Руководство негосударственных образовательных учреждений

 
    1.
Руководство негосударственным
образовательным учреждением осуществляет
непосредственно его учредитель или по
его поручению попечительский совет,
формируемый учредителем. 
    2.
Правомочия попечительского совета и
схема внутреннего управления
негосударственным образовательным
учреждением, а также процедура назначения
или выборов руководителя указанного
образовательного учреждения и правомочия
данного руководителя определяются
учредителем (попечительским советом)
этого образовательного учреждения по
согласованию с педагогическим коллективом
и фиксируются в уставе негосударственного
образовательного учреждения. 
 

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере образования


ред. Федерального закона от
29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. от 01.12.2007)
)

 
    1.
Государственное управление в сфере
образования осуществляют в пределах
своих полномочий федеральные
государственные органы и органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации. 
    К
федеральным органам исполнительной
власти, осуществляющим государственное
управление в сфереобразования, относятся
федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие функции по
выработке государственной политики,
нормативно-правовому регулированию,
контролю и надзору, управлению
государственным имуществом и оказанию
государственных услуг в сфере образования,
а также федеральные органы исполнительной
власти, в ведении которых находятся
образовательные учреждения. 
    2.
В муниципальных районах и городских
округах управление в сфере образования
осуществляетсясоответствующими органами
местного самоуправления. 
    3.
В случае нарушения образовательным
учреждением законодательства Российской
Федерации в области образования и (или)
устава образовательного учреждения
органы, осуществляющие государственное
управление в сфере образования, в
пределах своих полномочий вносят
предписание об устранении данного
нарушения. 
 

Статья 38. Государственный контроль (надзор) в области образования


ред. Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)

