Руководство московского театра кукол

СОТРУДНИКИ

Руководство

Людмила Викторовна Редько

Директор театра

БИОГРАФИЯ

Борис Павлович Голдовский

Художественный руководитель

БИОГРАФИЯ

Дирекция

Ирина Щекутьева

Андрей Кухарский

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЯ

Наталья Пашинская

Наталия Юрзинова

Виктория Винницкая

Владимир Гогодзе

НАЧАЛЬНИК ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОТДЕЛА

Художественное руководство

Наталья Пахомова

Лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»

БИОГРАФИЯ

Ольга Минаичева

Заслуженная артистка Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Республики Тыва

БИОГРАФИЯ

Валерий Баджи

Почётный деятель искусств города Москвы

Галина Кузнецова

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА 1-ОЙ КАТЕГОРИИ

Заслуженная артистка Республики Татарстан

Иван Твердов

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА 1-ОЙ КАТЕГОРИИ

Марина Штейн

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА 1-ОЙ КАТЕГОРИИ

Елена Фомина

Анна Казарина

МЕНЕДЖЕР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Лариса Павлычева

РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Гильда Казарцева

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЧАСТИ

Ольга Вереникина

Заслуженная артистка Российской Федерации

Ирина Верле

Постановочная часть

Александр Антонов

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ ЦЕХОМ

Владимир Медвецкий

ЗАВЕДУЮЩИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНОЙ ЧАСТЬЮ

Вита Зикора

НАЧАЛЬНИК РЕКВИЗИТОРСКОГО ЦЕХА

Светлана Сибирцева

ЗАВЕДУЮЩАЯ КОСТЮМЕРНЫМ ЦЕХОМ

Максим Маслов

НАЧАЛЬНИК МАШИННО-ДЕКОРАЦИОННОГО ЦЕХА

Марина Сухова

Художественно-производственные мастерские

Оксана Вальгман

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Ольга Смелянец

Юлия Тимошенко

Эльза Летораль

Ксения Бормотова

Савва Комиссаров

Василий Романьков

Марат Тахаутдинов

Администрация

Юрий Макриди

Татьяна Сильянова

АДМИНИСТРАТОР, ЗАВЕДУЮЩАЯ БИЛЕТНЫМИ КАССАМИ

Светлана Антонова

Татьяна Демирова

Кирилл Редько

«Спектакли как дети». Интервью с худруком Московского театра кукол Борисом Голдовским

«Спектакли как дети». Интервью с худруком Московского театра кукол Борисом Голдовским

Фото М. Денисова. Mos.ru

О работе с Сергеем Образцовым, грядущих премьерах и о куклах, которые помогают понимать людей.

Московский театр кукол — один из самых популярных в столице. Зрители — не только дети, но и взрослые, — уходят с улыбкой и всегда возвращаются. Секрет прост: спектакль обязательно должен проникать глубоко в душу, считает художественный руководитель Борис Голдовский. На днях он получил премию Москвы за большой вклад в развитие и популяризацию искусства кукольного театра и многолетнюю научную и педагогическую деятельность. О своем пути он рассказал в интервью mos.ru.

— Борис Павлович, как вы поняли, что хотите связать жизнь с театром? 

— Я всегда хотел работать в этой сфере, но никогда не думал, что буду работать именно с куклами. Я родился в Москве, с детства посещал театры. После школы я очень хотел поступить на актерский факультет, подавал документы во все театральные училища. Но не получилось — и я пошел работать осветителем в Театр имени Моссовета. Это было золотое время: там работали Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Юрий Завадский, ставили великие спектакли. Через несколько лет меня забрали в армию.

Борис Голдовский. Фото М. Денисова. Mos.ru

— Но и там не забывали про театр.

— Да. Я отслужил три года в Кронштадте, на крейсере «Киров». Когда меня время от времени отпускали на берег, ходил в Дом офицеров, в народный театр — играть. А когда вернулся в Москву, поступать было поздно — прошли все сроки. Но я узнал, что актеров обучают еще и в студии Московского театра кукол. Так я попал сюда.

Я работал в этом театре осветителем и учился: сценическая речь, танец, кукловождение, вокал. Окончив студию, поступил на театроведческий в ГИТИС — попал к замечательному Павлу Маркову, первому завлиту Московского художественного театра. К тому времени я уже интересовался куклами, писал о них для студенческих изданий. Однажды ко мне подошел Павел Александрович и сказал: «Знаешь, Борь, а займись ты куклами. Ниша почти свободная, ты там можешь делать все что хочешь».

