Руководство к джапа медитации

Метод ритмичной джапа-медитации помогает достичь максимальной концентрации внимания за счёт более полного вовлечения чувств и ума в процесс воспевания святого имени на чётках, а также вдохновляет воспевать святое имя больше и больше.
НАЧАТЬ ДЖАПУ

Содержание

  1. О методе ритмичной джапа-медитации
  2. Помнить о Кришне и никогда о Нём не забывать
  3. Практические рекомендации
  4. Джапа-медитация в ритме
  5. Благодарности

О методе ритмичной джапа-медитации

Слово «ритм» происходит от санскритского слова «рита» (ऋत ṛtá – то, что должным образом соединено; порядок; правило; закон; истина; реальность; регулярность) – это принцип естественного порядка, который регулирует и координирует процессы во вселенной и всего, что в ней находится. Всё в мироздании подчиняется определенным ритмам: день сменяет ночь, а ночь — день, времена года сменяют друг друга, наше сердце бьётся с определенной частотой, мы дышим в ритме и т.д.

Также от санскритского слова «рита» происходит слово «ритуал» – периодически повторяющиеся действия или церемонии, назначение которых синхронизировать сознание и бытие человека с Высшим сознанием – Богом и Его бытием.

Практика процессов бхакти (садхана) – это наша попытка синхронизировать своё сознание с сознанием Кришны. Центральное место в практике бхакти занимает процесс ­шраванам-киртанам – слушание и повторение святого имени, которое представлено в двух формах: киртан – совместное воспевание святого имени и джапа – индивидуальное воспевание святого имени на чётках. Суть киртана и джапы заключается в том, чтобы правильно (чётко) воспроизводить звук святого имени и внимательно Его слушать. Это называется медитацией.

Неспособность сосредотачиваться на воспевании и слушании святого имени, отвлечение внимания на посторонние мысли, разговоры и предметы (такие как смартфон) – это препятствия в медитации. Невнимательность является корнем всех оскорблений. Оскорбительное отношение к святому имени, ваишнавам, духовному учителю и священным писаниям замедляет, усложняет и может даже остановить процесс духовного развития, потому в наших интересах избавиться от оскорблений, начиная с невнимательности.

Те, кто имеют опыт медитации знают, что в совместном киртане легче чем в индивидуальной джапе сосредоточиться на святом имени и внимательно воспевать. Почему так происходит? Потому что в киртане присутствует ритм и синхронность. Во время киртана ритмично звучат музыкальные инструменты, большое количество людей синхронно воспевают и слушают святое имя, возникает гармония и вовлечённость в процесс. Но когда мы повторяем святое имя на чётках, наш ум легко отвлекается и джапа зачастую превращается в пытку, как для святого имени, так и для нас самих.

Ярким признаком оскорбительной джапы является желание чтобы она поскорее закончилась, потому, когда мы дочитываем последнюю бусину, мы с радостью откладываем мешочек в сторону и приступаем к более «интересным» занятиям. Вам знакома подобная ситуация? Это свидетельствует о том, что нам есть над чем работать. В норме, когда мы заканчиваем установленное обетом количество кругов, нам должно хотеться продолжать воспевать святое имя больше и больше, а если жизненные обстоятельства не позволяют продолжать воспевание, то мы прилагаем все возможные усилия чтобы изменить их и получить возможность воспевать святое имя сверх обета.

Если проанализировать что приводит к невнимательности во время джапы, то можно обнаружить минимум две причины:

  1. Недостаток понимания, веры и убеждённости в процесс бхакти в целом и в воспевание святого имени в частности;
  2. Необузданный ум и блуждающие чувства.

Первая причина искореняется ежедневным чтением книг и слушанием лекций Шрилы Прабухпады, а также общением с реализованными преданными, которые обладают непоколебимой верой, правильно понимают и проповедуют философию сознания Кришны в соответствии с шастрами, Шрилой Прабхупадой (гуру) и предыдущими ачарьями (садху).

Вторую проблему разберём более детально.

Ум связан с чувствами, а чувства постоянно ищут приятные для себя объекты. Когда чувства соединяются с объектами чувств, тогда в уме создаётся иллюзия удовольствия. Когда объекты неприятны для чувств, то в уме возникают негативные эмоции и создаётся иллюзия страдания. Так работает система по умолчанию, когда мы находимся на уровне отождествления себя с телом, в телесном материальном сознании. На этой платформе для ума и чувств в джапе нету ничего приятного и интересного, им скучно, потому они начинают искать себе более интересные занятия: с кем-то поболтать о ерунде, взять смартфон, зайти в соцсети, ответить на сообщения, что-то другое поделать свободной рукой и т.д.

В Бхагавад-гите 2.67 Господь Кришна говорит Арджуне:

«Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум».

Нам следует во время джапы создать такие условия, которые не позволят нашим чувствам блуждать, уводя за собой ум и разум.

Предназначение разума – с помощью знания обуздывать ум и чувства, занимая их деятельностью способствующей достижению поставленной цели. Это называется аскезой. В нашем случае целью является обретение сознания Кришны, преданного служения Ему для Его удовлетворения. Суть практики бхакти-йоги сводится к тому, чтобы занять свои чувства одним единственным объектом – Кришной.

Язык имеет две функции: воспроизводить звуки и ощущать вкусы. Он ставится под контроль разума занимаясь воспроизведением звуков святого имени и повествований о форме, качествах и деяниях Господа и Его спутников, и вкушением исключительно кришна-прасада. Если мы позволяем себе есть что-то, что должным образом не было предложено Кришне, мы не сможем контролировать язык, а следовательно желудок и гениталии, тогда они не будут давать возможности сосредоточиться на святом имени во время джапы (подробнее см. «Нектар наставлений», стих 1).

Слух мы должны использовать для слушания святого имени и повествований о Господе, и не должны слушать то, что с Ним не связано. В процессе джапа-медитации чувство осязания должно быть занято перебиранием чёток, если их пока нет, то можно переставлять большой палец правой руки по остальным четырём пальцам. Обоняние занимается в преданном служении вдыханием аромата предложенных Господу листьев Туласи, цветов, благовоний и масел.

Особое значение имеет чувство зрения, Кришна подчёркивает в Бхагавад-гите 2.62-63:

«Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни».

Именно глаза чаще всего первыми обнаруживают материальные объекты и стимулируют другие чувства взаимодействовать с ними. Так не в силах противостоять половому желанию возникавшему при виде красивых женщин, великий святой в нашей сампрадайе Билвамангала Тхакур выколол себе глаза. После этого половое желание его больше не беспокоило, и он смог полностью посвятить себя любовному преданному служению Шри Кришне. Этот радикальный способ решения проблемы не рекомендуется для подражания, наш метод – занять зрение в служении Господу.

Чем обычны заняты наши глаза во время джапы? Они блуждают в поисках объектов созерцания. Как только они обращают внимание на какой-то объект, следом активируется память и воображение, ум начинает выстраивать цепочки ассоциаций, и мы больше не слушаем святое имя, ум думает о посторонних вещах, летает в своих грёзах. В итоге мы пропускаем слова мантры, не выговариваем их должным образом, пропускаем бусины или перескакиваем через них, засыпаем и т.п., и так вымучиваем свои круги.

Метод ритмичной джапа-медитации в значительной мере позволяет решить проблему невнимательности при воспевании святого имени на чётках за счёт двух факторов:

  1. Ритм задаёт временные рамки.
    Следование ритму не даёт возможности даже на небольшой промежуток времени остановить воспроизведение языком звуков святого имени и в этот момент заняться чем-то другим (подобно тому, как невозможно выйти из поезда, который несётся на полном ходу). Представлены множество вариантов ритмов, можно подобрать на любой вкус и отрегулировать скорость.
  2. Зрительные образы вовлекают зрение.
    На экране достаточно объектов для созерцания: изображения ачарьев и эпизодов из священных писаний (Шрила Прабхупада называл их окнами в духовный мир), текст и значение Маха-мантры, цифровые счётчики бусин и кругов, анимация руки с чётками и строка прогресса круга.