    
    1.
Государственный контроль (надзор) в
области образования включает в себя
федеральный государственный надзор в
области образования и федеральный
государственный контроль качества
образования. 
    (в ред.
Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Федеральный
государственный надзор в области
образования и федеральный государственный
контроль качества образования
осуществляются уполномоченными
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющими переданные полномочия
по государственному контролю (надзору)
в области образования, в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации. 
    (в ред.
Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Под
федеральным государственным надзором
в области образования понимаются
деятельность уполномоченных федерального
органа исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере
образования, а также юридическими
лицами, осуществляющими образовательную
деятельность, их руководителями и иными
должностными лицами (далее для целей
настоящей статьи — юридические лица)
требований, установленных законодательством
Российской Федерации в области
образования, посредством организации
и проведения проверок указанных лиц,
принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, и деятельность указанных
уполномоченных органов государственной
власти по систематическому наблюдению
за исполнением требований
законодательства Российской Федерации
в области образования, анализу и
прогнозированию состояния исполнения
требований законодательства
Российской Федерации в области
образования при осуществлении органами
государственной власти, органами
местного самоуправления и юридическими
лицами своей деятельности. 
    (в
ред. Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    В
указанном предписании устанавливается
срок его исполнения, который не может
превышать шесть месяцев. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Орган
по контролю и надзору в сфере образования
возбуждает дело об административном
правонарушении в порядке,
установленном Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Образовательное
учреждение, научная организация или
иная осуществляющая образовательную
деятельность организация, учредитель, орган
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющий управление
в сфере образования, орган местного
самоуправления, осуществляющий управление
в сфере образования, представляют в
орган по контролю и надзору в сфере
образования отчет об исполнении
указанного предписания, включающий в
себя документы, содержащие сведения,
подтверждающие его исполнение. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    В
случае неисполнения указанного
предписания такими образовательным
учреждением, научной организацией, иной
организацией, учредителем, органом
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющимуправление
в сфере образования, органом местного
самоуправления, осуществляющим управление
в сфере образования (в том числе если
отчет об исполнении указанного предписания
не представлен в орган по контролю и
надзору в сфере образования до истечения
срока, установленного указанным
предписанием, или представленный отчет
не подтверждает исполнение в установленный
срок указанного предписания), орган по
контролю и надзору в сфере образования
возбуждает дело об административном
правонарушении в порядке,
установленном Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях. В случае неисполнения
указанного предписания такими
образовательным учреждением, научной
организацией или иной организацией и
(или) учредителем орган по контролю и
надзору в сфере образования также
приостанавливает действие лицензии
таких образовательного учреждения,
научной организации или иной организации
полностью или в отношении отдельных
образовательных программ, образовательной
деятельности филиалов таких образовательного
учреждения, научной организации или
иной организации, места осуществления
образовательной деятельности на срок,
не превышающий шести месяцев. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Орган
по контролю и надзору в сфере образования
в течение трех дней со дня принятия
решения о приостановлении действия
лицензии вносит соответствующую запись
в реестр лицензий. Орган по контролю и
надзору в сфере образования в течение
пяти рабочих дней со дня принятия
указанного решения направляет копию
документа, подтверждающего принятие
соответствующего решения, с сопроводительным
письмом в федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на осуществление
государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
по месту нахождения лицензиата. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Если
до истечения срока приостановления
действия лицензии такие образовательное
учреждение, научная организация или
иная организация и (или) учредитель
представили в орган по контролю и надзору
в сфере образования документы, содержащие
сведения, подтверждающие исполнение
предписания, неисполнение которого
явилось основанием для приостановления
действия лицензии, орган по контролю и
надзору в сфере образования возобновляет
действие лицензии. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    В
случае, если эти документы не представлены
такими образовательным учреждением,
научной организацией или иной организацией
и (или) учредителем в орган по контролю
и надзору в сфере образования до истечения
срока приостановления действия лицензии
либо представленные документы не
подтверждают исполнение указанного
предписания, орган по контролю и надзору
в сфере образования обращается в суд с
заявлением об аннулировании лицензии.
Приостановление действия лицензии
продлевается на период до вступления
в законную силу решения суда. 
    (в
ред. Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    Лицензия
аннулируется решением суда на основании
рассмотрения заявления лицензирующего
органа. 
    (в ред.
Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    2.
Под федеральным государственным
контролем качества образования понимается
деятельность уполномоченных федерального
органа исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
оценку соответствия содержания и (или)
качества подготовки обучающихся и
выпускников образовательного учреждения
или научной организации требованиям
федеральных государственных образовательных
стандартов или федеральным государственным
требованиям посредством проведения проверок
качества образования и принятия
предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению выявленных нарушений
требований федеральных государственных
образовательных стандартов или
федеральных государственных
требований. 
    (в ред.
Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    В
случае выявления нарушения требований
федерального государственного
образовательного стандарта или
федеральных государственных требований,
допущенного образовательным учреждением
или научной организацией, орган по
контролю и надзору в сфере образования
выдает образовательному учреждению
или научной организации и (или) учредителю
предписание об устранении выявленного
нарушения. 
    (в ред.
Федерального закона от
08.11.2010 N 293-ФЗ
)
    В
указанном предписании устанавливается
срок его исполнения, который не может
превышать шесть месяцев. 
    (в
ред. Федерального закона от
08.11.2010 N 293-ФЗ
)
    Образовательное
учреждение или научная организация и
(или) учредитель представляют в орган
по контролю и надзору в сфере образования
отчет об исполнении указанного
предписания, включающий в себя документы,
содержащие сведения, подтверждающие
его исполнение. 
    (в
ред. Федерального закона от
08.11.2010 N 293-ФЗ
)
    В
случае неисполнения указанного
предписания образовательным учреждением,
научной организацией, учредителем (в
том числе если отчет об исполнении
указанного предписания не представлен
в орган по контролю и надзору в сфере
