Руководство как служение

7 урок от ПА: РУКОВОДСТВО КАК СЛУЖЕНИЕ


7 урок по посланиям Петра: РУКОВОДСТВО КАК СЛУЖЕНИЕ  

Этот и следующий уроки будут представлены в сокращенном варианте, к полным урокам мы вернемся с 9 занятия. Сегодня мы смотрим на 5ю, завершающую главу послания. И главная идея здесь не о «руководителях», а о признаках истинности  нашего христианства

Главный вопрос: Какие признаки говорят о том, что мы – настоящие христиане?

Ломка льда: Представьте идеального христианина – какой он? Что он делает/не делает?

  1. Работа не на свою пользу. Текст 1 Петра 5:1-4 (с. 176 НЗ)

В первом отрывке говорится о жизненном принципе, который показывает, понял ты суть веры в Иисуса, или нет; скопировал Его или нет. Как пример, здесь говорится о людях, занимающих в церкви серьезное положение – так как на них этот признак виден лучше всего. Это принцип корысти (2), или получения себе прибыли. Такое искушение очевидно, и все знают не только о золотых часах и мерседесах пастырей других церквей, но и о проблемах тех, кто занял свое «достойное» место в нашей системе. Кроме макбуков, пристроенной на зарплату семьи, или прямых продаж книжек с твоими пророчествами или чудотворной сои, есть корысть, выраженная не в денежном эквиваленте. Власть над людьми (3), их услуги, удовлетворение своих амбиций в их среде – все это признаки греховной природы, проявляющейся и у пастырей, и у обычных христиан, которые смогли найти «пользу для себя» от церкви. Это можно прихватить в общине, и не будучи пастором. Слово говорит, что мотив настоящего христианина в другом – быть похожим на пастыреначальника, Иисуса. Из-за Него ты с охотой (2) стремишься сделать самое лучшее (3),  а остальные заражаются твоим примером. Здесь твое христианство проверяется по отношению к людям – они для тебя либо нажива, либо объект помощи.

Практика: Я оцениваю других с точки зрения их пользы в моей жизни? Или я оцениваю их по тому, чем я могу им помочь? Моя церковь пользуется или служит?

  1. Доверие Богу в виде смирения. Текст 1 Петра 5:5-7 (с. 176 НЗ)

Второй отрывок вспоминает важный принцип, который сначала продемонстрирован на людях, не являющихся пастырями, то есть, на всех остальных христианах. От них ожидается добровольное послушание (5) – такое же, как мы обсуждали во 2-3 главах, (жены, рабы, граждане и тп) — незаслуженное, просто потому, что так делал в свое время Иисус. А затем автор письма делает принцип универсальным, говоря о том, что подчиняться надо не отдельным людям, а вообще друг другу (5) – по крайней мере, внутри общины. В слове говорится, что это действие является проявлением доверия Богу, тем, что завязывает отношения с Ним. Не подчиняясь никому, я сам управляю своей жизнью, Бог тут ни при чем, я сам тащу свои заботы и разрешаю трудности (7). Смирившись и отказавшись от власти, я отдаю себя в руки Бога (6) –своей жизнью больше управляю не я, это Он ведет меня. Поэтому Иисус, отказавшийся защищаться и отдавший себя в руки врагов – идеал смирения, а мы Его последователи. В момент, когда Отцу не было нужна эта жертва, Он спасает Иисуса, поразив посланных воинов словами или позволив пройти между жителями Назарета. А в момент, когда Отцу нужно, Он позволяет Иисусу пойти на крест за всех нас.

Практика: Когда в последний раз я позволял Богу управлять моей жизнью? Я способен подчиниться воле другого? В каких случаях смиряться никак нельзя?

  1. Трудности – не признак неверного пути. Текст 1 Петра 5:8-14 (с. 176 НЗ)

Заключительный отрывок кажется несколько странным, но в нем автор письма объясняет проблему, навалившуюся на христиан. Гонения и отрицательное мнение (которое мы обсуждали из текста письма ранее) можно воспринять как то, что Бог противится тебе, и что ты находишься на неверном пути. Насколько мы знаем учение Иисуса (например, широкие врата и тп), и Его путь (камни, преследования, крест) – трудности скорее являются признаком подчинения воле Божьей. Это работа сопротивляющихся (8) и это нормальное дело для любой церкви в мире (9). В целом, верующему нужно оценивать жизнь не по обстоятельствам, хорошим или плохим, а по тому, верен ли я Божьей благодати (10), остаюсь я в ней я или ушел за своими желаниями (12) более спокойной жизни. Адвентисты любят делать дьявола центром этого отрывка, смакуя выдуманную историю о нем, но центр здесь – Бог, который не хочет, чтобы мы пошли за легкой жизнью, забыв о Нем. Это очень актуально для современных христиан, которых не надо даже пугать, они ненавидят неудобства.

Практика: Когда что-то не получается, как я оцениваю – с Богом я, или нет? На что я готов пойти ради спокойствия и отсутствия проблем? Какие жертвы я могу принести?