— Что было потом? 

— После института пошел работать в Московский областной театр кукол на Таганке, пробыл там 15 лет в качестве заведующего литературной частью. Сотрудничал с очень интересными людьми. Как-то прочел книжку «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского, позвонил ему, предложил написать пьесу. Также начал сотрудничать с Григорием Остером, Феликсом Кривиным, Сергеем Козловым и другими писателями. А потом неожиданно позвонил Сергей Образцов с предложением возглавить литературную часть Государственного академического центрального театра кукол. 

«Никто не знал одного и того же Образцова» 

— Вы были с ним знакомы до его звонка? 

— Нет, но мы виделись — на каких-то совещаниях, торжествах. Он читал тексты, которые я писал на тему кукол в журналы и газеты. Честно говоря, я не хотел к нему идти. Прежде всего, в театральном мире у меня уже было свое имя, меня знали. Я понимал, что перестану быть Борисом Голдовским, а стану завлитом театра Образцова. Он звонил мне несколько раз, и в итоге я сдался. Образцов был гением: создал великие спектакли, роскошную библиотеку, рукописные фонды, музей; сумел организовать работу порядка 400 человек. Музей, кстати, был огромным, но ни разу не выезжал на выставки за рубеж или по России. Я начал работать над этим; добился, чтобы у музея были запасники; организовал отдел, который выпускал книги о куклах. Сам тоже их писал — сейчас у меня насчитывается больше 30 книг. Сергей Владимирович, конечно, это все поддерживал.

Народный артист СССР С.В. Образцов беседует с артистами японского кукольного театра «Таро-дза» во время гастролей театра в Москве. Фото А. Конькова, В. Хухлаева. 5 сентября 1968 года. Главархив Москвы

— Каким он был человеком? 

— Чрезвычайно интересным. Я даже написал о нем книгу «Сергей Образцов: документальный роман», она вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Интересно, что никто не знал одного и того же Образцова. Вы можете спросить десятки человек, которые были с ним знакомы: один вам скажет, что он был потрясающим голубятником, другой — что он знал все о животных, третий — что он был прекрасным художником. Четвертый решит, что у него был отвратительный характер и никакого режиссерского таланта; пятый докажет, что он, наоборот, был гением; шестой назовет его тираном, а седьмой — душевным человеком. Я тоже застал «своего» Образцова. Помню, захожу к нему в кабинет и вижу, что большой бюст Ленина, который стоял там на самом видном месте, поставлен носом в угол. Спрашиваю, почему, а он отвечает: «Ленин обещал, что будет коммунизм. А сейчас посмотрите, что на улицах творится. Пусть стоит в углу». Был 1990 год, время не самое приятное.

— А каким оно было для театра кукол? В 1989 году вы как раз участвовали в создании Московского театра детской книги «Волшебная лампа». 

— Для нас это было волшебное время — именно потому, что можно было создавать новые театры. Известный режиссер театра кукол Владимир Штейн и художник Марина Грибанова, его жена, решили сделать свой театр. Володя попросил, чтобы я у него поработал завлитом, я согласился — сотрудничал и с ними, и с Образцовым. Вместе мы организовали и большой международный фестиваль «У волшебной лампы».

«От кукол никуда не деться» 

— Почему вы вернулись в Московский театр кукол? 

— В 1992 году, когда Сергея Владимировича не стало, его театр переживал не самые легкие времена. Я стал заместителем директора по творческой части. Работы была интересная, и ее было много. Кроме выпуска новых спектаклей, нужно было создать Мемориальный музей-квартиру С.В. Образцова, Международный фестиваль театров кукол имени С.В. Образцова «Образцовфест», установить памятник Сергею Владимировичу на Садовом кольце и многое другое… Все получалось. Но моим рабочим местом в театре был кабинет, где когда-то работал Образцов. И я часто думал, что приходят-то не ко мне, а к его старому креслу… А мне всегда хотелось, чтобы все-таки ко мне приходили. В общем, понял, что дальше так не хочу. Я проработал в театре Образцова больше двадцати лет, очень его люблю, но решил все же уйти.

Я ушел в марте 2012-го — лет мне было уже много, хотел заниматься чем-то спокойным, писать книжки. Я даже уехал на Кипр, чтобы там обосноваться. А потом обратил внимание, что кипрская деревня, где я жил, называется Куклия. Посмеялся: судьба! А через полтора года раздался звонок: звонил один из прежних директоров театра Образцова, которого назначили директором Московского театра кукол. Он просил моей помощи по творческой части — репертуар театра находился в плачевном состоянии. Я, человек несколько сентиментальный, вспомнил, что в этом театре начинал свою «кукольную биографию» и согласился.

