Руководство педагогическим коллективом в условиях реализации фгос ответ на вопрос билета

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ

В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.

Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.

Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в еди­ное целое — функцию руководства коллективом.

На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:

грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;

возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;

каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.

Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руко­водителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных фун­кций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.

Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.

Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.

При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:

подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;

анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.

Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.

Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.

Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:

планирование учебно-воспитательного процесса;

организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;

контроль за учебно-воспитательным процессом;

организация методической работы в учреждении;

работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;

профориентация и адаптация обучающихся;

индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;

административно-хозяйственная деятельность;

внебюджетная и предпринимательская деятельность.

В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-эко­номические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотруд­ничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.

Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотруд­ничества, взаимопонимания и взаимозависимости.

Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.

Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:

рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;

продуктивная организация рабочих мест;

систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;

обеспечение стабильности занятости;

разработка и реализация различных социально-экономических программ;

сохранение квалифицирован­ных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.

Одной из важнейших проблем на современном этапе раз­вития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбо­ра кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.

Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффе­ктивности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обу­чение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.

Облик современного руководителя определяют представле­ния об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отно­шения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то это сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем  — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Управление образования и молодежной политики администрации

Арзамасского муниципального района

МОУ Ломовская средняя общеобразовательная школа

доклад по теме:

«Управление педагогическим коллективом в условиях введения ФГОС »

j:рек1еленашколафотоschoolimgp0001.jpg

Подготовила:

директор высшей квалификационной категории

Рогожина А.Ф.

п. Ломовка, 2011 г

Уважаемые коллеги!

Цель моего выступления: раскрыть управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.

Перемены, происходящие в современном обществе, ставят перед школой задачу обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности в соответствии с потребностями личности, общества и государства. Отсюда предполагается осуществить целый ряд кардинальных изменений в системе образования: введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, пересмотр структуры и содержания общего образования, проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и т.д. В этих условиях возрастает роль и значение управления образовательным учреждением.

Перед каждым руководителем в первую очередь встает задача – как разработать оптимальную систему управления? Как сделать так, чтобы школа не только функционировала, но и развивалась, вся документация заполнялась и сдавалась вовремя, управленческие решения принимались и выполнялись четко и в срок, образовательный процесс давал хорошие результаты, а работники слаженно и без дополнительных указаний выполняли свои должностные обязанности, да ещё и проявляли инициативу? Очень непростая задача. Каждый руководитель пытается найти именно для себя, для своего образовательного учреждения наиболее оптимальный результат. Невозможно одну на всех систему управления, даже самую хорошую, внедрить во все образовательные учреждения, но можно из многообразия вариантов выбрать то, что подходит именно своему коллективу на данном этапе развития.

2010 – 2011 учебный год был последним этапом подготовки к введению ФГОС НОО. И мы организовали активную работу в этом направлении. В сложившихся условиях необходимо активизировать творческие силы коллектива, а это возможно при демократизации управления педагогическим коллективом, единства единоначалия и коллегиальности.

Такие подходы в управлении позволяют преодолевать субъективность, авторитаризм в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений. Реализация этого принципа в управлении педагогическим коллективом нашел свое воплощение в деятельности Совета по введению ФГОС, действующего на общественных началах, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения.

Структура управляющей системы педагогическим коллективом в нашей школе представлена четырьмя уровнями управления, давая возможность каждому участнику образовательного процесса участвовать в управлении школой.

Первый уровень определяет стратегические направления развития педагогического коллектива — это директор школы; Совет школы, который состоит из представителей всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольный родительский комитет.

Второй уровень — тактический – это заместители директора школы, социально-психологическая служба, административно-хозяйственная служба. Они участвуют в планировании и реализации задач и решении текущих общих проблем школы.

Третий уровень – исполнительский – это школьные методические объединения педагогов, временные проблемные и творческие группы. На данном уровне принимаются решения по выбору наиболее эффективных способов решения актуальных задач.

Четвертый уровень – органы общешкольного ученического самоуправления – это Большой ученический совет, совет детского объединения, советы КТД, советы классов, временные советы дел.

Что же такое управление? Обратимся к определению понятия «управление», данное в книге «Управление современной школой» (под. ред. М.М. Поташкина. – М., 1992). По мнению авторов, управление – это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы». Это определение отвечает главным задачам школы – представить управление как организацию деятельности в образовательном учреждении. Из определения видно, что

управление – это целенаправленная деятельность. Причем, это особая деятельность, состоящая из системы управленческих операций, называемых функциями управления. Выделяется четыре вида управленческих действий (функций) – планирование, организация, руководство и контроль.

