Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении
Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.
Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей?
Васильева А.И. считает, что старшему воспитателю необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Ему необходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики.
Опытного старшего воспитателя, отмечает она, отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого воспитателя. Он советуется с педагогами, прислушивается к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Похвала и одобрение укрепляют веру в педагогов в свои силы и вызывают у них желание поделиться с товарищами своим опытом, своими мыслями и чувствами.
Старший воспитатель должен быть настойчивым и твердым, выделяет Васильева А.И. в предъявлении требований. Эти качества, характеризующие эмоционально – волевую сторону общения руководителя с подчиненными, образуют важнейшую черту стиля руководства – требовательность. Вместе с тем необходимо сочетать высокую требовательность с чуткостью, теплотой, уважением к людям. Важнейшим качеством старшего воспитателя, отмечает она, является умение проявить гибкость, подойти к различным типам людей с учетом их особенностей. Лицо дошкольного учреждения определяет коллектив воспитателей. А создают его, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу руководители – заведующий и старший воспитатель.
Управленческие функции заведующей и старший воспитатель, Белая К.Ю. делит на общие и специфические. Так, главная общая функция руководителя, по ее мнению, — организация учебно–воспитательного процесса в дошкольном учреждении. К числу общих функций относятся организация коллектива воспитателей, сплочение, активизация его деятельности, целевая ориентация, развитие самоуправления, контроль. К специфическим – повышение профессиональной квалификации воспитателей, организация методической работы, ведение педагогической документации.
Выполнение этих функций должно быть четко распределено и согласовано между старшим воспитателем и заведующим детским садом. Согласованные действия помогают руководителям преодолеть трудности, встречающихся при решении определенных задач. Практика показывает, утверждает Белая К.Ю., что легко решаются задачи оперативные. Более трудным для старшего воспитателя является решение социально – психологических задач, таких, как обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе воспитателей; формирование общественного мнения в коллективе; стимулирование трудовой активности и потребности трудиться творчески.
Успешное выполнение всех перечисленных задач зависит от того, насколько старший воспитатель знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого воспитателя. Именно хорошее знание людей, отмечает Белая К.Ю. создает предпосылки для успешной организации и сплочения коллектива. Каждый старший воспитатель по своему строит работу. Однако быстрее достигнет цели тот руководитель, который в своей деятельности опирается на помощь коллектива, сам постоянно повышает свой идейно – теоретический и профессиональный уровень. Из профессиональных качеств на первом месте стоит умение старшего воспитателя организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого воспитателя, проявить требовательность, принципиальность в достижении поставленной цели.
Из личностных качеств, по мнению Белой К.Ю., старшего воспитателя коллеги ценят больше всего доброжелательность, объективность, умение понять, разобраться в возникших трудностях, предупредить возникший конфликт, вовремя поддержать работника, воодушевить его, при необходимости убедить, а также умение проявлять гибкость, подходить к различным типам людей с учетом их культуры, образования, темперамента, характера и пр. «Жизнь убеждает нас в том, — говорит Белая К.Ю., — что вести за собой коллектив по плечу лишь авторитетному руководителю. Подлинный же авторитет основан не на принуждении, а на общественном признании достоинств личности руководителя». Вот почему педагогическая эрудиция, высокое чувство ответственности, идейно – нравственная убежденность так необходимы руководителю, в частности старшему воспитателю дошкольного учреждения на современном этапе.
Должностные обязанности старшего воспитателя определены К.Ю. Белой в справочнике для заведующей детским садом.
Старший воспитатель:
— Осуществляет методическое руководство учебно–воспитательной работой детского дошкольного учреждения;
— Обеспечивает и контролирует выполнение «Программы воспитания и обучения в детском саду», несет ответственность за правильную организацию учебно–воспитательной работы;
— Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, готовит необходимые материалы для рассмотрения на педагогическом совете; организует работу методического кабинета в дошкольном учреждении; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей;
— Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, по обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а так же дошкольного учреждения и школы.
Необходимые компетенции старшего воспитателя:
1. Профессионально — методическая грамотность. Это период методического становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности; показатель методической культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль деятельности в рамках овладения азбукой профессии.
2. Профессионально – методическая готовность организовать других и себя на выполнение конкретных педагогических дел. Готовность старшего воспитателя ДОУ к этой деятельности является основным элементом второго уровня, его профессионального соответствия и предполагает развитие коммуникативных, проектных, организационных способностей и профессиональной компетентности.
