Руководство колхозами совхозами

Колхозы и совхозы, коллективные и совместные хозяйства, кажется, уже пережиток далекого прошлого. Поэтому мало кто из нас помнит, что это за должность, председатель колхоза, какие дает права и приписывает обязанности. Тем не менее она продолжает существовать и сегодня! Ее занимают не только мужчины, но и женщины, притом в некоторых случаях совсем молодые, — о них мы тоже поговорим в статье.

Об объединении

Колхоз — это акроним от словосочетания «коллективное хозяйство». Соответственно, так называлось предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Первоначально колхозами назывались следующие объединения:

  • Сельскохозяйственные артели.
  • Товарищества по совместной обработке земельных наделов.
  • Сельскохозяйственные коммуны.

К «закату» СССР осталась всего одна форма — сельскохозяйственные артели. Со временем это стало синонимом колхозов.

председатель колхоза родина

Сельскохозяйственные артели

По своей сути сельскохозяйственные артели — это производственные кооперативы. При их вступлении участники безвозмездно передавали личную собственность в совместное пользование. Она становилась общественным достоянием юридического лица — колхоза.

Передаваемой собственностью считались как средства производства (скот, инвентарь, сельскохозяйственная техника, определенные постройки, посадки и семена), так и земельные наделы. Они выбивались из личного владения, объединялись и передавались колхозам в вечное безвозмездное пользование, будучи при этом уже государственной собственностью.

В личном же владении крестьян оставались:

  • Жилой дом.
  • Небольшой приусадебный участок (площадью не более 0,5 га).
  • Одна корова.
  • До десятка мелких сельскохозяйственных животных и птиц.

Каждый член сельскохозяйственной артели — это ее совладелец. При этом результат деятельности объединения делился только в зависимости от трудового вклада. Не учитывался размер земельного участка, входного пая, объем переданного объединению прочего имущества.

Выполненную работу при этом оценивали не в деньгах, а так называемых трудоднях. Они суммировались, образуя собой долю финансов, которая причиталась работнику при дальнейшем перераспределении продукции и денежных расходов уже по окончании сельскохозяйственного цикла.

Но уже в 1966 году форма расчета в трудоднях и выплата «натурой» были заменены в советских колхозах на денежное вознаграждение. Сами же объединения просуществовали до 1992 года. После этого были реорганизованы в другие формы собственности. Поэтому важно понимать, что современные колхозы — это не прежние советские.

лучший председатель колхоза

Первые объединения

Коллективные хозяйства стали повсеместно появляться на территории Советской России с 1918 года. Помимо них, были образованы и в совхозы. В чем отличие? Последние создавались на базе специализированных хозяйств (к примеру, коневодческих ферм). Собственником земли и производства в совхозах выступало государство. Их работникам начислялась оплата труда в денежной форме, по строгим нормативам. Они являлись по факту наемными трудящимися. А не совладельцами, как в колхозах.

Первые председатели колхозов возглавляли также объединения:

  • ТСОЗ (Товарищество по совместной обработке земли). Общими тут были только землепользование и труд. Скот, инвентарь, постройки оставались в личном владении крестьян. Доходы распределялись не только по трудовому, но и по имущественному вложению, по величине пая, отданного при вступлении в колхоз.
  • Сельскохозяйственная артель. Как мы определили выше, тут общим было все — земля, труд, сельскохозяйственное имущество. Доходы распределялись только согласно трудовому участию.
  • Сельскохозяйственная коммуна. Выступала неким унитарным предприятием, где общим было практически все — от земли до мелкого инвентаря и скота. Распределение ресурсов осуществлялось «по едокам» в семье. Личного подсобного хозяйства не было. Коммуны устраивали на бывших монастырских и помещичьих землях.

Кто это?

Начнем с определения. Председатель колхоза — выборный глава коллективного хозяйства. Одновременно является и председателем правления артели, если судить по советскому законодательству.

Председатель колхоза избирается на общем собрании колхозников на два года. Его важнейшие обязанности: ежедневное руководство трудовой деятельностью артели и бригад, а также систематический контроль за выполнением решений правления. Все это диктует ст. 22 Устава сельскохозяйственной артели.

Чтобы избрать то или иное лицо председателем колхоза, необходимо, чтобы на общем собрании присутствовало не менее 2/3 от всего числа состоящих в артели.

женщины председатели колхозов

Непосредственные обязанности

Бывшие председатели колхозов, само собой, не оказывали никакого влияния на решения настоящего руководителя. У председателя при вступлении в должность появлялся ряд строгих обязательств перед членами артели:

  • Собирать правление не реже двух раз в месяц для обсуждения текущего положения дел, а также принятия ответственных решений.
  • Осуществлять ежедневное руководство работой коллективного хозяйства: давать бригадирам наряды, принимать от них выполненную работу, распоряжаться расчетными счетами колхоза в банковских организациях, визировать различную расходную документацию.
  • Председатель колхоза (фото руководителей коллективных хозяйств представлены в статье) несет ответственность за следующее: всю работу колхоза в целом, строгое следование Уставу сельскохозяйственных артелей, выполнение обязательств объединения перед государством, сохранность общественной собственности (той, что принадлежит колхозу), правильное использование земельных угодий.

Характеристика руководителя

Председатель — это законный представитель объединенной сельскохозяйственной артели перед государством и его учреждениями. Для его работы строго обязательно соблюдение демократических основ управления коллективным хозяйством.

Главная речь председателя колхоза — это отчет перед правлением, а также общим собранием сельскохозяйственной артели. И важный момент. Общее собрание колхозников правомочно лишить должности и освободить от обязанностей председателя, который, по мнению большинства, не справляется со своими обязанностями.

При избрании гражданина председателем он включается в число членов коллективного хозяйства. При этом сохраняются его права на профсоюзное членство, на льготы, что устанавливаются для специалистов сельского хозяйства.

первые председатели колхозов

Требования к специалисту

Какой он, лучший председатель колхоза? В первую очередь опытный, знающий свое дело руководитель. Подборка таких председателей — важное дело как во времена СССР, так и в настоящие дни. Особенно это характерно для тех колхозов, которые по факту являются крупными механизированными хозяйствами со множеством отраслей деятельности.

Руководитель колхоза — это специалист, имеющий среднее или высшее образование в области сельского хозяйства. Он обязательно практик. То есть имеет достаточный опыт организационной, руководящей деятельности.

Подготовка и повышение квалификации

Существовала практика повышения квалификации председателей колхозов в республиках, областях и краях Советского государства. Она осуществлялась на базе трехгодичных сельскохозяйственных школ и годичных курсов по подготовке и переподготовке руководителей в данной отрасли.

За время, что было потрачено на обучение, специалисту выплачивалась государственная стипендия. Кроме того, по решению колхозников могло быть насчитано от 20 до 35 трудодней в месяц. Также начислялась денежная доплата в размере 200 рублей в месяц на весь период прохождения курсов.

бывший председатель колхоза

Женщины в должности

В наш век равноправия не редкость встретить женщин-председателей колхозов. Познакомимся с некоторыми замечательными личностями.

  • Наталья Оленева, председатель колхоза «Ветлуга» Шарьинского района Костромской области. На момент избрания, в 2011 году, девушке было всего 22 года. Должность она заняла практически сразу после окончания Сельскохозяйственной академии.
  • Лидия Душка, председатель колхоза «Родина» села Дмитриевского Красногвардейского района Ставрополья. Этот колхоз выделяется оплатой труда (34,5 тысячи рублей на 2015 год), которая является самой высокой по краю. Кроме того, именно это хозяйство — одно из самых лучших животноводческих в России.

фото председателя колхоза

Игра «Садовник»

Не нужно полагать, что коллективные хозяйства — давно забытое прошлое. Сегодня они достаточно популярны в виртуальной жизни. Пример тому — популярная онлайн-игра «Садовник». В ее рамках можно создать колхоз, который здесь считается добровольным объединением фермеров. Оно способно создать закрытый коллектив со своими должностями, общим чатом, форумом, системой взаимопомощи.