Планирование – ведущая функция управления, с неё начинается управленческий цикл. Можно выделить следующий алгоритм планирования:

  • формирование задач;
  • распределение их по исполнителям процесса планирования;
  • сбор соответствующей конкретной информации для составления плана;
  • оценка этих действий руководителем;
  • координация усилий;
  • сведение воедино всех предложений;
  • составление документа – плана;
  • обсуждение его качества и структуры;
  • использование его в учебном процессе как инструмента реализации содержания и подведения итогов.

В целях обеспечения эффективной подготовки введения ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году и с целью создания условий для организационного, управленческого, кадрового, материально-технического, финансового, методического и информационного обеспечения ФГОС НОО нами был разработан план мероприятий, который утвержден приказом №4/1 от 25.01. 2011г. Этот документ позволяет перейти от существующей образовательной системы к новой. В нем определяется продолжительность выполнения каждого действия, которые согласуются между собой по срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, другие – параллельно. Рациональное распределение действий позволяет добиваться равномерной загруженности педагогов образовательного учреждения.

Работу по переходу на новые стандарты в начальной школе мы начали с составления нормативно-правовой базы. Я не буду останавливаться на документах, которые вам хорошо известны. Они собраны в папку и представлены на выставке. Документы школьного уровня, а также план мероприятий по введению ФГОС размещены на сайте школы.

Организация как функция управления – это совокупность управленческих действий в области кадровых, материальных, финансовых условий функционирования образовательного учреждения. С помощью этой функции осуществляется реальная деятельность по достижению намеченной в планах цели. Чтобы осуществить запланированное, необходимо определить людей, которые будут выполнять, их функциональные обязанности.

Перед нами встала задача создания органа, обеспечивающего координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляющего информационное, методическое, экспертное сопровождение процесса, утверждающего проекты, планы, разрешающего возможные конфликты и даже стимулирующего деятельность работников. На педагогическом совете было принято решение (протокол № 3 от 25.11.2010 года), на основании которого издан приказ № 4/2 от 26.01.11 о создании Совета по введению ФГОС. В состав Совета вошли директор, зам.директора по УВР, педагог-психолог, учитель начальных классов, родитель.

Но один Совет по введению ФГОС не способен провести всю запланированную работу в полном объёме. Поэтому была создана Рабочая группа по разработке и реализации изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы были включены председатель – зам.директора по УВР, зам.директора по ВР, учителя, работающие в начальных классах, учитель-предметник. Между членами рабочей группы были распределены обязанности. Работа строилась в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществлялась на совместных заседаниях посредством совместных обсуждений определённых вопросов. В промежутках между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2-3 человека) выполняли порученные задания. По необходимости рабочая группа могла формировать временные микрогруппы для решения конкретных задач.

Не менее важной функцией управления, обеспечивающей высокопродуктивную работу школьного коллектива, является – руководство. Основным назначением функции «руководство» является создание и использование наиболее оптимальных условий достижения цели. Этому способствует правильное соотношение содержания сроков выполняемых работ и ожидаемых результатов. Оно выражается следующими элементами:

  • заблаговременное планирование результатов;
  • координация, и в случае необходимости, корректировка планов администрацией школы; максимально возможная конкретность, реалистичность выражений и формулировок образа желаемых результатов.

Очень важным является понимание и принятие каждым педагогом задач деятельности школы.

Одной из таких задач было создание Основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования – это новый вид ОП для образовательного учреждения. Педагоги школы под руководством зам.директора по учебно-воспитательной работе разрабатывали её на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Это большая работа, касающаяся переосмысления всего образовательного процесса в начальной школе.

Подобная программа в школе никогда ранее не составлялась, поэтому при её создании возникли ряд трудностей.

Во-первых, в школе не хватало компетентных специалистов для написания программы (на тот момент педагоги ещё не прошли курсы повышения квалификации по теме введения ФГОС в школе).

Во-вторых, возникли трудности с определением специфики программы с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ.

В-третьих, видеть внеклассную деятельность в интеграции с предметным обучением.

Не смотря на эти затруднения, мы видим, что программа может стать программой действий всех участников образовательного процесса определенной ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования. Работа по созданию программы позволила педагогам глубже погрузиться в тему введения стандартов второго поколения, понять содержание грядущих перемен, систематизировать работу школы в данном направлении.