Вывод. Чтобы понять, на верном ли мы пути в христианской жизни, нам нужно:

— посмотреть, пользуемся ли мы людьми или служим им;

—  позволить Богу управлять нашей жизнью, повинуясь тем, кто этого не заслуживает;

не считать дискомфорт и трудности отсутствием Божьего благословения.

Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей… Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →


Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: «Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?» Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: «Величайшая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими.» Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?» Он ответил: «Нет, я не могу о себе такого сказать». «Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей» — сказал маленький собеседник, — «Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником.» →


Но почему древний Израиль ходил по пустыне? — По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие…» То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →

Библейские тексты для исследования:

1 Петр. 5:1–10; Деян. 6:1–6; Иер. 10:21; Мф. 20:24–28; Притч. 3:34; Откр. 12:7–9.

Памятный стих:

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7).

Изучение растущих церквей почти всегда подчеркивает важность эффективного руководства. Такое руководство строится на принципах Слова Божьего и предоставляет каждому члену общины возможность использовать свои духовные дары при выполнении евангельской работы.

Но церковное руководство является непростой задачей. Церковью преимущественно руководят добровольцы, которые находят для этого время несмотря на свою занятость. Члены церкви могут «голосовать ногами», перестав ходить в церковь, когда происходит то, с чем они не согласны. Кроме того, хорший христианский лидер должен быть глубоко духовным человеком. И мы не должны забывать, что Петр пишет церквам, которые испытывают преследования. Лидер церкви особенно уязвим в таких обстоятельствах. Кто же тогда подходит для выполнения этой задачи?

В 1 Петр. 5:1–10 Петр рассматривает вопрос христианского руководства на уровне поместной церкви. В этих стихах он пишет о важных качествах, которые необходимы не только местным лидерам, но также и членам церкви. Его слова актуальны и для нас сегодня.

Прочитайте Деян. 6:1–6; 14:23; 15:6; 1 Тим. 5:17; 1 Петр. 5:2. Что эти стихи говорят нам о проблемах, с которыми столкнулась ранняя церковь, и о роли ее лидеров?

Когда большая группа людей вливается в ряды верующих и приходит в церковь, это великое благословение от Бога. Тем не менее, как показывает опыт первых христиан, быстрый рост может вызвать дополнительные проблемы.

Например, главы 1–5 книги Деяния святых Апостолов свидетельствуют о водительстве Святого Духа и обращении множества людей в христианство. В Деян. 6:1–6 показан результат: разросшейся группой стало трудно руководить, и понадобились организационные изменения для эффективного управления церковью.

Слабость организационной структуры стала очевидна руководству из жалобы на дискриминацию. Грекоговорящая группа начала жаловаться, что их вдов обделяют при ежедневной раздаче пищи. В качестве ответной меры была назначена особая группа людей — диаконов для оказания помощи двенадцати апостолам в распределении церковных ресурсов.

Верно то, что ранняя церковь была особым образом ведома Святым Духом. Но даже тогда присутствовала необходимость в церковной организации. В первую очередь понадобились пресвитеры, которые были назначены в каждую местную общину. Павел и Варнава назначали пресвитеров в новообразованных христианских общинах, а сами направлялись туда, где люди еще не слышали об Иисусе (см. Деян. 14:23).

В период раннего христианства пресвитеры выполняли много различных функций. Будучи лидерами своей общины, они обучали новообращенных. Они проповедовали и заботились о благополучии общины (см. Деян. 15:6; 1 Тим. 5:17; 1 Петр. 5:2).

Каким образом вы можете лучше взаимодействовать с руководителями вашей общины, даже если вы не всегда с ними согласны?

Прочитайте 1 Петр. 5:1–4. Как лидеры должны относиться к своей роли в церкви? Как эти принципы могут быть применимы к каждому из нас независимо от нашей роли?

Петр начинает свое наставление пресвитерам (в Синодальном переводе — «пастырям») с замечания, что сам он является сопресвитером. Затем он упоминает еще два факта о себе: он свидетель страданий Христовых и участник славы, которая должна открыться. Говоря это, Петр подчеркивает первое качество, необходимое пресвитеру: он должен понимать важность Христовых страданий за нас и той великой надежды, которую Он нам предлагает.

Петр сравнивает пресвитера с пастухом, который пасет Божье стадо. Сравнение церкви со стадом овец предполагает, что члены церкви иногда блуждают сами по себе, подобно овцам. Поэтому им требуется пастырь, который направлял бы их в общину и помогал выстраивать отношения между ее членами. Пресвитер также должен подавать скромный пример того, как следует поступать христианину.

Какое предупреждение пастырям мы находим в следующих стихах? Иер. 10:21; Иез. 34:8–10; Зах. 11:17.

Задача христианского руководителя состоит в том, чтобы обращаться с людьми в церкви так же терпеливо, как пастухи обращаются со своими овцами. Пресвитеры должны с нежностью собирать их для совместного поклонения Богу и свидетельства об Иисусе тем, кто нуждается в Его спасении.