Создать колхоз может любой игрок, заплатив сумму в символической валюте игры — 1000 рубинов. При этом создатель автоматически становится председателем объединения.

Внутри колхоза множество должностей — агрономы и механизаторы, колхозники и товароведы, старосты и зампреды. Чем выше занимаемая должность, тем, соответственно, и выше игрок в системе колхоза. Рассмотрим самые важные позиции здесь:

  • Председатель. Обладает правом принимать новых игроков в свое объединение, исключать их. Модерирует закрытые формы и чаты, изменяет их названия, использует «секретные» функции игры, доступные только ему. Также отвечает за подбор руководства в колхозе, темы на форуме. Более других ответственен за свой персонаж — при его взломе, удалении колхоз остается без руководства.
  • Заместитель председателя. Обладает правом принимать новых игроков, повышать и понижать их в должности по своему выбору. Может обладать и иными функциями, которые предоставляет ему председатель.
  • Агроном. Принимает людей в колхоз, а также является модератором закрытого форума объединения. Может выполнять и другие функции, которые передает ему председатель.

председатель колхоза

Мы познакомились с должностью председателя колхоза. Она остается актуальной и сегодня — не только в реальном, но и в виртуальном мире.

Колхозы и совхозы, коллективные и совместные хозяйства, кажется, уже пережиток далекого прошлого. Поэтому мало кто из нас помнит, что это за должность, председатель колхоза, какие дает права и приписывает обязанности. Тем не менее она продолжает существовать и сегодня! Ее занимают не только мужчины, но и женщины, притом в некоторых случаях совсем молодые, — о них мы тоже поговорим в статье.

Об объединении

Колхоз — это акроним от словосочетания «коллективное хозяйство». Соответственно, так называлось предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Шах Аббас: биография полководца, политическая деятельность, владенияВам будет интересно:Шах Аббас: биография полководца, политическая деятельность, владения

Первоначально колхозами назывались следующие объединения:

  • Сельскохозяйственные артели.
  • Товарищества по совместной обработке земельных наделов.
  • Сельскохозяйственные коммуны.

К «закату» СССР осталась всего одна форма — сельскохозяйственные артели. Со временем это стало синонимом колхозов.

Сельскохозяйственные артели

По своей сути сельскохозяйственные артели — это производственные кооперативы. При их вступлении участники безвозмездно передавали личную собственность в совместное пользование. Она становилась общественным достоянием юридического лица — колхоза.

Что такое Вил: значение и описание вавилонского идолаВам будет интересно:Что такое Вил: значение и описание вавилонского идола

Передаваемой собственностью считались как средства производства (скот, инвентарь, сельскохозяйственная техника, определенные постройки, посадки и семена), так и земельные наделы. Они выбивались из личного владения, объединялись и передавались колхозам в вечное безвозмездное пользование, будучи при этом уже государственной собственностью.

В личном же владении крестьян оставались:

  • Жилой дом.
  • Небольшой приусадебный участок (площадью не более 0,5 га).
  • Одна корова.
  • До десятка мелких сельскохозяйственных животных и птиц.

Каждый член сельскохозяйственной артели — это ее совладелец. При этом результат деятельности объединения делился только в зависимости от трудового вклада. Не учитывался размер земельного участка, входного пая, объем переданного объединению прочего имущества.

Выполненную работу при этом оценивали не в деньгах, а так называемых трудоднях. Они суммировались, образуя собой долю финансов, которая причиталась работнику при дальнейшем перераспределении продукции и денежных расходов уже по окончании сельскохозяйственного цикла.

Техническая революция: причины, этапы развития и влияние на научно-технический прогрессВам будет интересно:Техническая революция: причины, этапы развития и влияние на научно-технический прогресс

Но уже в 1966 году форма расчета в трудоднях и выплата «натурой» были заменены в советских колхозах на денежное вознаграждение. Сами же объединения просуществовали до 1992 года. После этого были реорганизованы в другие формы собственности. Поэтому важно понимать, что современные колхозы — это не прежние советские.

Первые объединения

Коллективные хозяйства стали повсеместно появляться на территории Советской России с 1918 года. Помимо них, были образованы и в совхозы. В чем отличие? Последние создавались на базе специализированных хозяйств (к примеру, коневодческих ферм). Собственником земли и производства в совхозах выступало государство. Их работникам начислялась оплата труда в денежной форме, по строгим нормативам. Они являлись по факту наемными трудящимися. А не совладельцами, как в колхозах.

Первые председатели колхозов возглавляли также объединения:

  • ТСОЗ (Товарищество по совместной обработке земли). Общими тут были только землепользование и труд. Скот, инвентарь, постройки оставались в личном владении крестьян. Доходы распределялись не только по трудовому, но и по имущественному вложению, по величине пая, отданного при вступлении в колхоз.
  • Сельскохозяйственная артель. Как мы определили выше, тут общим было все — земля, труд, сельскохозяйственное имущество. Доходы распределялись только согласно трудовому участию.
  • Сельскохозяйственная коммуна. Выступала неким унитарным предприятием, где общим было практически все — от земли до мелкого инвентаря и скота. Распределение ресурсов осуществлялось «по едокам» в семье. Личного подсобного хозяйства не было. Коммуны устраивали на бывших монастырских и помещичьих землях.

Кто это?

Начнем с определения. Председатель колхоза — выборный глава коллективного хозяйства. Одновременно является и председателем правления артели, если судить по советскому законодательству.

Председатель колхоза избирается на общем собрании колхозников на два года. Его важнейшие обязанности: ежедневное руководство трудовой деятельностью артели и бригад, а также систематический контроль за выполнением решений правления. Все это диктует ст. 22 Устава сельскохозяйственной артели.

Чтобы избрать то или иное лицо председателем колхоза, необходимо, чтобы на общем собрании присутствовало не менее 2/3 от всего числа состоящих в артели.

Непосредственные обязанности

Бывшие председатели колхозов, само собой, не оказывали никакого влияния на решения настоящего руководителя. У председателя при вступлении в должность появлялся ряд строгих обязательств перед членами артели:

  • Собирать правление не реже двух раз в месяц для обсуждения текущего положения дел, а также принятия ответственных решений.
  • Осуществлять ежедневное руководство работой коллективного хозяйства: давать бригадирам наряды, принимать от них выполненную работу, распоряжаться расчетными счетами колхоза в банковских организациях, визировать различную расходную документацию.
  • Председатель колхоза (фото руководителей коллективных хозяйств представлены в статье) несет ответственность за следующее: всю работу колхоза в целом, строгое следование Уставу сельскохозяйственных артелей, выполнение обязательств объединения перед государством, сохранность общественной собственности (той, что принадлежит колхозу), правильное использование земельных угодий.

Характеристика руководителя

Председатель — это законный представитель объединенной сельскохозяйственной артели перед государством и его учреждениями. Для его работы строго обязательно соблюдение демократических основ управления коллективным хозяйством.

Главная речь председателя колхоза — это отчет перед правлением, а также общим собранием сельскохозяйственной артели. И важный момент. Общее собрание колхозников правомочно лишить должности и освободить от обязанностей председателя, который, по мнению большинства, не справляется со своими обязанностями.

При избрании гражданина председателем он включается в число членов коллективного хозяйства. При этом сохраняются его права на профсоюзное членство, на льготы, что устанавливаются для специалистов сельского хозяйства.

Требования к специалисту

Какой он, лучший председатель колхоза? В первую очередь опытный, знающий свое дело руководитель. Подборка таких председателей — важное дело как во времена СССР, так и в настоящие дни. Особенно это характерно для тех колхозов, которые по факту являются крупными механизированными хозяйствами со множеством отраслей деятельности.

Руководитель колхоза — это специалист, имеющий среднее или высшее образование в области сельского хозяйства. Он обязательно практик. То есть имеет достаточный опыт организационной, руководящей деятельности.