ОП содержит

следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • примерный учебный план;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • условия реализации программы.

Разработанная педагогами программа, рассматривалась на Совете по введению ФГОС и принималась на педсовете, после чего было принято управленческое решение об утверждении программы.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. В рамках каждого предмета необходимо реализовать как предметные так и метапредметные цели, предусмотреть развитие универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода.

Основные результаты начального общего образования определяются следующим образом:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, которые обеспечивают возможность продолжения образования в основной школе,
  • воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта производится оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий.

Под метапредметными результатами понимаются освоение детьми универсальных способов деятельности — познавательных, коммуникативных — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира (т.е. знания и умения, опыт творческой деятельности и др. по отдельным предметам).

Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценки. На итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности обучения на следующей ступени, в начальной школе выносятся только предметные и метапредметные результаты.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме анонимных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и т. п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучении, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В этом году мы провели входную диагностику обучающихся 1 класса, рекомендованную районным управлением образования. Диагностика осуществлялась учителем 1 класса и педагогом-психологом. Форма проведения методик индивидуальная и групповая. Были получены результаты, на основании которых принято управленческое решение:

  1. учителю и воспитателю ГПД рекомендовано:
  • продумать систему мер по повышению учебно-познавательной мотивации детей;
  • продолжать учить детей нравственно-этическому оцениванию;
  • включать упражнения на развитие регулятивных действий;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление детей;
  • способствовать сплочению детского коллектива;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся «группы риска» в соответствии с их особенностями;
  1. родителям предложено:
  • поддерживать доверительные отношения с детьми, вселять в них уверенность в своих силах,
  • учить организовывать себя в работе,
  • интересоваться выполнением творческих заданий, при необходимости помочь детям,
  • повышать значимость приобретаемых ими знаний для дальнейшей взрослой жизни.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Накопительная оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т. п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки, которая может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно и сочетание этих форм.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.

Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й (комплекты работ для 1 и 2 классов представлены на выставке). В них включены ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

Другой важной задачей, поставленной перед педагогами школы было организация внеурочной деятельности младших школьников. В Федеральном государственном образовательном стандарте конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс, и охватывает и пронизывает собой все виды образовательной деятельности: учебную в рамках разных образовательных дисциплин и внеурочную. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности. Решение задач воспитания и социализации обучающихся их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Поэтому нами были проведены мероприятия для создания

системы внеурочной деятельности, которые вы видите на экране:

  • Разработано Положение о внеурочной деятельности;
  • Разработан учебный план внеурочной деятельности;
  • Разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
  • Осуществлен подбор кадров.
  • Решены вопросы материально- технического оснащения внеурочной деятельности;
  • Составлено расписание внеурочной деятельности обучающихся 1 класса;
  • Проведена работа с родителями по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Все эти вопросы рассматривались на Совете по введению ФГОС и принимались на педагогическом совете. Далее следовало управленческое решение в виде приказа.

На этапе формирования перечня программ внеурочной деятельности был проведен опрос родителей, с целью определения социального заказа на внеурочную деятельность. На данный момент мы постарались выстроить модель организации внеурочной деятельности школьников, основанную на внутренней интеграции основного и дополнительного образования в условиях школы.

Модель внеурочной деятельности младших школьников представлена на слайде.

Видим, что создавая модель внеучебной деятельности обучающихся, наше образовательное учреждение использовало собственные ресурсы, а также возможности социальных партнеров (художественный руководитель Ломовского ДК). Тесное взаимодействие ОУ с ДК дает возможность расширить и обогатить учебно–воспитательное пространство микросоциума. Это ближайшая среда жизнедеятельности ребенка, которая обеспечивает успешную адаптацию к современным социокультурным условиям.

Создание такой модели внеурочной деятельности, способствует удовлетворению личных потребностей обучающихся нашей школы. ОУ работает в одну смену, поэтому внеурочная деятельность обучающихся организована в форме кружков, творческих объединений, клубов, экскурсий, походов, студий во второй половине дня. Модель работает в условиях школы полного дня. У обучающихся 1 класса есть своя классная комната, спальная — игровая, пространство, которое организовано сообразно задачам и формам жизни данного класса. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей. Используется спортивный зал, кабинет информатики, кабинет технологии. Учитель 1 класса является во второй половине дня воспитателем, сопровождающим обучающихся на занятия внеурочной деятельности. И так наша модель позволяет развивать ребенку собственные интересы и склонности, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся, на наш взгляд, является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы ОУ, а активность обучающихся — показателем сформированности их социального опыта. Достижения каждого обучающегося можно проследить по результатам мониторинга внеурочной деятельности в школе, который разрабатывался рабочей группой.

