Руководство массовыми праздниками

    Организация проведения массовых праздников и зрелищ

«Если вы хотите сделать народ трудолюбивым и деятельным, дайте ему празднества».

 Жан-Жак Руссо

«Пусть все эти праздники будят благородные чувства».

Робеспьер

             В школе кроме уроков у ребят масса разных  интересных дел: секции, кружки, клубы по интересам. Поездки, соревнования, конкурсы, смотры и, конечно, праздники. Трудно представить себе жизнь детского коллектива без праздника. Считаю, все дела ребят должны быть яркими, эмоциональными, должны организовываться так, чтобы дети ощущали подъем, испытывали чувство причастности к общей работе, радовались тому, что сделано.

Безусловно, это нелегкая педагогическая проблема, и в ее решении очень многое зависит от педагога, руководителя, организатора, от их мастерства, творческой инициативы, фантазии.

Из далекого педагогического прошлого помню цитату В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А все это – составляющие праздника.

Действительно, праздники вносят в жизнь ребят романтику, красочность, торжественность. Помогают развивать творческие способности. Они вводят детей в мир прекрасного, приобщают их к искусству, художественной литературе.

К сожалению, иногда приходится слышать от учителей: «Итак, праздники закончились, поразвлекались, и хватит. Теперь за дело». Но ведь праздник – тоже дело! Большое и важное дело в процессе нравственного, эстетического воспитания. Праздник прерывает будничную работу, но должен привлекать людей к «праздничной работе» сердца и разума.

Участие детей в празднике – это своеобразная форма духовного самовыражения и нравственного обогащения учащихся. Праздник призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.

            Но праздники только тогда становятся действенной формой всестороннего гармонического развития личности, когда они правильно организованы. Но сначала надо уточнить, что это за категория – праздник?

Центральную часть праздника занимает  театрализованное представление. Под театрализованным представлением понимают род театральной деятельности; по словам Чечетина, «этот древнейший и всегда новый род искусства смыкается и во многом сливается с так называемым профессиональным искусством, но имеет свои особенные многообразные черты».

Итак, существуют четыре основных вида театрализованных представлений:

  1. Музыкально-литературная композиция
  2. Агитбригада
  3. Театрализованный концерт
  4. Театрализованное празднество

Музыкально-литературная композиция. Главнейшие отличительные особенности точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария обязательно лежит хорошая художественная или научная литература. Музыкальная – это значит, что музыка не вспомогательное выразительное средство, она наравне с литературным материалом является частью представления, его драматургическим элементом.  Все остальные элементы театрализации (хореография, видеоряд) в той или иной мере могут и должны иметь место в композиции, но доминирующие элементы – музыка и литература, соединенные путем умелого творческого монтажа в единое целое. Часто музыкально-литературная композиция бывает центральным эпизодом какого-либо вечера, встречи.

Агитбригада – небольшой коллектив самодеятельных артистов, средствами искусства ведущих пропаганду чего-либо, помогающих распространять хороший опыт, изживать недостатки, критически относиться к негативным явлениям нашей жизни. Предшественниками современной агитбригады — театрализованные прологи, агитплакаты, агитационные суды 20-х годов двадцатого века, «Синяя блуза», ТРАМы – оказывали большое влияние на зрителя, являлись действенным средством агитации и пропаганды.

Тематический театрализованный концерт представляет собой органический сплав различных видов искусств: музыки, литературы, театра, эстрады, кино, цирка. Широкая жанровая палитра дает возможность создавать программы различной тематики, активно вовлекая зрителя в действие, в котором связующей нитью отдельных номеров является оригинальная игра конферансье.

Театрализованное празднество имеет богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», т.е.  наука о празднествах. Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерии Западной Европы, превращавшие площади и улицы в огромный театр, традиционная игра в «Майского короля», популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, празднества Французской революции, старославянские «игрища», русские народные гулянья «под горами» и «под качелями» — все это та или иная разновидность театрализованных празднеств. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном творчестве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

В результате эволюции и видового становления театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий, присутствующие на которых выступают и как зрители, и как участники действия одновременно. Широка современная тематика праздников. Это Праздники города, двора, улицы; спортивные праздники, фестивали искусств, календарные праздники, профессиональные праздники, фольклорные праздники и народные гуляния, детские праздники. Все они имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований, обусловленных нормами праздничной жизни и обрядово-зрелищными формами праздничной культуры.

Зрелищность, театральность – одно из первых требований к празднику. Всегда нужно помнить о знаменитой триаде, которую имел в виду К.С. Станиславский, говоря о сценическом воплощении любого произведения: важно все сделать для того, чтобы мысль, заложенная автором в произведении, находила свое отражение в действии на сцене, а это, в свою очередь, вызывало чувство у зрителей.

