Руководство образование имеют

01.11.2021

Требования к образованию и квалификации руководителя образовательной организации

Руководитель образовательной организации — это физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом и осуществляющее руководство всей деятельностью такой организации путем реализации поставленных задач в целях ее развития, на которое учредителем возложены функции по контролю и управлению такой организацией.

Возникает вопрос, как же правильно должна называться должность руководителя образовательной организации? На этот вопрос поможет ответить Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее — Номенклатура должностей). Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021 г., установленное ФЗ № 247-ФЗ от 3.07.2020 г. Указанным документом устанавливается единый подход к наименованию должности руководителя образовательной организации, а именно предусматриваются следующие наименования:

  • ректор (в основном, для образовательных организаций высшего образования),

  • директор,

  • заведующий,

  • начальник (только для образовательных организаций, реализующих программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка),

  • президент (только для образовательных организаций высшего образования).

Теперь, в зависимости от типа учебного заведения с учетом требований Номенклатуры должностей, всегда можно успешно решить вопрос о правильном наименовании должности руководителя образовательной организации.

Но в то же время, не стоит спешить с назначением кандидата на должность руководителя образовательной организации, а сначала заглянуть в ст. 51 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), которая устанавливает, что кандидатом на должность руководителя образовательной организации может быть лицо:

  • имеющее высшее образование;

  • соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах по соответствующей должности;

  • прошедшее обязательную аттестацию (для государственной или муниципальной образовательной организации). Порядок и сроки проведения такой аттестации устанавливаются учредителями таких организаций.

Раскрывая вышеуказанные пункты, необходимо иметь в виду:

1. ЕКС (Единые квалификационные справочники):

1.1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(далее — Приказ Минзравсоцразвития № 761н), где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать одному из требований к квалификации:

  • иметь высшее профессиональное образование по таким направлениям подготовки как «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», а также стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет;

  • иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 1н), где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать следующим требованиям к квалификации:

  • иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стажа научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Между тем, указанные Квалификационные справочники содержат оговорку о том, что если лица не соответствуют каким-либо установленным квалификации требованиям, но в достаточной мере обладают практическим опытом и компетентностью, а также выполняют возложенные на них должностные обязанности качественно и в полной мере, то по рекомендации аттестационной комиссии такие лица могут быть назначены на соответствующие должности наравне с лицами, имеющими специальную подготовку и необходимый стаж работы.

2. ПФ (профессиональные стандарты):

2.1. Приказ Минтруда России № 250н от 19.04.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией» (вступает в силу с 01.03.2022 г.) где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать одному из требований:

  • иметь высшее образование:

    — специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа проф. переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление», или

    — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление», или

    — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки», или

    — специалитет, магистратура и дополнительное проф. образование (программа проф. переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа проф. переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление».

  • иметь не менее 5 лет на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях.

2.2. Приказ Минтруда России № 116н от 10.03.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации высшего образования», где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование – специалитет, магистратура.

  • иметь стаж работы:

    — не менее 5 лет на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования, или

    — не менее 10 лет суммарного стажа работы на руководящих должностях и не менее 5 лет стажа научной или научно-педагогической деятельности.

Между тем, при применении ЕКС и ПФ, в ряде случае, может возникнуть вопрос, что же из них приоритетнее и какой НПА надлежит применять? На этот вопрос нам поможет ответить Письмо Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016, содержащее ответы на типовые вопросы по применению проф. стандартов, а именно: «В случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель сам вправе определять какой НПА он использует, за исключением, предусмотренных ФЗ и иными НПА РФ (вопрос 5).

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 61 Закона об образовании, а также ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, к занятию должности руководителя образовательной организации не могут быть допущены следующие лица:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью (должно быть подтверждено вступившим в законную силу приговором суда);

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) признанные недееспособными в установленном порядке;

4) имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;

К числу таких заболеваний, например, относятся: туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ, психические расстройства, дифтерия, малярия, холера, чума, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и другие.

5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

  • против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;

  • половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности;

  • основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества;

  • против общественной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом для занятия должности руководителя образовательной организации необходимо соответствовать указанным требованиям.

Требования к квалификации работников образования определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (далее — ЕКС).

В соответствии с ЕКС, к квалификации руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Следовательно, руководитель образовательной организации не обязан иметь педагогическое образование.

