Руководство наркоматов ссср

Все сталинские наркомы боялись навлечь на себя гнев вождя. Опасность попасть во «вредители» и «враги народа» они ощущали постоянно. Но война замедлила ход репрессивной машины. Воюющей стране всюду нужны были люди: на фронте — бойцы, в тылу — труженики, в отраслевых штабах — грамотные и умелые управленцы.

К последним относились наркомы с производственной родословной.

Биография наркома

Михаил Георгиевич Первухин окончил электропромышленный факультет Московского института народного хозяйства, получил квалификацию инженера-электрика. Работал инженером, начальником цеха и директором Каширской ГЭС, далее — в Мосэнерго и Главэнерго. С 1938 года стал заместителем, а потом и первым заместителем наркома тяжелой промышленности СССР. В 1939-м после разделения Наркомтяжпрома на несколько наркоматов был назначен наркомом только что созданного Наркомата электростанций и электропромышленности СССР. На этом посту проработал до 1940 года, когда был выдвинут заместителем председателя Совнаркома СССР и одновременно руководителем Бюро СНК по топливу и электроэнергетике.

Начальник котельной Каширской ГЭС Михаил Георгиевич Первухин. 1933 год.

С началом войны круг его должностей и обязанностей расширился. 24 июня 1941 года он был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР, 2 августа того же года — уполномоченным Государственного Комитета Обороны по Управлению военно-химической защиты Красной Армии, а в феврале 1942-го утвержден наркомом химической промышленности СССР.

«Я хорошо помню ночь с 25 на 26 февраля 1942 года, — рассказывал Первухин в одном из интервью. — Поздно ночью, как тогда было принято, я продолжал работать в своем кабинете, в Кремле. Вдруг раздался телефонный звонок. Это был Александр Николаевич Поскребышев. Он сказал: «Позвоните товарищу Сталину». Я набрал нужный номер, поздоровался и в ответ услышал спокойный, хорошо знакомый голос вождя: «Политбюро ЦК решило назначить вас, товарищ Первухин, по совместительству наркомом химической промышленности».

Выслушав это неожиданное для него сообщение, Первухин ответил: «Как инженер-электрик, товарищ Сталин, я слабо знаю химию и, откровенно говоря, не очень-то ее люблю». В ответ Сталин сказал: «Вы знаете, какое тяжелое положение сложилось в химической промышленности в связи с разрушением и эвакуацией большинства южных химических заводов. Необходимо поставить вас во главе этой отрасли, чтобы поскорее выправить создавшееся положение. Что же касается нелюбви к химии, то настоящий большевик-коммунист скоро изучит и полюбит порученное ему партией дело».

Первухину оставалось только поблагодарить Центральный Комитет за высокое доверие и обещать оправдать его.

Всё для фронта! Фото: РИА Новости

Слово наркома

Нарком нефтяной промышленности Николай Константинович Байбаков (1911-2008).

Производственником (а не политическим назначенцем) был и нарком нефтяной промышленности Николай Байбаков, сделавший карьеру на промыслах юга страны и ни одного дня не отдавший партийной работе. И Байбаков, и Первухин в своих воспоминаниях, не сговариваясь, отмечают, что отраслевые наркоматы (другим органам управления оба мемуариста оценок не дают) в ту пору действовали четко и слаженно. Если в довоенное время один нарком отбивался от просьб другого (я, мол, тебе помочь не могу, у меня нет мощностей, обратись в другой наркомат), то в годы войны такого не случалось. Ставилась, например, задача: моему наркомату нужен такой-то металл, такой-то прокат — и каждый наркомат по-своему старался эту задачу решить.

Нарком черной металлургии Иван Федорович Тевосян (1902-1958).

Вот характерный эпизод конца войны. Для современных бомбардировщиков с ракетными двигателями нужна была жаропрочная сталь. Ее поручили выплавить подмосковному заводу «Электросталь». И у него поначалу не получалось, шел сплошной брак. Тогда Сталин вызвал наркома черной металлургии СССР И.Ф. Тевосяна: «Товарищ Тевосян, ваш завод с важным поручением не справляется, а вы, между прочим, специалист по спецсталям. Надо бы срочно поправить дело. Справитесь?» — «Поеду на завод, разберусь и вам доложу, товарищ Сталин». И действительно разобрался. Собрал на заводе нужных специалистов, опытных рабочих, посоветовался, проследил весь режим плавки, а потом чуть ли не круглые сутки не уходил с завода.

Через месяц доложил, что задание выполнено.

Первая нефть Западной Сибири.

Полномочия наркома

Еще одна примета военного времени: полномочия наркоматов расширились. Даже при том, что все важнейшие государственные функции перешли к ГКО, наркоматы располагали возможностью на свой страх и риск, без согласования с верховной властью решать некоторые вопросы, причем не только оперативные. Им, например, предоставлялось право самостоятельно начать стройку. Или приступить к разработке нефтяного месторождения. Так, работы на перспективных площадях Западной Сибири были начаты без согласования с ГКО, по личному приказу Байбакова, в ту пору (1942 год) первого заместителя главы Нефтепрома.

