Руководство музеев московского кремля

Музеи Московского Кремля

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Музеи Московского Кремля — государственное музейное учреждение. В него входят Оружейная палата и архитектурный ансамбль Соборной площади, а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. История формирования, развития и деятельности музея в Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды героической борьбы за сохранение национальных реликвий, провалы, забвение и возрождение. История музея в Кремле, в самом сердце страны всегда неразрывно связана с историей Российского государства. Музей-сокровищница, хранящая государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти.

Руководство Музеев Московского Кремля

Гагарина Елена Юрьевна
Генеральный директор Музеев Московского Кремля

Баталов Андрей Леонидович
Заместитель генерального директора по научной работе

Дмитриева Ольга Владимировна
Заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации Музеев Московского Кремля

Афанасьева Наталья Федоровна
Заместитель генерального директора по хранению, учету и реставрации

Гречишникова Ирина Алексеевна
Заместитель генерального директора по финансам

Миронова Ольга Ивановна
Советник генерального директора

Воротникова Ирина Анатольевна
Ученый секретарь Музеев Московского Кремля


30 ноября 2019 года для посетителей открылась выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник», приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения царя. Экспозиция демонстрирует значимость и революционный характер преобразований Петра в деле покровительства искусству и наукам. Здесь же представлены ювелирные украшения, подаренные зарубежными дипломатами. Экспонаты были собраны из Германии, Великобритании, Нидерландов.

10 марта 1806 года Александр I выпустил указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Постановлением император завершил процесс преобразования царских хранилищ в общедоступный государственный музей.

Связанные новости и события

  • 30.11.2019

    В Музеях Московского Кремля, 30 ноября 2019 года для посетителей открылась масштабная выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник», приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения царя. Экспозиция демонстрирует значимость и революционный характер преобразований Петра в деле покровительства искусству и наукам. Здесь же представлены ювелирные украшения, подаренные императору зарубежными дипломатами. Экспонаты были собраны в Германии, Великобритании, Нидерландов.

  • 30.11.2018

    Всероссийское онлайн-голосование «Мой любимый музей», завершилось 30 ноября 2018 года. Победителем народного рейтинга стал музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в Московской области, за который в интернете было отдано максимальное количество голосов.

Музеи Московского Кремля

ЗАКРЫТЬ X

  • Музеи Московского Кремля

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ»



  Действующая организация

ОГРН 1027739029856  

ИНН 7704017525  

КПП 770401001  

ОКПО 02174773  

Дата регистрации

1 августа 1994 года

Юридический адрес

103073, г. Москва, ул. Кремль

Организационно-правовая форма

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Специальный налоговый режим

Не применяется?

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ - Гагарина Елена Юрьевна

Учредитель

Российская Федерация

с 6 июля 2016 г.

Среднесписочная численность работников

Нет сведений?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Не входит в реестр

Федресурс

Организация не опубликовала ни одного сообщения

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве

Санкции

  Не входит в санкционные списки


Оценка надежности

Очень высокая оценка надежности

Признаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Преимущества (10)
  • Недостатки (0)
  •   Долгое время работы

    Организация зарегистрирована 29 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам

  •   Имеются лицензии

    Организацией получены несколько лицензий, что является признаком высокой надежности контрагента

  •   Правообладатель

    По данным Роспатента, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ обладает исключительными правами на несколько товарных знаков

  •   Участник системы госзакупок — поставщик

    Организация поставила товаров или оказала услуг на сумму более 63,6 млн руб.

  •   Участник системы госзакупок — заказчик

    Организация заказала товаров или услуг на сумму более 8,2 млрд руб.

  •   Не входит в реестр недобросовестных поставщиков

    По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков

  •   Нет связей с дисквалифицированными лицами

    По данным ФНС, в состав исполнительных органов организации не входят дисквалифицированные лица

  •   Нет массовых руководителей и учредителей

    Руководители и учредители МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не включены в реестры массовых руководителей и массовых учредителей ФНС

  •   Нет сообщений о банкротстве

    В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве организации

  •   Нет долгов по исполнительным производствам

    По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении организации отсутствуют

Недостатков не обнаружено

Реквизиты

ОГРН? 1027739029856    от 1 августа 2002 года
ИНН? 7704017525  
КПП? 770401001  
ОКПО? 02174773  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1027739029856 от 1 августа 2002 года

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087104022876 от 26 июля 2006 года

Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №3 по г. Москве и Московской области муниципальный район Хамовники г. Москвы

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 770700033677011 от 21 сентября 2009 года

Филиал №1 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Коды статистики

Код ОКОГУ? 1321000  

Министерство культуры Российской Федерации

Код ОКОПФ? 75103  

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Код ОКФС? 12  

Федеральная собственность

Код ОКАТО? 45286585000  

Тверской

Код ОКТМО? 45382000000  

муниципальный округ Тверской

Код КЛАДР? 770000000004242  

Контакты

Адрес

103073, г. Москва, ул. Кремль

Показать на карте


Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

91.02 Деятельность музеев?
47.77.1 Торговля розничная часами в специализированных магазинах
47.77.2 Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах
47.65 Торговля розничная играми и игрушками в специализированных магазинах
47.78.3 Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов
91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры
46.90 Торговля оптовая неспециализированная
47.61 Торговля розничная книгами в специализированных магазинах
18.12 Прочие виды полиграфической деятельности
90.03 Деятельность в области художественного творчества

Финансовая отчетность МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ?