3. Профессионально – методическая зрелость. В основе ее лежит умение включать в свою деятельность исследовательский метод как высший показатель профессиональной готовности старшего воспитателя. На этом уровне можно говорить о сформированности у него метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно – методическое и научно – педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение прикладной методологией позволяет руководителю соединить исследовательскую и методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально – коллективной стратегии и тактики. Старший воспитатель на данном этапе получает возможность организовать исследования педагогического коллектива.
Ведущие формы методической работы в ДОУ
Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения». В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса. Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе. В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.
Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы старшего воспитателя, направленной на реализацию принятых решений.
Консультации — постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу. Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени.
Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.
Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года старший воспитатель определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное. Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме.
Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями. Данным методом старший воспитатель пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев. Данная форма методической работы требует от старшего воспитателя большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением. Беседуя с воспитателем, старший воспитатель выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.
Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов. В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников. При обсуждении такого занятия старшему воспитателю необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы. Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Старший воспитатель обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает
С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест. При этом роль старшего воспитателя состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Старший воспитатель должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество.
Старший воспитатель руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. В руководстве старшим воспитателем по выявлению, обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы.
Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или старший воспитатель в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д. Заведующий или старший воспитатель в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, старший воспитатель предлагает воспитателю описать свой опыт: с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу, чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д.
Таким образом, старший воспитатель подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития. Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методических объединений, на конференции.
Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе.
Направления работы методического кабинета:
Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. К оборудованию методического кабинета старший воспитатель привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи – за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т.д. Весь материал в методическом кабинете следует распределить по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заводится картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе должны иметь месть инструктивно — директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Старший воспитатель своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями.
Основными направлениями работы старшего воспитателя являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы старшего воспитателя.
В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи старшего воспитателя, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.
Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду». Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию — по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы. Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте. Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей. Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания — улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.
Методы активизации воспитателей в методической работе
В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.
Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).
В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.
Наиболее сложный метод активизации – это ситуации — проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.
Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.
Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.
Обсуждение двух противоположных точек зрения. Старший воспитатель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.
Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.
Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение старший воспитатель организует обсуждение всех предложенных моделей.
Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.
Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.
Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Старший воспитатель готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.
Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке. Поэтому методическая работа не является службой корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. В качестве выводов можно определить основные положения о работе старшего воспитателя по дошкольному воспитанию. Старший воспитатель организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача старшего воспитателя — организация и проведение методической работы. Направлениями работы старшего воспитателя являются: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций по внедрению педагогического опыта в практику дошкольного учреждения. Также формой методической работы является проведение работы по повышению квалификации педагогических кадров, проведение курсов, семинаров. Старший воспитатель должен своевременно оснащать методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой.
Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.
Литература
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. — №3. с. 29 – 32.
2.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. — №3. с. 82 – 85.
3.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. — 399.
4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ, 1997.- С. — 393.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –С. -81.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
7.Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.
8. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000
9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990. С – 143.
10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. – М., 1995.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
12. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.
13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.
14. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М.1973. с.-151.
15. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? М.: Бератор – Пресс, 2003.
16. Корепанова М.В., Липчанская И.А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
17. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005. с.-152.
18.Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности.// Управление ДОУ. – 2005.- № 2.- с.10-12.
19. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 1994.
20. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 1995. – С. 65-77.
21. Никишина И.В. Технология управления методической работой. – Волгоград, 1996. -С. 94 – 106.
22. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 1993.
23.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.
24. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М. 2004. с.-160.
25. Позняк Л. Заведующий в системе управления ДОУ.// Дошкольное воспитание. 1993.№1 с.-55.
26. Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. с.-4-5.
27. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 1999.
28. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1996. – 336 с.
29. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003.
30. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.
31. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.
32. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.
«Система
методической работы старшего воспитателя ДОУ»
Одним из
основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная
организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной
компетентности педагогов ДОУ, руководителем этого направления является старший
воспитатель, который призван целенаправленно и эффективно управлять
методической работой.
Методическая
работа – целостная, основанная на достижениях науки и передового
педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение
качества эффективности образовательного процесса.
Основной
задачей, по моему мнению, методической работы в ДОУ, управляемой старшим
воспитателем является – создание такой образовательной среды, в которой
полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего
педагогического коллектива, причём с учётом дифференцированного подхода,
каждого ребёнка с учётом личностно-ориентированной модели воспитания.
В решении
данной задачи, следует придерживаться функций управления, предложенной К.Б.
Белой, П.И. Третьяковым, являющимися содержанием методической работы
старшего воспитателя.