«Права Совнаркома СССР официально не были расширены, но наркомам было дано право принимать самостоятельные решения во исполнение тех общих директив, которые они получали сверху, — рассказывал Первухин. — Например, спускалось задание — организовать там-то производство танков в таком-то количестве, и Вячеслав Александрович Малышев как нарком танковой промышленности СССР сам решал, где это делать, как делать и т. п. Ему такое право было дано. Как и другим наркомам. Многие вопросы, связанные с размещением эвако-заводов, их обеспечением местным сырьем, топливом, и ряд других проблем решали республиканские наркоматы. Что же касается официального предоставления им расширенных прав — такого решения я не помню. Наркоматы и наркомы многие вопросы решали самостоятельно, не дожидаясь каких-то особых указаний и директив. Если это, конечно, не противоречило общей задаче».

Первая нефть Западной Сибири.

Подвиг наркома

Алексей Иванович Шахурин был назначен наркомом авиационной промышленности в январе 1940 года, став в неполных 36 лет самым молодым членом правительства. До этого окончил Московский инженерно-экономический институт, работал электромонтером, фрезеровщиком, старшим инженером, затем начальником научно-исследовательского отдела Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1925 году вступил в ВКП(б). Был парторгом ЦК ВКП(б) на авиационном заводе № 1, первым секретарем Ярославского, а затем Горьковского обкомов ВКП(б).

Вот как Шахурин вспоминал о своем назначении:

«В начале января 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос «О работе Наркомата авиационной промышленности». Оно одобрило выводы и предложения специально созданной комиссии ЦК во главе с А.А. Ждановым и Н.А. Вознесенским. Комиссия после детального ознакомления с состоянием дел в авиапромышленности и в ВВС отметила, что материальная часть советской авиации «в своем развитии отстает по скоростям, мощностям моторов, вооружению и прочности самолетов от авиации передовых армий других стран».

На указанном заседании Политбюро ЦК решило обновить руководство Наркомата авиапромышленности. К моему большому удивлению, выбор пал тогда на меня.

В то время я работал первым секретарем Горьковского обкома партии. И вот вечером 9 января мне позвонил секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков. Поздоровавшись, он спросил, смогу ли я сегодня же выехать в Москву.

Я ответил утвердительно: ведь через два часа, т. е. в 23 часа, в столицу должен был по расписанию отправиться поезд. <…> Утром по приезде в Москву я сразу же к началу рабочего дня явился в ЦК, в приемную Маленкова. Его помощник сказал, чтобы я из здания никуда не отлучался. Пока можно было заняться какими-либо делами, побывать в отделах ЦК, если есть необходимость, но так, чтобы в нужное время меня можно было найти.

Какие тут дела, когда из головы не выходил и не давал покоя главный вопрос — зачем вызвали?

В раздумьях и догадках прошел почти весь день. Наконец, мне сообщили, что в 5 часов я должен быть в кабинете у И.В. Сталина.

Путь до Кремля был короток. Наш автомобиль въехал в ворота Спасской башни, и вскоре мы с работником аппарата ЦК оказались возле нужного нам здания. Поднявшись на второй этаж, вошли в приемную. Здесь нас уже ожидали и сразу же провели в кабинет Сталина. Это была длинная комната, где находился большой, покрытый синим сукном стол, а недалеко от него — письменный стол и столик с телефонными аппаратами.

Война закончилась — и нарком Шахурин, чья отрасль в последний год войны дала 40 тысяч самолетов, оказался не нужен. По надуманному обвинению — арестован

В кабинете вождя, кроме него, находились В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, А.А. Андреев, Н.А. Вознесенский, Л.П. Берия и ряд других руководителей партии и правительства. Все сидели, а Сталин ходил по комнате.

Поздоровавшись, он предложил сесть и какое-то время продолжал молча ходить. Потом остановился против меня и сказал:

— Товарищ Шахурин, мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Там сейчас предстоит большая работа. Нужны свежие, грамотные люди, хорошие организаторы и к тому же хорошо знающие авиационное дело…»

Заняв пост наркома авиационной промышленности, Шахурин стал чуть ли не ежедневно бывать в главном кабинете Кремля. Нарком вооружения (позднее — боеприпасов) СССР Б.Л. Ванников по этому поводу писал: «Руководивший тогда этой отраслью А.И. Шахурин бывал у него (Сталина. — Авт.) чаще всех других наркомов, можно сказать почти каждый день. Сталин изучал ежедневные сводки выпуска самолетов и авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случае отклонения от графика, подробно разбирал вопросы, связанные с созданием новых самолетов и развитием авиационной промышленности».

Всё для фронта! Фото: РИА Новости

Из постановления Государственного Комитета Обороны от 2 ноября 1941 года

«О выпуске самолетов и авиационных моторов в ноябре 1941 г.»:

«Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Обязать НКАП (т. Шахурина) обеспечить выпуск в ноябре 1941 г. на заводах наркомата: а) 1466 самолетов, в том числе: истребителей — 783 самолета, бомбардировщиков — 287 самолетов, штурмовиков — 140 самолетов, учебных — 287 самолетов; б) 2155 авиационных моторов…»

Председатель ГКО И. СТАЛИН».

Инициатива, решительность и находчивость нового наркома были высоко оценены: Шахурин и два его заместителя стали Героями Социалистического Труда.

Трагедия наркома

Большинство наркомов-производственников в годы войны имели некоторую неприкосновенность: не были фигурантами дел о «вредительстве», не попадали во «враги народа». Тем показательнее ПОСЛЕВОЕННАЯ судьба некоторых из них. Война кончилась — и нарком Шахурин, чья отрасль в последний полный военный год дала фронту более 40 тысяч самолетов, оказался больше не нужен. По надуманному обвинению за «злоупотребление и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах» Шахурин был арестован.

Нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин (1904-1975).

Как свидетельствуют материалы по делу бывшего начальника Главного управления контрразведки, а затем заместителя министра внутренних дел В.С. Абакумова, абакумовские сотрудники «в течение трех недель допрашивали Шахурина непрерывно днем и ночью», а сам Абакумов заявлял обвиняемому: «…признается он или не признается в тягчайших преступлениях, все равно он, Абакумов, его расстреляет».

Нарком стойко перенес мучения, никого не оговорил, не потянул за собой. В мае 1946 года Военная коллегия Верховного Суда приговорила Шахурина к 7 годам тюремного заключения. Одновременно по тому же делу были осуждены главком ВВС Главный маршал авиации А.А. Новиков и еще несколько высших руководителей Военно-Воздушных Сил и отделов ЦК ВКП(б).

На свободу Шахурин вышел в 1953 году больным человеком (в одиночке следственной тюрьмы, лишенный даже прогулок, он перенес тяжелый инфаркт.) Тем не менее сразу вернулся к работе, получив назначение на должность первого заместителя министра авиационной промышленности. Проработал на ней недолго, вскоре перейдя в Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям на должность заместителя председателя. Занимался вопросами сотрудничества стран СЭВ в области оборонной промышленности. Подорванное в заключении здоровье заставило его в 1959 году уйти на пенсию.

«Ошибки» наркома

Не избежал послевоенной расправы (хотя и не столь свирепой) и еще один руководитель отрасли — Иван Владимирович Ковалев. До войны он был заместителем начальника Южно-Уральской железной дороги, а затем начальником Западной железной дороги. Потом последовательно занимал должности начальника Военного отдела НКПС, начальника Управления дорог Северо-Западного направления НКПС.

Нарком путей сообщения Иван Владимирович Ковалев (1901-1993).

«И вот в самом начале 1939 года мне вдруг предложили перейти на работу в Наркомат путей сообщения СССР, — вспоминал Ковалев. — Я попросил оставить меня в прежней должности, поскольку только-только вошел в курс дел такого сложного и интересного хозяйственного организма, как Западная железная дорога. Нарком путей сообщения Каганович вроде бы внял моим доводам. Однако в апреле того же года он позвонил из Москвы и спросил, кто мог бы меня заменить, если мне придется отлучиться на некоторое время. Я назвал моего заместителя Виктора Антоновича Гарныка.

— Я его знаю, — сказал Каганович. — Он был начальником депо в Туле. Толковый товарищ. Приезжайте вместе в Москву.

Мы прибыли, и нарком без лишних слов вручил каждому из нас копии решения Политбюро ЦК ВКП(б) о наших новых назначениях. Меня назначили членом Коллегии и начальником Военного отдела НКПС, а Гарныка — начальником Западной железной дороги».

На Военный отдел наркомата возлагалась подготовка железнодорожного транспорта к возможной войне. Отдел работал в тесном контакте с сотрудниками Генерального штаба — начальником Управления военных сообщений генералом Трубецким, толковым специалистом из старых военных, и начальником Оперативного отдела полковником Василевским. Последний, будущий маршал Советского Союза, отвечал в Генштабе за разработку Западного театра военных действий и за развертывание войск на этом театре. Работать с ним, вспоминал Ковалев, было легко, «человек он был скромный, интеллигентный, даже несколько застенчивый; обладал большим багажом знаний, но не давил ими на собеседника».

В мае 1941 года постановлением СНК СССР Ковалев был назначен заместителем наркома госконтроля СССР по железнодорожному транспорту. С началом войны был переведен в РККА и в июле 1941-го стал начальником Управления военных сообщений Красной Армии. С 1943 года он становится первым заместителем начальника, а в 1944-м — начальником Центрального управления военных сообщений.

Сослуживцы Ковалева отмечали впоследствии его непреклонность во всем, что касается дела. Когда в 1942 году, в тяжелые месяцы отступления, в Государственном Комитете Обороны стали раздумывать о расформировании железнодорожных войск и переводе их в стрелковые части, Ковалев назвал эту идею недальновидной. Если через какое-то время, сказал он, советские войска перейдут в наступление, то некому будет восстанавливать железные дороги, а без них наступательные операции невозможны. К его мнению прислушались.

Мост, восстановленный военными железнодорожниками за восемь суток. Калининский фронт. 1943 год. Фото: РИА Новости

20 декабря 1944 года Ковалев сменил Кагановича на посту наркома путей сообщения СССР.

