Руководство негласного сотрудника

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Лекция 6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА НЕГЛАСНЫМИ СОТРУДНИКАМИ, ИХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Из лекций по курсу Оперативно-розыскной деятельности вы знаете, что эффективность использования агентов, резидентов, содержателей явочных квартир во многом зависит от правильно организованного руководства ими, обучения и воспитания негласных сотрудников.

«Внутри» официальных отношений между оперативным работником и его негласными помощниками всегда существуют и отношения личные, которые во многом определяют и результативность разведывательной деятельности специального аппарата и длительность его связи с органами внутренних дел.

На практике известно немало случаев, когда работоспособный и надежный агент, резидент или содержатель явочной квартиры, переданный по каким-то причинам на связь другому сотруднику, вдруг резко меняет свое отношение к работе, становится вялым и без инициативным. Известны факты и другого рода: отрицательно характеризующийся негласный сотрудник после передачи его на связь другому оперативнику начинает работать напористо, активно и целеустремленно. И практически всегда оказывается, что за каждым таким случаем стоит личность самого оперативного работника, его умение найти с ним психологический контакт, умело использовать меры материального и морального стимулирования.

Без знания основ психологии и педагогики практически невозможно организовать эффективное обучение и воспитание негласных сотрудников, людей разных и с точки зрения интеллектуального уровня, а, следовательно, по-разному воспринимающих и усваивающих непростую науку негласной работы, и с точки зрения ценностных ориентаций и установок, а, следовательно, и далеко не одинаково относящихся к органам внутренних дел, преступной среде, самому факту своего сотрудничества с милицией.

Вот, кратко, основные причины, которые делают необходимым рассмотрение психологических и педагогических особенностей руководства специальным аппаратом, его обучения и воспитания.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА НЕГЛАСНЫМИ СОТРУДНИКАМИ. СТИЛЬ И МОТИВАЦИЯ НЕГЛАСНОГО РУКОВОДСТВА

Принимая на связь негласного сотрудника, оперативный работник приобретает совершенно новое для себя качество — становится руководителем. А это значит, что принимает на свои плечи нелегкий груз ответственности за все успехи и неудачи своего негласного помощника, его безопасность, физическое и психическое здоровье, контроль за его работой, организацию обучения и воспитания.

Современная социальная психология выделяет три основных стиля работы руководителя:

1. Автократический, административный, волевой, директивный;

2. Демократический или коллегиальный, товарищеский;

3. Либеральный, нейтральный, попустительствующий.

Выбор того или иного стиля руководства зависит от многих причин, в том числе и от особенностей личности оперативного работника и негласного сотрудника. Чем опытнее, инициативнее, решительнее агент, резидент или содержатель явочной квартиры, тем более свободным и демократическим должен быть стиль руководства им. В экстремальной ситуации, когда промедление грозит расшифровкой агента, совершением разрабатываемыми преступления, сокрытием следов преступления и т.д. авторитарный стиль может испортить дело, т.к. агент, привыкший к постоянным директивным указаниям оперативного работника, теряет инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений.

Возьмем другую ситуацию: малоопытный агент, к тому же с еще не определившимся до конца отношением к факту сотрудничества с милицией. Здесь свободный или разрешительный стиль руководства может привести к самым печальным последствиям. Особенно на первоначальном этапе сотрудничества, необходим достаточно жесткий стиль руководства, сочетающийся, однако, с элементами демократизма, коллективного обсуждения возникающих перед агентом проблем.

Таким образом, главная особенность руководства агентом — гибкость, основанная на хорошем знании личностных и деловых качеств негласного сотрудника, умении в каждом конкретном случае находить такие психологические формы общения и воздействия на него, при которых агент, резидент, содержатель явочной квартиры работает с максимальной отдачей и результативностью. С точки зрения психологии руководство специальным аппаратом — это целенаправленное и систематическое психологическое и педагогическое воздействие на негласного сотрудника, базирующееся на объективной оценке и учете личностных и деловых качеств негласного сотрудника.

Для эффективного руководства негласными сотрудниками оперативный работник должен хорошо знать их возможности, психофизиологические особенности темперамента, характера, протекания познавательных процессов. И не просто знать, но и постоянно следить за теми изменениями, которые протекают в личности агента под влиянием его негласной деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ КАК ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Человек, дав согласие на негласное сотрудничество и став агентом, резидентом, содержателем явочной квартиры, начинает выступать в новой роли — роли негласного сотрудника. Психологическое взаимодействие людей, исполняющих различные социальные роли, в нашем случае — оперативного работника или негласного сотрудника, регулируются ролевым ожиданием. Под ролевым ожиданием, или экспектацией, в психологии понимается система ожиданий, требований относительно норм исполнения конкретным человеком внутригрупповых ролей. Экспектация, в отличие от официальных предписаний, должностных инструкций, приказов и других регуляторов поведения, носит не формализованный и не всегда осознанный характер. Две основные стороны экспектации — право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

Таким образом, хочет или не хочет человек, но окружающие ждут от него определенного поведения, определенных поступков, определенного отношения. Что ждет оперативный работник от своего негласного помощника? Реальной помощи в предупреждении и раскрытии преступлений. Но для того, чтобы ожидания сбылись, он сам должен оправдать ожидания негласного сотрудника. А они касаются очень широкого круга проблем и вопросов, связанных и с мотивацией негласного сотрудничества, и с определенными ценностными ориентациями и установками, и с личными, человеческими потребностями.

Поэтому основные психологические принципы руководства негласными сотрудниками можно изложить в виде определенной системы требований, выполнение которых оперативным работником обеспечивает ролевые ожидания негласных сотрудников. В основу этих требований мы взяли интерпретированные соответствующим образом положения агентурной деонтологии, сформулированные А.Ф.Возным.

РУКОВОДСТВО СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ И ДЕВЯТЬ ПРИНЦИПОВ АГЕНТУРНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

1. Прежде чем взять у агента, постарайся дать ему часть своей души. А чтобы дать, надо иметь — иметь кроме профессиональных знаний духовную культуру, любовь к людям, стремление помогать им, душевную доброту и не вообще, а по отношению к отдельному человеку, нуждающемуся в тебе.

Негласный сотрудник и есть такой нуждающийся в участии и заботе, помощи и, если хотите, любви человек. Никогда нельзя забывать, что большая часть агентов уголовного розыска — это люди, прошедшие тяжелую школу жизни. Нельзя забывать и то, что для многих решение сотрудничать с милицией далось непросто. И он ждет человеческого отношения к себе, отношения, которого бывший преступник и пьяница, был долгое время лишен.