Петр также отмечает, что пресвитерам следует заботиться о пастве охотно, без принуждения. Не всегда легко найти людей, готовых взять на себя руководство церковью. Это особенно очевидно во время работы избирательного комитета. Чтобы церковь хорошо функционировала, необходимо назначить подходящих людей на определенные должности. Есть определенные причины, по которым многие люди не хотят брать на себя руководящую роль. Некоторые из этих ролей требуют значительных затрат времени, и люди, которые подходят для таких ролей, возможно, уже имеют много обязательств. Другие могут почувствовать, что они недостаточно хорошо подготовлены, чтобы взять на себя эту роль. Но Петр говорит о том, что, если нас об этом просят, мы должны охотно брать на себя лидерство, когда у нас есть такая возможность.

Прочитайте 1 Петр. 5:3 и Мф. 20:24–28. Какие важные принципы христианского руководства можно найти в этих текстах?

В греческом тексте ключевое слово в 1 Петр. 5:3 — катакуриеуонтес. То же самое слово встречается в Мф. 20:25 и означает «господствовать» или «властвовать» над кем-либо. Таким образом, наставление пастырям в 1 Петр. 5:3 можно перевести следующим образом: «Не господствуйте над теми, кто вам доверен». Этот совет перекликается со словами Иисуса в Мф. 20:25.

Мф. 20:20–23 позволяет увидеть контекст высказывания Иисуса в Мф. 20:24–28. Мать Иакова и Иоанна подошла к Иисусу с просьбой, чтобы в установленном Христом царстве ее сыновья сидели по правую и левую руку от Него.

«Иисус отнесся к ним снисходительно. Он не стал обличать их самолюбие и попытку возвыситься над своими же братьями. Он читал в их сердцах, знал глубину их преданности Ему. Их любовь — это не просто человеческая привязанность; хотя она несовершенна, как несовершенно все земное и человеческое, тем не менее она проистекает из Его спасительной любви. Христос хотел не обличить их, а углубить и очистить эту любовь» (Э. Уайт. Желание веков, с. 548).

Иисус объясняет, что такое почетное место дарует Отец, а не Он. Далее Он уточняет, что основным различием между Его Царством и царствами языческих народов является тип руководителя. Тот, кто желает быть большим в Царстве Иисуса, должен стать слугой, потому что руководители в Царстве Христа будут подобны Иисусу. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Таким образом, Петр призывает церковных лидеров к такому же идеалу: в них должны быть явлены те же смирение и самоотречение, что и в Иисусе.

Прочитайте Флп. 2:4–8. Как эти слова Павла перекликаются с тем, о чем написал Петр? Как можно выполнить то, к чему нас призывают эти стихи?

В древнем мире, в котором жил Петр, общество было поделено на множество классов. Правящая элита внушала страх одним лишь своим присутствием. Их окружали люди более низкого ранга. Самое незавидное положение занимали рабы. К представителям высших сословий следовало относиться со смирением. В греческом языке слово «смирение» означает «скромный», «незначительный», «слабый» и «бедный». Оно характеризует людей без положения и власти в обществе. Вне иудаизма и христианства эпитет «смиренный» ассоциировался с людьми низкого положения, и смиренное поведение не считалось обязательным для свободных людей.

Прочитайте 1 Петр. 5:5–7. Учитывая контекст и время, в которое жили адресаты послания, что такого особенного написал здесь Петр?

В Библии смирение показано совершенно в ином свете, нежели оно рассматривалось в то время и в той культуре, в которой жил Петр. Петр цитирует Притч. 3:34 из Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета) — стих, который также цитируется в Иак. 4:6. В Ветхом Завете в задачи Бога входило смирять гордых и сильных (см. Ис. 13:11; 23:9; Иов. 40:11).

Правильным является смиренное отношение к Богу. «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5:6). Смирение, а не гордость, должно характеризовать отношения христиан не только с Богом, но и друг с другом (см. 1 Петр. 5:5).

Христиане, включая тех, кто занимает ответственные посты, знают, что они — грешники, спасенные благодатью Божьей. Это самое главное, и в этом смысле мы все равны и должны смириться перед Крестом. И это смирение следует проявлять в наших отношениях с другими людьми, в частности с теми, кто нам доверен. Конечно, можно быть смиренным перед Богом, Творцом неба и земли. Кроме того, относительно легко быть смиренными перед теми, кто выше нас по рангу и имеет власть над нами. Настоящее же испытание приходит, когда необходимо проявить смирение по отношению к тем, кто «ниже» нас, кто не имеет над нами никакой власти. Это и есть то смирение, о котором говорит здесь Петр.

Почему вся суть — в Голгофском кресте и что в нем может помочь нам быть смиренными?

Как мы уже отметили, Петр писал свое послание в то время, когда церковь подвергалась преследованиям. Для его читателей тема великой борьбы была не просто абстрактной богословской идеей; в отличие от нас сегодня они испытали на себе всю тяжесть этой битвы.

Прочитайте 1 Петр. 5:8–10 и Откр. 12:7–9. Что эти тексты говорят нам о происхождении зла и работе сатаны в нашем мире?