Руководитель МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Генеральный директор Гагарина Елена Юрьевна

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестры массовых руководителей и учредителей

Учредитель

  • РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (1)

Связи

Не найдено ни одной связи по руководителю

Учредитель МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ также является руководителем или учредителем 133 других организаций

1. ФГУП «КИНОКОНЦЕРН «МОСФИЛЬМ»
119285, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

2. ФГУП «ГОСРЕСТАВРАЦИЯ»
119034, г. Москва, пер. Турчанинов, д. 6
Строительство жилых и нежилых зданий

3. ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Газеты Звезда, д. 18
Образование высшее

4. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В.Д. ПОЛЕНОВА
301011, Тульская область, Заокский район, с. Страхово
Деятельность музеев

Учредитель — МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

5. ТЕАТР ИМ. ФЕДОРА ВОЛКОВА
150000, Ярославская область, г. Ярославль, пл. Волкова, д. 1
Деятельность в области исполнительских искусств

Учредитель — МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не является управляющей организацией

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не является учредителем других организаций

Лицензии

Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, организацией МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ были получены 3 лицензии

Источники данных

  • ЕГРЮЛ (2)
  • Роскомнадзор (СМИ) (1)

Товарные знаки

Согласно данным Роспатента, организация обладает исключительными правами на 5 товарных знаков

Сообщения на Федресурсе

Организация МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не опубликовала и не является участником ни одного сообщения на Федресурсе

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ является активным участником системы государственных закупок

Заказчик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 1043 4,5 млрд руб.
44-ФЗ 617 1,3 млрд руб.
223-ФЗ 2317 2,3 млрд руб.

Поставщик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 20 5,4 млн руб.
44-ФЗ 37 20,6 млн руб.
223-ФЗ 6 37,7 млн руб.

Проверки МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении организации МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ инициировано 17 проверок

Без нарушений

С нарушениями

Нет сведений о результатах

  • Последняя проверка
  • Предстоящие проверки (0)

№ 77220063169203772706 от 11 октября 2022 года

Профилактический визит

Орган контроля (надзора), проводящий проверку

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ № 20 МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Правовое основание проведения проверки

(ФЗ 248) В связи с отношением объектов контроля к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска

Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 2 судебных дела с участием МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Истец

Ответчик

Третье / иное лицо

Последнее дело

№ А40-76495/2019 от 26 марта 2019 года

Экономические споры по гражданским правоотношениям

Ответчики

Исполнительные производства

  Нет сведений об открытых в отношении МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

Вакансии

Мы смогли найти информацию о 1 вакансии от МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Самые популярные вакансии

  • экскурсовод (1)

Последняя вакансия

Обязанности

Проведение экскурсионных программ по всему комплексу музея

Освоение новых программ экскурсоведения по выставочным проектам

Экскурсионно-лекционная работа по детским и  культурно — образовательным программам 

Совершенствование методики передачи материала

Участие в научно — исследовательской деятельности музея 

Дополнительная информация

Для успешного кандидата, соответствующего требованиям вакансии, предусматриваются  консультации  с методистом музея  по экспозиции музея   

Общие требования

Навыки ораторского искусства, эрудированность, грамотная и четкая речь, коммуникабельност, обучаемость, стрессоустойчивость, приятная внешность, дисциплинированность, приветствуется свободное владение инстранными языками   

Требования к образованию

Высшее

Зарплата от 53000 руб.

Опубликовано 15 февраля 2023 года

История изменений

01.08.1994

Регистрация юридического лица

01.08.2002

Присвоен ОГРН 1027739029856

26.07.2006

Регистрация в ПФР, присвоен регистрационный номер 087104022876

Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №3 по г. Москве и Московской области муниципальный район Хамовники г.Москвы

21.09.2009

Регистрация в ФСС, присвоен регистрационный номер 770700033677011

Филиал №1 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

07.07.2016

Удалена запись об учредителе МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

Удалена запись об учредителе ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Российская Федерация становится новым учредителем организации

Согласно данным ЕГРЮЛ, организация МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — или ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» — зарегистрирована 1 августа 1994 года по адресу 103073, г. Москва, ул. Кремль. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1027739029856, ИНН 7704017525, КПП 770401001. Регистрационный номер в ПФР — 087104022876, регистрационный номер в ФСС — 770700033677011. Организационно-правовой формой является «Федеральные государственные бюджетные учреждения», а формой собственности — «Федеральная собственность».

Основным видом деятельности организации МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ является «Деятельность музеев». Организация также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры», «Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах», «Деятельность в области художественного творчества», «Торговля оптовая неспециализированная», «Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов» и других.

Генеральный директор — Гагарина Елена Юрьевна.

На 23 апреля 2023 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО «СПЕЦГРУЗ»

Деятельность автомобильного грузового транспорта

г. Челябинск
ООО «ЛИДЕР»

Строительство жилых и нежилых зданий

г. Москва
ООО «АУРА»

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

г. Казань
ООО «ТК ЭКСПРЕСС48»

Деятельность автомобильного грузового транспорта

г. Липецк
ООО «МОДУЛЬ ФРЭЙМ»

Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий

Воронежская Область

12 апреля 2001 г. во время визита в Звездный городок Владимир Путин назначил дочь первого советского космонавта Елену Гагарину директором Музеев Кремля – второго по посещаемости в России (после Эрмитажа) и 18-го в мире музейного комплекса. В 2019 г. в нем побывало более 3 млн человек.

В прошлом году Музеи Кремля, как все музеи, пострадали от пандемии и понесли серьезные финансовые потери – посетителей стало в 6 раз меньше. Но музей начинает возвращаться к привычной жизни и открывает сразу две крупные выставки – российских ювелирных шедевров конца XIX – начала XX вв. и русской резной кости XVIII–XIX вв. В интервью «Ведомостям» Гагарина рассказала, как планирует воплощать отложенные планы.

– В прошлом году вы получили в дар архив Фаберже и коллекцию русской резной кости. Насколько важны сегодня в жизни музея меценаты?

– Нынешний дар от Михаила Юрьевича Карисалова – очень важная коллекция, одна из лучших. Ее собирала в Петербурге еще его мама, тесно общаясь с сотрудниками Эрмитажа и Русского музея. Такое сотрудничество дает не только представление о каких-то важных навыках – например, как следует правильно собирать коллекцию, – но и создает круг общения, где говорят на профессиональном языке.

Так случилось и с архивом Фаберже, который мы получили, невзирая на пандемию и жесткие ограничения по перемещению между странами. Татьяна Фаберже, правнучка придворного ювелира, завещала архив своей давней подруге Елене Розановой-Савари с условием, что Елена Валентиновна передаст его в музей и архив станет доступным для исследователей. Она связалась с нами, и нам с большим трудом, но удалось организовать вывоз архива из Швейцарии в Москву.

