Руководство ораторское искусство

Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», которые научат захватывающе и убедительно выступать перед публикой.

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Виктория Шилкина

Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

24 мая, 2018

ораторское мастерство

Риторика – это ораторское мастерство, искусство публичной речи. Если вы думаете, что оно кануло в Лету вместе с античной цивилизацией, вы заблуждаетесь. Стив Джобс вошел в историю не только как лидер корпорации, создающей передовые мировые технологии, но и как блестящий оратор. На его выступления люди приезжали из других стран, чтобы услышать его еще раз, преодолевали континенты. В 2009 сообщение, что Джобс не будет присутствовать на ежегодном мероприятии бостонской компании Macworld Expo, привело к публичным беспорядкам.

Чтобы деловой разговор состоялся, недостаточно знать лексику, грамматику,

стилистику этого типа общения, хотя они важны. Если вы предприниматель, который заботится о будущем своей компании и планирует развивать ее, нужно научиться использовать свою речь таким образом, чтобы без труда заинтересовывать собеседников и склонять их на свою сторону. Мог ли хоть один человек отказать Стиву Джобсу?

Читайте нашу статью, и вы узнаете, как настроить деловую коммуникацию с сотрудниками отдела, партнерами по бизнесу и покупателями. Наш материал поможет вам справиться с волнением перед выступлением, расскажет о приемах «белой» и «черной» риторики, предоставит эффективные упражнения для развития речевых навыков.

Ораторское мастерство риторики: почему руководитель компании должен владеть искусством публичного выступления и развивать свою речь

Устное выступление перед аудиторией – неотъемлемая часть деловой коммуникации. Роль говорящего сложно переоценить. От того, насколько люди доверяют и симпатизируют оратору, зависит успех торговых сделок, обстановка в коллективе, отношения с фирмами-партнерами.

Самые выгодные контракты заключают, когда главный менеджер или начальник отдела продаж грамотно аргументируют свою позицию по поводу цены, условий и сроках поставки, качества товара, дополнительных услуг, возможных скидок.

ораторское искусство упражнения


Виды публичных выступлений по форме и особенности каждого из них

К устной публичной речи относится:

  • Приветственная. Посвящена торжественным или памятным событиям: открытие конференции, встреча зарубежных коллег, юбилей компании, поздравление прекрасной половины коллектива с Международным женским днем. Она эмоционально-окрашена. Ее цель – воодушевить слушателей, задать нужное настроение. Обычно содержит 4 этапа: обращение к публике, краткая характеристика события, обсуждение достижений и перспектив, пожелания на будущее.
  • Информационная. Часто применяется для внутриколлективных совещаний и собраний. Оратор делится актуальными новостями, сообщает, как распределена нагрузка, отмечает главные и второстепенные задачи сотрудников.
  • Торговая. Это реклама в том или ином виде. Цель говорящего – ярко охарактеризовать продукт, выделить 2-3 главных качества, подчеркнуть уникальность и сообщить потенциальному покупателю о гарантированных и возможных выгодах. Перед подготовкой выступающий анализирует систему мотивов потребителя, продумывает, на каких эмоциях лучше «сыграть», как привлечь и не потерять внимание слушателей. Обычно высказывание имеет форму доброжелательного совета, но есть и другие варианты. В разных формах повторяются главные доводы в пользу покупки.

ораторское мастерство риторика

  • Доклад на заседании или собрании.Это развернутое сообщение. Его цель – сформировать у аудитории определенное мнение по какому-либо вопросу, обозначить перспективы, нюансы, проблемные точки и пути разрешения. Часто предлагается краткий анализ обстановки. Руководитель может докладывать о результатах работы компании за определенный период времени.

публичная речь ораторское искусство

К диалогическим видам устных публичных выступлений относится:

  • Интервью.
  • Переговоры.
  • Дискуссии.
  • Совещания.
  • Пресс-конференции.

Причины страха перед публичными выступлениями

По статистике 9 из 10 человек страдают глоссофобией. Ученые установили, что количество адреналина, которое поступает в кровь, когда человек начинает выступать перед аудиторией, сравнимо с ощущениями перед прыжком с парашютом. Адреналин – союзник, но когда его слишком много парализуется память, стопорится речь, появляется нервная жестикуляция.

Все это не идет на пользу оратору. Публичное выступление наш организм приравнивает к смертельной опасности: необходимость произнести короткое сообщение перед аудиторией сравнимо с балансированием на краю небоскреба.