образования до истечения срока, установленного
указанным предписанием, или представленный
отчет не подтверждает исполнение в
установленный срок указанного предписания)
орган по контролю и надзору в сфере
образования возбуждает дело об
административном правонарушении в
порядке, установленном Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях. В случае неисполнения
указанного предписания аккредитованными
образовательным учреждением или научной
организацией и (или) учредителем орган
по контролю и надзору в сфере образования
также приостанавливает действие
свидетельства о государственной
аккредитации полностью или в отношении
отдельных образовательных программ,
укрупненных групп направлений подготовки
и специальностей, реализуемых в этих
образовательном учреждении или научной
организации и (или) их филиале, на срок,
не превышающий шести месяцев. 
    (в
ред. Федерального закона от
08.11.2010 N 293-ФЗ
)
    Если
до истечения срока приостановления
действия свидетельства о государственной
аккредитации образовательное учреждение
или научная организация и (или)
учредитель представили в орган по
контролю и надзору в сфере
образования документы, содержащие
сведения, подтверждающие исполнение
предписания, неисполнение которого
явилось основанием для приостановления
действия свидетельства о государственной
аккредитации, орган по контролю и надзору
в сфере образования возобновляет
действие свидетельства о государственной
аккредитации. 
    (в ред.
Федерального закона от
08.11.2010 N 293-ФЗ
)
    В
случае, если такие документы не
представлены образовательным учреждением
или научной организацией и (или)
учредителем в орган по контролю и
надзору в сфере образования до истечения
срока приостановления действия
свидетельства о государственной
аккредитации или представленные
документы не подтверждают исполнение
указанного предписания, орган по контролю
и надзору в сфере образования лишает
образовательное учреждение или научную
организацию государственной аккредитации
полностью или в отношении отдельных
образовательных программ, укрупненных
групп направлений подготовки и
специальностей, реализуемых в этих
образовательном учреждении или
научной организации и (или) их
филиале. 
    (в ред.
Федерального закона от
08.11.2010 N 293-ФЗ
)
    2.1.
В целях обеспечения осуществления
государственного контроля (надзора) в
области образования к проведению
проверок привлекаются эксперты и
экспертные организации в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации. 
    (в ред.
Федеральных законов от
08.11.2010 N 293-ФЗ
от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    К
отношениям, связанным с осуществлением
государственного контроля (надзора) в
области образования, организацией и
проведением проверок юридических лиц,
применяются положения Федерального
закона от
26 декабря 2008 года N 294-ФЗ
 «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля». 
    (в
ред. Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
    3.
Основаниями для рассмотрения федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования, или органом
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования, вопроса о направлении
в образовательное учреждение
обязательного для исполнения предписания
также могут являться: 
    1)
решение общего собрания родителей
(законных представителей) обучающихся,
обращение органа государственной власти
или органа местного самоуправления, на
территориях которых находится данное
образовательное учреждение, — в отношении
образовательного учреждения, реализующего
общеобразовательные программы, или
образовательного учреждения дополнительного
образования детей; 
    2)
решение общего собрания обучающихся,
обращение органа государственной власти
или органа местного самоуправления,
на территориях которых находится данное
образовательное учреждение, представление
органа службы занятости населения — в
отношении образовательного учреждения,
реализующего профессиональные
образовательные программы. 
    4.
Решение о направлении обязательного
для исполнения предписания в образовательное
учреждение и его учредителю (учредителям)
или об отклонении требований заявителей,
указанных в пункте 3 настоящей статьи,
о направлении такого предписания
принимается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере образования,
или органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере
образования, и сообщается заявителям
в месячный срок. Отказ федерального
органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и
надзору в сфере образования, или органа
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего управление
в сфере образования, от направления
такого предписания может быть оспорен
в суде. 
    Пункт 5. — Утратил
силу. 
    (в ред. Федерального
закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ
)
 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
Комментарий к статье 36
Комментируемая статья посвящена управлению негосударственными образовательными учреждениями. В соответствии с п. 1 данной статьи учредителю (учредителям) негосударственных образовательных учреждений предоставляются достаточно широкие полномочия при установлении порядка управления такими учреждениями. Общее руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет либо учредитель (учредители) непосредственно или по его поручению попечительский совет, формируемый им.
Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. При этом должны соблюдаться положения Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Общие положения об управлении некоммерческими организациями, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, закреплены в гл. V указанного Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях основная функция учредителя (высшего органа) негосударственного образовательного учреждения состоит в обеспечении соблюдения данной организацией целей, в интересах которых она была создана.
К компетенции учредителя (высшего органа) негосударственного образовательного учреждения относится решение следующих вопросов:
— изменение устава образовательного учреждения;
— определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов образовательного учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана образовательного учреждения и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств образовательного учреждения;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация образовательного учреждения.
Уставом негосударственного образовательного учреждения может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления (например, ученый совет), к ведению которого может быть отнесено решение следующих вопросов:
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
— участие в других организациях.
Иные вопросы, отнесенные к компетенции учредителя (попечительского совета), составляют его исключительную компетенцию и делегироваться иным органом образовательного учреждения не могут.
Общее собрание учредителей (заседание попечительского совета) негосударственного образовательного учреждения правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно.
Негосударственное образовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Исполнительный орган негосударственного образовательного учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным (следует отметить, что исполнительный орган государственного или муниципального образовательного учреждения может быть только единоличным). Он осуществляет текущее руководство деятельностью образовательного учреждения и подотчетен учредителю (попечительскому совету).
К компетенции исполнительного органа негосударственного образовательного учреждения относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления данного учреждения, определенную комментируемым Законом, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и уставом негосударственного образовательного учреждения.