Фото М. Денисова. Mos.ru

— Первое, что вы сделали, — привели в порядок репертуар. Как он создается?

— Я должен видеть, что предлагаемый к постановкам литературный материал метафоричен и актуален. И если это талантливый рассказ, повесть, пьеса, на тему которых можно пофантазировать, если вижу, что режиссер влюблен в этот материал, то понимаю, что нужно переносить это на сцену.

— Какой из спектаклей нового сезона вы сами особенно ждете? 

— Жду все. Это как дети — нельзя выбрать. Жду «Минотавра» Фридриха Дюрренматта, потому что его оформил новый художник Елисей Шепелев в сотрудничестве с талантливым режиссером Натальей Пахомовой. Спектакль обещает быть мощным, сильным. Жду и «Сказки братьев Гримм», составленный из знаменитых произведений. Жду «Достоевский фест», который пройдет с 24 сентября по 2 октября. Участвовать будут театры кукол со всей России. Покажем такие постановки, как «Преступление и наказание», «Бобок», «Крокодил», «Кроткая», «Белые ночи» и многое другое.

«Ко всем куклам отношусь одинаково» 

— Расскажите, пожалуйста, о жизни кукол в вашем театре. Как они сюда попадают? 

— У нас есть собственные мастерские по изготовлению кукол и марионеток. Режиссер с художником продумывают будущий спектакль, мы вместе прикидываем, как и что будет, затем художник предлагает эскизы. Если это подходит, сразу приступают к изготовлению. Потока нет, каждая кукла индивидуальна. 

— Может ли одна кукла исполнять несколько ролей? 

— Нет, у каждой только одна роль. Другое дело, когда для спектакля могут быть задействованы несколько копий одной куклы: первая бегает, вторая летает, третья нагибается, четвертая еще что-то делает. После того как спектакль уходит из репертуара, они отправляются в наш музей. 

— У Сергея Образцова была кукла-символ — Тяпа… 

— Да. Помню, что он называл ее «самым старым ребенком в мире». Сергей Владимирович однажды сказал: «Странная вещь! Знаешь, я вот с этим Тяпой работаю уже 60 лет, а его белый халат до сих пор чистый. Я его везде беру с собой: разные города, концерты, люди, которые его трогают, — а халатик-то по-прежнему белоснежный. Чудеса!»

Художественный руководитель Государственного центрального театра кукол Сергей  Образцов с куклой Тяпой. Рига. 24 сентября 1951 года. Фото Б. Вдовенко. Главархив  Москвы

— А у вас есть любимая кукла? 

— Любимой нет, я ко всем отношусь одинаково. У меня даже дома нет кукол. Но я их очень люблю, через них я лучше понимаю людей. Обратите внимание: куклы, сделанные в разные годы или даже века, отличаются от современных не нарядами, а выражением лиц, взглядом. Это своеобразный портал, через который мы можем представить, какими тогда были люди. Через кукол мне любопытно смотреть на прошлое.

— Сотрудники театров кукол обычно против определения «кукольный театр». Но вы используете его в названии своей книги «Записки кукольного завлита». Ирония? 

— Наверное, да. Действительно, многие не любят выражение «кукольный театр» — под этим будто подразумевается что-то ненастоящее, хотя для того, чтобы поставить спектакль, нам требуется даже больше сил, чем в обычном драматическом театре.  

— Борис Павлович, есть ли проекты, которыми вы занимаетесь сегодня, кроме театра? 

— Да. Сейчас я сотрудничаю с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина. Мне отвели одно из зданий, чтобы я создал там Музей театров для детей и юношества и театров кукол. Концепция уже готова, теперь дело за дизайнерами и режиссером. Думаю, что через год-полтора мы уже сможем позвать первых гостей. 

— Что из того, что вы сделали за все время работы в театре кукол, вам особенно близко? Что было самым важным? 

— Не могу выделить что-то одно. Но ключевой стала встреча с Сергеем Владимировичем. Было важно познакомиться с ним и понять, чем и как живет театр. Еще я понял, что, оказывается, дело не в самом театре. Дело в том, что мы работаем, чтобы изменить мир к лучшему — пусть даже с помощью кукол.  