Связь музея с коллекционерами очень важна, так же как и с арт-дилерами, многие из которых тоже собирают уникальные вещи. Меценаты часто не только дарят что-то свое, но и покупают предметы в коллекцию специально для нас. И арт-дилеры тоже не только продают, но и дарят нам что-то.

– В последние годы наблюдается прямо-таки всплеск меценатства: о дарах отчитываются все, от Третьяковки до Русского музея. С чем этот подъем связан, по вашему мнению?

Родилась в 1959 г. в городе Заполярный. Окончила исторический факультет МГУ по специальности «историк искусства». Кандидат искусствоведения

1981

хранитель английской графики, заместитель заведующего отделом графики по хранению ГМИИ им. Пушкина

2001

генеральный директор ФГУП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

2005

вошла в комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

– Это предсказуемо. Уже прошло время, когда наши меценаты собирали коллекции исключительно для себя, для своего удовольствия. Коллекционировали то, что необходимо было для удовлетворения своих художественных интересов и пристрастий. Так происходит всегда: в определенный момент человек понимает, что коллекция, которой он обладает, является собранием высокого качества, и он начинает испытывать потребность в том, чтобы она была доступна и другим людям. Также меценаты понимают, что, когда они уйдут, в руках наследников коллекция может распылиться. А этого не хотелось бы. Все части коллекции хорошо дополняют друг друга, и без такого собрания невозможно изучение памятников. Не бывает так, чтобы коллекционер внезапно утратил любовь к собранию или понял, что оно ему больше не интересно. Мы прекрасно знаем, что в основном или продают вещи, не являющиеся важными для коллекции, или их реализуют наследники, или же продают, когда происходит какой-то финансовый крах.

Известно, например, что коллекцию [галерею] импрессионистов и постимпрессионистов Щукина посещали и художники, и студенты – это была первая открытая коллекция едва ли не в мире. Вслед за ним свои двери стали открывать для публики другие люди. И сейчас это стало нормой. Когда приезжаешь куда-либо знакомиться с коллекционерами, они бывают счастливы показать свое собрание, охотно дают вещи на выставки.

– Это чаще на Западе происходит.

– Пока да, но ведь 20 лет назад невозможно было представить, чтобы кто-то подарил музею свою коллекцию. Это были единичные случаи, а сейчас происходит часто.

– Вы говорите все-таки об одной стороне медали – о настоящих коллекционерах-исследователях. Но сейчас много и таких, что вступают в отношения с музеями ради собственного имиджа, или просто коллекционеров-инвесторов. Это тоже норма?

– Думаю, что это очень и очень побочный эффект. Любой состоятельный человек чувствует социальную ответственность перед обществом, и, что бы кто ни говорил, думаю, что это скорее не стремление к имиджу, а желание участвовать таким образом в социальной жизни. Кроме того, содержать коллекцию очень сложно и дорого, все это понимают. А для того чтобы собрать достойную коллекцию, нужно обладать не только финансовыми ресурсами, но и многими знаниями. Поэтому продемонстрировать свои знания, умение, вкус, показать это тем, кто разбирается, может понять и уровень, и качество, тоже очень важно.

– Музеи Кремля часто одаривают?

– К сожалению, редко. Это связано с особенностью нашей коллекции: это сокровищница, и все, что здесь хранится, имеет отношение к жизни в Кремле. Поэтому нам сложно не только получать, но и покупать.

«Министерство считает, что у нас достаточно своих средств»

– Вы как-то говорили, что музей сам покупает вещи на собственные заработанные средства.

– Да, покупаем либо сами, либо на деньги наших спонсоров. Мы не получаем средств от Министерства культуры на покупку экспонатов. Вообще, наш музей очень скудно министерством финансируется.

– С чем связано ограниченное государственное финансирование Музеев Кремля?

– Министерство считает, что у нас достаточно своих средств, и мы хорошо ведем свою финансовую политику, поэтому и не нуждаемся.

– Министерство, как я знаю, вроде особенно и не вмешивается в ваши дела в отличие от беспрестанных окриков в адрес других музеев. Это так?

– Потому что те задачи, которые нам ставились – и по посещаемости, и по уровню зарплат, и по уровню доходов и т. д., – мы выполняли любыми возможными способами. Хотя, должна сказать, это было очень тяжело.

Мы не коммерческая структура, ведем точно такую же отчетность, как и все остальные музеи, мы бюджетное учреждение. И у нас были точно такие же финансовые проверки, как и у всех остальных, может быть, даже и чаще.

– Как вы оцениваете изменения в культурной политике государства в XXI в.?

– Мне трудно что-либо сказать о культурной политике в целом. Мне кажется, что, к сожалению, все крупные учреждения культуры работают по своим собственным планам. Наши планы, конечно, являются частью программы Министерства культуры, но лишь очень малой. И те большие проекты, которыми занимается министерство, связаны, прежде всего, со строительством новых зданий. Потому что на протяжении XX в. для музеев не строилось почти ничего. Это первое, и это очень важно.

Во-вторых, перекрестные программы годов культуры с другими странами, которые проводит министерство, тоже достаточно сложная история. Мы и наши партнеры не всегда готовы к тому, чтобы проводить эти мероприятия. Мы сами делаем программы, но не специально к какому-то «году». Иногда получается, что наши планы совпадают, но программу выставок, которые проходят по стране, мы формируем сами.

В связи с политической ситуацией последних лет нам непросто проводить выставки в Европе, в основном мы организуем их в Азии и в России. Америка для нас вообще закрыта. Поэтому достаточно трудно говорить о том, что существует выверенная политика нашей культурной экспансии, как это было в конце 1980-х и в 1990-х гг. – тогда все действительно очень серьезно продвигалось. Есть и политические, и финансовые причины. Поэтому Министерство культуры делает, конечно, все возможное, чтобы мы активно осуществляли различные творческие планы, но это часто нуждается в серьезной финансовой поддержке, которую оно не в силах оказать. Вы знаете, что наше министерство – это самый скудно финансируемый сектор, и чаще нами занимаются меценаты и местные власти.

