УТВЕРЖДАЮ:
________________________
[Наименование должности]
________________________
________________________
[Наименование организации]
________________/[Ф.И.О.]/
«____» ____________ 20__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Заведующего аптекой
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность заведующего аптекой [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Медицинская организация).
1.2. Заведующий аптекой назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя медицинской организации.
1.3. Заведующий аптекой относится к категории руководителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] медицинской организации.
1.4. На должность заведующего аптекой назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.5. Заведующий аптекой в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами медицинской организации;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Заведующий аптекой должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения и фармацевтики;
- критерии и показатели, характеризующие состояние обеспечения населения лекарственными препаратами;
- теоретические и организационные основы фармацевтического дела;
- медицинскую этику;
- психологию профессионального общения;
- основы экономики, организации труда и управления;
- делопроизводство, виды и формы документации, порядок документального оформления результатов выполняемой работы;
- методы и средства фармацевтической информации;
- основы трудового законодательства;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.7. В период временного отсутствия заведующего аптекой его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Функции
Заведующий аптекой выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет руководство деятельностью аптеки на основе единоначалия и отвечает за всю торгово — финансовую, административно — хозяйственную деятельность аптеки и организацию работы по лекарственному обеспечению населения и лечебно — профилактических учреждений.
2.2. В установленном порядке заключает договоры и представляет аптеку в государственных, общественных и других органах, учреждениях, предприятиях и организациях.
2. Должностные обязанности
Заведующий аптекой выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Обеспечивает население лекарственной помощью и организует снабжение учреждений здравоохранения, прикрепленных к аптеке, медикаментами и другими медицинскими изделиями.
3.2. Организует работы аптеки по приему рецептов, приготовлению, контролю качества и отпуску лекарств.
3.3. Обеспечивает своевременное снабжение медикаментами, медицинскими изделиями и инвентарем прикрепленных к аптеке аптечных пунктов, аптечных киосков, осуществляя непосредственное руководство и контроль за их работой.
3.4. Обеспечивает наличие всего ассортимента медикаментов и других медицинских изделий в пределах утвержденного норматива товарных запасов, соблюдение правил продажи и отпуска медикаментов бесплатно и на льготных условиях отдельным категориям населения в соответствии с действующими положениями.
3.5. Систематически и своевременно информирует руководителя и врачей лечебно — профилактических учреждений о лекарственных препаратах, о всех случаях неправильного прописывания лекарств и других ошибках, допущенных при выписывании рецептов.
3.6. Следит за соблюдение санитарного режима, пожарной безопасности.
3.7. Обеспечивает надлежащие условия сохранности товарно — материальных и денежных ценностей, а также хранение медикаментов и других медицинских изделий в строгом соответствии с их свойствами и требованиями действующей Государственной Фармакопеи, приказами и другими нормативными актами.
3.8. Участвует в составлении сметы на приобретении медицинских товаров, оборудования, инвентаря.
3.9. Контролирует выполнение работ, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом основных фондов, в соответствии с утвержденными планами и технической документацией.
3.10. Осуществляет контроль за рациональным использованием оборудования и инвентаря, за его состоянием и своевременным проведением ремонта.
3.11. Разрабатывает и утверждает должностные инструкции сотрудников.
3.12. Обеспечивает проведение финансовых и хозяйственных операций в пределах финансового плана и сметы и правильное ведение учета и отчетности.
3.13. Осуществляет контроль за качеством всей документации аптеки.
3.14. Обеспечивает ознакомление персонала аптеки с приказами, инструкциями, правилами и другими документами, относящимися к деятельности аптеки.
3.15. Обеспечивает контроль за соблюдением правил торговли в части, касающейся аптечных учреждений, отвечает за правильность ценообразования.
3.16. Участвует в составлении графиков работы и отпусков работников аптеки, заверяет своей подписью табели на заработную плату и другие документы.
3.17. Систематически проводит производственные совещания с персоналом аптеки.
3.18. Обеспечивает условия по профилактике заболеваемости, охране труда и технике безопасности сотрудников.
3.19. Систематически повышает профессиональную квалификацию путем чтения литературы, посещения семинаров, выставок и т.д.
3.20. Несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в аптеке.
3.21. Несет ответственность за качество работы учреждения.
В случае служебной необходимости заведующий аптекой может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
4. Права
Заведующий аптекой имеет право:
4.1. Производить подбор и расстановку кадров, проводить мероприятия по повышению квалификации работников аптеки.
4.2. В надлежащих случаях своевременно заключать договора о полной материальной ответственности с работниками аптеки, аптечных пунктов, аптечных киосков.
4.3. Внедрять в работу аптеки новые прогрессивные формы лекарственного обеспечения населения и научную организацию труда.
4.4. Поощрять сотрудников аптеки и накладывать взыскания.
4.5. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования.
4.6. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4.7. Получать бесплатно спецодежду в соответствии с установленными нормами.
5. Ответственность
Заведующий аптекой несет ответственность за:
5.1. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб (подразделений) организации по вопросам, входящим в обязанности отдела.
5.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отделом, подчиненных служб (подразделений).
5.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и ее работникам.
5.4. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб (подразделений) организации.
6. Условия работы
6.1. Режим работы заведующего аптекой определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
6.2. В связи с производственной необходимостью заведующий аптекой может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
6.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности заведующему аптекой может выделяться служебный автотранспорт.
7. Право подписи
7.1. Заведующему аптекой предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен _______/___________/ «____» ________ 20___ г.
(подпись)
АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ»
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ»
Действующая компания
ОГРН 1055802610654
ИНН 5835063641
КПП 583501001
ОКПО 11990721
Дата регистрации
30 декабря 2005 года
Юридический адрес
440028, Пензенская область, г. Пенза, ул. Циолковского, д. 22
Организационно-правовая форма
Непубличные акционерные общества
Уставный капитал
17 770 000 руб.
Финансовая отчетность за 2022 год
Выручка: выросла до 210,1 млн руб.
28%
Чистая прибыль: выросла до -6,4 млн руб.
58%
Специальный налоговый режим
УСН (Упрощенная система налогообложения)?