Руководство

Лабозин Олег Николаевич

директор

Лабозин Олег Николаевич

Директор

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495)-915-79-22

Подробнее

Любимов Сергей Андреевич

Любимов Сергей Андреевич

Заместитель директора по общим вопросам

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-54-33

Харитонова Ксения Вячеславна

Харитонова Ксения Вячеславна

Заместитель директора по работе со зрителем

mk_teatrkukol@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-54-32

Буланова Ирина Сергеевна

Буланова Ирина Сергеевна

Заместитель директора по финансово-экономической деятельности

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-75-01

Лабозина Ольга Викторовна

Лабозина Ольга Викторовна

Руководитель литературно-драматургической частью

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-28-27

Рудавина Зоя Борисовна

Рудавина Зоя Борисовна

Заведующая труппой

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-28-35

Пруцкова Елизавета Сергеевна

Пруцкова Елизавета Сергеевна

Заведующая проектным отделом

mk_teatrkukol@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-54-32

Батурина Марина Геннадьевна

Батурина Марина Геннадьевна

Заведующая административно-хозяйственным отделом

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-28-27

Коробейникова Евгения Алексеевна

Коробейникова Евгения Алексеевна

Заведующий отделом кадров

mk_mogtk@mosreg.ru
Тел: +7 (495) 915-79-22

Бывший директор Государственного Академического центрального театра кукол имени Образцова Борис Киркин возглавил Московский кукольный театр, контракт с ним заключен сроком на один год, сообщается на сайте столичного департамента культуры во вторник.

«Министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков подписал приказ о назначении Бориса Киркина директором ГБУК города Москвы «Московский кукольный театр» с 31 марта 2014 года сроком на один год», — говорится в сообщении. Поясняется, что предыдущий директор Григорий Папиш уволен по соглашению сторон, передают РИА Новости.

Киркин начал работать артистом в 1969 в Государственном драматическом театре им. Крупской, стал заместителем директора. С 1980 года работал директором-распорядителем в Киргизском академическом театре, с 1985-го — директором и худруком Камчатского театра драмы и комедии. В 1995 году возглавил Театр кукол имени Образцова. С 2008 по 2012 год преподавал в Академии хореографического искусства, с февраля 2012 по февраль 2013 года работал директором-распорядителем московского театра «Школа современной пьесы». Был руководителем более 20 театральных проектов, организовал и провел пять международных театральных фестивалей, а также несколько десятков гастролей по России, ближнему и дальнему зарубежью. Заслуженный деятель искусств России, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В этом
году Московский театр кукол отмечает юбилей – 85 лет. Это значительный срок
даже по меркам театра драматического. А уж для театра кукол – и вовсе целая
эпоха. Созданный в 1929 году как «Театр детской книги при Госиздате»,
он стал первым государственным кукольным театром в Москве. С тех пор он
придерживается сложившихся традиций, где основой репертуара стала детская
литература. «Чиполлино» и «Золушка», «Детская
королева» и «Аленький цветочек» – это такие базовые спектакли,
которые радуют юных зрителей во все времена. А на сегодняшний день театр открыт
новым формам. Приглашает к сотрудничеству лучших российских и зарубежных
кукольников, проводит мастер-классы и раз в год собирает коллег со всего света
на Московский международный фестиваль театров кукол.

Борис
Голдовский:
Я абсолютно уверен, что эта жизнь продолжится.
Мне просто хочется, чтобы Московский театр кукол в этом здании, которое
возникло в середине XIX века, еще
100, 200, 300 лет сюда ходили и видели прекрасные кукольные спектакли, а потом
приводили своих детей и говорили: вы знаете, я сюда ходил, когда был маленький.
Это, наверное, самый лучший подарок для всех.

Борис
Павлович Голдовский, художественный руководитель Московского театра кукол,
доктор искусствоведения, российский историк театра, театральный критик,
драматург, сценарист. В прошлом руководитель литературного отдела знаменитого
Театра кукол имени Образцова. Основатель и исполнительный директор
Международного кукольного фестиваля имени Сергея Владимировича Образцова. Автор
многочисленных трудов по истории кукольного искусства.

Борис
Голдовский:
Вот это наш театр. И он самый старый
профессиональный театр кукол в Москве. Это не значит, что в Москве раньше не
было профессиональных театров кукол. Они были. Но государственных не было. И в
1929 году такой замечательный человек Виктор Александрович Швембергер, режиссер,
драматург, актер, ученик Евгения Вахтангова, приехал в Москву из Чернигова.
Конечно же, ему захотелось, чтоб в Москве был государственный профессиональный
театр кукол.

