Руководство коллективом родителей

Большие
возможности предоставляет работа с
коллективом родителей: широкая
педагогическая информация, обмен опытом,
создание в необходимых случаях
общественного мнения, привлечение
родителей к участию в жизни класса. Эта
работа ведется в двух направлениях:
повышение педагогической культуры
родителей и более совершенное в связи
с этим выполнение ими обязанностей
воспитателей своих детей, объединение
родителей в сплоченный коллектив,
деятельность которого направлена на
повышение уровня учебно-воспитательной
работы со всеми учащимися класса.

Основная
задача этой работы – активизировать
педагогическую, воспитательную
деятельность семьи, придать ей
целенаправленный, общественно значимый
характер. Основная форма работы учителя
с коллективом родителей – классное
родительское собрание, это общественный
орган, определяющий своими решениями
задачи, содержание и направления работы
родительского коллектива класса в школе
и по месту жительства, а также воспитания
детей в семье. Классное собрание – одна
из форм осуществления педагогического
всеобуча родителей.10

Родительские
собрания сближают учителей и родителей,
приближают семью к школе, помогают
определить наиболее оптимальные пути
воздействия в воспитательном влиянии
на ребенка. На классных собраниях
родителей систематически знакомят с
целями и задачами, содержанием, формами
и методами воспитания учащихся в школе
и семье, на собраниях выбирают родительский
актив, который мог бы оказать действенную
помощь школе. Общественное мнение
коллектива родителей, выраженное в
решениях классных собраний, помогает
учителям в оказании положительного
влияния на отдельные семьи. Если на этом
собрании учитель встречается с основной
массой родителей впервые, более быстрому
знакомству с ними поможет небольшой
опросник (см. Приложение 1).

На
классных собраниях заслушиваются
сообщения по какому-то вопросу воспитания
(это могут быть доклад или информация
учителя, врача или сообщения родителей
об опыте воспитания ребенка в семье),
подводятся итоги работы с учащимися за
четверть, год; решаются организационные
и хозяйственные вопросы.11Тематика педагогических бесед и докладов
на классных собраниях определяется
учителем в соответствии с годовым планом
работы с родителями, программой
педагогического всеобуча. При этом
должны также учитываться интересы и
пожелания родителей. Содержание такой
лекции-беседы должно включать не только
теорию вопроса, но и конкретные
рекомендации. Такая беседа с родителями
предполагает живой обмен мнениями,
высокую активность каждого родителя.

По
существующему положению, классные
родительские собрания должны проводиться
один раз в четверть. Практика показала,
что эффективнее собирать родителей
чаще. Если родители собираются 3-4 раза
в году, то такие собрания, как правило,
превращаются в подведение итогов
успеваемости за четверть. Учитель, держа
ведомость в руках, сообщает родителям
об оценках их детей, комментируя некоторые
из них. Чаще это оценки плохо успевающих
учеников, родители которых из собрания
в собрание испытывают неловкость и
огорчение.12

Особенно
это относится к собраниям родителей
первоклассников, которые в большей мере
нуждаются в педагогических советах и
практических рекомендациях по всем
вопросам организации жизни и воспитания
ребенка в семье.

Классные
родительские собрания могут быть
построены различно. Основная их часть
– сообщение педагогических знаний –
может выразиться в лекции, докладе,
беседе, диспуте, дискуссии. Это может
быть семинарское занятие, просмотр и
обсуждение кинофильма, деловая игра.
Может быть проведено чтение отдельных
статей, подборки выдержек из произведений
классиков педагогической и художественной
литературы с постановкой проблемных
вопросов. Такой прием активизирует
аудиторию, стимулирует обмен мнениями,
стремление к педагогическому
самообразованию.13

Собрание
родителей класса ставит перед собой
целью не только повышение педагогической
культуры родителей. На собрании
разрешается целый ряд задач, возникающих
в процессе учебно-воспитательной работы,
вопросов, поставленных жизнью на каждом
конкретном этапе деятельности учителя
и родителей. Это может быть подведение
итогов учебно-воспитательной работы,
обсуждение оформления класса, подготовка
к зиме, к каникулам, знаменательным
датам и т.д., примерный порядок проведения
родительского собрания:

  • Сообщение
    учителя, члена родительского комитета
    о выполнении решений предыдущего
    собрания;

  • Лекция,
    беседа учителя (или специалиста,
    родителя) на педагогическую тему;

  • Выступление
    родителя об опыте семейного воспитания
    по данному вопросу;

  • Обобщение,
    обмен мнениями по изложенному вопросу

  • Сообщение
    учителя о состоянии учебно-воспитательной
    работы в классе;

  • Обсуждение
    и решение вопросов, касающихся жизни
    класса;

  • Разное;

  • Принятие
    решений;

  • Информация
    о проведении следующего родительского
    собрания, о его повестке дня.

Естественным
и обязательным должно быть подведение
итогов и принятие решений собрания.

Каждое
собрание выносит решения, касающиеся
как школы, так и семьи. Содержание их
должно быть конкретным и направлено на
улучшение учебно-воспитательной работы.
Нужно, чтобы решения родительских
собраний знали не только те, кто был на
собрании, но и весь родительский
коллектив. Для этого в специальный
планшет с карманом, конверт вкладывают
выписку из протокола собрания с принятыми
решениями. Планшет можно прикрепить к
стенду, поставить на стол, полку, конверт
дать индивидуально каждому родителю.14Контроль за выполнением решений собрания
возлагается на членов родительского
комитета и учителя. Отчет о выполнении
решений собрания должен быть отправным
моментом в работе следующего собрания.

В
организации собрания важно все, даже
обстановка того помещения класса, где
оно проводится. Помещение должно быть
убрано и проветрено. Подумать нужно и
о том, чтобы родителям было удобно
раздеться, если они пришли прямо с
работы, поставить сумку, портфель. На
столе учителя хорошо поставить вазу с
цветами, зелеными ветками. Но букет не
должен быть слишком большим, помпезным.
На собрании должна быть деловая
обстановка.

