Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
1. Начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;
3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.
2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.
3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.
4. В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.
(часть 4 введена Федеральным законом от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
Что такое дознание
Дознание – одна из стадий предварительного расследования уголовных преступлений. Должностные лица особых правоохранительных органов предпринимают необходимые меры по пресечению, фиксируют следы, возбуждают производство и передают следователю для проведения следствия. Отдельные категории дел полностью расследуются на стадии дознания.
Как правило, преступления, по которым проводится дознание, – это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации – это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5 (пять) лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).
Чем занимается дознание
Органы дознания проводят дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.
Органы дознания
Органами дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, являются:
- органы внутренних дел РФ, включая территориальные, линейные управления, отделы, отделения, пункты;
- органы исполнительной власти, наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. К таким органам в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации» относятся оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Таким образом, следуя логике законодателя, определившего в ст. 151 УПК РФ подследственность уголовных дел, в первую очередь необходимо определить, относится ли преступление к подследственности органа дознания, а потом решить, конкретно к полномочиям какого из них.
Полный перечень органов дознания — учреждений следующий:
- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы внешней разведки Министерства обороны РФ;
- федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
- таможенные органы Российской Федерации;
- органы Службы внешней разведки Российской Федерации;
- органы Федеральной службы исполнения наказаний;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):
- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений;
- начальники военных учреждений или гарнизонов;
- капитаны морских и речных судов;
- руководители геолого-разведочных партий и зимовок;
- начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз;
- главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Подразделения этих органов вправе осуществлять дознание по уголовным делам, не требующим проведения предварительного расследования. Кроме этого, они полномочны проводить следственные действия по иным уголовным делам, но при условии неотложности требуемых следственных действий, в целях предотвращения утраты следов и орудий преступления, задержания виновного лица (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).
После этого в срок не более 10 суток такое уголовное дело подлежит передаче руководителю следственного органа для рассмотрения по подведомственности (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).
Есть мнение, согласно которому выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, является одной из форм дознания (Чабукиани О.А. Ускоренное (упрощенное) расследование: «за» и «против» // Российская юстиция. 2012. N 12. С. 67 — 69; Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11. С. 9 — 12).
В случае если результатом проведения неотложных следственных действий не стало установление подозреваемого лица, эти органы обязаны даже после передачи уголовного дела проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, с обязательным уведомлением об их результатах следователя. Все остальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия проводятся только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Руководство дознавателями, как следует из ст. 40.1 УПК РФ, осуществляют начальник подразделения дознания и его заместитель, поручая конкретному дознавателю проверить сообщение о преступлении и принять решение об отказе или возбуждении уголовного дела.
Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:
- передавать уголовное дело другому дознавателю;
- отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;
- давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;
- ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;
- кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.
Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ).
Начальник органа дознания
Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. До 10 января 2016 года тот же пункт указывал на то, что начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Соответственно, в действующей дефиниции «начальник органа дознания» законодателем изменены акценты. Раньше главным сущностным критерием в дефиниции названного субъекта уголовного процесса было его полномочие давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Теперь основной понятиеобразующий признак — организационная составляющая статуса начальника органа дознания — то обстоятельство, что именно он возглавляет (является заместителем такового) учреждение, наделенное статусом органа дознания.
Почему мы здесь ведем речь об учреждениях? Да потому что органом дознания законодатель именует не только учреждения (органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), но и некоторых должностных лиц (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.).
Правовая основа статуса начальника органа дознания
В УПК РФ имеется статья, закрепляющая перечень основных прав начальника органа дознания. Это ст. 40.2 УПК РФ. Несмотря на то что определение данному субъекту сформулировано в другой статье УПК РФ (в п. 17 ст. 5), исследуемую статью законодатель назвал «Начальник органа дознания».
Согласно ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен:
- поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
- продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении;
- проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
- рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
- поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
- принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
- выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
- возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
- утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
- осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.
Полномочия дознавателей органов внутренних дел
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях
- принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел
- производство процессуальных действий по делу
- прекращение уголовного преследования, если на то есть основания
- приостановление дознания
- направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
-
Начальник Управления по организации дознания МВД России генерал-майор полиции
Манахов Сергей Анатольевич
-
Положение об Управлении по организации дознания МВД России
-
Структура
-
Символика Управления по организации дознания МВД России
-
Новости
Управление по организации дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации (УОД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации , обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.
Управление осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.
Управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов МВД России в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Организует ведомственные и межведомственные взаимодействия в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, в целях реализации возложенных задач в области исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания (организации дознания).
- Цели и задачи подразделений дознания МВД, Главных управлений, Управлений МВД России по субъектам РФ.
-
Подразделение дознания занимается расследованием уголовных дел и направлением их в суд. Отличие дознания от следствия в том, что дознаватели расследуют преступления небольшой и средней тяжести (преступления, максимальный срок лишения свободы за совершение которых, не превышает 5 лет).
Дознаватели расследуют порядка 50 % уголовных дел, находящихся в производстве органов, уполномоченных производить предварительное расследование по преступлениям. К подследственности дознания отнесено более 100 составов преступлений: хулиганство, грабежи, кражи, угоны автотранспорта, организация и содержание наркопритонов, вымогательство, истязание, нанесение побоев, незаконное предпринимательство, регистрация незаконных сделок с земельными участками, приобретение и сбыт имущества, добытого преступным путем, злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности, браконьерство, незаконная миграция, ложное сообщение об акте терроризма. Также дознаватели расследуют уголовные дела по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, наркотиков.
Проводя расследование, дознаватели пресекают на ранней стадии совершение преступлений с более тяжкими последствиями (убийств и причинения тяжкого вреда здоровью).
При поступлении заявления или сообщения гражданина о преступлении в органы внутренних дел дознаватель проводит по нему проверку и принимает решение о возбуждении уголовного, а если в действиях лица нет признаков преступления, то он отказывает в возбуждении уголовного дела.
Дознаватель, как и следователь, проводит следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством – осмотр места происшествия, допросы, очные ставки, обыски и т.д. Кроме того, дознаватель, как и следователь, имеет право применять в отношении подозреваемого меру пресечения в виде заключения под стражу (арест), подписки о не выезде, личного поручительства.
Работа дознавателей интересна и многогранна, ими ежедневно принимаются решения, от которых зависит дальнейшая судьба человека.
-
Контакты
107053, Москва, ул. Садовая-Спасская, 1/2, корпус 4
тел/факс: (495) 667-17-05
1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.
3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:
1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
1. Самостоятельным субъектом уголовного процесса является руководитель подразделения дознания, являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.
2. Под группой в нашем определении понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы — помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.
3. Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель — руководитель следственно-оперативной группы, в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.
4. В коммент. ст. приведен неполный перечень полномочий начальника подразделения дознания. Последний также вправе возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).
5. Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служить дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.
6. См. также комментарий к ст. ст. 39, 40 УПК.