Руководство оэср по разрешению конфликтов интересов на государственной службе

Общая информация

Работа по противодействию коррупции

Оценочный механизм

ОЭСР – международная организация, созданная в 1961 году для развития международной торговли и стимулирования экономического прогресса. Деятельность ОЭСР затрагивает широкий круг вопросов, в том числе финансы, экономическое развитие, здравоохранение, налогообложение, миграцию, защиту окружающей среды и т.д. По ряду направлений своей деятельности, включая антикоррупционную тематику, ОЭСР инициировала подписание международных соглашений, к которым могут присоединяться как страны-участницы ОЭСР, так и иные государства.

Членами ОЭСР являются 38 стран. Россия на данный момент в их число не входит.

Руководство организацией осуществляет генеральный секретарь, который избирается на пять лет с возможностью переизбрания. В настоящий момент должность генерального секретаря занимает Матиас Корманн (Австралия). Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.

Работа ОЭСР по противодействию коррупции строится, в первую очередь, вокруг имплементации Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Конвенция была принята в 1997 году. На данный момент ее ратифицировали 38 стран-участниц ОЭСР и 6 стран, не входящих в организацию, в том числе и Россия (2012 г).

Конвенция изначально направлена на противодействие одной из коррупционных практик – подкупу иностранными компаниями должностных лиц других стран в целях получения конкурентных преимуществ. Вместе с тем, ее реализация предполагает внедрение ряда механизмов, воздействие которых выходит далеко за пределы узкой сферы, обозначенной в названии. В дополнение к Конвенции ОЭСР были приняты рекомендации по ее применению, которые зачастую существенно расширяют ее содержание. 

В целях обсуждения хода реализации Конвенции была создана Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении международных коммерческих сделок. Встречи группы проходят четыре раза в год.

Наряду с деятельностью, направленной на имплементацию Конвенции, ОЭСР реализует множество иных проектов по антикоррупционной тематике. На сегодняшний день ОЭСР является одним из крупнейших международных аналитических центров по вопросам противодействия коррупции. В частности, ОЭСР регулярно публикует собственные аналитические материалы по таким темам, как внедрение стандартов поведения и регулирование конфликта интересов, противодействие коррупции в госзакупках, регулирование лоббизма и т.д.

На сайте ОЭСР есть отдельный раздел, посвященный противодействию коррупции. Он содержит текст Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сведения о ее реализации отдельными странами, а также многочисленные рекомендации, руководства, пособия, иные публикации ОЭСР, информацию о мероприятиях, проводимых с участием ОЭСР.

ОЭСР проводит регулярный мониторинг имплементации Конвенции странами-участницами. Мониторинг разбит на четыре фазы: в ходе первой фазы анализируется содержание соответствующего законодательства страны, в ходе второй — эффективность применения этого законодательства на практике, в ходе третьей фазы рассматривается обеспечение выполнения Конвенции, рекомендаций по ее имплементации и неисполненные рекомендации, данные в ходе второй фазы, в ходе четвертой — правоприменение и сквозные вопросы, учитывающие потребности конкретных стран, и неисполненные рекомендации, данные в ходе третьей фазы.

Для проведения мониторинга из числа стран, ратифицировавших Конвенцию, по жребию выбираются две страны-оценщицы, которые анализируют соответствующее законодательство и документы, а также направляют своих экспертов для проведения рабочих встреч с представителями профильных ведомств оцениваемой страны.

По итогам каждой фазы оценки составляется отдельный отчет, содержащий, в числе прочего, рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Все отчеты можно посмотреть здесь.

Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сопутствующие документы

Конвенция ОЭСР устанавливает имеющие обязательную юридическую силу требования по криминализации подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и предоставляет множество сопутствующих мер по их эффективной реализации. Данная Конвенция  — первый и единственный международный антикоррупционный инструмент, ставящий в центр внимания «предлагающую сторону» взяточничества.

Пересмотренные рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

Пересмотренные рекомендации были приняты 26 ноября 2021 года. Их целью стало расширение возможностей стран-участниц Конвенции по предупреждению, выявлению и расследованию заявлений о подкупе иностранных должностных лиц. В Рекомендациях представлены дополнения и комментарии к толкованию и надлежащим способам применения на практике отдельных статей Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Руководство по лучшим практикам внутреннего контроля, этики и комплаенса

Настоящее Руководство подготовлено с целью оказания помощи компаниям при разработке и обеспечении эффективности реализации программ внутреннего контроля, этики и комплаенса или при принятии мер, направленных на предупреждение и выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также бизнес-организациям и профессиональным ассоциациям, которые играют важную роль в содействии принятию компаниями таких мер.