Учредитель
Муниципальное образование
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ. ГОРОД ПЕНЗА
с 21 февраля 2013 г.
Держатель реестра акционеров
Среднесписочная численность работников
62 человека?
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Не входит в реестр
Федресурс
Компания опубликовала 18 сообщений и упомянута в 8 сообщениях
ЕФРСБ (реестр банкротств)
Нет сообщений о банкротстве
Санкции
Не входит в санкционные списки
Оценка надежности
Высокая оценка надежности
Признаки фирмы-однодневки не обнаружены
- Преимущества (12)
- Недостатки (1)
-
Долгое время работы
Компания зарегистрирована 17 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам
-
Большой уставный капитал
Уставный капитал составляет 17,8 млн руб., это один из признаков повышенной надежности компании
-
Имеются лицензии
Компанией получена лицензия, что является косвенным признаком надежности контрагента
-
Участник системы госзакупок — поставщик
Компания поставила товаров или оказала услуг на сумму более 23,1 млн руб.
-
Участник системы госзакупок — заказчик
Компания заказала товаров или услуг на сумму более 9 млн руб.
-
Не входит в реестр недобросовестных поставщиков
По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков
-
Нет связей с дисквалифицированными лицами
По данным ФНС, в состав исполнительных органов компании не входят дисквалифицированные лица
-
Нет массовых руководителей и учредителей
Руководители и учредители АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» не включены в реестры массовых руководителей и массовых учредителей ФНС
-
Нет сообщений о банкротстве
В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве компании
-
Уплачены налоги за прошлый отчетный период
По данным ФНС, в прошлом отчетном периоде компанией были уплачены налоги на сумму 8,6 млн руб., задолженностей по пеням и штрафам нет
-
Нет долгов по исполнительным производствам
По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении компании отсутствуют
-
Высокая среднесписочная численность работников
По данным ФНС, среднесписочная численность работников: 62 человека, это является признаком широкого масштаба деятельности компании
-
Убытки в прошлом отчетном периоде
По данным ФНС, в прошлом отчетном периоде убытки компании составили 6,4 млн руб.
Реквизиты
ОГРН? | 1055802610654 от 30 декабря 2005 года |
---|---|
ИНН? | 5835063641 |
КПП? | 583501001 |
ОКПО? | 11990721 |
Сведения о регистрации
Регистрация в ФНС
Регистрационный номер 1055802610654 от 30 декабря 2005 года
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы
Регистрация в ПФР
Регистрационный номер 068002026911 от 12 января 2006 года
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы
Регистрация в ФСС
Регистрационный номер 580253127458001 от 13 января 2006 года
Государственное учреждение — Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Коды статистики
Код ОКОГУ? | 4210001
Хозяйственные общества, образованные из государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий |
---|---|
Код ОКОПФ? | 12247
Публичные акционерные общества |
Код ОКФС? | 14
Муниципальная собственность |
Код ОКАТО? | 56401373000
Октябрьский |
Код ОКТМО? | 56701000001
г Пенза |
Код КЛАДР? | 580000010000940 |
Контакты
Адрес
440028, Пензенская область, г. Пенза, ул. Циолковского, д. 22
Показать на карте
Контакты неверны или неактуальны?
Если вы являетесь владельцем или руководителем АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ», вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.
Виды деятельности ОКВЭД-2
47.73 | Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)? |
86.21 | Общая врачебная практика |
47.24.2 | Торговля розничная кондитерскими изделиями в специализированных магазинах |
69.10 | Деятельность в области права |
47.24.21 | Торговля розничная мучными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах |
47.22.3 | Торговля розничная консервами из мяса и мяса птицы в специализированных магазинах |
47.29.39 | Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки |
47.25.2 | Торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах |
47.74 | Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах |
46.46.1 | Торговля оптовая фармацевтической продукцией |
Финансовая отчетность АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ»
Финансовая (бухгалтерская) отчетность АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» согласно данным ФНС и Росстата за 2011–2022 годы
Мы ежедневно обновляем финансовую отчетность, но сейчас наблюдается задержка данных за 2022 год. Цитируем ответ Федеральной налоговой службы: «По решению ФНС в связи с обработкой большого количества заявлений на ограничение доступа публикация отчётности за 2022 год приостановлена по 30.04.2023».
Чистая прибыль?
2016–2022 гг.
Финансовые показатели
2022 г.
Выручка |
Выручка 210,1 млн руб. |
28% |
Чистая прибыль |
Чистая прибыль -6,4 млн руб. |
58% |
Активы |
Активы 121,2 млн руб. |
-7% |
Капитал и резервы |
Капитал и резервы 98,6 млн руб. |
-7% |
Финансовые отчеты от ФНС в формате PDF
Финансовые коэффициенты согласно результатам 2022 г.
Финансовая устойчивость | |
---|---|
Коэффициент автономии (финансовой независимости)? | 0.81 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами? | 0.15 |
Коэффициент покрытия инвестиций? | 0.81 |
Ликвидность | |
Коэффициент текущей ликвидности? | 1.17 |
Коэффициент быстрой ликвидности? | 0.39 |
Коэффициент абсолютной ликвидности? | 0.25 |
Рентабельность | |
Рентабельность продаж? | -3.07% |
Рентабельность активов? | -5.32% |
Рентабельность собственного капитала? | -6.54% |
Руководитель АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ»
Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
Нет записи о дисквалификации
Не входит в реестры массовых руководителей и учредителей
Учредитель
- РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (1)
Учредитель | Стоимость доли | Доля капитала | |
---|---|---|---|
1. |
Муниципальное образование ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ. ГОРОД ПЕНЗА с 21 февраля 2013 г.