            Как правило, для каждого театрализованного праздника создается специальный сценарий – драматургический фундамент будущего действа. В «строительный материал» входит и народное творчество, и стихия музыки, и сокровищница живого слова, живопись, графика, и пластическая образность пантомимы, танца. Умелое соединение всех элементов и подчинение их одной цели – сценическому воплощению авторского замысла возможно лишь при использовании основного принципа сценарного построения – творческого монтажа. Основной монтажной единицей является номер. Он должен быть относительно коротким, т.к. он является составной частью другого, более крупного действенного цикла – эпизода, который, в свою очередь, тоже часть единого действия всего представления.

Можно выделить несколько групп номеров: разговорные, пластико-хореографические, музыкальные, смешанные, оригинальные. В театрализованных представлениях чаще всего встречаются: миниатюра, интермедия, парный конферанс, эстрадный монолог, лирическое стихотворение, песня, пластический этюд, хореографическая картинка, игровой номер, буффонада, танец, массовая сцена. При монтаже необходимо уметь организовать основные композиционные моменты: экспозицию (ситуацию), основную часть, финал.

Ситуация – это ввод в действие, короткое вступление в представление. В массовых празднествах функцию ситуации могут выполнять костюмированные шествия, торжественные ритуалы, игровые моменты. По Мейерхольду, «начало должно быть увлекательным, заманчивым, должно обещать».

Основная часть включает в себя главные циклы действия и серединный – так называемый кульминационный момент. К кульминации действия следует так подготовить зрителя, чтобы возник момент соучастия, который рождает новый заряд эмоций. Часто бывает, что на бумаге определить взаимоотношения кульминационных точек можно лишь предположительно, окончательная ясность приходит на сводных репетициях и общих прогонах.

Финал – момент, завершающий единое действие. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, т.к. является наиболее подходящим моментом для максимального проявления активности всех участников выступления. Уровень образности и эмоциональности финала определяется конкретной темой представления.

Как правило, работа над сценарием праздника начинается с «чистого листа»: у режиссера массовых представлений нет готовой пьесы, ее сначала надо придумать и написать. У него нет и постоянной труппы, которая есть в театре, ее надо собрать самому режиссеру на свой страх и риск. Сценические площадки часто бывают разными: парк, площадь, зал. Постановочная группа – единый слаженный творческий организм. Без него не обойтись даже самому талантливому режиссеру. Режиссер – руководитель, от него зависит, чтобы постановочный коллектив стал действительно творческим и жизнеспособным. В. Немирович-Данченко выделил три основных грани профессии режиссера:

  1. Режиссер – толкователь (истолкователь смысла, идеи драматургического материала).
  2. Режиссер – зеркало (он должен чутко воспринимать грани индивидуального дарования актера, его возможности, он сплачивает в ансамбль различные творческие индивидуальности).
  3. Режиссер – организатор (он – руководитель, глава большого коллектива, должен уметь постичь психологию другого человека, найти общий язык с «трудными» членами коллектива, заразить, убедить, увлечь своими идеями и энергией, оказать эмоционально-волевое воздействие на других).

Часто режиссер массовых театрализованных представлений является одновременно и драматургом. И.М. Туманов писал: «Практика показывает, что в разработке драматургии праздника, концерте ведущая роль отводится самому режиссеру. Да, профессиональный режиссер должен в сценарии мыслить не менее логично, чем профессиональный драматург».

В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и соответствующие им звенья сценария: сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, монтажный лист. При постановке литературно-музыкальной композиции, агитбригады и театрализованного концерта существует одна форма сценарной записи – литературный сценарий, представляющий собой подробное описание будущего представления. Создание сценарного плана часто совпадает с процессом изучения материала. Именно в это время возникает общее представление, видение будущего представления. Это представление и оформляется сначала в сценарный план. Выделяются только части празднества. Затем, с продолжением работы, конкретизируются детали. Уточняются, добавляются новые моменты, и на основе этого формируется развернутый сценарный план. В процессе работы над литературным сценарием еще более конкретно определяется и уточняется общая структура всего празднества, устанавливается необходимый темп представления, динамика действия. Одновременно с этим присутствуют задания художнику, композитору, балетмейстеру, актерам; также дается описание хореографических и пластических композиций, светозвуковых, фоновых и других изображений. Третий, почти заключительный момент работы – это написание рабочего сценария (монтажного листа), включающего в себя все, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Здесь конкретно и точно определяется репертуар, коллективы, исполнители, административная часть – время прибытия коллективов, транспорт, размещение, задания всем спецслужбам.

         Итак, создание сценария – трудоемкая, важная работа. У каждого режиссера, как у творческой личности, есть свои приемы, свои «изюминки». Хорошо иметь несколько экземпляров сценария: для помрежа, ведущих исполнителей, осветителей, музыкального оформителя. Многое уточняется на репетициях, которые являются важным этапом в подготовке к празднику.