Цель мониторинга – выяснить являются ли воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выясняется это не для того, чтобы делать выводы в отношении тех или иных педагогов. А для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом мониторинга, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению воспитания. Воспитание – это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и мониторинг должен быть направлен на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить основные предметы диагностики:

  • диагностика личности младшего школьника,
  • диагностика детского коллектива,
  • мониторинг деятельности учителя 1 класса, воспитателя ГПД и педагога дополнительного образования.

По результатам мониторинга принимается управленческое решение о продолжении работы педагогов в данном направлении или внесении корректив в их деятельность.

Диагностика личности младшего школьника осуществляется с помощью методик, перечень которых представлен на сайте школы:

  • «Лесенка» — исследование самооценки ребенка (Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.);
  • «Анкета для родителей, воспитателей ГПД» — исследование коммуникативных качеств личности ребенка (Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.);
  • диагностика личной тревожности(Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Ворнеж: НПО «МОДЭК», 1998.).

Диагностика детского коллектива осуществляется с помощью следующей методики:

  • «Выбор в действии» — оценка межличностных отношений в группе детей – социометрия (Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.).

Мониторинг деятельности учителя 1 класса, воспитателя ГПД и педагога дополнительного образования. Педагоги анализируют внеурочную деятельность по следующим критериям:

в сентябре:

  1. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса
  • Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям
  • Планирование воспитательной работы на год
  • Ведение журнала и другой документации (в течение года)

по окончанию II четверти и учебного года:

  1. Эффективность работы кружков, секций, творческих объединений
  • Результаты развития учащихся (портфолио обучающихся)
  • Проектная деятельность учащихся
  • Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры
  • Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы (количество учащихся)
  • Проведение различных общешкольных мероприятий (количество учащихся)
  • Проведение экскурсий, походов (количество учащихся)
  • Посещаемость кружков и секций
  • Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время внеурочной деятельности
  1. Анализ состояния работы с родителями
  • Проведение родительских встреч
  • Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в учебном году
  • Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)
  1. Удовлетворенность организацией внеурочной деятельности участниками образовательного процесса
  • Удовлетворенность обучающихся жизнью в творческом объединении (на основании анкетирования)
  • Удовлетворенность родителей деятельностью педагога (на основании анкетирования)
  • Наличие благодарностей, грамот
  1. Использование новых воспитательных технологий
  • Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения
  1. Профессиональный рост педагога дополнительного образования
  • Прохождение курсов повышения квалификации
  • Участие в работе конференций, семинаров и т.д.
  • Работа над методической темой
  1. Обобщение и распространение опыта
  • Презентация опыта на различных уровнях
  • Наличие научно-педагогических и методических публикаций

На наш взгляд, такая организация внеурочной деятельности позволяет:

  • создать условия для свободного развития личности ребёнка;
  • способствовать выбору индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • обеспечить каждому школьнику «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Следующей задачей было создание условий для введения ФГОС.

К началу учебного года были подготовлены учебные, спальные и игровые помещения, учебная литература и учебное оборудование. Организована работа в режиме школы полного дня (трёхразовое питание, дневной сон), составлено расписание учебных и внеурочных занятий в соответствии с СанПиН. Мы устанавливаем тесную связь с родителями. Был заключен договор с каждым родителем, согласована организация внеурочной деятельности обучающихся.

Для того, чтобы координировать работу по введению ФГОС, обеспечивать теоретическую поддержку педагогического коллектива прошли курсовую подготовку директор, зам.директора по УВР, учитель начальных классов, учитель физкультуры. В школе были организованы педсовет, совещания методических объединений учителей, семинары, консультации по вопросам разработки образовательных программ и программ дополнительного образования, формирования универсальных учебных действий, системно-деятельностного подхода в обучении, где педагоги были не только слушателями, но и выступающими, проведено районное методическое объединение по теме «Формирование и развитие универсальных учебных действий». Педагоги школы принимали участие в семинарах по введению образовательных стандартов второго поколения на базе школ района, методического кабинета управления образования и молодежной политики администрации Арзамасского муниципального района. Были намечены изменения в технологиях обучения и воспитания, более полно учитывающие возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста. Педагогам было рекомендовано при обучении использование: технологии уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; технологии проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

Важной функцией управления является контроль. Контроль позволяет накопить данные о результатах деятельности, систематизировать их, выявить отклонения (если они есть) от намеченного курса и на основе анализа, упорядочивающего полученные данные, наметить конкретные пути реализации поставленных задач. Следует отметить, что в современной системе действует и стихийный внеплановый контроль, что вносит элемент нервозности в управленческую деятельность. Только плановость, системность, гласность и перспективность контроля делают его незаменимым элементом управления, важнейшей его функцией.