Руководство является гибким и должно быть самостоятельно адаптировано компаниями с учетом своих индивидуальных особенностей, в том числе размера, типа, организационной структуры и сферы ведения бизнеса, а также юрисдикции и иных базовых правовых принципов, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность.

Пересмотренные Рекомендации ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении официальной поддержки экспортных кредитов

Пересмотренные рекомендации, принятые в 2019 году, устанавливают основные принципы по противодействию коррупции при предоставлении экспортных кредитов, включая скрининг таких операций, проверку добросовестности вовлеченных сторон, оценку полученных результатов и принятие на ее основе соответствующего решения о предоставлении экспортной поддержки.

Рекомендации Совета по налоговым мерам по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

Рекомендации построены вокруг темы пресечения возможности получения взяток иностранными должностными лицам посредством принятия законодательных или любых других обязательных мер, позволяющих запретить применение налоговых вычетов к коррупционным доходам должностных лиц, а также мер по упрощению для налоговых органов порядка информирования правоохранительных органов о подозрениях на наличие фактов подкупа иностранных должностных лиц.

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий

В Руководстве представлены принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в глобальном контексте в соответствии с применимыми законами и международно-признанными стандартами. Документ является единственным согласованным на многосторонней основе и всеобъемлющим кодексом ответственного делового поведения, который обязались продвигать правительства стран-участниц.

Официальный сайт ОЭСР

Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, находится здесь.

Электронная библиотека ОЭСР

Сайт, на котором собраны все публикации ОЭСР. Отдельного раздела с публикациями по антикоррупционной тематике не предусмотрено, искать документы в общей базе можно по ключевым словам (например, corruption, integrity, ethics, etc.).

Официальный сайт ОЭСР в России

Сайт посвящен деятельности Российской Федерации в качестве члена ОЭСР и содержит информацию об основных событиях, связанных с участием России в данной международной организации, в том числе в части противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

Руководство ОЭСР по регулированию конфликта интересов на государственной службе

В Руководстве определен набор основных принципов и стандартов для разработки и реализации политики по регулированию конфликтов интересов.

Принципы ОЭСР по обеспечению прозрачности и неподкупности лоббистской деятельности

Принципы предоставляют лицам, ответственным за принятие государственных решений, указания и рекомендации по обеспечению прозрачности и неподкупности при осуществлении лоббистской деятельности.

Руководство ОЭСР по проверке добросовестности ведения бизнеса

Руководство ОЭСР по проверке добросовестности (due diligence) ведения бизнеса призвано оказать практическую поддержку предприятиям при реализации Руководящих принципов ОЭСР для многонациональных предприятий, предоставляя понятные пояснения к рекомендациям по проверке добросовестности. Реализация этих рекомендаций может помочь предприятиям избежать или минимизировать неблагоприятные последствия, связанные с проводимыми ими операциями, существующими цепочками поставок и другими деловыми отношениями. Руководство включает дополнительные пояснения, советы и показательные примеры по проверке добросовестности.

Конфликт интересов — ситуация, с которой сталкиваются как сотрудники частного бизнеса, так и государственных органов и корпораций. Законодательство и внутренние нормативные документы требуют, чтобы такие конфликты были урегулированы. Иначе они могут нанести ущерб компании, гражданам или государству. 

Содержание

  • Статьи федерального закона
  • Виды конфликта интересов
    • Конфликт интересов у госслужащих
    • Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)
  • Причина конфликта интересов
    • Личная заинтересованность
    • Получение выгоды
    • Наличие полномочий
  • Типовые ситуации конфликта интересов
    • На гражданской службе
    • На государственной службе
    • В частном бизнесе
  • Как уведомить о конфликте интересов
    • Для государственных служащих
    • Для сотрудников бизнеса
  • Как происходит урегулирование конфликта интересов
    • Для государственных служащих
    • Для сотрудников бизнеса
  • Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
  • Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
  • Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов

focus-api

Статьи федерального закона

Конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий. Такое определение закреплено в п. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Аналогичное определение и на гражданской службе (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Иными словами — это противоречие личных целей должностного лица с интересами организации или государственного органа, где человек занимает определенную должность.

Пример

Руководителю отдела маркетинга Петрову В.В. была поставлена задача — разработать фирменный стиль и логотип компании для повышения узнаваемости бренда. Петров обращается в брендинговое агентства своего брата.

