и умеренно, не пить во время еды, тщательно разжевывать пищу и с легкостью вставать из-за стола с чувством, что мог бы съесть еще.

Ж. ФРУМУЗАН

Казалось бы, все сказано французским врачом о том, как есть, разумно. Сказано давно, в 1925 году, в книге «Как не стариться». Но питание человека – вопрос настолько важный, что одними словами эпиграфа не обойтись. Это целая наука – правильное питание.

Исследования показали – ритмичность поступления пищи в организм и ее качество и количество имеют очень существенное значение. Благодаря внутренним биологическим часам организм и мозг в определенное время настраиваются на обработку пищи, а в остальной период мозг занят своим основным делом. Нарушается ритмичность питания – нарушается этот процесс.

«Все-таки странно, насколько наш разум и чувства подчинены органам пищеварения. Нельзя ни работать, ни думать, если на то нет согласия желудка. Желудок определяет наши ощущения, наши настроения, наши страсти. После яичницы с беконом он велит: «Работай!»

После бифштекса и портера он говорит: «Спи!» После чашки чая . (две ложки чая на чашку, настаивать не больше трех минут), он приказывает мозгу: «А ну-ка, воспрянь и покажи, на что ты способен. Будь красноречив, и глубок, и тонок; загляни проникновенным взором в тайны природы; простри белоснежные крыла трепещущей мысли и воспари, богоравный дух, над суетным миром, направляя свой путь сквозь сияющие россыпи звезд к вратам вечности».

После горячих сдобных булочек он говорит: «Будь тупым и бездушным, как домашняя скотина, – безмозглым животным с равнодушными глазами, в которых нет и искры фантазии, надежды, страха и любви».

В этом шутливо-ироничном воспевании желудка, которое мы находим в книге Джером К. Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки», есть немало истинного. Недаром же говорят: в каждой шутке есть доля правды. Эта «доля» у Джерома в том, что процессу пищеварения в нашей жизни принадлежит очень важная роль, значит, и важна проблема питания.

Но питание – настолько обыденная, настолько привычная, настолько общечеловеческая потребность, что люди считают себя либо сведущими в этом вопросе чуть ли не от рождения, либо не придают ему должного значения именно в расчете на «автоматизм» организма – захочется есть, поедим.

Но как заблуждаются те и другие! Правильное питание – серьезная медицинская проблема, поскольку правильно питаться – значит надолго сохранить здоровье. «Здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка», – писал Сервантес. Поэтому и относятся врачи к проблеме со всей серьезностью, поэтому-то и всех нас призывают питаться правильно.

Очень вреден неразумный, волюнтаристский подход к питанию. Правда, считается, что человек – система, способная весьма гибко приспосабливаться к превратностям питания. Опыт войн показал – люди действительно могут длительное время существовать при явно неоптимальном рационе. Однако это отнюдь не способствует сохранению здоровья и повышению работоспособности.

Одно из главных и нередко нарушаемых теперь требований оптимального питания – не переедать. О том, что избыток пищи мешает умственной работе, известно давно. Но избыток пищи – еще и ожирение.

Все начинается от безобидного, казалось бы, переедания. Сегодня лишний кусочек торта, завтра вторая порция запеканки, лишний бутерброд, любимая конфета – вроде бы, всего понемножку, а избыток пищи получается солидный. Переел – добавил работы организму, заставил его «пристраивать к месту» лишнее. Так переедание ведет к росту числа людей, страдающих ожирением, людей, несущих груз лишнего веса.

Ожирение – отнюдь не только проблема внешнего вида, но прежде всего проблема здоровья, проблема долголетия человека. По подсчетам специалистов каждый сверхнормативный килограмм веса повышает вероятность заболеваний, укорачивает человеческую жизнь. Не случайно говорят англичане: «Чем уже талия – тем длиннее жизнь», а у нас – «Полнеть – значит стареть».

Ожирение – разрастание жировой ткани, нарушение баланса в организме. Естественно, что оно приводит и к нарушению здоровья.

Жировые образования требуют дополнительного кровеснабжения, значит увеличивается нагрузка на сердце. Образовавшийся жир «требует» для себя места. Он поднимает диафрагму, смещает сердце, ухудшает работу легких. Поэтому толстяки малоподвижны. Движения вызывают у них неприятные ощущения – одышку, сердцебиение, быструю усталость.