Вошло
в традицию рассаживать родителей на те
места, где сидит их ребенок. Это
рационально: родитель наглядно узнает
рабочее место сына или дочери, видит,
аккуратно ли оно содержится, может
познакомиться с родителем соседа по
парте. А это очень важно, так как сидящие
на одной парте часто бывают друзьями,
и будет очень хорошо, если эта дружба
выйдет за пределы класса и станет
семейной.

Готовясь
к собранию, учитель тщательно анализирует
успехи в учении и поведении учащихся.
Старается не упустить даже самых
незначительных достижений, особенно у
тех, кто недостаточно хорошо справляется
с программой обучения и правилами
поведения школьника.

Собрание
не должно затягиваться более чем на 1
час – 1 час 30 минут. Начало должно
настраивать родителей на деловой лад.
Вместе с тем непринужденное, эмоционально
окрашенное вступительное слово учителя
или члена родительского комитета создает
ту атмосферу доброжелательности и даже
некоторой интимности, которая должна
складываться в каждом классном
коллективе.15

После
нескольких слов вступления учитель
проводит беседу на педагогическую тему.
Она не должна быть длинной и обычно
продолжается не более 30 минут.
Останавливаясь на теоретических и
методических аспектах проблемы, учитель
обязательно раскрывает ее в приложении
к конкретной ситуации жизни данного
класса, состава учащихся и их родителей.
Дает практические рекомендации.
Продумывая содержание беседы, учитель
заранее может предположить и те вопросы,
которые зададут ему родители. Хорошо,
если в процессе ответов на них педагог
не только порекомендует родителям
почитать ту или иную книгу, но и предложит
им воспользоваться ею из организованной
для этого библиотечки класса или заранее
сделает необходимую подборку в библиотеке
школы.

Например,
родителям, нуждающимся в советах по
созданию в семье благоприятного
микроклимата, более внимательного,
заботливого отношения к ребенку, хорошо
посоветовать прочесть книги В. А.
Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш.
А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Эти
авторы в ненавязчивой форме делятся с
читателем своим опытом общения с детьми,
учат любви к ним, выполнению родительского
долга.

Делая
анализ состояния учебно-воспитательной
работы, учитель так строит свое
выступление, чтобы общий анализ достижений
класса сочетался с характеристикой
каждого ученика. Характеризуя ту или
иную сторону учебно-воспитательной
работы, учитель так стремится расположить
материал, чтобы в раскрытии каждого
вопроса родители могли услышать имя
своего ребенка. Родителям всегда
интересно узнать, как их ребенок живет
в коллективе, как складываются его
отношения с окружающими. Нужно постараться
рассказать об этом, особенно о тех детях,
поведение которых и состояние в коллективе
сверстников по сравнению с началом
учебного года значительно улучшилось.

Часто
задают вопрос: как можно на родительском
собрании обсуждать примеры плохого
поведения того или иного ученика, а
также отрицательного влияния на детей
родителей, чтобы их при этом не обидеть?
Ответить на такой вопрос однозначно
трудно.

Учитель
поддерживает с родителями постоянные
контакты. У них возникают близкие,
доверительные отношения, и, как правило,
нет необходимости обсуждать вопросы,
касающиеся какой-то одной семьи или
данного ученика, при всех. И правильно
поступают те педагоги, которые на
родительских собраниях, поставив задачу
охарактеризовать успехи учащихся,
начинают с того, что на положительном
примере некоторых ребят рассказывают
о достижениях всего класса.16

Общаясь
на собрании с коллективом родителей,
учитель обычно исходит в выборе методов
и приемов из тех предварительных
индивидуальных контактов, которые
всегда предшествуют родительскому
собранию.

Удачным
нам представляется прием, когда на
собрании выступление учителя подкрепляют
члены родительского комитета или
отдельные родители, которые предварительно
познакомились с постановкой работы по
обсуждаемому вопросу.

Характеризуя
учащихся, следует особо отметить успехи
тех, родители которых прислушивались
к советам учителя, активно участвовали
в педагогической работе коллектива. И,
наоборот, если с кем-то из родителей так
и не удалось наладить контакта и результат
их антипедагогического отношения к
ребенку сказался на поведении ученика
и уровне его развития. Особое внимание
обращается на те случаи, когда после
длительной работы с кем-то из родителей
они изменили свои привычки и взгляды
на воспитание и это положительно
сказалось на ученике.

Очень
важно продумать ход и той части собрания,
которая посвящается организационным
вопросам. В противном случае родители
спешат записать только то, что
непосредственно касается их ребенка,
и в то же время стараются по возможности
избегать поручений, направленных на
повышение уровня учебно-воспитательной
работы с учащимися всего класса. Вместе
с тем именно в процессе организационных
дел, когда родители осознают необходимость
и значение своего участия в решении
задач и ситуаций, которые повседневно
выдвигает жизнь, сплачивается родительский
коллектив, вырабатываются качества
общественника, проявляется инициатива.

Каждое
классное собрание должно воспитывать
у родителей сознание значимости
взаимодействия со школой, необходимости
личного активного участия в работе.
Особенно это важно в работе с родителями
первоклассников, которые должны уже с
первого собрания почувствовать всю ту
меру ответственности, которая на них
налагается как на членов родительского
коллектива, и не только за своего ребенка,
но и за весь класс. Кроме этого, в
результате встречи с родительским
коллективом, учителем, администрацией
школы родитель должен как бы получить
установку к действию, иметь возможность
сделать для себя конкретные выводы,
наметить пути воспитательного воздействия
на ребенка, определить долю своего
участия в общественных делах.

Исходя
из плана работы, индивидуальных бесед
с родителями, посещений семьи, наблюдений
за поведением детей в школе, итогов
работы родительских собраний, учитель
подбирает материал для «коллективных
бесед» консультаций.

