Структура Министерства
Куренков Александр Вячеславович
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
Департамент информационной политики
Департамент кадровой политики
Главное управление собственной безопасности
Контрольно-ревизионное управление
Управление защиты государственной тайны
Серко Алексей Михайлович
Статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
Заслуженный юрист Российской Федерации
Административный департамент
Департамент международной деятельности
Правовой департамент
Антропова Валентина Викторовна
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Финансово-экономический департамент
Департамент тылового и технического обеспечения
Управление инвестиций и строительства
Управление медико-психологического обеспечения
Яцуценко Виктор Николаевич
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-полковник
Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Департамент гражданской обороны и защиты населения
Департамент оперативного управления
Управление авиации и авиационно-спасательных технологий
Мобилизационное управление
Денисов Илья Павлович
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-полковник внутренней службы
Департамент спасательных формирований
Главное управление пожарной охраны
Супруновский Анатолий Михайлович
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору
Генерал-полковник внутренней службы
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы
Департамент образовательной и научно-технической деятельности
Управление безопасности людей на водных объектах
Герасимов Антон Андреевич
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Департамент информационных технологий и связи
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 18 марта 2002 г. №116
Москва
Об утверждении Схемы
организации управления
МЧС России
Во исполнение решения совместного заседания коллегии МЧС России и Военного совета войск гражданской обороны от 27 февраля 2002 г. «О развитии государственного управления и совершенствовании структурной политики МЧС России»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить схему организации управления МЧС России и ввести ее в действие с 1 мая 2002г. (приложение № 1).
2. Утвердить Типовой штатный перечень отделов Государственной противопожарной службы регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приложение № 2).
3. Начальнику Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России совместно с начальниками Организационно-мобилизационного департамента и Департамента кадров и профессиональной подготовки:
до 25 марта 2002 г. подготовить предложения по изысканию численности для создания отделов Государственной противопожарной службы в составе региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
до 5 апреля 2002 г. подготовить проект приказа по перераспределению лимита численности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России для проведения организационно-штатных мероприятий;
до 1 мая 2002 г. разработать, утвердить и направить в региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий штаты подразделений Государственной противопожарной службы региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Типовым штатным перечнем и в пределах выделенного лимита численности;
до 1 июля 2002 г. совместно с начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сформировать отделы Государственной противопожарной службы региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с утвержденными штатами.
4. Подчинить с 1 мая 2002 г. управления (отделы) Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации с подчиненными им подразделениями и их органами управления начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом территориальные органы управления Государственной противопожарной службы и подчиненные им подразделения и их органы управления сохраняют статус самостоятельного оперативного подразделения с правом юридического лица без изменения их наименования, а их деятельностью по осуществлению функций государственного пожарного надзора руководит Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России.
5. Внести с 1 мая 2002 г. изменения в Типовую структуру управлений (отделов) Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации и непосредственно подчиненных им подразделений (приложение № 3).
6. Начальнику Департамента кадров и профессиональной подготовки совместно с начальником Главного управления Государственной противопожарной службы провести в установленном порядке перемещение сотрудников Государственной противопожарной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
7. Заместителям министра, начальникам (руководителям) департаментов, Главного управления Государственной противопожарной службы, управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации в связи с введением новой схемы организации управления МЧС России внести в установленном порядке, в пределах своей компетентности, соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в ранее изданные документы, связанные с реализацией настоящего приказа.
8. Начальникам Главного управления Государственной противопожарной службы, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации обеспечить:
постоянную готовность системы Государственной противопожарной службы МЧС России;
освещение в средствах массовой информации вопросов совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сохранение уровня социальной защищенности личного состава Государственной противопожарной службы.
9. Настоящий приказ довести до заместителей министра, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников (руководителей) департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации в порядке, установленном приказом МЧС России от 6.10.1997 г. № 590.
10. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на первого заместителя министра Ю.Л. Воробьева.
Министр С.К. Шойгу
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 18 марта 2002 г.