Ожирение – болезнь. Больше того, ожирение – не только самостоятельное заболевание, оно может быть и предшественником таких опасных болезней, как грудная жаба, сахарный диабет, инфаркт миокарда. Кроме того, многие заболевания протекают у тучных тяжелее, чем у людей с нормальным весом. Например, среди мужчин и женщин в возрасте 40 – 49 лет больные с избыточным весом составляют 50 процентов.

По статистике до 60 лет доживает 60 процентов тучных людей и 90 процентов худых, до 70 лет – соответственно 30 и 50 процентов, до 80 – 10 и 30 процентов.

В среднем избыточный вес снижает ожидаемую продолжительность жизни у мужчин при 10 процентах превышения нормы веса на 13 процентов, при 20 – на 25, при 30 – на 42 процента, а у женщин – соответственно на 9, 21 и 30 процентов.

Ниже приведены таблицы степени риска при избыточном весе для мужчин и женщин. Каждый может проверить, на сколько он сам сокращает свою жизнь в результате переедания и превышении нормы веса.

Известен простой расчет: за нормальный вес (в килограммах) принимают две последние цифры роста, измеренного в сантиметрах. Человек при росте 170 сантиметров должен весить 70 килограммов. Однако от этого «теоретического» веса допустимы отклонения до 10 процентов в ту и другую сторону.



У людей с хорошо развитой мускулатурой нормальный вес будет несколько больше рассчитанного по этой формуле, у людей высоких или со слабо развитой мускулатурой будет соответствовать нижним границам допустимых колебаний.

Нужно регулярно следить за весом – контролировать себя хотя бы раз в два-три месяца, а тучному следует взвешиваться не менее двух раз в месяц. Проверка такая необходима, ибо вес нарастает постепенно, порой незаметно.

Академией медицинских наук СССР разработана специальная таблица для контроля собственного веса. Приведенные в ней индексы позволяют довольно точно делать оценки физиологических норм веса.

Таблица требует небольших уточнений. Для людей с длинной узкой грудной клеткой, худощавых, тонкокостных, с длинными конечностями, узкими плечами, как и в предыдущем (упрощенном) методе, надо «идеальный» вес тела уменьшить на 2 – 3 процента, а для людей коренастых, ширококостных, наоборот, увеличить на один процент.

Но как бы количественная сторона питания ни была важна, обязательно надо учитывать ее качественную сторону, то, что врачи называют сбалансированным питанием. Под этим термином подразумевается правильное соотношение в рационе пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Для полного удовлетворения потребностей организма наш пищевой рацион должен содержать более шестисот веществ, из которых девять десятых самостоятельно или в сочетаниях обладают лекарственными свойствами.

Исследования последних лет показывают, что наиболее полезными и в полном смысле рациональными оказываются пищевые рационы сравнительно невысокой калорийности, но в которых оптимально подобраны все необходимые пищевые вещества. Более того, эти исследования позволяют считать, что высококалорийные рационы не только не полезны, но в ряде случаев для многих людей вредны. Высококалорийное питание чаще всего оказывается избыточным при умственной работе или полностью автоматизированном труде, при малоподвижном образе жизни и других жизненных укладах с малой физической нагрузкой и недостаточной мышечной деятельностью.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что ограничение калорийности пищи при высоком содержании в ней определенных пищевых веществ увеличивает продолжительность жизни и снижает возможность возникновения возрастных заболеваний.

Теперь об аппетите. Врачи высказывают к нему свое отношение в следующих – отнюдь не шуточных – словах: плохой аппетит – нехорошо; слишком хороший аппетит – плохо; умеренный аппетит – хорошо. Почему?

Установлено, что аппетит неравнозначен голоду, когда имеется физиологическая, естественная потребность в еде. Аппетит не всегда служит бесспорным доказательством правильного – неизбыточного – питания. Ведь иногда ощущение сытости определяется не калорийностью еды, а объемом пищи. Бывает, что фактически – по калорийности – человек давно сыт, но «желудок пустой», так как пища более калорийная занимает часто меньший объем. Недаром говорится: «Сам сыт, а глаза есть просят». Еще Цицерон говорил, что «есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись».

А в некоторых семьях укоренился, если можно так выразиться, культ обильной пищи. Привычка к избыточной еде нередко вырабатывается еще в детстве. С этими вредными навыками ребенок вступает во взрослую жизнь. Теперь представим себе случай, когда человек сменяет род занятий, скажем, занимался ранее физическим трудом и перешел на административную работу. Он сохраняет привычку к определенному режиму питания и не уменьшает его калорийность. Но в новых условиях прежнее питание становится избыточным, а результат – ожирение. Подобное явление приходится наблюдать также у пожилых людей, расход энергии которых уменьшается, деятельность ограничивается, а питание остается неизменным.