Всё что нужно — это прост о сесть перед экраном, слушать и повторять святое имя следуя за ритмом. Попробуйте и убедитесь сами.

Помнить о Кришне и никогда о Нём не забывать

смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ур
висмартавйо на джа̄тучит
сарве видхи-нишедха̄х̣ сйур
этайор эва кин̇кара̄х̣

Кришна — источник Господа Вишну. Надо всегда помнить о Нём и не забывать Его ни при каких обстоятельствах. Все предписания и запреты, упомянутые в шастрах, должны служить этим двум принципам.

Этот стих — цитата из «Падма-пураны». В шастрах приводится множество регулирующих принципов, и духовный учитель даёт множество наставлений. Все эти наставления и правила призваны служить главному принципу: всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать. Это возможно, если постоянно повторять мантру Харе Кришна. Поэтому маха-мантру Харе Кришна нужно повторять всегда, двадцать четыре часа в сутки. У нас может быть много других обязанностей, которые поручены нам духовным учителем, но первым делом следует выполнять указание духовного учителя повторять предписанное число кругов мантры в день. В Движении сознания Кришны мы советуем начинающим повторять как минимум шестнадцать кругов. Если человек хочет всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём, он должен строго следовать этому правилу. Из всех правил, которые даёт духовный учитель, его наставление повторять не менее шестнадцати кругов является самым важным.

Можно продавать книги, приглашать людей становиться пожизненными членами нашего Общества или заниматься любым другим служением, но эти обязанности не являются обычными обязанностями. Все они помогают нам помнить о Кришне. Когда человек выходит на улицу с группой санкиртаны или продаёт книги, он естественным образом помнит, что продаёт книги о Кришне. Так он постоянно помнит о Кришне. Когда преданный приглашает людей становиться пожизненными членами, он говорит о Кришне и потому помнит о Нём. Смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ур висмартавйо на джа̄тучит. Вывод таков: нужно действовать так, чтобы всегда помнить о Кришне, и воздерживаться от всего, что заставляет нас забыть Кришну. Эти два принципа составляют основу сознания Кришны.

(Шрила Прабхупада, «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхйа-лӣла̄ 22.113)

Практические рекомендации

  • Самое главное в джапа-медитации – это чётко проговаривать слова мантры и внимательно их слушать, в этом вся суть воспевания святых имён Бога. Поэтому выбирайте такую скорость, которая позволит вам членораздельно и внятно воспроизводить святые имена и слышать их. По мере накопления опыта можно будет постепенно увеличивать скорость, внимательно следя за качеством произношения святых имён.
  • Старайтесь в имени Кришна и Рама ставить ударение на первый слог: Кри́шна, Ра́ма. Если ударение ставить на последний слог, то, в соответствии с правилами санскрита – это будут женские имена. Так произносить неправильно, потому что Бог не женщина.
  • В окне видео справа внизу есть «Шестерёнка». Там можно выбрать качество изображения. Если интернет зависает, ставьте значение качества ниже.
  • Чтобы изменять скорость с шагом в 5%, нужно нажать на ту же «Шестерёнку», далее на «Скорость воспроизведения», в меню выбора скорости сверху есть надпись «Другая», нажав на неё вы сможете более точно настроить скорость воспроизведения. По умолчанию 1 круг длится 7 минут 12 секунд. Расчёты времени на круги с учётом изменения скорости находятся во вкладке «Время».
  • Для тех, кто не имеет опыта джапа-медитации на Харе Кришна Маха-мантру, мы рекомендуем начать с ритмов 1 и 2 на скорости 0,7-0,8 (не более). Просто синхронно со Шрилой Прабхупадой повторяйте святые имена и внимательно их слушайте, так вы научитесь воспевать правильно.
  • Настройте громкость ритма и тампуры (если будете её использовать) так, чтобы они не заглушали маха-мантру и вам не пришлось их перекрикивать. Если рядом есть другие люди, договоритесь с ними. Мы не должны причинять беспокойства другим. Чем тише, тем лучше. Джапа-ритм можно использовать даже без звука, ориентируясь только на анимацию.

Те, кто уже имеют опыт в практике джапа-медитации, возможно обнаружат, что они заканчивают круг раньше или позже чем счётчик на экране. Это значит что практикующий пропускает бусины и повторяет меньше 108 раз за круг, либо зависает и повторяет несколько раз на одной бусине. Также может оказаться, что счётчик прочитанных кругов на экране и на мешочке не будут совпадать. Это всё указывает на невнимательность. Используя данный метод ритмичной джапы эта проблема устранится.

Джапа-медитация в ритме

123456789101112TimingTampura

Скорость и время джапа-ритма

Пожалуйста дайте обратную связь по использованию данного сервиса, возможны ошибки или некорректная работа на разных устройствах. Также мы хотим знать насколько это Вам помогает улучшить свою джапу @bhaktimir_das

Демоверсии (2 круга) на русском и английском языке:

  • Внимательная джапа-медитация в ритме (ритмичная джапа, демо)
    https://youtu.be/9TdFpPqWGz8
  • Attentive japa meditation in rhythm (rhythmic japa, demo)
    https://youtu.be/9QxP7WR68Zs

Благодарности

Выражаем огромную благодарность всем, кто прямо и косвенно помогал в создании этого сервиса, в частности: Мадхава Гхош дас, Ванинатха Васу дас, Антон Викторов, Валентина Нижебовская, Светлана Барман, Сартхи-Шйам дас, Абхиманйу дас, Артём Ерохин, Влад Бураков и многие другие! Без вас это сделать было бы невозможно! 🙏

Вы можете поддержать усилия брахмачари в распространении духовного знания. Ваши пожертвования будут задействованы в миссии санкиртаны и пойдут на оплату услуг провайдера и хостинга, закупку книг на распространение и продуктов для приготовления сладкого прасада для раздачи на регулярных харинамах.

Поддержать

Узнать больше

➦ Для чего воспевают Харе Кришна Харе Рама?
➦ О Маха-мантре, киртане и джапе
➦ Святое имя Бога

Задать вопрос, подписаться

Медитация является важным аспектом человеческой деятельности для тех, кто пытается найти смысл своего существования, чувствовать себя счастливым и свободным от давления всего материального, ощущать единение с высшими силами и жить с именем бога. Медитация – это мысленное созерцание, благодаря которому реально возвыситься над материальным миром и закрепиться на более высоком уровне духовного развития. Фактически– это мысль, которая полностью занимает все существо ученика, отсекает внешние и внутренние раздражители, и в конечном итоге сама как бы растворяется в единении со всепоглощающим божеством. 

У Бога множество имен. Среди них – Аллах, Будда, Иегова, Кришна, Рама и др. Но в каждой религии общение с ним очищает душу, приближает человека к божьему замыслу. Повтор имени Бога в индуизме и буддизме в виде мантр практикуется тысячелетиями. Мантра – это своеобразная молитва, заключающаяся в многоразовом повторении имени Господа. В санскрите мана означает ум, а трая – освобождение. Дословно переводится как «освобождение разума» и представляет собой набор трансцендентных звуков, слогов и слов, расставленных в строгой последовательности, нарушение которой недопустимо.   

Краткое содержание статьи про медитацию джапа:

  1. Что представляет собой Джапа медитация?
  2. Что нужно для Джапа-медитации
  3. С чего и как начать?
  4. Как правильно читать Джапу – основы техники
  5. Правила Джапы, которые нельзя нарушать
  6. Что дает Джапа современному человеку?

Что представляет собой Джапа медитация?

В мантра-медитации существует много мантр, но самой великой и могущественной считается маха-мантра, состоящая из 16 слов:

  • Харе Кришна, Харе Кришна; 
  • Кришна Кришна, Харе Харе;
  • Харе Рама, Харе Рама; 
  • Рама Рама, Харе Харе. 

Эта мантра приобрела особую актуальность в наш век демона Кали – время тотального лицемерия, геополитических и межнациональных споров, горячих точек и нового раздела мира. Кришна – всепривлекающий, Рама – все-радующий, Харе – женская половина энергии Господа. В переводе маха-мантра звучит как: «О, всепривлекающий, О, все-радующий Господь, О, энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе». Великий учитель-миссионер Шрила Прабхупада отмечал, что при чтении мантр нужно соблюдать правильную интонацию и расстановку ударений. Но сила маха-мантры настолько велика, что даже ошибки не способны уменьшить ее могущество.

