Руководство на морском судне

В настоящее время эксплуатация торговых судов в международном морском судоходстве регулируется множеством международных и национальных нормативных актов, в соответствие с требованиями которых на судах, в обязательном порядке, должны быть разработаны всевозможные планы в которых содержатся всевозможные процедуры, перечни мер, чек-листы, а также рекомендации, которые моряки обязаны выполнять. Очевидно, что для того, чтобы выполнить какую-нибудь процедуру, с ней необходимо хотя бы ознакомиться, а для этого необходимо время, а так как у большинства моряков рабочее время редко ограничивается 8-ю часами и по факту в среднем 10 часов, то на ознакомление с процедурой время не так уж и много, а для ознакомления с несколькими десятками Руководств и Планов, в которых, в общей сложности, насчитывается несколько тысяч страниц печатного текста, в общем то недостаточно и всего свободного времени за весь контракт. А соблюдать все содержащиеся в них правила необходимо и за их невыполнение судовладелец может понести существенные убытки — финансовые и репутационных. Для моряков, которое много лет работают в одной компании и на одном судне данная проблема практически перестает существовать после нескольких контрактов, однако для тех, кто приходит в новую компанию, а также, особенно для практикантов-курсантов и молодых специалистов, только получивших свои первые дипломы, проблема возникнет в любом случае. особенно остро она может возникнуть у тех, кто придет в серьезные иностранные судоходные компании, в которых к безопасности относятся не формально, а фактически. В отличие от большинства российских компаний, в крупных иностранных к вопросам безопасности относятся весьма серьезно, поэтому молодому специалисту в короткий срок придется не только поверхностно ознакомиться со всеми Руководствами и Планами, а изучить их в полном объеме, разумеется в пределах своих должностных обязанностей, при этом необходимо принимать во внимание, что вся документация будет на рабочем языке судна, то есть, на английском. Каждый может прикинуть на вскидку сколько ему потребуется времени, чтобы ознакомиться хотяб с одной тысячью страниц печатного текста на английском языке. Прикинули? Отлично! Теперь умножьте на 5, столько страниц вам необходимо будет осилить. Как минимум. Например, в немецкой компании Bernhard Schulte Shipmanagement Deutschland (BSMD), только Руководство по СУБ — Safety Management System Manual, насчитывает более 10 тысяч страниц, при этом, это только 1 руководство, оно такое объемное, что его нет в печатном виде, оно только на РС, поэтому с ним придется знакомиться с помощью гаджета, что даже в современных условиях более удобно, так как загрузил свой смарт или планшет и читай когда удобно, смарт так всегда под рукой.

Однако, только гаджет не очень поможет осилить все за короткий срок. Некоторые продвинутые компании, такие как V.Ships предоставляли морякам возможность, в обязательном порядке, до посадки на судно, в домашних условиях ознакомиться с некоторыми документами онлайн, объем, разумеется, зависит от занимаемой должности. После ознакомления проходишь тест и распечатываешь сертификат, однако этим подготовка не ограничивается, комсоставу также необходимо пройти курс обучения по программе ShipSure — это судовая многофункциональная программа в которой и планы-графики техобслуживания, и near-miss reports, и много других функций, которые необходимо выполнять во время работы на судне. Что хорошо, так после прибытия на судно, дни затраченные на обучения оплачиваются, разумеется по ставке Basic, может показаться, что не густо, однако в большинстве компаний и этого не платят. Кстати в упомянутом выше BSMD, «Топы», тоже проходят обучение в Гамбурге в офисе компании на подобной, только американской программе ABS — Marine Vessel Management Software, разработанной компанией  ABS Group. Мне это программное обеспечение понравилось намного больше, чем ShipSure, возможно кому-то наоборот британское ПО нравится больше, чем американское, хотя британское оно только кажется, по факту писали его индусы.

Только даже и обучение на берегу не избавит каждого моряка от необходимости изучать обязательную документацию на судне, поэтому самым очевидным, по видимому, остается путь самостоятельного ознакомления заблаговременно или, вернее, задолго до посадки на судно. На судне все равно придется уделить время на ознакомление, однако значительно меньше, так как в общих чертах вам уже будет известно их содержание. Не стоит полагать, что у вас нет документов какой то конкретной компании. Перечень Руководств и Планов в общем своем содержании весьма схож, так как их наличие на судне регламентируется международными конвенциями, которые одинаковы для всех судов, отличия будут только в типах судов, а так же в некоторых компаниях разработанные дополнительные руководства. Так как руководства и планы разработаны, хотя разными компаниями, однако на основании одних и тех же нормативных актов, они в общих чертах будут очень схожи, поэтому ознакомившись с одним, на судне вам не представит труда ознакомиться с подобным, как по содержанию, так и по структуре. Главное иметь представление какие собственно на судах имеются обязательные Руководства и Планы, они приведены ниже. Найти их можно в интернете, разумеется для этого придется потратить время.