– Как вы провели карантин?

– Поскольку мы были закрыты на протяжении пяти месяцев в общей сложности, а в этом году центр Москвы дважды был закрыт в связи с известными событиями (акции в поддержку Алексея Навального. – «Ведомости»), финансовое положение у нас, конечно, очень сложное. Сейчас мы работаем только с индивидуальными посетителями, доходов у музея, прямо скажем, практически нет.

– Как ни подсчитывай, и так понятно, что раньше мы принимали 3 млн человек в год, а в 2020-м и до 500 000 не дотянули.

Новая коллекция

Собрание русской резной кости Музеям Кремля подарил предправления, генеральный директор ООО «Сибур» Михаил Карисалов и его супруга Елена. Карисалов – один из самых известных российских меценатов, в 2019 г. российский Минкульт назвал его «Меценатом года». Он регулярно дарит ведущим отечественным музеям крупные фрагменты своих коллекций – так, в прошлом году благодаря ему в Пушкинском музее появилось более 100 предметов античного искусства. Свою коллекцию резной кости, в которой есть в том числе ларцы из моржового клыка и бивня мамонта, атрибутируемые началом XVIII в., Карисаловы подарили Музеям Кремля.

«Это иллюзия, что к нам трудно попасть»

– Вы находитесь на территории режимного объекта. Это сильно затрудняет работу и прием посетителей?

– Я бы так не сказала. Это вообще иллюзия, что к нам трудно попасть. Основной дискомфорт – это то, что Музеи Кремля обладают очень небольшими площадями. Поэтому у нас есть ограничения по посещению, и это касается не только Оружейной палаты, но и Соборной площади. Посетители ведь приходят не просто погулять по Кремлю, а в совершенно определенные места – это Соборная площадь с церквями и соборами и Оружейная палата. Здесь у нас есть нормы, которые мы не можем увеличивать. Но благодаря тому, что с комендатурой Кремля у нас очень хорошие отношения, мы в туристический сезон договариваемся, чтобы посетителей пускали на час раньше и закрывали музей на час позже по сравнению с тем временем, когда у нас наплыва нет.

Кремль – резиденция президента России, здесь есть определенные правила, и мы их соблюдаем.

– Существует ли в сознании ваших посетителей вопрос о разделении Кремля – как самодостаточной архитектурной формы и резиденции президента и непосредственно музея?

– У нас второй по посещаемости в стране музей после Эрмитажа. Наверное, в общественном сознании Музеи Кремля все же существуют как музей.

Впрочем, так было не всегда. 20 лет назад никто вообще не знал, что в Кремле есть музеи. Но мы проделали за это время огромную работу, и сейчас хорошо известно, что музеи в Кремле есть, что здесь интересно, что регулярно проходят выставки.

– Кстати, поздравляем вас с 20-летием на посту директора музея.

– Одной из ваших первых задач 20 лет назад было донести до публики наличие музея в Кремле?

– Нет, у меня такой задачи не было. В любом случае Кремль – это всегда символ власти. Когда вы видите в новостях картинку с кремлевскими башнями, то понимаете, что сейчас речь пойдет о государственной политике. И, несмотря на то что башни – такой же замечательный памятник, как соборы, Оружейная палата, Сенат и Большой Кремлевский дворец, вы прежде всего ассоциируете Кремль с властью.

Но другое дело, что Кремль – это еще и хранилище исторической памяти, хранилище культурных ценностей высочайшего уровня, и в Кремле есть многие коллекции, аналогов которым в мире не существует. Поэтому мне казалось, что моей задачей является вывести эти памятники на международную арену и привлечь сюда разного рода аудиторию, не только иностранную, но и наших граждан.

– Все ли задачи, которые вы ставили себе тогда, выполнены?

– Вы знаете, что у нас стройка на Красной площади. Мы надеемся, что она в ближайшее время завершится и мы переедем. Хотя здесь, в Кремле, все музейные здания останутся и будут доступны. И появятся другого рода экспозиции. Музей остро нуждается в новых площадях. И не только для того, чтобы адекватно показывать коллекции, которые у нас есть, но и для того, чтобы делать новые выставочные проекты – более масштабные, разнообразные. И мы готовы к этому.

– По проекту строительство вашего нового здания должно было закончиться в конце 2019 г., а в 2020-м вы должны были уже переехать. Что произошло и какой график сейчас?

– Да, так было. К сожалению, многие стройки затягиваются. Сейчас планируется, что все строительные работы будут завершены к концу 2022 г. и дальше начнется пуско-наладка и проверка всех инженерных систем. И, как только они будут в рабочем состоянии, мы сможем переезжать.

– На переезд может уйти где-то год?

где-то год? – Нет, я так не думаю. Потому что мы переедем в полностью готовое здание – со всеми витринами, со всей навигацией, которая там уже будет. Мы очень активно работаем сейчас, и виртуально уже все рассчитано. И, например, когда мы показываем чертежи витрин наших выставочных залов, контрагенты удивляются и говорят, что они никогда в жизни такого не видели. Поэтому, если они не совершат никаких ошибок и сделают все точно по расчетам, которые мы произвели, мы переместим экспонаты из одного места в другое достаточно оперативно.

– Слышал, что вы сами делали концепцию новых выставочных площадей и не привлекали дизайн-бюро со стороны.

– Всё сами. Зачем нам привлекать бюро? Это привычная мировая практика, но в результате все всегда получается не так. Как люди, которые не знают музей изнутри, могут сделать правильно? Мы работаем с архитекторами, дизайнерами, и нам довольно трудно было найти общий язык. А представляете себе – была бы еще организация, которая диктует свое видение архитекторам, дизайнерам, с одной стороны, а с другой – музейным сотрудникам. Плюс еще есть строители. Это уже просто неразбериха.

