Руководство наблюдательного совета

Сайт использует файлы cookie, чтобы повысить качество сервиса.

Руководство фонда

Наблюдательный совет

Высший орган управления Фонда

Председатель наблюдательного совета

  • Хуснуллин Марат Шакирзянович

    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Члены наблюдательного совета

  • Анохин Василий Николаевич

    директор Департамента регионального развития Правительства Российской Федерации

  • Пахомов Сергей Александрович

    председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

  • Степанов Максим Сергеевич

    директор Департамента строительства Правительства Российской Федерации

  • Шагиахметов Ильшат Ильгизович

    Генеральный директор публично‑правовой компании «Фонд развития территорий»

  • Тимофеев Константин Петрович

    Исполнительный директор

  • Файзуллин Ирек Энварович

    Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

  • Яцкин Андрей Владимирович

    Первый заместитель Председателя Совета Федерации

Подписание заявки

Ваша заявка сформирована и готова к отправке.

Перед отправкой её необходимо подписать через плагин электронной подписи КриптоПро ЭЦП Browser
Plug-in.

erorr

Заявка успешно отправлена

Наши сотрудники обработают полученные данные в ближайшее время

Ошибка

Ваши документы не подписаны. Пожалуйста, попробуйте еще раз

Заявка успешно отправлена

Наши сотрудники обработают вашу заявку в ближайшее время.

Ошибка

Во время отправки формы возникла ошибка. Попробуйте позже.

Акционеры и учредители компании в большинстве случаев не занимают должности в ее руководстве, а оперативное управление предприятием осуществляют наемные работники. В таком случае интересы собственников предприятия представляет наблюдательный совет.

Общие сведения про наблюдательный совет

Главным и решающим органом управления юридического лица является собрание акционеров или участников. Но оно ежегодное. А в перерывах между его созывами функции контроля менеджмента компании осуществляет наблюдательный совет. Он создается, когда надо:

  • Контролировать бизнес в интересах собственников и искать новые стратегические направления развития фирмы без вмешательства в ее оперативное управление.
  • Регулировать взаимоотношения между совладельцами бизнеса для соблюдения баланса между общей прибыльностью и интересами каждого из них.

Главные задачи совета:

  • Выполнение решений общего собрания акционеров компании.
  • Стратегическое планирование деятельности предприятия и проработка перспективных путей развития.
  • Бюджетное планирование.
  • Анализ работы исполнительного руководства фирмы и оценка их деятельности.
  • Инвестиционные программы и вложение капиталов компании в перспективные сектора экономики.
  • Продвижение бренда компании.
  • Организация внутренней корпоративной структуры компании, создание механизмов для мотивации и стимулирования сотрудников.
  • Контроль над соблюдением руководством компании Устава и прочих нормативных документов.

Образец повестки дня НС

Образец повестки дня НС

Нормативное регулирование

Работа, полномочии, степень ответственности и правила создания НС в хозяйственных обществах закреплены:

  • В акционерных обществах – ФЗ №208 (ст. 64).
  • В ООО – ФЗ №14 (ст. 32).

Виды

На практике существует два вида НС. Это обусловлено разными подходами к организации их деятельности в российском законодательстве. Это:

  1. Наблюдательные советы в АО. Обязательность создания, функции, численный состав, способ избрания прописаны в соответствующих статьях закона «Об АО».
  2. Наблюдательные советы в ООО. В данном случае закон имеет рекомендательную силу. И деятельность НС должна регулироваться уставом общества.

Кто в него входит

НС избирается на общем собрании учредителей компании способом, оговоренном в законе или в уставе фирмы, если это предусматривает соответствующий нормативный акт. Главное условие формирования наблюдательного совета – минимизация в составе руководства исполнительных органов компании. Их должно быть не более четверти. Состав наблюдательного совета должен включать:

  • Председателя, который не может быть руководителем данной фирмы.
  • Представителей крупных инвесторов компании или их самих.
  • Представителей оперативного руководства предприятия.
  • Независимых участников совета, которые должны являться экспертами в экономических, финансовых, производственных, управленческих или хозяйственных вопросах.
  • Постоянно действующего секретаря для организации бесперебойной работы совета.