Считаю, что злоупотреблять репетициями не надо: чем лучше написан сценарий и чем качественнее проведена работа с различными службами, тем меньше нужно репетиций.

В любом творческом деле я следую девизу» «Дерзайте – вы талантливы! У вас все получится!»

Подготовка праздника

Подготовкой
праздника занимается организационный
комитет, который могут входить:

  • сценарная
    группа, которая должна найти яркий
    документальный и художественный
    материал, определить героев будущего
    праздника;

  • режиссерско-постановочная
    группа, обеспечивающая подготовку
    художественных коллективов;

  • группа
    технического обеспечения призвана
    позаботиться о налаживании и отработке
    техники: массовый праздник не может
    обойтись без проверенной радиоаппаратуры
    и других технических средств;

  • группа
    информационная берет на себя широкое
    оповещение населения о порядке
    мероприятий, местах развлечений,
    зрелищах, изготавливает афиши, программы
    — рекламную кампанию;

  • группа
    художников-оформителей: они должны
    украсить территорию в соответствии с
    темой, организовать наглядную агитацию;

  • спонсорская
    группа занимается поиском спонсоров;

  • хозяйственная
    группа — обеспечение транспорта, сборка
    и разборка сцен, подмостков…;

  • группа
    поддержки порядка;

  • торговая
    группа и т.д.

Члены
штаба, в который входят руководители
всех групп, а также представители
общественных организаций координируют
действия групп, руководят ходом праздника,
оперативно вмешиваются в случае
необходимости.

Технология подготовки праздника

Для
того, чтобы подготовить какое-либо
мероприятие, орга­низаторы пользуются
определенными технологиями, которые
на­правлены на решение конкретных
задач и состоят из последова­тельности
или системы приемов и техник. Очень
важно представ­лять проект
подготовки и проведения массового
театрализованного мероприятия

как целостный (интегральный) процесс,
а не серию стадий, через которые нужно
пройти, при этом стадии не обяза­тельно
должны осуществляться в упомянутом
порядке, некоторые из них будут проходить
одновременно, накладываясь друг на
друга. Под системой алгоритмов понимается
моделирование, преобразо­вание и
использование действий по организации
интеллектуально-творческой и
организационной деятельности для
успешной подго­товке и реализации
массового театрализованного представления.
Грамотный организатор всегда должен
уметь ответить на 2 вопроса: «что
праздновать?»
и
«как
праздновать?».

Сегодня
как никогда российский календарь богат
праздниками. За­мелькали новые
названия: презентация, вернисаж, бенефис,
мара­фон, прием, юбилей, шоу…. Причем
религиозные и народные тор­жества
перемежаются с профессиональными и
сугубо государст­венными. Есть еще
одна категория памятных дат, которые
унасле­дованы от Советской власти –
1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта,
хотя сейчас с ними произошли интересные
метаморфозы:

  1. Ноября
    теперь День Примирения, 1 Мая — лишние
    выходные дни,

  2. Марта
    никто не вспоминает, хотя бы формально
    о К. Цеткин. «О том же свидетельствует
    многообразие форм и расширение массо­вых
    театрализованных представлений у нас:
    повсеместно устраива­ются праздники
    города, новогодние гуляния, проводы
    масленицы и другие фольклорные праздники
    и зрелища, в которых принимают участие
    самодеятельные и профессиональные
    коллективы и зрите­ли». Л.М.Аронов
    «Опыт постановки массовых театрализованных
    представлений и праздников» М. 1998

Как
«оживить» государственные праздники?
Как привлечь к ним внимание? Как сохранить
интерес к традиционным, народным
праздникам? Стоит ли привносить в них
что-то новое, или идти по накатанным
сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты,
«алго­ритмы успеха» – или все зависит
от количества выделенных на под­готовку
празднования средств? – с ответа на эти
вопросы и начина­ется применение
культурно-досуговых технологий. Восторг,
фее­рия, яркие впечатления – это
принадлежит гостям, тем же, кто за­нимается
организацией, хорошо знакома другая
сторона – кропот­ливая подготовка,
многократное согласование всех
составляющих, координация работы
технических служб и творческих
коллективов. Изучение опыта ведущих
режиссеров страны показывает, что в
ал­горитме подготовки массового
театрализованного мероприятия су­ществуют
стабильные компоненты
административно-организационного
характера, такие как:

  • создание
    Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного
    штаба, распределение обязанностей
    между его членами,

  • проведение
    PR
    и фандрайзинговой кампаний,

  • организация
    проведения репетиций,


подведение финансовых и организационных
итогов и т.п.