«Дайте нам пространство для современного искусства»

– Для вас есть в мире примеры образцовых музеев?

– У меня есть любимые музеи, но образцовых на свете не существует. Я люблю небольшие. Например, когда бываю в Нью-Йорке, всегда прихожу смотреть коллекцию Фрик. Когда я бываю в Париже – хожу в Музей Родена и Жакмар-Андре.

– В рамках сегодняшней выставки «Фаберже и Рюкерт. Шедевры русской эмали» на Соборной площади появилась скульптура современного художника Григория Орехова…

– Это не в рамках выставки. Это такой оммаж одному из участников, который отсылает нас к тому, что делают современные художники сегодня, каким образом в их сознании интерпретируется образ Пасхи, поскольку большинство тех предметов, что мы показываем, были созданы в связи с пасхальными праздниками. Мне кажется, что объект привлекает посетителей, прежде всего молодежную аудиторию.

– На моей памяти это первый объект contemporary art, появившийся в Кремле. Как вы лично относитесь к современному искусству и собираетесь ли далее работать с актуальными авторами?

– Если говорить о Соборной площади, то – да, это первая современная скульптура, которую мы здесь ставим. В наших маленьких залах актуальное искусство показывать практически невозможно.

Я лично отношусь к нему с большим любопытством. Не знаю, как может быть иначе. Может быть, у меня имидж такой, что я плохо отношусь к современному искусству, но это совсем не так. (Смеется.) Мне по большей части очень интересно смотреть, что выставляют галереи, «Гараж», Третьяковка, Пушкинский музей…

– Да. Но в Эрмитаже почему-то все время с этим связаны скандалы, хотя это неправильно. Музей не может жить без современных художников. Но современные художники ориентируются не только на то, чтобы пробуждать в вас прекрасные и возвышенные чувства. XXI век стимулирует совершенно другое отношение к жизни и к искусству. И это, к сожалению, теми, кто критикует Эрмитаж, не принимается во внимание. Мне кажется, что Эрмитаж совершенно верно взял линию на то, чтобы регулярно показывать выставки известных западных и восточных художников, без этого развитие ни одного музея невозможно.

Что касается нас, то дайте нам сначала получить пространство, в котором можно показывать современное искусство, а там уж мы будем готовы к самому разному сотрудничеству.

– У вас есть любимые современники?

– Конечно. Например, Таус Махачева, которая занимается видеоартом. Она делает очень интересные вещи, всегда для меня совершенно неожиданные. Люблю классиков, которых и так все знают, от Эрика Булатова до Павла Пепперштейна.

О тяжелом московском климате, своей несклонности к ностальгии, любви к хорошей еде, перспективах воссоздания утраченных исторических и архитектурных памятников и о Кремле как физическом и сакральном центре власти в России.

Я родилась…

… и выросла в Звездном городке, где можно было ходить на любые дополнительные занятия, как в любой советской школе. У нас не было Дворца пионеров, но был Дом офицеров с различными кружками, и при школе были кружки, разные спортивные секции. Поэтому я не помню, чтобы в нашем детстве хотя бы минуту мы проводили, не будучи заняты чем-то важным и полезным.

Историей искусства я серьезно увлеклась только лет в четырнадцать. До этого возраста я понимала, что буду заниматься гуманитарными науками, но действительно серьезно начала это делать в четырнадцать. И должна сказать, что ни разу в жизни не пожалела, потому что мне кажется, что интерес к проблемам, которые поднимает любое произведение искусства, настолько всеобъемлющий, что эта профессия не является чем-то отдельным. Искусствоведение — это образ жизни.

У нас в семье у всех разные профессии. Мама была врачом, моя сестра — экономист, я — историк искусства. Нас воспитывали таким образом, что каждый человек должен заниматься тем, что ему интересно.

Наши родители, конечно, были людьми, принадлежавшими к военной элите. Они не только очень много знали, не только многое умели, но и, мне казалось, могли осуществить все, что ими задумывалось. В Звездном городке живут не только космонавты, но и военные летчики, в том числе и испытатели. Это очень сложные профессии, которые требуют не только знаний и умений, но и большого личного мужества. И, конечно, мы в детстве ими восхищались, абсолютно всеми, неважно, готовились ли будущие космонавты к полетам или уже слетали и готовились к чему-то еще. Хотя дома не было принято говорить на темы, связанные с работой мужчин, но тем не менее какие-то разговоры мы в детстве, конечно, слышали.

Сейчас живу…

В Хамовниках. Я жила в совершенно разных местах в Москве, часто переезжала. Когда только поступила на истфак МГУ и переехала из Звездного городка в Москву, жила в квартире мамы недалеко от Хамовников и Плющихи — в Неопалимовском переулке. Центр Москвы сейчас — это очень удобное и красивое место, и оно за последние двадцать или тридцать лет преобразилось необычайно. Хотя здесь исчезли некоторые старые дома, в том числе деревянные, которые я любила.

Любимый район…

Люблю районы в центре с деревянными домами, в том числе сохранившимися в пожаре Москвы 1812 года. Такие дома есть в Денежном переулке, в районе Басманной много очень красивых деревянных домов. Даже в переулках Остоженки есть деревянные дома. И очень печально, когда ты видишь, что еще не все приведено в порядок — есть церкви, которые разрушаются, есть в том числе деревянные дома, которые нуждаются в серьезных реставрационных работах. Но тем не менее благодаря этому Москва имеет свой особенный облик.

Гулять в Москве очень приятно, я очень много хожу пешком. В основном в центре: если есть время, мы вечером возвращаемся из театра, с какого-нибудь концерта или мероприятия — я предпочитаю пройтись пешком. Это большое удовольствие. Но я не люблю ходить ради гулянья, просто фланировать: нужна определенная цель. Куда-то идти или возвращаться, и это может быть достаточно протяженный маршрут. Но просто бесцельно пойти погулять мне даже в голову не приходит.