План работы наблюдательного совета

план работы наблюдательного совета

Чем отличается от совета директоров и правления

Хотя отечественное законодательство не проводит четкой границы между наблюдательным советом и советом директоров, но по умолчанию их функции разнятся:

  • Считается что первый вариант (НС) не может вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность фирмы, а лишь контролирует работу руководства компании.
  • Во втором случае, совет директоров, в случае необходимости, имеет право вмешаться в оперативное управление и подменить исполнительные структуры.

Созыв НС

Созыв наблюдательного совета происходит следующим образом:

  • Организатором очередного или внеочередного заседания совета должен быть председатель, даже если инициатива исходит от лиц, имеющих на это законодательное право.
  • Он же определяет место, повестку, дату и время его проведения. Причем это не должно создавать неудобство членам совета.
  • Оповещение участников должно быть выполнено за три дня до срока, в приемлемой для каждого из них форме.
  • В уведомлении, кроме времени и места, должны быть указаны вопросы повестки с мотивацией их рассмотрения и инициатор или причина заседания.

Скачать положение о наблюдательном совете ООО вы можете здесь.

Положение о наблюдательном совете ООО (образец)

Полезная информация по теме

Важным элементом деятельности НС является соблюдение их компетенции, в которую входит:

  • Определение перспективных направлений работы фирмы.
  • Согласование наиболее масштабных сделок и финансовых операций.
  • Организация и создание филиалов или представительств фирмы.
  • Подготовка очередных и внеочередных конференций акционеров и утверждение их повестки.
  • Утверждение или прекращение полномочий исполнительной власти.
  • Финансовые вопросы: покупка и размещение акций, изменение уставного капитала, вопросы эмиссии, использование фондов.
  • Определение стоимости активов компании.
  • Согласование и утверждение внутреннего документооборота.
  • Рекомендации по размеру дивидендов.

Решение наблюдательного совета ООО вы можете скачать здесь.

Протокол наблюдательного совета ООО (образец)

1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:

1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;

2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.

12. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения избирается на срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

13. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения.

14. Наблюдательный совет автономного учреждения в любое время вправе переизбрать своего председателя.

15. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения организует работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

16. В отсутствие председателя наблюдательного совета автономного учреждения его функции осуществляет старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

Порядок работы наблюдательного совета ау: требования законодательства и практика учреждений

«Руководитель автономного учреждения», 2016, N 11

Мы завершаем цикл статей, посвященных различным аспектам функционирования наблюдательных советов в автономных учреждениях. В данном материале речь идет о порядке работы указанных советов, который определен как нормами федерального законодательства, так и локальными документами самих АУ (уставом и положением о наблюдательном совете).

Нормы законодательства

Федеральное законодательство достаточно подробно регламентирует порядок работы наблюдательных советов в автономных учреждениях <1>. Среди норм, относящихся к данному вопросу, назовем следующие.

<1> Части 15 и 16 ст. 10, ч. 7 и 8 ст. 11, ст. 12, ч. 1 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).

  1. Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Это означает, что, даже если в течение квартала в деятельности учреждения не возникает каких-либо вопросов, входящих в компетенцию совета, его заседание все равно должно быть проведено. Целесообразность такого подхода вызывает сомнения. Однако на практике ответственность за выполнение указанной нормы несет руководитель АУ и в случае нарушения на него даже может быть наложено дисциплинарное взыскание со стороны учредителя <2>.

<2> См., например, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 19.05.2015 по делу N 33-1919/2015.

