Руководство к практическим занятиям по биохимии скачать

ГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОСЗДРАВА

Руководство

К практическим

по биохимии

Учебное пособие в 2-х частях

Часть II

Хабаровск 2006

В.В. Поступаев, Е. Г. Рябцева, 3. М. Литонян, С. В. Кузнецова

РУ К О В О Д С Т В О

КПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОХИМИИ

Учебное пособие в 2-х частях Часть II

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 040100 — Лечебное дело, 040200 — Педиатрия

Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета

Хабаровск

2006

УДК 612.015.(075.8) ББК 28.072. я 73

Р851

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

профессор Е. А. Бородин — заведующий кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии; профессор Ф. X. Камилов — заведующий кафедрой биохимии Башкирского государственного медицинского университета

Поступаев В. В., Рябцева Е. Г., Литонян 3. ML, Кузнецова С, В.

Р851 Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебное пособие!.

В2-х частях — Ч. II. — Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2006. -104 с.

ISBN 5-85797-082-2

Вучебном пособии представлен материал по химии простых и сложных белков, ферментов, энергетическому обмену, метаболизму углеводов, липидов, белков, механизмам их регуляции, особенностям метаболизма отдельных органов и тканей. Имеются графы логических структур, схемы, отражающие взаимосвязь изучаемых элементов. Предлагаются задания, включающие работу с метаболическими картами, отпеты на вопросы, тесты и эталоны ответов к ним.

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки к лабораторным занятиям и коллоквиумам по биохимии, а также для аудиторной самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов.

УДК 612.015 (075.8) ББК 28.072 я 73

ISBN 5-85797-082-2

© Издательство Дальневосточного

Государственного медицинского

Университета, 2006

© Коллектив авторов, 2006

П Р Е Д И С Л О В И Е

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки студентов к лабораторным занятиям и коллоквиумам по биохимии, а также для аудиторной самостоятельной работы. Разработки представлены с; учетом требований программы, а также нашего опыта преподавания этой дисциплины. Flo каждой теме сформулирована цель занятия и указан объем теоретического материала, который необходимо изучить и проработать.

По каждой теме приведена литература — основная (учебники. практикум) и дополнительная, которая может быть использована при подготовке рефератов (УИРС) и как справочный материал. По ряду занятий представлены разработки лабораторных работ, кото­ рые традиционно проводятся на нашей кафедре. При подготовке к занятиям студент должен ознакомиться с принципом (химизмом) со­ ответствующего метода исследований, а также ответить на предло­ женные контрольные вопросы и выполнить ряд упражнений (чаще всего — завершить метаболическую схему или заполнить таблицу). Для контроля усвоения темы предлагаются вопросы и задачи, а также тестовые задания, эталоны ответов к которым помещены в конце брошюры.

Студенту рекомендуется вести записи (кроме конспекта лекций) в двух тетрадях. Первая тетрадь предназначена для оформления протокола лабораторной работы. Здесь необходимо отметить на­ звание работы, цель занятия, принцип метода, порядок выполнения работы (кратко), результат проведенного анализа и сделать выво­ ды, объясняющие полученные данные. Вторая тетрадь — это альбом метаболических карт, схем, графиков, которые студент зарисовыва­ ет к каждому занятию согласно методическим указаниям. Схемы лучше выполнять в цвете, выделяя важнейшие узловые звенья об­ менных процессов. По поводу каждого рисунка необходимо сделать резюме — краткий вывод. К концу занятия студент обязан предста­ вить преподавателю протокол работы, альбом и ответы на кон­ трольные упражнения.

Цель предлагаемого учебного пособия: научить студент обращать внимание на главные закономерности метаболизма, уметь пользоваться метаболическими схемами, знать важнейшие биохимические нормативы и правильно трактовать биохимические сдвиги в организме.

3

РАЗДЕЛ I: ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ

Занятие 1. Особенности работы в биохимической лаборатории

Мотивация: Знание назначения и принципа построения калибро­ вочного графика необходимо для определения концентрации раз­ личных веществ в биологических объектах.

Цель занятия: Ознакомиться с предметом и задачами биохимии, с оборудованием биохимической лаборатории и инструкциями по тех­ нике безопасности. Научиться работать на фотоэлектроколориметре, строить калибровочный график.

Студент должен:

Знать

Уметь

1.

Порядок

работы,

правила

1. Оказать медицинскую помощь

техники

безопасности

в био­

при несчастных случаях (ожог

химической лаборатории, ме­

кислотный

или

щелочной,

ры медицинской помощи при

термический ожог и др.).

несчастных случаях.

2.

Работать на

фотоэлектроко-

2.

Оборудование

биохимиче­

лори метре.

ской лаборатории (химиче­

3.

Построить.

калибровочный

ская посуда, приборы, биоло­

график и применить его для

гические объекты и др.).

определения

концентраций

3.

Принцип

построения

калиб­

окрашенного раствора.

ровочного графика.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

Вопросы

Где изучались

1.

Правила техники безопасности

Кафедра общей химии,

в химической лаборатории.

кафедра органической

химии

2.

Оборудование химической

Там же

лаборатории.

3.

Устройство и принцип работы

Кафедра физики

на фотоэлектроколориметре.

4

Содержание обучения. Граф логической структуры темы

Направления

Статическая

Динамическая

Функциональная

биохимии

Предмет

Химический

Превращения

Химические процессы,

изучении

состав

веществ

лежащие в основе

организмов

в организме

жизнедеятельности

(метаболизм)

Объект

Человек и

Растения

Микроорганизмы

исследования

животные

Задачи

исследование химической структуры и функций биомоле-

биохимии

кул клетки;

изучение путей метаболизма важнейших органических мо­ лекул и неорганических веществ, а также механизмов регу­ ляции этих процессов;

исследование проблем биоэнергетики организма;

выяснение молекулярных основ формирования патологии, включая наследственные заболевания;

создание методов и средств биохимической диагностики и контроля проводимого лечения;

изучение механизмов действия лекарств;

разработка методов генной инженерии с целью получения

лекарственных препаратов и определения путей коррекции

наследственной патологии.