Права учредителя осуществляет |
17,8 млн руб. | 100% |
Правопредшественники
Связи
Руководитель АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» также является руководителем или учредителем 2 других организаций
1. | ООО «ФАРМСОЮЗ» 440028, Пензенская область, г. Пенза, ул. Германа Титова, д. 1, литер А, офис 5 Торговля оптовая фармацевтической продукцией Руководитель и учредитель — Егоров Анатолий Александрович |
2. | ООО «МОЛВЕК» 440034, Пензенская область, г. Пенза, ул. Металлистов, д. 9 Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества Учредитель — Егоров Анатолий Александрович |
Учредитель АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» также является руководителем или учредителем 36 других организаций
1. | АО «ПЕНЗГОРСТРОЙЗАКАЗЧИК» 440066, Пензенская область, г. Пенза, пр-кт Победы, д. 96Е, офис 40 Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика |
2. | МУП «ОГСАГИТИ» Адрес не указан Деятельность в области архитектуры |
3. | МУП «ГЦТУ» 440034, Пензенская область, г. Пенза, Лобачевского 3-й проезд, д. 3, этаж 1 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом |
4. | МАУДО ДМШ Г. ПЕНЗЫ ИМ. В.П.ЧЕХА 440028, Пензенская область, г. Пенза, ул. Комсомольская, д. 30 Образование дополнительное детей и взрослых Учредитель — АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ |
5. | МБУ ДО СШ №6 Г. ПЕНЗЫ 440061, Пензенская область, г. Пенза, ул. Герцена, д. 12 Образование дополнительное детей и взрослых |
АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» не является управляющей организацией
АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» не является учредителем других организаций
Лицензии
Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, компанией АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» была получена 1 лицензия
Источники данных
- ЕГРЮЛ (1)
- Росздравнадзор (1)
Сообщения на Федресурсе
Компания АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» опубликовала 18 сообщений и является участником 8 сообщений на Федресурсе
Самые популярные типы сообщений
- Стоимость чистых активов (10)
- Результаты обязательного аудита (6)
- Изменение договора финансовой аренды (лизинга) (1)
- Заключение договора финансовой аренды (лизинга) (1)
- Сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности
(1) - Предстоящее изменение юридического адреса (1)
Госзакупки
Согласно данным Федерального казначейства, АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» является участником системы государственных закупок
Заказчик
Контракты | Общая сумма | |
---|---|---|
94-ФЗ | — | — |
44-ФЗ | — | — |
223-ФЗ | 27 | 9 млн руб. |
Поставщик
Контракты | Общая сумма | |
---|---|---|
94-ФЗ | 1 | 172,1 тыс. руб. |
44-ФЗ | 71 | 22,9 млн руб. |
223-ФЗ | 2 | 22,5 тыс. руб. |
Проверки АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ»
Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении компании АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» инициировано 14 проверок
Без нарушений
С нарушениями
Нет сведений о результатах
- Последняя проверка
- Предстоящие проверки (0)
№ 58220661000001649297 от 21 февраля 2022 года
Профилактический визит
Орган контроля (надзора), проводящий проверку
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пензенской области
Правовое основание проведения проверки
(ФЗ 248) Начало осуществления контролируемым лицом деятельности в определенной сфере
Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ
Арбитражные дела
В арбитражных судах РФ были рассмотрены 20 судебных дел с участием АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ»
Истец
Ответчик
Третье / иное лицо
Последнее дело
№ А49-11521/2022 от 25 октября 2022 года
Экономические споры по гражданским правоотношениям
Истец
Ответчики
Исполнительные производства
Нет сведений об открытых в отношении АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» исполнительных производствах
Налоги и сборы
Уплаченные АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ», ИНН 5835063641 налоги и сборы за 2021 год?
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования | 1 168 269 руб. |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 654 214 руб. |
Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации | 5 036 055 руб. |
Транспортный налог | 6 537 руб. |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 1 726 740 руб. |
Итого | 8 591 815 руб. |
Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам
Сотрудники
Согласно данным ФНС, среднесписочная численность работников за 2022 год составляет 62 человека
Среднемесячная зарплата
2022 г. | 62 человека | 33 тыс. руб. |
2021 г. | 62 человека | 42,2 тыс. руб. |
2020 г. | 59 человек | 21,7 тыс. руб. |
Значения рассчитаны автоматически по финансовым показателям оплаты труда — строка 4122 — и среднесписочной численности АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ». Полученная информация может отличаться от реальной и позволяет лишь примерно оценить глубину налоговой оптимизации.
История изменений
25.09.2021 Муниципальное образование «ГОРОД ПЕНЗА» больше не является учредителем организации |
|
01.01.2022 Муниципальное образование «ГОРОД ПЕНЗА» становится новым учредителем организации |
|
27.09.2022 Бычков Александр Юрьевич становится новым руководителем организации, должность — исполняющий обязанности генерального директора |
|
12.10.2022 |
|
29.12.2022 Муниципальное образование «ГОРОД ПЕНЗА» больше не является учредителем организации Муниципальное образование «ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ. ГОРОД ПЕНЗА» становится новым учредителем организации |
Согласно данным ЕГРЮЛ, компания АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» — или АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» — зарегистрирована 30 декабря 2005 года по адресу 440028, Пензенская область, г. Пенза, ул. Циолковского, д. 22. Налоговый орган — инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы.
Реквизиты юридического лица — ОГРН 1055802610654, ИНН 5835063641, КПП 583501001. Регистрационный номер в ПФР — 068002026911, регистрационный номер в ФСС — 580253127458001. Организационно-правовой формой является «Непубличные акционерные общества», а формой собственности — «Муниципальная собственность». Уставный капитал составляет 17,8 млн руб.
Основным видом деятельности компании АО «ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ» является «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)». Компания также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Деятельность в области права», «Торговля оптовая фармацевтической продукцией», «Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах», «Торговля розничная мучными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах», «Торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах» и других.
Генеральный директор — Егоров Анатолий Александрович.
На 23 апреля 2023 года юридическое лицо является действующим.
Смотрите также
Прочие фирмы и организации
3.2.Управление фармацевтической службой на различных уровнях
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Государственную политику в области здравоохранения определяют законодательные органы России. В частности, в Государственной Думе есть Комитет по охране здоровья, в котором организован Подкомитет по вопросам обращения лекарственных средств, медико-социальному страхованию и медицинской промышленности.
В его задачи входит разработка нормативных правовых документов в области обращения ЛС (законов, постановлений и др.). Для реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан России существует исполнительная власть, основным органом которой является Правительство России. В его структуру входит Минздравсоцразвития России, осуществляющее управление всеми системами здравоохранения.