№116
Москва
Об утверждении Схемы
организации управления
МЧС России
Во исполнение решения совместного заседания коллегии МЧС России и Военного совета войск гражданской обороны от 27 февраля 2002 г. «О развитии государственного управления и совершенствовании структурной политики МЧС России»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить схему организации управления МЧС России и ввести ее в действие с 1 мая 2002г. (приложение № 1).
2. Утвердить Типовой штатный перечень отделов Государственной противопожарной службы регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приложение № 2).
3. Начальнику Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России совместно с начальниками Организационно-мобилизационного департамента и Департамента кадров и профессиональной подготовки:
до 25 марта 2002 г. подготовить предложения по изысканию численности для создания отделов Государственной противопожарной службы в составе региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
до 5 апреля 2002 г. подготовить проект приказа по перераспределению лимита численности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России для проведения организационно-штатных мероприятий;
до 1 мая 2002 г. разработать, утвердить и направить в региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий штаты подразделений Государственной противопожарной службы региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Типовым штатным перечнем и в пределах выделенного лимита численности;
до 1 июля 2002 г. совместно с начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сформировать отделы Государственной противопожарной службы региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с утвержденными штатами.
4. Подчинить с 1 мая 2002 г. управления (отделы) Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации с подчиненными им подразделениями и их органами управления начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом территориальные органы управления Государственной противопожарной службы и подчиненные им подразделения и их органы управления сохраняют статус самостоятельного оперативного подразделения с правом юридического лица без изменения их наименования, а их деятельностью по осуществлению функций государственного пожарного надзора руководит Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России.
5. Внести с 1 мая 2002 г. изменения в Типовую структуру управлений (отделов) Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации и непосредственно подчиненных им подразделений (приложение № 3).
6. Начальнику Департамента кадров и профессиональной подготовки совместно с начальником Главного управления Государственной противопожарной службы провести в установленном порядке перемещение сотрудников Государственной противопожарной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
7. Заместителям министра, начальникам (руководителям) департаментов, Главного управления Государственной противопожарной службы, управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации в связи с введением новой схемы организации управления МЧС России внести в установленном порядке, в пределах своей компетентности, соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в ранее изданные документы, связанные с реализацией настоящего приказа.
8. Начальникам Главного управления Государственной противопожарной службы, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации обеспечить:
постоянную готовность системы Государственной противопожарной службы МЧС России;
освещение в средствах массовой информации вопросов совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сохранение уровня социальной защищенности личного состава Государственной противопожарной службы.
9. Настоящий приказ довести до заместителей министра, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников (руководителей) департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации в порядке, установленном приказом МЧС России от 6.10.1997 г. № 590.
10. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на первого заместителя министра Ю.Л. Воробьева.
Министр С.К. Шойгу
МЧС: расшифровка, назначение и функции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверно, нет такого человека у нас в стране, который бы не знал, что такое МЧС и для чего создано.
Но все же сегодня мы немного подробней остановимся на его предназначении и выполняемых функциях.
МЧС — расшифровка и основные сведения (сайт, телефон)
МЧС – это аббревиатура названия государственной структуры «Министерство по чрезвычайным ситуациям».
Давайте разберем каждое слово:
- Министерство – это орган гос. власти, предназначение которого – в руководстве какой-либо отраслью или сферой деятельности. Руководство министерством осуществляет назначаемый министр. В РФ – 20 федеральных министерств (по официальным данным на 26.02.2019 г.);
- чрезвычайная ситуация (это что?) (ЧС) – это условия, сложившиеся на определенной территории в результате природной (землетрясение, наводнение, пожар и т.д.) или техногенной (авария, взрыв и т.д.) катастрофы. Сложившаяся в результате перечисленных явлений обстановка признается чрезвычайной, если она:
- угрожает здоровью и (или) жизни людей,
- наносит значительный ущерб окружающей среде,
- влечет существенный материальный ущерб для имущества граждан или государства,
- нарушает привычную жизнедеятельность населения.