Для
успешного выполнения вышеперечисленных функций, решений основной задачи –
повышения педагогического мастерства воспитателей, результативности
методической работы, необходимы социально-педагогические условия, которыми
являются подсистемы обеспечения и поддержки взаимодействия между собой.
Они создают предпосылки для глубоко педагогического анализа, прогноза ожидающих
результатов и стимулирования педагогического творчества:
1)
социальный заказ ДОУ (стратегическая цель) определяется целями и задачами,
которые формируются в программе развития и образовательной программы
детского сада с учётом его видового разнообразия, основных направлений
деятельности социума, в котором он находится, запросов на основные и
дополнительные услуги со стороны родителей;
2)
информационное обеспечение – предполагает накопление банка информации для
принятия эффективного управленческого решения; четкое разделение всей
информации на оперативную, стратегическую. При этом оперативная
информация поможет выявить едва наметившиеся отклонения в учебно-воспитательном
процессе. Она необходима руководителю, чтобы оценить работу ДОУ за неделю, месяц,
полугодие.
Стратегическая информация – это данные об итогах анализа учебного года,
аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации.
3)
учебно-методическое обеспечение – должно соответствовать современным
требованиям ПРС и программ нового поколения (пособия, игрушки, ТСО), помогать
воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса;
4)
аттестационно-диагностическое обеспечение управления ДОУ помогает фиксировать
отклонения в учебно-воспитательном процессе и своевременно оценивать уровень
профессионального мастерства, результативности работы, корректировать работу
каждого педагога;
5)
нормативно-правовое обеспечение – способствует решению общих концептуальных
направлений развития системы дошкольного образования в соответствии с
требованиями времени. Правовая защита, социально-психологическая и
профессиональная поддержка каждого педагога ДОУ создают творческую атмосферу,
способствуют формированию в коллективе единого педагогического кредо,
ценностей, традиций;
6) материально-техническое и финансовое обеспечение выводит всю организацию
работы с детьми на современный уровень, создаёт разнообразную предметную среду
воспитания и обеспечения в ДОУ.
Таким
образом, следуя специфике, старшего воспитателя в ДОУ о которой говорили
выше и находясь в поиске на ответы: «Как профессионально состояться?
Добиться положительных результатов в методической работе?» составила
алгоритм личностного роста старшего воспитателя, который представляю:
1 шаг: создание
благоприятных психолого-моральных условий для творческой деятельности педагогов
ДОУ, включающий в себя:
а)
собственную культуру поведения, то есть готовность к духовной работе над собой,
потребность в профессиональном самообразовании, тактичность, обаяние;
б) направленность педагогической деятельности на создание атмосферы
сотрудничества с учётом дифференцированного подхода: молодой специалист,
новатор, педагог со стажем, творческая личность;
в) демократический стиль общения – позиция равноправного партнёра в структуре
личностных отношений.
2 шаг: теоретическая
готовность к организации методической работы в ДОУ:
а)
самообразование ДОУ через ежегодное прохождение курсов повышения квалификации
«Практическая арттерапия» 2002 год, «Модернизация системы образования 2003 год,
«Теоретические основы ландшафтного дизайна» 2005 год, «Проблемно-диалогическое
обучение» 2006 год, «Методика ФЭМП-Петерсон» 2008 год, «Основы логопедии» 2008
год;
б) ежегодное пополнение библиотечного фонда специальной методической и научной
литературой, печатными изданиями, программы с последующим изучением и
внедрением;
в) участие в городских, республиканских мероприятиях: семинарах,
«Мастер-класс», конференциях, фестивалях, чтениях и т.д.;
г) работа по плану личного творческого развития по теме: «Развитие креативности
мышления у педагогов»;
д) активное участие в организации профессиональных объединений педагогов, как
руководитель ГМО по изобразительной деятельности 1 год, как руководитель
«Мастер-класс» по изобразительной деятельности на основе изотерапевтических
техник 4 года; как руководитель ГМО старших воспитателей;
3 шаг: собственная
практико-методическая деятельность:
а)
качественная организация методического кабинета, где выделяются зоны: рабочая,
консультативная с педагогами, родителями, организационно-планирующая
деятельность воспитателей;
б) участие в организации предметно-развивающей среды в группах, холлах ДОУ,
причём с учётом приоритетного направления в ДОУ «Художественно-речевое развитие
детей через изотерапию»;
в) поиск эффективных инновационных форм работы, где наиболее интересными являются
семинары-практикумы, взаимопосещения, Дни открытых дверей, конференции
капустники, КВН, а особенно яркая презентация детьми творческих групповых
проектов, инфраструктурные формы работы (опытно-экспериментальная деятельность,
проектная деятельность), защита проектов;
г) поиск инновационных методов и приёмов работы с педагогическими кадрами, где
наиболее интересными стали
– игровые изотерапевтические техники (проиграть злые линии, ласковые,
добрые….);
– творческие игры-задания на развитие внимания, воображения,
мышления, коммуникабельности;
– проектный метод;
д) активизация творческого потенциала педагогов с учётом дифференцированного
подхода через расширение методических структур в ДОУ: ТИГ, временные
творческие команды, «Клуб увлечённых педагогов», состоящий из узких
специалистов ДОУ: (педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора
по физической культуре).