«На этот раз, — вспоминал Ковалев, — Сталин не спрашивал, хочу ли я того или не хочу. Вызвал и сказал примерно следующее:

— Пойдете в наркомат. Войну кончаем, а дела на транспорте у Кагановича снова плохие. Надо восстановить и поднять транспорт, чтобы на его основе поднять народное хозяйство».

Новый глава НКПС получал сводки по итогам дня, включая сведения о задержках тех или иных транспортов, причинах задержек, принятых мерах, и ежесуточно (обычно это происходило около двух часов ночи) докладывал Сталину о продвижении воинских эшелонов и о состоянии железнодорожной сети. Причем докладывал только по памяти, она, говорят, у него была феноменальная.

А потом пришла Победа. После нее Ковалев еще некоторое время, как бы по инерции, оставался главным советским железнодорожником. Но срок действия «охранной грамоты», выданной ему военным временем, уже истек. В апреле 1948 года Ковалев был обвинен в «ошибках при расходовании государственных средств, а также в деле подбора кадров», освобожден с поста наркома и направлен в Китай в качестве уполномоченного Совета Министров СССР и советника по проблемам транспорта при правительстве Народного Китая.

Руководители промышленных и оборонных наркоматов (слева направо): Д.Ф. Устинов (вооружение), Б.Л. Ванников (боеприпасы), А.И. Ефремов (станкостроение) и В.А. Малышев (танковая промышленность).

Охранная грамота наркома

Бывали случаи, когда во время войны нарком попадал под каток репрессивной машины, но проходил месяц-другой, и арестованный выходил на свободу — настолько он был нужен. Так произошло, например, с главой наркомата вооружения СССР Борисом Львовичем Ванниковым, которого спас случай. На каком-то совещании Сталину потребовалась оперативная информация по боеприпасам. Он тут же вызвал своего секретаря Поскребышева, приказал соединить по телефону с Ванниковым, который как нарком вооружения мог бы что-то прояснить, но… тот куда-то запропастился. Прошло минут десять. Небывалая вещь: звонит Сталин, а нарком не на связи. Наконец, Поскребышев доложил: «Ванников на проводе». Сталин стал говорить с Ванниковым. Рассматривал таблицу выпуска боеприпасов, что-то спрашивал, что-то просил уточнить. Присутствующие в кабинете члены ГКО видели, что ответы наркома не удовлетворяли Сталина. Он сказал:

— Товарищ Ванников, возьмите таблицу.

— Таблицы у меня нет, — ответил Ванников. — Я, товарищ Сталин, нахожусь на Лубянке.

— Что вы там делаете?

— Сижу во внутренней тюрьме.

— Вам нечего там делать. Сейчас же поезжайте в наркомат…

Война давала им отсрочку от ГУЛАГа. Нефть, уголь, металл, танки, самолеты, электроэнергия воюющей стране нужны были больше, чем сфабрикованные дела против руководителей отраслей, работающих на нужды фронта. Сталин понимал, что руководить нефтепромом — не то же самое, что командовать Главным управлением кинематографии. Это не комедию «Волга-Волга» разрешать к прокату, а давать стране нефть. Бесценный производственный опыт служил отраслевым наркомам в военные годы охранной грамотой. Ни Л.П. Берия, ни сменивший его В.Н. Меркулов, ни наследник Меркулова В.С. Абакумов не решались замахнуться на «отраслевиков». Сталин бы этого не одобрил. «Других нефтяников (металлургов, танкостроителей) у меня для вас нет».

Незаменимые есть. Жаль, что порой это очевидно только во время войны…

Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.

Комиссариаты создавались в качестве центральных органов государственного управления при установлении советской власти в республиках на территории бывшей Российской Империи.

Число наркоматов изменялось в соответствии с требованиями текущего момента; в основном это было увеличение за счёт разделения существующих и образования новых.

Содержание

  • 1 Первые народные комиссариаты
  • 2 Народные комиссариаты советских республик
    • 2.1 РСФСР
      • 2.1.1 Автономные республики
    • 2.2 УССР
    • 2.3 Взаимоотношения с СНК СССР
  • 3 Народные комиссариаты СССР
  • 4 Преобразование в министерства
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Первые народные комиссариаты

Первые народные комиссариаты были созданы «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м съездом Советов 27 октября (9 ноября) 1917 года[1].

Декретом устанавливалось:

Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Право контролировать деятельность Народных Комиссаров и смещать их имели Всероссийский Съезд Советов и его исполнительный орган — ВЦИК.

Тем же декретом был сформирован первый состав Совнаркома, в том числе определён список наркоматов:

  • Народный комиссариат по внутренним делам
  • Народный комиссариат земледелия
  • Народный комиссариат труда
  • Народный комиссариат по военным и морским делам
  • Народный комиссариат по делам торговли и промышленности
  • Народный комиссариат просвещения
  • Народный комиссариат финансов
  • Народный комиссариат по иностранным делам
  • Народный комиссариат юстиции
  • Народный комиссариат по делам продовольствия
  • Народный комиссариат почт и телеграфов
  • Народный комиссариат по делам национальностей
  • Народный комиссариат по железнодорожным делам

Позднее декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 года для организации народного хозяйства и управления им был учреждён Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) при Совете народных комиссаров, имевший статус наркомата[2].

При установлении советской власти в других советских республиках на территории бывшей Российской Империи создавались аналогичные комиссариаты.