Коллективные
консультации для родителей могут быть
плановыми и неплановыми. Время и сроки
проведения плановых консультаций
намечают заранее. Это либо постоянное
число месяца, либо специально назначенное.
В том и в другом случае о сроках проведения
и теме консультации родителей оповещают
заранее. От темы предстоящей консультации
зависит, всех ли родителей нужно
приглашать, или только тех, с кем
необходимо поговорить по данному
вопросу. На некоторые консультации
можно приглашать родителей из параллельных
классов, например на беседы врача по
поводу дефектов зрения и речи у детей,
нарушения осанки, аллергии.

Для
всех родителей хорошо провести
консультации, юриста, работник милиции,
диетолога. Консультации могут быть
проведены для молодых родителей,
родителей единственных детей.

Внеплановые
консультации назначаются как по
инициативе учителя, так и по просьбе
самих родителей.

Консультации
для коллектива родителей требуют
тщательной подготовки. Продумывается
кандидатура консультанта, обсуждаются
содержание и форма подачи материала.
Консультация в зависимости от ее тематики
может проводиться по-разному: доклад,
беседа, вопросы и ответы, демонстрация
различных материалов, обмен опытом
воспитательной работы и т. д.

Очень
важно, как оформлено помещение, в котором
будет проходить беседа (классная комната,
зал). В оформлении можно использовать
детские работы и рисунки. Хорошо
подготовить стенд с литературой,
рекомендуемой родителям по данной теме.
Можно продемонстрировать выставку
репродукций с картин и рисунков
художников, с которыми хорошо познакомить
детей, образцы художественно
иллюстрированных детских книг.

Готовясь
к беседе, следует учесть, что разговор
с родителями об эстетическом воспитании
детей нельзя вести сухо, в деловом тоне.
Она должна быть проведена эмоционально,
красиво. Нельзя говорить о живописи,
музыке, поэзии без увлечения,
взволнованности, так как такой разговор
должен влиять не только на мысли, но и
на чувства родителей.

Прочно
вошла в жизнь начальной школы такая
форма работы с родителями, как день
открытых дверей. В некоторых школах для
этого выделяется определенный день
месяца, в других назначается в зависимости
от условий школы, необходимости решения
тех или иных педагогических проблем. В
этот день в школу приглашаются все
родители.

Как
организовать дни открытых дверей, чтобы
родители выделили из всей суммы
впечатлений именно то, что необходимо?
Для этого учитель в предварительной
беседе говорит родителям, на что следует
обратить внимание, например, посмотреть,
как трудятся на разных уроках не только
их дети, но и другие учащиеся. Наблюдая
за другими детьми, легче определить
причины отставания в учении или каких-то
неудач в поведении сына или дочери.
Учитель может предложить родителям
обратить внимание на приемы, которые
он использует для того, чтобы сосредоточить
внимание учащихся на необходимом, на
том, как включаются в учебный процесс
игровые ситуации. Это поможет наметить
пути умственного развития детей в
семье.17

Внимание
родителей обращается на то, как в классе
осуществляется забота о здоровье
учащихся: в помещении чисто, проветрено,
учитель следит за осанкой учеников,
активизирует их подвижность, предупреждает
утомление, включая в процесс урока
физкультурные паузы, заботится о
своевременном и качественном питании.

После
просмотра работы детей в школе с
родителями проводится небольшая беседа,
в которой они обмениваются мнениями,
получают советы и рекомендации, как
использовать увиденное в семейной
практике.

Мастер класс «Сплочение
родительского коллектива»

Прежде чем начать мастер класс,  я  хотела
бы прочитать  вам одну восточную притчу:

« Как-то в одно время один ученик духовного учителя перестал посещать храм и
собрания учеников, не смотря на то, что ранее он делал это регулярно и с
энтузиазмом. Шло время, и духовный учитель решил разузнать как идут дела у его
подопечного. Придя к нему домой, он увидел, что его ученик сидел у камина в
полном одиночестве и повторял 
святые имена, читал джапу.

Увидев духовного учителя, он предложил ему поклон и усадил
в удобном месте возле камина. Так они оба начали смотреть на красиво играющее
пламя костра в полной тишине.

Вдруг духовный учитель взял
каминные щипцы, подхватил ими небольшое пылающеё полено и положил его поодаль
от пламени. Молчание продолжалось…

Тем временем пламя, вынутого
полена, полностью погасло и полено продолжало лишь тлеть, а через некоторое
время и вовсе потухло. Теперь оно, черное и остывшее, без единой искорки,
безжизненно лежало рядом с энергично пылающим пламенем костра…

После этого духовный учитель снова
взял щипцы и положил потухшее полено обратно в костёр и, буквально через
мгновение, оно запылало вместе с другими поленьями, а костёр загорелся  ещё
ярче.

Не проронив ни слова, учитель
поднялся и ушёл. На следующий день ученик пришёл в храм и искренне от всего
сердца поблагодарил духовного учителя за преподнёсённый им урок у камина.

Наверное, многие педагоги замечают отсутствие сплочённости родителей. Очень неприятно наблюдать за
таким поведением, когда родители парой проходят мимо и даже не здороваются, не
общаются между собой.   

В школе очень важна тесная связь с
детьми и их родителями.
Ведь только сплоченный
коллектив
 добивается
многих вершин и побед, ведь чем больше дров, тем ярче костер.  А для этого, я
думаю, стоит родителям быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу».

Поэтому я решила провести серию собраний,
на которых родители могут стать
дружнее, при этом отвлекутся от своих забот и проблем.

Сейчас я вас попрошу ответить на 3
первых вопроса. Отметьте  ответ галочкой или + в столбце да или нет.

Если вы ответили, нет на первые
два вопроса и да на третий вопрос, то я думаю, что мой мастер класс будет вам
полезен. Если вы ответили да на все три вопроса, то надеюсь, что вы возьмете
для себя что-то новое.