4 шаг: организация
рефлексии. Результативность профессиональной деятельности:
а)
разработка и создание банка методических материалов: рекомендаций, советов,
консультаций по всем разделам основной комплексной программы В.И. Логиновой
«Детство» и парциальных Р.Б. Стеркиной «ОБЖ», Ф.Г. Азнабаевой «Оскон»;
б) самодиагностика педагогов, родителей, самоанализ, саморефлексия;
в) контрольная функция старшего воспитателя;
г) диагностика ЗУН детей, диагностическая работа с родителями, воспитателями
через тестирование, интервьюирование, собеседования, анкетирование;
д) выработка перспектив учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Таким
образом, данный пошаговый алгоритм в свою очередь позволит создать условия для
творческой лаборатории старшего воспитателя в ДОУ.
Одним из основных направлений современного
дошкольного учреждения является качественная
организация воспитательно-образовательного
процесса, повышение профессиональной
компетентности педагогов ДОУ, руководителем
этого направления является старший воспитатель,
который призван целенаправленно и эффективно
управлять методической работой.
Методическая работа – целостная, основанная на
достижениях науки и передового педагогического
опыта система взаимосвязанных мер, направленных
на повышение качества эффективности
образовательного процесса.
Основной задачей, по моему мнению, методической
работы в ДОУ, управляемой старшим воспитателем
является – создание такой образовательной
среды, в которой полностью будет реализован
творческий потенциал каждого педагога, всего
педагогического коллектива, причём с учётом
дифференцированного подхода, каждого ребёнка с
учётом личностно-ориентированной модели
воспитания.
В решении данной задачи, следует
придерживаться функций управления, предложенной
К.Б. Белой, П.И. Третьяковым, являющимися
содержанием методической работы старшего
воспитателя. См. Приложение 1.
(Содержание методической работы старшего
воспитателя по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой).
Для успешного выполнения вышеперечисленных
функций, решений основной задачи – повышения
педагогического мастерства воспитателей,
результативности методической работы,
необходимы социально-педагогические условия,
которыми являются подсистемы обеспечения и
поддержки взаимодействия между собой. Они
создают предпосылки для глубоко педагогического
анализа, прогноза ожидающих результатов и
стимулирования педагогического творчества:
1) социальный заказ ДОУ (стратегическая цель)
определяется целями и задачами, которые
формируются в программе развития и
образовательной программы детского сада с
учётом его видового разнообразия, основных
направлений деятельности социума, в котором
он находится, запросов на основные и
дополнительные услуги со стороны родителей;
2) информационное обеспечение – предполагает
накопление банка информации для принятия
эффективного управленческого решения; четкое
разделение всей информации на оперативную,
стратегическую. При этом оперативная
информация поможет выявить едва наметившиеся
отклонения в учебно-воспитательном процессе. Она
необходима руководителю, чтобы оценить работу
ДОУ за неделю, месяц, полугодие.
Стратегическая информация – это данные об
итогах анализа учебного года, аттестации
педагогических кадров, аттестации и
аккредитации.
3) учебно-методическое обеспечение – должно
соответствовать современным требованиям ПРС и
программ нового поколения (пособия, игрушки, ТСО),
помогать воспитателю в организации
учебно-воспитательного процесса;
4) аттестационно-диагностическое обеспечение
управления ДОУ помогает фиксировать отклонения
в учебно-воспитательном процессе и своевременно
оценивать уровень профессионального мастерства,
результативности работы, корректировать работу
каждого педагога;
5) нормативно-правовое обеспечение –
способствует решению общих концептуальных
направлений развития системы дошкольного
образования в соответствии с требованиями
времени. Правовая защита,
социально-психологическая и профессиональная
поддержка каждого педагога ДОУ создают
творческую атмосферу, способствуют формированию
в коллективе единого педагогического кредо,
ценностей, традиций;
6) материально-техническое и финансовое
обеспечение выводит всю организацию работы с
детьми на современный уровень, создаёт
разнообразную предметную среду воспитания и
обеспечения в ДОУ.
Таким образом, следуя специфике, старшего
воспитателя в ДОУ о которой говорили выше и
находясь в поиске на ответы: «Как
профессионально состояться? Добиться
положительных результатов в методической
работе?» составила алгоритм личностного роста
старшего воспитателя, который представляю:
1 шаг: создание благоприятных
психолого-моральных условий для творческой
деятельности педагогов ДОУ, включающий в себя:
а) собственную культуру поведения, то есть
готовность к духовной работе над собой,
потребность в профессиональном самообразовании,
тактичность, обаяние;
б) направленность педагогической деятельности
на создание атмосферы сотрудничества с учётом
дифференцированного подхода: молодой
специалист, новатор, педагог со стажем,
творческая личность;
в) демократический стиль общения – позиция
равноправного партнёра в структуре личностных
отношений.
2 шаг: теоретическая готовность к
организации методической работы в ДОУ:
а) самообразование ДОУ через ежегодное
прохождение курсов повышения квалификации
«Практическая арттерапия» 2002 год, «Модернизация
системы образования 2003 год, «Теоретические
основы ландшафтного дизайна» 2005 год,
«Проблемно-диалогическое обучение» 2006 год,
«Методика ФЭМП-Петерсон» 2008 год, «Основы
логопедии» 2008 год;
б) ежегодное пополнение библиотечного фонда
специальной методической и научной литературой,
печатными изданиями, программы с последующим
изучением и внедрением;
в) участие в городских, республиканских
мероприятиях: семинарах, «Мастер-класс»,
конференциях, фестивалях, чтениях и т.д.;
г) работа по плану личного творческого развития
по теме: «Развитие креативности мышления у
педагогов»;
д) активное участие в организации
профессиональных объединений педагогов, как
руководитель ГМО по изобразительной
деятельности 1 год, как руководитель
«Мастер-класс» по изобразительной деятельности
на основе изотерапевтических техник 4 года; как
руководитель ГМО старших воспитателей;
3 шаг: собственная
практико-методическая деятельность:
а) качественная организация методического
кабинета, где выделяются зоны: рабочая,
консультативная с педагогами, родителями,
организационно-планирующая деятельность
воспитателей;
б) участие в организации предметно-развивающей
среды в группах, холлах ДОУ, причём с учётом
приоритетного направления в ДОУ
«Художественно-речевое развитие детей через
изотерапию»;
в) поиск эффективных инновационных форм работы,
где наиболее интересными являются
семинары-практикумы, взаимопосещения, Дни
открытых дверей, конференции капустники, КВН, а
особенно яркая презентация детьми творческих
групповых проектов, инфраструктурные формы
работы (опытно-экспериментальная деятельность,
проектная деятельность), защита проектов;
г) поиск инновационных методов и приёмов работы с
педагогическими кадрами, где наиболее
интересными стали
– игровые изотерапевтические техники (проиграть
злые линии, ласковые, добрые….);
– творческие игры-задания на развитие
внимания, воображения, мышления,
коммуникабельности;
– проектный метод;
д) активизация творческого потенциала педагогов
с учётом дифференцированного подхода через
расширение методических структур в ДОУ: ТИГ,
временные творческие команды, «Клуб увлечённых
педагогов», состоящий из узких специалистов ДОУ:
(педагога-психолога, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре).
4 шаг: организация рефлексии.
Результативность профессиональной
деятельности:
а) разработка и создание банка методических
материалов: рекомендаций, советов, консультаций
по всем разделам основной комплексной программы
В.И. Логиновой «Детство» и парциальных Р.Б.
Стеркиной «ОБЖ», Ф.Г. Азнабаевой «Оскон»;
б) самодиагностика педагогов, родителей,
самоанализ, саморефлексия;
в) контрольная функция старшего воспитателя;
г) диагностика ЗУН детей, диагностическая работа
с родителями, воспитателями через тестирование,
интервьюирование, собеседования, анкетирование;
д) выработка перспектив учебно-воспитательного
процесса в ДОУ.
Таким образом, данный пошаговый алгоритм в свою
очередь позволит создать условия для творческой
лаборатории старшего воспитателя в ДОУ. См. Приложение 2, схему
«Основные компоненты творческой
лаборатории старшего воспитателя».
Содержание методической работы старшего воспитателя (по п.И. Третьякову, к.Ю. Белой)
Функции |
Функции |
Информационно-аналитическая |
Формирует |
Мотивационно-целевая |
Совместно Помогает Систематизирует |
Планово-прогностическая |
Прогнозирует Совместно |
Организационно-исполнительская |
Обеспечивает Оказывает Готовит Организует Проводит Осуществляет |
Контрольно-диагностическая |
Осуществляет |
Регулятивно-коррекционная |
Обеспечивает |
Глава 2. Система работы по повышению квалификации педагогов
Сегодня
необходимы новые подходы к организации
методической работы в ДОУ. Прежде всего,
следует создать условия для повышения
активности и инициативы воспитателей,
для пробуждения и поощрения их творческих
поисков. Основанием педагогически
грамотной работы старшего воспитателя
должна стать система повышения
квалификации воспитателей, методологической
основой которой является современная
концепция непрерывного образования
как условия личностного роста и развития.
В нашем дошкольном образовательном
учреждении практикуются разнообразные
формы работы с педагогами, способствующие
повышению их квалификации. Повышение
квалификации педагогов – комплексный
творческий процесс, предполагающий
ознакомление воспитателей с технологиями
обучения и воспитания детей дошкольного
возраста, работы с родителями, а также
с нетрадиционными подходами к разработке
и оформлению педагогической документации.
Чтобы педагогически целесообразно
организовать повышение квалификации,
необходим научно-методический центр
или, иначе говоря, методический кабинет,
в котором педагоги могут познакомиться
с новыми методиками, технологиями и
программами дошкольного обучения и
воспитания и т.п.
Существуют
различные формы повышения квалификации,
каждая из которых имеет свои специфические
особенности.
Педагогические
советы –
это постоянно действующий коллегиальный
орган, рассматривающий различные аспекты
деятельности детского сада. Педагогический
совет может быть традиционным, с
использованием отдельных методов
активизации, т.е. в ходе педсовета
педагогам предлагается решить кроссворд
или ситуативную задачу, а также
нетрадиционным в форме деловой игры
или круглого стола. Непременным их
компонентом должна быть рефлексивная
деятельность педагогов. Так, в нашем
ДОУ был проведен педсовет “Дифференцированный
подход к работе с родителями” (цель –
знакомство с особенностями работы с
семьями разного типа). Он включал
теоретический материал (доклад педагога
“Современная семья глазами педагога”),
аналитический материал (анализ
особенностей семей воспитанников
детского сада), рефлексивный тренинг
для педагогов (выработка методических
рекомендаций по работе с семьями разного
типа).
Обучающие
семинары являются,
пожалуй, наиболее продуктивной формой
повышения квалификации педагогов: на
них основное внимание уделяется повышению
их теоретической подготовки. Необходимым
условием организации обучающих семинаров
стало посильное участие многих педагогов.
Им заранее предлагаются задания, которые
позволят каждому развить педагогические
способности, педагогическое мышление,
коммуникативность. В
нашем дошкольном учреждении практически
ежегодно проводятся обучающие семинары.
Так, в 2009г. проходил семинар “Использование
игр и игровых приемов в работе со старшими
дошкольниками”, совместно со школой
семинар «Как готовить ребенка к
школьному обучению», в 2010г. запланирован
семинар “Реализация приоритетного
направления развития ДОУ через организацию
дополнительного образования»”. По
окончании семинаров обычно проводятся
выставки игр и пособий, изготовленных
педагогами по данным темам.
Консультации
(индивидуальные и групповые)
обычно планируются заранее и отражаются
в годовом плане ДОУ и календарном
планировании старшего воспитателя.
Нередко необходимость в них возникает
спонтанно, и качество проведения в этом
случае напрямую зависит от педагогического
мастерства и педагогической интуиции
старшего воспитателя. Предварительная
подготовка к консультации включает
анализ литературы, отражающей современные
подходы к обучению и воспитанию детей
дошкольного возраста, выстраивание
структуры консультации, определение
ее содержания, подготовка информационных
буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ
проводятся разнообразные консультации.
Как правило, они связаны с познавательными
интересами воспитателей и других
специалистов, например “Проектирование
образовательного процесса”, “Организация
предметно-развивающей среды в ДОУ» и
т.д. Наряду с консультациями старшего
воспитателя в нашем коллективе
практикуются консультации специалистов,
а также воспитателей такие как “Новый
взгляд на родительские собрания”,
“Педагогическая диагностика в
учебно-воспитательном процессе” и
др.