Подготовка и повышение квалификации

Существовала практика повышения квалификации председателей колхозов в республиках, областях и краях Советского государства. Она осуществлялась на базе трехгодичных сельскохозяйственных школ и годичных курсов по подготовке и переподготовке руководителей в данной отрасли.

За время, что было потрачено на обучение, специалисту выплачивалась государственная стипендия. Кроме того, по решению колхозников могло быть насчитано от 20 до 35 трудодней в месяц. Также начислялась денежная доплата в размере 200 рублей в месяц на весь период прохождения курсов.

Женщины в должности

В наш век равноправия не редкость встретить женщин-председателей колхозов. Познакомимся с некоторыми замечательными личностями.

  • Наталья Оленева, председатель колхоза «Ветлуга» Шарьинского района Костромской области. На момент избрания, в 2011 году, девушке было всего 22 года. Должность она заняла практически сразу после окончания Сельскохозяйственной академии.
  • Лидия Душка, председатель колхоза «Родина» села Дмитриевского Красногвардейского района Ставрополья. Этот колхоз выделяется оплатой труда (34,5 тысячи рублей на 2015 год), которая является самой высокой по краю. Кроме того, именно это хозяйство — одно из самых лучших животноводческих в России.

Игра «Садовник»

Не нужно полагать, что коллективные хозяйства — давно забытое прошлое. Сегодня они достаточно популярны в виртуальной жизни. Пример тому — популярная онлайн-игра «Садовник». В ее рамках можно создать колхоз, который здесь считается добровольным объединением фермеров. Оно способно создать закрытый коллектив со своими должностями, общим чатом, форумом, системой взаимопомощи.

Создать колхоз может любой игрок, заплатив сумму в символической валюте игры — 1000 рубинов. При этом создатель автоматически становится председателем объединения.

Внутри колхоза множество должностей — агрономы и механизаторы, колхозники и товароведы, старосты и зампреды. Чем выше занимаемая должность, тем, соответственно, и выше игрок в системе колхоза. Рассмотрим самые важные позиции здесь:

  • Председатель. Обладает правом принимать новых игроков в свое объединение, исключать их. Модерирует закрытые формы и чаты, изменяет их названия, использует «секретные» функции игры, доступные только ему. Также отвечает за подбор руководства в колхозе, темы на форуме. Более других ответственен за свой персонаж — при его взломе, удалении колхоз остается без руководства.
  • Заместитель председателя. Обладает правом принимать новых игроков, повышать и понижать их в должности по своему выбору. Может обладать и иными функциями, которые предоставляет ему председатель.
  • Агроном. Принимает людей в колхоз, а также является модератором закрытого форума объединения. Может выполнять и другие функции, которые передает ему председатель.

Мы познакомились с должностью председателя колхоза. Она остается актуальной и сегодня — не только в реальном, но и в виртуальном мире.

КОЛХОЗЫ, СОВХОЗЫ, КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В СССР

Колхоз (коллективное хозяйство) — кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения крупного социалистического сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда. Колхозы в нашей стране были созданы в соответствии с разработанным В. И. Лениным кооперативным планом, в процессе коллективизации сельского хозяйства (см. Кооперативный план).

Коллективные хозяйства в деревне стали создаваться сразу же после победы Октябрьской революции. Крестьяне объединялись для совместного производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственные коммуны, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), сельскохозяйственные артели. Это были разные формы кооперации, отличавшиеся уровнем обобществления средств производства и порядком распределения доходов среди крестьян-участников.

В начале 30-х гг. по всей стране была проведена сплошная коллективизация и основной формой коллективного хозяйства стала сельскохозяйственная артель (колхоз). Ее преимущества в том, что в ней обобществлены основные средства производства — земля, рабочий и продуктивный скот, машины, инвентарь, хозяйственные постройки; правильно сочетаются общественные и личные интересы членов артели. Колхозникам принадлежат жилые постройки, часть продуктивного скота и т. д., в их пользовании находятся небольшие приусадебные участки. Эти основные положения были отражены в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, принятом Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников (1935).

За годы Советской власти в колхозной жизни произошли большие перемены. Колхозами накоплен богатый опыт ведения крупного коллективного хозяйства. Возросла политическая сознательность крестьян. Еще крепче стал союз рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса. Создана новая материально-техническая база производства, что позволило развивать сельское хозяйство на современной индустриальной основе. Возрос материальный и культурный уровень жизни колхозников. Они активно участвуют в строительстве коммунистического общества. Колхозный строй не только избавил трудовое крестьянство от эксплуатации и нищеты, но и позволил установить в деревне новую систему общественных отношений, которые ведут к полному преодолению классовых различий в советском обществе.

Происшедшие изменения были учтены в новом Примерном уставе колхоза, принятом Третьим Всесоюзным съездом колхозников в ноябре 1969 г. В нем было опущено название «сельскохозяйственная артель», потому что слово «колхоз» приобрело международное значение и на любом языке означает крупное коллективное социалистическое сельскохозяйственное предприятие.

Колхоз — это крупное механизированное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, основная деятельность его — производство продукции растениеводства и животноводства. Производство продукции колхоз организует на земле, которая является государственной собственностью и закрепляется за колхозом в бесплатное и бессрочное пользование. Колхоз несет полную ответственность перед государством за правильное использование земли, повышение уровня ее плодородия в целях увеличения производства сельскохозяйственных продуктов.

Колхоз может создавать и иметь в своем составе подсобные предприятия и промыслы, но не в ущерб сельскому хозяйству.

В СССР 25,9 тыс. колхозов (1981). В среднем на колхоз приходится 6,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (в том числе 3,8 тыс. га пашни), 41 физический трактор, 12 комбайнов, 20 грузовых автомобилей. Во многих колхозах построены современные тепличные и животноводческие комплексы, организуется производство на промышленной основе.

Колхозы во всех видах своей деятельности руководствуются Уставом колхоза, который принимается в каждом хозяйстве общим собранием колхозников на основе нового Примерного устава колхоза.

Экономическую основу колхоза составляет колхозно-кооперативная собственность на средства производства.

Колхоз организует сельскохозяйственное производство и труд колхозников, используя для этого различные формы — тракторно-полеводческие и комплексные бригады, животноводческие фермы, различные звенья и производственные участки. Деятельность производственных подразделений организуется на основе хозяйственного расчета.

Как и в совхозах, все шире применяется новая, прогрессивная форма организации труда — по единому наряду при аккордно-премиальной оплате (см. Совхоз).

Членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16 лет и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном производстве. Каждый член колхоза имеет право на получение работы в общественном хозяйстве и обязан участвовать в общественном производстве. В колхозе установлена гарантированная оплата труда. Кроме того, применяется дополнительная оплата за качество продукции и работы, различные формы материального и морального поощрения. Колхозники получают пенсию по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, путевки в санатории и дома отдыха за счет средств фондов социального страхования и обеспечения, создаваемых в колхозах.

Высший орган управления всеми делами колхоза — общее собрание колхозников (в крупных хозяйствах — собрание уполномоченных). Основу организации управления коллективным хозяйством составляет колхозная демократия. Это означает, что все производственные и социальные вопросы развития данного колхоза решают члены этого хозяйства. Общие собрания колхозников (собрания уполномоченных) должны проводиться, согласно Примерному уставу колхоза, не менее 4 раз в год. Органы управления колхозом и его производственными подразделениями избираются открытым или тайным голосованием.

Для постоянного руководства делами колхоза общее собрание избирает председателя колхоза сроком на 3 года и правление колхоза. Контроль за деятельностью правления и всех должностных лиц осуществляет ревизионная комиссия колхоза, которая также избирается на общем собрании и подотчетна ему.

В целях дальнейшего развития колхозной демократии, коллективного обсуждения наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов созданы Советы колхозов — Союзный, республиканские, областные и районные.

Плановое руководство колхозным производством социалистическое общество осуществляет, устанавливая каждому колхозу государственный план закупок сельскохозяйственных продуктов. Государство же обеспечивает колхозы современной техникой, удобрениями и другими материальными средствами.