А что любители поесть встречаются – это каждый знает. Исследования, проведенные у нас в стране, показали, что даже среди молодежи на девять «тонких» один «толстый» – не так уж и мало!

Чтобы не допустить ожирения, необходима настойчивая личная профилактика, диета, ежедневная гимнастика и занятия спортом, систематический контроль своего веса.

Читайте также

От нерешительности – к действию

От нерешительности – к действию
Кипучая энергия, которая циркулирует в меркурианском типе, сохраняет свой активный потенциал при прохождении через сатурнианский тип, меняя при этом свою интенсивность. Это выражается в медлительности сатурнианского типа при принятии

Готовность к действию

Готовность к действию
Речь идет о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.Руки на бедрах — это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
Там, где нет воли, нет и пути. Б. ШОУ

СОВЕТЫ ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЕ, НО…Это самая трудная вещь – требование к себе.А. МАКАРЕНКОЕСТЬ НАДО РАЗУМНОЕсть медленно и умеренно, не пить во время еды, тщательно разжевывать пищу и с легкостью вставать из-за стола с

Руководство к действию. Пять путей к сердцу ребенка. Джеймс С. Белл–младший

Руководство к действию. Пять путей к сердцу ребенка. Джеймс С. Белл–младший
В этом руководстве вы найдете задания и упражнения, которые помогут вам освоить пять способов выражения любви вашим детям. Кроме того, мы предлагаем вам вопросы, которые помогут еще раз повторить

От знания к действию

От знания к действию
Несомненно, очень важно понимать, каковы же ваши мысли, в чем суть ваших ошибок. Большая часть книги как раз и посвящена рассмотрению вопроса о том, как ваши мысли о совершаемых ошибках влияют на то, что вы чувствуете в отношении их, и на то, что вы

Глава 8. Понуждение к действию

Глава 8. Понуждение к действию
8.1. СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕПриемы понуждения к действию должны быть обращены и на сознательную, и на подсознательную сторону психики.Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих — сознания, подсознания и моторики.

Практическое руководство к действию

Практическое руководство к действию

Если кто-то ищет здоровья, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, — только тогда ты сможешь ему помочь.
Сократ
Управление своим состоянием требует уравновешенности и мудрости. Стимул,

Руководство к действию: проанализируйте причины

Руководство к действию: проанализируйте причины
Шаг 1. Определите, с чего все началось.Шаг 2. Придите к озарению.Шаг 3. Выявите свои триггеры.Президент Джон Кеннеди однажды сказал: «Наши проблемы созданы руками человека, а потому человек может их решить». А для того чтобы

Руководство к действию: измените своим правилам

Руководство к действию: измените своим правилам
Шаг 1. Выявите свой свод правил.Шаг 2. Отложите молоток судьи.Шаг 3. Придумайте, как иначе обрести чувство контроля.Так что записано в вашем своде правил? Как я уже говорила, многие из нас даже не догадываются, что таковой у них

Руководство к действию: развивайте реалистичный оптимизм

Руководство к действию: развивайте реалистичный оптимизм
Шаг 1. Выявите искаженияШаг 2. Проложите новые дорогиШаг 3. Взбодритесь и повторитеВ детстве я любила надевать папины очки с толстой коричневой оправой из пластика (к слову, шли семидесятые) и смотреть на себя в

Руководство к действию: учитесь на ошибках

Руководство к действию: учитесь на ошибках
Шаг 1. Информация против «провала»Шаг 2. ПрощайтеШаг 3. Определите свои ценностиДля того чтобы преодолеть страх неудач, нужно изменить само определение неудачи. Вспомните, что некоторые «провалы» в конце концов обернулись благом:

Руководство к действию: научитесь различать оттенки

Руководство к действию: научитесь различать оттенки
Шаг 1. Преобразуйте радикальные мысли.Шаг 2. Начинайте с малого.Шаг 3. Обращайтесь за помощью.Большинство событий жизни не окрашены в черный или белый цвет, а скорее имеют один из оттенков серого. Если человек, которому