Можно
представить, что в развернутом виде
технологическая «це­почка» могла бы
иметь шесть «звеньев»:

  1. Принятие
    решения о проведении мероприятия

    (хотя, строго гово­ря, п.1 — это еще
    не
    технология, т.к. здесь перед организаторами
    стоит
    вопрос «что
    праздновать», а
    технология
    начинается с ответа на вопрос
    «как»,
    но
    без принятия решения о проведении
    мероприятия, не нужны и остальные
    действия); На первом этапе решается еще
    одна проблема,
    в какой форме

    будет проходить мероприятие
    каждой
    формы есть свои технологические
    особенности: меро­приятие в форме
    диспута принципиально отличается от
    театрализо­ванного представления).

  2. На
    этапе
    планирования:

  • создается
    Оргкомитет
    ,
    состав которого предлагает инициа­тивная
    группа (должностные лица, заказчики,
    либо другие организаторы).

  • Оргкомитет
    разрабатывает Программу мероприятия,
    рас­пределяет обязанности, создает
    рабочую группу (творче­скую,
    организаторскую, техническую);

  • творческая
    группа готовит сценарий мероприятия.
    (Многое зависит, от выбора режиссера и
    сценариста. Сценарий праздника, заявка
    и разработка необходимы для реализации
    замысла режиссера. А от режиссера
    требуется большая ра­бота по воплощению
    сценария, конкретное вхождение в ка­ждый
    эпизод. Режиссер не только дает идею,
    но и должен рассказать технологию: как
    он будет делать то-то и то-то, какими
    средствами, что ему для этого нужно,
    вместе с орга­низаторами посмотрит
    площадку, поговорит о ее оформле­нии.
    Режиссер должен подумать и о том, чтобы
    ведущий
    во­площал
    идеи режиссера и даже сам где-то был бы
    режиссе­ром);

  • техническая
    группа готовит техническое задание
    (преду­сматривается необходимость
    применения звуковой и свето­вой
    аппаратуры, других технических средств
    как для основ­ного действа, так и для
    спецэффектов, продумываются во­просы
    художественного оформления, другие
    организацион­ные вопросы — стоянки
    автотранспорта, наличие мест обще­го
    пользования и т.п.);

  • организаторская
    задача состоит в координации усилий
    всех заинтересованных сторон;

  • финальный
    аккорд планирования — утверждение сметы
    финансовых затрат.

На
первом

же своем заседании штаб разбился на
отдельные секции:

1. Художественно-постановочная
секция, в обязанность которой вошло:

а)
подыскать место для инсценировки;

б)
сделать расстановку сооружений;

в)
оформить отдельные моменты инсценировки;

г)
подобрать костюмы, грим, световые
эффекты, кино, музыку и т.д.;

д)
проводить репетиции.

2. Административно-хозяйственная
секция:

а)
закупка материалов для инсценировки;

б)
постройка
необходимых сооружений;

в)
приобретение
костюмов и грима, а так же оборудование
всей монтажной части.

3.
Организационная
секция:

а)
подбор
участников для инсценировки;

б)
переговоры
с организациями о снабжении всем
необходимым;

в)
установление
порядка во время репетиций и самой
инсценировки»

Создание
оргкомитета

по постановке праздника. В него входят
представители административных,
профсоюзных органов и других учреждений,
от участия которых зависит четкая
и
точная работа по подготовке праздника.
Члены оргкомитета – руководители
учреждений, занимающиеся вопросами
питания, транспорта, обеспечения
безопасности, развития культуры
(государственной и профсоюзной), спорта,
народного образования. …

Итак,
помимо
главных специалистов в
состав РПГ могут входить:

1.Творческие
работники:

а) режиссеры-постановщики

б) художники-постановщики

в) балетмейстеры-постановщики

г) хормейстеры

д) дирижеры

2.
Производственно-технический персонал:

а) художник
по свету …

б) звукорежиссер;

в) режиссер
кинофрагментов;

г) режиссер
слайдфильмов;

д) заведующий
художественно-постановочной частью.

3. Административно — организационный
персонал:

а) заместитель
директора (по расселению и питанию, по
транспорту,
по техническому обеспечению)

б) администраторы
(главный, старшие и просто);

в) бухгалтер;

г) кассир;

д) снабженцы
— экспедиторы;

е) заведующие
складами;

ж) машинистки.