Рестораны и бары…

Не все люди признаются, что они любят есть. Все говорят о том, что они едят очень аккуратно, соблюдают всякие правила, диеты. Нет, я люблю есть, люблю самые разные места, и когда в Москве открывается что-то новое, если у меня есть время, стараюсь посетить это заведение. Приятно, что открывается много рыбных мест, баров. Рестораторы в Москве всегда стараются вас удивить, потому что публика тут избалованная, в хорошем смысле, и зайти оценить всегда бывает любопытно. Я даже знаю итальянцев, которые уверяют, что лучшие итальянские рестораны — в Москве. При этом я не хочу сказать, что это всегда те места, которые открывают наши известные рестораторы. Часто это бывают маленькие, камерные заведения, куда можно пойти и приятно провести время, где не очень большое меню, но часто очень изысканное.

Место, куда давно хочу съездить, но никак не получается…

В Москве масса очень интересных мест. Например, очень многие посольские особняки, которые раньше нельзя было посетить, сейчас открыты. И мы знаем, что теперь существует такая возможность, когда посольства раз в год открывают свои особняки, туда можно прийти, посмотреть (по предварительной записи. — «Москвич Mag»), все их приводят в порядок. Если говорить о том, что хотелось бы посетить, то посольские особняки всегда очень интересны. Тем более что наше ГлавУпДК (Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ. — «Москвич Mag») очень много сил и средств вкладывает в то, чтобы все они были в достойном состоянии, проводит их научную реставрацию. Недавно реставрировалось посольство Французской Республики (Большая Якиманка, 45. — «Москвич Mag»), на Софийской набережной была отреставрирована резиденция посла Великобритании. Я уже не говорю о роскошном австралийском посольстве (резиденция посла Австралии, особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке. — «Москвич Mag») в стиле ар-деко, куда очень приятно приходить.

Мое отношение к Москве менялось…

Я вообще не склонна к ностальгии. И все положительные перемены мне нравятся и приятны. Должна сказать, что Москва становится комфортным городом. В моей юности Москва была совершенно другой: то, что было в семидесятые, восьмидесятые годы, не имеет ничего общего с тем, что мы видим сейчас. Тогда особенно некуда было ходить. Ну в Доме кино был ресторан с достаточно простой, советской кухней, в котором сидели все — одно из мест, где встречалась московская интеллигенция, Дом ученых, но он сейчас очень испортился. Насколько некомфортно было в Москве в советские времена — знает каждый, кто здесь жил. Конечно, осталось то, от чего мы избавиться не можем — климат. Он у нас тяжелый.

Москвичи отличаются от жителей других городов…

Москвичи живут в абсолютно другом ритме — у них иной темп жизни. Москвичи все делают достаточно быстро, быстро решают проблемы, потому что здесь их много и надо все время успевать встраиваться в такую динамичную систему жизни. Мне это симпатично, нравится, но далеко не все люди могут к этому приспособиться. Когда ты приезжаешь в провинцию, там все происходит совсем иначе. И я не хочу сказать, что это плохо. Мне в этих условиях тоже комфортно находиться, но недолго. При этом не хотелось бы, чтобы слову «провинция» придавалось какое-то отрицательное значение. Русскую провинцию я очень люблю, но я там долго не могу. Мне нужно успевать быстро все делать.

Но в регионах все-таки ситуация меняется. И когда ты много ездишь по стране, то видишь, что местные власти прилагают невероятные усилия для того, чтобы не только крупные, но и малые города привести в порядок. Есть федеральная программа преобразования малых городов, в которой работают очень симпатичные молодые архитекторы и бюро. Они делают красивую новую декорацию для этих городов (с сохранением исторической городской среды), и город приобретает абсолютно другой вид и просто начинает звучать оптимистично.

Вот, например, есть такой город Сатка в Челябинской области — это совершенно потрясающе. Там ничего не разрушено, просто сделано несколько новых площадей, роскошные инсталляции на дорогах, новые остановки для общественного транспорта и светофоры. Это небольшой город, и все это фантастически красиво, потому что светофоры сделаны в виде красных стволов деревьев без листьев, все эти старые стоянки закрыты металлическими конструкциями в виде красивых деревьев с птичками, удобные бордюры, и ты ходишь по городу, наслаждаясь этими прекрасными декорациями, которые придуманы художниками. Люди, которые там живут, начинают совершенно по-другому мыслить, там открываются художественные школы, проводят художественные конкурсы, и вокруг всего этого начинает складываться другая жизнь. И я знаю, что это не единственное такое место.

В Москве лучше, чем в Париже, Лондоне, Нью-Йорке или Берлине…

Каждый из этих городов имеет свое лицо, их невозможно сравнивать. Никто не будет сравнивать Рим и Лондон, хотя и там, и там очень много замечательных произведений искусства, можно прекрасно пообедать и погулять. Но они настолько разные, что сравнение просто неуместно. Когда ты приезжаешь в Москву — понимаешь, что этот город в определенный момент в XX веке был преобразован согласно очень серьезному плану. Сталинский план реконструкции Москвы очень заметен — здесь широкие улицы, здесь высотки, которые дают городу очень важные ориентиры и определяют его облик.

И вообще у нас очень много сталинской архитектуры, которую принято было ругать, но на самом деле ругают ее зря. Она очень и очень достойная. И то, что делает структуру города — это результаты  преобразований, сделанных в сталинские времена. Невозможно себе сейчас представить Париж, каким он был до барона Османа, потому что сейчас Париж — это бульвары. Без них и некоторых зданий, построенных тогда для того, чтобы тоже обозначить какие-то ориентиры, привычный нам образ Парижа рассыпается. Хотя в Париже есть и замечательная средневековая архитектура, и интересная современная, но все это не всегда гармонично сосуществует вместе в одном пространстве.

Что касается жилья, то мне кажется, что в сталинских домах лучшие квартиры. В историческом центре с плотными кварталами и узкими улицами приятно гулять, но жить, наверное, там не так хорошо, мне кажется. Потому что все-таки Москва конца XIX — начала XX века — это многоэтажные доходные дома, которые были очень распространены в Москве. Думаю, они не очень комфортны для житья сейчас. Они приспособлены к совершенно другому образу жизни, совершенно иному быту и жизненному укладу, и для современного человека там не очень комфортно. Это мое мнение, может быть, я не права.