Системы здравоохранения.
Система здравоохранения — совокупность организаций, учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности, деятельность которых связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией ЛС, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на додипломном и последипломном уровне (ОСТ 91500.01.0001—2000).
В настоящее время в России в зависимости от вида собственности и подчиненности существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
В эту систему входят:
- медицинские организации, в том числе ЛПУ;
- фармацевтические предприятия и организации;
- аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
В России существует централизованная система управления здравоохранением на уровне федеральных органов управления, которая призвана решать важные государственные проблемы, например такие, как создание государственного резерва ЛС, реализации государственных программ по борьбе с некоторыми заболеваниями. Децентрализованная система управления здравоохранением связана с решением проблем здравоохранения и фармацевтической службы на уровне территориальных органов власти.
Фармацевтическая отрасль является одной из отраслей системы здравоохранения (наряду с лечебно-профилактической, охраной здоровья материнства и детства, санитарно-протовоэпидемической, медицинского образования и науки, санаторно-курортного дела, патологоанатомической, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, обязательного медицинского страхования).
Организации, представляющие фармацевтическую отрасль, относятся к важным субъектам фармацевтического рынка и могут быть государственными, муниципальными и частными. Напомним, что в настоящее время значительную долю оптовых и розничных аптечных организаций составляют частные фармацевтические фирмы.
Управление фармацевтической службой, как и всей системой здравоохранения, осуществляется на общегосударственном уровне и на уровне территорий и отдельных организаций.
Поэтому можно выделить следующие уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой: стратегический (федеральный и субъектов Федерации); тактический (местных органов власти); оперативный (отдельных организаций, предприятий и учреждений).
Стратегический уровень управления здравоохранением. В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к вёдению России относятся:
- принятие и изменение федеральных законов и контроль за и», исполнением;
- зашита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной государственной политики и разработка и реализация федеральных программ;
- обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности; утверждение стандартов, технических условий; сертификация и оценка соответствия ЛС; установление единой федеральной системы статистического учета;
- разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей, установление льгот;
- установление стандартов качества медицинской помощи, разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования;
- установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
- установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики;
- координация научных исследований; международное сотрудничество и др.
Органом исполнительной власти на федеральном уровне после административной реформы (2004 г.) стало Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России, положение утверждено 30 июня 2004 г. № 321), сферой деятельности которого являются здравоохранение, социальное развитие, труд и защита прав потребителей. Министерство осуществляет функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в пределах своей компетенции, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении организаций.
Минздравсоцразвития России выполняет полномочия, которые относятся к сфере обращения лекарственных средств.
1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства.
2. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств;
- квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей;
- виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
- виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- порядок применения новых методов диагностики и лечения; порядок проведения биомедицинского исследования;
- порядок допуска лиц, не имеющих законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием;
- порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий;
- порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
- акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных
- средств;
- порядок фармацевтической деятельности; предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля;
- перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
- порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
- максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;
- форма бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их регистрации, учета, хранения, правил оформления;
- порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
- порядок создания специальных комиссий для осуществления контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения;
- перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии;
- порядок применения ЛС, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, в том числе используемых за рубежом, не разрешенных к применению, но находящихся на рассмотрении в установленном порядке;
- порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики;
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
- размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам;
- межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;
- нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
- перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов и другие документы.
3. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности.
4. Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.
5. В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов России во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной организации труда, Международной ассоциации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения, Международной ассоциации социального обеспечения, Европейском центре по политике и исследованиям в области социального благосостояния, других международных организациях.
6. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В структуру Минздравсоцразвития России входят ряд департаментов: Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы; Департамент региональной политики по вопросам здравоохранения и социального развития; Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения; Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования и другие подразделения.
К ведению Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Положение утверждено приказом Минздравсоцразвития от 22.05.06 № 366) относятся вопросы развития и совершенствования законодательства России в сфере фармацевтической деятельности; обращения ЛС; предоставления мер социальной поддержки уязвимым категориям населения в части обеспечения Л С; защиты прав потребителей; обеспечения благополучия человека, включая профилакт тику инфекционных заболеваний и СПИДа; медицинской науки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Департамент в пределах вопросов, отнесенных к его компетенции, осуществляет следующие функции:
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;
- организует разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам фармацевтической деятельности и обращения ЛС и т.д.;
- организует работу по пересмотру номенклатуры ЛС, разрешенных к медицинскому применению, с целью своевременного внесения в нее новых и исключения устаревших препаратов;
- вносит предложения по совершенствованию проведения конкурсных торгов по закупке ЛС;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам обращения ЛС, в том числе по вопросам производства, контроля качества, отпуска, торговли ЛС, изъятия из аптечной сети и уничтожения ЛС, государственной регистрации ЛС (в том числе ускоренной процедуры); установления предельно допустимого количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля; определения должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам; определения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача; лекарственного обеспечения уязвимых категорий населения и др.;
- готовит предложения по вопросам изменения перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России и др.
- участвует в разработке порядка профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, порядка проведения квалификационных экзаменов и сертификации медицинских и фармацевтических работников, других специалистов отрасли;
- участвует в разработке мероприятий по совершенствованию системы высшего, среднего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в России в соответствии с потребностями отрасли и международными образовательными стандартами;
- совместно с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию обеспечивает организационно-методическое руководство деятельности Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию;
- организует и проводит совещания, конференции, семинары по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
- выполняет другие функции в пределах своей компетенции.
Для выполнения возложенных функций в Департаменте фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования созданы соответствующие отделы:
- нормативно-правового регулирования в сфере обращения ЛС,
- нормативно-правового регулирования мер социальной поддержки уязвимых категорий населения;
- методологии и планирования медицинского образования;
- координации научных исследований;
- по вопросам благополучия человека.