У Петрова есть личная заинтересованность — его родственник получит дополнительный доход от выполнения заказа. Однако компания, где работает Петров В.В., может понести убытки, так как руководитель отдела маркетинга не проанализировал цены и качество услуг других агентств.

Важно! Конфликт интересов — это не преступление. Противоправным деянием будет нанесение ущерба организации, гражданам, субъекту РФ или государству.

Например, Петров В.В. из примера выше выбрал брендинговое агентство своего брата потому, что у него низкие цены и много положительных отзывов. Компания только выиграет от такого сотрудничества.

Виды конфликта интересов

Конфликт делят на две категории в зависимости от того, в какой сфере он возник: в частном бизнесе или на государственной службе. От этого меняется процедура его выявления и урегулирования.

Конфликт интересов у госслужащих

Конфликт интересов на государственной службе — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Возникает риск причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ и государства в целом.

Пример

Налоговый инспектор Васильева Д.А. проводит выездную налоговую проверку ООО «Башня» — компании ее брата. В результате проверки был обнаружен факт неуплаты налога на прибыль.

Однако Васильева Д.А. умолчала о данном нарушении, так как за это ее брату грозила налоговая и уголовная ответственность. Пострадали региональный и федеральный бюджеты, которые лишились части налога на прибыль.

На государственной службе конфликт интересов часто связан с иными противоправными деяниями, например, превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получением взятки (ст. 290 УК РФ), служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) и так далее.

Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)

Конфликт интересов в бизнесе возникает при заключении сделок, в которых заинтересована не организация, а лицо, принимающее решение. Они так и называются — сделки с заинтересованностью (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Ущерб может быть нанесен не только самой компании, но и ее учредителям и акционерам. Часто причиной совершения такой сделки становится коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Пример

Иванов И.И. — контролирующее лицо АО «Парабола», владеет 51 % акций компании. Он дал директору распоряжение на совершение сделки по продаже крупной партии товаров по себестоимости компании его супруги. Из-за недополучения прибыли пострадает и сама «Парабола», и ее акционеры.

По закону не все сделки, имеющие признаки заинтересованности, относятся к таковым. Исключениями являются следующие ситуации (п. 7 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 2 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):

  • сделки, совершенные лицом, владеющим 100 % акций и одновременно являющимся руководителем организации;
  • сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, при условии, что компания неоднократно в течение длительного времени проводила аналогичные сделки;
  • сделки, заключаемые на открытых торгах, если условия проведения торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
  • операции совершенные во время реорганизации путем слияния или присоединения;
  • выкуп обществом собственных акций или покупка собственных облигаций;
  • размещение облигаций путем подписки, доступных неограниченному кругу лиц;
  • размещение акций общества и эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
  • сделки, в которых заинтересованы все учредители и акционеры;
  • сделки, сумма которых не превышает 0,1 % от балансовой стоимости всех активов компании и так далее.

Причина конфликта интересов

Возникновение конфликта интересов обусловлено рядом причин, о которых мы расскажем далее.

Личная заинтересованность

Личная заинтересованность — это возможность должностного лица или связанных с ним лиц извлечь выгоды при принятии какого-либо решения. Выгода — это доходы в виде денег, имущества, имущественных прав, встречного оказания услуг и так далее (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). 

Важно! Связанные лица — это не только родственники, но даже люди и организации, с которыми должностное лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Пример

Представитель пожарной инспекции не выписывает штраф компании своего одноклассника за встречную услугу — постройку гаража. У инспектора есть личная заинтересованность не наказывать родственника.

Получение выгоды

Получение выгоды прямо следует из личной заинтересованности. Конфликт возникает только там, где сотрудник, служащий или связанные с ним лица могут получить деньги, имущество, встречное исполнение услуг и так далее. 

Пример

Руководитель отдела закупок компании «Альфа» и директор компании «Бета» — родственники. При выборе потенциального поставщика, руководитель отдела закупок «Альфы» лоббирует интересы компании «Бета». Он не получает от родственника вознаграждение, но помогает ему получить  прибыль за счет своей компании. В этом и заключается «иная личная заинтересованность». При этом нередки случаи, когда за такую помощь влиятельный родственник получает какое-либо вознаграждение.