Книга Откровение показывает, что христиане вовлечены во вселенскую битву между силами добра и зла. В Откровении силы добра возглавляет Иисус, Который есть «Слово Божие», «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:13, 16). Силы зла ведомы дьяволом, который также назван сатаной и представлен в образе дракона (см. Откр. 12:7–9; 20:7, 8). Хотя популярные СМИ и даже некоторые христиане отрицают реальность сатаны, на самом деле дьявол является могущественным существом и желает нам только зла. Тем не менее хорошей новостью является то, что в конечном итоге дьявол будет навсегда уничтожен (см. Откр. 20:9, 10).

Петр не умаляет угрозы, исходящей от дьявола. «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Петр также говорит, что его читатели могут увидеть силу дьявола в своих нынешних страданиях. Тем не менее эти страдания закончатся вечной славой (см. 1 Петр. 5:10).

Прочитайте 1 Петр. 5:10 еще раз. О чем говорит нам Петр?

Хотя мы не знаем точного характера их испытаний, мы можем увидеть надежду, которую выражает Петр. Да, дьявол реален. Великая борьба реальна, и наши страдания реальны. Но «Бог всякой благодати» победил дьявола. Поэтому, какие бы испытания ни выпали на нашу долю, если мы останемся верными даже до смерти (см. Евр. 11:13–16), победа нам обеспечена благодаря Иисусу.

Как мы можем научиться отстаивать свою веру и твердо стоять до конца, независимо от того, что с нами происходит?

Наглядный пример смиренного руководства Иисуса можно увидеть в Его действиях во время Тайной вечери. Тогда Иисус полностью осознавал, что приходится Сыном Богу и вскоре вернется к Своему Отцу (см. Ин. 13:1). После трапезы Он омыл ноги ученикам и сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:14, 15). Каждый раз, когда последователи Иисуса омывают ноги друг другу, они не только воспроизводят эту сцену, но и напоминают друг другу истину: чтобы быть первым в Царстве Иисуса, нужно стать слугой. Несомненно, до конца своей жизни, более полно осознав, кем же на самом деле был Иисус, ученики помнили этот жест смирения со стороны своего Учителя. Безусловно, об этом помнил и Петр, призывая пастырей церкви не господствовать над другими, но облечься в смиренномудрие.

«Согласившись стать человеком, Христос проявил смирение, которое поразило небожителей. Само согласие стать человеком не было бы унижением, если бы не возвышенное предсуществование Христа. Мы должны уяснить, что Христос снял Свою царскую одежду, Свой царский венец, оставил Свое высокое положение и облек Свою Божественность в человеческое естество, чтобы найти с человеком общий язык и наделить род людской нравственной силой быть сыновьями и дочерьми Бога.

Кротость и смирение, присущие Христу, будут явлены в жизни и характере тех Его последователей, которые привыкли поступать так, как Он поступал» (Э. Уайт, Сыновья и дочери Бога, с. 81).

Вопросы для обсуждения:

1. Иисус начал Свое служение, противостав дьяволу. Ослабленный сорокадневным постом, Он смог противостоять искушениям дьявола, цитируя Писание (см. Мф 4:1–11; Мк. 1:12, 13; Лк. 4:1–13). Каким образом мы можем противостоять дьяволу в нашей жизни?

2. Приведите примеры истинного смирения, которые вы видели. Чему они вас учат?

3. Обсудите в классе качества хорошего христианского лидера помимо тех, о которых говорит Петр в стихах, предложенных для изучения на этой неделе. Как эти качества соотносятся с качествами светских лидеров? Чем они могут отличаться?

4. Как бы вы ответили на заявление, что сатаны как такового не существует и это всего-навсего символ зла, присутствующего в человеческой природе?


Руководство-служение


Наверное, заголовок этой части звучит
довольно странно. Руководство-служение — это ведь из той же категории, что холодный
жар, мягкая жесткость, сухая влага, светлая тьма, дружеская вражда или невежественный
ум. И, действительно, в этих словах может содержаться противоречие, в зависимости
от того, как их толковать. В том же смысле, в каком эти слова употребляются в
Библии, «руководство» не означает диктаторство, а «служение»
вовсе не подразумевает безропотное подчинение любому жесту своего хозяина.


О каком роде руководства мы говорим?

В Библии руководство определяется как ответственное, сочувствующее,
понимающее, компетентное, уважительное, авторитетное, смелое, основанное на собственном
примере и богобоязненности. Быть руководителем не означает принимать все решения
или быть «главным» в браке, церкви, обществе в целом. Руководить — значит
брать инициативу, принимать на себя ответственность и нести груз отчетности перед
Богом.


О каком роде служения мы говорим?

В Библии служение определяется как ответственное, уважительное,
добровольное, любящее, самоотверженное и покорное. Служение не означает бездумного
повиновения. Оно означает готовность принизить себя, кротко служить другому, ставить
чужие интересы выше собственных.

Кто-то возможно воскликнет: «Постойте-ка! Разве в Библии
не сказано, что жены должны повиноваться мужьям?» Да, мы находим это утверждение
в послании к Ефесянам 5:22. Но в более широком смысле там говорится, что все должны
повиноваться друг другу (ст.21), а мужья должны любить своих жен, «как и
Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» (ст.25).