В ведении Минздравсоцразвития России находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор, Положение утверждено 30.06.04 № 323) выполняет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет следующие полномочия в сфере обращения лекарственных средств: надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;
- контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;
- контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования ЛС; производством, оборотом и порядком использования ИМН; проведением доклинических и клинических исследований ЛС, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики; соблюдением стандартов качества медицинской помощи; организует проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛСит.д.;
- выдает лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности; деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи; производству Л С, за исключением ЛС для животных и кормовых добавок; деятельности по производству медицинской техники;
- выдает разрешения на применение новых медицинских технологий; ввоз ЛС (в части ЛС, применяемых в медицинских целях) на территорию России в установленном законодательством порядке; вывоз ЛС (в части ЛС, применяемых в медицинских целях) с территории России в установленном законодательством порядке; ввоз на территорию России незарегистрированных ЛС с целью проведения их клинических исследований; проведение клинических исследований ЛС; выдает заключения о соответствии организации производства ЛС требованиям законодательства России при лицензировании производства ЛС;
- регистрирует предельные отпускные цены на ЖНВЛС, ЛС и ИМН в установленном законодательством России порядке;
- ведет государственный реестр ЛС; государственный реестр цен на ЖНВЛС; перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования ЛС;
- проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ЛС;
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли ЛС и т.д.; реализует другие полномочия.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав, Положение утверждено 30.06.04 № 325) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет следующие полномочия в области обращения ЛС:
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для государственных нужд;
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, полномочия собственника в отношении федерального имущества;
- организует деятельность по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников и др.;
- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности по вопросам международной гуманитарной помощи; издание государственной фармакопеи; распределение в установленном порядке в отношении организаций, подведомственных Агентству, квоты на этиловый спирт, головную фракцию этилового спирта и спирт денатурированный;
- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- обеспечивает формирование мобилизационных запасов и резервов в установленном порядке, а также мобилизационную подготовку центрального аппарата Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;
- организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Агентства;
- выполняет другие полномочия.
Управление здравоохранением и фармацевтической службой в субъектах Российской Федерации. В подчинении у Минздравсоцразвития России находятся органы управления здравоохранением республик, автономных округов и областей, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к компетенции органов управления здравоохранением территорий относятся те же виды деятельности, что и на федеральном уровне, но только в пределах конкретного субъекта Федерации.
В регионах органы управления здравоохранением имеют различные названия. Это может быть Министерство здравоохранения, Комитет по здравоохранению, Департамент охраны здоровья и т.п. Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение. Это значит, что по общим вопросам деятельности органы управления здравоохранением подчиняются правительству территорий, а по вопросам здравоохранения — вышестоящему органу управления. Например, Минздрав Республики Татарстан с одной стороны подчиняется Правительству Татарии, а с другой — Минздравсоцразвития России.
В 1994—1996 гг. началась реорганизация структур органов управления фармацевтической службой в субъектах Федерации. Новые организационные структуры формировались по-разному, исходя из местных условий и взаимоотношений между органами власти и учреждениями здравоохранения. В результате к началу XXI в. большая часть органов управления фармацевтической деятельностью стала входить в состав территориальных органов управления здравоохранением. Меньшая часть органов управления фармацевтической деятельностью функционирует как самостоятельный орган при администрации субъектов Российской Федерации.
Отсутствие единства в органах управления фармацевтической службой субъектов Российской Федерации создает сложности в процессе создания цивилизованного рынка. Оценив существующее положение, Министерство здравоохранения Российской Федерации издало письмо № 2510/1358-02-32 от 11.02.02 «О сохранении самостоятельности органов управления фармацевтической службой субъектов Российской Федерации. В данном документе было отмечено, что время показало ошибочность недооценки государственной системы надзора за фармацевтической деятельностью, которая лишена правовой упорядоченности. По своей специфике фармацевтические организации относятся к социальной сфере, и их деятельность должна находиться под контролем государства.
Восстановление государственной системы надзора за фармацевтической службой России позволит применить все наработки, сохранить преемственность сформировавшихся традиций аптечной службы, опыта работы как на территории всей страны, так и в отдельных регионах, при различных экономических условиях развития регионов и взаимоотношений между предприятиями производителей, оптовой и розничной торговли. Для осуществления функций по контролю и надзору в сфере обращения ЛС в субъектах Российской Федерации в процессе реализации административной реформы с 2005 г. создаются Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации, которые являются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.04 № 205). В частности указанным территориальным органам делегированы полномочия по надзору за фармацевтической деятельностью, контролю за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, оборотом и порядком использования ЛС, производством, оборотом и порядком использования ИМН, часть полномочий по лицензированию и др.
В функции органов управления фармацевтической деятельностью субъектов Российской Федерации входят:
- организация обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений ЛС, ИМН, МТ;
- обеспечение руководства и контроль за деятельностью аптечных учреждений (организаций) и оптовых предприятий;
- контроль за выполнением аптечными учреждениями (организациями) и предприятиями оптовой торговли нормативных и правовых актов по вопросам фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения;
- разработка инструктивных и методических указаний;
- организация информационной службы и издание методической и справочной литературы;
- контроль за соблюдением трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии;
- разработка мероприятий по улучшению условий труда фармацевтических работников;
- организация и проведение съездов, конференций и совещаний фармацевтических работников.
В настоящее время органы управления фармацевтической службой в субъектах Российской Федерации представлены в основном тремя моделями.
Модель 1. Самостоятельный орган управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, Фармацевтическое управление или Аптечное управление в структуре администрации области, края, рис. 3.3). В этом случае основные задачи этого органа следующие:
- координация деятельности всех предприятий, занимающихся фармацевтической деятельностью, с целью наиболее полного насыщения рынка ЛС и ИМН;
- проведение государственной политики в сфере развития фармацевтического дела;
- контроль за развитием и совершенствованием фармацевтической деятельности на территории;
- разработка мероприятий по удовлетворению потребности населения в ЛС и ИМН;
- контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы фармдеятельности;
- контроль за работой государственных и муниципальных аптек;
- контроль за качеством ЛС;
- методическое руководство всеми участниками фармдеятельности;
- осуществление фармнадзора;
- контроль за деятельностью муниципальных управлений (комитетов) на территории;
- обеспечение необходимого ассортиментного набора ЛС и ИМН на фармацевтическом рынке;
- организация бесплатной и льготной лекарственной помощи;
- прогнозирование потребности для ЛПУ.