Приведенный ниже перечень не претендует на полноту в 100%, то есть истину в последней инстанции, однако для большинства судов будет даже избыточен. По мере появления новых Руководств и Планов, мы будем обновлять перечень, и будем благодарны нашим читателям, если они сообщат нам название Плана или Руководства, которое имеется у них на судне и отсутствует в нашем перечне. При этом, нет разницы, на судне под удобным или российским флагом.

Отдельно следует обратить внимание на Планы, наличие которых обязательно только в портах США. Эти планы очень даже разумные и логичные, просто они обязательны только в Штатах, поэтому с ними имеют дело только когда идут в их порты. Для тех, кто с ними незнаком, ознакомление и, особенно, понимание, может представлять значительные затруднения, поэтому настоятельно рекомендуется с ними ознакомиться заранее, так как на судне понять, например, Oil Pollution Act — OPA-90, побыстрому вряд ли получится, а следует иметь в виду, что в США, в отличие от многих других стран, ответственность несет не только капитан судна и судовладелец, но и то, по чьей вине произошло загрязнение, то есть, может быть оштрафован или осужден любой член экипажа. Так что следует изучить американские Планы на берегу, тем более, их всего несколько.

В перечень не вошли Руководства и Планы для пассажирских судов и специальных судов, например, судов с Дистанционным позиционированием, однако, каждый кто планирует работать на таких судах сможет ознакомиться с ними самостоятельно, так как на них большинство Руководств и Планов будет из приведенного ниже перечня.

Перечень Судовых Руководств и Планов

Для всех судов

Руководство СУБ — Руководство Системой Управления Безопасностью — Safety Management System Manual (SMSM).

Чек-листы  СУБ — SMS Check Lists.

Руководство по Охране Труда — Company Safety Procedures (СSP).

План охраны судна — Ship Security Plan (SSP).

План Защиты Судна — Vessel Hardening Plan (VHP).

Транспортная безопасность.

Руководство СОУТ — Специальная Оценка Условий Труда.

Планы — графики по заведованиям.

Руководство по КТМС — MLC Manual.

Расписание по тревогам — Muster List.

Руководство по оставлению судна — SOLAS Safety Training Manual (STM).

Аварийная папка и Оперативные Планы Пожаротушения и Аварийная Остойчивость — Emergency Contingency Manual and Damaged Control Plan.

Руководство по Пожарной Подготовке — SOLAS Fire Training Manual (FTM).

Руководство по Обслуживанию Спасательных Средств — SOLAS LSA Maintenance Manual.

Руководство по Обслуживанию Противопожарного Оборудования — SOLAS FFE Maintenance Manual.

Руководство по Оценки Рисков — Risk Assessment Manual (RAM).

План Борьбы с Переносчиками Заболеваний — Vector Management Plan (VMP).

Буклет Аварийной Буксировки — Emergency Towing Booklet (ETB). 

Руководство по Расследованию Происшествий — Incident Investigation Manual (IIM).

Руководство о Сообщении Потенциально Опасных Ситуаций на Судне — Near-miss Reporting Manual (NMRM).

Наставление по Эксплуатации в Полярных Водах — Polar Operational Manual (POM).

Наставление по Действиям в Аварийных Ситуациях в Полярных Водах — Polar Contingency Manual (PCM).

План Управления Энергетической Эффективностью Судна — Ship Energy Efficiency Management Plan (SEEMP).

Судовой План управления Мусором — Garbage Management Plan (GMP).

Судовой План Управления Балластными Водами — Ballast Water Management Plan (BWMP).

Руководство по Подъему Людей из Воды — Personal Recovery from Water Manual (PRWM).

Судовой План Действий по борьбе с Загрязнением Нефтью — Shipboard Oil Pollution Emergency Plan (SOPEP).

План Борьбы с Биологическим Обрастанием — Ship BioFouling Management Plan (SBFMP).

Руководство по Входу в Замкнутые Пространства — Enclosed Space Entry Manual (ESEM).

План Управления Киберрисками — Cyber Security Management Plan (CSMP).

Руководства по Креплению Грузов — Cargo Securing Manual (CSM).

План Обращения с Топливом — Fuel Oil Management Manual (FOMM).

Процедура Перехода на Низкосернистое Топливо — Fuel Change Procedure (FCP).

План Мониторинга Выбросов СО2 — MRV Monitoring Plan.