Самой универсальной является мантра ОМ. В ведических практиках и йоге считается, что от вибраций звука ОМ произошла Вселенная, это было изначальное первое слово Бога. ОМ – это дань уважения трем божествам: Брахме, Вишну и Шиве.

Существует две разновидности мантра-медитации:

  • Джапа – чтение на четках. Собственно, джапа переводится, как рождение (джа) и защита (па), вместе означает рождение и защита новообретенного духовного мира. Выполняется чаще всего индивидуально.
  • Киртан – чтение имеет групповой характер, часто проводится с игрой на инструментах и хлопаньем в ладоши. Фактически – это Джапа с музыкой.

Джапа-медитация служит оптимальным вариантом для начинающих. Для чтения мантр необходимо лишь наличие круговых четок из 109 бусин. Читать Джапу необходимо, четко произнося каждый звук и слова независимо от того, как это делается – громко или шепотом, в виде песнопения или про себя. Эффект от этого не зависит, хотя многие считают, что тихое прочтение мантры способствует большему сосредоточению на словах мантры и отвлечению от посторонних мыслей. Читать Джапу можно независимо от условий – в уединении, на прогулке, в метро или маршрутке, в толпе, в комнате и на берегу реки. Для усиления действия некоторые читают мантру даже в воде природных водоемов. Главное – максимально сосредоточиться на чтении, внимательно вслушиваясь и ощущая вибрации каждого произносимого слова мантры.

Что нужно для Джапа-медитации

Кроме знания мантр начинающим понадобятся специальные четки Джапа-мала, которые могут быть сделаны из разных материалов, кроме костей. Традиционного для этого используют священное в Индии дерево Туласи, но не спиленное, а умершее естественной смертью, а также другие деревья Нима и Рудракши. Перед использованием их желательно промаслить в растительном или топленном сливочном масле гхи. Нельзя для этих целей использовать любые животные жиры, кроме молочных. Размеры бусин составляют 1-2 см в диаметре. Между ними завязаны узелки. Количество бусин равно 109, из них 108 одинаковых, а последняя 109, символизирующая бога Кришну, несколько большего размера.

Также необходимо приобрести мешочек для Джапы, называемый гомукха и предназначенный для хранения четок. Его главная задача – оберегать четки от чужих взглядов, контакта с неблагоприятными объектами. Часто чтение Джапы проходит с перебиранием четок без их вынимания из Джапа-мешка. Причем это действие происходит с помощью большого и среднего пальцев. В мешочке сделано специальное отверстие для указательного пальца, который при чтении Джапы должен находиться снаружи, как символ лживости и гордыни. В Джапа-практике он не достоин прикасаться к четкам.

Кроме того, для подсчета законченных кругов Джапа-мантры может понадобиться Джапа-счетчик. Он может быть из деревянных или жемчужных бусин, электронным. В интернете можно найти и скачать даже специальные приложения Джапа-счетчиков, с помощью которых можно читать мантры даже при отсутствии четок.

С чего и как начать?

Лучше всего, если вам удастся найти своего достойного и сведущего гуру-учителя. Если вам это не удалось, приобретите соответствующую литературу. Интернету не следует слишком доверять – там часто можно наблюдать неправильные транскрипции мантр. При самостоятельном обучении грамотному произношению слов мантры, следует ориентироваться на проверенные книги по ведической культуре или Джапе-йоги. Самый лучший вариант – вначале освоить основные асаны йоги, а затем уже приступать к мантра-медитации. Тем более, что даже в самом начале обучения асанам, даются основные навыки по медитации.

Джапу-медитацию для начинающих лучше практиковать в уединенном и тихом месте, где мозг не будут отвлекать внешние раздражители. Новичку остается лишь совладать с бегом собственных мыслей и сосредоточиться только на повторении звуков и слов мантры. После закаливания ума можно начинать мантру в более людных местах.

Что касается положения тела, то для начинающих можно рекомендовать сидячее положение в удобной позе. Не все могут принять позу лотос, но практически любой человек может сидеть по-турецки, просто скрестив ноги. Опытные ученики могут читать мантры в любом положении – сидя, стоя и даже на ходу.

Если вам повезло, и вы в вашем городе нашли однодумцев – служителей Кришны, можно практиковать совместную Джапу. Этот вариант сопровождается музыкой и песнопением мантр. Но все-таки лучше начинать с индивидуальных занятий с гуру, который подберет мантру, наиболее подходящую к вашему характеру, мировоззрению, проблемам. Именно подбор правильной мантры поможет вам раскрыть ваши возможности, достичь духовного совершенства и находиться под защитой высших божественных сил.

Если вы все-же начинаете практиковать самостоятельно, лучше всего начать с мантры ОМ. Первородный звук Вселенной вызывает могучие вибрации не только в психическом поле чтеца, но и в окружающем пространстве. Вы не можете проследить пути этого воздействия, но вы сможете оценить результаты Джапа-медитации. Небольшая тесная хрущевка не будет сковывать ваше самосознание, она превратится в настоящий храм освобождения разума и избавления от страданий и тревог. Насыщение ее пространства положительной энергией привлечет к вам множество друзей, которые просто не смогут понять, почему им не хочется уходить из вашего дома.  

Что касается времени для чтения мантр, то оптимальным считается раннее утро – примерно с 4.30 до 6.00. Считается, что в этот период Вселенная наиболее чувствительна к вибрациям и «прослушиванию» мантр, чутко реагирует на потребности человека и способна активно влиять на достижение благородных целей, им поставленных.

Как правильно читать Джапу – основы техники

Прежде всего нужно настроиться на чтении выбранной мантры. Для этого следует осознать, что она действительно вам необходима и вы решительны в достижении ее результатов. Если у вас есть гуру, то можно мысленно ему помолиться о помощи в правильном, четком и ясном чтении мантры.

Подготовка и сам процесс чтения мантры проводятся в такой последовательности:

  • Сначала следует принять удобную позу и расслабиться, положить возле себя в зоне доступа мешочек для Джапы.
  • Приглушить освещение – мантру лучше читать в темном месте.
  • Возьмите в правую руку четки или наденьте на нее мешочек с четками, выпустив при этом указательный палец наружу через проделанное в гомукхе отверстие.
  • Сконцентрируйте все свои мысли на выбранной мантре.
  • Зажмите первую после символа Кришны (Шивы) бусинку большим и средним пальцем. Прочитайте мантру.
  • Перейдите на следующую бусину и опять прочтите мантру. Так делайте до тех пор, пока не дойдете до 109 самой крупной бусины Кришны, что означает прохождение первого круга. Следующий круг начинайте от центральной бусины Кришны в противоположном направлении. Никогда не перескакивайте через нее. Чтобы не сбиться с количества пройденных кругов используйте любой Джапа-счетчик.

Если вы не смогли совладать с потоком своих мыслей и сбились со счета, необходимо остановиться и отдохнуть. Затем повторить мантру сначала. Круг необходимо обязательно закончить, иначе Вселенная может на вас разгневаться за проявленное неуважение.

Многие начинающие говорят, что самым сложным при утренней мантра-медитации является преодоление сонливости. Некоторые специалисты по ведической культуре советуют перед занятием принять контрастный душ. Теплая вода освежит и очистит тело, холодная – прояснит ум, а контраст – раскачает энергию. После этого вы готовы читать мантру, которая очистит ваши душу и разум от ментальной грязи в виде негативных эмоций и неправедных мыслей.