4.
Авторско — редакционная группа:

а) автор
сценария …;

б) авторы
поэтических текстов, публицистических
текстов и лозунгов, конферанса и
интермедий;

в) авторы
специально созданных к празднику песен
(композиторы
и поэты);

г) литературный
редактор;

д) музыкальный
редактор;

е) редактор
по подбору концертных номеров и
коллективов». А
Силин
«Театр выходит на площадь» М. 1991

III.
На
этапе подготовки:

Предпразднество

ощущение
радостного ожидания, в котором живут
люди в преддверии того или иного
значительного события. И это
«предпразднество» в огромной степени
помогает организаторам праздника,
создавая заранее светлый настрой,
готовность людей воспринять все действия,
которые им потом преподнесутся на сцене
или на других площадках, с открытой
душой и радостно. Во время этого периода
организаторы торжеств проводят многие
дополни тельные акции, готовят сознание
людей приближающемуся торже­ству
и
тем самым центральный момент самого
празднования уже г многом «авансируется».
Главное – умело использовать это явление
«предпразднества» в творческих интересах.

• решаются
вопросы рекламного и
PR-сопровождения.

Хорошо
срабатывает и тщательно продуманная
(придуманная) Ле­генда
праздника
(И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная
яс­ным и понятным языком – основная
«приманка» предстоящего праздника,
которая обязательно должна содержать
в себе:


историческую ссылку,


описание предлагаемого ритуала
(закладываемой или имеющейся традиции),


обобщающий комплимент приглашаемым —
потенциальным участникам,


объяснение выгод для гостей и участников.

Историческая
ссылка


объясняет
связь нового праздника с подоб­ным
же, проводимым в прежние века, с каким-либо
событием в жизни города, исторического
или литературного деятеля и тем са­мым
придает «вес» современному мероприятию.
Н-р: «В… такого-то года князь (купец,
крестьянин, генерал, поме­щик) основал
город (завод, первую мельницу, трактир),
выиграл сражение, написал всемирно
известный роман, начал создавать
кар­тинную галереи или музей, получил
контракт на поставки (сыра, осетров,
икры) к царскому столу, открыл месторождение
(нефти, самоцветов, железной руды) и др.

Примеры:
г. Грязи — Петр 1, г. Гагарин — столица ССО,
г. Мышкин – Музей Мыши.

Описание
предлагаемого ритуала (закладываемой
традиции
):
содержит
самое
общее представление о предмете праздника,
это ин­формация о том, как происходит
упомянутое в исторической мотивации
действие. Составляя такое описание, не
увлекайтесь деталя­ми, старайтесь
возбудить в участниках и гостях праздника
ощуще­ние
чего-то
знакомого.

Н-р,
«Большинство людей знают, что стекло
выдувают, хрусталь гранят, омуля
вылавливают в Байкале, об этом есть
песня, гейзеры вырываются из-под земли…»
Эти действия должны лежать в основе
ритуала (очень привлекательно проведение
соревнований по профессиональным
навыкам, когда публика может стать не
только зрителем или участником, но и
членом жюри конкурса), и время праздника
«осетра» или «омуля» – шествие рыбаков
просит
удачи,
обращаясь к богам или предкам. Затем
рыбаки прощаются со своими женами и
отправляются на рыбную ловлю, а на берегу
на период большой путины зажигается
огонь на высоком холме. По возвращении
устраивается конкурс на лучший улов и
лучшего осетра или омуля, который
продается с аукциона. При таком по­строении
ритуала создается интрига: будет или
не будет улов? Праздник легко достраивается
с помощью дополнительных легенд и
сказаний. Кроме того, соблюдается
реальное время проведения праздника:
открытие — уход рыбаков в море, закрытие
– возвраще­ние с уловом.

Как
отступление –
беспроигрышно использование эзотерического
символа – огня, т.к. он сам по себе
притягивает внимание. Огоньки на лодках,
сигнальные огни, костры дружбы, факельное
шествие, фейерверк …

Обобщающий
комплимент приглашаемым — потенциальным
участ­никам –
он
адресуется будущим участникам и гостям
праздника. При его написании следует
помнить, что в нем должны упоминаться
такие качества, которые могли бы отнести
к себе как можно большее число людей.
Не каждый назовет себя «поклонником
того или иного писателя», но редкий
откажет себе в характеристике «умный
читатель, глубокий знаток» и т.п.
Обобщающий комплимент позволяет
организаторам точнее определить спектр
мотивации своей деятельности, пример
«С тех пор это праздник смелых и ловких,
праздник любителей русской природы,
любителей и мастеров песни, бесстрашных
наездников и знатоков лошадей, мастеров
и ценителей русского фарфора, хрусталя,
пива, масла и т.д.». Объяснение
выгод для гостей и участников –
содержит
описание
тех
преимуществ, которые получат гости и
участники от присутствия на празднике.
Оно завершает легенду. Например «Те,
кто при дет, смогут попробовать 120 сортов
пива, отведать уникальных по вкусу
пирожных с настоящим вологодским маслом,
увидеть лучший российский хрусталь,
полакомиться свежайшим омулем, по
танцевать
среди освещенных гейзеров, целый вечер
слушать туристические песни в исполнении
бардов, и т.д.).