Народные комиссариаты советских республик

РСФСР

С небольшими изменениями и дополнениями такой же перечень наркоматов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 года, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов[3].

Автономные республики

Статья 11 Конституции РСФСР 1918 года предусматривала возможность для «областей, отличающихся особым бытом и национальным составом», создавать автономные области с образованием в них своих областных Съездов Советов и их исполнительных органов, то есть совнаркомов. Так, в Киргизской АССР, образованной в 1926 году в составе РСФСР, в 1929 году была принята Конституция, гласящая:

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления в Киргизской Автономной Советской Социалистической Республике учреждаются Народные Комиссариаты: 1) Внутренних Дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения, 5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Финансов, 8) Труда, 9) Рабоче-Дехканской (Крестьянской) Инспекции, 10) Торговли и 11) Центральный Совет Народного Хозяйства, из коих шесть первых являются необъединенными (автономными), а пять последних объединенными с соответствующими Народными Комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, осуществляющими директивы последних, подчиняясь Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.

[4]

УССР

Принятая в 1919 году Конституция УССР в ст. 14 устнавливала:

Заведыванне отдельными отраслями управления страною возлагается на особые отделы Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Советов — Народные Комиссариаты во главе с Заведывающими, избираемыми Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов. Число, предметы ведомства отделов и их внутренняя организация устанавливаются Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

[5]

Однако никакого перечня наркоматов в Конституции не приводилось.

Взаимоотношения с СНК СССР

Поскольку при образовании СССР союзные республики делегировали часть своих суверенных полномочий вновь образованному государству, в ведении их осталась лишь часть вопросов управления. В Договоре об образовании СССР[6] (ст. 18) определён список наркоматов, руководители которых входили в СНК республик:

  • Высший совет народного хозяйства
  • Народный комиссариат земледелия
  • Народный комиссариат продовольствия
  • Народный комиссариат финансов
  • Народный комиссариат труда
  • Народный комиссариат внутренних дел
  • Народный комиссариат юстиции
  • Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции
  • Народный комиссариат по просвещению
  • Народный комиссариат здравоохранения
  • Народный комиссариат социального обеспечения
  • Народный комиссариат по национальным делам

В Совнарком республики с правом совещательныого голоса входили также уполномоченные, представлявшие те наркоматы, руководство которыми стало входить в компетенцию Союза ССР:

  • Народный комиссариат по иностранным делам
  • Народный комиссариат по военным и морским делам
  • Народный комиссариат внешней торговли
  • Народный комиссариат путей сообщения
  • Народный комиссариат почт и телеграфов.

Народные комиссариаты СССР

Создание СССР было юридически оформлено Договором об образовании СССР[6], который предусматривал образование правительства союзного государства. Оно получило название Совет народных комиссаров СССР; в него входили председатель СНК СССР, его заместители, руководители наркоматов СССР.

В Договоре (ст. 11) приведён следующий список наркоматов СССР:

  • Народный комиссариат по иностранным делам
  • Народный комиссариат по военным и морским делам
  • Народный комиссариат внешней торговли
  • Народный комиссариат путей сообщения
  • Народный комиссариат почт и телеграфов
  • Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции
  • Высший Совет Народного Хозяйства
  • Народный комиссариат труда
  • Народный комиссариат продовольствия
  • Народный комиссариат финансов

По мере развития и укрепления народного хозяйства число наркоматов всех уровней увеличивалось. Так, в 1932 году Высший совет народного хозяйства СССР был преобразован в три наркомата:

  • народный комиссариат тяжёлой промышленности;
  • народный комиссариат лёгкой промышленности;
  • народный комиссариат лесной промышленности.

Далее, с 1936 по 1939 год, количество отраслевых наркоматов увеличилось до 24.

Преобразование в министерства

В 1946 году народные комиссариаты всех уровней были преобразованы в одноимённые министерства[7].

Примечания

  1. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства 26 октября (8 ноября) 1917 г.
  2. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. М., 1917 г. № 5, ст. 83
  3. Конституция РСФСР 1918 года
  4. Конституция Киргизской АССР 1929 года
  5. Конституция Украинской ССР 1919 года
  6. 1 2 s:Договор об образовании СССР
  7. O преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР и Советов народных комиссаров союзных и автономных республик — в Советы министров союзных и автономных республик: закон СССР от 15 марта 1953 года // Ведомости Верховного Совета СССР 1946 г. № 10

Ссылки

  • Народные комиссариаты в Большой советской энциклопедии (2-е издание, Т. 29, М. 1954 г.)
  • Народный комиссариат в Большой советской энциклопедии (3-е издание, Т. 17, М. 1974 г.)
 Просмотр этого шаблона Серп и молот Институты государственной власти и управления СССР

Глава государства

Коллегиальный глава СССР

Всесоюзный съезд Советов (1922—1936) • Центральный Исполнительный Комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1988) • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1988)

Индивидуальный глава СССР

Председатель Верховного Совета СССР (1988—1990) • Президент СССР (1990—1991)