Руководство к действию: переосмысление успеха

Руководство к действию: переосмысление успеха
Шаг 1. Не отказывайтесь от развлечений.Шаг 2. Будьте лучшим другом самому себе.Шаг 3. Сосредоточьтесь на благодарности.Перестаньте сравнивать и начните жить. Будьте собой — настолько хорошим, счастливым и здоровым, насколько

От планирования к действию

От планирования к действию
Если бы вы встретили Акшая Котари или Анкита Гупту в самом начале их учебы в аспирантуре в Стэнфорде, они бы наверняка ничем не выделились среди других целеустремленных инженеров и компьютерных специалистов в своем потоке. Обоих можно

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Так или иначе все перед собой ставят, какие либо цели. У некоторых получается добиться поставленной цели, а у некоторых нет. Разница между эти людьми в основном заключается в том, что одни после того как поставили перед собой цель начинают действовать, а другие застревают на шаге проработки цели и не могут сдвинуться с места, пока в их главе не реализуется идеальный план достижения поставленной цели.

Начните действовать, чтобы добиться поставленной цели

Основные правила, чтобы добиться поставленной цели

Планирование
Прежде чем приступать к планированию, вы должны определиться со своей целью. Цель должна быть конкретной. К примеру вы хотите стать богатым, но само по себе это желание не конкретно (богатый это сколько?). Поэтому вы должны сформулировать конкретную цель, к примеру заработать в этом году 1 миллион рублей.
Далее следует приступать к процессу планирования. В него входит расписание конкретных шагов, для достижения главной цели. Шаги которые вы будите записывать, должны иметь временную рамку. В процессе заполнения, вам могут прийти в голову новые мысли, не отталкивайте их, возможно в будущем они пригодятся.

Визуализация
Как говорят многие поклонники Нью Эйдж: «Мысли материальны!». В общем то их высказывание правильное, в психологии данную идею поддерживает раздел НЛП. Так вот, чтобы добиться поставленной цели, психологи работающие с техникой НЛП рекомендуют почаще представлять состояние достигнутой цели.

Мотивация
Этот момент очень важен, хотя многие его просто игнорируют. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо уметь мотивировать себя. Что подойдет для мотивации? Все то, что вам нравиться! Вы любите читать книги, читайте! Вам нравиться смотреть фильмы, смотрите! и т.д. В трудные периоды, вы можете воспользоваться как источником для мотивации, афоризмами известных людей.

Действие
Теперь мы приступили к очень важному шагу «Действие». Для многих начать действовать очень трудно. Потому что, на этом шаге появляются много страхов. Вот для борьбы со страхами, как раз таки и нужны были остальные разделы (планирование, визуализация, мотивация). К этому моменту у вас уже все готово, для достижения вашей цели. Единственное что требуется, это собрать силу воли в кулак и начать действовать несмотря ни на что.

Хватит ныть!  Сколько можно говорить о проблемах, которые вы не можете решить? Давайте лучше поговорим о вас! Что вы сделали для себя сегодня? Ну, кроме того, что паниковали, и пытались заесть свои переживания очередной шоколадкой?

У моей знакомой в Мексике два дня назад затопило дом во время урагана, каждую минуту на планете происходят какие-то неприятные события, гибнут люди, разрушаются жизни. Никто ни от чего не застрахован, нет никаких гарантий светлого будущего. Но из любой кризисной ситуации есть два выхода – с поднятой головой или вперед ногами. Можно до потери пульса убиваться, что все в жизни не так, как планировалось. А можно переключиться на поиск положительных моментов и контролировать те процессы, которые вам подвластны, начать действовать – восстанавливать, чинить, созидать.

Мы не можем влиять на мировые события. Но даже самый минимальный контроль чего-либо в своей жизни помогает пережить ситуацию. Вы можете, к примеру, выбирать:

  • какие источники читать,
  • какую еду готовить,
  • в какое время ложиться и вставать,
  • и т. д.

Даже если не получается найти плюсы, вы все еще можете что-то сделать: поплакать, покричать, и… расслабиться. Да! Сделайте все, что можете на данный момент, и отпустите ситуацию, переключитесь на что-то еще. Начните делать хоть что-то ежедневно: приседать, отжиматься, крутить обруч, читать книги, учить язык или плести макраме – пусть это будет 5 минут терапии от тревоги и страха. Или обратитесь уже за квалифицированной помощью и поддержкой. Как говорил один мой знакомый психиатр: «если вы думаете, что силой мысли  вы сможете изменить будущее страны и всего мира, мы вам поможем. Медикаментозно».