Задачи

научиться применять сведения об особенностях химическою

обучения

состава организма человека и молекулярных основах функ­

ционирования различных органов и тканей при изучении по­

следующих медицинских дисциплин и в профессиональной

деятельности.

Прикладные

Медицинская

Молекулярная

Биохимическая

разделы

биохимия

генетика

фармакология

биохимии

Биохимия питания

Биохимия спорта

Биотехнология

Основная литература:

1.Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — 1990. — С. 13-15; 1998.- С. 15-18.

2.Николаев А. Я. Биологическая химия.- 1998,- С. 5-8.

3.Биохимия / Под ред. Е. С. Северина. — 2003. — С. 6-7.

Дополнительная литература:

1.Леникджер А. Основы биохимии. — 1985.- Т. 1.-С. 12-15.

2.Марри Р. и соавт. Биохимия человека. — 1993. — Т. 1. — С. 9-11.

«5

3.Лабораторные методы исследования в клинике. Справочник II Меньшиков В. В., Делекторская Л. Н., Заболотницкая Р. П. и др.- М.: Медицина, 1987. — 368 с.

Вопросы и задания для самоподготовки:;

1.Ознакомьтесь по учебнику с предметом и задачами биологиче­ ской химии, ее разделами.

2.Изучите инструкцию (см. ниже) по технике безопасности при ра­ боте с электроприборами, химическими реактивами, противопо­ жарные меры.

3.Изучите и перепишите в тетрадь памятку «Первая помощь при несчастных случаях».

4.Ознакомьтесь с имеющейся в лаборатории химической посудой. Потренируйтесь отмеривать точные объемы воды (10, 5, 2, 1 и 0,1 мл) с помощью бюретки, цилиндра и пипеток.

5.Ознакомьтесь с имеющейся в лаборатории аппаратурой.

6.Изучите принцип работы фотоэлектроколориметра.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В БИОХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Работа в биохимической лаборатории имеет ряд особенно­ стей: для реакций и анализов приходится применять токсические, огнеопасные вещества, концентрированные растворы, работать с биологическим материалом (кровь, моча, желчь, желудочный сок, слюна и др.).

Строгое соблюдение элементарных правил техники безопас­ ности сводит до минимума вероятность несчастных случаев.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

1.Работающие в лаборатории должны помнить, что они имеют де­ ло с сильнодействующими реагентами (концентрированными ки­ слотами, сильными основаниями и т. д.), которые портят одежду, а попав на кожу или в глаза могут вызвать ожоги или другие тя­ желые повреждения. Поэтому необходимо избегать резких дви­ жений и быстрого передвижения по лаборатории, чтобы не раз­ лить нечаянно реактивы и не толкнуть соседей.

2.Работать в лаборатории разрешается только в халатах.

3.Во время работы нужно быть внимательным и точно соблюдать порядок и последовательность операций!, указанных в практикуме.

4.На рабочем месте следует поддерживать чистоту и порядок, а после работы — помыть посуду.

5.Во избежание отравлений и инфицирования в лаборатории за­ прещается принимать пищу.

6.Нельзя использовать поврежденную посуду.

7 Химикалии не должны соприкасаться с кожей и слизистыми.

8.При работе с раздражающими;, токсическими, концентрирован­ ными или летучими веществами нужно пользоваться вытяжным шкафом.

9.При разливании реактивов не наклоняться низко над сосудом во избежание попадания брызг на лицо и одежду.

10.После использования реактивов склянки следует тотчас же за­ крыть и поставить на место.

11.При нагревании пробирки на открытом огне ее нужно держать в наклонном положении, направляя отверстие в сторону от себя и от соседей. Содержимое пробирки рекомендуется периодически встряхивать.

12.После работы необходимо тщательно вымыть руки.

МЕЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ При работе с электроприборами запрещается:

1.Включать приборы в сеть без разрешения преподавателя.

2.Пользоваться неисправными электронагревательными прибора­ ми и приборами без термоизоляционных прокладок.

3 Прикататься влажными руками к рубильникам, выключателям, электровилкам и т. п.

4Переносить включенные приборы и ремонтировать их под током

5.Производить включение электроприбора вблизи легковоспламе­ няющихся жидкостей.

6.Загромождать подступы к электроустройствам (рубильникам, вы­ ключателям, розеткам) и вешать на электроустройства различ­ ные вещи.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРЫ

1. При работе с легковоспламеняющимися веществами вблизи не должно быть открытого огня.

2 Горючие вещества должны находиться на рабочем месте лишь в небольших количествах (не более 50 мл).

3. Горючие жидкости, не смешивающиеся с водой (бензин, эфир и др.), категорически запрещается сливать в канализацию. Их нуж­ но сдать лаборанту или преподавателю.

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ

1.Удалить воспламенившиеся реактивы.

2.Выключить электронагревательные приборы.

3.Использовать огнетушитель.

4.Горящую одежду тушить завертыванием в одеяло.

5.При значительном пожаре вызвать по телефону 01 пожарную ко­ манду, сообщить инженеру по технике безопасности.

6.Все лица, не занятые тушением пожаре немедленно покидают помещение.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

1. При ожогах кожи кислотами обожженные места промыть под струей воды (10-15 мин), затем наложить повязку с 1% раствором соды (2 чайные ложки соды на стакан воды).

2.При ожогах кожи щелочами обожженное место промыть под струей воды, затем наложить повязку с 2% раствором борной ки­ слоты.

3.При тяжелом ожоге с повреждением кожи наложить повязку, смо­ ченную слабым раствором марганцевокислого калия.

4.При случайном попадании кислот или щелочей в рот немедленно прополоскать рот холодной водой, а затем нейтрализующим рас­ твором (соды или борной кислоты).

5.При случайном попадании в желудочно-кишечный тракт солей тяжелых металлов немедленно прополоскать рот водой, затем промыть желудок водой.