Существует две главных причины такой реакции:

  • Биологическая.Для животных изгнание приравнивается к смерти: одиночки голодают, мерзнут, не могут продолжить род. В нас живет животный инстинкт. Мы боимся отбиться от «стаи», выпасть из коллектива. Когда человек оказывается один на сцене, он неосознанно противопоставляет себя и слушателей, ощущает свое одиночество и отвергнутость.
  • Психологическая.Если в зале присутствуют значимые для вас лица, нам сложнее сконцентрироваться. Это может быть начальник или девушка из соседнего отдела, которая давно вам нравится. Бессознательное я автоматически связывает понятие внутренней цензуры с одобрением важных для нас людей: в детстве с родительским, во взрослом возрасте с благосклонностью руководителя или наставника. Нам кажется, что они имеют «казнить и миловать».

ораторское мастерство риторика

Основа успешного выступления – избавление от «первобытных» психологических атавизмов и детских комплексов. Если вы думаете, что лучше всего сделать это, приняв успокоительное, вы заблуждаетесь. Любые таблетки, в том числе популярная валериана, тормозят деятельность головного мозга, подавляют ее. Слушатели не заметят, что вы стали меньше волноваться, а вот замедленная реакция и вялая речь точно бросятся им в глаза.

Алкоголь ч качестве успокоительного также не стоит использовать. Это не только опасно для здоровья и неуважительно по отношению к аудитории, но и бесполезно. При интенсивном говорении, соединившись с адреналином, стимулирующие вещества быстро выветриваются и происходит обратный эффект: человек становится вялым, раздражительным и подавленным.

Сосредоточьтесь на своей цели. Вспомните, сколько раз в жизни срывались свидания с симпатичными вам людьми из-за боязни отказа, сколько интересных моментов вы не пережили, потому что побоялись чего-то, и поймите, что действие всегда лучше бездействия.

виды публичных выступлений

Если этот метод не помогает, вспомните, как профессор Люпин из третьей части «Гарри Поттера» учил школьников бороться с боггартом – существом, которое превращалось в то, чего больше всего боялся каждый ученик. Ценители творчества Джоан Роулинг вспомнят профессора зельеварения в костюме бабушки, а остальным понравится метод. Страшное нужно превратить в смешное, и волнение уйдет.

Это решение в разных формах предлагают многие авторы популярной литературы по технике публичных выступлений. Одни советуют раздеть аудиторию, другие представить на месте зрителей пушистых белых зайчиков или любых других милых зверюшек. Использовать первый способ мы не рекомендуем: обнажение всегда связано с чувством неловкости, а оно вам точно не помощник. Кроме того, активизируются центры головного мозга, отвечающие за продолжение рода, поскольку, так или иначе, голые люди ассоциируются с сексом, но никак не с презентацией продукта компании.

Вариант с животными возможен, если у вас хорошая фантазия. Но самый простой способ – рассмотрите людей, которые сидят перед вами. Поймите, что им меньше всего хочется запугать или унизить вас. Они с вами, а не против вас.

особенности публичного выступления

Не бойтесь зрителей. Представьте, что вы школьный учитель и перед вами пятиклассники на перемене. Один пытается привлечь внимание одноклассницы, дергая ее за косички, другой жует булку, третий делает бумажный самолетик, четвертый завис и уставился в окно. В них нет ничего страшного, они милые и смешные. Когда звонок прозвенит, и вы начнете урок, они оставят свои дела и будут внимательно вас слушать, но лишь до тех пор, пока вы сможете удержать их внимание.

Взрослые, которые сидят перед вами, ничем не отличаются от детей. Понаблюдайте за ними, подметьте смешные моменты, посмотрите, кто во что одет, кто как сидит. Поймите, что ваша позиция «учителя» выигрышная. Вы можете управлять аудиторией: заставлять людей удивляться, смеяться, огорчаться, делать выводы. Используйте свое преимущество.

страх перед публичным выступлением


Искусство ораторской речи: упражнения, помогающий побороть страх

  1. Если дрожат колени или руки, представьте, что они покрыты каплями воды, которые вам нужно стряхнуть. Сделайте пару характерных движений.
  2. Порепетируйте заранее, как вы будете стоять. Ваша основная позиция – ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони развернуты на публику. Ведущая нога на пол ступни впереди. Мысленно тяните себя вверх.
  3. Пригласите человека, с которым вы будете чувствовать себя комфортно: жену или мужа, близкого друга или лучшую подругу, сестру. Того, кто не будет вас оценивать, а только поддерживать. Выходя к зрителям, представьте, что вы рассказываете для него одного.
  4. Из-за волнения публичные речи всегда произносятся очень быстро: вам кажется, что вы говорите в среднем темпе, но у слушателей сложится впечатление, что вы тараторите. Чтобы избежать этого, намеренно замедляйте свою речь в течение часа перед выступлением. Так вы нормализуете темп.