Душевной теплоты, человеческого отношения требуют к себе резиденты, содержатели явочных квартир. Негласное сотрудничество для них посильная форма продолжения служения делу, которому они отдали часть своей жизни.

2. Завоюй любовь и уважение агента, а для этого никогда не смотри на него как на источник или как средство. Испытывая своего негласного помощника в деле, изучая его слабые и сильные качества, нельзя забывать, что и он успел испытать оперативного работника, почувствовать цену его словам и обещаниям, знание тонкостей оперативной работы, умение добиваться поставленной цели.

Сложная и напряженная обстановка при работе по раскрытию преступления или реализация агентурной разработки, когда решаются судьбы, а иногда и жизни людей, успех или неудача нередко многомесячных усилий, вызывает не только напряжение нервных и физических сил оперативного работника. Ставится на карту его профессиональный престиж. И в этих условиях большое значение имеют внешние формы поведения сотрудника.

И еще один важный момент. Если оперативный работник хочет завоевать уважение негласного сотрудника, он должен уметь признавать свои ошибки.

3. Давая агенту задание, раскрой ему перспективу дела.

4. Не жалей времени на негласного сотрудника. Простой арифметический расчет показывает, что даже при графике встреч, предположим, 2 раза в неделю с продолжительность каждой встречи в среднем 1 час, длительность всех встреч составит всего лишь 1,8% от общего бюджета времени агента. За столь короткое время оперативный работник в ходе встречи должен не только принять и зафиксировать информацию, дать агенту задание, определить его линию поведения, но и побеседовать с ним по вопросам личного, бытового характера, дать положительный заряд его мыслям и чувствам.

5. Думай, где и когда провести очередную встречу с агентом. Даже при наличии явочных квартир многие оперативные работники предпочитают встречи «накоротке». Причин тому много, среди них — неумение и нежелание вести обстоятельные беседы с агентом, личная неприязнь к нему и т.д.

Что же касается встреч «накоротке», то они целесообразны лишь с недавно завербованной и недостаточно проверенной агентурой или в экстремальных ситуациях, диктующих необходимость срочного контакта сотрудника с агентом.

6. Думай, как и чем помочь агенту в выполнении задания. При постановке задания оперативный работник должен не только четко и ясно указать цель, но и подробно разработать способ ее практического достижения, линию поведения агента.

Доверительные отношения с разрабатываемыми и проверяемыми агент строит не на «пустом месте». За ним либо конкретные в прошлом дела по которым он известен в преступной среде, либо легенда, с помощью которой агент может рассчитывать на доверие. Но доверие только слухами о якобы совершенных где-то вне разрабатываемой группы преступлениях долго не сохранишь. Поэтому оперативник должен подумать о том, как помочь агенту в создании убедительных доводов и аргументов «правдивости» его «преступных» действий. Лучше всего, если такие доводы и аргументы носят зримый, материальный характер, например:

— наличие у агента определенных денежных сумм;

— наличие бумажника с деньгами и чужими документами;

— периодическое появление сумок, чемоданов с «похищенными» вещами и иные приметы активной деятельности.

7. Будь осторожен в оценке агента. На практике нередки случаи, когда приняв на связь агента у другого сотрудника, перешедшего на другую работу или уволенного из органов внутренних дел, оперативный работник в присутствии своего нового негласного помощника начинает давать нелестные характеристики его прежнему руководителю.

Не менее опасны и ситуации, когда в присутствии агента оперативный работник пренебрежительно отзывается о негласных сотрудниках вообще.

8. Не забывай о необходимости морального стимулирования труда негласного сотрудника. Стимулирование как форма побуждения и убеждения имеет две противоположные стороны: поощрение и порицание. Применять их нужно дифференцированно, обеспечивая тем самым:

— сочетание поощрения и порицания, материального и духовного;

— гибкий, конкретный подход и рациональную дозировку в применении стимулирования, соблюдение чувства меры в поощрениях и порицаниях;

— своевременное использование стимулов с учетом сложности решаемых задач, времени их выполнения и особенности обстановки.

9. И, наконец, девятое требование, которое относится ко всем названным выше, — относитесь к агентурной работе творчески. Есть правила и тактические приемы использования негласных сотрудников в оперативно-розыскной деятельности. Это своего рода алгоритмы решения тех или иных ситуаций. Но если эти алгоритмы превращаются в догмы, в штампы мыслей и поступков оперативного работника, он никогда не станет хорошим агентуристом. Как нет двух одинаковых преступлений, так нет и не может быть двух одинаковых разработок. Отсюда необходимость постоянного творчества.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НЕГЛАСНЫХ СОТРУДНИКОВ

Одна из задач оперативного работника по руководству негласными сотрудниками — формирование у них знаний, навыков, умений, необходимых им для выполнения специальных заданий. Практика свидетельствует, что процесс обучения негласных сотрудников характеризуется определенными трудностями. К первой группе относятся трудности, порождаемые такими объективными факторами, как:

— изучаемый материал, его сложность для восприятия и запоминания;

— конспиративность агентурной работы;

— дефицит времени, ограничивающий продолжительность занятий;

— социальная среда, окружающая негласного сотрудника.

Ко второй группе трудностей относятся проблемы, порождаемые субъективными факторами, в частности:

— недостаточный уровень общего развития значительной части негласных сотрудников, отрицательные индивидуальные особенности;

— недооценка значительной частью оперативного состава важности обучения негласных сотрудников и порождаемые этим ошибки;

— неумение части оперативного состава вести обучение спецаппарата.

В этой связи можно выделить три основных особенности, которым должен отвечать процесс обучения с точки зрения психологии и педагогики.

Во-первых, он должен иметь выраженную практическую направленность. Это значит, что имеющиеся и вновь усвоенные негласными сотрудниками знания, навыки и умения должны немедленно применятся при выполнении ими заданий, чем создается психологическая готовность к усвоению и применению получаемой информации.

Во-вторых, обучение должно строится как процесс социализации негласного сотрудника. Это значит, что оперативный работник должен не просто сообщать агенту ту или иную информацию, но и давать ей определенную социальную оценку.

В-третьих, обучение должно строится как непрерывный познавательный процесс, обеспечивающий неразрывное единство трех основных звеньев: восприятие изучаемого материала, его осмысление и запоминание, а также применение.

Восприятие негласными сотрудниками знаний о приемах и методах негласной работы, способах совершения и сокрытия преступлений, об обстоятельствах, свидетельствующих о подготовке преступления, и т.д. является первым шагом на пути усвоения необходимых ему познаний. Исходя из этого, в процессе обучения негласных сотрудников восприятие ими изучаемого материала можно достичь путем:

— организованного наблюдения;

— устного изложения материала или чтения вслух какого-то текста;

— сочетание наблюдения и слушания, например, путем пояснения показываемых действий.