Объединяйтесь с единомышленниками, запишитесь на марафон, организуйте свой «Клуб выживающих в трудной ситуации», продолжайте вкладываться в себя, в жизнь, в будущее, каким бы туманным оно не казалось в данный момент. Пока вы живы, вы можете что-то сделать, вместо того, чтобы истерить и жалеть себя.

Любой момент подходит, чтобы начать новую жизнь, даже самый неподходящий на первый взгляд. Прямо сейчас включите музыку, потанцуйте, почувствуйте себя живой! У вас все еще есть что терять, и есть, к чему стремиться, а значит ни в коем случае нельзя опускать руки и сдаваться.

Я много раз попадала в безвыходные ситуации, и каждый раз сама себя вытаскивала «за волосы» из болота отчаяния, как Мюнхгаузен. Весь свой опыт я вложила в программу марафона «ОПОРА и ПОДДЕРЖКА для себя любимой», чтобы вы могли научиться справляться с любыми трудностями, и легко управлять своим весом даже в условиях стресса и кризиса.

Марафон «Опора и поддержка»

Старт: 17 октября 2022 года.
Длительность: 21 день.

ЭТОТ МАРАФОН ДЛЯ ВАС, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ:

  • ПОХУДЕТЬ – с помощью проверенных временем рекомендаций вы можете снизить вес на 2-5 кг за три недели без вреда для здоровья и отказа от любимых блюд;
  • УДЕРЖАТЬ ТЕКУЩИЙ ВЕС — если вы уже достигли цели и не знаете, как зафиксировать результат, или вы боитесь набрать вес из-за переживаний и возможных срывов в трудный период времени;
  • ПОЛУЧИТЬ ПОДДЕРЖКУ И МОТИВАЦИЮ – используя простые и доступные методы арт-терапии и психологические упражнения, вы можете обрести равновесие и справиться с переживаниями без помощи еды.

Исторический опыт показывает, что человек не рождён для счастья. На протяжении своей жизни он сталкивается с катастрофами, болезнями, крушением надежд, смертью. Закономерно возникает вопрос: «Есть ли смысл?», «Как его понять и постичь, если смысл существует?» Девиз современного общества можно сформулировать следующим образом — человек рождён для наслаждения или человек — это машина желаний. Следствием подобного подхода является сдвиг ценностных ориентаций в одну точку — точку наслаждения. Смысл, воля к смыслу искажается и исчезает.

Говоря словами А. Эйнштейна, «человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но и вообще едва ли пригоден для жизни».

Предлагаю Вашему вниманию «Руководство для поиска смысла» (обзорные вопросы в адаптации С.В. Кривцовой, В.Б. Шумского). Эти шаги могут помочь, если смысл ситуации не ясен. Лучше всего, если Вы сделаете это задание письменно:

  1. Шаг первый. Попробуйте рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. Ответьте на следующие вопросы:
    • Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация?
    • О чём в ней идёт речь?
    • Что сейчас необходимо?
    • Что требуется от меня?
    • Что конкретно Я могу сделать?
    • Какие возможности у меня существуют?
    • Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания);
    • Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности);
    • Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок).
  2. Шаг второй. Попробуйте теперь эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать её важность для вашей жизни:
    • Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?
    • Как я буду себе чувствовать, если я сделаю это?
    • Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?
    • Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц…), если я сделаю это?
    • Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц…), если я не сделаю этого?
  3. Шаг третий. Теперь необходимо выбрать наилучшую для себя в данных обстоятельствах возможность (вопросы о свободе):
    • Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации?
    • Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? Кем я буду выглядеть в собственных глазах?
    • Действительно ли это моё собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает?
    • Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: «Я сам хочу этого»?
  4. Шаг четвёртый. Продумайте, как лучше всего воплотить ваше решение, понять, что изменится в вашей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено (вопросы об ответственности):
    • Что может помешать мне реализовать эту возможность?
    • Должен ли я это сделать сейчас?
    • Как, с помощью, каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом?
    • Будет ли этот способ действий соответствовать мне?
    • Зачем я, собственно, должен это сделать?
    • Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?
    • Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?

Успехов вам!

