Руководство консультативной группой

  1. Особенности консультативной работы с группой

Групповое
психологическое консультирование —
разновидность психологического
консультирования; форма консультативного
и терапевтического воздействия,
противостоящая индивидуальному
психологическому консультированию.

Консультативные
группы, согласно Джеральду Кори,
представляют собой группы, сосредоточенные
на межличностной коммуникации и
интерактивной обратной связи, а также
применении различных методов, относящихся
к принципу «здесь-и-сейчас»

Консультативные
группы в значительной степени отличаются
от других видов групп, в рамках которых
происходит групповая практика и групповой
процесс, в частности, они отличаются:

  • от психотерапевтических
    групп по своим целям. Психотерапевтичсекие
    группы характеризуются исследованием
    того, как можно изменить поведение,
    переживания и мысли клиентов, а также
    использованием меж- и внутриличностной
    оценок, диагнозов и интерпретаций для
    установления связи между материалом
    прошлого и событиями будущего;

  • от образовательных
    или темоцентрированных групп,
    характеризующихся представлением
    участникам группы и обсуждением в ней
    знаний и навыков, полученных специалистом
    где-либо в ходе обучения;

  • от групп, ориентированных
    на решение задач, которые характеризуются
    применением принципов групповой
    динамики, а также практиками/процессами
    совместного решения групповых проблем,
    построением команды и программы развития
    консультирования;

  • от групп самопомощи
    или групп поддержки, в рамках которых
    объединяются люди со схожими жизненными
    трудностями или проблемами, создавая
    систему поддержки, которая защищает
    их от психологического стресса и
    стимулирует изменять свою жизнь.

  1. Типы поведения в группе

В социальной
психологии выделяют четыре основных
типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип.
Хорошо выражена индивидуальная
ориентировка. Оптимальное решение задач
возможно только в условиях относительного
обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип.
Выражена тенденция к конформности,
подражательству, добровольному
подчинению. Оптимальное решение групповой
задачи возможно в контакте с более
уверенными и компетентными членами
группы.

Лидирующий тип.
Индивидуум ориентирован на власть в
группе. Оптимальное решение задач
возможно при условии подчинения себе
других членов группы.

Сотрудничающий
тип.
Индивидуум
постоянно стремится к совместному с
другими решению задач и следует за
группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения
участников группы помогает психологу
при распределении ролей, способствует
более глубокому пониманию механизмов
психологической несовместимости
отдельных ее членов.

Совпадение
формального и неформального лидера в
одном лице упрощает ситуацию, несовпадение
делает групповой процесс более сложным.

  1. Стили руководства группой

При
руководстве группой консультанту
необходимо определиться с уровнем,
уместностью и полезностью самораскрытия.
Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9],
процесс самораскрытия консультанта
должен быть полезен в первую очередь
его клиентам. Как он отмечает, при
недостаточном самораскрытии консультанта
группе, при котором он работает в рамках
определённой роли, и чётко очерченой
для себя — например, консультанта, он
может «прятаться за фасадом»
профессионализма, а также потерять в
группе личную идентичность. Возможными
причинами недостаточного самораскрытия
являются: — страхи показаться
непрофессиональным или потерять уважение
членов группы; — потребность в сохранении
дистанции или стремление утвердить
определённый тип отношений, например
— только отношений консультант/клиент,
доктор/пациент — что может редуцировать
общение личностей к формальной
коммуникации. При слишком сильном
самораскрытии группе, консультанты
нередко руководствуются потребностью/желанием
быть выслушанными и принятыми, или могут
быть втянуты к излишней откровенности
членами группы.

Вопрос
о стилях руководства, осуществляемых
ведущим в группе, тесно связан с ролями,
в которых он (ведущий) выступает — с одной
стороны, а с другой — с его личностными
особенностями.