Наличие полномочий

Конфликт интересов возникает только в том случае, если у одной из сторон есть достаточно полномочий для принятия того или иного решения.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта должны:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка РФ;
  • работники госкорпораций и публично-правовых компаний;
  • работники ПФР, ФСС, ФФОМС и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании Федеральных законов;
  • лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • работники, занимающие должности по перечням, установленными федеральными государственными органами;
  • иные категории лиц в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

В бизнесе конфликт интересов выражается в виде заинтересованности сотрудника совершить ту или иную сделку. О них обязаны сообщать: (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):

  • члены совета директоров (наблюдательного совета);
  • единоличный исполнительный орган;
  • контролирующие лица;
  • лица, имеющие право давать обществу обязательные указания.

Кроме того, организация во внутренних документах может расширить перечень лиц, которые обязаны сообщать о заинтересованности.

Важно! Для признания заинтересованности вышеперечисленные лица, их родственники или подконтрольные им организации должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке с заинтересованностью.

Типовые ситуации конфликта интересов

Разберем несколько примеров конфликта интересов в сфере государственной службы и бизнеса.

Важно! Подробный Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на госслужбе приведен в Информации Минтруда РФ от 19.10.2012 года. Кроме того, Минтруд РФ периодически публикует Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов.

focus-api

На гражданской службе

Должностное лицо органа власти принимает решение о выделении бюджетных ассигнований организациям, где учредителями являлись родственники должностного лица.

Начальник отдела госзакупок федерального органа узнал, что в одной из закупок будет принимать участие организация, где работает его супруга. При личной беседе с женой он предложил ей обратиться к директору организации-участника с предложением дать взятку для победы в конкурсе. С целью сокрытия факта коррупции сумму взятки выплатили жене в виде премии.

Руководитель структурного подразделения госоргана состоит в близком родстве со специалистом, работающим в этом же подразделении. Было выявлено, что руководитель неоднократно премировал данного специалиста.

Руководитель государственного органа принимает на вакантную должность своего родственника, необоснованно отметая другие кандидатуры.

Работник государственного органа отвечает за приемку товаров и услуг. Поставку осуществляет организация, которая ранее предоставила этому лицу значительную скидку на свою продукцию в магазине.

Начальник финансово-экономического отдела органа власти получает от своих подчиненных дорогостоящий подарок за несколько дней до представления к премированию.

На государственной службе

Оперуполномоченный по особо важным делам обнаружил в машине иностранной гражданки охотничьи патроны. Было возбуждено уголовное дело. В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что абонентский номер лица, у которого иностранная гражданка купила патроны, зарегистрирован на жену служащего. Имея доступ к материалам уголовного дела, он внес изменения в объяснительную гражданки и изменил абонентский номер.

Строительная компания построила для прокурора дом, предоставив при этом большую скидку. После этого прокурор вышел на проверку деятельности компании и умолчал о части нарушений.

В частном бизнесе

Генеральный директор ООО «Аврора» заключает договор беспроцентного займа с ООО «Браво», где работает его супруга. 

Руководитель отдела закупок заключает договор со снабжающей организацией по завышенным ценам на условиях «кэшбэка».

focus-api

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок уведомления о конфликте отличается у государственных служащих и сотрудников организаций. Поэтому далее рассмотрим эти ситуации отдельно.

Для государственных служащих

Госслужащий обязан уведомить своего нанимателя сразу, как только ему стало известно о возникшем конфликте интересов (п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Порядок и форму уведомления определяет работодатель.

Например, в ФНС форма и порядок уведомления о возникновении конфликта интересов утверждены Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 № ММВ-7-4/250@, в Минфине — Приказом Минфина РФ от 07.04.2020 № 57н, в Минобороны — Приказом Минобороны РФ от 02.06.2016 № 320.

Приказы также утверждают порядки подачи уведомления: каким способом предоставляют уведомление, на чье имя подают, в какие сроки рассматривают и так далее.

Госслужащий может составить уведомление в произвольной форме. Главное отразить следующую информацию:

  • ФИО и должность руководителя госоргана или его заместителя;
  • ФИО и должность подателя уведомления;
  • описание ситуации, которая привела или может привести к конфликту интересов;
  • меры, которые служащий может предложить или уже предпринял для устранения конфликта интересов;
  • намерен ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта;
  • дату и подпись подателя уведомления.

К уведомлению прикладывают документы, подтверждающие изложенную информацию.

Важно! Если у госслужащего имеются хоть малейшие сомнения о наличии конфликта интересов, рекомендуется направлять уведомление. Так как если в дальнейшем будет установлено, что конфликт все таки был, а служащий об это не уведомил, то к нему могут применить наказание в виде увольнения (п. 3.2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Сотрудник может подать уведомление лично или направить почтой с уведомлением о вручении и описью вложений. Если госслужащий сдает документ лично, то сотрудник, принимающий уведомление, должен его зарегистрировать и сделать отметку о принятии на копии.