Читайте также

Проблема прокрастинации охватывает не только откладывание повседневных дел и обязанностей — иногда человек откладывает на потом что-то более глобальное, например, получение новой, более интересной профессии, смену работы или иной жизненно важный выбор. В этих случаях он говорит самому себе, что подождёт… Читать дальше

«Я должна больше заниматься ребёнком», «Я должен сделать этот отчёт по приказу начальника», «Опять я должна делать уборку»… Часто вы говорите что-то подобное себе? И что при этом происходит с вашим состоянием? Легче ли вам делать то, что вы должны?
Когда я говорю себе что-то подобное, я чувствую… Читать дальше

Про матрицу Эйзенхауэра так или иначе слышали уже все. Не будем повторяться.

Обратим внимание на то, какие советы обычно даются в связи с ней.

Дела «важные и срочные» рекомендуется делать прямо сейчас и быстро, дела «срочные, но неважные» — делегировать, дела «важные, но не срочные» — планировать… Читать дальше

Недавно пообщался с выборкой своих знакомых и друзей, работающих в среднем/крупном бизнесе в России, на тему того, где лежит реальный источник трудностей и проблем бизнеса, в котором они работают. По их личным ощущениям. Как тех, кто видит эту кухню изнутри.
И те, у кого было, что сказать, по-разному… Читать дальше

Если ты начала замечать, что в последнее время много думаешь о каких-либо переменах в жизни, но при этом совершенно ничего не предпринимаешь в реальности, значит, настала пора как-то активизироваться. Зачастую в голове буквально роятся сотни оригинальных идей. И если их сознательно игнорировать, достичь удовлетворения от жизни вряд ли получится. Разумеется, не все из них действительно хорошие. Но пока ты не попробуешь, не узнаешь.

Благодаря реализации своих мыслей человек порой обнаруживает выход из сложных ситуаций, кардинально меняет жизнь в лучшую сторону и получает ценнейший опыт. Если ты хочешь начать действовать, но пока что не знаешь, как это грамотно сделать, давай вместе углубимся в эту интересную тему.

Как понять, что пора перестать только мечтать

девушка поднимается на гору

Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

Чаще всего достаточно просто прислушаться к собственному подсознанию. Твой организм намного умнее и предприимчивее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы не упустить момент, когда мысли должны наконец-то стать реальностью, обрати внимание на следующие признаки:

  • Постоянно находишь причины не делать что-то здесь и сейчас.

Первый сигнал, что ты многое упускаешь. Когда девушка сознательно отказывается от какого-либо действия, при этом понимая, что оно способно качественно улучшить её жизнь, значит, настала пора взять себя под контроль.

Если ты замечаешь, что постоянно сама придумываешь причины, чтобы не искать новую работу, не предпринимать никаких попыток реализоваться в жизни, не становиться ближе к своему личному идеалу, стоит задуматься о том, что так в жизни никогда ничего хорошего и не произойдет. С подобным проявлением прокрастинации можно и нужно бороться.  

  • Чувствуешь перманентный упадок сил.

Это тоже еще один тревожный сигнал, который подает организм. Ему явно не хватает активности и удовлетворения желаний. Ведь отказ приближаться к своей мечте может стать причиной плохого физического самочувствия. Так подсознание пытается показать, что в жизни что-то не так.

Если ты до сих пор ждешь какого-то особенного знака судьбы, что пора начинать действовать, это он и есть. И чем дольше игнорируется данное проявление недовольства, тем выше риск развития других более серьезных психосоматических недугов.

  • Испытываешь навязчивое чувство страха неудачи.

Многие девушки боятся переходить от мыслей к действиям, так как уверены, что у них все равно ничего не получится из этой затеи. И очень даже зря. Потому что именно женский мозг является генератором самых перспективных идей.

Причиной подобного чувства может быть, например, заниженная самооценка или негативное отношение окружения к любой попытке какой-то несвойственной активности. Близким людям вполне может быть удобно и так. Но разве на первом месте не должен стоять твой личный комфорт и успех?

  • Имеешь массу отличных идей, но постоянно откладываешь их реализацию на потом.

В голове буквально кипят мысли о том, что нужно сделать прямо здесь и сейчас? Это отличный повод приступить к их реализации. Намного хуже, когда сознание неспособно родить что-то путное. Необходимо почувствовать реальную потребность в активности и задействовать спящие внутренние ресурсы организма.

  • Жизнь не приносит радости и удовлетворения.

Непосредственный повод начать наконец-то действовать, а не просто помышлять. Скорее всего, положа руку на сердце, ты прекрасно знаешь, почему именно на душе так тоскливо. Но просто предпочитаешь ничего не делать, чтобы не столкнуться с непониманием со стороны общества или насмешками в случае неудачи.