В Москве центр города, конечно, сильно отличается от окраин. Окраины застраиваются довольно уродливыми торговыми центрами и «человейниками» — ничего более ужасного представить себе невозможно, и это печально. А Москва как таковая имеет свое лицо, свой индивидуальный облик, и чаще всего тех наших гостей, которые приезжают сюда из Европы и не только, Москва в очень хорошем смысле удивляет.

В Москве мне не нравится…

Климат хуже всего. И основная неприятная проблема Москвы сейчас — это грязь на улицах в зимнее время. Это не только и не столько проблема очистки улиц от снега, это вопрос сливных систем, которые должны быть на дорогах, а их нет, они не запроектированы. Во многих северных городах климат такой же, как у нас — мы знаем, что в центре Стокгольма тротуары, во-первых, чуть-чуть подогреваются, а во-вторых, там сыплют не соль, а гравий, который потом снимают, промывают и используют снова. И поэтому грязи такой нет, нет месива, которое ты должен преодолевать, чтобы дойти куда-то.

Есть несколько шагов, которые нам надо сделать до мирового эталона. Потому что если в Москве будет чисто, наверное, она будет идеальным городом для жизни.

В Москве мне не хватает…

Хотелось бы, чтобы в Москве решалась проблема с автотранспортом, чтобы мы не стояли столько в пробках, как порой бывает сейчас. Хотя дома у каждого из нас тоже есть вещи, которые хотелось бы поменять, но с которыми мы миримся. Точно так же в Москве. Ничего такого, что заставило бы считать Москву городом агрессивным и некомфортным, я не вижу. Хотя в 1990-х — начале 2000-х это было действительно так. Не было даже желания лишний раз выходить на улицу. Но все меняется, и часто в лучшую сторону.

Из-за пандемии…

Мы не смогли весной открыть очень интересную выставку о русских эмалях конца XIX — начала XX века, прежде всего фирм Федора Рюккерта и Карла Фаберже. Она откроется в октябре. Это очень серьезный проект, там у нас 22 участника из разных стран, и раньше осени мы не сможем привезти все, что хотим показать.

После этого мы делаем выставку, которую планируем открыть в марте 2021 года, и, я думаю, она будет интересна практически всем. Это проект о закате династии Рюриковичей и воцарении на русском престоле Лжедмитрия I. Мы покажем те сохранившиеся предметы, которые были связаны с этими событиями, расскажем, почему все это произошло.

Все-таки династия Рюриковичей — это то, что было в России очень долго, с момента формирования древнерусской государственности в X веке. Исчезновение, падение этой династии было для страны страшной катастрофой, которая не давала государству оправиться в течение длительного времени. Поэтому все, что будет интересно узнать об этом времени, которое не очень хорошо изучено и не очень хорошо освещается в историографии, мы покажем.

Я сожалею…

Что в 1992 году по распоряжению президента Ельцина в Кремле была демонтирована мемориальная музей-квартира основателя советского государства В. И. Ленина. Она уничтожена, воссоздать ее невозможно, и все предметы, которые там находились, переданы в Горки (ГМЗ «Горки Ленинские». — «Москвич Mag»). Мне жаль, что этого теперь нет, но создавать новодел было бы неправильно. Но тогда было принято такое политическое решение.

Также невозможно воссоздать в Кремле Чудов или Вознесенский монастыри…

Монашескую жизнь в Кремле никто воссоздавать не будет. То, как выглядели эти монастыри на начало XX века, плохо известно. В наших архивах сохранилось несколько зарисовок, но это зарисовки, а не чертежи, которые делаются архитекторами при обмерах и имеют серьезную ценность для восстановления. Монастыри были взорваны в тот момент (в 1929–1932 гг. — «Москвич Mag»), когда там работали архитекторы, которые как раз занимались обмерами, но не успели даже толком их начать.

Потом, на какой момент восстанавливать? Монастыри существовали здесь с XIV века и постоянно перестраивались, церкви в них тоже перестраивались. Предметы, которые там находились, не изучены. Мы не знаем, какие там были иконостасы, кроме некоторых вещей, которые попали в наши фонды. Мы не знаем, действительно ли там были серьезные произведения искусства. Потому что, например, у нас есть небольшая коллекция, которая происходит из Вознесенского монастыря — мы ее показываем. Но там в основном вещи XIX века. У нас есть небольшое число произведений, которые происходят из Чудова монастыря, и после того, как мы переедем на Красную площадь (расширение экспозиционных площадей Музеев Кремля за счет здания Средних торговых рядов на Красной площади. — «Москвич Mag»), мы здесь, в Кремле, сможем сделать экспозицию, посвященную Чудову монастырю.

Постройка нового здания, которое находится внутри исторического каре (Средних торговых рядов)

Должна закончиться к декабрю 2022 года. После чего будет пусконаладка всех инженерных систем, которая продлится около года, и после этого мы сможем начать переезжать. Мы очень ждем этого момента, потому что это даст больше возможностей для работы. Наши коллекции уникальны и обширны, и мы давно мечтаем о том, чтобы показать их достойно, как они того заслуживают. В новом здании значительно увеличатся и экспозиционные площади, и реставрационные. Появятся современное пространство для приема посетителей, полноценные конференц-залы, детский центр, кафе — все то, чего сейчас лишен музей. Будут два выставочных зала, в которых мы сможем разместить выставки, о которых сейчас и речи быть не может из-за тесноты нынешних пространств. Мы сможем делать проекты, посвященные современному искусству, работать с современными дизайнерами и архитекторами. И надеемся, что московская публика все это по достоинству оценит.

Кремль — это символ власти...

Любой политический репортаж отсюда, который ведется СМИ, начинается с того, что это репортаж из Кремля. Кремль — это не только сердце России, сердце Москвы, но и цитадель власти. И так было всегда. И власть всегда обладает определенным набором инструментов подавления и ограничения, с одной стороны, а с другой — власть обеспечивает целый ряд свобод. И свободы эти тоже имеют определенные рамки. Вот все это, конечно, сосредоточено здесь, у тех структур, которые являются властными, не только физически, но и символически в том числе.