Как сочетать служение и руководство?

Это непростая
задача, все равно, что пытаться смешать масло с водой. В стихах, упомянутых выше,
Христос дает нам прекрасный пример того, как можно соединить эти два элемента.
Он обладает властью заставить нас делать то, что Он хочет, но предпочитает, вместо
этого, отвержение, неповиновение и даже распятие (Фил.2:5-11). Иисус так определяет
цель Своей жизни: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мтф.20:28).

Если и дано было когда-либо право диктовать Своей властью
и авторитетом, так это Иисусу Христу. Но Он пришел на землю, чтобы дать нам именно
то, в чем мы нуждаемся. Он осуществлял сильное руководство, однако оно было пронизано
Его любовью к людям. Он никогда никого не принуждал следовать за Ним, скорее,
стремился заслужить уважение и послушание мужчин и женщин, а они по доброй воле
следовали за Ним. Именно к такому стилю руководства должны обращаться мужчины
сегодня.


Как руководство-служение проявляется в разных жизненных
ситуациях?

Перечислим несколько примеров.


Одинокий мужчина

должен показывать людям всех возрастов
и разного пола, что он думает о других, а не только о себе. Он должен вести жизнь,
достойную подражания (1Тим.4:12-26). Одиноких женщин должен привлекать в нем характер,
стабильность и желание наставлять других.


Муж

, как сказано в Библии, должен быть главой своей
жене, как Христос — глава церкви (1Кор.11:3), и он должен любить свою жену, как
Христос любит церковь (Еф.5:25). Если муж хочет, чтобы жена следовала его руководству,
он должен выражать свою любовь через поступки и слова.


Отец

отвечает за воспитание своих детей (Втор.6:6-9;
Еф.6:4). Он должен заботиться об их нуждах (1Тим.5:8) и обращаться с ними так,
чтобы не раздражать их (Еф.6:4; Кол.3:21).


Глава церкви

должен вести людей своей заботой подобно
тому, как пастух ведет стадо овец, питает его, защищает и взращивает (1Пет.5:1-4).


Член общества

должен брать пример с персонажа Ветхого
Завета Даниила, который твердо стоял на стороне Господа. Он сделал то, что считал
правильным, не думая об опасности (Дан.1:6), он отважно чтил Бога среди мира язычников.


Почему руководство в браке и в церкви — мужское качество?

Не потому, что мужчины — существа высшего порядка (хотя многим среди мужчин
хотелось бы так думать). Мужчины и женщины равны во Христе (Гал.3:28). Здесь мы
говорим о роли, предопределенной Богом, а не человеческими предрассудками. Вообще,
нам следует отказаться от мысли, что руководство означает превосходство, а подчиненная
роль — неполноценность. Ведь Бог-Отец — Глава Христа, однако же, они равны (1Кор.11:3).


Нам следует отказаться от мысли, что руководство означает
превосходство, а подчиненная роль — неполноценность.

Первое указание на мужское руководство берет начало в истории
творения, рассказанной в Бытие. Адам был создан первым, Ева же была создана в
дополнение мужчине. Бог сказал: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим
ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). В первом послании к Коринфянам
11:7-11 и первом послании к Тимофею 2:13 говорится, что мужчина должен быть главой
в церкви, потому что мужчина был предназначен для руководства, и это доказывается
тем, что Адам был первым, а Ева была создана ему «соответственным помощником».


Что значит главенство и откуда происходит этот термин?

Когда разговор заходит о главенстве, многие представляют себе
этакого диктатора, наподобие Гитлера, отдающего часто неразумные приказы. В первом
послании к Коринфянам 11:3 используется слово «глава», то же самое —
в послании к Ефесянам 5:23. Термин этот включает значение «происхождение»
или «источник», так что по толкованию некоторых главенство означает,
что женщина была сотворена из мужчины. Отсюда делается вывод, что как Христос
— Источник жизни для всех верующих, так и Адам был источником жизни для женщины
(Евы).

Однако вряд ли есть смысл считать, что Павел пытался исключить
концепцию начальствования или власти из концепции главенства. Он использует термин
глава для обозначения отношения Бога к Христу и руководства Христа над всеми верующими,
над церковью (Еф.1:22; 4:15; 5:23; Кол.1:18; 2:19).

Концепция руководства в доме включена в перечень качеств руководителей
церкви в первом послании к Тимофею 3:4-5,12. В послании к Титу 2:5 апостол Павел
говорит, что пожилые женщины должны учить молодых «быть покорными своим мужьям,
да не порицается Слово Божье».


Является ли мужское главенство результатом грехопадения?

И если это так, то не следует ли нам, как прощенным людям, попытаться отменить
результаты грехопадения? Некоторые упорно отстаивают это положение, но их аргументы
противоречат библейским данным. Апостол Павел говорил о том, что главенство основывается
на порядке творения (1Кор.11:8-9; 1Тим.2:13-14). Главенство не есть результат
грехопадения, напротив, оно было извращено грехопадением.