Согласно
классической классификации стилей
управления малой группой — авторитарный,
демократический, попустительский, —
руководство тренинговой группой можно
рассматривать с точки зрения доминирования
ведущего и жесткого или мягкого
структурирования процесса. Как указывает
Т. Высокиньска-Гонсер, «директивный
психотерапевт контролирует (планирует)
ход занятий, самостоятельно устанавливает
нормы функционирования группы и приводит
их в исполнение, дает советы и указания,
осуществляет интерпретации. Недирективный
психотерапевт предоставляет участникам
группы свободу выбора тем и направлений
дискуссии, не начинает действий и не
ускоряет их, не навязывает исполнения
норм — он использует главным образом
технику отражения и кларификации».

Соседние файлы в папке папочка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

The stages of group counselling according to Corey and  Corey (1997) range from: The initial stage, The transition stage, The working stage and The final stage.  

In this article, we will look into what group counseling is, what it is used for and the 4 stages of group counseling developed by Corey and Corey in 1997. 

What is group counseling? 

Group counseling is a form of counseling that’s given to patient groups, typically close peers. The people participating understand that it’s safe and comfortable for them to speak about their problems with each other so they can work through them together as well as input from the group leader as needed. Being able to deal with your feelings in this way makes it easier for people to enjoy life, by helping them overcome their fears and worries.

In addition, people who have a difficult time with interpersonal relationships can benefit  from the social interactions that are a basic part of the group counseling experience.

Most groups are composed of students of differing ages, backgrounds and ex­periences. This helps to provide additional perspectives.

What happens during group therapy sessions?

Before attending the group counseling sessions, trained professional counselors will meet their clients individually to conduct a pre-group evaluation and gather information about the types of problems they are experiencing. 

Once both parties agree that group counseling is a good match, the clinician should provide information about the time, date and location of the sessions. 

The focus may vary depending on which type of group activity is being worked on, but it’s common for members to meet in a private room sitting in a circle with other like-minded people who want to share with one another specifically regarding substance abuse or eating disorders etc. It’s important to understand how each session goes down so you know whether you fit in with this particular crowd!

Within an atmosphere of trust, group therapy sessions involve members speaking freely about their feelings and talking directly to one another about all of their personal problems. 

Although no one will ever be forced to divulge their deepest secrets, counselors expect group members to feel free to relate openly and be honest with others for the sake of relieving any pent-up emotional stress in order that they may discover that they aren’t alone in their problems. 

Along with allowing other members to observe the growth of one another’s emotional health, counselors also model healthy behaviors by thoroughly resolving the problems at a deeper level. Most groups meet on a weekly or biweekly basis for a predetermined number of weeks for optimal consistency.

In other words, group therapy is a means for struggling individuals to find camaraderie amongst each other and work towards resolving their personal issues together. 

Most, if not all people are hesitant in going to therapy because some believe it will be similar to the past: being alone in a room and speaking endlessly without knowing what the results would yield. 

Group sessions break those barriers of apprehension by providing a more community-driven environment, built upon cooperation and collaboration rather than competition and individual dominance.

Like all groups, therapeutic groups change and evolve over time. Knowledge of group development can help the group therapist distinguish if members reflect personal and individual or group developmental issues. 

Furthermore, knowledge of how members cope in the face of group developmental issues can aid the therapist in formulating specific interventions at those times (Bernard, Burlingame, Flores, Greene et al., 2008).

Group leaders must understand the strength and potency of groups in order to be effective. They must plan ahead of time and be aware of the group’s current level of development. With this information, they may use suitable techniques to assist their groups in completely developing (Gladding, 1994). 

The likelihood of operating a counseling group efficiently and effectively increases with proper planning and strategic intervention.

Stages of group counseling 

Making decisions in advance is an important part of forming counseling groups. The initial phase in the process is pregroup planning. Leaders create groups with the goal of producing useful and practical outcomes for participants. Those linked with aims, membership, regulations, time, place, and dynamics are among the most essential concerns.

Corey and  Corey (1997) developed  the following stages:  initial, transition, working and final.  

Stage 1

The  initial stage of group counseling involves screening, orientation, and  determining  the structure of  the group. 

The  major functions  of  the group leader during  this stage are establishing ground rules and norms for the  group, helping members express their fears and expectations, assisting group members in identifying concrete personal goals, and sharing expectations and hopes for  the group. 

The members during this stage attempt to create trust, become involved in establishing group norms, establish personal goals and learn about the dynamics of the group process.  

