II. Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
(введено Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 207)
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная таможенная служба
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
абзац исключен с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац исключен с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
абзац исключен с 5 июня 2020 года. — Указ Президента РФ от 05.06.2020 N 372
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство энергетики Российской Федерации
Политика — Портал:Политика |
Россия |
Эта статья — часть серии: |
Государственный строй Конституция России
Президент России
Правительство
Федеральное Собрание
Судебная система России
Федеративное устройство
Политическая система
|
Другие страны · Портал Политика |
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.
Согласно статьи 110-й Конституции РФ[1], состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года[2] с позднейшими изменениями.
Содержание
- 1 Состав Правительства РФ
- 2 Полномочия
- 3 Члены Правительства
- 4 Координационные и совещательные органы Правительства
- 5 Иные органы при Правительстве
- 6 Примечания
- 7 См. также
- 8 Ссылки
Состав Правительства РФ
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.
В результате административной реформы 2004 уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.
Полномочия
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (статья 2 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Члены Правительства
Председатель Правительства | Путин, Владимир Владимирович | 8 мая 2008 |
Первый заместитель Председателя Правительства | Зубков, Виктор Алексеевич | 12 мая 2008 |
Первый заместитель Председателя Правительства | Шувалов, Игорь Иванович | 12 мая 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Иванов, Сергей Борисович | 14 ноября 2005 |
Заместитель Председателя Правительства | Козак, Дмитрий Николаевич | 14 октября 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Кудрин, Алексей Леонидович | 24 сентября 2007 |
Заместитель Председателя Правительства | Сечин, Игорь Иванович | 12 мая 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Собянин, Сергей Семёнович | 12 мая 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Жуков, Александр Дмитриевич | 9 марта 2004 |
Министерство внутренних дел . Министр: | Нургалиев, Рашид Гумарович | 31 декабря 2003 |
Министерство здравоохранения и социального развития. Министр: | Голикова, Татьяна Алексеевна | 24 сентября 2007 |
Министерство энергетики. Министр: | Шматко, Сергей Иванович | 12 мая 2008 |
Министерство иностранных дел. Министр: | Лавров, Сергей Викторович | 9 марта 2004 |
Министерство культуры и массовых коммуникаций. Министр: | Авдеев, Александр Алексеевич | 12 мая 2008 |
Министерство обороны. Министр: | Сердюков, Анатолий Эдуардович | 15 февраля 2007 |
Министерство регионального развития. Министр: | Басаргин, Виктор Фёдорович | 14 октября 2008 |
Министерство связи и массовых коммуникаций. Министр: | Щёголев, Игорь Олегович | 12 мая 2008 |
Министерство сельского хозяйства. Министр: | Скрынник, Елена Борисовна | 12 марта 2009 |
Министерство образования и науки. Министр: | Фурсенко, Андрей Александрович | 9 марта 2004 |
Министерство промышленности и торговли. Министр: | Христенко, Виктор Борисович | 12 мая 2008 |
Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр: | Шойгу, Сергей Кужугетович | 20 января 1994 |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Министр: | Мутко, Виталий Леонтьевич | 12 мая 2008 |
Министерство транспорта. Министр: | Левитин, Игорь Евгеньевич | 9 марта 2004 |
Министерство финансов. Министр: | Кудрин, Алексей Леонидович | 7 мая 2000 |
Министерство юстиции. Министр: | Коновалов, Александр Владимирович | 12 мая 2008 |
Министерство экономического развития. Министр: | Набиуллина, Эльвира Сахипзадовна | 12 мая 2008 |
Руководитель Аппарата Правительства. | Собянин, Сергей Семёнович | 12 мая 2008 |
См. также Министры России
Координационные и совещательные органы Правительства
- Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации
- Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу
- Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам
- Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию
- Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации
- Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации
- Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции
- Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития
- Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации
- Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
- Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации
- Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание
- Правительственная комиссия по проведению административной реформы
Иные органы при Правительстве
- Академия народного хозяйства
- Институт законодательства и сравнительного-правоведения
- Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)
- полномочные представители правительства при различных органах
- Экспертный совет при Правительстве России
- Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
- Финансовая Академия (ФГУП)
Официальным печатным органом Правительства РФ является «Российская газета».
Примечания
- ↑ Статья 110-я Конституции РФ
- ↑ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» kremlin.ru 17 декабря 1997.
См. также
- Структура федеральных органов исполнительной власти (1994—2000)
- Структура федеральных органов исполнительной власти (2000—2008)
- Структура федеральных органов исполнительной власти (с 2008)
- Президиум Правительства Российской Федерации
- Комиссия Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам
- Аппарат Правительства Российской Федерации
- Должностные лица в ранге заместителя Председателя Правительства и министра (Россия)
- Районирование — Территориальные подразделения федеральных министерств
Ссылки
- Интернет-портал Правительства Российской Федерации
- Интерактивная структура федеральных органов исполнительной власти на сайте Института Развития Свободы Информации
- Правительство С. В. Кириенко (1998 г.)
- Правительство Е. М. Примакова (1998—1999 гг.)
- Правительство С. В. Степашина (1999 г.)
- Правительство В. В. Путина (1999—2000 гг.)
- Правительство М. М. Касьянова (2000—2004 гг.)
- Первое правительство М. Е. Фрадкова (2004 г.)
- Второе правительство М. Е. Фрадкова (2004—2007 гг.)
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
Государственные корпорации, являющиеся уполномоченными органами управления в отдельных отраслях
Государственные внебюджетные фонды
Упраздненные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы
II. Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
(введено Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 207)
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная таможенная служба
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
абзац исключен с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац исключен с 20 ноября 2020 года. — Указ Президента РФ от 20.11.2020 N 719
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
абзац исключен с 5 июня 2020 года. — Указ Президента РФ от 05.06.2020 N 372
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство энергетики Российской Федерации
Министерство –
орган специализированного управления.
Практически во всех зарубежных странах
в основании публичной 18 администрации
находится министерская система, которая
строится с
учетом отраслевого
принципа, чтобы
охватить важнейшие сферы государственного
управления и основные направления
общественного развития.
Отраслевой
принцип позволяет создать профессиональный
специализированный управленческий
аппарат в тех сферах общественной жизни,
которые правительство считает
постоянным объектом правового
регулирования; дает возможность
«увязать» разрозненные институты в
единую систему
в рамках одной управленческой области19.
Министерства планируют и организуют
работу соответствующей отрасли
управления, руководят подчиненными
им предприятиями, учреждениями и
организациями, осуществляют
контроль за деятельностью всех субъектов
права в подведомственной им отрасли.
Западная
теория управления исходит из того, что
задачей каждого министерства
является осуществление власти, управление
и вмешательство, т.
е. изменение организации и направления
деятельности объектов управления.
Для решения этой задачи министерство
должно располагать руководящим
центром в лице министра, квалифицированным
управленческим персоналом и материальными
возможностями, которые предусматриваются
и бюджете. Совокупность трех составных
частей министерского звена – министр,
персонал и бюджет – приводит в движение
орган государственного управления,
позволяет ему эффективно функционировать,
реализовывать закрепленные за ним
полномочия.
