РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
- РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
- -деятельность по координации усилий пед. коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.
Педагогический словарь. — М.: Академия.
.
2005.
Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ» в других словарях:
-
Завуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего учебного заведения. Должности завучей: Завуч по учебно воспитательной работе (Составляет расписание, занимается методической работой, внутришкольным контролем). Завуч по научно… … Википедия
-
Колледж Экономики и Финансов — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
-
Кировское (Украина, Донецкая область) — город Кировское укр. Кіровське Флаг (описание) Файл:Flag of Kirovskoe.svgsd Герб … Википедия
-
Новая Крестовка — город Кировское укр. Кіровське Флаг (описание) Файл:Flag of Kirovskoe.svgsd Герб … Википедия
-
Иркутский государственный медицинский университет — Запрос «ИГМУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иркутский государственный медицинский университет (ИГМУ) Международное название … Википедия
-
Мурманский международный лицей — Тип муниципальное общеобразовательное учреждение Деятельность образование и наука Основан 1991 год Расположение Россия,Мурманск,Ледокольный проезд,23 Ключевые фигуры Погодина Татьяна Викторовна Отрасль образование Сайт… … Википедия
-
МГПСШ — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… … Википедия
-
МгПсШ — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… … Википедия
-
Московская государственная Пятьдесят седьмая Школа — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… … Википедия
-
Московская государственная Пятьдесят седьмая школа — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… … Википедия
Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влияния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихийный, а педагогически
управляемый. Эффективность управления
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.
Управление педагогом
коллективом будет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвязанных
и взаимообусловленных процесса:
-
сбора информации
об ученическом коллективе и входящих
в него школьниках; -
организации
адекватных его состоянию воздействий,
имеющих целью совершенствовать сам
коллектив и оптимизировать влияние
его на личность каждого отдельного
ученика (А.Т. Куракин).
Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздействий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:
1) использования
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;
2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;
3) создания таких
ситуаций в жизни коллектива, которые
способствуют положительному влиянию
на отдельных ее членов;
4) расширения
функций ученического самоуправления;
5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.
В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:
1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимости, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не командовать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогическое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребята, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изменяется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руководство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его развития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллектива вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудничество с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.
4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объекта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей формирует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанникам,
такие качества у тех формируются.
5. Показатель
правильного руководства — наличие в
коллективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не может,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.
6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязанностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и самоконтроль
в первичном коллективе (по горизонтали).
7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами коллектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесенные
обиды.
8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выполняемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потребностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллективных отношений
окажется наиболее благоприятным.
9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему стихийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общительность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); черты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).
10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллективе может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в неблагоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они
могут получить более высокий статус.
11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изменение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забота об изменении
характера и видов коллективной
деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
деятельность по координации усилий пед. коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.
Источник: Педагогический словарь
Урок
34
Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом
Цели:
изучить новый материал
Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме
Личность
и коллектив
Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.
В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.
Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.
Влияние
коллектива на личность.
Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.
БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ
По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:
1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;
2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Влияние
личности на коллектив.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.
Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.
Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.
Педагогическое
руководство детским коллективом
Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.
К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.
Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.
Главная
деятельность – учебная
– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.
Главный
закон воспитания:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.
Вторым
важным условием развития коллектива детей, школьников является самодеятельность,
активность детей.
Самоуправление
школьников – форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.
Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр.
Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.
Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.
В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества: в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.
К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов.
Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.
Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.
Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.
Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.
Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.
К
ним относятся: праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.
Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.
Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:
1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;
2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.
В
практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать ряд требований
(правил):
1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;
2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;
3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;
4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;
5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;
6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);
7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;
9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.
Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»
ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:
Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности
Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности
классного руководителя:
— формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;
— формирование здорового образа жизни;
— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
— защита прав и интересов обучающихся;
— организация системной работы с обучающимися в классе;
— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.
Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.
К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//
Источники:
1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695
2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа: https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html
3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.
4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.
5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.
ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,
КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ
В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.
Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.
Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в единое целое — функцию руководства коллективом.
На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:
грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;
возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;
каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.
Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных функций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.
Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.
Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.
При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:
подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;
анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.
Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.
Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.
Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:
планирование учебно-воспитательного процесса;
организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;
контроль за учебно-воспитательным процессом;
организация методической работы в учреждении;
работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;
профориентация и адаптация обучающихся;
индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;
административно-хозяйственная деятельность;
внебюджетная и предпринимательская деятельность.
В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.
Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества, взаимопонимания и взаимозависимости.
Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.
Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:
рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;
продуктивная организация рабочих мест;
систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;
обеспечение стабильности занятости;
разработка и реализация различных социально-экономических программ;
сохранение квалифицированных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбора кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.
Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обучение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.
Облик современного руководителя определяют представления об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отношения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.