искусство публичного выступления

И помните, залог успешного мероприятия – тщательная подготовка к нему. Репетируйте жесты, позы и, конечно, сам доклад. Когда вы выучите то, что нужно сказать, наизусть, будет гораздо проще отступить от намеченного плана – пошутить, обратиться к зрителям, более подробно разобрать какой-то вопрос. Уверенность в том, что вы в любой момент сможете вернуться к намеченному плану, поможет справиться с волнением.


Полезные рекомендации

  • Многие специалисты советуют искренне признаться в своем страхе. В деловом общении это недопустимо.
  • Если вы не знаете правильного ответа на вопрос, переадресуйте его аудитории и вместе разберите возможные варианты. Формула «я не знаю» – плохой союзник.
  • Не увлекайтесь указательными жестами. Лучшая жестикуляция та, что сливается с содержанием речи. Движение ваших рук не должно отвлекать слушателей от смысла сказанного.
  • Меняйте позы, но расхаживать по помещению из стороны в сторону не надо.

особенности мастерства публичного выступления


Развитие ораторского искусства: основы мастерства создания речей, меняющих обстановку в коллективе

  • Определитесь, какой цели вы хотите добиться своим выступлением: сообщить что-то или заставить аудиторию изменить свою точку зрения, сделать то, что вам хочется. Эти цели могут синтезироваться, но вы должны заранее подумать, какой реакции хотите добиться и выбирать приемы, исходя из этого.
  • Оцените слушателей: насколько они образованы, в какой сфере, гуманитарной или технической подкованы лучше, какие у них интересы. Важны пол и возраст. Молодежная аудитория тонко чувствует лесть, негативно воспринимает намеки на их некомпетентность, им претят заигрывания и сюсюкания. Будьте готовы к обсуждению острых вопросов, болезненных тем. Слушатели с высоким уровнем научной подготовки плохо воспринимают ораторов, которые не могут предложить им ничего нового: инновационных технологий, свежих взглядов и подходов к решению проблемы. Всегда легче говорить с однородной аудиторией: студенты, врачи, либералы. Вам будет проще предсказать их реакцию. Если состав публики разнороден, адресовывайте отдельные фрагменты речи конкретным группам. Заранее решите, что скажите отдельным, важным персонам.
  • Выясните, сколько человек придет вас послушать. Чем больше, тем проще будет управлять эмоциональным фоном: толпа делит высказывания на черное и белое, склонна к обезличиванию, инертна. Вам следует говорить просто, образно, использовать средства наглядности. Если вы выступаете перед узким кругом людей, важна предварительная подготовка: подумайте, как будет реагировать на ваши речи каждый из слушателей, подготовьте «прицельные фрагменты», рассчитанные на конкретных людей.

ораторское мастерство как искусство

  • Используйте знания проксемики – науки о временной и пространственной организации общения. Если вы будете сидеть за общим столом, как на конференциях, то следует соблюдать субординацию и говорить официальным языком. Будьте готовы к конфронтации, противостоянию мнений. Аудиторное размещение отделяет оратора от слушателей, затрудняет обратную связь, предполагает большое число участников. Размещение «подковой» дает хорошие возможности контроля, обеспечивает визуальный контакт.
  • Выясните, после кого вы будете выступать. Чтобы ваша речь дала нужный эффект, она должна быть интересней и образней предыдущей.

Эффективные методы убеждения

  • упоминание авторитетов и отсылки к ним;
  • образные сравнения из области, хорошо знакомой слушателям: среди кинокритиков – из фильмов, среди врачей – из медицинской практики.
  • опрос – попросите слушателей поделиться их мнением;
  • условное согласие – признайте частичную правоту партнера и постепенно перетяните его на свою сторону;
  • перефразирование – говорите то же самое, но в более мягкой форме;
  • принятие замечания – допустимо, если оно существенно не влияет на дальнейшее развитие беседы.

мастерство ораторского искусства приемы

Мы рассказали вам, зачем руководителю компании нужно ораторское мастерство, привели примеры эффективных упражнений и методов, которые помогут вашей речи превратиться в произведение искусства. Но это только малая часть того, что должен знать настоящий оратор. Если вы хотите, чтобы вас цитировали после каждого публичного выступления, обращайтесь к бизнес-тренеру-практику Владимиру Хмелеву. Вы получите теоретическую информацию и научитесь грамотно применять ее на практике, узнаете тонкости общения с коллективом, партнерами по бизнесу и конкурентами.

Успех коммуникации обеспечивает не только правильный выбор слов, но еще и знание аудитории, умение слушать и сопереживать, контроль за языком тела и наличие хорошо развитой интуиции. Однако именно выбор слов критически важен. Вот 10 приемов ораторского искусства, которые могут пригодиться в офисе.