Для сотрудников бизнеса

Как мы писали выше, некоторые категории лиц обязаны уведомлять общество о совершении сделок с заинтересованностью. Сделать это нужно не позднее чем за 15 дней до даты совершения такой сделки, если Уставом не предусмотрен другой срок (п. 3 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Заинтересованное лицо направляет уведомление организации, которая затем рассылает его всем не заинтересованным в сделке участникам. При наличии совета директоров и правления уведомление направляется и им.

Для АО рекомендуемая форма и порядок уведомления утверждены Указаниями Банка России от 03.04.2017 № 4338-У.  ООО разрабатывают форму самостоятельно. В уведомлении заинтересованное лицо должно раскрыть информацию, предусмотренную п. 2 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ:

  • о подконтрольных ему юрлицах;
  • о юрлицах, где он занимает должность в органах управления;
  • о родственниках, из-за которых возник конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях;
  • об известных, совершаемых и предполагаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным;
  • о лицах, являющихся сторонами сделки с заинтересованностью, выгодоприобретателях, цене, предмете и иных существенных условиях.

Как происходит урегулирование конфликта интересов 

У госслужащих процедура урегулирования конфликта интересов строго регламентирована. А вот у бизнеса этот процесс более гибкий.

Для государственных служащих

У государственных служащих порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов закреплен в:

  • ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • Указе Президента РФ от 22.12.2015 № 650;
  • Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Уведомление служащего о конфликте интересов рассматривает комиссия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На практике такую комиссию организуют на базе кадровой службы. 

В состав комиссии включают: председателя, его заместителя, секретаря и членов. В федеральных органах власти состав комиссии шире, в нее включают:

  • председателя комиссии в лице руководителя госоргана;
  • секретаря комиссии в лице руководителя подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • членов комиссии в лице служащих из других подразделений госоргана;
  • представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;
  • представителей научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность связана с государственной службой.

После предварительного рассмотрения материалов комиссия составляет мотивированное заключение. Его вместе с уведомление и другими документами передают председателю комиссии в течение:

  • 45 дней — если при рассмотрении уведомления комиссия направляла запросы;
  • 7 дней — если запросы не направлялись.

После этого председатель комиссии в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления документов председателю.

Комиссия выносит одно из решений:

  • о признании наличия личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации госслужащему или его руководителю о мерах, которые нужно предпринять;
  • о несоблюдении госслужащим требований об урегулировании конфликта интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации о применении к сотруднику мер ответственности;
  • об отсутствии конфликта интересов.

Меры по урегулированию конфликта принимает сам госслужащий или его руководитель (п. 4, 5, 7 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Меры, принимаемые сотрудником Меры, принимаемые представителем нанимателя

Самоотвод

Отказ от выгод, которые могут стать причиной конфликта интересов

Передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление

Перевод служащего на другую должность или в другое подразделение

Изменение должностных (служебных) обязанностей

Отстранение служащего от работы с сохранением заработной платы на период до разрешения конфликта

Для сотрудников бизнеса

Заинтересованное в сделке лицо обязано о ней уведомить общество, но получать согласие на ее совершение не обязательно. Однако некоторые лица в компании могут этого потребовать. 

Согласие дает Совет директоров или общее собрание участников (акционеров). Для этого заинтересованному лицу нужно собрать большинство голосов.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

В первую очередь урегулирование конфликта интересов снижает риск нанесения ущерба компании, обществу, субъекту РФ или государству в целом. Это превентивный метод борьбы с такими правонарушениями, как коррупция.

Кроме того, за отказ от урегулирования и предотвращения конфликта интересов гражданский служащий и представитель его нанимателя, если ему стало известно о таком конфликте, несут ответственность в виде увольнения (п. 3.2, 4.1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В бизнесе урегулирование конфликта интересов в первую очередь необходимо самой компании и ее учредителям. Уведомление о наличии заинтересованности поможет другим участникам определить, в чьих интересах и насколько добросовестно действует заинтересованное в сделке лицо.

Важно! Если лицо совершит сделку с заинтересованностью и не уведомит об этом других участников общества, его могут привлечь к ответственности за нанесенный компании ущерб.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

В малом и среднем предпринимательстве (МСП), где нет акционеров и большего количества учредителей, конфликт интересов также возникает, но уже на уровне рядовых сотрудников.

