Руководство к лабораторным занятиям по биологии читать онлайн

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УГЛИЧСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Руководство к лабораторным и практическим занятиям по общей биологии

для студентов1-го курса

Форма обучения очная

Углич, 2016

Составитель: Уткина И.Н., преподаватель методической цикловой комиссии естественно-математических дисциплин Угличского индустриально-педагогического колледжа

Общая биология: Руководство к лабораторным и практическим занятиям для студентов 1 курса Угличского индустриально-педагогического колледжа. Составитель Уткина И.Н. Углич, 2016, 20 с.

Пособие по курсу «Общая биология» составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой для студентов 1 курса Угличского индустриально-педагогического колледжа. Руководство содержит в себе перечень лабораторных и практических работ, вопросы для самоконтроля и библиографический список.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………… 4

Требования к занятиям по курсу общая биология ……………………………… …………5

Требования к оформлению альбома……………………………………………….…………5

Тема 1. Микроскоп …………………………………………………………………………. 6

Занятие 1. Устройство микроскопа и работа с ним………………………. ………… 6

Тема 2. Строение растительной и животной клетки ……………………………………… 6

Занятие 2. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание………………………………………………….. ………….6

Тема 3. Деление клетки. Митоз ………………………………………………… …………. 8

Занятие 3. Митоз в клетках корешка лука ………………………………………….. 8

Тема 4. Химический состав клетки …………………………………………………………….. 8

Занятие 4. Каталитическая активность ферментов в живых клетках………………8

Тема 5. Способы размножения живых организмов……………………………………….. 8

Занятие 5. Способы бесполого размножения организмов………………………….. 8

Занятие 6. Строение половых клеток……………………………………………………… 9

Тема 6. Основы генетики …………………………………………………………………… 9

Занятие 7. Решение генетических задач. Составление родословной………………..9

Тема 7. Основы селекции……………………………………………………………..……..10

Занятие 8. Изучение фенотипов местных сортов растений……………………..….. 10

Занятие 9. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии ……………………………………………………………………………..…10

Тема 8. Вид. Критерии вида…………………………………………………………..……. 11

Занятие 10. Критерии биологического вида……………………………………..….. 11

Занятие 11. Описание вида по морфологическому критерию…………………..…. 11

Занятие 12. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания………… 13

Тема 9. Эволюционная теория…………………………………………….……………….. 14

Занятие 13. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства…………………….………………………………….…….. 14

Тема 10. Возникновение и развитие жизни на Земле………………….…………………. 14

Занятие 14. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни………… 14

Занятие 15. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека ………..14

Тема 11. Экосистемы …………………………………………………………………………14

Занятие 16. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)………14

Занятие 17. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях

(аквариум) ………………………………………………………………………………………15

Занятие 18. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности ……………………………………………………………………………………… 15

Занятие 19. Решение экологических задач …………………………………………… 16

Занятие 20. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.17

Тема 11. Биосфера ………………………………………………………………………………17

Занятие 21. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения……………………………………17

Приложение. Вопросы к семинарским занятиям……………………………………………..18

Библиографический список ……………………………………………………………………20

Пояснительная записка.

Руководство к лабораторным и практическим занятиям по общей биологии. Предназначено для студентов 1 курса Угличского индустриально-педагогического колледжа специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01. Физическая культура, 44.02.01 Дошкольное образование, 43.02.10 Туризм, 09. 02. 01 Компьютерные системы и комплексы.

Руководство составлено в соответствии с требованиями ФГОСТ и количеством часов, отведенных на лабораторный практикум учебной программой.

Учебно-методическое пособие содержит описание лабораторных и практических работ, которые знакомят студентов с оптическими приборами, развивают навыки биологических исследований: наблюдение за явлениями и структурами, проведение сравнительного анализа. Оно знакомит с методами изготовления временных микропрепаратов, учит выявлять черты сходства и различия среди живых организмов, выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений, проведение каталитических реакций в живых клетках и многое другое.