И должен сказать, что он этого добился. Он придумал такое название — «Театр
детской книги», то есть театр, который бы пропагандировал чтение. Время еще
было такое, время пропаганды.

После того, как Виктор Александрович перестал руководить этим театром,
сюда пришел в качестве режиссера другой замечательный режиссер – Виктор
Алексеевич Громов. Он воспитал здесь потрясающую плеяду актеров. Вообще чем
всегда славился Московский театр кукол, где-то начиная с 1930-х годов и позже?
Как раз своими актерами. Вот как написано в документах, кукольникам очень не
нравится, и мне очень не нравится (кто это придумал, не могу понять) «артист-кукловод».
Это, на мой взгляд, очень неправильное и даже глупое название. Никакой он не
кукловод. Потому что он артист театра кукол.

Сейчас время, когда актер-кукольник должен быть хорошим драматическим
актером, должен блистательно водить куклу, безусловно. Причем, водить куклу в
разных системах. Как минимум должен владеть элементарным набором. Хорошо, чтобы
он умел, конечно, жонглировать. Хорошо бы, чтобы он владел акробатикой. Поэтому
сейчас в институтах, в театральных училищах воспитывают актеров именно вот
таких. Тех актеров, которые востребованы.

Московский театр кукол работал всегда для детей. Для детей лучше всего
– это классическая литературная сказка. Спросите у ребенка, что бы он хотел
посмотреть в кукольном театре. И он вам ответит, что он хотел бы посмотреть «Буратино»,
«Чиполлино», «Сказку об Аленушке и Иванушке» – им все
нравится. Почти все. И для того, чтобы понять, что извини, ты еще не мастер, нужно
поработать и для более взрослых и, извините, более требовательных зрителей. Поэтому для самого театра очень
полезно, чтобы там время от времени возникали спектакли, скажем, для
подростков, для юношества и для взрослых зрителей. Просто потому что
речь идет о мастерстве, об уровне мастерства. И тогда в этом случае и детские
спектакли… То, что называется «планка» детских спектаклей не падает.

Если лет 30 назад детей младше 5 и 6 лет в кукольный театр даже и не
пускали, в театр не пускали, и на билетах было написано, что нельзя, то сейчас,
если вы входите в наш театр, первый же зал, который есть – это зал «Театр
на ладошке», это 1+. Это спектакли для детей. Он только-только пытается
встать на ноги. Где-то от 1 до 3 лет. Дети сейчас взрослее. Они, наверное,
больше… Не могу сказать, что они больше умеют. У них немножко другой опыт.

У нас замечательные спектакли. Было бы странно, если бы я говорил иначе,
но они действительно замечательные. И режиссеры работают прекрасные. Наш театр
тоже достаточно много ездит, и на гастроли по России. Относительно недавно
вернулись из Якутии. Были еще во многих городах. Собираемся поехать сейчас на
Дальний Восток. Относительно недавно наш Петрушка и исполнитель главной роли,
будучи в Хорватии, получил гран-при как лучший актер. Алексей Шило, очень
хороший артист.

Мир кукол очень большой, огромный мир кукол. Куклы бывают очень разные,
систем их множество. За тысячелетия придумано бесчисленное количество. Но есть
каки­е-то основные системы: тростевые куклы, марионетки, перчаточные, теневые, планшетные
– много систем. Я бы очень хотел, чтобы наш актер, замечательный актер Алексей
Шило, он расскажет о системах кукол и покажет какие-то основные системы.

Алексей
Шило:
Начнем с тростевой куколки. Тростевая – потому что у нее есть трости.
Это кукла верховая, то есть она работает над ширмой. Мы откроем нашим зрителям
секрет: у тростевых куколок есть такой механизм, за эту ручку актер держит
куколку, а с помощью этой машинки, если мы двигаем ее вверх, то голова куклы
смотрит вверх, вниз – соответственно, вниз. Вверх, а вот вниз. А вот так мы
можем смотреть вправо или влево. Приятно было познакомиться. Это тростевая
кукла.

Кстати, очень интересная система, называется тантамареска. Почему
тантамареска? Когда вы приезжаете на курорт, то на набережной могли видеть
такие стенды с русалкой, с Нептуном и «Привет, Сочи-2015!» с прорезью
в этом стенде, то этот стенд и называется тантамареска. То есть мы из стенда
вырезаем, делаем объемными, надеваем недостающие элементы. Поэтому добрый
доктор Айболит под деревом сидит. «Приходи ко мне лечиться и корова, и
волчица, и жучок, и червячок, и медведица». Я думаю, он всех излечит,
исцелит, добрый доктор Айболит. Тантамареска.