Stage 2

The transition stage. Members initiate a disclosure of information that goes beyond personal history. 

The major functions of the leader during this phase are encouraging members to express their anxiety, dealing openly with conflicts that  occur  in  the  group,  and  helping  members  become  autonomous  and independent.  

During  this  stage,  group  members  are  concerned  about  being accepted by the group. The successful management of this stage will mature into action or working stage.  

Stage 3

The working or action stage. This is when the main work begins. During this stage, group members feel free to explore their thoughts and feelings and work on their concerns. 

The major functions of the group leader are encouraging members to  translate insight into action and assisting them  make the  necessary changes  to  achieve their  goals.  

This stage is  characterized by group  members introducing  personal  issues  that  they  are  willing  to  work  on,  providing  and receiving feedback, applying what they learn in the group to their daily lives, and offering support and encouragement to other group members.   

Stage 4

The final or termination stage. The final stage is characterized by stock taking, sadness and anxiety regarding the termination of the group. 

Members may begin to decrease their intensity of participation  to prepare for termination, and they may also evaluate how they experienced the group. 

The major functions of the  leader  during this  stage  are  to assist  group  members  in working  towards termination,  provide  opportunities  for  them  to  receive  further  counseling  if necessary, and help them gain a useful understanding of what they have learned.

Just like every other intervention, group counseling also has its obstacles. 

  • During the beginning and transition periods, resistance is frequent. During the early stages of a group, individuals are often afraid to participate. Members communicate their anxieties and hesitations, as well as their aspirations and expectations, throughout this stage. In certain circumstances, the participants are wary of the leader, believing that they may be deceived.
  • Even if individuals are ready to participate, some initial resistance is to be expected, regardless of the sort of organization. What members do talk about is likely to be secondary to what they keep buried inside. 
  • Because resistance is sometimes the result of unmet expectations, addressing and discussing these anxieties early on will benefit the entire group. The degree of trust that may be created in the group is determined by how the group counselor or leader handles these emotions.

Conclusion 

Counseling groups work best when the rules are simple and straightforward. Many members will forget parts of the regulations if there are more than a dozen. Similarly, if the rules are ambiguous, some members will invariably break them, whether in text or spirit. 

Rules in counseling groups should adhere to professional organizations’ ethical standards, such as the Association for Specialists in Group Work. 

Members should pledge to respect each other’s privacy, refrain from verbally or physically attacking one another, actively engage in the group process, and speak one at a time.

The ability of group leaders to design and execute groups is critical to conducting effective group counseling. Extra preparation time is critical to the group’s survival. Screening members, choosing a realistic number of group participants, establishing a regular meeting site and time, and creating rules are all part of this procedure. 

Leaders of groups must then understand and use group phases, as well as use proper counseling skills in a timely manner. Many factors influence the success of group counseling. Finally, studying how groups work and then personally investing in them are the keys to running good counseling groups.

Reference 

  • Ajufo, Beatrice. (2019). Group Counselling.
  • Corey, Marianne Schneider, Gerald Corey, and Cindy Corey. Groups: Process and Practice. Belmont, CA: Brooks/Cole, 2010.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЕ
ПО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» постановляю:

1. Образовать консультативную группу по научно-технологическому развитию.

2. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о консультативной группе по научно-технологическому развитию;

б) состав консультативной группы по научно-технологическому развитию.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
15 апреля 2021 года
N 220

1. Консультативная группа по научно-технологическому развитию (далее — консультативная группа) образована для экспертного и аналитического обеспечения разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения (далее — важнейшие инновационные проекты), а также для оценки предложений о разработке федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации.