В руководство к лабораторным и практическим занятиям включены работы, которые не только обеспечат подготовку учителя-биолога к проведению уроков биологии, но и расширят его знания и обогатят навыки для преподавания углубленной программы, а также в кружках, на факультативах.

Требования к занятиям по курсу общая биология

При изучении курса студенты должны:

  1. Усвоить теоретический материал курса.

  2. Знать правила работы с микроскопом и правильно применять их на практике.

  3. Освоить методику временных препаратов.

  4. Уметь отличать растительную клетку от животной.

  5. Вычерчивать схемы молекул белка, ДНК, РНК, АТФ, схемы редупликации ДНК.

  6. Наблюдать процесс митоза на готовом препарате, наблюдение половых клеток на готовом препарате.

  7. Знать сущность биологических процессов.

  8. Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

  9. Выявлять изменчивости организмов, приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

  10. Освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях.

  11. Использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии.

  12. Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

  13. Правильно оформлять отчетную документацию (альбом, индивидуальную работу).

Требования к оформлению альбома

Для оформления лабораторных и практических работ лучше всего использовать альбом (размер 20 на 30), который является документом для сдачи экзамена и зачета. На титульном листе обязательно указать название специальности, курса, фамилию и инициалы студента, группу.

В альбоме записываются число, тема занятия и названия, цели и оборудования работ. Рисунки должны быть выполнены простым карандашом средней мягкости. Средством изображения являются линии и токи. Цветной карандаш используют после того, как рисунок выполнен простым карандашом, и лишь в тех случаях, когда цвет добавляет информации к рисунку, подчеркивает важные морфологические структуры.

Все рисунки размещаются на странице альбома слева, с правой стороны делаются подписи к ним простым карандашом. Схемы и таблицы вычерчиваются по середине страницы альбома. Каждая работа выполняется на отдельном развороте альбома. Очень важны аккуратность и четкость в выполнении работ. Все лабораторные и практические работы должны быть закончены на занятии и сданы преподавателю.

Тема 1. Микроскоп

Занятие 1. Устройство микроскопа и работа с ним

Цель занятия: Познакомиться с устройством биологического микроскопа и освоить правила работы с ним.

Оборудование: Биологический микроскоп, таблицы, методические пособия.

Ход работы:

Работа 1. Части микроскопа и их назначение

Пользуясь дополнительной литературой, методическими пособиями, таблицами, наглядным пособием, изучить устройство микроскопа. Найти механические и оптические части микроскопа. Зарисовать его и подписать его основные части.

Работа 2. Изучение правил работы с микроскопом

Изучить правила работы с микроскопом.

Правила работы с микроскопом.

  1. Работать с микроскопом следует сидя.

  2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр и зеркало.

  3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края парты. Во время работы его не сдвигать.

  4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.

  5. С помощью макровинта поднять объектив, установит малое увеличение (8х) в его рабочее положение на высота 1,5 см от предметного столика.

  6. Установит в рабочее положение вогнутую поверхность зеркала, повернуть его к источнику света и найти его максимально освещенное поле зрения микроскопа.

  7. На предметный столик поместить микропрепарат, закрепить его клеммами.

  8. Глядя в объектив, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение.

  9. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, чтобы не поцарапать фронтальную линзу объектива, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Тема 2. Строение растительной и животной клетки

Занятие 2. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание

Цель занятия: Рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом, вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: готовые микропрепараты растительной, животной, грибной клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Работа 1. Изучение готовых микропрепаратов растительной, животной и грибной клеток

Ход работы:

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительной, животной и грибной клеток. Зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клеток. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп. Сравните строение этих клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

  2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

  3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

Работа 2. Изучение строения растительной клетки на примере клетки чешуи лука

Цель работы 2: Изучить общий план строения клетки, овладеть: методикой изготовления временных микропрепаратов, правилами исполнения биологического рисунка

Цель работы: Приготовить временный препарат кожицы чешуи лука, рассмотреть ее под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, луковица, йод, салфетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, предметные и покровные стекла, пипетка, стакан с водой.