6.При ожогах глаз кислотами быстро промыть глаза водой и зака­ пать в них 2% раствор питьевой соды, наложить сухую повязку.

7.При ожогах глаз щелочами быстро промыть глаза водой и зака­ пать в них раствор 2% борной кислоты, наложить сухую повязку.

8.При термических ожогах немедленно приложить вату, смоченную этиловым спиртом и смазать обожженное место раствором мар- ганцево-кислого калия.

Ориентировочная карта действия

Вопросы, подлежащие

Последовательность

работы

п/п

изучению

и способ оформлении результатов

1

Изучить

принцип по­

Принцип метода: Для

построения

строения

калибровочно­

калибровочного

графика

использу­

го графика.

ется раствор с известной концен­

трацией (0,1 мМ раствор 2,6-дихлор-

фенолиндофенолята натрия).

Ход работы: Взять 5 пробирок, в ко­

торые прилить

используемый окра­

шенный раствор.

Реактивы

1

2

3

4

5

ДХФИФ,

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

(мл)

Н20

4,0

3,0

2,0

1,0

Измерить оптическую плотность на фотоэлектроколориметре (при крас­ ном светофильтре). Построить ка­

либровочный график, откладывая по оси абсцисс содержание 2,6-дихлор- фенолиндофенолята натрия в про­ бах, а по оси ординат — оптическую плотность.

1

2 Определить

концентра-

2.

Используя

график,

определить

ци ю 2,6-д ихло рфенолин-

концентрацию 2,6-дихлорфенолин-

дофенолята

натрия в

дофенолята натрия в задаче, пред­

задаче.

ложенной преподавателем.

Офор­

мить протокол, В протоколе указать

цель занятия, принцип метода, по­

рядок работы. Результаты предста­

вить в виде графика. Сделать вывод

о

возможности

определения

неиз­

вестной концентрации

вещества по

калибровочному графику.

Задания для контроля усвоения темы

1.Перечислите проблемы, изучаемые различными разделами биохимии.

2.Назовите биологический: материал, используемый в биохимиче­ ской лаборатории и правила работы с ним.

3.Укажите меры первой помощи;

при ожогах кожи кислотами и щелочами;

случайном попадании кислот или щелочей в рот; случайном попадании кислот или щелочей в желудочно-

кишечный тракт; ожогах глаз кислотами или щелочами; термических ожогах.

4.Назовите правила центрифугирования.

5.Поясните применение метода фотометрии в биохимических ис­ следованиях.

6.Укажите принцип и общие приемы работы на фотоэлектроколо­ риметре.

7.Поясните назначение и принцип построения калибровочного графика.

8.Поясните применение стандартных растворов в биохимических исследованиях.

9.Укажите роль биохимических исследований для практической медицины.

10.Поясните значение биохимии в формировании врача.

РАЗДЕЛ II: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БЕЛКОВ Занятие 2. Химия и свойства аминокислот и пептидов

Мотивация: Знание химического строения аминокислот и их свойств необходимо для изучения химического состава и свойств белков.

Цель занятия: Изучить свойства аминокислот, образование пеп­ тидной связи, функции белков в организме.

Студент должен:

Знать

Уметь

1.

Общую

характеристику

хими­

1. Написать пептид, назвать

ческого состава белков.

его, указать его свойства,

2.

Функции белков в организме.

2. Доказать белковую природу

3.

Структуру

и свойства амино­

вещества.

кислот.

3. Провести анализ аминокис­

4.

Принцип классификации ами­

лотного состава белка с по­

нокислот.

мощью цветных реакции.

5.

Принцип

образования

пеп­

тидной

связи. Номенклатуру

пептидов.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятая:

Вопросы

Где изучались

1.

Классификация и номенклатура

Кафедра органической

аминокислот.

химии

2.

Физико-химические свойства

Там же

аминокислот.

3.

Элементарный состав белков.

Там же

10

Основная литература:

1.БерезовТ. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — 1990. — С. 17-20, 28-37; 1998 -С.19-22, 33-43.

2.Николаев А. Я. Биологическая химия. — 1998. — С. 9-17.

3.Биохимия / Под ред. Е. С. Северина. — 2003. — С. 9-15.

4.Алейникова Т. Л. и соавт. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. — 1988. — С. 11-13; — 2000. — С. 4-7.

Дополнительная литература:

1.Ленинджер А. Основы биохимии. — 1985. — Т. 1. — С. 107-140.

2.Марри Р. и соавт. Биохимия человека. — 1993. — Т.1. — С. 21-41.

11

Вопросы и задания для самоподготовки

1.Выясните функции белков в живых организмах:.

2.Изучите элементарный состав белков.

3.Перепишите в альбом табл. 1 «Классификация аминокислот», дополнив ее названиями аминокислот (эмпирическими и рацио­ нальными).

Таблица 1

Неполярные (гидрофобные)

Полярные (гидрофильные)

1.

Незаряженные

2.

1

3.

2.

4.

3,

5.

4

6.

5.

7.

6.

8.

7.

1 Отрицательно заряженные

2.

Положительно заряженные

1

2.

3.

4.Выясните важнейшие физико-химические! свойства аминокислот, укажите, какими группировками они определяются.

5.Поясните причину существования оптической изомерии амино­ кислот.

6.Выясните свойства аминокислот, присущие их а-амино- и карбок­ сильным группам.

7.Выясните механизм образования пептидных связей. Напишите формулу пептида, состоящего из аминокислот: лейцин, треонин, лизин, аспарагиновая кислота, назовите его.

8.Поясните, какие группировки входят в состав радикалов амино­ кислот, как они влияют на свойства пептидов

9.Выясните, какие цветные реакции универсальны для всех белков, чем это обусловлено.

Ю.Поясните, какие цветные реакции можно использовать для опре­ деления аминокислотного состава белка.

Ориентировочная карта действия

Вол росы, подлежащие

Последовательность работы

П/Л

изучению

и способ оформления результатов

1Изучить химические ре­ Проделать с яичным белком и же­ акции, с помощью кото­ латином биуретовую реакцию, реак­

рых

можно обнаружить

цию нитрования,

реакцию

Фоля

белок

и

выявить разли­

(Алейникова Т. Л. и соавт., 2000 — ра­

чия

в

аминокислотном

боты 1, 2, 4; 1988 — работы 5, 7, 10),

составе

белков.

нингидриновую

реакцию

и

реакцию

Адамкевича.

Нингидриновая

реакция. Эта

реак­

ция характерна для аминогрупп, на­

ходящихся в а-положении и входя­

щих в состав свободных аминокис­

лот, пептидов, белков.

Ход работы. К 5 каплям яичного

белка или желатина добавить 5 ка­

пель 0,5% раствора нингидрина и

кипятить 1-2 минуты. В присутствии

а-аминогрупп развивается розово-

фиолетовое

окрашивание,

с

тече­

нием времени раствор синеет.

Реакция

Адамкевича. Реакция обу­

словлена

присутствием

триптофана,

который взаимодействует с глиоксило-

вой кислотой, присутствующей в виде

примеси

в концентрированной

уксус­

ной кислоте, и дает окрашенные про­

дукты конденсации. В качестве водо-

отнимающего

средства

используется

концентрированная серная кислота.

Ход работы. В две пробирки налить

по 5 капель яичного белка и желатина.

В обе пробирки добавить по 5 капель

концентрированной

уксусной

кислоты,

слегка нагреть и затем подслоить до­

бавляя по 10 капель концентрирован­

ной серной кислоты. При наличии три­

птофана на фанице двух слоев жидко­

сти появляется красно-фиолетовое

кольцо,

постепенно

распространяю­

щееся на всю жидкость.

2

Определить

сходство и

Сравнить полученные результаты.

различие

изучаемых

Результаты опытов свести в табли­

белков по

аминокислот­

цу. Сделать вывод:а) о степени спе­

ному составу.

цифичности цветных реакций на

белки и аминокислоты, б) об осо­

бенностях аминокислотного состава

яичного белка и желатина.

Задания дня контроля усвоения темы

1.Укажите, какие аминокислоты можно получить, замещая один из атомов водорода в метильной группе аланина различными груп­ пировками.

2.Назовите продукты замещения аминогруппой гидроксила в кар­ боксильной группе дикарбоновых аминокислот.

3.Перечислите полярные не имеющие заряда группировки амино­ кислот. Приведите примеры аминокислот содержащих такие группировки.

4.Приведите примеры полярных отрицательно заряженных амино­ кислот.

5.Перечислите аминокислоты, обладающие основными свойства­ ми.

6.Укажите, какие аминогруппы аминокислот лизина и аргинина мо­ гут участвовать в образовании пептидных связей.

7.Поясните, какие цветные реакции универсальны для белков.

8.Назовите, какой компонент белка выявляется с помощью реакции нитрования (ксантопротеиновой).

9.Поясните механизм образования пептидной связи.

10.Поясните, что общего в структуре различных пептидов (незави­ симо от их аминокислотного состава).

Тестовые задания

1.Установите соответствие между функцией белка и конкретными примерами

А. Транспортная

1. Иммуноглобулин;

Б. Сократительная.

2. Муцин1,

3. Гемоглобин;

4. Инсулин;

5. Миозин.

2.Среднее содержание азота в белках составляет

1.Менее 1%; 2. До 10%; 3. Около 16%; 4. Более 25%; 5. Около 50%.

3.Оптическая активность аминокислот обусловлена

1.Асимметрией а-углеродного атома;

2.Наличием аминогруппы;

3.Наличием карбоксильной группы;

4.Амфотерностью аминокислот;

5.Гидрофобностью радикала.

4.Из перечисленных аминокислот аполярной является

1. Валин,

4. Лизин;

2. Лейцин,

5. Метионин.

3.Треонин;

5.Из перечисленных аминокислот положительно заряженной является

1. Треонин;

4. Цистеин

2. Аргинин,

5. Лизин.

3.Аспарагин;

6.Из перечисленных аминокислот полярной незаряженной является

1.

Лейцин;

4.

Цистеин;

2.

Треонин;

5,

Глутамат

3.Фенилаланин;

7.Реакция Адамкевича выявляет следующий компонент полипеп­ тидной цепи

1.

Пептидную связь;

4. Ароматические аминокислоты;

2.

а-аминогруппу;

5. Триптофан,

3.Амидную группу,

8.Для различия растворов аминокислоты фенилаланин и полипеп­

тида

-фен-фен-фен-фен-фен-

следует использовать

реакцию

1. Биуретовую;

4. Фоля,

2. Нингидриновую;

5. Адамкевича.

3.Нитрования (ксантопротеиновую);

9.Для пептида ала-цис-гли-вал-гис-тре характерны все три реакции

1.Биуретовая,нингидриновая,Адамкевича;

2.Нингидриновая, Фоля,Адамкевича;

3.Фоля, биуретовая, Адамкевича;

4.Биуретовая, нингидриновая, Фоля;

5.Биуретовая,нингидриновая,нитрования.

10.Заряд диссоциированной формы глутаминовой кислоты (в ус­ ловных единицах) в нейтральной среде равен

1. 0;

2. +1;

3. — 1 ;

4. +2;

5. -2

Занятие 3. Свойства простых белков. Методы выделения и очистки белкое.

Мотивация: Знание основных физико-химических свойств белков необходимо для понимания их биологических функций, для выделе­ ния и очистки белковых лекарственных препаратов.

Цель занятия: Изучить основные физико-химические свойства бел­ ков, методы выделения и очистки белков.

Студент должен:

Знать

Уметь

1. Молекулярную массу белков и

1. Определить,

заряд белка в

методы ее определения.

зависимости от его состава

2. Заряд белковой молекулы, по­

и рН среды.

нятие «изоэлектрическая точка

2. Определить

изоэлектриче-

белка».

скую точку бе.пка.

3. Растворимость белков. Факто­

3. Составить схему выделения

ры устойчивости белков в рас­

и очистки белка.

творе.

4. Провести высаливание белка.

4. Методы выделения и очистки

5. Провести

обессоливание

белков.

растЕюра белка путем гель-

5. Принцип

фракционирования

фильтрации.

простых белков с помощью вы­

саливания и гель-фильтрации.

Вопросы, изученные ранее и необходимые дня данного занятия:

Вопросы

Где изучались

1.

Молекулярная масса полимеров

Кафедра общей химии

и методы ее определения.

2.

Химический состав белка.

Кафедра биохимии,

предыдущая тема

.16

Основная литература:

1.Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — 1990. —

С.20-28, 37-42; 1998. — С. 23-33.

2.Николаев А. Я. Биологическая химия. — 1998. — С. 36-53.

3.Биохимия / Под ред. Е С. Северина — 2003. — С. 67-73.

4Алейникова Т. Л. и соавт. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. — 1988. — С. 25-26, 28-32; 2000 — С. 1011, 12-14, 16-17.

Дополни тельная литература:

1. Ленинджер А. Основы биохимии. — 1985. — Т. 1 — С. 140-145. 2 Уайт А и др. Основы биохимии. — 1981. — Т. 1. — С. 125-165.

Вопросы и задания для самоподготовки

1.Поясните основные физико-химические свойства простых белков.

2.Назовите методы определения молекулярной массы белков.

3.Поясните, чем определяются амфотерные свойства простых белков.

4.Выясните, как формируется заряд белковой молекулы при рас­ творении белков в воде.

5.Выясните факторы стабилизации белков в растворе, свойства белковых растворов.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003.

Руководство к практическим занятиям по биохимии содержит краткую теоретическую часть по всем разделам курса, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также описание лабораторных работ. Для каждой лабораторной работы дан перечень оборудования, реактивов и материалов, описана методика выполнения работы. Авторы ввели в лабораторный практикум унифицированные методики, рекомендуемые для клинических лабораторий. В каждом разделе даны вопросы для самоконтроля, тесты и ситуационные задачи.

Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003

Введение в биохимический практикум.
Значение биохимических анализов в практической медицине.
На современном этапе развития медицины резко повысилось значение биохимических анализов. Применение новых лекарственных средств и новых методов лечения, проведение сложнейших хирургических вмешательств и реанимационных мероприятий требует постоянного биохимического контроля. За последние годы число биохимических исследований на одного стационарного больного в среднем увеличилось в несколько раз. Биохимические анализы применяются для диагностики, контроля за состоянием пациентов (мониторинг), скрининга различных заболеваний и прогнозирования. Таким образом, главная задача биохимической лаборатории состоит в том, чтобы обеспечить врача биохимической информацией, необходимой для лечения больного. Такая информация представляет ценность только если она точна, соответствует клинической ситуации и правильно используется врачом в процессе принятия решений.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 08.09.2016 11:57 UTC

Теги:

учебник по химии :: химия :: Антонова :: Воробьева :: Климова


Следующие учебники и книги:

  • Каучук и резина, Наука и технология, Марк Дж., Эрман Б., Эйрич Ф., 2011
  • Количественный анализ в вопросах и ответах, Дмитревич И.Н., 2016
  • Теоретические основы органической химии, Боярский В.П., Чулкова Т.Г., Мильцов С.А., Толстой П.М., 2016
  • Юный химик, Описание 100 химических опытов по занимательной химии в быту, Зорина Л.М., 1956

Предыдущие статьи:

  • Биологическая химия, Ермолаев М.В., 1974
  • Химия углеводов, Кочетков Н.К., Бочков А.Ф., Дмитриев Б.А., Усов А.И., Чижов О.С., Шибаев В.Н., 1967
  • Физико-химические свойства пестицидов, Шамшурин А.А., Кример М.З., 1976
  • Физико-химические основы неорганической химии, Полторак О.М., Ковба Л.М., 1984

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

  1. Биохимия Петрова Л.Л., Труфанова Л.В. (Ред.) Руководство

    Петрова Л.Л., Труфанова Л.В. (Ред.) Руководство к практическим занятиям по биохимии. Руководство к практическим занятиям по биохимии содержит краткую теоретическую часть по всем разделам курса, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также описание лабораторных работ. Для каждой лабораторной работы дан перечень оборудования, реактивов и материалов, описана методика выполнения работы.

    vk.com

  2. Руководство к практическим по биохимии

    Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки студентов к лабораторным занятиям и коллоквиумам по биохимии, а также для аудиторной самостоятельной работы.

    Мотивация: Знание назначения и принципа построения калибро­ вочного графика необходимо для определения концентрации раз­ личных веществ в биологических объектах. Цель занятия: Ознакомиться с предметом и задачами биохимии, с оборудованием биохимической лаборатории и инструкциями по тех­ нике безопасности.

    studfile.net

  3. Канцтовары

    Купить книгу в интернет магазине My-shop

    Канцтовары: бумага, ручки, карандаши, тетради.
    Ранцы, рюкзаки, сумки.
    И многое другое.

    my-shop.ru

  4. Биохимия: Руководство к практическим занятиям.

    Биохимия: Руководство к практическим занятиям. под ред. Н.Н.Чернова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. Последние записи: Друзья, активные люди, которые хотели бы заниматься.. Ника, вернись. Биохимия_Руководство_к_практическим_занятиям.pdf. 1.8 МБ.

    vk.com

  5. Руководство к практическим занятиям по биологической химии

    Пособие содержит работы, предусмотренные программой и соответствующие современному уровню биохимии (электрофорез, ионообменная хроматография, гель-фильтрация и др.), а также работы, предназначенные для самостоятельного выполнения студентами по программе УИРС. Достоинством книги является большой выбор работ и доступность оборудг ания и реактивов, используемых для их выполнения.

    e-library.sammu.uz

  6. Руководство к практическим занятиям по биохимии

    Антонова, С К. Руководство к практическим занятиям по биохимии / С. К. Антонова, Л. М. Воробьева, А. Д. Климова. — Красноярск : Издательство КрасГМА, 2003.

    library.ngmu.ru

  7. Руководств о к практическим занятиям по биохимии

    Р 82 Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебное пособие/ Н.Н. Чернов, Т.Т. Березов, С.С. Буробина, Е.В. Лукашева, И.П. Смирнова, С.П.Сяткин, В.А. Занин, О.М. Кузнецова, Н.П. Куркина, Т.А. Лобаева.

    Варианты письменных контрольных работ предлагаются для самостоятельного выполнения на итоговых занятиях по основным разделам курса биохимии (коллоквиумах). Авторский коллектив заранее благодарен педагогам и студентам за советы и замечания по содержанию представленного руководства.

    rykovodstvo.ru

  8. Чернов Н.Н., Березов Т.Т., Буробина С.С. и др. Руководство

    Руководство к практическим занятиям по биохимии. Учебное пособие — М.: Российский университет дружбы народов, 2008.

    В сборнике представлены лабораторные занятия, контрольные, зачётные задания и тесты, составленные в соответствии с программой по биологической химии для студентов медицинских ВУЗов. Учебное пособие может быть использовано студентами и преподавателями медицинских специальностей при проведении аудиторных занятий, зачётов, экзаменов.

    www.studmed.ru

  9. Книги по биохимии бесплатно. Скачать книги по биохимии

    В данном разделе выкладываются ссылки на книги по биохимии присланные посетителями портала MedUniver.

    Лабораторное руководство по хроматографическим и смежным методам, ч.2 Микеш.rar — Получить книгу по медицине. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине В.И. Пашкова.rar — Получить книгу по медицине.

    meduniver.com

  10. Петрова Л.Л., Труфанова Л.В. (Ред.) Руководство

    Петрова Л.Л., Труфанова Л.В. (Ред.) Руководство к практическим занятиям по биохимии. Учебное пособие. — Красноярск: КрасГМА, 2003. — 312 с. Руководство к практическим занятиям по биохимии содержит краткую теоретическую часть по всем разделам курса, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также описание лабораторных работ. Для каждой лабораторной работы дан перечень оборудования, реактивов и материалов, описана методика выполнения работы.

    www.studmed.ru

  11. Лабораторное обеспечение практических занятий по биохимии.

    практических занятий по биохимии. руководство к практическим занятиям» (5-98556-016-3).

    практических занятий по биохимии. руководство к практическим занятиям.

    Пожалуйста, авторизуйтесь. Вы можете добавить книгу в избранное после того, как…

    rusneb.ru

  12. Маркина, Татаренко-Козмина, Оборотистов: Биология.

    Маркина, Татаренко-Козмина, Оборотистов: Биология. Руководство к практическим занятиям.

    Руководство к практическим занятиям подготовлено в соответствии с учебной программой и действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Освещены все основные разделы биологии: биология клетки, основы общей и медицинской генетики, биология развития, гомеостаз, эволюционное учение, экология.

    vk.com

  13. Книги по медицинской микробиологии бесплатно. Скачать книги

    В данном разделе выкладываются ссылки на книги по медицинской микробиологии присланные посетителями портала MedUniver.

    Протокол диагностики и лечения больных вирусными гепатитами В и С Ющук Н.Д., Климова Е.А., Знойко О.О..rar — Получить книгу по медицине. Профилактика протозойных и вирусных инфекций, кандидомикозов, кишечных гельминтозов Огулов А. Т., Абдусаламова Ф. М., Ештокина Г. М.rar — Получить книгу по медицине.

    meduniver.com

  14. Скачать бесплатно Егоров Н.С. — Руководство к практическим

    В книге «Руководство к практическим занятиям по микробиологии» под ред., Егоров Н.С., освещены современные лабораторные диагностические методы в области вирусологии и микробиологии, рассмотрены идентификационные методы возбудителей инфекционных болезней. Описана морфология микроорганизмов (морфология и цитология), изложена их классификация, химический состав клетки, их размножение.

    kingmed.info

  15. Поступаев В.В., Рябцева Е.Г., Литонян З.М., Кузнецова…

    Поступаев В.В., Рябцева Е.Г., Литонян З.М., Кузнецова С.В. Руководство к практическим занятиям по биохимии.

    Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки к лабораторным занятиям и коллоквиумам по биохимии, а также для аудиторной самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов.

    www.studmed.ru

  16. Скачать бесплатно Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков…

    Название: Микробиология с основами вирусологии Автор: Колешко О.И., Завезенова Т.В. Год издания: 1999 Размер: 8.71 МБ Формат: djvu Язык: Русский Описание: В учебном руководстве «Микробиология с основами вирусологии» под ред., Колешко О.И., и соавт., рассмотрены общая микробиология с рассмотрением морфофизиологии бактерий, генетика бактерий, микрофлора б… Скачать книгу бесплатно.

    kingmed.info

  17. Н.С.Егоров. Руководство к практическим занятиям по

    Н.С.Егоров. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. 3-е издание, переаботанное и дополненное Москва, 1995 — Библиотека.

    microbius.ru

  18. Руководство практическим по микро- бйологии о г л а в

    Руководство к практическим занятиям по микробиологии. перераб M.: Изд-во МГУ, 1995. ISBN 5-211-03358.

    из предисловия первому изданию. Идея создания руководства к практическим занятиям по микро- биологии принадлежит академику. Н. Шапошникову, возглав- лявшему в течение 29 лет. государственного университета имени М. В. Ломоносова, и доценту A. Я. Мантейфель, которая длительное время работала на той же кафедре и была автором первых программ малого практикума для студентов.

    microbius.ru

  19. Электронные учебники для студентов 4 курса…

    Официальный сайт самой большой медицинской библиотеки в Сибири. Общедоступный электронный каталог, вебинары, онлайн-записи и продления книг, календарь важных мероприятий и событий.

    Руководство к практическим занятиям по биохимии органов и систем для студентов медико-биологического факультета : учебное пособие / О. Е. Акбашева [и др.].

    lib.ssmu.ru

  20. Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова

    Цель занятия: Ознакомиться с предметом и задачами биохимии, с оборудованием биохимической лаборатории и инструкциями по тех­ нике безопасности. Научиться работать на фотоэлектроколориметре, строить калибровочный график.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    flagranit.ru

  21. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин И.С. Руководство

    — 224 с. В «Руководстве к практическим занятиям по микробиологии» сохранена структура предыдущего издания. Существенно переработаны главы об общей характеристике микроорганизмов, их морфологии, включены новые главы о генетике, химическом составе клеток, систематике и идентификации микроорганизмов.

    «Дрофа» 2004 г. Пособие-первая книга комплекта по микробиологии для студентов, обучающихся сельскохозяйственным и биологическим специальностям.

    www.studmed.ru

  22. Микробиология Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин…

    Во второе издание включены разделы «Прикладная иммунология», «Клиническая микробиология и иммунология», «Общая и медицинская микология». Более подробно изложены материалы по санитарной микробиологии и лабораторной диагностике вирусных инфекций. Последние записи: Γлавнoe, pазобpать этo пoтoм И нe гoвopите, что знaете лучше Проcто ужаснo!)) Руководство к лабораторным занятиям по медицинс..

    vk.com

  23. #Биофизика_Биохимия_Методички@medical_books 1.Островский…

    #Биофизика_Биохимия_Методички@medical_books. 1.Островский О.В. (Ред.) Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов медико-биологического, лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов 2.Павлов И.Н. Оборудование биохимических процессов 3.Петров О.А., Пуховская В.Г. Практикум по биохимии 4.Пластинина З.А., Жамсаранова С.Д. Методические указания для самостоятельной подготовки к лабораторным занятиям по биологической химии 5.Поступаев В.В., Рябцева Е.Г.

    vk.com

  24. ПРЕДИСЛОВИЕ

    изучаемой теме, включают новые термины и концепции, излагаемые в лекционном курсе. Варианты письменных контрольных работ предлагаются для самостоятельного выполнения на итоговых занятиях по основным разделам курса биохимии (коллоквиумах). Авторский коллектив будет благодарен за советы и замечания по содержанию представленного учебного пособия. Ваши пожела- ния мы принимаем на кафедре биохимии медицинского факультета РУДН (ул. Миклухо-Маклая, д. 8), а также по электронной почте

    vmede.org

  25. Российский университет дружбы народов

    В сборнике представлены аудиторные (семинарские) и лабораторно-практические занятия, контрольные вопросы и тесты, составленные в соответствии с программой по биологической химии для студентов, обучающихся по специальности «ветеринария». Учебное пособие может быть использовано студентами и преподавателями при проведении практических занятий, зачётов, экзаменов. Часть вопросов может быть использована для компьютерного контроля знаний студентов.

    studfile.net

  26. Руководство к практическим занятиям по методам клинических…

    31 дек 2020. Пожаловаться. Руководство к практическим занятиям по методам клинических лабораторных исследований. Ронин В.С., Старобинец Г.М. Формат djvu Размер 5.18 МБ Учебное пособие — 4-е издание, перераб. и доп.

    Последние записи: Эпидемиология, профилактика и лечение основных.. Руководство по анестезиологии и оказанию неотложной.. Стоматология беременных — Успенская. Ронин В.С., Старобинец Г.М. Руководство к практическим занятиям по методам клинических лабораторных исследований.djvu.

    vk.com

  27. metod_rek_pf

    Изучение отдельных разделов биохимии заканчивается проведением контрольных занятий, на которых обобщается весь материал по данной части учебной программы. Надеемся, что данные методические рекомендации помогут студентам педиатрического факультета успешно овладеть программными знаниями по биологической химии, необходимыми врачу-педиатру.

    1.Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 2425, 37.

    studfile.net

  28. Руководство к практическим занятиям по кристаллохимии

    Издательство МГУ, Москва, 1983 г., 167 стр., УДК: 548.0. Язык(и). Русский. Руководство к практическим занятиям по кристаллохимии. В пособии излагаются основные приемы описания кристаллических структур (решетки Бравэ, плотнейшие упаковки, федоровские группы симметрии и др.). Вторая часть пособия — задачник, содержащий около 350 задач, которые должны закрепить навыки в геометрической кристаллохимии и углубить знания по общей кристаллохимии.

    www.geokniga.org

  29. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии…

    Описание: Во второе издание включены разделы «Прикладная иммунология», «Клиническая микробиология и иммунология», «Общая и медицинская микология». Более подробно изложены материалы по санитарной микробиологии и лабораторной диагностике вирусных инфекций. Скачать бесплатно книгу: DJVU — «Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии — Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин И.С. (4.5 Mb)».

    med-books.by

  30. Скачать Ронин В.С., Старобинец Г.М. Руководство… — Eruditor

    Учебное пособие 4-е издание, перераб. и доп. М.: Медицина, 1989. 320 с. В четвертом издании учебного пособия 3-е вышло в 1982 г. на основе современных достижений медицинской науки дополнены и переработаны практически все разделы.

    Ронин В.С., Старобинец Г.М. Руководство к практическим занятиям по методам клинических лабораторных исследований. Файл формата pdf. размером 13,61 МБ.

    e.eruditor.one

  31. Министерство здравоохранения республики беларусь гродненский…

    В предлагаемых методических рекомендациях приводятся темы 36 лабораторных занятий, что соответствует учебному плану, выполняемому в течение 3 и 4-го семестров. При подготовке теоретического раздела занятия необходимо внимательно ознакомиться с контрольными вопросами для самоподготовки. Изучение теоретического материала должно начинаться с восстановления исходного уровня знаний к теме или разделу (из биологии, биоорганической химии или уже пройденных тем биохимии).

    studfile.net

  32. Руководство к практическим занятиям по

    РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОПСИЙНО-СЕКЦИОННОМУ КУРСУ (клиническая патанатомия).

    В учебном пособии изложены сведения о структуре и логике диагноза, о секционном и биопсийном разделе патологоанатомической службы, ситуационные задачи, способствующие формированию навыков клинико-анатомического анализа у будущих врачей.

    monographies.ru

  33. Скачать Руководство к практическим занятиям по методам…

    Учебное пособие является руководством к проведению практических занятий по клиническим лабораторным исследованиям. В нем изложены лабораторные методы исследования мочи, желудочного и дуоденального содержимого, мокроты, спинномозговой жидкости, экссудатов и транссудатов, крови, отделяемого из половых органов, материала при грибковых заболеваниях, а также некоторые биохимические исследования.

    cassiopeiabook.info

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 10 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Дата генерации страницы: четверг, 13 апреля 2023 г., 4:34:24 GMT

Российский университет дружбы народов

Р у к о в о д с т в о

к практическим занятиям

по биохимии
для студентов специальностей

«лечебное дело» и «фармация»

Москва

2008

УДК 577.1

ББК 28.072

Р 82

Утверждено

РИС Учёного совета медицинского факультета РУДН

Авторский коллектив:
Н.Н. Чернов, Т.Т. Березов, С.С. Буробина, Е.В. Лукашева, И.П. Смирнова, С.П.Сяткин, В.А. Занин, О.М. Кузнецова, Н.П. Куркина, Т.А. Лобаева;

Р 82 Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебное пособие/ Н.Н. Чернов, Т.Т. Березов, С.С. Буробина, Е.В. Лукашева, И.П. Смирнова, С.П.Сяткин, В.А. Занин, О.М. Кузнецова, Н.П. Куркина, Т.А. Лобаева. — М.:

ISBN 5-98115-060-2
В сборнике представлены лабораторные занятия, контрольные, зачётные задания и тесты, составленные в соответствии с программой по биологической химии для студентов медицинских ВУЗов.

Учебное пособие может быть использовано студентами и преподавателями медицинских специальностей при проведении аудиторных занятий, зачётов, экзаменов.

ISBN 5-98115-060-2
© Издательство

© Коллектив авторов

Предисловие

как пользоваться этим учебным пособием?
Перед вами — учебное пособие, составленное на основе многолетнего опыта работы преподавателей кафедры биологической химии медицинского факультета Российского университета дружбы народов.

Приступая к изучению новой для вас дисциплины, следует помнить о том, что для полного усвоения материала необходимо использовать все типы человеческой памяти: слуховую (прослушивание лекций, ответы на устные вопросы), зрительную (просмотр схем, рисунков, таблиц, формул и др.), память при письме (конспектирование теоретического материала). И конечно, несомненный опыт вам даст проведение эксперимента в виде лабораторной работы на самом занятии по биохимии.

В связи с этим, предлагаемое пособие построено по принципу систематизации полученных сведений по биохимии на основе проведения лабораторной работы, обсуждения полученных результатов и закрепления теоретического материала с использованием многоуровневых тестов.

Мы постарались, чтобы информация была лаконичной и точной.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие содержит:

1) введение к соответствующему разделу;

2) методики выполнения лабораторных работ;

3) альтернативные вопросы для текущего контроля, проводимого на каждом занятии путем фронтального опроса;

4) примеры вопросов с выборочным ответом и вопросов на соответствие;

5) вопросы для самостоятельной подготовки студентов к коллоквиуму;

6) варианты письменных работ для коллоквиумов;

7) примеры заданий компьютерного тестирования.

Ответы на альтернативные вопросы не приводятся, так как их целесообразно найти самостоятельно при чтении учебника и лекционного материала и обсудить затем на занятии. Ответы на вопросы компьютерного тестирования приводятся в конце каждого раздела.

Предлагаемые тестовые задания просты, конкретны, легко воспринимаются на слух, содержат наиболее важные положения по изучаемой теме, включают новые термины и концепции, излагаемые в лекционном курсе.

Варианты письменных контрольных работ предлагаются для самостоятельного выполнения на итоговых занятиях по основным разделам курса биохимии (коллоквиумах).

Авторский коллектив заранее благодарен педагогам и студентам за советы и замечания по содержанию представленного руководства. Ваши пожелания мы принимаем на кафедре биохимии медицинского факультета РУДН (ул. Миклухо-Маклая д.8), а также по электронной почте:

chernov@med.rudn.ru

  1. Электронный архив СибГМУ
  2. Образование
  3. Учебно-методические материалы

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://hdl.handle.net/20.500.12701/1578

Название:  Руководство к практическим занятиям по биохимии органов и систем для студентов медико-биологического факультета : учебное пособие для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам – программам специалитета по специальности 30.05.01 – Медицинская биохимия
Авторы:  Кузьменко, Дмитрий Иванович
Климентьева, Татьяна Константиновна
Дьяков, Денис Александрович
Шитикова, Ольга Геннадьевна
Кайгородова, Евгения Викторовна
Ключевые слова:  БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
ПЕЧЕНЬ
МЫШЦЫ
СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
КРОВЬ
ЖИРОВАЯ ТКАНЬ
НЕРВНАЯ ТКАНЬ
НЕЙРОМЕДИАТОРЫ
НЕЙРОПЕПТИДЫ
БИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Дата публикации:  2021
Издательство:  Издательство СибГМУ
Краткий осмотр (реферат):  В руководстве изложены современные биохимические методические подходы, позволяющие оценивать функциональное состояние различных органов и систем организма в норме и при патологии, а также представлены примеры использования полученных результатов в клинической лабораторной диагностике. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для студентов медико-биологического факультета, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам – программам специалитета по специальности 30.05.01 – Медицинская биохимия. Руководство может представлять интерес также для студентов и аспирантов медицинских и биологических специальностей различных вузов, а также специалистов в области нормальной и патологической физиологии.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса):  http://hdl.handle.net/20.500.12701/1578
Располагается в коллекциях: Учебно-методические материалы

Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons
Creative Commons

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шарики от моли чистый дом инструкция по применению
  • Эсвицин против выпадения волос инструкция по применению
  • Msi mag b660m mortar max wifi ddr4 инструкция
  • Руководство ссср горбачевым годы
  • Апидетокс 12 тенториум инструкция по применению