Двадцать лет назад мало кто знал о том, что в Кремле есть музей. И когда я сюда пришла в 2001 году, если мы приглашали гостей прийти в Кремль, все говорили: «А что там делать, разве там есть музеи?» Сейчас все знают, что в Кремле есть музей. И это музей, который действительно является особенным, потому что в нем находятся драгоценные исторические символы власти. И это не только те предметы, которыми короновались наши монархи — великие князья Московские, потом цари, затем императоры. Символы власти — это и государственные регалии, состав которых менялся с течением времени. Это и государственное знамя, скипетр, держава, троны, венцы, коронационные костюмы. И вся жизнь в Кремле была связана и тогда, и сейчас с определенным церемониалом.

То, что находится в нашем музее, каждый из этих предметов имеет важное символическое значение. Оно могло меняться в зависимости от того, как использовался предмет. Например, шапка Мономаха, которой короновались цари — это государственная регалия номер один, она возлагалась на голову монарха во время торжественной службы в Успенском соборе и являлась символом того, что государь приобрел право на власть. Любой предмет, который находится здесь, так или иначе связан с ритуалами власти и сакральностью. И все, что находится в этом музее, — это демонстрация власти, демонстрация силы, демонстрация божественного права на власть.

Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

  Взлет Гагариной

Музеи Московского кремля сменили хозяина

       Президент Владимир Путин ошарашил музейный мир, назначив генеральным директором музеев Кремля Елену Гагарину, старшую дочь первого космонавта. Но при этом отняв у нее часть полномочий: все исторические здания, входившие в комплекс музея-заповедника «Московский кремль», переданы в ведение управления делами президента.

       
       История с Еленой Гагариной похожа на сказку: рядовая музейная сотрудница, до последнего времени исполнявшая обязанности заместителя заведующего одного из отделов ГМИИ им. Пушкина, в одночасье взлетает на самую верхотуру музейной иерархии. Известие о ее назначении генеральным директором музея-заповедника «Московский кремль» выглядит подарком президента к юбилею полета Юрия Гагарина. Никакими другими мотивами объяснить этот выбор невозможно: в российских музеях найдутся десятки, если не сотни научных сотрудников, ни в чем не уступающих Елене Гагариной, кроме «звездного» имени.
       Но, оказывается, этот подарок был хорошо подготовленным экспромтом. Как признался Михаил Швыдкой в интервью Ъ, кандидатура Елены Гагариной была выбрана как минимум полгода назад. Хотя, можно предположить, что замену Ирине Родимцевой, возглавлявшей музеи Кремля, начали подыскивать еще полтора года назад, в октябре 1999 года, когда Счетная палата опубликовала скандальные результаты проверки вверенного ей учреждения. По высказанному тогда в интервью Ъ мнению аудитора Счетной палаты Петра Черноморда, Ирина Родимцева нанесла ущерб государству в один миллион долларов. Она предпочитала устраивать в кремлевских музеях пышные банкеты для спонсоров и получать деньги за прокат выставок за рубежом. Водились за ней и другие нарушения. Счетная палата ходатайствовала о возбуждении против нее уголовного дела или хотя бы о ее увольнении. Но, очевидно, у госпожи Родимцевой были сильные покровители. По словам аудитора Черноморда, «из администрации президента было сказано, что ее будут увольнять другие люди». Тогда скандал окончился ничем: коллегия Минкульта вынесла госпоже Родимцевой порицание за внецелевое использование бюджетных средств.
       С тех пор многое изменилось: в Кремле появился новый хозяин и «другие люди», которые решили не просто сменить музейную команду, а подчинить музей-заповедник, который до этого находился в ведении Министерства культуры, управлению делами президента. На баланс управления переданы все архитектурные памятники — знаменитые кремлевские соборы и Оружейная палата. Минкульту осталась «движимая» коллекция — вроде Царь-колокола и Царь-пушки. Это уникальный случай: российский закон о музеях не подразумевает таких операций. Последний раз исключение было сделано для Троице-Сергиевской лавры — ей передали здания, которые до этого занимал Загорский художественный музей. И надо заметить, что выселение музея вызвало бурю возмущения музейной общественности. Но маловероятно, что нечто подобное произойдет сейчас.
       Официально решение мотивируется желанием «упорядочить» содержание и использование кремлевской недвижимости. Это означает, что отныне все средства, выделяемые из бюджета на содержание и реставрацию кремлевских памятников, а это десятки миллионов долларов, будут сосредоточены в одних руках — преемника Павла Бородина Владимира Кожина. Трудно сказать, насколько это способно уберечь от возможных злоупотреблений, но вероятно, что в отличие от Ирины Родимцевой, имевшей реальную власть, должность Елены Гагариной будет чисто декоративной.
       Непонятно, зачем понадобилось делить эту и так «урезанную» в полномочиях должность на две — предполагается, что помимо генерального директора у музеев Кремля будет еще и научный руководитель. Очевидно, что музейный опыт и кандидатская диссертация по английской гравюре были бы гораздо более полезны Елене Гагариной в роли научного руководителя, но пока это место пустует. Ее коллеги по Музею изобразительных искусств имени Пушкина аттестуют ее как человека «порядочного, крепкого, целеустремленного», но не обладающего опытом административной работы.
       О дальнейшей судьбе Ирины Родимцевой пока ничего не известно: плачущая девушка-секретарь, кроме того, что Ирины Александровны сегодня не будет, сказать ничего не смогла. Очевидно лишь одно — ее отставка это начало конца целой эпохи в советско-российской музейной жизни

       
       МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bosch maxx 4 инструкция на русском wfc 1200
  • Пассажикс таблетки жевательные инструкция по применению
  • Fresubin 2 kcal fibre drink инструкция по применению
  • Стиральная машина атлант 840т инструкция по эксплуатации
  • Оригами из бумаги для детей дракон пошаговая инструкция