Осмысление — центральное звено процесса овладения знаниями. Элементы осмысления входят и в восприятие, но не ограничиваются только чувственным познанием, которое характерно и для восприятия, и для ощущения, и для представления. Ведущими элементами мышления являются анализ, синтез и обобщение.

В ходе обучения негласного аппарата чрезвычайно важно добиться, чтобы «заработали» эти элементы. Тогда агент сможет анализировать сообщаемую ему информацию, расчленять ее на составные части, выделять главное, улавливать причинно-следственные связи.

Запоминание завершает процесс усвоения информации. Оно является, по сути, накоплением индивидуального опыта в процессе обучения. Использование этого опыта в дальнейшем представляет собой воспроизведение полученных знаний в практической деятельности негласного сотрудника.

Практическая направленность обучения, обеспечение социализации негласного сотрудника и развитие его познавательных возможностей представляют собой воспитывающее обучение, ориентированное на формирование личности негласного сотрудника и его профессиональных качеств.

Исходя из этого, мы полагаем, что базой обучения негласных сотрудников должна быть определенная совокупность знаний, позволяющих им:

1. Выявлять лиц, представляющих оперативный интерес.

2. Выявлять и распознавать преступные действия и лиц, их совершивших.

3. Предотвращать или пресекать преступления.

4. Соблюдать конспирацию и законность в работе.

Кроме того, в необходимых случаях негласный сотрудник может обучаться навыкам негласной фото и видеосъемки, негласного дактилоскопирования, применения специальных химических веществ и т.д.

Направленность же обучения негласных сотрудников должна обеспечить формирование таких основных качеств личности, как: наблюдательность, развитая кратковременная и долговременная память, произвольное внимание, переключение внимания, восприятие пространства и времени, логичность мышления, способность к анализу, синтезу и обобщению, эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции и самоконтролю. Сюда же следует отнести и такие специфические проявления эмоциональной и интеллектуальной сфер, как: способность понимать других людей и сопереживать им, оказывать на них влияние и подчинять своей воле, скрывать свои психические состояния, умение перевоплощаться, быстро адаптироваться в различных ситуациях и обстоятельствах.

Главным, очевидно, является вопрос, как формировать эти качества?

Прежде всего, следует сказать о том, что нужно более строго и взвешено подходить к формированию агентурной сети.

Что касается обучения негласных сотрудников, то здесь необходим переход от объяснительно-иллюстративного типа к проблемному типу обучения, способствующего не только усвоению агентом результатов научного познания, но и формирования у него в процессе получения этих результатов познавательной самостоятельности, развитию творческих навыков.

Приобретенные таким образом знания, навыки и умения являются наиболее устойчивыми. Кроме того, самостоятельное «открытие» новых знаний вызывает, как правило, внутренне удовлетворение обучающегося

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НЕГЛАСНЫХ СОТРУДНИКОВ

И руководство, и обучение негласных сотрудников включает в себя элементы воспитания, неслучайно мы говорим о воспитывающем обучении. Воспитание же, как психолого-педагогическая категория представляет собой специально организуемое воздействие на психику агента, резидента, содержателя явочной квартиры в целях формирования у них качеств и свойств личности, необходимых для успешного выполнения заданий органов внутренних дел. Нельзя противопоставлять обучение и воспитание — их единство основной принцип педагогики.

Сходство обучения и воспитания в том, что как в обучении, так и в воспитании негласные сотрудники вооружаются знаниями, на их психику осуществляется воздействие в нужном для органов внутренних дел направлении. Однако главная цель обучения — научить каждого секретного сотрудника, каким образом ему действовать в различных ситуациях, складывающихся при выполнении специальных заданий. Главная же цель воспитания — формирование положительных качеств личности негласных сотрудников для того, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Очень часто, когда говорят о воспитании негласных сотрудников, основных принципах и факторах, определяющих конкретные задачи воспитания, допускают своего рода передержку, автоматически перенося на воспитательную работу со специальным аппаратом общие принципы и задачи воспитания. Как показывает жизнь, развитым мировоззрением обладает далеко не каждый законопослушный гражданин, включая тех, кто занимает ответственные посты в различных сферах государственной и общественной жизни.

Думаю, в вопросах определения задач и направлений воспитания негласных сотрудников, прежде всего агентуры, следует быть скромнее и практичнее в том смысле, чтобы исходить из жизненных реалий, включая и личность агента, и возможности оперативного работника. С этих позиций, очевидно, целесообразно говорить о трех основных принципах воспитания негласных сотрудников:

— индивидуальный подход;

— сочетание требовательности к секретным сотрудникам с уважением их личного достоинства;

— опора на положительные личностные качества.

Что касается задач воспитания, то можно выделить два основных направления: а) моральная подготовка; б) психологическая подготовка.

Моральная подготовка должна обеспечить уяснение нравственной, этической стороны агентурной работы, развеять сомнения агента в этичности его миссии.

С точки зрения психологии ситуация выглядит следующим образом. Познавательное (когнитивное) отражение некоторых явлений, событий, например, собственных поступков, каждым субъектом воспринимается через определенные эмоциональные переживания. Когнитивная и эмоциональная составляющие психического отражения оказываются в памяти субъекта слиты, сплавлены между собой. Скажем, заповедь «Не убий» как когнитивное постижение моральной нормы и совершенное убийство как некое событие сливаются в психике в виде переживаний, раскаяний, страданий.

В то же время человек оценивает такие события, явления, ценностный статус которых ему не ясен, испытывая при этом эмоциональные переживания, «не знающие пока своего предмета». В подобных случаях для установления ценности события человек прибегает к более или менее развернутой психической деятельности, которую называют оценочной, или ценностно-ориентационной. Так каждый из нас оценивает непонятный поступок знакомого или свое собственное решение, которое необходимо принять.

Получив предложение о негласном сотрудничестве, человек начинает его осмысливать, оценивать. Осмысливается и оценивается и факт негласного сотрудничества, даже если развеять сомнения негласного сотрудника в этичности его миссии, необходимо осуществить действие, получившее в психологии название «сдвига мотива на цель». Логика воспитательного воздействия оперативного работника на агента в этом случае должна разворачиваться примерно по такой схеме: «Борьба с преступностью — общественное дело, служение ему — благородная цель. И она не оправдывает, а только определяет необходимые для этого средства. Одним из них является агентурная работа. Пока она необходимое, вынужденное средство. Тем более благороден человек, который, понимая это, посвятил себя негласной борьбе с преступностью». Конкретные слова, которые оперативный работник найдет для реализации этой логической схемы, зависят от многих обстоятельств, в том числе и от личной убежденности в необходимости негласной деятельности.