3 простых способа заставить себя начать дела

3 простых способа заставить себя начать дела

Пока мысли так и остаются в голове, облегчение не наступит. Причем данное чувство способно перейти в реальную психологическую проблему, например, тревожное расстройство или даже полноценную клиническую депрессию.

Способы перейти от мыслей к действиям

Это только кажется, что взять себя в руки и начать шевелиться слишком сложно. Достаточно просто сделать первый шаг, и а остальное постепенно подтянется, как только возникнет реальная заинтересованность в процессе. Вот примерный план действий, который предлагает тебе современная личностная психология:

  • Определись с первостепенной проблемой/задачей.

Для начала пойми, что вообще является причиной возникновения жажды действий и роящихся в голове мыслей. Есть потребность найти другую работу, которая окажется больше по душе? Или же хочется найти наконец-то любимое хобби, чтобы душа отдыхала? Может, стоит определиться с целью в жизни?

Любой из этих вариантов достоин стать главной задачей, которую необходимо решить. Чем конкретнее будет озвучена проблема, тем проще будет реализовать задуманное. Поэтому в первую очередь будь честна с собой.

  • Разбей задачу на отдельные более мелкие части.

В целиковом виде она может внушать настоящий ужас и пугать своим колоссальным масштабом. Представь возникшую проблему в виде более маленьких составляющих, которые можно выполнить за 1-2 подхода.

  • Составь детальный план и строго ему следуй.

И не скупись на количество пунктов. Это должно быть пошаговое руководство к действию. Пропускать какие-то мелкие задачи и срывать график недопустимо. Если что-то нужно сделать уже сегодня, откладывать на завтра просто нельзя. Иначе прокрастинация вновь захватит твое сознание.

  • Сделай проблему личной.

Любой человек имеет определенную долю эгоизма, поэтому всегда с большим энтузиазмом берется за те задачи, которые затрагивают конкретно его. Если ты хочешь перейти от мыслей к действиям, подумай, принесет ли результат ощутимую пользу.

Есть ли потребность в активности конкретно у тебя самой? Как только ответ на данный вопрос окажется положительным, появятся и реальные силы на решение возникшей проблемы. В любой другой ситуации хочется всё отложить на потом.

  • Позволь себе ошибаться.

Чтобы не было так мучительно страшно начинать действовать, сразу подумай, как стоит отреагировать на неудачу. Пойми, что это совершенно нормально, и никто не идеален. Любой провал должен становиться мотивацией для повторной попытки, а не внушать ужас.

  • Делись желанием что-то делать только с проверенными людьми.

В этом вопросе иногда очень важна сторонняя поддержка. Если ты не уверена, что получишь одобрение от родных, партнера, коллег или друзей, им просто не нужно озвучивать свое решение. В конце концов, потребность  в действии – понятие очень личное. И далеко не всегда стоит им делиться с кем-то еще, чтобы не лишиться запала.

  • Не отказывайся от помощи.

Иногда действовать в одиночку намного сложнее. Когда решение задачи требует действий со стороны, не стесняйся попросить помощи. Всегда можно найти человека, который окажется полезным. Но не нужно пускать всё на самотек или передавать бразды правления партнеру. Помни, что это именно твое решение реализовать задумку, а не чье-то еще.

  • Подводи промежуточные итоги.

Резюмирование каждого шага поможет видеть все достижения на текущий момент. Даже если тебе кажется, что ничего не происходит, попробуй детально проанализировать все совершенные действия. Наверняка уже стоит себя немного похвалить за проделанную работу.

  • Начни с малого.

Первый шаг всегда самый сложный. Поэтому его стоит максимально облегчить, чтобы не лишиться всего желания действовать. Постарайся при составлении плана стартовым пунктом обозначить что-нибудь максимально простое. Очень важно втянуться в процесс и увлечься действием.

Перестать витать в облаках не всегда легко. Ведь пока человек сидит на месте, он не ошибается. И многие этот факт греет душу. Но если мысли так и останутся простыми фантазиями, прогресса в жизни тоже не будет. Поэтому действовать однозначно стоит.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Носки для отшелушивания ног инструкция по применению
  • Phpstorm руководство на русском
  • Триметин таблетки инструкция по применению людям взрослым
  • Велотренажер torneo riva xl b 250 инструкция
  • Руководство epson l3160