  • организуется
    фандрайзинговая кампания;

  • составляются
    программы выступлений, согласуются
    работы технических служб и творческих
    коллективов;

  • решаются
    технические проблемы;

  • утверждается
    состав «уважаемых гостей»;

  • проводятся
    репетиции и т.д.

IV.
На
этапе проведения:

  • хорошо
    бы не повторяться, нужно всегда быть в
    поиске (новых идей, коллективов, жанров
    …);

  • надо
    все тщательно дозировать и комбинировать
    (в игры поиграть и поесть и попить и
    потанцевать);

  • нужны
    неожиданные ходы, сюрпризы;

  • хорошо
    бы активно задействовать зрителей и
    участников.

Не
менее важным ритуалом, чем открытие,
является закрытие праздника, после
которого гости разъезжаются по домам.
Запоми­нается первая и последняя
фраза (т.н. «эффект края»). Процедура
закрытия — это те впечатления, которые
участники унесут с собой и будут помнить
до следующего праздника. Классический
пример – плачущий Олимпийский Мишка
на воздушном шаре, гашение огня, спуск
флага.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

Предметно-цикловая комиссия

общепрофессиональных и специальных дисциплин

по специальности «Социально-культурная деятельность»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока по предмету «Социально-культурная
деятельность»

в форме

 

деловой игры «Разработка программы
массового праздника
»

Тема: «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
»

Разработала преподаватель специальных дисциплин

 Левкина Н.В.

ШАЦК, 2017

Пояснительная записка

Одной из форм контроля знаний обучающихся
являются деловые игры.

Игра выявляет уровень усвоенных теоретических
знаний обучающихся и даёт им возможность проявить себя в практической
деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого
материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в
игре. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые
знания и умения в организации массовых мероприятий.

Положительное влияние на личность обучающегося
оказывает также и групповая деятельность.

Для участия в игре требуются углубленные знания
по указанному разделу, общая эрудиция, широкий кругозор, знания, полученные в ходе
освоения материала по разделу.

Роль преподавателя заключается в подготовке игры,
в контроле за работой групп и фиксации результатов работы.

Конспект деловой игры «Разработка программы
массовых праздников»

 

Цель: формирование положительной мотивации к
обучению и повышению интереса к изучению общепрофессиональных и
специальных дисциплин, стимулирование познавательного интереса обучающихся.

Задачи:

1.     
Образовательные: повторение и закрепление учебного материала по дисциплине
«Социально-культурная деятельность», выяснение уровня теоретических знаний и
умений обучающихся.

2.     
Развивающие: развитие
творческого мышления.

3.    
Воспитательные: воспитание
у обучающихся чувства уважения к выбранной профессии,
дисциплинированности, взаимопонимания и взаимопомощи.

Предварительный этап подготовки:

1. Распределение студентов по
командам для участия в игре.

2. Подготовка помещения:
размещение мебели, экрана, проектора, команд.

Тип урока: деловая игра

Форма организации
познавательной деятельности:
работа
в группах.

Время проведения мероприятия: 90 минут.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки для фиксации
результатов работы, доска.

План урока:

1.    
Организационный момент.
Сообщение темы и задач мероприятия.

2.    
Знакомство с правилами
игры.

3.    
Основная часть игры.

4.    
Подведение итогов.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Сообщение темы и
задач мероприятия.

Добрый день,
уважаемые студенты! Сегодня мы проводим открытый урок среди обучающихся 3курса
заочного отделения специальности «Социально-культурная деятельность». Тема
урока «Социально-культурные технологии».  Форма урока — деловая
игра «Разработка программы массового праздника»

Задания, которые Вам предстоит выполнить, помогут
продемонстрировать Ваши компетенции по пройденному разделу предмета
«Социально-культурная деятельность».

II.
Знакомство с правилами
игры. Представление наблюдателей.

 Для участия в деловой  игре были сформированы
команды: «Заказчики»,  «Исполнители» — 3 группы, «Эксперты».

За ходом игры следят наблюдатели: Бирюкова С.В.,
Кудинова Е.А. преподаватели специальных дисциплин Рязанского колледжа культуры.

Команды выполняют предложенные задания. При этом будет
оцениваться не только оригинальность программ, но и умение членов команды
работать сообща, их взаимопомощь и взаимоподдержка. Игра состоит из 5 этапов.
Победителем станет та команда, которая разработает наиболее приемлемый с точки
зрения «Заказчиков» вариант программы массового праздника. По итогам игры.

       III. Основная часть игры.

Время проведения: 1,5часа (90 минут)

1 этап. «Предварительный» — 15мин.

Аудитория делится на 3 группы в произвольном порядке:

— «Эксперты»;

— «Заказчики»;

— «Исполнители».

Каждая, из групп получает задания и определяет цели
работы.