Качество и результативность моральной подготовки во многом определяется организацией и содержанием подготовки психологической, направленной на приспособление, адаптацию негласного сотрудника к условиям его деятельности. Именно она должна обеспечить:

— выработку психологической устойчивости к воздействию негативных психофизиологических факторов негласной деятельности;

— формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях;

— формирование готовности к преодолению перегрузок, способности к саморегуляции, управлению своими психическими процессами.

Решение этих задач достигается:

— постепенным усложнением заданий, выполнение которых поручается негласному сотруднику;

— рациональной организацией практической деятельности негласного сотрудника, обеспечивающей сочетание режима труда и отдыха, эмоциональной и физической разгрузки;

— детальной отработкой всех организационных и тактических элементов выполнения задания;

— своевременной диагностикой деформации личности негласного сотрудника и принятием необходимых мер по ее локализации (например, временное прекращение связи, определение другой линии работы, передача на связь другому сотруднику и т.д.).

Все это относится, скорее, к общей психологической подготовке негласных сотрудников. Специальная подготовка, включающая диагностику психического статуса личности негласного сотрудника и осуществление необходимых упражнений и тренировок по его формированию в нужном для негласной деятельности направлении, в настоящее время не осуществляется (за редким исключением). Для этого необходима специальная психологическая служба, которая могла бы взять на себя и психологическое обеспечение проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, и заботу о психическом здоровье оперативных работников и негласных сотрудников. О необходимости создания такой службы ученые и практические работники говорят и пишут давно, но пока каких-либо шагов к реализации этой идеи не предпринимается, а стрессы снимаются, в лучшем случае, алкоголем.

Завершая рассмотрение темы лекции, еще раз подчеркнем наиболее важные, принципиальные моменты:

1. Принимая на связь негласного сотрудника, оперативный работник приобретает для себя принципиально новое качество — он становится руководителем, а значит, берет на свои плечи нелегкий груз ответственности за безопасность, физическое и психическое здоровье своего негласного помощника, за все его успехи и неудачи.

2. Психология взаимодействия между оперативным работником и негласным сотрудником регулируется, в том числе, и ролевыми ожиданиями. Для того, чтобы негласный сотрудник работал надежно и эффективно, необходимо знать мотивы его сотрудничества с органами внутренних дел, ценностные ориентации и установки, потребности и интересы, обеспечивая последовательное формирование субъективного внутреннего мира личности негласного сотрудника в направлении, отвечающем целям и задачам оперативно-розыскной деятельности.

3. Формирование личности негласного сотрудника и его профессиональных качеств, отвечающих целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, достигается в ходе воспитывающего обучения, представляющего собой единство практической направленности обучения, социализации личности негласного сотрудника, развития его познавательных возможностей.

4. Наиболее эффективен проблемный тип обучения, формирующий у негласного сотрудника познавательную самостоятельность, развитие навыков к творчеству, преодолении «обученной беспомощности»,

5. В воспитании негласных сотрудников особое внимание необходимо уделять их моральной подготовке, обеспечивающей уяснение нравственной, этической стороны агентурной работы, сознательное участие в борьбе с преступностью.

6. В воспитании негласного сотрудника, самое серьезное внимание необходимо уделять его психологической подготовке.

В ОРД принимают участие физические лица, оказывающие содействие оперативно-розыскным органам. Данные лица с их согласия привлекаются к подготовке и проведению ОРМ (ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД).

В зависимости от продолжительности оперативно-розыскных отношений выделяют однократное, кратковременное (периодическое) содействие и долговременное сотрудничество.

Законодательством закрепляется право органов, осуществляющих ОРД, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами (п. 34 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона о ФСБ, п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О внешней разведке» и др.).

В теории ОРД под содействием обычно понимается помощь, поддержка какой-либо деятельности.

Содействие граждан с органами, осуществляющими ОРД, осуществляется в следующих видах: 1) гласное; 2) анонимное; 3) негласное (конфиденциальное).

1. Гласное содействие предполагает открытое участие лиц в подготовке и проведении ОРМ. Оно может выражаться в разовом и длительном их использовании оперативными сотрудниками для решения задач ОРД.

К числу лиц, оказывающих разовую помощь, относятся отдельные граждане, дружинники, специалисты, переводчики и др.

Граждане как представители общественности могут оказывать помощь при проведении проверочных закупок, наблюдении, наведении справок, отождествлении личности и других мероприятий, результаты которых могут гласно использоваться, а данные лица — выступать в качестве свидетелей по уголовному делу.

Гласное содействие представителей общественности является показателем взаимодействия института гражданского общества с правоохранительными органами в решении правоохранительных задач.

В России участие общественных органов, дружинников, граждан в охране порядка закреплено в ряде региональных нормативных актов1См., например. Закон Республики Башкортостан от 28 июня 1997 г. № 114 «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан»: Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 35 «О народных дружинах в Чувашской Республике»; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2002 г. № 46 «Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка».. Их гласное содействие возможно для решения задач ОРД.

Одной из форм продолжительного гласного содействия граждан оперативным подразделениям в борьбе с преступностью является привлечение внештатных сотрудников, которое регламентируется ведомственными нормативными актами и предполагает:

  1. организационную деятельность оперативных уполномоченных различных подразделений в отношении руководства внештатными сотрудниками (определение специализации, техническое оснащение и др.);
  2. право оперативных сотрудников самостоятельно подбирать кандидатов для внештатного сотрудничества;
  3. подчиненность и подконтрольность внештатных работников штатному составу оперативных подразделений ОВД.

Внештатные инспекторы выполняют свои обязанности в свободное от основной работы время. В частности, они могут привлекаться для проведения совместно с оперативными сотрудниками рейдов и оперативно-профилактических мероприятий, сбора сведений, характеризующих личность и образ жизни проверяемого лица, выполнения различных поручений оперативных работников.

Правовой основой привлечения граждан к внештатному сотрудничеству с их согласия является Закон о полиции (п. 34 ч. 1 ст. 13), а также ведомственные нормативные правовые акты.

Работа граждан, привлекаемых для содействия в проведении ОРМ на гласной основе, организуется руководителями оперативных подразделений.

2. Анонимное содействие (от греч. anonymos — безымянный, без указания имени) является видом кратковременного (разового) содействия. Такое содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и в дальнейшем участвовать в уголовном процессе. Поэтому оно может назваться другой фамилией или использовать иные установочные данные.

Данный вид содействия с оперативными подразделениями ОВД (полиции) предусмотрен ведомственными нормативными актами только на допроцессуальной стадии, т.е. до возбуждения уголовного дела.

Информация о преступлениях может поступать в оперативное подразделение по почте, телефону, иному виду связи, при непосредственной встрече с оперативным сотрудником, через посредника.

Согласно исследованиям 51% анонимов предпочитают передачу информации по телефону, 35 — в письменной форме, 8% — в ходе встречи с оперативником2См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2006. С. 221..

При получении анонимной информации запрещается понуждать лицо, ее предоставляющее, к раскрытию установочных данных (фамилии, прописки, места проживания) и требовать предоставления им каких-либо документов.

Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) передаются в соответствующее подразделение ОВД для возможного использования в ОРД. Дальнейшее ее использование регламентируется ведомственными нормативными актами.

Если полученная информация указывает на лицо, совершившее преступление или находящееся в розыске, а также на предметы и документы, свидетельствующие о противоправной деятельности, анонимное лицо может получать вознаграждение путем перечисления денежных средств на указанный счет.

В настоящее время на практике наиболее распространенной формой является конфиденциальное (негласное) содействие граждан оперативно-розыскным органам. Это обусловлено тем, что скрытые, замаскированные противоправные деяния крайне затруднительно выявить без использования негласных сил и средств.

Ранее негласное содействие осуществлялось исключительно на основе закрытых ведомственных актов МВД, однако в настоящее время оно закреплено в оперативно-розыскном законодательстве (ст. 15, 17, 18 Закона об ОРД). Соответственно законодательно признаются необходимость и социальная значимость подобного содействия.

3. Негласное (конфиденциальное) содействие граждан оперативно-розыскным органам в осуществлении их деятельности предусматривает прежде всего, что данное содействие осуществляется только с согласия лиц, а сведения о данных лицах не подлежат оглашению. Это условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Под конфидентами (от лат. confidentia — доверие) понимается категория физических лиц, участников ОРД, которые на основании законодательства содействуют представителю оперативно-розыскного органа — оперативному сотруднику в решении задач ОРД.

К числу конфиденциальных сотрудников относятся агент, резидент, содержатель конспиративной квартиры, содержатель явочного помещения и др.

Конфиденциальное содействие строится таким образом, чтобы у данной категории лиц вырабатывались устойчивые, осознанные позиции и личные качества, стимулирующие их активное участие в борьбе с преступностью.

Законом об ОРД признаются необходимость и социальная значимость подобного содействия, и прерогатива решения данного вопроса относится к компетенции оперативно-розыскного органа. При этом законодатель подчеркнул, что привлекаться к нему могут отдельные лица, исключив тем самым групповую (коллективную) форму конфиденциального содействия. Это необходимо и в целях конспирации, и для индивидуализации правового статуса субъекта.

Конфиденциальное содействие может быть установлено: а) по инициативе сотрудника оперативного подразделения путем предложения лицу из тактических соображений оказать добровольную помощь в борьбе с преступностью; б) в случае индивидуального волеизъявления лица, выступающего инициатором данного содействия и располагающего соответствующей информацией о противоправной деятельности.

Основным элементом конфиденциального содействия является умение оперативного сотрудника привлечь гражданина к содействию (вербовка). В зарубежных странах умение сотрудника приобретать негласных информаторов и работать с ними является главным критерием оценки оперативных сотрудников. Только в ЦРУ существует девять различных наградных знаков, приравненных к боевым армейским орденам и медалям, которыми награждаются сотрудники оперативных подразделений за успехи в вербовочной деятельности.

Привлечение к конфиденциальному содействию — это комплекс организационно-тактических и психологических мероприятий по подбору, изучению и установлению конфиденциальных отношений с лицами, способными налаживать психологические контакты в криминальной среде, предоставлять оперативную информацию.

Привлечение состоит: 1) из подбора; 2) изучения кандидата на конфиденциальное содействие; 3) вербовочной беседы; 4) общения сотрудника с привлеченными лицами на начальном этапе работы.

Добровольное согласие на содействие исключает применение со стороны оперативных сотрудников противоправных методов (запугивания, физического устрашения, насилия и т.п.).

Согласие лица на конфиденциальное содействие может выражаться в двух формах — устной и письменной (оформление контракта, подписка и др.).

Чаще всего сотрудничество, закрепленное в письменной форме, является долговременным и предполагает ведение лицом активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде.

В контракте о долговременном сотрудничестве находят отражение: данные о сторонах, предмет контракта, права и обязанности сторон, срок контракта, условия возможного продления срока договора или его досрочного расторжения, сумма или характер вознаграждения конфиденту, а также особые условия (гарантии безопасности, порядок разрешения споров, соблюдения конфиденциальности и др.).

Контракт от имени оперативно-розыскного органа составляется в одном экземпляре, и его подписывают соответствующие руководители, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами. Подписи скрепляются гербовой печатью, после чего контракт приобретает юридическую силу.

Таким образом, оперативно-розыскной контракт — это основанный на нормах оперативно-розыскного законодательства документально оформленный договор, заключенный в интересах борьбы с преступностью по итогам добровольного согласования воли двух субъектов ОРД, устанавливающий права и обязанности сторон по решению задач ОРД и влекущий определенные юридически значимые последствия для них.

Главной отличительной чертой конфиденциального сотрудничества на контрактной основе являются длительность и устойчивость взаимоотношений между гражданином и органом, осуществляющим ОРД.

Контракт заключается при соблюдении следующих условий: а) достижение лицом совершеннолетия; б) дееспособность лица (независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений).

Дееспособность физического лица — это способность приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные поступки.

В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин получает такие права и обязанности с 18 лет. Исходя из этого, оперативно-розыскные органы могут вступать с отдельными гражданами в специфические гражданско-правовые и трудовые отношения. В связи с этим контракт имеет определенные правовые последствия для обеих сторон и должен отвечать юридическим требованиям.

Мотивы для заключения контракта со стороны гражданина могут быть самыми различными. Это, в частности:

  • добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;
  • возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного содействия раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба;
  • стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении;
  • месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности к конкретному работнику правоохранительных органов;
  • тяга к риску;
  • материальная заинтересованность3См.: Демин А. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 1997. № 6. С. 10..

Иными мотивами могут быть: желание нейтрализовать конкурента по бизнесу, страх (за себя, семью, социальное окружение и т.д.), стремление к власти, потребность в общении и др.

Указанные мотивы побуждают отдельных граждан в той или иной форме содействовать подразделениям, осуществляющим ОРД. Однако установить такой мотив может только человек, имеющий профессиональные навыки работы с людьми. Поэтому в оперативных подразделениях осуществляются тщательный отбор, обучение и оформление специального допуска для сотрудников, работающих в указанной сфере деятельности, их материальное стимулирование.

Материальное вознаграждение лицу за результативное содействие признается обоснованным:

  • при получении от лица информации, оформленной и зарегистрированной в порядке, установленном ведомственными актами органов, осуществляющих ОРД;
  • проверке полученной информации и подтверждении изложенных в ней сведений;
  • реальном использовании информации для получения конкретного результата, способствующего решению задач ОРД.

Оперативно-розыскное законодательство запрещает лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям, представлять заведомо ложные сведения. В связи с этим данный контингент лиц обучается не только приемам выполнения заданий, но и основам юридической квалификации воспринимаемых событий. С этой целью оперативные сотрудники информируют конфидентов об оперативной обстановке, о способах и методах решения ими поставленных задач, способах связи; контролируют полноту и достоверность сообщаемых сведений.

При неисполнении условий заключенный с негласным сотрудником контракт может быть расторгнут. Основанием досрочного расторжения оперативно-розыскного контракта со стороны органа, осуществляющего ОРД, являются:

  • совершение негласным сотрудником преступления:
  • использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;
  • разглашение сведений конфиденциального характера, которое нанесло ущерб ОРД;
  • умышленное предоставление заведомо ложной информации;
  • нарушение правил конспирации, повлекшее расшифровку конфиденциального сотрудничества;
  • уклонение от конфиденциального сотрудничества в различных формах;
  • приобретение конфидентом статуса лица, которому оперативно-розыскным законодательством запрещено сотрудничество по контракту, и др.

Закон об ОРД (ч. 3 ст. 17) запрещает привлекать к содействию на конфиденциальной основе по контракту следующих лиц: депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Это обусловлено тем, что представители власти наделены соответствующими законодательными, судебными и надзорными полномочиями и оказание негласного воздействия на их законотворческую деятельность недопустимо. Кроме того, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).

Ограничения в отношении других категорий лиц связаны в большей мере с морально-этическими нормами. Адвокатам и священнослужителям гражданами доверяются некоторые личные тайны, не предназначенные для широкой огласки. Полученные сведения не могут быть использованы вопреки их правам и законным интересам и должны храниться в тайне (адвокатская тайна, тайна исповеди). Например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает адвокатскую тайну (ст. 8), а также запрещает негласное сотрудничество адвокатов с органами, осуществляющими ОРД (ч. 5 ст. 6). Кодекс профессиональной этики адвоката 2003 г. также запрещает адвокату разглашать без согласия доверителя сведения, полученные им в результате оказания юридической помощи.

При осуществлении конфиденциального содействия граждан существенное значение для оперативных сотрудников имеет неразглашение данных о лицах и полученных ими в ходе подготовки и проведения ОРМ сведениях. Подобное требование определяется характером ОРД, которая осуществляется конспиративно, и предание гласности получаемой при ее осуществлении информации может нанести непоправимый ущерб проведению конкретных мероприятий, поставить под угрозу личную безопасность и жизнь лица, содействующего оперативным подразделениям.

В связи с этим конфиденциальность предполагает:

  • специальный допуск к сведениям закрытого характера;
  • установление режима секретности при ведении документооборота в подразделениях, осуществляющих ОРД;
  • обеспечение специальных мер защиты сведений, функционирующих в оперативных подразделениях и сосредоточенных в информационных массивах ОВД;
  • наличие умений и навыков работы с конфиденциальными сотрудниками, полученных в специализированных учебных заведениях, на факультетах и курсах.

Цели привлечения граждан к конфиденциальному содействию могут быть различными. Одни привлекаются для подготовки ОРМ, другие — для непосредственного участия в них. Первая группа подбирается из специалистов различных отраслей науки, техники, экономики, а также лиц, имеющих доступ к объектам (местам), необходимым для подготовки и проведения ОРМ. Чаще всего это относится к ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан.

Вторая группа граждан непосредственно участвует в проведении ОРМ, направленных на решение оперативно-розыскных задач (ст. 2 Закона об ОРД). Они, например, внедряются в организованную преступную группу и собирают информацию о противоправной деятельности ее участников.

Отношения сотрудничества граждан (прежде всего, конфиденциального) с оперативно-розыскным органом контролируются и охраняются государством. Правовая и социальная защита такого сотрудничества закреплена в ст. 18 Закона об ОРД. Подобные законодательно закрепленные гарантии обусловлены особенностью правоотношений в сфере ОРД.

Сведения о лицах, конфиденциально содействующих оперативным подразделениям ОВД, отнесены законодательством к сведениям, составляющим государственную тайну. В связи с этим материалы о данных лицах могут быть предоставлены суду, рассматривающему дело по жалобе граждан о нарушении их прав и свобод в ходе осуществления ОРД. Информация, полученная от данной категории лиц, без соответствующей легализации не может приобщаться к материалам уголовного дела.

Факт негласного сотрудничества лица может быть предан гласности только с письменного согласия данного лица либо в случае расследования уголовного дела по преступлению, совершенному этим лицом в ходе конфиденциального содействия. Однако в таком случае круг лиц, осведомленных о сотрудничестве указанного лица, также ограничивается, и дело должно рассматриваться в закрытом судебном заседании.

Существенная гарантия правовой защиты закреплена в ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД. Данная норма предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченных к сотрудничеству органом, осуществляющим ОРД, если эти лица активно способствовали раскрытию преступлений, возместили нанесенный ущерб или иным способом загладили причиненный вред. Данное законодательное положение основывается на существующем в уголовном праве институте деятельного раскаяния, предусмотренном ст. 75 УК РФ. Согласно ее положениям на освобождение от уголовной ответственности могут претендовать не только лица из числа преступной группы, но и лица, впервые совершившие преступления небольшой тяжести, деятельное раскаяние которых проявилось в форме оказания конфиденциального содействия оперативным подразделениям. При этом существенное значение будут иметь эффективность такого содействия и его результативность, т.е. изобличение преступника.

Лица, которые оказывают содействие органам, осуществляющим ОРД, в соответствии с законодательством (ч. 5 ст. 18 Закона об ОРД) имеют право получать вознаграждения и другие выплаты из федерального бюджета. Размер такого вознаграждения определяется руководителем оперативно-розыскного органа. Вознаграждения могут быть в форме денежных выплат и ценных подарков.

Размер материальной компенсации услуг за конфиденциальное сотрудничество во многом зависит как от ведомства (МВД, ФСБ и др.), так и от источника финансирования (федеральный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды, заранее объявленные размеры вознаграждений от частных лиц и др.). Кроме того, существенное значение на размеры выплат оказывает вид содействия и результаты в борьбе с конкретными видами преступлений. Например, основания выплаты денежных вознаграждений гражданам, оказывающих содействие органам ФСБ в борьбе с терроризмом, регламентируются ведомственным нормативным актом4См. приказ ФСБ России от 16 октября 2010 г. № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении. раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц. подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт»..

В зарубежных странах сумма вознаграждений негласных сотрудников находится в прямой зависимости от сложности решаемых ими задач, масштабов противоправной деятельности преступных сообществ. Наиболее часто она исчисляется в процентном отношении от размера конфискованного у преступников имущества и материальных ценностей.

Особым видом социальной защиты являются выплаты, связанные с возмещением вреда здоровью, ущерба, нанесенного имуществу, а также гибелью лица в процессе конфиденциального сотрудничества (ч. 8, 9 ст. 18 Закона об ОРД). Компенсация осуществляется в виде единовременного пособия и назначения пенсии по инвалидности в случае травмы, ранения и контузии. Предусмотрена также возможность выдачи пособия (в размере 10-летнего содержания) и назначения пенсии семье, а также лицам, находящимся на иждивении, в случае гибели конфиденциального сотрудника, связанной с его участием в проведении ОРМ.

Помимо оперативно-розыскного законодательства меры правового регулирования в отношении данной категории лиц закреплены в иных законодательных и подзаконных актах.

Особую категорию лиц, не являющихся сотрудниками оперативных подразделений и не оказывающих конфиденциального содействия им, составляют субъекты, выполняющие вспомогательные или контрольные функции, которые реализуют свои права в соответствии с законодательством. К ним относятся специалисты, прокуроры, осуществляющие надзор за ОРД, судьи и др.

Специалист как лицо, обладающее научными техническими и иными специальными знаниями, привлекается для участия в ОРМ. Его участие может осуществляться в форме: 1) справочно-консультационной деятельности; 2) проведения предварительного исследования предметов и документов; 3) производства проверочных мероприятий, требующих специальных знаний (осмотр предметов, документальные проверки, ревизии и др.).

Основная обязанность специалиста — использование своих специальных знаний для оказания помощи оперативным сотрудникам в обнаружении и закреплении оперативно-значимой информации.

Прокурор занимает особое место среди субъектов ОРД в связи с тем, что по его требованию руководители органов, осуществляющих ОРД, предоставляют ему документы, которые включают в себя ДОУ, материалы проведения ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Полномочия судьи в сфере ОРД выражаются в осуществлении судебного контроля при рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ (ст. 9 Закона об ОРД).

Законодатель обязывает руководителей судебных органов и органов прокуратуры создавать условия, которые обеспечивали бы защиту сведений об органах, осуществляющих ОРД.

Наличие определенной правоспособности у рассмотренной категории лиц позволяет выделять их в отдельную группу лиц, участвующих в ОРД.

Эффективность осуществления ОРД по пресечению и выявлению преступлений во многом обусловлена использованием различных видов инициативного содействия лиц на конфиденциальной основе. Своевременное получение оперативно-значимой информации от данной категории лиц находится в прямой зависимости от уровня руководства конфидентами, в котором обязаны принимать участие сотрудники оперативных подразделений и их руководители. Эта деятельность направлена на формирование стабильного, количественно небольшого аппарата негласных сотрудников, способных оказывать помощь в решении общих и частных задач ОРД.

Основными элементами руководства конфиденциальными сотрудниками являются: а) деятельность оперативных работников но организации качественного использования негласных сотрудников для решения оперативно-розыскных задач; 6) воспитание негласных сотрудников; в) обучение их приемам оперативно-розыскной работы.

Использование конфидентов для решения задач ОРД предполагает ориентирование данных лиц на сбор оперативно-розыскной информации. Интенсивность получения такой информации зависит от складывающейся оперативной обстановки, среды и уровня функционирования конкретного оперативного подразделения.

Для создания надежных источников получения конфиденциальной информации оперативный сотрудник проводит всесторонний анализ и оценку оперативной обстановки (состояние, динамику преступности, виды совершаемых преступлений, число и характер нераскрытых преступлений, количество лиц, находящихся в розыске, и др.).

Осуществление руководства негласным аппаратом во многом связано с расстановкой конфиденциальных сотрудников, которая заключается в планировании привлечения лиц, обладающих оперативной информацией, и распределении их по категориям в соответствии с функциональным назначением.

Функциональная роль негласного сотрудника зависит от уровня функционирования самого оперативно-розыскного органа (оперативная, оперативно-розыскная, контрразведывательная, разведывательная деятельность) и принципа специализации (территориальной, по линии определенных видов преступлений, отраслевой, объектовый, смешанный и др.).

При осуществлении руководства конфидентами оперативный сотрудник должен учитывать их личные, деловые, профессиональные качества, наличие оперативных позиций в криминальной среде, возможность доступа и получения необходимой информации. При этом особое значение имеет своевременное выявление тех качеств, которые повышают разведывательные возможности конфидентов, позволяют развивать их и использовать для решения общих задач ОРД и частных по ДОУ.

В процессе руководства конфидентами должны приниматься во внимание не только демографические вопросы, но и факторы социальной стратификации: необходимо учитывать структуру общества, ее отдельных слоев, систему принципов социального неравенства, расслоения, деление граждан по признакам образования, бытовым условиям и т.п.

Воспитание конфиденциальных сотрудников — это целенаправленное и систематическое воздействие на них в целях формирования личностных качеств и правил поведения, позволяющих эффективно содействовать работе оперативных подразделений.

Необходимость воспитательной работы с конфидентами во многом определяется возможностью нравственно-психологической деформации данных лиц в результате общения с представителями криминальной среды, а также имеющимся в современных условиях противоречием между социально-правовым значением деятельности негласных сотрудников и весьма ограниченными возможностями их общественного признания.

При воспитании конфиденциального сотрудника должны учитываться общие методические требования, такие как целеустремленность, систематичность и последовательность, связь воспитания с реальной жизнью и практикой борьбы с преступностью, сочетание требовательности и принципиальности в отношении к сотруднику, знание и учет его индивидуальных особенностей.

Формирование целеустремленности у конфидентов предполагает сосредоточение их внимания на успешном выполнении специального задания. При этом оперативный сотрудник должен проявлять настойчивость и требовательность в достижении поставленной цели, избегать шаблонных способов воспитательного воздействия.

Систематичность и последовательность процесса воспитания заключаются в умелом сочетании простых, а затем более сложных форм и методов воспитательного воздействия с учетом ранее полученных результатов конфиденциального содействия и возможного их использования для решения задач ОРД. Система воспитательного процесса реализуется постоянно не только оперативным сотрудником, но и руководителями оперативного подразделения при контрольных встречах с конфидентом.