Ход работы:

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло. Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи луковицы лука. Положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода, осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом. Рассмотрите приготовленный вами препарат. Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Зарисуйте группу клеток. Обратите внимание на взаимное расположение клеток. Плотно ли они прилегают друг к другу? Рассмотрите клетки при большем увеличении (объектив на 40), найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Работа 3. Изучение строения животной клетки на примере эпителиальной ткани – клетки слизистой ротовой полости

Цель работы: Приготовить временный препарат эпителиальной ткани, рассмотреть ее под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, чайная ложка, салфетка, фильтровальная бумага, предметные и покровные стекла, пипетка, стакан с водой, водный раствор синих чернил.

Ход работы:

Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней поверхности щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покровным стеклом. Рассмотрите приготовленный вами препарат. Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Зарисуйте группу клеток. Подпишите основные части клетки, видимые в микроскоп.

Работа 4. Изучение строения грибной клетки

Цель работы: Приготовить и изучить строение грибной клетки, рассмотреть ее под микроскопом.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, препарат дрожжевых грибов.

Ход работы:

Приготовьте микропрепарат дрожжевых грибов. Под микроскопом рассмотрите его, а также готовый микропрепарат клеток гриба. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в альбомах и обозначьте видимые в электронный микроскоп органоиды. Оформите результаты своей работы.

Задание для самостоятельной работы: По результатам выполненных лабораторных работ, сравните между собой клетки, результаты сравнения занесите в таблицу.

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

Животная

Грибная

Сделайте выводы из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных, животных организмов и грибов (Письменно).

Тема 3. Деление клетки. Митоз

Занятие 3. Митоз в клетках корешка лука

Цель занятия: Приобрести знания о митозе, как одном из видов деления клетки, этапах митотического цикла, биологическом значении митоза. Получить возможность к развитию умений и навыков объяснять процессы, происходящие на определенных фазах митоза, проводить исследования фаз митоза с помощью микроскопа, сопоставлять и сравнивать стадии жизненного цикла клетки. Анализировать и делать выводы о биологической роли митоза в жизнедеятельности организмов.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Митоз в клетках корешка лука».

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»

  2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.

  3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Название стадии

Особенности стадии

Рисунок

4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.

Тема 4. Химический состав клетки

Занятие 4. Каталитическая активность ферментов в живых клетках

Цель работы: Выявить каталитическую функцию белков в живых клетках.

Оборудование: перекись водорода, сырой и вареный картофель.

Ход работы:

  1. В две пробирки налейте перекись водорода.

  2. В первую пробирку поместите сырой картофель.

  3. Во вторую пробирку поместите вареный картофель.

  4. Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.

Перекись водорода и сырой картофель

Перекись водорода и вареный картофель

  1. Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.

Тема 5. Способы размножения живых организмов

Занятие 5. Способы бесполого размножения организмов

Цель работы: Выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.

Оборудование: гербарии растений и живые объекты растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.

  2. Предложите способы бесполого размножения этих растений.

  3. Заполните таблицу.

Название растения

Способы бесполого размножения

1

Земляника

2

Лук репчатый

3

Традесканция

4

Фиалка

5

Пырей ползучий

6

Картофель

7

Георгин

4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.

Занятие 6. Строение половых клеток

Цель работы: Выявить отличительные особенности строения половых клеток.

Оборудование: готовые микропрепараты половых клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.

  2. Заполните сравнительную таблицу.

Признаки

Сперматозоид

Яйцеклетка

Строение и форма

Подвижность

Запас питательных веществ

Размер

Численность

Набор хромосом

3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.

Тема 6. Основы генетики

Занятие 7. Решение генетических задач. Составление родословной

Цель работы: Закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.

Ход работы:

1. Решите задачу на дигибридное скрещивание.

Условие: Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение.

Определить: а) генотипы всех трех членов семьи;

б) рождение каких детей можно ожидать в этой семье.

2. Составьте свою родословную.

3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.

Тема 7. Основы селекции

Занятие 8. Изучение фенотипов местных сортов растений

Цель работы: Расширить знания о задачах современной селекции.

Оборудование: пакетики семян различных сортов томатов

Ход работы:

1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.

2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.