Панамский Судовой План Действий по борьбе с Загрязнением Нефтью — Panama Canal SOPEP.

Общее Разрешение для Судна — Vessel General Permit (VGP) — США.

Судовой План Реагирования — Non-Tank Vessel Response Plan (NTVRP) — США.

 План Управления Швартовыми Операциями — Mooring System Management Plan (MSMP).

План по Предотвращению Загрязнения Сточными Водами — Sewage Pollution Prevention Plan (SPPP).

План Использования Одноразового Пластика — Ship Execution Plan (SEP) для судов заходящих в порты Индии.

План Подготовки на Соответствие Требованиям по Выбросам Серы — Ship Implementation Plan for Sulphur Compliance — MARPOL Annex VI.

Программа по Техническому Обслуживанию Судна — Fleet Management System (Software) (FMS).

Формы ежемесячных отчетов — Company Monthly Reporting Forms (CMRF).

Обучающие курсы на компьютере — CBT Training courses (Like Seagull).

Для танкеров

Руководство по Перекачке Нефтепродуктов — Ship To Ship (STS) Transfer Manual.

Руководство по Процедурам и Устройствам — Procedures and Arrangements Manual — (P&AM) — MARPOL Annex II.

Судовой План Действий в Случае Загрязнения Моря — Shipboard Marine Pollution Emergency Plans (SMPEP) — США (Oil Pollution Act 1990 — ОРА-90).

План Управления Швартовыми Операциями — Mooring System Management Plan (MSMP).

Руководство по Летучим Органическим Соединениям — Volatile Organic Compounds Manual (VOCM).


Автор капитан В.Н. Филимонов

А. ПОВСЕДНЕВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ СУДНА

Министерство транспорта Российской Федерации

1. Под данной системой понимают вертикаль власти, методы управления подчиненными и их взаимоотношения в судовом коллективе.

Обязанности, полномочия и ответственность членов экипажей судов, плавающих под российским флагом, определены:

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.(КТМ-99)

Уставом службы на судах ММФ Союза ССР 1976 года;

Уставом о дисциплине работников морского транспорта 2000 года;

Руководствами СУБ Компаний по управлению судовым экипажем.

2. Вертикаль власти на морском судне имеет 3 уровня, капитан (3-й уровень), другой командный состав (2-й уровень), рядовой состав — судовая команда (1-й уровень).

а ) Капитан судна является высшим (третьим) уровнем власти. Он осуществляет на судне единоличную власть руководителя экипажа, на него возлагается управление судном, в т.ч. судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращение причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61 КТМ-99). Капитан судна осуществляет управление экипажем и судномна основании единоначалия подчиняется непосредственно президенту Компании — судовладельцу и несет персональную ответственность перед Компанией.

б ) Командный состав судна является вторым уровнем в вертикали власти, подчиняющийся непосредственным начальникам — СПКМ, СТМ и прямому начальнику — капитану. СПКМ и СТМ являются старшим командным составом, а остальные (кроме боцмана) — средним командным составом.

Командный состав судна руководит действиями подчиненных и лично участвует в управлении судном и его эксплуатации. Его задача — обеспечить, чтобы весь экипаж судна понимал, принимал во внимание и выполнял свои функции. (Термин «ФУНКЦИЯ» означает группу задач, обязанностей и ответственностей, необходимых для эксплуатации судна, обеспечения безопасности жизни на море и/или защиты окружающей среды, которые определены в МК ПДМНВ-78/95).

в) Рядовой состав судна — судовая команда является первым (нижним) уровнем — подчиненными по отношению к командному составу и выполняют свои производственные функции в процессе службы на судне под руководством командного состава.

2.3. Члены экипажа объединены на грузовом судне в три службы: эксплуатации судна, технической эксплуатации и быта, которые соответственно возглавляют СПКМ, СТМ и 2ПКМ. На пассажирских судах имеется служба обслуживания пассажиров, возглавляемая пассажирским помощником капитана (ППКМ).

На каждом судне имеется и вахтенная служба, включающая ходовую и стояночную вахту, которую возглавляет вахтенный помощник капитана (ВПКМ).

В общем виде систему управления экипажем в повседневных условиях можно выразить, как указано ниже (Рис. 1)

СТРУКТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЭКИПАЖЕМ СУДНА

СПКМ   СТМ   Назначен.
лицо
  ВПКМ
       
Служба эксплуатации   Служба технич. Эксплуатации   Служба быта   Вахтенная служба
     
Помощники КМ   Механики   Ст. повар, повар, стюард   ВПКМ, ВМХ
       
Палубная команда   Машинная команда       Персонал вахт

Рис. 1.

Б. ПОВСЕДНЕВНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ НА СУДНЕ

2.4. Службой считается деятельность моряка в период плавания. Деятельность его осуществляется в 4 формах службы, функционирующих взаимосвязано, в том числе:

1. в повседневной службе;

2. в вахтенной службе;

3. в повседневной эксплуатации судна, его технических средств и выполнении производственных задач по службам и заведываниям;

4. в действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций по сигналам тревог.

2.5. Повседневная служба

Под ней понимают: выполнение распорядка дня; поддержание порядка и соблюдение условий гигиены в помещениях судна, включая санитарный аврал не реже 1 раза в месяц; обеспечение санитарного состояния судна; соблюдение порядка приема пищи; выполнение судовых правил; пользование судовыми шлюпками и плотами.

Мероприятия Время судовое, часы, минуты Примечание
На ходу На стоянке
  Подъем экипажа 7.00 7.00 Официальный рабочий день -8 часов.
  Завтрак 7.30-8.30 7.30-8.30
  Судовые работы 8.00-12.00 8.00-12.00
  Обед 11.30-12.30 11.30-12.30
  Судовые работы 12.30-15.30 12.30-15.30
  Вечерний чай 15.30-16.30 15.30-16.30
  Судовые работы 16.00-17.00
  Ужин 19.30-20.30 17.00-18.00
  Культурно-массовые мероприятия и отдых 17.00-20.00 18.00-22.00
  Отбой 23.00 23.00

Примечания:

1. График работы старшего повара, повара, стюарда (рабочего по камбузу) утверждается капитаном судна.

2.6. Вахтенная служба.

На основании международных конвенций, национальных законодательных актов, систем управления безопасностью Компаний — судовладельцев каждый капитан судна определяет, устанавливает и назначает вахтенную службу. Это особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте.

На всех судах, находящихся в эксплуатации, вахта несется круглосуточно и делится на ходовую и стояночную вахты.

В обобщенном виде, как классический вариант, вахтенная служба состоит из 4-х человек:

1. На мостике — вахтенный помощник (ВПКМ) и вахтенный матрос.

2. В МП — вахтенный механик (ВМХ) и вахтенный моторист.

Состав вахтенной службы определяется в зависимости от степени автоматизации судна (А1, А2) и района плавания, а ниже приведены варианты.

Время ходовой вахты Ходовой мостик
1 уровень (океанский)
МКО Стояночная вахта Примеча-ния
1 уровень А-1
00-04 2 ПКМ-КП-1 (впередсмотрящий П-4,П-5) 2 МХ Один механик на 24 часа ВПКМ, ВМХ, матрос у трапа, вахтенные матрос, моторист (2ПКМ,3ПКМ несут вахты через 6 часов; СПКМ вахту не несет) Если машина в маневрен-ном режиме, то в ЦПУ постоянно находится СТМ
04-08 СПКМ-КП-1 3 МХ
08-12 3ПКМ-КП-1 4МХ
12-16 2ПКМ-КП-1 2МХ
16-20 СПКМ-КП-1 3МХ
20-24 3ПКМ-КП-1 4МХ
на П-7
и П-9

Например, навигационные вахты в зависимости от района плавания и ситуации на нем делятся на 4 уровня: I — океанский, II — моря, III — узкости, проливы, прибрежное плавание, IV — маневренный режим. В каждом уровне устанавливается необходимое количество членов экипажа на мостике и в МП.

Графики несения вахт вывешивается на видном и легкодоступном месте, а содержание вахт определяется Инструкциями на рабочих местах, включая меры пожаробезопасности и технику безопасности.

2.7. Повседневная эксплуатация судна.

Для этого вида деятельности весь личный состав распределяется по службам, а все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна распределяются в заведывание определенным членам экипажа судна.

Состав и численность служб определяются «штатным расписанием судна», а персональный состав утверждается Капитаном по представлению руководителей служб.

2.8. Функции экипажа при возникновении чрезвычайных ситуаций и объявлении сигналов тревог рассматриваются в Аварийной организации судна.



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений…

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета…

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где…

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса…

7.2.1. Основные задачи судового экипажа

Эксплуатация судна осуществляется
судовым экипажем.

Основными задачами судового
экипажа является обеспечение безопасной
эксплуатации судна и предотвращение
загрязнения, безопасности труда судового
персонала, защиты от выявленных рисков
и постоянной готовности к действиям в
аварийных ситуациях.