Связь воспитания с реальной жизнью и практикой борьбы с преступностью означает необходимость изучения и учета особенностей событий и явлений социальной действительности. Конфиденциальные сотрудники не только должны в полной мере ориентироваться во всех происходящих в обществе событиях, но и знать состояние преступности, виды совершаемых преступлений, позитивные примеры из оперативно-розыскной практики.

Оперативный сотрудник должен влиять на личность конфидента, умело сочетая идеологические, психологические и моральные приемы воздействия. Это позволяет повышать степень психологической готовности конфидентов к выполнению специальных заданий и формирует у них необходимые профессиональные и нравственные качества, а также чувство долга и ответственности за качественное выполнение поручений оперативного сотрудника.

Знание и учет индивидуальных особенностей конфидента обусловлены самой сущностью воспитания как процесса укрепления его положительных и нейтрализации отрицательных качеств.

В процессе воспитания негласных сотрудников развиваются и изменяются их интересы, мировоззрение, особенности психики и общие черты личности, которые учитываются оперативным сотрудником.

К отрицательным качествам, которые могут препятствовать эффективной деятельности конфидентов, относятся правовой нигилизм, личные предрассудки в отношении осуществляемой ими негласной работы, высокая степень криминальной деформации личности и т.п.

Требование индивидуального подхода к воспитанию конфиденциальных сотрудников предполагает также учет ряда факторов: специализацию сотрудников (борьба с общеуголовной, экономической преступностью, организованными формами преступной деятельности и др.), среды функционирования (наркоманы, несовершеннолетние, проверяемые и подозреваемые лица, контингент лиц, находящихся в ИВС, СИЗО и местах лишения свободы), характер выполняемой работы (разовое выполнение заданий, постоянное получение оперативной информации).

Оперативный сотрудник должен:

  • систематически изучать слабые и сильные качества конфидента в целях повышения эффективности его сотрудничества:
  • проявлять нетерпимость к недисциплинированности и низкой работоспособности конфидентов:
  • заботиться о повышении профессионального мастерства конфидента, соблюдении правил конспирации, знакомить его с положениями действующего законодательства, тактическими особенностями выполняемых заданий;
  • разъяснять конфиденту на конкретных фактах несостоятельность и общественную опасность лиц, подготавливающих и совершающих преступления;
  • постоянно убеждать конфидента в необходимости его содействия и общественно полезном характере его деятельности:
  • убеждать в необходимости жертвовать личными интересами для выявления подозреваемых лиц.

Ключевая роль оперативного сотрудника в воспитательном процессе определяется специфическими условиями деятельности конфидента; работой вне основного коллектива, необходимостью скрывать свое содействие от родственников, окружения; необходимостью моральной и психологической поддержки его участия в борьбе с преступностью.

В целях стимулирования эффективной работы негласного аппарата оперативные сотрудники и руководители оперативно- розыскных органов могут применять меры морального и материального поощрения.

Обучение конфиденциальных сотрудников во многом зависит от его последовательности и систематичности, что предполагает постепенность всего процесса обучения — от простых форм к более сложным.

Программа обучения каждого негласного сотрудника индивидуальна и предусматривает наличие специального плана обучения, который составляется оперативным работником на весь период конфиденциального сотрудничества.

Индивидуальность обучения предполагает: использование индивидуальных форм обучения в силу специфики выполняемой негласной работы и специальных заданий, необходимости учета образовательного уровня, деловых и личных качеств каждого негласного сотрудника.

При выборе методики обучения учитывают также следующие факторы: кратковременность общения оперативного сотрудника с конфидентом; осуществление обучения исключительно тем сотрудником, с которым конфидент состоит в отношениях негласного содействия или сотрудничества.

Процесс обучения конфидентов состоит из последовательных и взаимосвязанных фаз: 1) получения специальных теоретических знаний, имеющих отношение к их конфиденциальной деятельности; 2) выработки умений и навыков разведывательно-поисковой работы.

1. К числу основных теоретических знаний, получаемых конфидентами в процессе обучения, относятся отдельные положения УК РФ, УПК РФ; нрава и обязанности, предусмотренные Законом об ОРД и ведомственными подзаконными актами; способы совершения преступлений с учетом современной судебной практики; признаки поведения лиц, представляющих оперативный интерес (криминальная субкультура, словесный портрет, приемы маскировки противоправных действий); правила конспирации, способы маскировки повеления в криминальной среде.

2. Выработка умений и навыков конфидентов рассчитана на конкретного обучаемого, его личностные особенности и выполняемые им задания.

В процессе обучения у конфидентов необходимо вырабатывать следующие умения и навыки:

  • конспиративной связи с оперативным сотрудником;
  • выявления лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам поведения, следам противоправной деятельности;
  • установления психологического контакта с подозреваемыми лицами с целью склонить их к отказу от преступной деятельности;
  • создания легенды при вступлении в контакт с проверяемыми, подозреваемыми лицами;
  • выполнения отдельных действий негласного характера (негласное наблюдение и фиксация действий подозреваемых лиц, получение образцов для сравнительного исследования, негласный осмотр и др.).

В качестве основных методов обучения используются беседы в форме развернутого диалога, упражнения, тренировки.

Общение в процессе беседы с конфидентами применяется для привития им первоначальных знаний, касающихся общих вопросов негласного сотрудничества и их правового регулирования, а также методов поощрения, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Упражнение предусматривает решение конфидентом задачи, которая составлена по материалам, отражающим реальную оперативную обстановку, оценку правильности выбираемой им линии поведения, разборку предлагаемых им действий с указанием недостатков и ошибок.

Наиболее эффективным методом обучения является оперативная тренировка, позволяющая выявить позитивные разведывательно-поисковые качества конфидента. Ему дается отдельное поручение в условиях искусственно созданной обстановки (оперативный контакт с определенным лицом, установление разыскиваемого лица по приметам, осуществление скрытого наблюдения за условным объектом и др.). Тренировка позволяет определить личностные качества конфидента, его подготовленность к выполнению реальных заданий в криминальной среде, психологическую готовность к негласной работе, выявить недостатки и положительные моменты в деятельности сотрудника. Однако эффективность процесса обучения конфидента возможно проверить лишь в реальной обстановке, т.е. при выполнении конкретных заданий оперативного сотрудника, направленных на решение оперативно-розыскных задач.

Для дальнейшего обучения конфидентов большое значение имеет развитие у них познавательных потребностей, желания углубить и пополнить свои знания, необходимые для эффективного содействия оперативным подразделениям.

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пароль таблетки турецкие инструкция по применению
  • Инструкция к мультиварке поларис рмс 0518 ад
  • Руководства по ремонту весов
  • Titbit трава для кошек в лотке для проращивания инструкция
  • Чем регламент отличается от инструкции пример