Особенности сорта

1

2

Фенотипические признаки

Требования к почве

Сроки созревания

Агротехника

Вкусовые качества

Урожайность

Сохранность и транспортабельность

Устойчивость к болезням

3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.

Занятие 9. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Цель работы: Провести анализ развития некоторых исследований в биотехнологии.

Оборудование: теоретический материал по теме

Ход работы:

Работа 1. Изучите теоретический материал по теме «Биотехнология – это…» и заполните таблицу:

Вид биотехнологии

Цель данного направления

Краткий обзор проблемы

Работа 2. Изучите теоретический материал по теме «Клонирование – это…» и заполните таблицу:

Вид биотехнологии

Цель данного направления

Краткий обзор проблемы

Сделайте выводы об этических проблемах биотехнологии.

Тема 8. Вид. Критерии вида

Занятие 10. Критерии биологического вида

Цель работы: На конкретных примерах научиться распознавать некоторые критерии вида и определять виды.

Оборудование: гербарные экземпляры видов растений (лютики, герани или фиалки), относящихся к одному роду, самодельные карточки, содержащие краткий определитель, информацию о среде обитания, физиологических особенностях и распространении конкретных видов растений.

Ход работы:

Определите выданные вам виды растений, запишите в таблице название вида, который вы определили, и его номер на гербарном листе.

Прочитайте в карточке сведения о среде обитания вида и дайте характеристику экологического критерия.

Найдите сведения о сроках размножения, цветения и раскройте физиологический критерий.

Найдите в карточке сведения об ареале вида и составьте описание его географического критерия.

Результаты работы по каждому пункту занесите в таблицу.

Вид растения

Морфологический критерий

Экологический критерий

Физиологический критерий

Географический критерий

Сделайте вывод о критериях, которыми вы руководствовались при определении видов.

Занятие 11. Описание вида по морфологическому критерию

Цель работы: Обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений одного рода.

Ход работы:

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Вариант 1.

Признаки

Растение № 1

Растение № 2

Растение № 3

1

Род

род Тополь (~ 90 видов) сем. Ивовые

2

Виды растений

Тополь чёрный

Тополь дрожащий или осина обыкновенная

Тополь пирамидальный

3

Стебель (прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий).

4

Лист:

а) простой или сложный (какой?);

б) длина листовой пластинки

в) жилкование (параллельное, дуговое, сетчатое);

г) листорасположение

д) форма края листовой пластинки (цельный, зубчатый, пильчатый, городчатый).

5

Цветок, соцветие

6

Плод

Вариант 2. Берёза повислая (бородавчатая, плакучая), Берёза карликовая.

Вариант 3. Сосна обыкновенная, Сосна сибирская кедровая (или сибирский кедр).

Вариант 4. Фикус Бенджамина, Фикус каучуконосный, Фикус Барок

Ответьте на вопросы. Сформулируйте вывод.

  • Какой критерий называется морфологическим?

  • По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

  • Скрещиваются ли они?

  • Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

  • Что такое вид?

Занятие 12. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Цель работы: Научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы:

  1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

  1. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

Тема 9. Эволюционная теория

Занятие 13. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства

Цель работы: Познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы:

1.  Проанализируйте учебное пособие и дополнительную литературу по теме «Эмбриология».

2.  Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

3.  Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Сделайте вывод.

Тема 10. Возникновение и развитие жизни на Земле

Занятие 14. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Цель работы: Знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы:

Проанализируйте учебное пособие и дополнительную литературу по теме «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле». Заполнить таблицу:

Теории и гипотезы

Сущность теории или гипотезы

Доказательства

Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

Сделайте вывод.

Занятие 15. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Цель работы: Познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы:

1. Проанализируйте учебное пособие и дополнительную литературу по теме «Гипотезы происхождения человека».

2. Заполнить таблицу:

Ф. И.О. ученого или философа

Годы жизни

Представления о происхождении человека

Анаксимандр

Аристотель

К. Линней

И. Кант

А. Н.Радищев

А. Каверзнев

Ж. Б.Робине

Ж. Б.Ламарк.

Ч. Дарвин.

3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Сделайте вывод.

Тема 11. Экосистемы

Занятие 16. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.