Основные задачи колхозов: всемерно развивать и укреплять общественное хозяйство, увеличивать производство и продажу государству сельскохозяйственной продукции, неуклонно повышать производительность труда и эффективность общественного производства, вести работу по коммунистическому воспитанию колхозников под руководством партийной организации, постепенно преобразовывать деревни и села в современные благоустроенные поселки. Во многих колхозах построены современные жилые дома, проведена газификация. Все колхозники пользуются электричеством от государственных сетей. Современная колхозная деревня имеет прекрасные культурные центры — клубы, библиотеки, здесь создаются собственные картинные галереи, музеи и т. п. Практически стирается разница между городским жителем и колхозником по уровню образования.

На XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза было указано на необходимость дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы колхозов, совершенствования культурного и бытового обслуживания их тружеников (см. Сельское хозяйство).

В Конституции СССР записано: «Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и её сближению с государственной».


Совхоз (советское хозяйство) — государственное сельскохозяйственное предприятие. Оно, как и любое промышленное предприятие — завод, фабрика, является государственной собственностью, достоянием всего народа.

Создание совхозов явилось составной частью кооперативного плана В. И. Ленина. Они были призваны служить для трудового крестьянства школой крупного коллективного сельскохозяйственного производства.

Экономическую основу совхозов составляет общенародная, государственная собственность на землю и другие средства производства. Их хозяйственная деятельность направлена на производство продуктов для населения и сырья для промышленности. Все совхозы имеют устав. Свою деятельность они осуществляют на основе Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

В системе Министерства сельского хозяйства 21,6 тыс. совхозов (1981). В среднем на один совхоз приходится 16,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 5,3 тыс. га пашни, 57 тракторов.

На совхозы и другие государственные хозяйства приходится до 60% заготовок зерна, до 33% — хлопка-сырца, до 59% — овощей, до 49% — скота и птицы, до 87% — яиц.

Совхозы организуют свое производство в зависимости от природных и экономических условий, с учетом государственных планов, на основе хозяйственного расчета. Отличительная особенность производственной деятельности совхозов — более высокий уровень специализации.

При создании любого совхоза для него определяется главная сельскохозяйственная отрасль, по которой он и получает свое основное производственное направление—зерновой, птицеводческий, хлопководческий, свиноводческий и т. д. В целях лучшего использования земельных угодий совхоза, сельскохозяйственной техники и трудовых ресурсов создаются дополнительные сельскохозяйственные отрасли — растениеводство сочетают с животноводством и наоборот.

Большая роль отводится совхозам в повышении общей культуры сельского хозяйства в нашей стране. Они производят семена высококачественных сортов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивные породы животных и продают их колхозам и другим хозяйствам.

В совхозах могут создаваться различные подсобные предприятия и промыслы — ремонтные мастерские, маслобойные, сыродельные цехи, производство строительных материалов и т.д.

Плановое руководство совхозами основано на принципе демократического централизма. Вышестоящие организации (трест, объединение совхозов и т.п.) определяют для каждого совхоза государственный план закупок сельскохозяйственных продуктов на пятилетку и распределяют его на каждый год. Планирование производства (размеры посевных площадей, поголовье животных, сроки проведения работ) осуществляется непосредственно в самих совхозах. Ежегодно здесь составляют планы экономического и социального развития, в которых определяют деятельность на предстоящий (планируемый) год.

Организационная и производственная структура совхоза определяется специализацией хозяйства, его размерами по земельной площади и валовой продукции. Основная форма организации труда — производственная бригада (тракторная, комплексная, животноводческая и др.)- Коллектив такой бригады состоит из постоянных рабочих.

В зависимости от размеров совхоза используются различные формы организации управления. В большинстве это трехступенчатая структура: совхоз — отделение — бригада (ферма). Во главе каждого подразделения стоит соответствующий руководитель: директор совхоза — управляющий отделением — бригадир.

Развитие процессов специализации, увеличение объемов производства создали в совхозах условия для применения отраслевой структуры организации производства и управления. В этом случае вместо отделений создаются соответствующие цехи (растениеводства, животноводства, механизации, строительный и т.д.). Тогда структура управления выглядит таким образом: директор совхоза — начальник цеха — бригадир. Возглавляют цехи, как правило, главные специалисты совхоза. Возможно применение и смешанной (комбинированной) структуры организации производства и управления. Этот вариант применяется в тех случаях, когда в хозяйстве одна отрасль имеет более высокий уровень развития. При такой схеме для этой отрасли создается отраслевое подразделение (цех овощеводства защищенного грунта, цех молочного скотоводства, цех кормопроизводства), а все остальные отрасли действуют в отделениях.

Во всех совхозах, как и на промышленных предприятиях, труд работников оплачивается в форме заработной платы. Размер ее определяется нормами выработки за 7-часовой рабочий день и расценками за каждую единицу работы и продукции. Кроме основной заработной платы существует материальное поощрение за перевыполнение плановых заданий, за получение продукции высокого качества, за экономию средств и материалов.

Все чаще механизированные звенья, отряды, бригады и фермы работают по единому наряду при аккордно-премиальной оплате труда. Такой коллективный подряд основан на хозрасчете. Оплата зависит не от общего объема выполненной работы, не от количества обработанных гектаров, а от конечного результата работы земледельца — урожая. Животноводы получают материальное поощрение не за голову скота, а за высокие надои и привесы. Это позволяет теснее увязать интересы каждого работника и всего коллектива, повысить их ответственность за получение конечных высоких результатов при минимальных затратах труда и средств.

Коллективный подряд все шире внедряется в совхозах и колхозах. Успешно применяют его в Ямпольском районе Винницкой области, районных аграрно-промышленных объединениях Эстонии, Латвии, Грузии, других республик.

Очень большую помощь руководству совхоза в решении его производственных и социальных задач оказывают партийная, профсоюзная, комсомольская организации. Общественность совхоза принимает участие в обсуждении и проведении мероприятий по выполнению плановых заданий по производству и продаже государству продукции, улучшению условий труда и быта всех работников совхоза.

Современные совхозы по размерам производства — самые крупные сельскохозяйственные предприятия в мире. Внедрение достижений научно-технического прогресса, перевод производства сельскохозяйственной продукции на промышленную основу способствуют превращению их в настоящие фабрики зерна, молока, яиц, мяса, плодов и т.д.

Широкое применение новых методов органи зации производства вносит изменения и в квалификацию работников совхоза, появляются новые профессии, например: оператор машинного доения, слесарь-наладчик животноводческой фермы и т. п. В числе инженерно-технического персонала совхозов инженеры по электронному оборудованию, инженеры и техники по контрольно-измерительной аппаратуре и приборам, инженеры по теплотехнике, инженеры-технологи по переработке сельскохозяйственной продукции и многие другие специалисты.


Кооперативный план — это план социалистического переустройства деревни путем постепенного добровольного объединения мелких частных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, в которых широко используются достижения научно-технического прогресса и открывается широкий простор для обобществления производства и труда.

В СССР насчитывается 25,9 тыс. колхозов. Каждое хозяйство представляет собой крупное высокомеханизированное предприятие, располагающее квалицифированными кадрами. Колхозы ежегодно поставляют государству значительное количество зерна, картофеля, хлопка-сырца, молока, мяса, другой продукции. С каждым годом растет культура села, улучшается быт колхозников.

А давайте вспомним историю. Как выглядело село в дореволюционной России? Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в России насчитывалось свыше 20 млн. мелких крестьянских хозяйств, из которых 65% относились к бедняцким, 30% были безлошадными, 34% не имели инвентаря. «Техника» крестьянских дворов состояла из 7,8 млн. сох и косуль, 6,4 млн. плугов, 17,7 млн. деревянных борон. Нужда, темнота, невежество были уделом миллионов крестьян. В. И. Ленин, детально изучивший тяжелое и бесправное положение жителей деревни, писал: «Крестьянин был доведен до нищенского уровня жизни: он помещался вместе со скотиной, одевался в рубище, кормился лебедой… Крестьяне голодали хронически и десятками тысяч умирали от голода и эпидемий во время неурожаев, которые возвращались все чаще и чаще».