  1. Заседание совета может созываться его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя автономного учреждения, любого члена наблюдательного совета или руководителя АУ. При этом заседание является правомочным, если все члены совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов совета. Следовательно, инициатору созыва заседания нужно уделить особое внимание тому, чтобы извещение всех членов совета было документально зафиксировано.
  2. Первое заседание совета автономного учреждения после его создания и первое заседание нового состава совета созывается по требованию учредителя. До избрания председателя на таком заседании председательствует старший по возрасту член совета, за исключением представителя работников учреждения.
  3. Руководитель учреждения, не будучи членом совета (ч. 4 ст. 10 Закона N 174-ФЗ), вправе участвовать в его заседании. На практике это право является обязанностью, поскольку характер вопросов, рассматриваемых наблюдательным советом, неизбежно требует присутствия руководителя учреждения, от которого члены совета получают необходимую им информацию и пояснения. Кроме того, федеральное законодательство об автономных учреждениях содержит параллельную норму, согласно которой руководитель учреждения участвует (не может участвовать, а именно обязательно участвует) в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.
  4. Кроме членов совета и руководителя учреждения в заседании совета могут участвовать и другие лица, если они приглашены председателем совета и если против их присутствия не возражает более 1/3 общего числа членов совета. Таким образом, в начале заседания, на которое приглашены «посторонние» лица, председатель должен поставить на голосование вопрос о согласии членов совета на участие этих лиц.
  5. Каждый член совета при голосовании обладает одним голосом. При равенстве голосов решающим становится голос председателя наблюдательного совета. Не допускается передача членом совета своего голоса другому лицу.
  6. Решения наблюдательного совета по вопросам, в силу Закона N 174-ФЗ входящим в его компетенцию, принимаются большинством от общего числа голосов членов совета, за исключением двух случаев — одобрение совершения крупной сделки, а также проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждение аудиторской организации. Здесь решение принимается большинством в 2/3 голосов от общего числа. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов совета, не заинтересованных в совершении данной сделки, а в случае, если заинтересованные лица составляют в совете большинство, решение об одобрении сделки принимает учредитель. Решения совета об одобрении крупной сделки и сделки с заинтересованностью должны быть приняты в течение 15 дней с момента поступления предложения руководителя о совершении той или иной сделки председателю совета, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок.

В то же время в законодательстве не указывается, с какой долей голосов наблюдательный совет должен принимать решение об одобрении положения о закупке АУ. Но на практике, как правило, указанное решение принимается большинством голосов членов совета.

Также в законодательстве не уточняется, как оформляются решения совета, — это уже должно определяться в локальных документах самого учреждения (см. ниже). Отметим, что отсутствие ясности в данном вопросе приводит к спорным ситуациям. В частности, одна сторона может считать, что свидетельством одобрения совершения крупной сделки является оформление соответствующего решения в отношении конкретной сделки в протоколе заседания совета, а другая сторона — что в качестве такого свидетельства достаточно, к примеру, утвержденного наблюдательным советом плана инвестиционного развития учреждения, где в числе прочего обозначена и указанная сделка <3>.

<3> Пример такого случая — в статье «Практические аспекты применения механизма автономных учреждений», N 11, 2016, с. 12.

  1. Председатель совета организует работу совета, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола. В отсутствие председателя его функции осуществляет старший по возрасту член совета, за исключением представителя работников учреждения.
  2. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета определяются уставом АУ (естественно, при условии соблюдения норм, уже установленных федеральным законодательством об автономных учреждениях). Кроме того, уставом учреждения может предусматриваться учет представленного в письменной форме мнения члена совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении кворума и результатов голосования, а также принятие решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования. Однако заочная форма не может применяться (со стороны и отдельных, и всех членов совета) при принятии решений по одобрению крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Дальнейшие уточнения порядка работы наблюдательного совета можно найти в уставах конкретных учреждений, а нередко — в дополнительных документах, утверждаемых самими советами: положениях (регламентах) о наблюдательных советах. Отметим, что законодательство не требует наличия последнего документа, у некоторых учреждений его может не быть.

Уставы учреждений публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях — bus.gov.ru <4>. Положения о наблюдательных советах те учреждения, в которых они приняты, как правило, выставляют на собственных сайтах, но иногда эти документы не находятся в открытом доступе. Например, в уставе государственного автономного учреждения культуры «Музейный историко-этнографический комплекс «Соколовая гора» (г. Саратов) относительно работы наблюдательного совета переписаны только нормы федерального законодательства и сказано, что порядок работы и организация деятельности данного совета регламентируются специальным положением. Однако на сайте учреждения (sargmbs.ru) указанный документ обнаружить не удалось.