1. Чтобы в чем-либо убедить аудиторию, начните с причин

Представьте, что вы сообщаете команде о важном изменении в работе. Один из способов сделать это — просто назвать его, а затем объяснить причины. Однако через доли секунды после озвучивания новости слушатели начинают интуитивно ее оценивать. Если она им не по душе, то последующие объяснения могут показаться лишь оправданиями.

Изменение порядка смысловых частей заявления, а именно называние причин решения перед ним самим, позволяет сделать второй блок выступления логическим завершением, а не оправданием.

2. Чтобы завоевать доверие, покажите уязвимость, а затем свое видение проблемы

Вы когда-нибудь встречали людей с ответами на все вопросы? Это впечатление обычно быстро проходит — особенно если они занимаются управлением командой. Так что же делать, когда сотрудники хотят получить ответы на сложные и неоднозначные вопросы?

Уязвимость и видение проблемы — волшебная комбинация. Демонстрация уязвимости — признание того, что у вас нет ответов на все вопросы или что вы тоже иногда боитесь — может поспособствовать возникновению симпатии, и это позволит завоевать сердца слушателей. Видение проблемы покажет направление движения — а это уже завоюет их умы.

3. Чтобы попросить о чем-либо, используйте формат NVC

Давать обратную связь и просить о чем-либо в трудных ситуациях непросто для всех. Одна из причин, по которой эти действия пугают, заключается в невозможности предсказать реакцию другого человека. В книге Маршалла Розенбурга «Ненасильственное общение» (Non-violent Communication, NVC) есть шаблон, который поможет структурировать отзыв:

«Когда ____ [наблюдение], я чувствую ____ [эмоция], потому что мне нужны некоторые ____ [универсальные потребности]. Сможете ли вы ____ [запрос]?»

4. Чтобы обосновать свою точку зрения, придерживайтесь правила из 40 слов

Когда нужно сообщить собеседнику что-то неприятное, многие из нас склонны говорить слишком много, чтобы подчеркнуть свое сожаление и подробнее объяснить причины решения.

Однако после получения такой информации людям часто нужно время, чтобы собраться с мыслями, и они могут пропустить продолжение речи. Чаще всего суть можно выразить с помощью 40 слов или меньше — для этого можно заранее потренироваться.

5. Чтобы вовлечь, расскажите историю

Истории сильны, потому что могут задействовать эмоции так, как это не всегда удается сухим фактам. Сторителлинг прочно вошел в инструментарий выдающихся ораторов. Хороший рассказ не должен длиться два часа — прежде всего в нем важны небольшая предыстория и конфликт, с которым слушатели могут соотнести себя.

6. Чтобы получить возможность, попросите разрешения

Есть простой, но мощный способ получить желаемое — нужно просто попросить разрешение.

  • Вы позволите вмешаться, если мы отойдем от темы совещания?
  • Вы позволите дать обратную связь?
  • Вы позволите изменить параметры?

Такие вопросы показывают уважение к собеседнику и дают ему чувство контроля над ситуацией. Если они прозвучат от руководителя, то обезоружат слушателей — они будут более чем счастливы дать разрешение.

7. Чтобы научить, задавайте вопросы

Каждому лидеру часто хочется взять и самостоятельно решить проблемы подчиненных. Однако выполнение обязанностей сотрудников не позволит им вырасти.

Чтобы помочь членам команды, не беря при этом их задачи на себя, можно задавать вопросы. Хороший вопрос характеризуется открытостью, простотой, искренним интересом и часто начинается с «что» или «как».

8. Чтобы придумать новые идеи, скажите «да, и …»

Умение проводить мозговой штурм — полезный навык для любого руководителя. Тем не менее, немногие вещи убивают творчество быстрее, чем слова «нет, но …».

«Да, и …» — это техника, пришедшая из импровизационной комедии. Принимая идею и добавляя больше информации, вы поощряете других использовать ее, а не разрушать. Некоторые люди полностью исключили союз «но» из своего словарного запаса и утверждают, что это изменило их мышление к лучшему.

9. Чтобы убедить, сопереживайте

При попытке продать продукт или идею от собеседников часто можно услышать причины потенциального провала задумки. Как реагировать на подобные возражения?

Точно не стоит убеждать скептиков в том, что они не правы. Однако сопереживание может увеличить шансы на то, что они все же прислушаются. Например, так работает метод «чувствуете, чувствовал, нашел»:

«Я понимаю, как вы себя чувствуете. Я чувствовал то же самое и обнаружил, что ____ [доказательства, которые изменили ваше мнение]».

10. Чтобы быть услышанным, говорите последним

Как правило, на совещаниях руководителю стоит сначала выслушать других и только потом озвучить свои идеи. Знание других мнений и предложений дает информационное преимущество, а также возможность поблагодарить команду. И, что особенно важно, люди с большей вероятностью прислушаются к вариантам начальника, если заметят, что он с внимательностью отнесся к их высказываниям.