Социалистическое преобразование сельского хозяйства было самой трудной задачей после завоевания власти рабочим классом. В. И. Ленин разработал основы политики Коммунистической партии по аграрному вопросу. Великий гений человечества ясно видел социалистическое будущее крестьянства и те пути, по которым следовало идти к этому будущему. План социалистического переустройства деревни В. И. Ленин изложил в своих статьях «О кооперации», «О продовольственном налоге» и некоторых других работах. В историю нашего государства эти труды вошли как кооперативный план В. И. Ленина. В нем Владимир Ильич изложил основные принципы кооперирования: добровольность вступления крестьян в колхоз; постепенный переход от низших к более высоким формам кооперации; материальная заинтересованность в совместном производственном сотрудничестве; сочетание личных и общественных интересов; установление прочной смычки между городом и деревней; укрепление братского союза рабочих и крестьян и формирование у жителей деревни социалистического сознания.

В. И. Ленин считал, что сначала надо широко вовлечь крестьян в простые кооперативные объединения: потребительские, по сбыту сельскохозяйственной продукции, снабжению товарами и т.д. Позже, когда крестьяне на опыте убедятся в их большом преимуществе, можно переходить к производственному кооперированию. Это был простой и доступный для многих миллионов крестьян путь перехода от мелких единоличных хозяйств к крупным социалистическим предприятиям, путь вовлечения крестьянских масс в строительство социализма.

Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда покончила с гнетом капиталистов и помещиков в нашей стране. 25 октября 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов по докладу В. И. Ленина принял Декреты о мире и земле. Декрет о земле объявлял о конфискации всей помещичьей и церковной земли и переходе ее в государственную собственность. Национализация земли и превращение ее в общенародную собственность стали важной предпосылкой для дальнейшего перехода сельского хозяйства на социалистический путь развития.

В первые же годы Советской власти стали создаваться общества по совместной обработке земли, сельскохозяйственные артели. Часть помещичьих усадеб превращалась в государственные советские хозяйства — совхозы. Но все это были лишь первые шаги коллективизации. Вот почему в 1927 г. на XV съезде ВКП(б) была принята программа сплошной коллективизации. В стране началась невиданная по своим масштабам работа по обобществлению сельскохозяйственного производства. Повсеместно организовывались колхозы, закладывались основы новой жизни на селе. Советская власть принимала все необходимые меры для обеспечения села техникой. Уже в 1923—1925 гг. на село поступило около 7 тыс. отечественных тракторов.

В 1927 г. была организована первая государственная машинно-тракторная станция (МТС). Впоследствии развернулось их массовое строительство. МТС обслуживали колхозы разнообразной техникой. МТС стали опорными пунктами Советского государства в деревне, активными проводниками политики партии. При помощи МТС была осуществлена величайшая техническая революция в сельском хозяйстве СССР. По призыву партии около 35 тыс. лучших представителей рабочего класса направились в деревню и возглавили коллективные хозяйства.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 1962 г. N 267

О ПЕРЕСТРОЙКЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

Мартовский Пленум ЦК КПСС указал, что существующая структура управления сельским хозяйством не соответствует возросшим требованиям, она ограничивает возможности использования резервов, заложенных в социалистическом сельском хозяйстве, и нуждается в коренной перестройке. В стране по существу нет органа, который бы по-настоящему управлял сельским хозяйством, занимался организацией производства и заготовок, глубоко вникал в нужды колхозов и совхозов, добивался наиболее эффективного использования земли, техники и других средств производства.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР за последнее время провели известную работу по перестройке сельскохозяйственных органов. Было реорганизовано Министерство сельского хозяйства, внимание которого сосредоточено на вопросах развития сельскохозяйственной науки и сельскохозяйственного образования, широкого внедрения в производство достижений науки и передовой практики. Из системы Министерства сельского хозяйства выделена «Союзсельхозтехника». Реорганизован заготовительный аппарат.

Однако реорганизация сельскохозяйственных органов не затронула сферу производства, вопросы непосредственного руководства колхозами и совхозами. А это главное. В своей практической деятельности по руководству сельским хозяйством партийные организации, советские и сельскохозяйственные органы должны доходить до каждого колхоза и совхоза, активно добиваться более полного использования возможностей в каждом хозяйстве.

Вопросы руководства производственной деятельностью колхозов и совхозов сейчас выдвигаются на первый план. Пленум ЦК КПСС признал необходимым коренным образом перестроить управление сельским хозяйством, приблизить его к производству, сделать конкретным и оперативным. В соответствии с решением Пленума должны быть созданы органы управления сельским хозяйством, которые бы занимались планированием, осуществляли контроль за состоянием производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, активно воздействовали на организацию производства в каждом колхозе и совхозе и отвечали за обеспечение страны продуктами сельского хозяйства.

Во исполнение постановления Пленума ЦК КПСС «Современный этап коммунистического строительства и задачи партии по улучшению руководства сельским хозяйством» Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

О территориальных производственных колхозно-совхозных

или совхозно-колхозных управлениях

1. Создать в областях, краях и республиках территориальные производственные колхозно-совхозные (или совхозно-колхозные в зависимости от того, какая форма хозяйства на данной территории преобладает — колхозы или совхозы) управления по руководству сельскохозяйственным производством.

Территориальное производственное управление создается на несколько районов в зависимости от количества колхозов и совхозов, объема производства и закупаемой продукции, а также с учетом других экономических и территориальных особенностей. Там, где складываются специфические условия, производственное управление может создаваться в границах одного административного района.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР придают особое значение созданию производственных управлений, как основному звену в коренном улучшении руководства сельским хозяйством. Вся деятельность территориального производственного управления должна быть направлена на увеличение производства сельскохозяйственных продуктов, с тем чтобы безусловно обеспечить выполнение государственных планов закупок, создание необходимых государственных резервов и фондов в колхозах и совхозах.

2. Возложить на территориальные производственные колхозно-совхозные или совхозно-колхозные управления:

организацию исполнения и контроль за осуществлением решений Партии и Правительства по сельскому хозяйству, производству и заготовкам сельскохозяйственных продуктов и строгого соблюдения государственной дисциплины;

руководство организацией производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов и обеспечение выполнения планов производства и государственных закупок каждым колхозом и совхозом;

планирование, учет и отчетность по производству и заготовкам сельскохозяйственных продуктов, рассмотрение производственно-финансовых планов и годовых отчетов колхозов и совхозов;

разработку и внедрение рациональных систем земледелия, а также эффективной структуры посевных площадей, позволяющих получить наибольший выход продукции в расчете на гектар пашни;

организацию высокопроизводительного использования в колхозах и совхозах техники и других средств производства;

организацию семеноводства и контроль за обеспечением колхозов и совхозов собственными высококачественными семенами, руководство службой защиты растений от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур;

организацию и создание в каждом колхозе и совхозе прочной кормовой базы за счет широкого внедрения посевов кукурузы, сахарной свеклы, гороха, бобов и других высокоурожайных культур, с тем чтобы было создано обилие кормов для животноводства;

обеспечение роста поголовья и повышение продуктивности всех видов скота и птицы, организацию племенной работы и ветеринарного обслуживания животноводства;

проведение мероприятий по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов и превращению их в высокотоварные и рентабельные сельскохозяйственные предприятия; руководство межколхозными предприятиями и организациями;

организацию заключения договоров контрактации сельскохозяйственных продуктов и сырья с колхозами и совхозами, контроль за правильностью определения приемными пунктами и предприятиями количества и качества закупаемых сельскохозяйственных продуктов и сырья, а также за правильностью и своевременностью расчетов с колхозами и совхозами;

обеспечение контроля за соблюдением Устава сельхозартели и демократических основ управления колхозным производством, за правильным сочетанием личных и общественных интересов колхозников;

проведение контрольно-ревизионной работы в колхозах и совхозах, ограждение колхозов и совхозов от злоупотреблений и расхищения их имущества.