Модель 2. Специальная структура в составе органов управления здравоохранением территории: управление, комитет, департамент и т. п. (например, Комитет по фармации в Управлении здравоохранением администрации автономной области, рис. 3.4). У такой модели основные задачи следующие:
- реализация государственной политики по развитию фармацевтического дела в регионе;
- разработка концепции и программы организации лекарственной помощи населению;
- надзор за всеми видами фармацевтической деятельности аптечных учреждений всех форм собственности;
- реализация кадровой политики в области фармацевтической деятельности.
Модель 3. Государственное торгово-производственное предприятие, территориально-производственное предприятие и пр., объединяющее административный аппарат и аптечный склад (базу) с функциями управления (например, специализированное производственное предприятие «Фармация», рис. 3.5). В этом случае основные задачи органа управления здравоохранением следующие:
- организация централизованного снабжения ЛС и ИМН ЛПУ;
- организация лекарственного обеспечения населения;
- осуществление контроля за качеством ЛС;
- контроль за соблюдением фармацевтического порядка в аптечных организациях всех форм собственности;
- посредническая и торгово-закупочная деятельность.
Рис. 3.5. Региональная модель 3 управления фармацевтической службой
Тактический и оперативный уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой. В процессе реформирования системы охраны здоровья происходит переориентация управления с преимущественно отраслевого к преимущественно территориальному. Кроме того, происходит перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления, и при этом особая роль отводится муниципальным органам, представляющим тактический уровень управления, которому свойственны следующие функции:
- обеспечение доступности оказания гарантированного объема медико-социальной и лекарственной помощи;
- развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории;
- контроль качества оказания медикосоциальной и лекарственной помощи организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также частными предпринимателями;
- санитарно-гигиеническое образование населения.
Оперативное управление осуществляется на уровне фармацевтических организаций, занимающихся производством, оптовой и розничной продажей ЛС и ИМН. На оперативном уровне, кроме ведомственных органов управления, за субъектами фармацевтического рынка осуществляют контроль органы, наделенные правами государственного надзора и контроля:
- органы управления фармацевтической службой,
- лицензионные органы,
- центры по контролю качества и сертификации ЛС,
- государственная санитарно-эпидемиологическая служба,
- налоговая инспекция,
- государственная инспекция по охране труда,
- органы защиты прав потребителей,
- торговая инспекция,
- государственные органы внутренних дел,
- государственная противопожарная служба,
- гостехнадзор,
- государственная инспекция по безопасности дорожного движения,
- госэнергонадзор.
Эффективность деятельности фармацевтической службы в значительной степени зависит от оптимального соотношения централизованного руководства и самостоятельности различных субъектов фармацевтического рынка.
Согласитесь, многие провизоры мечтают стать заведующим аптекой. Но не все желающие знают, что входит в обязанности руководителя аптекой, какое необходимо иметь образование и какая область ответственности лежит перед заведующим. Данная статья поможет тем, кто совсем недавно приступил к работе в руководящей должности и тем, кто только задумывается о повышении.
Какое образование должен иметь заведующий аптекой?
К должности «заведующий аптекой» в Трудовом Кодексе РФ не указаны специальные профессиональные требования к кандидату. Условия приема специалиста на данную должность зависят от уровня образования.
Высшее образование
К сотруднику с высшим образованием применяется Постановление Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 г. «О лицензировании фармацевтической деятельности». Оно гласит: для руководителя оптовой или розничной фармацевтической организации обязательно наличие:
- высшего фармацевтического образования;
- стажа работы по специальности не менее 3 лет.
Также кандидату в заведующие необходимо иметь сертификат УЭФ, который дает возможность занимать такие должности как директор (заведующий, начальник) аптечной организации, заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации, заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Среднее профессиональное образование
К сотруднику со средним профессиональным образованием применяется Постановление Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 г. «О лицензировании фармацевтической деятельности». Согласно ему у заведующего должны быть:
- среднее профессиональное фармацевтическое образование;
- стаж работы по специальности не менее 5 лет;
- сертификат специалиста.
В аптеках, которые находятся в удаленных районах, руководящую должность может занимать фармацевт, имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация». К стажу работы в таких случаях строгих требований нет.
Область ответственности и основные функции заведующего аптекой
Деятельность заведующего аптекой регулирует ряд документов:
- Внешние документы (Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы)
- Внутренние документы (Устав аптеки, положение об аптеке, должностная инструкция заведующего аптекой, правила внутреннего трудового распорядка)
Заведующий аптекой – ее представитель в государственных, муниципальных и административных организациях. Он обязан организовывать эффективную работу и следить за надлежащим соблюдением всех правил внутри аптеки.
Еще одна функция заведующего аптекой – контролировать наличие лекарственных препаратов, условия хранения, адекватность ассортимента, правил отпуска (в том числе льготного).
Весь персонал, работающий в аптеке, подчиняются заведующему. В его полномочия входит: выписывать штрафы, увольнять и принимать сотрудников, утверждать графики работы и отпусков, расстановку работников и повышение их уровня, объявлять об изменениях в приказах, нормативно-правовых актах, инструкциях и других документах, регулирующих работу аптеки.
Какими качествами должна обладать заведующая аптекой?
- Опыт
Зачастую профессиональный уровень напрямую связан с опытом работы: ведь как бы хорошо первостольник ни владел теорией, основные навыки приобретаются именно в процессе работы. Чтобы руководить аптекой на должном уровне, необходимо иметь опыт работы не менее 2–3 лет.
- Ответственность
Выбирая кандидатов на роль новой заведующей, руководитель сети оценивает их способность принимать решения, их организованность и ответственность. Именно такие первостольники могут получить шанс заместить заведующую на время ее отпуска или отъезда, приобретая при этом опыт работы на руководящей должности.
