Руководство обществом при помощи государственного аппарата

Печать

PDF

Posted in Теория государства и права — Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев)

Страница 7 из 9

3.7. Государственная власть и государственное управление

3.7.1. Понятие, структура и методы осуществления государственной

Данный вопрос тесно связан с вопросом о государстве. Понятия “государственная власть” и “государство” нередко отождествляются и это не случайно, т.к. государственная власть не может существовать без государства, а государство не может существовать без государственной власти. Государство — есть государственная власть, организованная определённым образом. В целом эти понятия очень близки, но их не стоит отождествлять. Существующие в науке определение понятия “государственная власть” имеют некоторые недостатки, но, несмотря на это, можно дать следующее определение:
Государственная власть — это осуществляемое при помощи государственного аппарата (государственного механизма и иных средств) политическое руководство обществом в интересах каких-либо социальных групп, классов или народа в целом.
В науке выделяется три основных признака государственной власти:
1) Государственная власть — это политическое руководство обществом (это изначальный признак, который говорит о том, что есть власть). Вообще, в государстве существует много властей (общественная, власть в семье и т.д.), но только государственная власть носит политический характер и является разновидностью политической власти. Достаточно продолжительное время государственную власть отождествляли с политической властью, но современная наука в настоящее время проводит различие между этими понятиями и указывает, что понятие “политическая власть” шире, нежели понятие “государственная власть”. Помимо государственной власти существуют и другие разновидности политической власти, т.к. в обществе действует множество различных политических организаций (например, политические партии имеют свою политическую власть, но сна не является государственной властью, т.к. эти организации не являются государственными). Таким образом, государственная власть — это всегда политическая власть.
2) Государственная власть — это политическое руководство обществом, которое осуществляется при помощи государственного аппарата, при помощи определенных органов; она претворяется в жизнь с помощью органов государства (государственного механизма и других средств). Нередко государственный аппарат рассматривают как государство, полагают, что государство выступает как средство, через которое государственная власть претворяется в жизнь. Государственный механизм состоит из различных государственных организаций и, прежде всего, из органов государства. Государственная власть может осуществляться и через негосударственные (общественные) организации.
3) Государственная власть всегда осуществляется в чьих-либо интересах (либо в интересах народа, либо в интересах каких-либо классов или социальных групп).
Помимо этих трёх основных признаков выделяется ещё несколько дополнительных признаков, зачастую совпадающих с признаками государства:
1) Государственная власть носит территориальный характер (как и государство); она, как правило, осуществляется в пределах территории государства, а за пределами государства она действует только в отношении своих граждан.
2) Государственная власть обладает суверенитетом, что означает верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами.
3) Государственная власть обладает легитимностью. Легитимность государственной власти имеет две стороны:
а) первая сторона выражается в законности (правомерности) государственной власти (государственная власть должна формироваться на законных основаниях в соответствии с действующим законодательством и осуществляться в рамках закона);
б) вторая сторона выражается в поддержке государственной власти населением, народом, т.к. источником власти является народ; именно народ вручает государственную власть определенным представителям общества, которые должны осуществлять ее, в принципе, в интересах народа, и именно поэтому государственная власть должна иметь поддержку у народа. Таким образом, если государственная власть формируется обществом на законных основаниях, то она носит легитимный характер (т.к. общество само формирует государственную власть, следовательно, она находит поддержку в обществе).
4) Взимание налогов и осуществление государственных займов. Некоторые ученые считают, что этот признак присущ государству, но большинство все же склоняется к тому, что это признак государственной власти.
Как уже отмечалось выше, понятие “государственная власть” очень тесно связана с понятием “государство”, но эта связь носит неоднозначный характер. Все зависит от того, что понимается под государством. Если государство рассматривается как определенная политическая организация общества, то государственная власть выступает как определенный атрибут государства. Если же государство мыслится как определенный аппарат, т.е. система общества, то государство выступает как средство осуществления государственной власти. Если государство понимается как определенная организация политической власти, то понятия “государство” и “государственная власть” отождествляются.