Ход работы:

1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около1 0%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Вывод: Что отражают правила экологических пирамид?

Занятие 17. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Цель работы: На примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы:

Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты). Составьте пищевые цепи в аквариуме. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если: падают прямые солнечные лучи; в аквариуме обитает большое количество рыб.

Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Занятие 18. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Цель работы: Выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы:

1. Проанализируйте учебное пособие и дополнительную литературу по теме «Агроценозы».

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем».

Признаки сравнения

Способы регуляции

Видовое разнообразие

Плотность видовых популяций

Источники энергии и их использование

Продуктивность

Круговорот веществ и энергии

Способность выдерживать изменения среды

3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Занятие 19. Решение экологических задач

Цель работы: Создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

Ход работы:

Решение задач.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода «пройдет» через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Занятие 20. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Цель работы: Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы:

Рассмотреть карты-схемы территории г. Углич в разные годы. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Сделайте вывод.

Тема 11. Биосфера

Занятие 21. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения

Цель работы: Познакомить студентов с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы:

Проанализируйте учебное пособие и дополнительную литературу по теме «Основные экологические проблемы современности». Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения экологических проблем

Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

Сделайте вывод.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

СЕМИНАР № 1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

  1. Основные свойства живых существ.

  2. В чем состоит специфическая организация живых существ.

  3. Методы изучения клетки. Клеточная теория.

  4. Неорганические вещества клеток.

  5. Углеводы и жиры.

  6. Строение и функции белков.

  7. Строение и значение нуклеиновых кислот.

СЕМИНАР № 2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ

  1. Опишите основные стадии обмена веществ.

  2. Каковы стадии энергетического обмена.

  3. Фотосинтез: основные этапы и биологическое значение.

СЕМИНАР № 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

  1. В чем сущность процессов репликации и транскрипции.

  2. Свойства генетического кода.

  3. Опишите процесс трансляции.

СЕМИНАР № 4. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ.

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ, БАКТЕРИЙ. ВИРУСЫ

  1. Строение клеточной мембраны.

  2. Строение ядра.

  3. Строение цитоплазмы.

  4. В чем состоят отличия клеток растений?

  5. Особенности клеток грибов.

  6. Вирусы.

СЕМИНАР № 5. РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТКИ. ОНТОГЕНЕЗ

  1. Клеточный цикл.

  2. Основные фазы митоза.

СЕМИНАР № 6. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

  1. Мейоз.

  2. Геметогенез у животных.

  3. Необычные формы полового размножения у животных.

  4. Гаметогенез и двойное оплодотворение у растений.

СЕМИНАР № 7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

И ОНТОГЕНЕЗ

1. Главные стадии эмбрионального развития.

СЕМИНАР № 8. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

  1. Работы Т. Моргана и его школы.

  2. Взаимодействия генов.

  3. Генетика пола. Основные положения хромосомной теории наследственности.

  4. Основные методы генетики человека.

СЕМИНАР № 9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ

  1. Различия между наследственной и ненаследственной изменчивостью.

  2. Модификационная изменчивость.

  3. Мутационная изменчивость. Типы мутаций.

  4. Комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

СЕМИНАР № 10. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

  1. Задачи и методы селекции.

  2. Селекция растений.

  3. Селекция животных. Методы селекции микроорганизмов.

  4. Генная инженерия и селекция.

СЕМИНАР № 11. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

  1. Какие три группы факторов лежат в основе эволюции.

  2. Дайте определение естественному отбору.

  3. Перечислите основные группы доказательств в пользу эволюции живого.

СЕМИНАР № 12. ПОНЯТИЕ ВИДА. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ

  1. Перечислите основные критерии, характеризующие вид. Почему нельзя пользоваться только одним критерием?

  2. Какие эволюционные факторы влияют на процессы микроэволюции?

  3. Какие формы естественного отбора вам известны?

СЕМИНАР № 13. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

  1. В чем состоит суть понятий биологический прогресс и регресс?

  2. Каковы пути биологического прогресса согласно Северцову?

  3. На какие эры разделяют ученые геологическую историю Земли?