Если у Вас есть высшее образование по этим направлениям, Вы можете повысить свою квалификацию и пройти профессиональную переподготовку в ООО «ИНТехнО» по программам:

Программы профессиональной переподготовки:

  • Экономика в образовании (250 часов)
  • Эффективный руководитель образовательных организации (250 часов )
  • Государственное и муниципальное управление (250часов  / 520 часов)
  • Менеджмент в образовании (3 месяца  / 6 месяцев − 250 часов;  6 месяцев − 520 часов)
  • Документационное обеспечение управления и архивоведение (250 часов)
  • Управление государственными и муниципальными закупками (контрактный управляющий, 252 часа)
  • Специалист кадровой службы (250 часов)
  • Финансовый директор (532 часа)
  • Управление качеством (250 часов)
  • Управление в сфере информационных технологий (250 часов)
  • Специалист кадровой службы (250 часов)
  • Программа «Регулярный менеджмент»
  • Программа «Государственное и муниципальное управление в условиях рыночных отношений»

Программы повышения квалификации:

  • Руководство развитием общеобразовательной организацией в современных условиях (120 часов)
  • Финансово-экономическая деятельность образовательной организации в современных условиях (120 часов)
  • Управление образовательной организацией в современных условиях (120 часов)
  • Административно-хозяйственное обеспечение деятельности образовательной организации в современных условиях (72 часа/ 120 часов)
  • Менеджмент в образовании (72 часа  / 108 часов)
  • Аттестация руководителя образовательной организации (36 часов)
  • Государственное и муниципальное управление (32 часа)
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса (108 часов)
  • Особенности применения профессиональных стандартов (72 часа)
  • Новые методы менеджмента организации (72 часа)
  • Управление персоналом (104 часа)
  • Ведение деловой переписки и документооборота в государственных учреждениях (72 часа)
  • Кадровое делопроизводство. Трудовое право (72 часа)
  • Коучинг как технология развития потенциала организации (72 часа)
  • 1С: Зарплата и управление персоналом. Версия 3.0 (72 часа)

На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения:

  • 10 человек — скидка 10% каждому обучающемуся;
  • 20 человек — скидка 20% каждому обучающемуся;
  • 30 человек и более — скидка 30%.

По программам повышения квалификации можно пройти Экспресс-обучение за 3 дня, 7 дней или 10 дней (практические семинары, факультативы, удобная форма обучения, индивидуальные сроки обучения и экспресс-доставка диплома сразу после окончания обучения).

Обучение в июле может стать не только полезным, но и приятным, так как действует акция «Летний марафон цен», предусматривающая скидку 50% на программы ПП и ПК

Желающие могут пополнить свою методическую копилку универсальными электронными уроками по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажёрам и по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроками по иностранным языкам, дополнительному образованию, курсами развивающих занятий. Обучаться в дистанционном ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» можно в любое время и в любом месте, без дополнительных затрат и не отказываясь от запланированных дел или отдыха.

© Материал из Справочной системы «Образование»

РостБизнесКонсалт

Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации

Какие документы об образовании необходимы для трудоустройства руководителем в государственные и муниципальные учреждения?

На руководящих должностях работа в муниципальном учреждении возможна только с образованием по ГМУ (государственному и муниципальному управлению). При этом существуют регламенты устанавливающие минимальный пакет образовательных документов и требований к кандидатам на должность управляющих в сфере госслужбы. Для каждого направления деятельности и должностей указаны свои требования к специалистам.

Возможные сферы работы для руководителей на госслужбе

Основным регламентом государственной службы является 79-ФЗ. В законодательном акте прописаны должности, правовые положения, требования к кандидатам и так далее. На данный момент руководителем госучреждения с профильным образованием можно устроиться по 22 направлениям. Основными направлениями и должностями руководителей на госслужбе являются:

  1. Прокуратура РФ — начальники отделов по надзору, генпрокуроры;

  2. Аппарат правительства РФ — председатель, его заместители и федеральные министры.

  3. Администрация президента — руководитель и заместители администрации, руководители протоколов, помощники и советники президента.

  4. Федеральные министерства — министры по ГО и ЧС, природным ресурсам, внутренним делам, просвещения и так далее.

  5. Госорганы правительства РФ — судьи, руководители исполнительной власти, гендиректоры судебных департаментов и другие.

  6. Аппарат государственной думы — руководитель и заместители аппарата.

  7. Верховные, федеральные и конституционные суды — члены пленума, президиума, судебных, дисциплинарных и апелляционных коллегий.