Значимую
роль в образовательном процессе в целом
и в системе повышения квалификации
педагогов играют открытые
просмотры занятий,
которые в нашем ДОУ стали носить
регулярный характер. Они позволяют всем
увидеть, как работают коллеги, использовать
их позитивный опыт, осознать свои
недочеты. Кроме того, педагоги учатся
анализировать особенности
учебно-воспитательного процесса в
целом, а также занятий или досуговой
деятельности в группе. Может
показаться, что функции старшего
воспитателя сводятся лишь к организации
просмотра таких занятий, но на самом
деле результативность этой формы работы
зависит от ее предварительной подготовки.
Перед открытым просмотром занятия
старший воспитатель предлагает педагогам
следующую установку: о результате
педагогической деятельности воспитателя
судят по конечному результату –
воспитанности детей, их готовности к
обучению в школе, системе их межличностных
отношений, психологическому комфорту
в группе. Поэтому одно занятие и даже
их система не могут выявить качество
работы педагога. Подобная установка
позволяет снять проблему психологической
напряженности или дискомфорта, которые
часто возникают у педагогов перед
открытым занятием.
Изучение
лучшего опыта педагогов позволяет
решить целый ряд задач, таких как:
целенаправленное накопление педагогических
материалов, анализ результатов
деятельности по определенному направлению
образовательной работы, описание
взаимосвязанной работы всех специалистов
ДОУ, подготовка образовательного
учреждения к аттестации, менеджмент и
маркетинг образовательного процесса.
Изучение
лучшего педагогического опыта имеет
свою структуру:
-
этап
исследования (анкетирование, наблюдение,
беседа); -
этап
анализа (выборка лучшего опыта из
представленного по определенным
критериям); -
этап
структурирования (выстраивание системы
предлагаемого опыта для более
качественного восприятия его содержания); -
этап
визуального восприятия (непосредственное
знакомство педагогов с имеющимися
материалами).
Лучший
опыт может быть представлен в следующих
вариантах: конспекты занятий и режимных
моментов; перспективные и
календарно-тематические планы работы;
педагогические дневники воспитателя;
сценарии утренников, развлечений,
выпускных балов; образцы дидактических
материалов; продукты детского творчества
(фотоматериалы); авторские программы;
образцы информационного материала по
работе с родителями, с детьми (календари
природы, описание элементов развивающей
среды). (Приложение 1). Одним из вариантов
повышения квалификации могут быть
творческие и проблемные группы педагогов.
В нашем ДОУ практикуется такая форма
работы повышения квалификации – это
творческая группа «Вдохновение» в ней
педагоги изучают литературу, накапливают
материал, разрабатывают конспекты,
создают картотеку по определенной
тематике.
Еще
одной традицией в нашем ДОУ стал “Деловой
блокнот воспитателя”, который отражает
основные направления работы ДОУ и
педагога на текущий учебный год. Это
своеобразный мини-план на год каждого
воспитателя. В нем содержится практически
вся информация: методическая тема
образовательного учреждения; система
педсоветов; семинары; выставки;
консультации, работа с родителями
(собрания, консультации, праздники);
индивидуальная работа воспитателя
(этапы работы над методической темой и
система открытых занятий); нормативная
страничка (изучение нормативных
документов).
Смотр-конкурс –
это способ проверки профессиональных
знаний, умений, навыков, педагогической
эрудиции, возможность оценивать
результаты путём сравнения своих
способностей с другими. В детском саду
проходят разнообразные конкурсы:
-
«Лучшая
группа» -
«Огород
на окне» -
«Родительский
уголок, каким он должен быть?» и т.д.
Диагностика
является неотъемлемой частью работы
старшего воспитателя, особенно при
повышении квалификации педагогических
работников. Работа с ними в современных
условиях должна строиться дифференцированно,
с учетом запросов каждого. Именно это
позволит развить творчество и инициативу
каждого путем включения в исследовательскую
деятельность. Ныне особенно возрастает
роль педагогического коллектива в
подготовке, принятии и реализации
управленческих решений. При этом контроль
со стороны администрации не исчезает
полностью, но корректируется следующим
образом:
-
Развиваются
самоконтроль и самокоррекция деятельности,
как воспитателей, так и руководителя
ДОУ. -
Административный
контроль организуется путем введения
новых форм: среза знаний, умений, навыков;
диагностики, регулирования, коррекции. -
Практикуются
коллективный контроль и коррекция
деятельности на всех уровнях.