Контроль работы по введению ФГОС осуществляется следующим образом. (таблица)
Вопросы мониторинга ученой и внеурочной деятельности младших школьников включены в план внутришкольного контроля. Контроль осуществляется зам.директора по УВР и зам.директора по ВР. С начала учебного года администрация школы посещают уроки. Дают практические рекомендации по повышению уровня преподавания в 1 классе, активизации познавательной активности учащихся, улучшения психологического климата на уроке.

Таким образом, управление процессом введения ФГОС в нашей школе включает в себя ряд компонентов и отвечает определенным требованиям. Управлять – это значит уметь предвидеть результаты своей управленческой деятельности, организовывать деятельность, согласовывая свои усилия и усилия коллектива, контролировать результаты проделанной работы, с тем, чтобы правильно сформулировать цели следующего этапа управленческой деятельности.

Подводя итоги управленческой деятельности по подготовке перехода на новые образовательные стандарты в школе I ступени, мы считаем, что в нашей школе, в целом, созданы условия для введения ФГОС. Но есть и ряд нерешенных проблем:

  • неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальной школы требованиям ФГОС;
  • недостаточно представлено в новом Стандарте интеграция основного и дополнительного образования по достижению требований ФГОС к результатам образования в начальной школе;
  • не обеспечено дополнительное финансирование затрат образовательного учреждения на введение новых Стандартов.

Часть проблем школа в состоянии решить самостоятельно, но решение финансовых вопросов, технического оснащения мы ждем от органов управления образованием, как на областном, так и муниципальном уровнях.

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Новикова Т.Г. Проблема школьной отметки. Портфолио ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – №3
  2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №5.
  3. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №2.
  4. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие .-М.: Центр педагогического образования, 2009.-448с.
  5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Проект/ Под. Редакцией Я.И.Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. – Вестник образования №7, 2007. – с. 17.
  6. Соловьёва Н.И., Будкина Т.Н., Буртаева О.В. Методическая служба – центр научно-методического сопровождения инновационной образовательной деятельности.// Методист.- 2008.-№5. –С.53-58.
  7. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие/ Под редакцией М.М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000. -448с.
  8. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие /Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. -336с.
  9. Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр.-271 от 04.02.2010 http://www.kremlin.ru/news/6683
  10. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа/ под ред. Н.И. Роговцевой. – М.:Просвещение, 2011. – 110 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-024522-7.
  11. Воробьёва, Т. Дорожная карта для директора: как организовать процесс введения ФГОС начального общего образования в школе// Учительская газета.-№6(10295).-10 февраля.-2010.-С.
  12. Формирование образовательного плана общеобразовательного учреждения. Учебно-методическое пособие /Е.Л.Харчевникова,, А.Н.Хлопченкова – Владимир: ГОУ ДПО «ВИПКРО», 2010. – 44 с.
  13. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.А. Иванов// Завуч. Управление современной школой: для администрации школ.-2008.-№ 1.-С. 4-24
  14. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.
  15. Т.И.Шамовой. — М., 1991.
  16. Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. — Киев, 1988.
  17. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М., 1986.
  18. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. — М., 1982.
  19. Портнов М.Л. Труд руководителя школы. — М., 1984.
  20. Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1989.
  21. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.; 1979.
  22. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992.
  23. Фролов П. Т. Школа молодого директора. — М., 1988.
  24. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва 1983г.
    Вишняков Н.Ф. «Конфликтология» Минск 2000г.
    Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.
    «Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г.
    Шакуров Р.Х. «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г.
    Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.
    Шакуров Р.Х. «Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.
  25. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды./ РИПЭЛ: Новосибирск, 1995.
    Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы./ М.: Новая школа, 997. 320 с.
    Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева./ М., 1995. С.56.
    Черданцева Е. В. Адаптивная школа полного дня как фактор развития личности школьника, автореферат /Кемерово: 2004
    http://ru.wikipedia.org/wiki

О курсе

ЦЕЛЬ

Повышение профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в вопросах психологии управления педагогическим коллективом.