 «Заказчики» (администрация города (сельского поселения), директор
муниципального культурного центра, Управление образования и молодёжной
политики, Управление культуры муниципального образования и т.д.)

Заказчики должны выработать требования к проведению
праздника – тема праздника, площадки, на которых будет проходить праздник, 
предельно допустимая смета расходов на проведение праздника, выразительные
средства, автотранспорт, удобство перевозки людей) и т.п.

«Заказчик» свои критерии разрабатывает самостоятельно.
Излагает на бумаге в форме пунктов к обязательному выполнению «Исполнителем». 
В ходе работы решает, какой проект праздника наиболее подходит для данной
местности, аргументирует перед «Исполнителем» и группой свой выбор.
Отказывается или соглашается на проведение 1 из вариантов, приводя аргументы
«за» и «против».

«Исполнители» 2 или больше группы по 2-4 человека. Они
разрабатывают самостоятельно, друг от друга без предварительной договорённости
свой вариант одного массового праздника. «Просчитывают» его «стоимость»,
составляют программу проведения праздника. Объясняют, какие ресурсы должны быть
затрачены (людские, материальные и т.д.). Предлагают место проведения в
зависимости от тематики праздника.

«Эксперты» (2-3 человека – в зависимости от количественного
состава группы). Наблюдают за правильностью выполнения задания со стороны.
«Эксперты» не имеют права вмешиваться в ход игры, они – наблюдатели. Все оценки
дают по окончании работы групп. Оценивают деловые качества «Исполнителей» и
«Заказчиков».

2 этап «Рабочий» — 15мин.

Все группы работают над решением своих задач. Каждая
группа все решения и наблюдения записывает на карточках:

1. – требования «Заказчика» к празднику;

— примерная (допустимая) смета расходов на проведение
праздника;

— место проведения праздника.

2. –предложения «Исполнителей» по проведению праздника

— предлагаемая смета расходов (на что требуются
расходы);

— выразительные средства

3. – наблюдения за работой «Заказчика»;

— наблюдения за работой «Исполнителей».

3 этап. «Рынок идей» — 30 мин.

Поочерёдно  каждая группа «Исполнителей» предлагает
свой вариант праздника (пользуясь записями). На изложение идеи и программы
праздника у каждой группы «Исполнителей» — 5минут. Еще 3 минуты на обсуждение
деталей с «Заказчиком».

«Заказчик» имеет право задать каждой группе
«Исполнителей» по 5 вопросов, руководствуясь своими критериями
проведении массового праздника.

Задача «Исполнителей» убедить «Заказчиков», что его
проект самый удачный, и естественно, впишется в систему праздников данного
района.

Задача «Заказчика» как можно больше выяснить о данных
проектах и выбрать один.

4 этап. «Покупка – продажа»
5-10мин.

«Заказчики» осуждают проекты и выбирают наилучший, с
их точки зрения.

На карточках излагают своё решение по поводу каждого
проекта  в формулировке «принять», «отказать».

Например: «Праздник города  (другое название акции)

                    «Исполнитель» — группа №1
(№2,№3..)

Решение:     «принять» («отказать»).

Карточки подать в экспертную группу до момента
публичного оглашения решения «Заказчика».

Поочередно приглашать «Исполнителей» и аргументировано
сообщать о своём решении.

5 этап. Подведение итогов– 10 –
15 минут.

Оценку работе всех групп даёт «Экспертная группа»,
начиная с анализа работы «Исполнителей» (грамотно ли изложена идея праздника,
все ли использованы средства и формы достижения праздничной атмосферы, умение
убедить «Заказчиков» в нужности своего проекта и т.д. Слаженно ли работала
группа, кто лидер в группе и  кто исполнитель.

В работе «Заказчиков» определяются:  умение работать с
«Исполнителем», умение спокойно и доказательно принять проект или отказать,
умение аргументировать свои требования, вежливость в работе с «Исполнителем».

Оценить работу каждого участника по 5-ти бальной
системе (письменно). Каждый эксперт даёт свою оценку участникам игры.

Все документы – карточки передают руководителю игры,
который подводит итоги, делает выводы и оценивает вклад каждого в успешное
развитие игры, руководствуясь своими наблюдениями и оценками экспертной группы.

Приложения

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №1

Предложения по проведению праздника: (тема,
название)______________________________________________

Место проведения

Статус праздника

Участники праздника (организации, коллективы)

Площадки праздника

Организаторы

Партнеры праздника, в том числе спонсоры

Смета расходов

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №2

Предложения по проведению праздника: (тема, название)______________________________________________

Место проведения

Статус праздника

Участники праздника (организации, коллективы)

Площадки праздника

Организаторы

Партнеры праздника, в том числе спонсоры

Смета расходов

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №1

Программа праздника

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №2

Программа праздника

Карточка для фиксации

 «Заказчик»

Тема праздника__________________________________

Требования к празднику: форма, выразительные
средства, участники, площадки, длительность и т.д.