Эти задачи решаются на основе судовой
системы управления безопасностью,
являющейся составной частью системы
управления безопасностью Компании.
Судовая система управления безопасностью
охватывает все сферы производственной
деятельности судна. Она предусматривает:

  • планирование
    основных судовых операций
    (административно-управленческих
    и производственно-технологических) на
    весь производственно-замкнутый цикл
    грузовых операций — от погрузки грузов
    в порту отправления, морской перевозки
    до выгрузки в порту доставки грузов и
    сдачи получателю;

  • документирование
    этих операций в виде нормативных
    процедур и инструкций, регламентирующих
    безопасный порядок и технологии их
    выполнения;

  • соблюдение
    и совершенствование нормативных
    процедур и инструкций,
    регламентирующих
    безопасный порядок и технологии
    выполнения основных судовых операций;

  • создание
    социальных предпосылок
    понимания
    и осознания судовым персоналом важности
    соблюдения нормативных процедур и
    инструкций и принятия решений,
    способствующих повышению безопасности.

Судовой экипаж
состоит из капитана, лиц командного
состава и судовой команды. К судовому
командному составу, кроме капитана,
относятся: старший помощник капитана,
старший механик, вахтенные помощники
капитана, 2 механик, вахтенные механики,
рефмеханик, электромеханик и боцман.

Все члены судового экипажа должны иметь
дипломы, сертификаты и свидетельства,
предусмотренные международными и
национальными нормативно-правовыми
документами, удостоверяющими их
квалификацию, компетентность,
профессиональную подготовленность и
медицинскую пригодность к морской
службе.

Дипломы, сертификаты и свидетельства
в оригинале хранятся на судне, а копии
в отделе кадров.

Судовая структура управления включает
высшее руководство судна и судовые
службы, назначение, задачи и взаимодействие
этих служб, обязанности, полномочия и
ответственность их персонала.

Высшее руководство — капитан судна,
назначаемый приказом Руководителя
судоходной Компании. Заместителем
капитана является старший помощник.

Служба эксплуатации включает:
командный состав и рядовой состав —
старшего помощника, вахтенных помощников,
боцмана и матросов.

Электромеханическая служба
включает командный и рядовой состав —
старшего, второго и вахтенного механиков
и электромеханика, рефмеханика,
рефмашиниста и мотористов.

7.2.2. Судовая структура управления

Состав и
численность судового экипажа
устанавливается Компанией. Они должны
быть не ниже норм установленных
Администрацией в соответствии с
положениями:

  • Конвенции
    о минимальных стандартах в торговом
    судоходстве, 1976 (МОТ-147);

  • ММО.
    Резолюции А.890(21) о принципах безопасного
    состава экипажей судов;

  • Приказ №
    44 от 30.01.2001 Министерства транспорта
    Украины «Об утверждении Правил
    назначения минимального состава
    экипажа».

Минимальные
стандарты состава и численности судового
экипажа удостоверяются выдаваемым
Администрацией «Свидетельством о
минимальном составе экипажа»,
хранящимся в оригинале на судне и в
копии в Главном офисе.

Судовой экипаж должен в совершенстве
знать:

  • общее
    устройство судна;

  • расположение
    судовых помещений, всех входов и выходов
    (в том числе запасных) и безошибочно
    ориентироваться в любых условиях
    эксплуатации, включая аварийные;

  • сферу
    деятельности, условия эксплуатации
    судна и их особенности, условия,
    распорядок, режимы работы и рабочие
    нагрузки;

  • правила
    техники безопасности, приемы и методы
    безопасного выполнения операций,
    предусмотренных должностными инструкциями
    в нормальных и аварийных ситуациях;

  • должностные
    обязанности, их место и значимость в
    судовой системе управления безопасностью
    и влияние на функционирование этой
    системы.

Капитан приступает
к исполнению своих обязанностей после
инструктажа в Компании, подписания Акта
приема-сдачи судна.

Акт подписывается принимающим и сдающим
судно капитанами. Если по каким-либо
причинам сдающий капитан отсутствует,
Акт подписывается принимающим судно
капитаном в присутствии полномочного
представителя Компании (с указанием
причины отсутствия сдающего капитана).
Акт направляется в Компанию, а копии
хранятся на судне.

Вступление капитана в должность
объявляется приказом по судну и
регистрируется в судовом журнале.

Вступление в должность вновь назначаемого
и перемещаемого по службе судового
персонала оформляется приказом Первого
руководителя Компании по представлению
капитана судна.