И так… какие же приемы я
использую?

На каждом собрании я проводила
небольшие тренинги.

Цель которых: сплочение группы и построение эффективного
командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

·    
формирование благоприятного психологического
климата в группе;

·    
первоначальная
диагностика психологической атмосферы в группе;

·    
развитие
умения работать в команде;

Каждый тренинг состоял из нескольких упражнений. Первое
упражнение направлено на знакомство или выявление эмоционального состояния. И
упражнение,  направленное на умении работать в группе.

Сегодня я предлагаю и  вам
окунуться в атмосферу тренинговых занятий и стать их непосредственными
участниками! Для этого мне понадобиться 10 смельчаков.

Трудно стать ближе друг другу,
если мы даже не знакомы, поэтому первое упражнение направлено на знакомство.

1.  Упражнение – «Разминка» (на знакомство).

Все стают в круг. Каждому родителю предлагается назвать свое имя и рассказать
немного о себе. Так действовать по часовой стрелке, пока каждый не назовет
себя.

2.  Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: эмоционально-психологическое
сближение участников.

Родители выстраиваются в два круга – внутренний
и внешний
, лицом друг к другу. Родители,
стоящие во внешнем круге говорят своим партнерам напротив фразу, которая
начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, наши дети ходят в
одну группу, у нас у обоих 2 детей… Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина
волос, наших детей зовут по разному, и т. д. Затем по команде ведущего
участники внутреннего круга передвигаются (по часовой
стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым
участником внешнего круга.

После каждого упражнения
необходимо проводить мини рефлексии.

Какие ощущения у вас возникли? Что
было трудным?

3.  Упражнение «Говорящие руки»

Цель:
эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний,
стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют
молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается
вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью
рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Таким образом, происходит
эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта.
Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как
передать информацию
самим
? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

4.  Упражнение «Башня»

Цель: формирование команды, обучение
умению распределения ролей в группе.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в
команде, улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Участники делятся на команды.
Каждая команда получает листы бумаги. Задача – собрать башню как можно быстрее, выше и
устойчивее.

1.                
Этап: Не трогая листы бумаги обсудить,
как они будут строить башню.

2.                    
Этап: Молча, используя только жесты и
мимику построить как можно быстрее высокую и устойчивую башню.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что
нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

5.  Рефлексия

По кругу ответьте на такие вопросы:

Какие чувства вы испытывали?

Вы все были активны, слаженно
работали в команде! Спасибо всем за участие!

Мой мастер класс подошел к концу,
ответьте, пожалуйста, на последние два вопроса.

Мастер
класс « Сплочение родительского коллектива»

Да

Нет

1.    
Знакомы
ли Вы с приемами работы по формированию сплоченности родительского
коллектива?

2.    
Применяете
ли Вы эти приемы на практике?

3.    
Хотели
бы Вы познакомиться с приемами работы по формированию сплоченности родительского
коллектива?

4.    
Оправдались
ли Ваши ожидания?

5.    
Ваши
пожелания.

Спасибо!

Мастер
класс « Сплочение родительского коллектива»

Да

Нет

1.    
Знакомы
ли Вы с приемами работы по формированию сплоченности родительского
коллектива?

2.    
Применяете
ли Вы эти приемы на практике?

3.    
Хотели
бы Вы познакомиться с приемами работы по формированию сплоченности
родительского коллектива?

4.    
Оправдались
ли Ваши ожидания?

5.    
Ваши
пожелания.

Спасибо!

Мастер
класс « Сплочение родительского коллектива»

Да

Нет

1.    
Знакомы
ли Вы с приемами работы по формированию сплоченности родительского
коллектива?

2.    
Применяете
ли Вы эти приемы на практике?

3.    
Хотели
бы Вы познакомиться с приемами работы по формированию сплоченности
родительского коллектива?

4.    
Оправдались
ли Ваши ожидания?

5.    
Ваши
пожелания.

Работа с родительским коллективом

Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание, это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и по месту жительства, а также воспитания детей в семье. Классное собрание – одна из форм осуществления педагогического всеобуча родителей [Н.И. Семенистых. «Родительские собрания в сельской школе» //Начальная школа — 1998 г. — № 2. — С. 97-99.].

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания учащихся в школе и семье, на собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказать действенную помощь школе. Общественное мнение коллектива родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает учителям в оказании положительного влияния на отдельные семьи.

На классных собраниях заслушиваются сообщения по какому-то вопросу воспитания (это могут быть доклад или информация учителя, врача или сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье), подводятся итоги работы с учащимися за четверть, год; решаются организационные и хозяйственные вопросы. Тематика педагогических бесед и докладов на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы с родителями, программой педагогического всеобуча. При этом должны также учитываться интересы и пожелания родителей. Содержание такой лекции-беседы должно включать не только теорию вопроса, но и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя.

По существующему положению, классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика показала, что эффективнее собирать родителей чаще. Если родители собираются 3-4 раза в году, то такие собрания, как правило, превращаются в подведение итогов успеваемости за четверть. Учитель, держа ведомость в руках, сообщает родителям об оценках их детей, комментируя некоторые из них. Чаще это оценки плохо успевающих учеников, родители которых из собрания в собрание испытывают неловкость и огорчение.

Особенно это относится к собраниям родителей первоклассников, которые в большей мере нуждаются в педагогических советах и практических рекомендациях по всем вопросам организации жизни и воспитания ребенка в семье.

Классные родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть – сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической и художественной литературы с постановкой проблемных вопросов. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Собрание родителей класса ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании разрешается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителей. Это может быть подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, к каникулам, знаменательным датам и т.д., Примерный порядок проведения родительского собрания:

•        сообщение учителя, члена родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания;

•        лекция, беседа учителя (или специалиста, родителя) на педагогическую тему;

•        выступление родителя об опыте семейного воспитания по данному вопросу;

•        обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу

•        сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе;

•        обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса;

•        разное;

•        принятие решений;

•        информация о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня.