Источник.

Владение навыками ярких выступлений помогает продвижению в работе, развивает уверенность в себе и способность четко структурировать мысли. Разбираемся, где лучше учиться и как сделать первые шаги

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, —

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Фото:Unsplash

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Фото:Steve Marcus / Getty Images

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Книги по ораторскому искусству

  • Эверетт Шостром: «Человек — манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации»
  • Дейл Карнеги: «Как стать мастером общения и публичных выступлений»
  • Сопер Поль: «Основы искусства речи»
  • Хайнц Леммерман: «Учебник риторики»
  • Константин Станиславский: «Искусство представления»
  • Ивана Чаббак: «Мастерство актера: Техника Чаббак»
  1. Часть

Цель любого ораторского выступления – побудить людей делать какие-то действия. А в управленческой деятельности это просто необходимо. Стало быть, умение выступать, с целью побудить сотрудников выполнить нужное действие – это самый важный навык, которым должен владеть любой управляющий (предприниматель).

Но, увы, не каждый умеет выступать так, чтобы присутствующие люди поняли и приняли его идею, шли за ним и согласились с ним. Вспомните, пожалуйста, на какие подвиги шли наши солдаты после выступления командира. Ведь люди шли на смерть после вдохновляющего выступления оратора. Они жертвовали своей жизнью ради идеи. Ведь по сути даже гражданские перевороты случались благодаря публичным выступлениям. Уметь достучаться до сознания каждого, чтобы подчинить – это искусство.

Но почему у одних получается, а у других – нет? Одни умеют на государственном масштабе призывать к действию, а другие не могут даже на уровне организации это сделать. А ведь любая организация защищена законом и не только имеет право на взыскание вплоть до увольнения, но и на поощрение и повышения своих сотрудников. В то время как гражданские перевороты преследуются законом. И всё же подчинение, выполнение необходимых действий, сплочённость групп в восстаниях, переворотах, мятежах намного выше, чем в организациях. Хотя еще раз напомню, что они преследуются законом. Их грозит не очередная получка, а реальное наказание, которое оставит клеймо на всю жизнь. Однако вера в светлое будущее, возможно не для них, а для будущего поколения, наталкивает их на подвиги.

Выходит, что словом можно влиять на людей, можно подчинить, можно мотивировать, можно уговорить, можно завлечь, можно побудить, можно заинтересовать, можно удержать и т.п. Одно нужное слово, сказанное в нужный момент, может изменить ход жизни человека. Заставить его посмотреть на жизнь иначе.

Таким образом, влиять на людей может каждый, кто владеет словом.

Ещё Эмиль Жирарден сказал: «Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну»[1].

Становится понятно, что владение этим навыком позволяет побудить людей выполнить нужное действие.

Но возникает справедливый вопрос – Как? Как строить свою речь, чтобы сотрудники поняли и запомнили, приняли и принялись добросовестно, с отдачей выполнить наши указания.

Чтобы Вас не только слышали, но и слушали, необходимо управлять своим голосом. Вспомните, как выступали ораторы с трибун – ярко выраженным, громким голосом. А ведь на самом деле наш голос – это эффективный инструмент, который способен оказать сильное влияние на собеседника. Наверняка Вы заметили, что в спорах люди всегда прибегают к повышенным тонам, используя его как инструмент влияния. И тут два исхода: либо в ответ говорить ещё громче, либо наоборот согласиться, хотя бы сделать вид. Естественно выбор зависит от типа личности. Слабая личность всегда промолчит, уступит, а сильная – будет нападать.

Однако влиять на людей силой голоса – вовсе не означает кричать. Тот факт, что Вы управляющий уже говорит, что у Вас есть сила – это Ваш статус. И крики с Вашей стороны разве что на время подчинят сотрудников. Вы больше навредите себе, чем добьётесь результата.

Поэтому, чтобы эффективно управлять, Вам необходимо научиться регулировать свой голос. Это делать не так уж трудно. Достаточно просто ключевые моменты выговаривать громче остальных. Тем самым Вы сделайте акцент на их важность. Например, при отклонении от темы говорите тише, а когда подводите к главной идее, то постепенно увеличивайте громкость.

Наверняка Вы со мной согласитесь, если я скажу, что нет ничего хуже, когда приходится слушать монотонное выступление. Чтобы Ваши сотрудники не уснули во время совещания, Вам необходимо обращать внимание на свой темп в речи. Выразительный голос замедляется и ускоряется. Замедлять нужно тогда, когда Вы говорите о важных вещах. Таким образом, Вы дадите сотрудникам возможность уловить мысль, предугадать и осмыслить Ваши слова. В этом случае информация усваивается лучше. Когда Вы хотите подчеркнуть важные пункты, то постарайтесь делать паузу – это позволит сотрудникам понять Вашу, возможно сложную, идею. Тогда Ваши высказывания будут восприниматься лучше.