2. Консультативная группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о консультативной группе и ее состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами консультативной группы являются:

а) экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов и представление этих концепций в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию;

б) рассмотрение и оценка предложений о разработке Правительством Российской Федерации федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации, подготовка по результатам их рассмотрения заключений и направление таких заключений в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и в президиум этого Совета;

в) обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов по вопросам, связанным с деятельностью Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также рекомендаций этому Совету и его президиуму;

г) обеспечение проведения научной и научно-технической экспертизы предложений по вопросам, связанным с деятельностью Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

5. Консультативная группа осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепции каждого важнейшего инновационного проекта с учетом:

а) целей важнейшего инновационного проекта, в том числе их соответствия задачам, связанным с достижением необходимого уровня национальной безопасности, высоких показателей эффективности экономики в целом или ее ключевых секторов, а также с повышением качества жизни населения;

б) возможных способов достижения целей важнейшего инновационного проекта, преимуществ таких способов и рисков их применения;

в) предложений об объемах и источниках финансирования важнейшего инновационного проекта и сведений об имеющихся расходных обязательствах Российской Федерации, связанных с решением задач, аналогичных задачам важнейшего инновационного проекта;

г) предполагаемых результатов, сроков и этапов реализации важнейшего инновационного проекта, а также целевых индикаторов и показателей его реализации на каждом этапе;

д) предложений об основных мероприятиях, осуществляемых на каждом этапе реализации важнейшего инновационного проекта;

е) предложений об основных исполнителях и ключевых участниках важнейшего инновационного проекта;

ж) предложений о модели и механизмах управления важнейшим инновационным проектом.

6. Консультативная группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право:

а) запрашивать и получать от органов государственной власти и организаций необходимые документы, материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции консультативной группы;

б) привлекать к работе и приглашать для участия в своих заседаниях ведущих российских ученых и специалистов, представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, образовательных организаций высшего образования, научных организаций, организаций реального сектора экономики, институтов развития, а также других организаций.

7. В состав консультативной группы входят ведущие российские ученые и высококвалифицированные специалисты, не являющиеся членами Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

8. Консультативная группа формируется в составе руководителя консультативной группы, секретаря консультативной группы и членов консультативной группы, которые принимают участие в ее работе на общественных началах. Общее число членов консультативной группы составляет не более 15 человек. Ротация состава консультативной группы осуществляется не реже одного раза в два года.

9. Руководителем консультативной группы является секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

10. Руководитель консультативной группы:

а) организует работу консультативной группы, определяет повестку дня ее заседаний и порядок их проведения;

б) вносит предложения консультативной группы в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и в президиум этого Совета;

в) осуществляет иные полномочия, касающиеся обеспечения деятельности консультативной группы.

11. Секретарь консультативной группы:

а) информирует членов консультативной группы о дате, месте и времени проведения очередного заседания консультативной группы и о вопросах, включенных в повестку дня заседания;

б) осуществляет подготовку проектов повестки дня заседаний и проектов решений консультативной группы, а также организует подготовку необходимых материалов к заседаниям;

в) по решению руководителя консультативной группы направляет необходимые материалы членам консультативной группы;

г) ведет протоколы заседаний консультативной группы и представляет их руководителю консультативной группы.

12. Члены консультативной группы вправе:

а) вносить предложения по повестке дня заседаний консультативной группы;

б) участвовать в подготовке материалов к заседаниям консультативной группы, а также проектов решений консультативной группы;

в) излагать в письменном виде свое мнение по вопросам, включенным в повестку дня заседания консультативной группы, в случае отсутствия возможности участвовать в заседании.

13. Члены консультативной группы обязаны:

а) участвовать в работе консультативной группы лично;

б) не разглашать информацию о вопросах, включенных в повестку дня заседания консультативной группы, а также не комментировать публично ход обсуждения этих вопросов.

14. Заседания консультативной группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

15. Заседания консультативной группы могут проводиться в очной форме или в режиме видеоконференции.

16. Решения консультативной группы принимаются на основе консенсуса и носят рекомендательный характер.

17. По решению руководителя консультативной группы по отдельным вопросам повестки дня заседания может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании членов консультативной группы. При равенстве голосов решающим является голос руководителя консультативной группы.

18. Решения консультативной группы оформляются протоколом, который подписывается руководителем консультативной группы.

19. При необходимости решения консультативной группы по отдельным вопросам, относящимся к ее компетенции, доводятся до сведения председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, председателя президиума этого Совета, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российского научного фонда и иных организаций.