Петрушка у нас пришел, кстати говоря, из Италии. Я бы назвал даже его
отца – это Пульчинелла, который ходил вот так по городам и столицам и однажды
забрел в настоящую заграницу, то есть, к нам. Вот, наши коллеги увидели и, не
спросясь, сделали своего Петрушку. Петрушки, да и все европейские петрушечные
персонажи говорят через пищик вот таким высоким-высоким пронзительным голосом,
который слышно за несколько кварталов. И, услышав его, люди сбегались и
смотрели представление Петрушки. То есть, у нас Петрушка.

И есть перчаточная кукла, потому что она похожа на перчаточку. Она так
называется.

Планшетная кукла. Вот утка из спектакля «Гадкий утенок». Вы
знаете, когда я детям рассказываю: а знаете, почему эта кукла называется
планшетная? 90% детей говорят: потому что она управляется с помощью планшета.
Это нормально. Планшет – это просто поверхность, на которой играет эта кукла. Более
открытый прием, когда видно и куклу, и актера.

Есть система, которая называется паркетная. Эта кукла ходит по паркету.
Старость – не радость. Забыл, я напомню, что он из сказки «12 месяцев».
Он тот учитель, который знает, откуда и куда летит ласточка весной.

Интересная схема, которая похожа на тантамареску. И название у нее тоже
очень похоже. Только она называется антамареска. И которая надевается на
голову. «С праздником, что ли. Приходите».

Борис
Голдовский:
Куклы – это же наше с вами отражение. Во все
времена так было. И даже по их технологическим системам, если подумаете,
вдумаетесь, смотрите, начало XX века,
такое своеобразное дореволюционное время. Время, когда все чего-то ожидали, ожидали
какого-то события. Как бы кукольник охарактеризовал это время? Да как они его
сами характеризовали. Это было время марионетки – куклы на нитях.

Потом после революции 1917 года марионетка, технологическая система,
как будто бы почти совсем исчезла. Какая стала главная технологическая система
куклы? Петрушка. Вот такой, знаете, брутальный земной персонаж, достаточно
простой в управлении. Время 1920-1930-х годов — это время Петрушки, время
агитационного театра. Потом 1940-е годы – война. И после войны, когда
захотелось чего-то… Когда возникло время, когда людям хотелось какой-то
романтики, какой-то волшебной истории, другой пластики, другого жеста. И
появилась такая называемая тростевая кукла. Кукла, которую мы знаем по
волшебной лампе Аладдина, да даже по «Необыкновенному концерту»,
кукла вот с таким жестом.

Снова шло время. И вот Петрушки, марионетки, куклы-маски – все это
стало соединяться в одном спектакле. Вот такой винегрет. Это для меня такое
время оттепели. Потом это закончилось, и началось время планшетных кукол. Вот
эта кукла — планшетная. Она очень напоминает марионетку, но с оборванными
нитями. Такое время. А сейчас-то какое время, и вообще какое время будет тогда
применительно к куклам?

И знаете, что я ответил? Посмотрите вокруг себя, посмотрите на улицу,
зайдите в кино – что вы там увидите? Вы там увидите механическую куклу. Сейчас
ее называют роботом. У нас, у кукольников, это называется кукла-автомат. Такое
время автоматов. Потом это время тоже пройдет, и настанет время других кукол.
Какое время? Посмотрим.

Детский театр, мне кажется, начинается с родителей, потому что должно
быть у родителей что-то, чтобы подвигло их привести своего ребенка в театр. Потому
что я знаю таких детей, у которых родителям даже в голову не приходит привести
их в театр, хотя бы с малого возраста.

А потом уже, конечно, все зависит от театра. Потому что, если ребенок
зашел в театр, и он уже не хочет отсюда уходить, если ему не страшно, если ему
интересно, потому что настоящий театр вбирает в себя это. Это такой особенный
мир. А театр кукол – это вообще такой параллельный мир. Но самое главное, чтобы
в театре работали талантливые люди, которые действительно любят детей, и чтобы
в этом театре были талантливые спектакли.

Чем больше там будет работать талантливых людей во всем – талантливых
билетеров, талантливых актеров, талантливых художников, мастеров по
изготовлению кукол, талантливых уборщиц… И, когда концентрация таланта, что называется,
достигает определенного уровня, тогда возникает театр. Потому что, когда этого
нет, он остается просто культурно-развлекательным учреждением. А это еще не
театр.