Правила Джапы, которые нельзя нарушать

Читая мантру, следует придерживаться таких правил:

  • Не спешите и не тараторьте, произносить каждый звук следует четко и ясно, а слова раздельно.
  • Относитесь к выбранной мантре, как к живому существу, требующему уважения и любви. Иначе вам никогда не достичь наслаждения близости высшего Разума и единения с энергией Вселенной.
  • Не берите Джапа-малу (четки) в левую руку, все действия с ними проводятся только правой рукой. Считается, что правая часть тела отвечает за принятия сигналов от Вселенной, а левая – за отдачу.
  • Никогда не бросайте четки где попало, храните их в мешочке в определенном месте и никогда не показывайте другим людям. Это ваша с мантрой тайна.
  • Нельзя заниматься Джапа-медитацией в обнаженном виде и касаться их немытыми руками, так как это воспринимается, как знак неуважения.
  • Кроме того, следует скрывать имя своего гуру-учителя и выбранную им для вас мантру.
  • Особое значение имеет количество повторений. Оно вычисляется по количеству санскритских букв в мантре, умноженном на сто. Например, если в маха-мантре 32 буквы, то ее следует читать 3200 раз. Это, конечно, для обычного человека очень много. Проблему несколько упростил учитель Шрила Прабхупад, по которому достаточно прочитывать 16 кругов маха-мантры в день. Это на четках из 108 бусин будет составлять 1728 повторов. Но вы можете ограничиться любым числом, кратным 3.

Приступая к освоению Джапы следует помнить, что ее силы нельзя использовать для совершения зла, попрания добра и получения приоритета над другими людьми.

Что дает Джапа современному человеку?

В наш суетливый век потребления, когда человек постоянно находится в состоянии погони за все и новыми материальными благами, он теряет самого себя, не осознает истинного смысла жизни и растрачивает свою энергию всуе. Все это приводит не только к истощению нервных сил и психической энергии, но и к депрессиям, негативным мыслям о своей ненужности, нереализованным возможностям и т.п. Многие находят решение проблемы в обращении к психотерапевту, другие – в помощи экстрасенсов. Мы же предлагаем, пока негативные проявления не зашли слишком далеко, помощь духовных практик, доказавших свою эффективность на протяжении тысячелетий.

С помощью Джапа-медитации можно достичь таких результатов:

  • Максимально успокоить разум, снизить накал эмоций и уровень влияния на психику внешних раздражителей. Наполненные энергией Вселенной слова помогут уму отсеять все малозначимое и найти самого себя. Прежде казавшиеся неудачными обстоятельства не будут довлеть над вами, вы сможете выделять главное, отсеивать семена истины от плевел ложных представлений. Вы сможете определить настоящую цель вашего существования и найти свое место в жизни.
  • Правильно прочитанная и многократно повторенная мантра наполнит вас необыкновенной силой, ведь вас услышит сама Вселенная и щедро поделиться с вами своей энергией.
  • Даже, если вам не удастся достичь высшей цели единения с Божественным началом, вы научитесь концентрировать свое внимание, что важно при любом виде деятельности. Умение сосредотачиваться и не отвлекаться на мелочи пригодится на вашем дальнейшем жизненном пути и в повседневной жизни. любое дело вы будете способны довести до конца несмотря на все препятствия.
  • Контроль над эмоциями, преодоление лени ума, избавление от ментальных загрязнений сделает вас более спокойными и уравновешенными, способными принимать взвешенные и рациональные решения.  А это в свою очередь будет способствовать карьерному росту.

И самое главное, вы обретете полную свободу от своих неконтролируемых чувств и эмоций, станете их хозяином и сможете направлять в требуемое положительное русло. Божественная энергия Джапа-медитации поможет вам во всех начинаниях, подскажет верное направление в суете повседневных дел и забот, научит уважать собственную личность, ощутить ее неповторимость в масштабах Вселенной.

Видео-урок по медитации для начинающих:

Статьи на тему медитации:

Гид по випассане

Что такое медитация Mindfulness?

Медитация при ходьбе

24 мифа о медитации

Засыпаете во время медитации?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Намасте, каждому желающему разобраться в себе, обрести гармонию или просто приятно провести время! В достижении всех этих целей нам поможет техника Джапа, ниже мы узнаем особенности этой древней практики. Но прежде чем мы перейдем к её освоению, давайте разбираться, что это такое, а также зачем она нужна. Мы ежедневно моем руки, лицо, но забываем, что наше сознание тоже требует своеобразной «чистки».

Медитация помогла мне познать себя…

Иногда ваша духовная деятельность на первый взгляд никак не связана с произошедшими переменами, но нельзя недооценивать эффект от работы со своим внутренним «я». Мне посчастливилось испытать его на себе. На тот момент мои отношения с мужем переживали не лучший период, все шло не так, как мне этого хотелось, он был невнимательным, не ласковым, а я все время была раздражена.

Количество взаимных претензий множилось, а как это исправить я не представляла. Тем временем я начала увлекаться йогой, медитацией, после нескольких месяцев регулярных занятий перемены не заставили себя ждать, в наш дом наконец-то пришла любовь и гармония. Все дело в том, что я обрела состояние духовного равновесия, ушли злость и обиды, вместо вечно уставшей и недовольной фурии появился спокойный, наполненный радостью человек, с которым и взаимодействовать нужно подобающе. С тех пор работа со своими мыслями прочно вошла в мою жизнь.

Особенности джапа медитаций

Особенности техники Джапа

Слово с санскрита переводится как «бормотать», «повторять». В ведической культуре эта техника считается одной из самых могущественных, потому как позволяет проникнуть в сознание Кришны. На четках читается маха-мантра, она состоит из имен бога. Повторение святых имен для верующих – это прямой диалог с Кришной. Поэтому помимо практической пользы, эта практика несет в себе сакральный смысл.

Эту технику можно по праву назвать одной из самых доступных, так как при желании и должном уровне сноровки можно практиковать, даже проходя по оживленной улице. Эта техника во многом схожа с практикой киртан, в которой славят богов посредством пения их имен, группами, под аккомпанемент хлопков, музыкальных инструментов.

Можно читать в специальной позе, или даже просто сидя на стуле с прямой спиной. Можно читать стоя, на ходу, во весь голос, шепотом или про себя, в уединении или группе единомышленников. Самое главное это концентрация внимания. Очень важно осознавать каждое произнесенное слово. Прикосновение пальцев к четкам, монотонное их передвижение помогут телу успокоиться, от вас требуется лишь контроль потока ваших мыслей. Подход к практике может быть совершенно разный, как к религиозному действу, как к способу работы со своими энергиями, или же, как к психологическому инструменту, который позволяет контролировать свое сознание и подсознание. Выбор за Вами! Что Вам даст Джапа медитация:

  1. Соблюдение «ментальной гигиены». То есть очищение вашей головы от плохих мыслей.
  2. Борьба с рассеянностью и отсутствием концентрации.
  3. Развитие осознанности. Вы реже будете совершать действия автоматически.
  4. Улучшение отношений с людьми. Вы станете менее раздражительным и более чутким.
  5. Позитивный взгляд на жизнь и как следствие, пробуждение творческой энергии.
  6. Развивается интуиция, становится проще принимать решения.
  7. Принятие себя. Вы начинаете слышать себя и свои желания, понимать, чего хочет Ваше сердце и как этого добиться.
  8. Просветленное состояние. Повторение имен Кришны наполняет Вас особой, «светлой» энергией.

Кому подходит?

Каких-либо противопоказаний эта техника не имеет и подходит всем, кто хочет, как бы помпезно не прозвучало, изменить свою жизнь. Она поможет стать сбалансированной, гармоничной личностью. Даже 10-20 минут пребывания в просветленном состоянии ежедневно приведут к очищению сознания от негатива, раздражения, старых обид и прочих лишних эмоций.

Единственный нюанс – её религиозный аспект. Не забывайте, что маха-мантра, которая читается при Джапа, воспевает Кришну. В зависимости от вашего вероисповедания, а также личных убеждений, решите, подходит ли вам этот вид медитации.

Эффективность джапа медитации

Правила работы с четками

Четки – незаменимый духовный атрибут, который используется во всех культурах мира. На четках отсчитывают количество произнесенных молитв или мантр, чтобы быть сосредоточенным на духовном аспекте, не отвлекаясь на подсчеты. Кроме того, размеренное движение бусин в руках обладает медитативным действием.

Четки на санскрите называются мала (в переводе «гирлянда»). Они состоят из 108 бусин, 109-я, отличается по размеру, может иметь иные форму и цвет, носит имя Гуру-бид или бусина Кришны. Гуру-бид не участвует, но является стартовой.