Чтобы информация усвоилась лучше стоит её дополнить конкретными личными примерами, цитатами, афоризмами — это всегда цепляет слушателей. Такие высказывания в основном остаются на слуху, их часто повторяют и они запоминаются. Когда Вы связываете их с общим делом, то вероятность возникновения ассоциации при их повторении возрастает, а это возвращает людей в колею. Запомните, что пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь!

Ещё очень важный момент – управление своей интонацией, которое дополняет вышесказанное. С помощью интонации Вы сможете придать вашей речи разные значения. Например «Мария Ивановна, подготовьте отчёт!». Когда я подчеркиваю ударением первое слово, то делаю акцент на личность, а в остальных двух случаях – на дело. В последнем случае – на конкретное дело (отчёт). И в зависимости от того как я выскажусь, будет строиться дальнейшее поведение Марии Ивановны.

Ещё В. Шукшин заметил, что ели же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их[2].

Очень важно в своей речи использовать глаголы Совершённого вида (написать, купить, подготовить, решить, послушать, сказать и т.д.). Они в отличие от глаголов несовершенного вида дисциплинируют, приписывают ответственность, формируют готовность завершить дело. Поэтому в Вашей речи всегда должны быть такие глаголы.

Если Вы хотите убеждать, то в речи используйте такие слова, как помогать, сотрудничать, вы получите…, мы приобретём… и т.д. Эти слова положительно воспринимаются и располагают к себе. Помните, что Ваша речь всегда должна отвечать интересам слушателей. Они должны понять, что это забота, это «пряник», а не «кнут».

Науке известно, что людей можно разделить на три группы, согласно каналам восприятии: визуалы, аудиалы и кинестики. Визуалы информацию воспринимают глазами. Им достаточно увидеть, чтобы понять и запомнить. Аудиалы – ушами. Им достаточно услышать, чтобы запомнить. Кинестики – эмоциями. Они чувствуют даже когда не смотрят и не видят. Чтобы управлять каждым из них достаточно подобрать нужные слова. Для визуала подходит слово – смотреть в разных вариациях. Для аудиала – слушать, а для кинестика все слова связанные с чувствами. Используя такие слова в Вашей речи, Вы всегда сможете достучаться до собеседника.

На самом деле очень важно заранее подготовить свою речь: планировать, что и как говорить, определить цель и последовательность, чтобы предвидеть ожидаемый результат. Поэтому речь нужно структурировать, то есть определить введение, основную часть и заключение. Любой человек знает, что скажет он в основной части, по крайне мере в общих чертах. Поскольку если есть повод, значит, есть тема. Но, как начать, чтобы заинтересовать и как завершить, чтобы замотивировать – не каждый знает.

Рассмотрим структуру выступления.

Введение. Оно бывает в трёх видах – реклама, вербовка и презентация.

— «Реклама» позволяет привлечь внимание, заинтересовать, а порой и шокировать. Вы можете так начать свое выступление, если произошло нечто такое, что выходила из ряда вон. Такое начало позволит Вам создать повышенный интерес к теме, а впоследствии донести до сотрудников свои взгляды на происходящее. Очень удобный способ начать разговор с вопросов. А ещё лучше задать три вопроса и в разных интонациях! Например: я своё выступление начала так: «Как часто Вы ищите работу? Может быть, Вы ищите сотрудников? Не пора ли нам познакомиться? Здравствуйте!».

— «Вербовка» позволяет объединить Вас с сотрудниками. Такое начало даёт возможность превратить сотрудников в союзники, потому что первоначальная установка позволяет оценить ситуацию как происходящее с нами. А известно то, что касается нас – не может вызывать безразличие. Такие разговоры должны начаться со слов «Мы, Нас, Вместе» и т.д. Вы должны дать понять, что Вы такой же, как и Ваши сотрудники. Вы должны найти общие, объединяющие черты. Например, «С нами случалась беда!».

— «Презентация» как вид введения можно использовать, если Вы выступайте перед своими единомышленниками. Её цель — представить тему, раскрыть план материала, донести информацию. Например: «Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о такой теме как…».

Основная часть.

Основную часть можно делить на две группы: изложение и аргументация.