- Обучаемость
Будьте готовы к тому, что руководство обратит особое внимание на быстроту ума кандидатов, их знания и способность к обучению. А потому регулярно повышайте свой профессиональный уровень: читайте специализированную литературу и периодику, посещайте отраслевые семинары и тренинги, а затем применяйте полученные знания на практике. Учиться новому сегодня можно даже на рабочем месте – для этого существуют онлайн-тренинги и онлайн-семинары: чтобы посмотреть видеолекцию, вам потребуется 45 минут времени в день (которое можно выкроить в обеденный перерыв или между наплывами посетителей) и гаджет с выходом в Интернет.
- Инициативность
Будущая заведующая должна разумно проявлять инициативу: умение первостольника внести рационализаторское предложение приветствуется и поощряется. При этом нужно уметь не только предлагать, но и обосновывать жизнеспособность своего предложения, а, столкнувшись с критикой, – учесть замечания и продолжить работу в выбранном направлении. Не оставайтесь в стороне при решении организационных вопросов в аптеке, не бойтесь брать на себя дополнительные обязанности и браться за новые дела и проекты – это станет дополнительным плюсом в вашей характеристике.
- Умение договариваться
Заведующая аптекой – связующее звено между руководством сети и коллективом, и потому для нее очень важны умения правильно разрешать конфликтные ситуации и находить общий язык с людьми. Этот навык можно прекрасно «прокачать», общаясь с разными категориями клиентов: к каждому человеку нужен свой подход, и это справедливо как в отношении клиентов, так и в отношении руководства или коллег. Если в коллективе вы тот самый человек, которого зовут, когда надо успокоить разбушевавшегося посетителя, – будьте уверены, работа заведующей вам по плечу.
Бизнес-план нового руководства муниципальной фармацевтической сети «Городские аптеки» уже дает результаты. Каждый месяц 2021 года происходит рост выручки к аналогичным месяцам прошлого года: в апреле он составил 56%, в мае – 48%. При среднерыночном росте 10% это более чем достойный показатель для организации, находившейся в прошлом году в нескольких шагах от банкротства.
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
В 1990 г. в Пензе было 188 аптек (36 из них – будущие «Городские аптеки»), в 2010 г. – 200. Сегодня мы можем обнаружить аптеку чуть ли не на каждом углу.
У наших соседей ситуация следующая: в Саратове – 471 аптека, то есть на каждую приходится 1800 жителей, в Ульяновске – 271 аптека и примерно 2200 человек обслуживаются в одной.
В Москве на 12,6 млн официально зарегистрированных жителей действуют 4700 аптек, то есть на одну аптеку приходится в среднем 2700 человек, не считая гостей столицы.
На сегодняшний день в Пензе около 500 аптек, то есть одна аптека обслуживает примерно 1000 жителей. Большинство аптек открыто федеральными сетями.
Очевидно, что на пензенском фармацевтическом рынке царит жесточайшая конкуренция, которую федеральным сетям выдерживать проще благодаря возможностям и ресурсам.
Однако, несмотря на перенасыщенность рынка фармацевтики в городе, местной сети «Городские аптеки» удалось выстоять. Правда, не без потерь.
Еще лет десять назад функционировала 31 точка под вывеской «Городские аптеки», сейчас осталось десять. За это время муниципальное учреждение здравоохранения стало открытым акционерным обществом.
Но муниципалитет остался единственным акционером и в прошлом году способствовал принятию решения, в соответствии с которым генеральным директором ОАО «Городские аптеки» стал Алексей Рогонов.
Для справки: В 2006 г. Алексей Рогонов неожиданно для себя сменил предпринимательскую деятельность на банковскую и до 2018 г. возглавлял подразделение АО «Альфа-Банк» в Пензе. Начал работать руководителем представительства численностью в пять человек.
Организовал работу так, что уже через год возглавлял полноценный кредитно-кассовый офис «Пензенский» ОАО «Альфа-Банк». В 2014 г. численность сотрудников пензенского подразделения составляла уже 130 человек, а Рогонов стал директором розничного бизнеса ОО «Пензенский» АО «Альфа-Банк».
За 12 лет под его руководством было открыто девять направлений розничного бизнеса банка, а также три полноценных офиса банка в Пензенской области и Республике Мордовии. Кстати, Мордовия к Пензе была присоединена тоже по его инициативе.
В 2018-2020 г. Алексей Рогонов – управляющий операционным офисом, территориальный директор ОО «Пензенский» ПАО «Банк Уралсиб». За год средняя годовая прибыль отделения увеличилась в 5 раз: с 5 млн рублей до 25 млн рублей.
С ноября 2020 г. Алексей Рогонов – генеральный директор ОАО «Городские аптеки».
Депутат Пензенской городской Думы шестого и седьмого созывов по избирательному округу № 13. Председатель комиссии по бюджету и экономике. Член политической партии Единая Россия.
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА
Новый генеральный директор регулярно объезжает каждую аптеку. Он знает, что история и традиции заведений, входящих в сеть, связаны с социальной нагрузкой: изготовление препаратов по индивидуальной рецептуре, круглосуточный режим работы аптек практически в каждом районе города, доступность фармацевтики для горожан. Это необходимо сохранить и преумножить.
Алексей Рогонов предполагает, что в последние годы в связи с постоянной сменой руководства и изменением формы собственности у коллектива «Городских аптек» не было четкого понимания стратегии развития, поэтому в 2020 г. и шла речь о банкротстве.
«По моему анализу, прежнее руководство из-за того, что денег не хватало и оно не знало, откуда их взять, избрало стратегию жесткой экономии, – вспоминает и обобщает свои первые впечатления Алексей Рогонов. – Ремонты помещений не проводились десятки лет.
Аптеки были полуосвещенными – экономили электричество, вышедшие из строя лампы не меняли, не говоря о мебели и оборудовании. В режиме экономии пользовались отоплением и кондиционерами. И самая главная ошибка – экономия на людях: зарплата сотрудников давно стала ниже рынка.
Тогда у меня было чувство, будто в этих помещениях время остановилось. Концептуально и глобально инвестиции в сеть не проводились десятилетиями. Снижалась выручка, снижался товарный запас, соответственно, снижались зарплаты. Рабочего настроения в компании не было. Молодые и активные сотрудники уходили».