Первейшая обязанность территориального производственного колхозно-совхозного или совхозно-колхозного управления, парторга ЦК компартии республики, обкома, крайкома партии — правильно организовать производство, нормирование и оплату труда в колхозах и совхозах, широко внедрять дополнительную оплату труда во всех отраслях колхозного производства и аккордно-премиальную систему оплаты труда во всех отраслях совхозного производства. Надо, чтобы все наши кадры, призванные руководить сельским хозяйством, поняли, что усиление материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов, специалистов сельского хозяйства в увеличении производства зерна, мяса, молока и других продуктов является важнейшим условием успешного развития сельского хозяйства.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР рассматривают дополнительную оплату труда в колхозах и аккордно-премиальную оплату труда в совхозах как важнейший вопрос колхозного и совхозного строительства, повышения производительности труда в колхозах и совхозах, успешного решения задач, поставленных мартовским Пленумом ЦК КПСС в области сельского хозяйства.

Территориальное производственное управление обязано широко внедрять в производство достижения науки, опыт опорно-показательных и других лучших хозяйств, обеспечивая на этой основе неуклонное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства во всех колхозах и совхозах.

Одна из главных задач в работе территориальных производственных колхозно-совхозных или совхозно-колхозных управлений состоит в укреплении колхозов и совхозов кадрами — подборе руководящих кадров и специалистов колхозов и совхозов, обучении кадров передовым методам работы. Управления должны поставить своей целью быстрее ликвидировать такое позорное явление, когда в равных климатических и почвенных условиях встречаются колхозы и совхозы, получающие совершенно различные результаты на единицу вложенного труда, добиться, чтобы слабые и средние колхозы и совхозы были подняты до уровня передовых.

Территориальные производственные управления должны быть не бюрократическими органами, а оперативными, они обязаны направлять свои усилия прежде всего туда, где проявляется организационная и производственная слабость, то есть подкреплять слабые колхозы и совхозы, своевременно оказывать им необходимую помощь путем живой организаторской работы, посылки в совхозы и колхозы, непосредственно в бригады и отделения инспекторов-организаторов и других специалистов сельского хозяйства, с тем чтобы решать на месте вопросы производства и заготовок.

3. Установить, что территориальные производственные колхозно-совхозные управления для осуществления контроля и оказания помощи колхозам и совхозам в организации выполнения планов производства и заготовок имеют инспекторов-организаторов, которые закрепляются за определенным количеством колхозов и совхозов.

Основными обязанностями инспектора-организатора должны быть:

организация через правление колхоза и дирекцию совхоза выполнения планов производства и продажи государству сельскохозяйственных продуктов и сырья в соответствии с договорами контрактации;

изучение состояния и перспектив дальнейшего развития сельскохозяйственного производства колхозов и совхозов и разработка на конкретных примерах и образцах ведения хозяйства в передовых колхозах и совхозах рекомендаций по вопросам улучшения сельскохозяйственного производства;

организация совместно с заготовительными органами заключения договоров контрактации на сельскохозяйственные продукты и сырье с колхозами и совхозами и контроль за выполнением договоров контрактации.

Инспектор-организатор не должен подменять председателя колхоза или директора совхоза. За производственное, финансовое, экономическое состояние хозяйства непосредственно отвечают правления колхозов и директора совхозов, за ними окончательное слово в решении производственных вопросов.

Инспекторы-организаторы должны проводить работу в тесном контакте с опорно-показательными хозяйствами, опытными станциями и научно-исследовательскими учреждениями. В случае необходимости они могут привлекать специалистов этих или других организаций для консультации по вопросам организации производства и проведения заготовок сельскохозяйственных продуктов.

Для успешного выполнения возложенных на них задач инспекторы-организаторы большую часть своего времени должны находиться непосредственно в колхозах, совхозах, бригадах и фермах.

4. Считать необходимым иметь в территориальных производственных колхозно-совхозных управлениях парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов партии с группой инструкторов для оказания помощи первичным партийным организациям колхозов и совхозов в проведении организаторской и массово-политической работы, организации социалистического соревнования среди колхозников и рабочих совхозов за своевременное выполнение планов по производству и заготовкам сельскохозяйственных продуктов. Парторг ЦК компартии союзной республики, крайкома, обкома партии работает в тесном контакте с районными комитетами партии.

5. В территориальном производственном колхозно-совхозном управлении необходимо иметь также комсорга ЦК комсомола республики, крайкома, обкома комсомола с группой инструкторов. Главная задача комсорга — оказывать помощь комсомольским организациям колхозов и совхозов в воспитании молодежи, привлечении ее к активному участию в производстве, в мобилизации молодежи на выполнение задач, поставленных Партией и Правительством перед колхозами и совхозами.

6. Признать целесообразным создание при территориальных производственных управлениях межрайонных газет обкомов партии, облисполкомов и Советов Министров автономных республик, крайкомов партии и крайисполкомов, ЦК компартий и Советов Министров союзных республик (не имеющих областного деления).

7. Установить, что руководство колхозами и совхозами осуществляется территориальными производственными управлениями на демократической основе, для чего образуется совет производственного управления в составе: начальника производственного территориального управления — он же председатель совета; парторга ЦК компартии союзной республики, крайкома, обкома партии; комсорга ЦК комсомола республики, крайкома, обкома комсомола; председателей колхозов и директоров совхозов; первых секретарей райкомов партии и председателей райисполкомов; управляющих отделениями «Сельхозтехника».

Совет созывается примерно один раз в три месяца для рассмотрения и решения основных вопросов производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, развития и укрепления экономики колхозов и совхозов, организации и оплаты труда. Выработанные советом предложения производственное колхозно-совхозное управление проводит в жизнь. Состав совета территориального производственного колхозно-совхозного управления утверждается обкомом, крайкомом партии, исполкомом областного, краевого Совета депутатов трудящихся, Советом Министров автономной республики, ЦК компартии и Советом Министров союзной республики (не имеющей областного деления).

8. В связи с образованием территориальных производственных колхозно-совхозных управлений упразднить районные (межрайонные) государственные инспекции по закупкам, районные (межрайонные) тресты совхозов. Передать в ведение вновь образуемых территориальных производственных управлений совхозы, районные ветеринарные лечебницы, контрольно-семенные и агрохимические лаборатории, станции по племенной работе и искусственному осеменению животных, инкубаторно-птицеводческие станции, отряды и пункты по защите растений от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур.

9. Поручить ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, Всесоюзному объединению «Союзсельхозтехника» пересмотреть сеть и размещение районных и межрайонных контор «Союзсельхозтехника» применительно к создаваемым в республиках, краях и областях территориальным производственным колхозно-совхозным управлениям.

10. В связи с возложением на территориальные производственные колхозно-совхозные управления планирования производства и закупок сельскохозяйственных продуктов в колхозах и совхозах, в частичное изменение пункта 2 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 г. N 454 установить, что Советы Министров союзных республик, не имеющих областного деления, а также Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы доводят планы развития сельского хозяйства по установленным показателям до территориальных производственных колхозно-совхозных управлений. Считать утратившим силу пункт 3 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 г. N 454.

Органы управления сельским хозяйством в областях,

краях и автономных республиках

11. Создать в областях, краях и автономных республиках комитеты по сельскому хозяйству.

Комитет по сельскому хозяйству должен возглавлять первый секретарь обкома, крайкома партии. В состав Комитета входят: первый заместитель председателя облисполкома, крайисполкома, Совета Министров автономной республики, занимающийся вопросами сельского хозяйства, он же начальник областного, краевого управления, министр производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов; заведующий сельскохозяйственным отделом обкома, крайкома партии; председатель объединения «Сельхозтехника»; директор областной, краевой, республиканской опытной станции; начальник областного, краевого, республиканского управления водного хозяйства (в областях, краях и автономных республиках, в которых имеются управления водного хозяйства).