— Изложение. Согласитесь, излагать можно по разному. Например, поэтапно, в хронологическом порядке или же нарушая ход событий. В зависимости от цели высказывания можно выбрать тот или иной способ. К примеру, если Вы рассказывайте то или иное событие с целью выявить пробелы, то имеет смысл рассказать в хронологическом порядке. Если обсудить, то лучше поэтапно. Если принимать решение, то нарушая ход события. Например, можно рассмотреть проблему по аналогии, воспользоваться индуктивным, дедуктивным методом, или концентрировать внимание на одной проблеме.

— Аргументация. Что касается аргументации, то здесь можно излагать мысли в виде тезиса (кратко изложенная основная мысль темы), аргументировать (вывод, который излагается с целью утверждения истинности тезиса) или демонстрировать. Демонстрировать её можно с помощью представление статистики, наглядного конкретного примера, презентации и т.п.

Заключение.

В заключении Вы можете использовать одну из трёх методов – суммирующий, типологирующий или апеллирующий метод.

— Суммирующий метод позволяет обобщить вышесказанное, сделать вывод исходя из излОженного материала. Этот метод подходит, если Вы хотите в основном информировать, поделиться своим взглядом, донести до слушателей основную мысль. Например, «Таким образом можно делать вывод, что заключение договора с компанией А даст нам возможность выйти на новый рынок».

— Типологирующий метод позволяет говорить о том, что в тексте не упоминалась. В основном делается прогноз исходя из вышесказанного. Известно, что люди запоминают в речи только начало и конец. Такой конец речи способен насторожить, остерегать от конкретной ошибки, побудить к действию, чтобы избежать данной ошибки. Например,  «Кстати, если мы не сможем заключить договор с компанией А, то скорей всего нас закроют. На это уже намекали с головного офиса».

— Апеллирующий метод призывает к действию, заставляет задуматься. Он как бы побуждает, мотивирует, позволяет проявлять инициативу, зовёт за собой. Такая речь эмоционально влияет на людей. Добавляет энтузиазм (воодушевление). Например, «Пора выти на новый уровень развития», «Пришло время применять новый подход».

  1. Часть

Итак, в первой части мы научились управлять людьми с помощью речевых приемов, где в центре внимания были наши сотрудники. Во второй части в центре внимания будет сам выступающий.

Если задуматься, то можно прийти к выводу, что мы не можем эффективно влиять с помощью слово на людей, потому что испытываем страх перед публичным выступлением. Для кого-то проще отдельно поговорить, для кого-то — тихо сказать, для кого-то иногда промолчать или переложить на своего заместителя. А ведь, по мнению учёных, страх публичного выступления – занимает второе место после страха перед смертью. Казалось бы, чего бояться? Ведь, слава Богу, мы живём в цивилизованном мире, где вряд ли будут кидать камнями. Максимум начнут обсуждать, и то, в информационном мире так часто появляются новые события, что старое очень легко и быстро забывается. Так что вероятность, что будут долго обсуждать – минимально.

И всё же люди бояться выступать перед публикой. У одних дрожит голос, у других – коленки, у третьих – появляется скованность в теле. Все эти симптомы легко исчезают с приобретением опыта. Но, чтобы приобретать опыт, нужно действовать. Сделать первый шаг, а ведь это самый трудный. Мало того отрицательный опыт закрывает перед человеком все двери, снижает самоуверенность, переживается долго и болезненно. Поэтому чтобы не попасть в такой ситуации – надо научиться управлять собой.

Наш организм представляет собой систему, в которой психические процессы связаны, с физическими. Мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в центральной нервной системе. Например, Вы разозлились и не заметили, как ваша ладонь превратилась в кулак. А мозг, в свою очередь, может реагировать на то, что происходит в теле. И когда мы волнуемся, то теряем контроль над собой. С одной стороны появляются физические зажимы, с другой стороны – мы отвлекаем свой мозг, а впоследствии можете забыть мысль, текст или важные моменты, которые хотели подчеркнуть.

Поэтому рекомендуется осознать причину страха и волнения, чтобы управлять им. Если обобщить их, то можно на них посмотреть с трёх сторон — Я, Мы, Они.

— Я – так называемый комплекс «отличника». Это желание получить пятёрку и ни в коем случае не четвёртку. Это связанно с самооценкой личности.

— Мы – это когда нас волнует оценка окружающих. Это страх, что о нас скажут или подумают другие. Это связанно с зависимостью, т.е. мы зависим от чужого мнения.

— Они – это «стадный эффект», который присуще всем социальным животным, а человек – социальное существо. Это означает, что я стою напротив Вас, значит я не с вами. Это связанно с ролью, которую человек играет. Чаще всего это роль воспринимается выступающим как роль оппозиции (против мнения большинства).

Чтобы избавиться от этих комплексов, нужно формировать в себе возрастной подход. Что это значит? Оглянитесь вокруг и Вы заметите это явление. Например, для молодежи в возрасте 18+ важно, чтобы о нём говорили, и он делает всё, чтобы выделиться. Для людей 40+ важно, чтобы говорили только хорошее. Однако люди в возрасте 60+ понимают, что никто о них говорить не будет и всем на них наплевать. Только такое отношение позволит Вам выступать спокойно, без переживаний и нервов. Такой подход выдвигает личность на второй план, а тему выступления и намеченное дело передвигает вперёд. При таком подходе становится неважно: Как я должна выступать, Что обо мне подумают и Где я стою. Становится важно лишь то, что я говорю! Поэтому этот подход является самым эффективным в публичном выступлении.

На самом деле не всегда человек выглядит со стороны так, как он себе представляет в этот момент. Его выдает его же реакция. Поэтому важно сохранять уверенный вид.

Когда Вы выступаете перед своими подчинёнными или партнерами и волнуйтесь, то они это чувствуют и естественно, не воспринимают информацию таким образом, каким Вы бы хотели передать. Показывая своё волнение, Вы показываете свою слабость. А когда человек замечает, что рядом есть слабый, то он становится смелым. Поэтому нужно скрывать свою слабость.  

Очень хорошо помогает жестикуляция. Когда Вы жестикулируете, то отвлекаете внимание собеседника от Вас на Ваши движения (рук, тело). Отходя от пристального взгляда собеседника, Вы эмоционально успокаиваетесь. Некоторые жесты даже дают уверенность в себе (жесты доминирования). Жесты помогают выразить слова образами. Например, дублировать слова, перечислять, а это, во-первых, разгружает Ваш мозг, а во-вторых, воспринимается и запоминается окружающим лучше.

Но чтобы жесты имели эффект, они должны соответствовать следующим параметрам. 1. Быть открытым, что располагает к разговору и снимает напряжение (ладони открыты, руки и ноги не скрещены). 2. Быть широким, что показывает прозрачность собеседника и вызывает доверие (руки раскрываем, пальцы считаем разгибая). 3. Быть симметричным, что приятно для глаз, а это держит внимание (работаем всегда двумя руками). 4. Быть законченными, т.е. чтобы не утомлять собеседника должны быть паузы между жестами (если есть верх – то должен быть и вниз).

Чтобы расположить к себе и вызвать симпатию, иногда стоит копировать некоторые жесты собеседника. Например зеркальность поз позволяет узнать себя в другом человеке и располагает к нему. Ни в коем случае нельзя держать руки в карманах, за спиной, частично оборачиваться или прикрытый рот рукой во время разговора, так как это подсознательно вызывает недоверие. А вот когда корпус наклоняется вперёд, то создаёт ощущение позитивности и заинтересованности.

Если жестами более или менее легче управлять, то мимикой труднее. Они возникают и исчезают мгновенно. Если длятся дольше секунды, то это показуха. Важно скрыть те эмоции, которые выдают Вас или не выгодны Вам в данной ситуации. Если их невозможно скрыть, то легче трансформировать в похожие чувства. Например, удивление – в задумчивость, в озарение, в радость и т.п. в зависимости от ситуации. Это поможет Вам сохранить тот образ, который Вы демонстрируете.

На самом деле очень важно войти в образ во время выступления. Образ помогает психологически отойти от неприятной ситуации. Образ не смущается, не ранится, не переживает, а знает как себя вести, позволяет влиять на ситуацию как бы со стороны. Например, руководитель заметил, что после ночной смены количество брака на производстве увеличилось. Он собирает всех сотрудников и начинает читать лекцию. В глубине души он понимает своих сотрудников, что устали, работали без выходных, но ведь нельзя допускать увеличение количество брака. Так вот, он во время собрания должен входить в образ, чтобы добиться нужного результата. Ему не должны волновать, что о нём подумают или как он выглядит. Его цель – добиться взаимопонимания. Его миссия сделать из «врага» союзника, единомышленника.

Так же имеет значение внешний вид руководителя. Знайте, что строгий костюм дисциплинирует людей, вызывает уважение, подчиняет, влияет. Поэтому никаких растянутых свитеров во время выступления. Только костюм или рубашка.

Используя эти принципы, можно легко управлять процессом, влиять положительно на него и получить желаемый результат. Только применяя их на практике, Вы можете получить опыт и мастерство. Не позволяйте другим влиять на Вас – влияйте сами!

Автор: Гиваргизова Нарине

 


[2] Чилая С.М. Донор: Роман. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. – 544 с. – (Мастер-класс). ISBN 5-94850-441-7

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В соответствии с принятым решением руководства
  • Мануал по газель 406 двигателю
  • Lynx ranger 49 мануал
  • Видеодомофон commax dpv 4hp2 инструкция схема подключения
  • Сбербанк горно алтайск руководство