ЗАДАЧИ

  • Рассмотреть основные вопросы психологических аспектов управления в период перехода образовательных организаций на новые ФГОС и профессиональные стандарты.;
  • Освоение компетенций, предупреждающих и помогающих конструктивному разрешению и урегулированию конфликтных ситуаций в образовательных организациях;
  • Раскрыть специфику принятия управленческих решений в педагогических коллективах;
  • Овладение способами и механизмами осуществления психической регуляции деятельности педагогического коллектива, его психологического микроклимата как в нормальных, так и экстремальных условиях;
  • Владеть способами и механизмами регулирования групповых взаимодействий для устранения разногласий и противодействий участников коллектива общим целям организации.

КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Администрация, методисты, руководители методических объединений, педагоги образовательных организаций, организаций дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Промежуточная аттестация в форме тестов, отчетов в форме презентаций, контрольных работ и проекта урока; итоговое тестирование.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Информация о форме обучения в удостоверение не вносится.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение уровня психологической составляющей компетентности руководителей образовательных организаций.

ВЫДАВАЕМЫЙ ДОКУМЕНТ

По окончании курса учитель получает печатное удостоверение о повышении квалификации государственного образца. Удостоверение высылается учителю Почтой России (доставка бесплатна).

Курс повышения квалификации «Управление коллективом: Деятельность руководителя
образовательной организации при осуществлении управления педагогическим
коллективом в контексте реализации ФГОС»

Учебный план курса на 72 часов

Модуль 1. Требования к компетентности современного руководителя образовательной организации в условиях изменения образовательного законодательства. 11 ч.

Модуль 2. Психология управления коллективом в организации. 11 ч.

Модуль 3. Управление конфликтами в организации. 11 ч.

Модуль 4. Основы педагогической конфликтологии. 11 ч.

Модуль 5. Руководство педагогическим коллективом в условиях реализации новых стандартов. 24 ч.

  • Этапы обучения
  • Возможно ускоренное обучение: длительность курсов от 2 недель
  • 1. Отправка заявки на сайте/по телефону/на почту (Присылаете документы: паспорт, диплом и реквизиты (при оплате юр. лицами))
  • 2. Оформление договора и счета
  • 3. Доступ к системе обучения (Учебный портал)
  • 4. Обучение и тестирование по курсу в дистанционном формате
  • 5. Получение документа Почтой России бесплатно (или курьерской службой)
  • Обсудить детали
  • Преимущества обучения
  • Низкая стоимость обучения при высоком качестве учебных программ
  • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации
  • Совмещение учёбы и работы, так как обучение проходит дистанно
  • Частые формирования новых учебных групп. Группы формируются каждый день
  • Итоговая аттестация в дистанционном режиме
  • 100-процентный возврат средств, если Вас не устроило качество обучения
  • Подать заявку

Формат

Дистанционное обучение на современной платформе онлайн-обучения АНО «НИИ ДПО», которая доступна 24 часа, 7 дней в неделю.

Проходить курс обучения Вы сможете в любое удобное время. Вам необходим только компьютер с выходом в Интернет.

Алгоритм обучения в программе:

  1. Учебные материалы представлены блоками в виде конспектов лекций.
  2. Вы последовательно изучаете лекционные материалы.
  3. Сдаете промежуточные тесты.
  4. Проходите итоговое тестирование.
  5. Получаете документ установленного образца

Способы оплаты

  • Оформить заказ возможно на физическое лицо или юридическое лицо.
  • При оформлении на физическое лицо заключается договор об оказании образовательных услуг. Возможна оплата картой или по счету в отделении банка.
  • При оформлении заказа на организацию, заключается договор об оказании образовательных услуг. Оплата производится на основании счета.

По вопросам обучения звоните по телефону
8 800 700 1326
или
+7 (903) 891-07-51

с 09:00 до 18:00 по московскому времени

Ваше сообщение успешно отправлено!

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы можем хранить куки (cookies) вашего браузера. Политика конфиденциальности

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для продавца консультанта торгового зала
  • Валсартан 80 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги лозартан
  • Мне не нравится классное руководство
  • Фортевит д3 капсулы инструкция по применению
  • Церебролизин инструкция по применению цена в таблетках взрослым таблетки