Областной (краевой, республиканский) Комитет по сельскому хозяйству:

организует выполнение решений Партии и Правительства по вопросам сельского хозяйства и заготовок и осуществляет контроль за соблюдением государственной дисциплины колхозами, совхозами и заготовительными организациями по выполнению планов производства и закупок сельскохозяйственных продуктов;

отвечает за развитие сельского хозяйства области (края, республики), увеличение производства, заготовок и сохранность сельскохозяйственных продуктов и сырья.

12. Признать необходимым:

образовать в областях, краях и автономных республиках управления (министерства) производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов. Управление (министерство) должен возглавлять первый заместитель председателя обл(край)исполкома, Совета Министров автономной республики;

упразднить в областях и краях управления сельского хозяйства, управления заготовок и тресты совхозов (за исключением некоторых специализированных трестов) и в автономных республиках — министерства сельского хозяйства, управления заготовок, министерства или управления совхозов;

передать вновь организуемым управлениям и министерствам производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов из ведения министерств сельского хозяйства республик вопросы семеноводства (кроме селекции и производства семян элиты и первой репродукции зерновых и масличных культур), вопросы защиты растений, племенного дела, ветеринарии, охраны и улучшения почв и землепользования.

13. Областному, краевому, республиканскому (АССР) Комитету по сельскому хозяйству подчиняются областные, краевые управления производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, Министерство производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, объединение «Сельхозтехника», опытные станции и все другие организации, осуществляющие мероприятия в области сельского хозяйства и заготовок.

Органы по управлению сельским хозяйством

в союзных республиках

14. Создать в союзных республиках комитеты по сельскому хозяйству.

Комитет по сельскому хозяйству должен возглавлять первый секретарь ЦК компартии союзной республики. В состав Комитета входят: первый заместитель Председателя Совета Министров республики, занимающийся вопросами сельского хозяйства, он же Министр производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов; заведующий Сельскохозяйственным отделом ЦК компартии союзной республики; Председатель республиканского объединения «Сельхозтехника»; Министр сельского хозяйства; заместитель Председателя Госплана республики по сельскому хозяйству (или заведующий отделом сельского хозяйства Госплана республики); Председатель Государственного комитета или Министр водного хозяйства (в республиках, в которых имеются комитеты или министерства водного хозяйства).

На Комитет по сельскому хозяйству союзной республики возложить:

организацию выполнения решений Партии и Правительства по вопросам сельского хозяйства и заготовок;

ответственность за развитие сельского хозяйства республики и увеличение производства и заготовок зерна и продуктов животноводства, хлопка, сахарной свеклы, подсолнечника, льна, картофеля, овощей, чая, плодов, винограда, цитрусовых и других культур, с тем чтобы каждая республика вносила свой вклад в дело полного обеспечения потребности страны в продуктах сельского хозяйства.

Комитет по сельскому хозяйству республики вносит соответствующие предложения в ЦК компартии и Совет Министров союзной республики.

15. Признать необходимым образовать в союзных республиках министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов во главе с первым заместителем Председателя Совета Министров республики и в связи с этим упразднить в союзных республиках министерства заготовок, главные управления и министерства совхозов.

16. Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик с учетом местных условий разработать положения о производственных колхозно-совхозных управлениях и комитетах по сельскому хозяйству и представить их в ЦК КПСС и Совет Министров СССР.

О союзном Комитете по сельскому хозяйству

17. Создать союзный Комитет по сельскому хозяйству.

Установить следующий состав союзного Комитета по сельскому хозяйству: Председатель Комитета — Заместитель Председателя Совета Министров СССР, члены Комитета — заведующий Сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС по союзным республикам, Председатель Государственного комитета заготовок Совета Министров СССР, Министр сельского хозяйства СССР, Председатель Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника», заместитель Председателя Госплана СССР, заместитель Председателя Госэкономсовета СССР.

Считать главной функцией Комитета — организацию оперативной проверки исполнения директив Партии и Правительства по вопросам сельского хозяйства как в центре, так и на местах. Особое внимание союзного Комитета должно быть сосредоточено на контроле за состоянием производства и выполнением государственных заданий по заготовкам сельскохозяйственных продуктов республиками, краями и областями.

Возложить на союзный Комитет по сельскому хозяйству следующие основные задачи:

рассмотрение планов производства и государственных закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, планов использования этой продукции и создания государственных резервов с учетом потребностей страны;

определение потребностей сельского хозяйства в тракторах, сельскохозяйственных машинах, удобрениях, ядохимикатах, гербицидах и других материально-технических средствах;

рассмотрение планов производства и распределения материально-технических средств, предназначенных для сельского хозяйства, планов капитальных вложений и строительства в сельском хозяйстве;

рассмотрение вопросов перспективного развития сельскохозяйственного производства и увеличения заготовок сельскохозяйственных продуктов, экономики и специализации сельского хозяйства, колхозного и совхозного строительства, организации и оплаты труда, развития и соблюдения демократических основ управления колхозным и совхозным производством;

определение потребностей сельского хозяйства в специалистах высшей и средней квалификации, а также в массовых кадрах колхозов и совхозов;

рассмотрение важнейших научных и технических проблем сельскохозяйственного производства;

контроль за выполнением промышленностью планов поставок колхозам и совхозам тракторов, комбайнов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, запасных частей, горючего, минеральных удобрений, гербицидов, ядохимикатов, стройматериалов и других материально-технических средств.

Предоставить союзному Комитету по сельскому хозяйству право заслушивать на своих заседаниях отчеты руководителей соответствующих министерств, ведомств, совнархозов и других организаций по выполнению ими планов и заданий по производству и заготовкам продуктов сельского хозяйства, поставок для сельского хозяйства машин, материалов, оборудования, а также приемке и переработке сельскохозяйственной продукции.

Союзный Комитет по этим вопросам вносит соответствующие предложения в ЦК КПСС, Совет Министров СССР.

18. Обязать ЦК компартий союзных республик и Советы Министров союзных республик:

а) осуществить перестройку и организацию аппарата управления производством и заготовками в пределах действующей численности и фондов заработной платы административно-управленческого персонала органов управления и трестов совхозов, имея в виду даже некоторое его сокращение;

б) обеспечить подбор и направление для работы в территориальные производственные управления на должности инспекторов-организаторов специалистов (агрономов, зоотехников, инженеров, экономистов), политически зрелых работников, имеющих достаточный опыт организаторской работы в сельском хозяйстве и заготовках, способных обеспечить внедрение нового, передового и прогрессивного в производство и коренное улучшение руководства сельским хозяйством и заготовками.

Комплектование производственных управлений произвести за счет кадров, которые имеются в районных комитетах партии, райисполкомах и других партийных и советских органах, государственных инспекциях по закупкам, трестах совхозов, областных управлениях сельского хозяйства, совхозов и заготовок, министерствах заготовок, главных управлениях и министерствах совхозов союзных республик.

В целях повышения материальной заинтересованности работников территориальных производственных управлений ввести премирование за выполнение и перевыполнение планов производства и закупок сельскохозяйственных продуктов.

Союзному Комитету по сельскому хозяйству и Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Государственному комитету заготовок Совета Министров СССР, Госплану СССР, Министерству финансов СССР и ВЦСПС разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке премирования работников территориальных производственных управлений.

19. Поручить ЦСУ СССР в связи с организацией территориальных производственных управлений внести в Совет Министров СССР предложения о создании межрайонных инспектур государственной статистики в пределах существующих штатов органов ЦСУ СССР.

* * *

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание партийных и советских организаций на то, чтобы руководители, специалисты и другие работники производственных управлений с первых дней включились в активную борьбу за осуществление мероприятий, намеченных Пленумом ЦК КПСС по увеличению производства сельскохозяйственных продуктов. Уже в ходе весеннего сева производственные управления должны помочь колхозам и совхозам перестроить структуру посевных площадей, более эффективно использовать землю, сельскохозяйственную технику с тем, чтобы при нынешнем техническом оснащении, за счет более высокого качества работ, резко увеличить производство сельскохозяйственных продуктов.