СЕМИНАР № 14. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

  1. Какие основные теории происхождения жизни вам известны?

  2. В чем суть теории академика Опарина?

  3. В чем состоят основные этапы эволюции человека?

Библиографический список

Основные источники

  1. Константинов В. М. Биология: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. – М., 2011.

  2. Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 класс.» Учебник для общеобразовательных учреждений — М., Дрофа. 2008г, Рабочая тетрадь.

  3. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – 2006.

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.

  2. Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов. Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

  3. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  4. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.

  5. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  6. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2008.

  7. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  8. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

  9. Туникин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебное пособие для начального профессионального образования: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М., 2004.

  10. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. 1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. — М.: Вентана-Граф, 1997. — 240с.;

  2. 2) Биология: школьный курс. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 576 с.: ил,- («Универсальное учебное пособие»),

  3. 3) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж­дений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. ~ М.: Просвещение, 2002-(Проверь свои знания);

  4. 4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. — М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. – 98год.

20

Руководство к лабораторным занятиям по биологии и экологии

Здесь можно скачать «Руководство к лабораторным занятиям по биологии и экологии», год 2020 в формате fb2 полную версию бесплатно без регистрации и SMS, а
также читать онлайн книгу на сайте ПараКниг (paraknig.me)

Рейтинг

Содержание книги — Руководство к лабораторным занятиям по биологии и экологии Чебышев Николай Васильевич

Руководство к лабораторным занятиям по биологии и экологии — описание и краткое содержание, автор Чебышев Николай Васильевич, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки
paraknig.me

Руководство соответствует новой учебной программе медицинских вузов и составлено с учетом конкретной специализации. Каждое занятие содержит общие и конкретные задачи по теме, задания по самоподготовке, а также для работы в аудитории с контролем исходного и итогового уровня знаний. Рисунки, схемы и важные для медицинской практики ситуационные задачи помогают лучше усвоить материал занятий и закрепить усвоенное.Для студентов медицинских вузов.

Чтобы оставить свою оценку и/или комментарий, Вам нужно войти под своей учетной записью или зарегистрироваться

Медицинская паразитология. Учебник

i

Учебник написан в соответствии с профессиональной образовательной программой по биологии, а также федеральными государственными образовательными стандартами по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» для учащихся средних медицинских профессиональных учебных заведений. Рассмотрены биологические, эпидемиологические особенности, патогенное значение, диагностика и профилактика паразитарных болезней. Представленный материал трактуется с позиций современных достижений науки и практики….

Биология. Пособие для поступающих в вузы. В 2-х частях. Часть 1

i

Данный курс биологии написан с учетом современных научных достижений и уровня знаний, необходимого для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз. В данный том вошли разделы «Биология клетки», «Генетика и онтогенез», «Зоология». Особое внимание обращено на органичную связь всех биологических дисциплин. В книге имеется большое количество иллюстраций, схем и таблиц. Четкость и доступность изложения делают возможным самостоятельное изучение предлагаемого материала. В конце каждого раздела…

Биология. Пособие для поступающих в вузы. В 2-х частях. Часть 2

i

Данный курс биологии написан с учетом современных научных достижений и уровня знаний, необходимого для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз. В данный том вошли разделы «Ботаника», «Анатомия и физиология» и «Эволюция и экология». Особое внимание обращено на органичную связь всех биологических дисциплин. В книге имеется большое количество иллюстраций, схем и таблиц. Четкость и доступность изложения делают возможным самостоятельное изучение предлагаемого материала. В конце каждого раздела…

Биология: Пособие для поступающих в вузы: В 2 томах (комплект из 2 книг)

i

Данный курс биологии написан с учетом современных научных достижений и уровня знаний, необходимого для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз. В первый том вошли разделы «биология клетки», «генетика и онтогенез», «зоология», во второй том —»ботаника», «анатомия и физиология» и «эволюция и экология». Обращено внимание на органичную связь всех биологических дисциплин. Четкость и доступность изложения делают возможным самостоятельное изучение предлагаемого материала. В книге имеется большое…