Естественным и обязательным должно быть подведение итогов и принятие решений собрания.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как школы, так и семьи. Содержание их должно быть конкретным и направлено на улучшение учебно-воспитательной работы. Нужно, чтобы решения родительских собраний знали не только те, кто был на собрании, но и весь родительский коллектив. Для этого в специальный планшет с карманом, конверт вкладывают выписку из протокола собрания с принятыми решениями. Планшет можно прикрепить к стенду, поставить на стол, полку, конверт дать индивидуально каждому родителю. Контроль за выполнением решений собрания возлагается на членов родительского комитета и учителя. Отчет о выполнении решений собрания должен быть отправным моментом в работе следующего собрания.

Опытные педагоги считают, что успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подготовку собрания, сбор различного материала, иллюстрирующего его содержание, учитель ведет совместно с родительским комитетом класса, его активом. Во-первых, о содержании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встрече с ними, причем говорят не только о теме педагогической беседы, но и обо всей повестке дня собрания. Родителям предлагают подумать о том, как они смогут помочь организации собрания, как будут участвовать в нем. Чтобы активизировать родителей, хорошо заранее предложить им вопросы, над которыми нужно подумать.

В организации собрания важно все, даже обстановка того помещения класса, где оно проводится. Помещение должно быть убрано и проветрено. Подумать нужно и о том, чтобы родителям было удобно раздеться, если они пришли прямо с работы, поставить сумку, портфель. На столе учителя хорошо поставить вазу с цветами, зелеными ветками. Но букет не должен быть слишком большим, помпезным. На собрании должна быть деловая обстановка.

Вошло в традицию рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери, видит, аккуратно ли оно содержится, может познакомиться с родителем соседа по парте. А это очень важно, так как сидящие на одной парте часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной.

К информации о ходе учебно-воспитательной работы учитель может подготовить магнитофонную запись ответов ребят, их высказываний, мнений. Слушая речь своего ребенка и его товарищей, родители могут более точно определить для себя дальнейший путь воспитательного воздействия на сына или дочь.

Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся. Старается не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения школьника.

Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час – 1 час 30 минут. Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или члена родительского комитета создает ту атмосферу доброжелательности и даже некоторой интимности, которая должна складываться в каждом классном коллективе.

После нескольких слов вступления учитель проводит беседу на педагогическую тему. Она не должна быть длинной и обычно продолжается не более 30 минут. Останавливаясь на теоретических и методических аспектах проблемы, учитель обязательно раскрывает ее в приложении к конкретной ситуации жизни данного класса, состава учащихся и их родителей. Дает практические рекомендации. Продумывая содержание беседы, учитель заранее может предположить и те вопросы, которые зададут ему родители. Хорошо, если в процессе ответов на них педагог не только порекомендует родителям почитать ту или иную книгу, но и предложит им воспользоваться ею из организованной для этого библиотечки класса или заранее сделает необходимую подборку в библиотеке школы.

Например, родителям, нуждающимся в советах по созданию в семье благоприятного микроклимата, более внимательного, заботливого отношения к ребенку, хорошо посоветовать прочесть книги В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Эти авторы в ненавязчивой форме делятся с читателем своим опытом общения с детьми, учат любви к ним, выполнению родительского долга.

Делая анализ состояния учебно-воспитательной работы, учитель так строит свое выступление, чтобы общий анализ достижений класса сочетался с характеристикой каждого ученика. С большей убедительностью звучит сообщение, если в нем приводятся примеры из жизни учащихся класса. Характеризуя ту или иную сторону учебно-воспитательной работы, учитель так стремится расположить материал, чтобы в раскрытии каждого вопроса родители могли услышать имя своего ребенка. Например, рассказывая о том, как дети научились трудиться, учитель отмечает, кто из детей особенно хорошо усвоил навыки трудовой деятельности, кто охотно выполняет отдельные трудовые поручения, умеет помочь товарищу. Родителям всегда интересно узнать, как их ребенок живет в коллективе, как складываются его отношения с окружающими. Нужно постараться рассказать об этом, особенно о тех детях, поведение которых и состояние в коллективе сверстников по сравнению с началом учебного года значительно улучшилось.

Часто задают вопрос: как можно на родительском собрании обсуждать примеры плохого поведения того или иного ученика, а также отрицательного влияния на детей родителей, чтобы их при этом не обидеть? Ответить на такой вопрос однозначно трудно.

Учитель поддерживает с родителями постоянные контакты. У них возникают близкие, доверительные отношения, и, как правило, нет необходимости обсуждать вопросы, касающиеся какой-то одной семьи или данного ученика, при всех. И правильно поступают те педагоги, которые на родительских собраниях, поставив задачу охарактеризовать успехи учащихся, начинают с того, что на положительном примере некоторых ребят рассказывают о достижениях всего класса.

Общаясь на собрании с коллективом родителей, учитель обычно исходит в выборе методов и приемов из тех предварительных индивидуальных контактов, которые всегда предшествуют родительскому собранию.

Удачным нам представляется прием, когда на собрании выступление учителя подкрепляют члены родительского комитета или отдельные родители, которые предварительно познакомились с постановкой работы по обсуждаемому вопросу.

Характеризуя учащихся, следует особо отметить успехи тех, родители которые прислушивались к советам учителя, активно участвовали в педагогической работе коллектива. И, наоборот, если с кем-то из родителей так и не удалось наладить контакта и результат их антипедагогического отношения к ребенку сказался на поведении ученика и уровне его развития. Особое внимание обращается на те случаи, когда после длительной работы с кем-то из родителей они изменили свои привычки и взгляды на воспитание и это положительно сказалось на ученике.