Центральный Комитет КПСС

Совет Министров СССР

Разумеется, материальные условия и возможности сами по себе, без организаторской работы партийных организаций, советских органов, руководителей МТС, колхозов и совхозов, не смогли бы дать должного эффекта. Чтобы использовать эти возможности и условия, партия приложила большие организаторские усилия, привлекла широкие массы колхозников, рабочих МТС и совхозов к решению задач подъема сельского хозяйства. Деятельность местных партийных и советских органов оценивалась в зависимости от результатов, достигнутых в сельском хозяйстве. Колхозники чувствовали постоянную заботу партии, всенародную заинтересованность в развитии сельскохозяйственного производства.

ЦК КПСС и Советское правительство осуществили важные меры, направленные на улучшение руководства сельским хозяйством, чтобы приблизить его к производству и сделать более квалифицированным, конкретным, оперативным.

В Министерстве сельского хозяйства и Министерстве совхозов СССР были сокращены лишние штаты, изменена структура министерств, областных и краевых управлений сельского хозяйства. Земельные органы стали уделять больше внимания распространению передового опыта.

В соответствии с решением сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК партии была проведена перестройка всей партийно-политической работы на селе. Были созданы инструкторские группы, возглавляемые секретарями райкомов партии по зонам МТС. Большую организационную и партийно-политическую работу райкомы проводили в МТС и колхозах, оказывая постоянное и непосредственное воздействие на положение дел в сельском хозяйстве.

Сельские райкомы партии были укреплены опытными работниками. Так, в Белорусской ССР к лету 1954 г. из республиканского и областного партийного актива в деревню было направлено около 2500 партийных работников. В начале 1955 г. в целом по стране в инструкторских группах райкомов партии по МТС насчитывалось более 30 тыс. работников. В 1957 г., когда партийные организации на селе окрепли, инструкторские группы райкомов были упразднены, а значительное количество инструкторов перешло непосредственно в партийные организации колхозов, совхозов и МТС.

После сентябрьского Пленума ЦК КПСС повсеместно усилился рост сельских партийных организаций. Если в 1953 г. почти в пятой части колхозов вовсе не было партийных организаций, то через несколько лет они имелись во всех колхозах, а в 1958— 1960 гг. партийные организации укрупненных колхозов насчитывали уже в среднем по 30—40 коммунистов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 г. устанавливалась новая система планирования сельского хозяйства. Она предусматривала, что из центра определялся лишь объем заготовок продукции, подлежащей сдаче государству. В 1956 г. колхозам было предоставлено право дополнять и изменять отдельные полоя«ения Устава сельскохозяйственной артели с учетом местных конкретных условий. Общее собрание колхоза само могло определять в пределах уставных норм размеры личного хозяйства колхозников, учитывая их трудовое участие в общественном производстве. Колхоз сам решал такие вопросы внутренней жизни, как рациональное использование закрепленной за ним земли, имеющихся у него средств производства, рабочей силы, установление обязательного минимума трудодней, нормирование и оплата труда и т. д„

Сентябрьский Пленум ЦК КПСС указал, что на новом этапе, когда колхозы стали крупными многоотраслевыми хозяйствами, а МТС превратились в решающую силу сельскохозяйственного производства, важнейшее значение приобретает задача дальнейшего укрепления колхозов и МТС квалифицированными кадрами руководителей.

Из среды колхозников выросли опытные, знающие хозяйство и местные условия руководители. Таких практиков — председателей колхозов было немало. Но своими силами полностью решить проблему руководящих кадров деревня не могла. Потребность в опытных председателях колхозов была весьма значительна. В 1953 г. только в 16,6 тыс. колхозов (из 93,3 тыс.) председатели имели высшее и среднее специальное образование, почти треть работала в этой должности менее года.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР 25 марта 1955 г. обратились ко всем партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям, к рабочим и служащим Советского Союза с призывом оказать помощь колхозной деревне в укреплении отстающих колхозов руководящими кадрами. Обращение партии и правительства обсуждалось на общих собраниях коллективов рабочих и служащих. К концу 1955 г. было подано более 100 тыс. заявлений от лиц, желающих поехать на работу в деревню. Первыми добровольцами были коммунисты. Они рассматривали работу в деревне как выполнение ответственного поручения, как свой партийный и гражданский долг. На партийном собрании мартеновского цеха № 2 сталинградского металлургического завода «Красный Октябрь» бригадир слесарей парторг Егоров сказал: «Работа в деревне — почетное поручение партии и народа. У меня огромное желание трудиться в колхозе, жить там, где решаются великие задачи развития социалистического сельского хозяйства. И если мне доверят какой-либо участок работы в колхозе, я приложу все силы, чтобы высоко держать честь коллектива цеха, доверившего мне работу в деревне».

Из работников, изъявивших желание поехать на работу в деревню, партийные органы отбирали наиболее достойных. Для них в областных центрах создавались курсы. Будущие председатели в течение месяца слушали лекции по вопросам экономики и организации колхозного производства, а затем проходили двухмесячную стажировку в передовых колхозах.

Итоги были таковы: к концу 1955 г. были отобраны и направлены на руководящую работу в колхозы 20,5 тыс. человек. Особенно много послали промышленные области: Московская — 1205 человек, Ленинградская — 320. Всего на 1 декабря 1956 г. в колхозах работало более 32 тыс. «тридцатитысячников». Среди них было немало бывших секретарей райкомов, председателей райисполкомов, инженеров, техников. Основная часть «тридцатитысячников» закрепилась в колхозах. Многие из них добились хороших результатов.

Деятельность «тридцатитысячников» не ограничивалась производственной сферой. Они играли важную роль в развитии общественно-политической жизни деревни, принимали активное участие в работе местных партийных и советских органов.

Большая работа была проведена по обеспечению сельского хозяйства кадрами специалистов. Реализуя решения сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, в машинно-тракторные станции в течение двух лет были посланы 29 тыс. инженеров и техников из промышленности. Для работы в колхозах и МТС всего но стране было направлено 100 тыс. специалистов, среди которых было много агрономов и зоотехников. В 1954 г. колхозы обслуживали 120 тыс. агрономов и зоотехников МТС, в большинстве переведенных сюда в результате реорганизации сельскохозяйственных министерств и управлений сельскохозяйственных отделов райисполкомов. В 1955 г. ЦК КПСС и правительство приняли постановление о переводе агрономов и зоотехников из штата МТС непосредственно в колхозы. К началу ноября 1955 г. в колхозы перешли 100 тыс. специалистов. В подавляющем большинстве (свыше 60%) они вступили в колхозы. Некоторым из них колхозники оказали большое доверие — избрали председателями колхозов, членами правлений, секретарями партийных организаций, бригадирами, заведующими фермами.

Теперь сельскохозяйственные предприятия располагали более квалифицированными кадрами. Если в середине 1953 г. в колхозах, совхозах и МТС работали менее 114 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, то в декабре 1957 г.— 371 тыс., из них подавляющее большинство имели сельскохозяйственные специальности. В 1953 г. только 18% председателей колхозов имели высшее образование, а в 1956 г,—37%. До сентябрьского Пленума только 23% директоров МТС имели высшее образование, а к началу 1955 г.— 59%. Прежде среди главных инженеров МТС только небольшая часть была с высшим образованием (14,8%), теперь — подавляющее большинство (80%) и т. д. Все это повысило уровень руководства колхозами, совхозами, МТС и благотворно сказалось на ускорении развития сельского хозяйства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Technics 575 инструкция на русском языке
  • Метиленовый синий инструкция по применению в аквариуме для рыбок
  • Вакцина против сальмонеллеза крс инструкция по применению
  • Винпоцетин велформ таблетки инструкция по применению
  • Письменная информация руководству аудируемого лица это