При работе с четками нужно помнить:

  1. Их нужно держать в чистоте.
  2. Медитацию или молитву, да и сами Джапа-мала скрывайте от посторонних глаз, так как это сокровенный предмет. Лучше всего читать мантры, перебирая четки внутри специального мешочка с отверстием для указательного пальца.
  3. Их держат в правой руке. В ведической культуре правая рука для «чистых» дел, а левая для «нечистых».
  4. Нельзя класть на пол.
  5. Нельзя брать их грязными руками.
  6. Отсчитывают большим и средним пальцами, а вот касаться их указательным не рекомендуется.
  7. На каждой бусине произносится маха-мантра.
  8. Дойдя до 108-й, вы завершите один круг Джапы. Не отсчитывайте 109-ю и не читайте мантру, разверните четки, так, чтобы 108-я стала первой.

Запреты для практикующих:

  1. Нельзя касаться четок левой рукой.
  2. Не трясите рукой с Джапа-мала во время медитации. В сидячей позе пусть она покоится на колене.
  3. Нельзя практиковать с покрытой головой.
  4. Воздержитесь от приема алкоголя и наркотических веществ. Ваше сознание должно быть не затуманено.
  5. Не читайте голым.
  6. Не занимайтесь практикой лежа.
  7. Воздержитесь от бесед на время практики.

Как читать Джапа. Пошаговая инструкция

Медитацию можно сравнить с ездой на велосипеде, даже если долго изучать теорию и методику, не научишься, пока не сядешь за руль и не начнешь крутить педали, поэтому перейдем непосредственно к делу. Как уже говорилось выше, вы можете принять любое положение тела, даже ходить, но начать все-таки лучше со статичной позы, сидя с прямой спиной.

Первоначально лучше исключить все отвлекающие факторы, потому как сконцентрироваться на одной мысли, не рассеивая внимание совсем не просто. Практикуют рано утром, желательно до восхода солнца, но всемирно известный йогатерапевт мастер Шри Чандран советует подготовиться заранее, то есть очистить свой ум перед отходом ко сну. Для этого:

  1. Побудьте в тишине, постарайтесь успокоить свой внутренний диалог, глубоко, размеренно дышите, расслабьтесь.
  2. Прокрутите мысленно весь свой день, до мельчайших подробностей. Поочередно отпускайте произошедшие за день события. Выбрасывайте их из своей головы.
  3. Вспомните все произошедшие за день неприятности, затем избавьтесь от них, освободите свой разум. Мысли будут приходить снова и это нормально, при ежедневной практике, вы научитесь от них освобождаться.
  4. Ложитесь в кровать и ощутите все свое тело, прислушайтесь к эмоциям. Не пытайтесь воздействовать на него, будьте наблюдателем, почувствуйте себя от головы до стоп. Если все сделать правильно, вы крепко и сладко уснете.

работа с четками при джапа медитации

Пробудившись, начинайте Джапа медитацию

Наденьте комфортную, свободную одежду, найдите тихое, уединенное место. Примите удобную позу, например, падмасана (поза лотоса) или сукхасана («поза удобная для сидения», с перекрещенными голенями). Держите спину прямо, однако постарайтесь не ложиться, потому, как в ранний час вы рискуете уснуть. Старайтесь не перенапрягать тело, слегка напряжены только мышцы спины, помогая держать прямую осанку.

При желании можете включить тихую буддистскую музыку, или же маха-мантру исполненную мастерами, давно практикующими и обладающими особой энергетикой, например аудиозапись Джапы индийского философа, кришнаитского духовного лидера Шрила Прабхупада. Также могу посоветовать немецкую исполнительницу Дэву Превал, её творчество представляет собой синтез стильной музыки и аутентичных мантр. Музыка или голос просветленной личности поможет вам достичь нужного состояния.

Возьмите четки правой рукой, левой можете сделать гьяна мудру (большой и указательный палец образуют круг). Первую бусину возьмите между большим и средним пальцами, прикройте глаза, прислушайтесь к своим ощущениям и читайте маха-мантру про себя, шепотом или громко: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Старайтесь не убегать в посторонние мысли. Возьмите следующую бусину и снова читайте мантру. Повторяйте, пока не вернетесь к бусине Гуру-бид, это будет окончанием круга Джапа. Начните с одного круга, прислушивайтесь к себе и своим возможностям и постепенно прибавляйте круг за кругом.

  1. Не ждите моментального просветления, имейте терпение.
  2. Старайтесь каждый день выделять время для работы над собой. Буддистская поговорка гласит: «Если у вас есть время, медитируйте 20 минут в день, а если нет – 1 час».
  3. Не начинайте сразу с большого количества кругов, лучше делать один, но каждый день, чем шестнадцать раз в месяц.
  4. Не забывайте про осознанность. Ничего не выйдет, если во время чтения мантры вы будете составлять список дел на день.
  5. Получайте удовольствие!

В заключение

Следуйте этим простым инструкциям и у вас все получится!  Прочитав эту статью, Вы сделали первый шаг к положительным переменам в своей жизни! Продолжайте духовно расти и совершенствоваться. Открывайте для себя новое и познавайте и другие медитативные техники, описание и инструкции к которым вы можете найти на сайте «Тренер мозга». Спасибо за внимание и хорошей практики!

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Важность режима дня

00:00:00 Я хочу, все-таки, остановиться вкратце на одном вопросе, который является очень важным. Этот вопрос заключается в том, что самоконтролем невозможно заниматься, если человек неправильно относится к тому, что окружает его. Что нас прежде всего окружает? Нас прежде всего окружает время, верховная личность Бога в виде времени. Он здесь возглавляет все в этой материальной Вселенной. Нас окружает Солнце. Да? То есть человек, который не занимается садханой-бхакти (то есть, он не регламентирует свою духовную жизнь), а также тот человек, который не регламентирует время еды (йукта-карма)… то есть, если человек не контролирует свою еду, не самоконтроль свой отдых и свою работу, он не может достичь счастья в йоге.

00:01:07 В йоге — то есть связи со Всевышним. То есть, счастья не достигнет. Таким образом, надо изучить, как движется Солнце; надо изучить, как правильно питаться; надо изучить, когда заниматься каким видом деятельности и когда каким видом деятельности не заниматься, и когда не надо питаться. Это надо все изучить. Когда надо просыпаться и когда надо ложиться спать. Это очень важно. Потому что, если человек встаёт позже, чем положено, он не может быть в гуне благости. Если человек ложится позже, чем положено, он не может быть отдохнувшим.

00:01:42 Для самоконтроля мы должны уважать Верховную Личность Бога, который пришел сюда в форме времени. Это означает выполнять режим дня. То есть, что предписано этой Верховной Личностью Бога. А Солнце — это кала-чакра, то есть это колесо времени. Если Солнцем предписано действовать таким образом, мы не должны этим пренебрегать. То есть, наше служение, садхана-бхакти также означает это уважение вот этой вот воли времени, это то же самое бхакти. То есть, мы должны уважать волю всех, как бы, всей организации божественной природы. Как она организована, мы должны уважать. Как мы должны вовремя вставать, вовремя ложиться. Это тоже будет критерием нашего служения Богу. Если мы этого не делаем, то ни о каком самоконтроле речи быть не может. Вот. И самый главный самоконтроль – это сосредоточить себя всесторонне, связать себя с Богом. Человек должен понять все аспекты Бога. Он должен понять, что такое жертвоприношение, как Бог приходит через жертвоприношение. Потому что без жертвоприношения невозможно заниматься никакой позитивной деятельностью. Ведь наше жертвоприношение – это воспевание святого имени Господа и выполнение своих обязанностей. В этом заключается…

00:03:14 Но также существуют другие жертвоприношения. Даже когда человек дышит, он должен это предлагать Верховной Личности Бога. И в этом заключается понимание его аспекта, то есть его формы вот этой вот; формы, как Он пришел к форме жертвоприношений, Йогешвары. То есть, мы должны понять это, мы должны понять, что Господь является Властелином всего этого существования. То есть, мы должны понять, что Он всем управляет, всем руководит. Вот, и так далее. То есть, мы должны изучать все эти аспекты. Это тоже самоконтролю очень помогает в нашей духовной жизни. Потому что когда мы это все изучаем, у нас появляется понимание, как нам надо поступать в той или иной ситуации. То есть, мы таким образом тренируем свой разум.