Очень важно продумать ход и той части собрания, которая посвящается организационным вопросам. В противном случае родители спешат записать только то, что непосредственно касается их ребенка, и в то же время стараются по возможности избегать поручений, направленных на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися всего класса. Вместе с тем именно в процессе организационных дел, когда родители осознают необходимость и значение своего участия в решении задач и ситуаций, которые повседневно выдвигает жизнь, сплачивается родительский коллектив, вырабатываются качества общественника, проявляется инициатива.

Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе. Особенно это важно в работе с родителями первоклассников, которые должны уже с первого собрания почувствовать всю ту меру ответственности, которая на них налагается как на членов родительского коллектива, и не только за своего ребенка, но и за весь класс. Кроме этого, в результате встречи с родительским коллективом, учителем, администрацией школы родитель должен как бы получить установку к действию, иметь возможность сделать для себя конкретные выводы, наметить пути воспитательного воздействия на ребенка, определить долю своего участия в общественных делах.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в школе, итогов работы родительских собраний, учитель подбирает материал для «коллективных бесед» консультации.

Коллективные консультации для родителей могут быть плановыми и неплановыми. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. Это либо постоянное число месяца, либо специально назначенное. В том и в другом случае о сроках проведения и теме консультации родителей оповещают заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли родителей нужно приглашать, или только тех, с кем необходимо поговорить по данному вопросу. На некоторые консультации можно приглашать родителей из параллельных классов, например на беседы врача по поводу дефектов зрения и речи у детей, нарушения осанки, аллергии.

Для всех родителей хорошо провести консультации, юриста, работник милиции, диетолога. Консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей единственных детей.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и по просьбе самих родителей.

Консультации для коллектива родителей требуют тщательной подготовки. Продумывается кандидатура консультанта, обсуждаются содержание и форма подачи материала. Консультация в зависимости от ее тематики может проводиться по-разному: доклад, беседа, вопросы и ответы, демонстрация различных материалов, обмен опытом воспитательной работы и т. д. Приводим материал (примерный) к консультации для родителей по вопросам эстетического воспитания учащихся в семье.

Очень важно, как оформлено помещение, в котором будет проходить беседа (классная комната, зал). В оформлении можно использовать детские работы и рисунки. Хорошо подготовить стенд с литературой, рекомендуемой родителям по данной теме. Можно продемонстрировать выставку репродукций с картин и рисунков художников, с которыми хорошо познакомить детей, образцы художественно иллюстрированных детских книг.

Готовясь к беседе, следует учесть, что разговор с родителями об эстетическом воспитании детей нельзя вести сухо, в деловом тоне. Она должна быть проведена эмоционально, красиво. Нельзя говорить о живописи, музыке, поэзии без увлечения, взволнованности, так как такой разговор должен влиять не только на мысли, но и на чувства родителей.

Прочно вошла в жизнь начальной школы такая форма работы с родителями, как день открытых дверей. В некоторых школах для этого выделяется определенный день месяца, в других назначается в зависимости от условий школы, необходимости решения тех или иных педагогических проблем. В этот день в школу приглашаются все родители.

Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители выделили из всей суммы впечатлений именно то, что необходимо? Для этого учитель в предварительной беседе говорит родителям, на что следует обратить внимание, например, посмотреть, как трудятся на разных уроках не только их дети, но и другие учащиеся. Наблюдая за другими детьми, легче определить причины отставания в учении или каких-то неудач в поведении сына или дочери. Учитель может предложить родителям обратить внимание на приемы, которые он использует для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на необходимом, на том, как включаются в учебный процесс игровые ситуации. Это поможет наметить пути умственного развития детей в семье [Г.В. Манышева. «Дни открытых дверей для родителей» //Начальная школа — 2000 г. — № 1. — С. 105].

Внимание родителей обращается на то, как в классе осуществляется забота о здоровье учащихся: в помещении чисто, проветрено, учитель следит за осанкой учеников, активизирует их подвижность, предупреждает утомление, включая в процесс урока физкультурные паузы, заботится о своевременном и качественном питании.

После просмотра работы детей в школе с родителями проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнениями, получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике.

Работа с родителями Сплочение детско-родительского коллектива

Работа с родителями

Сплочение

детско-родительского коллектива

«Счастлив тот, кто счастлив в семье»

«Счастлив тот,

кто счастлив в семье»

Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка.

  • Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности.
  • В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
  • Это первый коллектив ребёнка.

 Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения: Малодетность семьи Молодые отделяются от своих родителей , происходит отрыв от традиций семьи; Утрачены народные традиции педагогики , которое отмечает, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»; социально-экономические трудности (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне; Родители увлекаются просмотром телепередач , фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени  В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями – сформировать детский коллектив и начать работу по его сплочению, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:

  • Малодетность семьи
  • Молодые отделяются от своих родителей , происходит отрыв от традиций семьи;
  • Утрачены народные традиции педагогики , которое отмечает, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
  • социально-экономические трудности (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;
  • Родители увлекаются просмотром телепередач , фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени

В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями – сформировать детский коллектив и начать работу по его сплочению, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

 1.Установление партнерских отношений  Ученик + Р одитель + У читель =Д рузья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.   2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.   3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие  семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы   4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

1.Установление партнерских отношений

Ученик + Р одитель + У читель рузья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.

3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие  семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы

4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединенную социальнозначимой целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общественным коллективом.  Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединенную социальнозначимой целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общественным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:  I . Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.   Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые объединили в класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю.

Стадии формирования классного коллектива:

  • I . Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  • II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
  • III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые объединили в класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю.