<4> Пункт 1 ч. 3.3 и ч. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Организация работы наблюдательных советов на практике

В уставах автономных учреждений и их положениях (регламентах) о наблюдательных советах можно встретить следующие дополнительные нормы, относящиеся к порядку работы совета.

  1. Срок полномочий наблюдательного совета. Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях этот срок не может превышать пяти лет. Чаще всего именно такой срок и устанавливается в уставах. Но бывают другие случаи. Например, по уставу муниципального автономного учреждения культуры «Екатеринбургский театр кукол» данный срок составляет три года.
  2. Расширение круга лиц, по инициативе которых может быть созвано заседание совета и которые могут принимать участие в этих заседаниях с правом совещательного голоса. Например, в уставе государственного автономного учреждения культуры Московской области «Центр развития театрального искусства «Московский губернский театр» в число таких лиц включен художественный руководитель театра. Целесообразность данной нормы устава сомнений не вызывает, но с формальной точки зрения она, конечно, не соответствует положениям федерального законодательства (см. выше).
  3. Установление срока, за который члены наблюдательного совета должны быть извещены о времени и месте заседания. Срок может быть разным. В частности, по уставу вышеупомянутого Московского губернского театра он составляет три дня, государственного автономного учреждения здравоохранения «Энгельсская городская больница N 1» (Саратовская область) — пять дней, а муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 14 «Юбилейный» (г. Сысерть, Свердловская область) — семь дней. Кроме того, в уставах автономных учреждений, как правило, прописывается возможность «в случаях, не терпящих отлагательства» (могут использоваться другие подобные формулировки) созывать заседание совета немедленно.
  4. Определение члена совета (секретаря), на которого возлагаются функции по непосредственному обеспечению работы совета. Например, в уставе государственного автономного учреждения социального обслуживания Астраханской области «Геронтопсихиатрический центр» установлено: секретарь избирается на срок полномочий наблюдательного совета простым большинством от общего числа голосов членов совета, отвечает за подготовку заседаний, ведение их протоколов и достоверность отраженных сведений, осуществляет рассылку извещений членам совета о месте и времени проведения заседаний. Как правило, секретарь избирается из работников учреждения, входящих в совет.

Обязанности секретаря могут быть расписаны и более подробно. Так, согласно положению о наблюдательном совете муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» г. Оленегорска (Мурманская область) секретарь выполняет следующие функции:

  • ведет учет поступающих в совет предложений о проведении его заседаний и вопросов, поступающих для рассмотрения и решения советом;
  • распределяет поступившие вопросы по направлениям деятельности, в которых эти вопросы возникли и требуют решения, сообщает председателю совета о поступивших вопросах;
  • оповещает всех членов совета о поступивших в совет предложениях и выясняет заинтересованность каждого из членов в рассмотрении и решении вопросов, указанных в предложениях;
  • осуществляет регистрацию членов совета, принимающих участие в заседании;
  • под руководством председателя совета ведет протокол заседаний;
  • контролирует исполнение решений совета;
  • выполняет поручения председателя совета;
  • ведет делопроизводство и архив документов, материалов совета, предоставляет документы и выписки заинтересованным лицам;
  • осуществляет иные полномочия, связанные с делопроизводством и организацией деятельности совета.
  1. Определение конкретного способа извещения членов совета о предстоящем заседании. К примеру, согласно уставу государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Краевая детско-юношеская спортивная школа» (Красноярский край) извещения членам наблюдательного совета данного учреждения направляются путем отправки почтой заказного письма с уведомлением о вручении, по электронной почте с запросом о получении письма его адресатом или путем вручения письменного извещения под расписку получателя. Если заседание созывается в экстренном порядке, для этого случая обычно предусматривается извещение членов совета телефонограммой.
  2. Установление срока, в течение которого руководитель учреждения обязан предоставить сведения, запрошенные членами совета по вопросам, относящимся к его компетенции. В частности, по уставу государственного автономного учреждения здравоохранения Московской области «Королевский наркологический диспансер» такой срок составляет две недели.
  3. Действия, совершаемые при отсутствии кворума для заседания совета. Например, согласно уставу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа N 2» (г. Верхотурье, Свердловская область) в названном случае заседание совета переносится на срок не более трех рабочих дней.
  4. Порядок протоколирования заседаний совета. Так, в упомянутой верхотурьинской школе протокол заседания наблюдательного совета должен быть оформлен в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания, подписан председателем совета и секретарем и в течение десяти дней доведен до сведения заинтересованных лиц (правда, что это за лица, в уставе АУ не уточняется). А вот в положении о наблюдательном совете Екатеринбургского театра кукол данный вопрос уточнен (заинтересованные лица — сами члены совета), а кроме того, указана обязанность предоставлять протоколы заседаний лицам, проводящим аудит учреждения, и направлять копии протоколов учредителю.
  5. Содержание протоколов заседания совета. В том же положении о наблюдательном совете Екатеринбургского театра кукол говорится, что в протокол вносится информация о месте и времени проведения заседания, лицах, присутствующих на нем, повестке дня, вопросах, поставленных на голосование, и итогах голосования по ним, принятых решениях.
  6. Порядок проведения заочного голосования. К примеру, в уставе названной выше красноярской детско-юношеской спортивной школы этот порядок расписан достаточно подробно:
  7. для принятия решения путем заочного голосования (опросным путем) каждый член совета извещается о проведении заочного голосования не менее чем за три рабочих дня до окончания срока приема опросных листов (бюллетеней);
  8. уведомление о проведении заочного голосования должно содержать:
  • повестку заседания;
  • указание на проведение заочного голосования путем заполнения бюллетеня;
  • дату и время окончания срока приема бюллетеней для заочного голосования;
  • приложение материалов по повестке голосования;
  1. вместе с уведомлением о проведении заочного голосования члену совета направляется бюллетень;
  2. при заполнении бюллетеня для заочного голосования член совета должен проставить одну отметку в одной строке либо вписать одну фамилию напротив одного из возможных вариантов голосования («за», «против», «воздержался»). Член совета подписывает заполненный бюллетень с указанием фамилии и инициалов;
  3. бюллетень, заполненный с нарушением установленных требований, признается недействительным, не участвует в определении кворума, необходимого для принятия решения заочным голосованием, и не учитывается при подсчете голосов;
  4. заполненный и подписанный бюллетень должен быть представлен членом совета в срок, указанный в бюллетене, секретарю совета в оригинале либо в сканированном виде посредством электронной почты с последующим направлением оригинала бюллетеня по адресу, указанному в уведомлении;
  5. принявшими участие в заочном голосовании признаются члены совета, чьи бюллетени были получены секретарем в оригинале либо посредством электронной почты не позднее даты окончания приема бюллетеней, указанной в уведомлении;
  6. бюллетень, полученный секретарем совета по истечении срока, указанного в уведомлении, не учитывается при подсчете голосов и подведении итогов заочного голосования.
  7. Особые условия для проведения заочного голосования. В частности, в уставе федерального автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Северокавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» присутствует норма, согласно которой решения совета могут приниматься путем заочного голосования по предложению председателя совета при условии, что против проведения заочного голосования не будет возражать не менее 1/3 членов совета.
  8. Ответственность членов наблюдательного совета. К примеру, положение о наблюдательном совете Екатеринбургского театра кукол гласит: члены совета несут ответственность перед учреждением за убытки, причиненные учреждению их действиями (бездействием), в силу законодательства РФ, при этом ответственность не несут те члены совета, которые голосовали против решения, повлекшего причинение учреждению убытков, или не принимали участие в заседании. Реализуемость данной нормы на практике вызывает некоторые сомнения. Ведь законодательство РФ не предусматривает ответственность членов наблюдательного совета автономного учреждения за что-либо, хотя в гражданском законодательстве и содержится аналогичное положение, касающееся ответственности членов коллегиальных органов любых юридических лиц (ст. 53.1 ГК РФ).
  9. Права членов совета. В частности, в положении о наблюдательном совете муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска «Вторая Новосибирская гимназия» за членами совета закреплено такое право, как участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на развитие образовательного учреждения, в заседаниях педагогического совета учреждения и работе его основных структурных подразделений, постоянно действующих комиссий.
  10. Право совета создавать комиссии. К примеру, в положении о наблюдательном совете упомянутой новосибирской гимназии за указанным органом управления закреплено право создавать комиссии: финансово-хозяйственную (оказывает помощь в ведении финансово-хозяйственной деятельности учреждения), нормативно-правовую (отвечает за соблюдение законности), организационно-педагогическую (оказывает помощь в реализации программы развития учреждения) и экспертную (рассматривает вопросы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в учреждении). Отметим, что в данном учреждении за наблюдательным советом закреплен беспрецедентно широкий круг полномочий, которые в федеральном законодательстве об автономных учреждениях никак не упоминаются, хотя в самом положении и говорится, что оно составлено на основании этого законодательства.

Как видим, на практике АУ в своих уставах и положениях о наблюдательных советах существенно детализируют и даже заметно расширяют содержание федерального законодательства в отношении данного органа управления автономным учреждением.

К.Г.Чагин

Консультант

по социальной политике

Института экономики города

IV. Наблюдательный совет, члены наблюдательного
совета, комитеты и комиссии наблюдательного совета

25. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью компании, в том числе за исполнением принимаемых органами управления компании решений, использованием средств компании, соблюдением компанией положений Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О публично-правовой компании «Роскадастр», решения о создании компании и настоящего устава.

26. Наблюдательный совет осуществляет следующие полномочия:

1) вырабатывает рекомендации для других органов управления компании по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях наблюдательного совета;

2) утверждает согласованную Службой и представленную правлением стратегию развития компании и вносимые в нее изменения;

3) утверждает годовой финансовый план (бюджет) компании, включающий в себя в том числе общий объем расходов и смету расходов компании, а также утверждает изменения, вносимые в годовой финансовый план (бюджет) компании;

4) утверждает годовой отчет компании, согласованный Службой, и направляет его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации;

5) устанавливает порядок опубликования годового отчета компании;

6) принимает решения о формировании резервного фонда и иных целевых фондов, утверждает размеры, порядок их формирования и использования;

7) утверждает порядок использования доходов компании и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений;

8) утверждает положение о закупке товаров, работ, услуг компанией;

9) утверждает положение о системе внутреннего контроля компании;

10) утверждает положение о службе внутреннего аудита компании, годовой план деятельности службы внутреннего аудита компании и ее годовой отчет;

11) утверждает регламент деятельности наблюдательного совета;

12) на основании предложений Службы принимает решения о создании и ликвидации филиалов компании, об открытии и о закрытии представительств компании, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

13) утверждает положения о филиалах и представительствах компании;

14) на основании предложений Службы принимает решение о создании коммерческих организаций и некоммерческих организаций на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, об участии в российских организациях и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, для достижения целей создания компании, указанных в пункте 15 настоящего устава;

15) утверждает положение о правлении;

16) по представлению генерального директора назначает на должность и освобождает от должности членов правления, за исключением генерального директора;

17) устанавливает порядок информирования наблюдательного совета правлением о вопросах, рассмотренных на заседаниях правления, и принятых по ним решениях;

18) заслушивает отчеты правления и генерального директора по вопросам деятельности компании;

19) определяет порядок утверждения конкурсной документации для отбора аудиторской организации и утверждает аудиторскую организацию, отобранную на конкурсной основе в целях проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также годовой консолидированной финансовой отчетности компании, если составление консолидированной финансовой отчетности предусмотрено решением о создании компании;

20) принимает решения о назначении председателя и членов комитета по аудиту при наблюдательном совете, о прекращении их полномочий и размере выплачиваемого им вознаграждения;

21) назначает на должность и освобождает от должности руководителя службы внутреннего аудита компании и определяет условия трудового договора, заключаемого с ним;

22) утверждает основы системы оплаты труда работников компании, предусматривающие зависимость оплаты их труда от достижения ключевых показателей эффективности деятельности компании, утверждает ключевые показатели эффективности деятельности компании, используемые для целей премирования работников компании, и методику (порядок) их расчета, согласованные Службой;

23) согласовывает представление руководителя Службы о назначении генерального директора на должность, определяет на основании предложений Службы условия трудового договора, заключаемого с генеральным директором, и поручает председателю наблюдательного совета заключить его;

24) принимает решения об одобрении сделок, предусмотренных статьей 17 Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также об одобрении сделок, указанных в пункте 73 настоящего устава;

25) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решений по утверждению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса компании в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для утверждения промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс компании;

26) определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств компании, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств компании;

27) принимает решения о безвозмездной передаче части имущества компании в собственность Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации;

28) устанавливает порядок осуществления сделок, предусматривающих безвозмездную передачу имущества компании третьим лицам, за исключением сделок, предусмотренных подпунктом 27 настоящего пункта;

29) принимает иные решения в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о создании компании, настоящим уставом и Положением о наблюдательном совете публично-правовой компании «Роскадастр», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1359 «О публично-правовой компании «Роскадастр».

27. Количественный состав наблюдательного совета не должен превышать 7 членов. Председатель и иные члены наблюдательного совета назначаются Правительством Российской Федерации сроком на 5 лет.

В состав наблюдательного совета входят руководитель Службы и генеральный директор, являющийся членом наблюдательного совета по должности, а также иные лица по решению Правительства Российской Федерации.

28. Членами наблюдательного совета могут являться лица, замещающие государственные должности, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими.

29. В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона «О публично-правовой компании «Роскадастр» полномочия членов наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно по решению Правительства Российской Федерации.

30. Порядок работы и проведения заседаний наблюдательного совета определяется Положением о наблюдательном совете публично-правовой компании «Роскадастр», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1359 «О публично-правовой компании «Роскадастр», и регламентом его деятельности.

31. Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

32. Заседание наблюдательного совета правомочно, если на нем присутствует более половины членов наблюдательного совета.

33. Решения наблюдательного совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов наблюдательного совета и отсутствующих членов наблюдательного совета, представивших свое мнение в письменной форме.

34. В случае равенства голосов членов наблюдательного совета голос председателя наблюдательного совета является решающим.

35. Организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета осуществляет секретарь наблюдательного совета. Назначение секретаря наблюдательного совета и прекращение его полномочий осуществляются по решению наблюдательного совета по предложению председателя наблюдательного совета.

36. Наблюдательный совет вправе создавать комитеты и комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения. Порядок деятельности таких комитетов и комиссий, их состав, размер вознаграждения членов таких комитетов и комиссий, а также порядок компенсации их расходов, связанных с исполнением ими функций членов комитетов и комиссий, устанавливаются наблюдательным советом.

37. При наблюдательном совете создается комитет по аудиту, в задачи которого входят в том числе обеспечение координации деятельности службы внутреннего аудита компании, рассмотрение и утверждение ее отчетов, оценка эффективности ее деятельности, предварительная проработка вопросов о назначении на должность и об освобождении от должности руководителя службы внутреннего аудита компании.

38. Члены наблюдательного совета имеют право получать информацию о деятельности компании, знакомиться с документами бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета и иными документами компании, требовать возмещения лицами, указанными в статье 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненных компании убытков, оспаривать совершенные компанией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 Гражданского кодекса Российской Федерации, требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок компании в порядке, установленном гражданским законодательством.

39. Член наблюдательного совета обязан разумно и добросовестно действовать в интересах компании, а также не разглашать конфиденциальную информацию, в том числе после прекращения членства в наблюдательном совете.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Функция впр в экселе пошаговая инструкция для чайников
  • Триметазидин од80 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Молибдат аммония удобрение инструкция по применению
  • Радиоприемник rpr 050 инструкция по применению
  • Digital time switch thc15a инструкция на русском