Роль ума

00:04:02 Пожалуйста, если есть какие-то у вас вопросы… Язык неконтролируемый, говорит и говорит. Да?
[Из зала] [неразборчиво] Это то же самое фактически, или нет? И есть какая-то разница?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Ум является шестым чувством. То есть язык – это чувство. Чувство, язык, то есть это орган действия, это тоже чувство. Ум функционирует с помощью 10 чувств. Да? Органы восприятия, органы действия. Но ум является тоже чувством, сам. Если человек думает, он совершает деятельность внутри себя. То есть, разница заключается в том, что если человек действует через органы действия, то грехи прорастают быстрее, чем он пользуется умом как действием, как чувством. Пользуясь умом, он таким образом, как бы, кормит идею греховной деятельности, он, как бы, кормит эту идею. Но когда он осуществляет действие через органы действия, таким образом он связывает себя непосредственно с материальной природой, именно материальными связями, то есть связями чисто механическими. То есть, когда человек на умственном плане это делает, то он связывает себя на тонком плане. И, таким образом, эту связь ещё разорвать можно. Но когда он связывает себя на грубом плане, совершая действия, то, извините меня, уже рождаются дети от этого, то есть на грубом плане. Или он должен попасть в тюрьму. То есть, я говорю, как бы, уже плоды проросшие.

00:06:04 Но смысл заключается в том, что когда человек действует через органы действия, то плоды растут быстрей, чем когда он действует на уровне ума. Таким образом. Но несомненно: когда человек просто думает, он, несомненно, тоже эти плоды культивирует. Шрила Прабхупада говорит: «Точно так же, как одна материальная мысль, одно материальное желание в нашей голове сменяет другое, точно также мы будем сменять одно тело на другое». [Смеется] Прямо, конкретную связь поставил. То есть, от этих вот верчений материальных желаний в голове зависит и то, что мы будем перевоплощаться, не уйдем, как бы, из этой материальной… Это Прабхупада, прямо, конкретно так говорит. Еще. Да?

О сне и пробуждении

00:06:52 [Из зала] [неразборчиво] Это по жизни будет плохо, или все-таки постепенно?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос.
[Из зала] …постепенно можно это преодолеть? Потому что…
[Торсунов О.Г.] Действительно.
[Из зала] Очень важно.
[Торсунов О.Г.] Действительно, по карме некоторым людям очень трудно вставать утром рано, и даже они в этом случае рождаются вечером. Если человек рождается вечером, то ему очень трудно утром вставать. Поэтому считается более благоприятно рождаться утром, чем вечером. Потому что по карме в этом случае человеку очень легко будет вставать утром. Если человек рождается днем, ему, в принципе, и не сильно хочется вставать, и не сильно хочется ложиться вовремя. Так, как бы, все у него поровну. Вот. Действительно, будет очень тяжело вставать утром рано, когда человек рождается вечером. Очень тяжело, действительно. Вот. Но он должен всегда прилагать к этому максимальные усилия.

00:07:52 Существуют определённые техники. Понимаете? Есть же способы, как можно себя поднять. То есть, когда человек изучает это, он знает, как себя можно поднять. Первая техника заключается в том, что человек должен перед сном понять, какое это счастье — вставать утром рано и не валяться в постели. То есть, первое — он, как бы, прививает себе установку, что вот это очень приятно, рано вставать. Второе — он прививает себе установку: нельзя ни секунды валяться в постели. Потому что, когда человек валяется в постели, в это время, так как он уже проснулся, у него появляется шакти, то есть энергия. И она в это время, как бы, в первые минуты жизни в постели, определяет, куда ей идти. То есть, человек всегда настраивается: или служить Богу, или служить себе.

00:08:43 Энергия идет или вверх, или вниз. И так определяется тонус всего дня. Если человек сразу встаёт с постели, в этом случае он настраивается на духовную жизнь. Если человек валяется, значит энергия будет спускаться, и у него появляется мысль о вожделении. И самая первая мысль о вожделении такая: «Надо ещё поспать». И человек продолжает спать опять. И он усиливает себе желание это. То есть, первое — надо вечером создать установку себе: «Я не хочу валяться, потому что это противно. И я люблю рано утром вставать, потому что это счастье». И для того, чтоб культивировать это счастье, человек должен, когда он рано утром встает, он ничего несчастного делать не должен. Если он читает утром джапу, он должен настроить эту джапу таким образом, что он должен условия себе создать для джапы такие, что эта джапа ему читается приятно.

Руководство к джапа-медитации

00:09:34 Человек, который начинает заниматься духовной практикой, не должен ни в коем случае из джапы делать концлагерь. [смех в зале] То есть, «Харе Кришна, Харе Кришна…» [кривляется] То есть, ненавидеть, там, что-то во время джапы, там, торопиться, бегать, прыгать, там, биться головой об стену. То есть, считать, поставить часы, поклоняться Верховной Личности Бога в виде времени во время джапы. [смех в зале]. «5 минут, 15 секунд. На 15 секунд больше! Значит, я в майе». Вот, сама мысль об этом — это уже майя. Потому что джапа означает воспевание святого имени Господа, а не воспевание Верховной Личности Бога в виде времени. То есть, прежде всего, человек должен почувствовать радость, он должен создать условия. Например, как, допустим, я создаю условия себе? Я включаю Шрилу Прабхупаду во время джапы, когда он поет «Харе Кришна», вот именно этот киртан я включаю, таким образом. И включаю негромко.

00:10:45 В результате мой ум входит в определённый тонус. Понимаете? Когда я это делаю, то у меня появляется вдохновение очень сильное. И когда я читаю, я смотрю. Так как у меня глаза, они куда-то хотят смотреть еще, внутрь себя чувство не направлено, то я смотрю на Радху-Кришну. Я повторяю: «Харе Кришна, Харе Кришна», смотрю на Радху, на Кришну. То есть, таким образом, происходит контакт глаз с Кришной, то есть образ Кришны входит. И когда поет Шрила Прабхупада, появляется вдохновение. Вот. Но, в конце концов, мы должны научиться читать таким образом, что вы только через один слух должны получать вкус. Но это очень длительный процесс. Поэтому временно человек может создать себе какие-то условия.

00:11:28 Я знаю, что Бхактивинод Тхакур таким образом читал, что он ставил перед собой изображение Радхи-Кришны. И он, читая, очень внимательно смотрел на них. Идеальный вариант – только слушать. С полузакрытыми глазами. Но если мы не контролируем ни ум, ничего мы не контролируем… Можете попробовать, контролируете или нет. Если во время джапы в полутемной комнате мы настраиваемся на слухи, и происходит углубление в себя постепенно, (типа засыпает?) (смех в зале), вот такое, это значит, что надо активизировать свою духовную жизнь каким-то внешним фактором — включить Шрилу Прабхупаду, читать вместе с преданными, читать рядом с туласи, читать в более светлой комнате. Читать, зажигая благовония. Вот, и так далее. То есть, надо занять больше чувства, потому что мы… То есть, когда я читал лекцию по сознанию в Алма-Ате, там разбирали такой вопрос, что когда ни одно чувство не занято, автоматически ум входит в состояние дремоты.

00:12:42 Если чувство означает вкус. Если у нас нет вкуса к воспеванию Святого Имени, одно чувство не занято, и мы сразу в полудрему впадаем, то есть надо занять чем-то вкусным свои чувства во время воспевания. И сразу дремоты не будет. Будет лучше концентрация таким образом. Поэтому надо вставать рано, и утром не надо над собой издеваться, чтоб следующим вечером не подумать: «Опя-а-ть это утро!» (Смеется вместе с залом) То есть человек должен утром… утро для него должно быть нектаром, и тогда ему захочется рано утром вставать. Потому что он думает: «Это самый большой праздник в моей жизни, никто не пристает, никто лечиться не хочет, можно читать джапу». [Смеется вместе с залом]. Какие ещё вопросы?