1.Адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене. 2. Формирование и сплочение классного коллектива; 3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим; 4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов; 5. Улучшение успеваемости и поведения учащихся; 6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям; 7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

  • 1.Адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене.
  • 2. Формирование и сплочение классного коллектива;
  • 3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
  • 4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
  • 5. Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
  • 6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
  • 7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы.. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной  миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

Классный руководитель — особый феномен педагогической сферы.. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии — содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.  Мое знакомство началось с того, что я собрала и проанализировала документацию на каждого ребенка (личное дело, беседа с каждым родителем, 10-и дневная подготовка к школе), позволила ближе познакомиться с характером и поведением ребенка в коллективе. Работа психолога с формирующимся коллективом помогла выявить степень готовности каждого ребенка к школе.  Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Мое знакомство началось с того, что я собрала и проанализировала документацию на каждого ребенка (личное дело, беседа с каждым родителем, 10-и дневная подготовка к школе), позволила ближе познакомиться с характером и поведением ребенка в коллективе. Работа психолога с формирующимся коллективом помогла выявить степень готовности каждого ребенка к школе. Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы: Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители); Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом. Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней. Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии. Обратная связь – обсуждение.

Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы: Открытость — совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.

Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии.

Обратная связь – обсуждение.

Традиционные формы общения с родителями  родительские собрания , - тематические и индивидуальные  консультации, посещение квартир учащихся ,  - индивидуальные беседы, посещение родителями внеклассных  мероприятий и уроков, - работа родительского комитета .

Традиционные формы общения с родителями

  • родительские собрания ,

— тематические и индивидуальные консультации,

  • посещение квартир учащихся ,

— индивидуальные беседы,

  • посещение родителями внеклассных

мероприятий и уроков,

— работа родительского комитета .

На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами начальных классов такие как «Здравствуй, осень», «День Земли», КВН по сказкам, спортивные соревнования.

  • На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами начальных классов такие как «Здравствуй, осень», «День Земли», КВН по сказкам, спортивные соревнования.

Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час.  На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства.  Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игра – экскурсия «Лесная аптека», «Летает – не летает», сюжетно – ролевая игра «Друзья познаются в беде», «Добру откроются сердца», «Брат ты мне или не брат?» и другие.

  • Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игра – экскурсия «Лесная аптека», «Летает – не летает», сюжетно – ролевая игра «Друзья познаются в беде», «Добру откроются сердца», «Брат ты мне или не брат?» и другие.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.  Следует отметит, что в начальной школе, родители часто бывают на уроках, классных часах, принимают активное участие в подготовке классных и школьных мероприятий, отличаются высокой посещаемостью родительских собраний, как классных так и общешкольных, практикумов для родителей , оказывают помощь в ремонте кабинета, в подготовке кабинета к началу учебного года.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Следует отметит, что в начальной школе, родители часто бывают на уроках, классных часах, принимают активное участие в подготовке классных и школьных мероприятий, отличаются высокой посещаемостью родительских собраний, как классных так и общешкольных, практикумов для родителей , оказывают помощь в ремонте кабинета, в подготовке кабинета к началу учебного года.

Сычёва Анна Доброта в православии Паршина Дарья Что такое добро?

Сычёва Анна

Доброта в православии

Паршина Дарья

Что такое добро?

Снегирёв Артём Агабекян Ангелина

Снегирёв Артём

Агабекян Ангелина

В этом году я продолжаю работу по формированию и сплочению нового классного коллектива и главным считаю заботливое отношение к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом, а также реализацию необходимости участия всех учащихся класса в общей деятельности, чтобы у ребят формировалась ответственность за общее дело.  Уже в сентябре мои ребята получили свою первую награду, почетная грамота за 3-е место в спортивных состязаниях.  Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс – самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

В этом году я продолжаю работу по формированию и сплочению нового классного коллектива и главным считаю заботливое отношение к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом, а также реализацию необходимости участия всех учащихся класса в общей деятельности, чтобы у ребят формировалась ответственность за общее дело. Уже в сентябре мои ребята получили свою первую награду, почетная грамота за 3-е место в спортивных состязаниях. Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс – самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

Классный руководитель родительского коллектива: как школе воспитывать родителей?


694

Опубликовано 12 октября 2021

Всероссийский Форум классных руководителей завершился подписанием Меморандума, закрепившего не только национальные воспитательные идеалы, но и намерения педагогического сообщества. Принципы взаимодействия классного руководителя с родителями оказались в пятерке ключевых положений. О чем удалось договориться участникам и о чем еще предстоит договориться – школе с семьей?

Все два дня на Форуме особенно громко звучали вопросы педагогов о взаимодействии с родительским сообществом. Необходимость выстроить с семьей эффективную коммуникацию и поднять общий уровень компетенций родителей остро ощущается на всех ступенях образования.

«Воспитательная работа теперь официально закреплена в школе. Но вести ее невозможно, пока родители не подключаются активно, не реагируют адекватно ситуации, не соответствуют в своих суждениях и действиях общим целям и задачам образовательного и воспитательного процессов», – неоднократно повторяли учителя на разных площадках. В центре обсуждения оказалась сессия «Классный руководитель родительского коллектива».

Настраивать ребенка против школы – непедагогично, более того, порождает проблемы в коллективе и создает антагонизм родитель-ученик-школа, вредящий в первую очередь ребенку. Любые же конфликты и вопросы необходимо решать через диалог. Позицию, близкую всем участникам Форума классных руководителей, высказал модератор сессии – Эрнест Мацкявичюс, российский тележурналист и ведущий.

О том, какие принципы необходимо заложить в основу диалога, рассказали участники круглого стола, опираясь на свой профессиональный и на родительский опыт.

«Мне меньше всего в жизни хотелось бы, чтобы учитель, который встречает моего ребенка в школе и занимается его обучением и воспитанием, до ночи разбирал родительские чаты, а весь день был погружен в телефон. Это та нагрузка, которую школа должна с классных руководителей забирать. Одновременно 30 человек от класса коммуницировать со школой не могут, пусть это будут 2-3 избранных человека. Мы все взрослые люди: выберите экологичных людей, у которых есть время на эту работу, зафиксируйте вместе со школой правила — кто общается, когда, по каким темам», — отметила спикер.