Основным
условием демократизации управленческой
деятельности
является гласность, в первую очередь
гласность контроля. В связи с этим
появилась необходимость разработки
графика наблюдения, контроля и оказания
методической помощи педагогам в моей
методической работе.
Для
организации качественной работы по
повышению квалификации педагогов я
считаю, обязательным условием является
обратная связь с коллегами, т.е. получение
информации, связанной с их образовательными
потребностями и желаниями. Для этого
педагоги заполняют анкету-заявку
«Образовательные ориентиры педагога
в ДОУ» (приложение 2). Диагностическая
работа старшего воспитателя не
ограничивается мониторингом деятельности
педагогов. Она включает и педагогическую
диагностику личности ребенка, что
позволяет своевременно реагировать на
то, как организована образовательная
работа в группах, какие направления
реализуются не полностью. Диагностика
проводится с учетом концепции личностно
ориентированного образования и не
только выявляет динамику в развитии
дошкольника, но и позволяет осуществить
индивидуальный подход к ребенку с учетом
его личностных особенностей. В нашем
ДОУ создан свой вариант карты диагностики,
которая отражает различные стороны
развития личности ребенка. Критерием
уровня развития является образовательный
стандарт. В карте отражены следующие
направления: диагностика музыкального
развития и физического развития;
диагностика уровня развития ребенка в
изобразительной деятельности и игровой
деятельности; диагностика уровня знаний
детей по разделу “Ознакомление с
окружающим”; диагностика уровня развития
трудовой деятельности и элементарных
математических представлений, обучение
грамоте. Чтобы диагностика проводилась
педагогически и методически грамотно,
следует соблюдать ряд условий, таких
как согласованность действий всех
специалистов, наличие сведений о
стартовом уровне развития ребенка,
последовательность в проведении
диагностических процедур, анализ
результатов диагностики на совещаниях,
своевременное сообщение родителям о
результатах диагностических процедур.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Организация методической работы в ДОУ
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник. Основное желание старшего воспитателя — сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации.
Стратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший воспитатель – это стратег и тактик
воспитательно-образовательного процесса.
В ДОУ построена следующая система работы
старшего воспитателя:
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Планирование
Старший воспитатель осуществляет планирование:
— годового плана ДОУ;
— перспективного плана по разделам программы;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
— перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.
— выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
— уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса
включает в себя:
— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программы;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами
— анкетирование;
— консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
— педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
— открытые просмотры НОД, взаимопосещения;
— обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
— организация работы «Школы молодого воспитателя»;
— участие педагогов в работе методических объединений;
— повышение квалификации педагогов.
Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает НОД в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Создание предметно-развивающей среды
— организация пространства методического кабинета;
— приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
— оформление стендов, выставок.
Творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.
ДОКУМЕНТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Методический кабинет в детском саду — это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы:
— нормативные документы;
— педагогическая литература;
— методическая литература;
— детская литература;
— передовой педагогический опыт;
— парциальные программы педагогов детского сада.
В методическом кабинете имеется обязательная документация.
— Годовой план работы детского сада:
— Методическая работа с кадрами.
— Тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов.
— Личный план работы с кадрами на месяц.
— Журнал поступления и учета литературы, пособий.
— Документация о состоянии учебно-воспитательной работы.
— Журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.
Функция методиста не контролирующая, а направляющая. Основная деятельность методиста – это оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту в:
$1· Решение актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе,
$1· Адаптации к новым условиях образовательного процесса,
$1· Планировании и организации профессионального развития и совершенствования.
Помощь методиста состоит в эффективном доведении до работника образования информации о новых условиях в форме текстов с необходимыми ссылками (как правило, размещаемых в Интернете, а также в бумажной форме), массовых бесед, обсуждений. Принципиальным является реагирование методиста на все возникающие в связи с новыми условиями вопросы. Эти вопросы задаются на обсуждениях, педсоветах. Индивидуальное занятие методиста с работником образования является наиболее ценным и дефицитным ресурсом методической деятельности.
При планировании индивидуального занятия методиста с работником последний представляет перечень направлений и вопросов, в которых он ожидает продвижение в ходе занятия, этот перечень корректируется и дополняется методистом. Методист формулирует индивидуальное задание для педагога, выполнение которого необходимо до проведения занятия, получает отчет о результате выполнения задания, проводит само занятие, формулирует задание для выполнения после занятия, фиксирует результат занятия непосредственно после него и отсроченный.
Методист подбирает нужную литературу по требованию педагога, помогает в подготовке к проведению занятия.