Несмотря
на разнообразие сфер деятельности
министерств, в их работе можно усмотреть
много общего. Западные административисты
обычно выделяют следующие основные
функции министерства:
-
функция
трансформации общенациональной политики
в конкретное управленческое
действие. Эта функция состоит в выработке
форм и методов
деятельности по достижению цели, для
осуществления которой было создано
министерство. Французские административисты
называют эту функцию
«функцией одухотворения» деятельности
министерства20; -
функция
управления службами министерства. Ее
реализация происходит по трем
основным направлениям – установление
бюджета, подбор и перемещение личного
состава, а также организация министерства,
т. е. определение его структуры и
распределение компетенции министерства
между его структурными
подразделениями;
3) функция
координации. Координационная
деятельность на министерском
уровне – это, во-первых, регулирование
повседневной управленческой деятельности;
во-вторых, координация деятельности
ведомств, не входяших
в состав министерств, но обязанных
согласовывать с ним по определенным
вопросам свою деятельность (например,
муниципалитеты проводящие
строительные работы, в случаях,
предусмотренных законом обязаны
согласовывать свои проекты с министерством,
отвечающим за вопросы строительства);
в-третьих, координация в сфере
взаимоотношений публичных предприятий
и частного сектора;
4)
контрольная
функция. Она
реализуется в трех основных формах:
инспекции
– периодически осуществляемой оценки
эффективности деятельности
администрации и установления
ответственности должностных лиц за
недостатки в работе21;
иерархического
контроля – постоянно осуществляемого
контроля начальников в отношении
подчиненных им по службе чиновников, в
ходе которого
начальники могут отменять решения своих
подчиненных и давать им указания,
обязательные для исполнения;
финансового
контроля – контроля, который охватывает
все служебные отношения, имеющие
финансовые последствия.
Министерство
включается в механизм государственного
управления по вертикали: правительство
– министерство – объект управления.
Как
составная часть централизованной
публичной администрации министерства
выступают в правоотношениях не от своего
имени, а от имени государства. Известный
специалист в области административного
права профессор Парижского
университета Ж. Ведель так прокомментировал
этот аспект:
«Министерства являются простыми
государственными службами,
не обладающими правосубъектностью. Их
деятельность – это деятельность
государства. Вызывает недоумение позиция
некоторых судов низового звена, которые
все еще склонны рассматривать министерства
как юридические
лица, несмотря на то, что от данной точки
зрения отказались более века назад»22.
Министерства
рассматриваются прежде всего как органы
административной власти,
подчиненные органам политического
руководства а потому,
имея определенную самостоятельность
в рамках четко определенной в
законодательстве компетенции, они
не обладают административной автономией23.
Министерство
как объект политического руководства
и политического контроля
со стороны высших органов государства
(главы государства, правительства,
парламента) изучается конституционным
правом. Объектом же пристального
внимания науки административного права
в зарубежных странах становятся
административные связи, которые
устанавливаются между главой исполнительной
власти и правительством, с одной стороны,
и министерствами – с другой.
В
зарубежных странах органы специализированного
управления могут называться
по-разному. Чаще всего они именуются
министерствами. Однако встречаются и
другие наименования.
В
США
центральные
органы отраслевого управления называются
«департаментами»,
а их руководители – «секретарями».
Президентская форма правления, сложившаяся
в США, обусловила существование ряда
специфических
особенностей, отличающих американские
департаменты от министерств в
государствах с парламентарной формой
правления.
В Швеции и Норвегии
центральные органы отраслевого управления
именуются
департаментами, а министерством
официально называется лишь ведомство,
занимающееся иностранными делами24.
В ряде латиноамериканских
государств (Мексика, Панама, Перу и др.)
за ними закрепилось название «секретариаты»,
а термин «публичное министерство»
используется в этих странах для органов
прокуратуры.
В Великобритании
законодательство признает лишь должность
министра, но не само министерство.
Похожая ситуация существует и в некоторых
других странах. Например, законодательство
Польши в качестве органа государственной
администрации признает самого министра,
а не министерство в целом; последнее
рассматривается как ведомство
соответствующего министра25.
Активизация
социальных и экономических функций
государства в течение
XX в. привела к значительному увеличению
его административных задач и, как
следствие, росту числа министерств. В
министерской системе наряду с
«классическими» министерствами
иностранных дел, внутренних дел, обороны,
юстиции, финансов стали создаваться
«новые» министерст-вa,
появление которых обусловлено различными
обстоятельствами:
— необходимостью
решения острых, неотложных государственных
за
дач (министерство по делам
беженцев и переселенцев, министерство
жилищного
строительства, министерство водоснабжения
и др.);
— результатами
научно-технического прогресса
(министерство воздушного транспорта,
министерство атомной энергетики и др.);
— появлением
«новых» функций государства (министерство
охраны окружающей среды и др.).
Существующие
в настоящее время министерства, с
известной долей условности, могут
быть разделены на три группы:
1)
министерства, создаваемые в
административно-политической сфере
(обороны, внутренних дел и др.);
-
министерства,
создаваемые в финансово-экономической
и хозяйственной сферах (экономики,
финансов, промышленности, торговли,
сельского хозяйства, транспорта и
др.); -
министерства,
создаваемые в социально-культурной
сфере (образования, культуры,
здравоохранения и др.).
Комплексный
характер решаемых министерствами задач
приводит к тому,
что одно и то же министерство может быть
отнесено сразу к нескольким
перечисленным группам. Так, созданные
во многих развивающихся странах
министерства туризма, очевидно, могут
быть отнесены к министерствам
хозяйственно-экономического блока. В
то же время эти министерства
решают и социально-культурные задачи.
В
литературе по административному праву
разработаны различные классификации
министерств. Выделяют, например,
министерства отраслевого управления,
которые руководят подчиненными им
объектами (министерства энергетики,
транспорта и др.), и министерства
функционального управления,
реализующие определенные функции
управления (министерства
планирования, финансов и др.), а также
суперминистерства, занимающиеся
управлением ряда отраслей в определенной
сфере или области (мининистерство
экономики) и др.
Усложнение
управленческих задач и внедрение в
деятельность государственного аппарата
достижений научно-технической революции
привели к пересмотру основных принципов
организации министерств во второй
половине ХХ века. Наиболее перспективным
был признан не отраслевой, а предметно-целевой
принцип организации центральных органов
управления. Высшие государственные
органы (парламент, президент,
премьер-министр) определяли важнейшие
проблемы, решение которых способствовало
эффективному развитию общества и
государства. В соответствии с этими
проблемами выстраивались приоритеты
государственного управления. В результате
министерства создавались не для
управления конкретной, в целом довольно
узкой отраслью, а для решения важнейших
общественно-политических проблем
(таких, как эффективное функционирование
экономики, создание комфортной окружающей
среды, формирование квалифицированного
кадрового потенциала). Министерства
укрупнялись, в их состав на правах
структурных подразделений включались
бывшие отраслевые министерства.
Количество министерств сократилось в
подавляющем большинстве с западных
стран, в среднем с 20-25 до 15-17. Новые органы,
суперминистерства, экономили как
финансовые, так и кадровые ресурсы
государственного аппарата, поскольку
централизация управления всегда более
экономична, чем децентрализация.
Изменялись и функции министерств:
главными становились не руководство и
распорядительство, а координация и
контроль.
В
зависимости от
принципа, положенного в основу их
создания, выделяются министерства,
создаваемые:
-
по
проблемно-целевому
принципу (таких министерств в настоящее
время большинство: экономики,
окружающей среды, внутренних дел и
др.); -
по отраслевому
принципу (министерства транспорта,
энергетики); -
по принципу
обслуживаемой клиентуры (министерства
по делам потребителей;
ветеранов и молодежи; мелкого бизнеса
и др.); -
по
территориально-региональному принципу.
Министерская
система, сложившаяся в конкретной
стране, зависит от различных национальных,
исторических, политических, географических
и иных факторов. Так, в странах, где
сильны позиции религии и церкви,
создаются министерства, курирующие
дела религиозных культов. В государствах
с монархической формой правления могут
учреждаться министерства королевского
(императорского) двора. В развивающихся
странах, в которых
еще не завершен процесс национальной
консолидации, появляются министерства,
на которые возлагаются задачи
«строительства нации» (борьба
с этнической рознью, развитие национальных
культур и др.).
В
отдельных случаях возможно создание
министерства для решения конкретной
задачи, после чего такое министерство
обычно упраздняется. Одним из примеров
подобного министерства ad hoc может служить
существовавшее в Германии министерство
для преодоления внутригерманского
раскола, которое на разных этапах истории
называлось по-разному: министерство
воссоединения, министерство по
общегерманским вопросам, министерство
внутригерманских отношений. В 1986 г. в
Канаде для реализации на практике
правительственного курса на свертывание
государственного
сектора в экономике было создано
министерство денационализации.
Александр Николаевич,
далее я несколько изменила бы
последовательность изложения с учетом
ранее приведенной, крайне значимой
сейчас классификации.
Страновая специфика
может проявляться и в функциях отдельных
министерств. В некоторых развивающихся
странах, например, министерство местного
самоуправления занимается вопросами
применения норм обычного
права. В Великобритании на министерство
по делам Северной Ирландии
возлагается функция
управления судебной системой этого
региона, а в министерстве по делам
Шотландии создано специальное
подразделение, ответственное
за организацию правосудия в Шотландии.
Для выравнивания
уровней развития отдельных территорий
министерства могут
создаваться по территориально-региональному
принципу (например,
министерство по делам индейцев и северных
территорий в Канаде, министерство
по проблемам развития Юга в Италии).
«Региональные» министерства существуют
в Великобритании: министерство по делам
Уэльса, министерство по делам
Шотландии, министерство по делам Северной
Ирландии.
Определение
оптимального числа министерств, как
показывает опыт за-рубежных государств
– весьма непростая задача. Повышение
оптимальной границы делает
правительственный аппарат громоздким
и негибким, а крайнее
ограничение количества министерств
неизбежно ведет к разбуханию
министерского аппарата управления. При
всех колебаниях просматривается
все-таки общая тенденция к ограничению
числа министерств26.
Министерская
система, как правило, соответствует
характеру и масштабу основных задач,
стоящих перед государством. Подобно
барометру, она чутко реагирует на
малейшие изменения в приоритетах
государственной политики, когда одни
министерства создаются, а другие
упраздняются. В некоторых странах приход
к власти нового правительства
сопровождается перестройкой системы
министерств.
Таким образом,
система центральных органов отраслевого
управления отличается крайней подвижностью
и нестабильностью. Лишь в немногих
зарубежных
государствах количество министерств
остается неизменным в течение
длительного периода. Это связано или с
традициями государствен-ного
управления в конкретной стране (так, в
Финляндии со времени обре-тения
независимости, на протяжении более чем
60 лет, было создано всего лишь одно новое
министерство – охраны окружающей
среды), или с тем, что
система министерств получает свое
закрепление на уровне конституции или
иного законодательного акта (Австрия,
Польша, США, Мексика и др.).
Количество
министерств предопределяется в основном
объективными нуждами государственного
управления, но в некоторых случаях
определяющую роль играют субъективные
факторы, связанные с политической
конъюнктурой. При создании министерств
определяющими могут стать идеологические
и политические соображения: запросы
ведущих партий, необходимость
предоставления министерских портфелей
соратникам по правительственной коалиции
(в государствах с парламентской формой
правления), реализация предвыборных
обещаний и др.
Министерская
система в зарубежных странах развивается
под определяющим
влиянием двух основных тенденций, как
одновременно проявляющихся,
так и сменяющих друг друга: дифференциации
министерского управления; интеграции
(укрепления) министерского звена.
Дифференциация
министерского управления стала
исторически первой тенденцией
развития системы отраслевого
государственного управления. Так, на
начальном этапе государственной реформы
в Пруссии министерство
внутренних дел функционировало как
орган управления, охватывающий все
основные сферы общественной жизни.
Затем постепенно от него стали
отпочковываться
отдельные направления государственной
политики, по которым создавались
специальные министерства: образования,
здравоохранения, торговли,
сельского хозяйства, труда, науки и др.
В Бельгии этот
процесс происходил следующим образом:
сначала из сферы деятельности
министерства внутренних дел были
выведены вопросы труда, затем -железные
дороги и связь, в конце XIX в. — промышленность
и сельское хозяйство, в первой половине
XX в. — вопросы колоний, экономики и
здравоохранения27.
Тенденция
дифференциации в настоящее время
проявляется, например, в
дальнейшей специализации управления
и разделении функций отдельных
министерств.
Так, в Италии из министерства финансов
выделилось министерство по бюджетным
проблемам. В Канаде из министерства
финансов выделилось министерство
национальных доходов, занимающееся
сбором федеральных налогов,
регулированием таможенных тарифов и
контролем над импортом. Встречаются
случаи создания сразу нескольких
министерств,
курирующих разные ступени образования
– начальное, среднее и высшее. Во многих
развивающихся странах существует
несколько министерств, осуществляющих
управление сельским хозяйством, что
непосредственно связано с аграрным
характером их экономики.
Интеграционная
тенденция, напротив, приводит к укрупнению
министерств, к появлению
суперминистерств, которые объединяют
в себе несколько
ранее существовавших министерств со
сходными функциями. Последние
превращаются, как правило, в департаменты
вновь образованного «большого»
министерства.
Во
Франции таким суперминистерством по
праву считается министерство
экономики, финансов и промышленности,
полномочия которого распространяются
на все вопросы, представляющие интерес
для государственной экономики.
Благодаря той важной роли, которую
играет данное министерство в подготовке
проекта бюджета, оно имеет возможность
ориентировать расходование средств
публичной администрации. Более
того,министр экономики, финансов и
промышленности должен скреплять своей
подписью все регламентарные акты,
имеющие финансовые последствия. Наконец,
контроль за расходами
позволяет ему осуществлять повседневное
наблюдение за
ходом дел во всех других министерствах28.
В
1984 г. в Канаде было создано министерство
регионального промышленного развития,
которое объединило аппараты трех ранее
существовавших министерств: промышленности
и торговли; регионального экономического
развития; экономического развития.
Суперминистерствами
во многих развивающихся странах
являются важнейшие органы управления
экономикой: в Саудовской Аравии –
министерство финансов и национальной
экономики, в Ливане – министерство
экономики, торговли, промышленности и
нефти, в Мексике – министерство торговли
и промышленного развития.
Иногда тенденция
укрупнения министерского звена
проявляется в реорганизации
правительственной системы, нацеленной
на механическое слияние министерств с
целью уменьшения их количества. Такие
изменения отличаются обычно крайней
недолговечностью и непоследовательностью.
Рассмотренные
тенденции развития министерской системы
не являются
взаимоисключающими;
на практике они скорее дополняют друг
друга. Kaждая из
них имеет как свои очевидные преимущества,
так и серьезные недостатки. Правительство
же, приступая к реорганизации системы
центральных органов
государственного управления, принимает
решение о реформировании структуры
исполнительной власти применительно
к конкретной
общественно-политической и экономической
ситуации.
Укрупнение
министерского звена содействует
преодолению ведомственной разобщенности
и проведению единой политики в определенной
сфере управления.
В пользу подобных реформ приводят и
другие аргументы: снижение расходов
на государственное управление, уменьшение
численности правительства,
сохранение количества межминистерских
координационных
органов, ослабление опасности доминирующего
давления различных групп интересов
и т. д.
К
числу нереализованных ожиданий и
недостатков реформ по укрупнению
министерств следует отнести: отсутствие
реального ускорения принятия
административного решения (по-прежнему
сохраняется потребность в координации,
однако теперь она должна проходить в
рамках одного «большого»
министерства); увеличение вероятности
ошибки при принятии управленческого
решения вследствие удаления центра
принятия решений от объекта управления
и др. Однако несмотря на отмеченные
недостатки, создание
укрупненных министерств стало основной
тенденцией развития централизованной
публичной администрации.
Вопросы
организации работы и структуры каждого
министерства регулируются
в специальном акте о его создании –
законе, нормативном акте, издаваемом
главой государства, правительством или
министром, в соответствии с закрепленной
за ними компетенцией. В некоторых странах
принимаются типовые положения
о министерстве.
Во
главе министерства стоит министр,
который по общему правилу руководит
работой вверенного ему государственного
органа в соответствии с принципом
единоначалия. Министр выполняет функции
как политического, так и административного
характера. Такое же объединение
политических и
административных функций наблюдается
и в статусе министра. Как член правительства
он наделен политической властью, а в
качестве руководителя
министерства он обладает полномочиями
административного характера.
В ряде зарубежных стран предпринята
попытка распределить политическое
руководство и оперативное управление
отраслью между министром и
генеральным (постоянным) секретарем
министерства29.
Огромный
объем документации, которую приходится
прочитывать министру, необходимость
часто присутствовать на заседаниях
правительства и
парламента, общение с избирателями –
эти и многие другие причины оставляют
министру мало возможностей для того,
чтобы вникнуть в детали работы своего
министерства. В этом случае фактическое
руководство министерством осуществляется
генеральным (постоянным) секретарем,
который в
отличие от министра назначается, как
правило, из профессиональных чиновников,
является знатоком соответствующей
сферы управления, выполняет
исключительно административные функции
и свободен от каких бы
то ни было политических обязательств30.
Кроме того, генеральный (постоянный)
секретарь обеспечивает непрерывность
и преемственность работы
министерства при частых отставках
министра31.
Должностные
лица, как правило, не являющиеся
руководителями министерств, но
выполняющие отдельные поручения
премьер-министра и имеющие право
решающего голоса на заседаниях
правительства, именуются министрами
без портфеля. В
связи с расширением сферы полномочий
исполнительной
власти министрам без портфеля в последнее
время все чаще стали давать не
временные, как ранее, а постоянные сферы
ответственности.
При этом министры без портфеля могут
подчиняться отраслевым министрам,
а могут и осуществлять функции координации
деятельности различных министерств,
тем самым занимая более высокое положение
в правительственной иерархии.
Иногда
в правительстве учреждается должность
министра-координатора
или главного министра, курирующего
группу родственных министерств,
а также министра, ведающего управлением
крупными регионами государства.
В
отдельных правительствах статус министра
присваивается некоторым высокопоставленным
чиновникам, которые, как и министры без
портфеля, не являются
руководителями министерств (председатель
казначейства, генеральный прокурор,
лидеры правительственных фракций в
парламенте и др.).
Существенной
страновой спецификой отличается понятие
«государственный министр»: во Франции
это – почетное звание, определяющее
главенствующее место этого лица
среди других министров; в Великобритании
– первый заместитель министра; в Японии
это – министр без портфеля, а в Норвегии
– премьер-министр.
В
ряде стран англосаксонского права в
правительстве выделяют должности
министров короны
(т. е. обычных
министров) и младших
министров. Так,
в Канаде министры короны подчиняются
непосредственно премьер-министру
и руководят основными министерствами
(финансов, иностранных
дел, регионального и промышленного
развития и др.). Младшие министры
возглавляют второстепенные министерства
и подчинены не главе кабинета,
а соответствующим министрам короны,
которых они освобождают от части
второстепенных обязанностей32.
Как правило, в
развивающихся странах есть должность
министра-делегата.
Учреждение
поста министра-делегата вызвано тем
обстоятельством, что в отдельных
государствах президент или премьер-министр
сосредоточивают в своих руках ключевые
министерские посты. Очевидно, что высшие
должностные лица не в состоянии лично
заниматься оперативным управлением
всех органов, находящихся в их распоряжении,
а потому от их имени в министерствах
действуют делегаты, имеющие статус
министра и представляющие
главу государства или премьер-министра.
Министр-делегат осуществляет
полномочия, делегированные ему официальным
руководителем министерства33.
Несмотря
на наличие многочисленных особенностей
организации министерств (страновая,
отраслевая специфика), в их структуре
можно выделить некоторые общие
элементы: кабинет, внутренние подразделения
(департаменты,
отделы, секции, бюро), советы и комитеты
консультативного характера,
органы инспекции и периферийные
(территориальные) службы.
Кабинет
представляет
собой личный штаб министерства. Он
состоит из сотрудников, которых подбирает
министр лично: директор кабинета,
сотрудник, отвечающий за связи с
общественностью, различные технические
советники, специальные уполномоченные,
атташе и т. д. Члены кабинета пользуются
особым доверием министра и тесно связаны
с ним: они остаются на своих должностях
столько, сколько это нужно министру; с
уходом министра
уходят, как правило, и они, если новый
министр не посчитает целесообразным
оставить их в кабинете.
Для любого
министерства характерно распределение
его функций между
различными структурными подразделениями,
основными из которых являются: дирекция
– во Франции; отдел – в Великобритании,
Германии; департамент – в Польше и
т. д. Наиболее крупная административная
единица министерства состоит из
более мелких подразделений (отделы,
секции, бюро и т. д.). Все внутренние
подразделения министерства подчиняются
центральной администрации (кабинет,
генеральный секретариат), и только
через них – министру. Соблюдается
принцип иерархии основных звеньев
отраслевого министерства: каждое
нижестоящее звено ответственно перед
вышестоящим и подотчетно ему, обязано
выполнять его распоряжения
и обращаться через него к вышестоящему
руководству.
Функции
министерства распределяются между его
основными структурными подразделениями.
Каждая дирекция (отдел, департамент)
предназначена для реализации
какой-либо функции министерства.
Компетенция министерства как бы
складывается из компетенции его важнейших
структурных подразделений34.
В структуре
министерства выделяют вертикальные,
горизонтальные и технические службы.
Вертикальные
службы (их иначе
называют производственными или
отраслевыми) направлены на реализацию
основных функций министерства. Например,
в министерстве юстиции Германии созданы
следующие отраслевые отделы: управление
юстицией; судопроизводства; гражданского
права; уголовного права; торгового
и хозяйственного права; вопросов
конституции и
административного права; международного
права и европейского законодательства.
Отраслевыми подразделениями департамента
финансов (казначейства) США являются:
бюро внутренних государственных
доходов; бюро пошлин на табак, алкоголь,
взрывчатые вещества и огнестрельное
оружие; бюро таможенных и торговых
сборов; бюро расчетов; бюро публичного
долга; бюро операций с золотом и серебром;
бюро финансирования
промышленности и инвестиций; офис
контролера за обращением национальной
валюты и функционированием банковской
системы; отдел подготовки
проекта федерального бюджета, разработки
мероприятий по развитию финансовой
системы и федерального финансового
законодательства; бюро чеканки,
гравировки и печатания.
Горизонтальные
службы (иначе называют функциональными)
оказывают
опосредованное воздействие на
осуществление министерством его основных
функций. К ним могут быть отнесены
подразделения, занимающиеся
вопросами персонала, бюджета, международного
сотрудничества, научных исследований.
Технические
службы министерства
в своей деятельности связаны с
«управленческой
техникой»: архивы, подразделения,
занимающиеся систематизацией
документации, планированием, отчетностью,
статистикой и т. д.
При министерствах
создаются различного рода вспомогательные
органы – советы
и комитеты, автономные отделы. Как
правило, они выполняют консультативно-техническую
функцию (дача заключений, внесение
предложений и т. д.). В порядке исключения
они могут наделяться некоторыми
квазисудебными
полномочиями (например, Высший совет
национального образования во
Франции).
Почти каждое
министерство располагает собственными
органами инспекции
или контроля (финансовые инспекторы,
инспекторы национального
образования, контролеры вооруженных
сил и военно-морского флота и т.
д.). Руководство их деятельностью
осуществляет, как правило, министр.
Некоторые
министерства, помимо центрального,
имеют региональный аппарат и офисы
на местах. Территориальные (периферийные)
службы министерства
могут осуществлять свою деятельность
как в пределах определенных округов
национальной территории, так и за
рубежом.
В США за проведение
в жизнь федеральных законов на местах
отвечают
региональные подразделения департаментов,
получившие в американской литературе
название «полевые» подразделения. Эти
органы департаментов
хотя структурно и не связаны с органами
штатов, все же осуществляют свою
деятельность в тесном сотрудничестве
с ними. Региональные подразделения
департаментов также контролируют
использование штатами федеральных
субсидий35.
Место
и роль министерства в системе
государственного управления определяются
его компетенцией, которая может быть
определена как в нормативном
акте, принимаемом специально для
регулирования деятельности данного
министерства, так и в законодательстве,
определяющем правовое положение всех
центральных отраслевых органов
государственного управления:
конституции, законы о правительстве и
публичной администрации (Закон об
административной процедуре в США, Закон
о федеральных министерствах в Австрии,
Органический закон о федеральной
публичной администрации в Мексике
и т. д.), типовые положения о министерстве.
Западные
административисты рассматривают
компетенцию министерства, как
правило, сквозь призму правомочий
министра. Выделяют несколько
основных направлений, по которым министр
реализует свои юридические
полномочия:
1. Министр
предпринимает меры общего значения.
Так называемые
меры общего значения фиксируются в
различных правовых актах – приказах,
постановлениях и др. В странах
англосаксонского права министры на
основе
делегирования конкретного полномочия
парламентом издают акты нормативного
характера, которые непосредственно
касаются прав граждан. В странах
континентальной системы права такие
акты издаются министром согласно
предписаниям закона или на основе
регламентарной власти (декреты,
ордонансы).
Законодательство многих зарубежных
стран признает, тем не менее,
за министрами отдельные дискреционные
полномочия в сфере нормотворчества:
оно подтверждает право министров
принимать постановления
общего
значения, не затрагивающие кого-либо
персонально, даже при отсутствии четко
выраженного законодательного разрешения,
если эти постановления касаются
исключительно организации подчиненных
им служб, т. е.действуют
только в отношении служащих и клиентов
этих служб36.
Министры издают
циркуляры, в которых обычно разъясняют
содержание закона, декрета или другого
нормативного акта (реже встречается
практика издания
нормативных циркуляров, в которых норма
не разъясняется, а непосредственно
закрепляется).
Распространена
практика направления министрами своим
подчиненным директив, где заранее
указываются направление и характер,
которые подчиненные министров будут
принимать по просьбе лиц, которых
затрагивают их действия.
2. Министр
руководит служащими своего министерства.
Он назначает
на
должности государственных служащих,
решает вопросы продвижения
по
службе, принимает в отношении подчиненных
меры дисциплинарного
характера, при
условии соблюдения подобных прав,
предоставленных другим органам и
должностным лицам. Кроме того, он дает
своим подчиненным
инструкции, следит за принимаемыми ими
решениями.
3. Министр
принимает индивидуальные административные
решения
(дополнительно к тем, что
были упомянуты в связи с управлением
персоналом) в каждом
случае, когда это предусмотрено правовым
актом общего значения
(например, министр культуры принимает
решение об объявлении здания
историческим памятником, министр
финансов принимает решение о предоставлении
отсрочки (рассрочки) уплаты налогов,
министр внутренних дел принимает решение
о высылке из страны иностранца, присутствие
которого на
территории данного государства угрожает
интересам охраны общественного
порядка и т. д.).
-
Министр наделяется
полномочиями в финансовой сфере.
Ежегодно он готовит
проект бюджета своего министерства.
После утверждения его парламентом
министр управляет процессом использования
предоставленных средств, являясь
главным распорядителем бюджетных
кредитов. -
Министр представляет
государство во всех вопросах, относящихся
к компетенции его
министерства: подписывает от имени
государства международные соглашения,
административные договоры в соответствии
с установленной компетенцией, представляет
государство в органах правосудия
и т. д.
Министр
не обязан лично выполнять все закрепленные
за ним полномочия. Часть своих
полномочий он может передать в порядке
делегирования начальникам центральных
служб министерства или должностным
лицам, возглавляющим периферийные
службы.
2.3. Ведомства
В тех сферах
общественной жизни, которые не охватываются
министерствами, создаются многочисленные
и разнообразные ведомства (государственные
комитеты, управления, агентства, бюро,
государственные комиссии и др.). Как
уже отмечалось, министерское звено
управления представляет собой остов
целостного организма публичной
администрации. Все другие центральные
управленческие органы специальной
компетенции образуются, чтобы восполнить
пробелы в единой структуре управления,
устранить недостатки в деятельности
центральных отраслевых органов, решить
проблемы, которые министерства в силу
объективных или субъективных причин в
данный момент решить не в состоянии.
Понятие
«ведомство» не характерно для юридического
лексикона зарубежных стран; оно
характерно прежде всего для административного
права Германии, а также России и
некоторых других государств, правовые
системы которых
формировались под влиянием советского
права. Зарубежное законодательство,
как правило, не использует для обозначения
разнообразных центральных органов
государственного управления какого-то
собирательного понятия, поэтому в
юридической литературе не существует
единого, общепринятого определения
ведомства. Одни к ведомствам относят
органы
управления, находящиеся в подчинении
министерств. Другие включают
в это понятие ведомства, составляющие
аппарат главы государства,
премьер-министра, правительства, а также
межминистерские советы и комитеты37.
Неоднозначно
решается и вопрос о соотношении понятий
«ведомство» и
«министерство». Наиболее распространенной
является позиция, в соответствии с
которой ведомство создается в той
области, которая не охвачена министерским
управлением.
Встречается
и иная точка зрения, сторонники которой
считают, что понятие «ведомство»
является родовым и включает как сами
министерства, так
и другие ведомства, не имеющие статуса
министерства. В этом случае министерство
рассматривается как такое ведомство,
во главе которого стоит министр,
являющийся членом правительства38.
Отдельные
ведомства могут создаваться путем
отпочкования от министерств, выделяясь
из состава последнего, либо получая
значительную автономию и становясь
независимыми административными
управлениями, пополняя
число органов децентрализованной
публичной администрации39.
Классифицировать
ведомства крайне сложно по причине их
значительного числа и большого
количества переданных им функций.
Увеличение
числа ведомств, с одной стороны,
содействует усилению специализации
государственного регулирования
общественных отношений,
обеспечению лучшей межведомственной
координации путем установления
горизонтальных связей между существующими
министерствами и ведомствами.
Однако с другой стороны, это негативно
сказывается на управляемости системы
центральных органов исполнительной
власти.
Например,
в настоящее время в Германии на федеральном
уровне действуют следующие
ведомства: федеральное ведомство по
охране Основного закона;
федеральное финансовое ведомство;
федеральное ведомство по грузовым
перевозкам; федеральное ведомство
здравоохранения; федеральное
ведомство по обеспечению безопасности
полетов; федеральное статистическое
ведомство; федеральное ведомство для
ремесленного хозяйства; федеральное
ведомство по охране от радиации;
федеральное ведомство страхования;
федеральное ведомство картелей;
федеральное ведомство гражданской
обороны; федеральное ведомство по
окружающей среде; федеральное
верховное морское ведомство и др.
Крупнейшими
центральными ведомствами в Великобритании
являются Центральное
ведомство информации, Департамент по
юридическим вопросам,
Управление таможенных и акцизных сборов,
Управление государственных
доходов, Департамент по гарантиям
экспортных кредитов, Управление по
делам библиотек и искусству и др.
Ведомство
возглавляет профессиональный чиновник
высшего ранга, который,
как правило, не является министром. В
отдельных случаях руководителю
ведомства может присваиваться ранг
министра. Руководители ведомств, не
действующие на правах министра, могут
присутствовать на заседаниях правительства
по приглашению и с правом совещательного
голоса.
В некоторых
государствах создаются так называемые
правительственные ведомства,
руководители которых, не будучи
министрами, входят в состав правительства.
Например, в Польше Малая Конституция в
ст. 53, посвященной
составу Совета министров, устанавливает,
что в него наряду с председателем
Совета министров, вице-председателем
и министрами входят также и руководители
определенных законом комиссий и
комитетов, осуществляющих функции
высших органов государственной
администрации, назначенные в порядке,
предусмотренном для формирования
правительства. В частности, к числу
таких органов относится образованный
в соответствии с Законом от 12 января
1991 г. Комитет научных исследований,
определенный в ст. 1 Закона как «высший
орган государственной администрации
по вопросам научной и научно-технической
политики государства»40.
Председатель этого Комитета назначается
и освобождается от должности Сеймом
(парламентом) по предложению председателя
Совета министров. Другие ведомства,
созданные в Польше (Антимонопольное
управление, Управление охраны
государства, Управление физической
культуры и туризма), не являются
правительственными: их руководители
не входят в состав
правительства; они назначаются и
освобождаются от должности
непосредственно председателем Совета
министров.
Вопросы образования
новых ведомств, их компетенции и структуры
в зависимости от
национального законодательства могут
регулироваться:
а) приказами
министра соответствующей отрасли
б) решениями
правительства;
в) специальными
законами (в Германии, например, ведомства
создаются
специальными законами
в качестве самостоятельных высших
учреждений
при соответствующем
федеральном министерстве).
Применительно
к ведомствам, входящим в состав
централизованной публичной
администрации, может быть применена
одна из двух основных моделей
административного подчинения:
-
ведомство
подчиняется министру, руководящему
соответствующей сферой управления;
в этом случае руководитель ведомства
может иметь ранг заместителя министра; -
ведомство
выводится из административного
подчинения министру и напрямую
подчиняется правительству; тогда если
руководитель ведомства не
имеет ранга министра, на одного из
членов правительства может быть
возложено общее
руководство работой данного ведомства.
В
первом случае министр осуществляет
руководство отраслью в полном объеме,
а во втором случае он руководит только
министерством, при этом различные
ведомства (агентства, бюро, управления
и др.) считаются независимыми от
министерства и подчинены непосредственно
правительству.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Минпромторг России — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в развитии авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений. Осуществляет функции уполномоченного федерального органа, осуществляющего регулирование внешнеторговой деятельности.
Мантуров Денис Валентинович
Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Цыб Сергей Анатольевич
Первый заместитель Министра
Евтухов Виктор Леонидович
Статс-секретарь — заместитель Министра
Беспрозванных Алексей Сергеевич
Заместитель Министра
Бочаров Олег Евгеньевич
Заместитель Министра
Кадырова Гульназ Маннуровна
Заместитель Министра
Морозов Александр Николаевич
Заместитель Министра
Осьмаков Василий Сергеевич
Заместитель Министра
Рязанцев Олег Николаевич
Заместитель Министра
Иванов Михаил Игоревич
Заместитель Министра
Груздев Алексей Владимирович
Заместитель Министра
Структурные подразделения Министерства промышленности и торговли
Абрамов Алексей Владимирович
Руководитель Росстандарта
Королев Геннадий Анатольевич
Административный департамент
Лысогорский Дмитрий Алексеевич
Департамент авиационной промышленности
Пак Денис Климентьевич
Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения
Труфанов Максим Юрьевич
Департамент бюджетной политики и финансов
Бурмистров Вячеслав Александрович
Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений
Стратийчук Александр Васильевич
Департамент защиты государственной тайны
Хмырова Вера Геннадьевна
Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса
Серватинский Павел Вадимович
Департамент металлургии и материалов
Капранов Дмитрий Валерьевич
Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии
Шпак Василий Викторович
Департамент радиоэлектронной промышленности
Кузнецов Никита Вячеславович
Департамент развития внутренней торговли
Колобов Дмитрий Валерьевич
Департамент развития промышленности социально-значимых товаров
Алехин Алексей Викторович
Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности
Хоценко Виталий Павлович
Департамент региональной промышленной политики и проектного управления
Цемахович Андрей Анатольевич
Департамент регулирования внешней торговли и поддержки экспорта
Елкина Мария Игоревна
Департамент сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения
Приезжева Екатерина Геннадьевна
Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции
Муратов Евгений Владиславович
Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения
Носов Сергей Сергеевич
Департамент стран Азии, Африки, Латинской Америки
Анисимов Михаил Валериевич
Департамент стран Европы, Северной Америки, СНГ и многостороннего экономического сотрудничества
Ученов Алексей Александрович
Департамент стратегического развития и корпоративной политики
Кабаков Борис Анатольевич
Департамент судостроительной промышленности и морской техники
Ганеева Марина Вилевна
Департамент учета и контроля
Орлов Александр Юрьевич
Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий
Дождёв Владимир Святославич
Департамент цифровых технологий
Карпова Надежда Ивановна
Юридический департамент
21 января 2020 года Указом президента России Владимира Путина Мантуров Денис Валентинович переназначен на должность министра промышленности и торговли Российской Федерации, в составе правительства пол руководством Владимира Мишустина. Пост главы Минпромторга Денис Мантуров занимает с 2012 года.
3 июля 2019 года Министерство промышленности и торговли РФ заключило специнвестконтракты с шестью автопроизводителями: Volkswagen, GM-АвтоВАЗ, «Автотор», «ПСМА Рус», Toyota и Volvo, на общую сумму более 100 млрд рублей. Реализация контрактов предполагает осуществление поставок автомобилей на внутренний и на мировые рынки.
19 февраля 2019 года Российская система качества совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России провело исследование винного рынка России и составило собственный «Винный гид» по продукции отечественного производства. Рейтинг российских вин составляло жюри из 23 ведущих российских экспертов и двух приглашенных из Италии. В итоговые рейтинги «Винного гида России» вошли вина 211 наименований — это 38 игристых вин, 56 белых, 9 розовых, 78 красных вин.
27 октября 1905 года создано Министерство торговли и промышленности России, в котором объединились функции, ранее разбросанные по нескольким ведомствам. Министерство было призвано не только контролировать торгово-промышленную жизнь, но и стоять на страже ее интересов, а тажке в целях «успокоения» и привлечения на сторону властей буржуазии.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) |
|
---|---|
Общая информация | |
Страна | Россия |
Дата создания | 12 мая 2008 |
Предшествующее ведомство | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации |
Руководство деятельностью осуществляет | Правительство Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство | Правительство Российской Федерации |
Штаб-квартира | Москва, Китайгородский проезд, дом 7 |
Число сотрудников | 859 |
Годовой бюджет | 169,4 млдр руб. (на 2012) |
Министр | Мантуров Денис Валентинович |
Подведомственный орган | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт |
Ключевой документ | Положение «О Минпромторге России»[1] |
Сайт | |
www.minpromtorg.gov.ru | |
Примечания | |
Функции министерства — наблюдатель |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Создано 12 мая 2008; в апреле — сентябре 1998 существовало ведомство с таким же названием и сходными полномочиями.
Содержание
- 1 История
- 1.1 Министерство промышленности и торговли РФ (1998 г.)
- 1.2 Министр
- 1.3 1-й заместитель министра
- 2 Министерство промышленности и торговли РФ (с 2008 г.)
- 2.1 Министр
- 2.2 Заместители министра
- 2.3 Федеральное агентство
- 3 Компетенция Минпромторга
- 4 Структура
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
История
В CCCР для каждого промышленного направления в промышленной отрасли, было создано своё министерство, которое управляло предприятиями. Все предприятия находились в государственной собственности. В свою очередь Министерства объединялись Советом министров СССР.
Общесоюзные министерства СССР
- Министерство электронной промышленности СССР (МЭП) (1965—1991 гг)
- Министерство нефтяной промышленности СССР (Миннефтепром) (Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР) (1939—1991 гг)
- Министерство газовой промышленности СССР (Мингазпром) (позже Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР)
- Министерство авиационной промышленности СССР (Минавиапром, МАП)
- Министерство автомобильной промышленности СССР (Минавтопром)
- Министерство внешней торговли СССР (Минвнешторг) (позже Министерство внешних экономических связей СССР)
- Министерство водохозяйственного строительства СССР
- Министерство геологии СССР (Мингео)
- Министрество городского и сельского строительства СССР (Мингорсельстрой)
- Министерство гражданской авиации СССР (МГА)
- Министерство машиностроения СССР (Минмаш)
- Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР (Минживмаш)
- Министерство машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР (Минлегпищемаш)
- Министерство медицинской промышленности СССР (Министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР) (Минмедпром)
- Министерство морского флота СССР (Минморфлот)
- Министерство оборонной промышленности СССР (МОП)
- Министерство общего машиностроения СССР (Минобщемаш)
- Министерство по производству минеральных удобрений СССР (Минудобрений)
- Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР
- Министерство промышленности средств связи СССР
- Министерство путей сообщения СССР (МПС)
- Министерство радиопромышленности СССР (Минрадиопром)
- Министерство резиновой промышленности СССР (Минрезинпром)
- Министерство рыбного хозяйства СССР (Минрыбхоз)
- Министерство среднего машиностроения СССР (Минсредмаш) (позднее Министерство атомной энергетики и промышленности СССР (МАЭП))
- Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности СССР
- Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР (Минстройдормаш)
- Министерство строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья (Министерство строительства в восточных районах СССР[2]) (Минвостострой)
- Министерство строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР
- Министерство строительства в северных и западных районах СССР
- Министерство строительства в южных районах СССР
- Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности (Минметаллургхимстрой)
- Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР
- Министерство строительства топливных предприятий СССР (МСПТИ)
- Министерство строительства электростанций СССР
- Министерство судостроительной промышленности СССР (Минсудпром)
- Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
- Министерство транспортного строительства СССР (Минтрансстрой)
- Министерство тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (Минтранстяжмаш)
- Министерство угольной промышленности восточных районов СССР
- Министерство угольной промышленности западных районов СССР
- Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР
- Министерство химической промышленности СССР
- Министерство целлюлозно-бумажной промышленности СССР
- Министерство электротехнической промышленности СССР (Минэлектротехпром)
- Министерство электростанций СССР
- Министерство энергетического машиностроения
В 1991 После Распада СССР, государственные предприятия были приватизированы в частную собственность, министерства были распущены.
Министерство промышленности и торговли РФ (1998 г.)
30 апреля 1998 года, впервые было создано «Министерство промышленности и торговли РФ» при формировании правительства Кириенко. В его ведение передавались промышленные подразделения Министерства экономики РФ, упразднённый Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, а также часть функций упразднённых Министерства внешних экономических связей и торговли РФ и Министерства РФ по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
Министерство просуществовало менее 5 месяцев, за это время так и не было утверждено положение о нём, а аппарат так и не был сформирован. 22 сентября 1998 г., при формировании правительства Примакова, министерство было упразднено, восстановлены (под новыми названиями) Министерство торговли РФ, Министерство РФ по делам Содружества Независимых Государств и Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, функции по управлению промышленностью возвращены Министерству экономики РФ.
Министр
- Габуния, Георгий Валерьевич (и. о. министра 8 мая — 25 сентября 1998)
23 июля 1998 года министром был назначен Маслюков, Юрий Дмитриевич[2]. Однако он фактически не вступил в должность, оставаясь депутатом Государственной Думы.
1-й заместитель министра
- Горбачёв, Иван Иванович (3 июня — 7 октября 1998).
Министерство промышленности и торговли РФ (с 2008 г.)
Нынешнее Министерство промышленности и торговли РФ создано 12 мая 2008 на базе упразднённого Министерства промышленности и энергетики РФ (в части промышленности) и Министерства экономического развития и торговли РФ (преобразовано в Министерство экономического развития РФ). Министерству подведомственно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Министр
- Христенко Виктор Борисович (12 мая 2008 — 31 января 2012)
- Мантуров Денис Валентинович (и.о. министра со 2 февраля 2012 г. по 20 мая 2012 г.; с 21 мая 2012 г.) По сведениям СМИ, Мантуров не был оформлен и.о. министра[3]
Заместители министра
- Евтухов Виктор Леонидович (с 11 сентября 2012 г., № 1660-р)
- Каламанов Георгий Владимирович (с 10 июня 2010 г., № 977-р)
- Караваев Игорь Евгеньевич (с 31 марта 2011 г., № 538-р) — статс-секретарь.
- Никитин Глеб Сергеевич (с 10 июля 2012 г., № 1220-р)
- Слюсарь Юрий Борисович (с 5 мая 2012 г., № 724-р)
- Рахманов Алексей Львович (с 15 марта 2012 г., № 337-р)
Федеральное агентство
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Компетенция Минпромторга
Минпромторга регулирует в следующих областях:
- металлургическая, химическая, фармацевтическая, биотехнологическая, медицинская, лёгкая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая и электронная промышленность;
- машиностроение и автомобильная промышленность;
- оборонно-промышленный комплекс;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности при обороте товаров;
- морская техника и судостроительная промышленность;
- авиационная техника и авиационная промышленность;
- промышленность средств связи;
- радиопромышленность;
- промышленности боеприпасов и специальной химии;
- химическое разоружение;
- промышленность обычных вооружений;
- техническое регулирование и обеспечение единства измерений;
- наука и техника в интересах обороны и безопасности государства;
- внешняя и внутренняя торговля;
- общественное питание и бытовое обслуживание;
- народные художественные промыслы;
- выставочная и ярмарочная деятельность.
Структура
- Административный департамент
- Организационный отдел
- Отдел документационного обеспечения
- Отдел контроля
- Отдел архива
- Отдел государственной службы и кадров
- Отдел по работе с руководящими кадрами подведомственных организаций
- Отдел материального-технического обеспечения
- Отдел сопровождения деятельности министра
- Отдел безопасности
- Департамент базовых отраслей промышленности
- Отдел цветной металлургии
- Отдел чёрной металлургии
- Отдел тяжёлого машиностроения
- Отдел нефтегазового машиностроения, машин и оборудования для перерабатывающей промышленности
- Отдел экономического анализа, прогнозирования и мониторинга рынков
- Отдел технического регулирования и нормативных актов
- Департамент судостроительной промышленности и морской техники
- Отдел экономики и прогнозирования
- Отдел военно-технического сотрудничества
- Отдел гособоронзаказа и ядерно-радиационной безопасности
- Отдел корпоративного строительства и имущественных отношений
- Отдел федеральных целевых программ
- Отдел технического регулирования и гражданской морской техники
- Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий
- Отдел фармацевтической промышленности и биотехнологического комплекса
- Отдел медицинской промышленности
- Отдел химической промышленности
- Отдел анализа рынков и корпоративного управления
- Отдел технического регулирования
- Департамент корпоративного управления и федеральных целевых программ
- Отдел договоров и контроля за выполнением договорных обязательств
- Отдел программ развития промышленности, гособоронзаказа и отчётности
- Отдел методологии и проведения конкурсов
- Отдел бюджетных инвестиций
- Отдел учёта РНТД
- Отдел методологии и поддержки информационно-аналитических систем
- Отдел экономического анализа
- Отдел корпоративного управления
- Департамент мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Отдел мобилизационного планирования и обеспечения мобилизационной готовности
- Отдел государственного оборонного заказа и договорной работы
- Отдел подготовки систем управления к переводу на работу в условиях военного времени
- Отдел гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны труда и пожарной безопасности
- Департамент развития оборонно-промышленного комплекса
- Отдел оборонно-промышленной и инвестиционной политики
- Отдел нормативно-правового обеспечения и развития ОПК
- Отдел гособоронзаказа и научно-технического развития
- Отдел технико-экономического сопровождения развития ОПК
- Отдел военно-технического сотрудничества
- Отдел экспортного контроля и кооперационных поставок
- Отдел научно-технической информации
- Департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений
- Отдел координации деятельности по разработке технических регламентов
- Отдел нормативно-правового обеспечения технического регулирования
- Отдел методологического обеспечения технического регулирования
- Отдел международного сотрудничества в области технического регулирования
- Отдел обеспечения единства измерений (Метрологическая служба Минпромторга России)
- Отдел оценки соответствия и аккредитации
- Юридический департамент
- Отдел законопроектных работ
- Отдел нормативных правовых актов
- Отдел правового обеспечения
- Отдел договорно-правовой работы
- Департамент авиационной промышленности
- Отдел стратегического развития и корпоративного управления
- Отдел технического регулирования, экспериментальной авиации и лицензирования
- Отдел военно-технического и международного сотрудничества
- Отдел программ создания и производства гражданской авиационной техники
- Отдел программ создания и производства военной авиационной техники и вооружения
- Отдел двигателестроения, оборудования и агрегатов
- Департамент внешнеэкономических отношений
- Отдел сотрудничества со странами СНГ
- Отдел многостороннего сотрудничества и европейской интеграции
- Отдел стран Европы
- Отдел стран Ближнего Востока и Африки
- Отдел стран Азии и Америки
- Отдел протокола
- Отдел выставок и координации участников внешнеэкономической деятельности
- Отдел государственной поддержки экспорта
- Отдел тарифного регулирования
- Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- Отдел обеспечения защиты внутреннего рынка и анализа влияния мер регулирования внешней торговли на отрасли экономики
- Отдел информационно-технического сопровождения внешней торговли и ведения федерального банка данных
- Отдел лицензирования и реализации разрешительного порядка в сфере внешней торговли
- Отдел сопровождения деятельности территориальных органов, регионального и приграничного сотрудничества
- Отдел нормативного правового обеспечения применения ограничений и мониторинга международных обязательств
- Департамент радиоэлектронной промышленности
- Отдел научно-технического развития и техрегулирования
- Отдел инвестиций
- Отдел гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества
- Отдел экономического анализа
- Отдел корпоративного управления
- Департамент реализации конвенционных обязательств
- Сводно-аналитический отдел
- Отдел планирования федеральных целевых программ и размещения заказов
- Отдел контроля и анализа эффективности реализации федеральных целевых программ
- Отдел имущественного комплекса, претензионной и исковой работы
- Отдел обоснования позиции по запрещению химического и биологического оружия и технической помощи
- Отдел обеспечения международных инспекций
- Департамент лесной и лёгкой промышленности
- Отдел экономического анализа, прогнозирования и мониторинга рынков
- Отдел лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности
- Отдел организации лёгкой промышленности и народных художественных промыслов
- Отдел технического регулирования
- Департамент бюджетной политики и финансов
- Сводный отдел бюджетного планирования
- Сводный отдел финансирования расходов
- Отдел финансирования центрального аппарата
- Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
- Отдел финансово-экономической экспертизы
- Отдел учёта и сопровождения государственных контрактов
- Отдел аудита
- Отдел финансирования бюджетных инвестиций
- Департамент государственного регулирования внутренней торговли
- Отдел организации торговой деятельности
- Отдел регионального развития торговли
- Отдел анализа и прогноза внутренней торговли
- Департамент стратегического развития
- Отдел экономического анализа и стратегического планирования
- Отдел регионального развития
- Отдел инновационной и кадровой политики в отраслях промышленности
- Отдел научно-технической политики
- Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии
- Отдел научно-технического развития и технического регулирования
- Отдел инвестиций
- Отдел гособоронзаказа
- Отдел военно-технического сотрудничества
- Отдел корпоративного управления
- Отдел экономического анализа
- Департамент автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения
- Отдел автомобильной промышленности
- Отдел сельскохозяйственного и лесного машиностроения
- Отдел строительно-дорожной и коммунальной техники
- Отдел экономического анализа, прогнозирования и мониторинга рынков
- Отдел технического регулирования
- Департамент информационных технологий и общественных связей
- Отдел пресс-службы
- Отдел информационных технологий
См. также
- Список министров промышленности России
Примечания
- ↑ Положение «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438)
- ↑ Указ Президента РФ от 23 июля 1998 г. № 880 «О Маслюкове Ю. Д.»
- ↑ Российские вести, статья «Не в свой кабинет, да не садись»
Ссылки
- Официальный сайт Министерства промышленности и торговли России
Федеральные органы исполнительной власти России (c 21 мая 2012 года) | |
---|---|
В ведении Президента Российской Федерации | |
Министерства со службами и агентствами |
МВД • МЧС • МИД (Россотрудничество) • Минобороны (ФСВТС • ФСТЭК • Рособоронпоставка • Спецстрой) • Минюст (ФСИН • ФССП) |
Федеральные службы |
ГФС • СВР • ФСБ • ФСКН • ФСО • Росфинмониторинг |
Федеральные агентства |
Главное управление специальных программ • Управление делами Президента |
В ведении Правительства Российской Федерации | |
Министерства со службами и агентствами |
Минздрав (Росздравнадзор • ФМБА) • Минкультуры (Росархив • Ростуризм) • Минобрнауки (Рособрнадзор • Росмолодёжь) • Минприроды (Росгидромет • Росприроднадзор • Росводресурсы • Рослесхоз • Роснедра) • Минпромторг (Росстандарт) • Министерство по развитию Дальнего Востока • Минрегион (Росстрой) • Минкомсвязь (Роскомнадзор • Роспечать • Россвязь) • Минсельхоз (Россельхознадзор • Росрыболовство) • Минспорт • Минтранс (Ространснадзор • Росавиация • Росавтодор • Росжелдор • Росморречфлот) • Минтруд (Роструд) • Минфин (ФНС • Росфиннадзор • Казначейство России) • Минэкономразвития (Росаккредитация • Росреестр • Роспатент • Росрезерв • Росимущество) • Минэнерго |
Федеральные службы |
ФАС • Росстат • ФМС • Роспотребнадзор • Рособоронзаказ • Росалкогольрегулирование • ФТС • ФСТ • ФСФР • Ростехнадзор |
Федеральные агентства |
Роскосмос • Росграница |