Для примера: падение Тунгусского метеорита в наши дни не признали бы чрезвычайной ситуацией, так как в результате происшествия никто не пострадал, материальных потерь не было, жизнедеятельность населения не была нарушена.
Официальное название министерства по чрезвычайным ситуациям звучит так: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны (это что?), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
МЧС создано 27.12.1990 года, до этого времени функции МЧС были возложены на Министерство обороны РФ.
Министр МЧС: Евгений Николаевич Зиничев (с 18.05.2018 г.). Ранее министерство возглавлял С.К.Шойгу.
Официальный сайт МЧС: https://www.mchs.gov.ru/.
Единый телефон спасателей и пожарной службы: 101. Также можно звонить в единый центр всех экстренных служб: 112.
Символика: в основе малой эмблемы – Белая Звезда Надежды, голубой треугольник в оранжевом круге символизирует гражданскую оборону (международный символ). Эта эмблема используется как нарукавный и нагрудный знак, а также как деталь средней и большой эмблемы.
Средняя эмблема:
Большая эмблема:
В составе МЧС – военнослужащие и гражданские сотрудники.
МЧС является военизированной структурой, т.е.:
- организационная структура МЧС похожа на структуру воинских подразделений;
- сотрудники МЧС имеют унифицированную форму с символикой и знаками различия;
- МЧС вправе иметь на вооружении стрелковое (ручное) и холодное оружие (ст. 50 Федерального Закона (ФЗ) № 150-ФЗ).
Функции МЧС
Функции, цели, методы работы МЧС по защите населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций регламентируются на законодательном уровне, а именно: ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. (в редакции от 23.06.2016 г.) и другими законодательными актами.
Рассмотрим функции МЧС:
- Осуществление гражданской обороны (ГО). В данных рамках предусмотрены следующие мероприятия:
- подготовка населения к ГО;
- оповещение населения о потенциальной военной угрозе, об опасностях, которые несет конкретная угроза и мерах предосторожности.
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций подразумевает осуществление комплекса мер, которые способствуют:
- снижению риска возникновения ЧС;
- сохранению здоровья и жизни людей;
- минимизации материальных и иных потерь, если ЧС все же произойдет.
- Помощь населению в чрезвычайных ситуациях и, по возможности, пресечение (или локализация) сложившейся ЧС.
- Ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф (в том числе – радиационных). Данное направление деятельности МЧС предусматривает:
- выполнение аварийно-спасательных работ после наступления ЧС в целях сохранения жизни и здоровья людей;
- проведение мероприятий, направленных на снижение ущерба окружающей среде и материальных потерь.
- Предупреждение и информирование населения о возможных ЧС и мерах безопасности при их возникновении.
- Обеспечение пожарной безопасности. Пожарная служба входит в структуру МЧС. Ее задачи – предупреждение пожаров, локализация очагов возгорания, тушение пожаров.
- Обеспечение безопасности людей на водных объектах.
- Осуществление надзора и мониторинга за объектами экономической деятельности, социально-значимыми объектами и инфраструктурой (что это такое?) с целью минимизации рисков возникновения ЧС.
- Сотрудничество с аналогичными структурами иностранных государств и оказание помощи другим странам при возникновении ЧС на их территории.
- Противодействие терроризму.
- Внесение на рассмотрение Правительства законопроектов и других нормативных актов, касающихся гражданской обороны, предотвращения ЧС, ликвидации последствий ЧС.
- Разработка и утверждение нормативных актов по работе внутри министерства.
Структура МЧС
На схеме – организационная структура МЧС:
Далее – наименование департаментов МЧС:
МЧС имеет иерархическую структуру и, следовательно – иерархическую систему контроля за подразделениями МЧС (от высшего органа – к рядовым):
Природные катаклизмы и техногенные аварии последних лет показали, что МЧС в нашей стране – это не просто гос. структура, но и надежный спасатель и помощник в чрезвычайных ситуациях.
Люди, которые работают в этой структуре, трудятся по зову сердца, приходят на помощь всем, кто попал в беду.