  8. Аппарат совета федераций — руководитель и заместители аппарата;

  9. Другие области деятельности.

Имея соответствующий документ об образовании для работы в муниципальном предприятии руководителем, специалисты могут занять руководящие должности — от старшего сотрудника до начальника службы.

Особенности руководящих должностей госслужбы

Основная работа управляющих аппаратами исполнительных органов и их заместителей заключается в организации и руководстве общественными процессами. Все работники департаментов имеют полномочия, а также получают чин, который зависит от выслуги лет и уникального практического опыта.

Даже имея образование для работы в муниципальном предприятии руководителем, молодые специалисты (работники, направленные на госслужбу сразу после окончания вуза) могут претендовать только на должности младших или старших сотрудников. Такие работники осуществляют аналитику, проводят приемы граждан, организуют командировки госслужащих и так далее. Получив опыт работы и пройдя повышение квалификации, можно занять место референта, руководителя подразделения и более высокие должности.

Требования к образованию руководителей госслужбы

Федеральные законы и Указы президента устанавливают ограничения к специалистам, которые могут работать на руководящих должностях в сфере государственной службы. Одним из них является требование к образованию для работы в муниципальном учреждении руководителем.

Чтобы устроиться на госслужбу управляющим, нужно иметь профильное образование — диплом по специальности «Государственное и муниципальное управление». Если кандидат желает занять руководящие должности, обязательно необходимо высшее образование. Для продвижения в карьере и работы на должности начальника службы также потребуется пройти повышение квалификации, соответствующее профилю учреждения.

Дополнительные ограничения

Работа в государственном учреждении, даже с дипломом по муниципальному управлению, невозможна без соблюдения всех положений 79-ФЗ. Помимо требований к образованию, существуют и другие условия приема кандидатов на должности руководителей:

  1. Возраст специалиста. Чтобы официально работать госслужащим на постоянной основе, кандидату должно быть не менее 22 лет. Ограничения существуют только для некоторых категорий деятельности — допускается принимать на стажировку лиц не младше 18 лет.

  2. Отсутствие судимостей за преступления. Кандидат и его близкие родственники не должны иметь уголовных судимостей. Также в ряде подразделений проверяют банковские истории.

  3. Наличие гражданства РФ. Управляющим на госслужбу могут принять только граждан России.

Где получить образование?

Если вы подходите по всем ограничениям, но не имеете диплом, можно в короткие сроки пройти профессиональную переподготовку. Обучение длится в среднем 3 месяца, а после курса специалисты получают легитимный диплом для официального трудоустройства на госслужбу. При этом для переподготовки нужно только иметь базовую профессию в любой области деятельности. Например, имея высшее педагогическое образование, после курсов переподготовки вы сможете претендовать на должность руководителя подразделений в министерстве просвещения или министерстве науки и образования.

Профессиональная переподготовка

Государственное и муниципальное управление

Чтобы узнать подробную информацию, позвоните по телефону 8 800 333-96-76 или воспользуйтесь окном чата для консультации с менеджером.

Источник: https://rostbk.com/o-kompanii/stati/kakie-dokumenty-ob-obrazovanii-neobhodim-dlya-trudoustr-rukovod-v-gosud-i-munic-uchrezhd/

Отзывы и благодарности

×
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.
Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Образовательное право для школы

Вы здесь

Правда ли, что руководитель школы обязательно должен иметь управленческое образование?

Требования  к квалификации руководителя образовательной организации сформулированы в части 2 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ (наличие высшего образования) и квалификационной характеристике по данной должности (утверждена в составе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФот 26 августа 2010 г. №761н). Руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Таким образом, для директора общеобразовательной организации нет обязательного требования наличия высшего образования в сфере управления, достаточно иметь высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет и пройти повышение квалификации в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.

Поделиться:

Высшее образование уже давно стало обязательным атрибутом любого профессионала, что уж говорить об управленцах. Но достаточно ли университетского диплома для того, чтобы развивать необходимые для руководителя навыки и компетенции?

Перед тем, как ответить на этот вопрос, важно разобраться: кто он – современный управленец, какое по качеству базовое высшее образование он получил, какие требования к нему предъявляются профессиональной и корпоративной средой.