Эхинококкоз органов грудной полости

i

В монографии представлены данные о фундаментальных исследованиях по эхинококкозу органов грудной полости. В нее включены результаты экспериментальных и клинических исследований, выполненных авторами, учеными двух поколений в течение 40 лет (1960-2000). Использованы данные мировой литературы в Internet за последние годы (1996-2001). Впервые в клинических условиях нашли широкое применение препараты тодикамп и чеблин-СК-1.Издание можно использовать в качестве стандарта при оформлении кандидатских и…

Essential medical biology. Vol. I. Cell biology

i

The textbook «Cell Biology» has been created by the composite authors of the department of Biology and General Genetics of the First Moscow State Medical University (Sechenov University) according to Biology course for medical students.The authors used only up-to-date information on cell biology. The manual covers materials on cytology, taking into account the latest achievements in this field of biology. They are based on a long-term experience of teaching theoretical and practical course of…

99 секретов биологии

i

В этой книге спрятано 99 секретов биологии. Откройте ее и узнайте о том, как устроены растения и животные, человек, а также крошечные обитатели микромира. Картинки, фото и схемы вещей «в разрезе» покажут вам, как что устроено. Забавные и простые тексты расскажут о том, как будут выглядеть будущие люди, почему улыбка дана не всем живым существам, зачем животным Австралии сумки, сколько килограммов микробов живет внутри человека. Да здравствует наука без занудства и непонятных терминов!

Биология. История, теории и практики

i

Статьи для издания подготовили Ричард Битти, редактор и составитель словарей, специализирующийся на биологии и истории науки; Леон Грей, зоолог и научный редактор изрядного количества научно-популярных книг; доктор Джен Грин, автор книг о природе, окружающей среде и по географии; Тим Харрис, автор детских книг о живой природе; Том Джексон, популяризатор науки с большим стажем; Роберт Шеддон, научный редактор.

Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

i

Как говорит знаменитый приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем — и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад. В книге автор поэтапно — можно сказать, в хронологическом разрезе — и очень подробно рассматривает огромное количество факторов, влияющих на наше поведение. Как работает наш мозг? За что отвечает миндалина, а за что нам…

Биология за 30 секунд

i

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — знаменитый русский баснописец. Мы все выросли на его баснях и часто их вспоминаем, узнавая себя в Стрекозе и Муравье, Лисице с зеленым виноградом, Мартышке с очками и других персонажах. Эти сюжеты не могут устареть, потому что взяты из жизни. Недостатки, присущие человеческой природе, Крылов показывает с добродушной иронией. Благодаря литературному таланту автора эти поучительные истории обязательно понравятся юным читателям.

Биология для каждого образованного человека

i

Биологию по праву можно считать одной из самых древних наук, потому что человек начал собирать сведения об окружающем мире задолго до развития культуры и письменности. Без знания ее основ в настоящее время не обойтись ни одному образованному человеку, ведь с ее помощью мы в буквальном смысле узнаем самих себя и наше место в системе этого необъятного и красочного мира. На страницах этой книги вы найдете ответы на важнейшие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, а также познакомитесь с…

Кто мы и как сюда попали

i

Американский генетик Дэвид Райх – один из главных революционеров в области изучения древней ДНК, которая для понимания истории человечества оказалась не менее важной, чем археология, лингвистика и письменные источники. В своей книге Райх наглядно показывает, сколько скрытой информации о нашем далеком прошлом содержит человеческий геном и как радикально геномная революция меняет наши устоявшиеся представления о современных людях. Миграции наших предков, их отношения с конкурирующими видами,…

Руководство к практическим занятиям по биологии

Руководство к практическим занятиям по биологии

Руководство к практическим занятиям по биологии

Санкт-Петербург

Место издания

О произведении

Ответственность

[Никитин Александр Федорович и др.] ; под ред. А. Ф. Никитина

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Руководство к практическим занятиям по биологии». Книга была издана в 2015 году.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Папилок плюс инструкция по применению цена отзывы
  • Мультиплекс инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Booms box portable wireless speaker инструкция на русском
  • Препарат урсосан форте инструкция по применению
  • Кастрюля минутка ссср инструкция по применению