Структуру государственной власти необходимо рассматривать с различных точек зрения: во-первых, с точки зрения структуры любой власти, во-вторых, с учетом принципа разделения властей и, в-третьих, с учетом собственной структуры (структуры властеотношений).
1) С учетом структуры любой власти в структуре государственной власти выделяют два элемента: волю и силу. Эти элементы составляют основу государственной власти, являются её субстанциональными элементами. Государственная власть всегда выступает как единство воли и силы. Воля превратится в ничто, если не будет опираться на силу. Власть — это всегда выражение чьей-то воли, воли определенной группы людей, чтобы распространить эту волю на всех, её нужно подкрепить силой (таким образом, как и любая власть, государственная власть опирается на силу, и существовать без неё практически не может, воля всегда подкрепляется силой). Государственная власть нередко понимается как организованное насилие.
2) С учетом принципа разделения властей в структуре государственной власти можно выделить три основных элемента: законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть.
Данная структура имеет место только там, где государственная власть строится с учетом принципа разделения властей. Об этом принципе начали говорить в XVII-XVIII в.а. Основоположником теории разделения властей является Ш.Л. Монтескье. Выступая против абсолютизма, он говорил о том, что власть не может сосредотачиваться в руках одного человека, т.к. в этом случае последний рано или поздно узурпирует власть. В связи с этим Монтескье предложил разделить власть на три ветви:
а) законодательную (сосредотачивается в представительных органах, в руках парламента);
б) исполнительную (сосредотачивается в руках правительства);
в) судебная (органы правосудия).
Идеальной обстановки, когда все органы чётко подразделены на три ветви, не бывает. В настоящее время во многих странах произошло обособление президентской власти, которая координирует функционирование всех трёх ветвей власти.
Согласно мнению некоторых ученых, в государстве могут существовать органы, не относящиеся к той или иной ветви власти, например, указывается на существование контрольно-надзорных органов и, соответственно, контрольной власти.
3) С учетом собственной структуры государственной власти можно выделять пять элементов (с этой точки зрения структура государственной власти рассматривается более подробно):
а) субъекты государственной власти (в качестве субъекта выступает тот, кому принадлежит государственная власть, её носитель; субъектами государственной власти могут быть народ в целом, определенные классы, определенные социальные группы — привилегированные слои населения, отдельные индивиды, например, при абсолютной монархии);
б) объекты государственной власти (в качестве объекта государственной власти выступают все те, в отношении которых осуществляется государственная власть; к объектам государственной власти можно отнести народ в целом, определенные классы, слои, социальные группы, государственные и негосударственные организации, отдельных индивидов; подвластные лица — объекты государственной власти);
в) содержание государственной власти. Оно выражается во властеотношениях, которые возникают между субъектами и объектами государственной власти. Во властеотношениях имеются две стороны: с одной стороны властеотношения — это передача, навязывание воли субъекта государственной власти объектам государственной власти, а с другой стороны, властеотношения выражаются в подчинении объектов власти субъектам. Властеотношения оформляются в определенные правовые формы; чаще всегоони регулируются правом (государственным, административным) и становятся правовыми отношениями. В то же время властеотношения могут и не иметь юридической формы (например, при государственном перевороте);
г) средства осуществления государственной власти — это то, при помощи чего осуществляется государственная власть. Государственная власть, прежде всего, осуществляется при помощи государственного аппарата, органов государства (при помощи государственного механизма, т.е. государственных организаций). В отдельных случаях в качестве средств могут выступать негосударственные (общественные) организации, СМИ. Государство в качестве средств может также использовать террористические организации. К средствам государственной власти следует отнести право, т.к. через право, правовое регулирование государственная власть претворяется в жизнь, идет от субъекта к объекту;
д) методы (способы) осуществления государственной власти. Иногда их выделяют отдельно. Методы говорят с том, как осуществляется государственная власть, при помощи каких способов, приёмов. Основными методами осуществления государственной власти являются: метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения чаще всего выражается в проведении воспитательной работы, а также в виде определенного вознаграждения, награды, поощрения. Метод принуждения может выражаться в виде легального принуждения или в подавлении своих противников, связан с применением организованных сил государства в различных формах. Как правило, государственная власть сочетает эти методы; в конкретных исторических условиях предпочтение может отдаваться различным методам, например, т.н. “политика кнута и пряника”.

3.7.2. Понятие и стадии государственного управления

Государственное управление характеризует реализацию (осуществление), государственной власти, т.е. государственное управление — это способ реализации государственной власти. Государственная власть претворяется в жизнь посредством государственного управления. Государственное управление — это целенаправленное воздействие государства, его органов и учреждений на определённые сферы общественной жизни или общества в целом в интересах его функционирования и развития.
В юридической науке государственное управление принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле государственное управление — это деятельность всех органов государства (и законодательных, и исполнительных, и судебных), связанная с осуществлением государственной власти в целом.
В узком смысле государственная власть — это деятельность органов исполнительной власти, которые нередко называют органами государственного управления (продолжительное время понятие “государственное управление” рассматривалось только в узком смысле).
Государственное управление в широком смысле изучается ТТЛ, т.к. управленческой деятельностью занимаются не только исполнительные органы, но и законодательные, и судебные.
Государственное управление в узком смысле изучается наукой административного права, (она исследует деятельность исполнительного аппарата по управлению сферами общественной жизни).
Государственное управление как в широком, так и в узком смыслах -это разновидность социального управления, т.е. управления обществом. Как и любая управленческая деятельность, государственное управление протекает как определённый процесс, который в своём развитии проходит четыре основные стадии:
1. Стадия сбора, обработки и анализа (оценки) информации, необходимой для принятия управленческого решения. Реально государственное управление выражается в принятии различных решений, которые должны опираться на достоверную и поверенную информацию, поэтому государственное управление, как и любая управленческая деятельность, начинается со сбора, обработки и анализа этой информации.
2. Стадия разработки (подготовки) и принятия управленческого решения. Это основная, кульминационная стадия управленческого процесса, т.к. она выражает суть управленческой деятельности. Государственные органы в процессе управленческой деятельности принимают управленческие решения, в качестве которых могут выступать как нормативные акты, так и индивидуальные акты. Нормативные решения содержат нормы права, адресующиеся неопределённому кругу лиц и рассчитанные на определённое число типичных ситуаций. Эти решения носят общий характер и именуются нормативно-правовыми актами: (законы, указы и т.д.). Индивидуальные решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, которые адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Эти решения носят индивидуально-конкретный характер и именуются индивидуально-правовыми актами (приговор, решение суда и т.д.). Чаще всего это акты применения права.
3. Стадия исполнения управленческого решения. Именно в этой стадии себя проявляет собственно государственное управление. Фактически же государственное управление имеет место только тогда, когда управленческие решения исполняются, т.к. только при исполнении управленческого решения государственное управление достигает своей цели.
4. Стадия контроля исполнения управленческого решения. На этой стадии государственного управления, как такового, уже нет, но контроль исполнения управленческого решения призван обеспечить нормальное функционирование государственного управления.

Государственная власть

Государство
— это особая организация политической
влас­ти, обладающая аппаратом
принуждения, территорией, сувере­нитетом
и придающая своим велениям общеобязательный
ха­рактер.

Государство
обладает высшей властью в пределах
соб­ственных границ, так как оно само
определяет, какими бу­дут его отношения
с другими государствами, а последние
не вправе вмешиваться в его внутренние
дела.

Государственную
власть определяют как руководство
об­ществом при помощи государственного
аппарата при опоре на особые отряды
вооруженных людей, на специальные
принуди­тельные учреждения.

Верховенство
государственной власти означает:

  • ее
    безусловное распространение на все
    население и все социальные структуры
    данного общества;

  • монопольную
    возможность применения таких средств
    воздействия (принуждения, силовых
    методов, вплоть до смертной казни),
    которыми не располагают никакие другие
    структуры общества;

  • осуществление
    властных полномочий в специфичес­ких
    формах, прежде всего юридических —
    функциях госу­дарства (правотворческой,
    правоприменительной и право­охранительной);

  • прерогативу
    государства отменять, признавать
    нич­тожными акты других органов, не
    соответствующие уста­новлениям
    государства.

В
демократических государствах придается
серьезное значение разделению власти
на законодательную,
исполни­тельную и судебную.
Каждая
из ветвей власти занимается своим делом
и не вмешивается в дела другой.

Государственная
власть осуществляется в разных сферах
общественной жизни, в разных формах и
разными метода­ми. Все это обусловливает
создание особого механизма
госу­дарства, который представляет
собой всю совокупность орга­нов,
призванных осуществлять управление
обществом и реа-лизовывать основные
направления государственной деятель­ности.
Для
осуществления функций государства
создается специальный государственный
аппарат. Он представляет собой сложную
систему государственных органов, которые
характеризуются наличием властных
государственных пол­номочий и имеют
определенную структуру.

К
органам государства относятся органы
государствен­ной власти, органы
управления, дипломатические органы,
органы суда и прокуратуры. Механизм
государства, помимо органов государства,
включает вооруженные силы в виде
постоянной армии.

Форма государства

Форма
государства — представляет собой способ
организа­ции, распространения и
осуществления государственной влас­ти
на территории данной страны.

Форма
государства включает в себя три стороны:

  • форму
    правления,

  • форму
    государственного устройства,

  • политический
    режим.

Форма
правления

отвечает на вопрос, кто «правит» в
го­сударстве, т.е. кто осуществляет в
нем высшую (верховную) власть; характеризует
порядок образования и организации
высших органов государственной власти,
их взаимоотноше­ния друге другом и
населением. Основными формами прав­ления,
которые существовали в разных странах
в различные исторические эпохи, являются
монархия
и республика.
Мо­нархии
делятся на неограниченные (абсолютные
— Ватикан, Саудовская Аравия) и
ограниченные (конституционные — Испания,
Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция,
Да­ния, Бельгия) и дуалистические
(монарх сосредоточивает в своих руках
исполнительную власть, формирует
правитель­ство, ответственное перед
ним, а законодательная власть принадлежит
парламенту) — Марокко, Иордания, Кувейт,
Бахрейн.

Большинство
стран мира имеют другую форму правле­ния
— республиканскую, при которой высшая
государ­ственная власть представлена
выборным коллегиальным органом,
избираемым на определенный срок. В
зависимос­ти от взаимоотношений
высших органов государства рес­публики
делятся на парламентские, президентские
и сме­шанные,
или «полупрезидентские» (Франция,
Финляндия, Россия). В парламентских
республиках решающая роль в политической
жизни страны принадлежит парламенту и
сформированному им правительству
(Италия, Германия, Греция, Индия, Исландия).
В президентских республиках взаимоотношение
высших органов иное — не парламент, а
президент обладает приоритетом в системе
высших органов государства, он формирует
правительство, которое ответ­ственно
перед ним (США, Мексика, Бразилия,
Аргентина и ДР

Под
формой государственного устройства
понимается сово­купность способов
устройства государственной власти
приме­нительно к территории, внутреннее
деление государства на ча­сти и
взаимоотношения между этими частями.
По структуре различаются простые —
унитарные и сложные — федера­тивные
и конфедеративные государства.
Унитарное
государ­ство
представляет
собой простое, цельное государство,
от­дельные части которого иногда
могут обладать автономией
(политико-административное устройство)
— Польша, Франция, Венгрия, Япония,
Китай, Афганистан, Египет, Скандинавия,
Белоруссия, Бельгия, Украина и др.

В
унитарных государствах единый
законодательный ор­ган, единая судебная
система, единая конституция.

Федеративное
государство —
сложное
государство, субъ­екты которого
обладают государственным суверенитетом,
причем различают автономную и союзную
федерацию (США, Германия, Россия,
Швейцария, Канада, Австралия, Индия,
Мексика и др.). В федеративном государстве
суще­ствуют общефедеральные органы
государственной власти (законодательной,
исполнительной и судебной), решения
которой являются обязательными для
субъектов федерации только в той мере,
в какой это определено в ее компетен­ции.
Территория союзной федерации состоит
из совокупно­
сти
территорий ее субъектов, каждый гражданин
субъекта федерации является одновременно
гражданином всей стра­ны. Имеются
единые федеральные вооруженные силы,
фи­нансовая, налоговая, денежная
системы. Но в то же время существует
несколько систем законодательства,
различные судебные системы (не единая).
Федерации могут быть по­строены по
территориальному
(США,
Мексика, Германия, Канада) или
национально-территориальному
принципу
(Рос­сия).

Конфедерация
союз
государств, который создается для строго
определенных целей (политических,
военных, эко­номических) на основе
договора или соглашения и, как правило,
имеет временный характер.

Политический
режим представляет собой совокупность
ме­тодов, способов и средств осуществления
политической влас­ти.

В
истории существовало и существует два
основных вида государственного режима:
демократический и антидемо­кратический.
Демократия — власть народа, народовластие.
При демократическом режиме власть
использует приемы, методы, способы,
которые приемлемы для народа.
Демокра­тический
государственный
режим характеризуется следую­щими
признаками:

  • гарантированность
    прав и свобод граждан;

  • наличие
    гражданского общества с его развитой
    струк­турой;

  • участие
    населения в формировании и осуществлении
    государственной власти;

  • наличие
    системы разделения властей;

  • равенство
    всех перед законом;

  • действие
    свободной прессы, множества партий и
    дру­гих политических объединений
    (политический плюра­лизм).

Разновидности
демократического режима:
либерально-демократический,
социально-демократический (социаль­ное
государство, социальный характер
экономики — Шве­ция, ФРГ).

Антидемократический
государственный
режим (не учи­тывает интересы народа)
имеет следующие черты:

  • ликвидация
    или существенное ограничение основных
    прав и свобод граждан;

  • отказ
    от системы разделения властей;

  • срастание
    правящей партии с государственным
    аппа­ратом;

  • ликвидация
    всех оппозиционных партий и свободной
    прессы;

  • превращение
    парламента в фиктивный орган и переда­ча
    всей власти правительству.

Разновидности
антидемократического режима: автори­тарный
(существует гражданское общество),
тоталитарный (государство контролирует
все сферы жизни деятельности общества,
отсутствует гражданское общество),
фашизм, де­спотия, тирания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственная власть

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

.1 Определение государственной власти

.2 Классификация форм осуществления власти. Функции государственной власти

.3 Свойства государственной власти

Глава 2. Государство как носитель государственной власти

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Власть — сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи — как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи — как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой — необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению.

Актуальность работы определяется тем, что понятие государственной власти является одним из центральных в теории государства и права. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Государство — не менее важная категория в правовой науке. Государство является носителем государственной власти.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов.

Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие в процессе осуществления государственной власти государством.

Предметом изучения в данной курсовой работе является соотношение государства и государственной власти, государства как носителя этой власти.

Цель данной работы заключается в том чтобы, раскрывая феномен государственной власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, рассмотреть государство как носителя государственной власти, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.

Поэтому данная цель реализуется путем решения следующих задач:

дать определение государственной власти, раскрыть признаки и сущность государственной власти;

раскрыть соотношение государственной власти и государства, рассмотреть роль государства в системе властной регуляции.

При написании данной курсовой работы использовались такие методы научного познания, как исторический, логический, системного анализа.

Современные российские политологи, обобщая зарубежный и отечественный опыт в подходах к проблеме, обозначенной в курсовой работе, высказывают большое количество очень ценных идей. Это работы В.Н. Амелина, Б.И. Краснова, Г.А. Белова, А.Г. Здравомыслова и др., имеют принципиальное значение при рассмотрении вопросов, связанных с проблемой государственно властных отношений.

государственный власть политический подчинение

Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1 Определение государственной власти

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Это социально-психологическое, волевое явление, которое находит свое материальное воплощение в различных органах, учреждениях, общественно-политических институтах, которые в своей совокупности образуют механизм государственной власти. Она является фундаментальной категорией государствоведения и самым труднопостижимым феноменом общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Как указывал Дж. Локк в своем труде «О целях политического общества и правления», в естественном состоянии человек обладает двумя видами власти. Во-первых, это власть делать то, что он считает необходимым для охранения себя и других в рамках закона природы. По этому закону, общему для всех, он и все остальное человечество представляют собой одно сообщество, отличное от всех других творений. Другая власть, которой обладает человек в естественном состоянии, — это власть наказывать за преступления, совершенные против данного закона. От обоих этих видов власти он отказывается, когда присоединяется к частному или отдельному политическому обществу и вступает в какое-либо государство, отдельное от остального человечества. От первой власти человек отказывается ради того, чтобы это регулировалось законами, созданными обществом, в той мере, в какой этого потребует сохранение его самого и остальной части этого общества. От второй власти он отказывается полностью и употребляет свою естественную силу для оказания помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную политическую власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государственная власть — политическое господство класса, осуществляющего руководство обществом. Государственная власть возникает с расколом общества на классы и является продуктом непримиримости классовых противоречий». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Государственная власть реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится не способной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но, пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие учреждения пенитенциарного характера.

Государственная власть представляет собой политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата, выступает в качестве инструмента осуществления общеобязательной воли господствующей элиты или всего общества. Власть функционирует на трех уровнях социальной структуры общества: на уровне всего общества; личном или в малых группах. На всех уровнях действия власти власть осуществляется посредством определенных учреждений, должностных лиц. Государственная воля находит свое выражение в социальных и, что самое главное, в юридических нормах. «Средством осуществления власти, — считает Р. З. Лившиц, — служат прежде всего правовые нормы». Правовые нормы «способны достаточно точно, в деталях, в частностях фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований» и этим способствуют развитию общества в нужном для государственной власти направлении. Свое выражение правовые нормы получают не только в форме соответствующих правил, но и в форме правовых принципов. Главным носителем властных отношений является государство. Оно в лице конкретных органов в центре и на местах выступает (или должно) основным субъектом властвования. Для науки и практики большое значение имеет структурирование властных отношений, олицетворяемых государством.

1.2 Классификация форм осуществления власти. Функции государственной власти

Наиболее часто употребляемой является классификация, основанная на разделении форм осуществления власти: законодательная, исполнительная и судебная. Еще один подход к типологизации государственной власти проявляется в рассмотрении уровней властных полномочий на взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном и местном. В литературе существует различное количество попыток классифицировать формы и типы власти: институциональные и не институциональные; по функциям; по объему прерогатив; по методам. Еще одна типология основана на оценке характера и качества власти, на степени соучастия населения в ее осуществлении, на полноте представительства интересов самых различных социальных групп: олигархия; этнократия; теократические формы власти; технократия и охлократия.

Сущность и свойства государственной власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции государственной власти нельзя отождествлять с функциями государства. Взаимоотношение этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.

К основным функциям государственной власти можно отнести: правотворчество, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность в социальном плане — это согласование волевых устремлений различных субъектов социума путем снятия противоречия, выработки компромиссного варианта поведения. На данном этапе закладываются основные легитимации государственной власти, то есть такое состояние, которое выражает правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Правотворческой деятельностью занимаются все органы государственной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его законодательным органом. Только Федеральное Собрание правомочно издавать федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Правоисполнительная деятельность представляет собой разновидность подзаконной деятельности. Государственные органы и должностные лица реализуют предписания правовых норм в конкретных случаях путем издания акта применения права. Правоприменение представляет собой творческий процесс, когда властвующий субъект, установив фактические обстоятельства дела, находит соответствующее правило поведения, предложенное законодателем, и после окончательной проверки реализует его. Правоисполнительная деятельность — прерогатива органов исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической реализации в общегосударственном масштабе.

Правоохранительная деятельность — это деятельность специально уполномоченных органов по охране конституционных прав и свобод граждан, общественных объединений, государственных учреждений и организаций путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Общесоциальная важность правоохранительной деятельности, ее многоплановость проявляются в широком диапазоне социальных функций, которые предопределяют основные направления данного вида деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Органами, на которые возложена реализация правоохранительной функции, являются суд, прокуратура, следственные подразделения, органы дознания, субъекты оперативно-розыскной деятельности, органы внутренних дел, служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, адвокатура, нотариат и другие. Организационно-правовые формы реализации функций государственной власти принято подразделять на экономические, политические, идеологические и собственно организационные. Эти формы находятся в логическом взаимодействии с правовыми и не могут быть противопоставлены друг другу. В их основе лежат экономические, политические, нравственные законы, но это ни в коей мере не исключает их правовое опосредование.

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и теории государства и права и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы, источники) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей: облеченность нормативной системы властеотношений в форму права; распространенность власти на всю территорию государства; наличие системы специальных организаций, которые осуществляют государственную власть; возможность применения государственного принуждения.

Итак, проанализировав различные подходы к понятию государственной власти, можно заключить, что под государственной властью можно понимать политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата, инструмент осуществления общеобязательной воли господствующей элиты, воли, которая в зависимости от уровня демократизма соответствует интересам тех или иных социальных слоев.

1.3 Свойства государственной власти

Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Государственная власть:

·распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

·носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

·опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

·осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

·устанавливает систему налогов;

·организует население по территориальному признаку;

·характеризуется легитимностью и легальностью.

Глава 2. Государство как носитель государственной власти

Центральное место в институциональной подсистеме занимает государство — целая система органов, структур, использующих самые разные ресурсы. Только отдельные государственные органы вправе применять насилие, обеспечивать обязательность принимаемых решений. Государство по природе своей является организацией всего общества, так или иначе, отражающей различные интересы. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от вероисповедания, политических позиций, социального положения.

Государство как средоточие власти, является необходимой предпосылкой существования любой формы политического устройства. Под «государством» понимается централизованный институт, который несет ответственность за целостность территории контролирует вооруженные силы, способен изыскивать достаточно финансовые средств для содержания военных и гражданских должностных лиц и обладает, по крайней мере, в глазах своего персонала, правом принимать властные решения. В подобной трактовке государство как институт следует оценивать в соответствии с его реальным положением — в качестве субъекта в системе государств и в самом обществе, сформированного под влиянием внутристрановых экономических, социальных и политических процессов и в свою очередь влияющего на последние.

Государство, которое уверено в способности править своей территорией, защищать и контролировать ее, принимать решения, финансировать свою деятельность, а также имеющее определенную свободу маневра можно назвать сильным. Государство же, чья способность выполнять эти задачи постоянно оспаривается какими — либо группами изнутри или извне, является слабым. Как сильные, так и слабые государства могут прибегать к репрессиям; и в тех, и в других могут существовать и авторитарные, демократические режимы, однако в слабом государстве форма политического правления постоянно находится под угрозой.

Государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические, экономические и другие методы воздействия. В тоже время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества для выполнения своих намерений. Структура власти или распределение власти фактически является разделением права на ее использование. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.

Власть в государстве имеет институализированный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей политической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако институциолизированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим государством.

Политическая элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Государство — самый древний и непреходящий институт. Партии, лоббисты, ассоциации появились на свет за последние 150-200лет. Государству -более десяти тысяч лет. Существование государства поддерживается следующими факторами. Во-первых, необходимостью территориальной целостности общества, наличия гарантий от какой-либо внешней угрозы. Во-вторых, общество вынуждено существовать как целое при большом неравенстве между людьми. Такое возможно при наличии общего авторитета, силы, которой подчиняются все. В-третьих, существование вобществе проблем, затрагивающих интересы всех его членов, порождает и адекватные структуры, которые берут на себя их решение. По силе, эффективности государства можно судить об организованности общества. Сам факт существования государства означает, что общество поднялось до признания верховной власти для себя, единого порядка для всех. Государство достаточно сильно, незыблемо, если граждан объединяет осознанный общий интерес, неприятие ими того, что разрушает основы политического порядка. Главный критерий развитости нации — устойчивость ее государственной оформленности. В свою очередь, нет развития политической власти, государственности без национального самосознания, социальной и этнической идентичности.

Нельзя не согласиться с мыслью Г. Белова о том, что осознание народом необходимости своей государственной оформленности — первая основа функционирования политики в целом. Без такой основы есть пространство только для частичной или деформированной политики и власти.

Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.

Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.

Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем, сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация — «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» — превратилась в императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.

Сказанное позволяет принять позицию тех авторов, которые исходят из того, что понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Согласно Конституции, Российская Федерация — социальное государство. Это означает, что государство, реализуя свою власть, не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Заключение

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе.

В данной курсовой работе была сделана попытка раскрыть феномен государственной власти в некоторых ее основных проявлениях, рассмотреть государство как носителя государственных властей.

Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами.

Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Список использованных источников и литературы

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009

2.Абдулаев М.И. Теория права и государства: Учебник. М.: Магистр-Пресс, 2004

3.Авакян. С.А. Практика Российской государственности. // Вестник МГУ, Сер. 18. 1997. №1. С. 23-27

.Амелин В.Н.. Власть как общественное явление. //Социально-Политические науки. 1991. №2. С. 32-34

.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. — М.; БЕК, 1997

.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. — М.: Юридическая литература. 1996

.Байтин. М.И. Государство и политическая власть. — Саратов.; 1972

.Белов Г.А. Институциональная система политической власти // Кентавр. 1995. №4. С. 62-65

.Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. 2008. N 1. С. 16-22

.Дегтярёв А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис: Политические Исследования 1996. №3. С. 33-36

.Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. // Государство и право. 1994. №7. С. 54-59

.Здравомыслов. А.Г. Социология конфликта — М.; 1996

.Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. // Социально-Политический журнал. 1994. №3-6

.Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Советское государство и право. 1989. N 3. С. 15 — 24

.Локк Дж. Власть и правовое государство // Человек в социальном мире. 2002. N 1. С. 24 — 26

.Малько А.В., Матузов Н.И. Теория права и государства: Учебник. М.: Юристъ, 2004

.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447

.Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник — М.: Маркет ДС, 2007

.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов — М.: Юстицинформ, 2008

20.Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма, 2003

21.Теория права и государства: Учебник / А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003

22.Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1995. N 8 — С. 109-115

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государ­ственную власть определяют как руководство обществом при по­мощи государственного аппарата при опоре на особые отряды во­оруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства оз­начает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в тре­тьих — организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимае­мые правительственными учреждениями постановления и прика­зы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблю­даются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной влас­ти. Большое значение имеет легитимность государственной влас­ти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой – подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

В разных обществах и государствах характер государствен- ной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других – скрытое принуждение, в третьих – организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью не исполняются, принима- емые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластии) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

3. Ответьте на вопросы:

1) На каком основании государство определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения?

2) Каков характер государственной власти в разных обществах и государствах?

3) Чем обусловлено то обстоятельство, что средства проведения государственной воли могут иметь разное сочетание? Когда в государстве имеют место атрофия государственной власти, анархия?

4. Определите тип речи текста, выделите в нем структурные элементы этого типа речи.

Работа с текстом 2

Часть 1

1. Подберите синонимы к словам слева.

аспект = … самое главное в чем-либо, суть

выдвинуть на первый план = … одновременно

содействовать = … преобладать

концентрировать = … исполнить, осуществить

сущность, суть = … сторона

доминировать = … другие

удовлетворить = … собирать

иные = … придать чему-л. важное значе-

наряду =… ние

другие

2. Прочитайте предложения, постарайтесь понять выделенные слова без словаря.

1. Нельзя упрощать это явление и сводить его как к чему-то несложному, несущественному.

2. В результате длительных переговоров стороны при- шли к компромиссу, пойдя на взаимные уступки.

3. Следователь действовал в рамках закона.

4. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в социальных группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах и т.д.

3. Подберите антонимы к данным словам и словосочетаниям.

в рамках # … другие

узкие (цели) # … за рамками

первый план # … широкие

одни # … второй план

4. Укажите, в каком значении (они даны слева) употреблены выделенные слова в предложениях.

1) создать, основать, 1. На факультете организовали

учредить студенческий научный кружок.

2) учреждение, объеди- 2. Его похвалили за организацию

нение студенческого кружка.

3) осуществить, выполнить 3. Государство – это организация

политической власти.

4. Эта общественная организация

была зарегистрирована в Министер-

стве юстиции.

5. Прочитайте глагольные и именные словосочетания. Обратите внимание на разницу в падежных формах большинства словосочетаний.

— организовать что организация чего полити-

политическую власть ческой власти

— осуществлять/осуществить что осуществление чего кон-

конкретные интересы кретных интересов

— рассматривать/рассмотреть что рассмотрение чего

сущность государства сущности государства

— обеспечивать/обеспечить что обеспечение чего

общественные интересы общественных интересов

-удовлетворять/удовлетворить что удовлетворение чего

классовые интересы классовых интересов

— сопротивляться

кто сопротивляется сопротивление кого

классы сопротивляются классов

— снять что снятие чего

сопротивление классов сопротивления классов

— подходить/подойти к чему подход к чему

к сущности государства к сущности государства

6. Прочитайте глаголы и причастия, обратите внимание на их сочетаемость.

— учитывать что? два аспекта

— служить чему? чьим-либо интересам

— определить как что? как организацию полити-

ческой власти

— используется как? в чем? в узких/широких целях

— не вызывать чего? сопротивления

— отходят куда? на что? на второй план

— доминировать в чем? в политике государства

— не сводится к чему? к классовым и общесоци-

альным началам

— содействующая чему? осуществлению интересов

— создающая что? условия

— концентрирующие что? интересы

7. Прочитайте существительные, обратите внимание на их сочетаемость.

— организация чего? — политической власти

— осуществление чего? где? — конкретных интересов

в пределах определенной

территории

— средство какое? для чего? для обеспечения интересов

господствующего класса

— удовлетворение какое? чего? — первоочередное

— интересов каких-либо

одних классов

— проблема какая? в чем? — в постоянном «снятии»

данного сопротивления

— условия какие? для чего? — для компромисса инте-

ресов

— интересы какие? кого? — религиозные, националь-

ные, расовые

различных классов и слоев

— подходы какие? к чему? к сущности государства

8. Обратите внимание на синонимичность данных конструкций.

1) …используется для обеспечения… = … используется, чтобы обеспечить…

2) …создающую условия для компромисса…= …создающую условия для того, чтобы был компромисс…

3) …удовлетворение интересов каких-либо одних классов не может не вызвать сопротивления у других классов =

…удовлетворение интересов каких-либо одних классов вызывает сопротивление у других классов

9. Прочитайте модели предложений; найдите в тексте предложения, построенные по этим моделям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция воспитателя доу детского сада
  • Окситетрациклин инъекционный инструкция по применению в ветеринарии
  • Бифидумбактерин микроген инструкция по применению во флаконах для детей
  • Инструкция по сборке прицепа к мотоблоку
  • Тенотен инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена аналоги