Органы при главе СССР

Вице-президент СССР (1990—1991) • Президентский совет СССР (1990) • Совет безопасности СССР (1990—1991) • Совет Федерации СССР (1990—1991) • Государственный Совет СССР (1991) • Политический консультативный совет при Президенте СССР (1991)

_Флаг СССР Герб СССР

Советы

Союзные органы

Всесоюзный съезд Советов (1922—1936) • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1991) • Съезд народных депутатов СССР (1989—1991)

Республиканские органы

Верховный совет республики Союза ССР • Верховный совет автономной республики

Местные органы

Краевой совет народных депутатов • Областной совет народных депутатов • Совет народных депутатов автономной области • Совет народных депутатов автономного округа • Районный совет народных депутатов • Городской совет народных депутатов • Поселковый совет народных депутатов • Сельский совет народных депутатов • Исполком

Правительство

Союзные органы
Высшие органы

Правительство СССР • Глава Правительства СССР

Центральные органы

Народные комиссариаты СССР • Министерства СССР • Государственные комитеты СССР • Государственные агентства СССР

Ведомства при Правительстве СССР

Инспекции • Комиссии • Комитеты • Советы • Управления • Прочие органы

Республиканские органы

Правительство республики Союза ССР • Правительство автономной республики

Местные органы

Исполком • Совнархоз

Суды

Союзные органы
Конституционный суд

Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

Суды общей юридикции

Верховный Суд СССР (1923—1992) • Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР

Специализированные

Военная коллегия Верховного суда СССР • Военный трибунал • Высший Арбитражный Суд СССР (1990—1992) • Суд чести (СССР)

Республиканские органы

Верховный суд республики Союза ССР • Суд автономной республики

Местные органы

Краевой суд • Областной суд • Суд автономной области • Окружной суд • Народный суд • Народный судья • Товарищеский суд • Военный трибунал

Прочие органы

Органы прокуратуры

Прокуратура Верховного Суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

Органы народного контроля

Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • Группа народного контроля • Пост народного контроля

Чрезвычайные органы

Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945) • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991) • Специальный комитет по использованию атомной энергии

Приложение 4.2. Руководящий состав аппарата наркомата обороны СССР на 22 июня 1941 г.

Должность

Воинское звание

Фамилия и инициалы

1

2

3

1. Руководство наркоматом обороны

Нарком обороны

Маршал Советского Союза

Тимошенко С. К.

1-й заместитель НКО

Маршал Советского Союза

Буденный С. М.

Заместитель НКО — начальник ГШ

Генерал армии

Жуков Г. К.

Заместитель НКО по артиллерии

Маршал Советского Союза

Кулик Г. И.

Заместитель НКО по строительству УР

Маршал Советского Союза

Шапошников Б. М.

Заместитель НКО по боевой подготовке

Генерал армии

Мерецков К. А.

2. Главное управление политической пропаганды

Начальник

Армейский комиссар 1-го ранга

Запорожец А. И.

Заместитель

Армейский комиссар 2-го ранга

Борисов В. Н.

Заместитель

Дивизионный комиссар

Гуревич М. Г.

Заместитель

Дивизионный комиссар

Пронин М. М.

3. Главное управление Военно-воздушных сил

Начальник

Генерал-лейтенант авиации

Жигарев П. Ф.

Заместитель по политчасти

Дивизионный комиссар

Степанов П. С.

Заместитель

Генерал-майор авиации

Петров И. Ф.

Заместитель по дальней авиации

Полковник

Горбацевич Л. А.

Начальник штаба

Г енерал-майор авиации

Володин П. С.

Заместитель НШ

Полковник

Рухле И. Н.

Помощник НШ

Г енерал-майор авиации

Мальчиков В. Н.

Начальник управления боевой подготовки

Г енерал-майор авиации

Никитин А. В.

Начальник управления вооружения и снабжения

Г енерал-лейтенант авиации

Астахов Ф. А.

Начальник управления заказов вооружения

Генерал-майор и/с

Жаров Ф. И.

Начальник управления тыла

Генерал-майор и/с

Константинов М. П.

Начальник управления связи

Г енерал-майор авиации

Гвоздков Г. К.

Начальник управления вузов

Генерал-майор авиации

Иванов В. И.

4. Главное артиллерийское управление

Начальник

Генерал-полковник артиллерии

Яковлев Н. Д.

Заместитель по политчасти

Бригадный комиссар

Ляпин Н. В.

Заместитель

Г енерал-лейтенант артиллерии

Мышков К. Р.

Заместитель

Г енерал-майор артиллерии

Савченко Г. К.

Начальник управления боевой подготовки

Г енерал-майор артиллерии

Чистяков М. П.

Начальник управления МПО

Г енерал-майор артиллерии

Байков А. П.

Начальник артиллерийского комитета

Генерал-майор артиллерии

Хохлов В. И.

Начальник управления вооружения

Г енерал-майор тех/в

Каюков М. М.

Начальник управления вооружения ЗА

Военный инженер 1-го ранга

Трейер*

Начальник управления стрелкового вооружения

Полковник

Бакланов*

5. Главное управление автобронетанковых войск

Начальник

Г енерал-лейтенант т/в

Федоренко Я. Н.

Заместитель по политчасти

Армейский комиссар 2-го ранга

Бирюков Н. И.