Пример

Менеджер по продажам может предоставлять покупателю огромную скидку не для того, чтобы продать дополнительную партию или наладить отношения, а чтобы забрать разницу между реальной и номинальной ценой себе «в карман».

Поэтому даже на уровне МСП стоит разработать положение о конфликте интересов, где будет зафиксировано:

  • что такое конфликт интересов;
  • кто обязан отчитываться о сделках с заинтересованностью;
  • как уведомлять руководителя о таких сделках;
  • какие мероприятия провести для урегулирования конфликта;
  • кто отвечает за рассмотрение уведомлений и выдачу рекомендаций для урегулирования конфликта;
  • какое наказание предусмотрено за неуведомление о личной заинтересованности.

Такой подход повышает эффективность работы компании. Сотрудники понимают возможную ответственность и поэтому не ставят личную заинтересованность во вред интересам бизнеса.

Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов

Автоматическая проверка  контрагентов с помощью API Контур.Фокуса позволяет снизить риски в работе с клиентами и поставщиками. Например, выявить конфликт интересов с участниками тендера можно еще на этапе подачи заявок. Возможности сервиса позволяет составить полное досье на претендентов: включая состав учредителей и группу компаний, куда она входит, а также выявить возможные прямые и косвенные связи с вашими сотрудниками. Например,  можно сформировать список ИНН сотрудников и их родственников. Если на ручное выявление связей по открытым источникам уйдет несколько часов, то возможности API Контур.Фокуса ускоряет этот процесс до минуты. Это высвобождает время на выявление взаимосвязей участников конкурса с ключевыми сотрудниками, которые задействованы в принятии решений по тендеру. 

focus-api

Обзор

Введение

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ[1], а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего, его родственников. В связи с чем в настоящем обзоре для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего».

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

В настоящем обзоре рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных «областей регулирования»: приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.

Кроме того, при определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что  функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Для целей настоящего обзора осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

осуществление государственного надзора и контроля;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;

подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;

проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», в соответствии  с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ, распространяются на иные виды государственной службы.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространены на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В связи с вышеизложенным представляется, что в основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

 Причем, непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Применение мер по предотвращению  конфликта  интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:

использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (при  наличии основания, установленного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3  Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению   конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить  наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить  профилактическое воздействие.

Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Мониторинг практики рассмотрения случаев конфликта интересов на государственной службе, проводимый Минздравсоцразвития России в 2011 г., а также анализ информации о деятельности  комиссий показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего; выполнение последним иной оплачиваемой работы, владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования

  1. 1.                Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

1.1.               Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

—       государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

—       государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем  не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

  1. 2.     Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

2.1.               Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации,  на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

Следует указать, что по иным видам государственной службы установлен более жесткий запрет на осуществление иной оплачиваемой работы. Так, в частности, сотруднику органов внутренних дел запрещается работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2.2.               Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

— услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;

— государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

— организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3.              Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.4.              Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

2.5.              Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.

  1. 3.     Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1.               Описание ситуации

Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи  государственным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 12.3 Федерального закона № 273-ФЗ. Статья 12.3 устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для государственных служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различных видов государственной службы (для гражданской службы – часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ). Такие предписания являются общим для всех государственных служащих запретом, связанным с государственной службой.

В то же время в статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в  свою очередь предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного закона, предусмотренная обязанность государственного служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда государственному служащему стало известно о возможности такого конфликта.

3.2.               Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, вкоторых сам государственный служащий, его родственники или иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

  1. 4.     Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

4.1.               Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего,  получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

— указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

— до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Комментарий

Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

4.2.               Описание ситуации

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные,  государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные,  государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

4.3.               Описание ситуации

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

  1. 5.     Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1.              Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства.

5.2.              Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

5.3.              Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

5.4.              Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

  1. 6.     Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1.              Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Комментарий

Государственный служащий, поступивший на государственную службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

6.2.               Описание ситуации

Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.

С трудоустройством бывших государственных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

— бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором  государственный служащий ранее замещал должность;

— бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

— государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.

7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных запретов

7.1.              Описание ситуации

Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

7.2.              Описание ситуации

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если государственный служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих  в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

7.3.              Описание ситуации

Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.

7.4.              Описание ситуации

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

 


[1] Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство рба порядок учета документов входящих в состав библиотечного фонда
  • Philips fr 994 инструкция на русском
  • Delta plc руководство
  • Должностная инструкция сборщика изделий из древесины
  • Целекоксиб вертекс таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги