Руководство оркестра было возложено на

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова
Жанр Русская народная музыка
Годы с 1919 года
Страна Flag of Russia.svg Россия
Город Москва
ossipovorchestra.ru

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова — один из старейших оркестров России. Исполняет русскую народную музыку на балалайках, домрах и других русских народных музыкальных инструментах.

История

Оркестр выступает в освобожденном Сталинграде, 1943 год

Оркестр русских народных инструментов был организован в Москве трудами балалаечника Б. С. Трояновского, про которого Лев Толстой отзывался: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!». В январе 1919 года, произошла встреча Трояновского с братом П. И. Алексеева Сергеем, бывшим участником оркестра В. Андреева, переехавшим на жительство в Москву. «Обсудив между собою создавшееся положение, они решили для борьбы с любимовским направлением приступить к организации самостоятельных оркестров андреевского состава». Первое выступление оркестра состоялось 15 июля 1919 года на сцене Алексеевского народного дома. Вскоре, 7 августа того же года, из Петрограда в Москву вместе с П. И. Алексеевым прибыли ещё шесть музыкантов бывшего андреевского оркестра: В. Синицын, В. Лифлянд, Н. Кутсар, А. Андрюхин, Н. Коперойнен и Г. Пахоруков. В московский профессиональный оркестр русских народных инструментов вошли также московские музыканты: Я. Иванов, П. Климов, С. Соболев, А. Илюхин, М. Штейн, С. Николин, А. Кручинин и Н. Вертухин. Музыканты оркестра были первоначально зачислены в состав Красной Армии, поскольку он был создан при артиллерийской части. Руководство оркестром было возложено на П. И. Алексеева, который возглавлял его до 1939 года.

В 1920 году Наркомпросом было принято решение о предоставлении оркестру одинаковых с любимовским оркестром условий для работы. Вследствие этого решения, коллектив в 1921 году, после демобилизации из Красной Армии, был включен в систему Главполитпросвета с увеличением состава до 30 исполнителей. Затем его численность возросла до 80 человек.

В феврале 1930 года оркестр был включён в штат Всесоюзного радиокомитета.

С мая 1939 года должность художественного руководителя оркестра занимал Н. С. Голованов, однако фактически функции общего руководства остались за П. И. Алексеевым, поскольку одновременно Голованов был назначен художественным руководителем и Духового оркестра Союза ССР и часто выступал с симфоническим оркестром. С уходом Голованова в конце 1939 года должность художественного руководителя оркестра оставалась вакантной вплоть до назначения на эту должность в мае 1940 года Николая Петровича Осипова. При нём была предпринята давно назревшая реформа оркестра:

С первых дней работы он смело обогащает оркестр самобытными русскими народными инструментами: владимирские рожки, жалейки, брёлки, ввёл группу оркестровых гармоник и народных ударных инструментов (трещётка, рубель, кокошник, колокольчики, бубны и т. д.). Впервые в концертной практике оркестра народные инструменты были использованы как солирующие: вслед за балалайками и домрами зазвучали гусли, баян, выразительные дуэты и унисоны групп.

После смерти Николая Осипова в 1945 году оркестру было присвоено его имя. На посту художественного руководителя его сменил брат Дмитрий (1909-54). Начиная с 1960-х гг. ГАРНО много гастролирует за рубежом.

Руководители

  • Калинин, Николай Николаевич (1944—2004) — художественный руководитель и главный дирижёр (1979—2004), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (1999)[1].

Названия

  • 1919 — Первый Московский Великорусский оркестр Б. С. Трояновского
  • 1928 — Оркестр народных инструментов Всероссийского радиокомитета.
  • 1936 — Государственный оркестр народных инструментов СССР.
  • 1942 — Государственный русский народный оркестр.
  • 1946 — Государственный русский народный оркестр имени Н. П. Осипова.
  • 1969 — Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова
  • 1996 — Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

Примечания

  1. КАЛИНИН Николай Николаевич

Литература

  • Максимов Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М.: Советский композитор, 1983. — С. 114—144. — 152 с.
  • Векшин В. А., Костаков Н. Гос. русский нар. оркестр им. Н. Осипова. — М.: ГРНО им. Н. Осипова, 1965. — 32 с.

Ссылки

  • История оркестра им. Осипова

МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»

Учитель: Елисеева Елена Кузьминична

Прочитайте текст «Дирижёр» и выполните задания к нему.

Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью

« Дирижер — это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку».

Решив узнать о дирижерах больше, Максим нашел информацию об этой профессии в Википедии.

«Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии, которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта.
Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.

С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер.
Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка.
На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах.
Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишен этой способности, а посредственный музыкант наделён ею».

Задание 1. Кто такой «дирижёр»? Выбери один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр — это тот, кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер — это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр — это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Г. Дирижёр — специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр —  автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

Ответ: __________________

Задание 2. Запиши слово, пропущенное в следующей фразе:

В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с _____________ подошвой.

Задание 3. Прочитайте утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставьте напротив букву А, если утверждение неверное – поставьте напротив букву Б. 
Утверждение А (ДА), Б (НЕТ) 

Утверждение

А) ДА ,    Б) НЕТ

1) Название профессии «дирижёр» произошло от французского слова, что означает — управлять

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

5) Многие дирижёры сами пишут музыку

Задание 4. Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального  произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.

А. Дрессировщик

1.  «Главнокомандующий» на поле кулинарии, умело управляющий своими работниками и художник, творящий оригинальные блюда из всем известных банальных продуктов.

Б. Учитель

2.Специалист в определенном виде спорта, руководящий  тренировкой спортсменов.

В. Шеф- повар

3.Специалист по проведению экскурсий с людьми.

Г.Тренер

4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому » мохнатому» члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.

Д.Экскурсовод

5. Занимается обучением и воспитанием детей

Ответы:

А

Б

В

Г

Д

Задание 5. Выберите иллюстрации, которые отражают работу дирижера и запишите варианты ответов.

Аt1610720522ab.jpg           Б t1610720522ac.jpg

В t1610720522af.jpg            Г t1610720522ad.jpg

Ответ: ___________________

Задание 6. Объясни значение слова баттута, используя информацию текста.

 Баттута – это ______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Выбери предметы, которые необходимы дирижёру для работы. Запиши три варианта ответа.


А .
https://topuch.ru/testi-s-zadaniyami-po-formirovaniyu-chitateleskoj-gramotnosti/265041_html_8a453549126d25c2.jpg


Б .
https://topuch.ru/testi-s-zadaniyami-po-formirovaniyu-chitateleskoj-gramotnosti/265041_html_4a5474c0b8327d2c.jpg


В .
https://topuch.ru/testi-s-zadaniyami-po-formirovaniyu-chitateleskoj-gramotnosti/265041_html_93d3a94d3b10b315.jpg


Г .
https://topuch.ru/testi-s-zadaniyami-po-formirovaniyu-chitateleskoj-gramotnosti/265041_html_19d0f5e895bafab9.jpg


Д.
https://topuch.ru/testi-s-zadaniyami-po-formirovaniyu-chitateleskoj-gramotnosti/265041_html_1c992d529685935b.jpg

Ответ _______________

Задание 8. Выбери два неверных высказывания о дирижёре.

А. Появляется человек. Легкий взмах руки, и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В. Во время исполнения он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп и убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов

Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения. 


Ответ: ______________________________

Ответы:

  1. Б
  2. железный
  3. 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А
  4. А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3
  5. А, Б, Г
  6.  баттута — палка, изготовлявшаяся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта.
  7. А, Г, Д
  8. Б, Г

Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова

Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
.
1973—1982.

Смотреть что такое «Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова» в других словарях:

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • МОСКВА (город) — МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… …   Энциклопедический словарь

  • Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… …   Большая биографическая энциклопедия

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Руководство оркестром, хором «, 13 (тринадцать) букв:
дирижирование

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова дирижирование

Определение слова дирижирование в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ср. Процесс действия по знач. глаг.: дирижировать (1,2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.

ДИРИЖИРОВАНИЕ (от франц. diriger — управлять) управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных …

Большая Советская Энциклопедия

Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия

(от франц. diriger ≈ направлять, управлять, руководить), один из видов музыкально-исполнительского искусства, руководство коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во время публичного …

Примеры употребления слова дирижирование в литературе.

В программе: Корелли, Тартини, Вивальди РЗК Концерт хоровой музыки Дирижеры — ассистенты-стажеры кафедры хорового дирижирования Концертный зал им.

Букстехуде поражал величавостью своей манеры дирижирования и удивительной подвижностью в минуты убыстрения и усложнения звуковых потоков.

Смирнова, а непосредственное дирижирование было возложено на председателя Общества физиологов, академика Академии медицинских наук профессора И.

И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО.

Молдобасанов поступил на 2 курс Московской консерватории в класс оперно-симфонического дирижирования профессора Л.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Трудно переоценить то значение, которое Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова имеет для русской музыкальной культуры. Коллектив по праву считается национальным достоянием России, её «визитной карточкой». Особое звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду уникальных явлений русского искусства. На сегодняшний день коллектив является одним из самых известных и авторитетных оркестров не только России, но и за её пределами. В этом концертном сезоне прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

История оркестра имени Н. П. Осипова полна триумфов, постоянных поисков совершенства и неожиданных поворотов судьбы. Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков оркестра стояли С. Соболев, А. Илюхин, С. Алексеев и Б. Трояновский. Наряду с многочисленными концертами для воинов Красной армии, 15 июля 1919 г. состоялось первое выступление на концертной эстраде (бывший «Алексеевский народный дом») для жителей города, при участии хора под управлением М. Юхова (ныне — «Хоровая капелла им. А. А. Юрлова»). Большую помощь в становлении молодого коллектива и повышении его мастерства и авторитета оказал Б. Трояновский, пригласивший из Петрограда группу профессиональных музыкантов во главе с П. Алексеевым. В 1920 г. состоялось «Особенное совещание» на котором Б. Трояновскому удалось доказать исключительность и жизнеспособность художественного состава оркестра народных инструментов андреевского типа. Посчитав свою миссию по созданию коллектива выполненной, Б. Трояновский передаёт управление оркестром П. Алексееву, и уезжает на длительные гастроли по стране, продолжая поддерживать связь с оркестром.

При П. Алексееве (1919−1940) в 1921 г. коллектив получает статус «Государственного I Московского Великорусского оркестра». В 1924 г. в числе первых музыкальных коллективов, оркестр принимает активное участие в музыкальном вещании на студии Московского радио, а в 1930 г. принят в штат Всероссийского радиокомитета, что позволило выйти на большую «концертную площадку» всей страны. В этот период коллектив именуется: «Оркестр массовых инструментов». В 1936 г. по результатам конкурса, в числе наилучших художественных коллективов страны, оркестр переходит в ведение Всесоюзного комитета по делам искусств, и получает наименование «Государственный оркестр народных инструментов СССР». П. Алексеев заложил основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось, увеличил численность коллектива до 80 человек, организовывал и поддерживал работу самодеятельных коллективов. Именно Пётр Алексеев, первый из музыкантов народников был удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (1934 г.).

В 1939 г. художественным руководителем становится народный артист СССР, дирижёр Большого театра, профессор Н. Голованов. Под его руководством оркестр впервые исполнил симфоническую увертюру «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, первую симфонию В. Калинникова, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как выдающийся симфонический дирижёр, обладающий большим авторитетом в музыкальном мире, Н. Голованов почувствовал необходимость расширения музыкальной палитры оркестра. Впервые в оркестре зазвучали народные духовые инструменты: жалейки и свирели. Н. Голованов сумел доказать, что вопрос реформирования в оркестре назрел и требует дальнейшего решения, которое, в полной мере смогли воплотить в жизнь братья Николай и Дмитрий Осиповы.

По рекомендации Н. Голованова, в 1940 г. художественным руководителем и дирижёром оркестра становится выдающийся музыкант, виртуоз-балалаечник — Н. Осипов. С первых дней работы он смело обогащает оркестр самобытными русскими народными инструментами: владимирские рожки, жалейки, брёлки, ввёл группу оркестровых гармоник и народных ударных инструментов (трещётка, рубель, кокошник, колокольчики, бубны и т. д.). Впервые в концертной практике оркестра народные инструменты были использованы как солирующие: вслед за балалайками и домрами зазвучали гусли, баян, выразительные дуэты и унисоны групп. В 1941 г. начинается Великая Отечественная Война и большая часть музыкантов ушла на фронт. В то время, как выходит приказ о прекращении всей концертной деятельности в Москве и эвакуации деятелей искусств театров и музыкальных коллективов, Н. Осипов, принимает решение сохранить оркестр как музыкальную единицу даже в малом составе.

Оркестр вновь звучит на радио для воинов всех фронтов Краской армии, малые составы и солисты коллектива выступают в госпиталях, призывных пунктах, вокзалах, воинских частях и на ближайших линиях фронта, а так же принимают участие в оборонительных мероприятиях. Наряду с ведущейся работой, Н. Осипов продолжает ходатайствовать за полное восстановление коллектива, что позволило вернуть с фронта и тыла многих выдающихся музыкантов. В августе 1942 г. восстановленный оркестр получает статус «Государственного оркестра русских народных инструментов». Особое внимание Н. Осипов уделяет созданию нового концертного репертуара оркестра, пополняя новыми музыкальными произведениями с ярко выраженным народным складом. А обработки народных песен, созданные В. Городовской и В. Дителем, до сих пор входят в золотой репертуар оркестра. 9 мая 1945 г. Н. Осипов уходит из жизни, и во главе коллектива становится его брат, талантливый пианист и дирижёр — Д. Осипов. В 1946 году, в память о выдающихся заслугах Н. Осипова, оркестру было присвоено его имя.

Д. Осипов продолжает развивать художественные принципы В. Андреева и Н. Осипова, широко пропагандируя русское музыкальное искусство. Большую помощь в этом Д. Осипову, в качестве дирижёров оказывают — П. Куликов, В. Гнутов, Н. Будашкин, П. Нечепоренко. Особое внимание Д. Осипов уделяет русской песне. Наряду с известными оперными певцами — в. Барсовой, М. Максаковой и другими — большое место в концертных программах заняли пропогандисты русской народной песни — Л. Русланова и А. Сметанкина. Учитывая возросшие технические и художественные средства оркестра, Д. Осипов пополняет репертуар новыми оригинальными произведениями, привлекает к работе с коллективом советских композиторов — М. Ипполитова-Иванова, С. Василенко, Р. Глиэра, Н. Будашкина, П. Куликова, А. Новикова, А. Холминова и др., которые создают ряд произведений специально для оркестра народных инструментов. Новыми успехами ознаменовались первые зарубежные гастроли в Германской Демократической Республике, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Австрии.

В разное время оркестром руководили В. Смирнов, В. Гнутов, В. Дубровский, Н. Калинин. За дирижёрским пультом оркестра стояли такие выдающиеся дирижёры и музыканты, как Н. Голованов, Н. Аносов, А. Гаук, Г. Рождественский, В. Дударова, В. Федосеев и многие другие. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принес мировую известность.

Новую страницу в истории оркестра открыл В. Дубровский, которого современники называли «Русским гением». При нем исполнительское мастерство музыкантов русского оркестра достигло небывалого качества. В переложении для оркестра народных инструментов были исполнены сложнейшие произведения русской, западной и советской классики: Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, М. Глинки, М. Мусоргского, И. Стравинского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина. Убедительные художественные интерпретации покоряли слушателей, открывая удивительный по красоте мир звучания народных инструментов. В 1969 году прославленный коллектив по праву получил почётное звание «Академический».

Годы сотрудничества Н. Калинина и оркестра имени Н. П. Осипова — годы вдохновенной и, в то же время, вдумчивой, кропотливой работы. Н. Калинин определил три основных принципа деятельности оркестра: высочайший профессионализм, яркий, самобытный репертуар и конечно же, просветительская работа. B1996 году за выдающийся вклад в развитие народного музыкального искусства России приказом Министерство культуры Российской Федерации переименовало Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова переименован в «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова».

С января 2005 по апрель 2009 года коллектив возглавлял народный артист России, профессор В. Понькин. Во время его руководства в народно-инструментальную манеру игры оркестра привносились черты симфонического исполнительства.

В апреле 2009 года пост художественного руководителя и главного дирижёра оркестра занял народный артист России, профессор Владимир Павлович Андропов, так же как и Н. Голованов, дирижёр Большого театра России, что не смогло не сказаться на качестве и виртуозности исполнительства и особого творческого почерка. Вновь возродилось сотрудничество с солистами Государственного академического Большого театра России.

В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами — вокалистами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: певцы И. Архипова, В. Левко, Л. Русланова, И. Богачёва, И. Петров, А. Огнивцев, И. Ребров, Г. Отс, Г. Писаренко, Ю. Мазурок, О. Воронец, Л. Зыкина, Е. Нестеренко, А. Стрельченко, А. Эйзен, З. Соткилава, Б. Штоколов, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие.

Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Америке, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Китае, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Северной Корее, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый новый сезон коллектив оркестра продолжает удивлять и радовать слушателей необыкновенным богатством своих концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Только в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Среди них абонементы оркестра: «Встречи по четвергам» и концерты для детей и юношества «Забавный профессор», цикл был удостоена Премии правительства Российской Федерации. Также, большим зрительским успехом пользуются программы абонементов «Музыка русских сказок» и «Парад солистов». Оркестр является постоянным участником многих музыкальных фестивалей и конкурсов, среди них: «Московская осень», «Музыка России», «Первый Всероссийский музыкальный конкурс», принимает участие в программах благотворительных фондов, и др.

Оркестр имени Н. П. Осипова является уникальным творческим коллективом, который на протяжении многих лет сохраняет и развивает традиции музицирования на русских народных инструментах. Сегодня в его составе находится много блестящих и интересных солистов: Игорь Сенин и Константин Захарато (балалайка), Екатерина Мочалова и Кристина Шарабидзе (домра), Любовь Муравьёва (гусли звончатые), (домра), Даниил Стаднюк (баян). Помимо концертной деятельности артисты оркестра ведут большую просветительскую и педагогическую работу, преподают в музыкальных учебных заведениях, дают открытые уроки и мастер-классы. В последние годы в оркестре появились и успешно развиваются малые творческие коллективы: Секстет балалаек под руководством заслуженного артиста России Игоря Сенина и Ансамбль молодых виртуозов, которые не только принимают участие в концертных программах оркестра, но и с успехом дают самостоятельные концерты. За время своего существования эти коллективы ярко заявил о себе не только в России, но и за рубежом, получив международное признание в Австрии. По-прежнему, украшением каждой концертной программы оркестра являются: Дуэт гуслей -Майя Воронец и Алла Догадова, Унисон малых домр (под руководством народной артистки России Галины Сазоновой), Унисон балалаек (под руководством заслуженного артиста России Игоря Сенина), и Ансамбль старинных духовых инструментов (под руководством Олега Конькова). Высочайший уровень исполнительского мастерства музыкантов и солистов коллектива позволяет ему занимать одно из ведущих мест среди лучших оркестров России.

Сегодня оркестр имени Н. П. Осипова имеет высочайший авторитет в нашей стране и за рубежом. Заслуги его в русской музыкальной культуре общеизвестны, и самой большой из них можно считать его просветительскую деятельность, которая включает в себя интенсивную концертную жизнь, участие во всех крупнейших музыкальных праздниках и фестивалях, записи на радио, телевидении и мн. др. Коллектив постоянно сотрудничает и активно помогает в работе профессиональным и самодеятельным оркестрам и их дирижёрам из России и других стран. При этом коллектив всегда стремится чутко, бережно относиться к русской песне и русским народным инструментам, сохранять и развивать лучшие традиции исполнительского мастерства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Mouse air pump m 101 инструкция
  • Вариолинк для фиксации виниров инструкция по применению
  • 2с19 руководство по эксплуатации
  • Xpecia витамины для женщин инструкция по применению
  • Флоксал глазные капли для детей при конъюнктивите инструкция по применению