Заместитель

Генерал-майор тех/в

Лебедев И. А.

Начальник управления снабжения горючим

Г енерал-майор т/в

Борзиков А. В.

6. Главное управление ПВО

Начальник

Генерал-полковник артиллерии

Воронов Н. Н.

Заместитель

Г енерал-майор артиллерии

Осипов А. А.

Начальник штаба

Генерал-майор артиллерии

Нагорный Н. Н.

Начальник управления зенитной артиллерии

Генерал-майор артиллерии

Горохов А. Ф.

7. Главное военно-инженерное управление

Начальник

Г енерал-майор инж/в

Котляр Л. 3.

Заместитель

Г енерал-майор инж/в

Галицкий И. П.

Начальник управления

Генерал-майор инж/в

Петров И. А.

8. Главное интендантское управление

Начальник

Генерал-лейтенант и/с

Хрулев А. В.

Заместитель

Генерал-майор тех/в

Крюков А. Е.

Начальник управления продснабжения

Генерал-майор и/с

Белоусов В. Ф.

Начальник вещевого управления

Генерал-майор и/с

Драчев П. И.

Начальник КЭУ

Генерал-майор и/с

Найденов Н. И.

Начальник обозно-хозяйственного управления

Генерал-майор и/с

Финогенов М. И.

9. 3-е управление (на правах Главного управления)

Начальник

Майор госбезопасности

Михеев А. Н.

Заместитель

Капитан госбезопасности

Клыков А. Н.

10. Управления (начальники)

Боевой подготовки

Генерал-лейтенант

Бахтин А. Н.

Кадров

Генерал-майор

Румянцев А. Д.

Вузов

Генерал-лейтенант

Смирнов И. К.

Оборонительного строительства

*

Военно-химической защиты

Генерал-майор тех/в

Мельников П. Г.

Снабжения горючим

Генерал-майор

Котов П. В.

Связи

Генерал-майор в/с

Гапич Н. И.

Финансов

Генерал-майор и/с

Хотенко Я. А.

Санитарное

Бригврач

Смирнов Е. И.

Ветеринарное

Бригветврач

Барковский К. И.

Делами НКО

Генерал-майор

Дратвин М. И.

Военных издательств

Полковник

Копылов П. Ф.

Военно-конных заводов

*

11. Инспекции (начальники)

Пехоты

Генерал-лейтенант

Ковалев М. П.

Артиллерии

Генерал-лейтенант арт.

Сивков А. К.

АБТВ

Генерал-майор т/в

Вершинин Б. Г.

Кавалерии

Генерал-полковник

Городовиков 0. И.

Связи

Генерал-лейтенант в/с

Найденов И. А.

12. Отделы и бюро

Отдел материальных фондов

*

Отдел внешних сношений

Полковник

Осетров А. Н.

Бюро изобретений

Военинженер 1-го ранга

Глухов В. В.

Наркомат — это высший государственный управленческий орган. Предназначался он для распределения управления отдельными отраслями народного хозяйства между народными комиссарами (ныне министрами) и другими государственными служащими.

История образования

Изначально наркоматы были созданы в 1917 году на Всероссийском съезде Советов. Все вновь созданные организации входили в Советское правительство, которое в ту пору возглавлял Ленин В.И.

В 1918 году в Конституции РСФСР была закреплена система Народных комиссариатов, где также было разъяснено, что такое «наркомат», расшифровка аббревиатуры, цели, функционал и т. д. Тогда существовало 18 наркоматов по всем отраслям деятельности государства.

Уже в 1922 году при образовании СССР в эту систему внесли множество изменений. Число комиссариатов сократили до десяти, но охватывали они весь Советский Союз полностью. Половина из них стали общесоюзными, а другая половина — объединенными. В 1923 году было издано Положение о народных комиссариатах, где были прописаны моменты касательно порядка взаимодействия наркоматов всех союзных республик. Наркомат, определение которого предполагало полное управление своей отраслью, отныне был наделен полномочиями издания постановлений, распоряжений и инструкций.

В 1936 году очередные изменения конституционного строя затронули и наркомат — это преобразование объединенных комиссариатов в союзно-республиканские. Так образовалось десять союзно-республиканских и восемь общесоюзных комиссариатов. Развивающееся народное хозяйство в последующие десять лет подвергает Народные комиссариаты очередной перестановке. И в 1946 году новым законом сменили наименование комиссариатов, теперь наркомат — это министерство.

Структура комиссариатов

Народный комиссариат являлся главным органом в государственном управлении каждыми отдельно взятыми сферами жизнедеятельности СССР. Во главе комиссариата был народный комиссар. Все комиссары различных наркоматов были объединены дополнительно в Совет наркомов.

наркомат это

В каждой союзной республике были свои наркоматы и Советы наркомов.

Каждый народный комиссариат состоял из отделов:

— по управлению делами;

— по подготовке сотрудников;

— по законодательной части;

— по финансовым вопросам;

— по шифрованию секретной информации;

— по руководству учебными заведениями;

— по юридическим вопросам.

По численности штат достигал 150-170 человек в каждом наркомате.