20. В случае возникновения ситуации, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность члена консультативной группы в решении отдельных рассматриваемых консультативной группой вопросов (возможность получения доходов, материальной выгоды или иного преимущества) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей (привести к конфликту интересов), такой член консультативной группы должен уведомить об этом ее руководителя, а также не участвовать в обсуждении этих вопросов и в принятии соответствующих решений.

21. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности консультативной группы осуществляется Управлением Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.

22. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности консультативной группы осуществляется Российским научным фондом за счет доходов, получаемых Фондом от своей деятельности и использования своего имущества.

Фурсенко А.А.

помощник Президента Российской Федерации (руководитель консультативной группы)

Нечаева Е.К.

заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике (секретарь консультативной группы)

Безруков А.О.

советник главного исполнительного директора публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (по согласованию)

Гулев С.К.

главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук (по согласованию)

Гурьев А.А.

президент некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей удобрений» (по согласованию)

Димитров И.Д.

президент общества с ограниченной ответственностью «ДИД Групп» (по согласованию)

Королев Р.А.

заместитель начальника отделения федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (по согласованию)

Куцев С.И.

директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова», академик Российской академии наук

Ливанов Д.В.

ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»

Лукьянов Ф.А.

профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (по согласованию)

Маслов А.В.

член правления, руководитель блока стратегии и инвестиций публичного акционерного общества «Интер РАО» (по согласованию)

Нарайкин О.С.

вице-президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», член-корреспондент Российской академии наук (по согласованию)

Порфирьев Б.Н.

научный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, академик Российской академии наук (по согласованию)

Филиппов С.П.

директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт энергетических исследований Российской академии наук, академик Российской академии наук (по согласованию)

Хлесткина Е.К.

директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова»

Мультикультурное психологическое консультирование (МПК) — один из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществления психологической помощи — на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в различных культурах.

Появление мультикультурного психологического консультирования[править | править код]

Как отмечает Дж. Кори, «многие консультативные подходы терпят неудачу при встрече с клиентами, которые являются представителями меньшинств, или «этническими клиентами»,[1] потому что узко и стереотипно понимают их потребности», то есть не учитывают/ не понимают их культурных особенностей и запросов.

Общая характеристика[править | править код]

Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.[2]

Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и этноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь — это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.[3][4]

Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.

Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как[5]:

  • этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);
  • демографические переменные (возраст, пол, место жительства);
  • статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;
  • переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).

Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы — каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.[6]

Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы «Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций» (1993),[7] в которых подчёркивается:

  • ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;
  • важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;
  • эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.

Подходы к мультикультурному психологическому консультированию[править | править код]

Согласно Джеральду Кори, к мультикультурному консультированию, как к пониманию и работе с разнообразием мировоззрений клиентов существует как минимум 2 подхода.[8]

Первый представлен универсальным, или транскультурным подходом, основанном на предположении, что базовые человеческие различия важны, независимо от культуры (М.А. Фукуяма). Этот подход исследует сходства в опыте людей и предлагает транскультурную модель для обучения эффективного консультанта, которая включает:[8]

  • понимание культуры как целостности, и понимание того, как она влияет на человека, общество и процесс помощи другому человеку;
  • определение культуры в широком смысле для охвата пола, сексуальной ориентации, возраста, этничности и расы;
  • предоставление информации обо всех формах притеснений, включающих расизм, сексизм, гомофобию;
  • исследование значимости половых ролей;
  • помощь в развитии индивидуальной идентичности человека как представителя культуры;
  • помощь в понимании своих взглядов на мир и того, как они соотносятся с семьёй и культурным происхождением;
  • развитие лояльности и гордости за свою культуру и семейные связи.

Согласно представительнице этого подхода М.А. Фукуяме, чрезмерное акцентирование различий, отделяющих одну культурную группу от другой, может привести к формированию стереотипии.

Второй, фокусированный подход оспаривает необходимость получения глубинных знаний об особенностях культур (Локк Д.К.). Этот подход базируется на трёх основных моментах:[8]

  • способность консультанта исследовать собственные расовые представления и позиции и определять, как они соотносятся с культурными различиями между индивидами и группами;
  • способность обсуждать проблемы, соответствующие конкретной расе, на институциональном уровне;
  • способность видеть клиента одновременно как индивидуальноть и члена группы.