00:13:32 [Из зала] Ну ещё тогда такой вопрос. Вы говорили, что нельзя резко соскакивать раньше, кровообращение не готово мы ещё в состоянии такой неактивности, и рекомендовали почему-то даже массаж рук, допустим, ну, какой-то делать, самомассаж. В то же время я читала, что нужно вскакивать буквально, вот мгновенно, иначе уже мы впадаем в невежество, в тамас, или в страсть. То есть, вот, как вы считаете, правильно сразу соскочить или же все-таки нужно какое-то…
[Торсунов О.Г.] Ну вообще, вскакивать быстро – это, как бы, лучше, чем медленно. Например, вот у нас в [неразборчиво] была на заре нашей, так сказать, духовной практики такая очень хорошая практика — мы ставили в ногах будильник. Мы рядом спали. И когда он звенел, мы должны, кто вперед… это у нас было соревнование: кто вперёд нажмет на кнопку. (смеется) То есть, быстро включаться. И тогда никакого нарушения кровообращения не было. Просыпались сразу, и шли счастливые омовение делать. То есть, это просто придумали материалисты, потому что он валяется в постели, вот, не спит, у него там застой кровообращения наступает, давление сразу падает, вся энергия уходит в нижние центры. Ему потом чтобы встать, надо массировать себе все. (смех в зале) А у преданного ничего не успевает уходить в нижний центр.

00:15:00 [Из зала] [Неразборчиво] бывает, просыпаешься очень рано. Ну, допустим, в час, в два, и вообще спать не хочется. Что делать в этом случае?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Есть 2 способа, что делать в этом случае. Первый способ – это если, как бы, твой день не принадлежит тебе, а ты должен делать много практического служения и в концентрированном состоянии, в этом случае надо продолжать спать, заставить себя спать. И есть один способ хороший – надо включить просто музыку, которая тебе очень нравится, духовную. Ум успокоится, и сразу войдет в состояние сна. Надо включать на пороге слышимости — ни громко, ни тихо. То есть, тогда, когда музыка совсем не раздражает ум, ум мгновенно умиротворяется и человек засыпает.

00:15:55 У меня есть такая практика, я постоянно включаю киртан, вот этот двадцатичасовой киртан Индры на все сутки. То есть у меня, как бы, плеер, он работает на реверсе, и у нас постоянно [неразборчиво] счастье царит, вот это, вот этого киртана у нас. И ночью тоже, когда ночью просыпаешься (я тоже часто ночью просыпаюсь), ночью просыпаешься, и слышишь киртан Индры, и думаешь: «Какое счастье…», и сразу засыпаешь. [смех в зале] Без проблем. А мы просыпаемся, потому что мы оскверняемся. У нас сон когда становится слабым, духи… Когда человек спит, он не защищается. Когда ослабевает тело, когда мы не сильно, там, в ананду уходим во сне, то есть поверхностный сон начинается, у нас ум активизируется, и духи пытаются воспользоваться им. Они нападают на ум, и начинаются кошмары, или просто ум входит в состояние сильного беспокойства, человек просыпается и не может спать. Но если он при этом слышит киртан, который ему очень нравится, сразу же он входит в состояние умиротворения. Он ещё не успел проснуться, уже опять засыпает. Поэтому один из способов самозащиты от всяких ненужных таких моментов — это просто, вот, ставить киртан, хотя бы при засыпании. Пускай он, там, сам остановится магнитофон, таким образом.

00:17:19 Ну, второй способ – это встать и начать читать джапу, то есть делать то, от чего ты испытываешь большой вкус. Можно даже без омовения. Потому что знаешь, что есть вероятность, что ты опять сейчас быстро утомишься и заснешь. Просто проснуться и читать джапу, пока не появится желание спать. Потом, как бы, опять засыпаешь, и все. И вставать при этом надо всё равно вовремя. Если человек встаёт вовремя и сильно не высыпается, он должен омыться пойти и начать читать джапу. И во время джапы, если у него проявляется желание кланяться Верховной Личности Бога, и углубляется сильно понимание вещей (зал смеется), то в это время он должен, сидя, опустить свою голову, просто на 5 минут, не ложиться, не протягивать ноги. Потому что его тело входит в тама-гуну. А сидя, прямо вот так, облокотившись на что-то, надо минут 5-10 подремать. В этом состоянии, когда нас тама-гуна начинает одолевать, сильно затекают ноги, и человек просыпается. То есть в момент одолевания тама-гуны, человек пробуждается. А тама-гуна означает, что мозг уже отдохнул. Пока тама-гуна не одолевает человека, вся энергия идет в мозг. Мозг устал, он хочет спать, он устал. Когда мозг устал, он требует себе энергию, мы спим. Но когда мозг насытился, энергия начинает спускаться вниз, в тело. И он начинает расслабляться, ноги затекают, человек просыпается довольный, потому что он бодрый, уже отдохнул, и читает джапу. А если человек вытягивает ноги, вот, то он, тело, вся энергия, она идет дальше, и ничего не затекает, человек впадает в гуну невежества. И чем больше он спит, тем больше ему хочется. И он потом себе весь день портит. Поэтому надо спать сидя — когда днем, всегда надо спать сидя. Никогда лежа нельзя спать днем, только сидя, и все. Да?

Гнев, самобичевание, истерия

00:19:16 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Хороший вопрос. Ответ такой: в принципе, когда человек направляет свой гнев против своих плохих поступков, в любом случае это благо. Но самобичевание означает, что человек использует критику себя для оправдания своих недостатков. То есть такой, как бы, тайный, скрытый механизм. Когда человек занимается самобичеванием и не преследует цель исправиться, то есть, когда он, как бы, направляет против себя гнев, но не преследует цель исправиться, а преследует цель, оправдать свои недостатки. То есть он: «Я плохой, я такой плохой, а-а-а». То есть, и он, как бы, сам себе оправдывает свои недостатки таким образом. Вот. Это называется самобичевание. И цель одна – уйти от решения трудностей просто.

00:20:34 Второй вариант – человек с полной решимостью исправиться направляет гнев против себя. В этом случае он поступает правильно. То есть, он должен знать, что в конечном счете он исправится, направляя гнев. Он должен так, как бы, требовать от себя после этого гнева исправления. Иначе, это направится в ту строну, чтобы оправдывать себя. «Раз я плохой, я никчемный, значит и от меня никто ничего не должен требовать». Все, очень просто. Эта развившаяся степень такого самобичевания называется истерия. Когда человека заставляют.

00:21:09 Истерия – что такое? Когда человека заставляют что-то делать, он сразу впадает в состояние слабости. Вот до этого он нормально жил, все, у него, там, все работало хорошо, он книжки читал. Ему подошли, сказали: «Слушай, помой полы». Он сразу такой: «А!», и у него реально заболевает голова. Реально заболевает голова. То есть, это состояние называется истерия. То есть, человек настолько сильно не хочет служить никому, что у него сразу начинает полностью пропадать желание жить. И у него расстраиваются функции в организме сразу. Он сразу плавать стал: «Плохо…». Сердце начинает биться, пот идет. Он говорит: «Слушай, сегодня я мыть полы не буду. Все!» Это идет, вот, как завершающая ступень вот этого самобичевания. То есть, человек уже совсем издевается над собой. Только он не хочет служить никому, только кроме себя. Настолько издевается над собой, что у него начинают функции организма расстраиваться таким образом.