Направления

Декрет от 1917 года определил следующие направления работы наркоматов:

— внутренние дела (или НКВД);

— земледелие;

— трудовое воспитание;

— военные и морские дела;

— просвещение;

— финансы;

— отношения с иностранными государствами;

— адвокатура;

— продовольствие;

— почта и телеграф;

— железнодорожные дела.

наркомат расшифровка

В 1932 году к ним присоединились еще 3 комиссариата: тяжелая, легкая и лесная промышленность.

Зарплаты народных комиссаров

Наркомат — это часть системы управления государством, следовательно, заработная плата руководящего состава должна была быть высокой по современным понятиям. Однако в то время дела обстояли иначе: в ноябре 1917 года Ленин подписал постановление о вознаграждении труда народных комиссаров и других государственных служащих.

По этому постановлению каждый нарком получал ежемесячно по 500 рублей. Если в состав его семьи входили нетрудоспособные граждане (дети, пенсионеры или инвалиды), то за каждого такого человека наркому доплачивали по 100 рублей также ежемесячно. По всем подсчетам, доход семьи наркома был равен доходу среднего рабочего.

наркомат определение

Наркомат — определение «прародителей» ныне существующих и функционирующих министерств, структура и работа которых сохраняется уже целый век и претерпевает лишь незначительные изменения.

Наркомат — это высший государственный управленческий орган. Предназначался он для распределения управления отдельными отраслями народного хозяйства между народными комиссарами (ныне министрами) и другими государственными служащими.

История образования

Изначально наркоматы были созданы в 1917 году на Всероссийском съезде Советов. Все вновь созданные организации входили в Советское правительство, которое в ту пору возглавлял Ленин В.И.

В 1918 году в Конституции РСФСР была закреплена система Народных комиссариатов, где также было разъяснено, что такое «наркомат», расшифровка аббревиатуры, цели, функционал и т. д. Тогда существовало 18 наркоматов по всем отраслям деятельности государства.

Уже в 1922 году при образовании СССР в эту систему внесли множество изменений. Число комиссариатов сократили до десяти, но охватывали они весь Советский Союз полностью. Половина из них стали общесоюзными, а другая половина — объединенными. В 1923 году было издано Положение о народных комиссариатах, где были прописаны моменты касательно порядка взаимодействия наркоматов всех союзных республик. Наркомат, определение которого предполагало полное управление своей отраслью, отныне был наделен полномочиями издания постановлений, распоряжений и инструкций.

Ушаков, Нахимов – это первые флотоводцы, именами которых может гордиться наша страна. В СССР…

В 1936 году очередные изменения конституционного строя затронули и наркомат — это преобразование объединенных комиссариатов в союзно-республиканские. Так образовалось десять союзно-республиканских и восемь общесоюзных комиссариатов. Развивающееся народное хозяйство в последующие десять лет подвергает Народные комиссариаты очередной перестановке. И в 1946 году новым законом сменили наименование комиссариатов, теперь наркомат — это министерство.

Структура комиссариатов

Народный комиссариат являлся главным органом в государственном управлении каждыми отдельно взятыми сферами жизнедеятельности СССР. Во главе комиссариата был народный комиссар. Все комиссары различных наркоматов были объединены дополнительно в Совет наркомов. наркомат этоВ каждой союзной республике были свои наркоматы и Советы наркомов.

Система организации власти в СССР в первые годы существования советской власти еще до сих пор у…

Каждый народный комиссариат состоял из отделов:

— по управлению делами;

— по подготовке сотрудников;

— по законодательной части;

— по финансовым вопросам;

— по шифрованию секретной информации;

— по руководству учебными заведениями;

— по юридическим вопросам.

По численности штат достигал 150-170 человек в каждом наркомате.

Направления

Декрет от 1917 года определил следующие направления работы наркоматов:

— внутренние дела (или НКВД);

— земледелие;

— трудовое воспитание;

— военные и морские дела;

— просвещение;

— финансы;

— отношения с иностранными государствами;

— адвокатура;

— продовольствие;

— почта и телеграф;

— железнодорожные дела.наркомат расшифровка

В 1932 году к ним присоединились еще 3 комиссариата: тяжелая, легкая и лесная промышленность.

Зарплаты народных комиссаров

Наркомат — это часть системы управления государством, следовательно, заработная плата руководящего состава должна была быть высокой по современным понятиям. Однако в то время дела обстояли иначе: в ноябре 1917 года Ленин подписал постановление о вознаграждении труда народных комиссаров и других государственных служащих.

По этому постановлению каждый нарком получал ежемесячно по 500 рублей. Если в состав его семьи входили нетрудоспособные граждане (дети, пенсионеры или инвалиды), то за каждого такого человека наркому доплачивали по 100 рублей также ежемесячно. По всем подсчетам, доход семьи наркома был равен доходу среднего рабочего.наркомат определение

Наркомат — определение «прародителей» ныне существующих и функционирующих министерств, структура и работа которых сохраняется уже целый век и претерпевает лишь незначительные изменения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пить цетрин инструкция по применению
  • Casio fx 6300g инструкция на русском
  • Салициловая кислота от прыщей применение цена инструкция по применению
  • Инструкция по адресу 0х00007ff память не может быть written
  • Как включить посудомойку бош инструкция по применению видео