ЖИЗНЕННО ПОЛЕЗНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Как менеджер с большим стажем, Алексей Рогонов знает: если дела не идут, особенно в розничной сети, где 50% успеха находится в руках продавцов, нужно обратить внимание на их зарплату. Труд людей должен достойно оплачиваться, поэтому за счет дополнительных резервов он сразу поднял оклад на 15%.
Также пришлось буквально в «пожарном» режиме обеспечивать элементарную привлекательность «Городских аптек» для посетителей: в декабре 2020 г. Алексей Рогонов закупил новые светодиодные лампы на все 10 помещений, чтобы аптеки просто стали светлыми. Начал менять входные группы с учетом современного освещения.
Имеющиеся в распоряжении сети средства новый руководитель вкладывает в ее реформирование. Решение кадровых вопросов повышением окладов не ограничилось.
Одному руководителю уследить за всем объемом деятельности невозможно: 10 точек розничных продаж, производство, оптовые продажи – работа с юридическими лицами, – собственность и аренда площадей, общение с сотрудниками. А как же планы развития сети?
Была введена должность заместителя генерального директора, который взял на себя контроль над всеми бизнес-процессами аптечной сети, и должность маркетолога, который работает также и как тренер по работе с персоналом. Кадровые перемены и перестановки затронули персонал бухгалтерии, отдела лекарственного обеспечения, маркетинга.
Заместителем генерального директора с конца декабря 2020 г. в ОАО «Городские аптеки» работает Александр Бычков. В его активе – путь от фармацевта до заведующего аптекой. Работал заведующим и в федеральных сетях, а также руководил несколькими аптеками одной небольшой частной сети. Александр Бычков говорит, что на предыдущем месте работы с его приходом через полгода выручка отдельных аптек этой сети выросла в 2-3 раза, а через год еще удвоилась.
После прихода в федеральную сеть сразу был замечен руководством как опытный и амбициозный управленец, нацеленный на результат. Александр Бычков представлял интересы аптек региона на внутреннем конкурсе сети «Лучший заведующий 2019 года», в котором принимали участие самые профессиональные представители регионов России, и вошел в топ-10 этого конкурса.
С февраля 2021 г. в «Городских аптеках» была запущена новая система мотивации сотрудников, которая индивидуально привязана к активности каждого. Сколько продал, столько и получил в процентном отношении.
Мотивацию руководство рассматривает как заинтересованность каждого работника в конечном результате, посидеть за оклад – это не здесь. Приходят новые специалисты, штаты аптек постепенно обновляются.
В апреле «Городские аптеки» самостоятельно организовали и провели для всех сотрудников розницы тренинг с привлечением внешнего тренера по продажам. Сейчас штатный маркетолог в качестве тренера объезжает аптеки.
Вкладываются средства в товарный запас, сейчас он увеличен более чем на 40% по сравнению с декабрем 2020 г. Идет работа над расширением ассортимента: чтобы конкурировать с федеральными сетями, он должен быть увеличен в 1,5-2 раза.
На базе проведенного маркетингового исследования разработан новый стиль бренда «Городские аптеки», так называемый логобук: единые стандарты по цветам, шрифтам, вывескам. Новой спецодеждой уже обеспечен весь коллектив.
Жителей города ждет встреча не только с новым логотипом и эмблемой сети. Выбрано лицо бренда. Им стала известная телеведущая Лариса Офицерова.
Сейчас завершается ремонт центрального помещения сети – аптеки на улице Циолковского, 22.
Это юридический адрес организации, место дислокации административной части. Здесь будет оборудован и кабинет офтальмолога, и современная оптика. Следующий масштабный ремонт планируется провести в аптеке на пр. Строителей, 35.
Переформатирована деятельность по линии информационных технологий. Аптеки обеспечены современными компьютерами, оргтехникой, установлены видеокамеры как для контроля работы фармацевтов, так и для сохранности материальных ценностей, безопасности сотрудников и посетителей.
Заключено соглашение с федеральным сайтом справочной службы «Справмедика» с целью трансляции в сети интернет цен и наличия препаратов в «Городских аптеках». Разрабатывается продвижение бренда в социальных сетях. У аптечной сети в XXI веке даже не было своего сайта!
Принято решение о создании справочной службы с единым телефонным номером, а не десятком номеров, которые сложно запомнить. Новый многоканальный номер «Городских аптек»: 23-63-63.
ГОРОДСКИЕ АПТЕКИ НА ПУТИ К ЭФФЕКТИВНОСТИ
Новое руководство «Городских аптек» намерено развивать наряду с продажей готовых лекарств следующие направления: изготовление и продажа экстемпоральных препаратов по заказу населения и предприятий, продажа и изготовление очков, продажа линз, ремонт очков, а также продажи в области парафармацевтики – ортопедических и косметических товаров.
Рост выручки больше чем на 50% произошел, как и предполагалось, после реализации первых мер. Но выросла и расходная часть – вложения в ассортимент, благоустройство, имидж. Несмотря на интенсивную работу с действующими аптеками, в этом году планируется открытие новых точек.
По словам Алексея Рогонова, сейчас модернизируется вся система, структурируются и унифицируются все процессы организации.
«Мы же муниципальная сеть, есть законные основания использовать для развития административный ресурс, – оценивает перспективы Алексей Рогонов. – Надо, чтобы и коммерция была, и социальная составляющая, рынок-то живой. Нам бы немного встать на ноги, нарастить жирок – мы бы проводили социальные акции, например, проверку зрения, измерение давления и другие».
Бизнес-план нового руководства «Городских аптек» рассчитан на 24 месяца, к 2023 г. сеть должна выйти на прибыль. Есть основания предполагать, что так и будет.
Люди, приходящие на собеседование, как отмечает Алексей Рогонов, смотрят, слушают и говорят: «У вас здесь интересно, видно, что есть развитие, давно с таким не сталкивался». Многие добавляют: «Остаюсь».
Управление муниципальным имуществом тоже может быть эффективным.
Автор Екатерина Комовская
Статья опубликована в газете «Улица Московская»