Смета расходов

Место проведения праздника

Статус праздника

«Решение Заказчика»

«Исполнитель №1»

Название праздника_____________________________________

Аргументы
«ЗА» и «ПРОТИВ»

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Решение:

«Решение Заказчика»

«Исполнитель №2»

Название праздника_____________________________________

Аргументы
«ЗА» и «ПРОТИВ»

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Решение:

 «Эксперты»

Правильность выполнения заданий

Проведение массовых мероприятий

Первоочередной задачей любого руководителя, ответственного за проведение массового мероприятия, должна быть тщательная профилактическая работа и обеспечение безопасности людей, особенно детей.

Во время массовых мероприятий с детьми в помещении должны неотлучно находиться преподаватели, классные руководители или воспитатели. Они должны быть заранее проинструктированы о мерах пожарной безопасности и правилах эвакуации детей из помещения в случае возникновения несанкционированного очага горения. Ответственные за проведение мероприятия должны тщательно осмотреть все помещения, запасные выходы и лично убедиться в их пожарной безопасности, убедиться в наличии первичных средств пожаротушения.

Помещение должно иметь не менее двух выходов непосредственно наружу или на лестничные клетки.

Допустимое количество присутствующих в помещениях при проведении мероприятий устанавливается из расчета 0,75 м2 на одного человека. Заполнение помещения сверх установленной нормы не допускается.

Нельзя запирать на замки двери эвакуационных выходов из помещения, здания. Окна нельзя загораживать фанерными щитами или закрывать ставнями, тем более – не открываемыми (глухими) металлическими решетками.

В случае возникновения горения все выходы, ведущие на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону являются эвакуационными.

Действия при пожаре

Прежде всего, входя в любое незнакомое здание, необходимо постараться запомнить свой путь, обращать внимание на расположение основных и запасных эвакуационных выходов. Как правило, они должны быть обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности (знаки пожарной безопасности для целей эвакуации имеют прямоугольную или квадратную форму зеленого цвета с белыми символами: бегущий человек, стрелка и др.).

1. Если услышали крики: «Пожар! Горим!», либо почувствовали запах дыма, увидели пламя, постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности, выясните, откуда она исходит. Спокойно, без паники покиньте помещение наиболее безопасным путем.

2. Позвоните в пожарную охрану.

3. Если двигаться придется в толпе, успокаивайте паникеров, помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно, внятно, поддерживайте под руки.

4. Оказавшись в толпе, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав кулаки. Наклоните корпус назад, уперев ноги, и попытайтесь сдерживать напор спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь.

5. Не входите туда, где большая концентрация дыма.

6. Не пытайтесь спасаться на вышележащих этажах или в удаленных помещениях.

7. Если все-таки ситуация складывается таким образом, что из-за повышенной концентрации дыма и сильного жара вы не можете покинуть здание, ждите помощи пожарных.

8. Если чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической, крепко свяжите шторы, предварительно разорвав их на полосы, закрепите их за батарею отопления или другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму) и спускайтесь. Во время спуска нужно не скользить руками.

Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т. д.) на многих объектах, в том числе с массовым пребыванием людей, как правило, сопровождается отключением электроснабжения. К сожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.

При пожаре бывает темнее, чем принято думать: только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым и наступает темнота.

В настоящее время в целях обеспечения эвакуации людей, а также их информирования о правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерки, задымление и т. п.) или полной темноты (аварийное отключение освещения) здания, наземные и подземные сооружения, объекты транспорта начали оборудовать фотолюминесцентными эвакуационными системами (ФЭС). Эти системы основаны на применении ориентационно-знаковых элементов с использованием фотолюминесцентных материалов, обладающих эффектом длительного послесвечения после предварительной их засветки, и не нуждающихся в электропитании.

В состав ФЭС входят светящиеся в темноте знаки безопасности, планы эвакуации, ориентирующие линии, экраны светового фона, разметки для визуализации коридоров, лестниц, дверей эвакуационных и аварийных выходов, мест размещения средств противопожарной и противоаварийной защиты и т. д.

Любые технические средства спасения могут оказаться малоэффективными, если отсутствуют предварительная информация, заранее полученные знания и позитивный психологический настрой (внутренняя готовность) на успешное преодоление чрезвычайной ситуации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Массажер коралл 2000 отзывы инструкция по применению видео
  • Калия йодид 200 инструкция по применению отзывы
  • Finish powerball quantum инструкция по применению
  • Инструкция по охране труда для доводчика съемщика золота
  • Формула сна эвалар цена отзывы инструкция по применению усиленная мелатонином