Основу организации судовой службы
составляют:

  • расписание
    по заведованиям, определяющее
    ответственность членов судового экипажа
    за исправность состояния и готовность
    к действию судовых конструкций и
    технических средств;

  • вахтенная
    служба, обеспечивающая безопасную
    эксплуатацию судна на ходу и на стоянке
    в порту и на якоре;

  • техническая
    служба, обеспечивающая исправное
    состояние и готовность судна к безопасным
    перевозкам грузов;

  • расписание
    по тревогам, определяющее действия
    судового экипажа в аварийных ситуациях;

  • расписание
    по охране судна, определяющее действия
    судового экипажа в экстремальных
    ситуациях.

Судовое заведование представляет
комплекс судовых конструкций и технических
средств, предназначенный для выполнения
заданных функций, находящийся в прямом
ведении члена судового экипажа,
ответственного за исправность состояния
и готовность к действию этого комплекса.

Все основные судовые конструкции и
технические средства распределяются
в заведование определенным членам
судового экипажа. Типовое распределение
судовых конструкций и технических
средств по заведованиям определяется
в соответствии с международными и
национальными стандартами по безопасности
судоходства и национальным трудовым
законодательством.

Судовое
распределение (расписание) по заведованиям
по представлению старшего помощника и
старшего механика утверждает капитан.

Капитан вправе, если сочтет необходимым,
изменить распределение по заведованиям
с учетом сложившейся на судне ситуации,
не нарушая при этом международные и
национальные стандарты по безопасности
судоходства и национальное трудовое
законодательство (о проведенных
изменениях он информирует Компанию).

Члены судового экипажа, ответственные
за заведования, обязаны в совершенстве
знать устройство, принцип действия,
технико-эксплуатационные характеристики,
конструктивные элементы и особенности
закрепленных за ними судовых конструкций
и технических средств и обеспечить:

  • исправное
    их состояние и постоянную готовность
    к действию;

  • своевременное
    предъявление органам надзора к
    освидетельствованию и возобновлению
    (продлению) судовых документов;

  • представление
    заявок на сменно-запасные части и
    материально-техническое снабжение и
    ремонтных ведомостей;

  • ведение
    технической документации, учета и
    отчетности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

MirMarine

  1. Главная
  2. Судоводитель
  3. Капитан судна. Полномочия капитана судна

Капитан судна. Полномочия капитана судна

Капитан является высшим должностным и доверенным лицом судовладельца на судне. Он несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию судна, безопасность судового экипажа, сохранность самого судна и перевозимого груза, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Капитан управляет судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно руководителю компании-судовладельца. Капитан издает приказы и распоряжения по судну, подлежащие неукоснительному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасной эксплуатации судна и обращения за помощью. Он не ограничен в праве
принятия под свою ответственность любых, по его мнению, адекватных сложившейся ситуации решений по обеспечению безопасности судна, судового экипажа, предотвращению загрязнения окружающей, особенно морской среды, сохранению груза и имущества.

Ответственность капитана судна

Капитан должен быть уверен, что весь комсостав, несущий вахту, впервые назначенный на судно, а также вернувшийся после отпуска или переведённый на другую должность, изучил Руководство по системе управления безопасностью (СУБ) настолько быстро, насколько это практически возможно.

Капитан несёт ответственность, в числе прочего, за:

  • проведение на судне, в соответствии с положениями МКУБ, политики безопасности Компании, понимание и осознание важности этой политики судовым экипажем;
  • эффективное функционирование судовой системы управления безопасностью как составной части единой системы управления безопасностью Компании;
  • наличие и своевременное подтверждение судовых конвенционных, классификационных и предусмотренных национальным законодательством документов, удостоверяющих годность судна к плаванию, и свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от потенциально возможных аварийных происшествий и аварий;
  • организацию службы на судне, в том числе в аварийных ситуациях, распределение обязанностей, полномочий и ответственности;
  • организацию линий связи судна с судовладельцем, внутрисудовой связи и передачи сообщений об аварийных происшествиях, авариях и в других случаях, касающихся безопасности;
  • контроль соблюдения судовым экипажем международных, национальных и издаваемых судовладельцем правил и норм, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения;
  • подготовку судовых планов действий в аварийных ситуациях, чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью и судового руководства по обучению и тренировкам;
  • проведение занятий, обучения и тренировок по отработке судовым экипажем действий по выполнению инструкций в нормальных и экстремальных условиях;
  • ведение судовой документации — судового, машинного, радиожурнала, судового журнала нефтяных операций и т. д.;
  • организацию обеспечения судна международными и национальными нормативно -правовыми документами, необходимыми для обеспечения безопасной эксплуатации
    судна, ведения и обновления этих документов, ознакомление с ними соответствующих членов командного состава и судовой команды.