Когда Бог объяснял наказания, которые наложил на мужчину и
женщину после грехопадения, Он сказал женщине: «Умножая, умножу скорбь твою
в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение
твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт.3:16). Этот стих, особенно
«и к мужу твоему влечение твое», подвергся множеству различных интерпретаций.
Некоторые толкователи Библии объясняют, будто это означает, что женщина из-за
грехопадения вынуждена зависеть от мужчины. Фразу «он будет господствовать
над тобой» они рассматривают как утверждение, будто мужчина вносит в жизнь
женщины порядок и защищает ее. Другие же считают описанное здесь мужское господство
неестественным владычеством над женщиной.

Есть и другая возможная интерпретация, которая похоже укладывается
в данный контекст. Некоторые толкователи Библии убеждены, что еврейское слово,
означающее «влечение», происходит от арабского корня, который значит
«заставлять», «управлять», «подавлять». Они также
указывают, что в одинаковых грамматических структурах в Бытие 3:16 и 4:7 используются
одни и те же еврейские слова для обозначения «влечения» и «правления».
В главе 4 грех «влечет» Каина и заставляет его совершать неверные поступки.
Но Каин мог бы совладать с собой и возобладать над искушением грешить. Слова «влечение»,
«влечет» в стихах 3:16 и 4:7 можно понять, как сильное желание управлять.
Следовательно, одним из результатов грехопадения является то, что женщина возымела
неестественное желание управлять мужчиной, а присущая мужчине роль руководителя
выродилась в деспотическое правление.

Хотя эта интерпретация вызывает споры, она точно описывает борьбу полов после
грехопадения. Вместо мирной гармонии, где мужчина и женщина дополняют друг друга,
каждый пытается доминировать и манипулировать другим в своих эгоистических целях.
Вместо дополнения, получается противоречие.


Следует ли мужчинам ожидать от женщин, что в их присутствии
те должны «беспрекословно им подчиняться, молчать и быть незаметными»?

Должны ли мужчины быть проводниками идей и инициаторами действий, а женщины
— сидеть сложа руки или следовать за ними на значительном расстоянии? Следует
ли нам думать о женщинах так же, как некоторые думают о детях: что их должно быть
видно, но не слышно? Так говорит Арчи Банкер в телевизионных сериях «Все
в семье». Но Бог ждет от нас другого.

Стоит лишь взглянуть на примеры Ветхого и Нового Заветов,
дабы понять, что угодные Богу женщины не были пассивными рабынями. Они вели себя
вполне активно и вносили заметный вклад в общественную и духовную жизнь (Пр.31:10-31;
1Цар.25:18-44; 4Цар.22:14-20; Суд.4:1-14; Руф.; Есф.; Лк.2;36-38; 8:1-3; Рим.16:1-15;
Фил.4:3; 2Тим.1:5).


Почему так важно служение?

Руководство вне служения
делает из человека существо неуравновешенное и отвратительное. Добровольное принятие
служения требует сознательного акта любви. Такого рода любовь описана в первом
послании к Коринфянам 13. Эта любовь:

* долго терпит;

* милосердствует;

* не завидует;

* не превозносится;

* не гордится;

* не бесчинствует;

* не ищет своего;

* не раздражается;

* не мыслит зла;

* не радуется неправде;

* сорадуется истине;

* все покрывает;

* всему верит;

* всего надеется;

* все переносит;

* никогда не перестает.

Мужчина, который такую любовь проявляет, легко найдет себе
жену, семью или церковь, которые с радостью согласятся подчиниться его руководству.
Однако многие мужчины считают, что такую любовь опасно показывать, ибо она требует,
чтобы мужчина примирился с возможностью оскорбления или даже отвержения, чтобы
он отринул свою гордость и смирил себя ради чужого блага.


Мужчины, готовы ли вы принять вызов?

Вы обладаете величайшей
ответственностью и огромными возможностями для того, чтобы задавать тон и служить
примером у себя в доме, в церкви, в городе и поселке, где вы живете, наконец,
во всем мире. Никто не говорит, что это будет легко, но, если вы по своей вере
— дитя Божье, вы исполнены Его Духа (1Кор.12:13; Рим.8:9). И если в вас жив Его
Дух, тогда у вас есть все для того, чтобы оправдать ожидания, возложенные на вас
Господом. Тот вид руководства-служения, которого Он от вас ожидает, возможен лишь
тогда, когда вы подчинитесь Его руководству и будете служить Ему. Служение и руководство
другими станут результатом вашего отношения к Господу Иисусу.


Проверочные вопросы:

Как применить принцип руководства-служения к добрачным отношениям?

Какому руководителю вам легко подчиниться?

Как мужу обращаться с женой, чтобы заслужить ее доверие и преданность? (Отвечайте
подробно!)

Если у вас есть дети, видят ли они в вас пример руководства-служения?

Как соотносятся руководство и подотчетность?

Петр рассматривает вопрос христианского руководства на уровне поместной церкви. В этих стихах 
он пишет о важных качествах, которые необходимы не только местным лидерам, но также и членам церкви. Его слова актуальны и для нас сегодня.

Урок субботней школы № 7. Руководство как служение

Памятный стих: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петр.5:7).

• Какие заботы мы можем возложить на Господа?

«Только сегодняшний день принадлежит нам, в этот день мы должны жить для Бога. В заботе об этом дне мы должны торжественно передать все наши намерения и планы в руки Христа и возложить на Него все наши заботы, ибо Он печется о нас. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11)». (Правила счастливой жизни гл.5)

• Почему Бог по особенному заботиться о нас, людях?

«Как народ мы принадлежим Господу в особом смысле. Христос выкупил нас, и мы находимся в окружении ангелов, превосходящих нас силой. Даже малая птица не падает на землю, если не будет на то воли Отца нашего Небесного. А у нас и волосы на голове сочтены. Бог заботится о Своем народе, Он особым образом печется о нем, и народу не следует проявлять недоверие к Его Провидению…» (Свидетельства для церкви т.1) 

• Что мешает человеку возложить на Господа все заботы?

«Спаситель весьма заботится и нежно печется о вас, чтобы вы могли быть мудрыми и не погибли. Относясь к вам с беспредельной любовью и состраданием, Он восклицает: «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Лук.13:34). Но ваше безрассудное сердце осталось глухим к Божьему совету…» (Свидетельства для церкви т.5)

Воскресенье. Пресвитеры в ранней церкви

• Прочитайте Деян.6:1–6; 14:23; 15:6; 1Тим.5:17; 1Петр.5:2. Какие были проблемы в апостольской церкви, и как был решен этот вопрос?

«…Апостолы должны были предпринять важный шаг для усовершенствования евангельского порядка в Церкви, возложив на других часть того бремени, которое до сих пор несли они сами. Созвав верующих, апостолы по побуждению Святого Духа предложили по-другому организовать все имеющиеся в Церкви силы. Пришло время, сказали они, когда духовных руководителей, надзирающих за всей Церковью, надо освободить от обязанности распределять средства и от прочих подобных нагрузок, чтобы ничто не отвлекало их от проповеди Евангелия миру». (Деяния апостолов гл.9)

• Какое служение должны были совершать пресвитеры в церкви?

«Обращаясь к пресвитерам церкви как к младшим пастырям стада, апостол говорил об их ответственности: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». Занимающие положение младших пастырей должны усердно бодрствовать над стадом Господним. Не диктаторами им следует быть — их задача: ободрять, укреплять и возвышать верующих». (Деяния апостолов гл.51)

• Какова обязанность пресвитеров в церкви?

«Обязанность пресвитеров и служителей Церкви — наставлять людей, нести им свет истины и во всем соблюдать порядок. Как сотрудники Бога служители Церкви должны серьезно относиться к этому ясно открытому вопросу. Они должны неустанно и тщательно исследовать все предписания Слова Божьего. Пресвитеры и служители Церкви должны неуклонно следовать указаниям Святого Слова и убеждать своих прихожан в необходимости быть верными в служении Господу».  (Советы по управлению ресурсами гл.3)

Понедельник. Пастыри

• Что апостол Петр говорит о пастырях? 1Петр.5:1–4.

«Служителю следует не только за кафедрой, но и собственными делами предостерегать людей, обличать грехи, исправлять ошибки. Он может оказаться под огнем критики; могут судить о нем превратно и не считаться с его вестью». (Деяния апостолов гл.51)

• Какое служение призван совершать пастырь?

«Истинный пастырь забывает о себе, теряет из виду свое «я», стремясь творить дела Божьи. Проповедуя слово и посещая людей, он узнает об их нуждах, печалях, переживаниях; и, сотрудничая с великим Носителем бремени, разделяет их скорби, утешает в печали, утоляет их духовную жажду и завоевывает их сердца для Бога. В этом служителю помогают небесные ангелы, и он сам получает наставление и просвещение в истине, которая умудряет во спасение». (Деяния апостолов гл.51)

• Какой по характеру должен быть служитель Христа?

«Служители Христа, возвещающие торжественную истину для этих последних дней, более, чем кто бы то ни было, должны быть свободны от себялюбия и корысти. Благотворительность и жертвенность должны стать их второй натурой. Им следует быть образцом благочестия, живым письмом, узнаваемым и читаемым всеми человеками». (Свидетельства для церкви т.2)

Вторник. Руководство в форме служения

• Прочитайте 1Петр.5:3. Почему так пишет апостол: «не господствуя над наследием [Божиим]»?

«Служителям следует особенно хорошо знать характер и дела Христа, чтобы подражать Ему, ибо характер и дела истинного христианина подобны Его делам. Он оставил славу, власть и богатства, чтобы взыскать погибающих во грехе. Он уничижил Себя до наших нужд, дабы вознести нас до небес. Для Его жизни были характерны жертвенность, самоотречение и бескорыстная благотворительность. Он — наш Образец…» (Свидетельства для церкви т.2)

• Каким должно быть служение служителей в церкви?