Олеся Вознесенская, член совета директоров «Просвещения» и куратор «Родительского университета: PRO-родители» выразила уверенность в необходимости создать четкие правила коммуникации и институт представительства ради экономии ресурсов педагогов.

Также Вознесенская рассказала о проекте «Просвещения» — «Родительском университете: PRO-Родители», который существует уже больше года и посвящен созданию комфортной среды в школе и дома. На бесплатных мероприятиях «Родительского университета» слушатели узнают о культуре коммуникации, противодействии буллингу, работе со стрессом и других актуальных темах.

«Если между родителем и ребенком возникает конфликт, он зачастую приходит к классному руководителю. А кто еще может выступить для него значимым взрослым? Если родитель не может найти общий язык с подростком, у кого он может попросить помощи? У школы. Мы не просто можем, но должны помочь людям, с которыми работаем и общаемся. Все родители имеют разный уровень коммуникационных компетенций, даже будучи при этом людьми воспитанными и образованными. В „Родительском университете“ одной из самых популярных тем является коммуникация — тут и учебная мотивация, и непростое поведение подростков в переходный период, и преодоление стрессовых ситуаций. Конечно же, встречи педагоги и психологи посвящают правилам общения в чатах и лично, напоминая о важности диалога между людьми, а не функциями», — раскрыла идею Олеся Вознесенская.

Учиться общаться — крайне важно, уверена эксперт, и оставаться на связи нужно не только в цифровом измерении: «Мы забываем об элементарных человеческих разговорах. Улыбайтесь, будьте приветливыми, будьте наставниками, путеводителями, доброжелательными людьми. Вы не „должны“ это делать, но если вы пришли в среду и вам доверили это безусловно важное дело, постарайтесь соответствовать гордому слову „педагог“».

Лариса Санатовская, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации, продолжила тему общения в родительских чатах, сразу указав, что «репрессивные методы» и удаление из разговора не выход, даже если речь идет о токсичном человеке.

Но причины этого запроса лежат отнюдь не в нежелании взрослых учиться и меняться. «Мы имеем счастье взаимодействовать со взрослыми, которые нуждаются в любви больше, чем кто-либо, ведь они пережили сложные 80-е и 90-е годы и не получили того мощного духовно-нравственного импульса, который был у предыдущих поколений. Их нужно любить, поддерживать, терпеть, радоваться вместе с ними больше, чем с кем бы то ни было», — поделилась эксперт.

Идею о том, что родители нуждаются в воспитании не меньше детей, поддержала Елена Евдокимова, доцент кафедры педагогики ФГБОУ высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Елена Евдокимова неоднократно ссылалась в своем выступлении на работы Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского, в зале имени которого проходил круглый стол: «Ведь все уже сказано великими педагогами, мы просто не умеем читать с карандашом… Если мы хотим, чтобы родители, приходя с детьми в первый класс, говорили с нами на одном психолого-педагогическом языке, мы два года должны с ними пройти вместе рука об руку. Мы должны их поднять и возвысить до педагогики как искусства. А что мы делаем? Думаем, что они тут же должны откликнуться и идти вместе с нами, а ведь у родителей не сформировано к нам даже доверие».

К обсуждению присоединились и педагоги из зала, приводя в пример собственный опыт и способы сделать общение с родителями и открытым, и эффективным. Как основополагающий для решения трудностей принцип можно выделить умение учителя «входить в положение» и сохранять человечность в любой ситуации.

В контексте открытости прозвучал вопрос о возможности организовать онлайн-трансляции из классов для родителей. Первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев однозначно заявил, что это незаконно и, более того, вредно: «Все очень просто: ребенок тоже человек, он имеет право на личное пространство. Невозможно его душить родительской опекой».

И одновременно с этим отметил, что история взаимоотношений педагогов и родителей выходит за рамки контрольно-надзорных органов, и здесь решающую роль должна играть администрация – организовывая и контролируя процесс коммуникации. «Единых правил и рецепта нет, и, возможно, они не появятся. Конфликтные случаи всегда очень индивидуальны. У меня есть пример одной частной школы: они разработали специальный кодекс, все родители его подписали… за любым оскорбительным поведением следуют санкции, никто не позволяет себе неподобающего поведения», — поделился спикер.

Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, поблагодарил педагогов за терпение, с которым они переносят сообщения от родителей не только в их непосредственное рабочее время, но и даже поздним вечером.

Представитель Рособрнадзора также сообщил о готовности вынести предложения педагогов на государственный уровень: «Если по итогам работы Форума классных руководителей появится понимание, какие рекомендации нужно сделать или изменения внести в нормативно-правовые акты, мы обязательно рассмотрим и учтем».

Александра Снидко, заместитель Директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», согласилась с необходимостью обсуждать внутри организации правила коммуникации и, возможно, зафиксировать их во внутренней программе воспитания. Также спикер сообщила аудитории о возобновлении выхода знаменитого журнала «Семья и школа» (выходил с 1871 года).

В Меморандуме по итогам Первого Всероссийского Форума классных руководителей все ключевые идеи участников и экспертов нашли отражение в емкой формулировке:

Воспитание — единый процесс, который не может быть разделен на „воспитание в семье“ и „воспитание в школе“.

Классному руководителю в этой пирамиде ученик-учитель-родитель отводится роль организатора, модератора и наставника: «Классному руководителю необходимо обеспечить эффективное сотрудничество семьи и образовательной организации, создавая условия для взаимодействия по вопросам воспитания обучающихся».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Candy trio 401 инструкция на русском языке
  • Глиан капли глазные инструкция по применению взрослым для лечения
  • Эреспал инструкция по применению таблетки взрослым инструкция по применению
  • Беговая дорожка precor 954i инструкция на русском
  • Тивортин сироп инструкция по применению цена отзывы аналоги