Обязанности капитана судна

Каждый капитан должен вести журнал распоряжений капитана по вахте по форме,
утверждённой судоходной компанией. Записи должны вноситься ежедневно с ясным указанием периодов времени, относящихся к отданным распоряжениям. Они должны включать безопасные маршруты следования судна, ожидаемые изменения курса, скорость, основные маяки или видимые появления береговой линии и любую другую информацию, рассматриваемую в качестве необходимой вахтенному помощнику для обеспечения безопасного плавания судна.

Перед заступлением на вахту каждый вахтенный помощник должен прочитать, подписать и хорошо понимать распоряжения, записанные в журнале распоряжений капитана по вахте.

При подготовке к рейсу капитан должен:

  • рассмотреть и утвердить грузовой план, убедившись, что принятый вариант загрузки обеспечивает безопасное плавание в предстоящем рейсе; капитан должен отказаться от опасного груза, для перевозки которого судно не приспособлено, а также вправе не принимать отдельные грузы, если их перевозка опасна по каким-либо конкретным обстоятельствам;
  • обеспечить контроль в ходе грузовых операций за правильностью размещения, укладки и крепления груза; капитан вправе прекратить грузовые операции, если нарушается их технология или допускаются отклонения от грузового плана;
  • проконтролировать обеспечение судна топливом, маслом, водой, продуктами питания и материально-техническим снабжением;
  • в соответствии с Руководством ИМО по планированию перехода проработать со своими помощниками навигационную и гидрометеорологическую обстановку и выбрать путь следования на предстоящем переходе (в рейсе).

В рейсе капитан должен:

  • контролировать навигационную и гидрометеорологическую обстановку, состояние и местоположение судна, несение ходовой вахты;
  • находиться на мостике и лично управлять судном:
    • – в условиях ограниченной видимости;
    • – если, по мнению капитана, судно находится в районе с повышенной интенсивностью судоходства;
    • – при плавании в стеснённых водах и на мелководье;
    • – при плавании во льдах;
    • – в штормовых условиях;
    • – при входе в порт или выходе из порта, постановке к причалу, отходе от причала или перешвартовке судна в порту;
    • – при посадке и высадке лоцмана или швартовного капитана;
    • – при постановке на якорь и снятии с якоря;
    • – в любое другое время, когда капитан считает, что условия могут представлять потенциальную угрозу безопасности судна;
  • взять лоцмана, если это необходимо, обеспечив безопасность его приёма и высадки; управление лоцманом не снимает с капитана ответственность за безопасность судна; поэтому, в случае сомнения в правильности подаваемых лоцманом команд, капитан может потребовать смены лоцмана, приняв временно управление судном на себя;
  • осуществлять предварительное планирование своего присутствия на мостике и делегирование своих полномочий вахтенному помощнику для того, чтобы обеспечить себе достаточный отдых. Вахтенные помощники должны знать, где и как они могут найти капитана в любое время. Если это невозможно, то три коротких сигнала общесудовой тревоги должны служить предпочтительным способом вызова капитана при чрезвычайной ситуации;
  • выйти немедленно на мостик по вызову вахтенного помощника капитана (вахтенный помощник должен иметь полную ясность, в каких случаях он обязан вызывать
    капитана на мостик, а также о том, что при любом сомнении в принятии какого-либо решения, относящегося к безопасности судна, груза и людей, считать, что такой случай наступил). Каждый случай смены капитаном вахтенного помощника для управления судном или передачи управления вахтенному помощнику должен быть заявлен и записан в журнал должным образом;
  • принять все меры к спасению человека, упавшего за борт; получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие; если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств считает ненужным или излишним следовать им на помощь, то в судовом журнале необходимо сделать запись о причине, в силу которой он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие;
  • при аварии судна, порче, повреждении или утрате перевозимого груза и багажа, причинении травмы людям и иных случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судну, принять все меры для оформления этих случаев установленным порядком и сообщить судовладельцу о происшедшем без задержек и в возможно полном объёме;
  • при аварийных повреждениях и авариях обеспечить немедленное принятие мер к срочному исправлению повреждений судовыми средствами и организацию действенной борьбы за живучесть судна;
  • при заходе судна в первый порт необходимо предъявить судно органам надзора для осмотра, определения объёма повреждений и возобновления (продления) срока действия судовых документов;
  • если судну грозит гибель и, по мнению капитана, оставаться на бедствующем судне опаснее, чем находиться в коллективных спасательных средствах, он не должен медлить с командой покинуть судно; капитан оставляет судно последним, приняв зависящие от него возможные меры к спасанию морской карты с прокладкой последнего участка пути, других морских карт данного рейса, судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

При подходе к порту капитан должен:

  • если требуется корректура заранее намеченного плана, ещё раз проработать совместно со штурманским составом план подхода к порту, определив точки изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя, навигационные опасности, глубину под килем с учётом высоты прилива и возможной просадки судна при движении на мелководье и другие меры, направленные на безопасность подхода;
  • обеспечить проверку готовности к работе якорного и швартовного устройств, перейти с авторулевого на ручное управление рулем, проверить возможность отработки задним ходом (последняя операция обычно производится при приеме лоцмана);
  • обеспечивать постоянный контроль местоположения судна с нанесением на карту времени прохода отдельных ориентиров (также и в случае, если судно идет по командам лоцмана).