Первая точка отсчета – а должно ли быть у управленца базовое высшее образование? Поверьте, здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

С одной стороны, в моей практике были случаи, когда собственник компании занимал жесткую позицию: даже курьер, приходящий в его компанию на работу должен был иметь высшее образование, любого вуза и формы обучения. Аргументировал он свою позицию тем, что получить диплом – это определенный труд, показатель развитости, как минимум, такой компетенции, как ориентация на результат. То есть сотрудник поставил себе задачу – и выполнил ее, а значит будет с таким подходом полезен и в бизнесе.

Но с другой стороны, у меня есть знакомые топ-менеджеры, которые не имеют за спиной законченного высшего образования. Так сложилось – они молодыми пришли в свои компании, быстро росли, много работали, познавали особенности отрасли и менеджмента «здесь и сейчас», и на сегодняшний день являются успешными, результативными управленцами, за которыми  «бегают» хедхантеры. Конечно, они были бы и не прочь сейчас «наверстать упущенное», но при анализе того, куда, а главное – зачем идти учиться, не находят убедительных аргументов «за», сохраняя статус кво.

Вторая точка отсчета – качество этого базового образования. Не секрет, что в определенный момент наша страна столкнулась с проблемой системного провала качества вузовской подготовки. На это повлияли несколько факторов – и скорость изменения бизнес-среды, и недостаток финансирования, и уход эффективных преподавателей из вузов, и сдвиг фокуса в деятельности вузов в сторону монетизации, а не итогового результата. Говорить об этом можно долго, но надо понимать, как с этим работать.

Сложность состоит и в том, что бренд вуза в целом также не гарантирует качество подготовки, очень многое зависит от работы преподавательского состава. Так что, с этой позиции сам руководитель, вполне отдавая себе отчет в том, какого качества высшее образование он получил, может и должен самостоятельно принимать решение о необходимости дополнительной системной «прокачке» своих знаний.

Третья точка отсчета – насколько профиль базового образования совпадает или не совпадает с отраслевой спецификой деятельности руководителя. И, в случае, если руководитель в долгосрочной перспективе связывает свою профессиональную карьеру с определенной отраслью, вполне аргументировано получение второго высшего образования в профильном вузе.

Четвертая точка отсчета – это повышение квалификации именно в управлении людьми, процессами, компаниями.

Вне всяких сомнений, управлять надо учиться. В редких случаях в практике удается встретить сильных руководителей, что называется, «от бога», способных на интуитивном уровне применять верный стиль управления и внедрять лучшие управленческие решения. Во всех остальных случаях на помощь руководителям приходит бизнес-обучение.

Исходя из моего опыта работы в качестве консультанта, могу с уверенностью сказать, что для решения задач  управленческой компетентности такой ресурс, как высшее образование (базовое, второе, третье и т.д.), не подходит.  Причина здесь и в низкой скорости изменения программ, и в том, что вузы не успевают за рынком, и в отсутствии преподавателей-практиков, обладающих богатым личным опытом. 

Руководителю в этом случае могут подойти любые программы – от двухдневного тренинга до двухлетней программы MBA. К выбору длительности, наполнения, тренерского состава, формы обучения нужно уж подходить индивидуально.

В завершении хочу отметить, что ни один документ о полученном образовании не заменяет реальных знаний, а обучение, как процесс, не обязательно приводит к эффективному развитию. Окружающий нас мир постоянно меняется, возникают не только новые технологии, но изменяется и персонал,  их ценности, мотивация, формы коммуникации.

Например, в последнее время очень активно изучаются, обсуждаются и внедряются технологии работы с персоналом различных поколений: Х, Y, Z. И мне, как практику, сегодня приходится сталкиваться с проблемой неготовности нынешних руководителей при работе с молодым персоналом менять стиль работы и взаимодействия, то есть, по сути, развиваться самим. Следование одним и тем  же подходам, даже если они длительный промежуток времени приносили свои плоды, в определенный момент станет латентной ловушкой для руководителя. И это будет началом стагнации, приводящей к потере эффективности и выгоранию.

Современный руководитель должен работать над собой каждый день, быть готовым к переменам и  открытым миру. А какой объем этой работы он будет готов разделить с профессиональными провайдерами обучения, а какой – взять на себя, каждый решает сам.

Алла Мартынова, преподаватель Русской Школы Управления, консультант по управлению персоналом, T&D и образованию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Регистрация самозанятости через мой налог пошаговая инструкция
  • Kepserverex руководство пользователя на русском
  • Афлюдол инструкция по применению взрослым противовирусное лекарство
  • Нурофен голд энд флю инструкция на русском
  • Инструкция по заполнению перечня льготных профессий 2022