СТАТЬЯ 36. Управление негосударственным образовательным учреждением

1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Читайте также

1.4. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям

1.4. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям
Государственная регистрация и лицензирование. Для того чтобы начать осуществление своей деятельности любая образовательная организация должна, прежде всего, получить статус юридического лица. Такой статус

Статья 44. Управление рисками

Статья 44. Управление рисками
Банк создает постоянно действующее подразделение по вопросам анализа и управления рисками, которое должно отвечать за установление лимитов по отдельным операциям, лимитов рисков контрпартнеров, стран контрпартнеров, структуры баланса в

Статья 103. Управление в акционерном обществе

Статья 103. Управление в акционерном обществе
1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его

Статья 110. Управление в производственном кооперативе

Статья 110. Управление в производственном кооперативе
1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью

Статья 71. Управление в полном товариществе

Статья 71.
Управление в полном товариществе
1. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов

Статья 110. Управление в производственном кооперативе

Статья 110.
Управление в производственном кооперативе
1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью

СТАТЬЯ 71. Управление в полном товариществе

СТАТЬЯ 71. Управление в полном товариществе
1. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов

2. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками

2.
Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками
Органы внутреннего управления предприятиями и учреждениями в процессе и в результате своей руководящей деятельности

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 26. Управление образовательной организацией
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.2. Управление образовательной

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных

Статья 89. Управление системой образования

Статья 89. Управление системой образования
1.  Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит

Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах

Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах
1. Образовательными учреждениями среднего (полного)

Статья 10. Управление контртеррористической операцией

Статья 10. Управление контртеррористической операцией
1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы

Претензия о компенсации вреда, причиненного медицинским учреждением

Претензия о компенсации вреда, причиненного медицинским учреждением
В _________________________ (наименование организации (лица))от______________________________ (ф. и. о., почтовый индекс, адрес, паспортные данные)Претензия_____________________________ г. я обратилась в ваше объединение за оказанием платной

Негосударственное образовательное учреждение: участник правоотношений в сфере образования

В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Содержание:

  • Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика
  • Содержание и трактование категории НОУ
  • НОУ: особенности организационно-правовой формы
  • Виды НОУ
  • Устав НОУ
    • Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ
  • Госрегистрация НОУ
  • Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика

Частный детский сад

Частный детский сад

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их деятельность регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального определения понятия «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

Законодательное объяснение НОУ

Законодательное объяснение НОУ

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и гарантии его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Кто выступает учредителем

Кто выступает учредителем

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих функций. Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:

  1. Частная школа

    Частная школа

    Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.

  2. Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
  3. Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.

Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

Законодательная база

Законодательная база

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание порядка и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и статус (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. условия труда
  6. порядок его оплаты
  7. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

Программы обучения

Программы обучения

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении ИНН

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • доверенность на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

© 2023 Право Денег · Копирование материалов сайта запрещено
Москва, Новогиреевская улица, 21 | Контакты | Карта сайта


Ибрагимова В.А.

 Скачать PDF

В статье рассматриваются особенности управления негосударственными образовательными учреждениями. Развитие, связанное с реформированием системы образования, и современные социально-экономические условия требуют использования теории менеджмента, адаптированной к системе управления негосударственными образовательными учреждениями, что обеспечит эффективность их деятельности.

система управления, образовательная услуга, негосударственные образовательные учреждения




1. Лазарева М. От экономики – к мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upr.1september.ru/2006/11/5.htm.
2. Бутова Т.Г., Григорьева Е.Г. Особенности маркетинга в российской сфере образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-2.htm.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Basic 5 plus инструкция на русском
  • Wd my cloud ex2 инструкция на русском
  • Оао ржд телефоны руководства
  • Либре офис draw инструкция по работе
  • Пульмикорт инструкция для детей для ингалятора отзывы