При стоянке судна капитан должен:

  • обеспечивать соблюдение местных портовых, таможенных, санитарных и иных правил, подготовить и предоставить судно и судовые документы портовым властям в той мере, как это предусмотрено Международными (конвенционными) и национальными нормами;
  • уходя на берег, дать указания старшему или вахтенному помощнику капитана о производстве необходимых работ, мерах обеспечения безопасности судна и сообщить место своего пребывания на берегу.

Литература

Справочник штурмана — Бурханов М.В [2010]

MirMarine

MirMarine – образовательный морской сайт для моряков.
На нашем сайте вы найдете статьи по судостроению, судоремонту и истории мирового морского флота. Характеристики судовых двигателей, особенности устройства вспомогательных механизмов и систем.

Категории

Морская история

Популярные теги


Должностные инструкции для судового экипажа 30.04.2019 10:52

Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по должностным инструкциям для членов судового экипажа. 

В июне 2010 г. на дипломатической конференции в Маниле был принят ряд поправок к Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., известной нам всем как Конвенция ПДНВ, и связанному с ней Кодексу ПДНВ. Этот инструмент описывают как один из четырех столпов, на которых стоит нормативно-правовая система морского транспорта, вместе с двумя другими конвенциями ИМО – СОЛАС и МАРПОЛ – и с конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве, принятые поправки знаменуют собой первую большую ревизию документа после 1995 г., когда исходная пднв-1978 была отредактирована полностью.

С 1 января 2017 г. от всех моряков требуется выполнение стандартов, установленных конвенцией ПДНВ.

Конвенцией ПДНВ предусмотрены 3 (три) уровня ответственности (levels of responsibility):

Уровень управления (Management level).
Связан с работой в должности капитана, старшего помощника, старшего механика или второго механика;

Уровень эксплуатации (Operational level). Связан с работой в должности вахтенного помощника капитана, вахтенного механика, вахтенного механика судов с периодически не обслуживаемыми машинными помещениями или радиооператора на морском судне;

Вспомогательный уровень (Support level). К нему относятся рядовые моряки, являющиеся частью штурманской вахты и вахты в машинном отделении.

Diplom

Функция (function) — это способ классификации судовых задач. В соответствии с ПДНВ для 3-х уровней ответственности предусмотрены 7 (семь) функциональных зон:

Functions

В таблице ниже представлены различные функции и уровни ответственности, на которых эти функции могут быть выполнены:

Table

При рассмотрении положений конвенции ПДНВ необходимо также рассматривать требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ) и положения конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 г. (КТМС).

С целью обеспечения соответствия требованиям ПДНВ, МКУБ и КТМС в рамках СУБ (SMS) наша компания разработала комплект должностных инструкций для судового персонала.

STCW-ДИ

Для каждой судовой должности в соответствии с ПДНВ и Документом о минимальном безопасном составе экипажа судна (Minimum Safe Manning Document) предлагается должностная инструкция, которая включает следующие положения:

ДИ

В соответствии с функцией и уровнем ответственности, а также рабочим Дипломом устанавливаются функциональные обязанности для каждой судовой должности:

ДИ-1

Принцип формирования функциональных обязанностей в должностной инструкции:

STCW-ДИ-1

Преимущества использования должностных инструкций судового персонала:

  • гармонизация национальной системы морского образования с международными требованиями, относящимися к подготовке моряков (ПДНВ);
  • обеспечение соответствия между обучением и подготовкой судового персонала и его дипломированием;
  • гармонизация минимального безопасного состава экипажа судна и штатного расписания экипажа;
  • обеспечение соответствия уровня компетенции судового персонала и должностью на судне;
  • обеспечение соответствия требованиям ПДНВ, МКУБ и КТМС.

ИБ-2019-029

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ignis стиральная машина вертикальная инструкция по применению
  • Recaro young sport инструкция по сборке
  • Клей титан прозрачный инструкция по применению отзывы
  • Лего френдс курорт хартлейк сити инструкция по сборке
  • Уролекс для кошек инструкция по применению цена отзывы