Разговоры на профессиональную тему

00:22:08 [Из зала] [неразборчиво] А как вот, разговоры на профессиональную тему, то есть [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Если во время этого разговора постоянно думаете о том, что, вы хотите служить Богу, тогда это Кришна-катха. А когда разговор на профессиональную тему уходит в ту сторону, где что почем, вот… То есть, это, как бы, когда человек на профессиональную тему… Мы знаем, что Прабхупада говорил на профессиональную тему. Даже фильмы видим, он говорит о бухгалтерии, но при этом видно, что он думает только о Боге в это время. Он конкретно… то есть, это разговор должен быть очень серьезный всегда, на профессиональные темы. Как только начинается болтовня на профессиональную тему, а не серьезный разговор, тогда язык человека уводит в сторону, в сторону политики. Он начинает, там, вот как только начинается обсуждение кого-то во время профессиональных разговоров, как начинает, как только начинаются сплетни, как только начинаются сомнения… то есть, мы обсуждаем профессиональную тему, но, вдруг, начинается сомнение, и это сомнение начинает обсасываться со всех сторон. «Это то… а так может получится, а может, не получится…». Профессиональный разговор означает, что человек обдумал, принял решение и сказал своё мнение. Если кто-то не согласен, хорошо, вот, пускай человек другой скажет своё мнение. И опять они обдумывают, и потом принимают какое-то решение, если они начинают… Ну, могли немножко пообсуждать, но когда это принимает такой запущенный оборот, и это потом уводит в строну, там, какой-то [смеется] крайний находится в результате всех этих бесед. Это уже про праджалпа.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Должен думать, зачем ты этот разговор затеял, вот на эту профессиональную тему? Какой смысл этого разговора? Постоянно думаешь, что ум не уйдет в сторону.

Вопросы о специях

00:24:09 [Из зала] А вот сегодня тема была ещё насчет специй. Три вида специй существует… [неразборчиво], то у меня температура повышается, то ещё что-то. То есть какие-то специи, они обладают какими-то качествами все равно?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. То есть, может специя благости у человека плохо перевариваться какая-то, и она вызовет у него состояние невежества. Поэтому я вам предложил, как бы, вариант, как проверять для себя специи с помощью запаха на лекциях в Омске. И там же разбирались, какие специи в благости, какие нет. Также у меня есть методичка по всем продуктам, какие продукты какими качествами характера обладают конкретно. Вы можете просто её себе взять и изучать самостоятельно. Да, мы занимаемся бизнесом, продаем методички. (смеется) У нас сейчас нет, вот, но мы, если вам понадобится, будут заказы — мы напечатаем, и будем распространять.

00:25:26 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Лучше сладкими. Можно, но если, в том случае, если у детей страдает пищеварение. Лучше сладкими специями, потому что у детей, у них, как бы, пищеварение больше в благости находится, пищеварение. Они любят больше сладкое, они любят больше фрукты, они любят больше молочное, это продукты гуны благости. И поэтому специи им тоже только благостные нужны. И даже они любят крупы только в благости. Пшеницу, рис, в основном, дети любят, кукурузу. Это все в благости, как бы. Поэтому надо учитывать особенности организма. Так как ребенок сам, сознание у него находится в тамасе, а ему надо развиваться, то ему требуется очень много благости. Поэтому он воспринимает только все в состоянии радости, когда ему говорят родители. То есть гуны, в гуне благости когда с ним общаются, он все воспринимает. Когда в невежестве с ним общаются, он не воспринимает. Потому что он питается этой благостью, без благости невозможно расти и развиваться невозможно. И он питается продуктами благости, потому что у него растет организм. Он питается весь день, потому что у него весь день растет. Если же мы начинаем весь день питаться продуктами благости, то есть сладкое едим весь день и сладкие специи весь день добавляем, то у нас тоже организм расти начинает, только вширь, а не в высоту. [смеется вместе с залом] В этом заключается разница.

00:26:54 [Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, вот детям как раз нужно смешивать молоко с другими продуктами, как Прабхупада описал. «От того, что мы смешиваем молоко с другими продуктами, в этих продуктах повышается гуна благости». Это в Бхагавад-гите есть такое высказывание.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, конечно. Только не надо при этом смешивать овощи с фруктами. Если вы смешали овощи с фруктами, и с ними ещё молоко, то это как бы [неразборчиво] (смеется с залом).

00:27:34 [Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Но ведь есть… Правильно. В Индии, кстати, преобладает гуна страсти, потому люди очень сильно чили любят. Но это не значит, что оно способствует духовному прогрессу. Вот. Что касается остроты, то существуют многие острые специи, которые находят преимущество в гунах благости. Это имбирь, мускатный орех. Вот. Потом тот же черный перец, у него достаточно много гуны благости. Ну, то есть можно сделать чатник без чили. То есть однозначно. Есть много специй острых, которые… то есть, я просто сказал против Чили, не против острых специй. Надо, как бы, разграничить эти две вещи. Я против красного перца и чили. Последний вопрос.

00:28:41 [Из зала] Сказано, что [неразборчиво о посте]
[Торсунов О.Г.] Очень хороший вопрос. Существует 2 праздника – это Радхаштами и Джанмаштами. и Шукадева Госвами в Падма-пуране по поводу этих двух праздников так сказал: «Люди, люди, люди, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами. И вы несомненно получите великое благо». Это означает, что здесь надо выбросить все теории. Вот, можно обожраться на следующий день, нет проблем. Просто, в этом случае надо просто поститься, и все. Вот в этих двух случаях, как бы. По крайней мере, это авторитетные слова Шукадева Гасвами, что в этих двух случаях надо поститься обязательно, сухой пост держать.
[Из зала] Сухой?
[Торсунов О.Г.] Да. Ну, по крайней мере, пост, хотя бы с водой. Ну, то есть он предложил, как можно сильнее поститься в эти дни.

00:30:11 Харе Кришна, спасибо большое.

транскрибирование:


Анастасия Будашева


| Георгиевск
| Россия

| 03 января 2012

«Простите меня, фанатичные кришнаиты»

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж подчеркивает, что подробно процесс практики, то есть, медитации, описан только в школе йоге и предлагает нам воспользоваться рядом йогических советов. Прежде всего, использовать во время джапа-медитации классическую асану йоги сиддхасану, которая образует очень мощный замок внизу и позволяет энергии течь вверх. Благодаря этому намного легче привести ум в нужное состояние (то есть сделать так, чтобы он, наконец, замолчал). Именно в сиддхасане изображаются все ачарьи прошлого.

Опыт применения: Сидение с прямой спиной в сиддхасане позволяет энергии свободно течь по центральному каналу, поднимаясь, тем самым, с нижних центров на уровень верхних чакр. Многие преданные зачастую отказываются от таких поз, аргументируя болью в спине или в коленях. Опытные йоги советуют: если нет возможности сесть в сиддхасану, нужно сесть в обычную сукхасану (поза со скрещенными ногами). При этом, обязательно нужно сесть не просто на пол, а на болстер или валик так, чтобы колени были на одном уровне с подвздошными косточками, тогда не будет проблем с коленями, да и спина останется абсолютно прямой.

Я так хочу, чтобы джапа не кончалась…

Махарадж советует воздержаться от раскачиваний во время чтения мантры. Любое качание тела качает также и ум. Качание помогает погрузиться в поток ума и плыть вместе с ним, в то время как необходим, наоборот, воспарить над умом. Кроме того, настоящая медитации возможна, когда человек расслаблен.

«Настоящая медитация — когда человек смотрит на часы и думает, хоть бы это никогда не кончалось»

Е.М. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Опыт применения: На самом деле, в чем-то нам намного проще, чем йогам, медитационный опыт которых мы используем. Им ведь нужно не просто сидеть неподвижно, а еще и молчать, в то время как мы можем занять свой язык повторением Святого имени. При небольшом усилии ум обязательно последует за языком и сидеть неподвижно будет нетрудно.

Преданный Господа Шри Кишны

«Громкое взывание к Кришне называется бхакти»

В киртане нужно перекричать свой ум, петь громко. А джапу нужно повторять быстро, удерживая зрительный образ Маха-мантры перед внутренним взором. Все преданные, кто повторяет лакх и больше, пользуются именно этой техникой. Нужно представить перед глазами ясно написанную Махамантру и сохранять этот образ внутри на протяжении всей медитации. Главное, чтобы в ней были все слова, при этом, возможно, что сами слова вы не сможете разобрать.  По этой технике один круг прочитывается за 4-4,5 минуты.


Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Caterpillar c9 руководство по ремонту pdf
  • 4 с хвостиком капли для собак инструкция
  • Инструкция по работе с мультиметром dt9208a
  • Антихрущ для картофеля инструкция по применению
  • Нимесулид таблетки для чего применяют инструкция по применению взрослым