Вы знаете, театр, который только развлекает – это зрелище. Это не
театр. Театр – это другое. Театр – это не только блеск огней и роскошь
декораций. Все-таки самое главное в театре кукол – это душа. Куклы помогают
расти душе человека. Вот это очень важно. Это такой действительно проводник в
другой мир.

Смотрите, куклы на витрине. Вы идете мимо витрины, смотрите в эту
витрину. А если там манекен, вот эта кукла хорошо одета, и вам это нравится, вы
себя представляете в этой одежде средь шумного бала случайно, да? Вот, хорошо
бы.

Либо кукла, скажем, в языческой религии. Потому что она тоже была
проводником куда-то в иные миры. Либо кукла в театре — когда хороший, настоящий
спектакль вы смотрите, вы оказываетесь в некоем другом мире. То есть, это такие
ворота, такие ворота в какой-то другой мир. Театр – это один из способов
передачи энергии. И если, допустим, драматический театр напоминает мне такой
большой теннис, где на сцене актер… Вот он подает мяч в зрительный зал. И, если
все хорошо, ему возвращается этот мяч, и идет такое чудное действо, которое и
называется театром. Это не только зрелище. Это как раз вот эти замечательные
эмоциональные волны, которые идут в зрительном зале. А кукольный театр – это то
же самое. Только это не большой теннис, а пинг-понг. Но способ передачи
энергии.

Мне очень хочется, я верю в это, что наш театр, который в Москве
известен давно, что сюда будут приходить все больше, больше и больше, и что он
займет свое место в театральной Москве, то место, которое он давно и по праву
заслуживает. Я думаю, что Московский театр кукол в этом смысле и театр, потому
что большинство людей, которые здесь работают, во-первых, его очень любят,
во-вторых, они люди профессиональные, и в-третьих — они не могут, не умеют
работать плохо. Поэтому я очень рад, что моя судьба сложилась так, что я сейчас
в Московском театре кукол. С этого театра я ведь когда-то начинал. В 1972 году
я сюда поступил учиться на артиста-кукольника.

И так сложилось, что больше, чем через 40 лет я сюда вернулся. Это
странно, но, видимо, по судьбе. 

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
«Московский театр кукол»

Московский театр кукол — старейший кукольный театр Москвы и один из старейших в России. Он был создан в 1930 году в системе Госиздата как «Театр детской книги» с целью пропаганды детской литературы.

Сегодня Московский театра кукол поддерживает традиции и аккумулирует опыт, накопленный за десятилетия жизни, продолжая расширять репертуар и границы зрительской аудитории.

В театре работают Большая и Малая сцены, на которых регулярно проходят спектакли для зрителей от 1+ до 16+ и старше. В репертуаре как традиционные кукольные спектакли, так и оригинальные постановки, открывающие новые, современные формы: сторителлинг («Снежная королева»), «пластический театр» («Морожены сказки»), «тотальный театр» («Крабат – ученик колдуна») и другие. Линейка спектаклей «с закрытыми глазами», начатая спектаклем «Майская ночь» (лауреат Российской Национальной театральной Премии «Арлекин» 2014 в пяти номинациях), успешно продолжена спектаклем «Сказка с закрытыми глазами «Ёжик в тумане». С этим спектаклем в 2017 году МТК, в лице режиссёра театра Натальи Пахомовой, стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

В театре действует и четвертый – Галерейный зал, в котором проводятся выставки и мастер-классы. В Нижнем фойе театра на постоянной основе открыта галерея «Пространство кукол», где демонстрируются авторские куклы лучших художников-кукольников страны. В Верхнем фойе театра регулярно проводятся персональные выставки театральных художников.

Материал из Википедии

Перейти к: навигация, поиск

Московский театр кукол
Московский театр кукол.jpg
Прежние названия

«Театр детской книги» (до 1937 г.),
«1-й Московский кукольный театр» (1937-1954)

Основан

1930 г. (в некоторых источниках 1929 г.)

Здание театра
Местоположение

Москва, ул. Спартаковская, д. 26/30

Руководство
Директор

Киркин Борис Михайлович

Координаты: 55°46′22″ с. ш. 37°40′40″ в. д. / 55.7728° с. ш. 37.6779° в. д. (G) (O) (Я)

Моско́вский театр кукол (МТК) — театр кукол в Москве, расположенный на ул. Спартаковская, д. 26/30.
Является старейшим из ныне действующих театров кукол столицы и одним из старейших в России (основан в 1930 г. в системе Госиздата).
Первоначальное название «Театр детской книги» (до 1937 г.), с 1954 г. — современное название.