Литература[править | править код]

  • Шойгу Ю. С., Павлова М. В. Культурно-неспецифические и культурно-специфические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
  • Handbook of multicultural counseling. (2001) Ed. by Ponterotto J.G., Casas J.M., Suzuki L.A., & Alexander C.M. (2nd ed.), Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Handbook of multicultural competence for counseling and psychology. (2003) Ed. by Pope-Davis D.B., Coleman H.L.K., Liu W.M., & Toporek R.L. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
  • Ivey A.E., D’Andrea M., Ivey M.B. and Morgan, L.S. (2002). Theories of counseling and psychotherapy: A multicultural perspective, 5th ed. Boston, MA.: Allyn & Bacon.
  • Principles of Multicultural Counseling and Therapy. (2008) Ed. by Uwe P. Gielen, Juris G. Draguns, Jefferson M. Fish. — Routledge. — 488 p. — ISBN 978-0-8058-6204-1
  • Sue, D.W., Ivey, A.I., Pederson, P.B. (1996) A Theory of Multicultural Counseling & Therapy, Pacific Grove:Brooks/Cole.

См. также[править | править код]

Психологическое консультирование

Психологическая помощь

Культурная психология

Кросс-культурная психология

Психология культуры

Культурно-историческая психология

Примечания[править | править код]

  1. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 37.
  2. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34.
  3. Sue D.W. The challenge of multiculturalism: The road less traveled // American Counselor, 1992, 1(1). — Pp. 6-14.
  4. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 36.
  5. Pedersen P. B. Multiculturalism as a generic framework// Journal of Counselling & Development, 1991, 70, 1: 6—12.
  6. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34-35.
  7. ↑ American Psychological Association (1993). Guidelines for providers of psychological services to ethnic, linguistic and culturally diverse populations. // American Psychologist, 1993, 48(1). — Pp. 45-48.
  8. 1 2 3 См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 35-36.

Слайд 1

Групповое консультирование Работу выполнила: м агистр 2 курса Назипова Гульнара

Слайд 2

Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе.

Слайд 3

Групповое консультирование имеет следующие цели : работа с проблематикой участников группы: изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении; укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического; коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой; осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.; формирование способности к самонаучению и самокоррекции , то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений; коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования; раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни.

Слайд 4

В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы: принцип “здесь и теперь” , предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем “, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние ;

Слайд 5

принцип искренности и открытости , предполагающий соблюдение следующих правил : • все, что рассказывается в группе, является правдой; • участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания; предоставление честной обратной связи, в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать;

Слайд 6

принцип Я , предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений; принцип активности , предполагающий активное участие всех членов группы и не допускающий возможности пассивно “отсидеться”; принцип права выбора , означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;

Слайд 7

принцип ответственности , предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы; принцип конфиденциальности , означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.

Слайд 8

О тличительные особенности группового консультирования : группа как мини-модель социума , так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные;

Слайд 9

групповая динамика , понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики: • включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников; • может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;

Слайд 10

ролевые стереотипы участников группы , позволяющие: • выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников; • анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы; • анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.

Слайд 11

В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального : использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия; помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства: • ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью; • взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы; • групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы; • личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.

Слайд 12

П реимущества группового консультирования: помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими; возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику; возможность получения эмоциональной поддержки и принятия стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;

Слайд 13

возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы; возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;

Слайд 14

возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты; облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми; экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.

Слайд 15

Ограничения группового консультирования: не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной; групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику ;

Слайд 16

при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»); далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»; трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная ; давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;

Слайд 17

в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать « самоценностью »; группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения; в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смена руководства филиала во
  • Йохимбе форте эвалар для мужчин отзывы инструкция по применению цена
  • Экстрацид геникс дез средство инструкция по применению
  • Полоцкий ровд официальный сайт руководство
  • Лавакол инструкция по применению от запора взрослым цена