«Чтобы выполнить работу, которую Бог от них требует, служителям нужно иметь для этого необходимые качества. От Своих служителей, живущих непосредственно перед концом всего, необходима святая преданность делу служения. Он не может принять труд работников, если они не сознают в сердце своем жизнь и силу истины, которую они проповедуют другим. Он не примет ничего меньшего, чем прилежный, активный, ревностный труд от всего сердца. Для совершения этой великой работы требуется проявлять бдительность и приносить плод. Богу нужны бескорыстные делатели, которые будут трудиться с беззаветным самопожертвованием и отдавать себя святому делу без остатка». (Свидетельства для церкви т.2)

• Чем должны руководствоваться в служении — служители Божии?

«Проповедующие Слово Божье должны иметь такое основательное знание этого Слова, какое только возможно. Они должны непрестанно исследовать Библию, молиться и учиться…» (Свидетельства для церкви т.2)

Среда. Облекитесь смиренномудрием

• Когда возможно облечься в смиренномудрие? 1Петр.5:5–7.

«Когда наши мысли сосредоточатся на чудесной любви и сострадании Христа к нам, мы сумеем проявлять тот же дух в своем отношении к ближним. Мы должны любить и уважать друг друга независимо от ошибок и недостатков, которые не можем не замечать. Необходимо развивать смирение и скромность, воспитывая в себе терпеливое и снисходительное отношение к ошибкам других. Это истребит мелочное себялюбие и сделает нас великодушными и благожелательными». (Дочери Божьи гл.13)

• Почему так важно совершать служение в смирении?

«Иисус обнищал ради нас. Все в этом мире Он подчинил воле Своего Отца. Когда Его миссия в этом мире подходила к концу, Он мог сказать: “Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить”. И далее Он говорит: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…” Это значит: “я” не должно господствовать в человеке, оно должно быть унижено. Если мы действительно хотим научиться от Христа, то в нас не будет стремления добиваться самого высокого места и самой большой популярности. Мы будем считать для себя самым высоким местом место у ног нашего Спасителя». (Вести для молодежи гл.4)

• Как вы думаете, когда возможно быть смиренным?

«Когда мы научимся меньше думать о себе, но заботиться о том, как сделать других счастливыми, то обретем силу Божью. Когда мы разлучены с Богом и живем в гордости и тьме, мы все время пытаемся возвысить себя и забываем, что наша сила — в смирении разума. Сила нашего Спасителя заключалась не в убедительных, проникновенных словах, которые доходили до глубины души; нет. Он завоевывал сердца Своей нежностью и простым, непритязательным общением…» (Свидетельства для церкви т.3)

Четверг. Как рыкающий лев

• Прочитайте 1Петр.5:8–10. Почему апостол пишет о сатане, как о рыкающем льве?

«“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр., 5:8). Он находится на игровой площадке, наблюдая за вашими развлечениями. Он берет в плен каждую душу, которая перестает бодрствовать над собой. Он сеет в сердце человека свои недобрые семена, стараясь полностью овладеть его сознанием…» (Вести для молодежи гл.13)

• Зная, что сатана ходит как рыкающий лев, желая погубить нас, что мы должны делать?

«Сатана приступал ко Христу с самыми лукавыми и сильными искушениями, но неизменно терпел поражение. Иисус сражался для нашего же блага: одержанные Им победы помогли и нам стать победителями. Христос протягивает руку всем, кто обращается к Нему за помощью. Искуситель не в состоянии победить человека, если тот не желает подчиняться ему. Он не властен над волей человека, не может заставить его согрешить. Он может причинить любую боль человеку, но не может осквернить его. Вдохновленные победой Христа, Его последователи должны мужественно и отважно бороться против греха и сатаны». (Князь мира сего гл.31)

• Где мы должны находить силу в борьбе против сатаны?

«Каждодневное изучение драгоценных истин жизни, содержащихся в Библии, укрепляет наш интеллект и дает нам знание о грандиозных и славных делах Бога в природе. Изучая Писания, мы получаем правильное понимание того, как надо жить, чтобы наслаждаться большим и ничем не омраченным счастьем. Те, кто исследует Писания, всегда будут защищены от искушений сатаны…» (Свидетельства для церкви т.3)

Заключение

«Когда мы рождены свыше, мы будем мыслить так же, как и Иисус, Который смирил Себя, чтобы спасти нас. Тогда мы не станем искать себе более почетного места. Мы пожелаем сидеть у ног Иисуса и учиться у Него. Мы поймем: значимость наших трудов — не в шуме, не в показной активности и рвении, значимость наших трудов вообще не зависит от наших сил. Ценность наших дел обусловлена тем, насколько мы восприняли Святой Дух. Упование на Господа освящает разум и помогает терпеливо сносить все». (Христос — надежда мира гл.34)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по монтажу ступеней из дпк
  • Как чистить септик топас своими руками пошаговая инструкция
  • Pft g4 штукатурная станция инструкция по эксплуатации
  • Асс лекарство от кашля инструкция порошок
  • Дирофен для собак мелких пород суспензия инструкция по применению