История[править]

Идея создания театра кукол для пропаганды детской литературы родилась в Госиздате, которым руководил в то время А. Б. Халатов. Театр был создан в 1929 году по инициативе Виктора Александровича Швембергера (ученика Евгения Вахтангова), режиссера, драматурга, энтузиаста кукольного дела, театр назывался «Театром детской книги» при Госиздате и располагался на Никольской улице.
Первый художественный руководитель — В. А. Швембергер, директор — А. Витман.
30 сентября 1930 года театр получает статус профессионального театра и название «Первый кукольный театр в Москве».
С 1934 года по 1954 год театр назывался «1-м Московским кукольным театром», а с 1954 года и по сегодняшний день — «Московский театр кукол», или коротко МТК.
С 1934 по 1952 год — главный режиссер театра Н. М. Савин.
В 1952 году на пост главного режиссера в театр приходит заслуженный деятель искусств Виктор Алексеевич Громов.
В 1962 году театр переехал на Спартаковскую улицу, где он располагается и сегодня.
1962 – 1968 год — главный режиссёр театра Борис Аблынин. Под его руководством в 1968 году при театре была организована актерская студия, ставшая впоследствии известным театром-студией «Жаворонок». Название студии дала пьеса Ж. Ануйя «Жаворонок»[1], которую поставил Борис Аблынин, официальное открытие театра-студии состоялось на сцене Московского театра «Современник» в феврале 1968 года.
В 80-е годы — главный режиссер театра Леонид Хаит.

Репертуар[править]

  • Петя и волк и не только!
  • Крабат-ученик колдуна
  • Театр на ладошке
  • Зима, Весна, Лето, Осень.
  • Петрушка
  • «Игра в каракули»
  • «Дюймовочка»
  • Как Волк за счастьем ходил.
  • «Сказка дождя»
  • «Поехали!»
  • «Снежная королева»
  • «Майская ночь»

Примечания[править]

  1. «Жаворонок» в постановке Бориса Аблынина

Ссылки[править]

 Просмотр этого шаблона Кукольные театры России
Файл:Theatre Obraztsov new.jpg

Театр кукол им. С. В. Образцова (Москва) •
Большой театр кукол (Санкт-Петербург)</br>
Алтайский театр кукол «Сказка» •
Архангельский областной театр кукол •
Астраханский театр кукол •
Белгородский театр кукол •
Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» •
Вологодский театр кукол «Теремок» •
Воронежский театр кукол «Шут» •
Дагестанский государственный театр кукол •
Екатеринбургский театр кукол •
Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» •
Калининградский областной театр кукол •
Карельский театр кукол •
Курский театр кукол •
Костромской областной театр кукол •
Красноярский краевой театр кукол •
Крымский театр кукол •
Курганский театр кукол «Гулливер» •
Липецкий театр кукол •
Марийский республиканский театр кукол •
Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» •
Мордовский театр кукол •
Московский театр кукол •
Театр Николая Зыкова, Москва •
Мурманский областной театр кукол •
Нижегородский академический театр кукол •
Нижнетагильский театр кукол •
Новокузнецкий кукольный театр •
Новосибирский областной театр кукол •
Омский театр куклы, актёра, маски «Арлекин» •
Пензенский областной театр кукол «Кукольный дом» •
Пермский театр кукол •
Рыбинский театр кукол •
Рязанский театр кукол •
Самарский театр кукол •
Санкт-Петербургский театр больших кукол «Бенефис» •
Саратовский театр кукол «Теремок» •
Татарский государственный театр кукол «Экият» •
Тверской театр кукол •
Тюменский театр кукол •
Тольятинский кукольный театр «Пилигрим» •
Удмуртский театр кукол •
Ульяновский областной театр кукол им. В. М. Леонтьевой •
Хабаровский краевой театр кукол •
Челябинский государственный областной театр кукол •
Чувашский театр кукол •
Ярославский театр кукол

Категории:

  • Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
  • Театры по алфавиту
  • Театры, основанные в 1930 году
  • Кукольные театры Москвы
  • Басманный район

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пользователя для ноутбука самсунг
  • Аппарат ляпко инструкция по применению взрослым
  • Бианол дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Руководство горьковской дирекции по ремонту пути
  • Инструкция для швейной машинки singer 8280